Художественная культура как особая область культуры

Народная художественная культура как предмет исследования и обучения

Художественная культура как особая область культуры

Е. В. Гайманова, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры народной художественной культуры и декоративно-прикладного искусства факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
Московский государственный институт культуры

В статье рассматривается народная художественная культура как предмет научного исследования и как предмет обучения в системе высшего и среднего специального образования. Отмечено, что исследование народной художественной культуры как целостного явления началось во второй половине XX века.

Преподавание теории и истории народной художественной культуры как особой дисциплины начинается с конца 1990-х годов. Это обусловливает дальнейшее продолжение и разработку новых исследований в данной области.

Незначительный период преподавания теории и истории народной художественной культуры как особой дисциплины также требует внимания научно-педагогического сообщества.

Автор анализирует практику преподавания образовательной программы «Народная художественная культура» в Московском государственном институте культуры, выявляет основные проблемы в организации освоения программы.

Ключевые слова: народная художественная культура, предмет исследования, предмет обучения.
 

 
Обращение к народной культуре, её художественной составляющей, этническим корням, в современных условиях представляется актуальным, так как обусловлено сложностью и противоречивостью культурных процессов, происходящих в мире и России.

Определение современной Россией своего пути в мировом культурном пространстве тесно связано с традиционными духовно-нравственными ценностями и идеалами, которые надёжно сохраняются в народной художественной культуре.

Традиционность, стабильность, с одной стороны, и импровизационность, вариативность, присущие народному художественному творчеству, с другой стороны, способствуют формированию так называемого динамического консерватизма, с помощью которого можно осуществлять дальнейшее развитие и обогащать российскую культуру новыми достижениями. В народных песнях, танцах, произведениях устной прозы и поэзии заложены социальные и нравственные ценности, проверенные временем, с помощью которых может осуществляться саморегуляция жизни и деятельности современного человека, даны ориентиры, которые помогут реализовать свободу выбора своего «пути-дороги» каждому человеку. Именно ориентиров часто не хватает человеку в современной социокультурной ситуации.

Народная художественная культура — квинтэссенция народной мудрости, выработанной десятками поколений, сменявших друг друга.

В это понятие входит художественно-творческая деятельность всего народа (а не только крестьянства), в результате которой в разных формах (фольклора, неофольклора, бытового художественного творчества и т.п.

) создаются произведения искусства, отражающие нормы и образцы жизнедеятельности, ценности народа. Сюда относится также сфера потребления и восприятия данных произведений (условия бытования, распространения, хранения и т.д.).

Вышесказанное обусловливает актуальность изучения народной художественной культуры, осмысления её достижений и образцов, постановку задач её сохранения и развития.

Длительное время народная художественная культура изучалась с разных точек зрения частными науками, такими как этнография, фольклористика, искусствоведение, история культуры и другие.

В частности, предметным полем фольклористики стало собирание, издание, типо- логизация, общее изучение всех свойств и особенностей устного художественного слова.

Изучение истории фольклористики свидетельствует о том, что сначала у поэтов и писателей, а позднее у учёных формировался интерес в первую очередь к богатейшему устному поэтическому творчеству народа — его песням, сказаниям, былинам, пословицам и поговоркам.

В русской фольклористике XIX века в русле европейской науки сформировались теории возникновения и развития фольклора: мифологическая, миграционная, антропологическая. Особую роль сыграла концепция исторического развития фольклора, выдвинутая А. Н. Веселовским, а также созданная на её основе В. Ф. Миллером историческая школа.

Двадцатый век прошёл под знаком активной собирательской работы, организации научных экспедиций по сбору фольклора.

Развивались разнообразные исторические и типологические подходы к изучению народного творчества, разрабатывались теоретические аспекты, методология и текстология фольклора.

Были опубликованы многочисленные научные статьи о фольклоре как искусстве слова, его отдельных жанрах, художественном своеобразии.

В 1990-е годы наметился междисциплинарный подход к изучению произведений народного художественного творчества, то есть начался процесс целостного осмысления и анализа народной художественной культуры в научном сообществе, сформировался комплексный подход к изучению специфики данного феномена. Появился термин «общая фольклористика», который объединил исследования в области эпосоведения, па- ремиологии, этномузыковедения, этнохо- реологии, этнолингвистики и т.п.

Необходимо отметить, что задолго до этого некоторые российские исследователи пытались рассмотреть народную художественную культуру как целостное явление. В частности, такая попытка была предпринята в работе В. И.

Чичеро- ва «Русское народное творчество» [10], в которой автор анализировал фольклор как устное поэтическое творчество в совокупности с песенной традицией, обрядовой культурой, спецификой народной драмы. В работах М. С. Кагана, В. Е. Гусева, П. Г. Богатырева и ряда других исследователей [см.

: 1; 2; 3] было введено в употребление широкое понимание фольклора как народного искусства и народного творчества в целом, во всех его видах и жанровом своеобразии. В. Е. Гусев, М. С.

Каган предложили понятия «муси- ческий» и «пластический» фольклор, понимая под первым термином комплекс словесно-музыкально-игровых, хореографических форм народного творчества, под вторым термином — материально- вещественные формы: изобразительное и декоративно-прикладное народное искусство.

Также было введено понятие «фольклоризм» для обозначения трансформации классического фольклора в сценическом,сувенирном, театрализованном исполнении. Фольклор стал рассматриваться как культурная форма в рамках народной художественной культуры и народной культуры в целом.

Необходимо отметить также исследования М. А. Некрасовой [7], которая рассматривала народное искусство как часть культуры общества, как тип художественного творчества.

В современных реалиях является актуальным высказывание М. А. Некрасовой о признании важности народного искусства в духовной культуре общества, культурной целостности народного художественного творчества и его результатов: «Если народное творчество — культура духовная …

живая часть культуры современной … если возрастает интерес к народному искусству, то, прежде всего, необходимо признать особенности народного искусства как культурной целостности и соответственно решить его научные, художественные, творческие, организационные проблемы [7, с.

18]».

Среди диссертационных исследований конца XX века следует выделить работу В. С. Цукермана, который рассмотрел народную художественную культуру как целостный феномен и проанализировал развитие её элементов в разные исторические периоды.

