Источники трудового права. Их классификация

Источники трудового права: их классификация и виды

Источники трудового права. Их классификация

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ)

Факультет государственное и муниципальное управление

Контрольная работа по трудовому праву

Источники трудового права: их классификация и виды

Гадючко Юлия Владимировна

Преподаватель

Крысанова Н.В.

Москва 2015

Введение

1. Понятие источников трудового права их основные особенности

2. Классификация источников трудового права и их виды

Заключение

Список литературы

Введение

Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения.

Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, например Закон «О коллективных договорах и соглашениях»; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц — акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы — о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

Таким образом, значительное обновление трудового законодательства повлекло за собой количественное и качественное изменение источников трудового права. Новые формы экономических и социальных отношений потребовали пересмотра и изменения многих институтов трудового права как науки, превратив Советское трудовое право в Трудовое право России.

Тема источников трудового права на сегодняшний день весьма актуальна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники.

В данной контрольной работе поставлены следующие цели:

1. Определить понятие источников трудового права;

2. Классификацию и виды трудового права

1. Понятие источников трудового права их основные особенности

«Источник права» — условное юридическое обозначение смысл, которого может быть раскрыт исходя из исторического подхода к вопросу о происхождении права вообще.

С точки зрения возникновения права его источником являются материальные условия жизни общества, господствующий тип производственных отношений. В сфере материального производства возникают общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании.

Происходит процесс формирования права (правотворчество), который завершается формулированием соответствующих правил поведения, юридических норм, выраженных в форме государственных актов (законов) или иных актов, издаваемых по поручению или с санкции высшего органа государственной власти (законодателя). Изучение процедуры и формы выражения права представляет собой самостоятельный раздел юридической науки.

Конкретные формы выражения права могут быть различными в зависимости от степени важности регулируемых Общественных отношений, отраслевой принадлежности, компетенции нормотворческого органа. Это могут быть законы, указы, постановления, приказы и другие нормативно-правовые акты.

Применительно к конкретной сфере общественных отношений нормативные акты являются источниками права в формальном смысле, т. е. выраженными в определенной форме. Именно в этом смысле термин «источник права» используется в юридической науке при изучении конкретных правовых систем и правоотношений, регулируемых данной системой права.

В этом специфическом понимании термин «источник права» является синонимом таких юридических выражений, как «законодательство», «нормативные акты», «форма права», «внешняя форма права». Все они выражают одно и то же явление: форму, в которую облекается результат нормотворчества, воля законодателя.

В настоящей работе термин «источник трудового права» будет использоваться именно в названном смысле, т. е.

для обозначения конкретных форм выражения правовых предписаний в сфере трудовых отношений, исходящих, как от государственных органов власти (законодателя), так и от органов государственного управления, издающих нормативные акты в пределах своей компетенции, на основе и во исполнение действующего законодательства.

При изучении источников трудового права следует обратить внимание на некоторые особенности формирования трудового законодательства и иных нормативных актов о труде, обусловленные сложностью и исключительной важностью социальной роли трудового права в обществе.

Во-первых, трудовое право России должно отражать федеративный характер государства, действующего в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной, власти России и органами власти входящих в ее состав республик.

Во-вторых, трудовое право России формируется при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов. Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое значение имеет локальное нормотворчество, т. е. нормотворчество самих трудящихся в лице их трудовых коллективов и профсоюзных организаций.

Локальные нормы права призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях производства. Локальные нормы права позволяют использовать инициативу трудового коллектива в решении производственных и социальных проблем, возникших в его жизни.

Участие трудящихся в разработке локальных норм права — одна из форм привлечения их к управлению делами предприятий и осуществления контроля за деятельностью администрации и предпринимателей.

При изучении трудового законодательства следует обратить внимание на некоторые особенности современного состояния законности вообще и в регулировании трудовых отношений в частности.

