Исторические типы философии

Исторические типы философии — Рефераты и лекции по философии

Исторические типы философии

Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли. В истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, ставились и решались по-разному. Эта история мысли охватывает более чем 2,5 тысячелетия. Философское наследие актуально по сей день, имеет непреходящую ценность.

    Генезис философии связан с ее мифологической стадией. Первые исторические типы философии — это философия  Древнего Востока. К ней относятся  индийская философия, древнеегипетская философская мысль,  китайская философия.     В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции.

Генезис философии — одна из важнейших философских проблем. При изучении ее философия опирается на генетический метод анализа, т.е. метод изучения явлений, основанный на изучении их происхождения и развития. Генетический метод является одним из элементов диалектического метода в философии.     На рубеже 4-3 тыс. до н.э.

на территории Месопотамии и Египта появилась письменность.  Однако,  согласно первым письменным источникам, поначалу  еще не было целостных философских систем  с каким-либо понятийным аппаратом.

В них не отражена проблематика бытия существования мира (онтология), нет четкости в вопросе о  возможностях познания  мира (гносеология), а также – в проблемах ценности бытия (аксиология).  На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые и стояли у истоков европейского философского мышления.

     До античной философии вообще не было развитых философских систем. 

    Античная философия — следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления.

На античную философию еще в значительной степени влияла мифология, однако, со временем ее развития это влияние ослабевало, и место мифологии занимала наука. Впервые в античной философии возникли первые теоретические системы онтологии и гносеологии, стали складываться научные представления о мире и человеке.

      В этот исторический период развития философии стало очевидным, что традиционные мифологические представления недостаточны для объяснения бытия. Они оказались неспособными удовлетворить новые мировоззренческие запросы. Изменились социально-экономические условия, рушились старые формы связи между людьми, которые требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.       Философия – мировоззрение, которое одно из первых давало ответ на подобные требования эпохи и ее культуры. Философия рекомендовала человеку обратиться не к привычке и традиции, а к собственному разуму. Отношение отец-сын постепенно заменялось отношением учитель-ученик. Философ говорил ученику: не принимай все на веру, думай сам. Место традиции заменяло образование. С возникновением философии функции отца и родовых отношений вообще ставились под сомнение. Возникла вражда между родом и философией. Можно сказать, что она продолжается, и по сей день.            Такая вражда нашла отражение, например, в греческой трагедии, которая в значительной степени имеет философский характер. Родовая нравственность вступила в конфликт с нравственностью личности. Культура эпохи породила новый конфликты: семья-личность, род-государство. Отражение такой конфликтности мы наблюдаем в трагедиях Эсхила. Микенский царь Агамемнон принес в жертву богам ради успеха греческого войска  в войне против троянцев свою дочь Ифигению. Тем самым он  подчинил всеобщим политическим и государственным интересам жизнь собственной семьи, своего рода. Клитемнестра, жена Агамемнона,  встала на защиту семейной традиции и родовой нравственности, она убила мужа,  возвратившегося победителем с поля битвы. Сын же Агамемнона, который, без сомнения, любит и почитает свою мать, встал на сторону отца. По логике истории он должен продолжить дело отца, стать носителем новых отношений, защитить новые правовые законы. Орест мстит за смерть отца.         Таким образом, античная трагедия передала философию эпохи. Эта философия отразила трагическое противоречие между традицией, традиционными ценностями и новыми отношениями: формированием права и государства. Подобных примеров в истории философии немало.

     Средневековая философия  развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

     Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) формировалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда началось новое прочтение античной литературы; эстетический подход играл большую роль в формировании взглядов гуманистов.
    Философия Нового времени (XVII в.) ориентировалась, главным образом,  на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание. Это существенно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавших эксперимента. Появляются научные труды по исследованию и обоснованию экспериментального знания, логики науки. Уточняется и само понятие “наука”.
    Философия эпохи Просвещения (XVIII в.)  строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса.   Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения – это исторический период развития европейской философской мысли.

     Следующий период европейской философии — философия ХIХ в. —  дал человечеству таких гигантов мысли, как Гердер и Кант, Гегель и Фейербах, Фихте и Шеллинг.

    Философия ХХ-ХХI в.в. характеризуется новым этапом западноевропейской и русской философии. В ХХ в. появились философские учения, посвященные проблемам человека, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы. Это философия экзистенциализма и неофрейдизма. Это учения философии жизни, феноменологии и философского мистицизма. В противовес философии иррационализма и мистицизма формировались учения рационалистической философии: позитивизма и неопозитивизма, прагматизма и неопрагматизма. Новая эпоха с ее ценностями и представлениями отразилась в философских учениях современности.     По Гегелю, философия есть «эпоха, отраженная в мышлении». При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственности, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса

   В  истории философии отражались требования эпохи и рождение новой культуры.

Источник: https://philotime.ru/istoricheskie-tipy-filosofii.html

Основные исторические типы философии

Исторические типы философии

1. Античная и средневековая философия.

2. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.

3. Немецкая классическая философия.

Античная и средневековая философия

Античная философия является исторически первой формой теоретической мысли Европы. Хронологически ее история включает философские учения Древней Греции и Древнего Рима. Она охватывает период с конца VII в. до н.э. по VI в. н.э., когда в 529 г. Указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа (Академия) в Афинах.

Первые греческие философы стремились понять природу, мир как целое и проникнуть в его сущность, ставили задачу выявить единое начало всего сущего и находили его в различных природных стихиях (космоцентризм).

Так, родоначальник первой философской школы античной Греции Фалес (ок. 624-547 до н.э.) таким началом считал воду, Анаксимандр (610-540 до н.э.) — апейрон (хаотическое, беспредельное первовещество), Анаксимен (588-525 до н.э.

) — воздух, Гераклит (540 — ок. 480 до н.э.) — огонь.

Так, Фалес утверждал, что началом всего сущего является вода, как символ животворящей силы, как источник всего живого и животворящего. Это генетическое начало и составная часть всего сущего, благодаря чему все живет.

Земля также плавает на поверхности мирового Океана. Но не все порождено. Есть бытие, не имеющее порождающего начала – это Бог. Он старше всего. А то, что старше всего, не имеет начала.

Порожденное есть живое и Космос – живое целое, он имеет душу и дыхание.

Основная проблема, которую исследует Гераклит – это проблема истинности бытия. Познав истинную сущность бытия, человек получает опору для жизни. Сущность бытия в «Одном», которое Гераклит обозначает словом «Огонь».

Огонь – символ вечного текущего, постоянно изменяющегося бытия. Он живет, обладает сознанием и правит Вселенной.

Мир, переходящий из одного состояния в другое, «есть и пребудет огнем, мерами возгорающим и мерами угасающим».

Важное место в античной философии занимает Пифагор (ок. 570 – 497 до н.э.) Он вводит в оборот термин «философия» как любовь к мудрости. Весь смысл жизни Пифагора был направлен на поиски мировой гармонии и следования ей в жизни.

Наиболее емким выражением Гармонии является число, так как оно представляет пропорцию, размерность и упорядоченность. Число есть воплощение истинного бытия, в нем суть всего сущего.

