Игорь Северянин «Черный квадрат»

Стихотворение «Чёрный квадрат Малевича ( 100 лет)», поэт grecija

Игорь Северянин «Черный квадрат»

Вынашивал долго идею художник.

И мысли его были очень дерзки.

Картину он пишет без скромности ложной —

Уверенно, смело ложатся мазки.

Не ведает сам, что творит гениально —

Вновь пробует краски, мешает цвета…

Рождается чудо! Иная реальность.

Чернеет квадрат посредине холста.

 /2015г,/

****

 Тайна “Черного квадрата”

Ю. В. Хмелеский

Однажды, в радиопередаче “Виражи времени” поэт Андрей Дементьев спросил художника Александра Шилова: “В чем смысл известной картины Казимира Малевича — “Черный квадрат”? Художник не задумываясь, ответил: “Никакого отношения эта картина к искусству не имеет и смысла в ней никакого, нет.

Любой ребенок может нарисовать такой квадрат”. Но поэт не успокоился, видно этот вопрос его волновал, и рассказал следующий случай. Однажды ему пришлось побывать в Лондоне, и одна знатная особа пригласила его к себе в гости. У нее была частная коллекция картин, которую она и показала поэту.

Нашего поэта поразила одна большая картина, состоящая из чистого белого полотна, в одном из углов которого нарисована черная точка. Дама очень дорожила этой картиной. В чем же ценность и смысл этой картины, спросил поэт у художника.

Как и в первый раз, художник ответил: “Эта картина ни о чем не говорит, да это вообще и не картина”.

Может быть, любой ребенок и нарисует черный квадрат, но никогда не нарисует абсолютное зло, впрочем, как и многие, даже известные, художники. Практически любой художник может изобразить элементы природы, которые его окружают (нарисовать пейзаж, портрет или натюрморт и т.п.), хорошо или плохо, это уже другой вопрос.

А вот как изобразить, например, абсолютное зло или добро или различные чувства, например глубокое одиночество? Так, например, в русских народных сказках абсолютное зло представлено Кощеем бессмертным, Змеем горынычем или чертом. В реальности таких персонажей нет, но народ нашел способ отобразить образ этих злодеев.

Кощей – образ костей, образ смерти – сильная отрицательная эмоция. По ходу заметим, что этой вид зла можно победить, как утверждает и обнадеживает русская народная сказка. Смерть Кощея “бессмертного” – на конце иглы. Можно выстроить логическую цепочку: Кощей – зло, любое зло – это грех, а грехи приводят к болезням (определенному греху соответствует своя болезнь, см.

статью о райском дереве), а болезни можно эффективно лечить с помощью иглоукалывания, как утверждает китайская и современная медицина. Змей-горыныч символизирует собой разрушительные силы природы (вулканическая деятельность). Черт – в смысле черный цвет или мрак, также несет отрицательные эмоции. В поэзии абсолютное зло также хорошо представлено. Так, например, у А.С.

Пушкина, в стихотворение “Анчар”, дерево, убивающее все живое, что с ним соприкасается и является образом абсолютного зла. В русских сказках это какой-то неопределенного вида зверь, черного цвета, с рогами и длинным хвостом.

По этим признакам художник может нарисовать, например, черного козла или рогатую корову черного цвета с длинным хвостом, но это не значит, что он изобразил абсолютное зло. Художники так же пытаются воспроизвести этот непростой образ. Например, известное полотно Врубеля – “Демон”.

Картина может воздействовать на зрителя  тем образом, который на ней изображен. Этот образ может быть приятным для смотрящего или неприятным.

Неприятный образ вызывает отрицательные эмоции, а определенные виды эмоций, как мы показали в предыдущих статьях, воздействуют функционально на органы, тем самым, влияя на здоровье.

Если мы уберем из картины образы и оставим только разные цвета или один цвет, то такое полотно также будет двояко влиять на наше здоровье в зависимости от того, нравятся цвета на полотне нам или нет, т.е. опять идет воздействие через наши эмоции (отрицательные или положительные).

И третий вариант, если мы убираем из картины образы и цвета, оставляя только различные геометрические, бессмысленные рисунки в разных пропорциях. Даже такая, на первый взгляд, абстрактная картина, ни о чем не говорящая, может влиять на наше здоровье, в зависимости от возникающих эмоций (положительных или отрицательных).

Если эти фигуры нарисованы на белом полотне, то сам фон этого полотна, как определенный цвет, оказывает дополнительное воздействие на человека, через его эмоции. Если фигуры выполнены с учетом правил “Золотого сечения”, то такая картина, скорее всего, окажет положительное действие и, наоборот, при несоблюдении этого правила – отрицательное воздействие.

Так чем же гениальна картина Казимира Малевича, “Черный квадрат”? Это полотно, вызывает образ абсолютного зла. Черный цвет – самый мрачный, подавляющий (угнетающий) и “холодный” из всех цветов.

Ну, а геометрические пропорции сторон квадрата (1:1) практически не встречающиеся в природе.

В жизни работают правила “золотого сечения”, когда соотношение геометрических размеров не равнозначны, например соотношение высоты знаменитой пирамиды Хеопса к половине основания составляет 1,618 – один из пяти инвариантов “золотого сечения”.

Посмотрите на предметы, вас окружающие: дома, окна, двери, столы, шкафы, картины, экраны мониторов и телевизоров и т.п., разве они квадратные. Попробуйте найти хотя бы одну квадратную картину в Третьяковской галерее. Квадрат – самая неприятная геометрическая фигура.

Итак, самый неприятный – черный цвет и самая неприятная геометрическая фигура — квадрат, в совокупности это и есть абстрактное представление абсолютного зла, в виде максимально отрицательного воздействия на организм человека, с помощью цвета и формы.

На психически уравновешенного, здорового человека такой рисунок не произведет особого впечатления. Рисунок ему покажется неприятным, неинтересным и скорее всего, он пройдем мимо, особо не задерживаясь.

А вот на меланхолика, да еще и с пошатнувшимся здоровьем, неуравновешенной психикой и впечатлительного, такой рисунок окажет сильное отрицательное воздействие.

Положительное воздействие Черного квадрата возможно на перевозбужденного сангвиника.

Ну а что говорит белое полотно с точкой в углу. Это, прекрасно выраженное чувство глубокого одиночества, представленное в абстрактном виде. По-видимому, эта дама из Лондона была глубоко одинока, и картина прекрасно резонировала с ее чувством.

