Информационное обеспечение муниципального управления

Информационное обеспечение муниципального управления

Информационное обеспечение муниципального управления

Информационный ресурс в наше время играет в сфере муниципального управления не менее важную роль, чем материальные, трудовые, энергетические, финансовые и другие ресурсы. В общем смысле под информацией понимается любое сообщение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т.д.

 Информация является связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации.

Она позволяет осуществлять обратную связь и корректировку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит «предметом длительного пользования» и не теряет своих свойств в результате неоднократного потребления. Информация обладает свойством саморазвития, т.е.

по мере накопления данных получается качественно новая информация. Она пронизывает все виды деятельности в органах местного самоуправления и обеспечивает восприятие работниками своих организационных ролей, фиксируемых в должностных инструкциях.

В конечном счете, от эффективности информационных процессов зависит эффективность работы местной администрации в целом.

Информационное обеспечение подразумевает организацию информации на всех этапах ее возникновения, преобразования, передачи и восприятия.

 Информационное обеспечение системы управления — это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и организации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходимых задач в системе управления.

 Информацию, поступающую в органы местного самоуправления, можно классифицировать по различным признакам.

1. По происхождению —  Официальная и Неофициальная

2. По источникам поступления – Внутренняя и Внешняя

3. По периоду использования – Переменная и Условно-постоянная

4. По направленности применения – Универсальная и Специальная

5. По качеству предоставления информации – Качественная и Некачественная

6. По сферам общественной жизни – Экономическая, Политическая, Социальная

7. По материальным носителям – Бумажная, Электронная, Телефонная,

8. По формам носителя – Устная, Письменная, Печатная, СМИ, Электронная

9. По видам основных функций управления — Планово-прогнозная, Контрольно-учетная

10. По степени готовности для использования в принятии решений – Первичная, Вторичная, Выходная

 Особенно важно разделение информации на внутреннюю (по отношению к органу местного самоуправления) и внешнюю.

К внутренней относятся решения представительного органа муниципального образования, постановления и распоряжения главы администрации и его заместителей, протоколы заседаний коллегии, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов, отчеты о работе структурных подразделений администрации, справки о ходе рассмотрения обращений граждан и т.д.

Подобная информация дает возможность более полно представлять фактическое положение дел в администрации, рационально распределять силы и рабочее время, эффективно организовывать работу. Организация внутренних потоков информации — задача руководства муниципального образования.

 В отношении внешней информации местная власть не всесильна, но может при грамотной постановке работы получать более полную информацию из различных источников.

 Население выражает свое отношение к деятельности муниципальной власти путем выборов, референдумов, опросов, правотворческих инициатив, обращений к органам и должностным лицам, мирных массовых акций.

Особое значение имеют личные встречи руководителей муниципального образования с жителями, прием избирателей депутатами представительных органов.

На этих встречах должна быть создана атмосфера откровенного диалога, позволяющего обеспечить доступ к информации, которую нельзя получить никаким другим способом. Муниципальная власть учитывает мнение населения в своей работе.

 Общественные объединения граждан выражают отношение к деятельности муниципальной власти отдельных групп населения, местных сообществ, имеющих общие интересы. Администрация обязана иметь информацию о позиции различных общественных объединений при принятии важных решений.

 Органы государственной власти РФ и субъектов РФ в пределах своей компетенции издают нормативные акты и принимают решения, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, а по другим вопросам вырабатывают методические рекомендации и инструктивные материалы, полезные для муниципальной власти.

 Союзы и ассоциации муниципальных образований вырабатывают рекомендации по отдельным аспектам муниципальной деятельности. Они должны изучаться и учитываться при составлении планов социально-экономического развития территории.

 Немуниципальные хозяйствующие субъекты на территории муниципального образования также выражают свое отношение к решениям органов местного самоуправления, затрагивающим их интересы, направляя в администрацию предложения по различным местным вопросам. Многие органы муниципальной власти сделали союзы промышленников и предпринимателей своими деловыми партнерами.

 Финансовые и кредитные организации снабжают органы местного самоуправления важной информацией о финансовом состоянии муниципалитета и хозяйствующих субъектов.

 Органы государственного и муниципального контроля и надзора поставляют ценную информацию о ходе выполнения тех или иных решений, выявленных нарушениях.

 Особенно важна информация, получаемая от органов статистики.

