Историческое прошлое русского народа в повести Карамзина Наталья, боярская дочь

Историческая основа повести Н М Карамзина Наталья боярская

Историческое прошлое русского народа в повести Карамзина Наталья, боярская дочь

Историческая основа повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Чем было вызвано обращение Карамзина к историческому прошлому народа в повести «Наталья, боярская дочь» ?

Гипотеза: Писатели, видя несправедливость современного им общества, обращались к прошлому, чтобы представить читателям картины образцовой государственности.

Задачи: n Выяснить, в какую эпоху жил писатель. n Выяснить, какова историческая основа повести. n Разобраться, почему автор обратился именно к эпохе царствования Алексея Михайловича.

Работа над проектом 1. 2. 3. 4. 5. Прочитали текст повести. В исторической энциклопедии прочитали о времени царствования Алексея Михайловича. Нашли материал об эпохе царствования Екатерины II. Нашли портреты царя, императрицы, бояр, крестьян, картины «златоглавой Москвы» и её окрестностей. Выяснили, кто такие бояре.

Характеристика царя Алексея Михайловича «Царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен» (строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И. В.

Федорова) n «Добросердечный, чувствительный царь…» , «доброго государя» , «в престольном граде славного русского царства» , «чувствительный царь был тронут до глубины сердца» , «царь встречает его (вестника)… и дрожащею рукою развертывает письмо военачальников… Первое слово есть «победа» ! «Победа!» — восклицает он в радости. » (Из повести Н. М. Карамзина) n

Из «Школьной энциклопедии» История России n Бояре – высший слой общества на Руси в 10 — нач. 18 вв. , занимавший главенствующее положение в государственном управлении после великих князей и царей. n В 15 -17 вв.

боярин – высший служебный чин в Русском государстве среди «служилых людей по отечеству» . Бояре были членами Боярской думы, занимали высшие придворные, государственные и судебные должности, возглавляли приказы.

Боярин Матвей (Из повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь» ) Портрет боярина Б. И. Прозоровского (художник Э. Грубе.

1694 год) «Приближенный Государя был верным и полезным ему советчиком, не пользовался своим положением для корыстного интриганства, не разворовывал государственной казны, был покровителем и «заступником» бедных соседей» .

(Строки из статьи «Поразмышляем над прочитанным…» литературоведа, специалиста по литературе 18 века И. В. Федорова)

Характеристика боярина Матвея «…боярин Матвей, верный слуга царский, верный друг человечества…» n « боярин Матвей Андреев, человек богатый, умный… по обычаю русских, великий хлебосол.

Он владел многими поместьями и был не обидчиком, а покровителем и заступником своих бедных соседей… Царь называл его правым глазом своим, и правый глаз никогда царя не обманывал… Когда ему (царю) надлежало разбирать важную тяжбу, он призывал к себе в помощь боярина Матвея, и боярин Матвей, кладя чистую руку на чистое сердце, говорил: «Сей прав…по моей совести…» — и совесть его была всегда согласна с правдою и совестью царскою» n «…В каждый дванадесятый праздник поставлялись длинные столы в его горницах… и боярин… звал к себе обедать всех мимоходящих бедных людей. . » n

Как представляет Карамзин «образцовое царствование» ? Сравнение эпохи царствования Екатерины II и эпохи царя Алексея Михайловича.

Эпоха царствования Екатерины II Тяжелое положение крепостных крестьян: «Объявляется во всенародное известие… Кто из помещиков людей своих пожелает отдавать в каторжную работу, таковых принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят…» (из указа императрицы Екатерины II) n Преклонение перед всем иностранным: «Всегда отдаю преимущества их (народ) подкапкам и шубейкам перед нынешними и всеми галло – албионскими нарядами» n Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к родному языку. n

Эпоха царствования Алексея Михайловича «…царь радел единственно о благополучии своих подданных, был милостив и снисходителен, где привлекательная простота нравов выгодно отличалась от распущенности и развращенности екатерининского двора…» (В. И.

