Казахстанский патриотизм: идея, проблемы формирования

Казахстанский патриотизм — идея, проблемы формирования

Казахстанский патриотизм: идея, проблемы формирования

Введение

1.

Патриотизм: смысл, содержание и роль в процессе развития общества

2. Государственная независимость РК – главная предпосылка формирования казахстанского патриотизма

3. Казахстанский патриотизм: цели и задачи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Межнациональное согласие является краеугольным камнем всеобъемлюще

й безопасности, стабильности, поступательного экономического, политического, социокультурного и духовного развития Казахстана.

Живя в мире и согласии, мы часто не придаем особого значения таким обычным событиям в нашей жизни, как возможность учиться, издавать книги, смотреть телепередачи, читать газеты на языке своей национальности. Это реалии Казахстана – страны, где каждому представлены равные возможности.

Толерантность, диалог культур, поликультурность, глобальность ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории – не просто отвлеченные философские понятия, а практическое условие развития формы межэтнических и межконфессиональных отношений.

Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Огромные изменения, происшедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловлено переосмыслением сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью всей деятельности в Республике. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Что такое патриотизм? Как его измерить? Как им управлять?

Третий вопрос разбивается еще на три вопроса:

Как его сформировать?

Куда направлять?

Каким образом его развивать?

Я думаю, что эти вопросы являются на сегодняшний день наиболее актуальны и затрагивают не только уровень самосознания как всего народа, так и конкретно взятой личности, но и отражается в культуре, в политике и даже научно техническом прогрессе. В этой семестровой работе я рассмотрю эти вопросы настолько глубоко, насколько позволяет формат данной работы.

Патриотизм: смысл, содержание и роль в процессе развития общества

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне».

«Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине».

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.

Вот почему первыми самыми жесткими карательными мерами советской власти против врагов народа, предложенными Лениным, были расстрел или высылка из страны без права возвращения обратно. Т.е. лишение человека родины даже большевиками по степени тяжести наказания приравнивалось к расстрелу. Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1.

Главный из них — наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра — благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей — все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.

Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.

), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-непатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины.

В этой связи очень легко понять, насколько непатриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни.

Алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство — все это элементы проявления различных форм непатриотизма в Казахстане.

 Скачать реферат

Источник: http://www.refsru.com/referat-16342-1.html

Казахстанский патриотизм, проблемы его формирования, условия и факторы

Казахстанский патриотизм: идея, проблемы формирования

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-непатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины.

В этой связи очень легко понять, насколько непатриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни.

Алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство — все это элементы проявления различных форм непатриотизма в Казахстане.

Казахстанский патриотизм — это осознание государственного, казахстанского.

Он включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

основные моменты. Они заключаются в:

• формировании у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины;

• воспитании активной гражданской позиции личности;

• военно-патриотическом воспитании;

• патриотическое воспитание, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;

• формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.

В число первых задач входит правильное направление патриотизма.

Это значит развивать патриотизм у граждан Республики, и направлять патриотизм не в русло уничтожения, а в русло созидания как в общественной жизни, так и стоя у власти. Наш президент Н.

Назарбаев возлагает большие надежды на нас – молодое поколение. Говоря о новой управленческой элите, он отметил необходимость притока в государственные структуры свежих сил.

Каких? Не просто грамотных — главное, чтобы у молодых, приходящих к руководству страной, было чувство патриотизма.

Патриотизма не националистического, угрожающего, а демократического, окрашенного истинной любовью к Отчизне, к ее народу.

Патриотизма животворного, который на деле должен стать мощной движущей силой в строительстве благополучного, гордого, обладающего развитой экономикой и высокой культурой Казахстана, подчеркнул Нурсултан Абишевич.

Задачей не уступающей по значимости задаче направлению патриотизма относится вопрос национальной безопасности.

Вопрос воспитания патриотизма — это и вопрос национальной безопасности. Мы не добьемся больших результатов, если не будем сплоченными, не проникнемся ответственностью за судьбу своей республики.

В это вопрос включается гражданско-патриотическое воспитание: пропаганду государственных символов, уважение к армии, правоохранительным органам, ко всем государственным институтам. Это — правовое воспитание молодежи, которая должна знать свои права и обязанности, это — профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни.

Не было, и нет государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан. Патриотизм явление универсальное и уникальное. Политика и идеология государства призваны воспитывать и формировать патриотизм.

