Идеальное бытие: сознание, мышление, язык

Идеальное бытие: сознание, мышление, язык

Идеальное бытие: сознание, мышление, язык

.

Работа студентки 2- го курса Гришениной Анны Валентиновны

Бытие может иметь множество форм. Важнейшими являются материальное и идеальное бытие (не вещественное).

1. Проблема соотношения материального и идеального в классической и современной философии.

Ещё Платон утверждал, что мир включает в себя два вида реальности: 1)мир вечных идей, который он считал основным; 2)мир смертных вещей.

Это представление сохранилось и в средневековье. Фома Аквинский утверждал, что человек, как и природа – есть единство духовного и телесного; божественного и греховного. Поэтому в античной и средневековой философии центре внимания находятся два вопроса:

Что такое дух? Что такое идеальное бытие?

Каково соотношение идеального и материального? Что первично, а что вторично?

Демокрит один из первых дал ответы на эти вопросы. Он считал. Что человеческая душа, как и его тело, состоит из атомов, но они более легкие. Т.о. в мире нет ничего кроме атомов и, следовательно, идеальное тождественно материальному. Идеальное вторично. Производно от материального.

Сразу же против него выступил Платон. По его мнению, основой всего материального является идеальное. Эта критика продлилась и позднее. Годфрид Лейбниц говорил: «Если увеличить человеческий мозг до размеров ветряной мельницы.

То и тогда все равно нигде нельзя будет увидеть идеального. Видны будут только отдельные части вещества, а атомы нет. Следовательно, идеальное не есть материальное. А есть нечто иное, бестелесное. Конечно, между ними есть связь».

Вещь и идея находятся рядом, но даже эта связь совсем не является свидетельством тождественности, однокачественности вещей идей.

2. Признаки идеального бытия.

Идеальное бытие относится к группе самых широких философских понятий. Поэтому его определение так же, как и понятие материального бытия дается в философии путем описания его основных признаков, путем сопоставления с противоположным.

Его признаки:

идеальное бытие противоположно материальному. Это состоит в его не материальности, в его не вещественности. Это нечто иное, чем материальное бытие.

Идеальное бытие в отличие от материального воспринимается человеком с помощью его чувств, а только рационально, разумом.

Хотя идеальное противоположно материальному, тем не менее, идеальное тесно связано с материальным. Существует рядом с ним, Все вещи существуют вместе со словами. Природа существует вместе с созданной человеком её идеальной моделью.

Все это возникает в силу двух факторов:

1.Существованию человека с его мозгом.

2.Существованию материального мира.

Т.о. идеальное особый продукт взаимодействия связи человека, его мозга с окружающей средой.

4)Активность сознания. Сознание весьма активно. Эта активность ярко проявляется в предметно – практической деятельности человека.

Т.о. идеальное для человек не самоцель, а лишь средство для активного преобразования природы, общества. Это свойство идеального бытия может иметь для человека и природы и положительный и отрицательный результат.

Все что создано людьми (современная цивилизация) все это результат именно активности бытия.

Одновременно человек преображает и свой внутренний мир, душу, психику.

Мир идеального прошел преобразование; душа человека тоже прошла длительный путь развития и приобрела сложную структуру.

3. Структура человеческой психики. Психография.

Философия и психология тесно связаны. Существуют 4 подсистемы человеческой психологии.

Структура идеального:

УРОВНИСИСТЕМАФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
1.ПодсознаниеВся Н.С.Инстинкты, рефлексы
2.Чувственный уровеньОрганы чувств (5)Ощущения, представления, восприятие
3.Рациональный уровеньМозгПонятие, суждения
4.СвехсознаниеВся Н.С.Озарение, откровение, вера

По поводу подсознания: этот уровень является общим для психики человека и животного. Он обеспечивает до 90% всех импульсов, определяющих наше поведение.

По поводу чувственного уровня: он тоже сближает нас с животным. Они близки.

Рациональный уровень доступен только человеку, т. к. это уровень мыслителей.

Уровень сверхсознания является главной основой научного творчества человека. Это синтез чувственного и рационального. Этот уровень может дать открытия.

4. Материальные факторы человеческого сознания. Современные естественно – научные данные о мозге.

Два фактора сознания: 1) человек, его мозг; 2) окружающая человека среда.

Без человека и его мозга, сознание идеального не существует. Невозможно сознание человека, который изолирован от внешней среды. Сознание идеального – результат взаимодействия человеческого мозга и среды.

