Искусство в системе культуры

Искусство в системе культуры

Искусство в системе культуры

Искусство,одна из специализированных форм культуры, существует параллельно с мифом, религией и другими сферами духовной культуры. Выделяют несколько подходов в осмыслении этого явления.

Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности, «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты».

Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккуму­лируются художественно — эстетические ценности. В-третьих, это форма чувст­венного познания мира.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно ска­зать, что это «образ» — образ мира и человека, переработанный в сознании ху­дожника, выраженный им в звуках, красках, формах.

В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение; мировоззрение культурных эпох. В культуре существует некая сфера «эстетического» (с греч. — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию).

Именно здесь раскры­вается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагиче­ского и комического. Эстетическая связь искусства и природы «состоит не в повторении, а в продол­жении того художественного дела, которое начато природой»(В. Соловьев) .

Искусство обогащает культуру духовными ценностями через создание субъективированных представлений о мире, через систему образов, символизирующих смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи.

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин «катарсис». Аристотель понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание.

Искусство, особенно трагедия, заставляя человека жить жизнью другого, переживать ее как свою собственную, учит видеть в другом человеке себе подобного, очищает душу, отучает от эгоизма. Мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие.

В за­висимости от степени овладения «языками искусства», люди получают удоволь­ствие от фильмов А. Тарковского или триллеров, от «бульварной» детективной литературы или поэзии Гете и романов Достоевского, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы.

Но чувст­венное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эсте­тического восприятия.

Искусство — явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние.

Взаимоотношения морали и искусства можно проследить со времен становления человеческой культуры. Укоренившись в общественном сознании, моральные нормы всегда искали себе закрепление и в художественных формах.

Все мифологии мира пропитаны моральными принципами, оценками, установками, свойственными определенному времени, месту и этносу. Искусство неотделимо от использования моральных установок как общечеловеческого, так и национального характера, как классового, сословного, так и возрастного характера.

У Чуковского в «Мойдодыре» декларируется одна очень простая и понятная для детей мысль: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам — стыд и срам, стыд и срам». Но искусство может быть и бунтарским, выступать с критикой общепризнанной, консервативной морали. В связи с этим можно обратиться к творчеству Л. Толстого.

Его романы «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната» есть не что иное, как острая, нелицеприятная критика светской морали с элементами лицемерия и ханжества.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры.

Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противо­стоять им в периоды кризисов.

Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О.

Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.

Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагива­ет и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характе­ристике взаимодействия науки и искусства. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуж­дается.

Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рацио­нальными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др.

Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление не­строгое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры.

Объ­ектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гайденко писала: «Как живопись XV—XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода — к геометрии…

Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы». В эпоху Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой пер­спективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, всоот­ветствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Гали­лей).

Противопоставление этих двух способов познания — научного и художест­венного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, разрешая его через гуманизацию самой науки.

Связь искусства и науки свойственна и для такого специфического жанра, как научная фантастика. Он возник на рубеже XIX—XX вв. Его появлению мы обязаны бурному развитию научного знания. Художественное прогнозирование основано на принципе опережающего отражения.

В произведениях этого жанра писатель, опираясь уже на научные достижения, строит мысленный эксперимент, который иногда удачно прорицает картину будущего. Основоположниками этого жанра в литературе стали: Ж. Берн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов.

Как правило, в научной фантастике искусство предвосхищало научные открытия. Иногда искусство обращается к темам, тесно связанным с научными исследованиями, и на их фоне дает развитие художественных характеров. В этом плане показательно творчество Д.

Гранина, известные его повести и романы, в частности «Иду на грозу», «Зубр». Здесь же уместно вспомнить роман В. Дудинцева «Белые одежды», посвященный критике лысенковщины.

Существует определенная связь художника с обществом. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы опреде­ленных социальных слоев, групп, классов, партий; взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи.

Их отражением была обращенность искусства к Богу в европейской средневековой и восточных культурах, в революционных эпохах оно звало на баррикады, выполняло идеологи­ческие задачи тоталитарной власти.

Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Однако нельзя не увидеть значительной независимости искусства от политической сферы. Настоящее искусство редко бывает политически ангажированным. Художники что называется от Бога, как правило, стараются избежать союза с властью.