Источник: https://poembook.ru/poem/263686

Игорь Северянин «Черный квадрат»

Игорь Северянин «Черный квадрат»

Игорь Северянин «Черный квадрат»

Интерпретация стихотворения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

Интерпретация стихотворения

Автор стихотворения Игорь Васильевич Лотарев ( Северянин- псевдоним)- один из самых ярких, неординарных поэтов Серебряного века. Он являлся основателем и душой футуризма, литературного течения, возникшего в начале 20 века.

В поэтическом словаре Северянина в 1911 году появилось словосочетание « эго-футуризм», обозначавшее весьма наивную, в понимании поэта, философию индивидуализма и эгоцентризма. Не случайно в одном из своих стихотворений (« Соловей»,1923 г.

) Игорь Северянин писал:

Моя двусмысленная слава

Двусмысленна не потому,

Что я превознесен неправо,

Не по таланту своему,-

А потому, что явный вызов

Условностям — в моих стихах

И ряд изысканных сюрпризов

В капризничающих словах…

Эго-футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира с его классическими традициями в литературе и искусстве. Искусство для них (в частности, поэзия) было способом самовыражения.

Что стоит только одна фраза Северянина:

Я — гений, Игорь Северянин…

А стихотворение с таким оригинальным названием , как « Квадрат квадратов», можно считать типичным примером этого литературного течения.

« Квадрат квадратов». В памяти возникает ассоциация со знаменитым «Черным квадратом» Казимира Малевича. Есть ли между ними связь? В чем она выражается?

Квадрат. Равносторонний прямоугольник, показатель степени, равный двум. Устойчивая, замкнутая геометрическая фигура.

«SATORAREPOTENETOPERAROTAS » — магический квадрат римлян — читать который можно было с любой стороны и всегда с одинаковым результатом. Это позволяет предположить, что целью автора было не только описание чувств лирического героя, но и «игра слов», попытка составить нечто, подобное римскому квадрату.

Стихотворение представляет собой четыре строфы с повторяющимися 27 словами в каждом четверостишье. Что такое число 27? Это 3 в кубе. То есть из этих слов можно составить куб со стороной в три слова.

Смысл стихотворения заключается в изображении печальной судьбы человека, вероятно, поэта ( продолжение традиций А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова и др. в раскрытии темы поэта и поэзии, роли поэта в жизни общества), «заплутавшего меж поэм и тревог» и не видящего выхода в сложившейся ситуации.

Никогда ни о чем не хочу говорить…

О, поверь!- я устал, я совсем изнемог…

Был года палачом,- палачу не парить…

Точно зверь заплутал меж поэм и тревог

Первая строка возвращает нас к « Черному квадрату» Малевича. « Никогда ни о чем не хочу говорить…», то есть вечно молчать, быть немым , но «молчанием» «говорить»

по-другому, другим языком — языком чувств и ощущений.

В своем молчании лирический герой отгораживается от мира, света, желая остаться наедине с собой — то есть делает то, к чему побуждает Малевич в своей картине, ибо, как известно, она ( картина), во- первых, имеет еще и другое название- « Победа над солнцем» ( словно отражает стремление героя закрыть для себя солнце), а, во- вторых, « Черный квадрат» нем, глух, но вместе с этим способен рассказать многое, отражая душу зрителя и преломляя ее через призму себя, так же, как воздействует на читателя и стихотворение

« Квадрат квадратов» И. Северянина.

К кому обращается лирический герой? К читателю, к любимой, к самому себе, к Богу? Как искренне звучит этот призыв, не изменяющийся, но усиливающийся интонационно по мере произнесения в последующих строфах: «О, поверь!»

Надежда, боль, отчаяние, осуждение, отрезвление звучат в следующей строке:

Был года палачом,- палачу не парить…

Палач-мучитель, угнетатель. Палач-исполнитель пыток, смертных приговоров. Подвластный человек. Вряд ли в прямом смысле можно воспринимать эту фразу в стихотворении Северянина. Палачом лирический герой быть не может, однако он вполне может быть палачом искусства, что напрямую связано с самим течением эго-футуризма, т.к.

эго-футуризм не только противопоставлял себя предыдущим течениям ( символизму и акмеизму), но и полностью отрицал их, т.е. был их « палачом», стремясь уничтожить все, что не находило отражения в «эго» его приверженцев. Отрицая все, что до него было в искусстве, заполнял мировое пространство лишь собой, своим «я».

Но человек, замыкающий весь мир на себе, годами исполняющий некий приговор — заказ общества, не только убивал веру в будущее в людях, но и себя лишал этой уверенности, — такой человек гармоничным быть не может. Вот почему звучит фраза: « …палачу не парить».

В картине Малевича тоже нет гармонии, и то напряжение, которое ощущает зритель, смотря на картину ( а, вернее, смотря в черный квадрат), соответствует ощущению от чтения данной строки стихотворения « Квадрат квадратов». Уместно здесь вспомнить Мастера из романа М.

Булгакова « Мастер и Маргарита», человека, осознавшего невозможность подняться к высотам, высоким целям искусства, видящего счастье только в покое:

« Награди меня покоем, ибо света я не достоин», — просит Мастер Воланда.

« Легкость и парение есть свобода»,- пишет Э. Фромм в своей книге

« Бегство от Свободы». Человек, замкнувшийся в себе, в своем «эго», скорее бежит от свободы, чем обретает ее. И этим он напоминает загнанного зверя, образом которого заканчивается первая строфа стихотворения:

Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…

Слово «зверь» вызывает множество ассоциаций:

жестокий, кровожадный хозяин леса;

загнанный зверь, травимый охотниками;

испуганный зверь, мечущийся в поисках спасения,

но не находящий ничего, кроме смерти .

Зверь живет лишь инстинктами, а лирический герой — разумом и чувствами, что и обуславливает невозможность человека выйти за рамки жизни, за рамки квадрата, уподобиться зверю, повинующемуся не разуму, а инстинкту, не желанию, а судьбе.

И еще одна ассоциация рождается при чтении этой строчки: у Врубеля в картине

«Демон», демон — чудовище только внешне кажется ужасным, отталкивающим, а под этой маской скрывается существо страдающее, испуганное и одинокое, как лирический герой а « Квадрате…» Игоря Северянина.

Следующие три строфы являются « кривыми зеркалами» по отношению к предыдущей. Поэт играет со словами, меняя их местами, что позволяет ему заставить читателя вновь и вновь испытывать те ощущения, которые он

( читатель) переживал при чтении первой строфы. Но эти ощущения не одинаковы, т.к.