Последние 20 лет трудовое законодательство республик, входивших в СССР, формировалось в строгом соответствии с Основами законодательства СССР и союзных республик о труде. Поэтому единство трудового законодательства в масштабах Союза было неизбежно и вполне объяснимо.

Каждая республика придерживалась единых принципов в подходе к регулированию трудовых отношений. Она могла включать в свой кодекс незначительные детали, не меняющие существа правового предписания, более удачные формулировки.

Теперь же, после распада СССР и в связи с принятием Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР от 25 сентября 1992 r. применение на территории России основ законодательства о труде СССР и союзных республик исключено.

С учетом сказанного можно рекомендовать следующее определение источника трудового права: под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.

2. Классификация источников трудового права и их виды

Источники трудового права многочисленны и многообразны, их можно классифицировать по характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Рассмотрим, классификацию источников трудового права по некоторым основаниям:

а) по характеру принятия:

· принимаемые государственными органами (законы, указы и др.);

· принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.);

· принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

б) по сфере действия:

· действующие в пределах всей РФ;

· действующие в пределах отдельных субъектов РФ;

· действующие в пределах отдельных регионов;

· действующие в пределах организаций.

в) по юридической силе:

· Конституция РФ;

· акты международного правового регулирования труда;

· законы;

· подзаконные акты;

· акты судебных органов;

· соглашения о труде;

· локальные акты.

Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника. Вышеприведенный вариант классификации источников трудового права в целом соответствует классификации закрепленной в ст.

5 ТК с учетом того, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.

Однако в классификации закрепленной в нормах ТК нет места актам судебных органов.

Являются ли акты судебных органов источниками трудового права? До сегодняшнего дня среди ученых нет единого мнения по этому вопросу. Большинство ученых считают, что акты судебных органов являются источниками трудового права. Одни ученые считают, что акты судебных органов не являются источниками трудового права, т.к. акты судебных органов — это акты применения норм права.

Другие ученые считают, что акты судебных органов, признавая незаконными нормы закрепленные в источниках трудового права, создают новую норму и поэтому сами являются источником трудового права.

Причем, по этому мнению считается, что источниками трудового права могут являться не все акты судебных органов, а только опубликованные и реально изменяющие права и обязанности участников трудовых отношений.

Скорее всего, последняя точка зрения была бы более правильной, т.к. признание нормы трудового права незаконной означает создание новой нормы, а следовательно нового источника трудового права.

Место судебной практики, в общем смысле, нельзя определить в иерархической структуре источников трудового права.

Каждый отдельно взятый акт судебного органа, который можно приравнять к источнику трудового права, будет занимать свое место среди источников трудового права в зависимости от его юридической силы.

Место судебной практики, как источника трудового права, в классификации по юридической силе должно быть между актами органов местного самоуправления (соглашениями о труде) и централизованными актами о труде.

Виды субъектов трудового права — это стороны всех девяти групп общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли. При этом один и тот же субъект (работодатель или работник) может выступать субъектом не одного, а нескольких правоотношений трудового права (трудовых, по материальной ответственности, по трудовым спорам и др.).

Субъектами трудового права могут быть:

граждане (работники);

работодатель — организации любых форм собственности, фирмы, другие работодатели;

профсоюзные органы или иные уполномоченные работниками выборные органы на производстве;

социальные партнеры на федеральном, отраслевом, региональном и других уровнях в лице представителей от соответствующих объединений профсоюзов (от работников), объединений работодателей и от исполнительных органов власти;

правоохранительные соответствующие органы (КТС, суд, примирительная комиссия, трудовой арбитраж, органы надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством).

Каждая из названных групп субъектов имеет свой специфичный для нее правовой статус в трудовом праве.

Правовым статусом субъекта трудового права называется его основное правовое положение как данного субъекта, закрепленное трудовым законодательством.

