Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

Изображение Кавказа в творчестве М Ю Лермонтова

Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

«Изображение Кавказа в творчестве М. Ю. Лермонтова» Выполнил ученик 9 «А» класса СОШ № 5 Сандул Владислав

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как «орлы» . Его образ нашел отражение во многих произведениях таких классиков русской литературы, как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Ю. Лермонтов и других великих писателей и поэтов.

Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни. Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу.

Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» , — писал критик Белинский. За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ.

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления поэта.

1. Введение. 2. Кавказ в жизни Лермонтова. 3. Кавказ в творчестве Лермонтова. 3. 1. Тема кавказской природы в произведениях М. Ю. Лермонтова. 3. 2. Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова. 3. 3 Восточные женские образы в произведениях Лермонтова. 4. Заключение. Литература.

Актуальность моего реферата обусловлена тем, что именно на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности.

Цель исследования: изучить художественное своеобразие произведений Лермонтова о Кавказе. Задачи: — отобрать произведения М. Ю.

Лермонтова, в которых нашла отражение тема Кавказа; — рассмотреть кавказские легенды, послужившие вдохновением для создания некоторых произведений поэта; — изучить критическую литературу по данному вопросу; — отобрать необходимый материал по теме и систематизировать его; — сделать выводы.

Объект исследования: произведения великого русского поэта, написанные не только под впечатлением этого края, но и об этом крае. Предмет исследования: картины Кавказской природы в творчестве М. Ю. Лермонтова, легенды Кавказа.

Кавказ в жизни Лермонтова Анализируя биографию Лермонтова, его жизненный путь, я пришёл к следующему выводу Кавказ сыграл огромную роль в жизни Лермонтова. Он отразился на становлении Лермонтова и как человека, личности, и как писателя и поэта.

Кавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова Тема Кавказа пронизывает всё творчество Лермонтова. Кавказ является главным местом многих произведений Лермонтова, а жители Кавказа – героями этих произведений.

Тема кавказской природы в произведениях М. Ю. Лермонтова Прекрасная природа Кавказа глубоко запала в душу поэта. Описывая её в своих произведениях, Лермонтов рисует перед нами картину великолепной кавказской природы.

Легенды Кавказа в творчестве Лермонтова Проживая на Кавказе, Лермонтов познакомился с местными легендами. Позже он использует мотивы этих легенд в своём творчестве.

Восточные женские образы в произведениях Лермонтова Искренние и таинственные, женские образы кавказских девушек не только являются яркими персонажами произведений Лермонтова, но и помогают лучше раскрыть характеры других персонажей.

Заключение Во время работы над рефератом я открыла для себя Кавказ, каким его видел и изображал в своем творчестве Михаил Юрьевича Лермонтов. Юг у поэта — это воплощение движения. Даже природа в его произведениях живет своей жизнью, зачастую очень похожей на жизнь человеческую.

В ходе работы я доказал, что поэт старается показать лучшие стороны южного края: преданных женщин, отважных мужчин, дикую, необузданную, но в то же время прекрасную природу — под стать людям.

Продолжая рисовать перед нашим взором романтические картины, поэт не изменяет достоверности: многие местности, описанные в его произведениях, существуют на самом деле. Новым для меня явилось то, что в основе многих южных поэм М. Ю. Лермонтова лежат легенды и предания Кавказа, а не только фантазия автора.

Поражает воображение легенда о горном духе Гуда, полюбившем и погубившем земную девушку. А так же то, что М. Ю. Лермонтов передавал свои впечатления о Кавказе не только через свои литературные произведения, но и через живопись.

Список литературы 1. Андреев-Кривич С. А. Всеведенье поэта. 2. Андроников И. Л. Лермонтов в Грузии. 3. Анненский И. Ф. Об эстетическом отношении Лермонтова к природе. 4. Лаврин А. П. «Энциклопедия Смерти.

