Индевор корабль

25-й полёт шаттла �ндевор (Endeavour) (миссия STS-134)

Индевор корабль

Перевод: Александр Коваль [публикация 06.06.11]
______________________________________________________________________________

«Р�ндевор» (англ. Endeavour — «СЃС‚ремление», «РїРѕРїС‹С‚РєР°») — многоразовый транспортный космический корабль РќРђРЎРђ, пятый Рё последний космический челнок.

Барк «�ндевор» — корабль Королевского военно-морского флота Великобритании.Спущен на воду в 1764 году, выведен из состава флота в марте 1775 года. Bark Endeavour (реконструкция) Флаг-символ космического корабля Endeavour credit: ru.wikipedia.org

Взамен погибшего 28 января 1986 РїСЂРё 10-Рј запуске шаттла «Р§РµР»Р»РµРЅРґР¶РµСЂ», предполагалось достроить РґРѕ пригодности Рє космическим полётам экспериментальный шаттл «Р­РЅС‚ерпрайз», РЅРѕ РёР· соображений дешевизны РІ начале 1987 РіРѕРґР° было принято решение Рѕ СЃР±РѕСЂРєРµ РЅРѕРІРѕРіРѕ шаттла (санкцию РЅР° строительство выдал президент РЎРЁРђ Рональд Рейган).

31 июля 1987 г. NASA выдало контракт фирме Rockwell International на строительство нового шаттла; 6 июля 1990 г.

собранный корабль передали на электроиспытания, 24 апреля 1991 г.

выкатили с завода, и 7 мая он прибыл в Космический центр имени Кеннеди.

Р’ конструкцию пятого корабля было внесено множество доработок СЃ целью повышения его летных качеств Рё безопасности. Самой заметной РёР· РЅРёС… стал тормозной парашют диаметром 12.2 Рј — как РЅР° «Р‘уране».

«Р�ндевор» был также снабжен подвесками для установки дополнительных баков системы электропитания Рё увеличения длительности полета РґРѕ 20 суток Рё имел более совершенные бортовые компьютеры.

Всего были модернизированы 16 основных систем.

Для выбора названия нового корабля впервые объявили конкурс среди школьников США.
10 мая 1989 г.

президент Джордж Буш-старший подвел его итоги: корабль был назван «Р�ндевор» (Endeavour — «РџРѕРїС‹С‚РєР°» [хотя более РїРѕРґС…РѕРґРёС‚ перевод «РЎС‚ремление»]) РІ честь корабля британского мореплавателя Джеймса РљСѓРєР°.

На нем Кук в августе 1768 г. отправился в южную часть Тихого океана, для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца.

и других астрономических наблюдений, позволивших точно установить расстояние от Земли до Солнца, также корабль участвовал в экспедициях по исследованию Новой Зеландии. В 1769 г.

он первым обогнул этот остров, достиг восточного побережья Австралии, побывал на Гавайях.

Жизнь корабля закончилась на рифе под Род-Айлендом.
Р’ память Рѕ его тезке РЅР° борту шаттла «Р�ндевор» была установлена РґРѕСЃРєР° РѕС‚ капитанского мостика корабля «Р�ндевор».

Р�сточник: Мировая энциклопедия пилотиремой космонавтики, РёР·Рґ. «Р РўРЎРѕС„С‚», 2005

Р’ NASA «Р�ндевор» имеет обозначение OV-105 (Orbiter Vehicle — 105). Первый полёт «Р�ндевор» совершил 7 мая 1992 РіРѕРґР° (РјРёСЃСЃРёСЏ STS-49).

Р’ 1993 РіРѕРґСѓ РЅР° «Р�ндеворе» была совершена первая экспедиция РїРѕ обслуживанию космического телескопа «РҐР°Р±Р±Р»».

Р’ декабре 1998 РіРѕРґР° «Р�ндевор» доставил РЅР° орбиту первый американский модуль Unity для РњРљРЎ.

По окончании эксплуатации шаттл «�ндевор» будет выставлен в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе

�лл. universetoday.com Credit NASA

�ндевор во время подготовки к миссии STS-134 в Космическом центре Кеннеди NASA во Флориде 23 февраля 2010
источник снимка: ru.wikipedia.org

28 апреля 2011

29 апреля стартует шаттл «Р�ндевор» (Endeavour), экипаж которого 26 апреля прибыл РЅР° РєРѕСЃРјРѕРґСЂРѕРј Космического центра Кеннеди РІРѕ Флориде.

Это будет 25-я и заключительная миссия знаменитого космического корабля. В экипаж, под командованием Марка Келли (Mark Kelly), входят пилот Грэгори Джонсон (Gregory H.

