Иссыкский золотой человек

Иссыкский золотой человек. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Иссыкский золотой человек
Среда, 30 Января 2013 г. 17:18 + в цитатник
Zeleniy_chay все записи автора «Золотой человек» (каз. Алтын Aдам) — условное название археологической находки, сделанной в 1970 году в 50 километрах от Алма-Аты в результате раскопок кургана Иссык. «Золотой человек» на крылатом барсе — национальный символ Казахстана.

Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алма-Аты. На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе. Представляет собой останки сакского воина в золотой одежде. Примерный возраст захороненного там древнего человека — 18-25 лет.

В 1969 году казахские археологи под руководством К.А. Акишева приступили к раскопкам огромного кургана, расположенного в 50 километрах восточнее Алма-Аты. Археологи сами назвали курган Иссык, так как народные предания обошли его своим вниманием.

В общем-то, это не было удивительным: рядом с Иссыком высились другие его собратья, составляя грандиозный курганный комплекс — сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на расстояние в три километра. И рядом со своими соседями Иссык не выделялся ничем: высота его составляла всего лишь… шесть с половиной метров. Всего лишь — потому что рядом стояли исполины высотой до 15 метров.

Как и другие курганы, Иссык был ограблен еще в древности… К счастью для науки, грабители не заметили одно — причем боковое, то есть не главное даже — погребение, в котором лежали останки человека, отныне вошедшего в мировую науку под именем «золотого человека Иссыка». Золотого человека» по праву можно отнести к подлинным шедеврам мировой художественной культуры.

17-18 летний сакский воин (пол не установлен), был уложен на хорошо подложенных досках, на спине, головой на запад. Под ним лежала матерчатая подстилка, расшитая мелкими золотыми бляшками. Воин был одет в золоченную парадную форму. Общее число золотых пластин и блях на одежде воина свыше 4 тысяч. Все бляшки с животными объединены растительными мотивами.

На голове высокий (65-70 см.) конусообразный головной убор, украшенный более чем 200 золотыми предметами с изображением фигурок барса, архара, горных козлов, лошадей и птиц. На шее висело золотое ожерелье. Куртка из красной кожи усыпана мелкими золотыми украшениями.

В последнее время, в связи с находками в древних погребениях на Алтае, предложена реконструкция головного убора, позволяющая предположить, что это останки молодой женщины. У южной стены стояла деревянная посуда, причем на заднем плане в два ряда четыре блюда. Рядом, но на переднем плане, — миски и черпак.

У другой стены выстроены в один ряд вплотную друг к другу глиняные кувшины, а перед ними — миски. Среди них, но также вместе — две серебряные чаши и ложка. На одной из серебряных чаш имелась надпись из 26 букв (знаков). Находка датируется V-VI веком до н. э.. Надпись на чаше до сих пор не расшифрована.

Захороненный в кургане воин действительно был золотой — в погребальной камере, тщательно срубленной из вековых стволов тянь-шанской ели, археологи нашли свыше четырех тысяч золотых изделий: предметы украшения одежды, головного убора и обуви, перстни, статуэтки, бляхи. На полу стояли сосуды из дерева, глины, бронзы и серебра.

И расположение предметов, украшавших некогда парадный доспех погребенного воина, остатки железного меча и кинжала позволили исследователям в результате кропотливой работы воссоздать — впервые в науке — облик сакского воина.

Именно сакского — и не только потому, что этот курган расположен на территории, которая согласно древним источникам им принадлежала, и насыпан был именно в «сакское» время: реконструкция полностью совпала с описанием одежды тех саков, которые, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

Похоронные доспехи молодого человека, украшенные орнаментом, представляют собой большую ценность. Сакский кинжал-акинак признан шедевром «звериного» стиля. По обеим сторонам кинжала на золотой пластине изображено 21 животное – волк, лиса, горный баран, антилопа-сайгак, кролик, змея и другие.

Среди золотых изделий есть фигуры кошачьих хищников, литые обоймы с наконечником поясного ремня, ворворки (подвески) с изображением хищника, обоймы от портупейных ремней, серьга. Найдены также 14 бронзовых наконечников стрел, каменные бусы.
Парадный доспех сакского царя из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом катафрактия Форма одежды и способ захоронения наглядно показывают, что «Золотой человек» являлся потомком видного сакского предводителя или членом царской семьи. Отдельные казахстанские историки выдвигают предположение, что захоронение принадлежит усуню. Сокровища кургана Иссык, в том числе точная копия «Золотого человека», экспонировались в Казахском музее археологии, находящемся в Алма-Ате, а теперь в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан Астане.

Сакский Золотой человек — легендарная амазонка?