Федоров) n Воспитание в национальном духе, в любви к своему народу, в духе благочестия и милосердия: «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими, когда они в собственное платье свое наряжались, ходили своею походкой…жили по своему обычаю, говорили… как думали» (из вступления к повести) n

Сравнение двух эпох Эпоха Екатерины II Эпоха Алексея Тяжелое положение 1. крепостных крестьян. 2. Преклонение перед 2. всем иностранным. 3. 3. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, национальной культуре, родному языку. 1. Михайловича Забота о своем народе. Чистота нравов. Воспитание в национальном духе, в любви к своему народ языку.

Вывод: «Картина государственной гуманности и справедливости в повести «Наталья, боярская дочь» недвусмысленно показывала Екатерине II и её фаворитам, какими должны быть монархи, сама императрица и их приближенные. » (В. И. Федоров, специалист по литературе 18 века)

Какое значение в повести имеет описание Москвы и её окрестностей? n «…взглянуть на златоглавую Москву, с которой лучезарный день снимал туманный покров ночи и которая, подобно какой-нибудь огромной птице, пробужденной гласом утра, в веянии ветерка стряхивала с себя блестящую росу, взглянуть на московские окрестности, на мрачную, густую, необозримую Марьину рощу, которая, как сизый, кудрявый дым терялась от глаз в неизмеримом отдалении и где жили тогда все дикие звери севера, где страшный рев из заглушал мелодии птиц поющих. С другой стороны являлись Натальиному взору сверкающие изгибы Москвыреки, цветущие поля и дымящиеся деревни, откуда с веселыми песнями выезжали трудолюбивые поселяне на работы свои…»

Почему автор рисует картины жизни простого русского народа? n «…поселяне, которые и по сие время ни в чем не переменились, так же одеваются, так же живут и работают, как прежде жили и работали, и среди всех изменений и личин представляют нам еще истинную русскую физиогномию. . »

Решение проблемы: Обращение писателя к историческому прошлому русского народа было вызвано патриотическим стремлением писателя бороться с галломанией, получившей в то время в среде русского дворянства широкое распространение. 2. В повести автор нарисовал картину «образцовой» монархии. 1.

Источник: https://present5.com/istoricheskaya-osnova-povesti-n-m-karamzina-natalya-boyarskaya/

Разработка урока литературы по теме

Историческое прошлое русского народа в повести Карамзина Наталья, боярская дочь

Класс: 8

Цели урока:

  • кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Карамзина;
  • рассмотреть историческую основу повести “Наталья, боярская дочь”;
  • дать понятие о сентиментализме как литературном направлении;
  • развивать навыки выразительного чтения, анализа эпизодов;
  • воспитывать интерес к творчеству писателя-сентименталиста Н.М.Карамзина.

Формы работы и методические приемы:рассказ учителя, выступления учеников(индивидуальная исследовательская работа),выразительное чтение, элементы анализа текста(коллективная работа).

Оборудование: портрет Н.М. Карамзина,презентация по творчеству писателя.

Ход урока

I. 1. Организационный момент.

2. Актуализация — опрос домашнего задания.

II. Изучение нового материала. Повесть Н. М.Карамзина “Наталья, боярская дочь”.

1. Постановка целей и задач урока.

2. Вступительное слово учителя о Н.М.Карамзине (1766-1826).

/Работа с презентацией по творчеству писателя./

Николай Михайлович Карамзин родился 1(12)декабря 1766 года в Симбирской губернии вродовитой, но небогатой дворянской семье.Карамзины происходили от татарского князяКара-Мурзы, который крестился и сталродоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получилпоместье в Симбирской губернии, где и прошлодетство Карамзина. Тихий нрав и склонность кмечтательности он унаследовал от материЕкатерины Петровны, которой лишился в возрасте3-х лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отецопределил его в пансион профессора Московскогоуниверситета И.М.

