История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

История государства российского (в частушках)

История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

Версия для печати

Откуда есть Русь пошла Дело было в давню пору, Ещё не было простору, Ни варягов, ни хрена! Была только старина. Ванька бегал всё за Веркой, А за ним – Малания. Скоро Русь зачнут, наверно – Началась компания. На Холме стоит избушка, Во дворе гогочет гусь. Это Манька и Ванюшка Здесь открыли нашу Русь. Новгородский Холм меря, Землю с Манькой мерил меря. Где отмерила та тля, Там и русская земля. Ванька пил, Петро молчал, Никодим ногой качал… И никто в том Новеграде Ни за что не отвечал. Токо слышно: Вань да Вань. Аль убивец, али рвань… За бугром Париж с Монмартрой, А у нас Тьмутаракань! Раз Иван башкою бряк: — Срочно нам нужон варяг! Или Рюрик, или Шурик, Но чтоб в деле — як маньяк. Девки косы заплели. Губы красны от помад. Это с северной земли Едет Рюрик в Новеград! Той маньяк вставал чуть свет И кричал: «Порядка нет!» Для началу, для порядку Заложил маньяк клозет. Но, видать, был дурачок: Токо сделают «толчок», Глядь – ан, тут же кто-то стырит То бачок, а то крючок! Кажный день один курьёз! Довели яво до слёз: Токо сделают телегу, А назавтра нет колёс! Он и эдак, он и так, Да, видать, ён был слабак. И сказал, что толк и будя, Но когда-де свиснет рак…

Возникновение письменности

Глянь, кругом народу тьма, А понять – нема ума. Что же делать, мать твою? Надо письменность свою! Тут, откуда ни возьмись, И Кирилл с Мефодием. — Вот вам азбука! Учись, Ваше благородие! Взял Иван перо за край, Помокал в чернильнице. — Приходи, кума, в сарай , — Пишет на кириллице. А кума ему в ответ Пишет на глаголице: — Жду вас вечером, мой свет, Лёжа у околицы. И такая кутерьма Стала с перепискою: — Приходи быстрей, кума, Я тебя потискаю! Я такая молодая И безграмотна была: И не с тем гулять ходила, И не то ему дала. Милый тискает мне груди Прямо на девичнике. Ничего, что видят люди, Мы ещё язычники. Вот такая летопИсь – Я теперь культурная. Веселее стала жись, И такая бурная. Стоко умных развелось, Рост и в демографии. А в народе сразу злость: Тесно в географии! Надо Русь раздвинуть вдаль – Там, где персик и миндаль, И хурма, и абрикос, Да ещё — витаминоз! По Днепру плывёт Олег – Берегись Олега, грек! Собирай быстрее дань Для славянских Дунь и Мань! Грек и стонет и пищит, А к воротам уже щит Прибивают – хрясь да хрясь: «Здесь в гостях был русский князь!» Был наш князь Олег не слаб, Хоть и бегал от их баб. Но однажды – вот фигня — Принял смерть он от коня…

Киевская Русь

Раз три братца и сестра, Найдя место у Днепра, Порешили: ну и пусть Будет Киевская Русь. Киев с давешних годов Был мать русских городов. А отца, — видать, был скор, — Ищут где-то до сих пор. И попраздновав чуть-чуть, Кий открыл торговый путь. Приложившись к чарке всяк, Вышел «в греки из варяг». Тут свалился, точно снег, В Киев летом печенег! Неумытый, пики, крики, По всему видать, что дикий. Печенег скакал за мздой И пугал народ бедой. Ты гляди, тудыть в качели, Наши нервы на пределе! Получил от нас под зад И отправился назад. Не ходил бы ты с ордою К нам, нерусский чёрт, за мздою. Ах вы, черти печенеги, Надоели нам набеги. Как простится князь с женой, Игорь к вам придёт войной! Вышел князь во чисто поле И насыпал им пуд соли. И с тех пор на Русь орда Не ходила никогда. Только Игорь не уймётся, Как какой-нибудь буян, И за данью снова рвётся — Взять налоги у древлян. Не ходил бы ты к древлянам, Не устраивал поход. Там же каждый ходит пьяным, То есть, конченный урод. Не послушал жонку Игорь, Что и возраст уж не тот, Принял князь в чужбине гибель. Так закончился поход. Едут в Киев град с дарами, Впереди древлянин Мал. Позабыв совсем о сраме, Ольгу сватает, нахал. Пережив свою кручину, Ольга выдумала месть За любимого мужчину, И за эту наглу весть. Вот и птицы уже кружат И «петух» сел на плетень: Отомстила им за мужа И сожгла их Коростень. Ольга – мудрая царица И характер её крут. Расхитителям не спится – Дань, как пить дать, отберут! Вот такой нам образ жён Был, как воздух, всем нужон. Пусть нас враг всегда боится И не лезет на рожон.

Крещение Руси. Татаро-монгольское иго.

Князь Владимир, как вернулся, Наглядевшись ихних тить, Тоже в речке окунулся И решил всех покрестить. Бабы голыми купались, Прятали смущение. Мужики все раздевались. Началось крещение! Токо это всё цветочки – Голышом да в иордань… Растащили Русь сыночки, И не платят батьке дань! Показав друг другу зад, У славян пошёл разлад.

Показали бы перёд, Было б всё наоборот. Тут летит монгольский хан – Мчится в Киев Чингисхан! Ой, гляди, едрён, монгол, Скоро сядешь ты на кол.

Запылали города – Жгёт Русь-матушку орда! Подымайся, Русь! Орду Мы пошлём в… Караганду! Ты не бегай тут, Мамай, Наших девок не замай! А то мы тебе, гляди, Сократим всё впереди! Распугали наших Мань — Собирают в хатах дань. Так в теченье трёх веков Нет житья от дураков. Так и бегала орда По Руси туда-сюда. Ну, не жизнь, одни походы. Вот такая чехарда.

Воротится в терем рать, Чтобы жонок отодрать Для народонаселенья. И опять татар карать. Вот сошлись все на Угру Не на раут, не на бал. Наш Донской, как мошкару, Всех монголов разогнал!