В содержание правового статуса субъекта трудового права входят следующие его элементы:

трудовая правосубъектность (трудовая праводееспособность и деликтоспособность);

основные (статутные) трудовые права и обязанности, закрепленные в законодательстве;

юридические гарантии (общие и специальные) этих основных трудовых прав и обязанностей;

предусмотренная законодательством ответственность за на рушение трудовых обязанностей.

Таким образом, все элементы содержания правового статуса субъекта трудового права предусмотрены трудовым законодательством.

Трудовая правосубъектность предусмотрена трудовым законодательством для каждого из возможных субъектов трудового права. Статутные права и обязанности и их юридические гарантии в правовом статусе субъекта предусмотрены различными институтами трудового права для разных его субъектов и входят в правовой статус субъекта трудового права именно на основании трудового законодательства.

трудовое право статутный юридический

Заключение

В процессе работы было определено понятие источников трудового права, рассмотрена классификация источников трудового права по различным основаниям, а так же дана общая характеристика основным источникам трудового права.

Итак, источники трудового права — это нормативные правовые акты трудового законодательства (включая нормативные правовые акты законодательства об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Источники трудового права можно классифицировать по характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника.

Трудовое право как система юридических норм, регулирующих общественно-трудовые отношения, состоит из множества нормативных актов: законов, указов, постановлений правительства, различных ведомственных актов, а также локальных норм, действующих в конкретных производственных и непроизводственных структурах-предприятиях, объединениях, институтах, кооперативах, учреждениях и т.д. Все они должны быть подчинены единым конституционным принципам общественной организации труда, находиться между собой в определенной субординационной зависимости.

Список литературы

1. Трудовое право. Под ред. О. В. Смирнова. 3-е издание переработано и дополнено — М,: 2008

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00769151_0.html

9. Классификация источников трудового права

Источники трудового права. Их классификация

1.Посис­теме данной отрасли:

а) Относятся к Общей и особенной части:КонституцияРФ и ТК РФ;

б)Относятся к определённым институтамОсобенной части: например,ЗаконРФ «О занятости населения в РоссийскойФедерации». Он относит­ся к институтуправового регулирования занятости итрудоуст­ройства и к институтутрудового договора;

в)Относятся к несколь­ким институтамОсобенной части: например,ФЗ О государственной гражданской службеотносится к институтам трудовогодоговора, оплаты труда, рабочего времении др.

2.Поорганам, их принявшим (т.е. грубо говоряпо юридической силе):

а) высшим органом зако­нодательнойвласти РФ (законы, постановления);

б)Президен­том РФ (указы) и высшимиорганами исполнительной власти РФ(постановления Правительства РФ);

в)центральными органами исполнительнойвласти (например, Министерством трудаи социального раз­вития РФ и другимиминистерствами и ведомствами);

г)органа­ми государственной властисубъектов РФ;

д)органами МСУ;

е)ло­кальные нормы на предприятии, ворганизации.

3. По сфере действия:

а)Международные;

б)Общефедеральные (например,Трудовой кодекс РФ);

в)Региональные;

г)отраслевые (ве­домственные);

д)межотраслевые (правила, стандарты потехнике безопасности, охране труда);

е)муниципальные (местные);

ж)акты социального партнёрства;

з)ло­кальные.

10. Особенности источников трудового права

1.Наличие локальных нормативных актов;

2.Наличие актов социального партнёрства(коллективный договор и соглашение);

3.Принцип неухудшения положения работника.В локальных актах и коллективныхдоговорах (соглашениях) не можетухудшаться положение работника посравнению с ТК РФ и другими законами отруде;

4.Принцип дифференциации норм ТП. Естьнормы, регулирующие положение работниковв зависимости от их особенностей.

По4 пункту. Можно сказать, что помимостандартных категорий работников(несовершеннолетние, лица с семейнымиобязанностями, женщины, вахтовики ит.д. и т.п.

