Источники горного права

8 Источники горного права

Источники горного права

Под источниками горного права следует понимать правовые акты, принятые уполномоченными на то государственными органами в установ­ленной форме и процедуре и содержащие государственную волю законодате­лей в области недропользования.

Источники горного права классифицируются по следующим категори­ям :

•     уровням суверенизации государственной власти (федеральной, субъектов Федерации, местного самоуправления);

•     видам государственной власти (законодательной, исполнительной, су­дебной);

•    видам пользования недрами (региональные геологоразведочные работы, геологическое изучение, добыча полезных ископаемых, строительство подземных сооружений не связанных с добычей и др.);

•     видам и группам полезных ископаемых;

•     другим классификационным факторам.

Главным источником горного права, определяющим наиболее прин­ципиальные положения, является Конституция Российской Федерации.

Она установила характер и значимость недр, как одного из элементов при­родных ресурсов; виды собственности, которые могут на них распростра­няться; установила разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов по вопросам недропользования.

По вопросам совместного ведения согласно Конституции РФ (ст. 22) применяются федеральные законы. По отдельным направлениям недропользования приняты федеральные законы РФ.

После федеральных законов к высшей категории федеральных законо­дательных актов по недропользованию можно отнести «Положение о поряд­ке лицензирования пользования недрами» (1992) и ряд других аналогичных актов, утвержденных постановлениями Верховного Совета РФ.

Следующими к иерархии федеральных нормативных актов следует от­носить указы и распоряжения Президента Российской Федерации, кото­рые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (Конституция РФ, ст. 90. ч. 2).

В качестве примера можно привести указы Президента РФ «О некоторых мерах по либерализации экспорта из Россий­ской Федерации аффинированного золота и серебра» (1997), «О Каспийском трубопроводном консорциуме» (1997), «О поставке на экспорт в 1998 году сырья цветных металлов, содержащего драгоценные металлы» (1998), «Об утверждении положения об Алмазном фонде РФ» (1999).

Далее по значимости следует группа федеральных источников горного права — постановления и распоряжения Правительства Российской Фе­дерации — регламентирующие отношения недропользования. Эти акты носят статус нормативных правовых актов.

В области горного права в соответствии с компетенцией Правительства РФ, определенной Конституцией Российской Федерации (ст.

114), они рассматривают в основном вопросы совершенство­вания управления недропользованием, финансовой, кредитной и ценовой политики и т.п.

Ниже по иерархии источников горного права находятся федеральные нормативные правовые акты государственных органов центральной исполни­тельной власти (приказы, инструкции, правила, регламенты, методиче­ские указания и письма), которые, как правило, определяют механизм реали­зации положений, содержащихся в законодательных и нормативных право­вых актах, принятых Федеральным собранием и Правительством РФ. В пер­вую очередь, такими органами являются министерства и ведомства, зани­мающиеся непосредственно вопросами геологического изучения недр и до­бычей полезных ископаемых (Министерство природных ресурсов, Мини­стерство энергетики, Госгортехнадзор), а также министерства и ведомства, занимающиеся общими вопросами управления, экономики и финансирования промышленности (Министерство экономического развития и торговли, Ми­нистерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Центральный Банк РФ и др.).

По многим вопросам недропользования продолжают действовать не­которые нормативные правовые акты министерств и ведомств бывшего СССР. В первую очередь это касается вопросов регламентации проектирова­ния, техники и технологии работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых.

Субъекты Российской Федерации принимают свои (республиканские, окружные, краевые, областные) законы и иные нормативные правовые ак­ты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий, перечисленных в ст. 4 Закона РФ «О недрах».

Нормотворчество субъектов РФ развивается в следующих направ­лениях:

• о порядке реализации положений Закона Российской Федерации «О не­драх» на территории субъекта РФ;

• об основных принципах и правилах недропользования на территории субъекта РФ;

• об основных правилах недропользования в области геологического изу­чения, поисков, разведки и добычи полезных ископаемых на территории субъекта РФ;

• о территориальных государственных органах управления недропользо­вания субъекта РФ, фондах хранения геологической информации;

• об организации лицензирования пользования недрами на территории субъекта РФ;

• о разграничении полномочий государственных органов субъекта РФ и местных органов власти по управлению недропользованием на террито­рии субъекта РФ.

Особняком стоят судебные источники горного права, про­исходящие из судебной практики.

Суды высших инстанций, анализируя и обобщая текущую судебную практику, принимают периодически специаль­ные постановления, содержащие рекомендации по применению законода­тельства при разрешении тех или иных достаточно типичных конфликтных ситуаций.

Высшим арбитражным судом РФ рассматривались вопросы по порядку лицензирования пользования недрами, в частности, по трак­товке п. 19 «Положения о порядке лицензирования пользования недра­ми» (1992).

Развитие договорных отношений при недропользовании неизбежно приводит к необходимости судебного разрешения споров и конфликтных ситуаций и появлению, вследствие обобщения практики судебных решений, определенных обычаев и прецедентов, которые со временем, очевидно, бу­дут оформляться в виде нормативных правовых актов.