Задача органов местного самоуправления — использовать все каналы информации, получить достоверные сведения об отношении всех слоев общества к своей деятельности, анализировать их и на их основе корректировать свои действия.

 Практически все поставщики информации для органов местного самоуправления одновременно являются и потребителями информации о деятельности этих органов.

К числу потребителей муниципальной информации относятся государственные, региональные и муниципальные органы власти, должностные лица местного самоуправления, граждане, общественные объединения, союзы, ассоциации, финансовые и кредитные организации, органы статистики, муниципальные предприятия и учреждения, иные хозяйствующие субъекты, предприниматели, инвесторы.

Источник: https://students-library.com/library/read/84890-informacionnoe-obespecenie-municipalnogo-upravlenia

29. Информационное обеспечение муниципального управления

Информационное обеспечение муниципального управления

Информационныйресурс в наше время играет в сферемуниципального управления не менееважную роль, чем материальные, трудовые,энергетические, финансовые и другиересурсы. В общем смысле под информациейпонимается любое сообщение, содержащеекакие-либо сведения о предметах, явлениях,событиях и т.д.

Информацияявляется связующим звеном между объектоми субъектом управления, характеризуясостояние объекта управления в статикеи динамике, обеспечивая подготовкууправляющего воздействия и сведения орезультатах его реализации.

Она позволяетосуществлять обратную связь и корректировкуцелей в соответствии с требованиямиконкретной ситуации. Она пронизываетвсе виды деятельности в органах местногосамоуправления и обеспечивает восприятиеработниками своих организационныхролей, фиксируемых в должностныхинструкциях.

В конечном счете отэффективности информационных процессовзависит эффективность работы местнойадминистрации в целом.

Информационноеобеспечение подразумевает организациюинформации на всех этапах ее возникновения,преобразования, передачи и восприятия.

Информационноеобеспечение системы управления — этовзаимосвязанная совокупность необходимойинформации, форм и способов ее представленияи организации в пространстве и вовремени, обеспечивающая решениенеобходимых задач в системе управления.

Особенноважно разделение информации на внутреннюю(по отношению к органу местногосамоуправления) и внешнюю.

К внутреннейотносятся решения представительногооргана муниципального образования,постановления и распоряжения главыадминистрации и его заместителей,протоколы заседаний коллегии, ведомостиучета изданных муниципальных правовыхактов, отчеты о работе структурныхподразделений администрации, справкио ходе рассмотрения обращений граждани т.д.

Подобная информация дает возможностьболее полно представлять фактическоеположение дел в администрации, рациональнораспределять силы и рабочее время,эффективно организовывать работу.Организация внутренних потоков информации- задача руководства муниципальногообразования.

Вотношении внешней информации местнаявласть не всесильна, но может приграмотной постановке работы получатьболее полную информацию из различныхисточников.

Населениевыражает свое отношение к деятельностимуниципальной власти путем выборов,референдумов, опросов, правотворческихинициатив, обращений к органам идолжностным лицам, мирных массовыхакций. Особое значение имеют личныевстречи руководителей муниципальногообразования с жителями, прием избирателейдепутатами представительных органов.

Задачаорганов местного самоуправления -использовать все каналы информации,получить достоверные сведения оботношении всех слоев общества к своейдеятельности, анализировать их и на ихоснове корректировать свои действия.

Практическивсе поставщики информации для органовместного самоуправления одновременноявляются и потребителями информации одеятельности этих органов.

К числупотребителей муниципальной информацииотносятся государственные, региональныеи муниципальные органы власти, должностныелица местного самоуправления, граждане,общественные объединения, союзы,ассоциации, финансовые и кредитныеорганизации, органы статистики,муниципальные предприятия и учреждения,иные хозяйствующие субъекты,предприниматели, инвесторы.

Информация,поступающая в органы местногосамоуправления по разным каналам, кразным должностным лицам, в разной формеи в разное время, требует созданияпродуманной системы ее приема, хранения,обработки и использования.

Информационноеобеспечение муниципального управленияв современных условиях невозможно безиспользования современных информационныхтехнологий, программных средств, базданных и систем управления ими.

Системаинформационного обеспечения органаместного самоуправления — это совокупностьорганизационно-правовых, информационных,методических, программно-техническихкомпонентов, обеспечивающая информационныепроцессы в системе управления. Структураинформационной системы муниципальногообразования, внедрение новых информационныхтехнологий определяются функциями этойсистемы, текущими и перспективнымизадачами

Почтиво всех органах местного самоуправлениясегодня есть персональные компьютеры,частично используются локальныекомпьютерные сети.