В XX веке анализ народного творчества проводился с позиций научного коммунизма, поэтому сегодня возникла необходимость переоценки изложенного с новых методологических позиций.

Но стоит подчеркнуть, что в работах данных исследователей были заложены основы целостного подхода к изучению народной художественной культуры во всём многообразии её форм, видов и жанров, подготовлена теоретическая база для дальнейших исследований и практического применения.

Как уже было отмечено, в 1990-е годы целый ряд исследователей, в первую очередь сотрудники Государственного республиканского центра русского фольклора под руководством А. С.

Каргина, анализировали целостность народной художественной культуры, её природу, генезис, сущность, структуру, родовые функции и черты, разнообразные формы народного художественного творчества в их взаимодействии и взаимообусловленности.

Это дало толчок к развитию изучения народной художественной культуры в целом как особого научного направления, в результате чего была сформирована научная концепция народной художественной культуры с учётом достижений фольклористики, этнографии, искусствоведения и других смежных наук.

Обращает на себя внимание опубликованное в 2001 году монографическое исследование Л. И.

Михайловой, в котором народная художественная культура рассматривается как целостное социальное явление с точки зрения её исторической динамики, анализируется трансформация этнической картины мира в разных социокультурных ситуациях и в связи с этим характеризуются исторически формировавшиеся типы народной художественной культуры. Л. И. Михайлова анализирует также тенденции и закономерности бытования фольклора в современных условиях, определяет его место и роль в системе художественных предпочтений человека, живущего на рубеже XX—XXI веков.

На наш взгляд, представляет также интерес работа Е. Л. Антоновой, которая вышла в Белгороде в 2015 году под заглавием «Народная художественная культура: актуальные проблемы теории и истории».

В ней автор с философских, мировоззренческих, аксиологических позиций анализирует феномен народной художественной культуры, проблемы её сохранения и развития, аргументирует актуальность изучения её целостности.

Необходимо отметить, что исследования в области народной художественной культуры следует поощрять как перспективные, привлекать к этой работе молодые кадры.

В конце 1990-х годов начинается процесс активного внедрения в учебные планы средних специальных и высших учебных заведений, изучающих культуру и искусство, учебной дисциплины по народной художественной культуре [см.: 4; 6; 9].

Изучение истории преподавания народной художественной культуры показывает, что этот процесс в виде отдельных курсов начался ещё в XIX веке. Одним из первых ввёл в университетское образование курс народной поэзии известный филолог Ф. И. Буслаев.

В начале XX века появилось первое профессиональное учебное заведение — Школа народных искусств, которая работала под патронатом императрицы Александры Фёдоровны в Санкт-Петербурге.

В этой школе, помимо обучения различным видам декоративно-прикладного искусства, преподавали краткий курс народной поэзии. Школа готовила специалистов по народному искусству для кустарных мастерских и ремесленных училищ, которые стали распространяться по всей России.

В 30-40-е годы XX века появляются первые учебные пособия по фольклору, среди них учебник Ю. М. Соколова «Русский фольклор». В более позднее время студенты изучали русское народное поэтическое творчество по учебникам и учебным пособиям Н. И. Кравцова, С. Г. Лазутина, Т. В. Зуевой, Б. П. Кирдан, Е. Л. Ко- стюхина и других.

В вузах культуры, педагогических институтах, специализированных средних учебных заведениях и ПТУ по разным специальностям читались курсы народного орнамента, народного костюма, устного поэтического творчества, народного музыкального творчества и другие. Но интегрированного курса, обобщающего вопросы теории и истории народной художественной культуры, рассматривавшего народную культуру в её целостности, долгое время не было.

Как отмечает А. С. Каргин, в вузах культуры до начала 1980-х годов вопросы фольклора, художественной самодеятельности, прикладного творчества рассматривались в процессе изучения таких дисциплин, как «Клубоведение», «Культурно-просветительная работа».

Появился самостоятельный курс «Самодеятельное художественное творчество», программы [см.: 4] и учебные пособия [см.: 5; 8], но курс читался недолго и был исключен из учебных планов.

В общих курсах истории и теории культуры незаслуженно мало уделялось внимания народной культуре, что отражало недооценку роли народной художественной культуры в жизни общества и культуры в целом. В 1997 году А. С.

Каргин впервые представил интегрированный курс по народной художественной культуре, выпустив в качестве учебного пособия курс лекций под заглавием «Народная художественная культура».

С конца 1990-х годов в вузах культуры стали создаваться кафедры теории и истории народной художественной культуры, многие из которых существуют и до настоящего времени. Одной из первых подобная кафедра была открыта в Московском государственном университете культуры и искусств под руководством Т. И. Баклановой.

Первоначально образование в области народной культуры в вузах культуры шло в рамках получения специальности «Народное художественное творчество», позднее сформировалось направление «Народная художественная культура» с разнообразными профилями подготовки специалистов: руководство этнокультурным центром, руководство студией кино-, фото- и видеотворчества, руководство любительским театром, руководство любительским хореографическим коллективом.

В Московском государственном университете культуры и искусств в начале 2000-х годов был сформирован факультет народной художественной культуры, куда вошли две кафедры: теории и истории народной художественной культуры и декоративно-прикладного творчества.

Кафедры народного сольного и хорового пения, народного танца стали осуществлять свою образовательную деятельность по другим направлениям, что не способствовало консолидации сил для реализации в полном объёме образования в области народной художественной культуры.

В настоящее время в учебных планах данных кафедр нет интегрированного курса «Теория и история народной художественной культуры». Есть специализированные курсы.

Так, на певческих кафедрах, осуществляющих образовательную деятельность по направлению «Искусство народного пения», студенты изучают отдельные виды народного художественного творчества, например — «Фольклорные музыкальные инструменты», «Народный костюм», «Народный танец» и ряд других.

По направлению «Хореографическое искусство», профиль «Педагогика народно-сценического танца», подготовка студентов, на наш взгляд, носит узкопрофессиональный характер.

В учебном процессе преподаются предметы, связанные исключительно с танцевальным искусством, такие как «Русский танец», «Региональные особенности русского танца», а также изучаются танцы народов России и т.п.

Другие виды народной художественной культуры не рассматриваются.