Числами можно представить все многообразие существующих вещей, отношения между предметами и их качества, одушевленность мира, любовь, целесообразность, музыкальные интервалы.

Классический период древнегреческой философии начинается с Демокрита (460 – 370 до н.э.) – ученика Левкиппа, знаменит своим учением об атомах. Демокрит – первый античный ученый энциклопедист, стремился обосновать единство и целостность бытия.

Демокрит рассуждал так: многообразные формы и виды существующего подвержены непрерывному превращению и изменению. Если остаться в этой текучести, то само бытие будет утрачено. Необходимо найти такие формы и виды сущего, которые обладают неделимостью и неизменностью и тем самым дойти до предела бытия.

Ими являются атомы, т.е. предельные, более неделимые формы бытия.

Впервые проблемы антропологии (греч. аnth?pos — человек+ logos — учение, наука) рассматривает Сократ (470-399 до н.э.) На основе принципа: «Познай самого себя»- он ставит задачу понять сущность человека через его деятельность.

Он считает, что в основе деятельности лежат всеобщие идеальные понятия, для обнаружения которых разрабатывает диалектический вопросно-ответный метод майевтики (греч. повивальное искусство) метод беседы с целью побудить собеседника самому найти истину.

В беседах Сократ использовал два приема: опровержение и иронию.

Вершиной античной философии являются философские системы Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 до н.э.) настоящее имя Аристон, ученик Сократа Он считается основоположником идеализма. Платон учит, что в основе мира лежат абсолютный идеи (эйдосы), производным от которых является мир чувственных вещей. Этот мир текуч и многообразен, а потому неподлинен.

Подлинным миром являются неизменные и вечные прообразы-идеи. Идеи Платона представляют некое божественное царство, где до рождения человека пребывают бессмертные души людей, созерцая истинно сущее. Соединяясь с телом, душа забывает то, что созерцала на небе.

В процессе жизни, воспринимая материальные предметы, душа вспоминает то, что видела в мире идей.

Важнейшей частью философии Платона является учение об идеальном государстве, в котором господствовали бы Благо, Нравственность, Справедливость и Законы. Такое государство он пытался осуществить на практике.

Величайшим среди древнегреческих мыслителей был Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель философской школы – Ликея.

Аристотель – ученый, энцеклопедист, создал грандиозную философскую систему, в которой обобщил и синтезировл весь свод знаний своего времени. Аристотель – основатель логики, в которой показывает механизм работы знания, которое является орудием рационального познания мира.

Это позволило мыслителю предложить первую систему категорий, позволившую упорядочить процесс познания.

Аристотель впервые ставит философию на научную почву. Предметом философии он считает «сущее как таковое», в аспекте четырех ее причин: формы, материи, движения и цели. Основными состояниями сущего являются возможность и действительность.

Полагая, что идея как сущность вещи не может находиться вне самой вещи, он подверг критике учение Платона за отрыв идей от вещей. Вещь, являясь единством материи и формы, возникает благодаря действию причины. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя.

Лестница форм ведет к высшей форме или «форме форм». Эта предельная форма есть бог – источник и Перводвигатель бытия.

Социально-политическое учение Аристотеля также отличается от платоновского. Идеалом Аристотеля является полисное государство, образованное не на основе идеальной модели как у Платона, а на естественной «человеческой природе».

Именно государство должно создать условие для оптимального выражения «природа человека», ибо государство как сообщество людей есть необходимая организация для счастливого существования.

Цель человека – счастье, которое достигается добродетельной жизни, достигаемой обучением и размышлением.

Целью самого Аристотеля было – дать исчерпывающие понимания того «как человеку жить».

Аристотелем завершается расцвет древнегреческой философии. Постепенно начинается ее упадок и кризис (I-V вв. н.э.). В этот период возникают и получают развитие пять философских направлений:

1) скептицизм, выражавший радикальное недоверие к миру;

2) перипатетизм, продолживший учение Аристотеля;

3) эпикуреизм, стремившийся найти жизненую опору для человека;

4) стоицизм, искавший счастье человека через его причастность к логосу;

5) платонизм, продолживший учение Платона и давший начало новому учению – неоплатонизму.

Характерными чертами этого периода развития эллинистически-римской философии являются: акцент на индивидуальное бытие человека; вторичность и продолжение философских идей своих предшественников; комментаторство и толкование (экзегетика) классических текстов.

Средневековая философия охватывает исторический отрезок со II по XIV вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений.

В этот период господствующей становится религиозная идеология (теоцентризм, где греч. theos — бог). В соответствии с христианским вероучением, она мир рассматривает как творение Бога.

Человек есть также творение Бога, а его сущность состоит в его духовности.

Средневековая философия выдвинула проблему об отношении Бога к сотворенному им миру, задачу рационального обоснования веры, рассмотрение знания как божественного откровения.

Большое место в философии занимал вопрос о соотношении общих понятий и эмпирических предметов. Номиналисты (лат. nomena – названия, имена) считали, что существуют только отдельные вещи. Реалисты ( лат.

realis — вещественный) учили, что общие понятия первичны и существуют независимо от отдельных вещей. Концептуалисты (лат.

conceptus — мысль, представление) полагали, что общие понятия не существуют независимо от отдельных вещей, а являются специфическими формами познания действительности.

Центральный фигурой этого периода — времени расцвета схоластики (греч. scholё — школа) — был Фома Аквинский (1225-1274). На его учение следует обратить особое внимание, ибо его философия — томизм (лат. Thomas — Фома) стала идеологический доктриной католицизма.

Фома Аквинский стремился обосновать вопрос о гармонии веры и разума, вывести бытие Бога из бытия вещей, предложил идею потенциального (возможного) и актуального (действительного) бытия. В антропологии Фома Аквинский исходил из представления о личности как единстве души и тела.

Средневековая философия, в силу ее религиозности и схоластичности, была догматична и консерватизма и к концу XIV в. уже не удовлетворяла запросы общественного развития. На смену ей пришла философия Возрождения.

Философия эпохи Возрождения и Нового времени

Эпоха Возрождения — это период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы с конца XIV до начала XVII вв.

Отличительные черты эпохи Возрождения следующие:

1) обращение к культурному наследию античности, его возрождение (отсюда и название);

2) борьба против церкви и схолатики;

3) утверждение светской культуры и гуманизм как целостного мировоззрения;

4) усиление престижа науки и экспериментального исследования.

Для творчества представителей Возрождения характерны вера в безграничные возможности человека, резкое отрицание схоластики и аскетизма, утверждение раскрепощенной, гармоничной, творческой личности (антропоцентризм, где греч. anthrop?s –человек). В философии утверждается пантеизм (греч. pan – все + theos — бог), отождествлявший бога с природой и миром в целом.

Начало в философии Возрождения связано с именами итальянского философа Марсилио Фичино и немецкого мыслителя Николая Кузанского.

Фичино (1422-1495) существовавшие ранее религии рассматривает как ступени развития «всеобщей религии»,наделяет человека способностью к познанию мира, защищает земную красоту, созерцание которой рассматривает как высшую ступень познания.

