Категории Бытие и Материя в философии

Бытие и материя

Категории Бытие и Материя в философии

Бытие. Основные формы бытия.

Бытие –фундаментальная категория философии, фиксирующая основу существования, существование как таковое. Проблемы бытия изучает онтология.

Это центральные, главные проблемы философии. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь интересовалась онтологической проблематикой.

Современное понимание категории «бытие» включает в себя:

— окружающий мир, предметы, явления реально существуют;

— окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

— материя и дух – единые, но, в тоже время противоположные сущности, реально существуют.

Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная субстанция, включающая в себя все сущее. Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя, первооснова всего существующего.

По проблеме субстанции в философии существуют три основных подхода:

монистический (монизм) – считает, что существует только одна первооснова (материя либо дух);

дуалистический (дуализм) – считает, что существуют две равнозначные первоосновы (дух и материя);

плюралистический (плюрализм) – считает, что существует множество субстанций.

В бытии принято выделять реальное бытие (то, что существует на самом деле) и потенциальное бытие (то, что может существовать в будущем).

Основными формами бытия являются:

— материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

— идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

— человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

— социальное бытие – бытие человека в обществе и самого общества.

Можно также выделить два типа бытия – объективное (существующее независимо от воли и желания людей) и субъективное (восприятие бытия субъектом, бытие сознания). По другому их называют ноуменальным и феноменальным бытием.

С категорией бытия тесно связана категория «небытие» — отсутствие существования.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (не существовать, исчезнуть).

Бытие включает в себя в качестве момента небытие конкретных явлений, предметов, состояний. Бытие вечно (существование как таковое не может исчезнуть), абсолютно, небытие же – относительно.

Основными уровнями бытия являются:

— бытие неорганической природы (космоса, природных объектов и процессов, физических и химических закономерностей и т. п.);

— бытие живой природы (отдельных организмов, групп, отрядов, семейств, биогеоценозов, биосферы в целом);

— бытие человека и общества.

С категорией бытия (как и с категорией материи) связана проблема единства мира.

Подходы к понятию (категории) «материя».

Материя(от лат. materia – вещество) – одна из основополагающих философских категорий, фиксирующая объективные, предметные аспекты бытия. В философском знании сформировались следующие основные подходы к пониманию категории «материя»:

материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективация) независимого от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

субъективно-идеалистический подход — материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Принципиально новый подход к пониманию материи дает диалектический материализм, наиболее адекватно выраженный в ленинском определении материи: «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.) Из данного определения материи следует:

— понятие «материя» — это философская абстракция, обобщающая все многообразие материальных процессов, предметов и явлений действительности с точки зрения их основного свойства – быть объективной реальностью, т. е. существовать независимо от чувств, воли и желания людей;

— такое понимание материи придает ей свойство неисчерпаемости, проявляющейся в многообразных формах, процессах, явлениях;

— материя, с точки зрения данного подхода, несотворима и неуничтожима, вечна;

— она находится в постоянном движении, изменении, развитии;

— данное понимание материи лежит в основе диалектико-материалистического решения вопроса единства мира: «в мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая существует в пространстве в пространстве и во времени» (там же) – т. е. весь мир представляет собой различные модификации материи, либо ее свойств.

Источник: https://studopedia.su/19_161671_bitie-i-materiya.html

Категории

Категории Бытие и Материя в философии

Категории «бытие” и «материя» в материалистической философии

Д. филос. н., проф. В. Н. Комаров Казанский технический университет

В материалистической философии (в том числе и в марксистской) эти категории нередко употребляются в качестве синонимов, черев запятую или, как у Ленина, в виде: «бытие (материя)».

Между тем подобное употребление этих категорий обедняет, упрощает (пусть формально-логически) материализм как философское направление и тем самым дает идеализму дополнительные аргументы для критики материализма.

И уж совсем недопустимо, когда категорию «материя» употребляют через запятую с понятием «природа», что тоже-достаточно часто можно встретить в текстах философов-материалистов.

Дело в том, что «бытие» и «материя” как философские категории представляют собой продукт разного гносеологического масштаба и разного уровня рациональности. «Материя» — «это чистое создание мысли и абстракция» (Ф.Энгельс), это продукт философского осмысления научной рациональности.

В содержании категории «материя», нет места богу, ангелам и архангелам, абсолютному духу, нет места сумасшегдл-.м (без кавычек) «научным» идеям и гипотезам, нет места паранауке и оккультизму: ее содержание — объективная реальность.

Поскольку без последних феноменов общественное сознание никогда не существовало, поскольку «материя» выступает частью сознания общества.

И частью «бытия”, так как эта философская категория включает в себя не только «материю», но и сознание со всеми без исключения его феноменами, ибо «бытие» — продукт общечеловеческой рациональности, которая никогда не обходилась и не обходится без иррациональности, мистики и других ее составляющих.

А так как материализм вообще, а диалектический и исторический в особенности эти составляющие общечеловеческой рациональности отбрасывает, то становится ясным, почему в философских текстах материалистов допускается отождествление «материи» и «бытия», хотя и в данном случае этого делать не стоит, ибо «бытие» есть диалектико-материалистическое единство «материи» и «сознания». Да и у Энгельса читаем: «Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения». Иначе говоря, в философии «бытие» постоянно «теорится» сознанием. «Творя» и «созидая” «бытие» из «небытия» (т. е. ;;з потенциально объективной реальности), сознание само входит в «бытие» в качестве философской (гносеологической) категории.

https://www.youtube.com/watch?v=Lv2WiQpTPCk

Только такое понимание данных категории позволяет понять основной вопрос философии именно как вопрос, как «великий вопрос», согласно Энгельсу, или как «важнейший и в то же время труднейший вопрос человечно кого познания», согласно Л. Фейербаху.

Действительно, перед взором философа две категории — «материя» и «сознание», каждая из которых имеет свое содержание.

Спрашивается, содержание какой из этих категорий определяет содержание другой категории» какой категории первично, а какой вторично, производно? Лоток:'-то идеализм и неискореним в философии, что его представители тонко чувствуют и понимают всю неочевидность (логическую) ответа на этот вопрос.