, меняя слова и части предложения местами (используя инверсию), автор делает акцент на разных сторонах «эго» и изменяет, накаляет атмосферу стихотворения от его начала до заключительных строк, благодаря чему стихотворение не становится скучным и однообразным, как если бы поэт просто повторил все четыре строфы без изменения.

Можно представить, что четыре строфы Северянина – это четыре стороны квадрата: они на первый взгляд одинаковы, но на самом деле все разные, а вместе составляют единое целое- квадрат, замкнутое пространство, из которого не в состоянии вырваться лирический герой , он находится в тупике, в клетке, в тюрьме, т.к.

все, что он делал и делает, не имеет смысла, и ничего нельзя уже изменить. Он становится истинным королем квадратов – « Квадратом квадратов». За рамку «Черного квадрата» К.

Малевича также невозможно выйти: картина затягивает зрителя вовнутрь, как в стихотворении Северянина герой попадает в лабиринт и не может вырваться оттуда, и доходит до душевного изнеможения, моральной и физической усталости.

Если бы подобное стихотворение писал В.В.

Маяковский, ритм его стиха скорее всего выглядел бы, как кардиограмма человека с больным сердцем, а Игорь Северянин превратил свое стихотворение в вальс ноющей боли от нерешенных проблем лирического героя и от невозможности что-либо изменить в собственной жизни, от потерянности в омуте запутанных тропинок (« меж поэм и тревог») и от невиденья смысла жизни ( « я устал, я совсем изнемог».

Анапест — трехсложный размер, по ритму напоминающий вальс, абсолютно без единого пиррихия , с перекрестной мужской рифмой, представляет в данном случае стихотворение « Квадрат квадратов», построенного по строгим канонам стихосложения. В.

Набоков об анапесте сказал: « А хочешь петь — в эоловом размахе анапеста — звон лютен и ветрил…» В эоловом размахе анапеста пишет Северянин об одиночестве и непонимании. Горечью, разлитой по всему стихотворению, « Квадрат квадратов» напоминает « Классические розы», написанные поэтом гораздо позже, в 1925 году.

Тема разочарования жизнью прошла через все творчество поэта ( 15 лет разделяют эти стихотворения). Эта тема не оставила его в конце жизни, а , напротив, приобрела завершенность:

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви , и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы…

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…

Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут — уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп…

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

И в заключение необходимо сказать о языковых особенностях стихотворения

И. Северянина.

«Каждое стихотворение , — отмечал А. Блок,- это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды, из-за них и существует стихотворение ».

Так какие же это слова, на которых растянуто покрывало стихотворения? Вот они: никогда, ни, о, чем, не, хочу, говорить, о, поверь, я, устал, я, совсем, изнемог, был, года, палачом, палачу, не, парить, точно, зверь, заплутал, меж, поэм, и, тревог.

Их 27, и повторяются они в четырех строфах стихотворения, доказывая правомерность названия

«Квадрат квадратов», т. к. квадрат является основой композиции стихотворения.

Если взять только первые строчки каждой из четырех строф, можно сделать интересное наблюдение:

1 2 3 4

Никогда ни о чем не хочу говорить…

2 1 4 3

Ни о чем никогда говорить не хочу…

3 4 1 2

Не хочу говорить никогда ни о чем…

4 3 2 1

Говорить не хочу ни о чем никогда!

(Соединив линией все повторяющиеся слова в данном четверостишье, мы получим 6 квадратов, что соответствует 6 сторонам куба)

Это прослеживается и в других строчках стихотворения. В результате получается оригинальное сочетание четырех кубов (наподобие известного кубика Рубика), что доказывает строгость и совершенство формы стихотворения.

«Квадрат квадратов» не изобилует средствами выразительности.

Можно отметить:

Метафоры –

«был года палачом»,

«палачу не парить»,

«заплутал меж поэм и тревог»;

одно сравнение — «точно зверь»;

два синонима в градации: «я устал, я совсем изнемог».

Отсутствие эпитетов не умаляет образность и красоту стихотворения, напротив, это позволяет сконцентрироваться на проблеме произведения.

А вот использование большого количества многоточий помогает понять состояние полной растерянности лирического героя и вместе с постановкой восклицательных знаков и многоточий в четвертой строфе — ощущение взрыва чувств, недосказанности, безнадежности и , может быть, трагедии в жизни героя. Об этом говорит и интонация стихотворения: от шепота в первой строфе до почти крика в последней строфе.

Обратим также внимание на восклицание лирического героя: « О , поверь!»

В каждой последующей строфе эта фраза сдвигается от начала строчки до конца строчки

1-2-3-4

(Мольба-просьба-требование- приказ)

Это доказывает, что образы Игоря Северянина не только звучны и зримы, но и материальны, фактурны, осязаемы.

Северянин не использует в стихотворении ни одного слова, обозначающего цвет, но с помощью ассоциаций ( палач, зверь) легко можно увидеть красный ( цвет крови) и черный(цвет смерти).

Кольцевая композиция еще раз подчеркивает замкнутость и ограниченность пространства стихотворения и неразрешимость проблемы лирического героя.

Стихотворение Игоря Северянина поражает своей оригинальностью, математической точностью, четкостью композиции, музыкальностью.

Работа над стихотворением « Квадрат квадратов» дает возможность говорить о таланте, самобытности поэта и сожалеть о том, что Игорь Северянин незаслуженно обойден вниманием читателей.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕЗЕНТАЦИИ

Данная презентация может быть использована на уроках литературы, посвященных изучению творчества поэтов Серебряного века; на уроках по анализу стихотворений;

в индивидуальной работе с учащимися по теме исследовательской работы по литературе , связанной с интерпретацией стихотворения и подготовкой презентации.

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_3/783_lekcii_raznie_13/314.htm

Современное искусство по кусочку, Русский футуризм

Игорь Северянин «Черный квадрат»

пользователем сайта

В этом, предыдущих и последующих постах я использую материал из книги Уилла Гомперца «Непонятное искусство», цикла лекций в музее Гараж Ирины Кулик, лекций Дмитрия Гутова, книги Сьюзи Ходж «Современное искусство в деталях», документальных фильмов BBC, и др. 

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ (1910 — 1917 примерно)

В предыдущем посте я рассказывала о европейском футуризме. Изобретение Маринетти ( идеолог футуризма, см.пред.пост) особенно живо было воспринято в творческой среде России. Однако, русский футуризм был не про политику, в отличие от итальянского, а больше про культуру. 