С одной стороны, такое содержание учебных программ обусловлено спецификой направлений, а с другой — представляется, что это значительно обедняет теоретическую подготовку будущих специалистов, получающих высшее, а не среднее специальное образование.

Студенты, обучающиеся по направлению «Народная художественная культура» на театрально-режиссёрском факультете, профиль подготовки «Руководство любительским театром» (заочная форма обучения), не получают, на наш взгляд, необходимой подготовки по народной культуре, имея всего 6 часов аудиторной работы по дисциплине и зачёт как форму контроля. Студенты не сдают в качестве Государственного экзамена по специальности экзамен по народной художественной культуре, несмотря на то, что учатся по соответствующему направлению.

К началу 2017-2018 учебного года в МГИК был расформирован факультет народной художественной культуры, произошла реорганизация кафедр, входивших в данный факультет, в результате в вузе осталась одна объединённая кафедра народной художественной культуры и декоративно-прикладного искусства, что также не способствовало совершенствованию процесса обучения по данным, совершенно разным направлениям.

Руководители вуза в прошедшие годы не считали направление «Народная художественная культура» перспективным, оно не приносило дополнительных денежных средств, так как обучаться народному искусству, учиться разбираться в его тонкостях хотят далеко не все абитуриенты. Более востребованными абитуриентами, а не обществом, являются юридические, экономические специальности, журналистика. В многочисленных средствах массовой информации, в Интернете не всегда можно найти качественную информацию по народной художественной культуре.

Но тем ценней те абитуриенты, которые хотят получить образование в этой области. А главное, педагогическое сообщество должно быть заинтересовано в том, чтобы формировать здоровую культурную среду, краеугольным камнем которой на протяжении столетий была народная культура, особенно её эстетическая составляющая.

Идея возрождения, сохранения и развития народной художественной культуры, основанной на ценностях и идеалах создавшего её народа, продолжает оставаться актуальной — она выдвинута как одна из установок культурной политики государства и общества.

 
Примечания

1. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. Москва : Искусство, 1971. 544 с.2. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура : (Теоретические очерки) / Санкт- Петербургский институт театра, музыки и кинематографии. Санкт-Петербург : СПбГИТМИК, 1993. 110 с.3. Каган М. С. Человеческая деятельность : (Опыт системного анализа).

Москва : Политиздат, 1974. 328 с.4. Каргин А. С. Организация и методика художественной самодеятельности : программа для институтов культуры и искусств. Москва, 1990.5. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: история, теория, практика : [учебное пособие для вузов культуры и искусств]. Москва : Высшая школа, 1988. 270 с.6.

Народная художественная культура : программа междисциплинарного интегрированного курса / сост. Т. И. Бакланова. Москва, 1995.7. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры : Теория и практика. Москва : Изобразительное искусство, 1983. 343 с.8. Смирнова Е. В.

Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях : [учебное пособие для культурно-просветительских факультетов институтов культуры, искусств, педагогических вузов и университетов]. Москва : Просвещение, 1983.9. Теория традиционной культуры : программа / сост. Н. И. Бондарь. Краснодар, 1997.

10. Чичеров В. И. Русское народное творчество. Москва : Изд-во Московского университета, 1959. 522 с.

Источник: Научный журнал «Вестник Московского государственного университета культуры и искусств». 2018. № 1 (81)

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/narodnaja_khudozhestvennaja_kultura_kak_predmet_issledovanija_i_obuchenija/43-1-0-7470

Художественная культура — Словарь по культурологии

Художественная культура как особая область культуры

☼ одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллект.-чувственного отображения бытия в худож. образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности.

Изучением Х.к. традиционно занимались философия и эстетика (как раздел философии), истор. науки, иск-ведение и лит-ведение. При этом Х.к. рассматривалась в основном как совокупность нескольких видов искусства, к-рые исследовались в онтологич., генетич., историко-хронологич., формально-стилевом, художественно-технол. и иных «внутрихудож.

» ракурсах познания. Осн. акцент делался преимущественно на анализе духовно-мировоззренч. и творч. проблем искусства, на худож. качестве произведений и проф. мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и интерпретации худож. образов. Более или менее целостное представление об искусстве формировалось в осн.

эстетикой (философией искусства) в ракурсе осмысления сущности прекрасного и творчества как способа его выражения. Внетворч. аспекты Х.к. (социал., функциональные, коммуникативные и пр.

), так же, как и ее место в системе культуры в целом, при этом почти не затрагивались или анализировались только с позиций «духовного производства», противопоставляемого материальному. Существ. сдвиг в научном понимании Х.к. произошел с зарождением семиотики и семантики культуры (см.

Семиотика, Культурная семантика), интерпретировавших всю совокупность объектов Х.к. как систему смыслонесущих текстов, а феномен худож. Образа как специфич. тип семантемы, несущей социально значимую информацию. Это позволило перейти от чисто субъективных, качественных (в существ. мере художественно-критич.

) оценок явлений искусства к более объективированным научным исследованиям признаков и параметров Х.к. Со своей стороны серьезный вклад в объективизацию подходов к изучению Х.к. внесла Антропология, рассматривавшая вопросы генезиса и социальных функций худож. деятельности у архаич. сооб-в.

В последние десятилетия появились также работы по социологии искусства и Х.к. (в первую очередь массовой Х.к.), существенно расширившие ракурс понимания этого феномена в его социально-интегративных и регулятивных функциях. С культурологич. позиций Х.к. структурно включает в себя подсистемы: собственно худож.

творчества (как индивидуального, так и группового); его организационной инфраструктуры (творч. ассоциации и организации по размещению заказов и реализации худож. продукции); его материальной инфраструктуры (производств. и демонстрационные площадки); худож. образования и повышения квалификации (включая практику творч.

конкурсов); организованной рефлексии процессов и рез-тов худож. творчества (худож. критика и пресса, разл. области научного искусствознания); эстетич. воспитания и просвещения (совокупность средств стимулирования интереса населения к искусству); реставрации и сохранения худож. наследия; техн. эстетики и дизайна (художественно оформленной продукции утилитарного предназначения); художественно-творч. самодеятельности населения; гос. политики в области Х.к. и ряд иных подсистем более частного порядка.

Содержат. ядро Х.к. – искусство (включая худож. лит-ру) как один из важнейших механизмов познания феномена человека и окружающего его мира, аккумуляции этого знания и социального опыта людей (прежде всего нравств. аспекта их взаимодействий), порождения и селекции специфич.