Патриотизм проявляется в политической культуре граждан и становится источником силы, единства народа и целостности государства. Подлинный патриотизм всегда на стороне справедливости, гуманизма и демократии. Он мобилизует граждан на решение стоящих перед обществом задач.

Из них вытекают общее и особенное в патриотизме разных стран.

Процесс формирования патриотизма должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Казахстанский патриотизм строится на исторической справедливости правде. Казахстанский патриотизм является логическим результатом становления и развития народа, с ним формируется и с ним развивается.

Казахстанский патриотизм – это проявление общности интересов, общности судьбы, готовность трудится творить во имя возрождения и расцвета страны. Это доказывает, что патриотизм не искусственное понятие.

Он является продуктом этносоциальной реальности общества, формируется и воспитывается казахстанский патриотизм посредством целенаправленной идеологической деятельности государства. Эта работа должна охватить каждую семью, детские сады, средние школы, колледжи и университеты, каждый трудовой коллектив.

Для укрепления патриотизма необходима предметная забота власть предержащих о социальных нуждах населения из страны. Уезжают ведь в основном люди с высшим образованием, европейским уровнем развития. А на их место приезжают из Китая, мусульманского Востока. Это в основном религиозная масса, не воспринимающая стандарты либеральной идеологии.

В существующем перекосе есть определенная особенность. Страна теряет своих истинных граждан. Для них обще казахстанские интересы имеют второстепенное значение. В такой ситуации актуальной становится политика местного населения.

Правовое, политическое равноправие граждан и их социальная защищенность являются условием сохранения и умножения численности населения Казахстана. Социально- экономическое обновление общества, формирование правового государства дают возможность человеку почувствовать себя полноценным гражданином страны и стать ее патриотом.

Источник: https://cyberpedia.su/6xe81e.html

Казахстанский патриотизм: идея, проблемы формирования (стр. 1 из 4)

Казахстанский патриотизм: идея, проблемы формирования

АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра Социальных дисциплин

Дисциплина: Политология

Контрольная работа №2

Тема:Казахстанский патриотизм: идея, проблемы формирования

Приняла: профессор

Абдуллина З.А.

Выполнил:

ст. гр. БРЭ-07-09

Джуматаев Е.Б.

Алматы 2010

Введение

1.

Патриотизм: смысл, содержание и роль в процессе развития общества

2. Государственная независимость РК – главная предпосылка формирования казахстанского патриотизма

3. Казахстанский патриотизм: цели и задачи

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Межнациональное согласие является краеугольным камнем всеобъемлющей безопасности, стабильности, поступательного экономического, политического, социокультурного и духовного развития Казахстана.

Живя в мире и согласии, мы часто не придаем особого значения таким обычным событиям в нашей жизни, как возможность учиться, издавать книги, смотреть телепередачи, читать газеты на языке своей национальности. Это реалии Казахстана – страны, где каждому представлены равные возможности.

Толерантность, диалог культур, поликультурность, глобальность ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории – не просто отвлеченные философские понятия, а практическое условие развития формы межэтнических и межконфессиональных отношений.

Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Огромные изменения, происшедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, обусловлено переосмыслением сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Патриотическое воспитание выступает неотъемлемой частью всей деятельности в Республике.

Что такое патриотизм? Как его измерить? Как им управлять?

Третий вопрос разбивается еще на три вопроса:

Как его сформировать?

Куда направлять?

Каким образом его развивать?

Я думаю, что эти вопросы являются на сегодняшний день наиболее актуальны и затрагивают не только уровень самосознания как всего народа, так и конкретно взятой личности, но и отражается в культуре, в политике и даже научно техническом прогрессе. В этой семестровой работе я рассмотрю эти вопросы настолько глубоко, насколько позволяет формат данной работы.

Патриотизм: смысл, содержание и роль в процессе развития общества

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?

Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне».

«Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине».

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями.

Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.

Вот почему первыми самыми жесткими карательными мерами советской власти против врагов народа, предложенными Лениным, были расстрел или высылка из страны без права возвращения обратно. Т.е. лишение человека родины даже большевиками по степени тяжести наказания приравнивалось к расстрелу. Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:

1.

Главный из них — наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».

2. Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра — благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».

3. Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Таким образом, широта понимания границ своей родины, степень любви к своим землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний, направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории и проживающих на ней жителей — все это определяет степень патриотизма каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического сознания.