 Кузанский (1401-1464) знаменит тем, что открыл принцип совпадения противоположностей — максимума и минимума, явился родоначальником новой европейской диалектики и своим учением разрушил античное и средневековое представление о космосе как о чем-то конечном.

Революционный переворот в мировоззрении эпохи Возрождения связан с открытиями: польского астронома Николая Коперника (1473-1543) — гелиоцентрической системы; итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), выдвинувшего идею о бесконечности Вселенной и множественности миров; итальянского ученого Галилео Галилея (1564-1642), заложившего основы экспериментально-математического естествознания, стремившегося отделить науку от религии. Господствовавший до этих открытий принцип геоцентризма (Земля – центр Вселенной), считавший, что видимое тождественно действительному, был заменен новым гелиоцентрическим принципом (Солнце –центр солнечной системы), согласно которому, видимое — это искаженное отражение скрытой за явлениями сущности. Этот новый принцип стал теоретико-познавательным методом всей классической науки.

В области социально-политических учений гуманизм эпохи Возрождения проявился в развитии теории государства и утопических социалистических идей. Итальянский историк Никколо Макиавелли (1469-1527) и французский социолог Жан Боден (1530-1596) обосновывают учение о централизованном государстве, которое рассматривают как главное орудие в борьбе против гегемонии церкви.

Социалистические утопические идеи о построении справедливого общества развивают: английский гуманист Томас Мор (1479-1555), итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568-1639), немецкий реформатор Томас Мюнцер (1490-1525).

Философия Нового времени. В начале ХVII в. происходит переход к крупной машинной индустрии и связанное с этим изменение социально-экономических отношений. Наука становится символом Нового времени. Опираясь на науку, философия ставит задачу увеличения власти общества над природой и интеллектуального совершенствования человека.

Развивающаяся наука потребовала новой методологии познания, которую разработали творцы новой философии Френсис Бэкон, Рене Декарт и Бенедикт Спиноза. В философии получают развитие два направления в теории познания: сенсуализм и рационализм.

Родоначальником философии и опытной науки Нового времени стал Бэкон (1561-1626). Он возродил материализм, получивший свое начало в античности. Материю он рассматривал как активное начало, неотъемлемое от движения.

Расчищая почву для новой науки, Бэкон проделал огромную работу по «великому восстановлению наук». Свой замысел он воплотил в «Новом органоне». На пути познания природы имеются препятствия — это засоренность сознания людей «идолами» (или призраками), искаженными образами действительности и ложными представлениями. Ф. Бэкон выделил четыре вида «идолов».

В центре философских воззрений Бэкона был индуктивный метод (следования от частного к общему), направленный на экспериментальное, эмпирическое исследование природы.

В отличие от такого подхода, Декарт (1596-1650) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (лат.

rationalis — разумный, целесообразный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум. Декарт полагал, что в человеческом познании имеется ряд врожденных идей, в первую очередь, идея Бога.

Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т.е. следование от общего к частному.

Основная черта философии Декарта — дуализм. Существуют, полагал он, независимо друг от друга две субстанции: духовная и материальная, душа и тело.

Спиноза (1632-1677) преодолел дуализм Декарта. Он доказывал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Как рационалист, он считал, что в самом разуме заключено соответствие образуемых идей с сущностью познаваемых вещей. Критерием истины для Спинозы является разум. Универсальным методом познания — выступает математика, точнее геометрия.

Дальнейшее развитие философии Нового времени шло по двум линиям. Первая: Ф.Бэкон — Дж. Локк — французские материалисты XVIII в. — сенсуализм Дж.Беркли и Д.Юма — классическая немецкая философия (Л.Фейербах). Вторая: Р. Декарт — Б. Спиноза — Г. Лейбниц — классическая немецкая философия (И.Кант, Г.Гегель).

В историю XVIII столетие, вошло как век Просвещения. Французская философия эпохи Просвещения не была однородной. Наиболее радикальная часть просветителей стояла на позициях материализма и атеизма: П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, Д. Дидро.

Менее радикальная: Ш.Монтескье, М.Вольтер, Ж.-Ж. Руссо — была на позициях идеализма и деизма. Деизм (лат. deus — бог), допускал существование Бога как первопричины мира, отрицал его последующее вмешательство в природные и социальные процессы.

Французская философия отстаивала свободомыслие. Она дала научно-материалистическое объяснение мира, подвергла критическому анализу религию.

Немецкая классическая философия

В конце XVIII — первой половине XIX вв. немецкими мыслителями был создан преемственный ряд философских систем, которые принято называть классической немецкой философией. Ее основными чертами были:

а) возрождение диалектики;

б) критика обыденной (рассудочной) философии;

в) стремление представить философию как систему научного знания.

Родоначальником немецкой классической философии является И.Кант (1724-1804). В первоначальный период своей деятельности, в так называемый «докритический» период (до 70-х годов XVIII в.

), Кант занимался преимущественно естественно-научными проблемами.

Он обосновал зависимость морских приливов и отливов от положения Луны, разработал гипотезу о происхождении Солнечной системы из газовой туманности (впоследствии получившей название гипотезы Канта — Лапласа).

В «критический» период (с начала 70-х годов) Кант переосмысливает предшествующую теорию познания и роль человека как субъекта познания. Основная черта этого периода — агностицизм.

Познаваемый мир Кант делит на явления (это вещи, как они существуют в сознании) и «вещи в себе» (это вещи как они существуют сами по себе).

«Вещи в себе» воздействуют на органы чувств, вызывают ощущения, но ощущения и даже суждения не дают человеку достоверного знания о «вещи в себе».

Наше мышление стремиться достичь абсолютного знания о «вещи в себе», но не может выйти за пределы явлений, которые формируют наше сознание, не может выйти за пределы опыта.

Оно впадает в антиномию (неразрешимое противоречие) так как оказывается можно доказать, что человек обладает свободой и не обладает ею, что мир конечен и бесконечен, что существует первопричина (Бог) и что она не существует.

Кроме опытного мира, мира данного нам в чувствах, есть еще второй мир — мир свободы, познаваемый практическим разумом. Кант учит, что человек обладает автономной волей. Под давлением силы воли практический разум руководит поступками человека в обществе.

Эти поступки подчиняются нравственным законам и предъявляют к человеку определенные категорические требования или категорический императив (греч. katёgorikos — решительный, безусловный; лат. imperativus – повеление, требование). Императив гласит: «Поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим законом.

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений».

Как видим, Кант, обосновывая учение о человеке и его познании, разделил мир природы и мир человека, которые находятся в противоречии.

Указанные Кантом противоречия, пытались преодолеть И. Фихте (1762-1814) и Ф. Шеллинг (1775-1854). Но удалось это сделать только Г. Гегелю (1770-1831).

Своей главной задачей Гегель считал создание диалектики как науки, как системы и как Логики. Для этого Гегелю понадобилось охватить все знания и всю человеческую культуру в их развитии, критически переработать их и создать сложную философскую систему, в которой развитие мира представлено как развитие абсолютной идеи (духа).

