Художественное лоскутное шитье

Содержание
  1. Адаптированная программа
  2. «Художественное лоскутное шитье в интерьере помещения»
  3. Тема №2. Особенности композиции изделия в технике лоскутной пластики. Основы цветовых сочетаний. Ткань и материалы, необходимые для выполнения лоскутной пластики. Подбор тканей по цвету и рисунку
  4. Лоскутное шитье
  5. Занимательный пэчворк или всё о лоскутном шитье — Сам себе мастер — медиаплатформа МирТесен
  6. Основы лоскутного шитья
  7. Подбор исходного материала
  8. Создание эскиза будущего изделия
  9. Соединение лоскутов в цельное полотно
  10. Набор инструментов для пэчворка
  11. Разновидности лоскутного шитья
  12. Традиционный пэчворк
  13. Crazy Patchwork (Крэйзи-пэчворк)
  14. Вязаный пэчворк
  15. Японский пэчворк
  16. Квилтинг
  17. Техники лоскутного шитья
  18. Техника «Быстрые квадраты»
  19. Техника «Акварель»
  20. Техника «Полоска к полоске»
  21. Техника «Бревенчатая изба»
  22. Техника «Волшебные треугольники»
  23. Техника «Лоскутные уголки»
  24. Техника «Шахматка»
  25. Техника «Русский квадрат»
  26. Техника «Соты» или «Бабушкин сад»
  27. Техника «Ляпочиха»
  28. Где применимо лоскутное шитье?

Адаптированная программа

Художественное лоскутное шитье

Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого обучающегося по его возможностям. Особая роль в этом отводится учителю технологии (обслуживающего труда).

Он должен обладать творческой индивидуальностью и общей технологической культурой, иметь хороший уровень знаний и умений, владеть различными технологиями, связанными с обработкой материалов, в том числе техниками художественного лоскутного шитья.

Это послужит основой для творческой, эффективной работы с детьми (технологическому мастерству декоративно-прикладного характера).

Организация прикладной художественно-творческой деятельности обучающихся — важное условие для успешного формирования их технологической культуры. С этой целью я создаю адаптированную программу на учебный курс “Художественное лоскутное шитьё”.

Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие эстетического воспитания. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы художественно-эстетического развития.

Этот курс повысит художественно-эстетическую культуру обучающихся, расширит изучение раздела “Рукоделие” для девочек 6-8-х классов, поможет приобрести специальные знания и умения по конструированию и шитью оригинальных изделий из лоскута.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных техниках художественного лоскутного шитья.

Программа художественного лоскутного шитья по целевой направленности является — прикладной. По содержательной направленности — художественно-эстетической. Сшивание лоскутков в том или ином виде встречается практически во всех культурах мира.

Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья позволит обучающимся создавать красивые, современные изделия. В России традиции этого искусства начали складываться и широко применяться в лоскутных изделиях, народном костюме конца ХIХ – начала ХХ века. Данная программа педагогически целесообразна, т.к.

при её реализации школа становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма.

Курс рассчитан на 68 часов и состоит из двух частей:

1. “Лоскутная грамота и технологические основы лоскутного шитья”. В этой части состоится знакомство с терминами, основой цветовой грамоты, видами орнаментов и самыми популярными приёмами шитья из лоскутов (34 часа).

2. “Современные формы традиционного лоскутного творчества”. Здесь повторив и применив пройденное в первой главе и “сочинив” что-нибудь собственное, оригинальное создаются разнообразные изделия (34 часа).

Каждое занятие проходит один раз в неделю продолжительностью 2 часа. Занятие состоит из теоретической части (теоретические сведения), практической (показ способов и приёмов лоскутного шитья, выполнения образцов).

Приступая к ознакомлению обучающихся с творческим художественным лоскутным шитьём, необходимо уделять большое внимание изучению различных технологий изготовления, закономерностям цветовых сочетаний, художественно-теоретическим основам декоративно-прикладного творчества.

Цели курса:

1. Создать условия обучающимся для повышения художественно-эстетической культуры, получению знаний и умений по конструированию и пошиву оригинальных изделий из лоскута.

2. Создать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Задачи курса:

в области образования

:

— расширять и углублять знания обучающихся на основе межпредметных связей между такими образовательными областями как технология, ИЗО, история, литература;

— предоставить возможность обучающимся реализовать свой интерес в области художественного лоскутного шитья;

— приобретать специальные знания по гармоничному сочетанию цветов;

— формировать понятия о современных формах традиционного лоскутного шитья.

в области воспитания

:

— приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной;

— формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;

— побуждать к овладению основами нравственного поведения: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности — как высшей меры воспитанности;

— способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации, чувства собственного достоинства, самоуважения;

— воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результат своей работы.

в области развития

:

— развивать художественно-творческие способности, потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;

— развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание, моторику рук, глазомер; положительные эмоции и волевые качества.

При изучении курса “Художественное лоскутное шитьё” обучающиеся закрепляют теоретические знания на практике, выполняя образцы различных техник и изделия в натуральную величину.

В результате усвоения учебного курса:

Обучающиеся должны знать:

  • Историю создания лоскутного шитья.
  • Культурные традиции, особенности русского народного и зарубежного лоскутного шитья.
  • Назначение и способы изготовления традиционных русских тряпичных кукол.
  • Современные возможности лоскутного шитья и моды.
  • Правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине; свойства тканей из натуральных и химических волокон.
  • Основы цветовой грамоты.
  • Основные понятия об орнаменте, виды орнамента. Законы и правила орнаментальной композиции.
  • Технологические основы лоскутного шитья.
  • Виды техник и приёмы лоскутного шитья.
  • Обучающиеся должны уметь:

  • Осуществлять поиск необходимой информации в области лоскутной грамоты.
  • Подбирать и строить различный узор, создавать орнамент.
  • Определять виды орнамента, размер и место на изделии.
  • Выполнять эскизы и выкройки изделий из лоскута.
  • Выполнять технологические основы лоскутного шитья.
  • Выполнять различные техники лоскутного шитья.
  • Изготавливать русскую тряпичную куклу (сшивную и несшивную).
  • Тематический план

