Интервью как метод сбора информации

Колесниченко А.В. Практическая журналистика. ГЛАВА 6

Интервью как метод сбора информации

Глава 6.

ИНТЕРВЬЮ: СТРАТЕГИЯ ВОПРОСОВ

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Интервью как метод сбора информации и интервью как жанр. Предметное, личностное и предметно-личностное интервью. Типология вопросов в интервью – открытые и закрытые, прямые и непрямые, предметные, управляющие и поведенческие. Движение в интервью. Расшифровка и согласование интервью.

Необходимо различать интервью как метод сбора информации и интервью как жанр. В первом случае интервью, то есть общение с людьми, – один из трех способов получения информации журналистом.

Два других способа – это наблюдение, когда журналист сам является очевидцем события, и работа с документами, где под документом имеется в виду любой материальный носитель, содержащий тексты и изображения.

Интервью как метод сбора информации в свою очередь подразделяется на жанровое (для подготовки текста в жанре интервью), расследовательское (для получения информации) и репортажное (для выявления особенностей человека, чтобы потом отразить их в тексте).

О репортажном интервью говорилось в предыдущей главе. О расследовательском будет сказано в главе о поиске информации. Тема же данной главы – интервью как жанр, как способ оформления текста в виде вопросов журналиста и ответов собеседника.

При этом на одном полюсе находится интервью-монолог, где количество вопросов журналиста сведено к минимуму (иногда их вообще нет), на другом полюсе – беседа, когда журналист не только задает вопросы, но и сам выступает с пространными рассуждениями.

На то, что интервью является беседой, указывает примерно одинаковый объем реплик журналиста и собеседника. В обычном же интервью на ответы собеседника отводится 70–90% текста.

Проводить беседу может журналист, по авторитетности равнозначный собеседнику, чтобы мнение этого журналиста было также интересно читателям, как мнение собеседника. Если же рядовой журналист говорит в интервью столько же или больше, чем собеседник, – это признак недостаточной квалификации.

Интервью в зависимости от темы бывают трех видов – предметное, личностное и предметно-личностное.

Тема предметного интервью – положение вещей в какой-либо сфере деятельности. Обычно это интервью с экспертом, жанр рациональной публицистики. Собеседник интересен журналисту ровно настолько, насколько он с этим положением вещей связан.

Например, сотрудник милиции рассказывает, как уберечь квартиру от воров. Врач объясняет, как обезопасить себя от эпидемии гриппа. Финансовый консультант делает прогноз, насколько затяжным будет кризис на бирже.

Ни мнение собеседника по вопросам, отклоняющимся от темы интервью, ни частная жизнь собеседника журналиста не интересует.

-53-

По структуре предметное интервью состоит из трех частей. Вначале показывают связь собеседника с темой. Затем идет разбор предмета с целью его представления, прояснения и оценки. Завершается предметное интервью упорядочением сказанного, подведением итогов, практическими рекомендациями читателям.

Героем предметного интервью может быть также очевидец или участник события. Это уже информационное интервью, один из новостных жанров.

Задача журналиста – узнать как можно больше подробностей и деталей случившегося.

Как и в случае с экспертом, вначале показывается связь собеседника с темой, потом происходит углубление темы, а концовка посвящена общим впечатлениям о случившемся и выводам, которые собеседник сделал.

В личностном интервью темой, наоборот, является человек. В роли персонажей личностного интервью, как правило, выступают уже известные читателям люди – звезды шоу-бизнеса, спортсмены, политики. В разговоре могут быть затронуты любые факты и сферы жизни.

Не важно, о чем конкретно пойдет речь, потому что цель журналиста – не добыть какую-то определенную информацию, а преодолеть «фасад» личности, показать, что представляет собой этот человек на самом деле, «очеловечить гламурный образ», как сказано в одном из пособий по журналистике.

По структуре личностное интервью может напоминать психологический тест, когда последовательно раскрываются различные стороны личности респондента.

Оптимальная стратегия журналиста – сочетание непрямых открытых вопросов («Расскажите, пожалуйста, о…») и провокационных («Почему вы все время себя хвалите?»).

Завершить интервью желательно вопросом (или серией вопросов), который поставит собеседника в тупик, заставит оправдываться или покажет его читателям с самой неожиданной стороны. Например, вот как Игорь Свинаренко завершает интервью с телеведущей Авдотьей Смирновой:

– Вот и вас часто критикуют, что вы с Таней показываете себя, а не приглашенного человека. В отличие от Жандарева и Бермана, которые тоже вдвоем на одного.

– Ну, у всех разные способы расслабить человека. Мы с Таней абсолютно не боимся выглядеть дурами, нахалками, легкомысленными болтушками. Если это поможет человеку расслабиться, перестать обороняться и начать разговаривать свободно, то ради Бога.

– Вы Глазунову так дали расслабиться, так на него наехали, что левые патриоты на вас страшно обиделись.

– На мой взгляд, он плохой художник и глупый человек.

– Но его любят простые люди.

– Ну и что? Простые люди и Гитлера любили. И Сталина.

– А еще простые люди любят Чумака. Ты в него не верила, а он тебя вылечил! К твоему стыду.

-54-

– Да, он научил меня снимать головную боль. Он сказал: «Сейчас я сам ее сниму, а вы запомните это ощущение, зафиксируйте его. Как будто у вас через носоглотку идет канал в голову, и в макушке открывается как бы дырка, и вот через нее надо выдыхать эту боль наружу».

– Вы с Таней, кроме того, что на пару делаете передачу, еще и речи пишете для политиков.

– Да. Мы писали Чубайсу, Кириенко и Маргелову. Но мы не профессиональные спичрайтеры, мы пишем только то, с чем согласны.

– И при этом еще берете деньги!

– Мы их потому только берем, что всякий труд должен быть оплачен.

(Свинаренко И. Дуня // Медведь. 2005. № 10.)

В предметно-личностном интервью тема – конкретный человек, который интересует читателей не сам по себе, а в связи с каким-то конкретным делом.

При этом если в предметном интервью персонажем может быть любой человек определенного статуса, то в предметно-личностном – только этот и никто другой.