Обычные же, широко распространенные в литературе формулировки основного вопроса философии выхолащивают из него подлинный философский дух, низводят его с философского уровня на естественнонаучный уровень, так сказать «онаучивают» его.

Однако теоретическая и практическая плодотворность союза философии и науки не означает смешения философского и научного уровней осмысления и познания бытия.

Творцы марксистской философии, объявив свою философию научной (наукой), обеднили тем самым теоретические и практические возможности философии.

Ибо для миллионов и миллионов людей «бытие бога» или реальность астрологических связей не менее реальны, чек для современного физика реальность, скажем, кварков. И философия, и философский материализм должны это учитывать, хотя, разумеется, теоретически и не принимать ни религию, ни астрологию.

Справедливы слова: «в подчинении философии науке содержится несправедливость как по отношению к философии, так и по отношению к науке: по отношению к первой, так как. этим становятся слишком узкие границы для ее уходящих вширь стремлений — по отношению ко второй, так как на нее возлагается ответственность за все, что воспринимает в себя философия из многочисленных других источников» (1).

Отождествление в материалистической философии категорий «бытие» и «материя», некорректное в философском отношении их употребление вносит серьезные логико-теоретические трудности при обновлении правомерности распространения материализма на область истории.

У Ленина читаем: «Материализм вообще признает объективно реальное бытие (материю) независимо от сознания… человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражения бытия…» (2).

Однако если первую часть этого положения с точки зрения научной философии можно считать очевидной, то со второй частью дело обстоит так. Ведь бытие становится общественным бытием только благодаря становлению сознания и без последнего говорить об общественном бытии неправомерно. И потому переход от бытия к.

общественному бытию в приведенном положении представляется недостаточно убедительным.

Не сомневаясь в исторической правоте подлинно философского материализма, видимо, нельзя упускать из виду, что в истории общества нередко появляются носители «нового мышления» (и не только образца 95-го года), которые «перестраивают» общественное бытие в полном согласии с этим самым «новым мышлением», демонстрируя зависимость общественного бытия от сознания. Сегодня только незрячий не видит, как демократическое сознание созидает, творит демократическое общественное бытие. Причем, как это ни парадоксально, и в этот раз подлинный философский материализм демонстрирует свою историческую правоту, с трагической необходимостью субъективистские (волюнтаристские) ошибки людей в понимании общественного бытия.

Источник: http://www.winstein.org/publ/11-1-0-1450

Философские категории «бытие» и «материя»

Категории Бытие и Материя в философии

1. Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Древнеиндийская, древнеки­тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо­фия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (уче­ние о познании), логику, иные философские проблемы.

2. Каково же содержание философской категории «бытие»?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием суб­станции— самостоятельной сущности, которая для своего суще­ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие— это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.

3. Основными формами бытияявляются:

материальное бытие — существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

идеальное бытие — существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

человеческое бытие — существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

ноуменальное бытие (от слов «ноумен» — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

феноменальное бытие (от слова «феномен» — явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и фе­номенальное бытие совпадают.

4. Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытиесостояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Материя (материальное бытие)

1.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

• материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материали­стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход— материя объективно существуеткак порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъективно-идеалистический подход— материи как самостоя­тельной реальности не существует вообще,она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъектив­ного (существующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский — понятие «материя» ложно,поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в со­ветской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия — дух, человек, общество — проявления материи и произ­водны от нее.

2. Элементами структура материи являются:

• неживая природа;

• живая природа;

• социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);

• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, элек­троны);

• ядерный (ядро атома);

• атомарный (атомы);

• молекулярный (молекулы);

• уровень единичных вещей;

• уровень макротел;

• уровень планет;

• уровень систем планет;

• уровень галактик;

• уровень систем галактик;

• уровень метагалактик;

• уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся:

• доклеточный (ДНК, РНК, белки);

• клеточный (клетка);

• уровень многоклеточных организмов;

• уровень видов;

• уровень популяций;

• биоценозы;

• уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

• отдельный индивид;

• семья;

• группа;

• коллективы разных уровней;

• социальные группы (классы, страты);

• этносы;

• нации;

• расы;

• отдельные общества;

• государства;

• союзы государств;

• человечество в целом.

3. Характерными чертами материиявляются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению.

4. Движение— неотъемлемое свойство материи. Выделяются:

• механическое движение;

• физическое движение;

• химическое движение;

• биологическое движение;

• социальное движение.

Движение материи:

• возникает из самой материи (из заложенных в ней противо­положностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых орга­низмов — работает сердце, система пищеварения, осуществ­ляются физические процессы; движутся химические элемен­ты, движутся живые организмы, движутся реки, осуществля­ется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг сво­ей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики — во Вселенной);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм дви­жения замещается возникновением новых форм движения). Движение также может быть:

• количественным — перенос материи и энергии впространстве;

• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Количественное движение (самоизменение материи) делится на:

• динамическое;

• популяционное.

Динамическое движение — изменение содержания в рамках ста­рой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение струк­туры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обу­словленного «взрыва»).

5. Материя имеет способность к самоорганизации— созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе кото­рых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колеба­ния и отклонения.

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приоб­ретает новое состояние, так называемую «диссипативную струк­туру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее разви­тие возможно по двум вариантам:

1) «диссипативная структура» укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии эн­тропии — притока энергии из внешней среды — и затем развива­ется по динамическому типу;

2) «диссипативная структура» распадается и гибнет — либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энер­гии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название си­нергетики.

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а за­тем бельгийский философ И. Пригожин.