    ТемыКоличество часовТеор. занятияПракт. занятия
    1Введение. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Технологические основы лоскутного шитья.22
    2Художественная обработка текстильного лоскута.22
    3Основы цветовой грамоты624
    4Техники и приёмы лоскутного шитья. Техники: “Полоска”, “Разноцветная спираль”.826
    5Основные понятия об орнаменте. Техники: “Весёлые квадратики”, “Удивительные треугольники”, “Необычные ромбы”.1046
    6Техники: “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”, “Свободная техника”.624
    7Современные формы традиционного лоскутного шитья. Одеяло.826
    8Лоскуты и фантазия. Технология работы над лоскутным изделием. “Уютные лоскуты”. Подушка. Панно: “Аппликация”.  8    2  6
    9Экскурсия11
    10Приёмы получения разнообразных фактур. Хитроумные техники: “Витражи”, “Пуфики”.826
    11Лоскутные куклы. Народный костюм для куклы.725
    12Итоговое занятие22
    13Итого682246

    1. Введение. (2 ч.)

    Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества.

    Технологические основы лоскутного шитья.

    Традиционное лоскутное шитьё.

    2. Художественная обработка текстильного лоскута (2 ч.)

    Термины: текстиль, лоскутное шитьё, лоскутная мозаика, лоскутная пластика, аппликация, коллаж, текстильная мозаика, стёжка. Получение разнообразных фактур: фактура, декоративная вышивка.

    О развитии лоскутного шитья.

    Традиционное лоскутное шитьё России.

    Ткань как материал для творчества, инструменты и оборудование.

    Организация рабочего места.

    Технология лоскутного шитья.

    Практическая работа: схема взаимосвязи видов, способов и приёмов работы с текстильным лоскутом. (Приложение 1)

    3. Основы цветовой грамоты (6 ч.)

    Цвет: группы, спектр, цветовой тон, светлота, тоновое изображение, насыщенность, локальный цвет, обусловленный цвет. Цветовой круг: основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (производные или дополнительные: оранжевый, зелёный, фиолетовый). Гармоничные сочетания цветов. Гармонии родственных цветов: одноцветная, смежная, тональная.

    Гармонии контрастных цветов: контраст, парная гармония, гармония триады, цветовая гамма. Контраст цветов: светлотный (тоновый) и цветовой (хроматический); сильные контрасты, слабые контрасты, средние контрасты, контрасты между холодными и тёплыми цветами, лёгкие и тяжёлые. Соотношение цветовых площадей, краевой контраст, контур.

    Пространственное смешение цветов. (Приложение 2)

    Практические работы:

    1. Сравнить восприятие одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении.

    2. Составить из тканей образцы различных цветовых гармоний.

    3. Проиллюстрировать на тканях проявление светлотного и цветового контрастов.

    4. Выполнить образцы из тканей с различными вариантами обводок и цветовых пятен.

    5. Изготовить 12-членный цветовой круг, пользуясь дополнительной литературой (Приложение 1, рис. 2.1).

    4. Техники и приёмы лоскутного шитья (8 ч.)

    Понятие о техниках лоскутного шитья. Техника “Полоска”: общие правила при работе с полоской, возможности техники. Выполнение рисунков из полосок одной ширины: диагональная раскладка, прямая раскладка, “Паркет”, “Колодец”, “Квадрат”, цветные кольца, полосы.

    Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок. (Приложение 3)

    Понятие: “Спираль или крейзи (сумасшедший)”, “Зрачок”, основные правила выполнения “Разноцветной спирали”. (Приложение 4)

    Практические работы:

    1. Подготовить 5-8 тканей различного цвета и тона.

    2. Выполнить из ткани по одному образцу рисунка в каждой технике (8 шт.)

    3. Отработать приёмы создания различных фактур.

    5. Основные понятия об орнаменте (10 ч.).

    Виды орнаментов: геометрические, изобразительные.

    Закономерности орнаментальных построений: понятие о композиции орнамента, пропорции, ритм и пластика, симметрия, статичные и динамичные композиции (по аналогии с объектами природы — неподвижные и движущиеся), композиционные решения лоскутных полотен. Законы и правила орнаментальной композиции: закон пропорциональности, закон соподчинения, закон контраста и простоты, закон орнаментального контрапункта. Работа над творческим проектом.

    Практические работы:

    1. Построить статическую раппортную композицию (8х8 см) В раппорте мотив треугольник. (Приложение 5)

    2. Построить раппортную орнаментальную композицию – элемент мотива треугольник.

    3. Изготовить панно “Звезда”.

    4. Построить статическую раппортную композицию (6х6 см.). В раппорте один мотив (квадрат, ромб).

    5. Выполнить образцы квадрата и ромба размером 30х30 см. из нескольких раппортов.

    6. Используя один и тот же мотив, построить несколько вариантов различных орнаментов или фрагментов орнамента.

    6. Техника “Забавные уголки”, “Мозаика из многогранников”.

    “Свободная техника” (6 ч.).

    Работа с уголками весёлая и интересная. Особенность этой техники – настрачивание рядами на основу. Другое название “мозаики” – английский пэчворк. Соединяют лоскутки вручную.

    “Свободная техника” лоскутного шитья – соединение лоскутков различных форм и размеров, подобранных по цвету и тону.

    Практические работы:

    1. Выложить и выполнить из “уголков” декоративную салфетку.

    2. Выполнить в старинной технике “Мозаика” декоративную салфетку размером 35х35 см.

    3. Выполнить в “Свободной технике” схему “Роза”.

    7. Современные формы традиционного лоскутного шитья (8 ч.).

    К ним подходит пословица “глаза бояться, а руки делают”.

    Знакомство с техникой “Витража”, техника “весёлые квадратики”. (Приложение 6)

    Практические работы:

    1. Изготовление декоративной наволочки (размер наволочки 41х41 см, величина однотонного цветка 9х9 см) в технике “Витраж”.