Чем шире территория, которую патриот считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных деяний он совершает для блага данной территории и ее обитателей по нарастающей (свой дом, двор, улица, район, город, область, край и т.д.

), тем больший патриот данный человек, тем выше и истинный его патриотизм.

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

У себя на Родине он совместно с другими согражданами-патриотами борется с теми, кто наносит ей ущерб, а это могут быть только сограждане-непатриоты с низким уровнем или дефектами сознания, или вообще враги Родины.

В этой связи очень легко понять, насколько непатриотами являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни.

Алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство — все это элементы проявления различных форм непатриотизма в Казахстане.

Как патриотизм, так и непатриотизм могут быть индивидуальным, групповым и массовым.

Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, мещанско-обывательская отрешенность, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число непатриотов, псевдо- и лжепатриотов.

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

Государственная независимость РК – главная предпосылка формирования казахстанского патриотизма

Источник: https://mirznanii.com/a/183281/kazakhstanskiy-patriotizm-ideya-problemy-formirovaniya

Патриотическое воспитание казахстанской молодежи: история и перспективы

Казахстанский патриотизм: идея, проблемы формирования


С приобретением независимости, Казахстан пережил непростое время, которое ознаменовано с периодом кардинальных изменений буквально со всех областях жизни казахского общества. В первую очередь-это патриотизм.

В статье обосновывается понятие патриотизма как одной из наиболее важных ценностей государства, выделены основные задачи для достижения цели, которые занимают важную роль в формировании казахстанского патриотизма.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, гражданственность, национальное самосознание

На протяжении всей многовековой истории Казахстана проблема патриотизма является предметом особого внимания. Не одно тысячелетие насчитывает процесс воспитания патриотизма у казахстанского народа. У нас, граждан Казахстана, сформировалась культура, основой которой является народность, патриотизм, духовность, солидарность и уважение к традициям.

Важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения чувства любви к Отчизне.

Основным институтом, обеспечивающим организацию, функционирование и контроль всей системы патриотического воспитания, является государство.

Патриотическое воспитание молодежи — одно из направлений государственной молодежной политики Республики Казахстан на этапе переходного периода и на долговременную перспективу.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Однако, что такое патриотизм? В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.

Даля отмечается: «патриотизм (от греческого patriots — соотечественник, patris — Родина, Отечество) — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [1, с. 24]. С. И.

Ожегов в «Словаре русского языка» трактует «патриотизм», как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2].

Известно, что многие известные учёные, выдающиеся педагоги, талантливые писатели, философы и публицисты в своих трудах уделяли особое место патриотическому воспитанию. Проблемы патриотического воспитания являются исследованием отечественных учёных.

Тематика патриотизма встречается в трудах Абая Кунанбаева, Мухтара Ауэзова, Ибрая Алтынсарина, Чокана Валиханова и многих других казахстанских деятелей.

По мыслям философа Абая Кунанбаева, истинный патриотизм — это триединство таких факторов, как вера в свой народ, соединенная с бесстрашием, любовь к своему народу, сопровождаемая действительным сочувствием и состраданием к его действиям, и реальная практическая помощь своему народу.

Мухтар Ауэзов говорит следующее: «Советский патриотизм — это глубокий вдумчивый труд за всех народов своей Родины, за всё будущее поколение, за отцов, за матерей» [3, с. 215]

Свои взгляды о роли исторической науки в формировании гражданского патриотизма М.

Козыбаев обосновал в связи с формированием общенациональной идеи: «В качестве общенациональной идеи, которая должна обеспечить нормальное функционирование общества, выдвинута идея упрочения гражданского мира и межнационального согласия, идея национального и общенационального, общеказахстанского патриотизма. Всемерно подчеркивая идею общенационального патриотизма, на наш взгляд, следует шире и глубже исследовать истоки казахского национального патриотизма, ставшего составной частью менталитета народа. Мы особо подчеркиваем этот аспект потому, что казахский народ несет особую ответственность в формировании общеказахстанского патриотизма, общенациональной идеи упрочения гражданского мира и межнационального согласия» [4, с. 323].

Обращаясь к прошлому, стоит заметить, что богатая история казахстанского народа всегда отличалась своим патриотизмом и любовью к Родине.

Так, например, известными патриотами являются Керей и Жанибек — отцы-основатели Казахского ханства, первого национального государства на территории современного Казахстана.