Объединение русских земель и образование русского государства

Ярослава измененья Были сразу всем видны: Первым делом для ученья Он сымал со всех штаны. Эх, прощай навек свобода! На душе тоска и грусть… Так училась год от года И умнела задом Русь. Как пришёл князь Ярослав, Разобрался – кто там прав. Всей Европе показал он Свой лукавый мудрый нрав. Ты бумаги не жалей И чернил полней налей, Напиши, как он трёх дочек Обвенчал за королей. Дочки ночью кувырком Узнавали всё тайком. С «Камасутрой» та Европа Вся была под каблуком! Как пришёл князь Мономах В красных княжеских штанах. А народ всё охал, ахал: «Ай, да шапка Мономаха!» Что за шум и суета? В Москве правит Калита! Может, вам и невдомёк, Там любой князь – «кошелёк»! При Иване при четвёртом Жизня стала лютою. На Руси теперь два чёрта: Царь Иван с Малютою! Приходил вчера опричник – Мордобоец от царя. С виду был одет прилично… А что бил всех, это зря… Я влюбилась тут в брюнета, Да царь Грозный больно строг: И на то он, и на это, И на сене – ввёл налог! Милый мой уже не может, Всё равно одна фигня: То царь пошлиной обложит, То вдруг вырастет… пеня! Царь Иван был Грозной птицей, Вёл с усердием дела: Жён менял, как рукавицы, Русь землёю приросла. На Руси такие страсти И порядок нынче нов: Боле царских нет династий, Будя править Годунов! На Руси такая смута: Не жалея своих сил Царь Бориска взялся круто И всех Грозных отравил! Чтобы смыть следы злодейства, Этот царский антипод, Представитель фарисейства Изобрёл водопровод. Раньше было столько дури: Юра мог ходить и к Юре. А теперь – такая хрень: Отменили Юрьев день… Баламут на баламуте: Каждый брешет, лап да лап… Как не быть, ей-богу, смуте? Кто, чем мог, смущали баб. Налетели к нам поляки, Ходят важно, как паны. Скоро вам дадут по сраке И наложите в штаны! А на севере и шведы Осадили Новеград! Ни фига себе – соседы! Ну, готовьте, шведы, зад. В Ярославле ополченье Собирается в поход. Это Минин и Пожарский На Москву ведут народ. Ты куда, сосед? Пожалуй Повертай-ка ты домой. Ты теперя не хожалый, Ты теперя крепостной. Доставайте, девки, мази, Мажьтесь все румянами. Вон плывёт к нам Стенька Разин С казаками пьяными. А с меня один не слазил, Обещал мне «вольную». Как всех скинет Стенька Разин, Даст всем жизнь довольную. Стенька взял на руки птичку, Крикнул всем «сарынь на кичку». Кто не понял ни хрена, А за борт летит княжна!

Реформы Петра Первого

Тута петь уже пора Про царь-батюшку Петра. Налетел на Русь, как шторм С полной пазухой реформ. Говорила мать Петру: — Не ходи ты в ту дыру! А Петруха всё равно Прорубил туда окно! Всем понятно же давно: Ну, зачем нам всем «окно»? Прорубил бы лучше дверь, Мы ходили бы теперь.

Из Европы Пётр домой Воротился чуть живой: Ни потенции, ни сил. Кто его там подменил? Девок выстроил всех в ряд: «Скидавайте свой наряд! Чтоб носили для красы Европейские трусы!» Берегитесь, барчуки, Сымай платья и портки. Государтсвенная нить – Всех оболтусов учить. Всех бояр и воевод Царь оставил без бород.

Стало столько грязных рож! На кого мужик похож? Ой, девчонки, как же быть? Мой ушёл вчера служить! Будет рекрутом Петра. Соблазнять других пора! Приходи ко мне, мой свет, Через десять тысяч лет. На Руси ввёл Пётр-царь Христианский календарь. Слышь, соседка, мой-то внук Будя знахарем наук. Царь Петро открыл, как цех.

Будут делать умных всех! Ёлки-палки, у Петра В сундуке-казне дыра! Он на водку — вот скандал — Монополию создал! Изменился аппарат, Появился и сенат. Всё теперь наоборот: Будя с рангом идиот. Слышь, кума, танцуй гопак – К нам плывёт донской казак.

Не слыхала? Да ты чё? Сам Емеля Пугачёв! Как ушибленный ведром: Был Емеля, стал Петром. Вот тебе подарок, Русь – Самозваный царский гусь!

Золотой век Екатерины Второй

Катя-Катя-Катерина – Мчится в поле экипаж. Это едет из Берлина Гастарбайтер-фрау наш. Катя-Катя-Катерина, Да хоть школьника спроси: Ты и сказка и былина, И роман всея Руси. Катя-Катя-Катерина – Лучше нет Екатерин. Твою мягкую перину Знают раб и дворянин.

Дело прошлое – потёмки, Но понятно и без слов Кто у Кати был Потёмкин, Кто у Кати был Орлов? Катя-Катя-Катерина, Наша русская мамзель, Ты и баба, и мушшина – Вот такая канитель. Катя-Катя-Катерина, Ты великою была.

Ты измяла всю перину И народом приросла! В нашей армии свой норов И порядок здесь таков: На земле бьёт всех Суворов, А на море – Ушаков! Через горы лез Суворов, Враг катился с горки вниз. Вот такой у русских норов: За бугор ходить без виз. Ждите, пани, фрау, в спальне До четвёртых петухов, Граф Суворов через Альпы Приведёт вам женихов.

Как зайду я к девкам снова, Загляну в любую дверь – Нету права крепостного, Все свободные теперь. Хоть и голы, и босЫе, И кругом одна нужда, Но зато не крепостные, Мы теперь, как господа. Приходи ко мне, Марфута, Мы ещё пригодные. Будем делать с тобой тута Что-то, как свободные. Раньше барин токо щупал, Как была я крепостной.

А теперь ко мне под юбку Лезет каженный второй. Мы теперь уже не стадо, Нас теперь нельзя послать. Мы и сами, когда надо, Можем вспомнить вашу мать. Царь спросил Карамзина: Что, мол, есть в амбарах тут? — Не осталось ни хрена, — Отвечает, — все крадут!

Отражение нашествия. Марксистские идеи. Октябрьский переворот.

Раз Луи мсье Бонапарт Осмелел, вошёл в азарт И пошёл войной на Русь! Ты гляди какой он гусь! Вот пришёл на Русь Луи. — Где тут барышни мои? – Только он хотел прилечь, А тут в зад ему картечь! Ты чего это, мусьё, Лезешь к бабам – ё-моё? Мы здесь били, мать твою, И тевтонцев и мусью! Ты почто пришёл, француз К нам без шерстяных рейтуз? Погоди-ка вот, мороз Отморозит… нижний нос. Что ты ноешь: «Мань да Мань!» ? Мне хватает наших Вань. Вот удумал чего, ишь, Убирайся в свой Париж! Император Николай Не любил народный лай. Чтобы не было, блин, шуму, Учредил в России Думу. Сколько партий, глянь-ка, тьма! Во, какая кутерьма. И кадеты, и эсеры… Голодранцы, зато сэры! Испугался либерал И тотчас в штаны наклал! Осознал конфуз прокола И отрёкся от престола! Декабристы разбудили, Герцен дрых не чуя ног. Когда в «Колокол» все били, Он молчать уже не мог. Морячки прибёгли в Питер, Убегает царь-тиран! Я свободна, приходите, Пролетарии всех стран. На фига нам император? Создадим другую власть. До свиданья, узурпатор! Кто тут временные? Слазь! Шляпка с пёрышком на даме, А под платьем мужний пол. Это Керенский дворами Дёру дал, задрав подол! Бросить пить нас не заставить! Весь народ от счастья пьян, Потому как будет править Власть рабочих и крестьян! Чудеса в калейдоскопе, Всё теперя, как во сне: Призрак бродит по Европе, А приходит спать ко мне! Жили-были три урода: Первым был Енох Ягода, И Ежов, и Берия. В общем – жандармерия. Много русского народа Расстрелял Енох Ягода И Ежов, и Берия – Сталина бактерия.

