Иррационализм философии Фридриха Ницше

Шпаргалка иррационализм и философия жизни

Иррационализм философии Фридриха Ницше

Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и мак­симально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.

Однако с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии согласились не все.

Во второй половине XIX в. выделились два главных направ­ления, по которым шла критика немецкой классической филосо­фии, особенно гегельянства:

• «критика слева», представленная материалистической фило­софией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

• «критика справа», представленная так называемой некласси­ческой идеалистической философией.

2.Неклассическая идеалистическая философия ставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые.

Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и «классики», с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.

) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в. являлись иррационализм и «фило­софия жизни» и были, главным образом, представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

132

3. Иррационализм отвергал логические связи в природе, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр (1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге «Мир как воля и представление» философ вы­водит логический закон достаточного основания. Согласно дан­ному закону истинная философия должна исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления, которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само­стоятельных закона:

• закон бытия — для пространства и времени;

• закон причинности — для материального мира;

закон логического основания — для познания;

• закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

• непосредственного познания;

• отвлеченного (рефлективного) познания;

• интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Воля, по Шопенгауэру, — абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

133

Воля:

• лежит в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой («вещью в себе»).

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не «вещь в себе», а воля;

• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде «бессознательной», «дремлющей» воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

«насущные» философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит в возможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.

) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма, «философии жизни») и позитивизма. 4.

Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 — 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму «философии жизни».

134

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

• «воля к жизни»;

• воля внутри самого человека («внутренний стержень»);

• неуправляемая, бессознательная воля — страсти, влечения, аффекты;

• «воля к власти».

Последней разновидности воли — «воле к власти» — философ уделяет особое внимание. По Ницше, «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку.

По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека.

Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я».

Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, «воля к жизни», «воля к власти») была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей (1833 — 1911) также принадлежал к числу представителей направления «философии жизни».

Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все мно­гообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие «жизнь».

Жизнь — способ бытия человека в мире. Жизнь обладает та­кими признаками, как:

• целостность;

• наличие многообразного духовного начала;

• неразрывное единство с высшим миром.

Согласно Дильтею философия должна прекратить «схоласти­ческие» дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и со­средоточить все внимание на изучении жизни как особого фе­номена во всех ее проявлениях.

Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити­ческим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал кон­цепции, согласно которым история — предопределенный и за­кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.

«Философия жизни» и экзистенциализм – иррационалистические направления в философии конца ХIХ – нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму и интуицию и инстинкт.

основоположник «философии жизни» – немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). Основное понятие его философии – «воля к жизни» – первичная, не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира. Единая мировая воля проявляется в живой и неживой природе. Проявляясь в человеке, она подчиняет его себе, от нее зависят все его поступки.

Разум человека ограничен целями самосохранения, борьбы за существование. Мир недоступен разумному познанию, он может быть постигнут только интуицией. Философия Шопенгауэра пессимистична, выражает негативное отношение к жизни, в которой нет смысла и целесообразности.

Человек не может ничего в мире изменить, но он может «убежать» от страданий в область эстетического созерцания и аскетизма.

Фридрих Ницше (1844 – 1900). Его основные работы: «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла». Произведения Ницше написаны в форме мифических иносказаний и афоризмов, что послужило причиной их неоднозначного понимания.

Центральные понятия его философии – «воля к власти» и «сверхчеловек». Мир в учении Ницше – это вечное становление, в основе которого борьба множества воль, стремящихся к превосходству.

Человек может утвердить свою свободу только в одиноком противостоянии миру, преодолевая в себе мораль как коллективный способ выживания не способных самостоятельно бороться людей. Повышению воли к власти способствует не интеллект, а сила («право сильного»).

Идеал личности для Ницше – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти – сверхчеловек.

Источник: http://shpora.me/112233/irracionalizm

Иррационализм в философии Ницше

Иррационализм философии Фридриха Ницше

1. Краткая биография Фридриха Ницше. Безумие

Фридрих Ницше родился в 1844 г. («достоверно установлено, что его предки уже с 1570 г. жили в Верхней Лаузице, затем в Бабре; небольшом городке близ старинного Наумбурга. Отец философа Карл Людвиг Ницше родился 10 октября 1813 г. в семье ойленбургского суперинтенданта Ф.А.Л. Ницше (1756-1826).

15 октября у Людвига и Франциски родился первенец, здоровый и крепкий малый. Отец нарек мальчика – Фридрих Вильгельм (в честь короля). В июле 1846 г. появилась дочь Элизабет, а еще через 2 года – второй сын Йозеф (впоследствии умерший»)*, учился в Бонне и Лейпциге, в 1868-1869 гг.

получил профессуру в Базельском университете, которую вскоре вынужден был оставить из-за болезни. С 1876 г. и всю свою жизнь страдал тяжелейшими головными болями. Бывало, писал он, что 200 дней в году проходили в жутких мучениях.

Но это не было невропатологией, как принято считать («обстоятельства и причины душевного Фридриха Ницше досконально не выяснены. Сестра Элизабет упорно писала, что апоплексический удар явился следствием нервного истощения из-за чересчур напряженной работы и вредного воздействия успокаивающих лекарств.

Известно, что Ницше оставался в полном сознании, признаков чисто физических расстройств у него не было зафиксировано. Не было в то время и слишком напряженной умственной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=rfrYgwqh0Yo

Что касается медицинского диагноза, то он гласил: прогрессирующий паралич, под которым, впрочем, в к. ХIХ в. понимали более широкий и довольно неопределенный круг заболеваний, нежели теперь.

К тому же прогрессирующий паралич не является душевной болезнью в собственном смысле. Обычно он представляет нарушение функции головного мозга, вызванное внешней инфекцией.

Вообщем сведения о болезни Ницше скудны и противоречивы.

2. Мораль «По ту сторону добра и зла»

А. Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни

Ницше часто называют нигилистом, да, в этом есть разумное зерно, так как философ пытался объяснить нигилизм как явление культуры, морали. По его мысли, нигилизм порожден отсутствием достойной замены традиционной морали, когда она уже не смогла решать жизненные проблемы. Но нигилизм – не выход, его нужно преодолеть. Нигилизму он противопоставил философию жизни.

В основе философии жизни Ницше была мысль о двух инстинктах, двух природных началах культуры, апполоновском и дионисийском. Дионисийское начало – источник непокоя, мук, несчастий, стихийного порыва. Аполлоновское – обеспечивает гармонию, тишину и покой.

« Итак, два греческих бога, Аполлон и Дионис, стали для Ницше символом разных мироощущений и инстинктов. Аполлон предостерегал от диких порывов, передавал мудрый покой бога. Эта красота и гармония аполлоновского мироощущения отразилась в гомеровском искусстве.

Но при этом Аполлон оставался богом иллюзий и заслонял человека от смерти иллюзией вечности. Дионис же порождал противоположные инстинкты: тревоги, сомнения, смятения. Под влиянием такого мироощущения человек сбрасывал с себя «покрывало Майи», т.е.

как бы пробуждался от сна иллюзий и праздновал праздник единения с природой.

Искусство и нетрадиционная мораль, по мнению Ницше, помогут преодолеть кризис культуры. К жизни, писал он, следует относиться как к «эстетическому феномену», потому что бог вообще – это бог-художник, а человек и жизнь – его произведение.