Темы взаимоотношения художника и власти остро переживались Пушкиным. Не случайно фраза: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь», — стала афористической.

Власть очень часто стремится превратить искусство в свою служанку.

Художники нередко проявляли свою независимость от общества в любом его проявлении. Русский мыслитель С. Булгаков утверждал, что истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно «са­мо себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон».

Повинуясь внутреннему зову, а не социальному заказу, поэт испытывает чувство удовлетворения от своего произведения либо же он сам себя осудит и отвергнет результаты своего творчества. Повинуясь такому внутреннему импульсу, Н.

Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» и создает покаянную исповедь «Избранные места из переписки с друзьями». Вместе с тем мы знаем огромное количество гениальных произведений, написанных по «заказу» (почти вся живопись эпохи Возрождения, музыка Баха, Моцарта и т.д.).

Для истинного художника «заказ» — широкое поле для творчества, выражение своего «Я».

Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно и деструктивно; может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот. В целом же искусство способно поддерживать открытость системы ценностей, поиска и выбора ориентации в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_229310_iskusstvo-v-sisteme-kulturi.html

12. ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ

Искусство в системе культуры

Искусство – специфическая форма культуры, связанная со способностью к эстетическому освоению и отображению бытия в образно-символическом ключе при опоре на творческое воображение.

Не столько «разум», сколько способность к художественному творчеству отличает человека от других живых существ. Следовательно, искусство – это художественное творчество, исполненное на высочайшем качественном уровне и имеющее неповторимые, уникальные черты и характеристики. Художественная культура – это область культуры, внутри которой осуществляется и реализуется художественное творчество.

Наиболее существенными и отличительными чертами искусства является связь с переживаниями и эмоциями. Выдающийся советский психолог Л. С.

Выготский (1896 — 1934) определял искусство как «общественную технику чувств…, как совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбуждать в людях эмоции».

Для обозначения эстетического воздействия искусства на человека уже в античной философии появляется термин «катарсис» (от греч. katharsis – очищение).

Аристотель, например,  понимал под катарсисом страх и сострадание, результатом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием. Л. С. Выготский считал, что катарсис может рассматриваться как завершающая фаза сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства: в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, «самосгорание» противоположно направленных «аффектов».

Изучением искусства занимаются философия, эстетика, искусствоведение и литературоведение.  Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 – 1574), итальянского живописца и архитектора. Немецкий философ А.

Баумгартен (1714 – 1762) в XVIII веке ввел термин «эстетика» для обозначения «науки о чувственном знании». С точки зрения Баумгартена, постигаемое в чувственном знании совершенство и есть прекрасное.

  Но поскольку единственной областью воплощения прекрасного является искусство, он определил эстетику как науку о прекрасном и условиях воплощения последнего в искусстве.

Искусство зародилось еще в период верхнего палеолита (40 тыс. лет тому назад) как элемент магической и ритуальной практики. Первобытное искусство представляло собой неразрывный синкретический (от греч. synkretismos – соединение) комплекс,  единое целое. Искусство становилось средством общения между людьми и представляло обобщенную картину мира в художественных образах.

В XIX — XX вв. появилось несколько теорий происхождения искусств. Ф. Шиллер (1759 –1805), великий немецкий поэт, выдвинул теорию, согласно которой в основе всякого художественного творчества лежит унаследованное от животных стремление к игре.

Искусство в целом может рассматриваться как некая условная модель реальной жизни, как «игра в жизнь». Наиболее законченно эта точка зрения отражена в книге голландского культуролога Й. Хейзинги (1872 – 1945) «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры».

Игра, как и искусство, есть непринужденно-свободная и творческая деятельность. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где  непосредственная веселая игра фактически сливается с самой жизнью. Й.

Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке и религии. «Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама игра, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры.

Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое

выражение в освященных состязаниях… Вывод должен был следовать один: культура в ее древнейших фазах «играется». Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела; она разворачивается в игре и как игра». Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

В античной философии возникла теория, связанная с генезисом искусства, которая носит название «имитативной».  В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания. Античный мыслитель Демокрит (около 460 – 370 г. до н.э.) считал, что  искусство возникает из непосредственного подражания животным. Именно в античности появляется термин «мимезис» – подражание.

