Казахская литература и музыкальное искусство в XVIII начале XX веков

Искусство и музыка казахского народа в XIX – XX веках

Казахская литература и музыкальное искусство в XVIII начале XX веков

Живопись.

Большой вклад в отображение жизни и быта казахского народа внесли русские художники прогрессивного направления. Побывавшие в составе различных экспедиций в Казахстане художники Б. Смирнов, О. Федорченко, П. Кошаров отобразили жизнь народа в своих произведениях.

Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве известного русского художника В. Верещагина. В картине «Окружающие Лепсинский край горы» он мастерски передает красоту казахского края. Все свои произведения посвятил казахской тематике художник Н. Хлудов. Сохранилось более 100 его картин, акварелей и эскизов.

С большой любовью в своих картинах «Прогон скота», «За дровами» художник изобразил казахскую Степь.

Прикладное искусство казахов имеет многовековую историю. Изделия народных мастеров демонстрировались в XIX веке на крупных выставках в Петропавловске и Кокшетау (1876 год). Были представлены великолепные сырмаки – постилочные войлочные ковры, тускиизы – настенные войлочные ковры.

Для их украшения применялись три стиля казахского орнамента: геометрический, растительный, зооморфный. Была распространена серебряная и костяная инкрустация седел и конского снаряжения. При изготовлении женской и мужской одежды широко применялась вышивка.

В аулах деревянные изделия мастеров-казахов (кебеже, тосек агаш, сундук), успешно соперничали с фабричными. Получили распространение изделия из металла. Мастера-ювелиры изготавливали изящные украшения. Казахские ювелирные изделия, национальные костюмы были выставлены на Всемирной выставке в Париже в 1868 году.

Русская общественность знакомилась с казахскими музыкальными инструментами на выставке 1872 года в Москве.

Музыкальное искусство.

Основным мотивом казахских классических музыкальных произведений второй половины XIX века была освободительная борьба народа против угнетателей. В этих произведениях отражались черты национального характера казахского народа: доброта и щедрость, героизм и широта души.

Таттимбет Казаигаиулы (1815–1862 гг.

) – выдающийся кюйши-композитор, один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе.

Таттимбет родился на территории нынешнего Каркаралинского района Карагандинской области. Он был из рода каракесек Среднего жуза. Таттимбета привлекали кюи-легенды и эпические кюи, созданные в ХІІІ–ХVІІ веках.

В 1842–1845 годах Таттимбет был волостным правителем в Каркаралинском округе, но по собственному желанию оставил должность. В 1855 году в составе делегации побывал в Петербурге, присутствовал при коронации Александра II.

Сохранилось свыше 40 кюев Татимбета. Таттимбету принадлежат классические образцы традиционных юоев: «Боз айгыр», «Бозторгай», «Алшагыр».

К лучшим произведениям казахской инструментальной музыки относятся его кюи «Саржайлау», «Былқылдақ», «Көкейкесті».

Курмангазы Сагырбайулы (1818–1889 гг.) – гениальный композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки. Курмангазы родился на территории Букеевской Орды, в урочище Жидели.

Первым наставником Курмангазы в игре на домбре стал Ханбазар. Главным его учителем был кюйши Узак.

Свой кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836–838 годов в Букеевской Орде Исатаю Тайманову.

Мотивы несгибаемой воли народа к свободе родной земли, безграничной Степи слышатся в кюе Курмангазы «Сарыарка». В конце 1880 года Курмангазы окончательно переехал в селение Сахма Астраханской губернии, где и похоронен.

Сохранилось более 60 кюев Курмангазы. У композитора есть и танцевальные кюи: «Балбырауын», «Қызыл кайың». Имя Курмангазы присвоено Алма-Атинской консерватории и Государственному оркестру казахских национальных инструментов.

Даулеткерей Шыгайулы (1820–1887 гг.) – знаменитый композитор-кюйши, основоположник лирического направления в домбровой музыке. Даулеткерей происходил из степной аристократии Младшего жуза, был потомком казахских ханов. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836–1838 годов в Букеевской Орде.

Даулеткерей установил связи с казахской молодежью, получившей образование в Оренбурге. При поддержке председателя Временного совета Г. Ващенко он был избран в 1851 году султаном-правителем рода Сергели.

В 1855 году Даулеткерей Шигайулы в составе делегации почетных казахов по случаю коронации императора Александра II посетил столицу Российской империи Петербург. В 1862 году состоялась встреча Даулеткерея с «отцом казахских кюев» Курмангазы. Известно около 40 кюев Даулеткерея Шигайулы.

