Как мода пришла в Россию

Презентация на тему: Как мода пришла в Россию

Как мода пришла в Россию
Презентация на тему: Как мода пришла в Россию

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Описание слайда:

ОТГАДАЙ Вот свойство моё обязательное:Склоняюсь я, как прилагательное.На все вопросы его отвечаю,Глагол по значению напоминаю.

№ слайда 2 Описание слайда:

Цели урока Повторить опознавательные признаки причастия и причастного оборота, его синтаксическую роль и правила выделения на письме. Закрепить умение выделять запятыми причастный оборот, правильно определяя границы, соотносить причастие с определяемым словом , различать причастия в тексте, определять синтаксическую роль причастия, строить и употреблять предложения с причастными оборотами

№ слайда 3 Описание слайда:

Как мода пришла в Россию Урок — путешествие во времени

№ слайда 4 Описание слайда:

ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

— Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи?- Верите ли вы, что причастия своим внешним похожи на прилагательные?- Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?- Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?- Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?- Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?- Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?- Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?- Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

№ слайда 5 Описание слайда:

Подготовимся к путешествию ПРИЧАСТИЕ– это—————————————————————————————————————————————————————-самостоятельная часть речи,имеющая свойства глагола и прилагательного, обозначающая признак предмета по действию.

№ слайда 6 Описание слайда:

Подготовимся к путешествию Признаки причастияВопросы: КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАВШИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?особые суффиксы: –АЩ(-ЯЩ), -УЩ(-ЮЩ),-ВШ-,-Ш-,-ЕМ-,(-ОМ-), -ЕНН-,-НН-,-Т-обозначает ПРИЗНАК ПО ДЕЙСТВИЮобразовано ОТ ГЛАГОЛА

№ слайда 7 Описание слайда:

Подготовимся к путешествию Причастный оборот — это—————————————————————————————причастие с зависимыми от него словами

№ слайда 8 Описание слайда:

Подготовимся к путешествию

№ слайда 9 Описание слайда:

Подготовимся к путешествию Причастный оборот на письме обособляется, то есть выделяется запятыми.

№ слайда 10 Описание слайда:

Подготовимся к путешествию

№ слайда 11 Описание слайда:

Перенесёмся в XVIII век Царь Пётр I велел «учинить новую моду».

№ слайда 12 Описание слайда:

Женский костюм XVIII века

№ слайда 13 Описание слайда:

… ФИЖМЫ – каркас в виде обруча, вставлявшийся под нижнюю юбку у бёдер

№ слайда 14 Описание слайда:

Исправь ошибки! В XVIII веке пытавшаяся дама сохранить макияж умывалась не каждый день.Подсказка: причастный оборот не может быть разорван определяемым словом.КЛЮЧ В XVIII веке дама, пытавшаяся сохранить макияж, умывалась не каждый день.

№ слайда 15 Описание слайда:

Исправь ошибки! Покрывавшая дама лицо свинцовыми белилами добивалась аристократической бледности кожи. Подсказка: причастный оборот не может быть разорван определяемым словомКЛЮЧ Дамы, покрывавшие лицо свинцовыми белилами, добивались аристократической бледности кожи.

№ слайда 16 Описание слайда:

Мужской костюм XVIII века

№ слайда 17 Описание слайда:

… В XVIII веке законодательницей европейской моды была Франция. Поэтому названия многих предметов туалета того времени французские, как, например, «кюлоты» — короткие мужские штаны, которые надевали под кафтан.

Кстати, участники французской революции – представители парижской бедноты, не носившие такой одежды, получили прозвище «санкюлоты» (по-русски буквально означает «бескюлотники», то есть «не имеющие кюлот»). Ю.С.Рябцев.

История русской культуры

№ слайда 18 Описание слайда:

В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости, превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Дворянин надевавший белоснежную рубашку с кружевными манжетами повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол, которому отводилась роль жилета.

Интересно, что, нашивая на камзол до 30 пуговиц, застёгивали только верхнюю их половину. Вовсе не застёгивали кафтан, прикрывавший кюлоты и доходивший почти до колен, притягивая взоры золотым и серебряным шитьём и нарядными металлическими пуговицами. Русские дворяне позаимствовавшие из Англии моду на гетры надевали их зимой поверх белых шёлковых чулок.

Парик причинявший определённые неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являвшаяся обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находившая применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополнявшие костюм были предметом особой гордости.

Так, например, граф Разумовский заплативший 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами. (По Ю.С.Рябцеву)

№ слайда 19 Описание слайда:

Подумай и ответь Докажите, что перед вами текстОпределите тему текстаОзаглавьте текстВыберите текст определённого уровня сложности и выполните задания к нему:

№ слайда 20 Описание слайда:

Уровень 3 Определите границы причастного оборота, расставьте знаки препинания.Уровень 4Определите границы причастного оборота, расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные обороты как члены предложения. Уровень 5Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Подчеркните причастные обороты как члены предложения.

№ слайда 21 Описание слайда:

Подведём итоги урока ПРИЧАСТИЕ Причастие – это………………………часть речи, которая совмещает в себе признаки…………….(время, вид, возвратность) и признаки……………..(изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от ……………………с помощью специальных суффиксов: ……………………………………………………………………………………………….

Причастия в предложении обычно бывают …………………………………и отвечают на вопросы: ………………………………………………… При них часто находятся зависимые слова и образуют………………………………………………………………………………,который может находиться как перед определяемым ……………., так и после него.

Если причастный оборот стоит перед …………………….существительным, то он не ……………………………запятой, если же он стоит после ………………………….слова, то он всегда выделяется запятыми. Причастия могут быть страдательными и ……………………………………Страдательные причастия могут иметь полную и…………………………..формы.

№ слайда 22 Описание слайда:

… ВЕЕР – заимствовано из немецкого языка в начале XVIII века. От немец. fachen(«дуть»). В рус. яз. связано со словом веять. Отсюда и современное звучание.

№ слайда 23 Описание слайда:

Домашнее задание Составить текст о тайнах дамского веера, используя причастные оборотыПредлагаю свои подсказки:Развернутый веер – замужествоЗакрытый– безразличиеОткрытый один листик – дружбаОткрытые два листика — сочувствиеОткрытые три листка – любовьСкладываемый стрелой – призыв к решительности

Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/mkhk/kak-moda-prishla-v-rossiju.html

Как мода пришла в Россию

Как мода пришла в Россию

До петровских реформ и женщины и мужчины носили одежду практически одного покроя.

Первые попытки уйти от традиционного, веками не менявшегося костюма появились у нас в конце XVII века.

Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платье «с иноземского образца».

Но все было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами Западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной.

Петр I заставил страну жить в другом темпе; ее новому ритму, изменившемуся образу жизни мало соответствовали длинные, сдерживающие движение одежды. Так же, впрочем, как и бороды едва не до пояса. И Петр I открыл дорогу моде, в частности, немецкой.

В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди и мужчины, и женщины, от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб.

Казалось бы, ну и что из этого? Оделись иначе— какая разница? Однако это была ломка, и она, с одной стороны, отразила те перемены, которые происходили в обществе, а с другой— во многом способствовала этим переменам, затрагивающим все сферы жизни людей.

Любопытные свидетельства этой ломки мы находим в памфлете М. М. Щербатова «О повреждении нравов в России», который был написан в или 1786 или 1787 году, но впервые опубликован лишь А. И. Герценом и Н. П. Огаревым в Вольной русской типографии в 1858 году.

Автор памфлета пишет, что в прежние, любимые им допетровские времена только самые парадные царские одежды были богаты и великолепны: «злато, жемчуг и каменья повсюду блистали»; они «столь редко употреблялись и столь крепки были, что их за носильные одежды и почитать не должно; но были они яко какие коронные сосуды», украшения их «быв сделаны из золотых блях, жемчугу и каменей из роду в род переходили». Даже царь и царица «пять или— шесть, а много до десяти платьев когда имел… то уже довольно считалось, да и те нашивали до износу». Бояре и чиновники тоже не знали о перемене мод, «но что деды нашивали, то внучата, непочитаясь староманерными носили и употребляли».

Принято считать, что в истории костюма шла драматическая— а временами и комическая— борьба между двумя началами: утилитарной целью, которой служила одежда— скрывать наготу, защищать от холода, и ее эстетической функцией— украшать.

Традиционная народная одежда, не подвластная моде, сочетала в себе оба эти начала. Она была красивой— по понятиям не одного поколения людей, удобной— по их представлениям об удобстве. И потому она была стабильной.

Так что наблюдение точное.

Но вот наступили петровские времена. И повелел царь «бороды брить, отменил старинныя, русския одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кавтаны носить, а женщин, вместо телогреи, бострги, юбки, шлафорки и самары, вместо подкалков, фонтанжами и корнетами голову украшать».