Горячая война. Холодная война.

А в Европе главный фриц Что-то тявкает, как шпиц. Ой, дождёшься ты, собака, Мы в штаны запустим рака! Гитлер взял за год Европу, Посмотрел на эСэСэР. А его пинком под жопу: Извините, дескать, хер! Набежали фрицы в хату. — Мамка, шпик давай сюда! «Съели» в погребе гранату И наелись навсегда. Гитлер выдумал свой план И назвал его «Блицкриг». Что возьмёшь с него? Баран! Получил в итоге фиг. Наступил твой час расплаты, Дуралей и мракобес. Да зачем же, гад порхатый, Ты на нас войной полез? Мы немецкому фашизму В одно место вставим клизму, Чтобы этот их фашист Был умом и брюхом чист. А заморский дядя Сэм Отупел, видать, совсем: Объявил вдруг – ну и ну – Нам «холодную войну»! Что творится в штатах – ой! – Оплевались все слюной! Успокойтесь, милый сэр, Всё нормально в эсэсэр. «То не так, да то не так!» — Брешет попка, как дурак, Чередуя с криком вой. Видно, что-то с головой… Сэм в холодной-то войне Охладел к своей жене. Не волнуйся, Сэм, не суть, Обогреет кто-нибудь. Мы и фрицев всех побили, И закончили войну. Дайте нам автомобили, Мы поднимем целину. Убирайте ваши пушки, Едем все на целину! Скоро хлебушком, подружки, Мы накормим всю страну. Мужики, теперь повсюду Жизнь настанет новая. А моя не верит в чудо. Ну, и бестолковая.

Хрущёвская оттепель. Развитой социализм.

По спине бегут мурашки И кипит усё нутро. Зачитало по бумажке Новый план политбюро. Нынче в каждом важном деле «Семимильные» шаги. Помоги угнаться детям И скотине помоги. Что ты, мамка, всё про грех? То обман оптический: Я целую девок всех По коммунистически. Девки в клуб меня зовут, А я — ноль внимания. Пусть сначала проведут Соцсоревнование.

Мы в советскому союзу Будем сеять кукурузу. Нам в колхозы вместо жита Семена привёз Никита! Мы Америку решили И догнать, и перегнать. Если б тут же не запили, Показали б Кузьки мать. Мой милёночек, подружки, Гляньте, в космос полетел! В первый раз, конечно, страшно, Но он памперсы надел. Мы, подняв своё забрало, Пьём весь день без бутерброда.

Так нам партия сказала: «Пятилетку за три года!» Страх меня теперь не гложет, Ничего я не боюсь: Если миленький не сможет, Мне поможет профсоюз. До чего несправедливо: Кто придумал про «застой»? У меня за пятилетку Ухажёр уже шестой! Мой милёночек, проказник, Мнёт мне груди почём зря.

Что он будет делать в праздник, В день седьмого ноября? Чтобы там ни говорили, Секса не было у нас. Мы все партию любили Горячо и каждый час. Наш генсек большой писатель, Сочинитель трёх брошюр. Поменяет их читатель В пунктах сдач макулатур. Пиджачок генсеку кроят, Расширяют срочно грудь, Чтоб вручить Звезду героя За «сосиський» новый путь.

Ну чего нам не хватало: Потанцуем, попоём… Вот такой был небывалый Исторический подъём. Семимильными шагами Догоняли мы прогресс, Но уперлися рогами В тупики КПСС.

Процесс пошёл

Чтобы планы преумножить И консенсуса достичь, Горбачёв решил полОжить В перестройку свой кирпич. Гляньте, выдали талоны Бабам всем на панталоны. Как натянут их на жопу, Так догоним и Европу! Дали нам один талон! Жизнь пошла чертовская… Ставь-ка, бабка, самогон, Кончилась «Московская»! Что ещё нам надо, люди? Жизнь в России клёвая И зарплата не в валюте, В смысле — не у.ёвая. Я не маг, не ясновидец, Но скажу как на духу: Перестройка показала Кто есть кто, а кто есть «ху»! Тут один наобещал нам, Мы избрали без помех. Говорил, что будет лучше И живёт ведь лучше всех. Я работаю как дура — Просят все и дед Федот, А платить никто не платит: Все должны за прошлый год! Всё у нас, как в русской сказке, Всё, как в прежние года: у всё те же маски, А работает балда. Нам не страшен голод лютый, Ведь куда ни глянь — лапша! Очень крупные запасы У народа на ушах. Не прикладывая руки И не тратя зря труда Мы хотели жить как лучше, Получилось — как всегда. Милый мой сдавал бутылки, А сосед – Отечество. Мой дурак попал в «Бутырки», А сосед – в купечество. На знакомой нам картине Вождь один бревно носил. Так по брёвнышку, по камню Кто-то Русь и растащил. Наконец-то объявила Власть войну коррупции: Отпечатали плакаты Да ещё инструкции. Вот какое удивленье Наблюдаем мы живьём: В экономике паденье, А в коррупции подъём! Почитаю про житьё И закрою глазки. Сплю и вижу: ё-моё — Кризис, а как в сказке! Скоро будем жить как в сказке, Как Емеля на печи. Лишь бы только заграница Слала вовремя харчи. Не дымит труба завода — И ключи у сторожей. На ближайшие три года Здесь вакансии бомжей. Во, житуха – красота! Плодородная страна: Тут у жён растут счета, А у мужа – ни хрена! Мы с подругой горько плачем – Объявили санкции! До свиданья, наши мачи И мусьё из Франции. Вся Европа на распутье, Не житьё, а просто – жуть. Только наш товарищ Путин Знает к цели светлый путь! Мы стоим на перепутье, Это временно, пока. Есть у нас товарищ Путин, Он у нас на все века. Если всё сказать по сути, Нам всем нечего тужить. Это всё товарищ Путин – Мы с ним лучше стали жить. Сколько всякой у нас мути, Сколько жуликов у нас. Но не спит товарищ Путин, Зорко смотрит один глаз. Всех трясёт уже от жути – Изменился страшно мир. Но мы знаем, что наш Путин Проведёт «Прямой эфир»!

работы: 0
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 789 © 02.09.2017 Евгений Бугров

Свидетельство о публикации: izba-2017-2053852

Рубрика произведения: Поэзия -> Частушки

Голубева Наталья       11.11.2019   13:04:22

Спасибо большое автору за историю государства Российского. Это лучшая серия из большого количества публикаций в интернете. Мне кажется, что в таком виде ребенку будет гораздо интересней знакомиться с историей своей страны. Подобная рекомендация у Сесиль Лупан, (Франция), в книге «Поверь в свое дитя», в разделе История. Еще раз большое спасибо!!!