Johnson) специалисты миссии (Майкл Финк (Michael Fincke), Грэг Шамитофф (Greg Chamitoff), Эндрю Фьюстел (Andrew Feustel) и астронавт Европейского космического агенства (ESA) Роберто Виттори (Roberto Vittori).

Р’Рѕ время 14-дневной РјРёСЃСЃРёРё Endeavour (англ. – cтремление, попытка) доставит РЅР° РњРљРЎ Магнитный Альфа Спектрометр (AMS).

AMS-02 — это современный РїСЂРёР±РѕСЂ для изучения физики элементарных частиц, построенный, проверенный Рё управляемый международной РіСЂСѓРїРїРѕР№ ученых, представляющих 56 институтов РёР· 16 стран (РІ том числе Рё Р РѕСЃСЃРёРё), объединенная Рё финансируемая Министерством энергетики РЎРЁРђ (United States Department of Energy — DOE).

Стоимость этого нового научного оборудования составляет
$2 млрд.

Научная группа проекта AMS находится в Космическом центре Джонсона (JSC), откуда ведет наблюдение и управляет всеми действиями по установке полезного груза и гарантирует, что груз безопасен и готов к запуску на шаттле и развертыванию его на МКС (ISS). В экспериментах с AMS будут использованы уникальные свойства космического пространства для углубления наших знаний о Вселенной и пониманию ее происхождения.

Шаттл доставит также запасные части, включая две S-band антенны для связи, бак с газом под высоким давлением и дополнительные запасные части для двурукого канадского робота, телеуправляемого устройства, являющегося частью мобильной обслуживающей системы Декстр (Dextre).

Полет «Р�ндевора» станет 36-РѕР№ миссией шаттла Рє Международной Космической станции.

источники: universetoday.com, NASA

———————————————————————————————

30 апреля 2011

Запуск шаттла «Р�ндевор» (Endeavour) отложен РЅР° 72 часа (РґРѕ понедельника)

Endeavour в 23:22 мск 29.04.2011. Кадр NASA TV

Руководитель запуска шаттла Майк Лейнбах (Mike Leinbach) отменил сегодняшнюю попытку запуска STS-134 из-за проблемы, связанной с обогревателем вспомогательной силовой установки (Auxiliary Power Unit) 1. Потребуется по крайней мере 72 часа для оценки проблемы и ее решения инженерами.

Во время обратного отсчета сегодня, инженеры обнаружили сбой в одной из двух схем обогревателя, связанные с (APU) 1.

Обогреватели предотвращают от замерзания на орбите гидразина (компонент топлива).

Попытки включения обогревателя РЅРµ были успешными Рё инженеры теперь считают, что проблема может быть связана либо СЃ блоком управления, который является переключателем, РѕРЅ расположен РІ РєРѕСЂРјРѕРІРѕР№ оконечности «Р�ндевора», либо короткое замыкание РІ проводах, ведущих РІ переключатель или РёР· него.

�сточник: NASA

———————————————————————————————

1 мая 2011

Старт «Р�ндевора»РѕС‚ложен РІРѕ второй раз

Диаграмма показывает местоположение всех 3 APU шаттла Credit: NASA APU шаттла Endeavour. Кадр Spscevidcast SpacePod 30.04.11

�нженеры NASA проводят осмотр проблемного узла вспомогательной силовой установки
(APU 1) шаттла «Р�ндевор».

По сообщению NASA на 20-45 мск новая дата запуска шаттла будет определена командами инженеров в понедельник 2 мая.

�з-за обнаруженных неисправностей полет шаттла будет возможен ближе к концу недели.

Шесть астронавтов «Р�ндевора» возвращаются РІ Космический центр Джонсона РІ Хьюстон, РіРґРµ РѕРЅРё проведут несколько дней дополнительного обучения прежде, чем возвратятся РЅР° мыс Канаверал для следующей попытки старта.

�сточник: universetoday.com (здесь еще фото)

———————————————————————————————

2-4 мая 2011

�нженеры NASA занимаются ремонтом шаттла, а мы, попутно, можем посмотреть, что находится внутри космического корабля

04.05.11. Photo credit: NASA/Kim Shiflett. Увеличить фото

Источник: http://osiktakan.ru/space/endeavour.html

Корабль «Индевор» был спущен на воду в 1764 году, и британский флот приобрел его в 1768 году для научной миссии в Тихом океане и исследования моря возле предполагаемой Terra Australis Incognita, или «неизвестной южной земли».

Военно-морской флот переименовал корабль и использовал его для укрепления флота Его Величества. В августе 1768 года его величества корабль «Индевор» покинул Плимут, обогнул мыс Горн и вовремя достиг Таити, чтобы помочь команде ученых наблюдать транзит Венеры через Солнце в 1769 г.