ценностных установок индивид. и коллективного бытия людей и актуализации этих ценностей путем опредмечивания их в худож. образах. Худож. образы при этом построены на вербальной, изобразит., звуковой или пластич.

имитации наблюдаемых или представляемых объектов, процессов, коллизий, ощущений и т.п. с целью проектирования неких эталонных образцов нормативного сознания и поведения (нередко подаваемых в контрасте с их антиподами), имеющих в конечном счете дидактич.

предназначение, а также стимулирование с позиций этих ценностных эталонов соответствующей социальной практики людей.

Фактически искусство проектирует мир воображаемых реалий (или наблюдаемых, но подвергнутых субъективной авторской интерпретации), выстроенных т. о., чтобы акцентировать внимание людей на тех нравств., этич., эстетич. и иных проблемах, к-рые актуализируются в данном произведении.

При этом поднимаемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоц. переживание зрителя, читателя, слушателя, его осознанное или латентное соотнесение самого себя с предметом переживания, и при этом «обучают» его на этом примере, вызывают в нем стремление к подражанию полюбившимся ему образам и образцам (т.е. рекомендуемым эталонам).

В отличие от других форм познания мира, аналитически расчленяющих его на отд.

познаваемые сегменты и объекты, искусство стремится к познанию и образному отображению действительности в ее целостном, синтезированном виде посредством создания ее комплексных моделей со специфически расставленными акцентами противопоставления позитивного начала (способствующего консолидации и взаимопониманию людей) негативному (ведущему в конечном счете к социальной деструкции и разобщению людей).

Социокультурные функции искусства и Х.к. в целом в значит. мере связаны, во-первых, с нравств. осмыслением и обобщением социального опыта людей и формированием на основе этого эталонных образцов ценностно-нормативного поведения и образов сознания, воплощаемых в худож. образах. В этой функции Х.к.

коррелирует с религией и философией, хотя и реализует подобные задачи своим специфич. способом. Во-вторых, с задачами социализации и инкультурации личности, введения ее в актуальную для сооб-ва систему нравств. и эстетич. ценностей, моделей поведения и рефлективных позиций, в обобщенный в нравств. аспекте реальный социальный опыт человеч.

взаимодействия, а также в искусственно конструированный нравств. опыт, выстроенный на основе придуманных образов и жизненных коллизий. Это ведет к существ. расширению общего объема такого рода опыта, осваиваемого людьми, увеличению числа показат. примеров, рекомендуемых культурных образцов.

Такого рода функция превращает искусство в один из важнейших инструментов социальной регуляции жизни об-ва, ведет к включению его элементов в работу механизмов воздействия на сознание людей, отличающихся наиболее массовым распространением (в системы массового образования, средств массовой информации, в инструментарий полит. агитации и пропаганды и т.п.).

И в-третьих, важнейшей функцией Х.к. является задача проектирования эстетически организованной (в пространств., декоративном, интеллект., эмоц. и иных аспектах) среды обитания людей, насыщенной эталонными образцами порожденных искусством художественно-культурных ценностей.

Эта функция тесно связывает искусство со сферой материального производства и строительства, на стыке с к-рыми существуют дизайн, декоративно-прикладное творчество, архитектура и монументальные жанры изобразит. искусства.

И ценностно-социализирующая, и средоорганизующая функции Х.к. были заложены уже в самом истор. происхождении этого явления. В этой связи необходимо отметить, что худож. деятельность (генерирующая ценности в образном выражении) и искусство (творчество и мастерство) имеют разл. генезис, специфика к-рого в большой мере определила осн. характеристики Х.к.

как целостности. Худож. деятельность зародилась еще в верхнем палеолите (40 тыс. лет тому назад) как элемент магико-ритуальной религ. практики (изобразит. и динамич. имитация способов и объектов охоты, символика культа детородных функций женщин и т.п.), из разного рода этикетных церемоний и способов обучения молодежи практич.

навыкам охотничьей и иной социальной жизнедеятельности (в устной и демонстрац. формах, превращавшихся также в обрядовые действия). Так или иначе, но речь шла прежде всего о разл. имитационно-игровых формах поведения или изобразит. фиксаций их значимых сущностей. И на протяжении почти всей истории человечества вплоть до конца средневековья худож.

деятельность являлась преимущественно отраслью, «обслуживавшей» религ., полит., образоват. и иные социальные функции, выделившись в самостоят. сферу деятельности лишь к началу Нового времени.

Даже эпоха античности не являлась в этом смысле исключением, хотя особенный антропоморфный характер античных религий и их атрибутики порождает иллюзию о преобладании светских черт в Х.к. того времени.

Искусство же как особый тип деятельности, отличающейся творчески-инновативным методом производства продукции, повышенным мастерством исполнения и выраженными индивидуально-авторскими чертами каждого продукта, являющегося по определению уникальным, не подлежащим вариативному воспроизводству произведением, родилось преимущественно из ремесла в эпоху становления городских цивилизаций в 4-3 тыс. до н.э. С началом социального расслоения об-ва, с появлением категории социальной престижности и заказчиков, готовых из соображений этой престижности оплатить изготовление для них предметов потребления, отличающихся повышенным качеством, красотой и иными уникальными характеристиками, выделился и особый вид ремесленного производства по дорогому индивидуальному заказу с характерными признаками авторского стиля исполнителя. Процесс постепенного сближения и слияния этой ремесленной, декоративно-прикладной деятельности с практикой собственно худож. длился на протяжении многих веков, пока не образовался тот синтез худож. образа и ремесла (мастерства!) его исполнения, к-рое называется искусством в совр. понимании этого слова.

Хотя Х.к. и отличается творчески-инновативным подходом к образному моделированию действительности, она является тем не менее высоконормативной сферой деятельности, постоянно регулируемой эстетич. предпочтениями «социального заказа» (в т.ч. худож. модой), выраженными в актуальных суждениях худож. критики и доминирующем худож. стиле; рынком практич.

спроса на тех или иных авторов, исполнителей, жанры, произведения и пр.; внутрипроф. критериями качества и мастерства, специфич. технологиями работы с материалом и принципами формирования худож. образов, основанными на исторически сложившихся традициях (академизм), воспроизводимыми прежде всего «классич.» худож. образованием, определяемыми на творч. конкурсах, и пр.