Тонкие психологические женские портреты созданы им в кюях «Қос алқа», «Қыз Ақжелең», «Ақбала қыз», «Коркөм ханым». Тончайшие душевные преживания переданы в кюях «Ващенко», «Топан», «Қоңыр».

Биржан сал Кожагулулы (1834–1897 гг.) – выдающийся казахский композитор, певец и поэт. Биржан сал родился на территории Кокшетауской, ныне Акмолинской области. Сочинять песни начал с 20 лет. На становление композиторского таланта Биржана сал повлияла встреча в 1865 году с Абаем.

Сохранилось около 40 его песен, замечательными образцами которых являются «Біржан сал», «Айтбай», «Ләйлім-шырақ». Гнев Биржана сал в отношении к действиям власть имущих отразили песни «Адасқақ», «Жанбота». Биржан сал был талантливым поэтом и непревзойденным мастером айтыса.

Классикой жанра стало его поэтическое состязание в 1871 году в Семиречье с Сарой Тастанбеккызы, казахской поэтессой из Среднего жуза.

Жаяу Муса Байжанулы (1835-1929 гг.) – выдающийся народный композитор, поэт-публицист. Жаяу Муса родился на берегу озера Жасыбай в Баянаульских горах Павлодарской области.

Он учился в русской школе в Омске, где и сочинил свою первую песню «Кыздар-ай» («Ох, девушки»).

Обладая острым языком и замечательным даром акына, он создал свою самую знаменитую песню «Аксиса» («Белый ситец»).

За эту песню знаменитый бий Муса Чорманов отнял у Мусы единственного коня. С этого времени певца в народе прозвали Жаяу Муса («пеший Муса»), В 1860 году за свои революционные взгляды Жаяу Муса был выслан в Тобольск. Через два года он принял участие в походе полковника Черняева на Шымкент и Аулие-Ату, но, столкнувшись с жестокостью Черняева, бежал на родину.

Недруги не оставили его в покое, сослав на солдатскую службу. Вместе с царскими войсками он побывал в Польше и Литве. Вернувшись на родину, стал знаменитым на всю Степь акыном. Жаяу Муса был знаком с Ш. Уалихановым, сочинил музыку к стихотворению Ы. Алтынсарина «Давайте, дети, учиться». Одно из своих стихотворений он посвятил Абаю.

Жаяу Муса сам сочинил тексты к более 70-ти своим песням.

Акан-сере Корамсаулы (1843–1913 гг.) – выдающийся народный композитор. Акан сере родился на берегу озера Улкен Коскол в Кокшетауской области. Творчеством начал заниматься с 16-17 лет. Акан сере – автор замечательных песен: «Балқадиша», «Манмаңгер», «Қулагер», «Сырымбет».

В его поэзии нашли отражение идеалы справедливости, осуждались предательство и жестокость. В XX веке на основе творчества Акана сере были созданы музыкальные произведения. Его песни «Балқадиша» и «Қүлагер» звучат в опере Е. Брусиловского «Жалбыр». Классик казахской литературы И. Джансугуров создал образ самого Акана сере в поэме «Құлагер». Г.

Мусрепову принадлежит пьеса «Ақан сері-Актокты», одноименная опера – композитору С. Мухамеджанову.

Ыкылас Дукенулы (1843–1916 гг.) – кюйши-композитор, кобызист. Ыкылас родился в Жанааркинском районе Карагандинской области. Его наставником был отец, научивший мальчика исполнять кюи-легенды.

Ыкылас возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки легендарного Коркыта. В его кюях «Жез киік», «Қамбар», «Шыгырау», «Қазан» нашли воплощение народные легенды и эпические сказания. В кюе «Жырым патша» высмеивались недостойные правители и чиновники.

У Ыкыласа было много последователей, среди которых кюйши-домбрист Сугир Алиев.

Сармалай (1835–1885) – сыбызгист, крупный казахский композитор XIX века. Его настоящее имя Садык. Он родился в Уральской области. Искусству игры на сыбызгы он научился у отца.

Сармалай успешно совершенствовал форму сыбызгы, улучшил ее звуковые качества, расширил диапазон. Сармалай создавал замечательные кюи на сюжеты эпоса, сказок, легенд.

Один из известных кюев Сармалая – «Кара жорга» («Черный иноходец»).