В то же время развитиекомпьютеризации в большинстве местныхадминистраций проходит бессистемно.

Современные технологии построенияинформационных систем почти неприменяются, прикладное программноеобеспечение используется чаще всеготолько в бухгалтерии и делопроизводстве.

Интернетоткрывает широкие возможности длясовершенствования муниципальногоуправления. Наиболее эффективно онимогут быть использованы при созданиимуниципального сайта, ориентированногокак на население города, так и на внешнихпользователей. Его примерное содержаниеможет быть следующим.

  1. Представительская и деловая информация: визитная карточка города

  2. Справочная и оперативная информация.

Важнуюроль в информационном обеспечениимуниципальной деятельности играютспециализированные межмуниципальныеинформационные системы и базы данных.

Из имеющихся в России таких системнаиболее известна информационная сетьАссоциации сибирских и дальневосточныхгородов (АСДГ).

Информационные компьютерныебанки этой сети (их свыше 10) позволяютполучать информацию о социально-экономическихпоказателях городов — участников сети,принятых муниципальных актах и т.д. Нодля этого каждый город должен регулярноразмещать в Интернете свою информацию.

Однаконаибольший эффект в информационномобеспечении муниципальных образованийможет обеспечить создание единогоинформационного пространства России.Оно реализуется через создание ифункционирование информационнойвертикали «Федерация — субъект РФ -муниципальное образование». В нейключевым элементом являются информационныересурсы муниципального образования.

Созданиеединой системы информационных ресурсовосуществляется на основеобъемно-ориентированного подхода.Основной объем информации содержитсяв базовых кадастрах и регистрах иразмещается на муниципальном уровне,где в процессе регистрации объектов исубъектов деятельности возникаетпервичная информация о них.

Источник: https://studfile.net/preview/6210570/page:81/

8.4. Информационное обеспечение муниципального управления

Информационное обеспечение муниципального управления
Информация и ее роль в муниципальном управлении

Всякое управление есть процесс сбора, хранения, обработки и передачи инфор­мации для превращения ее в управленческие решения.

Информационный ресурс имеет сегодня в сфере муниципального управления не меньшую важность, чем материальные, трудовые, энергетические, финансо­вые и другие ресурсы. В общем смысле под информацией понимается любое со­общение, содержащее какие-либо сведения о предметах, явлениях, событиях и т. д. Различают следующие основные понятия:

♦ информационное ресурсы — отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных си­стемах;

♦ информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов, массивов документов и информационных технологий, в т. ч. с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

♦ информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хра­нения, поиска и распространения информации.

Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом уп­равления, характеризуя состояние объекта управления в статике и в динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации.

Информация позволяет осуществлять обратную связь и корректи­ровку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит «предметом длительного пользования» и не теряет своих свойств в результате неоднократного потребления. Информация в значительной степени обладает свойством саморазвития, т. е.

по мере накопления информационных данных по­лучается качественно новая информация. Информация пронизывает все виды деятельности в органах местного самоуправления и обеспечивает восприятие ра­ботниками своих организационных ролей, фиксируемых в должностных инст­рукциях.

В конечном счете, от эффективности информационных процессов зави­сит эффективность работы местной администрации в целом.

Основные элементы любого информационного процесса — источник, сообще­ние, канал и получатель:

♦ источник — это тот, кто создает сообщение и несет ответственность за его полноту и достоверность;

♦ сообщение — это информация, которую источник передает получателю. В ин­формационной системе сообщения передаются в различных формах (пись­менной, устной, электронной);

♦ канал — это средство, с помощью которого сообщение передается от источ­ника к получателю;

♦ получатель — это тот, кому предназначено сообщение.

Информационное обеспечение включает организацию информации на всех этапах ее возникновения, преобразования, передачи и восприятия.

Информационное обеспечение системы управления — это взаимосвязанная совокупность необходимой информации, форм и способов ее представления и орга­низации в пространстве и во времени, обеспечивающая решение необходимых задач в системе управления.

Источники и потребители информации в муниципальном управлении

Информацию, поступающую в органы местного самоуправления, можно класси­фицировать по различным признакам (рис. 8.4.1).

Особенно важно разделение информации на внутреннюю (по отношению к органу местного самоуправления) и внешнюю.