6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и про­странстве философами выдвигалось два основных подхода:

• субстанциональный;

• реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпи­кур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отно­шение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием ма­териальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достиже­ний науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время— форма бытия материи, которая выражает длитель­ность существования материальных объектов и последова­тельность изменений (смены состояний) данных объектов впроцессе из развития;

• пространство— форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материаль­ных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во време­ни, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности,открытая в середине ХХ в. Альбер­том, Эйнштейном:

• подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони­мание времени и пространства как отношений внутри материи;

• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйн­штейном было доказано, что если какой-либо объект будет дви­гаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространст­во (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны,и отно­сительны они в зависимости от условий взаимодействия матери­альных тел.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движени­ем, способностью к самоорганизации, размещенности в про­странстве и времени) является отражение.

Отражение— способность материальных систем воспроизво­дить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.

Материальным доказательством отраже­ния является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, сле­ды грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предме­тов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает:

• физическим;

• химическим;

механическим.

Особый вид отражения биологический, который включает в себя стадии:

• раздраженности;

• чувствительности:

• психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.Со­гласно материалистической концепции сознание— это способ­ность высокоорганизованной материи отражать материю.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_66276_filosofskie-kategorii-bitie-i-materiya.html

Категории Бытие и Материя в философии (стр. 1 из 3)

Категории Бытие и Материя в философии

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОГИЛЕВСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ МВД

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Зачетная книжка № 28

Вариант № 18

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

на тему: «Категории «Бытие» и «Материя» в философии».

слушателя 3 курса 2 взвода отделения высшего образования

факультета заочного обучения

старшего лейтенанта милиции Астаповского Юрия Валериевича

Служебный адрес: Домашний адрес:

г. Могилев г. Могилев

Могилевский высший колледж ул. Индустриальная 2/12-19

МВД Республики Беларусь индекс 212011

Инспектор-дежурный ОДС телефон +375293331497

телефон № 27 21 77

Могилев 2011

План

Введение…………………………………………………………………..3

1. Бытие и его основные формы…………………………………………4

2. Развитие философских представлений о материи…………………..7

3. Современная наука о строении материального мира………………10

Заключение………………………………………………………………12

Список использованной литературы……………………………………15

Введение

Любой из нас наверняка задумывался о том, почему существует мир, как он устроен и каким законам подчиняется, зачем в нем существует человек, каким был бы мир без меня и будет после меня. Все эти вопросы составляют содержание фундаментальной проблемы философии- проблемы существования.

Ее анализом и решением издавна занимается особый раздел философского знания-онтология (от греч. «он” — сущее и “логос” -учение), то есть учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации.

Более того, через всю историю философии красной нитью проходит мысль о том, что вопрос ”Что есть бытие?” и составляет подлинную и даже “единственную тему философии” (М. Хайдеггер).

Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий, но центральными из них выступают понятия бытия и небытия.

Эти категории, играющие важнейшую роль в философии и всей культуре, возникли в результате давнего осознания человеком того непреложного факта, что мир, в котором он живет, существует реально, он есть, он как бы предзадан человеку. И я не могу выбирать этот мир, а должен так или иначе существовать, быть в нем.

Поэтому понятие бытия и фиксирует все то, что есть, что существует независимо от того, каково это существующее (или сущее) по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, необходимое или случайное.

Говоря же более строго, категория бытия обозначает в философии не каждое конкретное сущее и даже не всю их сумму, а их всеобщее свойство (атрибут) – быть в наличии, присутствовать, существовать. Таким образом, философская категория “бытие” отражает” существования как таковое” безотносительно к его конкретному носителю.

1. Бытие и его основные формы.

Единый и целостный мир представляет собой бесконечное множество самых различных вещей и явлений.

Все они индивидуальны и неповторимы в своем бытии, но вместе с тем обладают и некоторыми общими свойствами.

Поэтому реальное многообразие бытия может быть так или иначе классифицировано, в нем можно выделить определенные виды сущего и его атрибуты, необходимые и неотъемлемые свойства вещей и явлений.

В первую очередь выделяют два основных вида всего сущего: материальное и духовное бытие. Взятые в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все конкретные вещи и явления мира – по крайней мере известные нам на сегодняшний день.

К материальному бытию относят явления, которые как бы противостоят человеческому сознанию, существуют вне и независимо от него и представляют собой объективную реальность.

Сюда могут быть включены все природные объекты и множество явлений жизни человека и общества.

К идеальному бытию относятся многообразные явления духовной жизни человека и социума, существующие в сфере их сознания – чувства, настроения, мысли, идеи, теории – и составляющие содержание субъективной реальности.

Все эти явления возникают сначала в индивидуальном человеческом сознании, а многие из них так и остаются достоянием лишь данной личности. Чаще всего, однако, духовные явления принимают объективированную, физическую форму и входят уже в систему материального бытия.

Поэтому в реальной человеческой жизни эти основные виды сущего – материальное и идеальное – обычно взаимосвязаны, представляют собой неразрывное целое.

Существование человека и общества не может быть однозначно отнесено лишь к материальному или духовному бытию, поскольку человеческая деятельность включает как постоянное зарождение тех или иных идей, так и их воплощение в материальные результаты творчества. В связи с этим некоторые философы считают необходимым уточнить исходную классификацию видов сущего и выделяют бытие:

вещей и процессов природы;

человека;

духовного;

социального.

При этом считается, что подобная градация лучше фиксирует целостность материального и идеального бытия в повседневной деятельности человеческого общества.

Для обозначения объективно – реального бытия в философии традиционно используется категория материи (от лат. materia – вещество).

Это понятие возникает еще в античности в результате мысленного поиска некой первоосновы всего бытия, изначальной сущности, объединяющий мир в единое целое.

Такая первичная сущность должна находиться в природе и не зависеть в своем существовании от каких – либо духовных явлений – ни от высшего разума.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоции человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов.

Впервые категорию «бытие» применили древнегреческие философы Парменид, Демокрит, Платон и Аристотель, которые понимали ограниченность утверждений о существовании мира «здесь» и «сейчас», стремились понять его как единство конечного и бесконечного, постоянного и меняющегося. Именно через эту категорию они определяли отношение человека к окружающему миру, но сам мир видели по – разному.

Различают несколько взаимосвязанных основных форм бытия: бытие вещей (предметов) природы, «второй природы», общества, человека и всего духовного, которое делится на индивидуализированное (духовный мир личности) и внеиндивидуализированное духовное (общественное сознание). Важнейшим свойством индивидуального , да и общественного сознания, является идеальность.