Специальной группой источников горного права в соответствии со ст. 52 Закона РФ «О недрах» являются некоторые международные правовые документы.

Они регулируют режим дна морей и океанов и его недр за пре­делами действия национальной юрисдикции, делимитационные и демаркаци­онные линии границ (в том числе и морских) сопредельных государств, орга­низации труда на горных предприятиях, режим работ в Арктике и Антаркти­ке, использованию космического пространства.

25. Предмет горного права

Формы отношений при недропользовании зависят от вида пользования недрами. Они различаются по составу и объемам производства, срокам дей­ствия, субъектам недропользования.

Недропользование охватывает весь технологический процесс освоения месторождения от подготовки (разведки и оценки риска инвестиций), проек­тирования и обустройства горных предприятий, добычи полезных ископае­мых и получения из них товарных продуктов, транспортировки полученного минерального сырья вплоть до реализации товаров их потребителям, вклю­чая маркетинг и рекламу. В частности при добыче нефти и особенно газа, их транспортировка к потребителям зачастую оказывается определяющим фак­тором обоснованности эксплуатации месторождения.

Полученное в процессе добычи из недр минеральное сырье становится движимым имуществом, при этом полезное ископаемое, находящееся в недрах в государственной собственности, после извлечения и переработки в товарный продукт может стаи, предметом государственной, муниципальной и частной собственности. Закон РФ «О недрах» отнес в сферу горного производства также и процессы переработки отходов горнодобывающих предприятий, причем при операциях отчуждения отходов они также рассматриваются как движимое имущество.

Определение природы общественных отношений, возникающих в процессе недропользования, позволяет в общем виде сформулировать пред­мет горного права следующим образом: имущественные и некоторые неиму­щественные отношения между федеральными органами государственной власти, государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (физическими лица­ми) по поводу владения, пользования и распоряжения недрами, а также по поводу государственного управления ресурсами недр, разведки и добычи содержащихся в них полезных ископаемых или использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Использование недр может и не быть предметом горного права из-за охвата отдельных общественных отношении фактического недропользования смежными отраслями права.

Например, объекты строительства подземных частей наземных зданий и сооружений (фундаментов и подземных помеще­ний) регулируются строительными нормами, хотя они полностью находятся в недрах Аналогично, при сооружении искусственных водохранилищ ис­пользуются водоупорные свойства горных пород их бортов и ложа (полезные свойства недр), но горным правом это не регулируется.

Источник: https://studizba.com/lectures/117-jurisprudencija/1642-gornoe-pravo/31096-8-istochniki-gornogo-prava.html

Источники горного права

Источники горного права

Под источниками права понимается та или иная форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Источниками горного права являются нормативные правовые акты, которые содержат правовые нормы, регулирующие отношения в сфере недропользования. Как указывалось ранее, наличие развитой системы таких источников является одним из определяющих условий выделения горного права в самостоятельную отрасль права.

Наличие развитой системы источников горного права обуславливает необходимость ее классификации. Она может осуществляться по различным основаниям:

  • юридической силе: законы и иные нормативные правовые акты;
  • сфере действия: федеральные, субъектов Федерации, местного самоуправления;
  • видам государственной власти: законодательная, исполнительная;
  • видам пользования недрами;
  • видам и группам полезных ископаемых;
  • другим классификационным факторам.

По юридической силе правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, в той или иной мере дополняющие и развивающие положения закона. При этом обязательным требованием является соблюдение установленной иерархии правовых актов. Так законы в качестве источников горного права можно подразделить на три группы:

  • Конституция РФ (основной закон);
  • федеральные законы по предметам ведения РФ (ГК РФ, НК РФ, ВК РФ, УК РФ, «О континентальном шельфе» и др.);
  • федеральные законы по предметам совместного ведения («О недрах», «О СРП», «О газоснабжении» и др.)

По сферам действия источники горного права подразделяются на законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами государственной власти, а также акты, принимаемые аналогичными органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.

По видам государственной власти источники горного права подразделяются на законодательные (принимаемые законодательными органами) и нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти различного уровня. Самостоятельную группу составляют правовые акты в сфере недропользования, принимаемые органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

По видам пользования недрами источники горного права подразделяются на акты, регламентирующие отношения, возникающие в процессе отдельных видов недропользования, в частности, регионального геологического изучения, разведки и добычи, строительства и эксплуатации объектов, не связанных с добычей и др.

По видам и группам полезных ископаемых источники горного права подразделяются по группам однородных полезных ископаемых: нефть и газ, уголь и сланцы, строительные материалы, черные и цветные металлы, драгоценные камни и драгоценные металлы и др.

В настоящее время приняты законы: о газе, об угле, о драгоценных металлах и драгоценных камнях. В зависимости от значимости и особенностей добычи и использования того или иного полезного ископаемого объективно может возникнуть необходимость в принятии других специальных законов, например, о нефти и газе и т.п.