Затем он отправился в почти неизведанный океан на юг, остановившись на тихоокеанских островах Хуахин, Борабора и Райатеа, чтобы позволить Куку открыть их для Великобритании.

В сентябре 1769 года корабль «Индевор» встал на якорь у Новой Зеландии, став первым европейским судном, которое дошло до островов со времен Хемскерка Абеля Тасмана 127 лет назад.

Уральский институт повышения квалификации и переподготовки: отзывы и адрес

Великие открытия

В апреле 1770 года «Индевор» стал первым кораблем, который достиг восточного побережья Австралии, когда Кук вышел на берег в месте, которое теперь известно как Ботани-Бэй.

Затем «Индевор» отплыл на север вдоль австралийского побережья.

Команда корабля едва не погибла после того, как их яхта села на мель на Большом Барьерном рифе, и Куку пришлось выбросить оружие за борт, чтобы избавиться от лишней тяжести и спасти судно и команду.

Затем команда на 7 недель высадилась на материке, чтобы осуществить полный ремонт корпуса судна.

10 октября 1770 года корабль «Индевор» почивал в порту в Батавии, столице голландской Ост-Индии (нынешняя Джакарта) для более значительного ремонта, а команда поклялась держать в тайне информацию о тех землях, которые они посетили.

Команда Кука возобновила свое путешествие на запад 26 декабря, обошла мыс Доброй Надежды 13 марта 1771 года и 12 июля прибыла в английский порт Дувра, пробыв в море почти 3 года.

Судьба судна

«Индевор» был в значительной степени забыт после своего эпического плавания и провел следующие 3 года, плывя к Фолклендским островам и обратно.

Корабль был продан частному владельцу в 1775 году и позже переименован в «Лорд Сэндвич»; он использовался как британский военно-транспортный корабль во время американской войны за независимость и был затоплен при блокаде залива Наррагансетт, Род-Айленд, в 1778 году.

Крушение корабля «Индевор» не было точно локализовано, но считается, что это произошло в Ньюпорт-Харборе. В сентябре 2018 года морские археологи объявили, что они обнаружили то, что, по их мнению, было местом крушения корабля, у побережья Род-Айленда в Соединенных Штатах.

Корабль «Индевор»: описание и наследие

Модель современного «Индевора» была выпущена в 1994 году и расположена рядом с Австралийским национальным морским музеем в гавани Сиднея. Американский космический шаттл «Индевор» назван именно в честь предмета этой статьи, который также изображен на монете Новой Зеландии номиналом в 50 центов.

Первоначально «Индевор» был торговым судном, используемым Эрлом Пембруком, построенным Томасом Фишберном для Томаса Мильнера, которое было спущено на воду в июне 1764 года из угольного и китобойного порта Уитби в Северном Йоркшире.

Судно было нарочно спроектировано и построено с широким плоским носом и квадратной кормой.

Конструкция с плоским дном сделала его подходящим для плавания на мелководье. Его корпус, внутренние полы и футтоки были сделаны из традиционного белого дуба, киль и крепкие доски из вяза, а мачта из сосны и пихты. Чертежи корабля также показывают двойной кильон, предназначенный для того, чтобы удержать киль, полы и рамы на месте.

Кук — хозяин «Индевора»

Капитан Джеймс Кук (7 ноября 1728 года — 14 февраля 1779 года) был британским исследователем, штурманом, картографом и капитаном Королевского флота. Кук сделал подробные карты Ньюфаундленда, прежде чем совершить 3 плавания по Тихому океану, в ходе которых он совершил кругосветное путешествие, открыв Австралию, Новую Зеландию и Гавайские острова.

Кук присоединился к британскому торговому флоту в подростковом возрасте, чтобы затем, в ходе карьерного роста, примкнуть к Королевскому флоту в 1755 году.

Он видел своими глазами боевые действия времен Семилетней войны и впоследствии изучил и спланировал речную атаку британского флота во время осады Квебека. Это помогло Куку заручиться покровительством Адмиралтейства и Королевского общества.

Это признание стало знаменательным как для самого Кука, так и для британской колониальной империи. Вскоре он стал командиром корабля «Индевор» и покрыл себя вечной славой как путешественник и первооткрыватель.

Превосходный капитан легендарного судна

Во время трех своих самых известных плаваний Кук проплыл тысячи миль по почти неизведанным районам земного шара. Он наиболее подробно описал земли Новой Зеландии и Гавайев в Тихом океане.

В перерывах между великими и масштабными открытиями он совершал открытия поменьше — например, детально исследовал ландшафт европейских рек.