Источник: https://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/8-klass/lecture/iskusstvo-i-muzyka-kazahskogo-naroda

Конспект урока по истории Казахстана для 8 класса «Музыкальное искусство»

Казахская литература и музыкальное искусство в XVIII начале XX веков

Тема: Музыкально искусство. Дата: _________

Цель: Познакомиться с музыкальным искусством в Казахстане в первой половине XIX века, работая в группах.

Стремиться к более полному освещению темы, чтобы способствовать развитию мышления учащихся, повысить их творческую активность, пробудь интерес к формированию гражданского общества и правового государства;

Воспитывать интерес к предмету, толерантность друг к другу, работая в группах.

Иметь: знания о музыкальном искусстве в Казахстане в первой половине XIX века.

Уметь: работать с новой информацией, анализировать, обобщать.

Тип/вид урока: комбинированный/традиционный

Место в системе уроков: урок № 40

Оборудование: тетрадь, дополнительный (раздаточный) материал

Ход урока

1. Орг. момент

2. Опрос д/з (по тесовым вопросам, которые приготовил учитель и сами ученики, в последствии происходит сумматинвое взаимооценивание)

10 баллов – «5»

8-9 баллов – «4»

6-7 баллов – «3»

0-5 баллов – «2»

На случай, если дети не приготовят домашнее задание:

— Что вы можете рассказать о представителях казахской литературы первой половине XIX века? (ученики пишут на листочках ответы, после чего происходит суммативное взаимооценивание)

3. Подготовка к восприятию

4. Изучение нового материала

Работа в парах

  1. Работа в парах по партам.

  2. Выработать совместно с детьми критерии оценивания работы в паре.

План урока:

  1. Краткая характеристика музыкального искусства первой половины XIX века.

  2. Музыкальные инструменты.

  3. Представители музыкального искусства.

Цель (для учеников): познакомиться с музыкальным искусством первой половины XIX века, применяя получение знания на практике при составлении опорного конспекта для подготовки к ВОУД и ЕНТ

Учитель:

Музыка занимает большое место в духовной культуре и социально-общественной жизни казахского народа.

  • Получает развитие инструментальная музыка, преимущественно домбровая. Среди десятков музыкальных инструментов наиболее распространенными были – домбра, кобыз, сыбызгы, сырнай. Происходит развитие региональных школ с определенными традициями – в Западном Казахстане традиция кюйши Баламайсана.
  • В конце XVIII – начале XIX вв. творили композиторы Жанторе и Богда. Хан Младшего жуза Жанторе создал выдающийся кюй «Шалкыма» (1809 год), а Богда «Боз тобе».
  • В первой половине XIX в. в Западном Казахстане творили композиторы – кюйши – Байжума, Узак, Аренжан, Мусирали, Кошкар, Есжан. Они подготовили почву для возникновения таких гениев, как Курмангазы, Даулеткерея.
  • На северо-западном Казахстане были широко известны такие имена, как Тореш, Орынбай, Усен.
  • На северо-востоке, в сарыаркинских кочевьях, распространили свое искусство домбристы – Куандык, Али, это традиция дала казахской музыке Таттимбета.
  • В Семиречье были известны своим творчеством – Есим и Сарша, а на юге Казахстана – Шолак и Алзак.
  • Из композиторов-песенников выделился Сегиз-сери Бахрамулы (1818-1854 гг.)
  • Заметный след политических событий этой эпохи дошли до нас с кюем «Арынгазы».

Работа в парах:

1 вариант – музыкальные инструменты: домбра, кобыз, сыбызгы.

2 вариант – музыкальный инструмент — сырнай; композитор-песенник Сегиз-сери Бахрамулы.

Раздатка:

Домбра (каз. домбыра) — это щипковый музыкальный инструмент, который существует в культуре тюркских и некоторых монгольскихнародов. Домбра считается народным инструментом у казахов, калмыков, ногайцев и других народов.

Домбра (каз. домбыра) — казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Также является народным инструментом уногайцев. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке.

Используется современными исполнителями. Корпус грушевидной формы и длинный гриф, разделённый ладами. Струны обычно настроены в кварту или квинту.

Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом. Домбра есть не только у казахов.

Этот инструмент имеет свои аналоги у многих народов.

В русской культуре есть схожий по форме инструмент домра, в таджикской культуре — Думрак, в узбекской культуре — Думбыра, Думбрак, похожий по форме Дутар, в туркменской культуре — Дутар, Баш, Думбыра, в башкирской культуре — Думбыра, в ногайской культуре приазовья — Домбыра, в турецкой культуре — Саз, в якутской — Таҥсыр. Отличаются эти инструменты иногда количеством струн (до 3 струн), а также по материалу струн (нейлон, металл).