Следует отметить, что предметом регулирования подобных законов являются не только отношения непосредственно в сфере недропользования, но и отношения, возникающие в смежных областях деятельности: транспорте, реализации продукции и др.

К категории федеральных нормативных правовых актов следует относить нормативные указы и распоряжения Президента РФ, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ (Конституция РФ, ст. 90, ч. 2).

Следующей по значимости группой федеральных источников горного права являются постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения недропользования.

К категории нормативных правовых актов как источников горного права относятся постановления, инструкции и приказы федеральных органов исполнительной власти.

Такими органами являются министерства и ведомства, занимающиеся непосредственно вопросами геологического изучения недр и добычей полезных ископаемых (МПР, Минэнерго), а также министерства и ведомства, занимающиеся общими вопросами управления, экономики и финансирования промышленности (Минэкономразвития, МНС, Госгортехнадзор, Минюст, ЦБ РФ И др.).

В развитие законодательства о недрах МПР разработан наиболее полный пакет нормативных правовых актов (инструкции, положения и др.

), регламентирующих деятельность государственной системы лицензирования пользования недрами, контроль за деятельностью пользователей недр, внедрение системы СРП и др.

Аналогичные акты в сфере недропользования в пределах своей компетенции разработаны другими министерствами и ведомствами.

Необходимо отметить, что по многим вопросам недропользования продолжают действовать нормативные правовые акты, изданные министерствами и ведомствами бывшего СССР.

В первую очередь это касается вопросов регламентации проектирования, техники и технологии работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, по которым изданы буквально сотни инструкций, регламентов, методических указаний, положений и т.

п. Большинство из них требует переоформления, а многие и принципиальной переработки.

В последние годы органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ было принято достаточно большое число законодательных и нормативных правовых актов по вопросам недропользования.

Основным направлением нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области горного права являлась разработка пакетов документов, регламентирующих процесс выдачи лицензий (проведение конкурсов и аукционов и др.

) и связанных с ним правовых проблем, многие из которых либо неполно, либо вообще не регламентировались федеральным законодательством.

В качестве примера можно назвать ряд документов (решений, постановлений, положений), принятых в Ханты-Мансийском автономном округе в процессе подготовки и проведения нескольких раундов лицензионных конкурсов и аукционов:

  • «Об основных принципах и правилах недропользования на территории автономного округа»;
  • «Об основных правилах недропользования в области поиска, разведки и добычи нефти и газа на территории автономного округа»;
  • «О создании территориального фонда геологической информации»;
  • «О порядке реализации положений Закона РФ «О недрах»»;
  • «Об организации лицензирования пользования недрами»;
  • «О порядке подготовки и рассмотрения в окружном Совете вопросов лицензирования вновь вводимых в разработку месторождений» и др.

Пакеты подобных актов на региональном уровне приняты многими субъектами РФ, имеющими добывающие отрасли промышленности.

Некоторые специалисты в качестве источников права рассматривают так называемые нормативные договоры. К ним относятся международные договоры РФ и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также типовые и примерные договоры.

Конституция РФ (ст. 15), а также все федеральные законы в сфере недропользования декларируют положение о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При этом следует иметь в виду, что речь идет о так называемых договорах нормативного характера. Так, например, Горная хартия государств-участников СНГ, подписанная в 1997 г. рядом стран, имеет рекомендательный характер. Ее положения не являются обязательными для подписавших хартию сторон.

Соответственно, она не является источником горного права.

Примером нормативного международного договора может быть Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ратифицированная Россией.

Ее положения не только являющихся обязательными, но и послужили основой целого ряда норм федеральных законов РФ «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», регламентирующих, в частности, отношения по использованию недр в экваториальных зонах РФ.

В практике недропользования неоднократно предпринимались попытки разработки типовых и примерных лицензионных договоров и соглашений о разделе продукции, тексты которых подлежали утверждению уполномоченными на то государственными органами.

По различным причинам пока таких актов в России нет. Типовое (т.н. модельное) лицензионное соглашение было утверждено Правительством Казахстана.

Разработка таких соглашений, особенно в связи с распространением правового режима раздела продукции на мелкие и средние месторождения, является достаточно актуальной.

Происходящее в настоящее время интенсивное развитие нормативной правовой базы потребовало, в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена и использования такой информации, создания Общеотраслевого классификатора правовых актов. Он был введен Указом Президента РФ.

Классификатор выделяет 21 группу правовых актов: Конституционный строй; Основы государственного управления; Гражданское право; Семья; Жилище; Труд и занятость населения; Социальная обеспеченность и социальное страхование; Финансы; Хозяйственная деятельность; Внешнеэкономическая деятельность.

Таможенное дело; Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды; Информация и информатизация; Образование. Наука. Культура; Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм; Оборона; Безопасность и охрана правопорядка; Уголовное право. Исполнение наказаний; Правосудие; Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат; Международные отношения.

Международное право; Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, награждениям, помилованиям граждан.