К внутренней относятся реше­ния представительного органа муниципального образования, постановления и распоряжения главы администрации и его заместителей, протоколы заседа­ний коллегии, ведомости учета изданных муниципальных правовых актов, отчеты о работе структурных подразделений администрации, справки о ходе рассмотрения обращений граждан и т. д. Подобная информация дает возмож­ность более полно представлять фактическое положение дел в администрации, рационально распределять силы и рабочее время, эффективно организовывать работу. Организация внутренних потоков информации — задача руководства муниципального образования.

Рис. 8.4.1. Классификация информации, поступающей в органы местного самоуправления

В отношении внешней информации местная власть не всесильна, но может при грамотной постановке дела получать более полную информацию из различных источников. Основные внешние источники информации для органов местного самоуправления показаны на рис. 8.4.2.

Рис. 8.4.2. Внешние информационные потоки муниципалитета

Население выражает свое отношение к деятельности муниципальной власти путем выборов, референдумов, опросов, правотворческих инициатив, обраще­ний к органам и должностным лицам, мирных массовых акций.

Особое значение имеют личные встречи руководителей муниципального образования с жителями, прием избирателей депутатами представительных органов.

На этих встречах должна быть создана атмосфера откровенного диалога, в ходе которого стано­вится доступной информация, которую нельзя получить никаким другим спосо­бом. Муниципальная власть учитывает мнение населения в своей работе.

Общественные объединения граждан выражают отношение к деятельности муниципальной власти отдельных групп населения, местных сообществ, име­ющих общие интересы. Администрация обязана иметь информацию о позиции различных общественных объединений при принятии важных решений.

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ в пределах своей компетен­ции издают правовые акты и принимают решения, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, а по другим вопросам вырабатывают методи­ческие рекомендации и инструктивные материалы, полезные для муниципальной власти.

Союзы и ассоциации муниципальных образований вырабатывают рекоменда­ции по отдельным аспектам муниципальной деятельности. Эти рекомендации должны изучаться, а все полезное — использоваться.

Немуниципалыше хозяйствующие субъекты на территории муниципального образования также выражают свое отношение к решениям органов местного са­моуправления, затрагивающим их интересы, направляя в администрацию пред­ложения по различным вопросам местной жизни. Многие органы муниципальной власти сделали союзы промышленников и предпринимателей своими деловыми партнерами.

Финансовые и кредитные организации снабжают органы местного самоуправ­ления важной информацией о финансовом состоянии муниципалитета и хозяй­ствующих субъектов.

Органы государственного и муниципального контроля и надзора поставляют ценную информацию о ходе выполнения тех или иных решений, выявленных на­рушениях.

Особенно важна информация, получаемая от органов статистики. Вопросы организации муниципальной статистики рассматриваются в следующем разделе.

Задача органов местного самоуправления — использовать все каналы инфор­мации, иметь достоверные сведения об отношении всех слоев общества к своей деятельности, анализировать эти сведения и на их основе корректировать свои действия.

Практически все поставщики информации для органов местного самоуправле­ния одновременно являются и потребителями информации о деятельности этих органов.

К числу потребителей муниципальной информации относятся государ­ственные, региональные и муниципальные органы власти, должностные лица ме­стного самоуправления, граждане, общественные объединения граждан, союзы, ассоциации, финансовые и кредитные организации, органы статистики, муници­пальные предприятия и учреждения, иные хозяйствующие субъекты, предпри­ниматели, инвесторы.

Организация движения информации в местной администрации

Информация, поступающая в органы местного самоуправления по разным кана­лам, к разным должностным лицам, в разной форме и в разное время, требует со­здания продуманной системы ее приема, хранения, обработки и использования.

Вся поступающая в органы местного самоуправления информация фиксирует­ся на определенном носителе в виде документа. Особенностью систем докумен­тированной информации является наличие операций по составлению, приему, передаче, регистрации, визированию, подписанию, копированию, хранению, уничтожению документов.

Совокупность всех операций, выполняемых с доку­ментами, называется делопроизводством. Движение документов с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления адресату представляет собой документооборот.

Рациональная организация документо­оборота в органах местного самоуправления обеспечивает оперативное прохож­дение документов.

Документооборот осуществляется в виде потоков документов, движущихся между пунктами обработки информации (руководители и специалисты органа управления) и пунктами технической обработки документов (экспедиция, маши­нописное бюро, копировально-множительная служба и т. п.