Классические примеры героев предметно-личностного интервью – выигравший соревнования спортсмен, получивший премию ученый, освобожденный из плена заложник. Вопросы в таком интервью касаются исключительно предмета разговора. Частная жизнь персонажей, как правило, остается за кадром.

По структуре предметно-личностное интервью может напоминать анкету, когда собеседника последовательно расспрашивают о том, как он двигался к своему сегодняшнему состоянию.

Однако, чтобы интервью не превратилось в перечень банальных ответов, журналисту необходимо искать неожиданные аспекты темы, выявлять напряженные и комические эпизоды, которые пережил персонаж интервью при движении к своей цели.

Далее будут рассмотрены виды вопросов, используемых в интервью. Сразу же следует оговориться, что предлагаемая типология носит исключительно практический характер и никак не связана с классификациями вопросов, используемыми в филологии.

Прежде всего, вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытый вопрос – это вопрос с вопросительным словом, предусматривающий развернутый ответ, например: «Что вы обычно делаете в свободное время?» Закрытый вопрос – это вопрос без вопросительного слова, предусматривающий ответ «да» или «нет», например: «У вас есть собака?»

-55-

Общее правило гласит, что лучше задавать открытые вопросы, чем закрытые, так как первые побуждают собеседника говорить, а вторые, наоборот, позволяют ограничиться односложным ответом, который многократно короче вопроса журналиста. Чип Сканлан в этой связи даже сравнивает открытые и закрытые вопросы с зеленым и красным сигналами светофора.

Когда горит зеленый, интервью продвигается, когда красный, разговор стоит на месте. Однако есть случаи, когда закрытые вопросы предпочтительнее открытых. Во-первых, если собеседник уходит от прямого ответа в пространные рассуждения.

Тогда журналисту ничего не остается, как спросить: «Правильно ли я понимаю, что вы не будете участвовать в выборах?». Во-вторых, это общение с чрезмерно разговорчивым собеседником, когда открытые вопросы спровоцировали бы слишком длинные ответы.

И в-третьих, закрытые вопросы могут быть показателем компетентности журналиста, осведомленности о деталях происходящего, например: «Вам удалось продать свои акции за 100 млн. долларов, как вы рассчитывали?»

Открытые и закрытые вопросы также могут быть прямыми и непрямыми. Примеры прямых вопросов были приведены выше. Непрямые открытые вопросы – это вопросы вида «Расскажите, пожалуйста, о…». Непрямые закрытые вопросы – это вопросы с утверждением, которое журналист приписывает третьим лицам, например: «Ваши недоброжелатели говорят, что вы – алкоголик. Это правда?»

В зависимости от функции, которую они выполняют в интервью, вопросы подразделяются на предметные, управляющие и поведенческие.

Цель предметных вопросов – получение информации. Предметные вопросы бывают фактицирующими, оценивающими, интроспекционными, проективными и гипотетическими.

Фактицирующие вопросы – это вопросы о реальных событиях, например: «Что вы обсуждали во время последней встречи с президентом?»

Оценивающие вопросы – это вопросы об отношении собеседника к кому-то или чему-то, например: «Что вы думаете о людях, которые не могут заработать себе на жизнь?»

Интроспекционные вопросы – это вопросы о чувствах собеседника, например: «Что вы ощутили, когда он поднял пистолет и стал целиться в вас?»

Проективные вопросы – это вопросы о возможном поведении собеседника в воображаемых ситуациях, например: «Что бы вы делали, если бы вашего ребенка захватили в заложники?»

Гипотетические вопросы – это вопросы о возможных событиях и условиях их развития, например: «Когда Россия сможет позволить себе иметь профессиональную армию?»

Управляющие вопросы служат для управления диалогом и делятся на открывающие, переходные, фильтрующие, утверждающие и когнитивные.

-56-

С открывающего вопроса журналист обычно начинает интервью. Вопросы этого типа состоят из двух частей. Первая часть – утверждение, в котором журналист называет тему интервью. Вторая часть – закрытый вопрос (требующий ответа «да» или «нет»).

Комбинация «утверждение плюс открытый вопрос» рискованна, так как открытый вопрос может спровоцировать длинное выступление собеседника, что в начале интервью нежелательно.

Вот как начинает беседу с актером Леонидом Ярмольником журналист «Новых Известий» Виктор Матизен:

– Своей последней ролью вы покорили сердца не только подростков, но и ряда суровых критиков. (Тема интервью – последняя роль актера.) А это правда, что вы не хотели сниматься в «Обратном отсчете»? (Закрытый вопрос.)

(Матизен В. Актер Леонид Ярмольник: «У людей от славы просто крышу сносит» // Новые Известия. 2006. 24 нояб.)

Переходные вопросы содержат часть высказывания собеседника и новый вопрос. Они создают впечатление непрерывности разговора, например: «Вы сказали, что в свободное время любите водить машину. А как вы относитесь к новому увлечению нашей элиты – катанию на горных лыжах?»

Фильтрующие вопросы содержат фрагмент ответа и просьбу об уточнении. Они помогают прояснить сказанное, а также удержать нить разговора, когда собеседник отклоняется от темы.

Например, уже упомянутый Виктор Матизен после ответа Леонида Ярмольника: «Конечно, мы обезьяны и попугаи. Но разные.

Одни и двух слов запомнить не могут, а другие без запинки фултонскую речь Черчилля повторят…» – спрашивает: «Насчет двух слов – есть примеры?»

Утверждающий вопрос – это восклицание и просьба рассказывать дальше. Например, собеседник рассказывает, что выиграл в лотерею миллион долларов. Реплика журналиста: «Миллион долларов! И как же вы их потратили?»

Когнитивный вопрос предлагает осмыслить и оценить только что прозвучавший ответ, например: «Вы не находите это высказывание преувеличенным?»

Поведенческие вопросы в свою очередь служат для манипулирования собеседником, провоцирования определенных действий с его стороны. Такие вопросы применяются в интервью-конфронтации.

Цель журналиста в этом случае – не получить информацию, а вывести собеседника из себя, чтобы представить его потом читателям как неуравновешенного, нечестного и глупого.