Строение домбры:

Шпанак  — корпус домбры, выполняет роль усилителя звука.

Какпак — дека домбры. воспринимая посредством вибрации звуки струн, усиливает их и придает определенную окраску звучанию инструмента — тембр.

Пружина — это балка на деке с внутренней стороны. В казахской домбре пружины раньше не было. У домбры сейчас для улучшения звука аналогичная пружина крепится в верхней части панциря и возле подставки. Как правило, она изготовляется из ели с выдержкой в несколько десятилетий без признаков гнили.

Обечайки изготавливаются из клёна. Подставка — очень ответственный функциональный элемент домбры. Передавая колебания струн на деку и создавая первый резонансный контур на пути распространения колебаний от струн к корпусу, подставка является подлинным ключом к звучанию домбры. От её качеств, формы, веса и настройки зависит сила, ровность и тембр звучания инструмента.

Струна — источник звуковых колебаний домбры. На домбре традиционно использовались жильные струны, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространенный вид домбры у стандартной формы со струнами из лески, утративший неповторимый тембр звучания.

Кобыз, также кыл-кобыз  — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент. Кобыз имеет ковшеобразный корпус, короткую, дугообразно изогнутую шейку, большую плоскую головку и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара с прикреплённой к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки.

Две струны, навязываемые на кобыз, свиваются из конских волос. Общая длина инструмента 600-730 мм. Играют на кобызе, сжимая его в коленях (как виолончель), коротким смычком. Этот инструмент использовался в древности степными баксы (шаманами-целителями) для различных обрядов. Кобызы делают из цельного куска дерева.

Это один из древнейших способов изготовления музыкальных инструментов в истории человечества, и объясняется он вовсе не технической отсталостью или отсутствием металлических приспособлений. По древним верованиям многих народов только в цельном куске сохранится живая поющая душа дерева, которая будет звучать в инструменте.

Открытый корпус, так же, как струны кобыза из пучка 30-60 некрученых конских волос, дают очень густой, богатый обертонами тембр.

Сыбызгы (башк. һыбыҙғы, карач.-балк. сыбызгъы, каз. сыбызғы, тат. сыбызгы)  — духовой музыкальный инструмент у тюркских народов. Род открытой продольной флейты типа башкирского и татарского курая. Длина 600—650 мм. Звукоряд сыбызгы с 4 отверстиями: d1 — е1 — fis1 — g1 — а1; с 6-ю отверстиями: с1 — d1 — е1 — f1 — g 1 — а1 — h1. Ныне встречается редко.

На территории Казахстана существует две разновидности сыбызгы, связанные с разными исполнительскими традициями. Так восточный сыбызгы имеет конусообразную, более короткую по длине и малую по диаметру форму, западная разновидность крупнее и длиннее.

Похожие на сыбызгы музыкальные инструменты существует у многих евразийских народов: кавал — у венгров, молдаван и болгар, курай — у башкир, гаргы тюйдук — у туркмен, цоор — у монголов, шоор — у алтайцев, чоор — у кыргызов и многих других. В настоящее время сыбызгы входит в состав всех казахских музыкально-этнографических коллективов.

Cырнай.
Словом «сырнай» обозначают все музыкальные духовые инструменты — сазсырнай, камыс сырнай, кос сырнай, муиз сырнай и др. С XIX века им сталиобозначать гармонь. Выдающаяся казахская певица и композитор МайраШамсутдинова (1896-1929) пела и аккомпанировала себе на гармони. Нагармони играл Жаяу Муса.

Традиции эпического пения с гармонью положилначало сказитель сырдарьинской школы Нартай Бекежанов (1890-1954). Камыс сырнай (каз. қамыс сырнай) — казахский национальный язычковый духовой музыкальный инструмент.

Возможно возник как охотничий инструмент для приманивания дичи и использовался первоначально охотниками, трансформировавшись позднее в музыкальный инструмент. В настоящее время используется редко.

Изготавливается из камыша, представляет собой короткую полую трубку. Способ извлечения звука подобен таковому у саксофона. Инструмент имеет резкий, пронзительный звук и может имитировать крики птиц и животных.

Настоящее имя Сегиз Сери — Мухамедканапия Бахрамулы Шакшаков. Его предок Кожаберген был поэтом, певцом, батыром. Кожаберген участвовал в схватках с калмыками, возглавлял войско. Он — автор дастана и мелодии «Елiм-ай», которая является великим памятником скорбного для народа времени «Ак, табан шұбырынды».