) у нас начали регулироватьтруд дистанционных работников, спортсменов(чего не было в КЗоТе), вытащили в отдельнуюкатегорию научно-педагогическихработников из просто педагогическихработников.Вообще все вопросы образования в ТК РФстали регулироваться очень подробно,т.к.

в 2012 принято новое законодательствов сфере образования и другие актыпостепенно приводят в соответствие сним.

11. Действие нормативных актов трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц

Статья11. Действие трудового законодательстваи иных актов, содержащих нормы трудовогоправа (по кругу лиц):

Натерритории РФ правила, установленныетрудовым законодательством и инымиактами, содержащими нормы трудовогоправа, распространяются на трудовыеотношения с участием иностранныхграждан, лиц без гражданства, организаций,созданных иностранными гражданами,лицами без гражданства либо с их участием,международных организаций и иностранныхюридических лиц, если иное не предусмотренофедеральным законом или международнымдоговором Российской Федерации.

Нагосударственных гражданских служащихи муниципальных служащих действиетрудового законодательства и иныхактов, содержащих нормы трудового права,распространяется с особенностями,предусмотренными федеральными законамии иными НПА РФ и субъектов.

Трудовоезаконодательство и иные акты, содержащиенормы трудового права, не распространяютсяна следующих лиц (если в установленномТК РФ порядке они одновременно невыступают в качестве работодателей илиих представителей):

1.военнослужащие при исполнении имиобязанностей военной службы;

2.члены советов директоров (наблюдательныхсоветов) организаций (за исключениемлиц, заключивших с данной организациейтрудовой договор);

3.лица, работающие на основании договоровгражданско-правового характера;

4.другие лица, если это установленофедеральным законом (например,глава крестьянского (фермерского)хозяйства)

Статья12. Действие трудового законодательстваи иных актов, содержащих нормы трудовогоправа, во времени:

Порядоквступления в силу:

1.ФКЗ, ФЗ вступают в силу по истечениидесяти днейпосле дня их официального опубликования,если самими законами или актами палатне установлен другой порядок вступленияих в силу.

2.Акты Президента РФ, имеющие нормативныйхарактер, вступают в силу поистечении семи днейпосле дня их первого официальногоопубликования, если в самом акте неустановлен иной порядок вступления всилу.

3.Акты Правительства РФ, затрагивающиеправа, свободы и обязанности человекаи гражданина, устанавливающие правовойстатус федеральных органов исполнительнойвласти, а также организаций, вступаютв силу поистечении семи днейпосле дня их первого официальногоопубликования, если в самом акте неустановлен иной порядок вступления всилу.

4.НПА федеральных органов исполнительнойвласти вступают в силу поистечении десяти днейпосле дня их официального опубликования,если самими актами не установлен другойпорядок вступления их в силу.

5.Коллективный договор вступает в силусо дня его подписания или со дня,указанного в договоре.

6.Локальный нормативный актвступает в силу со дня его принятияработодателем либо со дня, указанногов этом локальном нормативном акте.

Законили иной нормативный правовой акт,содержащий нормы трудового права, неимеет обратной силы и применяется котношениям, возникшим после введенияего в действие. Действиезакона или иного нормативного правовогоакта, содержащего нормы трудового права,распространяется на отношения, возникшиедо введения его в действие, лишь вслучаях, прямо предусмотренных этимактом.

Статья13. Действие трудового законодательстваи иных актов, содержащих нормы трудовогоправа, в пространстве

Федеральныезаконы и иные нормативные правовые актыРФ, содержащие нормы трудового права,действуют на всей территории РФ, еслив этих законах и иных нормативныхправовых актах не предусмотрено иное.

Законыи иные нормативные правовые актысубъектов РФ, содержащие нормы трудовогоправа, действуют в пределах территориисоответствующего субъекта РФ.

Нормативныеправовые акты органов МСУ, содержащиенормы трудового права, действуют впределах территории соответствующегомуниципального образования.

Принимаемыеработодателем локальные нормативныеакты действуют в отношении работниковданного работодателя независимо отместа выполнения ими работы.