; философией искусства, формулирующей его осн. эстетич. категории, и т.п.

Х.к. – одна из наиболее динамичных в изменчивости своих форм областей культурной практики, чутко реагирующей на малейшие изменения социальных, экон., полит. и иных условий жизни сооб-ва и связанных с ними колебаний «социального заказа» и рынка спроса на ту или иную худож.

продукцию. Будучи одним из наиболее новаторских направлений в области форм создаваемой продукции, Х.к. одновременно остается и одной из наиболее традиц. сфер культуры в вопросах социально-нравств. содержания произведений, ориентированных на «вечные ценности» человеч.

бытия, связанных с устойчивостью осн. антропол. и социальных интересов людей и вытекающих из этого нравств.

проблем их межличностного взаимодействия, что выражается в искусстве в такого же рода устойчивости большого числа «типовых» фабульных коллизий, «кочующих» сюжетов, «вечных» образов и тем.

Как и иные специализир. области культуры, Х.к. социально стратифицирована. Ее первонач. разделение на проф. и народное (фольклорное) искусство со временем дополнилось выделением еще более узких зон худож. практики: религ., аристократич.

(элитарной), детской (для детей), военной (для военных), тюремной (силами самих заключенных) и пр. С сер. 19 в. развивается и такое своеобр. явление, как массовая Х.к., в к-рой на вполне проф. уровне худож. мастерства излагается упрощенное, инфантилизированное смысловое содержание, а худож.

образы и формы редуцируются к интеллект. и эстетич. уровню самого непритязат. потребителя.

Если на протяжении большей части своей истории Х.к. представляла собой сферу преимущественно индивид. творч. усилий, где художник помимо собственно проф. задач сам решал все организац., техн. и иные проблемы (у крупных мастеров ситуация несколько облегчалась наличием учеников, на к-рых возлагались разл.

подсобные функции), то в течение Нового и новейшего времени Х.к. постепенно превратилась в развитую индустрию изготовления худож. продукции, обеспечение и реализацию к-рой приняли на себя многочисл. служебные подсистемы Х.к., по своему техн. оснащению ныне являющейся одним из наиболее наукоемких производств.

Следует заметить, что Х.к. при любых типах обществ. устройства всегда существовала преимущественно по законам свободного рынка, развиваясь в условиях жесткой творч. конкуренции и «продавая» свою продукцию, как правило, по ценам, регулируемым объективным уровнем спроса.

Вместе с тем практически во все времена и во всех сооб-вах светские и церковные власти пытались управлять и манипулировать в своих интересах содержанием и формами худож. творчества, прекрасно понимая исключит. идейно-пропагандистскую эффективность воздействия искусства на сознание и психику людей.

Проблема взаимоотношений художника и власти всегда была высокоактуальной в культурах многих народов и порождала феномен «андеграундного» искусства, не признаваемого властями и доминирующими обществ. предпочтениями.

Совр. Х.к. постиндустр. стран – одна из наиболее развитых и высокодоходных индустрий социальных услуг. При очевидном затухании традиций народного фольклорного искусства (или, точнее, перемещения практики непроф. худож.

творчества из сельской в городскую социальную среду и постепенного слияния этого явления с элементами городской массовой культуры) в Х.к. в целом наметилась тенденция изменения принципа ее внутр. дифференцированности от социально обусловленных жанров к иерархии уровней коммерч.

рентабельности тех или иных худож. феноменов (как «высокого», так и «низкого» жанров). Подобное социальное переструктурирование Х.к. связано прежде всего с формированием нац. Х.к. – явления, не встречавшегося в доиндустр. эпоху. Х.к.

характерна прежде всего отсутствием выраженных границ социальной стратифицированности субкультурных явлений, опр. уровнем худож. эрудированности и приобщенности к нац. худож.

ценностям практически всех членов сооб-ва, что в конечном счете повышает эффективность социально-интегративной функциональности Х.к. Существ. роль в этом процессе играют средства массового репродуцирования и тиражирования произведений искусства и их дистанционная трансляция электронными СМИ.

В целом, хотя в культурной жизни постиндустриальных стран в последние десятилетия наблюдается опережающее развитие явлений массовой Х.к. как наиболее рентабельной с т. зр. потребит. спроса, «классич.» направления Х.к.

остаются вполне актуальной областью культурной практики и выполняют свои ценностно-креативные, социализирующие и инкультурирующие функции в полном объеме, соответствующем объективным социальным потребностям сооб-в; рассуждения же о кризисе «классич.» жанров Х.

к. представляются малообоснованными.

См. также Массовая культура, Элитарная культура, Фольклор.

Лит.: Худож. культура в докапиталистич. формациях. Л., 1984; Худож. культура в капиталистич. об-ве. Л., 1986; Художественная культура и гуманизация образования. СПб., 1992; Худож. культура и народное творчество. М., 1994; Худож. культура и просвещение России XX века. Екатеринбург, 1995; Худож. культура русской усадьбы. М.. 1995; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

А.Я. Флиер.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

☼ выступает как особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное восприятие, мышление, творчество, переживание и тому подобное). Художественная культура имеет, как правило, изобразительный характер.

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me

Источник: https://gufo.me/dict/culturology/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Реферат: Художественная культура как особая область культуры

Художественная культура как особая область культуры
sh: 1: per-page=30: not found

— элитарную художественную культуру;

— художественные субкультуры регионов,

— профессиональных объединений, молодежи и т.п.;

— художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь в сознании людей, художественная культура формирует эстетическое сознание и его культурные формы.

Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов.

В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами.

В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.

Место художественной культуры в культуре в целом определяется существенными различиями между материальной, духовной и художественными формами деятельности. Их различия не следует понимать в том смысле, будто одна является, только и чисто материальной, другая – только и чисто духовной, третья – не материальной и не духовной.

Несомненно, что продукты духовной деятельности должны быть материализованы – иначе они просто не могли бы существовать, равно как и то, что в материальной деятельности воплощаются духовные цели, планы, модели.

Что касается художественного творчества, то в нём духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье , ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляются .

Эту духовно-материальную целостность и называют «художественностью». Следовательно, художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной активности человека материальное воплощение результатом работы его мышления, но как мышление в материале , т.е.

с помощью представления цвета, пластики, звука. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком, другого вида искусства.

Функции художественной культуры, как и функции культуры в целом, определяются тем, что она живёт в пространстве и во времени. В социальном пространстве , т.е.

в одновременной жизни людей страны, региона, всего человечества, художественная культура призвана обеспечить максимальную эффективность и процессов творчества, создания художественных ценностей, и процессов их восприятия публикой, в соответствии с их разнообразными духовными потребностями. Если же мы будем рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т.

е. её существование во времени , то увидим, что её главные функции – обеспечить охранение художественных ценностей, передачу их из поколения в поколение, поскольку историческая изменчивость социальной жизни не ведёт к уничтожению художественного наследия, но требует его актулизации, его включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.

Вместе с тем, художественная культура должна обеспечить постоянное обновление искусства в соответствии с изменениями, происходящими в общественной жизни, в других областях культуры, логикой собственного развития искусства.

Таким образом, художественная культура призвана передавать традиции, творческий опыт, накапливаемые веками способы художественного освоения мира и обеспечивать постоянное движение искусства, его обновление, совершенствование.

Самореализация в художественной деятельности.

В последние годы все чаще говорят о связи художественной деятельности с процессом самореализации человека. В самом общем случае под самореализацией понимается наиболее полное раскрытие способностей, талантов, потенций и возможностей человека, осуществляемое путем включения его в социальные структуры.

Однако наиболее полно самореализация осуществляется в процессах художественной деятельности. Творческие достижения, в конечном счете, получают признание, как со стороны общества, так и самого человека. При этом все другие формы самореализации, как правило, теряют свою значимость.

Расширение границ и возможностей своего сознания в художественной деятельности открывает перед человеком наиболее перспективные формы самоутверждения. В процессе художественной деятельности он приобретает качества, которые недоступны подавляющему большинству людей.

Естественно, при этом отступают на задний план такие формы самоутверждения, как овладение материальными ценностями, престижное самоутверждение, приобщение к информации и интеллектуальной элите общества и т.п. И не удивительно, что подавляющее большинство людей хотят реализовать себя именно в творчестве.

Это полностью подтверждается социологическими исследованиями.

Наиболее благоприятной является самореализация человека одновременно в различных сферах. Самореализация человека в какой-либо отдельной сфере не может сделать его счастливым и гармоничным. В какой-то мере такой человек всегда остается ущербным и односторонним.

Включаясь в различные социальные структуры, он получает возможность удовлетворения прежде всего своих физиологических потребностей (потребностей низшего уровня), и только после этого у него возникает желание удовлетворения высших потребностей в виде расширения горизонта сознания, приобщения к источникам важной информации, самоутверждения и самовыражения.

Нам представляется, что своего высшего проявления активность и самореализация человека достигают в художественном творчестве.

Художественная деятельность — высший уровень самовыражения человека, в рамках которого формируются новые формы осознания себя и взаимосвязей с другими людьми.

В процессе творческой деятельности происходит преобразование своей личности, ее обогащение и саморазвитие, резко повышается уровень самоуважения и самооценки.

Творческий человек становится более интересным для самого себя, что является субъективной основой для самоутверждения в быстро изменяющемся мире.

Художественная деятельность действительно является высшей формой самореализации человека, ибо в нем воспроизводятся наиболее существенные и значимые феномены, представляющие собой явно выраженные целостные образования, в которых интегрированы рациональные и иррациональные компоненты.

Творческая активность человека в ходе освоения им окружающего мира возбуждает рационально непостигаемые компоненты в виде эмоций, образов, переживаний и т.п.

, которые, будучи синтезированы с рационально выраженными представлениями о материальных объектах, образуют новое видение мира, новую позицию по отношению к нему.

Такая позиция позволяет увидеть в этом мире нечто существенно новое, что и характеризует наличие творческого акта.

Художественное деятельность начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

В художественном творчестве участвуют сознание и подсознание, разум и интуиция. При этом подсознательные процессы играют здесь особую роль.

Таким образом, в творческом процессе взаимодействуют бессознательное и сознательное, интуиция и разум, природный дар и приобретенный навык. И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно, количественно не преобладает, качественно она определяет многие существенные стороны творчества.

Самореализация человека в художественной деятельности рассматривается как мотив, как опредмечивание (предметное наполнение) его сущностных сил и потребностей, стремление продолжить свое бытие как личности в других людях.

Так личность со-творяет и о-творяет себя – в моментах выхода за границы себя и своих возможностей, представленности себя в других людях и воспроизводстве другого человека в себе.

При этом человек оказывает (непосредственно, опосредованно) воздействие на все социокультурное пространство.

Основную роль играют не сами по себе результаты деятельности, а их психическая переработка личностью, становление внутреннего мира человека, когда открывается истинный, потребностный смысл его жизни и деятельности.

«Самореализация – это не вещь, которую можно иметь или не иметь. Это процесс, не имеющий конца, подобный буддийскому пути просветления. Это – способ жизни, способ работы и отношение к миру, а не единичное достижение». ( А.

Маслоу).

Говоря о самореализации человека в художественной деятельности, мне представляется важным отметить, что здесь нет, и не может быть никаких внешних показателей, критериев по которым некий сторонний наблюдатель мог бы судить о том, насколько далеко человек продвинулся в реализации себя самого.

Самореализация в художественной деятельности – мир внутреннего. Такие внешние признаки как семья, карьера, материальное благополучие, социальный статус и успех – не говорят о самореализации человека ровным счетом ничего.

Человек может иметь все это и быть полностью не удовлетворенным своей жизнью.

Заключение .

Высшим, концентрированным, свободным от утилитарного начала видом эстетической деятельности является художественная деятельность .

Цель художественного творчества – создание конкретного произведения искусства. Его создает особая личность – творец, обладающий художественными способностями.

Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации существует прямая связь.

Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причем важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности.

Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-khudozhestvennaia-kultura-kak-osobaia-oblast-kultury.html?page=2&per-page=30

Художественная культура как особая область культуры

Художественная культура как особая область культуры

Сохрани ссылку в одной из сетей:

.