Евгений Бугров       11.11.2019   17:32:17

Милая Наталья, большое спасибо. Я не знал, что пишу учебник истории.

Источник: https://www.chitalnya.ru/work/2053852/

История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

Реферат

по древнерусской литературе

на тему

«История частушки.

Частушка на этапах российской и советской истории»

ученицы ___ класса

Пироговской школы

Богдановской Марии.

ИСТОРИЯ ЧАСТУШКИ.

ЧАСТУШКА НА ЭТАПАХ РОССИЙСКОЙ

И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ.

1.ЧАСТУШКА

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони.

Под неё нередко и пляшут.

Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же:

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.
Ты досказывай, подружка,
Если я не доскажу.

Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:

На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная…

Другой возражает:

На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!

Нередко частушки образуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга — матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»).

2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧАСТУШКИ

Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Прежде всего, литература, и древняя в том числе, использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды.

Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку.

Она появляется только в произведениях 20 века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников.

В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г).

В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века: русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.

Частушки возникли почти одновременно в различных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.

3.СТРУКТУРА ЧАСТУШКИ

Традиция и новаторство по-особому сосуществуют в частушке. С одной стороны, строго определенный объем: как правило, четыре строки, в страданиях — две:

Давай, Милка, страдать вместе,

Я с гармонью, а ты в песне!

а иногда и все шесть (правда такая форма просуществовала недолго – последние две строчки просто отбрасывались):

У меня миленков тридцать,

Я не знаю, куда скрыться.

Пойду с горя на реку –

Все сидят на берегу.

Я хотела в воду пасть –

Закричали во всю пасть!

наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов, устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных строк (иногда — парная рифмовка); с другой стороны, новизна: каждая талантливая частушка — с сюрпризом, с секретом. В одном случае опускается первая строчка зачина, звучит только гармонь.

В другом, напротив, нежданно появляются «лишние» слова и строчки —• они проговариваются под музыкальную паузу, «сверх» мотива.

В третьем, как неожиданный подарок, — дополнительные созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти полного их звукового совпадения:

Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.
Утирайся, мой хороший,
Утречком и вечерком.

Будучи явлением фольклора, частушка использовала традиции как и устнопоэтические, так и литературные. У лирической протяжной песни частушка взяла некоторые приемы (например, параллелизм)и образы-символы (березка, туман и др.

), у песни частой — веселый настрой и некоторые элементы стиха и поэтики (плясовой ритм, прямые обращения к присутствующим — к гармонисту, к подруге), у пословицы — афористичность, «разговорность», прямую связь с житейской практикой, а также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на десятилетия опережающую практику профессиональных поэтов: белая — бегала, завлеку — за реку, праздник — дразнит, резиновы — разинули, спорили — скоро ли… У литературы частушка заимствовала строфику, перекрестную рифмовку, стремление к индивидуализации характеров и конкретности ситуаций.

Частушка знает пародию на самое себя — это нескладухи и перевертыши (иногда эти названия смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает и рифму:

Я с высокого забора
Прямо в воду упаду.Ну, кому какое дело,Куда брызги полетят.

Отсутствие рифмы — это обманутое ожидание слушателя, один из сюрпризов, на которые щедра воистину неистощимая частушка. Перевертыши, тоже нередко теряя рифму, строятся по принципу небылицы: там поется «про серебряны галоши, про резиновы часы», там пилой собираются копать картофель и т. п..

В ряде мест традиции русской частушки взаимодействовали с опытом сочинения коротких и злободневных песен соседних народов. И сейчас в ходу частушки, в которых русские строки и выражения переплетаются, например, с башкирскими.

4.ЧАСТУШКА — ПЕСЕНКА МОЛОДЕЖИ

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне — покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить…»), в частушке — желание поспорить.

В новом Жанре отразились и ломка патриархальных отношений во всех сферах человеческой жизни, и литературное влияние на устное народное творчество, и взаимодействие городской и сельской культур. Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости.

Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы», посвященный «народной словесности», едва ли не впервые в солидном ученом труде нашлось место новому жанру.

Мысль о том, что в частушке содержатся «чисто современные образы», была подкреплена примером:

Не хочу сидеть с лучиной —
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна —
Дайте милого сюда.

(Керосиновая лампа по тому времени была последним словом деревенской цивилизации.)

Частушка — песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками.

Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залётка.

Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство: Думу (старую), царя, а в советское время — бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали.

5. ЧАСТУШКА В ИСТОРИИ.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие,
но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война… Красные и белые — те же русские люди — насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:

Красны-белы, сложьте ружья,

Замиритеся войной,

Отпустите наших миленьких

Нераненых домой!

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:

Эх, яблочко, куда котишься,

В Вечека попадешь – не воротишься.

(Вечека – ВЧК.)

Белые отвечали на тот же мотив:

Мимо пристани,

Будем рыбу кормить

Коммунистами.

А потом попал в частушки и Сталин:

Едет Сталин на корове,

У коровы один рог.

Ты куда, товарищ Сталин?

«Раскулачивать народ».

Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели правду:

Как лавровская деревня

Начинает богатеть:

Окна тряпкой затыкают,

Чтоб вороне не влететь.

Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:

Мой милёнок на войне
Управляет ротою,А я тоже не гуляю,

На быке работаю.

И конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:

Неужели пуля-дура,Ягодиночку убьёт?Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!

6.ЧАСТУШКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю 20-ого столетия. А не собирали их потому, что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Вскоре после революции была создана знаменитая ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия (будущий НКВД, а еще позднее — КГБ). Эта комиссия наводила ужас на людей. Но они все-таки не молчали:

Эх, раз, ещераз,
Спелабы, дачтото,
НаГороховую, 2,
Ехатьнеохота.

(На Гороховой, 2, помешалась петроградская ВЧК.)

17 января голодного 1920 г. Корней Иванович Чуковский записал в
свой дневник частушку, которую сообщил ему девятилетний сын:

Нетухлеба, нетмуки,
Недаютбольшевики.
Нетухлеба, нетумасла,
Электричествопогасло.

Немало озорных, вызывающих частушек, куплетов складывалось и в годы сталинского террора:

«Идут года,

Родился в селенье Гори

Мне, тебе и всем на горе

У сапожника Васо

Трижды сукин сын Сосо.

(Васо и Сосо — грузинские уменьшительные имена от Виссарион и Иосиф.)

А еще:

Ах огурчики мои,

Помидорчики:

Сталин Кирова пришил

В коридорчике.

Президента Югославии Тито в последние годы жизни Сталина в СССР называли не иначе как «кровавая собака» (не желал Тито, хоть и был коммунистом, ползать перед Сталиным на брюхе!). Но вот умер Сталин, и отношения с Югославией начали налаживаться. Люди старшего поколения не могут не помнить:

ДорогойтоварищТито,
Тытеперьнашдругибрат!
КаксказалнамсамНикита,
Тынивчемневиноват.