Женщин массагетов (которых древние греки также причисляли к таинственным амазонкам) (в состав массагетов входили и сакские племена) были обучены военному делу и верховой езде. Согласно древнегреческим легендам, они даже удаляли одну грудь, чтобы она не мешала целиться из лука. В романе «Таис Афинская» говорится об амазонках и скифских женщинах, которых древние авторы принимали за один народ: «Прежде всего – соответствие легендам. Истинные амазонки, посвященные Артемис девушки Термодонта, жившие за тысячу лет до нас, всегда сражались нагими и ездили на лошадях без потников. То, что будто бы они выжигали себе одну грудь для стрельбы из лука – нелепая выдумка, хотя бы потому, что нет ни одного древнего изображения безгрудой амазонки. Стиганоры стреляли или прямо перед собой над ушами лошади, или, когда проскакивали мимо врага, поворачивались и били с крупа коня. Настоящих амазонок вы можете видеть на старых клазоменских вазах и кратерах. Это крепкие, даже очень плотные нагие девушки, верхом на сильных лошадях, в сопровождении бородатых конюхов и собак. Ионийские и карийские женщины , привыкшие к свободе, не могли смириться с грубыми дорийскими завоевателями. Самые смелые, сильные, юные уходили на север, к Эвксинскому Понту, где образовали полис Темискиры. Это не народность, а священные девы Артемис, потом Гекаты. Невежественные историки и художники спутали их со скифскими женщинами, которые также прекрасные воительницы и наездницы. Поэтому очень часто амазонок изображают одетыми с ног до головы, в скифской одежде или каппадокийками с их короткими эксомидами.» Сакский вождь был похоронен в женской половине могилы. Кто он? Женщина? Возможно. Но нельзя сбрасывать со счетов и старую версию о том, что это связано с погребальной магией, для которой характерны действия, противоположные обычным. Например, кинжал обнаружен слева, хотя его носили справа; меч найден справа, а крепили мечи слева. И в древней казахской легенде о Золотом человеке говорится именно о юноше-герое, и ему было 18 лет. Античные историки разделяли саков (скифов) на несколько групп: хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки). Это — сак-тиграхауда, потому что у него на голове остроконечный головной убор длиной 70 см. На голове золотого человека была высокая богато украшенная стреловидная шапка с низом в виде треуха, застёгнутая под подбородком. В мочке левого уха находилась золотая серьга с зернью и подвесками из голубой бирюзы. На шее золотая кольчатая гривна. Одежда была сплошь обшита золотыми бляшками, выполненными в зооморфном стиле. Штаны и обувь так же были украшены золотыми бляшками. На пальцах рук было два массивных золотых перстня. На полу погребения стояли сосуды из глины, дерева, серебра и бронзы. Итого было обнаружено более 4000 золотых украшений. Знак Овна на головном уборе «Золотого человека» по мнению некоторых исследователей соотносят с эпохой овна и ассоциирован со стихией огня во втором ее проявлении, управляется Марсом. Стихию огня можно трактовать, как некоторое волепроявление, желание, творческое начало, стремящееся к воплощению в плотной материи. Этот знак символизирует первородную идею, идею Личности в самом широком ее понимании, идею, осознающую себя в наборе собственных свойств, и стремящуюся к рождению, становлению, проявлению и экспансии. Идея эта, однако, самодовлеющая, поскольку не имеет внешних связей и не соотнесена с Бытием других идей, что обуславливает ее ярко выраженное стремление доминировать над всем. Управитель Марс придает действиям и стремлениям Овна воинственный и агрессивный характер, по своему характеру они всегда прямы и энергичны. «…и вся-та наша жизнь есть борьба…».

Памятник юному вождю саков на главной площади Алма-Аты

«Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алма-Аты. На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.
Марка Казахстана, посвященная «Золотому человеку»

Источники и ссылки:

Википедия
http://kazakh.orgfree.com/index.php?dn=article&to=art&id=115
http://staratel.com/pictures/modern/details.php?image_id=2152
http://fotki.yandex.ru/users/niura-cozlova/view/263616/?page=0
http://www.antika-best.com/novosti/main/11-zaxoron…-v-karagandinskoj-oblasti.html К. А. Акишев «Курган Иссык, Искусство саков Казахстана» Москва Искусство 1978 К. А. Акишев КОСТЮМ «ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА» И ПРОБЛЕМА КАТАФРАКТАРИЯ

К. А. Акишев, Акишев А. К. Происхождение и семантика иссыкского головного убора. — В кн.: Археологические исследования в Казахстане, Алма-Ата, 1979

Рубрики: История/Древний мирАзияТрадиция, обычаи, нравы

саки Казахстан Золотой человек археология скифы Иссык Алма-Ата  
Понравилось: 1 пользователю

Источник: https://www.liveinternet.ru/community/5182841/post259054418/

Алтын адам — европеоид и тенгрианец?

Иссыкский золотой человек

Мировой интерес, вот уже на протяжении более сорока лет, вызывает Иссыкский «золотой человек» в погребальном костюме, состоящем сплошь из золотых украшений, найденного в 1969г. группой археологов по руководством казахстанского исследователя Кемаля Акишева, при раскопках кургана Иссык, близ города Алматы.

«Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алматы. На штандарте президента Казахстана, существовавшем до 31 октября 2012, также была изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.

На погребальном костюме насчитывается более четырех тысяч золотых пластин, выполненных в сакском «зверином» стиле. Это уникальный памятник ювелирного искусства раннего железа, возраст которого датируется V-ІV вв. до.н.э. Одной из загадок иссыкского кургана является  расовая принадлежность погребенного.

По первому впечатлению археологов, захороненному в Кургане Иссык сакскому вождю было 17-18 лет. и носил он черты европеоида. Так это или нет, можно было бы установить при помощи анализов останков тела. Но, как  известно, они утеряны, по крайней мере череп!Вот что написал в издании «Памятники истории и культуры Казахстана» (1984) археолог Б.

Нурмуханбетов, принимавший непосредственное участие в раскопках: «В отдельную коробку укладываем кости скелета, чтобы антрополог мог дать заключение о поле, возрасте, расовом типе погребенного». Сейчас Бекен Нурмуханбетов утверждает, что лично передал все останки антропологу О. Исмагулову для анализа и с той поры их не видел.

А вот что рассказал сам доктор исторических наук, член НАН РК, господин Исмагулов: «Мне передавал останки Кемаль Акишев. Потом он забрал их, а куда и с какой целью, мне неизвестно. …».”Красавица из Сяохе”, мумия молодой женщины, примерная датировка 1500-1800 г. до н.э.