Введение

3

1.

Художественная культура, как особая область культуры

5

2.

Самореализация в художественной деятельности

7

Заключение

12

Список использованных источников и литературы

13

Введение.

С уровнемэстетического развития личности иобщества, со способностью человекаоткликаться на красоту и творить позаконам красоты закономерно связываютпрогресс человечества во всех сферахжизнедеятельности, самые результативныепроявления творческой энергии иинициативы людей, наглядно представленныев разнообразных достижениях мировойкультуры.

Эстетическаяи художественная культура — важнейшиесоставляющие духовного облика личности.От их наличия и степени развития вчеловеке зависит его интеллигентность,творческая направленность устремленийи деятельности, особая одухотворенностьотношений к миру и другим людям.

Безразвитой способности к эстетическомучувствованию, переживанию человечествовряд ли смогло реализовать себя в стольразносторонне богатом и прекрасноммире « второй природы », то есть культуры.Однако их формирование являетсярезультатом целенаправленноговоздействия, т.е.

эстетического воспитания.

Художественнаякультура личности выступает, важнымфактором организации и самого процессаматериально преобразующей деятельности,всей трудовой практики.

Ее нацеленностьна творчество, на достижениехудожественно-образной выразительностисоздаваемых предметов, на искусностьи мастерство позволяла в прошлом лучшимпредставителям создавать подлинныешедевры, не уступающие по своимхудожественным достоинствам прекраснымпроизведениям высокого искусства.

Даннаязакономерность с известной поправкойна омассовление производства, углублениеразделения труда и специализациюдействует и сегодня.

Мастерство,художественное чутье, сноровка ивдохновение позволяют современнымпростым труженикам достигать нередкозамечательных результатов, дающихоснование квалифицировать их труд какдеятельность по законам красоты.

Все сказанноевыше о художественной культуре личностиподводит нас к мысли о чрезвычайнойважности целенаправленного ее формированияв людях, о месте и роли эстетического ихудожественного вос­питания всоциальном воспроизводстве человека.

Художественнаякультура, как особая область культуры.

Художественнаякультура — этовид культуры общества, состоящий вобразно-творческом воспроизведенииприроды, общества и жизнедеятельностилюдей средствами народной художественнойкультуры и профессионального искусства.

Она включает:

  • функционирование специализированного художественного творчества — искусства;

  • народно-художественную культуру;

  • массовую культуру — профессиональное и коммерциализированное художественное творчество для больших масс людей и потребление его продукта на основе спроса-предложения;

  • элитарную художественную культуру;

  • художественные субкультуры регионов,

  • профессиональных объединений, молодежи и т.п.;

  • художественно-эстетические стороны экономической, политической, правовой и других видов деятельности.

Отражаясь всознании людей, художественная культураформирует эстетическое сознание и егокультурные формы.

Становление и развитиеэстетической культуры личности —процесс поэтапный, протекающий подвоздействием демографических, социальныхи социально-психологических и др.факторов.

В нем задействованы механизмыкак стихийного, так и сознательного(целенаправленного) характера, определяемыев целом средой общения и условиямидеятельности индивидов, их эстетическимипараметрами.

В случаецеленаправленного воздействия наличность, при соблюдении всех другихусловий и факторов организации исодержательного наполнения эстетическоговоспитания, в принципе, осуществимоприближение к высокой степенисформированное всех составляющихэстетическую культуру личности элементов.

Местохудожественной культуры в культуре вцелом определяется существеннымиразличиями между материальной, духовнойи художественными формами деятельности.Их различия не следует понимать в томсмысле, будто одна является, только ичисто материальной, другая – только ичисто духовной, третья – не материальнойи не духовной.

Несомненно, что продуктыдуховной деятельности должны бытьматериализованы – иначе они просто немогли бы существовать, равно как и то,что в материальной деятельностивоплощаются духовные цели, планы, модели.

Что касается художественного творчества,то в нём духовное и материальное проникаютдруг в друга, образуя нечто третье,ибо они не просто соединяются, как всферах материального и духовногопроизводства, а органически сливаются,взаимно отождествляются.

Эту духовно-материальную целостностьи называют «художественностью».Следовательно, художественное творчестводолжно быть интерпретировано не какприсущее плодам духовной активностичеловека материальное воплощениерезультатом работы его мышления, нокак мышление в материале,т.е.

с помощью представления цвета,пластики, звука. Именно поэтому такоемышление нельзя перекодировать, т.е.перевести на другой материальный язык,нельзя пересказать ни словом, ни языком,другого вида искусства.

Функциихудожественной культуры, как и функциикультуры в целом, определяются тем, чтоона живёт в пространстве и во времени.В социальномпространстве,т.е.

в одновременной жизни людей страны,региона, всего человечества, художественнаякультура призвана обеспечить максимальнуюэффективность и процессов творчества,создания художественных ценностей, ипроцессов их восприятия публикой, всоответствии с их разнообразнымидуховными потребностями.

Если же мыбудем рассматривать историческую жизньхудожественной культуры, т.е.

еёсуществованиево времени,то увидим, что её главные функции –обеспечить охранение художественныхценностей, передачу их из поколения впоколение, поскольку историческаяизменчивость социальной жизни не ведётк уничтожению художественного наследия,но требует его актулизации, его включенияв духовную жизнь каждой новой эпохи.Вместе с тем, художественная культурадолжна обеспечить постоянное обновлениеискусства в соответствии с изменениями,происходящими в общественной жизни, вдругих областях культуры, логикойсобственного развития искусства.

Таким образом,художественная культура призванапередавать традиции, творческий опыт,накапливаемые веками способыхудожественного освоения мира иобеспечивать постоянное движениеискусства, его обновление, совершенствование.

Самореализацияв художественной деятельности.

Впоследние годы все чаще говорят о связихудожественной деятельности с процессомсамореализации человека. В самом общемслучае под самореализацией понимаетсянаиболее полное раскрытие способностей,талантов, потенций и возможностейчеловека, осуществляемое путем включенияего в социальные структуры. Однаконаиболее полно самореализацияосуществляется в процессах художественнойдеятельности.

Творческие достижения,в конечном счете, получают признание,как со стороны общества, так и самогочеловека. При этом все другие формысамореализации, как правило, теряютсвою значимость. Расширение границ ивозможностей своего сознания вхудожественной деятельности открываетперед человеком наиболее перспективныеформы самоутверждения.