Учение о бытии дает представление о богатстве мира и рассматривает разные формы бытия как находящиеся рядом, как существующие. Единство мира при этом признается, но не выявляется основа, сущность этого единства.

Платон удваивал мир на мир идей (мир истины) и на мир подобий. Он связывал истинное бытие с миром идеальных сущностей, а небытие – с косной материей. Бытие понималось Аристотелем как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям.

В период средневековья утверждалось, что истинное бытие есть Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. В традициях аристотелизма различались действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция), сущность и существование.

Возрождение рассматривало бытие, с одной стороны, как природу, с другой, как нуждающееся в человеке как творце и хозяине. Такой подход был обусловлен развитием науки, техники и материального производства.

В Новое время бытие представлялось как реальность, которая подчинена автоматически действующим законам (например, принципу инерции) и не допускает вмешательства каких – либо внешних сил. Исходным в трактовке бытия было понятие тела, что связывалось с развитием механики как главной науки того времени.

Вместе с тем наметился субстанциональный подход к бытию, когда фиксировались его предельное основание и акциденции (свойства бытия), производные от субстанции, преходящие, изменяемые (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, французские материалисты).

Сущность материалистического субстанционизма впервые в истории философской науки развил Б. Спиноза (18 век). Он рассматривал понятие (Материя через категорию «субстанция», не отождествляя их. Под субстанцией Б. Спиноза понимал то, что можно представить, не привлекая к представлению нечто другое, из которого могла бы возникнуть субстанция.

Субстанция есть причина самой себя, то есть то, что не может быть представлена иначе, как существующим. Разворачивая далее категорию «субстанция», Б. Спиноза вводит понятие ее атрибута – того, что составляет ее сущность, а так же понятие модуса – того, что выступает как состояние субстанции.

Сама же субстанция – не причина и не основа атрибутов и модусов, а их целостное единство, их система.

Основания, по которым выделяются основные направления познания бытия, следующие:

Логика формирования представлений о сущем обусловлена логикой развития объективной реальности. Одним из первых явлений общественной жизни стала фетишизация (обожествление) различных явлений природы, следовательно, зарождение религии. Поэтому вполне логично среди первых рассмотреть религиозную трактовку сущего.

Следует различать виды бытия – объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие, формы бытия – природное и социальное бытие. Бытие человека представляет собой единство физического (телесного) и духовного.

Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем социального способа существования человека.

При рассмотрении бытия человека наиболее значимым является аспект индивидуального личностного бытия, ибо только через этот уровень бытия можно осмыслить отношение человека к миру.

Источник: https://mirznanii.com/a/232538/kategorii-bytie-i-materiya-v-filosofii

�����, �������, �������� ��� ��������� ��������� (��������) / �����.��

Категории Бытие и Материя в философии

                ���� 1.��������� �����, �� �����, ����� � ������� ����������� ���������. 2.������������ ������-������������ ������� �������. 3.�������� �������� � ���������. 4. ������. 1 ������. ��������� �����, �� �����, ����� � ������� ����������� ���������.

���� �� ����������� �������� ���������, ��������� �������� �����, ���������� ����������, � ���� �������� ����� � ���� �� ������� � ���������. ������ �� ���������� ����������� �������� �����Ż? ��� �� ��������� ����� �������� ��� ���������: 1. ����������� ���������� � ��� ��� ���������� ���������, ������������ �������������� ���.

���������� ���, ��������, ������� ������� ����������; �� (���������� ���) ����.2. ������������ ���������� � ��� ��� ��������������� ���������, ��� ��������, �������� ��� ��������.3. ���������� ��� �����������, ����� ���������� �������, �������� �������� � ����� ����.4. ������� � ��� � ������. �� � ���� ����� ��������������� ��������, ������� ����������;  � �������, � ��� ����.

������ ���������  (��������) ���������� �������� «����������». ���������� (���. substantia � ��������; ��, ��� ����� � ������) � ��, ��� ���������� ��������������, ���� �� ����, ����� ��� ��������������� ��������, ������� ��� ������ ������������� �� ��������� �� � ���, ����� ����� ����.

����� �������, ����� � ��� ������� ������������, ����������, ���������������, �����������, ������, ����������� ����������, ������� �������� � ���� ��� �����. ��������� ������� ����� ��������:1. ������������ ����� � ������������� ������������ (���������� ��������������, ������, �������, ����������) ���, �����, ������� �������, ����������� ����.2.

��������� ����� � ������������� ���������� ��� ��������������� ���������� � ���� ���������������������� ��������� ����� � �������������������� (������������������) ��������� �����.3. ������������ ����� � ������������� �������� ��� �������� ������������� � ��������� (����������), ����� �������� ������ �� ���� � ��� ����� � ������������ ����.4.

���������� �����, ������� �������� ����� �������� � �������� � ����� (�����, �������������, ��������) ������ ��������. ����� ����� ����� ����������:1. ������������ ����� (�� ����� ������� — ���� ���� �� ����) � �����, ������� ������� ���������� ���������� �� �������� ����, ��� ��������� ��� �� �������.2.

�������������  ����� (�� ����� �������� — �������, ������ � �����) � ��������� �����, �� ���� �����, ����� ��� ����� ��������� �������. �������� ����������, ���, ��� �������, ������������ � �������������  ����� ���������. ����������, ��������������� �����, �������� ������� � ������ ���������� ���� ����, ���������� �����.

������� � ���������, ������ � ������ (��� �� �������) � ��������������� ���        ��������, ����, ����, ��������, �����������, ������� ������ ����, � ����� ������, �����������, ������ �� ���, ��� ��������� � �������. 2 ������. ������������ ������-������������ ������� �������. ��������� «�������» ������� � ��������� ��� ����������� ����������� ����������.