Следует иметь в виду, что при использовании таких вопросов журналист может не только испортить отношения с персонажем интервью, но и не самым лучшим образом выглядеть в глазах читателей, если они сочтут уловки журналиста нечестными. Поведенческие вопросы подразделяются на суггестивные, вопросы-ловушки, намекающие, усилительные и провоцирующие.

-57-

Суггестивный вопрос ставит один ответ предпочтительнее остальных, например: «Все честные люди поступают так.

А вы как?» Или: «Неужели вы не считаете, что любой, кто голосует против нашего кандидата, не хочет стабильного развития страны?» Собеседнику предлагается либо согласиться с каким-то утверждением, которое он не считает правильным, либо признать себя нечестным или не таким, как все люди. Вот как формулирует один из вопросов журналистка «Московского комсомольца» Наталья Галимова в интервью с экс-премьером Михаилом Касьяновым:

– Странно, всем политикам интересно, а вам – нет. Вы такой необычный?

(Галимова Н. Касьянова чепуха // Московский комсомолец. 2006. 12 дек.)

Вопрос-ловушка – это вопрос из разряда: «Вы уже бросили пить?» – любой ответ на который будет не в пользу собеседника, так как он должен признать, что он либо пьет сейчас, либо пил раньше. Несмотря на общеизвестность этой уловки, журналисты продолжают ею активно пользоваться. Вот еще один вопрос Натальи Галимовой из того же интервью с Михаилом Касьяновым:

– Допустим, на президентских выборах вы, вопреки собственным прогнозам, не победите. А наберете 2–3%. Как кандидат Малышкин. Вы готовы к тому, что вас причислят к политическим маргиналам?

При намекающем вопросе истинная цель вопроса вначале скрывается.

Собеседника спрашивают о некоем общеизвестном факте, а затем, отталкиваясь от этого факта, задают вопрос, который выставляет собеседника в невыгодном свете.

Вот фрагмент диалога: «Вы слышали про парниковый эффект?» – «Да». – «Знаете его главную причину?» – «Да, выхлопные газы автомобилей» – «И как вам тогда совесть позволяет ездить на автомобиле?»

Усилительный вопрос повторяет высказывания собеседника в более жесткой, категоричной форме.

Цель такого вопроса – заставить собеседника опровергать только что сказанное и таким образом представить его как человека, не имеющего твердого мнения.

Если собеседник заявляет, что такого он не говорил, журналист может привести другую, уже правильную цитату со словами: «И это вы тоже не говорили?»

Но самый сильный способ вывести собеседника из себя – провоцирующий вопрос о причинах психологического состояния собеседника, например: «Почему вы так нервничаете?»; «Чего вы так разозлились?» После такого вопроса может последовать взрыв эмоций. Не исключено, что интервью на этом закончится и журналиста выставят за дверь. Но своей цели – спровоцировать скандал – журналист достигнет.

Движение в интервью может происходить в четырех направлениях – вперед, в сторону, назад и буксовать на месте.

-58-

Движение вперед – это постепенное исследование одной темы либо переход от темы к теме. В первом случае движение медленное, во втором – быстрое.

Оптимальная скорость выбирается применительно к каждому случаю, однако журналисту следует избегать крайностей – как чрезмерного углубления в тему, когда вопросы начинают касаться деталей, неинтересных широкому кругу читателей, так и чрезмерного ускорения, когда журналист после одного вопроса по данной теме переходит к следующей, потом к еще следующей и в результате ни одну из тем не раскрывает более или менее полно. Подобное интервью может напоминать вид из окна скоростного электропоезда, когда стоит какому-нибудь пейзажу начаться, как он тут же и заканчивается.

Движение в сторону происходит тогда, когда с основной темы разговор соскальзывает на детальное обсуждение какого-либо из ее аспектов.

Здесь также нужно действовать по обстоятельствам, но в любом случае не потерять контроль за временем и сохранить его достаточный запас для того, чтобы задать все основные вопросы по теме или нескольким темам интервью.

Возвращение на основную магистраль беседы происходит при помощи описанных выше открывающих либо фильтрующих вопросов.

Движение назад случается, если журналист требует уточнения и разъяснения уже сказанного. Иногда в этом есть смысл, но в стратегическом плане движения назад следует избегать, так как время тратится, а развитие темы не происходит.

Буксовать на месте интервью начинает тогда, когда журналист ставит под сомнение высказывания собеседника и начинает с ним спорить. Затевать спор очень рискованно.

Он всегда съедает много времени, и может получиться так, что свои вопросы журналист попросту не успеет задать и уйдет ни с чем.

В крайнем случае вступать в спор можно в конце интервью, когда ответы на основные вопросы уже получены.

Что касается оптимальной продолжительности интервью, то практика показывает, что одна минута устной речи при расшифровке интервью равна примерно 10 машинописным строчкам. Исходя из этого следует соизмерять время разговора с отведенной для этого площадью в газете или журнале.

Если объем текста должен составить 100–150 строк (2–3 страницы – стандартный размер интервью), то не имеет смысла разговаривать больше 25–30 минут (с учетом того, что устная речь при переводе в письменную всегда уменьшается по объему за счет более четких формулировок, вычеркивания повторов и т.д.).

За это время журналист обычно может задать три главных вопроса (затронуть три темы) и по 3–4 дополнительных вопроса к каждому из них.

Для дополнительных вопросов действует правило, что их лучше задавать «вглубь», чем «вширь», то есть уточнять детали уже сказанного, а не спрашивать о новых фактах такого же порядка.

-59-

При расшифровке диктофонной записи следует вслушиваться в сказанное, стремиться понять, почему человек сказал именно то, что сказал, и писать не столько то, что сказано, сколько то, что человек хотел сказать, привязываться к значению сказанного, а не к конкретным словам.

Окончательный текст не обязательно должен представлять собой стенограмму разговора, он должен передавать «дух» беседы, а не «букву». Вопросы журналиста вообще допустимо переписать, чтобы они лучше подходили под ответы собеседника.

Если на какие-то вопросы собеседник дал банальные ответы, эту часть интервью можно выбросить. Зато если интервью касается какого-то сложного предмета, то в слова журналиста можно вписать вводную объясняющую информацию, чтобы сделать текст более понятным читателям.

Впрочем, иногда дополнительную информацию к предмету интервью размещают в виде отдельной справки.

