Казахстан — независимое государство (1991-2002 гг.)

Казахстан независимое государство

Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)

1 Декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента Казахстана, им стал Н. А. Назарбаев, который 10 декабря вступил в должность.10 декабря было принято решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», этот день был объявлен Днем независимости.

2 марта 1992 года Казахстан стал полноправным членом ООН, был признан мировым сообществом.

В становлении суверенитета Казахстана можно выделить несколько этапов.

Это 1989 — 1990 годы, когда происходило углубление социально — экономического кризиса, с одной стороны, и политических противоречии, половинчатости действий, нерешительности союзного руководства, с другой. В это время был принят Закон «О языках в Казахский ССР», учрежден пост Президента в Казахстане.

Следующий этап — это время со дня провозглашения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР 25 октября 1990 года до распада Советского Союза в декабре 1991 года в этот период происходят активные выступления руководства страны за экономическую самостоятельность; нарастает радикализация деятельности различных политических организаций, партий и движений; создаются национально — культурные центры.

Затем идет этап, ознаменованный Законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, он длился до конца 1992 года.

В этот период произошло провозглашение государственной независимости Казахстана, установление единого Казахстанского гражданства, введение самостоятельной экономической системы, финансово — кредитной, налоговой и таможенной служб, утверждение государственных символов Республики Казахстан.

В мае 1992 года была опубликована «Стратегия становления развития Казахстана как суверенного государства», в которой Президент Казахстана Н. Назарбаев писал: «Мы отказались от строительства «светлого будущего» по туманным… проектам марксизма — ленинизма». Но это не означает, что отсутствует перспектива.

«Без четкой цели не могут существовать ни человек, ни властные структуры, ни общество». Концептуальная модель развития Казахстана предусматривает создание общества открытого типа, демократического, миролюбивого государства.

4 июня 1992 года были утверждены государственный флаг, герб, гимн Республики Казахстан. Государственные символы являются отражением истории, культуры, они демонстрируют неповторимую самобытность страны и служат выражением самосознания ее граждан.

Государственный флаг Республики Казахстан, автор Ниязбеков Ш., согласно Указу Президента «О государственных символах Республики Казахстан» представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре его солнца с лучами, под которым — парящий орел.

У древка — вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента — цвета золота. Небесно — голубой цвет флага отражает менталитет кочевников, он символизирует мир, спокойствие, благополучие.

Образ солнца — это олицетворение жизни, богатства, изобилия.

Орел ассоциируется со свободой, достоинством, мужеством, высокими идеалами. Орнамент на флаге изображен в форме бараньего рога. Этот древний орнамент известен с эпохи ранних кочевников на территории Казахстана.

Государственный герб авторы Малибеков Ж., Валиханов Ш. Он, согласно вышеназванному Указу, представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки в обрамлении крыльев мифических коней.

В верхней части герба помещена пятиконечная звезда, а в нижней надпись-«Казахстан». В цветном изображении — два цвета: золото и сине-голубой. Шанырак — верхняя сводчатая куполообразная часть юрты напоминает небесный свод, символизирует собой отчий дом, мир, вселенную.

Конь — это спутник жизни кочевников, с ним тесно связана вся их хозяйственная и духовная деятельность. А конь с крыльями и рогами означает устремления к сильному, процветающему государству.

Пятиконечная звезда выражает стремление казахстанцев присоединиться к сообществу государств и народов всех пяти континентов Земли.

Государственный гимн, авторы музыки М.

Тулебаев, Е. Брусиловский, Л. Хамиди; слова М. Алимбаева, Ж. Дарибаевой. Он состоит из трех куплетов и припева. В первом куплете отражено историческое прошлое Казахстана, во втором — его современность и в третьем — перспектива. В припеве звучит идея единения народов Казахстана.

29 сентября в Алматы открылся первый всемирный курултай казахов. А в декабре 1992 года состоялся Форум народов Казахстана. Главной целью внутриполитического развития страны стал курс на сохранение межнационального согласия и политической стабильности.

С принятием первой Конституции независимого Казахстана в январе 1993 года начался очередной этап, который завершился в марте 1995 года. Среди значительных событий в жизни суверенного государства того времени следует назвать Указ Президента Н. А.

Назарбаева от 12 ноября 1993 года «О введении национальной валюты», в соответствии с которым на территории страны «единственным законным платежным средством» становится тенге.

В целом же в течение указанного периода значительно возрос международный авторитет Казахстана, предпринимались активные меры по обеспечению республикой своей внешнеполитической безопасности.

В марте 1995 года начался новый этап.

Он связан с тем, что Конституционный суд Республики Казахстан признал нелигитимность полномочий депутатов Верховного Совета Республики Казахстан, и он был распущен, а также созданием Ассамблеи народов Казахстана, первая сессия которой открылась 24 марта в Алматы.

29 апреля состоялся референдум по продлению полномочий Президента Казахстана до 2000 года.30 августа на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан. В декабре состоялись выборы в двухпалатный Парламент Казахстана.

В 1997 году было опубликовано Послание Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев».