А когда началась перестройка, заговорили о хозрасчете и… ничего не делали. Опустели магазины.

Перестройкаматьродная,
Хозрасчетотецродной.
Чемродителитакие,
Лучшебудусиротой!

Коммунистическое руководство провалилось, компартия была распущена. И посыпались частушки о партии:

Мимонашегорайкома
Ябезшутокнехожу:
Тоимсерпвокошкосуну,
Тоиммолотпокажу.

Некоторые интеллигентские стишки и куплеты по своей форме близки к настоящей частушке («Мимо тещиного дома я без шуток не хожу…» и «Мимо нашего райкома…»), некоторые совсем далеки от нее. Но нет сомнения, что все это индивидуальные сочинения.

Все здесь: и ритм, и рифма, и словесная ткань — от литературы. Возможно, и авторы этих куплетов кому-то и известны.

Однако в отличие от обычного литературного произведения текст все-таки стремится к анонимности, распространяется устно подобно текстам анекдотов.

В последние десятилетия городское безымянное творчество проникает и в деревню. А вот деревенская по своему происхождению частушка, наоборот пришла в город.

6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ» ЧАСТУШКИ

В начале 20 века, и особенно в годы Советской власти, на сцене, в кино, в книгах и даже в учебниках нередко появлялись подделки под народные частушки, сочиненные на заказ поэтами или участниками различных хоров. Такие самодеятельные частушки не услышишь на улице, народ их не подхватывает.

Прежде бабам жизнь какая –

Замужем век мучиться;

А теперь мои три дочки

В институтах учатся.

«Замужем век мучиться» — как и первую строчку, просто не спеть. Частушка песенка молодежная. А тут героиня — пожилая женщина (у нее три взрослые дочки!).

Не частушка это – ни по форме, ни по содержанию. Зато автор похвалил советскую власть! Похвалил какой-то один человек. Но можно было сказать, что это, мол, мнение самого народа.

Ведь такие стишки печатались без фамилии, в ряду настоящих частушек.

7.ЧАСТУШКА СЕЙЧАС

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли для певцов своего смысла, как не потеряла смысла любовь и всё, что с ней связано. Но жизнь меняется — меняются, переделываются и частушки. Раньше было: «Без лучины, без огня зажёг сердечко у меня», сегодня поют: «Без бензина, без огня…». В отличие от песни, частушка переделывается легко. Кто-то спел:

Ох, ох, не дай Бог,
В солдата влюбляться:
Усы капки, как иголки,
Лезет целоваться.

А кто-то, глядя па приехавшего заводского парня, тут же добавляет:

Ох, ох, не дай Бог,
С рабочими знаться:
Руки в дёгте, сам в вару,
Лезет целоваться.

Однако постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое — только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор:

Как у наших у ребят
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.

Или:

У милёночка в дому
Была конференция:
Ему невесту выбирала
Вся интеллигенция!

Поют частушки и школьники:

Говорят, я ученица,
Ученица — не позор!
Ученицу крепче любят

За веселый разговор.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц «На березовой осине рукавица расцвела…» — не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, тоже молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки — напевом,
особым построением, зачинами.

И в прежние годы, и в наши дни, когда разгорается настоящая русская пляска, самые умелые плясуны и плясуньи, выделывая невозможные коленца, ещё и весело выкрикивают «Сам играю, сам пляшу, сапоги с дырам ношу!». Или «Слава те Христу, что хорошенька расту!».

Возникнув не без воздействия письменной, поэзии, частушка, в свою очередь, оказала влияние на литературу. А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин ввели ее в большую поэзию, по их пути пошли А. Т. Твардовский, М. В. Исаковский, В. С. Высоцкий, Б Ш. Окуджава и многие другие.

Список литературы:

Детская энциклопедия Аванта+ (том 9, часть первая) «Русская литература: от былин и летописей до классиков 19 века»

Словарь юного литературоведа

1

Источник: https://doc4web.ru/literatura/istoriya-chastushki-chastushka-na-etapah-rossiyskoy-i-sovetskoy-.html

История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории (стр. 1 из 2)

История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

Реферат

по древнерусской литературе

на тему

«История частушки.

Частушка на этапах российской и советской истории»

ученицы ___ класса

Пироговской школы

Богдановской Марии.

ИСТОРИЯ ЧАСТУШКИ.

ЧАСТУШКА НА ЭТАПАХ РОССИЙСКОЙ

И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ.

1.ЧАСТУШКА

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони.

Под неё нередко и пляшут.

Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же:

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.Ты досказывай, подружка,

Если я не доскажу.

Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:

На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная…

Другой возражает:

На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!

Нередко частушки образуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга — матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»).

2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧАСТУШКИ

Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Прежде всего, литература, и древняя в том числе, использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды.

Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку.

Она появляется только в произведениях 20 века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников.

В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г).

В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века:русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.

Частушки возникли почти одновременно вразличных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.

3.СТРУКТУРА ЧАСТУШКИ

Традиция и новаторство по-особому сосуществуют в частушке. С одной стороны, строго определенный объем: как правило, четыре строки, в страданиях — две:

Давай, Милка, страдать вместе,

Я с гармонью, а ты в песне!

а иногда и все шесть (правда такая форма просуществовала недолго – последние две строчки просто отбрасывались):

У меня миленков тридцать,

Я не знаю, куда скрыться.

Пойду с горя на реку –

Все сидят на берегу.

Я хотела в воду пасть –

Закричали во всю пасть!

наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов, устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных строк (иногда — парная рифмовка); с другой стороны, новизна: каждая талантливая частушка — с сюрпризом, с секретом. В одном случае опускается первая строчка зачина, звучит только гармонь.

В другом, напротив, нежданно появляются «лишние» слова и строчки —• они проговариваются под музыкальную паузу, «сверх» мотива.

В третьем, как неожиданный подарок, — дополнительные созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти полного их звукового совпадения:

Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.Утирайся, мой хороший,

Утречком и вечерком.

Будучи явлением фольклора, частушка использовала традиции как и устнопоэтические, так и литературные. У лирической протяжной песни частушка взяла некоторые приемы (например, параллелизм)и образы-символы (березка, туман и др.

), у песни частой — веселый настрой и некоторые элементы стиха и поэтики (плясовой ритм, прямые обращения к присутствующим — к гармонисту, к подруге), у пословицы — афористичность, «разговорность», прямую связь с житейской практикой, а также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на десятилетия опережающую практику профессиональных поэтов: белая — бегала, завлеку — за реку, праздник — дразнит, резиновы — разинули, спорили — скоро ли… У литературы частушка заимствовала строфику, перекрестную рифмовку, стремление к индивидуализации характеров и конкретности ситуаций.