Photo Wang Da-Gang Но, вопрос о расовой принадлежности «золотого человека» упомянут не ради праздного любопытства. Так, примерно 200 мумий обнаруженные в 1980 году в погребениях Синьцзяна, в Таримской впадине также имеют черты европеоидной расы. В 2007 году генетический анализ останков мумий провел Ли Цзинь (Li Jin), генетик из Фуданьского университета.

Маркеры указали на их происхождение из Восточной или даже, возможно, из Южной Азии. Позднее доктор Хуэй Чжоу (Hui Zhou) из Цзилиньского университета в Чанчуне провел новый генетический анализ Таримских мумий и пришел к выводу, что у этих людей было смешанное происхождение: исследователи обнаружили европейские и сибирские генетические маркеры.

У всех мужчин, останки которых были проанализированы, специалисты нашли Y-хромосомы, сегодня характерные для жителей Восточной Европы, Центральной Азии и Сибири, однако весьма редки в Китае.

Митохондриальные ДНК, которые передаются по женской линии, также указывают на Сибирь и Европу,при этом он установил, что эти маркеры встречаются в районе Альп, Скандинавии и Британских островах..

Так как обнаруженные Y-хромосомы и митохондриальные ДНК имеют древнее происхождение, доктор Чжоу пришел к выводу, что жители Европы и Сибири породнилось, прежде чем прийти в Таримский бассейн около 4000 лет назад.
Здесь надо отметить, что из 200 млн. тюрков только около 10% носят монголоидные черты. Вероятнее всего, юный сакский вождь также принадлежал к смешанной группе жителей Южной Сибири и Центральной Азии.

Другой загадкой Иссыкского кургана является погребальный костюм. Реконструированное одеяние, головной убор, обувь, расположение украшений указывают на лицо, стоящее на верхней ступени иерархической лестницы. Существовало три группы саков (скифов): хаомаварга (готовили напиток хаома), тиграхауда (носили остроконечный головной убор), парадарайя (заморские саки).

Воин был одет в матерчатую рубашку, обшитую по груди и рукавам, причудливым узором из сочетания золотых бляшек, имевшими твердую основу из тонких медных (бронзовых) пластинок и пронизок разной формы.

Ворот, борта кафтана и низ полы, линия предплечья и низ рукавов орнаментированы бляхами четырехугольной формы с изображениями морды хищника кошачьей породы.

Поверх рубашки накинут короткий кожаный кафтан красного оттенка, по всей поверхности обшитый золотыми бляхами – накладками, выполненными в зооморфном «зверином стиле».

Справа на ремне подвешен длинный меч в красных ножнах, слева – железный кинжал в ножнах, обложенных золотыми пластинами – накладками с изображением лося и лошади. Штаны сака по швам обшиты мелкими золотыми бляшками и заправлены в сапоги с высокими голенищами, украшенными такими же золотыми бляшками, какими обшит кафтан.

Предположительно – это останки воина сака-тиграхауда, потому что, как свидетельствовал Геродот, «носили на головах высокие островерхие тюрбаны».

Головной убор — кулах, длиной 65 см, украшен золотыми пластинами и бляхами с изображением коней, барсов, горных козлов, летящих птиц, раскидистых деревьев,. Горный архар (овен) – венчает самую вершину кулаха.

Пластины в виде скульптуры лошади, расположенные друг против друга, символ солнечного божества и царский знак.  Конь считался проводником в другой мир. Он — символ года, крылья – олицетворяют верхний мир.

Золотые стреловидные украшения — основной элемент головного убора, олицетворяет четыре стороны света. Крылья птицы — означают верхний мир, божественное происхождение, верховную власть.Рядом с ними находятся две пластины, на которых изображены двенадцать маленьких солнц, означающие 12 месяцев.

Птица олицетворяет верхний мир и имеет божественное происхождение, ибо в небе живут только боги и туда может летать только птица.Крылатые барсы символизируют собой два мира: тьмы и неведения.Шею воина украшала золотая гривна с наконечниками в виде голов тигра, что свидетельствует о знатности сака и его воинских достоинствах.

В мочке левого уха обнаружена золотая серьга, украшенная зернью и подвесками из бирюзы.

Но, вот о том, что на шлеме иссыкского «Золотого человека», который датируется 5-4 веком до нашей эры, т.е.

за пятьсот лет до рождения Христа и почти тысячу лет до появления Нестория, был равносторонний крест (аджи, ваджра), умалчивается историками и археологами! Этот важнейший артефакт был снят со шлема еще советскими археологами, проводившими раскопки в то время, затем спрятан в запасниках московских музеев, а сам факт находки был скрыт от широкой общественности по идеологическим соображениям. Однако и в современном Казахстане он не получил должной оценки и интерпретации в научной среде, поскольку нарушал все сложившиеся исторические взгляды и концепции на историю зарождения и распространения  так называемого «раннего» христианства несторианского толка в Центральной Азии.

И только по настоятельной просьбе исследователя тюркской истории М.Аджи  при своей встрече с президентом Казахстана уже в годы независимости, крест тут же нашли и вернули на свое место.

Следует отметить, что точка зрения, согласно которой наши далекие предки – тюрки, скифы, гунны и др.

– жившие на территории Центральной Азии и вне ее пределов в первом тысячелетии были христианами, или некоторая их часть, в последнее время получает все большее распространение в академических исторических кругах и начинает пропагандироваться в СМИ.

Но, как тогда быть с другими равносторонними тенгрианскими крестами и другими артефактами тюркской культуры, обнаруженными при раскопках Аркаима, датируемыми IV-V тысячелетиями до нашей эры, а также другими находками на Алтае и Енисее, в Минусинской котловине, датируемых до Рождества Христова?..