Это было вызвано, по мнению автора, тем, что люди стали иначе жить и общаться, женщинам, прежде не покидавшим своего дома, было приказано появляться в собраниях, и одеваться требовалось по моде. Сейчас далеко не каждый сможет вразумительно объяснить, как выглядела, к примеру, телогрея, привычная в стародавние времена одежда.

Но для женщин петровских времен и прическа «фонтанж», как называет ее Щербатов, тоже нуждалась в пояснениях. Мода приносила свои термины, составляла свой словарь— она всегда нуждалась в переводчике. Как, впрочем, и теперь. Немецкий костюм— вполне объективно— был удобнее для деятельности человека.

Возможно, и вся новая мода тогда провозглашалась как самая практичная, как единственно отвечающая духу времени, времени преобразований и строительства.

Но— «фонтанж»! Ее называли еще «а ля Фонтанж» по имени герцогини Фонтанж, одной из многочисленных фавориток «короля-солнца» Людовика XIV: это была очень пышная прическа из круто завитых волос, которую украшали цветами и кружевами. Нет, ее— даже с большими натяжками— нельзя было назвать практичной.

Но, очевидно, она тоже соответствовала духу того времени— до эмансипации было еще несколько веков, и если женщины и появлялись теперь в «собраниях», то явно не для того, чтобы заниматься делами или вести «умные» разговоры.

Их роль была скромнее— они «украшали» общество деловых мужчин, и в таком смысле их прическа была, можно сказать, утилитарной— служила вполне практической, земной цели…

Впрочем, Щербатов подмечает не без иронии, что мода потребовала жертв: на сооружение «фонтанжа» требовалось трое суток, и бедные женщины «должны были до дня выезда сидя спать, чтобы убору не испортить».

Одежды становились все более изысканными и дорогими, хотя сам Петр «кроме простых кавтанов и мундиров никогда богатых не нашивал». «И беднейший человек ныне того носить нестанет»,— заключает Щербатов уже с позиций своего времени.

Правда, он тут же объясняет, что Петр «имел себе в предмете, чтобы великолепием и роскошью подданных побудить торговлю, фабрики и ремеслы». Уже тогда, с первых своих шагов, мода была катализатором развития промышленности, которую нынче называем «легкой».

Хотя одновременно автор памфлета отмечает и то, что мода вызвала стремление к роскоши: «моды хотя долго продолжались, однако оне были, и по достатку своему оные уже их чаще, нежели при прежних обычаях делали».

Все это звучит весьма современно. И в наши дни, когда мода стала меняться с головокружительной скоростью, она так же способствует повышенному интересу к вещам, придавая им престиж, которого они вряд ли заслуживают.

Отмечает автор и другое любопытное обстоятельство: едва возникла мода, как сразу же появились сословные ограничения. То, что было дозволено императрице, не разрешалось никому другому.

Только она одна могла «убирать алмазами обе стороны головы», все прочие— только левую. «Запрещено стало носить горностаевые меха с хвостиками, которые одна она носила».

Уже в те времена понимали престижность модной одежды, и те, кто обладал властью, не позволял тиражировать свои туалеты.

Это тоже любопытная черта отношений с модой.

Роскошь двора, увлеченного модой, стала «из меры выходить», и уже императрица Анна издает указ, запрещающий ношение золота и серебра на платье, «а токмо позволено было старое доносить, которыя платья и были запечатаваны».

Но процесс продолжался, несмотря на запреты. Мода расточительна— она и была такой с момента своего появления. Во времена Елизаветы «подражание роскошнейшим народам возрастало и человек делался почтителен по мере великолепности его житья и уборов».

Роскошь в одеждах превзошла все пределы, «часто гардероб составлял, почти равный капитал с прочим достатком, какого придворнаго или щеголя, а и у умеренных людей онаго всегда великое число было».

«Да можно-ли было сему иначе быть,— продолжает Щербатов,— когда сам Государь прилагал все свое тщание, к украшению своей особы, когда он за правило себе имел каждый день новое платье надевать, а иногда по два и по три на день…» И добавляет о «Государе»— Елизавете: «…

Стыжусь сказать число, но уверяют, что несколько десятков тысяч разных платьев после нее осталось». «Стыжусь сказать»— но мы-то знаем, что около 8 тысяч платьев! Мода и тогда могла кружить головы… Главные черты нового для описываемого времени явления— моды— можно заметить здесь без особого труда.

И в этом отношении она мало изменилась за более чем три прошедших с тех пор столетия. Мы без труда узнаем в ней характерные черты— и те, что делают ее привлекательной, и те, что кажутся нам нелепыми и смешными иногда только потому, что нас увлекает нечто совсем другое (но ведь и оно может показаться нелепым и смешным уже нашим внукам).

С первых шагов мода способствовала развитию промышленности. Отражала свое время и образ жизни людей своей эпохи. Влияла на нравы, на поведение, хотя при этом оставалась как бы в стороне— люди сами попадали в ее сети, и притом не без восторга и радости. Она заставляла людей больше думать о внешней красоте, престижности и забывать о других, духовных, ценностях, что Щербатов назвал «повреждением нравов». И это, разумеется, только часть «вины» и «заслуг», которые, как считают, несет мода.

И напоследок— история с бородой.

Петр I одел мужчин в камзолы и брюки, а женщин— в пышные декольтированные платья, а также приказал сбрить бороды. Их сбрили. Но не все— казаки воспротивились новой моде и остались при бородах. В 1814 году русские войска, завершая войну с Наполеоном, вошли в Париж. Героические казаки произвели на парижан неизгладимое впечатление, а борода просто вошла в моду.

Она так и называлась— борода «а ля рюсс». Об этом с восторгом писали в парижских газетах: «Борода— это естественное украшение особ сильного пола. Она часть мужской красоты. Она изменяет пропорции лица, расширяет или сужает его овал, изменяет оттенки кожи щек и подбородка, защищает кожу своим шелковистым сумраком и усиливает ее блеск.

Только борода может придать особую значительность лицу мужчины».

Возникновение новой моды в Париже привлекло внимание и российских модников. По примеру «передовой Европы» заводят бороду и они, не подозревая, что к ним вернулась их собственная борода, правда с зарубежным патентом.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_48/646.htm

Классные час

Как мода пришла в Россию

 Цель: расширить кругозор учащихся; научить  модно, красиво, правильно (т.е. к месту) одеваться;  уметь отстаивать свою точку зрения  в выборе того или иного стиля одежды.

Форма проведения: диспут.

Участники: две команды «Вкус» и «Мода», модели в одежде различных стилей.

Оборудование: красочные плакаты, журналы мод, листочки с ручками.

План.

  1. Точка зрения команды «Мода».
  2. Стили одежды.
  3. Точка зрения команды «Вкус».
  4. Показ моделей одежды
  5. Анкета о моде.
  6. Заключение.

Ход мероприятия.

 1.Точка зрения команды « Мода».
Слово  мода  ведёт своё название от латинского  modus,  которое переводится  как мера, способ, правило.  Объясняется  мода естественной, психологически обоснованной потребностью человека в новизне и подражании.

  Современная мода разнообразна и демократична.  Она даёт возможность женщинам многое сделать своими руками: сшить, связать, дополнить ансамбль бижутерией и различными аксессуарами – поясом, шарфом, платком.

  От  того, что надето на женщине, во многом зависит  её  состояние, настроение:  неудачный костюм – сковывает, удачный – придает уверенность, нарядный – приподнимает настроение.  Удачный – далеко не всегда модный. И, наоборот, в модном костюме девушка может выглядеть вульгарно, если не учитываются особенности её  фигуры, возраст и т.п.

Есть люди сверхмодные, другие же не любят перемен, они привыкают к моде постепенно, а к этому времени она уже, исчерпав себя, уходит. И то, и другое – крайности.

  Моду, как правило, первой осваивает молодежь, у которой не всегда  еще сформирован вкус, а желание быть заметной, выделиться среди других приводит к тем  самым конфликтам, когда старшие, чаще всего родители воспринимают моду в штыки.  Сколько из-за этого сломано копий, сколько «домашних войн» прошло из-за длины юбки, прически и т.д.

История моды. Мода – это пустая прихоть, увлечение бездельников. Для других мода профессия, ежедневная творческая работа. С развитием человеческого общества, образованием государств, сменой исторических формаций костюм усложнялся.

Но из века в век в одежде с предельной четкостью отражается общественное положение людей разного достатка, разных сословий. Костюм во все времена был социальным знаком, свидетельством общественного положения показателем ранга человека.

Например, в рабовладельческих государствах – в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме – одежда рабов лишь прикрывала наготу, да в лучшем случае едва защищала от непогоды. Ткани на одежду рабов шли самые грубые, обуви им зачастую вообще не полагалось.

Свободные люди того времени одевались в строгом соответствии с рангом. Ограничения и запреты касались качества и цвета тканей, количества отделки и украшений, принадлежностей костюма, которые символизировали должность, власть.