Вообще говоря, дать определение футуризму, как стилистическому направлению, довольно сложно, потому что это течение не обладало едиными стилистическими чертами. Скорее, это был образ жизни. Мне понравилось, как раскрыл этот термин искусствовед, специалист по русскому авангарду, Евгений Семенович Штейнер.

Футуризм — это стратегия единого художественного поведения.

 Эта стратегия включает: разрыв с традициями прошлого, вызывающие, иногда агрессивные жесты, желание поддеть, порой оскорбить зрителя, чтобы пробудить его к новой эстетике, словотворчество (образование новых слов),  создание новых рифм и разрушением старых канонов во всех формах искусства и общественной жизни в целом.

Сразу скажу, что в этом посте будет не так много картинок (позже станет понятно почему). Я не буду углубляться во все исторические тонкости появления и развития футуризма в России, а напишу о том, что показалось мне наиболее интересным. 

Во-первых, в России некоторые футуристы называли себя будетляне ( отличный образец словотворчества). Придумал термин поэт Велимир Хлебников, который любил старославянские слова, умело ими жонглировал и создавал новые. Задумка очевидна — переложение понятие футуризм на русский манер ( будущее- будет — будетляне) Правда словечко, в итоге,  не прижилось. 

Велимир Хлебников

Во-вторых, русские футуристы не ассоциировали себя с итальянскими коллегами, наоборот, во многом они демонстративно противопоставляли себя сторонникам Маринетти, считая, что футуризм в России совершено самобытен. Кстати, во многом это было действительно так.

Кроме того, что в русском футуризме, как я уже упоминала, почти отсутствует политическая составляющая, в нем нет и милитаризма, как у итальянцев, которые войну считали «гигиеной мира». В-третьих, русский футуризм наиболее ярко расцвел в литературе.

Он зародился в поэтических кругах ( первым эго-футуристом назвал себя Северянин и пошло-поехало: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Борис Пастернак, Владимир Маяковский, Василий Каменский и так далее) Они создавали разные группы и объединения.

Гилея (1910е)- московская группа ( Хлебников, Крученых, братья Бурлюки, Каменский, Маяковский, Елена Гуро)                                                                      Мезонин поэзии (1913) — питерская группа, представители эго-футуризма ( во главе Вадим Шершневич)                                                                                           Центрифуга (1914) — опять Москва (Николай Асеев, Борис Пастернак и др.)

Дальше, я буду говорить про участников первой группы — Гилея, так как мне кажется их деятельность наиболее ярко характеризует понятие русский футуризм. 

Итак, в живописи одним из основоположников нового движения стал художник Давид Бурлюк.

Давид Бурлюк, Женщины будущего, 1911

Давид Бурлюк, Украинцы, 1912

Вообще говоря, у Давида Бурлюка были несомненные способности к эпатажу. Например, он любил делать рисунки на лице ( что, кстати, стало фишкой некоторых футуристов). А его красная деревянная ложка, вставленная в петлицу, была даже запечатлена некоторыми художниками и являлась визитной карточкой Бурлюка.

Давид Бурлюк

Кроме прочего, у него было хорошее чутье на время и людей. Например, открытие Маяковского как поэта, во многом, заслуга Давида Бурлюка, так как изначально Маяковский учился в Строгановке и собирался заниматься художественной деятельностью. Владимир Владимирович успешно вписывается в канву нового течения и становится соавтором первого манифеста русских футуристов.

Пощечина общественному вкусу, 1913

Вот тут русские футуристы проявляли полную солидарность с итальянскими коллегами. В принципе, основной частью стратегии продвижения нового мировоззрения было то, чем так охотно и ловко пользовался Маринетти, а именно: шум, гам, скандал.

Это был отчасти возврат к карнавальной культуре ( аналог карнавалов в России — святки), когда происходит смена социальных ролей, недозволенное становится возможным и даже желательным.                              Каждое выступление футуристов сопровождалось какими-либо провокационными выходками, будь то одежда, жесты или громкие заявления.

Последние декларировались в многочисленных манифестах, наиболее известный из которых назывался «Пощечина общественному вкусу».

» Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы – лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности»

«Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.

С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»

Вот такими заявлениями обозначили свой приход в мир искусства  группа поэтов-футуристов.                                                                                                                    И хотя все старое и отжившие,по мнению футуристов ,должно было быть сметено и забыто, сами они не брезговали аналогиями с образами древнерусских икон. 

Давид Бурлюк, портрет Василия Каменского, 1917

Наталья Гончарова, Святой Андрей, 1914

Наталья Гончарова, которую я упоминала в предыдущем посте, также писала и в жанре кубофутуризма ( а позже и супрематизма). Художница очень интересная и разносторонняя. Она глубоко изучала и народную живопись ( лубок), и религиозную. Вот, например, две работы, глядя на которые, с трудом вериться, что их писал один и тот же человек. 

Наталья Гончарова, мотивы иконописи, 1912

Наталья Гончарова, Велосипедист, 1913

В жанре футуризма и кубофутуризма работали также Александра Экстер, Ольга Розанова, Николай Кульбин. 

Александра Экстер, Город ночью, 1917

Ольга Розанова, Писменный стол, 1914

Ольга Розанова, Червовый валет, 1915

Николай Кульбин, Портрет Давида Бурлюка, 1913

Однако, о наиболее известном художнике, активно участвовавшем в новом движении, стоит сказать отдельно. 

Казимир Малевич, Автопортрет, 1911

В 1913 году четверо товарищей-единомышленников: композитор Владимир Матюшин, поэты Алексей Крученных и Велимир Хлебников и художник Казимир Малевич, решаются на творческий эксперимент. Они ставят оперу, которая называется «Победа над солнцем».

                                                             Конечно, в классическом понимании оперой это назвать нельзя. Собственно, от всей оперы в полном виде сохранился только текст.

Именно этот текст, по мнению Евгения Штейнера, является самым важным документом русского футуризма. 

Победа над солнцем, афиша, 1913

Однако, идея создать оперу родилась не сразу. Сперва, они создали объединение «Союз молодежи». Вдохновение переменами, светлым будущим и новой эстетикой придало словам «юный/молодой» большой вес. Согласно логике футуризма, новый мир должен был стать делом рук молодых) правда понятие это оказалось весьма растяжимым. 

Слева направо: Павел Филонов, Михаил Матюшин, Алексей Крученых, Казимир Малевич, Иосиф Школьник, 1913 

И вот эти серьезные дяди при жилетках объявляют себя молодыми революционерами ( на секундочку, Матюшину уже под 50, он состоявшийся музыкант в придворном императорском оркестре), план минимум которых перевернуть все с ног на голову. И замахнулись они сразу на мировое светило.        » Победа над солнцем — есть победа над привычным понятием о солнце, как о красоте» — эти слова Матюшина, на мой взгляд, наиболее емко характеризуют весь смысл оперы. 