Философская система Гегеля начинается с учения о логике. Вопрос о логике он решает с позиции идеализма. Логика в целом включает объективную логику (учение о бытии и сущности) и субъективную логику (учение о понятии).

Объективная логика — это логика до природного мира, находящегося в состоянии до сотворения мира Богом. Это есть абсолютная идея.

Бог и абсолютная идея тождественны как первопричины, но в то же время они различны в своем состоянии.

Бог всегда равен самому себе, тогда как абсолютная идея непрерывно развивается от абстрактных и бедных по содержанию определений к определениям более полным и конкретным.

После «работы» объективной логики в дело вступает субъективная логика (учение о понятии). Она проделывает тот же путь при помощи понятий, суждений и умозаключений и одновременно отражает историю практического движения культуры, в процессе которой человек осваивает (познает) мир.

Саморазвитие идеи приводит логику к конечному пункту движения — возникает природа. Понятие природы у Гегеля необычно. Природа — это инобытие, т.е. иная формы бытия идеи. Смысл и значение природы в том, чтобы опосредовать собою божественный и человеческий дух в их развитии — развертывании.

Целью диалектического развития абсолютной идеи является осознание и абсолютное познание своего собственного пути. Это осознание должно протекать в форме, которая соответствует содержанию идеи. Двигаясь к абсолютному самопознанию, дух сам находит для себя необходимые формы — это созерцание, представление и понятийное мышление, которые одновременно являются и ступенями самопознания духа.

На ступени созерцания дух предстает в виде искусства, на ступени представления в виде религии и на высшей ступени в виде философии. Философия — это вершина мировой истории и культуры и конечная стадия самопознания — это абсолютная истина.

Грандиозная философская работа, проделанная Гегелем, привела его к выводу о разумности мира, который он выразил в афоризме: «Все действительное — разумно, все разумное – действительно». При этом, в процессе разумного развития идеи преодолевается зло и несовершенство мира.

Философия Гегеля имела огромное значение для последующего развития всей духовной культуры Европы. Но философское постижение мира не имеет предела. И гегелевская философия была не только развита дальше, но и подвергнута критике.

Фейербах (1804-1872) свое творчество направил на критику христианской религии, идеализма Гегеля и утверждение антропологического материализма. Он считал, что для религии и идеализма общей основой является абсолютизация человеческого мышления, противопоставление его человеку и превращение в самостоятельно существующую сущность.

Корни и тайна религии и идеализма находятся на земле. Человек как родовое существо в своей деятельности лишь опосредованно связан с идей, с общим, которое преобладает над единичным. Люди не понимают, что эти общие идеи есть их же творения и приписывают им сверхъестественные свойства, превращая их в абсолютную идею Бога.

Чтобы преодолеть такое понимание идеи, нужно понять человека как земное существо с его мышлением. Предметом философии должны быть не дух и не природа, а человек.

Человек для Фейербаха — это духовно-природное существо, важнейшей характеристикой которого является чувственность. Люди связаны между собой природными, естественными узами и, прежде всего, чувством любви. Вместе с тем Фейербах упускает очень важную особенность человека — его социальную сущность.

* * *

Более глубокому ознакомлению с темой поможет литература:

Історія філософії. — К., 2002.

История философии. — М., 1999.

Новаяфилософская энциклопедия. В 4-х т. — М., 2001. Ст.: «Античная философия», «Философия», «Схоластика», «Классическая немецкая философия» «Философия Нового и новейшего времени» и др.

Філософський енциклопедичний словник. — К., 2002. Ст.: «Філософія», «Відродження», «Німецька класична філософія» та ін.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/9_55837_osnovnie-istoricheskie-tipi-filosofii.html

Исторические типы философии (стр. 1 из 11)

Исторические типы философии

Исторические типы философии

1. Исторические типы философии

1.1 Древняя философия

1.1.1 Древневосточная философия

1.1.2 Античная философия

1.2 Философия Средневековья

1.3 Философия эпохи Возрождения

1.4 Философия Нового времени

1.5 Классическая немецкая философия

1.6. Восточнославянская философия

1.7 Марксистско-Ленинская философия

1.8 Неклассическая философия

Список использованных источников

1. Исторические типы философии

Возможны различные основания для классификации философского знания: по разграничению материального и идеального; по позиции, занимаемой при решении гносеологической проблемы, в том числе применимости рационального и иррационального подходов; по аксиологической, праксиологической, антропологической и т.п.

ориентациям философии; по делению философских взглядов на монистические, дуалистические и плюралистические, на сциентистские или антисциентистские, на религиозные или атеистические и т.д. Наиболее приемлемой, вероятно, является типология философии по историческим типам, где учитываются временные (древняя, средневековая и т.д. философия) и пространственно-национальные (греческая, немецкая и т.д.

философия) параметры. В таком подходе представлены и вышеперечисленные основания.

На формирование древневосточной философии оказали влияние такие характерные черты восточной цивилизации, как традиционализм (относительная устойчивость общественных отношений, передача духовных ценностей от поколения к поколению), попечительское отношение правителей и чиновников к подданным государства, деспотизм (абсолютизация государственной власти), сакрализация (сближение с религиозным учением). В духовном освоении мира подчеркивалась роль наставника (гуру), призванного помочь ищущему идти по правильному пути. Акцент делается на познание ценностного значения и смысла явлений и стремление к личному самосовершенствованию при соблюдении традиций социальной группы, к которой принадлежит индивид. Философские поиски были направлены прежде всего на человека и его душу, на разработку этической проблематики. Вместе с тем по мере развития производства и торговли передовая общественная мысль начинала критически относиться к традиционным религиозным верованиям (например, в египетской «Песне арфиста» о загробной жизни). В папирусе «Беседа разочарованного со своим духом» предпринималась первая попытка заглянуть во внутренний мир человека, показать взаимоисключающие мысли и настроения. На фоне господствующих идеалистических взглядов в египетских памятниках ставился вопрос о материальной первооснове природных явлений (вода, воздух). В Вавилоне во II в. до н.э. высказывалась догадка о гелиоцентрическом строении мира.

Поступательное развитие Индии и Китая было замедлено иерархической организацией общества (кастовость в Индии, чиновно-бюрократическая система в Китае), что способствовало консервации религиозно-мифологических представлений, сохранению их роли в формировании философских учений.

Природа трактовалась в основном как объект религиозно-нравственной рефлексии; учение о мире представлялось как вариация и продолжение этического учения о человеке, натурфилософия искала в сущем не естественные причинно-следственные связи, а вселенский нравственный миропорядок.

В древнеиндийской философии был поставлен вопрос об общем основании мира, каковым считался безличностный мировой дух Брахман. Это — духовный Абсолют, из которого происходит все остальное. Конкретный проявленный мир возникает из Брахмана и растворяется в нем.

Он постижим только высшей религиозной интуицией, непосредственным озарением, внелогическим усмотрением. Брахман объективен, но лишен причинно-следственных характеристик и пространственно-временных координат.

