Избирательная система и избирательный процесс в РФ

Избирательная система и избирательный процесс в РФ (стр. 1 из 5)

Избирательная система и избирательный процесс в РФ

Введение………………………………………………………………………2

Основная часть:

Глава 1. Избирательная система в РФ:

1.1. Понятие избирательной системы в РФ…………………………….4

1.2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………6

Глава 2. Избирательный процесс в РФ:

2.1. Понятие и принципы избирательного процесса………………………12

2.2. Структура и стадии избирательного процесса……………………..14

Заключение……………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………..24

Введение

Актуальность темы исследования.

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития.

От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное — добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место.

Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства.

Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Выборы — весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.

Выборы — это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

И, наконец, выборы — это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы и избирательного процесса в РФ.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. дать понятие избирательной системы в РФ;

2. рассмотреть виды избирательных систем в РФ;

3. дать понятие и рассмотреть принципы избирательного процесса в РФ;

4. рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса.

Объект исследования – избирательная система и избирательный процесс в РФ.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением избирательной системы и избирательного процесса.

Глава 1. Избирательная система в РФ

1.1. Понятие избирательной системы в РФ

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов.

Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов.

Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле – это порядок определения результатов выборов.

В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.

Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации[1]; федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[2], «О выборах Президента РФ»[3], «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ»[4], «О формировании Совета Федерации ФС РФ»[5], Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

1.2. Виды избирательных систем в РФ

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система – это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство .

Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.).

Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства . Самая простая разновидность – система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше , чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России.

Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше требуется для избрания.

В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ»[6] повысил указанный минимум до 25 %.

Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа , поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная система абсолютного большинства – система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных .

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство .

Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю . Это так называемый второй тур выборов (повторное ание).

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»[7] предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства .

В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу , поданных за ее кандидатов на выборах.

Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями.

Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е.

устанавливается минимальный процент , который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов избирателей, принявших участие в ании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % избирателей, принявших участие в ании по федеральному избирательному округу[8].

Источник: https://mirznanii.com/a/27360/izbiratelnaya-sistema-i-izbiratelnyy-protsess-v-rf

Избирательная система и избирательный процесс в РФ

Избирательная система и избирательный процесс в РФ

Введение………………………………………………………………………2

Основная часть:

Глава 1. Избирательная система в РФ:

  1. Понятие избирательной системы в РФ…………………………….4
  2. Виды избирательных систем в РФ…………………………………6

Глава 2. Избирательный процесс в РФ:

2.1. Понятие и принципы избирательного процесса………………………12

2.2. Структура и стадии избирательного процесса……………………..14

Заключение……………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………………………..24

Введение

Актуальность темы исследования.

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие, которое в советский период было одним из формальных институтов государства, ныне превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития.

От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Недостаточно объявить Россию демократическим государством, включив в Конституцию страны соответствующее положение. Главное — добиться, чтобы этот постулат прочно укоренился в сознании миллионов граждан, сделать демократию потребностью широких масс населения. Важнейшую роль в этом процессе играют выборы и референдум.

В истории достижений человеческой цивилизации выборы и избирательные процедуры занимают свое особое место.

Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства.

Каждая страна в своем стремлении к политической демократии открыла новые возможности и условия превращения граждан в полноправных субъектов мира политики и управления.

Сегодня как никогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем, как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Выборы — весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, прежде всего молодежи. Именно выборы способствуют формированию активной жизненной позиции, о необходимости которой так много впустую говорили в предшествующий период истории страны.

Выборы — это способ воспитания стремления к свободе, сопряженной с ответственностью сделанного выбора по отношению не только к самому себе, но и к десяткам, сотням тысяч своих сограждан.

И, наконец, выборы — это мощный инструмент воздействия на политическую власть, которая, стремясь сохранить свои позиции в публичных органах, выполняет волю избирателей, отраженную не только в предвыборных программах и наказах, но и в повседневной общественной жизни.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении избирательной системы и избирательного процесса в РФ.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

  1. дать понятие избирательной системы в РФ;
  2. рассмотреть виды избирательных систем в РФ;
  3. дать понятие и рассмотреть принципы избирательного процесса в РФ;
  4. рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса.