Победа над солнцем — похороны солнца, как символа всей предшествовавшей апполонической культуры, гуманистической культуры. Принципы, провозглашавшиеся футуризмом, не имели с ней ничего общего.

 Задача футуристов — разрушение всех существующих логических, причинно-следственных связей.

В этой концепции солнце выступает,как та наиболее незыблемая истина, разрушив которую, мир погрузится в хаос, что и будет толчком к новой эстетике. 

Казимир Малевич, Эскиз костюма Неприятель, 1913

Эскизы костюмов и декорации писал Малевич. Все костюмы призваны максимально скрывать биологические формы человеческого тела. Вообще говоря, биологизм был не в чести у футуристов. Прекрасный мир машин должен был лишить человека тягот жизни, тем самым обеспечив ему наиболее комфортное существование.

Казимир Малевич, Эскиз костюма Будетлянский силач, 1913

Казимир Малевич, Эскиз костюма Внимательный рабочий, 1913

Существование оперы «Победа над солнцем» для многих будет открытием. Но, наверное, почти все знают произведение Малевича, изначально бывшее декорацией к этой опере. 

Казимир Малевич, Черный квадрат, 1915

В качестве декорации черный квадрат не сохранился. Сам Малевич называл квадрат царственным младенцем. Младенцем нового искусства. Характерно, что на выставке представителей русского авангарда «0,10» 1915 года, он разместил ее в красном углу — так называли место, где в избах на Руси вешали иконы. 

Таким образом, черный квадрат можно назвать иконой русского авангарда. Про него есть тысячи статей и толкований, которые нет смысла все писать. Однако, в контексте «Победы над солнцем», мне кажется интересным такое объяснение ( опять же слова Евгения Штейнера — очень интересного искусствоведа).

Черный квадрат — новое солнце? Есть понятие в алхимии «сол нигер»- черное солнце. Это один из этапов на пути превращения тел в золото, к чему ( если очень упростить) стремились алхимики средневековья. Так вот это этап развоплощения тел, когда все превращается в темную массу, чтобы затем воплотиться в новом виде. 

Знал ли об этом Малевич? Вполне возможно, учитывая что в то время огромной популярностью пользовались работы Елены Блаватской, которая занималась исследованием философских и мистических вопросов. Вот несколько картин, где встречается прообраз черного квадрата.

Казимир Малевич, Эскиз Похоронщик, 1913

Казимир Малевич, Англичанин в Москве, 1914

Казимир Малевич, Частичное затмение с Моной Лизой, 1914

Кстати, здесь опять-таки не обходится без христианской символики, которую, как я уже говорила, весьма жаловали футуристы.

Например, на картине «Англичанин в Москве»: рыба- символ Христа, пила — символ Иосифа Плотника, лестница — духовное восхождение, свеча — символ истины.

Кстати, есть версия, что это портрет Давида Бурлюка — красная ложка в верней части картины дает такую отсылку. Обе картины перекликаются и надписями: Затмение Частичное. 

Что за частичное затмение? Скорее всего, это рефлексии Малевича на «солнечную» тему. Кроме того, в 1912 году действительно произошло солнечное затмение, которое вызвало большое любопытство общества. В Петербурге строились даже специальные обсерватории для наблюдения затмения. 

Затмение 1912 года

Футуризм был ступенью для многих художников и поэтов в их дальнейших поисках.

Малевич, как известно, благодаря футуристической школе, пришел к супрематизму ( об этом отдельно), а супрематизм, в свою очередь, захватил потом многих. Само направление себя изжило к 17-20 годам.

При советской власти уцелевшие футуристы-авангардисты ушли в подполье, некоторые эмигрировали (Давид Бурлюк, Александра Экстер, Игорь Северянин), умерли или покончили с собой…

Давид Бурлюк, Революция, 1917

Сценарий событий начала XX века отчасти напоминал тот,  к которому стремились футуристы ( по крайней мере, на словах). Да, они действительно призывали к слому системы и социальным изменениям, какие, собственно, и последовали в 1917  году. 

Можно ли возложить на них ответственность за это? Скорее нет. Все-таки представители русского футуризма, это, в первую очередь, чуткие к социальным изменениям художники и поэты, которые больше уловили настроения, царившие в стране в то время.  По словам Штейнера, социальная революция в России — вторая ступень революционных преобразований. Первая — революция в искусстве. 

Но, все-таки, это не футуристы научили всему коммунистов-)

P.S. 

К сожалению моему огромному, опять не получилось выложить пост пораньше. Однако, как оказалось, это даже к лучшему, потому что его можно дополнить свежей информацией.

На прошлой неделе мир искусства потрясла новость: под картиной Малевича «Черный квадрат», в ходе экспертизы, проведенной в Третьяковке, были обнаружены две другие супрематические композиции. Но это полбеды, о том, что под квадратом есть другие изображения уже было известно, да и практика рисунка поверх рисунка не нова.

Но там была обнаружена и надпись автора, следующего содержания: «Битва негров в темной пещере».  Каламбур и бессмыслица? Стеб? Все оказалось интересней.

В 19 веке во Франции был такой персонаж — Альфонс Алле — журналист, писатель, эксцентрик, любитель черного юмора и эпатажа. Так вот он пробует себя в роли художника и создает вот такое произведение в 1893. 

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/134120_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochku-russkiy-futurizm

Квадрат квадратов Интерпретация стихотворения Игоря Северянина. — презентация

Игорь Северянин «Черный квадрат»

1 Квадрат квадратов Интерпретация стихотворения Игоря Северянина

2 работы Автор Футуризм Мнения о Игоре Северянине Название стихотворения Построение стихотворения Лирический герой Особенности языка «Квадрат квадратов» в живописи, архитектуре, литературе, музыке»«Квадрат квадратов» в живописи, архитектуре, литературе, музыке»

3 Автор Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!

4 Игорь Северянин Игорь Северянин. Известный русский поэт, которого презирал Лев Толстой и ненавидел Владимир Маяковский. Его высмеивали и ругали критики и литературная богема. И, тем не менее, он собирал полные залы на свои поэтические концерты.

Сборники его стихов расходились по всей России многотысячными тиражами. В 1918 году Северянина официально признали «королем поэтов».