Основными элементами мозга являются нейроны, которые отличаются от других клеток сложным устройством и количеством (50 млд.). В свою очередь каждый нейрон имеет до 10 тыс. ответвлений.

Мозг – это целый микрокосмос!

Команды по клеткам мозга передаются мгновенно.

Асимметричность мозга

Левое полушарие отвечает за формирование абстрактных понятий , суждений.

Правое – обратное: целое восприятие мира. Источник художественного образного отображения мира.

У каждого из нас доминирует либо одно, либо другое.

Функционирование мозга

Вместе со всей центральной, периферической нервными системами регулируются все другие системы. Благодаря этим связям мозг обеспечивает постоянство всех систем организма.

Кроме этого он обеспечивает и состояние удовольствия, радости; состояние тревоги, гнева, тоски. Обеспечивает процесс обучения.

Внимание, воля импульсы, память обеспечиваются путем выработки некоторых химических веществ – нервная трафика.

Механизм действия наркотиков в том, что наркоман обеспечивает искусственный выброс адреналина.

Динамика мозга

Мозг совершенствуется в процессе его эксплуатации.

100 тыс. клеток отмирает от тоски, когда они не используются. Человек активно использует лишь 4% своих клеток. Мозг осуществляет активную работу: собирание, анализ, группировку, отбор информации…

Никакие самые чувственные приборы не в состоянии зафиксировать, сфотографировать этот процесс работы мозга. Возможно, зафиксировать лишь физические проявления этой работы:

учащения пульса;

увеличение кровяного давления;

повышение температуры и др.

5. Материализация идеального

Мир идеального, находящийся внутри нашего мозга иногда выходит наружу, опредмечивается

Мир материализуется двумя способами:

через наш язык. Он часто делает тайное явным.

наши дела, наше поведение, действия

Материальные формы бытия: мышление и язык

Мышление – обобщающие , синтезирующее, опосредованное сознание

итоговый процесс обработки

оперирует уже возникшее на более низком уровне ощущения, восприятиями на этой основе вырабатывает свой продукт.

всегда понятийное мышление

В мышлении наиболее ярко проявляется природа идеального, его уникальность.

6. Понятие двух форм

Конкретные формы мышления: термины, выражения, отдельные вещи.

Абстрактные формы. Отвлеченные термины

Внутренняя речь связана с молчанием.

Язык – средство выражения духа мышления, то, что делает дух телесным, видимым и слышимым.

Виды языков:

Речевые формы (устная, письменная)

Неречевые (жесты, мимика, телодвижения)

Специальный (система сигнализации)

Все языки связаны с сознанием.

Слово – создание нашего духа, из которого мы выплескиваем во весь мир.

Сходство и различие сознания и языка

СходствоРазличие
С возникновением человека существуют вместеРазвиваются вместеИстория языка есть зеркало истории народаМышление идеально, а язык материаленМежду понятиями и словам, выражающим это понятие, нет полного тождества.Слово отражает сущность; Мысль – больше чем словоСлово занимает серединную позициюМысль быстротечна, смертна, слово бессмертно

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_03/657.htm

Сознание, мышление, язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного интеллекта

Идеальное бытие: сознание, мышление, язык

3. Сознание, мышление, язык. Идеальное, материальное и реальное. Проблема моделирования искусственного интеллекта

Нервная система, мозг – материальны, в них осуществляются физические, химические процессы.

Психика, будучи продуктом жизнедеятельности мозга, — идеальная, хотя и возникает исходя из материального воздействия материального мозга с материальным внешним миром. Она не содержит в себе физические и химическими параметрами.

Психика вторична по отношению к материальному миру: изменения психики зависят от изменений материального мозга, психика не может существовать без своего материального носителя, мозга.

Сознание, мышление, язык.

Понятие “сознание” и “мышление” не тождественны. Мышление обозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс образования понятий и умозаключений.

Сознание обозначает, в таком случае, результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к действительности с елью ее познания и преобразования. Сознание — процесс отражения окружающего мира.

Сознание также идеально, оно – отражение внешнего, объективного мира в субъективных образах и понятиях.

Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма мысли.

Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков, обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и построения в предложения (грамматика, семантика, орфография и пр.). Если мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами чувств, имеет физические характеристики.