���������� ��������� ����������� ���� ����������� ���������, �� � �������� ������� ����� ������������� ���������: ������� � ��� ����������� ����������, ������������ ���������� �� ������������� �������� � ������������ ��.�� ���� ���� ����� �������� ���������������� �������� ������������ �����. � ��������� ���������� ��������� ������� � ������� �������: 1.

������������������ ������,  �������� �������� ������� ���� ������ �����, � ��� ���� �������� ����� —  ���, �������, �������� � ���������� �������; �� ����������� �������������, ������� �������� � ������������ ����� �������� �����;2.

����������-��������������� ������ � ������� ���������� ���������� ��� ���������� (��������������) ���������� �� ����� ������ ���������� ���������� (�����������) ����;3.

�����������-��������������� ������ � ������� ��� ��������������� ���������� �� ���������� ������, ��� ���� ������� (������� � ������� �������, ��������������) ������������� (������������� ������ � ���� �������� ��������) ����;4. �������������� � ������� ��������� �����, ��������� ��� ������ �������� � ��������� ������� ��� ������ �������� �������� ������������.5.

� ����������� ���������� �����, ��������� ( ��� � ��������� ) ����������  ������������������ ������ � �������� ����� � �������, �������� �������� ������� ���� ����������� ���������� � ������ �����, ������������, � ��� ���� ����� �����- ���, �������, �������� � ���������� ������� � ���������� �� ���. ���������� ��������� «�������», ������ �� ������� ����� ��������� �������, ��������:1.

������� �������.2. ����� �������.3.      ������ (��������). ������������ ������� ������� ��������:1. ������� ��������. �������� � ������������ �������� �������.����������:�) ������������ ��������.�) ���������� ��������.�) ���������� ��������.�) ������������� ��������.�) ���������� ��������. 2. ���������������.

������� ����� ����������� �  ��������������� � ��������, �����������������, ��������������� ����� ���� ��� ������� ������� ���. ������ � ��������������� ������� �������� �������� �����������. 3. ������� ����� ������������ �� ������� �  ������������.

����� � ����� ����� �������, ������� �������� ������������ ������������� ������������ �������� � ������������������ ��������� ( ����� ��������� ) ������ �������� � �������� �� ��������. ������������ � ����� ����� �������, ������� ������������� �� �������������, ���������, �������������� ��������� ������ ������������ �������� � �������������� ������������ �������� ����� �����. 4.

����������� � ���������  �������� �������� ��������� �������, ������������� � ��������������� ���������, ������� � ��������� ����������� �������. ��������� � ����������� ������������ ������ �������������� � ����� ���� �������� ����������������� � ���� ������ ������������ ������.��������� ������:�) ����������.�) ����������.�) ������������. 3 ������. �������� �������� � ���������.

           ������ ������� (�����) ��������� �������� ��������. �������� ������������������ ���������  �������� � ��� ����������� �������������������� ������� �������� �������.           ��������, ���� �� �������� ������� ���������, ���������� � ����������, ������������ ������������ ����������� ���������� ��������������� ���������������� � ��������.

�������� � ��������� ����������� ����� ��������, ������������ � ������������ �������������� ������� �������� ���� � ����� ������ ��������, � ����� � ������ �� ���� �������� ��������� ��������� ������ ��������, ���� ���������, ����������� ��������, �� ������������� ����� �� ������, ��� ����� �������� � ������ ��� �������, ��� �� ���.

������ �������� �������� ������� ��� �����������, ��������� ������ ����� ������������ � ���������� � ������� ������� �����������. �������� ����� �������� �����, ����������, ����������� � ������������ � ��. � ������ ����� ��� ����� ��������� ��� ��� ����������� ���������, ��� ������ ����������, ��� ������ ��������������� � �������.

  � ��������� ����� ��������� � ��������������  ����� ���������� ���� ��, ���: 1. �������� ����������.2. ��� ����� ������ — ��������� ������� (��������) � ������ ��������� �������� � ������������, ������ ��� ���� �������, ��� ��������� �������� ��� �� ����� ���������� �� �������. ��������� ������� ��� �������� ����� ��������: 1.

�������������� �������� — ��� �������� ���������� ��������, ���������� ��� �������������� ����� � ����� ���������� ��� � ��� ��� ���� ������� ������������ �����. 2.������������ �������� �������� ������������� �������������� ��������. ������ � ������������� �������� ��������� ��������� ��� ����� � ���� ����� ����������, �������� ���� ����� �������������� ��������.

          ��� ���������� �������� ���������, ������������ ��� � �������� �� ���������� ������������, �������, ������������ �������� ����� ���� ������������ ������ �� ��������� � �������� ������� ��������. ��� �� ��������� ����������� ������ ��������������� �������� �� ������� ��������� ������������� ��������. � ����� � ��������� ���������� ��������� �������� � �������� ��������: 1.

���������� — ������ ������������������ ������ � �������� ��������, �������� �������� �������� ��� ��������������� ���������� �� ����������, ��� ���� ���������� ������� � ��������� � ����� ������ ������ � ������ ������������ ����.2.

     ��������� � ������ ������� ������ �� ������� ��������, �������� �������� �������� �������� � ������������ �����������  ����������, � ������������ ��� � ��� ���������� (������������ �������� � ������, ��, ����� � ��.). ����� ������������ � ����������� (�������� �������������) ���������:����������� �������� � ��������� �����������. 3. ����������� �������� � �������� ������� ��� ��������, ��� � �������, ������ �������� ������� ��������� (����������) ���� � ������������� ��� � ������ �� �������� ��������   ��� ����� ��������� ���������.4. ��������� ����������� � ������� �������� ������ ����������� �������, ������������ �������������������� ������� �������� ���� ����  ���� � �������� �� ��� �������� �����������) � ����� ������, �������� ���������������� � ���������� ���������. 4.  ������. — ������� «�����» � �������� � ����������� ���������� ����. � ���� �������� ������� ��������� �������� � ���, ��� ��� ���������� � ��� � ��� ��������� ����, ����, ���������, ��������. ����� � ��� ����������� � ������������ ����������, ������ �������. ����� � ��� ��� ��, ��� ����������. — ������� «�������», ������� ��������� ����� �������� ������������ ����, �������� �����������. �� ���������� ������� ������, ��� �� ���������� ������ ��������, ��������, ����� ������. ������� ����� � ����������, ����������� � ������������, ��� ���� ������� ����� ����. ��� ��� �������� ���������� �� ������� � ������� ���������� ����������. ��������, ������������, ����� — ��� �������� �������.