В чем же была причина столь открытой враждебности к его творчеству и к нему самому? В чем был секрет такого фантастического успеха, ставшего причиной его человеческой трагедии?

5 7 фактов из жизни Северянина 1) Настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарев 2) Основал собственное течение в русской поэзии — эгофутуризм 3) 27 февраля 1918 г.

на вечере в Политехническом музее в Москве Игорь-Северянин был избран «королем поэтов». Вторым был признан В.Маяковский, третьим — В.Каменский.

Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королем поэтов На зависть нудной мошкаре

6 4) В 1920 году « Король» уехал с семьей на отдых в эстонскую деревню Тойла. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в эмиграции и больше никогда не смог вернуться в Россию. Нет, я не беженец, и я не эмигрант- Тебе, родительница, русский мой талант

7 5) Фелисса Круут ( псевдоним- Ариадна Изумрудная) — жена поэта. С ней поэт прожил 16 лет. Перед смертью разрыв с Фелиссой он назвал трагической ошибкой. Одна мечта: вернуться бы к тебе, О, невознаградимая утрата! В богоспасаемой моей судьбе Ты героиня Гёте, ты — Сперата

8 6) В 1930 году И.Северянин пишет один из своих лучших сборников под названием «Классические розы», который издается всего один(!) раз в размере 2,5 тысяч экземпляров. А кончилось тем, что и сам стал взрослым, И даже довольно известным стал, И этого достичь было очень просто, Потому что истина всегда проста…

9 Позовите меня – Я прочту вам себя, Как никто не прочтет

10 7) Поэт умер 20 декабря 1940г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб !

11 Мнения о поэте Игоре Северянине

12 В сознании большинства Игорь Северянин имеет прочную репутацию стихотворца безвкусного, бесцеремонного, позера с колоссальным самомнением, писавшего на потребу самой ничтожной публике. Популярность его была ошеломительна Константин Ваншенкин

13 Бог дал ему такую певучую силу, которая, словно река, подхватит тебя и несет, как бумажку, барахтайся сколько хочешь: богатый музыкально – лирический дар. У него словно не сердце, а флейта, словно не кровь, а шампанское! Сколько бы ему не было лет, ему вечно будет восемнадцать. Корней Чуковский

14 Вадим Шефнер В поэзии он не бунтарь и не пахарь, Скорее — колдун, неожиданный знахарь; Одним он казался почти гениальным, Другим — будуарно-бульварно банальным.

15 Александр Иванов- пародист Северянин- поэт особый. Северянин- поэт загадочный. К постижению его загадки мы даже еще не приступали

16 Сущность этого большого поэта, как всякого большого поэта,- в первооткрывательстве. Он рассказал мне то, что ранее мне не было известно. Я понял, я почувствовал, что он — мой поэт, поэт большой, яркий, поэт, о котором еще предстоит говорить, у кого есть чему учиться. Булат Окуджава

17 Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин- истинный поэт. Валерий Брюсов

18 Футуризм- авангардное течение в искусстве начала ХХ века Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Недаром одно из важнейших футуристических изданий самоопределилось именно как пощечина общественному вкусу — в этом содержится указание на конфликтность и полемичность по отношению к предшественникам.

19 Основные принципы футуризма -культ техники, индустриальных городов; — отрицание гармонии как принципа искусства; -словесные «деформации» к слову, к неологизму, к игровому началу; -абсолютизация динамики творческого произвола художника; — пафос эпатажа.

20 Игра со словом и читателем Стихотворение « Квадрат квадратов» создано в рамках литературной словесной игры. Как футурист, разрушая старую систему, Игорь Северянин приходит к идее, что поэзия — игра из недомолвок и намеков.

21 Название стихотворения. « Квадрат квадратов» Н икогда ни о чем не хочу говорить… О поверь! Я устал, я совсем изнемог… Был года палачом,- палачу не парить… Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог… Ни о чем никогда говорить не хочу… Я устал… О поверь! Изнемог я совсем… Палачом был года,- не парить палачу…

Заплутал, точно зверь, меж тревог и поэм… Не хочу говорить никогда ни о чем… Я совсем изнемог… О поверь! Я устал… Палачу не парить!.. был года палачом… Меж поэм и тревог, точно зверь, заплутал… Говорить не хочу ни о чем никогда!.. Изнемог я совсем, я устал, о поверь! Не парить палачу!..

палачом был года! Меж тревог и поэм заплутал, точно зверь !..

22 Квадрат- правильный четырехугольник. Квадрат обладает наибольшей симметрией среди всех четырехугольников

23 Куб или гексаэдр правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат.правильный многогранникквадрат

24 Sator Arepo tenet opera rotas древнейший известный палиндром, фраза на латыни, датирующаясяпалиндром фразалатыни 4 веком н.э., переводящаяся как «Сеятель Арепо с трудом держит колёса». Фраза обычно записывается в квадрате 5×5, где обнаруживаются её свойства симметрии её можно читать как по горизонтали, так и по вертикали.

25 Построение стихотворения В математике от перемены мест слагаемых сумма не изменяется, а в литературном тексте — меняется. Перестановки слов, фраз в стихотворной строке вносят новые смысловые оттенки в повторяющуюся картину стихотворения, достигая тем самым усиления передачи эмоций: усталости, тоски, разочарованности лирического героя.

26 никогдани о чемговорить.. Ни о чем никогда говорить.. не хочу… Не хочуговорить.. никогда ни о чем… Говоритьне хочуни о чем никогда…

не хочу Игорь Северянин так определил подобную форму в своем труде по стихосложению « Теория версификации»: «Квадрат квадратов» состоит из 4 строф по 4 стиха в каждой строфе, причем все эти 16 стихов по смыслу являются собственно, четырьмя.

Все 4 стиха 1 строфы должны быть теми же и в том же порядке стихами всех последующих строф, но все 4 раза они должны иметь различную расстановку слов, благодаря чему квадрат квадратов рифмуется внутри четырежды во всех своих 16 стихах и читается сзади наперед, как спереди назад»

27 Литературная комбинаторика Прочитать произведение, созданное в рамках литературной комбинаторики — это значит посмотреть в разноцветный бинокль, или калейдоскоп: увидеть текст в новом свете, цвете, разглядеть то, что сразу не увидишь.

28

29 Лирический герой «Квадрат квадратов» — мерцание какой-то гигантской цифры, подсчитывающей количество неправедных дел, ошибок… Вся жизнь героя стихотворения — это сплошные углы, движение по лабиринту, в котором, как зверь, заплутал человек. Это образ клетки, тюрьмы. «Квадрат квадратов» в то же время- напоминание об утерянной героем гармонии.