Природа языка как и мышления социальна, они не существуют друг без друга и вне общества. Язык возникает в обществе, с его помощью осуществляется обмен мыслями, информацией, становится возможным абстрагировать свойства и связи вещей от самих вещей, создавать идеальные образы и модели действительности.

Идеальное, материальное и реальное.

Идеальное – область реальности, существующая в форме знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно. Это – субъективный образ объективного мира. м идеального всегда выступает материальный мир. Оно – всегда причина самого себя, существует объективно.

Материальное — область реальности, существующая объективно в форме веществ, полей, предметов и явлений.

Проблема моделирования искусственного интеллекта.

4. Социокультурная основа сознания. Общественное сознание, его уровни и виды. Сознание, поведение, деятельность

Социокультурная основа сознания.

Понятие сознания охватывает как индивидуальное (личное), так и общественное сознание. Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности. Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и взаимодействие.

Исторически выработанные и апробированные в обществе сознательные образы и нормы становятся порой личностными убеждениями, образцами поведения для индивидов.

С другой стороны, многие идеи, предложенные личностями, становятся социально значимыми, всеобщим достоянием, обретают степень общественной ценности, являются идеалами, программами жизнедеятельности.

Общественное сознание, его уровни и виды.

Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру.

По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:

1) обыденное общественное сознание и

2) теоретическое общественное сознание.

Каждый из них имеет свои элементы. Обыденное состоит из житейского (практического знания) и общественной психологии. Теоретический уровень включает в себя: общественную идеологию и научное знание, достигнутое в данном обществе.

Исходя из того, в какой сфере общественное сознание представлено, оно разделяется на формы. Среди основных форм общественного сознания выделяют: а) политическое общественное сознание, б) правосознание, в) экономическое общественное сознание.

Кроме того, широко представлены в обществе любых эпох и периодов такие формы как г) религиозное, д) философское, е) нравственное, ж) эстетическое, з) научное. Свою специфику имеет в обществе и) мифологическое сознание, к) историческое, л) национальное сознание народов.

Особую роль и актуальность в последние десятилетия обрело м) экологическое общественное сознание.

Возможно рассматривать в качестве одной из форм общественного сознания профессиональное сознания.

Вульгарный материализм – философское учение, рассматривающее сознание как особый вид материи, присущий человеку. Например, Бюхнер, Фохт, Молешотт: сознание выделяется мозгом, как желчь печенью.

Панпсихизм — идеалистическое учение о всеобщей одушевленности природы. К примеру, у Лейбница монадология – учение о душе и психике как единственной и подлинной сущности мира.

Гилозоизм — учение о наделенности праматерии сознанием, отрицающее границы между живым и неживым миром, учение о всеобщей одушевленности материи, универсума. (Вердениус, Ксенофорд и др.)

Сознание, поведение, деятельность.

Литература

1.                     Диалектика познания и сознания. — Иваново, 1982.

2.                     Дубровский Д.И. Проблема идеального. — М., 1983;

3.                     Дубровский Д.И Информация, сознание, мозг. — М., 1980;

4.                     Ильенков Э.В. Диалектика идеального//Философия и культура. — М., 1991.

5.                     Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977.

6.                     Михайлов Ф.Т.Общественное сознание и самосознание индивида. — М., 1990;

7.                     Михайлов Ф.Т.Сознание и самосознание. — М., 1991;

8.                     Общественное сознание и его формы. — М., 1986;

9.                     Проблема сознания в современной западной философии. — М., 1989;

10.                  Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 1989.

Тема 10: Проблема человека в философии

1) Человек как проблема в философском измерении.

2) Образы и сущность человека в философской традиции.

3) Личность как социальное проявление человека, ее структурные компоненты, назначение.

«Не печалься о том, что люди тебя не знают,

а печалься о том, что ты не знаешь людей».

Конфуций

1. Человек как проблема в философском измерении

1. Что есть человек? Как он сформировался? Какова его природа и сущность?

Платон: «Животное о двух ногах и без перьев».

Аристотель: «Общественное (политическое ) животное»

Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существованию существующих и несуществованию несуществующих».

характеристикой. МинистерствообразованияРоссийскойФедерацииРегистрационный№ 06-0613-ВРГОСУДАРСТВЕННЫЙОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙСТАНДАРТ СРЕДНЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННЫЕТРЕБОВАНИЯкминимуму содержанияи уровню подготовкивыпускниковпо специальности0613 Государственноеи муниципальноеуправление (базовыйуровень среднегопрофессиональногообразования)Квалификация- …

для самопроверки: 1. Сущность блочно-модульного принципа построения содержания академика С. Я. Батышева. 2. Виды и содержание блоков. 3. Сущность бизнес-блока. 4.