Он продемонстрировал редкое сочетание качеств военного моряка, превосходные геодезические и картографические навыки, храбрость и способность вести людей за собой даже в неблагоприятных условиях. Благодаря Куку «Индевор» прославился и стал одним из самых известных кораблей в истории.

Источник

Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/39985-indevor-korabl-dzhejmsa-kuka/

История первого судна Джеймса Кука барка «Endeavour»

Индевор корабль

Как и обещал продолжение первой части «История одной бутылки виски». Что за чертежи лежали на столе? Если приглядеться, то можно увидеть часть шпангоутов корпуса судна и его кормовую часть. И есть часть загадочной надписи » ..avour». Понятно, что речь идет о макете судна. Но какого? Вот это мы и выясним.

История первого судна Джеймса Кука барка «Endeavour»

«Стремиться и достигать!»
(девиз жизни Джеймса Кука)

Имя Джеймса Кука ( 1728- 1779гг) величайшего шотландского мореплавателя своей эпохи окутано мифами и до сих пор привлекает внимание…
Английский военный моряк, исследователь, картограф и первооткрыватель, член Королевского общества и капитан Королевских ВМС.

Им были совершены три кругосветные экспедиции по исследованию Мирового океана. Вряд ли найдется человек который за столь короткий срок совершил столько географических открытий.

Его труды по обследованию малоизвестных и редко посещаемых частей Ньюфаундленда и восточного побережья Канады, Австралии, Новой Зеландии, западного побережья Северной Америки, Тихого, Индийского и Атлантического океанов легли в основу картографии.

Многие из составленных им карт по своей точности так и не были превзойдены на протяжении последующих десятилетий и служили мореплавателям вплоть до второй половины XIX века.

Третья экспедиция 1776-80 на двух судах «Резольюшен» и шлюп «Дисковери» была направлена на поиски Северо-Западного прохода из Тихого океана в Атлантический вдоль берегов Северной Америки и захвата новых земель. Зимой 1777-78 Кук натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова и в январе 1779 встал на якорь у о.Гавайи.

Когда спустя время Кук вынужден был высадиться на берег, чтобы починить сломанную фок-мачту, между англичанами и туземцами возникла ссора.Из рапорта лейтенанта Джеймса Кинга: «Он был уже у самой воды, когда один вождь ударил его в шею и плечо острой железной палкой; капитан упал лицом в воду.

Индейцы кинулись к нему с громким криком, сотни их окружили тело, добивая упавшего кинжалами и дубинками…»

Это произошло 14 февраля 1779 года в бухте Кеалакекуа Гавайских островов… Вопреки бытующему мнению он не был съеден аборигенами.Только 22 февраля останки Кука — скальп, голова без нижней челюсти, бедренная кость, кости предплечья, кисти рук — были погребены в море…

На мемориале, который сооружен в Англии в память о капитане Джеймсе Куке, выбиты слова:

«Он обладал в выдающейся степени всеми качествами, требуемыми для великих начинаний».

Индевор (англ. HMS Endeavour – усилие) – первый корабль который  капитан Джеймс Кук использовал в своей первой экспедиции на новые земли.

«Индевор»  строился для перевозки угля и появился на свет в июле 1764 году. Первоначально он носил имя «Earl of Pembroke» (Граф Пемброкский) и был куплен и переоснащён Королевским флотом 28 марта 1768 года. Он был построен в доках того же приморского городка Уитби в графстве Йоркшир, где началась и морская карьера Джеймса Кука.

Таким образом и капитан и его корабль начали свою «морскую жизнь» в Шотландии, родине знаменитого виски Джон Уокер и не менее знаменитых путешественников. Корабль принадлежал к разряду «кэт-билт» – судов с прямым широким носом. Как и португальские каравеллы, это судно было построено на основе хорошо известной мореплавателям арабской дхоу.

В документах первого плавания Джеймса Кука его неизменно называют барком.«Индевор» был некрасивым, но крепким судном с отличными мореходными качествами. Он имел небольшую осадку и полностью деревянную обшивку. Две из трех его мачт (фок и грот) несли прямые паруса, на бизани поднимали  крюйсель и контр-бизань. Под бушпритом располагались блинд и бом-блинд.

При хорошем ветре «Индевор» мог идти со скоростью до 8 узлов, что было очень неплохо по тем временам.Плоское дно корабля хорошо подходило для плавания на мелководье  в руслах рек и позволяло подходить к берегу для погрузки и разгрузки грузов, а также вставать на капитальный ремонт, не требуя сухого дока.