Также необходимо следить за ритмом разговора. Чтобы интервью не выглядело монотонным, в нем должны чередоваться длинные и короткие абзацы, пространные рассуждения и мгновенные обмены репликами.

Если сравнить интервью со спортивным поединком, наверное, наилучшим образом подойдет настольный теннис, где вначале шарик летает между игроками с небольшой скоростью, потом темп ускоряется все больше и больше, пока кто-то не ошибется.

Затем новая подача, и все повторяется сначала.

Российское законодательство обязывает предоставлять собеседнику текст интервью для визирования. В то же время не следует позволять собеседникам злоупотреблять этим правом.

Исправления допустимы только в том случае, если журналист исказил слова собеседника либо если за время, прошедшее с момента интервью, произошло нечто, заставившее собеседника изменить свои взгляды, например появились доказательства невиновности какого-то человека, которого ранее все, включая собеседника, считали виновным. В одной из крупных российских газет действуют такие правила согласования интервью:

•            Не подлежат согласованию заголовок и лид интервью.

•            Интервьюируемый не имеет права снимать вопросы журналиста (в этом случае вопрос пойдет в тексте без ответа), дописывать то, чего он не говорил, и править стиль интервью.

На практике нередко возникают случаи, когда собеседник дает достаточно откровенное интервью, а при согласовании заменяет свои наиболее яркие и скандальные фразы на нейтральные и безликие. Например, рассказывает, что на досуге пьет водку, причем убежден, что перепить его невозможно, так как у него «по-особому устроен организм».

После согласования же данная фраза заменяется на «предпочитаю активный отдых и чтение классической литературы». Возвращенный журналисту после такого «визирования» текст может оказаться и вовсе непригодным для публикации с учетом стандартов соответствующего издания.

В этом случае журналист может действовать четырьмя способами:

1.        Отказаться от публикации интервью.

60

2.        Поставить собеседника перед выбором: либо он возвращает текст в исходный вид, либо возмещает журналисту гонорар, который тот недополучит из-за отказа от публикации интервью. Иногда подобный «торг» приносит успех.

3.        Сообщить собеседнику, что его нынешние «исправленные» ответы редакцию не устраивают, и потребовать новой беседы для получения других ответов на эти же вопросы.

4.        Публиковать интервью в первоначальном виде, а в случае конфликта ссылаться на диктофонную запись разговора. Отношения журналиста (и редакции) с собеседником на некоторое время, вероятно, будут испорчены, но судебное преследование журналисту не грозит. Опровергать в суде записанные на диктофон свои собственные слова, как показывает практика, никто не будет.

Необходимо различать интервью как метод сбора информации в журналистике и интервью как жанр, когда текст оформляется в виде вопросов журналиста и ответов собеседника.

Интервью в зависимости о темы бывают трех видов – предметное (о положении вещей в какой-то сфере деятельности), личностное (о человеке) и предметно-личностное (о человеке в привязке к какому-то делу).

Виды вопросов, используемых в интервью: открытые вопросы (с вопросительным словом) и закрытые (предусматривающие ответ «да» или «нет»); вопросы в зависимости от функции в интервью – предметные (для получения информации), управляющие (для управления диалогом) и поведенческие (для манипулирования собеседником).

Направления движения разговора в интервью – вперед, в сторону, назад, на месте. Соотношение устной и письменной речи – 1 минута равно 10 строчкам. Исправления при согласовании интервью допустимы, если журналист исказил слова собеседника, либо если за время, прошедшее с момента интервью, объективно произошло нечто, заставившее собеседника изменить свои взгляды.

61

◄◄ в оглавление ►►

в раздел библиотека

Источник: http://evartist.narod.ru/text28/0041.htm

Интервью как метод сбора информации в журналистике

Интервью как метод сбора информации

Интервью — самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» от 80 до 90% их рабочего времени.

К общепринятым в этой профессиональной деятельности относят не менее важные — наблюдение и работу с документами.

Все три познавательных метода реализуются комплексно и по принципу дополнительности в зависимости от поставленных задач являются основным или вспомогательным инструментом журналистского поиска.

Виды интервью по М.Лукиной:

1. Информационное— наиболее ходовой вид, нацеленный на сбор материала для новостей. В силу жестких временных стандартов это интервью отличается весьма динамичными темпами. Костяком информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем?

2. Оперативное— разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте.

3. Блиц-опрос, или опрос на улице – сбор разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу путем постановки одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

4. Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы.

Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы.

Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы.

5. Интервью-портрет, напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя.

6. Креативное интервью (беседа, диалог) – журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества.

Подготовка к интервью:

— определение цели и характера необходимых сведений (зачем вы хотите взять интервью? каких результатов хотите достичь? почему для решения этих задач вы выбрали именно этого собеседника? интересен ли он лично вам? есть ли к нему интерес у широкой публики?);

— изучение предмета интервью и собеседника (если журналист располагает временем, то для предварительной подготовки желательно воспользоваться источниками с максимально возможной полнотой. Ресурсы для предварительного исследования можно разделить на две большие группы: документальные источники и устные человеческие свидетельства);

— обдумывание хода интервью и вопросов (предварительная работа с источниками поможет определить основную тематику вопросов, продумать их последовательность и наметить путь, по которому журналист вместе со своим героем пойдет к намеченной цели. Вопросник стоит разрабатывать в соответствии с целями, о которых вы уже сообщили своему герою, когда договаривались об интервью);

— выбор места и времени (договариваясь о встрече, назначая время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника: чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время.

Проведение интервью:

встреча с собеседником, приветствие (при выборе того или иного стиля обращения — по имени или имени и отчеству, на «ты» или на «вы» — в первую очередь учитываются, по крайней мере, два фактора: возраст и социальное положение героя);

преамбула интервью (задача интервьюера— попытаться развеять возникшее напряжение и настороженность при встрече; верный путь — поговорить о том, что входит в сферу интересов вашего героя);

стратегия и тактика (вначале — нетрудные для собеседника, например фактические, вопросы; затем основные; главный вопрос – в конце; желательно завершить разговор на позитивной ноте).