В составе группы «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» выделены:

  • общие вопросы охраны окружающей природной среды;
  • использование и охрана земель;
  • использование и охрана недр;
  • использование и охрана вод;
  • использование, охрана, защита и воспроизводство лесов;
  • охрана и использование животного мира;
  • использование и охрана природных ресурсов континентального шельфа;
  • использование и охрана природных ресурсов исключительной экономической зоны;
  • охрана атмосферного воздуха;
  • гидрометеорология.

В составе раздела «Использование и охрана недр» выделены следующие направления учета правовой информации:

  • общие положения;
  • полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны недр. Контроль за охраной и использованием недр;
  • государственный фонд недр. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;
  • собственность на недра;
  • пользование недрами. Виды пользования;
  • возникновение и прекращение права пользования недрами;
  • платежи за пользование недрами;
  • рациональное использование и охрана недр;
  • соглашения о разделе продукции;
  • разрешение споров, связанных с использованием и охраной недр. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

Отдельно в группе «Международные отношения» выделен информационный блок «Международно-правовая охрана окружающей среды», а в его составе — раздел «Сотрудничество в области совместного использования природных ресурсов».

При применении каждого закона или нормативного правового акта необходимо установить: дату вступления его в силу; сферу применения, т.е. определить, какие отношения регулирует данный акт; срок действия акта; на каких субъектов права распространяется действие акта (юридических и физических лиц, включая или исключая иностранные).

Несколько особняком стоят источники горного права, происходящие из судебной практики. В российской юриспруденции не действует принцип «прецедента».

Однако суды высших инстанций, анализируя и обобщая текущую судебную практику, принимают периодически специальные постановления, содержащие рекомендации по применению законодательства при разрешении тех или иных достаточно типичных конфликтных ситуаций.

Наиболее характерными случаями в настоящее время являются конфликты, вызванные либо нарушениями установленного порядка лицензирования, либо появлением ситуаций, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.

Необходимо иметь в виду, что развитие договорных отношений при недропользовании неизбежно приводит к необходимости судебного разрешения споров и конфликтных ситуаций и появлению, вследствие обобщения практики судебных решений, определенных «обычаев», которые со временем, очевидно, будут оформляться в виде законодательных актов.

Обзор различных видов источников права позволяет представить систему источников горного права в следующем виде: —

  • Конституция РФ; —
  • федеральные законы; —
  • указы и распоряжения Президента РФ; —
  • постановления и распоряжения Правительства РФ; —
  • нормативные правовые акты министерств и ведомств; —
  • конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; —
  • нормативные правовые акты органов местного самоуправления; —
  • нормативные договоры; —
  • нормативные акты судебных властей.

Процесс законотворчества и формирования пакета источников горного права представляет собой весьма динамичную систему. Работа законодателя предусматривает непрерывное совершенствование нормативно-правовой базы.

Она включает разработку новых дополнений, изменений и в ряде случаев отмену ранее принятых правовых актов. Учитывая ряд объективных факторов, законотворчество в недропользовании идет особенно интенсивно.

Именно с этих позиций и следует подходить к изучению источников горного права.

Источник: https://studfile.net/preview/2182174/

Горное право: понятие, источники, структура

Источники горного права

Горное право как отрасль права, имеет задачу регулировать отношения по владению, пользованию и распоряжению недрами в целях обеспечения рационального и комплексного их использования, охраны прав предприятий, организаций и граждан, то юридическая наука горного права изучает нормы и институты горного права, определяет предмет и метод, а также основные принципы горного права, анализирует понятие, виды, содержание и структуру горного законодательства.

Под источниками права понимается та или иная форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Источниками горного права являются нормативные правовые акты, которые содержат правовые нормы, регулирующие отношения в сфере недропользования. Как указывалось ранее, наличие развитой системы таких источников является одним из определяющих условий выделения горного права в самостоятельную отрасль права.

Наличие развитой системы источников горного права обуславливает необходимость ее классификации. Она может осуществляться по различным основаниям: —

юридической силе: законы и иные нормативные правовые акты; —

сфере действия: федеральные, субъектов Федерации, местного самоуправления; —

видам государственной власти: законодательная, исполнительная; —

видам пользования недрами; —

видам и группам полезных ископаемых; —

другим классификационным факторам.

По юридической силе правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, в той или иной мере дополняющие и развивающие положения закона. При этом обязательным требованием является соблюдение установленной иерархии правовых актов. Так законы в качестве источников горного права можно подразделить на три группы: —

Конституция РФ (основной закон); —

федеральные законы по предметам ведения РФ (ГК РФ, НК РФ, ВК РФ, УК РФ, «О континентальном шельфе» и др.); —

федеральные законы по предметам совместного ведения («О недрах», «О СРП», «О газоснабжении» и др.)

По сферам действия источники горного права подразделяются на законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами государственной власти, а также акты, принимаемые аналогичными органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.