Ч. Дарвин и многие его последователи рассматривали искусство как реализацию «инстинкта украшения», средство полового привлечения.

Следовательно, генезис искусства можно рассматривать как проявление различных имитационно-игровых форм поведения или изобразительных фиксаций и их значимых сущностей.

  На протяжении почти всей истории человечества, вплоть до конца Средневековья, искусство являлось преимущественно отраслью, «обслуживающей» религиозные, политические, образовательные функции, выделившись в самостоятельную сферу деятельности лишь к началу Нового времени.

Различные подходы к возникновению искусства свидетельствуют о множественности его функций:

1) нравственного осмысления и обобщения социального опыта людей;

2) формирования эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощенных в художественных образах;

3) социализации и инкультурации личности, приобщения ее к системе нравственных и эстетических ценностей, моделей поведения;

4) расширения нравственного опыта, осваиваемого людьми; увеличения числа примеров, культурных образцов, что приводит к социальной регуляции жизни общества; воздействия на сознание людей;

5) создания эстетически организованной среды обитания людей, обогащенной высокохудожественными образцами культурных ценностей.

Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими ее проявлениями: религией, политикой, философией и наукой.

Если рассматривать искусство как некий идеал, к которому стремится человечество, то наиболее тесные контакты сохранены с религией. Это объясняется, прежде всего, тем, что религия и искусство обращаются к самым тонким сторонам человеческой души.

Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы.

Как верующий человек, так и художник склонны к глубоким субъективным, интимным переживаниям и каждый поклоняется своему Богу: первый – Создателю, второй – красоте созданного им мира.

Иными словами, для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, целая система средств, призванных пробудить религиозный экстаз. Для искусства характерны восхищение и поклонение реальному миру и стремление отразить его в художественных образах для пробуждения эстетического экстаза.

Проблема взаимодействия искусства и политики намного сложнее, чем взаимодействие с религией, которое представляет собой форму общественного сознания, связанная неким внутренним единством и обогащающие друг друга.

Эстетическое и религиозное чувства способствуют объединению огромных масс людей, в то время как политика служит интересам отдельных групп (наций, партий, классов и т.п.), препятствуя созданию единства всего человечества.

Искусство служит средством проведения идеологических установок для тех или иных политических партий. Примером может слу

жить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы, служащий средством театрализации политической и общественной жизни.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Искусство, так же как и философию, можно назвать самосознанием культуры. Это как бы художественный взгляд «изнутри»  в рамках какой-либо культурной эпохи.

Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, передавал не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в период кризисов.

Таково соотношение философии и искусства.

Взаимодействие науки и искусства затрагивает и отражает особенности творческого мышления. Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами. Для нее характерны: строгое логическое мышление и наднациональность.

Искусство мыслит метафорически, опираясь на чувственные образы художника и национальные особенности его культуры. Любая ценность науки измеряется практическими целями: с одной стороны – это создание компьютера, а с другой – оружие уничтожения. Высшая ценность культуры заключается в познании человека.

В современном мире наука, мощными темпами рационализируя человеческий труд, в то же время «роботизирует» человека. Подавляя другие формы истин, наука ограничивает возможности духовного развития человека, косвенно контролирует систему человеческих ориентиров, что ведет к формированию «одномерного человека», т.е. узкого и глубокого специалиста.

Данное глубокое противоречие не разрешится до тех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: «Познай самого себя!»

Искусство и техника на первый взгляд кажутся совершенно различными сферами творческой деятельности человека. В XX веке наиболее остро актуализируется проблема соотношения искусства и техники.

Как технологическая основа «массовой культуры» данный союз способствовал сохранению, неограниченному тиражированию и широкому распространению литературы, изобразительного искусства, музыки и т.п.

Плодотворным результатом взаимодействия техники и искусства было изобретение аппаратов, способствующих появлению новых, «технических» видов искусства ( художественная фотография, кино, телевидение и т.п.). Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению традиционного искусства.

Источник: http://libraryno.ru/12-iskusstvo-v-sisteme-kul-tury-kult/

Refy-free
Добавить комментарий