Его корпус, внутренние полы, надстройки были построены из традиционного белого дуба, киль и ахтерштевень из вяза, а мачты из сосны и пихты. На корабле было 22 пушки из них 12 на поворотных лафетах.Тоннаж «Индевора» составлял всего лишь 375 метрических тонн, длина по килю не превышала 35 м, наибольшая ширина была 9 м с лишним.

Для сравнения напомним, что водоизмещение флагмана первой флотилии Колумба «Санта-Марии» было 120 тонн при длине по килю 18,5 м и ширине 7,8 м.

В Дептфорде специально для Индевора построили командирский катер, баркас (для подвоза еды и припасов) и ял.

26 августа 1768 года капитан Джеймс Кук вышел на корабле «Индевор» из английского Плимута и взял курс на Таити. Официальной целью этого путешествия стало исследование астрономического явления:прохождения Венеры по диску Солнца, неофициальной же – поиски Южного материка и исследование южных широт. Возглавлял экспедицию английский ученый Джозеф Бэнкс.

10 апреля 1769 года «Индевор» бросил якорь у берегов Таити. Как ни странно, но англичане вели себя  довольно миролюбиво, еду и воду старались выменивать у местных жителей, а не брать силой.

Здесь, на Таити, команда Кука и наблюдала прохождение Венеры через Солнечный диск. И так как официальная миссия путешествия была выполнена, «Индевор» отправился к берегам Новой Зеландии.

  Джеймсом Куком было открыто, что Новая Зеландия состоит из двух островов, разделенных проливов. В последствии этот пролив был назван проливом Кука.

Хейнрих Циммерман, который был участником третьего плавания, оставил интересные подробности:» ..На американском побережье и в Новой Зеландии мы делали нечто вроде пива.

Обрезали побеги разных деревьев, вываривали их в воде, а затем добавляли на каждые 40 галлонов этой воды по кварте отвара солода и 5 или 6 фунтов сахара. Получался очень приятный и полезный для здоровья напиток, который мы употребляли вместо бренди…

хотя многие обвиняли капитана Кука в корыстной экономии, поскольку он, используя это «пиво», сберегал запасы бренди…»

В апреле 1770 года Кук достиг восточного берега Австралии и бросил якорь в заливе, где исследователями находящимися на борту было обнаружено множество неизвестных растений. Кук назвал этот залив – Ботаническим.  К несчастью, 11 июня 1770 года«Индевор» сел на мель и значительно повредил обшивку.

И хотя на время пробоину заткнули парусиной, кораблю все же требовался капитальный ремонт. Но «Индевор» был отрезан от берегов Австралии Большим Барьерным Рифом, и судну с повреждением  пришлось пройти  более 360 миль, чтобы обогнуть риф. Во время этого вынужденного обхода, был обнаружен пролив, разделяющий Новую Гвинею и Австралию.

Пройдя этот пролив «Индевор» проследовал в Индонезию, где встал на ремонт в порту Батавия. И хотя на корабле никто не умер от цинги, в Индонезии на корабле началась эпидемия малярии.  Весной 1771 года «Индевор» достиг африканского Кейптауна. К этому времени на корабле от болезней погибло 22 члена экипажа, команду пришлось доукомплектовать.

11 июня 1772 года после четырёхлетнего путешествия когда «Индевор» вернулся в Лондонский порт он представлял собой жалкое зрелище.

Главным достижением этой экспедиции стало признание Австралии  Английской колонией, к тому же были присоединены к Англии ряд островов, произведено исследование и описание островов Тихого океана и берегов Австралии.

Считается, что «Индевор» — первый корабль, на котором наиболее точно была определена долгота.

Хотя некоторые исследователи считают, что вполне вероятно Джеймс Кук пользовался картами составленных арабскими лоцманами, а те в свою очередь составили их на основе карт китайского адмирала Чжена Хе, совершивших свои кругосветные путешествия еще в период с 1405 по 1433-е годы.

Сведения о судьбе корабля Кука после путешествия противоречивы: по одной версии «Индевор» был продан французскому купцу, переименован в «La Liberte» («Свобода») и переправлен в Северную Америку, по другой версии парусник просто догнивал у берегов Темзы, а потом был разобран.

В честь знаменитого парусника «Индевор» в 1971 году был назван командный модуль девятого пилотируемого космического корабля «Аполлон-15». А в 1993 году на воду была спущена реплика легендарного парусника, построенного Джоном Лонгли.

На этом я завершаю вторую часть истории о которой мне поведало фото с бутылкой виски и чертежами на столе.

Но и это еще не конец истории.

Продолжение следует.

Источник: https://yvision.kz/post/444131

Обломки

Индевор корабль

Endeavour — значит «стремление», «попытка», «порыв». Лучшего названия для корабля Джеймса Кука придумать было невозможно. Это было его стремление. Он им жил.