). Документооборот разделяется на входящие, исходящие и внутренние потоки документов.

К основ­ным параметрам потоков документов относятся: направление потока, определя­емое пунктами отправления и назначения; объем потока, характеризующийся количеством документов, проходящих в единицу времени; структура потока, ха­рактеризующаяся разновидностью документов; авторство и другие признаки; режим потока, определяемый периодичностью движения информации через пункты обработки.

Порядок работы с документами в органах муниципального управления регла­ментируют такие нормативные акты, как «Общие требования к документам и служ­бам информационного обеспечения Государственной системы документационного обеспечения управления» (ГСДОУ), «Унифицированная система организационно- распорядительной документации» (УСОРД), государственный стандарт УСОРД, а также инструкции по делопроизводству, издаваемые на основе этих актов орга­нами муниципального управления.

Номенклатура дел — утвержденный в установленном порядке, систематизиро­ванный список наименований дел, образуемых в органе муниципального управ­ления.

Она используется в качестве схемы распределения и группировки доку­ментов в делах (схема классификации), указателя индексации документов и дел, сроков хранения, а также как схема построения справочной картотеки на испол­ненные документы.

Номенклатура дел позволяет находить документы по их ви­дам и содержанию. От качества построения номенклатуры дел зависят оператив­ность работы с документами и их сохранность.

При использовании информации для принятия управленческих решений не­обходимо учитывать следующие особенности исходной информации:

♦ исходная информация не всегда достоверна — если это статистическая или отчетная информация, то погрешности возникают в результате неправиль­ных расчетов, ошибок исполнителей или искажения отчетных данных, если это экспертная информация, ошибки могут возникать из-за некомпетентно­сти экспертов и неправильных методов обработки;

♦ информацию не всегда возможно получить к необходимому моменту време­ни из-за срывов сроков отчетности или несоответствия их установленным срокам анализа, длительности сбора и обработки информации;

♦ в связи с тем, что каждое решение должно основываться на учете будущих условий его реализации, а прогнозная информация носит вероятностный ха­рактер, принимаемые на ее основе решения также будут подвержены влия­нию случайных ошибок;

♦ большинство принимаемых решений на стадии подготовки носит многова­риантный, альтернативный характер, причем чаще всего трудность состо­ит в отсутствии обобщенного критерия, позволяющего выбрать вариант ре­шения.

Основные требования, предъявляемые к информации, приводятся на рис. 8.4.3.

Информационные технологии и системы в муниципальном управлении

Информационное обеспечение муниципального управления в современных ус­ловиях невозможно без использования современных информационных техноло­гий, программных средств, баз данных и систем управления ими.

Рис. 8.4.3. Требования, предъявляемые к информации для целей муниципального управления

Система информационного обеспецения органа местного самоуправления — это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, про­граммно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. Структура информационной системы муниципального об­разования, внедрение новых информационных технологий определяются функ­циями этой системы, текущими и перспективными задачами (рис. 8.4.4).

Почти во всех органах местного самоуправления сегодня есть персональные компьютеры, частично используется локальные компьютерные сети.

В то же вре­мя развитие компьютеризации в большинстве местных администраций проходит бессистемно.

Современные технологии построения информационных систем по­чти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве.

Современный подход к использованию информационных технологий в муни­ципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с цент­ральным сервером.

Одним из эффективных инструментов информатизации ра­боты администрации является система автоматизированного документооборота «Гран-Док», разработанная в государственном научно-производственном пред­приятии «Гранит-Центр».

Система предоставляет полный набор функций по ра­боте с документами в соответствии с требованиями и стандартами российского делопроизводства и способна поддерживать схемы делового документооборота муниципальных органов: горизонтальную схему (переписка внутри муниципа­литета), вертикальную схему (организационно-распорядительные документы), внешнюю схему (входящая и исходящая корреспонденция). Назначением систе­мы является автоматизация работы с документами, фиксация пути прохождения документа от его поступления или создания до списания в дело, контроль на каж­дом этапе рассмотрения документа, получение справочной информации о доку­ментах, анализ документооборота.

Планомерное формирование в органах местного самоуправления собственных информационно-аналитических служб как важнейших структурных подразделе- ний позволит значительно повысить эффективность и качество управленческих решений. Применение информационных технологий и систем в отдельных сфе­рах муниципальной деятельности помогает решать следующие задачи.