Египетские фараоны и приближенная к ним знать носили тонкие и прозрачные, как глаз ткани, ткани из хлопка и льна, жрицы — леопардовую шкуру.

В античной Элладе свободные граждане одевались в одежды изо льна и тонкой шерсти, белого и разных сдержанных цветов, рабы в грубую, суровую, некрашеную шерсть.

    В век абсолютизма, когда назревали буржуазные революции, существовали неписанные обычаи и специальные указы в отношении костюма. Они издавались затем, чтобы привилегии господствующего класса в одежде неукоснительно соблюдались.

Феодалы, например, не смели наряжаться богаче, короля, а разбогатевшие горожане, торговцы и ремесленники – соперничать с феодалами. В  XV веке причудой моды были башмаки с длинными носами. Причем крестьянам разрешалось иметь обувь с носами длиной не более 6 дюймов, горожанам – 12 дюймов.

В Англии  XIV веке купцы носили пёструю длинную или полудлинную одежду, войлочные шляпы, шнурованную обувь типа полуботинок и должны были иметь раздвоенную бороду. Моряки – толстую широкую куртку до колен и шпагу на боку.

Ремесленники – особые отличительные знаки с эмблемами их ремесла, пояса с привешанными на них кошельками и ножами, отделанными серебром.

Доктора, хирурги, законоведы и признанные длинную широкую одежду, при этом цвет её говорил о профессии, врачи носили темно-синюю и голубую одежду из тафты и полотна, судейские чиновники разноцветную, полосатую или двуцветную с богатым поясом в серебряной оправе.
В наше время процесс демократизации костюма продолжается.

Как мода пришла в Россию.
Первые попытки уйти от традиционного,  веками  не менявшегося костюма появились у нас в конце семнадцатого века.  Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платья иноземного образца.

  Но все было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной. Петр I  заставил жить страну в другом темпе.  Её новому ритму, изменившемуся образцу жизни мало соответствовали  длинные, сдерживающие движения одежды.

  Так же в прочем, как и бороды едва не до пояса.  И Петр I  открыл дорогу моде, в частности немецкой.

  В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить, русские люди и женщины и мужчины, от нарядных костюмов до  исподнего белья, от шапок  до башмаков.  Россия начала менять гардероб.

Моменты моды.
Мода рождается и умирает.  Весь этот процесс длится сравнительно недолго.  Когда-то считали средней продолжительностью жизни моды 6-7 лет, но в последнее время, кажется этот срок, сократился.

  Как, где, под влиянием, каких обстоятельств  рождается мода?  На этот вопрос существуют разные мнения.  Считают, что мода дитя улицы, подкидыш, оставленный на мостовой художником модельером, который нередко остаётся безымянным.  Сердобольные прохожие поначалу не замечают подкидыша.

  Потом начинают разглядывать его с интересом, и любопытством и долго размышляют, стоит ли пестовать его и лелеять.

  Наиболее непосредственные и эмоциональные решительно встают на его сторону и, на обращают внимания на предостережения  (зачем вам этот уродец)  заявляют, что он прекрасен, он лучше всех на свете.

  Проходит немного времени подкидыш отмыт и ухожен, и все готовы следовать за ним, покланяться и обожествлять его.

Хотя, костюм для многих мужчин по-прежнему единственная в какой-то степени обязательная деловая одежда, многие из них стали отдавать предпочтение курткам, жилетам, джинсам, пуловерам и спортивным костюмам.

  Мужчины стали больше интересоваться модой, всё чаще отказываются от одежды мрачных и тёмных тонов, им хочется выглядеть более свежо, празднично нарядно, раскованно.  Так потом, среди женских моделей появились мужчина – модель, которые демонстрируют одежду (стильную модную)  для мужчин.

2. Стили  одежды.

Сколько нужно нарядов.
Сколько нужно нарядов, чтобы быть всегда красиво, разнообразно, модно и к месту одетой.

Во-первых, вы должны позаботиться о деловой одежде, – которую мы надеваем в школу или колледж, в институт или на работу. Во-вторых, нам нужна одежда для отдыха и спорта. В-третьих – домашняя одежда.

И, наконец,  одежда  для торжественного случая, т.е. всего четыре типа одежды. Ещё надо вспомнить верхнюю одежду.

Деловая, будничная одежда для девушки нашего возраста  состоит, прежде всего, из юбки, ткань должна быть качественная желательно не мнущаяся. Необходимы и брюки, можно одни джинсы и брюки классического стиля. Далее нужно подобрать  другие  вещи:  свитер-водолазка,  блузки.

Следует помнить, что деловая одежда не любит ярких, вызывающих  цветовых контрастов.  Незаменимы жакеты, блейзер. Имея одну, две юбки, пару брюк, две блузки жакет и пару жилетов, вы сможете составлять из них самые разнообразные комплекты.
Но, помните все предметы вашей одежды, должны гармонировать между собой.

Не обязательно одеваться во всё коричневое или синее – главное,  чтобы сочетание цветов не было грубым,  как, говорят «резало глаз». Сочетание узкого и широкого может быть и элегантным, и безвкусным.  Вещи  должны  сочетаться  не  только по цвету, но и по назначению.

  К  толстой твидовой юбке подойдёт свитер или пуловер, но, ни как не шелковая блузка.

Для занятий физкультурой нужен спортивный костюм. Запомните,  что  трикотажный тренировочный костюм годится для спортзала,  но не для прогулки по улице  или дискотеки.  Для  отдыха можно использовать, особенно летом  шорты, легкую юбку,  различные  футболки и  легкие блузоны.

Помните, о законе,  соответствия и о законе времени и места. Спортивный костюм на дискотеке, джинсы в театре, короткий топик в школе, туфли на шпильке с шортами и тому подобные сочетания – все это делает вас смешными и дурно воспитанными в глазах окружающих.

Разве этого вы добиваетесь?

3.Точка зрения команды«Вкус». 
«Модно то, что  я ношу» — эту  фразу  когда-то  произнесла  одна  из  самых  элегантных  женщин  мира  модельер  Габриэль,  или,  как  ещё  её  называют  Коко  Шанель.  Конечно,  можно  сказать, что  она  могла  позволить  себе  так  говорить.

  Но  Коко Шанель  не  создавала  экстравагантных  туалетов  и,  тем  не  менее,  завоевала  весь  мир.

  Даже  в  то  время,  когда  с  ума  сходили  по  мини,  она  не  отошла  от  своего  правила:  «колени  должны  быть  прикрыты» — и  привезла  на  Московский  фестиваль моды  коллекцию,  в  которой  не  было  ни  одного  мини-платья.  И  коллекция  имела успех.

А,  в  самом  деле,  как быть  всегда  со  вкусом  одетой,  если  ты  не  обладаешь  фигурой  манекенщицы?  Что делать  если  все  вокруг  переоделись  в  мини,  а  тебе  ноги  не  позволяют  следовать   общей моде?  Резать  ли  свою роскошную  косу  если  в моде  —  стрижка  «под  пай  мальчика»?  И  вообще,  как  всё-таки  искать  и  найти  свой  стиль?
Ни  какого  конкретного  рецепта  не  существует.  Ведь  сколько  людей  столько  и  индивидуальностей,  и  даже  близнецы  хоть  чем-то,  да  отличаются  друг  от  друга.  И  все-таки  можно  посмотреть  на  себя  и  определить  какой  стиль  тебе  подходит,  а  какой —  категорически  нет.

Если  вы  высокая,  стройная,  с  независимым  характером,  можешь  выбрать  для  себя  спортивный   или  классически-деловой стиль  одежды.  Можешь  попробовать  себя  и  в  авангардной  моде,  почему  бы  и  нет?  Неплохо  ты  будешь  выглядеть  и  в  одежде,  по  стилю,  примыкающему  к  спортивному  направлению:  джинсовый,  сафари  и  т.д.

  В  фольклорном  стиле  тебе,  возможно,  окажутся  близкими  индейские  или  цыганские  мотивы.  А  вот  кружева   и  оборочки  романтических  нарядов  подойдут  тебе  значительно  меньше. 
Девушке  высокой,  но  полной  и  в  тоже  время  активной  тоже  подойдёт  спортивный  стиль,  а  еще  больше  классический,  деловой.

  К  фольклорному  или  авангардному  стилю  тебе   стоит  относиться  с  большей  осмотрительностью   — не  всякая  фигура  хорошо  выглядит  в  ярком  и  экзотическом  наряде.  Джинсовый  стиль  тебе  конечно  не  противопоказан,  но  только  не  стоит  носить  джинсы  в  обтяжку  —  они  не  сделают  тебя  худее,  лишь  привлекут  отдельное  внимание  к  твоей  полноте.

  От  романтического  стиля  стоит  отказаться  вообще  —  это  не  твоё…

Но  ведь  высока и стройная  девушка  может  быть  тихой  и  застенчивой,  и  спортивный  стиль  окажется  ей  не  по  нраву.  Ну что ж, ей  остается  ещё  широкий  выбор.