    2. Изготовление диванной подушки в технике “Пуфики или бисквиты” размером 30х30 см.

    8. Лоскуты и фантазия (8 ч.).

    Технология работы над лоскутным изделием.

    “Уютные лоскуты”. Подушка. Панно в виде “Аппликации”. (Приложение 7)

    Работа над творческим проектом.

    Практические работы:

    1. Панно “Яблонька” размер 30х35 см – аппликация.

    2. Подушка в технике “Спираль” размер 40х40 см.

    9. Экскурсия (1 ч.).

    В музей “Победы” на ежегодную выставку декоративно-прикладного творчества (март).

    10. Хитроумные техники: “витражи”, “пуфики” (8 ч.).

    Самодельные лоскутные вещи — одеяла, панно, диванные подушки – создают особую теплоту и уют в доме. (Приложение 8)

    Практическая работа:

    1. Детское одеяло размером 140х140 см. из 9 квадратов размером 30х30 см. (в готовом виде), соединены 4 короткими полосами фона шириной 10 см, длиной – 30 см. и 4 длинными (10х10 см.). Ширина каймы – 15 см.

    Узоры в квадратах выполнены различными техниками лоскутного шитья, которые уже хорошо знакомы. Одеяло с таким расположением узоров называется “Семплер”.

    11. Лоскутные куклы. Народный костюм для куклы (7 ч.).

    История, назначение и способ изготовления русской тряпичной куклы.

    Несшивная (закрутка), сшивная, этнографическая кукла.

    Русский народный костюм.

    Основы русского кроя:

    Рубаха – основа всех женских костюмов;

    Понева – древнейший вид поясной женской одежды.

    Сарафан – известная женская народная одежда.

    Цвет в народном костюме.

    Орнаментальный декор народного костюма.

    Практические работы:

    1. Изготовить куклу – закрутку.

    2. Выполнить народный костюм для куклы.

    12. Итоговое занятие. (2 ч.)

    1. Защита творческих проектов.

    2. Выставка творческих работ.

    Ожидаемые результаты:

    — получение знаний об истории, культурных традициях, современных возможностей лоскутного шитья;

    — развитие познавательных интересов и творческих способностей;

    — приобретение опыта в поиске необходимой информации, оценки и анализа;

    — приобретение опыта изготовления лоскутных изделий и возможности самостоятельного применения.

    (Приложение 9)

    22.04.2013

    Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/632289/

    «Художественное лоскутное шитье в интерьере помещения»

    Художественное лоскутное шитье

    Программа элективного курса

    «Художественное лоскутное шитье в интерьере помещения»

    Пояснительная записка.

    Занятия художественным лоскутным шитьем таят в себе большие возможности для творческого развития ребенка. Лучшие традиции русского народного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ввести ребенка в мир цвета, учит создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.

    Цели данного курса:

    • познакомить учащихся с новым видом художественной обработки текстильного лоскута, тканей, бывших в употреблении;
    • помочь сориентироваться в выборе дальнейшего профиля обучения – дизайнер интерьера, одежды;
    • проявить себя, добиться успеха.

    Задачи курса:

    • закрепление у учащихся интереса к рукоделию;
    • развитие воображения, ассоциативного мышления;
    • развитие творческих способностей, навыков работы в коллективе;
    • формирование навыков конструирования;
    • совершенствование умений по технике выполнения ручных и машинных швов;
    • определение способностей и возможностей учащихся к созданию своими руками оригинальных декоративно-прикладных изделий.

    В процессе обучения данному курсу учащиеся могут приобрести умения

      • подбирать ткани по цвету;
      • изготавливать шаблоны и раскрашивать ткани;
      • разрабатывать различные техники лоскутного шитья;
      • соединять детали вручную и на швейной машине;
      • соблюдать правила техники безопасности;
      • оформлять интерьер изделиями, выполненными в технике лоскутного шитья.

    Перечисленные умения формируются на основе следующей системы знаний:

      • сведений из истории лоскутной техники;
      • знания коллекции необходимых тканей для выполнения лоскутной пластики, материалов, инструментов и приспособлений;
      • знания основы цветовых сочетаний, различных видов техник, техники быстрого раскроя;
      • алгоритма дизайна;
      • знаний о профессии дизайнера жилых помещений.

    Для эффективного усвоения содержания курса организуются различные формы деятельности учащихся: фронтальная, групповая и индивидуальная. На занятиях учителем используются различные методы: словесные (беседа, лекции, дискуссии), наглядные (диаграммы, технологические карты, образцы изделий) и практические.

    В конце изучения курса учащиеся делают мини-проект (по выбору) изделия для украшения интерьера кухни.

    Курс рассчитан на 16 часов, по 2 часа в неделю.

    Программа курса позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность в технологии изготовления изделий в стиле лоскутной техники для интерьера помещений.

    Лоскутное шитье дает возможность использовать отходы текстильного производства, а также ткань, бывшую в употреблении.

    контроля

    Всего

    Теор.

    Практич.

    1.

    Презентация курса.

    — Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества.

    — Традиционное лоскутное шитье.

    — Знакомство с профессиями «дизайнер интерьера», «художник-конструктор одежды».

    2

    2

    Дискуссия о профессиях.

    2.

    Особенности композиции изделия в технике лоскутной пластики.

    — Основы цветовых сочетаний.

    — Ткани и материалы, необходимые для выполнения лоскутной пластики.

    — Подбор тканей по цвету и рисунку.

    2

    1

    1

    Задание на выбор будущего изделия – прихватки для кухни.

    Лоскутная картотека.

    3.

    Орнамент. Виды орнаментов. «Свободная техника».

    Раскрой тканей, изготовление и использование шаблонов.

    Сборка деталей.

    2

    1

    1

    Тренировочные упражнения.

    4.

    Законы орнаментальной композиции.

    Техники лоскутной пластики:

    «квадрат»,

    «треугольник».

    Влажно-тепловая обработка.

    2

    1

    1

    Схема, эскиз.

    Изготовление изделия с применением техник «квадрат», «треугольник» в миниатюре.

    5.

    Приемы получения разнообразных фактур.

    Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья. Ускоренные техники.

    Техники лоскутной пластики:

    Шитье из прямоугольных треугольников; «пуфики».

    2

    1

    1

    Практическая работа «Ускоренные техники».

    6.

    Современные формы традиционного лоскутного шитья.

    Технология изготовления изделия в стиле лоскутной пластики с применением техник.

    2

    1

    1

    Схемы, эскиз. Составление технологии изготовления изделия: прихватки, натабуретника.

    7.

    Изготовление изделия в стиле лоскутной пластики.

    Декоративное убранство жилого помещения.

    3

    1

    2

    Выполнение рисунков, эскизов кухни, гостиной (по группам).

    Дискуссия на тему: «Интерьер жилого помещения».

    8.

    Завершение разработки проекта «Лоскутное шитье в интерьере помещения».

    Защита.

    1

    1

    1

    Выставка изделий учащихся. Презентация.

    Защита проекта.

    программы.

    Тема №1. Лоскутное шитье, как вид декоративно-прикладного творчества. Традиционное лоскутное шитье в России. Сообщение основных целей и задач.

    Лекция. Из истории лоскутного шитья в России. Ткань – как материал для творчества. Изделия из бабушкиного сундучка (выставка изделий, выполненных в технике лоскутного шитья). Дискуссия «Профессия – дизайнер интерьера, художник-конструктор». Просмотр диафильма о лоскутном шитье в народном костюме, быту.

    Тема №2. Особенности композиции изделия в технике лоскутной пластики. Основы цветовых сочетаний. Ткань и материалы, необходимые для выполнения лоскутной пластики. Подбор тканей по цвету и рисунку

    Лекция. Основные (главные) цвета (красный, синий, желтый). Промежуточные (производные) цвета. Ахроматические и хроматические цвета. Цветовой фон, светлота, насыщенность.

    Закон цветового контраста. Гармония родственных цветов. Гармония контрастных цветов. Влияние света на восприятие цвета. Подбор тканей по цвету и рисунку. Техника «полоска».

    Сборка из отдельных блоков или целого полотна.

    Практическая работа. Подбор тканей и изготовление образца техники лоскутной мозаики по схеме: «елочка», «паркет».

    Тема №3. Орнамент. Виды орнаментов. Раскрой тканей, изготовление и использование шаблонов.

    Лекция. Основные понятия об орнаменте. Виды орнамента: геометрический и изобразительный. Закономерности орнаментальных построений. Ритм, пластика, симметрия.

    Практическая работа. Выкраивание полосы по загнутому краю, квадрата из полосы, квадрата из лоскута ткани. Изготовление шаблонов сплошных и сквозных. Расположение шаблонов на ткани (с учетом долевой нити). Сборка деталей.

    Самостоятельная работа. Сборка деталей прихватки на швейной машине и вручную на выбор.

    Тема №4. Законы орнаментальной композиции. Выполнение лоскутной пластики: «квадрат» и «треугольник». Влажно-тепловая обработка. Понятие техники лоскутной мозаики. Определение схемы. Построение схемы лоскутного изделия:

      • от композиционного центра,
      • методом зеркальной симметрии.

    Сборка по схеме «шахматка» из квадратов. Варианты цветового решения схемы «шахматка». Приемы и технологическая последовательность выполнения образца «шахматка» по диагонали.

    Практическая работа (на выбор). Выполнить эскиз, начертить схему, изготовить шаблон, подобрать ткань, выполнить образец изделия.

    Тема №5. Приемы получения разнообразных фактур. Воспроизведение образцов традиционного лоскутного шитья. Техники лоскутной пластики «шитье из прямоугольных треугольников», «пуфик». «Ускоренные техники».

    Лекция. Использование объемных элементов: жгутов, косичек, пуфиков. Техника шитья из прямоугольных треугольников. Схемы сборки лоскутных изделий из прямоугольных треугольников «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Сборка образцов по этим схемам. Цветовые решения схем.

    Практическая работа. Изготовление салфетки по схеме из журнала (эскиз, схема, шаблон, раскрой деталей, сборка).

    Тема №6. Современные формы традиционного лоскутного шитья. Технология изготовления изделий в стиле лоскутной пластики.

    Лекция. Замысел, поиск композиционного решения, выбор, подготовка и определение материалов. Выполнение схемы в масштабе. Выполнение рабочего чертежа. Изготовление шаблонов. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Обработка края изделия без окантовки, с окантовкой.

    Практическая работа. Изготовление изделия.

    Тема №7. Изготовление изделия в стиле лоскутной техники. Декоративное оформление жилого помещения.

    Дискуссия. Оформление кухни изделиями в стиле лоскутной пластики.

    Выставка журналов, буклетов с композиционными украшениями. Ассортимент украшения интерьера кухни: шторы, скатерти, фартуки, салфетки, прихватки, натабуретники, грелки на чайник, панно и другое.

    Тема №8. Завершение разработки проекта «Лоскутное шитье» в интерьере помещения. Выставка работ учащихся. Защита проекта.

    Информационные ресурсы

    1. О.И. Нагель « Художественное лоскутное шитье» Москва, Школа – Пресс, 2000г.

    2. Н.В. Ерзенкова «Свой дом украшу я сама».

    3. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники». М., 1997г.

    4. Лоскуток к лоскутку М. 1999г.

    5. Труханова А.Т. Справочник молодого швейника. М. 1985г.

    6. Хворостова А.С. « Декоративно- прикладное искусство в школе. М., 1990г.

    7. Андронова Л.А. Лоскутная мозаика.- М., 1993г

    8. Аппликация для детей: альбом.- М.: Аквариум.2008г.

    9. Д.В. Нестерова Лоскутные фантазии. Лоскутное шитье. М. Астрель. 2009г.

    10. Хворостухина С.А. Лоскутное шитье М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010г.

    Источник: https://infourok.ru/hudozhestvennoe-loskutnoe-shite-v-interere-pomescheniya-1895085.html

    Лоскутное шитье

    Художественное лоскутное шитье

    Patchwork — лоскутная работа; сшитое из лоскута. Происходит от англ. patch — заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work — работа.

    Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно.

    Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность.

    Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла.

    Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков: ведь недаром шитье из лоскута называют также «лоскутной мозаикой». В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства.

    Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork.

    Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.  За рубежом лоскутное шитье охватывает огромное количество женщин. К примеру, в США 20 миллионов мастериц занимаются этим видом творчества. Женщины-лоскутницы объединяются в клубы, где издают свои журналы, проводят семинары и выставки.

     

    Английские названия «patchwork» (лоскутное шитье), и «quilt»(стеганые изделия) появились в современной России совсем недавно, когда наши соотечественницы в городах столкнулись с возможностями этого творчества благодаря иностранцам. Многие даже считали, что лоскутного творчества в России и не было никогда. Это не соответствует действительности.

    В Государственном Русском музее хранятся изделия, в которых отражены все основные узоры, применяемые в лоскутном шитье, в коллекциях Российского этнографического музея хранится немало изделий, отделанных лоскутной аппликацией, необыкновенные стеганые одеяла XVIII века хранятся и в Историческом музее в Москве. История сохранила сведения о даже том, что Наталья Гончарова — жена Пушкина — шила своим детям одеяла из цветных лоскутков.

    Ткани можно использовать самые различные, можно сказать любые. Техника лоскутного шитья — практически безотходное производство, в работе найдется место для любого лоскутка , для любого обрезка. Ткани для лоскутного шитья могут различаться по составу и по рисунку.

    По составу:

    Основным материалом для лоскутных работ являются хлопчатобумажные ткани. Они хорошо стираются и гладятся, мало осыпаются, относительно долговечны. Единственный недостаток — усадка при стирке.
    Льняные ткани прекрасно подходят для основы, они прочны, хорошо стираются и мало вытягиваются, но легко мнутся.

    Шерстяные ткани мнутся мало, долговечны, хорошо удерживают форму после утюжки.
    Вискозные ткани очень красивы и приятны на ощупь, но сильно усаживаются. Легко мнутся и гладятся. Сложны в работе.

    Синтетические ткани требуют осторожности при утюжке, многие из них сыпучи, но прочны, мало мнутся и быстро восстанавливают форму после стирки.

    По рисунку:

    Гладкокрашенные — ткани окрашенные в один цвет, часто применяются в лоскутном шитье для гармоничного перехода от одной ткани с рисунком к другой. Пастельные тона смягчают , а яркие придают изделию контрастность.

    Пестротканные ткани — вытканные из нитей разных цветов. Хорошо подходят для создания пледов и покрывал.
    Ткани с набивным рисунком. Наиболее популярные и частоприменяемые в лоскутном шитье.

    Они делятся на несколько групп:

    1. Цветочный рисунок наиболее популярен.
    2. Геометрический рисунок (полоска, клетка, горох и др.), при работе с ним необходимо учитывать расположение рисунка.
    3. Тематический рисунок, например, детский — игрушки, зверюшки и др.
    4. Абстрактный рисунок, который трудно выделить как отдельный элемент. Такие ткани хорошо подходят для создания работ с элементами пейзажа, для панно.

    Отделочные материалы.

    В качестве дополнительной оделки в лоскутных изделиях широко применяется тесьма, кружево, ленты, бахрома, бусины, поедки, пуговицы и др.

    1. Швейная машина, желательно с зигзагообразной строчкой. (конечно лоскутки можно сшивать и в ручную, как делали наши предки.
    2. Утюг необходим для разутюживания швов. Желательно, чтобы он имел устройство для увлажнения ткани.

    3. Измерительные инструменты, такие как линейки длинная и короткая, циркуль, прямоугольный треугольник. 4. Миллиметровая бумага или бумага в клетку, для создания схем. 5.

    Инструменты для резания: острые ножницы, очень удобно использовать специальные дисковые резаки, им можно резать сразу несколько слоев ткани, что значительно ускоряет процесс. К дисковому ножу необходим специальный мат, на котором и нужно резать ткань. 6.

    Рапарыватель.

    7. Булавки, желательно тоненькие, их применяют для фиксации элементов и слоев изделия.

    Правильный выбор цвета — основа лоскутного шитья. Поэтому, прежде чем приступить к работе, подумайте, в какой цветовой гамме вам бы хотелось видеть свое будущее творение. Если вы хотите вписать изделие в конкретный интерьер, подбирайте ткани соответствующих цветов.

    Ну а если вам повезло и вы обустраиваете новый дом, сделайте роскошную вещь, такую, какую просит ваша душа и сердце, и подбирайте детали интерьера (обои, шторы, мебель и пр.) под нее. Цветовая гамма изделия зависит и от его назначения.

    Если вы задумали одеяльце для малыша, то используйте ткани нежных, «ласковых» цветов: розовый, голубой, сиреневый, с нежным рисунком. Если для ребенка постарше, который уже активно изучает мир, то берите яркие, сочные, с активным рисунком ткани.

    Чтобы вам было легче подбирать цвета и чтобы у вас было меньше ошибок, воспользуйтесь следующим способом. Приколите к стене или любой другой вертикальной поверхности отрез белой фланели.

    Белой — потому, что это нейтральный цвет, который не будет мешать другим цветам, фланели — потому; что к этой ткани лоскуты будут «прилипать» без булавок Отрез лучше взять не маленький, минимум 150 х 200 см. Далее продумайте дизайн изделия и подберите ткани нужных цветов. Отрежьте от каждой ткани по кусочку и приложите к фланели.

    В том случае, если вы задумали геометрический рисунок, не поленитесь, выкроите лоскуты четко по рисунку и выложите хотя бы один блок. Отойдите на несколько шагов, слегка прищурьте глаза. Вы сразу увидите лишний цвет — он будет «кричать», выбиваться из общей цветовой гаммы. Посмотрите также, не слились ли ваши детали в одно цветовое пятно.