Б. Ницше и Сократ

Бедой культуры современного общества Ницше считал тот факт, что ее прародительницей была не греческая, александрийская культура, типичным представителем которой был Сократ, определенный тип ученого и философа. Поэтому культуру ХIХ в. Ницше называл сократовской.

Культура Сократа – плод победы аполлоновского начала. Ее идолами стали образование, просвещение, наука, которые заменили собой саму жизнь. Они вытеснили подлинно жизненные ценности, сама жизнь; перестал цениться человек с его природой и жизненными инстинктами.

В чем спор между Ницше и Сократом?

Известно, что Сократ придавал практически-этический смысл. Ницше усмотрел в этом опасность утилитаризма философского знания.

В явлении сократовской культуры виделась ему угроза для неординарного человека, для одиночки, выделяющегося своими нравственными и иными суждениями.

Ницше считал вообще небезопасным для культуры, когда «вся масса философствует», потому что при этом чаще всего происходит подмена высоты суждений науки рационализмом.

«Сократ, по Ницше, является тем типом «теоретического человека», который изгнал из нравственного мироощущения мечту и иллюзию. На их место он поставил « несокрушимую веру в то, что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия и что это мышление не только может познать бытие, но даже и исправить его.

Различие позиций Ницше и Сократа по отношению к жизни состояло в том, что для Сократа жизнь была скорее, прежде всего – объектом познания. А для Ницше жизнь таинственна и непознаваема, она дает о себе знать лишь через жизненные инстинкты.

В. Человек и тотальность. Ницше и социализм.

Притягательность имени Ницше связана с тем, что он остро поставил вопрос об автономности, оригинальности человека и о необходимости преодоления обычной морали (концепция радикальной критики ценностей общества стала основой для «критической теории» — известного философского направления (Франкфуртской школы, представителями которой были Адорно, Маркузе, Хоркхаймер, Шмидт). «Автономная мораль обусловлена, писал Ницше, свободой человека от рождения. Человек не может быть зависим от социальных связей, у него одна зависимость: он часть целого, природы, космоса. Никто и ничто не может вырвать его из этой зависимости и навязать свою оценку.

Общество способно ущемить свободу человека и сделать его «одномерным», функцией, «винтиком» социального механизма».*

Ницше считал, что опасностью для личности является не только авторитарная власть, тоталитаризм, но любое общество и демократия тоже.

Ницше был врагом демократии, так как она расковывала и несколько освобождала человека, однако не поощряла индивидуальность и тоже требовала соблюдения определенных традиций и морали.

Ницше опасался демократии, потому что она несла мораль равенства, которая поддерживает «маленьких людей», кроме того, она снижает потребность в бунте, столь необходимом человеку.

«Отношение Ницше к социализму было неординарным и альтернативным многим направлениям. Прежде всего, в отличие, например, от Марксова анализа социалистического устройства общества Ницше подходил к этому не с классовых позиций, а с позиции индивидуума.

(Для любого современного человека, на мой взгляд, это единственно правильный подход) Ницше отвергал такое устройство общества, которое ведет народ к царству коллективизма и ко всеобщей подконтрольности, ибо оно, по его убеждению, не может способствовать прогрессу, и нравственному тоже, а неизбежно приведет к упадку культуры, аморализму, коррупции и мошенничеству в государственных масштабах».

В социализме и социалистических идеях Ницше видел угрозу индивиду и индивидуальности, условия для развития «стадности». Он резко выступал против современных ему идеологов социализма, в частности Е.

Дюринга, и не мог вообще принять социализма, так как вся его этика – этика индивидуализма, она выделяет в человеческой нравственности только оригинальные свойства.

Этика не позволяла ему принять не только социализм, но и христианство, и любые формы демократии, обращенные к коллективизму как нравственной форме.

Г. Здравый смысл – всего лишь интерпретация.

Философы и простые люди в большинстве своем верят, что в Мире существует объективный порядок вещей и все теории о Мире ложны или правильны в той степени, в какой они отражают этот порядок, верно или неверно делают это. Представление об объективной структуре Мира Ницше отрицал, как и представление об истине.

Мир здравого смысла, в который верят простые люди, состоит из объектов, которые такие, какими они кажутся, доступны и функционируют по законам сознания простого человека. Философы считали данный взгляд на Мир более или менее очевидным.

 «Таким образом, здравый смысл – это интерпретация, а не нечто противостоящее тем или иным интерпретациям. Как и любое другое истолкование Мира, здравый смысл имеет своим источником иррациональные импульсы, страхи, желания, надежды. 

У Ницше было сложное отношение к здравому смыслу. Он считал его сплетением ошибок и ложных верований, всего лишь интерпретацией, не имеющей ни малейшего сходства с действительностью.

Ницше часто повторяет, что все ложно. Он имеет в виду, что в Мире нет никакого порядка, которому могли бы соответствовать вещи. Но если какое-либо утверждение входит в противоречие со здравым смыслом, оно противоречит нашим условиям существования, которые мы выработали для себя и значит не жизненно и нам нужно против него бороться. Поэтому Ницше своеобразно защищал здравый смысл.

3. «Три кита» философии Фридриха Ницше

А. Идея Сверхчеловека

I. Отражение идеи Сверхчеловека в «Как говорил Заратустра».

Идея Сверхчеловека – одна из немногих позитивных идей Ницше представлена в произведении «Так говорил Заратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это, несомненно, так, поскольку в этом произведении Ф.

Ницше сплелись 2 основные идеи, к которым он шел, как оказалось, всю свою жизнь – Сверхчеловек и Вечное Возвращение + неизменный мотив главенства Воли к Власти) Исторический Заратустра (Зороастр) верил в то, что мир является ареной борьбы между двумя космическими силами – Добром и Злом.

Он призывал принять сторону светлой стороны. Но Ницше находился «по ту сторону добра и зла», то он не верил во все это.

Философ, так как Заратустра был первым, кто ошибся в том, что моральные ценности являются объективными характеристиками человека, «заставил» его исправить ошибку и создать новую философию. Он сделал его своим «сыном» и литературным персонажем.

В качестве идеала, к которому должны стремиться как «люди», эта идея является неопределенной и неконкретной целью. Сверхчеловек противопоставляется тому, кого Ницше называл «последний человек», кто стремится как можно больше походить на других. Это человек стада, современной эпохи, и Ницше и Заратустра презирают его.

II. Ubermensch – шаг вперед.

Предмет разговора о Сверхчеловеке связан не с тем, чтобы перестать делать нечто, что мы делали ранее, а с тем, чтобы двинуться в новом направлении. Но куда? Ницше оставил каждому право выбирать самому, что возможно неправильно в такой идее.

Формула характера: «Душное сердце плюс холодная голова минус человеческое, слишком человеческое» из «Заратустры» — довольно слабая рекомендация. Она говорит лишь, что мы должны стремиться держать под контролем как эмоциональную, так и интеллектуальную жизнь, не ущемляя ни одно, ни другое, и что не должны быть мелочными и «просто» человечными.

Следовательно, Сверхчеловек – это не гигант, подавляющий своих мелких собратьев. Это просто радостное, свободное человеческое существо, обладающее инстинктивными побуждениями, которые не порабощают его.

Ницше сделал идею о Сверхчеловеке изменчивой, а не устойчивой, чтобы ей придали ценность те, кто ее воплотит.

Б.Вечное Возвращение

Вечное возвращение – это идея о том, что все происходящее случается снова и, что бы ни происходило, это является повторением уже происшедшего ранее; все это будет происходить снова точно в таком же виде вечно.