Хроники Харона» часть 2: Словарь избранных Смертей. 5. Лермонтов М. Ю. Сочинения в 2 -х томах 6. Лермонтов М. Ю. Сборник произведений. 7. Логиновская Е. В. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». 8. Турьянская Б. И. , Гороховская Л. Н.

«Русская литература 19 века».

Источник: https://present5.com/izobrazhenie-kavkaza-v-tvorchestve-m-yu-lermontova/

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова

Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

Кавказ играл важную роль в жизни и творчестве великого русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова.

В этой статье представлены материалы о роли Кавказа в жизни и творчестве Лермонтова.
Смотрите: Все материалы по творчеству Лермонтова

Многие русские поэты и писатели вдохновлялись природой Кавказа, его бытом и традициями. Среди них одно из первых мест занимает великий поэт М. Ю. Лермонтов. 

Любовь к Кавказу зародилась в душе поэта еще в детстве. Летом 1825 г. в возрасте 10 лет маленький Лермонтов приехал на Кавказ вместе со своей бабушкой на кавказские минеральные воды. Здесь, в Пятигорске, Лермонтов впервые влюбился. 4 года спустя он написал об этом в своей тетради: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?».

Самые ранние свои стихотворения Лермонтов посвятил Кавказу. 14-летний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» (1828 г.), «Кавказский пленник» (1828 г.) и пр., в которых сильно подражает Пушкину. Чуть позже Лермонтов пишет стихотворение «Прими, прими мой грустный труд…» (1830 г.), где описывает природу Кавказа. В этот же период юный поэт выражает свою привязанность к Кавказу в одноименном стихотворении «Кавказ». Вообще в своих юношеских тетрадях Лермонтов часто возвращается в воспоминаниях о Кавказе.Вспоминая Кавказ, юный Лермонтов создает целый ряд поэм из жизни кавказских горцев: в 1830-1831 гг. поэму «Каллы» (черкасская повесть), «Демон» (начало работы), «Измаил-Бей». Немного позже, в 1833-1834 гг., Лермонтов пишет поэмы «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи». Все эти произведения имеют отношение к Кавказу.

После гибели Пушкина Лермонтов пишет стихотворения на смерть великого поэта, за что вскоре отправляется в ссылку на Кавказ (в 1837 г.). Это пребывание поэта на Кавказе отразилось в таких произведениях, как поэма «Мцыри» (1839) и роман «Герой нашего времени» (1838-1840). Оба произведения писались уже в Петербурге по возвращении из ссылки.

В 1839 г. молодой поэт Лермонтов завершает работу над знаменитой поэмой «Демон», над которой работал с 14 лет. На последних этапах работы в «Демоне» появляются описания природы Кавказа и местных жителей. Главной героиней поэмы является грузинка Тамара.Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ состоялась в 1840 году после дуэли. На этот раз ссылка для него оказалась значительно тяжелее: Лермонтов был переведен из гвардии в пехоту. На этот раз Лермонтов чувствует себя на Кавказе восем не так, как во время первой ссылки. Ни кавказская природа, ни быт горцев, ни боевая жизнь уже не вдохновляют его. Кавказская природа и кавказская жизнь если являются в его произведениях этого времени, то большею частью не главным сюжетом, а лишь фоном для картин совсем иного рода: «Герой нашего времени», «Валерик» и др.

К сожалению, с Кавказом связаны самые трагические события в жизни Лермонтова — дуэль и смерть. В июле 1841 г. в Пятигорске поэт участвует в дуэли с Н. С. Мартыновым. В результате поединка 26-летний Лермонтов погибает. 