Каким же должен был быть уровень знаний и технологий возникший за тысячелетия до  того, чтобы добывать, а затем ювелирно оформлять погребальное одеяния подобные «золотому человеку»? И какой уровень культуры должен был быть, чтобы  отразить целую философскую концепцию мироустройства в каждой детали костюма и самого погребального комплекса?

Ковер найденный в 2009 году в кургане кочевой империи хунну в горах Ноин-Ула на территории Монголии(I в. до н. э. – I в. н.э.)
Всем известным западным и восточным цивилизациям  такие достижения того периода были просто не доступны, они яркое свидетельство технологической мощи и культурного могущества тюрков.

Мощи и могущества, идущего из глубины веков и длившиеся затем все первое тысячелетие нашей эры до середины второго, вплоть до распада империи Чингисхана – последнего из императоров, кто верил в Тенгри и несущего веру в единого бога. В связи с этим не удивляет заключение российского ученого Ю.Н.

Дроздова о том, что существующие исторические данные «…свидетельствуют о том, что раннее христианство, как религия, формировалось в тюркскоязычной среде…».

А по утверждению английского профессора Мэри Бойс, в расположенных к востоку от Волги степях Казахстана следует искать и истоки другой крупнейшей религии древности – зороастризма. По схожему историческому сценарию возникло большинство евразийских религиозных учений.

Поэтому не удивительно, что основателями многих из них ранние источники называют именно выходцев из степного Турана. С приходом сакских кочевников I тыс. до н.э. в Индию было связано возникновения такого важного явления в идеологии древнего и современного мира, как буддизм.

Традиция приписывает создание этого крупнейшего этико-философского учения, имеющего и в наше время сотни миллионов последователей, саку Сиддхарте Гаутаме (Шакья Муни). Турано-тенгрианские исторические корни, несомненно, имеет и основанное на почитании природы и культе духов предков главное вероучение японцев синтоизм («путь богов»).

Одно из направлений этой религии так и называется – «тэнри», 天理 テンリ — что на японском языке как и на тюркском) означает «небесный владыка», или «Бог». До 1945 г. синтоизм был государственной религией Японии.

Поиски вымышленного христианского царства Иоанна Пресвитера порожденного слухами о якобы несторианах Центральной Азии, трансформированных из вероучения Тенгри, покрыта многими белыми пятнами, домыслами и мифами,  которые тщательно  переписывалась историками от церкви и различных государств, во времена инквизиции в средние века, вплоть до последнего времени. В этом смысле, приведенный факт и 70-летняя советская цензура истории — детский лепет по сравнению с более чем тысячелетней церковной цензурой, но воспринявшая очень многие элементы у последней.

История «раннего» христианства в Южной Сибири и Центральной Азии, представляется скорее традициями и храмовой культурой позднего тенгрианства, впоследствии эволюционировавшего в христианство, буддизм  и ислам, впрочем эта тема отдельного разговора.

UPD.

К вопросу о датировке и историографии.

  

Источник: https://yvision.kz/post/394046

Золотой человек и другие сокровища сакских курганов

Иссыкский золотой человек

Про «Золотого человека» знают все. Он стал одним из символов Казахстана, про него пишут в школьных учебниках . Когда в 1969 году алматинские археологи возле города Иссык обнаружили чудом уцелевшее от разграбления захоронение юноши сакского периода, это было сенсацией.

Там было найдено свыше 4 тысяч предметов: меч, кинжал, маленькие фигурки оленей, барсов и других животных, которые когда-то были нашиты на костюм. Все это можно посмотреть в Национальном музее Республики Казахстан в Астане.

В прошлом году я побывала там, увидела не только золото из Кургана Иссык и Берельских курганов.

Оказывается, за последние десятилетия в разных частях Казахстана было найдено еще 4 кургана с утварью, оружием, золотым украшениями, и теперь у нас есть не только еще несколько «золотых мужчин»,  но и  «золотая женщина» из могильника Токсай.

Надо сказать, история открытия курганов эпохи железа на территории Казахстана началась еще в середине XIX века.  Тогда исследованием Алтая занялся замечательный человек — Василий Васильевич Радлов. Настоящее его имя было Фридрих Вильгельм Радлофф.

Учась в Берлинском университете, он увлекся востоком, а конкретнее, кочевыми народами степи. Ради этого он выучил русский язык, приехал в Петербург, мечтая принять участие к научной экспедиции.

Но ему предложили занять должность учителя немецкого и латинского языка в Барнаульском горном училище.

Подумать только — известная в научных кругах Германии личность, преподает мальчишкам языки в захолустном русском городе. Каким надо быть энтузиастом, чтоб радоваться такому назначению! Правда, он поставил условие, что во время летних каникул ему будет предоставлена возможность путешествовать по Алтаю.

Для этой цели от правительства России ему было выделено 700 рублей в год. Дневники путешествий  Радлова по Алтаю читаются как увлекательный роман. Описание природы сменяется рассказом о нравах местных жителей. Взгляд Радлова удивительно доброжелателен. В его отзывах нет снисходительности и высокомерия.

Он будет записывать легенды алтайских казахов, присутствовать при камлании шаманов. Кроме исследований языка и фольклора Василий Васильевич будет заниматься археологическими раскопками.  В 1865 году Радлов открыл курган № 1, названый «Большим Берельским курганом».

Там было обнаружено захоронение знатного мужчины. В той же могиле были похоронены 17 лошадей.

Потом в 1929 году экспедицией академика С. И. Руденко были  обнаружены усыпальницы пазырыкских вождей. А Пазырык это тоже на Алтае, недалеко от Береля. Эти могильники особенные.

Дело в том, что в алтайских курганах была вечная мерзлота, чему способствовал горный климат, глинистая почва, которая не оттаивала летом, а, может, и особое умение строителей.