Источник: https://studfile.net/preview/6807338/page:5/

Источники трудового права, их классификация

Источники трудового права. Их классификация

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Источники ТП — это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет ТП.

Об источниках ТП необходимо говорить в двух аспектах:

1. формальное проявление источников ТП — под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет ТП.

2. материальный аспект источников ТП — предполагает рассмотрение процесса их реализации в отношения, входящие в предмет ТП.

Источники ТП имеют особенности:

1.издаются на различных уровнях прав. регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном.

2.могут быть приняты не только гос. органами, но и по их поручению органами МСУ, субъектами ТП.

3.отражают как общие, так и спец. формы регулирования труда.

4могут применяться не только исходя из приданной им юрид. силы, но и по принципу отражения в них интересов работников.

Классификацию источников трудового права можно проводить

I.по юридической силе: 1.Конституция РФ. 2.Международно-правовые акты о труде. 3.ФКЗ, ФЗ, подзакон. акты нормат. характера фед. уровня. 4.Постановления Конст. Суда РФ и Верховного Суда РФ. 5.Законы и подзаконные акты субъектов РФ. 6.НПА органов МСУ. 7.Соглашения и коллективные договоры. 8. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

II.по форме:

законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации.

Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников ТП.

III.по степени обобщенности:

1.кодифицированные — ТК РФ, с его принятием начинается кодификация ТП

2 некодифицированные – все остальные.

IV. По субъектам, к которым применяются источники ТП:

1.общие — призваны регулировать отношения всех работников

2.специальные – рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например, к женщинам, молодежи, инвалидам.

V.По предмету правового регулирования:

регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, трудовой распорядок и дисциплину труда и т.д.

VI.По территории применения:

общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные.

Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан. «Мужчина и женщина, — говорится в Конституции, — имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых — вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.

Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.

За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.

Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 г.

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК — с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:

♦ внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;

♦ согласно Закону признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);

♦ признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).

Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,.

содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.

Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).

Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией.

К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.

Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами.

Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2052 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-85184.html

Классификация источников трудового права

Источники трудового права. Их классификация

Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом:

1. Конституция РФ.

2. Международно-правовые акты о труде.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня.

4. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

5. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

7. Соглашения и коллективные договоры.

8. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Данная классификация имеет решающее значение в других отраслях права. Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством.

В ст. 5 ТК РФ определено соотношение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

В частности, нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применению подлежит Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих изменений в Кодекс. Однако при применении данного правила следует помнить об особенностях источников трудового права.

Противоречащими ТК РФ могут быть признаны лишь федеральные законы, ограничивающие гарантированные в нем права и свободы человека и гражданина, являющиеся в силу ст. ст. 2, 7, 18 Конституции РФ высшей ценностью. При возникновении подобных противоречий применению подлежит ТК РФ.

Причем федеральный закон, имеющий в своем содержании рассматриваемые ограничения, может быть применен только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Тогда как федеральные законы, создающие дополнительные в сравнении с ТК РФ льготы для работников, подлежат применению на основании ст. ст.

2, 7, 18 Конституции РФ, обязывающих применить нормы, более полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Поэтому федеральные законы, улучшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, не могут быть признаны противоречащими Кодексу.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и другим федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако и при выявлении противоречий между перечисленными актами следует помнить, что противоречащим имеющему большую юридическую силу акту может быть признан нормативный правовой акт меньшей юридической силы, если в нем ограничены права и свободы человека и гражданина в сфере труда, гарантированные в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте. В случае, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы имеет в своем содержании дополнительные в сравнении с вышестоящим по юридической силе законодательством льготы, его нельзя признать противоречащим нормативному правовому акту большей юридической силы. Исходя из требований ст. ст. 2, 7, 18 Конституции РФ, при возникновении подобных коллизий применению подлежит нормативный правовой акт, создающий более благоприятные условия труда для работников.