В нем дается подробный анализ нынешнего положения республики, раскрывается «миссия Казахстана», изложены такие «долгосрочные приоритетные цели», как национальная безопасность; внутриполитическая стабильность и консолидация общества; экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; энергетические ресурсы; инфраструктура, в особенности транспорт и связь; профессиональное государство, ограниченное до основных функций.

На данном этапе произошел перенос столицы из Алматы в Акмолу.6мая 1998 года город Акмола был переименован в Астану.

На пути к подлинному суверенитету Казахстан столкнулся с рядом трудностей: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня населения, безработица, экологические проблемы, криминогенность, коррупция, внешний долг.

Чтобы преодолеть их и занять достойное место в человеческом сообществе, необходимо было решать задачи реструктуризации экономики, ее переориентации на современные наукоемкие технологические отрасли; создание социально ориентированного рынка на основе обеспечения принципа равенства возможностей; формирования правового государства и институтов гражданского общества; развития культуры, образования, науки.

Экономическая реформа, осуществляемая в Казахстане, предусматривала кардинальное изменение структуры управления экономикой, место, функции и роли органов государства.

В новых условиях изменились функции министерств. Основной их задачей стало не управление предприятиями, а координация развития отраслей, обоснование выбора основных направлений технического прогресса и развития производств.

В целях взаимовыгодного сотрудничества, создание гибких производственных структур, в условиях углубления экономической реформы были созданы 35 стационарных обществ, 75 межотраслевых и внешнеэкономических ассоциации, около 30 концернов и консорциумов, свыше 30 коммерческих банков.

Одной из приоритетных задач внешней политики Казахстана стало налаживание сотрудничества со странами СНГ.

В мае 1992 года был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, в декабре 1993 года Меморандум о сотрудничестве по охране внешних границ.

Важной внешнеполитической инициативой Казахстана стало предложение о создании Евразийского союза, обнародованное весной 1994 года. Сам проект «О формировании Евразийского союза государств» был опубликован в июне 1994 года.

Суть проекта заключалась в предложении углубить интеграционные процессы на постсоветском пространстве: сблизить национальные законодательства основ хозяйственной деятельности, совместно охранять внешние границы СНГ, усилить координацию развития национальных экономических систем стран СНГ вплоть до создания наднациональных органов руководства ими.

К концу 1997 года в Казахстане было зарегистрировано 178 казахстанско-американских совместных предприятий и 82 американские компании, функционируют 49 американских НПО.

На европейском направлении приоритетное значение уделяется отношениям с ФРГ, дипломатические отношения с которой были установлены в феврале 1992 года.

В отношении с остальными странами Европы приоритетное значение имеют договоры, заключенные в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Казахстаном. В 1995 году был подписан Временный договор о торговле и связанных с ней вопросах между Казахстаном и Европейским Союзом.

Таким образом, с принятием Декларации о государственном суверенитете в Казахстане фактически завершилась перестройка, понимаемая как процесс реформ, направляемый из центра и на условиях центра. После провозглашения независимости в республике произошли кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества.

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 2 марта 1992 года N 175 Об открытии представительства Министерства внешнеэкономических связей Республики Казахстан в Урумчи (СУАР КНР) и Синьцзянской компании по международному экономическому сотрудничеству в г. Алма-Ате

№ N 175

от 02 марта 1992

Статус: действует

Раздел: Международные соглашения

Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 2 марта 1992 года N 175 Об открытии представительства Министерства внешнеэкономических связей Республики Казахстан в Урумчи (СУАР КНР) и Синьцзянской компании

по международному экономическому сотрудничеству в г. Алма-Ате

В соответствии с Соглашением о принципах и основных направлениях развития сотрудничества между Республикой Казахстан и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китайской Народной Республики от 16 июля 1991 г. и в целях дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества между Республикой Казахстан и СУАР КНР Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
 1.

Согласиться с предложением Министерства внешнеэкономических связей Республики Казахстан об открытии его представительства в г.Урумчи (СУАР КНР) и представительства Синьцзянской компании по международному экономическому сотрудничеству (СКМЭС) в г.Алма-Ате.  2.

Выделять ежегодно из Республиканского валютного фонда 24 тыс. долларов США для покрытия расходов представительства МВЭС Республики Казахстан в СУАР КНР (смета расходов прилагается).  3.

Алма-Атинской городской администрации выделить необходимые помещения для представительства СКМЭС (СУАР КНР) в г.Алма-Ате.

 4. Министерству материальных ресурсов Республики Казахстан в соответствии с Соглашением между Казахстаном и СУАР КНР о взаимном учреждении представительств по экономическому сотрудничеству от 3 августа 1990 г. выделить Министерству внешнеэкономических связей Республики Казахстан в счет республиканского лимита одну автомашину «Жигули» для закрепления за представителями СУАР КНР.

Премьер-министр Республики Казахстан

Независимость казахстана: история и признание миром

Марал АМАНЖОЛОВА
Скоро мы отметим национальный праздник — День независимости Республики Казахстан. Истинный смысл понятия «независимость» означает полную автономность и способность к самостоятельному развитию с помощью своих национальных факторов цивилизации.

Именно 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан», оформивший юридический статус республики как суверенного государства. Конституционный закон объявил Казахстан независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории.