Специальный блок, специальная и контекстная подготовка преподавателя профессионального обучения.4.

Научно-методические основы отбора и анализа содержания профессионального образования Внедрение и бурное развитие системы «Интернет» …

методическую ценность для студентов-историков, как материал для изучения. 1.3.

Роль инновационных технологий в обучении истории В методической литературе на сегодняшний день довольно мало информации о новейших технологиях преподавания.

[19] Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу …

взгляд, требуют первоочередного решения для эффективной организации допрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учебных заведениях сельских регионов: ·     на республиканском уровне: o     ________________________________________________________ o     ________________________________________________________ o     ________________________________________________________ …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/108220/2

Сознание, мышление и язык

Идеальное бытие: сознание, мышление, язык

Одна из интересных проблем — проблема соотношения сознания и языка. Существует мнение, что человек может мыслить без слов и лишь когда он желает передать свои мысли кому-нибудь, он облекает их в слова.

В некоторых случаях человек испытывает затруднения в передаче своих мыслей, ему кажется, что у него есть четкая мысль и трудность лишь в том, что не находятся подходящие слова и фразы.

Некоторые люди считают, что не только можно мыслить без языка, но что именно такое мышление и есть «настоящее» мышление. Однако с такой точкой зрения согласиться нельзя.

Сознание с самого своего возникновения существует в материальной оболочке языка, через язык оно становится действительным, доступным для восприятия другими людьми.

«На «духе» с самого начала лежит проклятие — быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков — словом, в виде языка.

Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание».

Мысль облекается в материальную, словесную форму не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и когда мы думаем. В мозгу существует специфический речевой центр. Процесс мышления связан с сигналами, которые идут в этот центр от органов речи, слуха, зрения и т. д. Экспериментально показано, что языковая оболочка появляется вместе с мыслью.

Под языком понимается любая система знаков, служащая человеку для получения, хранения и переработки информации. Первичным является естественный человеческий язык, исторически сложившаяся речь, система слов, служащая для мышления и общения.

Предпосылками человеческого языка были сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных. В процессе перехода от животных предков к человеку формируется речевая сигнальная система; звуки из средства выражения эмоций и побудителя к действиям становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, служат для преднамеренного сообщения.

Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, его сознания. Благодаря языку осуществляется передача социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.

Мысль облекается в материальную, словесную форму не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и когда мы думаем. В мозгу существует специфический речевой центр. Процесс мышления связан с сигналами, которые идут в этот центр от органов речи, слуха, зрения и т. д. Экспериментально показано, что языковая оболочка появляется вместе с мыслью.

Язык состоит из знаков. Знак — некоторое материальное явление; но не всякое материальное явление — знак. Некоторое материальное явление становится знаком, когда оно включается в знаковую ситуацию. Эта ситуация схематически выражается семантическим треугольником. Здесь О — некоторый объект, 3 — другой объект, являющийся знаком, С — образы в сознании человека.

Между О и С, а также между 3 и С — причинная связь; между О и 3 — особая связь, называемая связью замещения. Знаковая ситуация заключается в следующем: некоторое явление, называемое знаком, замещает явление О, знак воспринимается сознанием и в сознании возникает образ объекта О. В последующем ситуация усложняется, возникают знаки, обозначающие другие знаки.

В языке функционируют различные знаки. Некоторые знаки (так называемы иконические знаки, от лат. иконус — подобный) тождественны замещаемым явлениям. Другие, так называемые схематические знаки, не тождественны, а сходны в некоторых отношениях с обозначаемыми явлениями.

Третьи, так называемые символические знаки, не имеют ни сходства, ни подобия с замещаемыми объектами и принимаются в результате соглашения. Подавляющее большинство знаков — символические. Овладение человеком языка начиная с детства — это включение в систему соглашений.

Язык выполняет две главные функции:

Ø организация знаний и их хранение;

Ø коммуникация, общение, передача информации.

В своей первой функции язык закрепляет результаты мышления. История языка наглядно показывает, как по мере перехода от конкретно-предметного мышления к абстрактному в языке идет процесс выработки слов, обозначающих общие понятия.