—  �������� — ������ ����� ������������ ���������, ������������ ����������� ��������� �������� � ��������� � �����, ��������� ������� �������������� ������������. ��������� � ���� ������: �������������� (������) � ������������.

���������.������ — ��� �� «��������», � «��������������».� «��������» ���� �� ��� �� ������. ��������� � ������ ���������� �� ���� «����������� ���������». � �����, ����� ��, ������� ���������� ����� «������ � ���������». ���� ������������� �� ����� ������������ ������, �� �������� � ������: ��������� ���� ��������� ������. ����� «���������» ����������� «��������» ��� ���������� �������. ������ ���������� �����: ������� — ������� �������� ����������. �� ���� ������ �������� ���������� �� � ����������, �������� ��������� ���������. «- ������� «�����» � �������� � ����������� ���������� ����. � ���� �������� ������� ��������� �������� � ���»����������� �������� ������� � ������������� ���������, ������� ���� � ������ �����. ������������ ���������� ������ «������������» �����, �� ������� ������� «�����������» � ���������� �������� �����.�������. ������� ��� ��������� ���� ������������ �������.

�������� ��   19.09.2017 23:29   •  ������� � ���������

Источник: https://www.proza.ru/2014/06/01/229

phil — 16.Понятие материи

Категории Бытие и Материя в философии

Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития.

Это объясняется тем, что понятие материи не только наиболее полно выражает общий уровень знания людей о явлениях объективного мира в каждую данную эпоху развития человеческого общества, но и обусловливает решение всех других проблем философии и естествознания.

Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность.

Этапы формирования понятия материи.

1. Категория “материя” в древнегреческой философии.

2. Формирование категории “материя” в Средневековье.

3. Обоснование и распространение понятия материи в Новое время.

4. Категория материи в XIX-XX веках.

Категория “материя” в древнегреческой философии.

Философы Древней Греции понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания.

Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности.

В Древней Греции стали возникать различные идеалистические школы. Крупнейшим представителем реакции на материализм был Платон, утверждавший, что идеи действительно существуют и принципиально отличаются от вещей.

Он доказывал, что нельзя сводить все существующее только к материальным вещам, как это делали древнегреческие материалисты.

Так возникло серьезное препятствие на пути к образованию единого, всеохватывающего понятия “материя”

Аристотель впервые в истории философии ввел в употребление категорию “материя” в ее абстрактно-логической форме. Аристотель не сводит свое представление об объективной реальности ни к воде, ни к огню, ни к атомам, ни к какому-либо конкретному виду вещества; он говорит о материи вообще.

Отныне философы начинают говорить о материи вообще, не связывая это понятие с каким-то определенным видом материи. Аристотель выработал всеобщее понятие для обозначения единства окружающего мира, ввел в употребление категорию “материя”.

Аристотелем в основном заканчивается первый период истории философии и вместе с ним завершается и первый этап в развитии категории “материя”. Она была сформулирована, но тут же встала задача ее объяснить.

Формирование категории “материя” в Средневековье.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств.

Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества.

К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами.

К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др.

Таким образом, метафизические материалисты в разработке понятия материи хотя и пошли дальше древних философов, однако и они понимали материю ограниченно, сводя ее, по существу, только к веществу. Кроме того, метафизические материалисты понятие материи относили лишь к природе и не распространили на понимание общественных явлений.

Обоснование и распространение понятия материи в Новое время.

В XVII веке во всей Европе окончательно было сломлено господство средневековой схоластики и философское мышление уже повсюду становится на новый путь. Происходит окончательный отход и от Аристотеля, везде усиливается интерес к исследованию природы и высоко оценивается наблюдение и опыт.

Для материалистических философов XVII века “материя” была уже категорией, которая в своих основных и существенных чертах совпадает с нашим понятием материи: она была высокообобщенным отображением объективной реальности, была категорией, которая отображала всю объективную действительность.

Начиная с XVI века материализм вновь расцвел, и прежде всего в Англии.

В XVI и XVII веках этот материализм представлен именами Ф. Бэкона, Т.

Гоббса и Дж. Локка.

В XVIII веке материализм получил дальнейшее развитие. Французские философы Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций преодолели многие недостатки английского материализма XVII века. Гольбаху принадлежит одно из классических определений материи: “… Материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства”.

В понятии “материя” отражается то, что присуще всякому объекту, а именно свойство быть объективной реальностью. В данном понятии мы мысленно изолируем это общее свойство вещей от самих вещей, но в действительности это общее свойство вещей органически присуще единичным вещам. Оно дано в ощущениях этих единичных вещей.

Категория материи в XIX-XX веках.

В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал определенные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — веществом.

Материя /вещество/ рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц- атомов, не имеющих качеств.

Материи предписывалась абсолютная дискретность, наличие неизменных, вечных свойств, таких, например, как масса, инерция и т. п.

Новый этап в развитии категории “материя” начинается с применения К.

Марксом и Ф. Энгельсом этой категории к области общественных явлений.

Прежние материалисты рассматривали материю лишь с одной стороны, лишь как источник образования сознания. Теперь же развитие материи надо было рассматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит сознание, но и сознание, в свою очередь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.

Таков итог третьего этапа в развитии категории “материя”…

Противоречивость становления научного представления и понятия о материи как наиболее общем, всеобщем понятии не только философии, но и всех конкретных наук, обусловлена противоречивостью становления самого человеческого познания мира — восхождения от менее глубокого знания к более глубокому знанию действительности, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка и т. д.

Источник: https://www.sites.google.com/site/philustu/home/16-ponatie-materii

Конспект по философии на тему:

Категории Бытие и Материя в философии

КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ.

МОНИСТИЧЕСКИЕ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ.