Критика о роли Кавказа в творчестве Лермонтова
«Лермонтов не только русский поэт; он, кроме того, поэт кавказский. Он так много воспевал Кавказ, так часто жил здесь, что трудно говорить о творце «Героя нашего времени», «Демон», «Мцыри», не упоминая об его отношениях к нашему краю. Под влиянием поэзии Байрона воинственный Кавказ представлялся юному Лермонтову, утомленному пустой светской жизнью, чем-то возвышенным, ареною для необыкновенных рыцарских подвигов и, вместе с тем, каким-то священным храмом для истинно-верующего. Едучи сюда, поэт проклял Петербург и ту узкую бюрократическую среду, с которой приходилось ему постоянна соприкасаться.  Вдохновившись кавказскою природою и поэзиею боевой жизни на Кавказе, поэт создал здесь лучшие свои произведения. Если поэт так много заимствовал от кавказской природы и жизни, то не менее ценный дары он принес своей второй родине. Поэтизируя наш край в среде всей образованной части русского общества, он, быть может, более чем кто-нибудь другой сблизился и сроднил Кавказ с остальною Россиею. Всякий приезжий к нам северянин, интересующийся нашим краем, знает наизусть Лермонтова, и наоборот, всякий образованный обитатель обширной русской территории, знающий наизусть Лермонтова… невольно заинтересовывается и нашим краем, как чудным сказочным миром, как волшебною родиною поэзии. Точно также и образованная часть кавказского туземного общества, в лице Лермонтова, полюбила русскую поэзию, русское образование, русскую культуру.» (Г. М. Туманов, «Характеристики и воспоминания. Заметки кавказскаго хроникера», кн. 1, 1900 г.)

Это были материалы о роли Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.

Смотрите: Все материалы по творчеству Лермонтова«,»author»:null,»date_published»:null,»lead_image_url»:»https://1.bp.blogspot.com/-Ve0NAkoZMdw/WqLiBTSfWJI/AAAAAAAANnE/AbVlwCWSK4IE-aOG62EwqnKeZAKGJyUjACPcBGAYYCw/w1200-h630-p-k-no-nu/lertmontov.png»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»https://www.literaturus.ru/2018/03/kaaz-v-zhizni-i-tvorchestve-lermontova.html»,»domain»:»www.literaturus.ru»,»excerpt»:»ÐšÐ°Ð²ÐºÐ°Ð· Лермонтов, Кавказ жизнь творчество Лермонтов, Кавказ жизнь Лермонтов»,»word_count»:673,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: https://www.literaturus.ru/2018/03/kavkaz-v-zhizni-i-tvorchestve-lermontova.html

4. Легенды Кавказа в творчестве М.Ю. Лермонтова

Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

Как отмечает в своей книге И.Л. Андроников, в творчестве М.Ю. Лермонтова можно легко найти элементы фольклора народов Кавказа. В поэме «Демон», рассказывающей о духе, полюбившем земную девушку, а также хорошо прослеживается его влияние.

В верховьях Арагвы в 19-м веке живет еще легенда о горном духе Гуда, полюбившем красавицу-грузинку. Впервые эта легенда была записана в 50-х годах прошлого века со слов проводника-осетина.

«Давным-давно, — так начинается эта легенда, — на берегу Арагвы, на дне глубокого ущелья, образуемого отвесными горами при спуске с Гуд-горы в Чертову долину, в бедной сакле убогого аула росла, как молодая чинара, красавица Нино. Когда она поднималась на дорогу, купцы останавливали караваны, чтобы полюбоваться красотой девушки.

От самого дня рождения Нино ее полюбил Гуда — древний дух окрестных гор. Хотела ли девушка подняться на гору — тропинка незаметно выравнивалась под ее ножкой, и камни покорно складывались в пологую лестницу.

Искала ли цветы — Гуда приберегал для нее самые лучшие. Ни один из пяти баранов, принадлежавших отцу Нино, не упал с кручи и не стал добычей злых волков. Нино была царицей гор, над которыми властвовал древний Гуда.

Но вот, когда Арагва в пятнадцатый раз со дня рождения девушки превратилась в бешеный мутный поток, Нино стала такой необыкновенной красавицей, что влюбленный Гуда захотел сделаться ради нее смертным.

Но девушка полюбила не его, а юного своего соседа Сосико, сына старого Дохтуро. Этот юноша во всем ауле славился силой и ловкостью, неутомимо плясал горский танец и метко стрелял из ружья.