Источники трудового права могут быть классифицированы по форме акта. По этому критерию они могут быть подразделены на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации.

Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников трудового права. Для материализации в отношения форма акта едва ли может иметь существенное значение.

Хотя исследование процесса реализации и материализации норм трудового права, содержащихся в различных по форме нормативных правовых актах, может позволить и данный критерий классификации перевести из формальной в материальную плоскость понятия источников трудового права.

Источники трудового права могут быть классифицированы и по степени обобщенности на кодифицированные и некодифицированные. К числу кодифицированных относится ТК РФ, с его принятием начинается кодификация трудового права. Другие источники трудового права являются некодифицированными.

По субъектам, к которым применяются источники трудового права, они могут быть классифицированы на общие и специальные. Общие призваны регулировать отношения всех работников. Специальные рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например к женщинам, молодежи, инвалидам.

По предмету правового регулирования источники трудового права могут быть распределены в зависимости от того, на регулирование каких отношений, входящих в предмет трудового права, они направлены. По этому критерию источники могут быть подразделены на регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, трудовой распорядок и дисциплину труда и т. д.

По территории применения источники трудового права могут быть классифицированы на общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные.

Большинство из рассмотренных критериев классификации источников трудового права относятся к их формальному проявлению. Однако не исключено, что указанные критерии имеют значение в процессе реализации источников трудового права.

Исследование источников трудового права в процессе их реализации и материализации в конкретные отношения, составляющие предмет трудового права, с точки зрения перечисленных критериев их классификации, может позволить определить влияние указанных критериев на материализацию источников трудового права.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Источник: https://hr-portal.ru/article/klassifikaciya-istochnikov-trudovogo-prava

Источники трудового права. Их классификация (стр. 1 из 4)

Источники трудового права. Их классификация

Кафедра государственно-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

г. Москва — 2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….. 3

1.Понятие источников трудового права и их классификация……………………………………………………………………………. 4

1.1. Понятие источников трудового права.…………………………………….. 4

1.2. Классификация источников трудового права.………………………… 5

2. Общая характеристика основных источников трудового права…………………………………………………………………………………………………. 8

2.1. Акты международного правового регулирования.………………….. 8

2.2. Конституция РФ.……………………………………………………………………….. 8

2.3. Законы.…………………………………………………………………………………….. 10

2.4. Подзаконные акты.………………………………………………………………….. 12

2.4.1. Указы Президента РФ.………………………………………………………….. 12

2.4.2. Постановления и распоряжения Правительства РФ.………….. 13

2.4.3. Акты министерств и ведомств.…………………………………………… 13

2.5. Судебная практика.………………………………………………………………….. 15

2.6. Соглашения о труде.………………………………………………………………… 16

2.7. Локальные акты о труде.…………………………………………………………. 18

Заключение…………………………………………………………………………………. 20

Список используемой литературы…………………………………… 21

Актуальность темы. Выбранная тема имеет большое научное и практическое значение, а в настоящее время является особенно актуальной в связи с введением с 1 февраля 2002г.

нового Трудового кодекса РФ (далее ТК) – кодифицированного источника трудового права охватывающего все важнейшие институты. Правильное регулирование трудовых отношений невозможно без знания источников трудового права и их классификации по различным основаниям.

В новом ТК понятию источников трудового права отведена ст.5 в которой это понятие раскрывается и перечисляются источники трудового права в порядке убывания по юридической силе.

В подтверждение актуальности данной темы хочу заметить, что рассматриваемая тема интересна еще и тем, что среди ученых юристов нет единого мнения по вопросу отнесения судебной практики к источникам трудового права. [1]

Целью исследования: рассмотрение вопросов связанных с источниками трудового права и их классификацией.

Задачи исследования:

1. Определить. как понятие источников представлено в литературе и в новом ТК, с выражением своего понимания источников трудового права;

2. Рассмотреть классификацию источников трудового права по различным основаниям;

3. Рассмотреть основные источники трудового права и дать им общую характеристику.