Завершение интервью:в строго установленное время; перед прощанием уточнить неясные вопросы, имена, цифры; уточнить, не хочет ли собеседник что-либо добавить к сказанному.

Возможные барьеры общения:

1. Психологические (несовпадение социальных характеристик беседующих, несовпадение психологического состояния, несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, планам и привычкам участников).

2. Социально-психологические — неосведомленность журналиста о психологическом состоянии социальной группы, к которой принадлежит собеседник.

Этические – нежелание раскрывать свои или чужие секреты, запреты профессиональной этики (врачебной, педагогической и т. д.)

7.Наблюдение как метод сбора информации в журналистике.

Метод наблюдения основывается на личном познании действительности путем чувственного ее восприятия.Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично.

Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер.

В отличие от проработки документов, наблюдение позволяет журналисту получать сведения непосредственно из текущей реальности – первичную информацию.

Объем наблюдаемого так велик, что зафиксировать данные с необходимой полнотой архитрудно, и это порождает технические сложности. Отсюда неизбежность дополнительной нагрузки на журналиста при проверке данных наблюдения.

Дело в том, что в силу разных причин физического и психологического характера при наблюдении существует опасность иллюзии восприятия – неадекватного отражения наблюдаемого предмета.

Возможны и ошибки интерпретации, связанные с избирательностью нашего восприятия.

Особая разновидность этого метода – самонаблюдение.

Тут внимание журналиста сосредоточивается на собственном поведении, на внешних и внутренних факторах, которые его определяют, что открывает доступ к сведениям о неочевидных, скрытых процессах, характерных для той или иной ситуации.

Но и в данном случае нельзя обойтись без проверки, без соотнесения результатов самонаблюдения с информацией, полученной другими методами, из других источников.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_56750_intervyu-kak-metod-sbora-informatsii-v-zhurnalistike.html

2.3. Интервью как метод сбора информации в практике межличностных коммуникаций

Интервью как метод сбора информации

Интервью – самый распространённый межличностный коммуникативный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Метод интервью тесно связан с психологией, социологией, педагогикой, и другими академическими дисциплинами.

Но, как правило, первые опыты проведения интервью не всегда бывают успешными. И хотя причины неудач в каждом случае индивидуальны, эти неудачи связаны с нарушение закономерностей профессионального поведения и большой, не подтверждённой, самоуверенностью в своих профессиональных теоретических знаниях.

Эти неудачи, необходимо анализировать и обсуждать.

Разные специалисты предлагают определение интервью «Интервью – беседа представителя печати с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес » [27]. «Интервью – жанр публицистики, беседа с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам [25].

Предназначенная для печати (или по радио, телевидению) беседа с каким-нибудь лицом [18]. Интервью, это беседа, разговор, который строится по определённым правилам профессионального журналистского общения.

Общение осуществляется с целью создания нового информационного продукта – актуального, общественно значимого, предназначенного для информирования общества.

2.3.1. Виды интервью и место проведения

Все виды интервью можно подразделить на четыре большие группы.

1. Информационное интервью в силу жёстких временных стандартов опроса, отличается динамизмом и жёсткой подаче материала. 2.

Оперативное интервью, как разновидность информационного, позволяет из большого потока информации выбрать фрагменты и цитаты, которые вписываются в сюжетную конструкцию всего информационного блока.

Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов по конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения [14, с. 17]. 3. Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблем.

В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей, поэтому к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход [19, с. 20]. 4. Иинтервью-портрет или персональное, профильное интервью сфокусировано на одном человеке, который проявил себя в какой либо сфере деятельности и привлекает интерес для общества.

Местом проведения интервью могут быть пресс-конференции; выход к прессе; брифинги; круглые столы; общение по телефону, интернет-общение. На пресс-конференцию, журналистов приглашают для встречи с официальным источником информации, в определённое время и в назначенном месте.

Часто необходимую информацию подготавливают заблаговременно в виде отпечатанного пресс-релиза. В пресс-релизе, специалистами по связям с общественностью, упакована та выверенная информация, которая выгодна заинтересованным лицам [19, с. 32].

Выход к прессе является своего рода малой формой конференции, и, как правило, заранее не планируется, в этом способе подачи информации, инициатива принадлежит ньюсмейкеру, который и определяет дозу подачи информации.

На брифинге, как на официальном регулярном плановом мероприятии журналистов информируют о текущей деятельности организации. Сложным методом получения информации является «круглый стол», на котором журналист ведёт разговор не с одним, а с несколькими участниками.

Здесь журналист должен быть режиссёром этого мероприятия, при подготовке, он должен продумать стратегию встречи, и прописать сценарный план этого мероприятия.

Интервью по телефону используется в телевизионном и радио эфире для актуальных включений, например, в оперативных выпусках новостей, когда желательна и целесообразна информация с места события, без иллюстрационного сопровождения. В каждом методе есть свои достоинства и недостатки. Если обязательно необходимо провести интервью с руководителем предприятия, то надо терпеливо выжидать, когда вас пригласят в кабинет, это не самый худший способ добиться встречи [12, с. 26–32].

2.3.2. Основные методические этапы работы по созданию интервью

Методическая работа по созданию интервью состоит из трёх блоков: подготовка, проведение, завершение [14, с. 26–29]. В процесс подготовки интервью необходимо определить цель.

Зачем вы хотите взять интервью? Каких результатов вы хотите достичь? Почему выбран именно этот канал информации? Есть ли к этому интервью интерес у широкой общественности? Если после ответов на эти вопросы у вас не сложилось ясное понимание сущности предполагаемого интервью, то процесс получения нужной информации, может, превратиться в пустую трату времени.

Предварительное исследование – это метод сбора информации о герое или ситуации. Он необходим для правильного и профессионального проведения интервью, особенно при подготовке вопросов и места встречи.

Выбор места проведения интервью диктуется условиями, которые не всегда зависят от журналиста. Если для получения интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства: это может быть у трапа самолёта, в машине, в кулуарах съезда, на выставках, на конференциях [12, с. 28].

Это может быть презентация товара или услуги. Презентация может проходить в любом месте в любое время года и суток. Важно определить аудиторию, место проведения, время, сроки. Презентация является составной начальной частью арсенала методов и средств комплексной работы журналиста.