Не происходит ничего такого, что не случалось бы ранее бесчисленное количество раз и что не случится снова в вечном повторении того же самого.

У всего этого нет начала и нет завершения; и нет промежуточного состояния в истории Мира: все, что есть – это монотонное возвращение к прошедшему событию ныне и во веки веков.

Ницше говорил не то, что несходные события повторяются, не то, что сходные примеры всегда подпадают под один и тот же закон, ничего из того, что обычный здравый смысл мог бы предположить относительно его идеи, — он имел в виду, что все конкретные определенные вещи постоянно возвращаются вновь и вновь, именно те самые вещи, а не просто их подобия. Он предчувствовал, что эта идея, что эта идея должна стать самой главной в его учении, но одновременно и наиболее ужасной, что он с большой неохотой говорил о ней. Он считал ее «наиболее научной из всех гипотез» и пришел к уверенности, что она совершенно неуязвима с научной точки зрения (говорил шепотом, называл мистическим озарением).

В. Воля к власти

I. Воля к власти – основная конструктивная идея философии Ф.Ницше

В конце своей жизни Ф. Ницше надеялся успеть написать подлинно систематическую работу. Наиболее интенсивные творческие усилия в течение последних лет уже подорванного психического здоровья были направлены на анализ понятия воли к власти.

Этому понятию он предназначал роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что называлось наукой. Это понятие представлялось ключом как к его собственной философии, так и к положению дел в Мире как таковом.

Воля к власти в совокупности с учениями о вечном возвращении, сверхчеловеке замышлялась как грандиозный философский проект.

Мнение, что воля к власти обозначает поведенческий мотив исключительно таких людей как белокурые бестии или цезари борджиа – это заблуждение случайных, невнимательных читателей Ницше. В действительности она представляет собой свойство, постоянное для всех нас, как слабых так и сильных. Это свойство, присущее всему живому.

Наиболее важно то, что оно не является одним из наших естественных потребностей: потребность утолять голод, половое влечение и др. – формы или вариации воли к власти. Можно сказать, что Воля к Власти является фундаментальной движущей силой, выступающей по отношению к другим порывам и импульсам.

(грубо говоря, у Ницше она предстает нам в качестве Субстанции)

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F/%D0%98%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D0%B2_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D0%9D%D0%B8%D1%86%D1%88%D0%B5/34489_1226669_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

26 Иррационализм 19века. Философия Ницше

Иррационализм философии Фридриха Ницше

Иррационализм— философское учение, настаивающее наограниченности познавательныхвозможностей разума и мышления, признающееосновным родом познания чувство,интуицию, инстинкт и т. д. Действительностьсчитается хаотичной, подверженной игреслучая. На рубеже 19-20вв.

это философияжизни, пытавшаяся преодолеть ограниченностьмеханистического материализма сидеалистических позиций. В центре лежалопонятие жизни как абсолютного,универсального,бесконечно уникальногоначала жизни, которое, в отличие отматерии и сознания, активно, многообразно,вечно движется.

жизнь нельзя познатьчувством или разумом, постигается толькоинтуитивно, доступна лишь переживанию.

НицшеФридрих (1844-1900).Претерпел эволюциюотромантической эстетизации опытакультуры через «переоценку всехценностей» и критику европейскогонигилизма к всеобъемлющей концепцииволюнтаризма.

Основные положения:1)все существующее есть воля к власти имогуществу;2) перспективизм — сам миресть множество борющихся друг с другомкартин мира (перспектив), исходящих изцентров власти(силы).Противникпротивопоставления истинному миру мираэмпирического.

В основе морали он видитжелание (зачастую, бессознательное)физиологически слабых индивидовгосподствовать над сильными и здоровыми.Апелляция к разуму и правде есть заменафизического насилия, способ одной волидоминировать над другой. В том же смыслезначима и любая рациональная аргументация.

В любой фил полемике речь идет не опоиске истины, а о жизнеутвержденииодной стороны за счет противоборствующей.Аналогично наука, ценности. все это сутьсубъективные интерпретации внешнегомира, за которыми стоит цель сохранятьнекие формы жизни..Увязывает критикуметафизики с критикой ее языка.

Подчеркнесоизмеримость категориальной схемыописания мира реальному положению дел,отсюда неспособность языка, следовательно,и мышления представить какие-либо знаниянезависимо от языка или мышления.Убеждения в фальсифицирующей природеязыка и мышления приводит его к мыслио доминирующей роли действия и воли.Все всеобщие и необходимые истины и тд.

всего лишь удачные находки в борьбе зажизнь и власть, в тоже время он не совсемпроизвольны, так как определяютсяорганическими чертами человека каквида и его ресурсами, причем они постоянны.Всякие понятия определены полезностьюв рамках трансцендентального жизненногопроцесса.

Вводится понятие «родовогосубъекта», цели и интересы которогоскрыты от отдельного индивидуума. Длянего предрассудки разума и формы жизниявляются априорными и принудительными,он не может не следовать им. Отсюдафаталистическая идея о вечном возвращенииодних и тех же заблуждений, войн, иллюзий,Противостоит этому идея сверхчеловека,необходимость( в тч и через воспитание,и через селекцию) преодоления свойствчеловеческой природы, например, структурычувствен

Философскоеучение Ф.Ницше (1844-1900)непоследовательно и противоречиво, нооно едино по духу, тенденции и цели. Ононе исчерпывается рамками философиижизни. Его основные работы: «Так говорилЗаратустра» (1885), «По ту сторону добраи зла» (1886) и другие.

Ранний Ницше находилсяпод влиянием Шопенгауэра, но в отличиеот последнего вопросам бытия и познанияуделял гораздо меньшее внимание. Еготворчество в основном посвящено критикеевропейской культуры и проблемам морали.Нерациональная воля, «жизнь» в еепротивоположности научному разумуобразует исходную реальность. Мир естьмир нашей жизни.

Независимый от нас мирне существует. Мир рассматривается впроцессе непрерывного становления, этомир постоянной борьбы за существование,столкновения воль. Ницше, как и другиефилософы-современники, биологизируетмир, который для него в основе –«органический мир».

Становление его -проявление воли к власти, которая ипорождает относительно устойчивыйпорядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. В отличиеот Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализмаволь, их борьба формирует действительность.«Воля» понимается конкретнее – какволя к власти.

Наконец, он отстаиваетнеобходимость укрепления воли, критикуяШопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимостремиться не к небытию, а к полнотежизни – таков принцип философии Ф.Ницше. Он критически относится к идееразвития: есть лишь становление и «вечноевозвращение».

Периодически наступает эпоха нигилизма,воцаряется хаос, отсутствует смысл.Возникает необходимость воли, появляетсяпримирение с самим собой и мир сноваповторяет сам себя. Вечное возвращение– судьба мира, на ее основе складывается«любовь к року».

Познание мира недоступнологике, обобщающей науке, познание -средство овладения миром, а не получениязнания о мире. Истина – лишь «полезноезаблуждение». В процессе познания мыне проникаем в сущность мира, а лишьдаем интерпретацию мира, воля к властипроявляется в создании своего «мира»человеческим субъектом.

Критикуясовременную ему культуру, Ницше отмечаетособое историческое место своей эпохи.Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницшепровозглашает новую эру приходасверхчеловека.Его Заратустра – пророк этой идеи.Современный человек слаб, он есть «нечто,что нужно преодолеть». Христианскаярелигия как религия сострадания –религия слабых, она ослабляет волю квласти.