НИТ

Характеристика Параметры, критерии, оценки

Рис. 8.4.4. Схема использования новых информационных технологий (НИТ) в муниципальном управлении

В сфере учета и социальной защиты граждан:

♦ ведение автоматизированного паспортного учета граждан, создание баз дан­ных по половозрастному составу населения, призывному возрасту, занято­сти, социально незащищенным группам, миграции населения, повышение на этой основе качества работы с населением, сокращение очередей при полу­чении справок, выписок;

♦ автоматизированное формирование и выведение на печать различных форм учета и отчетности о составе населения, формирование списков жителей по специальным запросам органов государственной власти и местного самоуп­равления (избиратели, школьники, пенсионеры и т. д.);

♦ ведение автоматизированного учета доходов семей для начисления соци­альных льгот и субсидий;

♦ ведение лицевых счетов персонифицированного учета социальных льгот и социальных выплат отдельным категориям граждан, включая жилищные субсидии.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства:

♦ сбор, регистрация, хранение, обработка информации о техническом состоя­нии жилищного фонда;

♦ оперативный учет потребления энергоресурсов и воды;

♦ контроль технических параметров систем жизнеобеспечения и дистанцион­ное управление объектами;

♦ бухгалтерский учет и расчеты платежей за жилищно-коммунальные услу­ги (создание компьютеризированных муниципальных расчетно-кассовых центров).

В сфере управления использованием территории города (геоинформационные системы) основной задачей является создание и ведение многослойной электрон­ной карты (плана) города. Объектами компьютеризированного учета на этой кар­те могут быть:

♦ земельные ресурсы территории (земельный кадастр) по каждому земельно­му участку в разрезе прав собственности на землю, функционального назна­чения отдельных участков, их стоимостной оценки и др., формирование на этой основе базы данных для взимания платы за землю;

♦ генеральный план города (градостроительный кадастр);

♦ инженерные коммуникации разного назначения;

♦ объекты недвижимости (инвентаризация, размещение и стоимостная оцен­ка объектов недвижимости, основных фондов, техническое состояние стро­ений);

♦ дороги и транспорт (сведения о техническом состоянии дорог, качестве по­крытия, технической характеристике мостов, проездов, переездов, дорожных знаках, экономические данные об использовании дорог для грузовых и пас­сажирских перевозок и в т. п.

);

♦ экология (сведения о состоянии атмосферы, почв, шумовом и ином загряз­нении отдельных участков территории, формирование базы данных для рас­чета платежей за загрязнение городской среды);

♦ потребительский рынок (размещение объектов торговли, общественного пи­тания и бытового обслуживания населения);

♦ общественная безопасность (размещение объектов и постов ГИБДД, пожарной охраны, охраны общественного порядка, постов наблюдения, учреждений си­стемы «медицины катастроф», автоматизированное слежение за фактическим

расположением патрульных машин, дислокация зон эвакуации и маршрутов следования для предприятий и населения при чрезвычайных ситуациях и т. п.

);

♦ объекты социальной сферы (размещение образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, досуговых зон, учреждений социальной защиты и т. п.

);

♦ объекты и системы связи и телекоммуникаций, их размещение.

Используя возможности современных геоинформационных технологий, ряд администраций городов приступил к созданию собственных муниципальных ка­дастров. Такой кадастр представляет собой систему слоев (частных кадастров), наносимых на единую электронную подоснову.

Ответственным за ведение каж­дого слоя является соответствующее структурное подразделение администрации или предприятие (например, водоканал, теплосеть).

Организацию деятельности всей геоинформационной системы города, обеспечение ее технического и программного единства может обеспечивать специальная служба муниципального кадастра.

В сфере управления муниципальными финансами:

♦ создание компьютеризированной системы муниципального казначейства, в которую должна быть встроена система муниципальных контрактов, пре­дусматривающих расходование бюджетных средств (подробно об этом было сказано в главе 6). Такая работа ведется во многих городах.

Использование сети Интернет в муниципальном управлении

Интернет открывает широкие возможности для совершенствования муниципаль­ного управления. Наиболее эффективно его возможности могут быть использо­ваны при создании муниципального сайта, ориентированного как на население города, так и на внешних пользователей. Примерное содержание сайта города мо­жет быть следующим.

1. Представительская и деловая информация: визитная карточка города (при­ветствие главы муниципального образования, основные показатели и характери­стики города); хозяйствующие субъекты (характеристика основных предприя­тий, финансовых структур, научных организаций, вузов и т.