Это своего рода увертюра перед большим спектаклем, для потенциальной аудитории.

Целью презентации является эффективное предоставление и получение информации об объекте, и обеспечение всесторонней поддержки со стороны контактной аудитории. К ним относятся. 1. Формирование у потенциального клиента потребности в презентуемом/предлагаемом новшестве. 2.

Формирование у потенциального потребителя начального уровня информации об основных свойствах и характеристиках товара/услуги. 3. Оказание квалифицированной помощи в оценке клиента свойств, которыми обладает презентуемый товар. 4. Стимулирование сбыта товаров/увеличение возможных услуг. 5.

Развитие конструктивного сотрудничества с поставщиками, производителями, торговлей, органами государственной власти.

Презентация, или представление, предложение это самостоятельное коммуникативное мероприятие, направленное на информирование потенциального клиента. Потенциальный клиент на получение информации это журналист. Именно на презентации он может получить большое количество необходимой информации. Презентации, как считает исследователь С.А. Варакута, условно подразделяется на следующие виды [3, с. 24].

1. Нового товара или услуги. Образовательная. Подготовка специалистов, бакалавров, магистров. 2. Новой технологии. Например, уборки снега. 3. Предприятия в целом или его структурных подразделений. 4. Группы или индивидуально новых сотрудников. 5. Отдельного сотрудника, в какой либо сфере деятельности. Например, вручение правительственных наград. 6.

Нового проекта или идеи по созданию продукта или освоению рынка. 7. Достигнутых результатов предприятия/организации. Например, введение строй новой станции метрополитена. Защита дипломного проекта. 8. Праздничного или официального мероприятия. Например, новогодние праздники, рождество, день учителя, первая встреча с предполагаемым хорошим человеком. 9. Фильма, спектакля, выставки.

К примеру, на телеканалах «заставка» о фильмах и проектах.

Презентация может проходить в любом месте в любое время года и суток. Важно определить аудиторию, место проведения, время, сроки. Аудитория может быть настроена: положительно; нейтрально; отрицательно. Правильно проведённый анализ аудитории позволяет сделать журналисту вывод, а надо ли вообще принимать участие в презентации.

2.3.3. Культура представления журналиста

В современной трактовке презентация может рассматриваться как мероприятие, в ходе которого один или несколько человек делятся идеями и обмениваются мнениями с другими людьми.

Важным является внешний вид журналиста, его одежда, причёска, манера поведения, речевые и ораторские возможности, система взаимодействия с аудиторией и конкретным собеседником. Появление на публике журналиста – очень ответственный момент, от того, как вы себя поведёте, зависит, как к вам будут относиться.

Поэтому с первых минут появления помните о том, что каждое ваше действие, каждое слово, и каждый жест могут быть оценены или положительно или отрицательно. Найдётся немного областей, в которых правила бизнес-этикета описаны более чётко, чем те, которые управляют нашим поведением.

Люди хотят, чтобы их присутствие было уважительно подтверждено, и их приветствовали должным образом. Существует не так уж много ситуаций, в которых игнорирование правил этикета является разрушительным для вашей репутации и карьеры.

Желательно помнить, что бизнес-этикет основан на служебном положении, а не на возрастных и половых различиях.

В деловой среде человека, занимающего более высокое положение, называют первым. Посмотрите сначала на человека, занимающего более высокое положение, а затем на человека более низкого ранга. При представлении всегда произносите больше чем просто имя и должность. Предоставление ценной информации, в первые минуты знакомства может послужить хорошим началом для беседы.

При представлении самого себя лучше не называть свои звания, а сказать, чем вы занимаетесь, что тоже позволит начать беседу. Знание того, как ответить во время представления, столь же важно, как и правильное представление. Даже в неформальной ситуации простого «здравствуйте» недостаточно. Назовите человека по имени и, если можете, добавьте что-нибудь кратко и дружелюбно.

Ответ на официальное приветствие должен содержать обращение по имени отчеству и фамилии к другому человеку. В мужской среде принято обмениваться рукопожатием при приветствии друг друга.

Рукопожатие должно быть крепким и безболезненным, сопровождаться взглядом в глаза и улыбкой, начинаться и заканчиваться решительно, продолжаться не более двух-трех секунд, протягивать руку нужно после того, как вас представят. Всегда будьте готовы обменяться рукопожатием, поэтому в вашей правой руке не должно быть напитков, еды, документов или иных предметов.

Если вы что-то держите в руках, переложите предмет в левую руку. Если рука влажная, незаметно вытрите её об одежду. Приветствуя, смотрите в глаза и улыбайтесь. Если этого требует ситуация, пожимайте руку, протянутую в знак дружбы [15, с. 171–179].

Обычай обмениваться рукопожатием пришел из древних времён, когда встреча с незнакомцем могла представлять опасность. В результате человек при встрече незнакомца автоматически тянулся к своему кинжалу. Незнакомец делал то же самое.

Когда оба понимали, что это мирная встреча, они протягивали друг другу правые руки без оружия, как символ дружбы. И сегодня нужно уметь правильно осуществлять этот ритуал. Сдавливать до боли руку или едва касаться руки коллеги считается дурным тоном в деловом мире, как и рукопожатие двумя руками.

Техника рукопожатия состоит в том, что нужно свою руку полностью вложить в руку другого человека так, чтобы область между вашим большим и указательным пальцем соприкоснулась с тем же участком ладони другого человека. При этом ваш большой палец захватывает большой палец партнёра. Руку следует протягивать свободно, сложив пальцы вместе.

Прочно стойте на ногах, чтобы не потерять равновесие, и смотрите в глаза партнеру. Никогда не протягивайте для рукопожатия только пальцы.

В сфере бизнеса, информации, где служебное положение имеет очень большое значение, правильно назвать должность так же важно, как и правильно назвать имя. Звания указывают на служебное положение и для многих символизируют усилие, энергию, талант, которые потребовались для достижения этого положения.

Люди могут и не показывать этого, но внутренне они вздрагивают, когда неправильно произносят их имена. Люди, у которых трудные имена, всегда, довольны, когда собеседник старается их правильно произнести. Если вам кого-то представили, а вы прослушали его имя или не уверены в произношении, извинитесь и попросите сразу же повторить имя.