Объект исследования избирательная система и избирательный процесс в РФ.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением избирательной системы и избирательного процесса.

Глава 1. Избирательная система в РФ

  1. Понятие избирательной системы в РФ

В современной юридической литературе нет единой точки зрения на понятие «избирательная система». Одни под ней понимают совокупность фактических общественных отношений, возникающих в процессе организации и проведения выборов, взаимоотношения между избирателями и депутатами, другие под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов.

Избирательное право есть совокупность: избирательного права (юридические нормы, закрепляющие права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти) и порядка определения результатов выборов.

Следовательно, избирательное право, и порядок подсчета результатов выборов являются составными частями избирательной системы. Таким образом, избирательная система и становится системой, так как она состоит из упорядоченной системы совокупности элементов, институтов: правовых норм и порядка определения результатов выборов.

Это дает нам определение избирательной системы в широком смысле. В узком смысле это порядок определения результатов выборов.

В этом случае избирательную систему следует рассматривать как технико-процедурные нормы, которые позволяют объективно определить результаты выборов.

Источниками избирательной системы являются: Конституция Российской Федерации; федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ», «О формировании Совета Федерации ФС РФ», Конституции республик, уставы, законы субъектов РФ о выборах в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

  1. Виды избирательных систем в РФ

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные системы принято подразделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система это система, при которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство .

Она является наиболее распространенной на выборах и практически единственно возможная при выборах одного должностного лица (президента, губернатора и др.).

Если она применяется для выборов коллегиального органа власти (палата парламента), избирательные округа создаются одномандатные, т.е. в каждом из них должен быть избран один депутат.

Мажоритарная система имеет разновидности, обусловленные различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства . Самая простая разновидность система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше , чем любой из остальных кандидатов. Такая система применяется на парламентских выборах и в России.

Часто она используется при местных выборах. При этой системе, чем больше кандидатов баллотируется на одно место, тем меньше требуется для избрания.

В России предусмотрено, что выборы в органы государственной власти признаются соответствующей избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.

Оказанный минимальный процент может быть повышен для выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ» повысил указанный минимум до 25 %.

Кроме того, чтобы победить на выборах в одномандатном избирательном округе, кандидату необходимо, чтобы полученное относительное большинство было больше числа , поданных против всех кандидатов. Иначе выборы будут признаны несостоявшимися.

Мажоритарная система абсолютного большинства система, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины (50 % + 1 голос). В качестве базы для подсчета выступает, как правило, общее число поданных .

При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство .

Поэтому выборы по данной системе часто оказываются нерезультативными.

Преодолевается нерезультативность перебаллотировкой кандидатов, собравших определенную долю . Это так называемый второй тур выборов (повторное ание).

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства .

В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Пропорциональная система (пропорциональное представительство партий и движений). При данной системе каждая партия получает в парламенте число мандатов, пропорциональное числу , поданных за ее кандидатов на выборах.

Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями.

Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, вводится избирательный порог, т.е.

устанавливается минимальный процент , который партийный список кандидатов должен собрать для участия в пропорциональном распределении мандатов.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из

Источник: https://www.studsell.com/view/49371/

Избирательные системы и процессы в России

Избирательная система и избирательный процесс в РФ

Одной неотъемлемых законодательных основ демократического правового государства выступает разработка и утверждение механизма прозрачных честных выборов, посредством которого происходит формирование, на основе волеизъявления граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, а равно замещение законодательно поименованных должностей.

Более того, в Российской Федерации в силу прямого конституционного указания именно референдум и свободные выборы признаются высшим непосредственным выражение власти народа, как единственного и основного источника государственной власти в стране.