Когда судно строили, никто и не подозревал, что участвует в историческом событии. Это был просто грузовой корабль для перевозки угля. Большой и неповоротливый. И назывался он Earl of Pembroke — «Граф Пемброк».

Копия «Индевора», Австралия, 2015 год. Фото © Flickr / Bernard Spragg. NZ

Его спустили на воду в 1764 году в маленьком приморском городе Уитби на севере Англии.

Именно оттуда за 18 лет до этого в море впервые отправился один парень из бедной семьи, очень целеустремлённый юнга, который не только драил палубу, но и успевал штудировать математику, астрономию, географию и навигацию.

Кстати сказать, будущий великий путешественник начал морскую карьеру тоже на угольщике. То есть это был тот тип кораблей, которые он очень хорошо знал.

По большому счёту с Куком с самого начала всё было ясно. За восемь лет он дослужился до помощника капитана на торговом судне. Ему даже предложили капитанство, но моряк оказался ещё более амбициозным: предпочёл наняться хоть простым матросом, но в Королевский морской флот.

«Портрет капитана Джеймса Кука», художник Натаниэль Дэнс-Холланд. Фото © Wikipedia

Там он понемногу пошёл на повышение и блестяще проявил себя во время Семилетней войны — выиграл бой с кораблём противника и поразил напыщенных лордов Британского адмиралтейства поразительно точной картой с подробным обозначением нужного фарватера — безопасного судоходного пути.

Лорды помнили эту карту, когда Королевское научное общество поставило перед ними архиважную задачу — собрать экспедицию в Тихий океан. Формально была обозначена одна цель — понаблюдать на Таити за прохождением Венеры по диску Солнца.

Зрелище, конечно, впечатляющее и вообще для науки дело нужное, но чтобы ради одной только астрономии на правительственном уровне требовали самый надёжный корабль и лучших мореплавателей? Короче говоря, историки выяснили, что на самом деле нужно было совсем другое.

Дело в том, что на тот момент весьма смутно представляли, что находится на юге нашей планеты. Подозревали, что там раскинулась не та сравнительно скромная Антарктида, которую мы знаем ещё со школы, а огромная, прямо-таки гигантская «таинственная Южная земля». Terra incognita, как они её называли.

Это «неизвестная земля» по-латыни.

Понятное дело, что морская держава спешила до неё добраться и поставить свой флаг. Кстати, что-то в этом есть очень знакомое, верно?

Фото © Flickr / NASA Goddard Space Flight Center

Так вот, когда Британская корона обозначила такой стратегически важный вопрос, один человек в стране был уверен, что должен ехать, вернее, плыть именно он. И никто другой. Его звали Александер Далримпл.

Собственно говоря, гидрограф из адмиралтейства. Южный материк — это была его тема. Он горячо отстаивал, что он существует, что на нём живут десятки миллионов человек, писал научные труды, составлял карты.

И плюс к тому он был истинный джентльмен, не то что этот крестьянин.

Но почтенные мужи подумали-подумали и додумались до того, что у крестьянина как минимум намного, намного больше опыта в морском деле. Вспомнили его успехи в Семилетней войне. Его карту. Его стремление.

Почему же взяли неуклюжий угольный грузовик? Во-первых, потому что грузовик, то есть побольше еды поместится — путь, мягко говоря, неблизкий, простите за мой английский. Во-вторых, устойчивый, выдерживает любой шторм.

И вот оно, 32-метровое, на взгляд моряков, по тем временам абсолютно невзрачное судно с тремя мачтами выходит из борта британского Плимута.

На борту около сорока моряков, более десятка морских пехотинцев и несколько учёных — астроном и биологи. Да, художники ещё — кто-то же должен достойно запечатлеть предстоящие события. И, конечно, капитан Джеймс Кук.

Теперь он не «невесть откуда взявшийся выскочка», а лейтенант Королевского флота.

Его любили все. Любили моряки, потому что он иногда разрешал им выпить и ВСЕГДА строго требовал как следует питаться. Любили учёные, потому что он для их наблюдений велел построить на Таити целый форт и позаботился о том, чтобы украденный в последний момент секстант вернули. Даже туземцы любили. Правда, далеко не все, как выяснилось. Но полинезийские — очень.

За то, что он запрещал своим людям нападать на них, приказал «всеми средствами поддерживать дружбу», а если нужны какие-то свежие продукты — не отбирать, как это было модно у европейцев, а МЕНЯТЬ на всякие диковинки. Мудро заранее припасённые.

Когда с формальностями было покончено, Венера торжественно проследовала через солнечный круг и настало время двигаться дальше, туземцы плакали.