Отец Мухамедканапии Бахрам был не только батыром, но и религиозным, образованным человеком. Он сам учил сына грамоте по-мусульмански, стрелять из лука и ружья, владеть копьем, саблей, искусству наездника, обучал различным приемам борьбы.

Когда Мухамедканапия вырос, стал мастером, умеющим все: плести камчи, делать для юрты все составляющие, сёдла, уздечки, конскую сбрую и пр.

«Сегиз» («восемь») — так прозвали его родственницы. Дело в том, что восьмилетний Мухамедканапия на охоте, куда он сам попросился, смог пристрелить бегущего сайгака. Позже к этому прозвищу добавилось «Сери», так как он с 13-ти лет играл на домбре и пел, а повзрослев, приохотился к ловчим птицам — беркутам, ястребам.

В 17 лет Сегиз сам поехал в аул старшего султана Чингиза Уалиханова, в Кусмурын нынешней Костанайской области. Чингиз, восхищенный мастерством талантливого юноши, назвал своего новорожденного ребенка в его честь — Мухамедканапия. Желая, чтобы его сын был так же талантлив, специально пригласил Сегиз Сери на празднество в честь рождения Шокана.

Русские власти Омска хотели использовать поэта для переговоров с главами казахских родов, влиятельными судьями. Поняв, что их главной целью является завладеть плодородными землями, Сегиз вначале выразил им устное недовольство; так как это никак не повлияло на исход дела, взялся за оружие. Собрав джигитов, он выступил против колонизаторов.

Знавший военное искусство в совершенстве, он не боялся устраивать засады хорошо вооруженному войску, сам выслеживал их, не раз одерживал победы. Но силы были неравными. Царская власть распорядилась поймать бунтаря, чтобы сослать его в Сибирь, а в случае сопротивления убить.

Сегиз был вынужден переехать вместе с верным другом Ниязом в сторону Сырдарьи.

На берегах Сырдарьи, где было много празднеств и ценителей искусства, дарование Сегиза обнаружилось в полную силу. Везде он был красой и душой общества, написал много стихов и песен в честь любимых девушек. Известный и ранее военными подвигами, он и здесь организовал отряд против вооруженных разбойников из Бухары, Хивы, грабивших скот у мирных жителей, неоднократно давал им отпор.

Тем не менее, и здесь нельзя было оставаться в связи с преследованиями царских властей. Вместе с сопровождавшими его джигитами он двинулся в Западный Казахстан.

Здесь, на берегу Яика и в песках Нарына, начинали появляться очаги недовольства политикой насилия, проводимой царем и ханами. Сегиз легко вписался в местное общество, тем более что они приходились ему родней со стороны матери.

Он давал военные советы восставшим во главе с Исатаем и Махамбетом.

И здесь поэт пробыл недолго, перебрался на Кавказ, участвовал в восстании мусульман, возглавляемом прославленным Шамилем (1837–1841). Он побывал в Иране, Афганистане. Через 4 года он вернулся на берега Сырдарьи. Все это описано им в дастане «Қашқын келбетi» («Облик беглеца»).

По прибытии в Акмечеть Сегиз стал налаживать связи с известными волостными и судьями через людей, которые приезжали из Арки на берега Сырдарьи.

Получив прощение Омского генерал-губернатора через старших султанов и судей, имевших влияние на представителей власти, он вернулся в отчие края, в Гультубе-Маманай нынешнего Жамбылского района Северо- Казахстанской области.

Вскоре поэт женился на понравившейся ему девушке Ырысбике, появились дети, он стал семейным человеком. В этот период Сегиз стал известен как певец, композитор, поэт, любитель веселья.

В юности сам Биржан сал, Жаяу Муса, Укили Ыбырай, Нуржан Наушабаев, Ибрай Алтынсарин и другие получили напутствие Сегиза, переняли его искусство. Именно они распространяли среди народа песни Сегиза. Жаманкул Дандибайулы, один из многих его учеников, рассказывал: «Я сам познакомил людей с 55 песнями Сегиза. В разных местах я сыграл 45 кюев Сегиза».

Судя по этим высказываниям, далеко не все песни Сегиза дошли до нас. Многие из них стали считаться народными или стали приписываться другим исполнителям, которые распространяли песни Сегиза. А его кюи вообще никто не изучал.

В фонде древних рукописей Академии наук находятся рукописи его поэтических размышлений, дастаны «Ер Исатай», «Жорық», «Қашқын келбетi», «Өкiнiш», «Ақылсыз Шахзада», «Ақбұлақ».