Оба стремились дать народу независимость и сделали все, чтобы Казахское ханство оставалось сильным и самостоятельным государством, защищая границы ханства. Жанибек и Керей внесли огромный вклад в укрепление патриотизма казахского народа.

Примером патриотизма является величайший Касым хан, сын Жанибека. Мудрый хан призывал народ бороться за Родину, ценить и любить культуру своего народа, уважать обычаи и традиции семьи.

Как патриот, Касым хан смог расширить границы ханства, увеличил численность населения до миллиона, издал своего рода конституцию казахского общества — «Қасымханның қасқа жолы» («Светлый путь хана Касыма»), что помогло регулировать отношения внутри общества, контакты общества с другими государствами.

Патриотизм проявил Абылай хан. Он проявил себя в борьбе против джунгарского нашествия, в объединении трёх казахских жузов. В 1771 г. Абылай был провозглашен ханом всех трёх жузов. Объединив казахские жузы, хан создал крепкую и сильную государственность, проводил грамотную внешнюю и внутреннюю политику, а также вернул казахам завоёванные джунгарами земли на востоке и Семиречье.

Также необходимо обратить внимание на мысли известного ученого, путешественника Шокана Уалиханова. Ш. Уалиханов — человек, получивший европейское образование, человек открытый западу. Г. Н.

Потанин в очерке о Шокане Уалиханове написал: «Он был слишком европеец, более европеец, чем русские, и потому никогда уже не мог снять с себя наложенную на него печать европейской духовной культуры. Но эта привязанность к Европе не отрывала его от его народа.

Напротив, европейский дух, в котором он воспитался, обязывал его смотреть на себя как на слугу своего киргизского (казахского) народа». Как пишет далее Г. Н. Потанин, «задачей своей жизни Валиханов считал служение киргизскому народу, защиту его интересов перед русской властью и содействие его возрождению».

Любовь к родине и к своему народу можно увидеть в трудах философа-гуманиста, основоположника казахской литературы Абая Кунанбаева. В стихах Абая звучит тревога за будущее своего народа.

Время — пряди тумана вдоль гребней гор.

Ты с надеждой глядишь в туманный простор,

Ты следишь за потоком безликих дней,

Вечной сменою их утомляя взор.

В творениях Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией.

Проявил патриотизм Алихан Бокейханов — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф, политический лидер казахов. А.

Бокейханов, учитывая, что казахи стали терять политический и культурный ориентир, хотел создать независимое казахское государство.

Идея была создана в виде автономии «Алаш», однако автономия существовала недолго. А. Бокейханов считал, что народ без государства — это сироты.

Актуальной проблемой на сегодняшний день является проблема патриотического воспитания молодежи. Особое внимание стоит уделить на процессы воспитания и педагогики как средств формирования личности.

Педагогика является мощным воздействием на воспитание человека, поэтому педагогика должна активно использовать в практике воспитание патриотизма.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина и патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Целью патриотического воспитания является формирование у молодого поколения высоких качеств, готовности реализовать их в интересах общества и государства.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

– проведение организаторской деятельности в школах, колледжах, университетах, с целью пропаганды патриотического воспитания;

– утвердить в чувствах и познаниях молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

– воспитать уважение к прошлому Родины, к традициям, обычаям;

– укрепить среди молодежи верность к родине и готовности к защите своего государства.

патриотического воспитания, обусловливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-культурной, политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро.

Только сформировав личность гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим связанным с ней видам государственной службы.

Принципы патриотического воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогической практике содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию. К принципам патриотического воспитания можно отнести направленность воспитания на:

– укрепление единства и целостности;

– учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

– сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских отношений народов Казахстана, их сплочение в едином федеративном государстве;

– содействие развитию национальных культур и языков народов;

– содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

– развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

– обеспечение равноправия народов и национальных меньшинств страны;

– обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

– укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

– гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

– сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

– формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

– предотвращение межнациональных конфликтов;

– учет в воспитании религиозных и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий;

– сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости и многие другие принципы.

Казахстан — это сильное и независимо государство с многовековой историей. Огромный вклад в патриотическое воспитание внёс Нурсултан Абишевич Назарбаев, Президент Республики Казахстана: «Казахстан начал третье двенадцатилетние Независимости с большой духовной модернизации.

В рамках моей программной статьи во всех регионах страны начата масштабная работа. Один из важных проектов, реализуемых на основе «Рухани жаңғыру» — «Туған жер». Земля, на которой человек родился, всегда будет в его сердце. Мы все гордимся своими родными краями, скучаем по ним, заботимся о них.