Отсюда антихристианство Ницше(при высокой оценке личности Иисуса).Христианская церковь, считает он, всеперевернула («любую истину превратилав ложь»). Необходима «переоценкаценностей».Переоценке подлежит и традиционнаямораль. Современная мораль – эта моральслабых, «рабов», это орудие их господстванад сильными.

Один из виновниковморального переворота — Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков,у которых мораль не была еще извращена.Ницше превозносит аристократическуюмораль, которой присущи отвага, щедрость,индивидуализм. В ее основе — связьчеловека с землей, радость любви, здравыйрассудок.

Это и есть мораль сверхчеловека,сильного, свободного человека, которыйосвобождается от иллюзий  и реализуетвысокий уровень «воли к власти»,возвращаясь «к невинной совести хищногозверя». Декларируемый Ницше «аморализм»и связан с заменой «морали рабов» на«мораль господ». Новая мораль, по сути,- новая интерпретация мира.

ФилософияНицше нередко получала неоднозначныеоценки: ее пытались использовать идеологифашизма, в ней видели идеологиюимпериалистической буржуазии. В то жевремя она оказала влияние на ряд теченийв современной философии и культуре

Источник: https://studfile.net/preview/1861805/page:20/

Фридрих ницше (1844 – 1900)

Иррационализм философии Фридриха Ницше

Фридрих Ницше – немецкий философ-иррационалист, родился в Германии, изучал классическую филологию в Бонне и Лейпциге, работал в Базельском университете.

С 1879 года он прекращает преподавание и странствует по Швейцарии, Италии, Франции, создав в эти годы свои лучшие произведения.

Последние десять лет ХIХ века он живет, утратив душевное равновесие, и умирает в Германии, так и не узнав об успехе своих книг.

Творчество Ницше знаменует собой переход от философии ХIХ века к философии ХХ века, когда философская проблематика обращается к человеческой индивидуальности, проблеме человеческого существования, смыслу человеческой жизни, проблеме переоценки ценностей в связи с новыми историческими реалиями. Согласно Ницше, ни мораль, построенная на рационалистической основе, ни христианская мораль, которые до сих пор господствовали в Европе, не оправдали себя, поэтому необходимо исследовать саму проблему морали и подвергнуть пересмотру существующие нравственные ценности.

Ницше выражает свои идеи в оригинальной литературной форме, не давая строгих определений, не создавая законченной рациональной системы; его философия пронизана нигилизмом – отрицанием всего, часто ради самого отрицания, а также не лишена противоречий.

Главные сочинения Фридриха Ницше

  • «Человеческое, слишком человеческое» (1878)
  • «Веселая наука» (1882)
  • «Так говорил Заратустра» (1885)
  • «По ту сторону добра и зла» (1886)
  • «Генеалогия морали» (1887)
  • «Сумерки богов» (1888)
  • «Антихрист» (1888)
  • «Воля к власти» (1989)

Дионисийское и аполлоновское начала в культуре

Следует отметить, что огромное влияние на творчество Ницше, особенно на ранних его этапах, оказала книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Вслед за ним Ницше воспринимает жизнь как жестокую и слепую иррациональность.

Противостоять этому и идти по пути утверждения жизни, по его мнению, можно только посредством искусства. В этой связи Ницше обращается к анализу греческой цивилизации и противопоставляет ее современному немецкому обществу.

Именно греки, осознавая опасность и необъяснимость жизни, преобразовывали мир и человеческую жизнь с помощью искусства, в котором смешивались две тенденции: дионисийская и аполлоновская.

Первая из них связана с богом Дионисом, который символизирует инстинкт, страсть, гармонию с природой, буйство творческой энергии.

По мнению Ницше, сначала в древнегреческой жизни преобладал «дионисийский» дух, но постепенно к нему присоединились «аполлоновские» черты – самообладание, умеренность, рациональность, связанные с богом Аполлоном.

Величие Греции, ее подлинная культура состояли в гармоничном сочетании этих двух начал, но когда начинает преобладать «аполлоновский» дух, нарастают разрушительные тенденции в культуре, и это совпадает с распространением христианства в Европе.

Отталкиваясь от этих идей, Ницше весьма критично оценивает современную немецкую культуру, в которой преобладают знания и науки. По мнению философа, она нуждается в притоке жизненных сил, которые могут преодолеть диктат благоразумия и христианской морали, овладевшие Западной цивилизацией.

Критика современной морали и провозглашение «смерти Бога»

Ницше считает, что европейский человек знает и признает только известные ему христианские ценности, не подозревая о существовании других. Но, как он пишет, это – «только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны многие другие, прежде всего высшие «морали».

В работе «По ту сторону добра и зла» философ подчеркивает, что существуют разные виды морали, но самое главное их различие заключается в подразделении на «мораль рабов» и «мораль господ».

Следует отметить, что понятия рабов и господ у Ницше не отражают принадлежности к определенному социальному слою, это – тип человека, состояние его духа.

По мнению Ницше, «мораль рабов» сформировалась, прежде всего, под воздействием христианской религии и обладает следующими чертами: — претендует на единую, всеобщую и абсолютную моральную систему; — отражает мораль стада, толпы, общества; — направлена на усреднение всех людей и нивелировку личности; — поддерживает слабых, больных, неудачников; — превозносит культ посредственности, слабости и серости; — является лживой и лицемерной.

Эти «моральные ценности», по мнению философа, исчерпали себя, и он предлагает выход, обращаясь к идее «смерти Бога». Устами героя «Веселой науки» он провозглашает: «Бог умер! Он останется мертвым! И мы его убили!».

Тем самым Ницше хочет показать, что человек отказывается от мира сверхъестественного и связанных с ним идеалов, а также от тех моральных ценностей, которые всегда были в основе западной цивилизации.

При этом Ницше не старается доказать или опровергнуть бытие Бога, но хочет освободить людей от мысли, что они полностью зависят от Бога. Вера – это самообман, и от нее надо отказаться, так как она является признаком слабости и трусости.

Несмотря на это, Христа Ницше называет «самым благородным человеком», «символом креста, самым возвышенным из существовавших». Философ проводит различие между Христом и христианством, которое исказило его учение.

Он пишет: «Христианская церковь ничего не оставила нетронутым, всякую ценность обесценила, любую истину превратила в ложь, а честь – в позор».

Поэтому, по мнению Ницше, и настало время для переоценки ценностей и замены коллективной морали на индивидуальную.

Идея переоценки ценностей и появление сверхчеловека

Два типа морали одновременно всегда существовали в развитых цивилизациях, их элементы можно обнаружить даже в одном человеке. Они могли бы сосуществовать и дальше, если бы «рабы» не навязывали свои нравственные установки всем, и пример тому – христианство.

В традиционной морали Ницше видит «мораль рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородно красивого и аристократического».

Поэтому, согласно Ницше, настало время переоценки ценностей, и пришла пора вернуться к аристократической традиции, которую в человеческой истории символизировал лишь один господствующий класс – воинов-аристократов.

Такую мораль философ называет «моралью господ», носителем которой является господин, аристократ — это определенный тип высокого и благородного человека. Хотя Ницше не дает четкого определения «морали господ», но в своих произведениях он определяет черты человека, по которым ее можно распознать.

Это – благородство, ответственность, правдивость, бесстрашие, «…благосклонное охранение и защита того, чего не понимают и на что клевещут, – будь это Бог, будь это дьявол, – склонность и привычка к великой справедливости, искусство повелевания, широта воли, спокойное око, которое редко удивляется, редко устремляет свой взор к небу, редко любит…».