Так что до нас дошли образцы ткани, ковры, изделия из кожи, созданные в эпоху железа.

Сегодня предметы из алтайских могильников находятся в Эрмитаже. С тех пор раскопки на Алтае велись постоянно. В 1998 году археологи Казахстана под руководством Зейноллы Самашева изучали Берельский курган №11. Там обнаружили могилу царя и царицы.

Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы. По углам ее крышки — позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации.

Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.

Могила была частично разграблена, но сохранились деревянные таблички с рисунками, войлочная ткань и останки тринадцати рыжих коней со сбруей (сохранились фрагменты их кожи). Среди изображений — загадочные тигрогрифоны с птичьим клювом, рогами, туловищем зверя.

О грифах писали еще греки: «Имеется и золото в Индийской земле, которое, однако, не в реках разыскивают и промывают, но в обширных и громадных горах, в которых обитают грифы, четвероногие птицы, величиной с волка, с ногами и когтями как у льва. Перья у них на всем теле — чёрные, а на груди — красные.

Из-за них-то обильное в тех краях золото и добывается с трудом». Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Кстати, и в могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном.

Это один из важных элементов символики сакских узоров. Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину. На конях были маски с приделанными к ним позолоченными рогами. В Государственном музее искусства Казахстана в зале золота можно видеть реконструкцию этих коней.

Лошади сохранились так хорошо, что ученые смогли исследовать их кишечник и узнать, чем они питались.

А рядом в витрине фрагменты украшений, сделанных из дерева и обернутых в золотую фольгу. Здесь хорошо видно, где фольга порвалась. Это изображения птицы Самрук, той, что живет на Мировом дереве. Кстати, по более поздним, уже тюркским преданиям, дерево это растет на самой высокой горе Алтая. Так что в этих местах люди жили очень давно.

В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская  (Чиликтинская) долина, известная своими курганами.

Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь.

 Его называют Шиликтинский (Чиликтинский) золотой человек. Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.

Голова оленя с ветвистыми рогами — пожалуй, наиболее распространенное изображение из сакских курганов. Говорят, слово «сака» означает «олень», так что это, очевидно, их племенной тотем. Кроме того, ветвистые рога оленя связывают с Мировым деревом.

Радлов в своих исследованиях о камлании шаманов у алтайцев пишет о том, что шаман поднимается в верхний мир по ветвям этого дерева. С деревом оленей сближали не только ветвистые рога, но и то, что время от времени они их сбрасывают и потом вырастают новые. Оленей почитали и гунны, тоже кочевники, выходцы из Центральной Азии.

Они считали , что эти животные помогают путникам находить дорогу

К началу XXI века было сделано немало открытий и в других районах Казахстана. Первым был, действительно, золотой человек из кургана Иссык. Его обнаружению помог случай. Возле города Иссык строили автобазу.

Так как на месте стройки были курганы, нужно было разрешение археологов. Ученые еще раньше исследовали эти места и нашли разграбленное захоронение.

Говорят, они уже разрешили технике работать, но вдруг бульдозер снял слой земли, и под ним обнаружился вход в не замеченную прежде погребальную камеру. В ней нашли скелет юноши 17-18 лет, усыпанный золотыми бляшками.

Открытие иссыкского кургана обычно связывают с именем Кемаля Акишева. Он был в то время заведующим отдела археологии в Институте истории, археологии и этнографии при Академии наук КазССР.

  Кстати, экспедиция под его руководством работала и в окрестностях Степногорска. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке.

  Но возле Иссыка вел раскопки начальник иссыкского  археологического отряда Бекмуханбет Нурмуханбетов.

Потом посчитали, что там было больше 4 000 золотых предметов. Впрочем, большинство было лишь покрыто тонкой золотой пленкой. После завершения раскопок К. Акишев и реставратор В. И.

 Садомсков задумали из разрозненных фрагментов восстановить костюм юноши. То есть сначала им просто надоело все время вытаскивать и показывать свои находки, да и не полезно это для древних предметов.

Решили сделать  их копии.

А потом стало любопытно: как это все выглядело в древности. Говорят, первую реконструкцию они делали за свои деньги: покупали материалы, реактивы, ткань.

Сделали копии всех украшений, покрыли их тонким слоем золота гальваническим способом. На это ушло 3 года, а после этого  «Золотой человек» побывал на многих выставках в Казахстане и за рубежом.

Позднее было сделано еще несколько копий. Одна из них выставлялась в ЮНЕСКО.

Иссыкский курган дает нам представление о так называемом зверином стиле, главным достижении культуры эпохи железа. Речь идет о тех маленьких, искусно сделанных фигурках животных, которые нашиты на костюм, шапку, украшают оружие.

Кочевники не могли иметь много вещей, но старались, чтоб те немногие, что у них были, несли и эстетическую, и сакральную функции. Каждая фигурка имела определенный смысл. Мы уже говорили о символике разных изображений кочевников эпохи железа: оленях, грифонах, мировом дереве.

 У греков и персов упоминаются разные группы саков. Те, что жили на Тянь-Шане, назывались саки-тиграхауда, «в остроконечных шапках». Вот она, остроконечная шапка.

Архар — один из символов солнца. Крылатые кони — тулпары тоже связаны с культом солнца. Кстати, ведь у самых разных народов солнце поднимается на небо на золотой колеснице, которую везут кони.

Коней с птицами сравнивали древние иранцы. А у тюрков было предание, что тулпары прилетают с неба, когда в мир приходит богатырь. А еще они верили, что у некоторых кобылиц рождаются крылатые жеребята. Чтоб не повредить крылья, матери разрезали живот.