Капитан Кук в окружении туземцев, гравюра, неизвестный автор, XVIII век. Фото © Public Domain

А вот в Новой Зеландии не плакали, а готовились к бою. А ведь Кук даже специально с собой полинезийского вождя туда повёз — переводчиком. Но как ни старались цивилизованные и на сей раз действительно миролюбивые чужаки, там никто не купился. Особо воинственные маори стали нападать, европейцам пришлось отбиваться, нескольких туземцев убили.

Пока капитан скрупулёзно чертил карту, экипаж заряжал пушку, чтобы отпугнуть очередную «делегацию» на каноэ. Кстати, покрутите домашний глобус. Хорошо, просто на какую-нибудь «Гугл-карту» зайдите — и там обязан быть пролив Кука, аккурат между двумя новозеландскими островами.

Конечно, он был на своём месте и без Кука, но название получил потому, что английский капитан увидел его, забравшись на возвышенность на берегу.

А потом отправились к Австралии. BTW, по-латыни austrālis — «южный». Так вот, зашли с востока, потому что правая сторона континента была практически не изучена тогда. И, прямо скажем, не очень удачно зашли. Опять же на интернет-карте можно увеличить изображение.

Надписи там, правда, нет, но в голубизне океана виднеется что-то, протянувшееся вдоль восточного берега. Это Большой Барьерный риф. Но это мы теперь такие умные. А тогда кто знал? В один прекрасный момент среди ночи наш видавший виды угольщик «Индевор» на всех парусах налетел на… что-то.

На мель сел. Мало того — пробоина внушительная. Экипаж начал выбрасывать за борт пушки, потом бочки с припасами, вообще всё что можно. Откачивали воду, дыру придумали закрыть парусиной, вода всё-таки поступала, но уже не с такой фатальной скоростью.

Потом, когда выжившее судно отправили на ремонт, оказалось, что это была ещё не пробоина, а смех по сравнению с тем, что увидел капитан в днище. Оттуда торчал исполинский кусок коралла. Он пробил такое же исполинское отверстие и сам же его заткнул.

А если бы не заткнул — кто знает, может, не было бы второго и третьего путешествия Джеймса Кука и мы бы сейчас с вами не разговаривали. Об этом.

Большой Барьерный риф. Фото © Google Maps

Да. Потом они ещё были в Индонезии, там заразились малярией. Умерли и тот вождь-переводчик, и его слуга, и многие моряки. Далее по пути к Кейптауну дизентерия стала бушевать. Ещё два десятка жертв. Астроном тоже скончался.

А вот от цинги, кстати, за все четыре года ни один не умер, что было удивительно: это был просто бич для моряков в дальних плаваниях. Осмелимся предположить, что это по крайней мере отчасти благодаря вышеупомянутой заботе Кука о нормальном питании экипажа.

Цинга — это ведь следствие недостатка витамина С.

В общем, в 1771 году выжившие вернулись домой в Англию. Венеру посмотрели, Terra Incognita не нашли. Кук стал не только капитаном вошедшего в историю корабля, но и капитаном первого ранга. Потом он плавал снова и снова, уже на других кораблях. Открыл многие архипелаги. И Гавайские острова. Не утонул вместе с кораблём и не умер ни от какой болезни, а убит туземцами.

Опустевшее, полуразрушенное «Стремление» сначала одиноко стояло в Лондонском порту, а потом… данные расходятся. Одни говорят, корабль так и остался стоять на Темзе, другие уверяют, что его продали какому-то французу и он его переименовал в La Liberte. «Свобода». Дескать, новый хозяин стал его использовать как китобойное судно и отправил в Северную Америку.

Третьи спорят — ничего похоже, его назвали «Лордом Сэндвичем», и оно побывало в Архангельске, а потом доставило в Нью-Йорк армию наёмников усмирять восставшие американские колонии, а потом его переправили в Нью-Порт и оно там было плавучей тюрьмой, а в 1778-м судно то ли потерпело крушение, то ли было специально затоплено в ходе сражения в войне за независимость США.

Вот эта последняя версия нам с вами особенно интересна, потому что три года назад в 2016 году как раз в этом самом порту Нью-Порт — это в штате Род-Айленд — нашли обломки неизвестного корабля, который явно пролежал на дне океана несколько сотен лет.

С тех пор вокруг него время от времени плавали дайверы. Они не развлекались — шла научная работа. Искали доказательства, что это и есть «Индевор». Или хотя бы доказательства, что это не он. Вот на днях опубликовали снимки. Понять на них, конечно, практически ничего невозможно.

Вот тут, сказали, видны деревянные рамы корпуса. Видны?