Конституционный закон закрепил курс государства на создание самостоятельной экономической системы со своей финансово-кредитной, налоговой и таможенной политикой, основанной на многообразии форм собственности.

Экономическая система, утвержденная в Конституционном законе, укрепилась созданием финансово-кредитных, налоговых и таможенных институтов, введением в экономический оборот в 1993 году собственной национальной валюты – тенге.

Сразу же после принятия Конституционного закона Казахстан был признан многими государствами мира как полноценный член мирового сообщества, были созданы все необходимые международно-правовые механизмы сотрудничества, республика приобрела право голоса при участии в решении вопросов регионального и глобального характера.

Президент страны инициировал кардинальные реформы во всех областях постсоветского социума, которые оказали глубочайшее влияние на обновление стран СНГ и, в конечном счете, на глобальные процессы.

Став политическим лидером, он проявил себя как уникальный личностный феномен политической и общественной жизни, сумевший в сложнейших условиях построить независимое светское и демократическое государство. Один из важнейших шагов в годы суверенитета – перенос столицы. Сегодняшняя Астана – символ исторических побед Казахстана.

  Первым шагом к признанию Казахстана мировым сообществом был отказ в 1991 году страны от ядерного вооружения. Первой страной, признавшей Казахстан независимым государством, стала Турция.

Во многих странах мира Казахстан открыл свои дипломатические представительства, стал полноправным членом ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций, участником важнейших международных конвенций, договоров. Приоритетами нашей дипломатии остаются углубление и расширение дружественных и взаимовыгодных отношений с ближайшими соседями – государствами Центральной Азии.

В целом Казахстан установил дипломатические отношения со многими государствами мирового сообщества и располагает одной из наиболее разветвленных сетей дипломатических представительств среди стран СНГ.

За годы независимости Казахстан открыл загранпредставительства во многих  странах, в том числе посольства, дипломатические миссии, генеральные консульства… Казахстану за короткий по историческим меркам срок удалось создать надежный пояс безопасности, юридически оформив процесс делимитации и демаркации государственных границ.

На протяжении долгих лет была проделана огромная и кропотливая работа казахстанских дипломатов и юристов, картографов, геодезистов и пограничников. В Казахстане сформирован благоприятный инвестиционный климат. Осуществляется подъем отечественного производства и развиваются современные информационные технологии.

В социальной сфере был осуществлен переход от идеологии государственного патернализма к взвешенной адресной социальной политике. Формируется и развивается национальная модель образования. Обретение государственной независимости дало толчок развитию культурно-исторического наследия всех народов Казахстана.

В обществе сохранена политическая стабильность и межнациональное согласие. Для решения вопросов национальной политики создан уникальный на постсоветском пространстве орган – Ассамблея народа Казахстана, где представлены интересы всех этносов, проживающих в стране.

Благодаря выверенной политике руководства страны, присущей нашему народу, толерантности и высокой степени гуманизма, республика избежала социально-политических потрясений и экономических коллапсов, сохранила добрые отношения с соседями. Этими национальными достояниями мы вправе гордиться.

За это время в нашей стране радикально реформирована экономика, что обеспечило становление и развитие рыночных отношений, последовательную интеграцию в систему мирохозяйственных связей. Казахстан стал одним из лидеров в СНГ и Восточной Европе по привлечению иностранных инвестиций.

Все сегодняшние достижения нашей республики в области укрепления политической стабильности, эффективных экономических реформ, признания на международной арене и роста благосостояния граждан – это свидетельство сплоченного и созидательного труда всего общества, а значит, и воплощения в жизнь стратегических приоритетов нации. Сегодня успехи и вклад Казахстана в укрепление международного мира и безопасности ни у кого не вызывают сомнений. Реализация многовекторной внешней политики Первого Президента Нурсултана Назарбаева позволила Казахстану стать полноправным, уважаемым и значимым игроком в мире. Прогресс молодого государства в собственном обустройстве и всевозможные миротворческие усилия высоко оцениваются международным сообществом. Это, в свою очередь, находит выражение в стабильном и высоком уровне притока прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана, а также реализации многих внешнеполитических инициатив Астаны. Однако если достижения Казахстана в промышленности, сельском хозяйстве, науке и образовании были известны и в советский период, то внешнеполитические страницы нашей независимой истории пришлось писать фактически с чистого листа. В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа совместных предприятий, открываются представительства крупнейших компаний мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.

Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая стабильность в республике делают нашу страну одной из наиболее привлекательных для вложения иностранного капитала.

Казахстан расположен в центральной части Евразии. Протяженность его границ составляет 12, 2 тысяч километров, 600 км из которых пролегают по Каспийскому морю. Природные и климатические условия Казахстана в значительной мере определяются его глубоким материковым расположением.

Практически половину территории страны занимают пустыни и полупустыни, а четверть территории – степи. Высокогорные области занимают около 10 % территории. В Тянь-Шанских горах, которые находятся на юго-востоке Казахстана, расположена самая большая вершина страны – пик Хан-Тегри. Его высота достигает почти семи тысяч метров (6995м над уровнем моря).

Наличие таких вершин говорит о том, что эта горная система образовалась относительно недавно. И действительно, процесс образования Тянь-Шанских гор, который начался в неогене, продолжается и сейчас.