  Элегантный  классический  стиль  ей  наверняка  подойдет,  хотя  сделает  её  несколько  старше  на  вид… Маленьким  и  стройным  девочкам  больше  всего  подходит  спортивный  или  джинсовый,  немножко  мальчишеский  стиль  одежды.  Разумеется,  не  обязательно  всё  время  ходить  только  в  брюках.

  Очень  симпатично  смотрятся  на  маленькой  стройной  фигурке  юбки  в  складку,  джинсовые  платья  и  костюмы,  при  красивых  ногах — мини-юбки…  Романтический  стиль  может  сделать  миниатюрную  девочку  похожей  на  большую куклу —  но  ведь  и  в  этом  есть  своя  прелесть.

Подходит  тебе и фольк-стиль,  смотри  только  чтобы  за  яркостью  наряда  не  исчезнуть  самой.  Деловой  и  классический  стили  тебе  не  противопоказаны.  Однако  нередко  шестнадцатилетняя  девочка  маленького  роста  в  элегантном  английском  костюме  выглядит  так,  будто  случайно  надела  наряд  с  чужого  и  куда  более  взрослого  плеча.

Всех  возможных  сочетаний  характера,  фигуры  и  стиля  перебрать  не  возможно  их  ведь  бесчисленное  множество.  Но  принцип  выбора,  уже  понятен.  В  нескольких  словах  его  можно  определить  так:  никакая  самая  современная  и  замечательная  мода  тебя  не  украсит,  если  она  не  соответствует  твоей  внешности  и  твоему  характеру.

  Поэтому  нужно  как  можно  раньше  отказаться  от  манеры  напяливать  на  себя  что  угодно —  лишь  потому,  что  это  «носят  все».  Ну  и  пусть  себе  носят.…  Неужели  приятно  чуть  ли  ни  каждую  минуту  сталкиваться  со  своим  зеркальным  отражением?  На  всех  одинаковые  шарфы,  платья,  туфли,  юбки  —  ужас!  И  хорошо, если  тебе  все  это    к  лицу,  а  если  нет?  Стоит  ли  мода  таких  жертв?

Одна  из  легенд  о  Коко  Шанель,  говорит, будто  бы  однажды  насмотревшись  на  павлиньи  расцветки  дорогих  и  слишком  ярких  туалетов  на  каком-то  светском  приеме,  Шанель  в  сердцах  воскликнула:  «Я  заставлю  всех  носить  черное!..»  И  что  вы  думаете  —  ведь  на  самом  деле  заставила.

  С  тех  самых  пор,  уже  шесть  с  лишним  десятков  лет,  так  называемое   «маленькое чёрное  платье»  не  выходит  из  моды.  И  оригинальные  ожерелья  из  беспорядочно  набранных  бусинок  разной  величины  тоже,  оказывается,  придумала  Шанель.

  И  изящные  украшения  из  искусственных  цветов,  и  короткие  стрижки,  и  джемпер,  и  трикотажные  платья,  и  стеклянную  бижутерию  вместо  дорогих  не  доступных  большинству  бриллиантов,  и  знаменитый  костюм  Шанель  —  все  это  и  многое  другое  впервые  предложила  и  ввела  в  мировую  моду  Габриэль  Шанель.

«Стиль  Шанель»  никогда  бы  не  родился,  если  бы  мадам  Габриэль  смолоду  ориентировалась  не  на  вкус  и  художественное  чутьё,  а  на  безумное  повторение  того,  что  «носят  все»?  Ответ,  по-моему,  ясен.

https://www.youtube.com/watch?v=CgZ0uFsliNQ

Вот  почему  надо  почаще  вспоминать  эту  фразу: « Модно  то,  что  ношу  я!» Ищите  свой  неповторимый   и  индивидуальный стиль.  Тогда  ты  не  рискуешь  в  один  прекрасный  день  оказаться  рабыней  моды,  а  будешь  свободной  и  полновластной  повелительницей.

«Когда мода кричит, рассудок молчит» — говорится в английской пословице.  Мода бывает и неудачной.  Из-за моды на тесные корсеты женщины когда-то болели чахоткой, из-за легких прозрачных тканей в неподходящее время года простужались и умирали, из-за высоких неустойчивых каблуков ломали ноги.

Слепое следование моде ведёт к тому, что теряется индивидуальность, свой личный стиль, девушки становятся как бы размноженными снимками со страниц модных журналов. Одинаковые стрижка, одежда, макияж  превращают девушек в копии друг друга.

Мода – это инструмент, которым девушка должна умело пользоваться; она может украсить человека и обезобразить его.  Все зависит от вас самих.

Первое требование к одежде — это аккуратность. Французы говорят «Лучше две морщинки на лице, чем одна на чулке». Требование второе – это ансамбль в одежде.

Следует взять себе за правило подбирать для себя одежду таким образом, чтобы можно было варьировать.

  Так, один костюм, свитер или кофточка в различных сочетаниях могут решить проблему целого сезона, если эти предметы дополняют  друг друга.  Третье требование – одежда и украшения должны соответствовать обстановке.

   Сегодня женщина, которая безразлична к своей одежде, большая редкость; молодая девушка тем более не может отвернуться от моды, но будет не разумным, если все свои помыслы она посвятит только ей.  Все хотят со вкусом одеваться, а умеют это делать далеко не все.  Искусству красиво одеваться, как и всякому другому искусству, надо учиться.

Вот некоторые советы.

  1. Не делайте из вещей культ!
  2. Главное – не слепое подчинение моде. И  совсем не обязательно гоняться за модой, выполнять все её  требования, тем более что это  требует крупных денежных затрат.
  3. Руководствуйтесь правилом: лучше меньше, да лучше! Достаточно иметь одно платье, 2-3 юбки, блузки, свитер, брюки и различные дополнения к ним.  Чем проще гардероб, тем легче его обновить.
  4. Не покупайте вещь, если у вас уже есть аналогичная, почти такая же, разница лишь в цвете, фасоне.  Мода быстро меняется: две одинаковые вещи не нужны.
  5. При покупке исходите от главного в ансамбле (например, от юбки);  все остальное —  дополнение к нему.
  6. Содержите весь свой гардероб в полном порядке: все выстирано, отутюжено, пуговицы, вешалки на месте. Вещь можно одеть в любой момент.
  7. Научитесь шить, вязать, чтобы вы сами могли обновить свой гардероб.
  8. Бережно носите и храните вещи.
  9. Носите одежду, и украшения применительно к вашему возрасту и положению.  Ещё успеете стать взрослой.
  10. Одежда должна скрывать недостатки фигуры, а не подчёркивать их.
  11. Будьте внимательны к деталям одежды.
  12. Элегантными, с утонченным вкусом людьми не рождаются, поэтому важно воспитать в себе вкус.  Он поможет приобретать вещи не только модные, но удобные и полезные.

4. Показ моделей одежды.

5. Анкета о моде.

  6.Заключение. К  моде можно относится  по-разному: например, стать её  безропотной рабыней. Или наоборот  — повелительницей.Второй  вариант, по-моему,предпочтительнее. Но  до  него как  говорится, нужно  ещё  дорасти,  ни чего  страшного в этом нет. Просто одна из психологических особенностей  твоего  возраста как  раз  и  состоит  в том,что вы  стремитесь походить на своих сверстниц или  сверстников, или скажем  на  модную  картинку.  И  начинается то джинсовая  эпидемия, то повальная мода на гетры,цепи и  т.д.Причём, многим    хочется,  чтобы  у  вас  было  точь-в-точь такое  же, как  у подружек. И ходят две одинаковые девочки (мальчики),  как «шерочка  с  машерочкой»… Смешно… Я  не  стану  вас разубеждать  или  уговаривать, просто  выскажу  свое мнение. Мне  кажется, вполне возможным и  следовать  моде  —  и подчеркивать свою  неповторимую индивидуальность. А как раз в индивидуальности  и состоит главная  прелесть. Кстати  помните  аккуратность —  необходимая  часть  элегантности.Всем известно, что  образцом  элегантности по праву  считаются  француженки.  Ни  одна француженка  не  польститься даже  на  самую модную  вещь,  если  она не в её стиле.

Недаром  именно  в  Париже, всемирном  законодателе  моды, родилось изречение:  лучше  на год запоздать, следуя за  модой,  чем  на  месяц опередить  её.  Может этот  условный  год и нужен, чтобы разобраться  в  новой моде  и  примериться к ней?

Вспомните,  сколько семейных конфликтов  возникает у  юных  модниц  с  родителями.  Ведь  раздобыть  модную  новинку  стоит  немало  времени, сил  и  денег.
Быть на острие  моды, в  конечном  счете,  не так  уж  и  трудно,  если тебе  этого  хочется.

  Позже  когда  вы  повзрослеете, вы  будете  стремиться  не  столько к  остроте,  сколько к  сдержанности  и  элегантности.