В процессехудожественной деятельности онприобретает качества, которые недоступныподавляющему большинству людей.Естественно, при этом отступают назадний план такие формы самоутверждения,как овладение материальными ценностями,престижное самоутверждение, приобщениек информации и интеллектуальной элитеобщества и т.п.

И не удивительно, чтоподавляющее большинство людей хотятреализовать себя именно в творчестве.Это полностью подтверждаетсясоциологическими исследованиями.

Наиболееблагоприятной является самореализациячеловека одновременно в различныхсферах. Самореализация человека вкакой-либо отдельной сфере не можетсделать его счастливым и гармоничным.В какой-то мере такой человек всегдаостается ущербным и односторонним.

Включаясь в различные социальныеструктуры, он получает возможностьудовлетворения прежде всего своихфизиологических потребностей (потребностейнизшего уровня), и только после этого унего возникает желание удовлетворениявысших потребностей в виде расширениягоризонта сознания, приобщения кисточникам важной информации,самоутверждения и самовыражения.

Нампредставляется, что своего высшегопроявления активность и самореализациячеловека достигают в художественномтворчестве.

Художественнаядеятельность — высший уровень самовыражениячеловека, в рамках которого формируютсяновые формы осознания себя и взаимосвязейс другими людьми.

В процессе творческойдеятельности происходит преобразованиесвоей личности, ее обогащение исаморазвитие, резко повышается уровеньсамоуважения и самооценки.

Творческийчеловек становится более интереснымдля самого себя, что является субъективнойосновой для самоутверждения в быстроизменяющемся мире.

Художественнаядеятельность действительно являетсявысшей формой самореализации человека,ибо в нем воспроизводятся наиболеесущественные и значимые феномены,представляющие собой явно выраженныецелостные образования, в которыхинтегрированы рациональные и иррациональныекомпоненты.

Творческаяактивность человека в ходе освоения имокружающего мира возбуждает рациональнонепостигаемые компоненты в виде эмоций,образов, переживаний и т.п.

, которые,будучи синтезированы с рациональновыраженными представлениями о материальныхобъектах, образуют новое видение мира,новую позицию по отношению к нему.

Такаяпозиция позволяет увидеть в этом миренечто существенно новое, что и характеризуетналичие творческого акта.

Художественное деятельность начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает«редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить.

Важнымпсихологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер.

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творческивоспроизводить цепь представлений ивпечатлений, хранящихся в памяти.

В художественномтворчестве участвуют сознание иподсознание, разум и интуиция. При этомподсознательные процессы играют здесьособую роль.

Таким образом,в творческом процессе взаимодействуютбессознательное и сознательное, интуицияи разум, природный дар и приобретенный навык. И хотя доля творческого процесса, приходящаяся на разум, возможно,количественно не преобладает, качественно она определяет многиесущественные стороны творчества.

Самореализациячеловека в художественной деятельностирассматривается как мотив, какопредмечивание (предметное наполнение)его сущностных сил и потребностей,стремление продолжить свое бытие какличности в других людях.

Так личностьсо-творяети о-творяетсебя – в моментах выхода за границысебя и своих возможностей, представленностисебя в других людях и воспроизводстведругого человека в себе.

При этом человекоказывает (непосредственно, опосредованно)воздействие на все социокультурноепространство.

Основнуюроль играют не сами по себе результатыдеятельности, а их психическая переработкаличностью, становление внутреннегомира человека, когда открываетсяистинный, потребностный смысл его жизнии деятельности.

«Самореализация –это не вещь, которую можно иметь или неиметь. Это процесс, не имеющий конца,подобный буддийскому пути просветления.Это – способ жизни, способ работы иотношение к миру, а не единичноедостижение». ( А.

Маслоу).

Говоря осамореализации человека в художественнойдеятельности, мне представляется важнымотметить, что здесь нет, и не может бытьникаких внешних показателей, критериевпо которым некий сторонний наблюдательмог бы судить о том, насколько далекочеловек продвинулся в реализации себясамого.

Самореализацияв художественной деятельности – мирвнутреннего. Такие внешние признакикак семья, карьера, материальноеблагополучие, социальный статус и успех– не говорят о самореализации человекаровным счетом ничего.

Человек можетиметь все это и быть полностью неудовлетворенным своей жизнью.

Заключение.

Высшим,концентрированным, свободным отутилитарного начала видом эстетическойдеятельности является художественнаядеятельность.

Цельхудожественного творчества – созданиеконкретного произведения искусства.Его создает особая личность – творец,обладающий художественными способностями.

Творчествоявляется производной реализациииндивидом уникальных потенций вопределенной области. Поэтому междупроцессом творчества и реализациейспособностей человека в общественнозначимой деятельности, которая приобретаетхарактер самореализации существуетпрямая связь.

Известно,что наиболее полное раскрытие способностейчеловека возможно лишь в общественнозначимой деятельности. Причем важно,чтобы осуществление этой деятельностидетерминировалось не только извне(обществом), но и внутренней потребностьюсамой личности.

Деятельностьличности в этом случае становитсясамодеятельностью, а реализация еёспособностей в данной деятельностиприобретает характер самореализации.

Если человекосвоил творчество в полной мере – и попроцессу его течения и по результатам– значит он вышел на уровень духовногоразвития. Ему доступно переживаниемоментов единения всех внутренних сил.

Если человеквышел на уровень духовного развития,какой бы он деятельность не занимался,остается одно – пожелать ему счастливогопути. И присматриваться к нему хотя быиногда. Ведь, несомненно, чему нибудьхорошему он да научит.

Списокиспользованных источников и литературы.

  1. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. СПб.: СПбГУ., 2001.

  2. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М.: Наука, 2000.

  3. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы. // Философские науки, 1982. — № 4. – стр. 24-32.

  4. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. – М.: Издательство «Эгвес», 2008. – 72 с.

  5. Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности – М.: 2002.

  6. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989. – 148с.

  7.  Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии – М.: Смысл, 1997. – С. 156-176.

Источник: https://works.doklad.ru/view/v2UfZoIMjiY.html

Refy-free
Добавить комментарий