Не случайно, что эти изображения, а также птицы на дереве и барс на горе нашиты на шапку — все они связаны с высшим миром. А есть еще средний мир — там, где мы живем. Там другие животные, они нашиты на куртку золотого человека.

На поясе изображение лосей.

По отворотам — головы тигров. Какие-то у них носы смешные.

Хищник и травоядное животное — в фигурках звериного стиля они часто изображены в единоборстве, что символизировало борьбу жизни и смерти.

Где находятся подлинные фрагменты костюма? Одни пишут, что в Музее Искусства РК, другие — что в Государственном музее золота и драгоценных металлов. О том, что мы видели в Государственном музее искусства  в Астане, можно подробнее посмотреть в моей публикации, пройдя по ссылке: Степногорск-Астана-Степногорск. Как мы ездили на ЭКСПО-2017

А вопросы викторины о Золотом человеке и зверином стиле вы найдете, пройды по ссылке:Наша степь — родина яблок, тюльпанов и других очень важных вещей.

В 1999 году» золотых людей» нашли уже в Западном Казахстане.  Считается, что это сарматский вождь и его жена. Грабители там успели побывать раньше, но и археологам кое-что досталось: кинжал, стрелы около 400 золотых элементов. Это место называется курган Аралтобе.

А в 2012 году нашли и женское захоронение. У археологов это называется могильник Таксай. Кроме обычных украшений там было бронзовое зеркало, ученые полагают, что оно имело ритуальный характер, а женщина была жрицей. Облик женщины реконструировали.

Вот как-то так она выглядела.

У ее ног зеркало. Может, она все же была просто модница? Кстати, в кургане Иссык тоже нашли зеркало, что дало повод некоторым ученым предполагать, что там тоже женщина похоронена. Пол «золотого человека», вроде, никто уверенно определить не может.

Честно говоря, разбираясь с курганами, я запуталась, сколько же у нас золотых людей. В 2010 году в Карагандинской области раскопали могильник Талды II, один из 7 курганов, как считают, V века до н.э. Грабители там побывали, как полагают археологи, не один раз.

Но, судя по тому, что дошло до нас, это была могила очень знатного человека. Изделия сделаны из золота высокой пробы.

А еще есть курганный комплекс Кырык-Оба, и там золота немало. Так что в нашем Казахстане надо внимательно смотреть под ноги. По золоту ходим.

Источник: http://natalya-telezhinskaya.ru/2018/12/25/%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA-%D0%B8-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B0-%D1%81%D0%B0/

Золотой человек в Казачьем Стане

Иссыкский золотой человек

По сути, единого народа скифов не было. Скифами древние греки и другие оседлые народы называли кочевые скотоводческие племена, населявшие степи. Не исключено даже, что это была презрительная кличка типа варваров .

Тех, кто обитал в степях Причерноморья, называли царскими скифами, а тех, кто в жил в азиатских степях, — саками, или азиатскими скифами. Они славили силы природы и особенно главное божество – солнце, то есть это был культ солнца.

А так как олицетворением солнца является золото, то в наряде каждого уважающего себя воина-скифа обязательно присутствовали золотые украшения.

Ну а когда хоронили, например, скифского вождя, его тело старались сплошь покрыть драгоценным металлом. Для этого была разработана специальная технология — ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из нее тонких блях с тисненными на них изображениями. Естественно, могильные курганы грабили, частенько сразу после захоронения.

А еще в древности на захоронения накладывали заклятия. И чем могущественней был покойный при жизни, тем более сильные чары использовались для наложения заклятия для защиты могилы. На захоронения жестоких властителей, проливших немало человеческой крови, накладывались и особые заклятия, запечатывающие дух погребенного. Чтобы не вырвался наружу и не стал снова требовать крови.

Находка в Иссыке

В 50 километрах от Алма-Аты находится небольшой городок Иссык. Местность эта благодатная и красивая, облюбованная в древние времена племенами азиатских скифов — саков.

https://www.youtube.com/watch?v=y6qjTcczwk4

В 1969 году местные власти решили на окраине городка построить автобазу. Но так как этот район представлял интерес для археологов — здесь находился древний курган, — то провели предварительные раскопки.

Занимался ими молодой археолог Бекмуханбет Нурмуханбетов, ныне известный в среде специалистов как Бекенага. Влюбленный в свое дело, преданный науке, абсолютный бессребреник, он работал дни и ночи.

Прошел месяц – не было ни одной существенной находки.

Все указывало на то, что курган разграблен еще в древности. Но интуиция подсказывала Бекмуханбету, что еще не все потеряно. По ночам во сне к археологу приходил воин в золотых доспехах…

Начальство и строители торопили — пора заканчивать раскопки. Последний день клонился к вечеру. Уже на следующий день должны были начать строить автобазу. Ну, хочешь, я еще раз копну? — с сочувствием спросил бульдозерист мрачного археолога.

Через несколько минут работы ковшом он крикнул:

— Здесь бревно какое-то!

Бекенага сломя голову кинулся к находке. Это была нетронутая погребальная камера. Позже выяснилось, что имелись две погребальные камеры: центральная — ложная, неоднократно разграбленная, и боковая, которая находилась в 15 метрах к югу от первой и осталась нетронутой. Возможно, древние саки специально так спроектировали захоронение, опасаясь грабителей.

«Золотой человек»

Захороненный в кургане воин оказался «золотым»! На скелете и под ним были обнаружены многочисленные предметы украшения одежды, головного убора и обуви, изготовленные из золота. Рядом находились заботливо разложенные предметы вооружения и разная утварь, которые могли пригодиться воину в его загробной жизни.