КАРТИНА МИРА

Термин «картина мира» был введен впервые Л. Витгенштейном(1889–1951) в «Логико-философском трактате» (1921). Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину, отображающую мир.

Наиболее ранними картинами мира были мифическая и религиозная. В последние столетия сформировалась научная картина мира. Ученые в результате своих исследований выяснили, что собой представляет окружающий мир.

Они определили, что наша Земля существует 4,5 млрд лет, а наша часть Вселенной существует не менее 13–14 млрд лет, что границы Метагалактики отстоят от нас где-то на расстоянии 15–18 млрд световых лет.

Физики установили, что в основе всех процессов, взаимодействий нашей части Вселенной лежат четыре фундаментальных взаимодействия: электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное), слабое.

Они также установили, что вещество состоит из молекул и атомов, атомы – из элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов, а те, в свою очередь, состоят из кварков, субэлементарных частиц с дробным электрическим зарядом. Однако научная картина мира изначально является фрагментарной, т. к.

она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Нет одной, синтетической науки, которая бы исследовала и объясняла мир в целом. Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира. Мир в целом, в принципе, ненаблюдаем и с ним в таком качестве нельзя проводить эксперименты.

Философия в отличие от науки не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами.

Философская картина мира использует язык категорий – фундаментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуальный и общественно-исторический опыт человека.

Эти категории являются отражением связей и отношений объективной действительности в ее целом и выражают ее всеобщие закономерности. Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной картиной мира.

Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия».

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема, бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.

Древнеиндийская, древнекитайская, античная философии в первую очередь заинтересовались онтологией, пытались понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория «бытия». Бытие — самое широкое и самое абстрактное понятие. Бытие означает «наличествовать, существовать».

Каково же содержание философской категории «бытие»?

Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

  • окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
  • окружающий мир развивается, имеет внутреннюю при­чину, источник движения всамом себе;
  • природа, общество, человек, мысли, идеи разно существуют; различные по способам и формам своего существований, они прежде всего, благодаря своему существованию, образуют целостное единство беско­нечного непреходящего мира, тo есть они сосуществуют;
  • материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции» — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Для обозначения общей основы всего существующе­го в философии выработаны две категории: субстрата к субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано.

Более высокую степень общности отражает понятие «субстан­ция» это первооснова всего существующего, внутрен­него единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которого они существуют.

Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоитдуализм, рисующий картину мироздания, опираясь какие-либо два равноценных начала.

В истории философии преобладает монистический под­ход, но существуют две основные формы монизма: иде­алистический монизм в виде религиозной или светской разновидности; материалистический монизм (материя — первооснова мира).

Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружа­ющем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»).

Под действительнос­тью(реальностью) понимается вся совокупность всех со­стояний объектов мира в прошлом, настоящем и буду­щем.

Объективная реальность — объективное сущест­вование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.

Бытие — есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в этой схеме — это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек — центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом.

Основными формами бытия являются: материальное, идеальное, человеческое и социальное бытие. Также выде­ляются: ноуменальное бытие (бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны) и феноменальное бытие (кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект).

МАТЕРИЯ

Конкретизация понятия «бытие» осуществля­ется, в первую очередь, в понятии «материя». Про­блемы материи, разрабатывались и в древности, и современными философами-материалистами

В материалистической философии материя высту­пает как наиболее общая, фундаментальная катего­рия, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

«Материя — философская категория для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографиру­ется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин).

В этом определении утверждается существование объективной реальности, которая не зависит от человека и его сознания. В определении материи решается основной вопрос философии — вопрос о соотношении мате­рии и сознания. При этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию, первична во времени, т.к. сознание возникло относи­тельно недавно, а материя существует вечно.

Основной вопрос философии затрагивает пробле­му познаваемости мира. Ленин подчеркивает в своем определении, что первым источником познания мира являются ощущения, что позволяет характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.

Элементами структуры материи являются: нежи­вая природа (кварки, атомы, молекулы, вещи, микро­тела, планеты, галактики, Вселенная и мир), живая природа (ДНК, РНК, белки, клетка, организмы, виды, популяции, биоценоз, биосфера), общество (вид, се­мья, группа, коллектив, этнос, раса, общество, госу­дарство, союз, человечество).

Материалистическая философия утверждает, что движе­ние — атрибут материи.

Атрибут — это неотъемлемое свойство, без которого не может существовать объект.

Характерной чертой материи является движение — пространственное перемещение тел.

Формы материи: физическая, химическая, биоло­гическая, социальная.

Движение материи является ее всеобъемлющим свойством, т.к. движется все. Все формы движения материи взаимосвязаны. Движение постоянно, пре­кращение одних форм движения заменяется другими, но никогда движение не сменяется абсолютным по­коем. Покой — это тоже движение, но такое, при кото­ром не нарушается качественная специфика предме­та, его пространственное расположение и форма.

  • Революционный вид развития – резкое, быстрое, скачкообразное, качественное изменение системы.

Самоорганизация — способность к самосозданию, воспроизводству, совершенствованию самой себя без участия сил извне. В результате колебаний и от­клонений материя приобретает новое состояние, но­вый вид, или распадается и гибнет. Учение о самоор­ганизации материи называется синергетикой.

Время — форма бытия материи, которая характе­ризует длительность существования материальных объектов и их изменение в процессе развития.

Пространство — форма бытия материи, которая ха­рактеризует ее протяженность, структуру, взаимодей­ствие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.

Отражение — способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодейст­вующих с ними других материальных систем. Отражение быва­ет: физическим, механическим, химическим.

Домашнее задание:

  1. Расшифруйте следующие термины: картина мира,онтология, бытие, субстанция, субстрат, монизм, дуализм, реальность, объективная реальность, материя, атрибут, движение, покой, развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция, самоорганизация, синергетика, время, пространство, отражение.

  2. Что входит в структуру материи?

  3. Перечислите формы движения материи.