Считалось, что бессмертная душа каждого человека после смерти тела неоднократно переселяется в другое тело до тех пор, пока душа («атман») не сольется с мировым духом. Атман составляет глубинную суть человеческого «я», это чистое сознание, не подверженное изменениям и тождественное для всех существ и предметов.

Атман во всем, все одушевляет, это есть самосознание Брахмана. В учении буддизма утверждалось, что непрерывно изменяющийся мир, состоящий из элементов — физических и психических форм, не позволяет человеку достичь совершенства. Поэтому достижение вечного блаженства (нирваны) возможно только путем углубленного самосозерцания.

В древнеиндийской философско-религиозной мысли нирвана означает состояние отрешенности, характеризуется утратой чувства «я», исчезновением индивидуального сознания. Переход к нирване считается единственным путем избавления от страданий мира, для чего человек (йог) должен отказаться от земных интересов, ценностей и привязанностей.

В восточной философии проявлялись также материалистические и наивно-диалектические тенденции. Они характерны для даосизма (основатель — Лао-цзы, V в. до н.э.). В этом учении дао — первопричинное естественное основание Вселенной, в том числе и человека, порождающее из себя все многообразие видимого мира.

Первоначально дао означало «путь», «дорогу». Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути, в процессе изменения они переходят в свою противоположность.

Соблюдение законов (дао) жизни позволяет человеку «сохранить свою природу в целости».

В наивно-материалистической трактовке дао рассматривается как естественный путь вещей, их закономерность, а у идеалистов как «идеальное начало», «божественный путь».

Древнекитайской философии свойственно натурфилософское представление о пяти элементах (воде, огне, дереве, металле, земле), составляющих физический фундамент Космоса. Китайский софист Хуэй Ши (350-260 до н.э.

) высказал ряд диалектических суждений: «Все вещи тождественны и различны», «Самое большое не имеет внешней границы, а самое маленькое не имеет предела внутри себя» и др. Согласно древнеиндийской школе чарваков, в основе мироздания лежат воздух, огонь, вода и земля, а комбинации их образуют вещи, в том числе человека.

В ряде учений предметы рассматривались как результат различных комбинаций мелких частичек. В учении вайшешиков мир состоит из разнородных частиц — ану (воды, земли, воздуха и огня), заключенных в эфире, времени и пространстве. Ану вечны, неразрушимы, а образованные из них объекты изменчивы.

Утверждалось, что единственные достоверные источники познания — ощущения и восприятия, а цель быстротечной жизни — радость телесного существования и наслаждение благами посюстороннего мира.

На Востоке в понимании разума и деятельности господствовал идеал минимального вмешательства в протекание природных и социальных процессов, что выразилось в идеале ненасильственных действий, развитом в индийской культурной традиции, в китайском принципе «у-вэй».

В последнем провозглашался идеал минимального действия, основанный на чувстве резонанса ритмов мира. Притча о «мудреце», который пытался ускорить рост злаков и стал тянуть их за верхушки и вытянул из земли, иллюстрирует, к чему может привести нарушение данного принципа.

В этом принципе вектор активности обращен преимущественно не вовне, а вовнутрь, на самовоспитание и самоограничение субъекта. Здесь обнаруживается, что традиционные восточные культуры не ставили своей целью преобразование мира и обеспечение власти человека над природой.

Эти установки восточной культуры утвердились в современной философской мысли: выясняется, что в сложных развивающихся системах особую роль играют несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах.

В современной науке природа рассматривается не как конгломерат качественно специфических объектов, не как механическая система, а как целостный организм, преобразование которого человеком может проходить в определенных границах.

Эта идея своими корнями уходит также в древневосточную философию, выражена в принципе даосизма и конфуцианства — «одно во всем и все в одном», в буддийском учении о дхарме, где все ее элементы равносильны и связаны между собой. В буддизме «дхармы» — это вечные и неизменные элементы безличного жизненного процесса, из которых слагается все сущее, некие вспышки психофизической энергии.

1.1.2 Античная философия

Античная философия складывалась в условиях утверждения зрелых рабовладельческих отношений и установления демократического строя, что обусловило высокий теоретический уровень поисков.

Греческая философия, особенно ранняя, ориентирована на Космос как на безусловную реальность и высшую ценность. В постановке вопроса о первоначале всего сущего («архэ») проходит мысль о невидимом и умопостигаемом единстве мира, которое скрыто за чувственно воспринимаемым многообразием явлений. Милетская школа первоначало вещей видела в образе некоего телесного элемента или материальной стихии.

Для Фалеса (625-547 до н.э.) это вода, для Анаксимена (VI в. до н.э.) — воздух, для Анаксимандра (VI в. до н.э.) — «апейрон», среднее между ними и потому неопределенное состояние вещества. Мир воспринимался в его рождении, становлении и развитии, а космической гармонии должна соответствовать гармония человеческой жизни. Космос, в отличие от конечного человека, вечен и бессмертен.

Бытие Вселенной, по Гераклиту (ок.544-483 до н.э.), осуществляется на 'основе извечных превращений вещественной стихии огня. Идея становления, взаимопревращения вещей («все течет») выступает основой единства мира, которым правит «логос» — закон, поддерживающий порядок.

Гераклит, развив наивные диалектические представления своих предшественников, положил начало осознанию диалектики как философского метода мышления, указал на всеобщий источник движения и изменения вещей: противоречие как единство («гармония») и борьба противоположностей (день — ночь, изобилие — голод и т.д.), пронизывающих космос в целом и каждое явление в отдельности. Эмпедокл (ок.490-430 до н.

э.) высказал плодотворную догадку о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний.

Источник: https://mirznanii.com/a/232079/istoricheskie-tipy-filosofii

3. Исторические типы философии

Исторические типы философии

Итак, зародившисьпримерно в середине первого тысячелетиядо нашей эры в Древнем Китае, Индии иГреции, философия прошла длительныйисторический путь. Естественно, что наразных его этапах своего развития онаимела свои особенности.

С точки зренияевропейской традиции можно выделитьследующие исторические типы философии:

античнаяфилософия (или древнегреческая философия),

средневековаяфилософия,

философиягуманизма,

философияНового времени,

современная.или неклассическаяфилософия.

Античная(древнегреческая) философия.Спецификой ее особенно в начале былостремление понятьсущность природы, космоса, мира в целом.Первых ее представителей часто называли»физиками» (physis- по-гречески»природа»).

Уже у первых«физиков»философия мыслитсякак наука опричинах и началах всего сущего.При этом уже раннее философское мышлениеищет, по возможности, рациональныеобъясненияпроисхождения и сущностимира.

Для ранних натурфилософов характернаособого рода стихий­наядиалектикамышления.Они рассматривают космоскак непре­рывноизменяющеесяцелое, вкотором неизменное первоначало предстаетв различныхформах, испытываявсевозможныепревращения.

Особенноярко представленадиалек­тика у Гераклита,согласно которомувсе сущее надомыслитькак подвижное единство и борьбупротивоположностей.

Пожалуй, самойизвестной и поразительно долгоживущейстала атомистическая теория Демокрита(атом, как неделимый несотворимый инеуничтожимый «первокирпичик»всегоматериального в этом мире).