Частушка знает пародию на самое себя — это нескладухи и перевертыши (иногда эти названия смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает и рифму:

Я с высокого забораПрямо в воду упаду. Ну, кому какое дело,

Куда брызги полетят.

Отсутствие рифмы — это обманутое ожидание слушателя, один из сюрпризов, на которые щедра воистину неистощимая частушка. Перевертыши, тоже нередко теряя рифму, строятся по принципу небылицы: там поется «про серебряны галоши, про резиновы часы», там пилой собираются копать картофель и т. п..

В ряде мест традиции русской частушки взаимодействовали с опытом сочинения коротких и злободневных песен соседних народов. И сейчас в ходу частушки, в которых русские строки и выражения переплетаются, например, с башкирскими.

4.ЧАСТУШКА — ПЕСЕНКА МОЛОДЕЖИ

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне — покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить…»), в частушке — желание поспорить.

В новом Жанре отразились и ломка патриархальных отношений во всех сферах человеческой жизни, и литературное влияние на устное народное творчество, и взаимодействие городской и сельской культур. Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости.

Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы», посвященный «народной словесности», едва ли не впервые в солидном ученом труде нашлось место новому жанру.

Мысль о том, что в частушке содержатся «чисто современные образы», была подкреплена примером:

Не хочу сидеть с лучиной —
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна —
Дайте милого сюда.

(Керосиновая лампа по тому времени была последним словом деревенской цивилизации.)

Частушка — песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками.

Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залётка.

Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство: Думу (старую), царя, а в советское время — бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали.

5. ЧАСТУШКА В ИСТОРИИ.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие,
но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война… Красные и белые — те же русские люди — насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:

Красны-белы, сложьте ружья,

Замиритеся войной,

Отпустите наших миленьких

Нераненых домой!

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:

Эх, яблочко, куда котишься,

В Вечека попадешь – не воротишься.

(Вечека – ВЧК.)

Источник: https://mirznanii.com/a/355205/istoriya-chastushki-chastushka-na-etapakh-rossiyskoy-i-sovetskoy-istorii

Сочинение: История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

История частушки. Частушка на этапах российской и советской истории

Реферат

по древнерусской литературе

на тему

«История частушки.

Частушка на этапах российской и советской истории»

ученицы ___ класса

Пироговской школы

Богдановской Марии.

ИСТОРИЯ ЧАСТУШКИ.

ЧАСТУШКА НА ЭТАПАХ РОССИЙСКОЙ

И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ.

1.ЧАСТУШКА

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) — самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Она звучит на деревенской улице, на гулянке, в домашних застольях и знакома, кажется, всем без исключения. Её поют просто так, «под язык», или в сопровождении балалайки, а чаще — гармони.

Под неё нередко и пляшут.

Это лирическая песенка, словесно-музыкальная миниатюра, живой отклик на текущие события или жизненные ситуации, поэтическая их оценка, то веселая, подчас не без лукавства («Что ты, милый, задаешься, как картошка в борозде?»), то грустная, но обычно и в этом случае не лишенная юмора, основанного на чувстве человеческого достоинства и оптимистическом взгляде на жизнь. И рассчитаны они не просто на слушателей, а на активно реагирующих соучастников, то приплясывающих и хлопающих в ладоши, то отвечающих на каждую частушку кто одобрительной репликой, кто громким возражением. Но чаще всего на частушку отвечают частушкой же:

Я частушку на частушку,
Как на ниточку, вяжу.Ты досказывай, подружка,

Если я не доскажу.

Иногда такой обмен частушками превращается в настоящее соревнование. Один голос утверждает:

На столе стоит
Каша манная,
А любовь наша
Обманная…

Другой возражает:

На столе стоит
Каша гречная,
А любовь наша
Бесконечная!

Нередко частушки образуют циклы («спевы»), непрестанно изменяющие свой состав, при этом частушки группируются вокруг зачинов («Я на бочке сижу», «С неба звездочка упала», «Ходит кошка по окошку», «Самолет летит», «Подружка моя!») или припевов («Золотистый-золотой», «Волга — матушка-река» или «Шарабан мой, шарабан», потесненный со временем более актуальным «Еропланчик, ероплан»).

2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧАСТУШКИ

Одни учёные считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты — скоморохи — ещё в 17-18 веках. Другие убеждены: частушка, как особая песенная форма, появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Прежде всего, литература, и древняя в том числе, использует или хотя бы упоминает все виды устного народного творчества, которые существуют или существовали на данный момент. В летописях встречаются имена былинных героев, пересказываются притчи, легенды.

Предание о смерти князя Олега изложено в «Повести временных лет» и легло в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге»; Пушкин же пересказал в стихах народные сказки. Широко использовал многие жанры фольклора Некрасов. Но никто из них не вспомнил частушку.

Она появляется только в произведениях 20 века: в «Двенадцати» Блока, в стихах Маяковского, Есенина и их современников.

В знаменитом четырёхтомном толковом словаре В. И. Даля слова «частушка» (в смысле «короткая песенка») нет. Впервые это слово употребил Глеб Успенский в очерке «Новые народные песни» (1889 г).

В частушке совсем не отразилось такое важное событие, как отмена крепостного права в 1861 году. Зато встречаются упоминания о событиях последующих, начиная с 70-х годов 19 века:русско-турецкая, русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.

Частушки возникли почти одновременно вразличных местах России, и каждая местность не только придала зарождающейся песенке свой колорит, но зачастую наделила ее и названием, то определяющим ее характер (пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка), то прямо указывающим на место ее рождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное. Одни из этих песенки поются, другие почти выкрикиваются под плясовую мелодию, одни звучат под гармонь или баян, другие под балалайку, третьи под рожок или бубен, иные вообще обходятся без музыкального сопровождения.

3.СТРУКТУРА ЧАСТУШКИ

Традиция и новаторство по-особому сосуществуют в частушке. С одной стороны, строго определенный объем: как правило, четыре строки, в страданиях — две:

Давай, Милка, страдать вместе,

Я с гармонью, а ты в песне!

а иногда и все шесть (правда такая форма просуществовала недолго – последние две строчки просто отбрасывались):

У меня миленков тридцать,

Я не знаю, куда скрыться.

Пойду с горя на реку –

Все сидят на берегу.

Я хотела в воду пасть –

Закричали во всю пасть!

наличие целого набора устоявшихся зачинов и припевов, устойчивость образов и оборотов, зарифмованность четных строк (иногда — парная рифмовка); с другой стороны, новизна: каждая талантливая частушка — с сюрпризом, с секретом. В одном случае опускается первая строчка зачина, звучит только гармонь.

В другом, напротив, нежданно появляются «лишние» слова и строчки —• они проговариваются под музыкальную паузу, «сверх» мотива.

В третьем, как неожиданный подарок, — дополнительные созвучия возникают то внутри строки (чаще первой: «Кабы шали не мешали»), то между строчками, вплоть до почти полного их звукового совпадения:

Вышивала полотенце
Уточкой и петушком.Утирайся, мой хороший,

Утречком и вечерком.