Об этом свидетельствуют тектонические колебания земной коры (землетрясения).

На юго-востоке, на границе Казахстана и Китая, расположен большой горный массив – Джунгарский Алатау, вершины которого покрыты ледниками.

На востоке расположена более древняя горная система – Алтайская. Средняя высота горных вершин здесь от 2500 до 3500 метров, а наивысшая точка достигает высоты 4506 м.

Казахстан занимает огромную площадь и поэтому граничит с регионами, которые сильно отличаются по своим климатическим условиям: с Западно-Сибирской низменностью на севере страны и с Центральной Азией – на юге.

Под воздействием холодных и теплых воздушных масс сформировался резко континентальный климат Казахстана, который характеризуется жарким летом, холодными зимами, большими сезонными и суточными перепадами температур, а также неравномерным распределением осадков.

Гидрография Казахстана представлена множеством рек и озер. В число озер Казахстана входит и Аральское море, которое еще недавно было на третьем месте среди самых больших озер мира.

Но в результате изменений климата и хозяйственной деятельности человека, количество водных артерий, которые питали Аральское море, резко сократилось. Реки Чу, Сары-Су, Талас больше не питают Аральское море, а поступление воды из Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи сильно уменьшилось.

Сыр-Дарья и Чу относятся к крупнейшим рекам Казахстана, наряду с Иртышем, Тоболом, Уралом и Ишимом.

Флора Казахстана представлена шестью тысячами видов. Но их распределение по природным зонам неравномерно. На пустынную зону, которая занимает значительную часть территории Казахстана, приходится всего лишь 250 видов, которые приспособились к жизни в суровых пустынных условиях. В основном это травы, среди которых несколько видов полыней. Деревья представлены одним видом – черным саксаулом.

Степная растительность особенно разнообразна в весенний период, когда выпадает много дождей. В это время в степях расцветает множество эфемерных растений. Среди растительности лесных зон большие площади занимают хвойные (кедр, сосна, пихта).

Почвы Казахстана достаточно разнообразны, но большая часть площадей приходится на бедные песчаные и засоленные почвы. Для почвенных ресурсов Казахстана характерно ярко выраженное широтное зонирование.

Черноземы локализованы на севере страны, а по мере продвижения на юг, переходят в каштановые грунты, затем в бурые почвы полупустынь, солончаки и песчаные пустынные почвы. К сожалению, варварское использование природных ресурсов Казахстана во времена Советского Союза, привело к разрушению почв.

Примитивные методы земледелия, распахивание степей под посевы зерновых, послужили причиной эрозии грунтов и разрушения экосистем, которые существовали сотни лет.

Источник: https://magictemple.ru/kazahstan-nezavisimoe-gosudarstvo/

Histogood

Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)

10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.

12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.

За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.

С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;

создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;

обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;

заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;

повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека;

использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.

Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики.

Для организации работ по подготовке новых государственных символов в январе 1992 года Верховным Советом была организована рабочая группа.

Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза и 42 письменных предложения по проекту Флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта Гимна.

В конечном итоге Верховный Совет отдал предпочтение работам: создателя Государственного Флага — художника Шакена Ниязбекова; создателей Государственного Герба — архитекторов Жандарбека Малибекова и Шота Валиханова.

Музыку гимна сохранили в прежней редакции — композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латыфа Хамиди. Авторами текста Гимна стали — Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты Верховным Советом.

Князья Сан-Донато
Эти Демидовы представляли полнейший контраст с предками. Предки крепко сидели на своих заводах копили капиталы; потомки, используя семейные богатства, исколесили всю Европу. Анатолий Николаевич (1812—1870), первый из Демидовых князь Сан-Донато, был младшим сыном Николая Никитовича Демидова, умершего во Флоренции, где он был русским пос …

На пути к власти
В 1911 году, после начала Синьхайской революции в Китае, Цзян Чжунчжэн вернулся в Китай, где стал помогать Чэнь Цимэю разворачивать вооружённые действия в Шанхае и в Ханчжоу против цинских властей. Командуя авангардом, он проложил путь к столице своей родной провинции Чжэцзян — городу Ханчжоу. В награду за успехи в этой операции он был …

Корейская война
Мир, разделенный между двумя военными блоками, сотряс первый послевоенный конфликт 25 июня 1950 года – Корейская война. После победы коммунизма в Китае и образования в 1949 г. Китайской Народной Республики, соотношение сил в Юго-Восточной Азии коренным образом изменилось. К тому же Япония в результате поражения перестала играть в этом р …

Источник: http://www.histogood.ru/hgoods-935-1.html

Казахстан — независимое государство (1991-2002 гг.) (стр. 1 из 8)

Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)

План

Казахстан — независимое государство (1991-2002 гг.)

1. Провозглашение независимости Казахстана

2. Партийная система Казахстана на современном этапе

3. Обсуждение и принятие Конституции 1993 года

4. Ликвидация Советской власти в Казахстане

5. Политический кризис марта 1995 года и его последствия

6. Обсуждение и принятие Конституции 1995 года

7. Выборы Президента и в Парламент Казахстана 1999 года

8. Политический кризис ноября 2001 года и его последствия

9. Культурная жизнь в Казахстане на современном этапе

1. Провозглашение независимости Казахстана

10 декабря 1991 года Н. Назарбаев подписал принятый Парламентом Закон о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан.