Космоцентризмдолгое время был магистральной линиейантичной философии, в рамках которойрассматривалась и проблема человека,как части космоса, природы.

Однакопостепенноформируются новыепредставления о месте и пред­назначениичеловека в космосе,возрастает роль и значение проблемычеловека в структуре древнегреческогофилософского знания.

Новый шаг в развитииантичной философии связан с именемПлатона(427 -347 г.г. до н.э.). Он, в отличие отДемокрита, рассматривает бытие(существующее) не как материальное, акак идеальное, тем самым, ставродоначальником объективногоидеализмав философии.

И, наконец, вершиной развитиядревнегреческой философской мыслистала философия Аристотеля(384 -322 г.г. до н.э.). Аристотель завершаетклассический период в развитиидревнегреческой философии.

В принципиальныхфилософских вопросах Аристотель близокобъективному идеализму, что позволитиспользовать его философское учениедля дальнейшего развития христианскойтеологии.

Средневековаяфилософия. Философскаямысльсреднихвеков принадлежитV—XV векам. Средневековое мыш­лениепо существу своему теоцентрично:реальностью, определяю­щейвсе сущее, является не природа,а бог.

Теоцентризм средневековойфилософии тесно связан с креационизмом(идеей божественного творения мира «изничего»), провиденциализмом(божественный замысел предопределяетисторию общества, жизнь людей) иэсхатологией(учением о конце мира).

Средневековоемышление и миросозерцание определялидве разные традиции: христианскоеоткровение, с одной стороны, и античнаяфилософия, преимущественно в ееидеалистическом варианте, с другой. Этидве традиции, конечно, не так легко былосогласовать друг с другом.

Первымсистематизатором христианскоговероучения стал Августин Блаженный,или Аврелий Августин (354 — 430 г.г.), а однойиз самых ярких фигур — Фома Аквинский (1225 -1274 г.г.).

Однаконе следует забывать, что и в эпохусредневековья, несмотря на господствохристианской теологии, в Европесохранялось некоторое свободомыслие.

Философиягуманизма.XV -XVI века в Западной Европе были периодомстановления раннебуржуазных отношений,и получилиназвание — эпоха Возрождения.

Эта новая эпохаосознает себя как возрождение античнойкультуры,античного образа жизни, способамышления,отсюда название «Ренессанс»,то есть «Возрож­дение».

Важнейшей отличительной чертоймировоззрения эпохи Воз­рожденияоказывается его ориентация на искусство:если средне­вековье можно назватьэпохой религиозной, то Возрождение —эпохойхудожественно-эстетическойпо преимуществу.

И если в центре вниманияантичности былаприродно-космическаяжизнь, в средние века — бог и связаннаяс ним идея спасения, то в эпоху Возрожденияв центре вниманияоказываетсячеловек. Поэтомуфилософское мышлениеэтого периода можно охарактеризоватькак антропоцентрическое.

Разносторонность— вот идеал человека той эпохи. В отличиеот средневекового мастера,которыйпри­надлежал к своей корпорации, цехуи т. д.

и достигал мастерства именно всвоей сфере, ренессансныймастер, освобожденныйот кор­порации и вынужденныйсам отстаивать свою честь и своиинте­ресы,видит высшуюзаслугу именно во всесторонности своихзна­ний и умений.

Отсюда и возрождениеинтереса к природе,стремление к ее познанию, ведь природа- мастерская человека-творца.

Таким образом,философия снова становится натурфилософией- философией природы, и на смену теизмуприходит пантеизм(«бог вовсем») — христианский Бог сливаетсяс природой, растворяется в ней. В философиигуманизма происходит радикальноепереосмысливание роли человека, рождаетсяидея прометеизма— человека как творца мира, равного Богу,продолжающего его творчество.

ФилософияНового времени. Семнадцатыйвек открываетследующий периодв развитии философии, которыйпринятоназыватьфилософией Новоговре­мени.

В последнейтрети XVI — началеXVII века происходитбуржу­азная революцияв Нидерландах, в Англии, наиболее развитойв промышленномотношенииевропейской стране.

Развитие буржуазногообщества порождаетизме­ненияне только в экономике, политике исоциальныхотношениях,оно меняет и сознание людей. Важнейшимфактором такого изменения общественногосознания оказываетсянаука.

Развитие наукиНового времени постепенно ослабляетвлияние церкви, вызываетк жизниновую ориентациюфилософии.

Уверенность в мощичеловеческогоразума,в его безграничныхвозможностях, в прогрессенаук,создающем условия для экономи­ческогои социального благоденствия — этиумонастроения формировались еще в XVIIвеке и былипродолженыи углубленыв XVIII сто­летии, которое осознавалосебя как эпохуразума и света, возрож­дения свободы,расцвета наук и искусств, наступившуюпосле более чем тысячелетнейночи средневековья. Назнамени просветителей написаныдва главныхлозунга — наука и прогресс.

Для философииНового времени характерен, прежде всего,рационализм,стремление к созданию целостныхфилософских систем.

Проблемы мира,его первоначала и закономерностей,рассматриваются с учетом новых научныхдостижений, отсюда, например, господствомеханицизмаво взглядах на мир и человека.

Особуюзначимость приобретает теорияпознания. Довольноразнообразен спектр мнений по проблемечеловека.

Современная.или неклассическаяфилософия.Для классическойфилософии былхарактерен,прежде всего, рационализм,стрем­ление к созданию целостныхфилософских систем. В новое время дажескептицизм сохранял веру в науку, былв целом рационалистическимдвижением, теории, отличавшиеся отрационализмаи тем более противостоявшие ему,что называется,не былиопределяющими.

Неклассическаяфилософия критиковала традиционныйрационализм,его пониманиемира и познания, претендовалана утверждение нового миропонимания.Точкой отсчета сталиизучениеи высокаяоценка роли нерациональныхформ и процессов духовногоопы­та.Философия XX века на место разумаводрузили иные,уже нерациональные«абсолюты».

Столь радикальныймировоззренческий переворот былобусловлен процессами, имевшими местоуже в XIX веке. Общество не просто меняется,а меняется на глазах одного поколения,причем, эти изменения фиксируются науровне простого здраво­го смысла.

Отсюда неизбежное формирование чувстванеустойчивости, изменчивости ми­рав противоположность устойчивости истабильности. Показателем динамизмабылине только достижения научно-техническогопрогресса, вошедшие в жизнь и бытлюдей.

Воз­можно, более важнымбылаполитическая нестабильность: девятнадцатыйвек сталэпохой политических революций,»сотрясавших»Европу в течение всего столетия. А перваямировая война и ее последствия радикальноизме­нили мировоззрение европейцев.

Вывод,сделанныйна уровне передовой общественной мыслимог бытьпредельно однозначен: мир не простохрупок и неустойчив, человек не простомаленькаяпесчинка в этом мире, а, что, пожалуй,особенно важно, мир неразумен, он неподдаетсяразумному пониманию и объяснению.