Когда Сосико гонялся с ружьем за быстроногою арчви серной, ревнивый Гуда, гневаясь на молодого охотника, заводил его на крутые скалы, неожиданно осыпал его метелью и застилал пропасти густым туманом.

Наконец, не в силах терпеть далее муки ревности, Гуда накануне свадьбы засыпал саклю влюбленных огромной снежной лавиной и, подвергнув их любовь жестокому испытанию, навсегда разлучил их». По другой версии, злой дух завалил хижину влюбленных грудой камней.

Спускаясь с Крестового перевала в Чертову долину, проезжающие часто обращают внимание на груду огромных обломков гранита, неизвестно откуда упавших на травянистые склоны Гуд-горы. По преданию, их накидал сюда разгневанный горный дух.

Наименование свое грозный Гуда получил от Гуд-горы, а Гуд-гора, в свою очередь, от ущелья Гуда, откуда берет начало Арагва.

«Подле висящего завала Большого Гуда, именно в Чертовой долине, — как сообщала в 40-х годах газета «Кавказ»,— чаще всего и подстерегали путешествовавших по старой Военно-Грузинской дороге снежные заносы и метели».

А в «Герое нашего времени», в тексте «Бэлы», Лермонтов пишет: «Итак, мы спускались с Гуд-горы в Чертову долину… Вот романтическое название! Вы уже видите гнездо злого духа между неприступными утесами…»

Выходит, Лермонтов знал легенду о любви Гудак молодой грузинке и, по-видимому, неслучайно перенес действие «Демона» на берега Арагвы. У исследователей есть основания полагать, что легенда о любви злого духа к девушке-грузинке обогатила первоначальный сюжет новым глубинным смыслом, появилась мифологическая параллель.

Безликая монахиня из первой редакции «Демона» превратилась в красавицу Тамару, дочь старого князя Гудала. В окончательной редакции изменился и жених Тамары — «властитель Синодала», удалой князь. Это изменение сюжета могло быть подсказано Лермонтову именно известной грузинской легендой о любви, ревности и гибели.

Упоминания других кавказских легенд и преданий можно найти также в стихотворении «Тамара». На одном из рисунков Лермонтова, перекликающемся со стихотворением, мы видим изображения Дарьялского ущелья и так называемого «Замка Тамары», в стихотворении же сказано:

В глубокой теснине Дарьяла,

Где роется Терек во мгле,

Старинная башня стояла,

Чернея на черной скале…

С этой башней связано множество легенд. В одном из вариантов легенды о Дарьяльской башне историк грузинской литературы А.С. Хаханашвили обнаружил имя «беспутной сестры» Тамары. Предание это повествует о двух сестрах, носивших одно и то же имя.

Благочестивая Тамара жила в башне близ Ананури, другая — волшебница Тамара — в замке на Тереке. Вторая заманивала к себе на ночь путников, утром обезглавливала их и трупы сбрасывала в Терек. Ее убил заговоренной пулей русский солдат.

Труп ее был выброшен в Терек, замок со временем разрушился, имя чародейки Тамары проклято.

Отмечая раздвоение образа Тамары в этой легенде, профессор Хаханашвили первым обратил внимание на сходство ее с той легендой, которая послужила сюжетом лермонтовского стихотворения.

Кроме «Демона» и «Тамары», мотивы кавказского фольклора прослеживаются также в поэме «Мцыри». На создание центрального эпизода поэмы — битвы с барсом — Лермонтова вдохновила распространенная в горной Грузии старинная песня о тигре и юноше, являющаяся одним из самых любимых в Грузии произведений народной поэзии.

5. Восточный женский образ в произведениях М.Ю. Лермонтова

Восточные женщины гор — это особая ниша сюжетов Лермонтова. В какой-то мере они противопоставляются лицемерным красавицам высшего света. Они не испорчены жеманством и неискренностью. Они естественны, всегда необыкновенно красивы, преданны.

В произведение «Герой нашего времени» перед читателями предстает кавказская девушка Бэла, от которой веет душевной чистотой, добротой и искренностью. Но ее характер не лишен и таких национальных черт, как гордость, чувство собственного достоинства, неразвитость и способность к страсти.