  Зато  сегодня  на  твоей стороне — юность, задор,  когда прекрасные  художники-модельеры  специально работают  над  коллекциями  молодежной  и  подростковой одежды, когда   сама мода удивительно  демократична и  разнообразна,  почему  бы  и  не  рискнуть?

Яркие,  необычного покроя одежды  подойдут  вам.  И  пусть  даже  смелости  в них  будет  чуть-чуть «чересчур».  Но…  именно чуть-чуть.

  Учись уже сегодня  находить  ту грань,  переступив  которую ты  рискуешь  показаться  смешной,  неумной  и  вульгарной. Вот  как  раз  чувство  этой  грани, другими  словами чувство  меры  и  есть  главный закон  элегантности.

  Мало  кому, что даётся  от рождения, поэтому и  умению  хорошо, а  именно модно и  со  вкусом  одеваться, надо  учиться.

Литература:

  1. «Воспитание старшеклассниц» Л.Н.Тимощенко, Москва, Просвещение 1990 г.
  2. «Кружок моделирования и конструирования одежды» Л.П. Чижикова,Москва,Просвещение 1990
  3. Интернет ресурсы

6.02.2009

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/522498/

Знакомьтесь: мода

Как мода пришла в Россию

Все мы знаем, что такое мода. Но до конца ли мы знаем ее?

Мода удивляла, вызывала недоумение; поражала воображение и озадачивала с первого дня своего появления на свет. Правда, день этот с точностью не установлен историками, хотя многие специалисты рождение моды относят к XIV веку.

Что же было раньше, до появления моды? Первобытные дикари носили звериные шкуры или одежду, сшитую из них, которую и одеждой-то в нашем понимании можно назвать весьма условно.

Была ли тогда мода — на волчьи шкуры, к примеру, или более изысканные леопардовые? Возможно, что какие-то из них ценились дороже или больше нравились, но их вряд ли меняли исключительно потому, что они выходили из моды.

Добыть шкуру было непросто — все же надо суметь снять ее с законного владельца, что сопряжено с риском и другими трудностями. И это была стабильная, веками не менявшаяся форма одежды.

Знакомьтесь: мода

А позже разные народы — древние римляне и греки, скифы и монголы, индусы и китайцы — имели свои, только ими принятые, вполне определенные виды одежды. Существовала ли у них мода? Вряд ли.

Менялись, а точнее совершенствовались костюмы медленно, хотя в определенной степени и отражали те перемены, которые происходили в стране, в национальной культуре.

Не было в них той изменчивости, которая считается главным, отличительным признаком моды.

Она появилась позже, в Париже, хотя за право считаться родиной моды в течение столетий спорили многие земли и города. Считают, что ее возникновение связано с появлением крупных производств тканей.

Очевидно, так оно и было — для того чтобы менять формы одежды достаточно часто, надо иметь то, что обеспечивало бы эти перемены. Где-то в XIV веке стихийное, всеобщее увлечение какими-то видами одежды получило свое название.

Слово «мода» ведет происхождение от латинского «modus», которое переводится как «мера, способ, правило». В общем, смысл этот сохранился и по сей день, во всяком случае, он составляет часть современного понятия моды.

Что было дальше? Мода стала распространяться в Италию, Англию, Испанию. Игры с модой нравились, ряды ее поклонников росли. Она перешагивала через самые строгие границы, ломала традиционные виды одежды, навязывала свой вкус и свои правила.

Об эволюции костюма написаны тома, а потому не стоит здесь пересказывать историю моды. Но некоторые примеры все же нужны — они помогут понять своеобразную логику ее поступков.

Как мода пришла в Россию

Первые попытки уйти от традиционного, веками не менявшегося костюма появились у нас в конце XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платье «с иноземского образца».

Но все было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами Западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной.

Петр I заставил страну жить в другом темпе; ее новому ритму, изменившемуся образу жизни мало соответствовали длинные, сдерживающие движение одежды. Так же, впрочем, как и бороды едва не до пояса. И Петр I открыл дорогу моде, в частности, немецкой.

В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди — и мужчины, и женщины, от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб.

Казалось бы, ну и что из этого? Оделись иначе — какая разница? Однако это была ломка, и она, с одной стороны, отразила те перемены, которые происходили в обществе, а с другой — во многом способствовала этим переменам, затрагивающим буквально все сферы жизни людей.

Любопытные свидетельства этой ломки мы находим в памфлете М. М. Щербатова «О повреждении нравов в России», который был написан в 1786 или 1787 году, но впервые опубликован лишь А. И. Герценом и Н. П. Огаревым в Вольной русской типографии в 1858 году.

Автор памфлета пишет, что в прежние, любимые им допетровские времена только самые парадные царские одежды были богаты и великолепны: «злато, жемчуг и каменья повсюду блистали»; они «столь редко употреблялись и толь крепки были, что их за носильные одежды и почитать недолжно; но были они яко какие коронные сосуды», украшения их «были сделаны из золотых блях, жемчугу и каменей из роду в род переходили». Даже царь и царица «пять или шесть, а много до десяти платьев когда имел… то уже довольно считалось, да и те нашивали до износу». Бояре и чиновники тоже не знали о перемене мод, «но что деды нашивали, то внучата, непочитаясь староманерными носили и употребляли».

Принято считать, что в истории костюма шла драматическая — а временами и комическая — борьба между двумя началами: утилитарной целью, которой служила одежда — скрывать наготу, защищать от холода, и ее эстетической функцией — украшать.

Традиционная народная одежда, не подвластная моде, сочетала в себе оба эти начала. Она была красивой — по понятиям не одного поколения людей, удобной — по их представлениям об удобстве. И потому она была стабильной.

Так что наблюдение точное.

Но вот наступили петровские времена. И повелел царь «бороды брить, отменил старинныя, русския одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кавтаны носить, а женщин, вместо телогреи, бострги, юбки, шлафорки и самары, вместо подкалков, фонтанжами и корнетами голову украшать». Это было вызвано, по мнению автора, тем, что

люди стали иначе жить и общаться, женщинам, прежде не покидавшим своего дома, было приказано появляться в собраниях, и одеваться требовалось по моде. Сейчас далеко не каждый сможет вразумительно объяснить, как выглядела, к примеру, телогрея, привычная в стародавние времена одежда.

Но для женщин петровских времен и прическа «фонтанж», как называет ее Щербатов, тоже нуждалась в пояснениях. Мода приносила свои термины, составляла свой словарь — она всегда нуждалась в переводчике. Как, впрочем, и теперь. Немецкий костюм — вполне объективно — был удобнее для деятельности человека.

Возможно, и вся новая мода тогда провозглашалась как самая практичная, как единственно отвечающая духу времени, времени преобразований и строительства.

Но — «фонтанж»! Ее называли еще «а ля Фонтанж» по имени герцогини Фонтанж, одной из многочисленных фавориток «короля-солнца» Людовика XIV: это была очень пышная прическа из круто завитых волос, которую украшали цветами и кружевами. Нет, ее — даже с большими натяжками — нельзя было назвать практичной.

Но, очевидно, она тоже соответствовала духу того времени — до эмансипации было еще несколько веков, и если женщины и появлялись теперь в «собраниях», то явно не для того, чтобы, заниматься делами или вести «умные» разговоры. Их роль была скромнее — они «украшали» общество деловых мужчин, и в таком смысле их прическа была, можно сказать, утилитарной — служила вполне практической, земной цели…

Впрочем, Щербатов подмечает не без иронии, что мода потребовала жертв: на сооружение «фонтанжа» требовалось трое суток, и бедные женщины «должны были до дня выезда сидя спать, чтобы убору не испортить».

Одежды становились все более изысканными и дорогими, хотя сам Петр «кроме простых кавтанов и мундиров никогда богатых не нашивал». «И беднейший человек ныне того носить нестанет», — заключает Щербатов уже с позиций своего времени.

Правда, он тут же объясняет, что Петр «имел себе в предмете, чтобы великолепием и роскошью подданных побудить торговлю, фабрики и ремеслы». Уже тогда, с первых своих шагов, мода была катализатором развития промышленности, которую мы нынче называем «легкой».

Хотя одновременно автор памфлета отмечает и то, что мода вызвала стремление к роскоши: «моды хотя долго продолжались, однако оне были, и по достатку своему оные уже их чаще, нежели при прежних обычаях делали».

Азбука моды

Все это звучит весьма современно. И в наши дни, когда мода стала меняться с головокружительной скоростью, она так же способствует повышенному интересу к вещам, придавая им престиж, которого они вряд ли заслуживают.

Отмечает автор и другое любопытное обстоятельство; едва возникла мода, как сразу же появились сословные ограничения. То, что было дозволено императрице, не разрешалось никому другому.

Только она одна могла «убирать алмазами обе стороны головы», все прочие — только левую. «Запрещено стало носить горностаевые меха с хвостиками, которые одна она носила».