Невозможно, с точки зрения здра­вогосмысла,человеческого разума, объяснитьстремление людей к уничтожению себепо­добных,самоуничтожению. Эти настроению будуттолько усиливаться в двадцатом веке,которыйдаст еще больше фактов, подтверждающихназванныевыводы.Это и втораями­роваявойна, и создание атомного и другого,подобного ему, оружия, и уничтожениепри­родного балансав самыхразныхрегионах земного шара…

Попыткифилософов найти иные,новыепервоосновыбытия,осознать место че­ловека в «другом»мире, создать инуюобщечеловеческую мораль,систему этических и эстетическихценностей и идеалови т. д. сталиотличительной чертой современнойфило­софии.

В рамках философии второйполовиныXIX — XX веков выделилосьнесколько на­правлений: «философияжизни»,позитивизм, прагматизм, фрейдизм,экзистенциализми другие. Каждоеиз них внесло свою лепту в формированиемировоззрения и культурыдвадцатоговека. Каждоеимело свою социальнуюопору, свою степень влияния на обще­ство.

Однако, совершенно очевидно, что историясовременной западной философииначи­наласькак история иррациональнойфилософии. И на протяжении последнихполуторасот лет именно иррационализмбылведущей чертой философии.

Источник: https://studfile.net/preview/563035/page:3/

Исторические типы философии (6)

Исторические типы философии

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение……………………………………………………………………………………………3 стр.

1.Предмет философии ………………………………………………………..4стр.

2.Становление и развитиефилософии…………………………………………..…..5стр.

3.Исторические типы философии……………………………………………………..7 стр.

Заключение…………………………………………………………………..9стр.

Списокиспользованной литературы………………………………………10стр.

ВВЕДЕНИЕ

Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука — история философии. История философии — это история самосознания человеческой культуры, т.е.в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а вущностном, категориальном выражении. Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились ирешались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались. Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящуюценность.

Философия имеет большое значение,так как является стимулятором развитияобщества.

Благодаря философии родилосьмножество наук, без которых существованиесовременного общества невозможна; онадала жизнь: математике, этике, физике,гуманитарным наукам, биологии, химия–философия без лишней скромностиявляется родоначальникам всех наук,так как она научила размышлять и думать.

Современный человек обязан знать какзарождалась колыбель наук, философов,философские учения. Поэтому изучениефилософии Индии, Китая, Греция имеетогромное значение для людей которыехотят мыслить свободно, без предубеждений.

Философиястран Востока и Античная философия -это фундамент, благодаря которомумировое общество находятся на такомразвитии, на котором она находятсясегодня.

Изучая философию мы можемнаблюдать, как изменялась философиятех или других регионов из-за ихгеографического положения, политическогостроя, развития отношений в обществе.

Тезисами и понятиями, которые родилисьв светлых головах философов не однотысячелетие тому назад, мы пользуемсяи сегодня в различных сферах.

Актуальнафилософия и сегодня так как сколькобудет жить человек он будет требоватьответы, он будет философствовать; великиеумы будут создавать в мыслях общество,которое будет идеальным, будут даватькритерии добра и зла, укажут границудвух противоположностей, и когда мынайдем ответы на все свои вопросы – мыпознаем блаженство и радость. Пока живхоть один человек — будет жить по моемумнению царица наук — Философия!!!

3

1.Предмет философии

Предметомфилософии являются всеобщие свойстваи связи (отношения) действительности -природы, общества, человека, отношенияобъективной действительности исубъективного мира, материального иидеального, бытия и мышления.

Предметнуюобласть философии нельзя зафиксироватьдо изучения самой философии. Вопрос отом, что изучает философия (что такоефилософия), является одним из центральныхсамой философии. В известном смыслефилософия сама создаёт и уточняет свойпредмет.

Если сопоставлять между собойпо этому критерию различные философскиетрадиции, то обнаружится, что в позитивнойчасти между ними мало общего. Они единытолько в констатации того, что философияговорит о чём-то таком, о чём не говорятвсе прочие науки и искусства.

Так,например, для Канта предметом философиибыла критика разума, установление егограниц, а для Фейербаха — критика религии,выявление её земных корней.

Философия- это такая область духовной деятельности,которая основывается на особом,философском типе мышления, лежащем воснове философского познания, и насамостоятельности предмета философии.

Философия не обладает таким же предметомкак, например естественные науки, в томсмысле, что предмет философии нелокализован в пределах той или инойконкретной области знания.

Однакопредмет у философии есть, и принципиальнаяневозможность указанной его локализациисоставляет его специфическую особенность.

Эта таобласть духовной деятельности человека,в основании которой лежит рефлексиянад самой деятельностью и, следовательно,над ее смыслом, целью и формами и, вконечном счете, над выяснением сущностисамого человека как субъекта культуры,то есть сущностных отношений человекак миру.

Философиявозникла с перенесением основноговнимания человека в его отношении кмиру, т.е. на человека, познающего,преобразующего и творящего мир.

Стечением истории конкретное наполнениеэтой общей специфики философскогопредмета неоднократно обновлялось,наполнялось новыми смысловыми нюансами,но всегда в основе философского знаниялежала установка на выяснение связимежду человеком и миром, т.е. на выяснениевнутренних целей, причин и способовпознания и преобразования мира человеком.

Такимобразом, философия — это не просто научнаядисциплина, а еще и специфический типмышления и даже своего рода философскийэмоциональный настрой, системамировоззренческих чувств.

4

2.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ

Философиякак особый тип мировоззрения испецифическая структура общественногосознания — продукт довольно позднегоразвития человечества. В первобытномобществе ее не было, хотя и можно говоритьоб элементах философствования,содержащихся в мышлении древних людей.

Вообще-то, философствование свойственнокаждому из нас, а не только специалистам.В архаичные времена мировоззренческаяпотребность человека выражалась впопытке, на основе растущих знаний,переосмыслить суеверия и мифы, соотнестиих с реальными делами и заботами своегорода.

Эти элементы философствованиябыли включены во всю совокупностьотносительно целостного, нерасчленённого(синкретического) сознания первобытногочеловека наряду с моралью, искусством,религией.

Постепенно в мифологическоммировоззрении обозначились две тенденции:одна преобразовывала традиционныеверования в более четкие религиозныепредставления, другая формировала вобщественном сознании так называемуюпредфилософию.

В дальнейшем происходитвыделение из предфилософии испециализированного знания (науки). Этообусловливается развитием абстрактногомышления, усложнением общественно-исторической практики, необходимостьюболее глубокого понимания действительности,усиливающейся дифференциацией знаний.

Термин»философия» в переводе с греческомязыка означает любовь к мудрости (phileo- люблю, sophia — мудрость). Слово «философ»впервые употребил греческий математики мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н. э)по отношению к людям, стремящимся кинтеллектуальному знанию и правильномуобразу жизни.

Первыефилософы появились в VII– VIвеках до нашей эры – значит, историяфилософии насчитывает более 2500 лет.Некоторые мыслители (напр., Гегель)полагали, что философия развиваетсяпутём филиации (отпочкования) однойидеи от другой, совершенно независимоот действительного хода вещей и жизненнойпрактики людей. Некоторые же авторы(В.М.