А его варианты таких поэм и дастанов как «Ер Tapғын», «Қз Жiбеқ», «Айман-Шолпан», «Қозы Көрпеш-Баян Сұлу», «Қамбар батыр» исполнял Жусупбек Шайхысламулы, разъезжая по Сары-арке. Шайхысламулы изложил их на бумаге и опубликовал в Казани под своим именем.

Лишения, перенесенные Сегизом во время военных походов, отразились на его здоровье. Поэт умер от воспаления легких в возрасте 36 лет. Нияз Сери, Биржан сал, Жаяу Муса, Нуржан и другие его ученики написали посмертные посвящения в виде песен и дастанов о жизни своего наставника. Они распространили среди народа поэму «Макпал-Сегиз».

Сегодняшние потомки еще не полностью ознакомились с творчеством Сегиз Сери и с его жизнью. Не будет ошибкой, если сказать, что Сегиз Сери — духовный наставник казахских сери и салов.

— парам роздан дополнительный материал по новой теме, задача: в течение 10 минут каждый ученик пишут опорный конспект по своей теме, а потом по очереди варианты представляют свой материал, который они получили друг другу.

— Ученикам разрешается использовать сотовые телефоны для составления своих проектов.

ЗАЩИТА. Подведение итогов. Суммативное взаимооценивание друг друга.

Рефлексия. Все учащиеся подводят рефлексию урока с помощью трех звезд и одного пожелания.

Инклюзивное обучение: с помощью «Рыбной кости» отобразить данную тему

5. Систематизация и закрепление

А сейчас я вам предлагаю на закрепление нашей темы составить каждый синквейн, с помощью которого вы должны ответить на вопрос, поставленный мною в начале урока: «Что я узнал (-а)?». Правила синквейна я вновь вывожу на экран, чтобы вам можно было быстро сориентироваться.

Синквейн:

1 слово – существительное

2 слова – прилагательные

3 слова – глагол

Фраза из 4-х слов – личное отношение автора к предмету

1 слово – характеризующее суть предмета

Синквейн вы составляете один в паре. На выполнение данного задания дается 2 минуты. После чего я вам даю 1 минуту обсудить в группе и выбрать 1 синквейн, который будет зачитан вслух.

— А сейчас я давайте подведем итоги нашего урока, проанализируем его. ОБСУЖДЕНИЕ

6. Домашнее задание

  • Выучить лекционный материал
  • Составить тесты по данной теме, используя дополнительный материал (10 вопросов).
  • Инклюзивное обучение: составить 5 ребусов по данной теме

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=28932

Казахская литература и музыкальное искусство в XVIII начале XX веков

Казахская литература и музыкальное искусство в XVIII начале XX веков

Казахская литература и музыкальное искусство в XVIII – начале XX веков

В XVIII веке культура казахов не претерпела серьезных изменений, в ней сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым традициям. Это ярко проявляется как в материальной так и в духовной культуре. Кочевой образ жизни обусловил типы жилищ, одежду и пищу, устное народное творчество. Основным видом жилища казахов была переносная юрта.

В это время у казахов дальнейшее развитие получают ремесла, в первую очередь связанные с сельскохозяйственным производством. К ним относятся изготовление верховой конской сбруи, ткачество, кошмоваляние, обработка дерева, металла, рога. Одежда казахов была разнообразной, она изготавливалась из шелка, сукна, войлока и мехов. Казахи воины носили различные виды холодного оружия.

Получили распространение фитильные ружья на специальных ножках.

В это время особой популярностью стали пользоваться песни-толгау, авторами которых были известные жырау – Бухар, Умбетай, Актамберды, Таттикара и другие.

Устное народное творчество охватывали сказки, героический эпос, пословицы, поговорки, бытовые обрядовые песни. Основной темой исторических песен XVIII века явилась борьба казахов против джунгар. Народ увековечил события 1723 года – Года великого бедствия казахского народа в песне – «Елимай!». Другие песни также отражали героизм казахов в битве против джунгар.

Органичной частью духовной культуры казахов являлась музыка. У казахов бытовало около 20 различных видов музыкальных инструментов (домбра, кобыз и др.). Было распространено сольное пение и сольное исполнение музыкальных произведений. Песни и кюи сопровождали многие стороны жизни казахов (свадьбы, совещания, откочевки и др.).