По видам государственной власти источники горного права подразделяются на законодательные (принимаемые законодательными органами) и нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти различного уровня. Самостоятельную группу составляют правовые акты в сфере недропользования, принимаемые органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

По видам пользования недрами источники горного права подразделяются на акты, регламентирующие отношения, возникающие в процессе отдельных видов недропользования, в частности, регионального геологического изучения, разведки и добычи, строительства и эксплуатации объектов, не связанных с добычей и др.

По видам и группам полезных ископаемых источники горного права подразделяются по группам однородных полезных ископаемых: нефть и газ, уголь и сланцы, строительные материалы, черные и цветные металлы, драгоценные камни и драгоценные металлы и др.

В настоящее время приняты законы: о газе [88], об угле [59], о драгоценных металлах и драгоценных камнях [74]. В зависимости от значимости и особенностей добычи и использования того или иного полезного ископаемого объективно может возникнуть необходимость в принятии других специальных законов, например, о нефти и газе и т.п.

Следует отметить, что предметом регулирования подобных законов являются не только отношения непосредственно в сфере недропользования, но и отношения, возникающие в смежных областях деятельности: транспорте, реализации продукции и др.

К категории федеральных нормативных правовых актов следует относить нормативные указы и распоряжения Президента РФ, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ (Конституция РФ, ст. 90, ч. 2).

Следующей по значимости группой федеральных источников горного права являются постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения недропользования.

К категории нормативных правовых актов как источников горного права относятся постановления, инструкции и приказы федеральных органов исполнительной власти.

Такими органами являются министерства и ведомства, занимающиеся непосредственно вопросами геологического изучения недр и добычей полезных ископаемых (МПР, Минэнерго), а также министерства и ведомства, занимающиеся общими вопросами управления, экономики и финансирования промышленности (Минэкономразвития, МНС, Госгортехнадзор, Минюст, ЦБ РФ И др.).

В развитие законодательства о недрах МПР разработан наиболее полный пакет нормативных правовых актов (инструкции, положения и др.

), регламентирующих деятельность государственной системы лицензирования пользования недрами, контроль за деятельностью пользователей недр, внедрение системы СРП и др.

Аналогичные акты в сфере недропользования в пределах своей компетенции разработаны другими министерствами и ведомствами.

Необходимо отметить, что по многим вопросам недропользования продолжают действовать нормативные правовые акты, изданные министерствами и ведомствами бывшего СССР.

В первую очередь это касается вопросов регламентации проектирования, техники и технологии работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, по которым изданы буквально сотни инструкций, регламентов, методических указаний, положений и т.

п. Большинство из них требует переоформления, а многие и принципиальной переработки.

В последние годы органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ было принято достаточно большое число законо дательных и нормативных правовых актов по вопросам недропользования.

Основным направлением нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области горного права являлась разработка пакетов документов, регламентирующих процесс выдачи лицензий (проведение конкурсов и аукционов и др.

) и связанных с ним правовых проблем, многие из которых либо неполно, либо вообще не регламентировались федеральным законодательством.

В качестве примера можно назвать ряд документов (решений, постановлений, положений), принятых в Ханты-Мансийском автономном округе в процессе подготовки и проведения нескольких раундов лицензионных конкурсов и аукционов: —

«Об основных принципах и правилах недропользования на территории автономного округа»; —

«Об основных правилах недропользования в области поиска, разведки и добычи нефти и газа на территории автономного округа»; —

«О создании территориального фонда геологической информации»; —

«О порядке реализации положений Закона РФ «О недрах»»; —

«Об организации лицензирования пользования недрами»; —

«О порядке подготовки и рассмотрения в окружном Совете вопросов лицензирования вновь вводимых в разработку месторождений» и др.

Пакеты подобных актов на региональном уровне приняты многими субъектами РФ, имеющими добывающие отрасли промышленности.

Некоторые специалисты в качестве источников права рассматривают так называемые нормативные договоры. К ним относятся международные договоры РФ и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также типовые и примерные договоры [130, 142].

Конституция РФ (ст. 15), а также все федеральные законы в сфере недропользования декларируют положение о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При этом следует иметь в виду, что речь идет о так называемых договорах нормативного характера. Так, например, Горная хартия госу- дарств-участников СНГ, подписанная в 1997 г. рядом стран, имеет рекомендательный характер. Ее положения не являются обязательными для подписавших хартию сторон.

Соответственно, она не являетсяисточником горного права.

Примером нормативного международного договора может быть Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ратифицированная Россией [66].

Ее положения не только являкхгся обязательными, но и послужили основой целого ряда норм фе, еральных законов РФ «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», регламентирующих, в частности, отношения по использованию недр в экваториальных зонах РФ [54, 81, 83].

В практике недропользования неоднократно предпринимались попытки разработки типовых и примерных лицензионных договоров и соглашений о разделе продукции, тексты которых подлежали утверждению уполномоченными на то государственными органами.

По различным причинам пока таких актов в России нет. Типовое (т.н. модельное) лицензионное соглашение было утверждено Правительством Казахстана.