Шадена, где мальчик слушаллекции, получил светское воспитание, изучил всовершенстве немецкий и французский языки, читалпо-английски и по-итальянски. По окончаниипансиона в 1781 г.

Карамзин покинул Москву иопределился в Петербурге в Преображенский полк,к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первыелитературные опыты. Писательские наклонностимолодого человека сблизили его с виднымироссийскими литераторами.

Карамзин начинал какпереводчик, редактировал первый в России детскийжурнал “Детское чтение для сердца и разума”.После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышелв отставку в чине поручика и вернулся на родину вСимбирск.

Здесь он вел довольно рассеянный образжизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвелослучайное знакомство с И.П. Тургеневым,деятельным масоном, сподвижником известногописателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И.Новикова.

В течение четырех лет начинающийлитератор вращается в московских масонскихкругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым,становится членом ученого общества.

Но вскореКарамзин испытывает глубокое разочарование вмасонстве и покидает Москву, отправляясь вдолгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791года стал издавать “Московский журнал”,выходивший в течение 2-х лет и имевший большойуспех у русской читающей публики.

Ведущее место внем занимала художественная проза, в том числепроизведения самого Карамзина — “Письмарусского путешественника”, повести “Наталья,боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестейКарамзина началась новая русская проза.

Возможно, сам того не предполагая, Карамзиннаметил черты привлекательного образа русскойдевушки — натуры глубокой и романтической,самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания “Московского журнала”Карамзин предстал перед русским общественныммнением как первый профессиональный писатель ижурналист.

В дворянском обществе занятиелитературой считалось скорее забавой и уж никакне серьезной профессией.

Писатель своим трудом инеизменным успехом у читателей утвердил в глазахобщества авторитет издательского дела ипревратил литературу в профессию, почетную иуважаемую.

Карамзин утвердил в русской литературехудожественное противопоставление увядающемуклассицизму — сентиментализм, который, обращаяглавное внимание на изображение мира души,противопоставлял богатству кармана богатствочувств.

Время требовало от литературы понимания“языка сердца”, умения говорить на этом языке.Мысль Карамзина о том, что надо “писать, какговорят, и говорить, как пишут”, сохранила своезначение и в наше время. (См.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

3. Сообщение ученика “Н.М. Карамзин -реформатор русского литературного языка”.

(См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

4. Слово учителя о сентиментализме.Словарная работа.

Слово “сентиментализм” происходит отанглийского sentimental – чувствительный ифранцузского sentiment – чувство. Это литературноетечение в европейской литературе конца 18 — начала19 веков. Друг Пушкина, поэт П.А.Вяземский,определил сентиментализм как “изящноеизображение основного и повседневного”.

Сентименталисты, в отличие от приверженцевклассицизма, отдавали приоритет чувствам, а неразуму, воспевали простого человека, с егобогатым внутренним миром, переживаниями,чувством собственного достоинства. Отсюда иэмоциональный характер повествования впроизведениях этого лит. направления.Сентиментализм выступил против отвлеченности ирассудочности произведений классицизма.

Дляэтого течения характерно стремление изобразитьпсихологию человека, жизнь его души.

https://www.youtube.com/watch?v=wRCbYjdC4EQ

Литература сентиментализма обращена кповседневности, к частной жизни людей. Поэтомужанры, характерные для сентиментализма — элегия,послание, эпистолярный роман (роман в письмах),дневник, путешествие, повесть, — во многомимитируют непосредственные переживаниячеловека, записи, продиктованныенепосредственным движением сердца.

Одной из характерных черт русскогосентиментализма является идиллическоеизображение деревни, крестьянства. Идеальной,нравственно чистой изображается жизнь простыхлюдей на лоне природы.

В связи с этим особую рольв произведениях сентиментализма играет пейзаж.Человек должен жить в согласии, в гармонии сприродой, следовать естественным желаниям,черпать в природе умиротворение.