Уже в те времена понимали престижность модной одежды, и те, кто обладал властью, не позволял тиражировать свои туалеты.

Это тоже любопытная черта отношений с модой.

Роскошь двора, увлеченного модой, стала «из меры выходить», и уже императрица Анна издает указ, запрещающий ношение золота и серебра на платье, «а токмо позволено было старое доносить, которыя платья и были запечатаваны».

Но процесс продолжался, несмотря на запреты. Мода расточительна — она была такой с момента своего появления. Во времена Елизаветы «подражание роскошнейшим народам возрастало и человек делался почтителен по мере великолепности его житья и уборов».

Роскошь в одеждах превзошла все пределы, «часто гардероб составлял, почти равный капитал с прочим достатком, какого придворнаго или щеголя, а и у умеренных людей онаго всегда великое число было».

«Да можно-ли было сему иначе быть, — продолжает Щербатов, — когда сам Государь прилагал все свое тщание, к украшению своея особы, когда он за правило себе имел каждый день новое платье надевать, а иногда по два и по три на день…» И добавляет о «Государе» — Елизавете: «…

Стыжусь сказать число, но уверяют, что несколько десятков тысяч разных платьев после нее осталось». «Стыжусь сказать» — но мы-то знаем, что около 8 тысяч платьев! Мода и тогда могла кружить головы…

Азбука моды

Как ни увлекателен обличающий рассказ Щербатова о первых шагах моды на российской земле, все же поставим на этом точку. Главные черты нового для описываемого времени явления — моды — можно заметить здесь без особого труда. И в этом отношении она мало изменилась за более чем три прошедших с тех пор столетия.

Мы без труда узнаем в ней характерные черты — и те, что делают ее привлекательной, и те, что кажутся нам нелепыми и смешными иногда только потому, что нас увлекает нечто совсем другое (но ведь и оно может показаться нелепым и смешным уже нашим внукам). С первых шагов мода способствовала развитию промышленности. Отражала свое время и образ жизни людей своей эпохи.

Влияла на нравы, на поведение, хотя при этом оставалась как бы в стороне — люди сами попадали в ее сети, и притом не без восторга и радости. Подобно ветреной красавице, вызывала ревнивое к себе отношение — как только мода становилась общедоступной, появлялись запрещения и регламенты.

Она заставляла людей больше думать о внешней красоте, престижности и забывать о других, духовных, ценностях, что Щербатов назвал «повреждением нравов».

И это, разумеется, только часть «вины» и «заслуг», которые, как считают, несет мода.

В поисках определения

Аналогичные процессы происходили не только в России — история моды богата событиями. Все в ней есть: и серьезный роман, и кровавые драмы, и комические фарсы. Не приходится удивляться тому, что многие философы пытались как-то объяснить, понять это явление. Приведем здесь некоторые из их чтобы читатель мог увидеть сам, насколько они противоречивы.

Азбука моды

Так, английский философ конца XVII—начала XVIII века Энтони Эшли Купер, лорд Шефтсбери, в своем знаменитом сочинении «Sensus Communis, или Опыт о свободе острого ума и независимого расположения духа» пишет: «…

Со временем люди стали считать приличным для себя переиначивать свой внешний вид, а свое умственное сложение приводить к единообразию. Таким образом, власти сделались портными, и их, когда они передавали свои полномочия новым портным, в свою очередь, наряжали так, как они того заслуживали в глазах других.

Однако, хотя при таком чрезвычайном стечении обстоятельств все пришли к соглашению, что существует только один определенный и истинный вид платья, одна-единственная манера, к которой необходимым образом должен приспособиться весь народ, несчастье заключалось в том, что ни власти, ни костюмеры не могли решить, какая же из многообразных мод была подлинно верной… людей со всех сторон стали преследовать за их вид и характерные черты, они должны были приноравливать свою мину к своим рубашкам в соответствии с правильной модой, в обращении находилась тысяча образцов и моделей одежды, и они менялись снова и снова, при каждом удобном случае, в соответствии с привычками и духом времени. Судите сами, разве человеческие лица могли не сделаться стесненными и скованными, а естественный облик людей — трудно узнаваемым, беспорядочным, искаженным судорогами!»

Азбука моды

Философ обращал внимание на ту деспотическую власть, которую мода приобретает над людьми, на то, как искажает она порой истинную человеческую сущность, естественный облик людей.

И тем не менее Шефтсбе-ри признает и благотворное влияние моды, называя модными господами тех, «кому природный добрый гений или сила хорошего воспитания придали чувство того, что изящно и пристойно по самой своей природе».

Мода была неравнодушна к красоте, хотя понимание красивого в разные времена и менялось. Об этом пишет и английский философ XVIII века Томас Рид в своих «Лекциях об изящных искусствах»: «…

Так, например, платье времен правления королевы Елизаветы сейчас казалось бы далеко не прекрасным, а человека, одетого в такое платье, считали бы в высшей мере нелепым. Возможно, это возникает из следующего: кажется, что человек, одетый по моде, принадлежит к знати и вращается в хорошем обществе».

Как видите, он обращает внимание на то, что мода создает иллюзию значительности человека, если он следует ее рекомендациям.

Любопытные размышления о моде мы находим у немецкого философа Иммануила Канта в его сочинении «О вкусе, отвечающем моде». Он дает одно из первых определений моды: «Закон этого подражания (стремления) казаться не менее значительным, чем другие, и именно в том, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой».

Без пользы — просто подражание — подчеркнем это свойство моды. Может, она и нравится нам этой своей видимой бесполезностью? В ней нет внутренней цели, как считал Кант, относя ее «к рубрике тщеславия».

Было бы несправедливо — по отношению к философу — остановиться только на этой части его определения, ибо дальше он пишет о том, что в той же степени мода «относится и к рубрике глупости, так как при этом имеется некоторое принуждение поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие».

И завершает: «Всякая мода уже по самому своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни». Кант не видел в моде каких-либо достоинств и положительных свойств.

А вот Гегель в «Философии духа» . отмечал, что мода хорошо влияет на нравы, и определенно брал ее под защиту. Он писал: «Издавна французам ставили в упрек легкомыслие, а также тщеславие и стремление нравиться.

Но именно благодаря этому стремлению нравиться они достигли высшей тонкости светского обхождения и тем самым с особым успехом возвысились над грубым себялюбием первобытного человека.

Ибо это обхождение состоит как раз в том, чтобы за своими интересами не забывать другого человека».

Позже — и за рубежом, и в России — появились специальные исследования, посвященные моде, где она рассматривалась с разных позиций. Так, книга Н. В.

Рейнгардта «Социальное и экономическое значение моды», вышедшая в России в 1889 году, была посвящена исследованию моды не с эстетической, а с экономической и социальной точек зрения.

Автор считал, что мода рождается под влиянием двух факторов: духа нововведения (стремления к обновлению) и наклонности к подражанию, в чем он, разумеется, был прав, хотя сейчас мы могли бы дополнить его наблюдения.

А В. Даль в своем знаменитом словаре, к примеру, определял моду как «ходячий обычай; временную, изменчивую прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и в нарядах».

Но и с этим определением можно согласиться только отчасти. Моду исследовали и продолжают изучать социологи и экономисты, психологи и искусствоведы, историки и художники — благо материала для этих исследований она дает предостаточно.

Мода стала естественной частью искусства костюма. Сами художники-модельеры относятся к ней весьма серьезно. Так, известный французский кутюрье Пьер Карден дал такое определение: «Мода — это способ выражения.

Другими словами, мода это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспекте».

Моду считают безобидной игрой фантазии и каприза людей. Отмечают, что только благодаря моде можно избежать жесткой тирании обычая, закоснелых традиций, что в моде отражается извечный человеческий поиск. Мода позволяет личности выразить себя, защитить свою индивидуальность.

Хотя в то же самое время мода, предоставляющая человеку определенный, принятый большинством стандарт, несомненно, облегчает человеку проблему выбора. Мода, объединяя под своими «знаменами» тысячи людей, создает некую иллюзию единения.

И это благотворное обстоятельство очень в духе нашего времени.

Но в то же время мода предлагает разные социальные символы, которые в определенной степени служат отличительными признаками сложившихся в обществе социальных слоев. И может таким образом играть совершенно противоположную роль, что лишний раз убеждает, насколько неоднозначно и сложно это явление. Мода демократична и элитарна одновременно!

Моду рассматривают в отношении к искусству, объединяя с ним или, наоборот, противопоставляя ему.

Известный итальянский писатель Альберто Моравиа, которого, по собственному признанию, мода интересует с точки зрения эстетики, определяет ее так: «Мода — это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды».

В свете такого понимания кажется ныне устаревшим определение моды, которое дал В. Даль,— она не просто «ходячий обычай», она и не «прихоть».

В век научно-технической, а теперь — и технологической революции возникла настоящая мощная «индустрия мод». Она использует достижения науки и техники для создания новых, неизвестных ранее материалов, позволяет изготавливать модную одежду, обувь и прочее в любом нужном количестве.