12 декабря 1991 года Президент издал Указ о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года.

Наконец, 16 декабря 1991 года был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

В статье 1 Казахстан провозглашался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и неприкосновенной.

Согласно 2 главе закона, граждане республики всех национальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти.

За всеми казахами, вынуждено покинувшими территорию республики и проживающими в других государствах, закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

3 глава определяла структуру органов государственной власти и управления. Государственная власть осуществляется, гласил закон, исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Главой республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент.

4 глава определяла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы объявлялись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный закон служит основой для разработки новой Конституции Республики.

С этого дня Казахстан юридически существует как суверенное государство.

Одной из первых задач руководства Казахстана стала работа по определению характера государственности и, как следствие, формированию его законодательной базы.

Стратегические цели в сфере политики, сформулированные в первой половине 1992 года, сводились к следующему:

развитие суверенного государства в направлении формирования сильной президентской республики;

создание многопартийной системы, углубляющей демократические преобразования и способствующей консолидации многонационального общества, выдвигающей новых политических деятелей и лидеров;

обеспечение стабильности как главной политической цели, как необходимого условия успешного осуществления экономических реформ;

заключение многосторонних и разновариантных военно-политических и экономических союзов, обеспечивающих безопасность и суверенность Казахстана;

повышение политического веса Казахстана в мировом сообществе за счет соблюдения демократических прав и свобод человека;

использование выгодного геополитического положения Казахстана в технологии вхождения в мирохозяйственные связи.

Началась эта работа с формирования законодательной базы в области государственных символов и атрибутики.

Для организации работ по подготовке новых государственных символов в январе 1992 года Верховным Советом была организована рабочая группа.

Летом 1992 года группа завершила свою работу, рассмотрев 453 эскиза и 42 письменных предложения по проекту Флага, 51 вариант музыкального и 132 варианта текстового оформления проекта Гимна.

В конечном итоге Верховный Совет отдал предпочтение работам: создателя Государственного Флага — художника Шакена Ниязбекова; создателей Государственного Герба — архитекторов Жандарбека Малибекова и Шота Валиханова.

Музыку гимна сохранили в прежней редакции — композиторов Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латыфа Хамиди. Авторами текста Гимна стали — Музафар Алимбаев, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева.

4 июня 1992 года новые государственные символы были приняты Верховным Советом.

2. Партийная система Казахстана на современном этапе

Годы существования Казахстана в качестве суверенного государства привнесли существенные изменения, как количественные, так и качественные, в политический спектр республики.

В феврале 1993 года был образован союз Народное единство Казахстана (СНЕК), в 1995 году преобразованный в партию.

Судя по программным документам, новый союз намеревался стать организацией, обеспечивающий идеологическую, организационно-партийную и социальную поддержку курсу реформ, проводимых президентом.

В 1994 — 1995 годах на политической арене появилось сразу несколько политических партий.

В декабре 1994 года был проведен учредительный съезд Народно-кооперативной партии Казахстана (НКПК), которая объявила себя «демократической партией парламентского типа центристской ориентации», а социальной базой считает «сельское население, работников сферы кооперативного движения, материального производства и обслуживания».

В январе 1995 года была создана Партия Возрождения Казахстана. Партия считает своей социальной базой и намерена отстаивать интересы социально незащищенных слоев населения: женщин, инвалидов, работников интеллигентного труда, прежде всего здравоохранения и образования. Партия считает себя либерально-демократической и центристской и насчитывает около пяти тысяч человек.

В начале 1995 года была создана Аграрная партия Казахстана (АПК). Ее главные цели — отстаивание социально-экономических и политических интересов аграриев, лоббирование их интересов в высших органах государственной власти. Партия насчитывает около 42 тысяч членов.

В этом же году были созданы партия «Новое поколение», объединившая представителей отечественного предпринимательства.

Летом 1995 года была создана Демократическая партия Казахстана (ДПК). Как было сказано в программном заявлении, ДПК — партия государственников, ратующая за социально-рыночную экономику, демократическое правовое государство и гражданское общество.

С момента создания партия заняла пропрезидентские позиции. Насчитывает около 19 тыс.

членов, в ее рядах руководители и рядовые представители национально-культурных центров, представители директорского корпуса и руководители среднего звена предприятий республики, государственные чиновники и творческая интеллигенция.

Весной 1997 года, произошло организационное оформление Либерального движения Казахстана (ЛДК) — председатель Бисенбаев А. — были приняты Программные положения и Устав движения.

Движение выступает за формирование институтов гражданского общества, правового государства, приоритет прав личности над иными правами, за частную собственность, в том числе и на землю, как основы свободной конкуренции.

Высший орган — съезд, Руководящий орган — ЦК. В 1998 году движение было преобразовано в политическую партию.

В 1999 году, в преддверие парламентских выборов, в Казахстане были созданы несколько политических партий. В январе председатель движения «Общественный штаб в поддержку кандидата в Президенты РК Н. Назарбаева» С. Терешенко заявил о преобразовании его в партию социально-

демократической направленности и парламентского толка, каковая и была создана под именем «Отан».