    Сохраните этот отрез фланели, пусть он всегда будет использоваться именно для этой цели. Недостаточно внимательное отношение к цвету приводит к тому, что детали изделия зрительно смешиваются друг с другом или, наоборот, один цвет перебивает другой. Работа в этом случае выглядит негармонично, некрасиво. Так что не спешите сшивать. Поверьте, хотя порой времени на подбор тканей требуется гораздо больше, чем непосредственно на само шитье, но они оправданны.

    Шитье из полос — самый распространенный вид лоскутной техники.

    Техника, при которой сшивая полосы, а потом разрезая их определённым образом можно получить очень симпатичные блоки для изготовления лоскутных изделий.Лоскуты пришиваются не поочерёдно, линиями, а сшиваются вместе, по краям.

    Эта техника позволяет использовать отрезы старой одежды, даже поношенные ткани. Обрезанные по краям аккуратно фрагменты сшиваются легко. На припуск достаточно оставлять около 0,5 мм.
    Эта техника — не нова.

    Из-за интереса к старинным видам рукоделия она вновь стала актуальной. Несложные — но подробные — выкройки должны состоять из лоскутков-полос различных тканей. Его на английский лад называют квилтинг.

    Удобнее всего начинать от центра, закрепив здесь первый квадрат или прямоугольник. Вокруг него лоскутное шитье из полос требует разместить другие отрезы ткани.

    «Бревенчатая изба». У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «колодец», «лабиринт».

    Особенность шитья — сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» — маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме.

    Цвет полосок — «бревнышек» — тоже символичен: светлые — освещенные углы избы, темные — теневые. Традиционный блок делится на светлую и темную половины по диагонали.

    1. Притачайте к одной стороне квадрата полоску, сложив их лицом к лицу, обрежьте выступающий конец.
    2. Отогните полоску и присоедините к ней в правом углу вторую полосу одинаковой с первой ширины. Вторую полосу также обрежьте по канту.
    3. Притачайте третью полосу контрастного цвета и укоротите выступающий конец.
    4. Продолжайте так до тех пор, пока блок не обретет заданный размер

    Одна из самых старинных лоскутных техник построена на работе с кусочками ткани наипростейшей геометрической формы — квадрат. Цветные квадратики, сшитые по определенным правилам, напоминают красочные шахматные доски.

    Известна эта техника с тех давних времен, когда тканей, производилось очень мало, они были слишком дороги, и даже лоскутики размером с почтовую марку шли в дело, кстати, это они дали название «почтовая марка» одному из узоров, составленному из крошечных квадратиков.

    Особенно часто использовали такое шитье в деревенских семьях, где к каждому кусочку ткани относились очень бережно. Работать с квадратиками одно удовольствие. Сначала рисуют на клетчатой бумаге цветной узор — эскиз (одна клеточка равна одному квадратику).

    Многие, не ломая голову, используют готовые рисунки для вышивки крестом и орнаменты для вязания. По эскизу рассчитывают количество квадратиков из тканей определенного цвета. Кроить следует точно по шаблону, иначе квадратики трудно совмещать при сшивании.

    Крупные лоскутики (более 6×6 см) кроят с учетом долевой — она должна проходить параллельно любой стороне квадратика, в более мелких — долевую не соблюдают.Принцип соединения квадратиков в полотно таков: сначала их сшивают в полосы, а затем полосы — между собой. Для прямоугольного изделия квадратики сшивают в полосы по более короткой стороне — так намного удобнее.

    1. Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань.
    2. Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова.
    3. Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.

    С самых давних времен, еще до изобретения швейной машинки, шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Предполагают, что особенно увлекались им русские рукодельницы. Порой в скромной деревенской избе единственным украшением было нарядное «цветастое» одеяло из множества треугольных лоскутиков.

    С треугольниками легко работать: из них можно «сочинить» любой геометрический орнамент и при необходимости разложить самый сложный на треугольники, каким бы замысловатым он ни был.

    Наиболее часто используют лоскуты в форме прямоугольных равнобедренных треугольников, их кроят по шаблону, располагая его на ткани так, чтобы направление долевой нити совпадало с одной из коротких сторон треугольника, затем складывают треугольники по два и сшивают по длинной стороне — получаются квадраты, которые соединяют в полотно.

    При раскрое большого количества двухцветных пар треугольников используют такую «хитрость»: сначала вырезают из тканей двух цветов по одинаковому количеству квадратов (со стороной, равной стороне треугольника в готовом виде плюс припуск на шов), складывают лицевыми сторонами по два квадрата разного цвета, скрепляют булавками, намечают диагональную линию и прокладывают вдоль нее 2 строчки на расстоянии припуска на шов от диагонали. Разрезают по диагонали, разворачивают лоскуты, заглаживают припуск в сторону более темного — образуется 2 двухцветных квадрата. Разноцветные треугольники сшивают, применяя другую «хитрость»: их складывают попарно, скалывают и сострачивают на машинке, одну пару за другой, не обрывая нити, а затем нити разрезают.

    Если треугольники выкроены из ткани, которая слишком тянется, то при стачивании подкладывают под строчку бумагу.

    «Мельница». Двухцветный узор из восьми одинаковых треугольников (по четыре каждого цвета), сшитых в квадрат. Сначала треугольники попарно (светлый с темным) стачивают длинными сторонами, образовавшиеся квадраты — в полосы, чередуя цвета. Полосы сшивают в квадрат, начиная от центра — так легче соединить все линии в одну точку. Шов разутюживают на обе стороны.

    Крейзи-квилт (англ. crazy quilt) или безумные(сумасшедшие) лоскутки — очень необычная творческая техника, в которой в свою очередь смешалось множество швейных и вышивальных техник.

    Если обычный квилтинг — это геометрия и математика, одним словом, порядок. То крейзи-квилт — это самый настоящий полет фантазии.

    К тому же практичный и экономичный, для создания очередного шедевра запросто подойдут одиночные разноразмерные лоскутки, пуговицы и бусины, остатки кружева и т.д.