При этом исходя из обозначенной важности избирательных механизмов, а также с учетом практической сложности претворения идей о реализации активных и пассивных избирательных прав на практике, соответствующие избирательные системы и процессы достаточно часто становятся предметом научного интереса ученых-исследователей вопросов общей теории права, а также конституционного и избирательного права в РФ.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Проводя характеристику названных систем и процессов, представляется целесообразным начать с того, что понятием избирательной системы в нашей стране, в наиболее общем виде, может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Избирательная система РФ – это особый, основанный на нормах действующего национального и международного законодательства, политический институт, содержанием которого является совокупность правил и норм, направленных на определение соотношения законодательной и исполнительной ветвей власти, в том числе в сфере обеспечения или изъятия их легитимности.

Проще говоря, назначением избирательной системы выступает то, что посредством использования выборных механизмов происходит формирование определенной властной организации, и обеспечивается участие общества в целом и отдельных граждан страны в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

С содержательной точки зрения, структура избирательной системы включается в себя два основных компонента:

  1. Избирательное право – то есть систему юридических предписаний, посредством закрепления которых происходит упорядочение процедуры выборов, в том числе, в части детализации права граждан избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы, регулирующие собственно процессе проводимых выборов;
  2. Избирательный процесс – комплекс действий, обеспечивающих выполнение практически-организационных задач национальной избирательной системы, включая такие компоненты как назначение и итоговое определение даты проведения выборов, формирование избирательных округов, участков, комиссий, регистрация кандидатов, и т.д. – т.е. системы относительно обособленных действий, призванных обеспечивать реализацию конечной цели – проведение прямых демократических выборов в стране.

Типы избирательных систем, используемых в РФ

Переходя к непосредственной характеристике избирательных процессов в РФ, представляется целесообразным обратить внимание на то, что в наибольшей степени, в каждом конкретном случае, специфика компонентов соответствующего процесса обуславливается тем, о каком типе избирательной системы идет речь.

Так, на современном этапе развития российской избирательной системы, исходя из специфики формируемого уровня власти, и положенных в этой связи, в основу правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере, особенностей избирательной деятельности, принято говорить о выделении трех основных типов избирательных систем, каждому из которых соответствует собственный избирательный процесс. При этом основными видами обозначенных систем выступают:

  • Мажоритарная избирательная система, основным признаком которой выступает то, что победителем ания признается кандидат, набравший абсолютное большинство избирателей (т.е. как минимум на один голос больше половины всех проавших лиц). С точки зрения избирательного процесса, наряду с обозначенной спецификой определения победителя ания, еще одной процедурной особенностью выступает то, что в рамках системы мажоритарного ания абсолютного большинства, при отсутствии победителя после первого тура (т.е. если никто из них не набрал абсолютного большинства ), предполагается проведение второго тура ания с участием двух кандидатов, набравших относительное большинство избирателей;
  • Пропорциональная избирательная система – места в формируемом органе государственной власти распределяются исходя из количества полученных на выборах по партийным спискам. Это позволяет обеспечить такое присутствие в законодательном органе, при котором каждому органу принадлежит строго определенное число мест в парламенте, складывающиеся исходя из суммарного количества мандатов, полученных партией в избирательных округах;
  • Смешанная избирательная система, объединяющая с процессуальной точки зрения сильные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательной систем.

Единый день ания в РФ

Еще одной особенностью избирательного процесса в нашей стране (а равно в большинстве иных современных государств) выступает то, что день ания в РФ связывается не просто с моментом истечения функционирования того или иного органа государственной власти, а выбирается по модели единого дня ания, во время которого граждане имеют возможность одновременно принять участие в формировании нескольких выборных органов государственной власти.

Замечание 1

В настоящее время единый день ания в нашей стране может приходиться на первой или второе воскресенье марта, либо на второе воскресенье сентября – такая модель позволяет обеспечивать эффективность избирательного процесса и своевременность формирования государственных органов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/izbiratelnye_sistemy_i_processy_v_rossii/

Refy-free
Добавить комментарий