Изобретенные химиками синтетические и искусственные материалы — нейлон, капрон, полиэстер и другие, завоевав популярность, очень быстро становились модой. Модой — и в том смысле, что увлечение оказалось временным.

Все-таки, когда поостыли страсти, вызванные новинками, мы вернулись к испытанным, проверенным веками тканям и материалам, в которых так хорошо и естественно чувствует себя человек и в жару, и в холод.

Химики «спасли» открытое от опасного неприятия модой, соединив натуральные и синтетические волокна так, что они стали обладать достоинствами и тех, и других — приятны в носке, гигиеничны, не мнутся, легко стираются, прочны. Разве можно назвать подобное развитие моды изменчивой прихотью? Нет, это жесткая логика, естественная динамика развития науки и промышленности.

Новое привлекает внимание, испытывается жизнью и временем и соответственно корректируется. Так что мода в наше время идет рука об руку с научно-техническим прогрессом и в определенной степени способствует ему. Но даже и это положение относительно, и против него можно найти возражения, так как известны случаи, когда мода уходила в сторону от всякого прогресса, соблазнившись вдруг формами и красками давно прошедших десятилетий.

Азбука моды

«Мода — это специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизме-няющихся вкусов, увлечений и т. д.»,— пишет, например, доктор философских наук Б.

Парыгин в книге «Социальная психология как наука». Но и это — на первый взгляд исчерпывающее — определение, видимо, не отражает всей сущности моды.

Потому что известны примеры, когда моду на Западе создавали, четко отработанными методами, как создают «звезд» и «королев красоты», все чаще при этом используются определенные экономические рычаги, позволяющие делать на эксплуатации моды большие деньги.

Да и не всегда мода возникает «под влиянием доминирующих в обществе» вкусов и настроений — нередко мода выступает как своеобразный протест именно против вкусов, доминирующих в обществе. В частности, такой была мода хиппи и панков, которые стали носить шокирующую, вызывающую одежду.

В Советском энциклопедическом словаре дается такое определение моды: непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В узком смысле — смена форм и образцов одежды. А также — непрочная, быстропреходящая популярность.

Споры продолжаются

Споры о моде, начатые сразу после ее рождения, продолжаются. По-прежнему на страницах газет и журналов задается вопрос: что же такое мода? Люди ищут ответа, жаждут точности и определенности. А ее не было и нет. Слишком сложное это, неоднозначное явление.

В нем своеобразно — и каждый раз по-новому — отражается наша жизнь: и духовная, и материальная. Человечество, разумеется, не живет модой — у него есть другие, более серьезные заботы и проблемы.

Ему гораздо важнее, к примеру, избежать «звездных» и других войн, сохранить землю в ее чистоте и очаровании.

Человек вышел в космос и устремился к познанию неизведанного. Казалось бы, что моде до этих общечеловеческих проблем? Но нет — она не остается к ним равнодушной.

Первые полеты в космос вдохновили Пьера Кардена на создание его «космической» коллекции, и вот уже второе десятилетие мы видим разработки этой темы: отсюда пошли комбинезоны и шлемы, серебряные и золотые блестящие ткани, из которых шьют все — от куртки и дождевика до изысканных вечерних туалетов.

Меняется тип красоты — мода меняет грим, прическу, фигуру, само лицо человека, которого считают красивым. То это девушка-подросток, как Твигги, демонстрировавшая юбки и платья мини, то это с естественной косметикой и короткой стрижкой спортсменка. Или мужчина, сохраняющий хорошую форму, подтянутый.

Все это следствие массового интереса к спорту, стремления вести здоровый образ жизни. Новый образ — новые виды одежды, иной силуэт, другие ткани и материалы.

Средства массовой информации, международные контакты, туризм — все это делает информацию о моде широкодоступной, и сама мода приобретает интернациональный характер. Традиции народного костюма, национальной одежды оказывают влияние на моду, которая со свойственной ей всеядностью черпает идеи из всех доступных источников.

Мы все так или иначе оказываемся вовлеченными в этот процесс. Сейчас модой интересуются многие, ждут прогнозов, выясняют, что же сегодня модно, что шить, что покупать, как одеваться, чтобы не отстать от времени.

И когда иной человек надевает модные брюки — бананы, натягивает модную рубашку в стиле «сафари», набрасывает на плечи нейлоновую, как бы надутую воздухом, куртку — по одному этому он нередко чувствует себя идущим в ногу со временем…

Много соблазнов таит в себе мода, но она жестока и безжалостна.

Вступая в какие-либо отношения с модой, мы оказываемся перед выбором, и делать его надо осознанно. Мы не фасончик себе выбираем, мы заявляем о своих пристрастиях, эстетическом своем идеале… Поэтому — для начала — попробуем понять те законы, Которые вызывают к жизни новую моду и которым она сама подчиняется.

Вулкан Удачи казино

Источник: http://fashionlib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st002.shtml

Доклад на тему

Как мода пришла в Россию

Развитие моды в россии

Работу выполнила

студентка 101 группы ГБОУ СПО ПК № 9 «Арбат»

Булхова Мария

Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Недаром говорят что “по одёжке встречают…”. Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам что, куда и когда одевать. Смотря телевизор, листая журналы, я, в первую очередь, обращаю внимание на моду.

Меня интересуют модные вещи, их цвет и фасон. На мой взгляд, мода интересует многих людей, хотя этого или нет, они поддаются её течению. Я знаю моду только по глянцевым журналам, но я хочу знать намного больше ведь мода это как вселенная большая и загадочная.

Я поставила перед собой цель: узнать как можно больше о моде, ведь она непредсказуемая, и удивительная. Многие пытаются понять, что же такое мода, но лишь единицы могут дать ответ на этот вопрос. Одни ответят: «Мода — это пустая прихоть, увлечение бездельников».

Для других мода — профессия, ежедневная, творческая работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь.

Что такое мода?

МОДА-(франц.mode, от латинского modus-мера, образ, способ, предписание)- непродолжительное господство определенного вкуса в окружающей жизни или культуре. По В. Далю: мода- временная изменчивая прихоть в житейском быту, обществе, в покрое одежды и нарядах. А по Пьеру Кардену: мода-это…обновление! Дерево сбрасывает старую листву, человек- наскучившую одежду.

Мода — это то, что имеет в определенное время самое большое распространение. Пользуется большой популярностью и признанием большинства. Мода — это непродолжительное господство в обществе определенных вкусов, главным образом, во внешних формах быта, особенно, в одежде.

Следовать моде — это значит уловить ее основное направление, новые силуэты, линии и пропорции, характерные цветовые сочетания, принципы отделки, варианты конструкций в пределах модного силуэта. Важная черта моды — сменяемость. Мода — это и новизна, и подражание, и индивидуальность. Влияние моды чувствуешь повсюду — в архитектуре новых зданий, в предметах нашего быта, в одежде космонавта и т.д.

Мода — это то, что в определённое время пользуется наибольшей популярностью и признанием большинства. И одежда становится модной тогда, когда она принята миллионами людей. Человеку свойственно стремление к обновлению, к перемене. И также как меняется окружающий нас мир, меняется и форма одежды. Мода всегда идёт в ногу с веком. И это естественно.

В наше время бурное развитие промышленности даёт нам новые ткани и материалы, а ускоренный темп жизни требует удобной одежды. Основная черта моды — это её новизна. С появлением каждой новой моды старая одежда теряет свою эстетичность. Период существования моды нельзя ограничить, он может быть равен сезону, году, пяти и более годам. Оценка одного и того же костюма с течением времени меняется.

Но иногда в давно вышедшей из моды костюм вновь начинает интересовать, он как бы выдерживает испытание временем. Нельзя брать из моды всё без разбора, но нельзя и сторонится её. В каждом новом веянии надо искать то, что близко и подходит только вам, безжалостно отбрасывая всё остальное, пусть даже очень привлекательное на вид.

Мода не диктует, она лишь предлагает и подсказывает, как подчеркнуть свою индивидуальность. Одежда тесно связана с модой. Мода диктует покрой, силуэт, длину, применение тех или иных деталей, даже цвет. Однако, чтобы элегантно выглядеть, недостаточно быть в курсе требований моды. Умение красиво одеваться — своего рода искусство, и как в любом виде искусства, здесь действует закон меры и гармонии.

Элегантность — это , прежде всего гармоничный ансамбль, т.е. сочетание одежды с обувью , головным убором, сумкой, перчатками, мера в отделке, деталях, цветовой гамме костюма. Чувство меры необходимо соблюдать и в следовании моде. Слишком модная одежда, также как и чересчур устаревшая, выглядит неестественно или вызывающе.

Понятие “элегантность” означает также уместность применения одежды в конкретных обстоятельствах, её соответствия занятиям человека, событию, ситуации и т.п.. Женщина в платье с декольте и блестящей вышивкой на работе производит впечатление стремящейся выделится, обратить на себя внимание.