Будучи явлением фольклора, частушка использовала традиции как и устнопоэтические, так и литературные. У лирической протяжной песни частушка взяла некоторые приемы (например, параллелизм)и образы-символы (березка, туман и др.

), у песни частой — веселый настрой и некоторые элементы стиха и поэтики (плясовой ритм, прямые обращения к присутствующим — к гармонисту, к подруге), у пословицы — афористичность, «разговорность», прямую связь с житейской практикой, а также неожиданную, нередко неточную рифму, подчас на десятилетия опережающую практику профессиональных поэтов: белая — бегала, завлеку — за реку, праздник — дразнит, резиновы — разинули, спорили — скоро ли… У литературы частушка заимствовала строфику, перекрестную рифмовку, стремление к индивидуализации характеров и конкретности ситуаций.

Частушка знает пародию на самое себя — это нескладухи и перевертыши (иногда эти названия смешиваются). Нескладуха вместе со смыслом отбрасывает и рифму:

Я с высокого забораПрямо в воду упаду. Ну, кому какое дело,

Куда брызги полетят.

Отсутствие рифмы — это обманутое ожидание слушателя, один из сюрпризов, на которые щедра воистину неистощимая частушка. Перевертыши, тоже нередко теряя рифму, строятся по принципу небылицы: там поется «про серебряны галоши, про резиновы часы», там пилой собираются копать картофель и т. п..

В ряде мест традиции русской частушки взаимодействовали с опытом сочинения коротких и злободневных песен соседних народов. И сейчас в ходу частушки, в которых русские строки и выражения переплетаются, например, с башкирскими.

4.ЧАСТУШКА — ПЕСЕНКА МОЛОДЕЖИ

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения. Многое теперь зависело от самого человека, от его воли и способностей. Можно сравнить старую песню и частушку: в песне — покорность судьбе («Не велят Маше на улицу ходить, не велят Маше молодчика любить…»), в частушке — желание поспорить.

В новом Жанре отразились и ломка патриархальных отношений во всех сферах человеческой жизни, и литературное влияние на устное народное творчество, и взаимодействие городской и сельской культур. Частушку интересует всё: личные отношения и новости общественной жизни, события мирового масштаба и местные новости.

Большинство частушек — о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Отношения влюбленных в частушке почти всегда окрашены цветом эпохи, времени, дня. Когда в 1908 г. вышел первый том «Истории русской литературы», посвященный «народной словесности», едва ли не впервые в солидном ученом труде нашлось место новому жанру.

Мысль о том, что в частушке содержатся «чисто современные образы», была подкреплена примером:

Не хочу сидеть с лучиной —
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна —
Дайте милого сюда.

(Керосиновая лампа по тому времени была последним словом деревенской цивилизации.)

Частушка — песенка молодёжи. Поэтому её основным содержанием являются отношения между молодыми людьми: любовь, разлука, встречи, измены, насмешки девушек над парнями, парней над девушками.

Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залётка.

Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство: Думу (старую), царя, а в советское время — бригадира, председателя колхоза, вождей коммунистической партии. И над своей бедностью шутили, и богачам спуску не давали.

5. ЧАСТУШКА В ИСТОРИИ.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие,
но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война… Красные и белые — те же русские люди — насмерть сражаются за свои идеи, за Советы или против Советов. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своём, о своей короткой молодости и любви:

Красны-белы, сложьте ружья,

Замиритеся войной,

Отпустите наших миленьких

Нераненых домой!

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое «Яблочко», по своему происхождению связанное с украинским фольклором. Красные пели:

Эх, яблочко, куда котишься,

В Вечека попадешь – не воротишься.

(Вечека – ВЧК.)

Белые отвечали на тот же мотив:

Мимо пристани,

Будем рыбу кормить

Коммунистами.

Был и танец такой матросский «Яблочко»

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим – нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается.

А потом попал в частушки и Сталин:

Едет Сталин на корове,

У коровы один рог.

Ты куда, товарищ Сталин?

«Раскулачивать народ».

Когда окончательно выяснилось, что колхоз почти никогда не приводит к зажиточной жизни, то так и пели правду:

Как лавровская деревня

Начинает богатеть:

Окна тряпкой затыкают,

Чтоб вороне не влететь.

Частушка времён Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжёлом труде:

Мой милёнок на войне
Управляет ротою, А я тоже не гуляю,

На быке работаю.

И конечно, по всей стране звучали частушки о милом, который где-то далеко воюет:

Неужели пуля-дура, Ягодиночку убьёт?Пуля влево, пуля вправо,
Пуля, сделай поворот!

6.ЧАСТУШКИ И ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Частушкисоздавалисьивсредеинтеллигенции. Интеллигентскиечастушки, стишки, пародии, ксожалению, никогданикемнесобирались. Однакоонисуществуютиздавнаи сопровождаютвсюроссийскуюисторию 20-ого столетия. Анесобирали ихпотому, чтоэтонебезобидные песенки, аостраяполитическаясатира.

Вскорепослереволюциибыла созданазнаменитаяВЧК—Всероссийскаячрезвычайнаякомиссия (будущийНКВД, аещепозднее —КГБ). Этакомиссиянаводилаужасналюдей. Ноонивсе-такинемолчали:

Эх, раз, ещераз,
Спелабы, дачтото,
НаГороховую, 2,
Ехатьнеохота.

(НаГороховой, 2, помешаласьпетроградскаяВЧК.)

17 январяголодного 1920 г. КорнейИвановичЧуковскийзаписалв
свойдневникчастушку, которуюсообщилемудевятилетнийсын:

Нетухлеба, нетмуки,
Недаютбольшевики.
Нетухлеба, нетумасла,
Электричествопогасло.

Немалоозорных, вызывающихчастушек, куплетовскладывалосьив годысталинскоготеррора:

«Идут года,

Пароход идет

Мимо пристани,

Будем рыбукормить

Коммунистами.

А потом попалв частушки иСталин:

Едет Сталинна корове,

У коровыодин рог.

Ты куда, товарищСталин?

«Раскулачиватьнарод».

Когда окончательновыяснилось,что колхозпочти никогдане приводитк зажиточнойжизни, то таки пели правду:

Как лавровскаядеревня

Начинает богатеть:

Окна тряпкойзатыкают,

Чтоб воронене влететь.

Частушка времёнВеликой Отечественнойвойны рассказываетоб огромныхлишениях, ополуголоднойжизни народа,о тяжёлом труде:

Моймилёнок навойне
Управляетротою,А я тожене гуляю,

Набыке работаю.

И конечно,по всей странезвучали частушкио милом, которыйгде-то далековоюет:

Неужелипуля-дура,Ягодиночкуубьёт?Пулявлево, пулявправо,
Пуля,сделай поворот!