У левого локтя – стрела с золотым наконечником. Здесь же — нагайка, рукоятку которой обвивала широкая золотая лента. На полу камеры — ритуальные сосуды. Всего археологи нашли 4800 украшений. После вскрытия захоронения фараона Тутанхамона это наибольшее количество золотых предметов, когда-либо найденных в гробницах.

Всего археологи обнаружили 4800 украшений.

Такое поразительное сходство ритуалов захоронения и культа солнца в целом доказывает родство египетской и скифской культур, хотя одни жили в степях, а другие в АФРИКЕ! С точки зрения современной науки это невозможно, значит она ошибается. Факты сильнее теорий в любом случае.

А это произошла из за того, что именно наши предки основали Египет , а скифы – это некоторые роды нашей расы. И раньше племена белых людей расселялись и в Африку и в Америку и естественно в Евразию, так как имели технологии позволявший перемещаться с материка на материк.

Также они имели свойство называться по имени царя или вождя племени : так что скорее всего скифы — это люди Скифа. (подробнее в Велесовой книге).

В наши дни «Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана. Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алма-Аты.

На штандарте президента Казахстана также изображена фигура золотого воина на крылатом барсе. Правда, художники и скульпторы изображают его могучим мужчиной, придают лицу суровое выражение. Хотя это чистый художественный вымысел.

На самом деле золотой воин — либо подросток, либо очень молодой человек, а скорее всего девушка.

Второй «золотой человек»

В Восточном Казахстане есть долина Шиликты. С трех сторон долину, протянувшуюся на 80 километров в длину и на 30 в ширину, окружают горные массивы. Лето здесь прохладное, зима — теплая и бесснежная.

Поэтому начиная с бронзового века, в XXXIII-XI столетиях до нашей эры, эти земли были густо заселены раннеземледельческими и скотоводческими племенами. Судя по всему, в долине находилась ставка могущественных владык Великой степи.

Около 130 курганов скифского времени находятся в центральной ее части, на площади, охватывающей 1,5 километра в ширину и 6 в длину. Такая плотная концентрация элитарных памятников сакской культуры на небольшой территории встречается очень редко.

За девять лет археологи успели раскопать и изучить 13 курганов. Сенсационный материал получен с кургана Байгетобе, где обнаружен еще один сакский «золотой человек». Всего в кургане Байгетобе могильника Шиликты найдено 4303 золотых изделия. Большое количество золотых украшений и грандиозные размеры могилы явно доказывают, что там погребен могущественный властитель.

Не просто вождь племени или знатный вельможа, а настоящий царь. В отличие от знаменитого иссыкского «золотого человека», это могучий мужчина-воин. Об этом свидетельствуют и доспехи, изготовленные из литого золота (у иссыкского — из фольгированного). Такую тяжесть мог носить только очень сильный человек — настоящий жестокий царь, опаленный огнем многочисленных войн.

Проклятие «золотого царя»

А с недавних пор на эту долину обрушились беды. Местные жители утверждают, что после того, как девять лет назад археологи раскопали курган Байгетобе, в деревнях стали происходить странные события.

На подворьях гибнет скот, урожай скудеет, с экологией и климатом творится что-то непонятное — бури, снегопады, которых в долине никогда не было. Люди страдают головными болями, которые не поддаются лечению.

А в последнее время в деревнях стали рождаться слабоумные дети…

Многие уверены, что во всех этих бедах виноват злобный дух потревоженного учеными сакского царя. Говорят, спасти долину от надвигающихся катастроф может лишь возвращение останков в гробницу.

В качестве варианта люди предлагают открыть музей под открытым небом. Такой же, как в Иссыке, — «Сакские курганы».

Вот такой “магией” могли пользоваться наши предки, а это возможно только в случае развития разума, превышающего современный.

Никто не знает, какие беды может принести потревоженный дух.

По материалам статьи Эрика Аубакирова из журнала “Тайны XX века”.

Материалы по теме:

Запретная история КазаКстана

Казахстан. Интересное название, правда? Еще более интереснее оно звучит в раннем переложении- КазаКстан (см. рисунок). Выходит, Казачий Стан?

Вообще, если в кратце посмотреть на историю этого края за последние 800 лет, то мы проследим трагичную историю этой русской, казакской земли.

По сообщению Лавреньевская летописи:

«… лета [6737 лето или по современному 1229 г.] саксини и половци възбегоша из низу к болгаромъ передъ татары; и сторожеве болгарьскыи прибегоша, бьени отъ татаръ близь рекы, ейже имя Яикъ.»

«В лето 6740 (1232) приидоша Татарове и зимоваша, не дошедше Великого города Болгарского».

То есть, летопись сообщает нам, что с территории Средней Азии шли татары (арабо-тюрки) и спасаясь от них, бежали с этих земель САКСИНИ и ПОЛОВЦЫ, к волжским болгарам (волгарям).

Интересно то, что впоследствии нам известна земля САКСОНИЯ в Европе, БОЛГАРИЯ на Дунае, а ПОЛОВЦЫ якобы сгинули… Однако на деле получается, что в Великой степи до прихода туда арабо-тюрок в 13в. жили… славяне.

Саксини бежали сначала в Булгар, а оттуда в Европу, где были ассимилированы немцами.

Читать далее

Ещё по теме:

Забытый Вѣрный

Верный (ныне — Алма-Ата) — город, военное укрепление, основанное русскими 4 февраля 1854 года .

Вскоре разрослось и превратилось в крупную казачью станицу, куда активно прибывали поселенцы из центральных регионов России (Воронежской, Орловской, Курской губерний). В 1867 году Верный стал центром Семиреченской губернии.