1.1. Понятие источников трудового права.

До введения в действие нового ТК, в КЗоТе РФ 1971г. понятие источников трудового права понятие источников трудового права не раскрывалось, и его можно было встретить только в научной и учебной литературе.

Вот, например один из вариантов понятия источника трудового права: источники трудового праваэто нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, устанавливающие права и обязанности участников этих отношений.[2]Трудовые отношения, согласно ст.

15 ТК, — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст.4 КЗоТ РФ было указано лишь то, что законодательство о труде РФ состоит из КЗоТ и иных актов трудового законодательства. Новый ТК не только раскрывает понятие источников трудового права, но перечисляет эти источники по юридической силе в порядке убывания.

Согласно ст.

5 ТК, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Следует учесть, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что источники трудового права это нормативные правовые акты трудового законодательства (включая нормативные правовые акты законодательства об охране труда) и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

1.2. Классификация источников трудового права.

Источники трудового права многочисленны и многообразны, их можно классифицироватьпо характеру принятия, по сфере действия, по юридической силе и др. Рассмотрим, классификацию источников трудового права по некоторым основаниям: [3]

а) по характеру принятия:

принимаемые государственными органами (законы, указы и др.);

принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.);

принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).

б) по сфере действия:

действующие в пределах всей РФ;

действующие в пределах отдельных субъектов РФ;

действующие в пределах отдельных регионов;

действующие в пределах организаций.

в) по юридической силе:

Конституция РФ;

акты международного правового регулирования труда;

законы;

подзаконные акты;

акты судебных органов;

соглашения о труде;

локальные акты.

Классификация источников трудового права по юридической силе наиболее удобна, т.к. она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника. Вышеприведенный вариант классификации источников трудового права в целом соответствует классификации закрепленной в ст.

5 ТК с учетом того, что Конституция РФ (ст.15), а вместе с ней и ТК (ст.10) устанавливают приоритет являющихся частью российской правовой системы международно-правовых норм, регулирующих трудовые и иные связанные с ними отношения, над внутригосударственными.

Однако в классификации закрепленной в нормах ТК нет места актам судебных органов.

Являются ли акты судебных органов источниками трудового права? До сегодняшнего дня среди ученых нет единого мнения по этому вопросу. Большинство ученых считают, что акты судебных органов являются источниками трудового права. Одни ученые считают, что акты судебных органов не являются источниками трудового права, т.к. акты судебных органов – это акты применения норм права.

[4] Другие ученые считают, что акты судебных органов, признавая незаконными нормы закрепленные в источниках трудового права, создают новую норму и поэтому сами являются источником трудового права.

[5] Причем, по этому мнению считается, что источниками трудового права могут являться не все акты судебных органов, а только опубликованные и реально изменяющие права и обязанности участников трудовых отношений.

Скорее всего, последняя точка зрения была бы более правильной, т.к. признание нормы трудового права незаконной означает создание новой нормы, а следовательно нового источника трудового права. [6]

Место судебной практики, в общем смысле, нельзя определить в иерархической структуре источников трудового права.

Каждый отдельно взятый акт судебного органа, который можно приравнять к источнику трудового права, будет занимать свое место среди источников трудового права в зависимости от его юридической силы.

Место судебной практики, как источника трудового права, в классификации по юридической силе должно быть между актами органов местного самоуправления (соглашениями о труде) и централизованными актами о труде. [7]

Учитывая вышеизложенное, и в соответствии со ст.15 Конституции РФ, ст.5 и ст.10 ТК РФ, можно сделать вывод, что классификация источников трудового права по юридической силе должна выглядеть так:

акты международного правового регулирования;

Источник: https://mirznanii.com/a/27697/istochniki-trudovogo-prava-ikh-klassifikatsiya

Refy-free
Добавить комментарий