6.ЧАСТУШКИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Частушкисоздавалисьивсредеинтеллигенции.Интеллигентскиечастушки,стишки,пародии,ксожалению,никогданикемнесобирались.Однакоонисуществуютиздавнаисопровождаютвсюроссийскуюисторию20-ого столетия.Анесобиралиихпотому,чтоэтонебезобидныепесенки,аостраяполитическаясатира.

ВскорепослереволюциибыласозданазнаменитаяВЧК—Всероссийскаячрезвычайнаякомиссия(будущийНКВД,аещепозднее—КГБ).Этакомиссиянаводилаужасналюдей.Ноонивсе-такинемолчали:

Эх,раз,ещераз,
Спелабы,дачтото,
НаГороховую,2,
Ехатьнеохота.

(НаГороховой,2, помешаласьпетроградскаяВЧК.)

17январяголодного1920 г.КорнейИвановичЧуковскийзаписалв
свойдневникчастушку,которуюсообщилемудевятилетнийсын:

Нетухлеба,нетмуки,
Недаютбольшевики.
Нетухлеба,нетумасла,
Электричествопогасло.

Немалоозорных,вызывающихчастушек,куплетовскладывалосьивгодысталинскоготеррора:

«Идут года,

Родился в селеньеГори

Мне,тебе и всем нагоре

У сапожникаВасо

Триждысукин сын Сосо.

(ВасоиСосо—грузинскиеуменьшительныеименаотВиссариониИосиф.)

А еще:

Ахогурчики мои,

Помидорчики:

СталинКирова пришил

В коридорчике.

ПрезидентаЮгославииТитовпоследниегодыжизниСталинавСССРназывалинеиначекак«кроваваясобака»(нежелалТито,хотьибылкоммунистом,ползатьпередСталинымнабрюхе!).НовотумерСталин,иотношениясЮгославиейначалиналаживаться.Людистаршегопоколениянемогутнепомнить:

ДорогойтоварищТито,
Тытеперьнашдругибрат!
КаксказалнамсамНикита,
Тынивчемневиноват.

Акогданачаласьперестройка,заговорилиохозрасчетеи…ничегонеделали.Опустелимагазины.

Перестройкаматьродная,
Хозрасчетотецродной.
Чемродителитакие,
Лучшебудусиротой!

Коммунистическоеруководствопровалилось,компартиябылараспущена.Ипосыпалисьчастушкиопартии:

Мимонашегорайкома
Ябезшутокнехожу:
Тоимсерпвокошкосуну,
Тоиммолотпокажу.

Некоторыеинтеллигентскиестишкиикуплетыпосвоейформеблизкикнастоящейчастушке(«Мимотещиногодомаябезшутокнехожу…»и«Мимонашегорайкома…»),некоторыесовсемдалекиотнее.Нонетсомнения,чтовсеэтоиндивидуальныесочинения.

Всездесь:иритм,ирифма,исловеснаяткань—отлитературы.Возможно,иавторыэтихкуплетовкому-тоиизвестны.

Однаковотличиеотобычноголитературногопроизведениятекствсе-такистремитсяканонимности,распространяетсяустноподобнотекстаманекдотов.

Впоследниедесятилетиягородскоебезымянноетворчествопроникаетивдеревню.Авотдеревенскаяпосвоемупроисхождениючастушка,наоборот пришлав город.

6.»ПОДДЕЛЬНЫЕ»ЧАСТУШКИ

В начале20 века, и особеннов годы Советскойвласти, на сцене,в кино, в книгахи даже в учебникахнередко появлялисьподделки поднародные частушки,сочиненныена заказ поэтамиили участникамиразличныххоров. Такиесамодеятельныечастушки неуслышишь наулице, народих не подхватывает.

Преждебабам жизнькакая –

Замужемвек мучиться;

А теперьмои три дочки

В институтахучатся.

«Замужемвек мучиться»- как и первуюстрочку, простоне спеть. Частушкапесенка молодежная.А тут героиня- пожилая женщина(у нее три взрослыедочки!). Не частушкаэто – ни по форме,ни по содержанию.Зато авторпохвалил советскуювласть! Похвалилкакой-то одинчеловек. Номожно былосказать, чтоэто, мол, мнениесамого народа.Ведь такиестишки печаталисьбез фамилии,в ряду настоящихчастушек.

7.ЧАСТУШКАСЕЙЧАС

Всовременнойдеревне поютнемало старинныхчастушек: онине потерялидля певцовсвоего смысла,как не потеряласмысла любовьи всё, что с нейсвязано. Ножизнь меняется— меняются,переделываютсяи частушки.Раньше было:«Без лучины,без огнязажёг сердечкоу меня», сегодняпоют:«Без бензина,без огня…». Вотличие отпесни, частушкапеределываетсялегко. Кто-тоспел:

Ох,ох, не дай Бог,
Всолдата влюбляться:
Усыкапки, какиголки,
Лезетцеловаться.

А кто-то,глядя па приехавшегозаводскогопарня, тут жедобавляет:

Ох,ох, не дай Бог,
Срабочимизнаться:
Рукив дёгте, сам ввару,
Лезетцеловаться.

Однакопостоянносоздаются исовсем новыечастушки, вкоторых старое— толькомелодия, толькопривычная формаи неистощимыйнародный юмор:

Каку наших у ребят
Головаиз трёх частей:
Карбюратор,вентилятор
Икоробка скоростей.

Или:

У милёночкав дому
Былаконференция:
Емуневесту выбирала
Всяинтеллигенция!

Поют частушкии школьники:

Говорят,я ученица,
Ученица— не позор!
Ученицукрепче любят

За веселыйразговор.

Естьочень многошуточных припевок,веселых нескладух,нелепиц «Наберезовойосине рукавицарасцвела…»— не отсюда ливышли современныешкольные нелепицы?

Вместес частушкаминередко печатаютсятоже коротенькие,тоже молодежныепесенки, ночем-то и отличающиесяот частушки— напевом,
особымпостроением,зачинами.

И впрежние годы,и в наши дни,когдаразгораетсянастоящаярусскаяпляска, самыеумелые плясуныи плясуньи,выделываяневозможныеколенца,ещё и веселовыкрикивают«Самиграю, сам пляшу,сапоги с дырамношу!». Или «Славате Христу, чтохорошенькарасту!».

Возникнувне без воздействияписьменной,поэзии, частушка,в свою очередь,оказала влияниена литературу.А. А. Блок, В. В.Маяковский,С. А. Есенин ввелиее в большуюпоэзию,по их пути пошлиА. Т. Твардовский,М. В.Исаковский,В. С. Высоцкий,Б Ш. Окуджаваи многие другие.

Список литературы:

ДетскаяэнциклопедияАванта+ (том 9,часть первая)«Русская литература:от былин и летописейдо классиков19 века»

Словарь юноголитературоведа

16

Источник: https://xreferat.com/50/3651-1-istoriya-chastushki-chastushka-na-etapah-rossiiyskoiy-i-sovetskoiy-istorii.html

Refy-free
Добавить комментарий