  4. Когда мы напряженно работаем, время летит быстро. Когда бездельничаем, оно тянется медленно. Потом, когда мы вспоминаем насыщенные работой дни, они кажутся нам длинными, а дни безделья – одним мгновением. Может быть, для того чтобы жизнь казалась долгой, надо меньше бездельничать?

5. Если прогресс – это усложнение системы, тогда можно ли считать прогрессивными преобразования, направленные на упрощение структуры систем управления в обществе, на упрощение системы знания и т.п.?

Источник: https://infourok.ru/konspekt-po-filosofii-na-temu-kategoriya-bytiya-v-filosofii-4185402.html

Философия. Бытие, материя и сознание — Аюрведа Плюс. Магазин аюрведических товаров

Категории Бытие и Материя в философии
19.01.2012 Бытие. Материя и ее атрибуты.

Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума.

Категория «материя» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:

    * атомистическая модель (Демокрит);     * эфирная модель (Декарт);

    * вещественная (Гольбах).

Понятие «материя», отражая предельно общие свойства объективного мира, является субстанцией. Не существует материя вообще, как не существует вообще человека, предмета, цвета вообще. Материя вечна и бесконечна, несотворима и неуничтожима, она есть причина самой себя. Все эти свойства неотделимы от материи и поэтому называются атрибутами. Атрибутами материи являются: движение, пространство, время. Действительно, материя немыслима без движения, точно так же, как движение немыслимо без материи. Если есть движение, то это движение «чего-то» конкретного, а не движение вообще или «само по себе», движение «ничего». Но движение – это есть всякое изменение, а покой есть понятие относительное, частный случай движения, его момент. Движение поэтому абсолютно. Движение существует в различных формах: механической, физической, химической, биологической, социальной. Особой формой движения и изменения является развитие. Развитие это такое количественное и качественное изменение объекта или его состояние, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов. Специфическими свойствами пространства можно назвать характеристики различных материальных систем: симметрия и ассиметрия, их форма и размеры, расстояние между элементами мира, границы между ними.

Время – это всеобщая, объективная форма существования материи, выражающая длительность процессов бытия и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов материальных систем и процессов.

Время характеризуется тем, что оно одновременно, ассиметрично и необратимо.

Правда, современная физика доказала, что время тесно связанно с пространственными характеристиками материальной системы, что оно зависит, например, от скорости движения, от характера в структуре этой системы, от мощности гравитационных полей и т.д.

Проявление времени и пространства различно в различных формах движения. Поэтому в последнее время выделяют различные типы времени: биологическое, психологическое, социальное.

Сознание.

Сознание – это очень сложное, много значимое, многоаспектное понятие. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками (медицина, психология, конфликтология и др.), каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам. Каждое из этих определений оказывается при этом неполным и односторонним.

Сознание с философской точки зрения, это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственно или логических образах..

Сознание – это не просто некий образ вообще, а идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира.

Весьма условно можно выделить 4 компонента структуры сознания:

    1) телесно – перцептивные способности получения знания;     2) логико – понятийные способности и знания, получаемые на их основе;     3) эмоциональные компоненты;

    4) ценностно – смысловые компоненты.

Невероятно сложна проблема происхождения сознания. Это – одна из величайших тайн мироздания. Естественно, она увязана с проблемой происхождения самого человека. До сих пор не ясно кто прав больше: дарвинисты, космисты или теологи. Важным местом в сознании является проблема бессознательного. К нему относятся такие качества, потребности, интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое место в его поведении. Это могут быть ошибки (оговорки, описки), непроизвольное забывание (имен, факторов, обещаний, событий, намерений); это могут быть фантазии, мечты, грёзы, сновидения. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до настоящего времени одним из сложнейших как в психологии, так и в философии и не имеет однозначного решения.

Сознание и самосознание.

Самосознание – это невероятно сложный процесс обнаружения человеком «Я» своей причастности к знанию мира, отдельных элементов этого мира, других людей, себя самого. Самосознание – это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам.

Уровень самосознания не является постоянной величиной для всех людей. Многие живут, акцентируя своё внимание преимущественно на внешний мир. Их «Я» не задерживается в себе самом, не делает себя предметом своего осмысления. У многих просто нет привычки, навыка сосредоточиться на своём внутреннем состоянии.


Общественное сознание.

Общественное сознание – это такой тип сознания вообще, который взаимосвязан с индивидуальным сознанием и который представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, суждений, умозаключений, понятий, отражающий общественное бытие.

Это значит, что индивид, принадлежащий к той или иной социальной общности, вынужден принимать своеобразные «правила игры»: он коррелирует содержание своего индивидуального сознания с установками, ценностными ориентациями этой общности.

Общественное сознание как господство коллективной и эмоциональной установки только снижает активность и самодеятельность индивидуального сознания.

Проблема взаимосвязи и взаимодействия индивидуального и общественного сознания актуально для любого общества, но её решение зависит от конкретных социально – политических норм жизни: в традиционных и тоталитарных обществах приоритет имеет общественное сознание, а в либерально – демократическом – индивидуально – личностное. Признавая индивидуальное сознание как главную ценность, следует помнить, что полной свободы индивидуального сознания от общественного нет и быть не может.


Иллюзорное сознание
– это сознание искаженное, обманное, неистинное, неадекватное восприятие действительности. Люди с иллюзорным сознанием мыслят, как живут, и живут, как мыслят. Феномен иллюзорности сознания всегда существует «для другого», «чужого», чьё сознание не совпадает с моим.

Расценить «моё» сознание как иллюзорное может только «чужое» сознание. Проблема истинности или иллюзорности сознания всегда имела практический смысл: молодое поколение (поколение детей) не всегда адекватно оценивало сознание старшего поколения (поколения отцов).

Отсюда парадокс иллюзорности сознания, который впоследствии испытывает на себе нынешнее поколение: следующее за ним молодое поколение назовет его сознанием иллюзорным.



http://metaphilosophy.ru/
разработчики:
М.Давыдов
Е.Максимов
 

Источник: https://ayurvedaplus.ru/articles/29895/254780/

Refy-free
Добавить комментарий