    «Крейзи» — одно из остроумнейших изобретений в лоскутном шитьё, помогающее решить головоломку: как из вороха разноцветных, никому не нужных обрезков тканей, специально ничего не выкраивая, можно создать что-то полезное, оригинальное и красивое. В дело идут даже крохотные кусочки, потому изделия напоминают пёстрые мозаичные картинки, в которых, кажется, лоскуток с лоскутком соединены беспорядочно, в неожиданных цветовых сочетаниях с обилием ломаных линий.

    Этот блок можно шить в любом порядке, и нет правил, которые указывали бы на то, правильно или нет сшит этот блок.

    Источник: https://zhannet.jimdofree.com/%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%BC%D1%81%D1%8F/%D0%BE%D0%B1%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4/%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%88%D0%B8%D1%82%D1%8C%D0%B5/

    Занимательный пэчворк или всё о лоскутном шитье — Сам себе мастер — медиаплатформа МирТесен

    Художественное лоскутное шитье

    Очень популярным в последнее время становится такой вид рукоделия, как пэчворк (от англ. patchwork). Это вид рукоделия, при котором из разноцветных лоскутков ткани по принципу мозаики сшивается цельное изделие с определённым рисунком.

    В результате этого увлекательного процесса можно получить вполне узнаваемые изображения каких-то предметов, правильные орнаменты или непредсказуемые причудливые узоры. С помощью обычной иголки, нитки и ткани искусные мастерицы создают настоящие шедевры лоскутного шитья!

    Изначально лоскутки сшивались исключительно из-за экономии материала, и лоскутное шитьё имело совершенно конкретные задачи.

    Сегодня же лоскутное шитьё — это желание создавать красоту, а главное наслаждаться этим поистине волшебным действием. Декоративные панно, прихватки для кухни, стёганые покрывала, стилизованные лоскутные одеяла и подушки, а также модная одежда для детей и взрослых — радуют наш взор.

    Существует множество видов и техник работы с лоскутками. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия.

    Основы лоскутного шитья

    Разглядывая готовые изделия, выполненные в технике пэчворк, кажется, что ничего сложного в собирании и сшивании лоскутков и быть не может. Да, технология лоскутного шитья и правда не такая уж сложная, но порой воплотить задумку автора не так просто. Познакомимся с тремя основными этапами техники лоскутного шитья.

    Подбор исходного материала

    Для начала необходимо собрать все имеющиеся остатки и обрезки тканей. Затем их нужно рассортировать по фактуре и цвету, а потом приступить к созданию схемы будущего изделия. Иногда делается наоборот: сначала задумывается узор, а затем из имеющихся или специально купленных тканей нарезаются заготовки. В этом случае первый и второй этапы просто меняются местами.

    Создание эскиза будущего изделия

    Это второй этап, который для опытных мастериц не представляет большой сложности, потому как они в совершенстве владеют различными способами сшивания лоскутов.

    Начинающим рукодельницам даем совет: воспользуйтесь готовыми схемами из журналов, книг или Интернета. Выглядят они примерно так:

    Соединение лоскутов в цельное полотно

    Процесс соединения лоскутков включает в себя несколько этапов:

    • сшивание отдельных фрагментов
    • соединение в полотно готовых блоков
    • пришивание к готовому полотну подкладки

    Кроме сшивания лоскутков существует ещё и вязаный пэчворк, где при помощи крючка и контрастной нити лоскуты соединяются друг с другом.

    Набор инструментов для пэчворка

    Кроме ткани и ниток, для занятия пэчворком вам могут понадобиться:

    • специальный роликовый нож или ножницы
    • булавки и швейные иглы
    • карандаш или мел (для нанесения рисунка на ткань)
    • картон, толстая бумага или мягкий пластик (для изготовления шаблонов)
    • вязальный крючок
    • швейная машинка

    Набор не замысловатый, всё необходимое вы с лёгкостью найдёте в специализированных магазинах рукоделия. Существуют и готовые наборы для лоскутного шитья, в которые помимо материалов и инструментов включены также и схемы узоров.

    Располагая всем необходимым, вы сможете создавать разные изделия в технике лоскутного шитья, начиная от самых простых и заканчивая настоящими произведениями искусства!

    Разновидности лоскутного шитья

    Лоскутное шитьё включает в себя различные виды и техники. Поговорим о наиболее популярных из них.

    Традиционный пэчворк

    Целью традиционного пэчворка является создание цельных полотен из отдельных лоскутов, которые сложены в геометрические узоры.

    В такой технике шьются и маленькие изделия, такие как, прихватки на кухню и наволочки на подушки, и большие, такие как покрывала и пледы.

    Отличительной особенностью этих изделий является лицевая сторона, выполненная именно в технике лоскутного шитья и подкладка, которая может быть сделана из цельного отреза ткани.

    Crazy Patchwork (Крэйзи-пэчворк)

    Crazy Patchwork в переводе с английского означает сумасшедший лоскуток. Характерной особенностью этого вида лоскутного шитья является использование фигур произвольной формы, часто неправильной, а также кривых полос и нестандартных аппликаций.

    Швы маскируются вышивкой, тесьмой, лентами или кружевом. Кроме этого, изделия часто украшаются бисером, бусинами, металлическими подвесками, пуговицами и т. п. В технике Крэйзи-пэчворк могут быть выполнены подушки и покрывала, сумочки, декоративные панно и одежда.

    Вязаный пэчворк

    Этот вид пэчворка знаком многим рукодельницам. Отличие от традиционного пэчворка состоит лишь в том, что в вязаном пэчворке лоскутки не сшиваются, а привязываются друг к другу крючком нитками подходящего цвета. При этом лоскутки могут быть как из ткани, так и вязаные. Самыми распространёнными изделиями в этой технике являются большие покрывала на кровать, а также женские сумки.

    Японский пэчворк

    Восточные и западные традиции были объединены в этой технологии лоскутного шитья. Активно используя стёжку и шёлковые ткани, изготавливают шикарные лоскутные покрывала, одежду и декоративные панно. В основе узоров используются геометрические фигуры: треугольники, квадраты, уголки, ромбы.

    Квилтинг

    В переводе с английского quilting (квилтинг) означает стёганое полотно. Смысл этой техники рукоделия заключается в том, что два полотна соединяются между собой машинной строчкой, имитирующей различные узоры.