Процесс понимания связан с осмыслением, когда тем или иным знакам языка и языковым выражениям приписывается определенный смысл. Этот смысл имеет общий характер для людей, использующих один и тот же язык.

Общие смыслы реализуются в индивидуальном сознании, соответствуя тому, насколько человек овладел имеющейся в обществе информацией.

Основное условие коммуникации — одинаковое понимание высказываний и эмоциональные одинаковые переживания партнеров по общению.

ВЫВОДЫ

Возникновение и функционирование сознания является сложным и продолжительным процессом, который связан, с одной стороны, с эволюцией форм отражения в живой природе, а с другой — с социальной формой движения материи, благодаря которой сознание приобретает социальною сущность. Она может быть раскрыта лишь путем анализа общественных факторов, способствующих становлению такого явления, как сознание

Сознание является идеальным (в отличие от физического, чувственно-материального). Это означает, что оно формирует завершенные, конечные и эталонные предметные характеристики реальности, обретая способность измерять и оценивать все что угодно. С другой стороны, это означает, что сознание не имеет пространственно-временных измерений.

Могущество и уникальность сознания ярко проявляются в его сложном строении, которое раскрывается через систему функций, единство которых в итоге и обеспечивает человеку особый способ бытия.

Контрольные вопросы

1. В чем трудность решения проблемы сознания?

2. Что такое сознание, каково его соотношение с материей?

3. Что такое гилозоизм и вульгарный материализм?

4. Можно ли понять природу человеческого сознания, если изучать только мозг

5. Как вы понимаете соотношение отражения и сознания?

6. Каким является соотношение сознания и идеального? В чем состоит роль труда в возникновении и развитии сознания?

7. Определите историческую роль речи, общения и коллективной

8. деятельности в формировании и развитии сознания.

9. Как нужно понимать общественно-историческую сущность сознания?

10. Что характерно для сознания как отражения действительности и активной внутренней деятельности?

11. Раскройте положение о том, что сознание не только отражает мир, но и создает его.

12. В чем проявляется активность сознания, его творческий характер?

13. Что такое психика? Какие структурные идеальные элементы входят в психику человека?

14. Какую роль в жизни человека играет бессознательное?

15. Охарактеризуйте структуру сознания.

16. Что такое самосознание?

17. Каковы основные функции сознания?

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арлычев А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. — СПб., 1992.

2. Велихов Е., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт дисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. № 2.

3. Дельгадо X. Мозг и сознание. — М., 1991. С. 33—42.

4. Дубровский Д.И. Проблема идеального — М, 1983.

5. Жуков Н.И. Проблема сознания. — Минск, 1987.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность — М, 1975.

7. Марголис Дж. Личность и сознание. — М., 1986.

8. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

9. Морозов К.М. Природа интуиции. — Минск, 1990.

10. Проблема сознания в современной западной философии. — М., 1989.

11. Тайны сознания и бессознательного. — М., 1998.

12. Тейяр де Шарден. Феномен человека — М., 1985. С. 73—169.

13. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М, 1990.

14. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.

15. Юнг К.Г. Архетип и символ. — М., 1991.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_192629_soznatelnoe-i-bessoznatelnoe.html

Сознание, мышление и язык в истории философии

Идеальное бытие: сознание, мышление, язык

Министерство образования РФ

Филиал Уральского политехнического колледжа

города Нягань    

 в истории философии

Реферат по дисциплине «Основы философии»    

Автор реферата

А.А. Рекунов

студент группы нз ЭП-324

специальность  140613 

Преподаватель

Г.И. Ларионова                    

 

    Введение……………………………………………..….3

    1.  Сознание……………………………………………..4

    1. Смысл проблемы сознания…… …………..….…….4
    1.2Метафора сознания………………………..………….6
  1. Мышление………………………….…………………7
    1. Общее понятие о процессе мышления……………7
    2. Основные особенности мышления………………..9
    3. Язык…………………………………………………..11
    Вывод         ………………………………………………13
    Список используемой литературы…………………….15                  

      Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дал сам себе как «я», устремлённое к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости.

      В сознании дано не только всё знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную  физическую), отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и так далее. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию; самоубийство – чисто человеческий акт: животные, не обладая сознанием, не знаю и самоубийства.

      Мышление – это движение идей, раскрывающих суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщённое отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

      Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеческой действительности.

Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

      Язык – это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть как естественным, так и искусственным.