И наоборот, повседневная одежда в праздничной обстановке говорит о пренебрежении её владельца к настроению окружающих. Поэтому, прежде чем выбирать фасон, нужно знать назначение платья. Соответственно подбирается и ткань.

Модой в самом широком смысле слова называют существующие в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде.

Однако при употреблении слова мода, которым всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду.

Выражение «таинственный язык моды» мы можем спокойно заменить формулировкой «живой язык одежды» и в особенности в применении к историческим эпохам, ибо наряд человека остался до настоящего времени средством зрительного выражения определенных представлений о самом костюме и обо всем мире в целом.

С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным. Мода в целом всегда стремится к молодому и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. Антропологи доказывают, что татуировка и орнаменты из глины на лице у некоторых примитивных племен делались не только для украшения, но так же и для сокрытия морщин. При этом сущность моды — изменение — ближе динамичному темпу жизни молодых людей. Таким образом, одежда человека — это вовсе не оболочка, внешний признак или случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степени, чем многое остальное вещественное окружение людей (мебель, квартира, предметы обихода), представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи. И если исторический костюм — это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда ныне живущих народов, рассказывающая нам в своем многообразии основные особенности их психологии.

Откуда идёт мода?

На протяжении веков разные страны и города играли ведущую роль в моде на одежду: Италия, Испания, Франция, Англия… Сегодня (и уже давно) — это Париж! «Итальянский» период в истории моды приходится на эпоху Ренессанса и бурного расцвета городов — государств. Венеция и Флоренция были перевалочными пунктами в прибыльной торговле со странами Востока.

Начиная с XIII в. в самой Италии изготовлялись роскошные шёлковые ткани, в Милане процветало производство бархата. Именно эти условия сделали Италию центром моды. Подобное наблюдалось и в Бургундии, которая почти весь XV в. задавала тон в европейской моде.

Бургундские города Гент и Брюгге с их суконными мануфактурами, перерабатывавшими английскую шерсть, достигли к тому времени наивысшего расцвета. Эпоха бургундского превосходства в моде сменилась подчёркнуто «мужской» модой Испании. Господствующим стал чёрный цвет, так понравившийся империи, «в которой никогда не заходило солнце». В XVII в.

, с ослаблением могущества Испании, чопорный стиль ушёл в прошлое. Его сменил жизнерадостный стиль одежды парижан. Начиная с XVIII в. серьёзным и достойным конкурентом (то есть соперником) Парижа в области моды стал Лондон.

Это соперничество дополняло и обогащало два главных направления в моде — практичное и спортивное в Лондоне и склонное к фантазии и сексуальной раскрепощённости — в Париже. С тех пор «английский костюм» и одежда для дождливой породы остаются британскими «владениями» в моде.

А после Второй мировой войны из Америки пришла в Европу одежда для работы и отдыха из джинсовой ткани («Ли», «Леви Страус», «Рэнглер» и др.). И всё — таки Париж — столица мировой моды.

Этому способствовало множество причин: выгодное географическое положение столицы сильного европейского государства, и давняя традиция высокоразвитого текстильного производства, и умелая работа парижских портных и швей, и фривольная жизнерадостность парижан. В наше время лучшие парижские Дома моделей высшего класса, «от кутюр» (haute couture)11 Так называют узкий блистательный круг авторитетнейших парижских модельеров расположенный в особом районе на Елисейских Полях..

Как мода пришла в Россию.

Первые попытки уйти от традиционного, веками не менявшегося костюма появились у нас в конце XVII века.

Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платье «с иноземного образца».

Но всё было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами Западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной.

Пётр I заставил страну жить в другом темпе; её новому ритму, изменившемуся образу жизни мало соответствовали длинные, сдерживающие движение одежды. Так же, впрочем, как и бороды едва не до пояса. И Пётр I открыл дорогу моде, в частности немецкой.

В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди — и мужчины, и женщины, от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб.

Казалось бы, ну и что из этого? Оделись иначе — какая разница? Однако это была ломка, и она, с одной стороны, отразила те перемены, которые происходили в обществе, а с другой — во многом способствовала этим перемена, затрагивающим буквально все сферы жизни людей. Любопытные свидетельства этой ломки мы находим в памфлете М. М.

Щербатова «О повреждении нравов в России», который был написан в 1786 или 1787 году, но впервые опубликован лишь А. И. Герценом и Н. П. Огаревым в Вольной русской типографии в 1858 году.

Автор памфлета пишет, что в прежние, любимые им допетровские времена только самые парадные царские одежды были богаты и великолепны: «злато, жемчуг и каменья повсюду блистали»; они «столь редко употреблялись и толь крепки были, что их за носильные одежды и почитать недолжно; но были они ярко какие коронные сосуды», украшения их «быв сделаны из золотых блях, жемчугу и камней из роду в род переходили». Даже царь и царица «пять или — шесть, а много до десяти платьев когда имел.. то уже довольно считалось, да и те нашивали до износу». Бояре и чиновники тоже не знали о перемене мод, «но что деды нашивали, то внучата, не почитаясь, старо манерными носили и употребляли». И вот наступили петровские времена. И повелел царь «бороды брить, отменил старинные, русские одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кафтаны носить, а женщин, вместо телогреи, бострги, юбки, шлафроки и саманы, вместо подкалков, фонтанжами и корнетами голову украшать». Это было вызвано, тем, что люди стали иначе жить и общаться, женщинам, прежде не покидавшим своего дома, было приказано появляться в собраниях, и одеваться требовалось по моде. Мода приносила свои термины, составляла свой словарь — она всегда нуждалась в переводчике. Как, впрочем, и теперь. Одежды становились всё более изысканными и дорогими. Хотя сам Пётр «кроме простых кафтанов и мундиров, никогда богатых не нашивал». «И беднейший человек ныне такого носить не станет». Роскошь двора, увлечённого модой, стала «из меры выходить», и уже императрица Анна издаёт указ, запрещающий ношение золота и серебра на платье, «а то кому позволено было старое доносить, которыя платья, и были запечатаны». Но процесс продолжался, несмотря на запреты. Мода расточительна — она была такой с момента своего появления. Во времена Елизаветы «подражание роскошнейшим народам возрастало, и человек делался, почтителен по мере великолепности его житья и уборов». Роскошь в одеждах превзошла все пределы, «часто гардероб составлял, почти равный капитал с прочим достатком, какого придворного или щеголя, а и у умеренных людей она то всегда великое было». Мода и тогда могла кружить головы…

Новейшие технологии в моде

Одежда, которая светится при ультрофиолете.

Существуют Флуоресцентныые краски, которые светятся при ультрофеолете. Их специальной технологией нанося на одежду, после чего рисунок или надпись на ткани ярко светится в помещениях, где установлены ультрофеолетовые лампы.

Автоматическая одежда.

На одном из показе мод, была представлена коллекция автоматической одежды. С помощью этой новой технологии одежда трансформируется прямо на вашем теле, и прямо на ваших глазах. Пышное вечернее платье трансформируется до мини платья, элегантно и красиво закрываютя и открываются элементы одежды и многое другое.

Одежда, которая светится.

Недавно компания Philips представила уникальную ткань, способную излучать свет за счет множества встроенных LED-лампочек. А теперь специалисты из Philips Design создали из этой ткани два прототипа светящейся одежды, передающей эмоции того, кто ее носит.

Первый из этих двух прототипов получил название Bubelle. Он состоит из двух слоев ткани: внутреннего, оснащенного биометрическими сенсорами, определяющими перемены в настроении своего владельца, и внешнего, LED-содержащего слоя, на котором эти перемены отображаются. Что касается второго прототипа, названного Frison, то он сделан из ткани, оснащенной LED-лампочками, реагирующими на дуновение

Сейчас, когда границы между модой и технологиями становятся все тоньше, нет ничего невозможного для тех, кто хочет в буквальном смысле слова блеснуть красотой.

Дизайнер Mary Huang подарила эту возможность всем желающим, создав высокотехнологичную линию нарядов-светлячков.

Шарфы, юбки, блузы и платья работают как от крохотных батареек, так и от розетки, поэтому могут служить не только одеждой, но и светильниками.

Вывод :

я считаю что мода на современном этапе развития достигла невероятных высот , хотя порой смотря на то что создают наши великие модельеры хочется закрыть глаза рукой и подумать куда ты попал .

Сейчас технология и мода тесно связаны , это в каком –то случае не плохо , а в каком-то просто ужасно , ведь мода это это искусство создавать что-то прекрасное , а совмещая это с техникой не всегда получается , что – то достаточно великолепное .

Библиография :

  1. http://www.art.ioso.ru

  2. журнал OOPS

  3. www.zaitsev.info

  4. www.yudashkin.com

Источник: https://infourok.ru/doklad-na-temu-razvitie-modi-v-rossii-996354.html

Refy-free
Добавить комментарий