Любовь к родной земле продолжается в любви к Родине, забота о родной земле — в заботе о Родине», — отметил глава государства [5].

Литература:

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Русский язык, Том 1–4, 1989–1990.

Источник: https://moluch.ru/archive/179/46437/

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Казахстанский патриотизм: идея, проблемы формирования

ФОРМИРОВАНИЕ КАЗАХСТАНСКОГО ПАТРИОТИЗМА

У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Карлова Лариса Викторовна

преподаватель колледжа экономики, бизнеса и права КЭУК

«Дух нашего народа лежит в основе политики, которую мы проводим с первых дней независимости – это как раз толерантность и дружба»

Н.А. Назарбаев

Наша Родина Казахстан 20 лет назад обрела независимость, право на самостоятельность, принятие верных социально-экономических и политических решений.

Мы, как подрастающее поколение гордимся успехами своей страны, куда вложен труд многих тысяч казахстанцев, людей, которым небезразлична судьба своей Родины.

Волею судьбы Казахстан является многонациональным государством, где тесно переплетаются судьбы многих народов, национальностей, этносов – исторически не родственных друг другу.

Огромная заслуга Президента нашей страны, что в условиях многонациональности можно считать одной большой семьёй. Бауржан Момышулы сказал: «Каждый гражданин должен любить свою нацию и через глубокое чувство любви и гордости к ней должен любить и уважать другие нации».

В Послании Президента Республики Казахстан, в значимом документе государственного значения, определяется стратегическое направление национальной политики для укрепления независимости, сохранения целостности нашей страны и ее дальнейшего развития как суверенного государства и всего казахстанского общества.

В Законе Республики Казахстан «Об образовании» одной из основных задач системы образования является воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине – Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям.

Говоря о будущем Казахстана как о «Мәңгілік ел», Президент на одно из первых мест ставит вопросы исторического сознания нации. «Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков.

Чем глубже историческая память, характеризуемая как социально-культурная категория, и чем глубже корни исторического сознания, сам человек и в целом общество становятся более богатыми духовно.

Как известно из истории – для того, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее, надо знать прошлое.

Жизненные и гражданские принципы человека наиболее четко определяются, если он глубоко проникает в суть социально-культурного опыта, накопленного предыдущими поколениями.

Историческая наука способствует формированию научного мировоззрения человека и влияет на взращивание в нем гуманитарных идеалов, воспитывает любовь к родине, гордость за ее прошлое и настоящее, что порождает и формирует чувство патриотизма.

В течение более двадцатилетней Независимости Казахстан не только смог уменьшить последствия духовного упадка, имевшего место в эпоху колониализма и тоталитаризма, но и вступил в новый период становления своей государственности.

Для этого в целях обеспечения жизнедеятельности такой сложной системы как нация необходимо сформировать через возрождение национального мировоззрения, духовных истоков, составляющих сущность самобытной истории и культуры, присущее данному обществу историческое сознание.

Для многих народов Казахстан стал Родиной более 120 этносам, характеризующимися различными традициями, обычаями и культуры.

Если вспомнить историю переселения некоторых народов в Казахстан, можно найти в этой информации много печальных страниц истории, т.к.

многие народы были насильно переселены на земли совершенно чужой, далёкой им страны, впоследствии ставшей родной для них самих и их потомков.

На мой взгляд переселенческая политика народов в Казахстан имела 2 пути: добровольный (мирный) и депортационный (насильственный).

К первому пути можно отнести переселенческую волну русских эмигрантов, которая охватила конец XVI – XIX веков, т.е. период присоединения Казахстана к Российской империи.

Ко второму пути относятся народы Северного Кавказа – чеченцы, ингуши, осетины, балкарцы, которые в рамках сталинских репрессий были насильственно, жесточайшим способом переселены на земли Казахстана.

За долгие годы развития Казахстана созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа нового казахстанского патриотизма.

Патриотизм – это уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра – благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства.

Безусловно, патриотизм – это искренняя любовь к Родине, преданность своему Отечеству, а также стремление служить его интересам и постоянная готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих национальных ценностей .

Казахстанский патриотизм – это осознание государственного, казахстанского.

Он включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины.

Как известно, патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты и субъекты. Действенная часть патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для родины позитивные дела и положительные поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности нашего государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития казахстанского общества, активной гражданской позиции отечественной молодежи, готовности ее к самому настоящему самоотверженному и беззаветному служению независимому Казахстану.