      Под естественным языком понимается  язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми.

      Искусственный язык создаётся людьми для каких-либо потребностей (язык математической символики, язык физических теорий, различные системы сигнализации и так далее).   

      1 Сознание 

      1.1 Смысл проблемы сознания  

      Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных.

Перед взором человека предстаёт мир, разворачивается зрелище бесчисленных предметов, их свойств, событий и процессов; люди пытаются разгадать тайны мироздания, объяснить причины своих переживаний, вызванных встречей с красотой или, наоборот, с безобразным, понять смысл своего существования, отыскать истоки своих мыслей и так далее.

Но все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходя через то, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательно «добавкой» во всё, что мы воспринимаем как данность.

Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто, мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимые какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслю, а  «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, но «я знаю, что я знаю» и так далее.

      В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют не в нём. На философском языке – это описание феномена сознания.

Второй – имеет цель объяснить, как возможно само сознание, то есть объяснить сам феномен.

В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому  считалось, что если описанные способы, каким вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания: в XX веке  философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.

      Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь.

Нам всё дано благодаря сознанию: оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наше ощущение, восприятие, мысли, чувства, причём без нашего на то согласия, а тем более контроля.

Сознание нельзя «вытащить» из этой содержательной связи, потому что вне её оно не существует.

Поэтому — то вплоть до XX века философия занималась лишь описанием способа существования вещей в сознании, «растягивала» во времени и пространстве акт сознания, выделяя такие его «шаги», как ощущение, восприятие, представление и так далее. В нашем столетии философы дерзнули задать вопрос: как и почему эти «шаги» мгновенно сворачиваются в образ, благодаря которому возникает связь человека с миром и самим собой. Ответить же на вопрос, как возможно восприятие образа, значить объяснить феномен сознания.

      Каждая эпоха имела свои представления о том, что такое сознание. В итоге то, что называлось сознанием в одной эпохе, могло не признаваться в качестве такового в другом.

Представление о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками, а поэтому античный космоцентризм, средневековый теоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное понимание сознания.

В свою очередь от того, как представляли себе сознание люди той или иной эпохи, зависел их образ мира, их понимание нравственности, политики, искусства, ибо сознание всегда «вплетено в язык реальной жизни» (К. Маркс).  

      1.2 Метафора сознания  

      Метафора (гр. metaphora – перенос) – это оборот речи, в котором слова употребляются в их переносном значении. Почему же  параграф назван «метафора сознания», а не «понятие сознание»? Дело в том, что как уже говорилось ранее, сознание – предмет неуловимый, вещь нематериальная. Поэтому в обыденном языке очень мало слов, изначально относящихся к действиям сознания.

Описывать сознание чрезвычайно трудно, так же как и помыслить о нём. Его реальность прячется, ускользает.

Философы античности, поняв, что сознание есть всеобщая связь между объектом и субъектом, попытались рассказать  о ней людям, сравнив её с другой формой связи, более понятной им, встречающейся в их повседневной жизни: речь идёт о вощённой дощечке, на которой писец процарапывал специальным крючком (стилем) очертания букв.

Отпечатывание на воске букв, конечно же, не есть акт сознания, однако процедура получения печати на воске была использована для описания феномена сознания. Соответственно и слова «воск», «печать» были использованы не в собственном смысле, а в переносном. Это и есть метафора.

Метафору печати на воске для описания сознания применяли Платон, Аристотель: как буквы отпечатываются на дощечке воска, так объект отпечатывается на «дощечке разума». Так было словесно оформлено представление о сознании. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направление на объект, потому и была использована соответствующая метафора. Другая особенность сознания – умение человека сосредотачиваться внутри себя, направлять своё внимание на внутренний мир – не была проработана философией.

    2.1 Общее понятие о процессе мышления  

      Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности вещей, закономерных связей и отношении между предметами или явлениями действительности.

      В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения.

В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и так далее.

Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своём сознании  не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения.

      Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тогда, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими.

Деалектический метереализм рассматривает природу и общественную жизнь не как случайную сумму отдельных, независимых друг от друга явлений, а как единое целое, где все явления органически связаны между собой, зависят и обусловливают друг друга.

В этой взаимной связи и обусловленности данного явления другими явлениями и проявляются его сущность, законы его существования.