В девятнадцатом веке получили дальнейшее развитие все жанры устной литературы. Возникли новые эпические песни, отражающие важные исторические события. Поэма «Батыр Нияз» посвящена подвигам казахских батыров, защищавших казахские степи от набегов кокандских и хивинских феодалов.

О борьбе казахов против царского колониального гнета рассказывает поэма «Бекет батыр». Поэма «Айман-Шолпан» также посвящена антиколониальной борьбе казахов под предводительством Есета Котибарулы.

Руководители освободительной борьбы казахов 1837-1847 годов стали героями эпоса «Кенесары-Наурызбай».

Развитие казахской литературы связано с творчеством Махамбета Отемисулы. Своими песнями Махамбет призывал народ к борьбе против колониальных и ханских властей. После гибели Исатая в 1838 году, поэт продолжает вооруженную борьбу.

Он вел переговоры с хивинским ханом о совместных действиях, рассылал письма казахским родоправителям, несколько раз пытался пересечь пограничную линию, чтобы поднять на борьбу казахов Бокеевского ханства. В 1846 году по приказу полковника Айчувакова Махамбет был схвачен и зверски убит.

Поэзия Махамбета подняла казахскую литературу на новую ступень. Она означала дальнейшее сближение устной поэзии с письменной литературой.

Видное место в казахской поэзии занимает Шернияз Жарылгасулы (1817-1871), уроженец Уильской волости, который активно участвовал в восстании Исатая, после поражения скрывался в аулах и воспевал героические подвиги Махамбета и Исатая.

Заметный след в казахской литературе оставил талантливый поэт Суюмбай (1827-1896). Он родился в Жетысу (Жамбылский район Алматинской области). Красноречивый и находчивый поэт был очень популярен среди казахов, в его произведениях часто чувствовались реальность жизни, думы и мечты казахского народа.

Известным поэтом первой половины XIX в. был Жанак Сагындыкулы (1770-1856), родившийся в Абралы, свои песни он сопровождал игрой на кобызе. Жанак побывал во многих уголках казахского края, участвовал в айтысах с поэтами Тубеком и Орынбаем, распространял среди казахов эпические поэмы. Именно ему мы обязаны сохранением поэмы «Козы Корпеш — Баян Сулу».

Поэт Абыл (1777-1864 гг.), жил Мангистау, он известен как поэт-импровизатор не только среди казахов, но и среди туркмен, каракалпаков. Его заслуга в передаче потомкам эпической поэмы «Сорок героев Ногайлы».

В казахской литературе видное место занимает творчество биев Актайлак, Бапан, Есет, Жанскиси и другие. Широкое распространение получили айтысы, жанры толгау и терме, эпическая поэзия.

Известными акынами-импровизаторами были Жанак Сагындык-улы, Кобылан Барибай-улы, Тубек Байкошкар-улы, Оске Торка-улы, Дулат Батай-улы, Шернияз Жарылгас-улы, Шоже Каржайбай-улы (из Кокшетау; слепой, играл на кобызе, поэт-эпик), Арыстанбай Тобылбай-улы, Шортанабай Канай-улы (из Картау; поэтические наставления «Предок наш – пророк Адам», опубликованы в 1888 году), Суйнбай Арон-улы (из Алматинской области; состязания с Кантарбаем и султаном Тезеком, учитель Жамбыла), Орынбай Бертагы-улы.

Начало XX в. — особый период в истории казахской литературы. Складывается современный литературный казахский язык, появляются новые стилистические формы, казахские писатели осваивают новые жанры.

Один из выдающихся деятелей литературы начала XX века — Ахмет Байтурсынов. Первыми его поэтическими трудами были переводы басен Крылова, сборник «Кырык мысал», в Оренбурге в 1911 году вышел в свет сборник стихов «Маса». Ахмета Байтурсынова можно назвать основателем казахского языкознания.

Мыржакып Дулатов, поэт и прозаик, автор нескольких поэтических сборников и первого казахского романа «Несчастная Жамал» (1910). Кроме оригинальных произведений, занимался переводами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Шиллера. Он был неустанным новатором и реформатором казахского литературного языка, вводил новые слова и понятия в свои произведения.

Магжан Жумабаев (1893-1937 гг.), внедрил новые поэтические формы в казахское стихосложение. С полным основанием можно утверждать, что его стилистическая система фактически господствует в стилистическом строе современного казахского языка. Его влияние на казахскую поэзию сравнимо лишь с влиянием Абая. В 1912 году в Казани вышел первый сборник его стихов «Шолпан».