Следовать этой высшей морали может новый тип человека – сверхчеловек, появление которого и связано с переоценкой ценностей. В работе «Так говорил Заратустра» Ницше подробно развивает идею сверхчеловека. Он пишет: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек – это то, что дóлжно преодолеть… Сверхчеловек – соль земли».

«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью». Но сверхчеловек еще не родился, а процесс превращения человека в сверхчеловека не может произойти путем естественного отбора. Для этого необходима смелость отдельных индивидов, которые смогут разломать старые скрижали, переоценить все старые ценности и создать новые.

Они-то и укажут направление и цель для высшего человека, станут стимулом, побуждением для возможного рождения сверхчеловека.

Воля к власти

В основе всех стремлений человека, согласно Ницше, лежит воля к власти, жизнь есть борьба за собственное господство, за вершины власти. Философ пишет: «жизнь есть просто воля к власти».

Если перед богом уравниваются и выдающиеся, и посредственные люди, то в реальной жизни индивиды всегда будут различаться, в том числе и по своим способностям и талантам, и каждый из них будет стремиться утвердить свою власть, так как воля к власти пронизывает все существо человека и вообще всего живого на земле.

Поэтому, по мнению Ницше, посредственности также всегда будут стремиться к власти, но для общества это необходимо, так как «высокая культура может существовать только на широкой основе, на крепко и здраво консолидированной посредственности».

Это означает, что задачей масс является создание условий, основы для возможного появления нового типа человека – сверхчеловека. Но он не может появиться, если высшие индивиды не наберутся смелости сломать старые скрижали, чтобы переоценить все ценности, и создать новые на основе собственной воли к власти.

Эти новые нравственные ценности будут целью для высшего человека и смогут реализоваться в будущем в сверхчеловеке.

Итак, Ницше в своих произведениях дает критический, во многом глубокий анализ западной культуры и считает, что ей присущи такие черты, как самообман людей и следование их христианству в его современном истолковании как единственной и абсолютной системе ценностей.

Он считает, что возрождение лучших черт европейской цивилизации может быть связано с переоценкой ценностей и созданием новой индивидуальной морали, носителями которой могут быть благородные, аристократические люди, которые и откроют эру человеческого творчества.

Такая позиция Ницше была обусловлена положением человека в европейском обществе, когда движение масс определяло историю – отсюда потеря человека, его слова, его силы. Ницше как художественная натура болезненно реагировал на действительность и полагал, что массы уничтожают позицию отдельной личности.

Он считал необходимым спасение человека, выдвигая идею сильной личности – сверхчеловека. В этом привлекательность и необычайная популярность идей Ницше и в прошлом, и в настоящем – всегда, когда «толпа» или любые общественные формы довлеют над личностью.

При этом философ совершенно не принимал современную ему действительность, и абсолютизация отрицания пороков окружающего его мира доходила у него до глобального отрицания всего существующего.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/nitzshe

Философия иррационализма (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше)

Иррационализм философии Фридриха Ницше

Иррационализм –философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающие основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т. п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.

Иррационализм в своих многообразных формах представляет собой философское мировоззрение, которое постулирует невозможность познания действительности научными методами.

Как утверждают сторонники иррационализма, реальность или отдельные её сферы (такие, как жизнь, психические процессы, история и т. д.) не выводимы из объективных причин, то есть неподвластны законам и закономерностям.

Все представления такого рода ориентируются на внерациональные формы человеческого познания, которые в состоянии дать человеку субъективную уверенность в сущности и происхождении бытия.

Но подобные переживания уверенности зачастую приписываются лишь избранным (к примеру, «гениям искусства», «Сверхчеловеку» и т. д.) и считаются недоступными для простого человека. Подобный «аристократизм духа» нередко имеет и социальные следствия.

Предшественниками иррационализма в философии были Якоби, и, прежде всего, Шеллинг. Но, как утверждал Фридрих Энгельс, работа Шеллинга Философия откровения (1843) представляет собой «первую попытку сделать из преклонения перед авторитетами, гностических фантазий и чувственной мистики свободную науку мышления».

Ключевым элементом иррационализм становится в философиях С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Влияние этих философов обнаруживается в самых различных направлениях философии (прежде всего немецкой), начиная с философии жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма.

Даже критический рационализм К. Поппера, часто называемый автором самой рациональной философией, характеризовался как иррационализм (в частности, австралийским философом Д. Стоувом).

Необходимо мыслить дислогично, соответственно, иррационально, чтоб познать иррациональное. Логика — рациональный способ познания категорий бытия и небытия, можно мыслить (насколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогичных методах.

Артур Шопенгауэр

Теоретические источники идей Шопенгауэра — философия Платона, трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления — рационален, а восточный — иррационален.

Свое учение Шопенгауэр охарактеризовал как раскрытие тайны, которую до него не могли раскрыть другие мыслители.

Разгадку тайны мира и того, что лежит в его основе, философ вынес в заглавие своего важнейшего труда «Мир как воля и представление» — все остальное, как и сам труд, он считал лишь комментарием, дополнением и уточнением этой основной идеи.

Отталкиваясь от кантовской идеи о примате практического разума, важнейшим компонентом которого была свободная, «автономная» воля, Шопенгауэр отстаивает примат воли по отношению к разуму, что означало по сути движение в антикантовском направлении.

На этом пути он развил немало интересных и здравых идей относительно специфики волютивных (связанных с волей) и эмотивных (связанных с эмоциями) сторон человеческого духа, их роли в жизни людей.

Критикуя рационалистическую философию за противоречащее реальной жизни превращение воли в простой придаток разума, Шопенгауэр доказывал, что воля, то есть мотивы, желания человека, побуждения к действию и сами процессы его совершения специфичны, относительно самостоятельны и в значительной степени определяют направленность и результаты разумного познания.

«Разум», как его понимала прежняя философия, Шопенгауэр объявлял фикцией. На место разума должна быть поставлена воля.

Но чтобы воля могла «помериться силами» со «всемогущим» разумом, каким его сделали философы, Шопенгауэр, во-первых, представил волю независимой от контроля со стороны разума, превратил ее в «абсолютно свободное хотение», которое не имеет ни причин, ни оснований.

Во-вторых, воля была им как бы опрокинута на мир, Вселенную: Шопенгауэр объявил, что человеческая воля родственна «неисповедимым силам» Вселенной, неким ее «волевым порывам». Итак, воля была превращена в первоначало и абсолют — мир стал «волей и представлением». «Мифология разума» уступила место «мифологии воли».

Односторонностям рационализма были противопоставлены крайности волюнтаризма. Все многообразие окружающей действительности, все формы жизни выступили у Шопенгауэра как проявления субстанциальной воли, интуитивно, по аналогии с «познающим субъектом», переносимой из внутреннего мира на мир внешний.

В человеке адекватным проявлением воли становятся его чувства, и прежде всего половое влечение, представляющее собой «настоящий фокус воли». В контексте вечно становящейся воли как воли к жизни интеллект, по Шопенгауэру, может выступать в следующих формах: как «интуиция», знающая волю; в форме слуги, «орудия» воли; в форме безвольного эстетического созерцания и, наконец, в форме сознательного противопоставления воле, борьбы с ней путем аскезы и квиетизма.