      В процессе восприятия, например, дерево человек, отражая в своём сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного отдельно конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зелёной листвы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своём уме так же и отношение этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеет химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и прочее. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

      Сам предмет отражается в процессе мышления иначе, чем восприятие: в мышлении мы не только выделяем отдельные части предмета (это возможно и восприятии), но стараемся понять, в каких соотношениях эти части находятся друг с другом.

Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним путём – через отображение тех связей и отношений, которые имеются у данного явления с другими явлениями. Это отражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нём в самом общем виде.

В процессе мышления конкретный образ единичного предмета (данный дуб, данная берёза) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о дереве, в общем, которое может быть и дубом и берёзой и деревом любой другой породы.

      Таким образом, мысль о каком-либо предмете приводит одновременно к двум последствиям:

  1. к отображению этого явления в его сущности, то есть в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями;
  2. к мысли об этом явлении вообще, а не в какой-либо данной конкретной форме.

  

    2.2 Основные особенности мышления  

      Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

      1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связь и отношение между вещами, человек оперяется не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.

Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Например, увидеть утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить, что ночью шёл снег.

Установить эту связь нам помогает вспышки в памяти представления о ранее бывших наблюдающихся событиях. Если бы этих представлений не было,  мы не смогли бы установить причину данного явления.

      Опосредованный характер мышления имеет и прямое наблюдение связей  явлений. Когда мы видим, как под воздействием солнечных лучей высыхают мокрые от дождя улицы, мы делаем заключение о причине этого явления только потому, что наблюдение его вызвало в нашей памяти обобщённого воспоминания подобных же случаев, наблюдавшихся ранее.

      2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отображены наиболее общие связи закономерности окружающего мира.

В указанном выше примере это будет мысль о том, что вода, как правило, испаряется под влиянием тепла. Само понятие причины и следствие могло возникнуть только опосредованно, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаружились, данные связи между явлениями.

Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.

      3. Мышление исходит из  «живого созерцания», но не сводится к нему.

Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлечённом и обобщённом виде, как имеющие общие значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.

Эти связи обнаруживаются лишь потому, что они присущи всем явлениям данного класса, являются общим для них законом существования. Поэтому, что бы отобразить ту или другую связь между явлениями, необходимо отвлечься от конкретных особенностей этих явлений.

Источник: https://www.stud24.ru/philosophy/soznanie-myshlenie-i-yazyk-v/25399-75293-page1.html

Шпаргалка сознание, мышление, язык

Идеальное бытие: сознание, мышление, язык

Сознание и мышление Введение Сознание — это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как я, устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т.

д. В сознании дано не только все знание о мире, но и вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль душевую или физическую, отключают на какое-то время сознание с помощью наркотиков, алкоголя и т.

д. Именно потому, что у человека есть сознание, он способен к душевному страданию самоубийство — чисто человеческий акт животные, не обладая сознанием, не знают и самоубийства. Познать, описать, определить сознание очень трудно, поскольку оно не существует как отдельный предмет или вещь.

Нам все дано благодаря сознанию оно непременно присутствует в каждом нашем образе восприятия, оно мгновенно приводит в связь, в соотнесение наши ощущения, восприятия, мысли, чувства, причем без нашего на то согласия, а тем более контроля. Сознание нельзя вытащить из этой содержательной связи, потому что вне ее оно не существует. Мышление — это движение идей, раскрывающей суть вещей.

Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях. Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом.

Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.

Язык – это знаковая система, которая служит орудием мышления и средством общения в процессе человеческой жизнедеятельности.

Существует множество знаковых систем, служащих для приобретения, хранения и передачи информации. Среди них:

-язык мимики и жестов,

-язык цифр, формул, схем,

-искусственные языки (*азбука Морзе, язык компьютерных программ),

-знаки-символы,

-знаки-сигналы (*звонок, аплодисменты),

-знаки-признаки (*озноб, туча) и др.

Наука о строении и функционировании знаковых систем – семиотика.

Язык – это универсальное средство выражения мысли, наиболее универсальная из знаковых систем, что объясняется его неразрывной связью с мышлением.

Мышление и язык взаимосвязаны в своем происхождении и историческом развитии.

биологической предпосылкой формирования человеческой речи стали мимико-жестикуляторные и звуковые средства общения высших животных. [Многие животные, ведущие стадный образ жизни, общаются между собой. *Так, шимпанзе могут произносить примерно 32 звука.

Сложная система сигнализации наблюдается у дельфинов.