При советской власти, вначале входил в КазаКстан, затем сделан столицей кочевников-скотоводов кайсаков, из которых на скору руку сделали — казахов…

Читать далее

Источник: https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/zolotoj-chelovek-v-kazachem-stane

Саки Алтая. Шиликтинский золотой человек

Иссыкский золотой человек
Шиликтинский золотой человек. реконструкция. особенно интерсесны сапоги-прообраз ботфорт. Подобные сапоги найдены в захоронениях вандолов Юстиниана,так же закрывающие коолени.

Vandali Justiniani, фото таких сапог можно найти в Журнале » Новый солдат» как видно, умерший изображен блондином, и казастанские ученые в кои-то веки не стали заниматься подлогом,очевидно,были найдены волосы покойного.

Шиликтинский «Золотой человек» был найден в 2003 году. Захоронение датируется VIII веком до нашей эры, этот «Золотой человек» старше иссыкского на 400 лет.

По словам археолога Абдеша Ташкеновича Толеубаева, деревянная гробница была спрятана в каменном кургане, покрытом слоем земли. Строение имело форму усеченной пирамиды. Внутри гробницы было обнаружено 4303 золотых изделия.

иссыкский золотой человек.

Автор реконструкции художник-реставратор, основатель и руководитель научно-реставрационной лаборатории радиция наряжения представителей высших слоев общества в так называемую «золотую одежду» была характерна, в основном, для общества сако-скифского времени.

Одной из самых интересных для археологов находок в этом кургане является золотая сережка размером 1 миллиметр, ушко ее 0, 5 миллиметра. Ученые разгадывают загадку, как могли древние люди, которые жили 2700 лет назад изготовить золотое изделие с такой ювелирной точностью.

Иссыкский золотой человек

Костюм Шиликтинского человека по своим социально-знаковым функциям соответствует статусу царя, хана или другого правителя, в то же время их знаковый костюм отражает модель мира в мировоззрении их создателей и носителей. Образы священных животных, украшающие одежду шиликтинского человека, выполненные золотом, несут в себе особую знаковость, святость, являются своеобразным оберегом.

Реконструкция Шиликтинского золотого человека.

Автор в своей научной реконструкции одежды и наряда шиликтинского человека часто обращался и к находкам из Уландрыка. Которые позволяют объяснить назначение целого ряда уникальных предметов, ибо они хорошо сохранились в древнем льду, заполнявшем погребальное сооружения.

В ходе мероприятия состоялась торжественная церемония перерезания ленты, в которой приняли участие общественный деятель, этнограф Молдабек Жанболатов, археолог, кандидат исторических наук, профессор университета имени Шакарима Амантай Исин.

Зейноллы Самашева изучали Берельский курган №11. Там обнаружили могилу царя и царицы. Они лежали в колоде, выдолбленной из лиственницы.

По углам ее крышки — позолоченные изображения орлов. Любопытно, что на черепе мужчины видны следы трепанации. Что это значит? Вскрывали ему череп после смерти или пытались делать операцию? А что, говорят, древние египтяне умели делать операции на головном мозге.

Образ грифа, стерегущего золото, у греков был связан со степными кочевниками. Кстати, и в могиле Золотого человека был найден кинжал, украшенный грифоном.

Это один из важных элементов символики сакских узоров. Этим изображением украшали только предметы, необходимые мужчине-воину. На конях были маски с приделанными к ним позолоченными рогами. В Государственном музее искусства Казахстана в зале золота можно видеть реконструкцию этих коней. Лошади сохранились так хорошо, что ученые смогли исследовать их кишечник и узнать, чем они питались.

К коням приделывали рога, и получаеся, люди этой культуры отличались от саков Алтая. по крайней мере,коней с рогами там нет.

В 2003 году было снова сделано важное открытие на Алтае. В Зайсанском районе есть Шиликтинская (Чиликтинская) долина, известная своими курганами.

Когда группа археологов Абдеша Толеубаева вскрыла самый большой из них, который сегодня называют Байгетобе, то обнаружили захоронение, которое было частично разграблено. Однако то, что удалось найти, позволило предположить, что здесь похоронен царь. Его называют Шиликтинский (Чиликтинский) золотой человек.

Причем считается, что это самое старое из известных захоронений. Возможно, VII век до н.э.

И среди находок не указаны лебеди исполненные из войлока, найденные в Пызырыкских курганах, то есть, получается, что это были разные племена, поскольку фарн у них был разный.

голова мужчины из пятого Пызырыкского кургана. Как видно,волосы светлые.( По поводу не Ортокорибант ли это,вероятно, но не факт,хотя волосы на правой стороне черепа)

Люди Шиликтинской культуры имели фарном овна(оленя), а Пызырыкской-лебедя.

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

https://ridero.ru/books/gunny_narod_prishedshii_s_yamala_attila_kagan_gunnov_iz_roda_velsungov/

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века

https://ridero.ru/books/krito-mikenskaya_kultura_i_religiya_kak_chast_indoevropeiskoi_kultury_epokhi_bronzovogo_veka/

Мертвая царевна и Семеро Грезящих

https://ridero.ru/books/mertvaya_carevna_i_semero_grezyashikh/

Близнецы с Алатырь-острова. Дети Мертвой матери

Легенды Севера

https://ridero.ru/books/bliznecy_s_alatyr-ostrova_deti_mertvoi_materi/

Сын звезды, рожденный горой. Александр Великий

https://ridero.ru/books/syn_zvezdy_rozhdennyi_goroi_aleksandr_velikii_1/

https://www.litres.ru/sergey-solovev-16101165/syn-zvezdy-rozhdennyy-goroy-aleksandr-velikiy/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d9ef2631d656a00ad1f98c9/5e25f8e8a3f6e400b5c43870

Refy-free
Добавить комментарий