30

31

32 Особенности языка Никогда ни о чем не хочу говорить… О поверь! Я устал, я совсем изнемог…изнемог… Был года палачом,- палачу не парить…палачомпарить… Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог…зверьзаплуталпоэмтревог

33 Ассоциации.

34 Михаил Врубель « Демон сидящий»

35 «Квадрат квадратов» в искусстве Казимир Малевич

36 Супрематизм Супрематизм (от лат. supremus наивысший) одно из направлений абстрактной живописи, созданное в середине 1910-х гг. К. Малевичем.

Цель супрематизма выражение реальности в простых формах (прямая, квадрат, треугольник, круг), которые лежат в основе всех других форм физического мира.

Изобразительным манифестом супрематизма стала знаменитая картина Малевича «Черный квадрат» (1915).

37 «Черный квадрат»-самая Второе название картины знаменитая картина в мире. « Победа над Солнцем»

38 Генезис изобразительных форм Подобно Северянину в 1918 году архитектор А.М.

Родченко создал пространственные конструкции по принципу одинаковых форм, взяв какой – либо элемент, например, брусок, он, соединяя такие элементы в различных конфигурациях, выстраивал структуры, где обыгрывалась именно стандартность, повторяемость и простота исходного элемента со сложностью и нестандартностью конструкции в целом. Соразмерность и ритмичность, высочайшее композиционное мастерство продемонстрировал в стихотворении «Квадрат квадратов» Игорь Северянин,

39 Валерий Брюсов. «Томные грезы. Вариации» Томны спали грезы; Дали темны были; Сказки тени, розы; В ласке лени стыли. Сказки лени спали; Розы были темны; Стыли грезы дали, В ласке лени, томны. Спали грезы лени… Стыли дали, тени… Темны, томны, в ласке, Были розы сказки! (1918)

40 Песня «Квадрат квадратов» Стихи Игоря Северянина Музыка Ильи Зусковича Am Dm Никогда ни о чем не хочу говорить… A7 Dm Am О поверь! Я устал, я совсем изнемог… Em Был года палачом — палачу не парить… Dm A7 Dm Точно зверь, заплутал меж поэм и тревог

41 Вопросы 1. Как построено стихотворение? 2. Почему оно имеет такое математическое название? 3. Каким предстает лирический герой? 4. Каково его душевное состояние? 5. Вносят ли перестановки слов новые смысловые оттенки? 6. Меняется ли от строфы к строфе восприятие читателем лирического героя?

42 Словарная статья Словарь синонимов русского языка: Изнемогать — см. ослабевать Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова: ИЗНЕМОГАТЬ, изнемогаю, изнемогаешь (книжн. ). Несов. к изнемочь. Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой: Изнемогать несов. неперех. Доходить до изнеможения, теряя силы; ослабевать.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля: ИЗНЕМОГАТЬ, изнемочь, слабеть, ослабевать от усилий, выбиваться из сил, быть одолеваему кем; терять бодрость, надежду. -ся, то же, в большей степени, терять последние силы, истощаться. Изнемоганье ср. длит. изнеможенье окончат. изнемога ж. об. состоянье по глаг.

Меня взяла такая изнемога, что все из рук валится. Изнемоглый, изнемогший.

43 Словарная статья ПАЛАЧ Словарь синонимов русского языка: Палач — кат, заплечный мастер, мучитель, каратель. См. мучитель, убийца Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова: ПАЛАЧ, палача, м. В условиях эксплуататорского общества — специальное лицо, осуществляющее казнь, производящее телесные наказания и пытки. — Молчишь? Ну, в пытку.

Гей, палач! Пушкин. || перен. Угнетатель, жестокий мучитель (ритор. ). Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Лермонтов. Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой: Палач м.

1) Лицо, которое приводит в исполнение приговор к смертной казни через повешение, отсечение головы, а также производит по приговору тяжелые телесные наказания. 2) перен. Жестокий мучитель, угнетатель. 3) перен. Притеснитель, губитель. Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля: ПАЛАЧ м.

исполнитель торговой, а также смертной казни; кат, заплечный мастер. Палачиха, жена палача. Палачев, -чихин, что лично их. Палачевский, палаческий, все к ним относятся.

44 Словарная статья ПАРИТь Словарь синонимов русского языка: Парить — см. летать || высоко парить Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова: ПАРИТЬ, парю, паришь, несов. (книжн. ). 1. Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях.

Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит неподвижно со мной наравне. Пушкин. Парящий полет. 2. перен. Стремиться к высокому, находиться в области возвышенных идей и предметов (устар. ). Одописцы парили в своих одах. || Мечтать, предаваться фантазиям (инон. ). Высоко парить. Парить в облаках.

Новый словарь русского языка под редакцией Т.Ф.Ефремовой:. 1) Держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях о птицах. 2) а) перен. Возноситься в область возвышенных идей, мыслей. б) Мечтать, предаваться фантазиям. 3) а) Лететь или держаться в воздухе, попадая в восходящий поток воздуха о планере.

б) Лететь с равномерным снижением по наклонной траектории при выключенном моторе о самолете.

45 Словарная статья Зверь зв ѣ рь дикое (хищное) животное; животное вообще (3): Игорь къ Дону вои ведетъ! Уже бо б ѣ ды его пасетъ птиць по дубію; влъци грозу въсрожатъ по яругамъ; орли клектомъ на кости зв ѣ ри зовутъ, лисици брешутъ на чръленыя щиты Дружину твою, княже, птиць крилы пріод ѣ, а зв ѣ ри кровь полизаша. 34.

46 Словарная статья ЗАПЛУТАТЬ, заплутаю, заплутаешь, сов. (обл.). Заблудиться, сбиться с дороги.совоблЗаблудиться сбиться ЗаплутатьЗаплутать сов. неперех. разг.-сниж. 1.

То же, что: заплутаться… (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой) ЗАПЛУТАТЬЗАПЛУТАТЬ, начать плутать (вм. блудить), сбившись с дороги, начать ходить или ездить туда или сюда, без пути. -ся, заблудиться, сбиться с дороги. Заплутанье ср. окончат. сост. по глаг.

Заплуталый, заплутавшийся. Заплутчивый. беспамятный на… (Толковый словарь Даля) заплутатьзаплутать аю, -аешь; сов. прост.То же, что заплутаться. Да вот заплутали, брат, сказал Василий Андреич, хотели в Горячкино, да вот к вам попали. Л. Толстой, Хозяин и работник.