    При этом между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из ватина или синтепона. Изделия, изготовленные в технике квилтинга более элегантны, чем собранные из лоскутков ткани.

    В этой же технике можно изготовить диванные подушки, кухонные прихватки, детскую одежду и даже оформить целую комнату!

    Техники лоскутного шитья

    На первый взгляд технология сшивания лоскутков проста: вырезаешь и сшиваешь, воплощая в жизнь свою задумку. На самом же деле лоскутное шитьё требует наличия художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости, аккуратности, а также умения шить. Результаты порой потрясают своей красотой! Не бойтесь экспериментировать и дайте волю своей фантазии.

    Разглядывая готовые изделия, порой задаёшься вопросом: как с помощью одинаковых элементов (квадратов, треугольников, полос, уголков, ромбов) создаются разные узоры?

    Оказывается дело тут в способах, которыми сшиваются эти элементы. Рассмотрим наиболее популярные из них.

    Техника «Быстрые квадраты»

    Эта техника называется так не с проста. В её основе лежат квадраты, которые вырезаются из сшитых заранее полос ткани.

    В данном случае за основу взято 4 вида ткани контрастного цвета.

    Сначала необходимо сшить между собой 2 полосы одного цвета, потом — другого, т. е. сшиваем вместе голубые, а потом — коричневые отрезы ткани.

    Затем накладываем полосы лицом к лицу и сшиваем вместе. Получится некое подобие рукава.

    Следующий шаг — нарезание квадратов. Отмеряем угол 45 градусов, прикладывая линейку сначала к верхнему краю рукава, потом к нижнему. Так по всей длине исходной полосы.

    Таким образом у нас получатся квадраты, сшитые из 4 видов ткани. Такие квадраты ещё называют сборными квадратными блоками или «быстрыми» квадратами.

    Нарезав необходимое количество, можно комбинировать и сшивать квадратные блоки в произвольном порядке. На подушку достаточно четырех квадратов, на одеяло понадобится уже больше (около 24 — на детское и 42 — на взрослое).

    Техника «Акварель»

    Техника достаточно популярна и в ней тоже используются квадраты. Главное условие — подбор правильной цветовой гаммы. Комбинация ткани от светлого к темному создаст эффект рисования акварелью. За основу можно взять 7 видов ткани с некрупным рисунком, например, цветочным принтом, тогда вам будет несложно сложить из них красивый узор.

    Техника «Полоска к полоске»

    Рисунок в данном случае собирается из разноцветных полос ткани, расположение и сочетание которых может варьироваться по-разному. Большое лоскутное покрывало или озорной коврик в виде паркетных дощечек, которые уложены зигзагом, уголками, ромбиками или лесенкой, принесут вам массу приятных эмоций.

    Техника «Бревенчатая изба»

    В основе этого способа лоскутного шитья тоже лежат полосы, которые собираются вокруг центрального квадрата и располагаются по спирали. Центральный квадрат можно сместить в угол, тогда рисунок получится уже другим.

    Техника «Волшебные треугольники»

    Треугольник — очень распространённый элемент лоскутного шитья. Треугольники удобны в работе: из них можно составить и простые квадраты, и сложные звёзды.

    Чаще всего в лоскутном шитье используются равнобедренные треугольники. Соединяя короткие стороны, получаем узоры из пёстрых многоцветных полос, сшивая длинные стороны — цветные квадраты. Узоры из треугольников носят такие названия, как «Мельница», «Алмаз», «Звезда».

    Техника «Лоскутные уголки»

    Отличительной особенностью данной техники является то, что уголки не нужно вырезать, их нужно складывать из полос ткани или квадратов. Получившиеся уголки сшиваются в полосы, из которых затем сшивается объёмное полотно.

    Техника «Шахматка»

    Маленькие квадратики укладываются в шахматном порядке. Если развернуть квадраты углом вверх, то получим шахматку из ромбов.

    При желании сначала можно сшить несколько маленьких квадратиков в «шахматные» блоки, которые в дальнейшем сшивать, как ромбы.

    Техника «Русский квадрат»

    Сборка этого узора достаточно сложная. В его основе лежит квадрат, равнобедренные треугольники составляют верхний и нижний ярусы. Следующие ярусы собраны из треугольников и полос. Ярусы могут быть одинаковыми по размеру, могут «расти» от центра к краям.

    Техника «Соты» или «Бабушкин сад»

    Узор, напоминающий соты, собирается из шестиугольников. Из шестиугольников легко собрать цветок, середину которого можно выделить пуговицей, обтянутой тканью. Мастер-класс по сборке лоскутного блока из шестиугольников поможет вам разобраться во всех тонкостях.

    Техника «Ляпочиха»

    Очень, своеобразное, озорное, национальное русское изобретение. Цветные необработанные полосы ткани, настроченные на основу, создают объёмное полотно. Здесь в ход могут пойти старые трикотажные вещи, например, футболки. Лучше, если ткань не будет сильно осыпаться.

    Техника лоскутного шитья настолько занимательна, что говорить о ней можно без остановки. Сколько вариантов узоров, столько в лоскутном шитье существует и техник.

    Где применимо лоскутное шитье?

    Посмотрите вокруг себя и обновите интерьер вашего дома с помощью пэчворка.

    Любые предметы гардероба (кроме обуви) можно изготовить из лоскутков: для осенней курточки подойдет техника квилтинга или японского пэчворка. Нарядные блузки, жилеты и юбки получаются из полотна-крэйзи. Взяв на вооружение лоскутную технику, сшейте милые вещички для своих детишек.

    Кроме одежды в технике лоскутного шитья можно сшить кошельки, сумки, косметички.

    Навык работы с тканью, со швейной машинкой, а также желание, трудолюбие, увлеченность и усидчивость помогут вам стать мастером лоскутного шитья. Лоскуток за лоскутком, стежок за стежком и пэчворк станет одним из любимых увлечений!

    Источник: https://sam.mirtesen.ru/blog/43935429247/next

    Refy-free
    Добавить комментарий