Летом 1999 года было объявлено о создании «Гражданской партии Казахстана». В августе 1999 года на II внеочередном съезде Гражданской партии была принята предвыборная платформа партии.

В экономической области партия выступала за возрождение и развитие отечественного товаропроизводства, деятельность в социальной сфере будет осуществляться по двум стратегическим направлениям: стимулирование трудоспособного населения и защита социально уязвимых слоев общества.

В начале 2000 года практически одновременно объявили о начале своей деятельности «Отаншылдар/Партия патриотов» Х. Кожа-Ахмета и Республиканская народная партия патриотов, под руководством депутата Мажилиса Г. Касымова.

С 1994 году произошло и организационное оформление оппозиции.

С весны 1994 года об оппозиции к проводимой властью политике заявили, и, следовательно, объявили себя оппозиционными: КПК, СПК, ПНКК, ГДК «Азат», «Лад», Независимый профцентр Казахстана (НПЦК), профсоюз «Б1рлесу», Федерация профсоюзов Казахстана (ФПК), Рабочее движение г. Алматы, «Желтоксан», Казахско-американское бюро по правам человека, «Новое Поколение», Демократический комитет по правам человека РК, партия «Табигат».

Весной 1994 года было заявлено о создании Координационного Совета общественных объединений — «Республика». В него вошли КПК, СПК, ГДК «Азат», «Лад», объединение «Правовое развитие Казахстана», ФПК, ПНКК, «Желтоксан», Рабочее движение г. Алматы. «Республика» поставила своей задачей создать в Казахстане конструктивную оппозицию политике правительства.

Осенью 1994 года появилось еще одно «антипрезидентское» объединение — Гражданский Комитет Общественного спасения «Отан-Отечество». В него вошли КПК, ВКП (б), ВЛКСМ, Алаш, Русская община, Рабочее движение Казахстана, Лад.

Источник: https://mirznanii.com/a/337193/kazakhstan-nezavisimoe-gosudarstvo-1991-2002-gg

Политика « перестройки» в Казахстане (1985-1991 гг.)

Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)

Основные этапы политики «перестройки» и их характеристика. Неспособность одминистравно0командной системы к реформированию: нарастание системного кризиса. Крах иллюзий о возможности демократизации общественных отношений в условиях социалистической системы.

Попытки создания неформальных объединений: от экологических и национально-культурных движений к первым общественно-политическим объединениям.

Обострение системного кризиса накануне развала СССР. Обнажение несостоятельности советской экономической и социально-политической модели развития.

БЛОК5. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН

    Казахстан на пути к независимости.

Отечественная история и государственный язык – факторы, мобилизующие и консолидирующие казахстанское общество на пути к независимости. Декабрьские события 16-18 декабря 1986 года в Алма – Ате как кризис этноцентристской политики Советского государства и предвестник независимости.

Обострение противоречий в социально – экономической и общественно — политической жизни в стране. Реабилитация представителей казахской национальной интеллигенции Ш. Кудайбердиева, А. Букейханова, А. Байтурсынова и др. (1988 г.). Закон о языках (1989 г.). Учреждение в республике поста Президента. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР (1990).

Образование политических партий и движений. Указ Президента Казахстана о закрытии Семипалатинского ядерного полигона и его значение. (1991 г.). Закон о языках (1989 г.). Учреждение в республике поста Президента. Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР и ее значение.

Усиление тенденций демократического история в обществе и стремление к самостоятельности в деятельности государственной власти и ее органов в решении внутренних и внешних проблем страны.

  Провозглашение независимости Казахстана.

  Подготовка реформирования СССР. Провал попытки захвата власти Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) 19 августа 1991 г., срыв Новоогоревского соглашения.

Объективная оценка декабрьских событий в Алма-Ате и реабилитация граждан, привлеченных к ответственности за участие в них. Внеочередной съезд Компартии Казахстана, ее роспуск. Первые всенародные выборы Президента Казахстана.

Переименование Казахской ССР в Республику Казахстан. Конституционный закон «О государственной независимости РК» (1991г.) Определение пути развития. Работа Н.А. Назарбаева «На пороге XXI века». Независимость как фактор национального и государственного строительства.

Базовые ценности независимости казахстанского пути. Свобода. Единство. Стабильность. Процветание. Итоги 20-летия независимого развития.

Создание Содружества независимых государств (СНГ). Интеграционные инициативы Президента РК Н.А.Назарбаева

  Беловежское соглашение об аннулировании Союзного договора 1992 г., и образовании СНГ. Ахшабадская встреча лидеров республик Средней Азии и Казахстана.

Алма-Атинская встреча глав независимых постсоветских государств, подписание «Протокола о создании СНГ», Алма-Атинская Декларация об образовании СНГ (1991 г.). Функционирование СНГ и его потенциальные возможности и значение. Развитие идеи евразийства в ее современной интерпретации Президентом РК Н.А.

Назарбаевым, обоснование им необходимости тесного, взаимовыгодного взаимодействия народов Евразии для их общего блага. Активизация интеграционных процессов на пространстве СНГ. Договор о создании экономического союза. Евразийский экономический союз: теория и реальность.