Для того чтобы лучше запомнить имя собеседника, повторите его имя про себя.

Определенную помощь в представлении могут оказать визитные карточки, которые содержат фамилию, имя и должность человека. Если раньше в нашей стране визитные карточки имелись только у дипломатов и высоких должностных лиц, то в последнее время они получили широкое распространение.

Первое представление, как правило, начинается с обмена визитными карточками. Обмен визитными карточками – часто, но не всегда, является частью ритуала приветствия в деловом мире.

Визитная карточка должна содержать основную информацию: имя, название компании, почтовый адрес и адрес электронной почты, номера телефона, а также адрес сайта в Интернете.

Визитная карточка должна не только содержать те сведения, которые вы хотели бы о себе сообщить, но и содействовать сохранению в памяти вашего партнера того имиджа, к созданию которого вы стремитесь. В большинстве случаев лучше избегать типографских излишеств, кроме эмблемы компании.

Визитная карточка, являясь важным атрибутом делового общения, выполняет несколько функций. 1. Информативную, так как содержит первичную информацию о человеке и организации. 2.

Представительскую, так как придает знакомству официальный статус. 3. Рекламную, если карточка выполнена в фирменном стиле. 4.

Экономии времени – партнёры, обмениваются визитками, в которых отражена дополнительная информация и нет необходимости затрачивать время на озвучивание этой информации.

2.3.4. Стратегия и тактика проведения интервью

Интервью, это коммуникативное общение двух или более людей с целью получения информации. Как правило, интервью проходит в вопросно-ответной форме, а успех заключается в качестве профессионально заданных вопросов.

Каков вопрос – таков ответ. Тактика проведения интервью зависит от цели, субординации, личных взаимоотношений, социального статуса, конкретной ситуации, места и желания или наоборот не желания проводить интервью. Вне зависимости от цели интервью необходимо выработать тактику, при которой разговор будет максимально персонифицирован.

Правильно тактически выбранное начало беседы позволит решить и стратегическую задачу-результативность. В стратегические задачи входит создание определённых комфортных условий коммуникации, способствующих достижению целей.

По первой реакции собеседника можно определить психологическое состояние собеседника и решить, проявляет ли он в данный момент желание вести откровенную беседу или намерен скрыть и дозировать информацию [19, c. 37].

Коммуникатор является владельцем информации, и он волен поступать с ней как ему угодно. Правильно подготовленный сценарный план поведения и грамотно составленные вопросы, и предполагаемые ответы позволяют получить наиболее объективную и нужную журналисту информацию.

Главное в процессе общения то, что слышит и понимает слушатель. Говорящий должен осознавать, как воспримут слушатели его употребление слов, сказанных в конкретное время в конкретном месте [15, с. 194, 195].

Он должен использовать то, что наилучшим образом служит именно сиюминутным потребностям, то, что в наибольшей степени подходит для данных обстоятельств. Поэтому журналисты стараются подбирать слова исходя из ситуации. Изменяется ситуация – меняются используемые слова.

Для того, чтобы правильно произвести анализ ситуации, постарайтесь ответить на несколько вопросов. 1. Что уместно в данной ситуации? 2. Какие слова больше всего подходят? 3. Что я должен сказать, для того чтобы добиться того, чего хочу?

Опытные ораторы, а журналисты обязаны обладать ораторским искусством, умело пользуются инструментом под названием голос. Именно управляя голосом, вы обретёте власть над аудиторией. Мы не всегда замечаем, что даже когда находимся в хорошем состоянии, по привычке говорим вялым голосом.

Такой вялый голос не только отталкивающе действует на собеседника, но и оказывает отрицательное влияние на нас самих. Не бойтесь показать своё приподнятое настроение другим людям. Приятная речь исходит из глубины высшего тела, находясь на уровне сердца. Тот, кто говорит слишком громко, кажется агрессивным человеком.

Умеренная речь даёт больше возможностей для самовыражения, придаёт речи выразительность и индивидуальность. Кто говорит тихо и невнятно, тот производит впечатление человека, который не верит в свои силы. Неразборчивая речь снижает интерес к собеседнику. Повышение голоса заставляет слушать вас ещё меньше, а понижение более внимательно прислушиваться к тому, что вы говорите.

Смысл ваших высказываний будет более понятен, когда вы будете говорить коротко и ясно. Фразы, содержащие более тринадцати слов, по смыслу плохо воспринимаются.

Стратегически правильно необходимо не только доброжелательно начинать разговор, но и корректно его закончить. Затянувшийся разговор может вызвать вполне понятное раздражение [14, c. 52]. В идеале обе стороны должны придти к выводу, что всё интервью прошло в деловом режиме, а полученная информация представляет общественный интерес для СМИ.

У интервью, как метода получения сведений в целях информирования общества имеются различные стилистические приёмы общения. Наиболее часто встречаются следующие виды общения. 1. Конфронтационный, когда собеседник ждёт от журналиста подвоха. 2. Элитарный, когда все его формы сводятся к чувству социальной ответственности журналиста.

Наиболее полезен партнёрский стиль, при взаимном понимании и уважении друг друга. В каждом источнике информации есть свои возможности и ограничения. Интервью, является наиболее субъективным источником информации.

Это связано с тем, что самые разные люди, очевидцы одного и того же события, по-разному о нём рассказывают и часто даже расходятся во мнениях [10, с. 125].

Журналистам приходится проводить интервью в самых разных обстоятельствах, поэтому правильно подготовленный сценарный план проведения интервью способствует наибольшему результату. Подготавливать окончательные вопросы (и предполагаемые ответы) для интервью необходимо после определения цели, изучения собранных материалов, и определения места проведения интервью.

Источник: http://indbooks.in/mirror5.ru/?p=206326

7. Интервью как метод сбора информации

Интервью как метод сбора информации

Самыйраспространенный тип источниковинформации — это человек. Во-первых,человек — это нередко свидетель илиучастник происходящих событий, во-вторых,он — носитель информации о себе и о своемсубъективном мире, в-третьих — трансляторинформации, полученной от других.