п.

со ссылками на их сайты); данные о стратегическом плане развития города, основных городских программах развития, федеральных и региональных целевых программах, в которых участвует город; паспортные данные об имеющихся инвестиционных проектах и деловых предложениях предприятий города; молодежная страница; план города с указанием основных транспортных объектов и схем движения транспорта; информа­ция для деловых людей и туристов (гостиницы в городе и окрестностях, проезд, пи­тание, отдых, развлечения); достопримечательности города и его окрестностей.

2. Справочная и оперативная информация: городские новости; история и теку­щая статистика; страницы городских служб и организаций; состояние рынка тру­да и занятости населения; телефонный и адресный справочник; данные о сред­ствах массовой информации города; городская доска объявлений; обратная связь (место для информации пользователей сайта).

Информация на сайте может быть представлена как на русском, так и на дру­гих языках.

Повышению привлекательности сайта и росту его посещаемости могут спо­собствовать фотогалерея, луеЬ-камера (например, наблюдение за главной улицей или площадью города в режиме обновления кадра), новости дня города, книга жалоб, предложений и обращений, рубрика «Ваше мнение о…» (проблемный блок), прогноз погоды, гостевая книга, система поиска по сайту и т. д. Сайт может расти как кристалл, обрастая новыми функциями и возможностями.

Если сайт становится интерактивным и с его помощью пользователь может производить различные операции (например, оплачивать счета, бронировать ме­ста в гостиницах, заказывать билеты на транспорт или в театры и т. п.

), то сайт превращается в интернет-портал. Он может служить платформой для деловых контактов, виртуально соединять всех хозяйствующих субъектов для обмена ин­формацией и сотрудничества.

Межмуниципальные информационные системы

Наряду с Интернетом, важную роль в информационном обеспечении муници­пальной деятельности играют специализированные межмуниципальные инфор­мационные системы и базы данных.

Из имеющихся в России таких систем наибо­лее известна информационная сеть Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ).

Информационные компьютерные банки этой сети (их свыше 10) позволяют получать информацию о социально-экономических показателях городов-участников сети, принятых муниципальных актах и т. д. Но для этого каждый город должен регулярно размещать в сети свою информацию.

В стадии разработки находится создаваемая с участием Европейского союза общероссийская муниципальная информационная система (МИС), предназначен­ная для предоставления муниципалитетам информационных и консультацион­ных услуг через Интернет и работающая в интерактивном режиме на двух язы­ках: русском и английском. МИС содержит 4 раздела:

♦ «Законодательство» — информация о нормативно-правовой базе местно­го самоуправления и изменениях в ней, необходимая для четкой ориента­ции муниципалитетов в изменяющемся правовом пространстве;

♦ «Муниципальное управление» — информация об организации практической деятельности в области муниципального управления и менеджмента муни­ципальных предприятий;

♦ «Экономика и бизнес» — экономическая и деловая информация, необходи­мая муниципалитетам для принятия стратегических решений, поиска новых партнеров, выхода на новые рынки;

♦ «Европейский опыт» — информация об Европейском союзе и его опыте мест­ного и регионального развития, который может быть полезен российским муниципалитетам.

Для удобства пользования МИС должно быть создано несколько рубрик, та­ких как «Новости», «Мнения», «Досье», «Консультации», «Архив», «Ссылки», «Контакты».

Такая система после ввода ее в действие позволит существенно улучшить ин­формационное обеспечение органов местного самоуправления.

Муниципальные образования в едином информационном пространстве России

Создание единого информационного пространства России имеет первостепенное значение для органов местного самоуправления и реализуется через функциони­рование информационной вертикали «Федерация — субъект РФ — муниципаль­ное образование». В этой информационной вертикали ключевым элементом яв­ляются информационные ресурсы муниципального образования.

На рис. 8.4.5 изображена схема информационного взаимодействия уровней публичной власти, отвечающая современным требованиям.

Система сбора первичной информации муниципального образования

Основные информационные объекты муниципального образования
НаселениеХозяйствующие субъектыОбъекты собственности муниципального образования
БД — база данных

Рис. 8.4.5. Информационное взаимодействие уровней публичной власти

Источник: https://all-sci.net/munitsipalnoe-pravo_904/informatsionnoe-obespechenie-munitsipalnogo-109068.html

Refy-free
Добавить комментарий