Шулятиков), отвергая самостоятельноесуществование философской мысли,считали, что все мировоззренческиепонятия (материя, дух, движение и др.)можно вывести непосредственно из уровняпроизводительных сил и классовыхинтересов. Между тем дело обстоитзначительно сложнее. В истории развитияфилософских воззрений обнаруживаютсяспецифические закономерности.

Укажемна некоторые из них.

Во-первых,мир философии не следует рассматриватькак хаотическую совокупностьнепространственных и вневременныхслучайно возникающих взглядов и идей.

Философия как особое явление духовнойкультуры выражает в абстрактно-обобщённомвиде содержание конкретно-историческогообщественного бытия, социальнойреальности вообще.

Но это крайнеопосредованное, самостоятельноеотношение сознания к миру, во многомнесущее характер личностного восприятиямыслителем действительности.

5

Во-вторых,в совокупности сменяющих друг другаоригинальных учений, образующихисторико-философский процесс, имеютсяи воспроизводятся в новых условияхнекоторые традиционно общиемировоззренческие проблемы. Их решениестимулируется и возобновляетсяпоявляющимися духовными средоточиями(идеалами, ценностями, идеологиями идр.) в реальной жизни общества.

Средоточияв мире культуры бывают историческидлительно сохраняющимися (верования,традиции, символы, ценности, образыфилософской мысли и др.). Многие жедуховные средоточия дискретны, временны,возникают «на злобу дня», обслуживают«социальный заказ», обусловливаютсяспецифическими обстоятельствами жизничеловека (философа, писателя, художникаи т.д.).

Различияв духовных средоточиях по-разномусказываются в отношениях между различнымимировоззренческими учениями. Различияэти могут проявляться в виде прямогоотрицания, преемственности, воспроизведения,обобщения, интеграции, дифференциацииконкретных идей и социальных идеалови т.д. Данные характеристики многоаспектнообнаруживаются в историческом развитиифилософии.

Зарождениефилософии по моему мнения происходилопо мере развития общества людей, чемпрогрессивнее становилось общество,тем большее количество членов задумываласьо вещах которые они не могли понять, аесли не могли понять, значит боялись, инужно было то что им объясняла сутьвещей которую они не могли понять, и чембольше общество становилось на путьпрогресса, тем больше вопросов возникалоу людей. Множество вопросов и нужно былосистематизировать, чтобы они непротиворечили один одному, появилисьлюди которые начали размышлять – этилюди и делали фундамент для рождения«Философии».

6

3. Исторические типы философии

Это:

-Философия древнего мира,включающая в себя:

-Индийскую философию

-Китайскую философию

-Античную философию

-Философия средневековья

-Философия эпохи возрождения

-Философия нового времени 17 века

-Философия эпохи просвещения

-Европейская философия 19 века

-Современная философия 20 века.

Каждый из этих этапов философииотличался рядом особенностей:

*Античная философия — развивалась подвлиянием,

-С одной стороны — мифологии,

-С другой — формирующейся вДревней Греции науки.

*Средневековая философия — развиваласьв тесной взаимосвязи с

религиознойформой сознания, господствующей в тотисторический период.

*Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) -развивалась под сильным

воздействиемискусства. Именно тогда начинаетсяновое прочтение античной

литературы;эстетический подход играет большуюроль в формировании взглядов

гуманистов.

*Философия Нового времени (17 в.) — для неёхарактерна ориентация на

науку.Причём под наукой понималиэкспериментально-математическое

естествознание,которое существенно отличалось отантичной и средневековой

науки,ещё не знавших эксперимента.

*Философия эпохи Просвещения (18 в.) -основывается на критике религии,

теологии,её важной функцией явилась идейнаяподготовка французской

революции.Большое значение придаётся разуму какдвигателю общественного

прогресса.

*Европейская философия 19 века — выступилав качестве «критической

совестикультуры», а её ведущие представителине просто сумели проникнуть в

сутькоренных интересов современников, нои встала на их защиту, включились

вборьбу за решение серьёзных историческихзадач. Этот период

характеризуетсятем, что мир начинает принимать формуиндустриальной

цивилизации- в странах Европы идёт сменаобщественно-политического строя

(феодальныеосновы общества меняются накапиталистические).

*Философия 20 века — характеризуется новымэтапом западноевропейской,

7

русскойфилософии и связями с именами философовэкзистенциалистов,

неофрейдистов,с идеями философии жизни, идеологиифранкфуртской школы и

т.д.Новая эпоха с её ценностями и представлениямиотразилась в философских

учениях.

ПоГегелю философия есть «эпоха, отражённаяв мышлении». При всём

своеобразииэтапов философии в разные периоды вразвитии мысли сохранялась

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ,что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕисторико-философского

процесса.

Говоря о генезисе (греч. Genesis -происхождение, возникновение)

следуетотметить, что философия формируется втот период, когда традиционно

-мифологические представления становятсянеспособными удовлетворить новые

мировоззренческиезапросы.

Менялись социально-экономическиеусловия, рушились старые формы связи

междулюдьми, они требовали от индивидавыработки новой жизненной позиции.

Философияи была одним из ответов на это требование

8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становлениеи развитие философии происходило припоявление первых людей, которыезадумывались над необъяснимыми явлениями,долгое время философия шла рядом срелигией, в ней было множество предубежденийрелигиозного и политического характера,например философия Древней Индии — вкоторой общество состояло из каст,высший слой общества заняли пришлыезавоеватели, и они не могли допуститьв умах соотечественников мысли оравенстве, о идеальном государствеФилософы Китая начинают задумыватьсяо идеях, которые принесут спокойствиеи блаженство в обществе, но они находятсяеще под влиянием религии и взглядами«избранных».

ФилософияАнтичности зарождалась под влияниемфилософии стран Востока, но развиваясьона получила полную свободу, чем внеслаогромный вклад в развитие мировогосообщества, в Древней Греции возникаетмножество взглядов, идей; зарождаютсяразличные науки. Философии ДревнейГреции — это фундамент мировой культуры.

9

Списокиспользованной литературы

1. Введениев философию, часть 1 — М.: Изд-во политическойлитературы, 1989.

2. ГорфункельА.Х. Философия эпохи Возрождения. М.:Высшая школа, 1980.

3. Историяфилософии. /Пер. С чешского под ред.И. И.Богута — М: Мысль. 1995.

4. Историяфилософии: Запад-Россия-Восток (Книга1. Философия древности и средневековья).М.,Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина,1996.

5. КузнецовВ.Н. Немецкая классическая философиявторой половины XVIII — начала XIX века. М.:Высшая школа, 1989.

6. РадугинА.А. Философия — М. Изд-во Центр, 2001

7. СоколовВ.В. Европейская философия XV-XVII веков.М.: Высшая школа, 1996.

8. Философия /под. ред. проф. Кохановского В.П. — изд.2-е,перер. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс,2001.

Источник: https://works.doklad.ru/view/0iNWNMsaChc.html

Refy-free
Добавить комментарий