В патриотизме гармонично и органически сочетаются лучшие национальные традиции казахского народа и национальных диаспор с преданностью к служению нашей общей и единой родине.

Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд сепаратизму, экстремизму, терроризму, трайбализму и такому позорному явлению, как движение неофашистов и скинхедов, которое, к великому сожалению, имеет место в ряде стран постсоветского пространства.

Патриотическое воспитание молодежи предполагает формирование у молодых людей общественно-значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых казахстанскому обществу процессов и явлений, разрушающих его цельный каркас.

Огромную роль в этом должна играть молодежь. Именно молодежи свойственно обостренное чувство справедливости. Молодой человек может сам для себя расставить приоритеты, которые помогут сориентироваться в потоке информации.

Почему именно молодежный патриотизм является гарантом крепкой стабильно развивающейся демократической страны. Мы, будущее Казахстана, должны продолжить дело наших предшественников в становлении развитого государства.

Молодежный патриотизм включает в себя такие понятия как согласие, взаимовыручка, чувство долга и ответственности, толерантности.

Но само государство должно создать благоприятные условия для реализации молодежных программ. Процесс формирования патриотизма должен происходить на государственном уровне, в условиях Казахстана патриотизм должен решать проблему межнационального и межконфессионального согласия.

И именно государство должно сформировать и разработать четкую логическую программу для воспитания патриотизма среди граждан страны, а именно среди молодежи. … Большое значение в формировании молодёжного патриотизма имеют программы и послания Правительства РК, Президента страны, открытие международных форумов. Президент Н.А.

Назарбаев в лекции в КазНУ имени Аль-Фараби отметил: «Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны молодые эрудированные люди, с трепетом относящиеся к своей Родине». 

Студенты является главным инструментом в достижении единого патриотического духа народа.

Именно Казахстанский патриотизм мог бы стать сегодня той идеей, которая скрепляла бы общественное сознание, обеспечивая духовную общность народа. Это дело не одного дня, года.

Человек через всю свою жизнь должен пронести чувство патриотизма, а предпосылки этому в большей мере должны быть вложены со школьных лет.

Сегодня, когда Казахстан стоит на пороге нового периода развития, студенты колледжов страны, новое поколение как никто другой должны чувствовать ответственность за счастливое и мирное будущее страны через глубокое чувство патриотизма. Строить мир и согласие мы сможем только тогда, когда научимся жить в многонациональной и поликультурной среде, понимая своеобразие других культур, уважая их традиции, убеждения и верования.

Подрастающее поколение начинает испытывать чувство благодарности и патриотизма к стране, которая могла объединить их на одной земле и создать благоприятные условия для возрождения культурных и духовных национальных традиций.

Патриотизм и знание государственного языка неразрывны. Мы живем в независимом светском государстве и поэтому будущее у граждан Казахстана обязательно должно быть связано со знанием государственного языка.

Нет в мире ни одной страны, где знание государственного языка не было бы первостепенным.

Казахский язык стал средством выражения и сохранения и национальной государственности, дальнейший выработки идеологического, духовного и культурного единства народа.

Исходя из вышесказанного, мы с уверенностью можем сказать, что будущее нашего родного Казахстана напрямую формируется из чувства патриотизма, неотрывной связи себя с судьбой своей Родины.

Сейчас весь народ Казахстана отсчитывает 20 звездных дней – 20 вершин независимости Республики Казахстан, восьмой вершиной из которых является роль студентов в укреплении независимости и будущего Казахстана.

«Государственная молодежная политика должна давать молодым людям хороший шанс стать полноправными гражданами страны. Гражданами, которые не просто ищут личного успеха в жизни, но и созидают для своих близких, своего народа и своей Родины. Я верю в нашу молодежь!»

Итоговым результатом функционирования системы патриотического воспитания студентов в республике должны стать духовный и культурный подъем уровня молодых людей. Нам предстоит построить целостную систему возрождения общенациональной идеи любви к своей Родине, почитания и уважения к истории своей отчизны.

Высокая духовность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в значительной степени определять будущее нашей столицы, Казахстана, его имиджа в международном масштабе.

Источник: https://infourok.ru/statya-na-temu-formirovanie-kazahstanskogo-patriotizma-u-studentov-kolledzha-3121349.html

Refy-free
Добавить комментарий