Спомощью интервью можно получить широкийкруг данных, образующий несколькосегментов, а именно:

1.фактические данные

2.мнения

3.объяснения

4.предположения и прогнозы

5.речевые приметы собеседника, которыепередают особенности его личности.

Успехили неуспех работы связаны с качествомподготовки интервьюера: с изучениемтемы, пониманием цели, продуманностьюплана действий, изобретательностью присоставлении вопросов.

Вопросыделят на основные и дополнительные.Основные готовятся заранее, так какдолжны принести основные сведения.

Ночасто они не срабатывают, потому чтосуществует ряд психологических исоциальных барьеров, не позволяющихналадить доброжелательный контактмежду собеседниками.

И тут на помощьприходят дополнительные вопросы, которыене прогнозировались. Они задаются вмомент, когда не срабатывает основнойили когда неожиданно возникает повороттемы.

ВИДЫВОПРОСОВ

Открытые.Открытые вопросы называют тему илипредмет, а дальше собеседник воленструктурировать ответы по своемуусмотрению. Закрытые часто используютсяв социологии при массовом опросе.

Взакрытых вопросах возможные ответызаложены в самом вопросе, и опрашиваемыйдолжен выбрать ту позицию, котораясоответствует его мнению. Прямые икосвенные.

Косвенные вопросы целесообразнозадавать тогда, когда тема носит»щекотливый» характер, связаны смнением, которое идет вразрез с моральнымиили этическими нормами в той или инойсоциальной группе. Поэтому вопрос нужностроить так, чтобы он освободил собеседникаот категоричности высказывания.

Личныеи безличные. Личные формы вопросавыявляют более индивидуальное мнение.Безличная форма дает ответ не о собственнойточке зрения, а о мнениях других, выявляетне личность собеседника, а его представлениео том, чего требует объективная реальность.

Существуютнекоторые правила, которые нужнособлюдать при расспросах любых источниковинформации.

1.Репортер должен хорошо ориентироватьсяв предмете разговора.

Приподготовке к интервью помнить о задаче.Если вам необходимо раздобыть факты,конкретные данные, выяснить цифры длязаметки, репортажа, статьи и пр., каждыйвопрос должен быть построен с учетомэтого.

2.Каждый вопрос должен рассматриватьлишь один аспект. Задавая два вопросав одном, вы позволяете герою интервью»увильнуть» от одного из ответов,предоставляя ему возможность ответитьлишь на тот, который кажется ему наиболеепонятным, простым или удобным.

3.Вопрос должен задаваться в вопросительнойформе, а не в утвердительной.

4.Стремитесь задавать открытые вопросы.Они помогут избежать односложныхответов: «да» или «нет».

5.Вопросы должны быть нейтральными.

6.Вопросы должны быть простыми.

Прислушивайтеськ ответам.

Иногдапоследовательность текста не совпадаетс тем, как реально шло интервью.

Чтонужно для хорошего интервью?

1.Человек должен обладать знаниями (алучше – хорошими знаниями) о человекеи теме интервью. Чтобы поддерживатьразговор, нормальные вопросы задаватьитд. При этом нельзя стремится блеснутьсвоими познаниями, надо просто пониматьчеловека. По вопросам и так чел поймет,в теме ли ты.

2.Надо уметь четко структурироватьразговор. Ввести в цель интервью (чтобне уходить далеко в сторонние темы).Если ограничен во времени, или вообщеушел далеко разговор, нужно вежливо, ноуверенно вернуть человека к теме.

3.Ясность. Чем проще, яснее и понятнеезадаваемые вами вопросы (не говоря отом, чтобы говорить не косноязычно, безшепелявости итд), тем лучше. Не пользуйсябез необходимости жаргоном, терминаминаучными и прочими особыми словами.

4.Мягкость (желательно, доброжелательновести беседу, дать собеседнику закончитьмысль).

5.Чуткость. Надо активно прислушиваться беседы, к речи собеседника.Журналист должен видеть, если темастановится чересчур эмоциональна, исглаживать её. Слушать внимательно, непроскользнет ли что новое, любопытное,то, что не вписано в свод вопросов итему. Не закрывать уши.

6.Открытость позиции журналиста. Чтобыразговор был в открытую. Задать такойтон должен журналист.

7.Не надо верить всему, что скажетсобеседник. Могут быть противоречия вего речи. Он может врать. Если тебекажется, что он врет или ошибается, томожешь вежливо переспросить. Типо «да,правда?», «а я не думал, что все так, незнал, я слышал другое».

Аппеляция кдругому авторитету, источнику: «а тут-топо-другому, вот так говорили», или ксвоему опыту: «а у меня так-то было».Хорошая фраза: «невероятно!» — и словачел подтвердит, и ему это слово покажет,что вы ему интересны, что он сказалчто-то преинтересное.

«Правильно ли явас понял, …» — вежливая форма уточнения.

Илипросто чтоб подчеркнуть степень новизны,важность – тоже подчеркнуть такимифразами можно.

Долюсведений журналист получает в беседе– непосредственном общении с людьми,имеющими то или иное отношение к изучаемойситуации. Однако от обычного диалогическогообщения беседа как метод познавательнойдеятельности существенно отличается.

Это такой вид организованного речевоговзаимодействия, который направляетсясо стороны журналиста отчетливоосознаваемыми познавательными задачамии предполагает выработку стратегии итактики, соответствующих условиямвзаимодействия.

На какие сведения можнорассчитывать, приступая к беседе? Этомогут быть какие-то факты, а может бытьи мнение собеседника. Принципиально ихможет быть, по меньшей мере, пять видов:фактические данные, мнения, объяснения,предложения и прогнозы, речевые приметысобеседника (характерные особенностиего языка).

При этом каждый вид можетбыть представлен весьма разнообразно.Так, факты могут быть позитивные – инегативные, наблюдавшиеся собеседником– и не наблюдавшиеся, в которых онучаствовал – и в которых не участвовал;наконец, они могут быть из настоящего,прошлого, из собственной жизни, жизнидругих людей, жизни коллектива.

Естественно, что готовность говоритьо таких разных вещах у человека не можетбыть одинаковой. Это требует от журналистаопределенных нюансов в поведении,определенных тактических приемов.

Источник: https://studfile.net/preview/5021329/page:6/

Refy-free
Добавить комментарий