В шопенгауэровской философии индивид является центром самоинтерпретации, само познание носит своего рода антропологический характер, оно антропоморфно, движется от субъекта к объекту, всегда по аналогии с субъектом.

Отсюда все категории противостоящего субъекту мира — пространство, время, причинность — интерпретируются философом, по сути, физиологически.

Мир как представление — продукт активности мозга субъекта, не просто познающего, но прежде всего хотящего, водящего.

СёренОбюКьергегор

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или — или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая и религиозная. На эстетической стадии человек живет, руководствуясь чувствами. Главное на этом этапе — удовольствие в жизни, девиз — «срывай день!». Высшее и конечное проявление этой стадии — эротика.

На этой стадии человек может провести всю жизнь. Но часто, существуя на эстетической стадии, человек сталкивается с отчаяньем (см. ниже) бессмысленности такой жизни. Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга.

На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим. В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье.

Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму.

Отчаяние. Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека.

В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости.

Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание — результат нравственных усилий этического человека.

Я для такого человека — уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности.

Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх. Страх возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Фридрих Ницше

Философия Ницше не организована в систему. «Волю к системе» Ницше считал недобросовестной. Его изыскания охватывают все возможные вопросы философии, религии, этики, психологии, социологии и т. д.

Наследуя Шопенгауэру, Ницше противопоставляет свою философию классической традиции рациональности, подвергая сомнению и вопрошанию все «очевидности» разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, «переоценки всех ценностей».

Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу величайшего стилиста.

Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка — не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше уточняет Шопенгауэровскую «Волю к жизни» как «Волю к власти», поскольку жизнь есть не что иное, как стремление расширять свою власть. Однако, Ницше критикует Шопенгауэра за нигилизм, за его отрицательное отношение к жизни.

Рассматривая всю культуру человечества как способ каким человек приспосабливается к жизни, Ницше исходит из примата самоутверждения жизни, ее избытка и полноты. В этом смысле, всякая религия и философия должна прославлять жизнь во всех ее проявлениях, а все, что отрицает жизнь, ее самоутверждение достойно смерти.

Прежде всего, великим отрицанием жизни Ницше считал христианство (см. «Антихрист»). Ницше первым заявил, что «нет никаких моральных феноменов, есть только моральное истолкование феноменов», тем самым подвергнув все моральные положения релятивизму. Согласно Ницше, здоровая мораль должна прославлять и укреплять жизнь, ее волю к власти.

Всякая иная мораль — упадочная, есть симптом болезни, decadence. Человечество инстинктивно использует мораль для того, чтобы добиваться своей цели — цели расширения своей власти. Вопрос не в том, истинна ли мораль, а в том, служит ли она своей цели. Такую «прагматическую» постановку вопроса мы наблюдаем у Ницше в отношении к философии и культуре вообще.

Ницше ратует за приход таких «свободных умов», которые поставят себе сознательные цели «улучшения» человечества, умы которых уже не будут «задурманены» никакой моралью, никакими ограничениями. Такого «сверхнравственного», «по ту сторону добра и зла» человека Ницше и называет «сверхчеловеком», «белокурой бестией».

В отношении познания, «воли к истине» Ницше опять же придерживается своего «прагматического» подхода, спрашивая «для чего нам нужна истина?» Для целей жизни, истина не нужна, скорее иллюзия, самообман ведут человечество к его цели — самосовершенствованию в смысле расширения воли к власти.

Но «свободные умы», избранные должны знать правду, чтобы мочь управлять этим движением. Эти избранные, имморалисты человечества, созидатели ценностей должны знать основания своих поступков, отдавать отчет о своих целях и средствах. Этой «школе» свободных умов Ницше посвящает многие свои произведения.

Философия жизни Ф.Ницше.

В последней четверти XIX в. все более усиливается иррационалистическая струя, имеющая свои идейные истоки главным образом в философии Шопенгауэра.

В этот период в кругах реакционной буржуазии, особенно немецкой, значительный успех имела пессимистическая философия Эдуарда Гартмана (1842—1906).

В это же время возникло и постепенно усиливалось влиятельное течение, получившее название «философия жизни», основы которой были заложены Ф. Ницше и В. Дильтеем в Германии и А. Бергсоном во Франции.

Философия жизни – иррационалистическое философское течение конца 19 — начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма.

Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 — начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм).

Социально-политические воззрения представителей Философии жизни весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии.

Понятие «жизнь» многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Философии жизни. Биологически-натуралистическое толкование характерно для течения, восходящего к философии Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом и др.

: «живое» подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, «искусственному».

Для этого варианта философии жизни характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистическому рационализму — «духу» и «разуму», склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро и истина — то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь — то, что его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида — родом (тотальностью), органицизм в социологии.

Фридрих НИЦШЕ и Вильгельм ДИЛЬТЕЙ заложили основы «философии жизни» в Германии.

Среди основных идей ницшеанства выделяется учение, которое Ницше заимствовал непосредственно у Шопенгауэра — это учение о воле как первооснове всего сущего.

Это учение — ВОЛЮНТАРИЗМ — впервые у Шопенгауэра оформляется как самостоятельное направление в философии. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.

В основе мировоззрения Ницше лежит не Библия (её он отвергает) и не рациональная философия (её он критикует и игнорирует), а природный инстинкт, выраженный в стремлении всего живого к господству и власти. Следуя за А.

Шопенгауэром в оценке мировой воли в качестве первообразующего принципа бытия, Ницше модифицирует этот принцип в волю к власти. Отсюда последовал вывод о безосновности традиционно понимаемой сущности вещей, ибо таковая связывается с причинностью.

Но причинность мы выдумали сами, тогда как в сущности вещей есть только воля, сильная или слабая.

Жизнь, по Ницше, определяется законом подчинения слабого сильному, и в этом состоит предельно широкий принцип бытия.

Господство проявляется в экономических, политических, социальных, межличностных и даже интимных отношениях; им наполнено реальное содержание человеческой истории. Оно наблюдается и в природе.

Его можно скрывать, ему можно противодействовать как принципу, но его невозможно перечеркнуть. В этом Нищие усматривает лицемерие христианской морали — она – » великая обольстительница», — и всей европейской культуры.

Воля к власти как принцип раскалывает общество на рабов (слабых) и господ (сильных); отсюда две морали: аристократическая и мораль толпы, народа, массы. Последняя культивируется Христианством и гуманистической европейской культурой и поэтому отвергается Ницше.

Воля к власти рассматривается Ницше как проявление инстинкта свободы. Но к свободе, как и к господству, воспитывает война. Ницше цитирует Гераклита, его «Война — отец всего». На войне мужские боевые качества господствуют и подавляют все другие — инстинкт к счастью, миру, покою, состраданию и т. п.

Мирная жизнь убивает волю к власти, делает из человека слабую личность и превращает её в стадное животное. В частности такое понятие как «совесть» делает человека рабом стадного инстинкта, с позиции христианской морали моральный означает неэгоистичный, но это, считает Ницше, есть предрассудок.

Это касается и таких понятий как «хороший», «истинный» — в контексте позитивистской философии они означают «целесообразный», «полезный» и т. п.

Мерилом истинной ценности у Ницше является свобода от общественных норм современного ему общества. Так кто же свободен? Это тот, кто находится «по ту сторону добра и зла», то есть вне морали и законов общества.

Ницше видел своего героя в образе «белокурой бестии», т. е. человека арийского происхождения, но не отягощенного совестью и моральными сомнениями. Историческими прототипами такого героя он называл князя Н.