По проселку идти придется. Тропкой-то в лесу еще заплутаешься. Не заплутаю,… (Малый академический словарь)

47 Словарная статья ПОЭМА (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.

В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что указывает на…Современная энциклопедия.)ПОЭМА ПОЭМА поэмы, ж. (греч. poiema — творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.

). 2.Эпическая поэма (изображающая какие-н. крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). 3.Лирическая…Толковый словарь УшаковаПОЭМА Поэма (греч. póiema), повествовательное художественное произведение в стихах.

// Название крупных произведений в стихах или прозе, отличающихся глубиной содержания и широким охватом событий. 2. Музыкальное произведение для оркестра (или оркестра и хора) Литературная энциклопедияПоэма

48 Словарная статья ТРЕВОГА, тревоги, ж. 1. только ед. Беспокойство, сильное душевное волнение, смятение (обычно в ожидании опасности, чего-н. неизвестного). Собрался честной народ, всё село в тревоге. Некрасов. С детства влекла меня сердца тревога. Баратынский.

…Толковый словарь УшаковаТРЕВОГА Тревога- отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего — то опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями.

При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания…Психологический словарьТревога

49

Источник: http://www.myshared.ru/slide/227448

Черный квадрат

Игорь Северянин «Черный квадрат»

Красивые стихи про Черный квадрат на различные темы: о любви, стихи поздравления, короткие стихи, для детей и многие другие вы найдете в ленте поэтических публикаций нашего сайта.

Я в черный квадрат, взглядом пристальным влип, И углубился в него, изучая, Что ж им хотел нам сказать этот тип, Коего гением все величают. В чем тайна квадрата, в каком из углов? Может она где-нибудь посередке? Надо сорвать с этой тайны покров, Чую, что не обойтись здесь без водки! Первый стакан, начал я погруженье В черный квадрат, как в болото, вхожу Брожу в черноте, до посиненья, Но гениальности не нахожу. Видимо мало. Налил я второй,

Выпил и вновь погрузился в…

Черною-черною кошкою Ночь ноября ластится, Хлебною мелкою крошкою Снег, что в прогнозе не значится… Ветер гоняет листву Веткою в окна просится, Мысли я в даль отпущу, Многое еще помнится… Окна открою на стук Холод впущу,насытится, И ощущаю вдруг Что-то сейчас предвидется… В черном квадрате окна Песней ветров полнится Свечкой в ночи — мечта

Та, что поверь,исполнится.

Что пытался ты вложить в картину, Если красок разных пожалел? Разукрасил света четвертину, Не пойму, что мной сказать хотел… тЫ — художник с яркой, странной призмой — Иудейский ритуальный ромб Кличет мир теперь суперматизмом. Вышло так, для них теперь ты — Бог. А меня повесят в Эрмитаже Для того, чтоб голову ломал, Разгадать меня пытался каждый. А ты сам загадку разгадал? Ты не мог ни спать, ни есть когда-то, Малевал свой непонятный мир, А теперь для черного квадрата

Левый угол…

О, сколько тайн, историй чудных Вместил Малевича квадрат. Какие в нём вершатся судьбы! Каких портретов сочных ряд! Вот, словно черт из табакерки Барак Абама на плацу Темнит и тень его обмана Скользит по черному лицу. Вот негры ночью грузят уголь, А здесь шахтёр, чумаз, как смоль, Уставший ищет пятый угол, Жена твердит ему: «Глаголь!» «Как там внизу? Не представляю! Жар преисподней, миражи? Пусть в красках тёмных, умоляю, Рассказом, Вась, заворожи!»

Неделю бедного терзала…

Рецензии на стихи Черный квадрат (1) Как хорошо выделывать коленца, Брыкаться интеллектом невпопад. И царственным назвать младенцем

Тобою нарисованный квадрат.

Квадраты серые, Слегка потёртые. Они не белые, Они не чёрные. По этим камешкам Летит притворная К тем не бросающим Её позорную… Квадраты серые Застыли в вечности, Они не белые Бросают встречности, Слегка потёртые На небо взвинчены, Они не чёрную Несут обидчивость… Квадраты серые, Как я притворная. Уже не белая,

Ещё не чёрная…

Квадраты, кубы, Всюду формы прямые. Но строгие эти — колючи углы, Они всегда будут живому чужие. Есть в линиях ровных, своя красота, Расчёта и формул изящность и зрелость. Но нет в них души, в них живёт пустота, И в них не найти безрассудности смелость. Ведь логикой чувства, Нельзя обьяснить. Нет формул исскуства: Оно должно жить! В прилизанном, ровном, красивом и гладком, Нет буйства размаха, нет удали смелой. Когда мы не знаем ни горько, ни сладко,

До горя чужого, не будет…

Квадрат Земли, он поменял на неба круг, а цвет оставил, где нету Бога? на небесах, нет бесов, засов в руках его, а он извне, ……………………………………………. а вены на ногах, от длительных стояний, отпеть нельзя и та машина, не довезёт тот гроб, застрянет, и на аркане тянут тот ковчег, где снег, где холод льда, где оторопь его и слёзы, тот иней и морозы, растопит сердце то, молитва, которой нет, так пятница пройдёт, польёт всё дождь, распутица и слякоть снизойдёт, а он вер-

нётся, отпоёт, грехи…

Черный воин вдоль пыльных дорог Возвращался с битвы домой Черный ворон с небесных ворот Ожидал наживы большой Он за воином словно тень Наблюдает и ночь и день Черный воин побеждает врагов Что для ворона пища богов 2 Что у воина душа не чиста Знает это ворон без слов Хоть молитва его и честна А для ворона лишь новый улов Черный воин побед не считал В этом ворон ему помогал Каждый новый убитый враг Был подсчитан вороном так Как никто до него не считал

Черный воин об этом не…

Черный ангел трубит в трубу, Черный ангел – ночь, черный ангел – осень. Я опять куда-то иду, Я опят страдаю вопросом — Для чего беспросветная даль Ты петлею въедаешься в шею, Для чего, я сегодня, как встарь, Душу красной наливкой грею Из сочащихся ран да вина, Из любви, потерявшей все силы. Черный ангел, твоя труба Мне осеннее золото в крылья Занозила, вплела, кричит, Я кричу вместе с этой стервой, Но, а что-то вдали молчит, Но, а что-то мается верой.

Черный ангел трубит закат…

Источник: https://www.SunHome.ru/poetry/chernyiy-kvadrat

Refy-free
Добавить комментарий