Создание и начало функционирования Таможенного союза: Казахстан, Россия, Белоруссия, его значение. Идея создания Единого экономического пространства и ее реализация. Перспективы ЕЭП.

  Государственное строительство Республики Казахстан.

  Определение государственной стратегии развития независимого Казахстана. Значение работы Н.А.Назарбаева «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992 г.). Формирование внутренней и внешней политики государства. Создание основ конституционного строя общества.

Конституционный Закон «О государственных символах РК» (4 июня 1997 г.). Указ Президента РК о создании вооруженных сил РК (7 мая 1992 г.). Первая Конституция независимого Казахстана (1993 г.) и ее значение. Указ Президента Н.А. Назарбаева «О введении национальной валюты» (1993 г.). Определение государственных границ РК.

Укрепление национальной безопасности.

  Всенародный референдум, принятие новой ныне действующей Конституции РК (1995 г.). Развитие политической системы общества. Выборы в двухпалатный Парламент. Развитие парламентаризма в Казахстане. Модернизация системы государственного управления внутри исполнительной вертикали. Развитие основ местного самоуправления.

Закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК» (23 января 2001 г.). Первое Послание Президента народу Казахстана: «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», долгосрочные приоритетные цели развития РК. (1997 г.). Перенос столицы из Алматы в Астану.

Воззвание к народу Казахстана 10 декабря 1997г.

  Речь Н.А. Назарбаева «Десять лет, равные столетию» на торжественном собрании, посвященном 10-летию независимости Казахстана 16 декабря 2001г., в г.Астане. Последовательная политическая модернизация.

Общенациональная программа политических реформ. Гражданская активность казахстанцев. Развитие политических партий и партийных систем. Закон РК о политических партиях. Правовая реформа и гуманизация законов.

Закон РК «О борьбе с коррупцией» (2 июля 1998 г.) и его результаты.

  Экономическое развитие.

  Трудности транзитного периода: экономический кризис, социальная напряженность, снижение жизненного уровня, безработица, криминогенность. Меры по их преодолению: реструктуризация экономики, создание социально ориентированного рынка, приватизация и либерализация цен, инвестиционная политика.

  Приоритеты и перспективы развития таких сфер экономики, как промышленность, аграрный и финансово-банковский секторы.

Направления реформирования экономики Казахстана на современном этапе — кластерный принцип развития экономики, индустриально-инновационные технологии, инвестиционная, налоговая, аграрно-индустриальная политика, развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи. Подготовка вступления Казахстана в ВТО.

Внешнеэкономическое сотрудничество РК, деятельность компаний Тексако-Мобил, Би Пи Амоко, Шелл, Шеврон и других ТНК США, Западной Европы, ряда компаний из стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Новые системы международных коммуникаций — ТРАСЕКА, Север-Юг, ТАЕ ВОЛС, КТК и др.

  Речь Н.А.Назарбаева «Поднятая целина — символ дружбы и созидания» на торжественном заседании, посвященном 50-летию освоения целинных и залежных земель 6 февраля 2004 г. в г. Астане. Послание Президента народу страны «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» (19 марта 2004 г.). Мировой экономический кризис и успешное его преодоление.

Развитие экономики и финансового сектора в посткризисный период. Новые возможности Казахстана. государственная программа индустриально-иновационного развития, первые успехи ее реализации. Приоритеты Стратегического плана «Казахстан — 2020». Перспективы экономического роста Казахстана. Траектория устойчивого экономического развития Казахстана. казахстанская модель экономики в ХХІ веке.

  Социальная политика и социально-демографические процессы.

Задачи формирования сбалансированного социально-экономического и человеческого развития. Человек как главное богатство страны. Программа развития ООН (ПРООН). Отчеты по вопросам человеческого развития ИЧР. Первый выпуск отчета по человеческому развитию в Казахстане. Качество и уровень жизни населения. ПРООН о росте ИЧР в Казахстане.

  Социальные реформы и социальная модернизация: государственные программы по преодолению бедности, повышению трудовой занятости населения, поддержки молодежки, студенчества, пенсионная реформа. Стратегия развития человеческого капитала, трудового потенциала страны.

Новая стратегия обеспечения занятости, модернизация ЖКХ. Развития здравоохранения, спорта и физической культуры. Развитие ЖКХ. Поддержка оказание помощи малообеспеченным слоям населения страны. Повышение заработной платы в бюджетных организациях.

Здоровый образ жизни как основа формирования будущего наций.

  Актуальные цели и задачи модернизации современной системы образования. Итоги государственной программы развития образования в РК 2005 – 2010 годы. Стратегия развития высшего образования на инновационной основе.

Президентская программа Интеллектуальная нация – 2020 и ее значение. Модели современного образования. Переход вузов к инновационной деятельности. Механизмы ее развития.

Формирование инновационной модели высшего учебного заведения на базе Назарбаев университет.

  Миграционные, демографические процессы в Казахстане, изменения к этнической структуре населения. Первая перепись населения в условия суверенитета, ее итоги. Перепись населения в Казахстане 2009 года изменения этнической и социальной структуры населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_94095_politika--perestroyki-v-kazahstane---gg.html

25 лет независимости. 1991 год – первые шаги

Казахстан - независимое государство (1991-2002 гг.)