Макиавелли и Наполеона.

Если философы эпохи разума видели в истории человечества прогресс, т. е. возвышение общества от низших, примитивных форм жизни к высшим формам, то Ницше видел в истории ослабление воли к жизни и деградацию природного начала в человеке и у народов.

Поэтому он был противником прогресса, выступал против идей социализма и разного рода проектов преобразования общества. Прогрессом, с его точки зрения, было бы воспитание новой господствующей касты для Европы, состоящей из малочисленных, но более сильных человеческих экземпляров.

Они бы составили расу господ и завоевателей, расу арийцев.

Работы Ницше несут на себе печать иррационализма и нетрадиционности. Они написаны в форме притч, афоризмов и т. п. и требуют при чтении значительных усилий воображения и воли. Но сам Ницше говорил что они написаны не для всех.

Источник: https://cyberpedia.su/13x187e1.html

Иррационализм философии Фридриха Ницше (стр. 1 из 4)

Иррационализм философии Фридриха Ницше

Я спрашивал людей, читают ли они философскую литературу и знают ли представителей этой науки. Многие сейчас же называли имя Фридриха Ницше. Мне стало очень интересно, почему так происходит.

Кто же такой этот Ницше, и, по какой причине люди знают его имя? Кто-то назовет его аморальным, не совсем нормальным прародителем фашизма (даже не читая его произведения), другие же напротив — моралистом, только исповедующий мораль без «моралины» (слово Ницше). Поэтому, когда мне представилась возможность написать о нем, я недолго раздумывал.

Основная задача моего реферата в том, чтобы в первую очередь для себя «открыть» этого человека, познакомиться с его творчеством и по возможности составить о нем свое собственное впечатление.

«Иррационализм философии Фридриха Ницше».

Эта тема привлекла меня тем, что она состоит из слов-загадок: об иррационализме я имею смутное представление, о философии тем более, и, наконец, Фридрих Ницше во многом является загадочной фигурой не только для меня, но и для исследователей его творчества. Да и вообще «Иррационализм философии» предполагает то, что она не такая как у всех, необычная, а это, безусловно, захватывает, так как мне всегда были интересны люди «не такие как все».

По моему мнению, Фридрих Ницше является сейчас одним из самых читаемых философов. Его книги переиздаются большими тиражами и, на удивление, покупаются читателями.

По поводу них до сих пор ведутся споры, а некоторые его идеи (такие как «Сверхчеловек» и др.

), на мой взгляд, к сожалению, в какой-то извращенной форме стали негласным «девизом» для многих людей современности, поэтому о неактуальности этого философа и, следовательно, выбранной мной темы речи быть не может.

Ницше не дает готовых ответов.

Я думаю, что основная цель его философии – не донести до человека Мудрость (свою или своих предшественников), а помочь найти Ее в себе самом, научить думать, ведь именно человек, его чувства и желания, по мнению философа, являются самыми великими «изобретениями» Мира и из этого и нужно исходить. Интересен тот факт, что как бы не обсуждали его философию, называя ее иррациональной, всеотрицающей, любой нормальный читатель, я уверен, увидит в ней рациональные мысли и конкретный авторский взгляд на Мир.

Попытаюсь и я разобраться в мировоззрении великого философа, себе и выбранной мной теме.

1. Краткая биография Фридриха Ницше. Безумие

Фридрих Ницше родился в 1844 г. («достоверно установлено, что его предки уже с 1570 г. жили в Верхней Лаузице, затем в Бабре; небольшом городке близ старинного Наумбурга. Отец философа Карл Людвиг Ницше родился 10 октября 1813 г. в семье ойленбургского суперинтенданта Ф.А.Л. Ницше (1756-1826).

15 октября у Людвига и Франциски родился первенец, здоровый и крепкий малый. Отец нарек мальчика – Фридрих Вильгельм (в честь короля). В июле 1846 г. появилась дочь Элизабет, а еще через 2 года – второй сын Йозеф (впоследствии умерший»)*, учился в Бонне и Лейпциге, в 1868-1869 гг.

получил профессуру в Базельском университете, которую вскоре вынужден был оставить из-за болезни. С 1876 г. и всю свою жизнь страдал тяжелейшими головными болями. Бывало, писал он, что 200 дней в году проходили в жутких мучениях.

Но это не было невропатологией, как принято считать («обстоятельства и причины душевного Фридриха Ницше досконально не выяснены. Сестра Элизабет упорно писала, что апоплексический удар явился следствием нервного истощения из-за чересчур напряженной работы и вредного воздействия успокаивающих лекарств.

Известно, что Ницше оставался в полном сознании, признаков чисто физических расстройств у него не было зафиксировано. Не было в то время и слишком напряженной умственной деятельности.

Что касается медицинского диагноза, то он гласил: прогрессирующий паралич, под которым, впрочем, в к. ХIХ в. понимали более широкий и довольно неопределенный круг заболеваний, нежели теперь.

К тому же прогрессирующий паралич не является душевной болезнью в собственном смысле. Обычно он представляет нарушение функции головного мозга, вызванное внешней инфекцией.

Вообщем сведения о болезни Ницше скудны и противоречивы.

Трагический надлом в психике Ницше произошел между 3 и 6 января 1889 г. Быстрое помрачение рассудка привело к смешению всех понятий»).

2. Мораль «По ту сторону добра и зла»

А. Аполлоновское и Дионисийское в культуре и жизни

Ницше часто называют нигилистом, да, в этом есть разумное зерно, так как философ пытался объяснить нигилизм как явление культуры, морали. По его мысли, нигилизм порожден отсутствием достойной замены традиционной морали, когда она уже не смогла решать жизненные проблемы. Но нигилизм – не выход, его нужно преодолеть. Нигилизму он противопоставил философию жизни.

В основе философии жизни Ницше была мысль о двух инстинктах, двух природных началах культуры, апполоновском и дионисийском. Дионисийское начало – источник непокоя, мук, несчастий, стихийного порыва. Аполлоновское – обеспечивает гармонию, тишину и покой.

« Итак, два греческих бога, Аполлон и Дионис, стали для Ницше символом разных мироощущений и инстинктов. Аполлон предостерегал от диких порывов, передавал мудрый покой бога. Эта красота и гармония аполлоновского мироощущения отразилась в гомеровском искусстве.

Но при этом Аполлон оставался богом иллюзий и заслонял человека от смерти иллюзией вечности. Дионис же порождал противоположные инстинкты: тревоги, сомнения, смятения. Под влиянием такого мироощущения человек сбрасывал с себя «покрывало Майи», т.е.

как бы пробуждался от сна иллюзий и праздновал праздник единения с природой. Ибо только природа способна научить человека жизни, она лучше (чем христианство и традиционная мораль) знает добро и зло.

Потому и искусство благотворно только такое, в котором «все наличное обожествляется, безотносительно к тому – добро или зло». Божественна сама жизнь, деление же ее на добро и зло – искусственно». *

Искусство и нетрадиционная мораль, по мнению Ницше, помогут преодолеть кризис культуры. К жизни, писал он, следует относиться как к «эстетическому феномену», потому что бог вообще – это бог-художник, а человек и жизнь – его произведение. Свое представление о жизни называл артистической метафизикой. Он противопоставлял его религии.

Начало развития собственно человеческой Ницше связывал с появлением у людей «метафизических» задатков склонности к разумным наблюдениям и обобщением. «Возникновение такой способности породило разные типы культуры. Ницше выделил 3 таких типа: сократовскую, художественную и трагическую.