Разработка таких соглашений, особенно в связи с распространением правового режима раздела продукции на мелкие и средние месторождения, является достаточно актуальной.

Происходящее в настоящее время интенсивное развитие нормативной правовой базы потребовало, в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена и использования такой информации, создания Общеотраслевого классификатора правовых актов. Он был введен Указом Президента РФ [96].

Классификатор выделяет 21 группу правовых актов: Конституционный строй; Основы государственного управления; Гражданское право; Семья; Жилище; Труд и занятость населения; Социальная обеспеченность и социальное страхование; Финансы; Хозяйственная деятельность; Внешнеэкономическая деятельность.

Таможенное дело; Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды; Информация и информатизация; Образование. Наука. Культура; Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм; Оборона; Безопасность и охрана правопорядка; Уголовное право. Исполнение наказаний; Правосудие; Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат; Международные отношения.

Международное право; Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, награждениям, помилованиям граждан.

В составе группы «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» выделены: —

общие вопросы охраны окружающей природной среды; —

использование и охрана земель; —

использование и охрана недр; —

использование и охрана вод; —

использование, охрана, защита и воспроизводство лесов; —

охрана и использование животного мира; —

использование и охрана природных ресурсов континентального шельфа; —

использование и охрана природных ресурсов исключительной экономической зоны; —

охрана атмосферного воздуха; —

гидрометеорология.

В составе раздела «Использование и охрана недр» выделены следующие направления учета правовой информации: —

общие положения; —

полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны недр. Контроль за охраной и использованием недр; —

государственный фонд недр. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; —

собственность на недра; —

пользование недрами. Виды пользования; —

возникновение и прекращение права пользования недрами; —

платежи за пользование недрами; —

рациональное использование и охрана недр; —

соглашения о разделе продукции; —

разрешение споров, связанных с использованием и охраной недр. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

Отдельно в группе «Международные отношения» выделен информационный блок «Международно-правовая охрана окружающей среды», а в его составе — раздел «Сотрудничество в области совместного использования природных ресурсов».

При применении каждого закона или нормативного правового акта необходимо установить: дату вступления его в силу; сферу применения, т.е. определить, какие отношения регулирует данный акт; срок действия акта; на каких субъектов правараспространяется действие акта (юридических и физических лиц, включая или исключая иностранные).

Несколько особняком стоят источники горного права, происходящие из судебной практики. В российской юриспруденции не действует принцип «прецедента».

Однако суды высших инстанций, анализируя и обобщая текущую судебную практику, принимают периодически специальные постановления, содержащие рекомендации по применению законодательства при разрешении тех или иных достаточно типичных конфликтных ситуаций.

Наиболее характерными случаями в настоящее время являются конфликты, вызванные либо нарушениями установленного порядка лицензирования, либо появлением ситуаций, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.

Необходимо иметь в виду, что развитие договорных отношений при недропользовании неизбежно приводит к необходимости судебного разрешения споров и конфликтных ситуаций и появлению, вследствие обобщения практики судебных решений, определенных «обычаев», которые со временем, очевидно, будут оформляться в виде законодательных актов.

Обзор различных видов источников права позволяет представить систему источников горного права в следующем виде: —

Конституция РФ; —

федеральные законы; —

указы и распоряжения Президента РФ; —

постановления и распоряжения Правительства РФ; —

нормативные правовые акты министерств и ведомств; —

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; —

нормативные правовые акты органов местного самоуправления; —

нормативные договоры; —

нормативные акты судебных властей.

Процесс законотворчества и формирования пакета источников горного права представляет собой весьма динамичную систему. Работа законодателя предусматривает непрерывное совершенствование нормативно-правовой базы.

Она включает разработку новых дополнений, изменений и в ряде случаев отмену ранее принятых правовых актов. Учитывая ряд объективных факторов, законотворчество в недропользовании идет особенно интенсивно.

Именно с этих позиций и следует подходить к изучению источников горного права.

Источник: https://cyberpedia.su/6x1aa7.html

1.5. Источники горного права: Под источниками права понимается та или иная форма закрепления

Источники горного права

Под источниками права понимается та или иная форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм.

Источниками горного права являются нормативные правовые акты, которые содержат правовые нормы, регулирующие отношения в сфере недропользования. Как указывалось ранее, наличие развитой системы таких источников является одним из определяющих условий выделения горного права в самостоятельную отрасль права.

Наличие развитой системы источников горного права обуславливает необходимость ее классификации. Она может осуществляться по различным основаниям: —

юридической силе: законы и иные нормативные правовые акты; —

сфере действия: федеральные, субъектов Федерации, местного самоуправления; —

видам государственной власти: законодательная, исполнительная; —

видам пользования недрами; —

видам и группам полезных ископаемых; —

другим классификационным факторам.