Мухамеджан Сералин (1872-1929) – журналист и писатель, редактор журнала «Айкап», в 1900 году публикуется первая его книга «Топ жарган», а в 1903 – «Гульгашима».

В целом начало XX в. стало периодом особого расцвета казахской письменной литературы, впитавшей в себя лучшие черты казахской, восточной и европейской литературы. В это время закладываются основы современной казахской литературы, окончательно складывается литературный язык.

Музыкальное творчество казахского народа представлена знаменитыми композиторами, певцами, сказителями, среди которых, следует выделить:

Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1889) – классик казахской инструментальной музыки, родился в Жидели (Букеевская Орда) создал более 60 гениальных произведений, среди них: «Кишкентай»(посвящен И.Тайманову), «Сарыарка» (посвящен родной земле, жажде свободы), «Адай», «Аксак киик», «Кобык шашкан», «Акбай» и другие.

Даулеткерей Шыгай-улы (1820-1887) – кюйши-композитор, основоположник лирического направления в домбровой музыке, выходец из аристократической семьи, на формирование его взглядов повлияло восстание в Букевской Орде. Был избран султаном- правителем рода Даулеткерей, в 1859 году побывал в Петербурге, Нижнем Новгороде. Создал около 40 кюев, среди них: «Коныр», «Жыгер», «Кудаша», «Кос-алка» и другие

Таттимбет Казангап-улы (1815-1862) – основоположник классической домбровой музыки, исполнитель кюев стиля шертпе. Родился в Каркаралинском районе, из рода Каракесек, в 1855 году ездил в Петербург. Он сочинил классические образцы традиционных кюев: «Козбасар», «Боз торгай», «Сылкылдак», «Саржайляу», «Кокей-кесты», «Бес торе» и другие, всего около 30 произведений.

Ыкылас Дукен-улы (1843-1916) — кюйши-композитор, кобызист, возродил музыкальную традицию музыки Коркута, датируемую 7 веком. Его произведения: «Жез киик», «Кертолгау», «Жарым патша», «Камбар» и другие.

Крупными композиторами были: сыбызгист Сармалай (1835-1885), кюйши-домбрист Абыл (1820-1892), Байсерке (1842-1906), Казангап (1854-1921).

Жаяу Муса Байжан-улы (1835-1929) – народный композитор, родился в Баян-Аульском округе, с 1851 года обучался игре на гармони и скрипке в Петропавловске, был в тесных отношениях с Ш.Уалихановым и И.Алтынсариным, посвятил стихи великому Абаю.

С 1852 года, будучи в Омске поступил в русскую школу, познакомился с передовыми людьми своего времени. В 1860 году подвергся гонениям и выслан в Тобольск, где стал воином, и участвовал в завоевательном походе Черняева на Шымкент и Аулие-Ату, затем бежал от генерала. Много путешествовал, был в Польше, Латвии, жил в Казани.

Его песни «Ак сиса», «Гаухар кыз», «Когрешын» и другие получили широкую известность, всего около 70 творений.

Биржан –сал Кожагул-улы (1834-1897)- композитор, певец, поэт, родился в Кокшетау, на становление его таланта повлияла встреча с Абаем в 1865 году. Известны его 40 песен, «Биржан-сал», «Ляйлим-шырак», «Жанбота», стали народными произведениями.

Акан-серы Корамса-улы (1843-1913) — композитор, родился в Кокшетау, на формирование его таланта оказал народная музыка. Его произведения: «Кулагер», «Балкадиша», «Макпал», «Сырымбет» и восхищают не одно поколений почитателей его таланта.

В начале двадцатого века музыкальная культура была представлена следующими лицами: Кенен Азербаев, Балуан Шолак Баймурзин, Казангап Тлепбергенов, Дина Нурпеисова («Конил ашар»), укилы Ибрай Сандыбаев («Гакку»), композитор Сугур, Естай («Майдаконыр»). В исполнительском искусстве можно назвать следующие имена: М.Шамсутдинова (казахский соловей), К.Байжанов, М.Ержанов и другие.

Прикладное искусство казахов демонстрировалось на выставках в Петропавловске и Кокшетау (1876 г.), Новгороде (1896 г.). На всемирной выставке в Париже (1868 г.) были выставлены казахские ювелирные изделия и национальные костюмы. В 1872 году в Москве прошла выставка казахских музыкальных инструментов.

Источник: https://mirznanii.com/a/131311/kazakhskaya-literatura-i-muzykalnoe-iskusstvo-v-xviii-nachale-xx-vekov

Refy-free
Добавить комментарий