Обидевшись на Печорина за уход на охоту, гордо подняв голову, она говорила: «Я не раба — я княжеская дочь!..» Лермонтов не дает подробного описания внешности черкешенки, но обращает внимание на ее глаза, которые, «как у горной серны, так и заглядывали… в душу».

Она так страстно и горячо любит Печорина, что его любовь к ней кажется неглубокой и несерьезной. Образ Бэлы нужен был Лермонтову для того, чтобы показать, что и такой чистой и нежной любви Печорину мало для ответного и искреннего чувства.

Ему все надоедает, и он делает вывод: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простодушие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

Следующая героиня — ундина — помогает автору показать стремление Печорина познать тот романтический, загадочный мир, к которому она принадлежит. Это мир беззаконно вольной жизни, и это притягивает Печорина, как и все новое и непознанное в жизни.

6. Живопись М.Ю. Лермонтова

Почему-то в наше время говорят только о литературной стороне творчества Лермонтова и забывают о том, что он увлекался еще и живописью. Лермонтову-писателю всегда помогал Лермонтов-художник.

На создание произведений живописи поэта вдохновляла необыкновенная природа Кавказа, которую он хотел показать в своих картинах. Любая кавказская панорама Лермонтова — это как бы малый фрагмент вселенной, отразивший всю бесконечность мироздания в миниатюре.

Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт.

Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей — всадники, погонщики и верблюды, грузинки, набирающие в Куре воду, — подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого.

Но, несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества И.Л. Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест, и, кроме того, с описанием этих мест в его собственных произведениях.

https://www.youtube.com/watch?v=nU7g1SOiU7E

В этом убеждаешься, знакомясь с обнаруженной в наше время лермонтовской картиной «Вид Крестовой горы». На небольшом картоне масляными красками поэт нарисовал один из чудеснейших горных пейзажей, так живо напоминающий нам зарисовки из его знаменитого романа «Герой нашего времени», из повести «Бэла».

Перед нами в обрамлении суровых скал высится покрытая снегом гора, вершину которой венчает каменный крест. Огибая её, по склону проходит дорога, внизу, вырываясь из глубоких расселин, сливаются вместе два бурных горных потока.

А выше, на фоне голубого неба, белеет гряда далеких гор, как бы растворяясь в прозрачном воздухе, которым напоена вся картина.

Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, — «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с саклей» («Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты»), «Вид Крестовой горы», «Вид Тифлиса», «Окрестности селения Карагач» («Кавказский вид с верблюдами») и другие, написанные им в 1837 — 1838 гг.

Из картин этого цикла по эмоциональной насыщенности, обобщенности романтического восприятия выделяется «Воспоминание о Кавказе».

Гаснущее вечернее небо, синие горы вдали, облака, два всадника-горца на переднем плане — все составные части пейзажа, все подробности — мелкий кустарник, травка и камни — согреты, оживлены поэтическим чувством. Фигуры всадников сливаются с природой.

Они являются неотъемлемой частью этой природы, гор и скал, освещенной последними лучами солнца тихой долины.

То же самое следует сказать о других пейзажных изображениях поэта: «Эльбрус при восходе солнца», «Кавказский вид с верблюдами», «Кавказский вид с саклей», «Вид Пятигорска». Природа является «темой» картины даже там, где, казалось, намечен «сюжет», — «Перестрелка в горах Дагестана», «Сцена из кавказской жизни».

Хоть эти картины написаны и не кистью художника и подвергаются частой критике, но Лермонтов не пытался добиться признания общественности, он писал их для себя, чтобы передать и запомнить определенные моменты пребывания его на Кавказе.

А. Симченко, один из исследователей творчества М.Ю. Лермонтова, подметил, что лермонтовский пейзаж представлен в перевернутом виде, в так называемом зеркальном отображении, и предельно сжат по горизонтали. Эти особенности картины легко объяснимы. По возвращении с Кавказа, Лермонтов некоторые свои рисунки автолитографировал, чтобы иметь возможность подарить их друзьям.