По юридической силе правовые акты подразделяются на законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, в той или иной мере дополняющие и развивающие положения закона. При этом обязательным требованием является соблюдение установленной иерархии правовых актов. Так законы в качестве источников горного права можно подразделить на три группы: —

Конституция РФ (основной закон); —

федеральные законы по предметам ведения РФ (ГК РФ, НК РФ, ВК РФ, УК РФ, «О континентальном шельфе» и др.); —

федеральные законы по предметам совместного ведения («О недрах», «О СРП», «О газоснабжении» и др.)

По сферам действия источники горного права подразделяются на законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами государственной власти, а также акты, принимаемые аналогичными органами государственной власти субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления.

По видам государственной власти источники горного права подразделяются на законодательные (принимаемые законодательными органами) и нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти различного уровня. Самостоятельную группу составляют правовые акты в сфере недропользования, принимаемые органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

По видам пользования недрами источники горного права подразделяются на акты, регламентирующие отношения, возникающие в процессе отдельных видов недропользования, в частности, регионального геологического изучения, разведки и добычи, строительства и эксплуатации объектов, не связанных с добычей и др.

По видам и группам полезных ископаемых источники горного права подразделяются по группам однородных полезных ископаемых: нефть и газ, уголь и сланцы, строительные материалы, черные и цветные металлы, драгоценные камни и драгоценные металлы и др.

В настоящее время приняты законы: о газе [88], об угле [59], о драгоценных металлах и драгоценных камнях [74]. В зависимости от значимости и особенностей добычи и использования того или иного полезного ископаемого объективно может возникнуть необходимость в принятии других специальных законов, например, о нефти и газе и т.п.

Следует отметить, что предметом регулирования подобных законов являются не только отношения непосредственно в сфере недропользования, но и отношения, возникающие в смежных областях деятельности: транспорте, реализации продукции и др.

К категории федеральных нормативных правовых актов следует относить нормативные указы и распоряжения Президента РФ, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ (Конституция РФ, ст. 90, ч. 2).

Следующей по значимости группой федеральных источников горного права являются постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения недропользования.

К категории нормативных правовых актов как источников горного права относятся постановления, инструкции и приказы федеральных органов исполнительной власти.

Такими органами являются министерства и ведомства, занимающиеся непосредственно вопросами геологического изучения недр и добычей полезных ископаемых (МПР, Минэнерго), а также министерства и ведомства, занимающиеся общими вопросами управления, экономики и финансирования промышленности (Минэкономразвития, МНС, Госгортехнадзор, Минюст, ЦБ РФ И др.).

В развитие законодательства о недрах МПР разработан наиболее полный пакет нормативных правовых актов (инструкции, положения и др.

), регламентирующих деятельность государственной системы лицензирования пользования недрами, контроль за деятельностью пользователей недр, внедрение системы СРП и др.

Аналогичные акты в сфере недропользования в пределах своей компетенции разработаны другими министерствами и ведомствами.

Необходимо отметить, что по многим вопросам недропользования продолжают действовать нормативные правовые акты, изданные министерствами и ведомствами бывшего СССР.

В первую очередь это касается вопросов регламентации проектирования, техники и технологии работ по разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, по которым изданы буквально сотни инструкций, регламентов, методических указаний, положений и т.

п. Большинство из них требует переоформления, а многие и принципиальной переработки.

В последние годы органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ было принято достаточно большое число законо дательных и нормативных правовых актов по вопросам недропользования.

Основным направлением нормотворческой деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области горного права являлась разработка пакетов документов, регламентирующих процесс выдачи лицензий (проведение конкурсов и аукционов и др.

) и связанных с ним правовых проблем, многие из которых либо неполно, либо вообще не регламентировались федеральным законодательством.

В качестве примера можно назвать ряд документов (решений, постановлений, положений), принятых в Ханты-Мансийском автономном округе в процессе подготовки и проведения нескольких раундов лицензионных конкурсов и аукционов: —

«Об основных принципах и правилах недропользования на территории автономного округа»; —

«Об основных правилах недропользования в области поиска, разведки и добычи нефти и газа на территории автономного округа»; —

«О создании территориального фонда геологической информации»; —

«О порядке реализации положений Закона РФ «О недрах»»; —

«Об организации лицензирования пользования недрами»; —

«О порядке подготовки и рассмотрения в окружном Совете вопросов лицензирования вновь вводимых в разработку месторождений» и др.

Пакеты подобных актов на региональном уровне приняты многими субъектами РФ, имеющими добывающие отрасли промышленности.

Некоторые специалисты в качестве источников права рассматривают так называемые нормативные договоры. К ним относятся международные договоры РФ и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также типовые и примерные договоры [130, 142].

Конституция РФ (ст. 15), а также все федеральные законы в сфере недропользования декларируют положение о том, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

При этом следует иметь в виду, что речь идет о так называемых договорах нормативного характера. Так, например, Горная хартия госу- дарств-участников СНГ, подписанная в 1997 г. рядом стран, имеет рекомендательный характер. Ее положения не являются обязательными для подписавших хартию сторон.

Соответственно, она не является источником горного права.