Пост президента в Казахской ССР появился в 1991 году. Тогда было решено, что глава союзной республики будет избираться Верховным Советом.

Нурсултан Назарбаев, в тот момент занимавший пост первого секретаря Компартии Казахстана и успешно зарекомендовавший себя, стал президентом советской республики.

После того как в октябре в стране был принят закон о выборах, стало возможным провести всенародное ание, которое и прошло в КазССР спустя полтора месяца – 1 декабря.

Нурсултан Назарбаев победил на первых казахстанских выборах с 98,7% при явке избирателей 88,2%.

Развал Советского Союза

17 марта в Советском Союзе был проведён Всесоюзный референдум, на котором граждане должны были ответить на вопрос, считают ли они необходимым сохранить СССР. В Казахской ССР 76% проали «за», «против» высказались 22%.

Тем не менее единое государство уже было обречено. 19 августа президент СССР Михаил Горбачёв, который тогда находился на отдыхе в Крыму, был отстранён от власти.

Произошёл госпереворот – было введено чрезвычайное положение и создано временное правительство – ГКЧП.

После путча в Москве Компартия объявила о самороспуске – августовские события ускорили окончательный распад Советского Союза. 8 декабря главы России, Украины и Беларуси подписали беловежское соглашение о прекращении существования СССР.

Казахстан объявил независимость 16 декабря, по факту подписания соответствующего Конституционного закона. 1 статья документа гласила: «Республика Казахстан – независимое, демократическое и правовое государство.

Она обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику». Первой независимость новой республики – через полчаса после её объявления – признала Турция.

21 декабря в столице Казахстана Алма-Ате лидеры 11 бывших республик СССР подписали декларацию, ставшую основополагающим документом нового объединения – СНГ.

Закрытие ядерного полигона

Ещё до объявления независимости Казахстан провозгласил себя страной, свободной от ядерного оружия. 29 августа Нурсултан Назарбаев подписал указ о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, который просуществовал ровно 40 лет. За это время было произведено 473 ядерных взрыва.

Общая их мощность составила свыше 50 мегатонн. Радиация так или иначе затронула площадь в 304 000 кв. км, на которой проживало более 1,7 млн человек. В закрытии полигона большую роль сыграло общественное антиядерное движение «Невада – Семипалатинск», лидером которого был Олжас Сулейменов.

Фото с сайта camonitor.kz

Первый полёт космонавта-казаха

Тохтар Аубакиров начал тренировки в Центре подготовки космонавтов им. Гагарина в Московской области в 1991 году, после соответствующей договорённости между правительствами СССР и Казахской ССР.

Подготовка прошла успешно, и 2 октября Аубакиров отправился на орбиту как космонавт-исследователь. В экипаже с ним были Александр Волков (командир) и австриец Франц Фибек. На борту орбитального комплекса «Мир» Тохтар Аубакиров провёл неделю и 10 октября возвратился на землю на борту корабля «Союз ТМ-12».

Первые независимые СМИ

Весной 1991 года начали работать два новых телеканала – КТК и «Тан». Моментально оба стали популярными среди казахстанцев. Летом вышел первый номер еженедельника «Караван» – одной из самых успешных газет Казахстана 1990-х. Первый тираж издания составил 50 000 экземпляров, спустя семь лет он вырастет в пять раз.

Первый номер газеты «Караван» / Фото с сайта caravan.kz

Преобразования в госаппарате

В 1991 году Казахстан начал активно реформировать органы госуправления. Созданы Агентство космических исследований и Государственный комитет по земельным вопросам и землеустройству, образованы министерства туризма, печати и массовой информации, физической культуры.

Было принято постановление Верховного Совета Казахской ССР «Об Уставе Национального государственного банка Казахской ССР». В соответствии с постановлением Национальный государственный банк перешёл в собственность республики. Казахстанское отделение Торгово-промышленного банка СССР было преобразовано в «Туранбанк», который спустя 17 лет был переименован в «БТА банк».

В стране появились налоговая служба и таможенный комитет. 10 декабря Президент издал указ о формировании Алмазного фонда республики.

Фото с сайта ks-region69.com

Переименования

В 1991 году Гурьевская область была переименована в Атыраускую, Гурьев – в Атырау, Кокчетавская область – в Кокшетаускую. Казахская ССР поменяла своё название на Республику Казахстан 10 декабря.

Возвращение Наурыз мейрамы

Наурыз в СССР был запрещён под предлогом борьбы с «пережитками прошлого» в 1926 году. Несмотря на то что праздник не имел никакого отношения к религии, его запрет сопровождался гонениями на священнослужителей и верующих. Прошло почти 60 лет, пока праздник вновь вернулся на казахстанскую землю.

Фото с сайта voxpopuli.kz

В 1991 году Нурсултан Назарбаев его сделал официальным, подписав указ «О народном празднике весны – «Наурыз мейрамы». 22 марта был объявлен праздничным днём. Первый раз в независимом Казахстане его отметили в 1992 году.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://informburo.kz/stati/25-let-nezavisimosti-1991-god-pervye-shagi.html

Refy-free
Добавить комментарий