Источник: https://litra.bobrodobro.ru/2819

Кавказ в художественных произведениях и живописи Михаила Юрьевича Лермонтова

Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова

Тема моего экзаменационного реферата: «Изображение Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова». Хотелось бы рассказать о Кавказе, изображенном как в поэзии, так в прозе и живописи великого поэта. Мне стал интересен край, побудивший написать шедевры русской литературы двух величайших российских поэтов.

Особенно полно, на мой взгляд, Кавказ предстает перед нами именно через произведения Лермонтова. Сложно понять южную линию в творчестве поэта, не зная о роли Кавказа в его жизни. Именно поэтому я уделила немного внимания этой теме. Довольно большая глава по сравнению с остальными посвящена природе южного края в изображении Лермонтова.

В следующей же приводятся несколько Грузинских легенд и проводятся параллели с поэмами Лермонтова. Кроме того, я постаралась рассказать об особенностях изображения кавказского темперамента. И, наконец, последняя глава реферата посвящена лермонтовской живописи, преобладающую часть которой занимают как раз кавказские мотивы.

В качестве источников я использовала несколько исследований. Большая часть реферата написана по книге доктора филологических наук Ираклия Андроникова «Лермонтов в Грузии». В книге представлены исследования, относящиеся к кавказской теме в творчестве Лермонтова, а также непосредственно фактов лермонтовской биографии, связанных с Кавказом, третья и четвертая главы.

Автор следующей книги «Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» – Елина Логиновская. В своей книге Елена Логиновская открывает основные её смыслы: мифологический и философский. Немалое внимание уделяется и лермонтовским описаниям природы. Именно такие отрывки я взяла для реферата.

Из этого источника я использовала главу, посвященную экспозиции поэмы и отрывок главы, посвященной второй части. Кроме того, я использовала статью Иннокентия Анненского «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе». В статье рассматриваются отличительные черты лермонтовской природы, в частности, природы Кавказа.

И, наконец, для главы об особенностях кавказского темперамента мною был взят отрывок из книги исследователя С.А. Андреева-Кривича «Всеведенье поэта», рассказывающей о связи черкесского фольклора с творчеством М.Ю. Лермонтова.

Еще один автор, Сергей Чекалин.

Как пишет Ираклий Андроников, он не филолог, изучение жизни и творчества Лермонтова не представляет собою его специальности, он просто читатель. Интерес Чекалина привлекли новые материалы, до недавнего времени хранившиеся в частных руках заграницей. Его книга относится к жанру «Приключения ученого», где научная достоверность нисколько не страдает от описания «живой жизни». Из этой книги я использовала отрывок, посвященный живописи поэта.

Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни. Поэтому хотелось бы сначала обратиться к биографии поэта. Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу.

Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов» — писал критик Белинский. За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ.

Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной.

И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз — в 1820 г., третий — в 1825г.

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.

Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Как пишет Лермонтов: «Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе…». В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:

От ранних лет кипит в моей крови Твой жар и бурь твоих порыв мятежный; На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, —

Всегда и всюду твой!

Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе.

Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе. Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой», которое противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».

Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М.

Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским. После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Караагаче стоит его полк.

Во время своей первой кавказской ссылки Лермонтов сдружился с двоюродным братом — Акимом Акимовичем Хастатовым поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки, свадьбы.

Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в твореньях поэта:

Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой. Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни

Приучили…

В конце 1837 г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород.

Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», — все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

Известный грузинский поэт Илья Чавчавадзе пишет, что «В своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ и, в частности, Грузию». Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе.

Это соответствовало желанию и самого поэта. “Если, говорит, переведут в армию, будет проситься на Кавказ”, — так передавал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами. Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю.

Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем «восточного миросозерцания» («Тамара», «Спор»).

14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга…», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…

«, «Морская царевна», «Пророк».

Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

Источник: http://http.lermontov.info/referats/kavkaz.shtml

Refy-free
Добавить комментарий