Примером нормативного международного договора может быть Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ратифицированная Россией [66].

Ее положения не только являкхгся обязательными, но и послужили основой целого ряда норм фе, еральных законов РФ «О континентальном шельфе РФ», «Об исключительной экономической зоне РФ», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», регламентирующих, в частности, отношения по использованию недр в экваториальных зонах РФ [54, 81, 83].

В практике недропользования неоднократно предпринимались попытки разработки типовых и примерных лицензионных договоров и соглашений о разделе продукции, тексты которых подлежали утверждению уполномоченными на то государственными органами.

По различным причинам пока таких актов в России нет. Типовое (т.н. модельное) лицензионное соглашение было утверждено Правительством Казахстана.

Разработка таких соглашений, особенно в связи с распространением правового режима раздела продукции на мелкие и средние месторождения, является достаточно актуальной.

Происходящее в настоящее время интенсивное развитие нормативной правовой базы потребовало, в целях унификации банков данных правовой информации, а также обеспечения автоматизированного обмена и использования такой информации, создания Общеотраслевого классификатора правовых актов. Он был введен Указом Президента РФ [96].

Классификатор выделяет 21 группу правовых актов: Конституционный строй; Основы государственного управления; Гражданское право; Семья; Жилище; Труд и занятость населения; Социальная обеспеченность и социальное страхование; Финансы; Хозяйственная деятельность; Внешнеэкономическая деятельность.

Таможенное дело; Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды; Информация и информатизация; Образование. Наука. Культура; Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм; Оборона; Безопасность и охрана правопорядка; Уголовное право. Исполнение наказаний; Правосудие; Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат; Международные отношения.

Международное право; Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, награждениям, помилованиям граждан.

В составе группы «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды» выделены: —

общие вопросы охраны окружающей природной среды; —

использование и охрана земель; —

использование и охрана недр; —

использование и охрана вод; —

использование, охрана, защита и воспроизводство лесов; —

охрана и использование животного мира; —

использование и охрана природных ресурсов континентального шельфа; —

использование и охрана природных ресурсов исключительной экономической зоны; —

охрана атмосферного воздуха; —

гидрометеорология.

В составе раздела «Использование и охрана недр» выделены следующие направления учета правовой информации: —

общие положения; —

полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области использования и охраны недр. Контроль за охраной и использованием недр; —

государственный фонд недр. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; —

собственность на недра; —

пользование недрами. Виды пользования; —

возникновение и прекращение права пользования недрами; —

платежи за пользование недрами; —

рациональное использование и охрана недр; —

соглашения о разделе продукции; —

разрешение споров, связанных с использованием и охраной недр. Ответственность за нарушение законодательства о недрах.

Отдельно в группе «Международные отношения» выделен информационный блок «Международно-правовая охрана окружающей среды», а в его составе — раздел «Сотрудничество в области совместного использования природных ресурсов».

При применении каждого закона или нормативного правового акта необходимо установить: дату вступления его в силу; сферу применения, т.е. определить, какие отношения регулирует данный акт; срок действия акта; на каких субъектов права распространяется действие акта (юридических и физических лиц, включая или исключая иностранные).

Несколько особняком стоят источники горного права, происходящие из судебной практики. В российской юриспруденции не действует принцип «прецедента».

Однако суды высших инстанций, анализируя и обобщая текущую судебную практику, принимают периодически специальные постановления, содержащие рекомендации по применению законодательства при разрешении тех или иных достаточно типичных конфликтных ситуаций.

Наиболее характерными случаями в настоящее время являются конфликты, вызванные либо нарушениями установленного порядка лицензирования, либо появлением ситуаций, не предусмотренных действующими нормативными правовыми актами.

Необходимо иметь в виду, что развитие договорных отношений при недропользовании неизбежно приводит к необходимости судебного разрешения споров и конфликтных ситуаций и появлению, вследствие обобщения практики судебных решений, определенных «обычаев», которые со временем, очевидно, будут оформляться в виде законодательных актов.

Обзор различных видов источников права позволяет представить систему источников горного права в следующем виде: —

Конституция РФ; —

федеральные законы; —

указы и распоряжения Президента РФ; —

постановления и распоряжения Правительства РФ; —

нормативные правовые акты министерств и ведомств; —

конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; —

нормативные правовые акты органов местного самоуправления; —

нормативные договоры; —

нормативные акты судебных властей.

Процесс законотворчества и формирования пакета источников горного права представляет собой весьма динамичную систему. Работа законодателя предусматривает непрерывное совершенствование нормативно-правовой базы.

Она включает разработку новых дополнений, изменений и в ряде случаев отмену ранее принятых правовых актов. Учитывая ряд объективных факторов, законотворчество в недропользовании идет особенно интенсивно.

Именно с этих позиций и следует подходить к изучению источников горного права.

Источник: https://lib.sale/uchebnik-gornoe-pravo/istochniki-gornogo-prava-33118.html

Refy-free
Добавить комментарий