В истории народов она проявилась как культура александрийская, эллинская и индийская.

Три культуры порождены тремя типами человеческих потребностей: одного пленяет сократовская радость познания и мечта исцелить с его помощью человечество; другого обольщает пленительный покров красоты; третьего – метафизическое утешение, что под вихрем явлений нерушимо продолжает течь вечная жизнь и смерти нет».

Итак, не «грубый дионисизм», а обращение к разуму и размышлению порождало, по Ницше, начало культуры и собственно человека.

Б. Ницше и Сократ

Бедой культуры современного общества Ницше считал тот факт, что ее прародительницей была не греческая, александрийская культура, типичным представителем которой был Сократ, определенный тип ученого и философа. Поэтому культуру ХIХ в. Ницше называл сократовской.

Культура Сократа – плод победы аполлоновского начала. Ее идолами стали образование, просвещение, наука, которые заменили собой саму жизнь. Они вытеснили подлинно жизненные ценности, сама жизнь; перестал цениться человек с его природой и жизненными инстинктами.

В чем спор между Ницше и Сократом?

Известно, что Сократ придавал практически-этический смысл. Ницше усмотрел в этом опасность утилитаризма философского знания.

В явлении сократовской культуры виделась ему угроза для неординарного человека, для одиночки, выделяющегося своими нравственными и иными суждениями.

Ницше считал вообще небезопасным для культуры, когда «вся масса философствует», потому что при этом чаще всего происходит подмена высоты суждений науки рационализмом.

Сократ символизировал для Ницше начало новой эры в культуре. «Новорожденный демон» не был уже ни Дионисом, ни Аполлоном. Сократовская тенденция в культуре погубила, прежде всего, искусство, основанное на принципах философии жизни.

Сократ противопоставил инстинкту жизни сознание и разум, тогда как у всех талантливых (по Ницше) именно инстинкт и представлял собой творчески утвердительную силу (с этим я совершенно согласен, так как живое творчество появляется не по воле (только) разума, а, грубо говоря, стихийно, инстинктивно. Кроме того, многие талантливые люди по-хорошему неразумны. Разумный подход к творчеству слабо толкает его вперед, хотя какая-то база разума-знаний должна присутствовать).

«Сократ, по Ницше, является тем типом «теоретического человека», который изгнал из нравственного мироощущения мечту и иллюзию. На их место он поставил « несокрушимую веру в то, что мышление может проникнуть в глубочайшие бездны бытия и что это мышление не только может познать бытие, но даже и исправить его.

Различие позиций Ницше и Сократа по отношению к жизни состояло в том, что для Сократа жизнь была скорее, прежде всего – объектом познания. А для Ницше жизнь таинственна и непознаваема, она дает о себе знать лишь через жизненные инстинкты.

И, следуя инстинктам, человек следует жизни, поэтому и мораль, и искусство, и познание – лишь виды иллюзий, которые, подобно «покрывалу Майи», уберегают человека от страха смерти, ощущения бездны, открывающейся перед ним при попытке познания.»*( по Немировской)

В. Человек и тотальность. Ницше и социализм.

Притягательность имени Ницше связана с тем, что он остро поставил вопрос об автономности, оригинальности человека и о необходимости преодоления обычной морали (концепция радикальной критики ценностей общества стала основой для «критической теории» — известного философского направления (Франкфуртской школы, представителями которой были Адорно, Маркузе, Хоркхаймер, Шмидт). «Автономная мораль обусловлена, писал Ницше, свободой человека от рождения. Человек не может быть зависим от социальных связей, у него одна зависимость: он часть целого, природы, космоса. Никто и ничто не может вырвать его из этой зависимости и навязать свою оценку.

Источник: https://mirznanii.com/a/232269/irratsionalizm-filosofii-fridrikha-nitsshe

Философия иррационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)

Иррационализм философии Фридриха Ницше

Уже в первой половине XIX века возникает иррационалистическая метафизика А. Шопенгауэра, затем экзистенциальная философия С. Кьеркегора, «философия жизни» Ф. Ницше. В центре внимания этих философов оказываются вопросы, находящиеся вне компетенции науки – жизненно-повседневный опыт человека, вопросы нравственного выбора личности.

Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860).

Его основная работа « Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни.

Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.

Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»).

Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки.

Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта. Мир феноменов – иллюзия, покрывало Майи. Уже тело человека показывает недостаточность понимания человека только в аспекте мира как представления. Тело – не просто тело среди других предметов, но и проявление воли.

(«Волевой акт и телесные движения есть одно и то же»). Тело – это видимая воля, сущность практических поступков – в воле. Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в-себе.

Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле.

Воля как воля к жизни — основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен. Этика Шопенгауэра – этика пессимизма. Это новое явление в западноевропейской философии. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи.

Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа. Философия Шопенгауэра как учение о нерациональном начале мира оказало влияние на последующее развитие философии: на учение о бессознательном Э. фон Гартмана, учение Ф.

Ницше, косвенно на формирование теории психоанализа З.Фрейда.

Развитие иррационалистической философии в последней трети XIX века связано с появлением «философии жизни». Ее основная категория – «жизнь» как иррациональное начало, как особая форма человеческого опыта в его единстве и целостности.

Некоторые аспекты понимания «жизни» связаны с биологизацией действительности, с борьбой за существование, другие — с подчеркиванием первичности жизни как формы практического опыта по отношению к научному разуму. Практическая, витальная активность выступает в «философии жизни» как основа бытия.

К этому широкому неоформленному течению относят немецких философов В. Дильтея, Г. Зиммеля, Ф. Ницше, французского мыслителя А. Бергсона.

Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие.

Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность.

Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир».

Становление его — проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти.

Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение».

Периодически наступает эпоха нигилизма, воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року».

Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание — средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.

Критикуя современную ему культуру, Ницше отмечает особое историческое место своей эпохи. Это эпоха, когда «Бог умер», и Ницше провозглашает новую эру прихода сверхчеловека. Его Заратустра – пророк этой идеи. Современный человек слаб, он есть «нечто, что нужно преодолеть». Христианская религия как религия сострадания – религия слабых, она ослабляет волю к власти.

Отсюда антихристианство Ницше (при высокой оценке личности Иисуса). Христианская церковь, считает он, все перевернула («любую истину превратила в ложь»). Необходима «переоценка ценностей». Переоценке подлежит и традиционная мораль. Современная мораль – эта мораль слабых, «рабов», это орудие их господства над сильными.

Один из виновников морального переворота — Сократ, и поэтому Ницше идеализирует досократиков, у которых мораль не была еще извращена. Ницше превозносит аристократическую мораль, которой присущи отвага, щедрость, индивидуализм. В ее основе — связь человека с землей, радость любви, здравый рассудок.

Это и есть мораль сверхчеловека, сильного, свободного человека, который освобождается от иллюзий и реализует высокий уровень «воли к власти», возвращаясь «к невинной совести хищного зверя». Декларируемый Ницше «аморализм» и связан с заменой «морали рабов» на «мораль господ». Новая мораль, по сути, — новая интерпретация мира.

Философия Ницше нередко получала неоднозначные оценки: ее пытались использовать идеологи фашизма, в ней видели идеологию империалистической буржуазии. В то же время она оказала влияние на ряд течений в современной философии и культуре.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_48139_filosofiya-irratsionalizma-a-shopengauer-f-nitsshe.html

Refy-free
Добавить комментарий