Считается установленным, что пчелы обладают особой сигнальной системой, состоящей из пространственных фигур: с помощью комбинирования фигур в «танец» пчела передает рою информацию о местоположении источника пищи и пути к нему.

] Однако средства сигнализации высших животных принципиально отличаются от человеческой речи: содержанием общения животных всегда является конкретная, наличная в данный момент ситуация (голод, страх, предупреждение об опасности), человеческая же речь является внеситуативной.

Основным социальным фактором возникновения языка явилась потребность в обмене информацией в процессе совместной трудовой деятельности.

Физиологический механизм образования речи – условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки сочетались в мозгу с соответствующими предметами или действиями, а затем стали соотноситься с их идеальными образами. Таким образом звук превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений. С помощью языка человек может формулировать абстрактные понятия, которые являются главным средством познания и мышления.

Сознание и язык образуют единство, язык является материальной формой выражения мысли. Связь между языком и мышлением не механическая, а органическая: сознание не только проявляется, но и формируется с помощью языка.

Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. [Понимать – значит уметь выразить в понятиях, поэтому фраза «Все понимаю, но сказать не могу» неверна по своей сути.

] Богатство или бедность языка свидетельствует о степени развитости мышления (*словарь языка Эллочки Людоедки, состоящий из 12 слов и выражений).

 Но единство языка и сознания не означают их тождества. Стороны единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее. Речь – это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть и величайшими мыслителями.

Язык – это общественное явление, важнейшее средство человеческого общения. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей становятся достоянием общества. Язык – необходимое условие и главное средство усвоения и передачи социальных норм, культуры.

Язык реализуется в речи. Речь – это деятельность, процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т.д., который осуществляется с помощью языка как знаковой системы.

Язык как социальное явление выполняет в обществе ряд функций:

— отражательную,

— коммуникативную,

— познавательную,

— функцию социализации,

— ценностно-ориентационную,

— функцию механизма социальной наследственности и др.

Язык с древнейших времен был предметом философских размышлений. Уже в античности, у Сократа, Платона, Аристотеля встречаются высказывания о языке. Интерес к философскому осмыслению языка резко возрастает с конца XVIII в. Немецкий философ и естествоиспытатель В.

Гумбольдт высказал положение о том, что язык представляет собой особого рода реальность, характерной чертой которой является саморазвитие. Гегель подчеркивал роль языка в процессе формирования человека, его сознания и мышления. В XIX в.

сложилось классическое представление о языке, с позиций которого языку отводится исключительно важная роль в жизни человека и общества. Мыслители Нового времени обращали внимание и на опасности, скрытые в языке. Так, Ф.

Бэкон называл среди причин, препятствующих познания, «идолы рынка», к ним он относил небрежное пользование языком и неправильно толкование языковых выражений.

Философия ХХ в. характеризуется пристальным вниманием к проблемам языка. Современные философы признают, что отношение языка и действительности отличается особой сложностью. Иллюстрацией этого является пример известного лингвиста академика Л.В.

Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Построенная в строгом соответствии правилам русской грамматики, она не имеет смысла. В ней можно выделить члены предложения, указать части речи, но говорить о ее истинности или ложности невозможно.

Это заставляет задуматься о природе языка.

Проблемы языка явились центральными в аналитической философии. Ее представители (Б.Рассел, М.Шлик и др.

) видели главную задачу философии в логическом анализе языковых выражений, устранении из языка науки двусмысленностей и логических противоречий.

В рамках аналитической философии сложилось направление – лингвистическая философия (Л. Витгенштейн), представители которой поставили цель достижение ясности при пользовании языком.

Язык, являясь средством отражением действительности, изменяется вместе с ней и с ходом человеческой истории. Примером этому может послужить сопоставление следующих отрывков:

1)«Я помню чудное мгновенье…» (А.С. Пушкин, 1825 г.);

2)«Ты, как луч лазера, пересекла мою жизнь и осталась в ней устойчивой интерференционной картиной. Когда ты проходишь мимо, я чувствую себя абсолютно черным телом, так как поглощаю абсолютно все длины волн, излучаемые тобой. Однако ты всегда держишься от меня на фокусном расстоянии. Мы с тобой как два атома в узлах кристаллической решетки…» (Из письма 10-классника, 2004 г.)

Источник: http://shpora.me/112233/yazik

Refy-free
Добавить комментарий