В общем, мы с вами имели счастье просветиться по исторической части благодаря тому, что исследователи из Rhode Island Marine Archaeology Project сделали наконец более-менее официальное заявление. Примерно такое: воля ваша, но, кажется, это он и есть.

Источник: https://life.ru/p/1242787

Индевор  (HMS Endeavour) – корабль Джеймса Кука, на котором знаменитый мореплаватель совершил свое первое кругосветное путешествие.

Барк «Индевор» сошел со стапелей в 1764  году в Йоркширском городе Уитби и носил имя «Earl of Pembroke» (Граф Пемброкский). Главной миссией корабля должна была стать перевозка угля.

Но в 1768 году судно было приобретено английским Адмиралтейством, затем его выбрал для своей экспедиции Джеймс Кук и переименовал в «Индевор» – «Стремление». «Индевор» был некрасивым, но крепким судном с отличными мореходными качествами. Он имел прямой, широкий нос, небольшую осадку и полностью деревянную обшивку.

Две из трех его мачт (фок и грот) несли прямые паруса, на бизани поднимали  крюйсель и контр-бизань. Под бушпритом располагались блинд и бом-блинд. При хорошем ветре «Индевор» мог идти со скоростью до 8 узлов, что было очень неплохо по тем временам. Длина парусника составляла 36 метров, ширина чуть больше 9 метров, водоизмещение 360 тонн.

Вооружение парусника состояло из 22 орудий: 10 пушек и 12 мортир на поворотных лафетах. Дополнительно для «Индевора» были построены баркас (для перевозки еды и воды) и капитанский катер.

26 августа 1768 года капитан Джеймс Кук вышел на корабле «Индевор» из английского Плимута и взял курс на Таити.

Официальной целью этого путешествия стало исследование астрономического явления: прохождения Венеры по диску Солнца, неофициальной же – поиски Южного материка и исследование южных широт.

Возглавлял экспедицию английский ученый Джозеф Бэнкс.

10 апреля 1769 года «Индевор» бросил якорь у берегов Таити. Вопреки сложившейся традиции, англичане вели себя  довольно миролюбиво, еду и воду старались выменивать у местных жителей, а не брать силой. Членам команды было запрещено применять насилие по отношению к аборигенам.

Здесь, на Таити, команда Кука и наблюдала прохождение Венеры через Солнечный диск. И так как официальная цель путешествия была выполнена, «Индевор» отправился к берегам Новой Зеландии.  Джеймсом Куком было открыто, что Новая Зеландия состоит из двух островов, разделенных проливов.

В последствии этот пролив был назван проливом Кука.

В апреле 1770 года Кук достиг восточного берега Австралии и бросил якорь в заливе, где было обнаружено множество неизвестных растений. Кук назвал этот залив – Ботаническим.  11 июня 1770 года «Индевор» сел на мель и значительно повредил обшивку. Пробоина была заткнута парусиной, корабль требовал капитального ремонта.

Но так получилось, что «Индевор» был отрезан от берегов Австралии Большим Барьерным Рифом, и судну с дырой в борту  пришлось пройти 360 миль, чтобы обогнуть риф. Благодаря этому, было совершено еще одно открытие  – обнаружен пролив, разделяющий Новую Гвинею и Австралию.

Через этот пролив «Индевор» проследовал в Индонезию, где был поставлен на ремонт в порту Батавия. Несмотря на то, что на корабле никто не умер от цинги (чем так гордился Кук), в Индонезии на корабле началась эпидемия малярии.  Весной 1771 года «Индевор» достиг африканского Кейптауна.

За этот период на корабле от малярии и дизентерии погибло 22 члена экипажа, команду пришлось доукомплектовать. 12 июля 1771 года Джеймс Кук вернулся в Англию.

В результате этой экспедиции Австралия стала Английской колонией, были так же присоединены к Англии ряд островов, произведено исследование и описание островов Тихого океана и берегов Австралии. Считается, что «Индевор»  – первый корабль, на котором была определена долгота.

Сведения о судьбе корабля Кука после путешествия противоречивы: по одной версии «Индевор» был продан французскому купцу, переименован в «La Liberte» («Свобода») и переправлен в Северную Америку, по другой версии парусник просто догнивал у берегов Темзы, а потом был разобран.

В честь знаменитого парусника «Индевор» в 1971 году был назван командный модуль девятого пилотируемого космического корабля «Аполлон-15». А в 1993 году на воду была спущена реплика легендарного парусника, построенного Джоном Лонгли.

Источник: http://otdatshvartovy.ru/indevor-korabl-dzhejmsa-kuka/

Refy-free
Добавить комментарий