Контрастомвыступает город — средоточие зла, неестественнойжизни, пустой суеты.

В некоторых произведениях сентиментализмазвучит протест против социальнойнесправедливости, против унижения “маленькогочеловека”. Внимание сентименталистов кпсихологии человека сыграло большуюположительную роль в развитии русскойлитературы.

5. Историческая основа повести “Наталья,боярская дочь”.

Историческое прошлое всегда интересовалоКарамзина. В течение 20 лет он работал надмноготомной “Историей государстваРоссийского”, в которой отразил свой взгляд насобытия политической, культурной, гражданскойжизни страны на протяжении семи веков.

Главный исторический труд Карамзина — “Историягосударства Российского”. Но историягосударства состоит из истории отдельных людей,великих и обычных, выдающихся и неприметных.Повести “Наталья, боярская дочь” и“Марфа-посадница” рассказывают о русскойстарине, о людях, таких, какими их представлялписатель.

Мы знаем, что повесть создана в эпоху правленияЕкатерины II, но прочитав ее, мы переносимся вэпоху правления царя Алексея Михайловича, вМоскву XVII века. Важно помнить, что не только длянас, но и для самого писателя это глубокаядревность, “древние патриархальные времена”.

6. Сообщение ученика о царствовании АлексеяМихайловича Романова. (См.ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Алексей Михайлович Романов, родившийся 19 марта1629 года, вступил на престол в возрасте 16 лет,после смерти отца Михаила. Он был сторонникомидей благочестия и моральногосовершенствования, ревностно соблюдал посты.

Фактическое управление страной в начале егоправления осуществлял воспитатель и опекун,боярин Морозов. Нужно сказать, что в окружениицаря, прозванного Тишайшим, были люди не толькознатные.

Отдавалось должное и тем, кто былнаделен способностями (Морозов, Ордин-Нащокин).

Составленное в начале правления царя АлексеяРоманова Соборное уложение (1649 г.) позволилозаложить законодательную базу российскогообщества. Продолжилась практика привлечениявоенных специалистов из других государств вроссийскую армию.

Значение Боярской думы иЗемских соборов постепенно свелось к нулю. Нонабрала силу Ближняя дума, в которую входилитолько приближенные Алексея. Одним из наиболеезаметных событий правления царя АлексеяМихайловича Романова стал раскол церкви.

Впротивостоянии с патриархом Никономокончательно был закреплен приоритет царскойвласти над церковной.

Внешняя политика Алексея Михайловичаознаменовалась практически непрерывнымивойнами. Границы государства расширились за счетземель Дальнего Востока и Восточной Сибири.Внутренняя – массовыми социальнымивыступлениями. Это война Степана Разина, бунты(Медный и Соляной).

Биография Алексея Михайловича Романовасообщает о том, что царь был дважды женат и имел 16детей. 13 – от первой жены Марии Милославской, 3 –от Натальи Нарышкиной. Впоследствии трое егосыновей занимали Российский престол.

Умер царь 11 февраля 1676 года, в 47 лет. Какполагают, одной из причин ранней смерти былаизлишняя полнота. Даже по мнению бояр царьАлексей считался весьма тучным человеком.

(Материал подготовлен на основе информации изоткрытых источников./http://historynotes.ru/car-aleksey-mihaylovich-romanov/)

— По какой причине автор обращается в прошлое?(Повесть поучительная. Это урок Екатерине II и еёокружению, так как показывает, какой должна бытьсама императрица и её приближённые.)

7. Сообщение ученика “Краткий сюжетповести “Наталья, боярская дочь”.

Объективность для настоящего ученого — превышевсего, поэтому сама история определяет повестиКарамзина краткое содержание. Наталья, боярскаядочь, живет с отцом, боярином Матвеем Андреевым.(Он – обладатель “благополучной” частибиографии прообраза.) Боярин Матвей – в фаворе уцаря и уважаем людьми, богат, деятелен,справедлив. Вдовец.

Усладой его души являетсяединственная дочь, красавица Наталья. Она уже навыданье. Ее воспитала няня. Жизнь девушкипротекает в довольно узком русле,регламентированным сводом правил ведениядомашнего хозяйства – “Домостроем”.

Однакоповзрослевшая девушка всем своим существомощущает потребность любить, ей уже узко жить врамках “Домостроя”, соединяющего воединохристианские нормы и бытовые рекомендации XVIвека. В храме на обедне она видит молодогочеловека, чей взгляд пробуждает в ней страсть.После вторичной встречи с ним няня организуетмолодым свидание.

При встрече Алексей убеждаетНаталью в необходимости следовать за ним ижениться без благословения отца. Так оно ислучилось. Когда няня и девушка увидели окололесного жилища Алексея вооруженных людей, тоиспугались, посчитав их разбойниками. Но Алексейуспокоил их, рассказав историю опалы его рода.Тайно поженившись, они жили счастливо.

Далее — отом, что вассалы ратными делами доказывали своюлояльность царям, и свидетельствует краткоесодержание. “Наталья, боярская дочь” в канвусвоего повествования вводит тему войны ислужения. Молодой человек узнал о начале войны слитовцами. Алексей принял твердое решение:доблестью заслужить милость царя и прощениерода. Жене Наталье он предложил на времявернуться к отцу.

Но девушка, переодевшись ввоинское платье, сказала, что и на войне будет сним, называя себя его младшим братом. Войназакончилась победой. В боях неоспоримы быливоинские заслуги Алексея. Сам царь наградилгероя, но наивысшей наградой для Алексея сталопрекращение опалы.

Узнав же, что Наталья, какпростой солдат, сражалась плечо к плечу слюбимым, царь умилился, да и отец благословил ихбрак. Боярин прожил до глубокой старости вместе сдружной семьей Алексея и Натальи, богатой детьми.От лица автора повествования, который услышалэту историю от прабабушки, Карамзин в концерассказа свидетельствует, что сам видел огромныйкамень над могилой Алексея и Натальи.

(Источник:http://.ru/article/131855/kratkoe-soderjanie-natalya-boyarskaya-doch-n-m-karamzina.)

8. Комментированное чтение начала повести иобсуждение.

— Прочитайте начало и постарайтесь понять, скаким чувством Карамзин вводит приметы русскойстарины в свое повествование.

— С какой целью Карамзин обращается к русскойстарине?

(Он видит в русской старине идеал общественногоустройства, “достойный подражания во всякомвеке и во всяком царстве”, в изображенииидеального государства проявляется патриотизмКарамзина, стремление улучшить современное емуобщество.)

— Каким предстает перед читателем бояринМатвей?

(Отец героини, боярин Матвей, с первых же строкхарактеризуется как “умный, верный слугацарский… великий хлебосол”, покровитель изаступник своих бедных соседей, мудрый советникцаря, человек с чистыми руками, чистым сердцем ичистой совестью, щедрый и дружелюбный, “верныйдруг человечества”.)

— Можем ли мы судить об отношении автора кгероям? Каково это отношение?

(Автор откровенно любуется своими героями. Ещедо появления на страницах повести главнойгероини читателю становится понятно, что уидеального отца и человека может быть толькоидеальная дочь. Автор передает свое восхищение ипрямым текстом, и обилием возвышенной лексики иэмоциональных эпитетов.)

III. Подведение итогов. Обобщениеизученного. Выставление оценок.

IV. Домашнее задание. Повторитьсведения по теории литературы, подготовитьхарактеристику главных героев повести,используя цитаты из текста.

Индивидуальное задание: особенностиромантизма в повести “Наталья, боярская дочь”.

6.04.2016

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659651/

Refy-free
Добавить комментарий