Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

Искусство древней и средневековой Тропической Африки

Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов 26.03.2016 17:40 3380

Искусство Тропической Африки стало известно европейцам только в конце XIX в. Но совершенство этого искусства было поразительным. 

Самобытное искусство народов Тропической Африки развивалось преимущественно в западной ее части: в западном Судане, на Гвинейском побережье и в Конго.Конечно, искусство Африки очень разнообразно, можно выделить различные стили африканского искусства со своими особыми чертами.

Но в пределах одной небольшой статьи нет возможности подробнее рассмотреть эту тему, поэтому мы даём только обобщенную характеристику всего искусства народов Тропической Африки.

Искусство и культура Африки до сих пор ещё не полностью изучено, в этом вопросе пока много загадок и пробелов. Хотя открытия делаются постоянно.

Археологи уверены, что африканское искусство развивалось не только в Тропической Африке, но и во многих областях Южной и Северной Африки, и в том числе в горных массивах Сахары, которая 7-8 тысяч лет назад была населена народами, занимавшимися охотой, скотоводством и земледелием.

В Сахаре найдены тысячи наскальных рисунков и росписей самого различного стиля и самых различных периодов. Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию до нашей эры, более поздние – к первым векам нашей эры

О существовании доисторических росписей в Сахаре знали давно, но только после экспедиции французского ученого А. Лота в 1957 г. о ней стало широко известно: он привез в Париж более 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассилин. А в настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Ландшафт Тассилин-Адджер
Огромное пустынное плато Тассилин-Адджер (площадь 72 тыс. км²) расположено в Центральной Сахаре, на юго-востоке Алжира. Поверхность Тассилин-Адджера пересекают каньоны, русла высохших древних рек. В скалах Тассили множество гротов и пещер, а также горячих вулканических источников.

Древние обитатели Тассилин-Адджера оставили свыше 15 тыс. наскальных рисунков и рельефов, датируемых от 7 тысячелетия до н. э. до VII в. н. э. Это один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары, объект ЮНЕСКО. Рисунки относятся к различным временным периодам. Самые ранние – петроглифы, они выполнены в натуралистическом стиле и датируются 6000-2000 лет до н. э.

Сцена охоты
Это в основном сцены охоты и изображения животных «эфиопской» фауны: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, крокодилов, страусов, антилоп, вымершего вида буйвола и др.

БуйволыЖивотные изображены очень реалистично. Есть некоторые рисунки, выполненные позднее – их стиль уже отличается. Люди, изображённые здесь, относятся к так называемому «бушменскому типу». Это люди в масках, с луками и стрелами. Анри Лот, изучавший рисунки в 1956-1957 гг., называл их «круглоголовые люди».

Более поздние рисунки конца 3000-1000 лет до н. э.

выполнены красками и изображают домашних животных: овец, коз, крупный рогатый скот. Здесь встречаются также изображения лошадей, собак, муфлонов, слонов и жирафов. Рисунки выполнены более условно, чем предыдущая группа. Люди обычно в масках, с луками и стрелами, дротиками, топорами и кривыми палками.

Мужчины одеты в короткие широкие плащи, женщины – в колоколообразных юбках.

ВерблюдыТакже были найдены изображения лошадей и повозок с колесами, относящиеся к середине 2 тысячелетия до н. э.- началу нашей эры.Появление верблюда на рисунках (200-700 гг. н. э.) знаменует «период верблюда».Среди скал также было найдено множество наконечников стрел, скребков, костей, зернотёрок, каменных ножей и др. орудий человека.

В эпоху неолита эта местность была богата водой и здесь произрастали различные породы лиственных и хвойных деревьев, олеандр, мирт, дуб, цитрусовые и оливковые деревья. В тех местах, где сейчас можно увидеть засыпанные песком долины, протекали полноводные реки.

В них было много рыбы и крупных речных животных: бегемотов, крокодилов – об этом свидетельствуют сохранившиеся кости. 

Петроглифы Феццана

Петроглифы Феццана считаются вершиной первобытного искусства. Местность, где находятся эти изображения, в настоящее время представляет собой безжизненную пустыню. На скалах ясно видны изображения слонов, бегемотов, носорогов, жирафов, быков, антилоп, страусов и других животных, а также фигуры лучников, охотников с дротиками и т. д. Размеры фигур достигают нескольких метров.

В IV тысячелетии до н. э. из наскальных изображений остаются жирафы, страусы, антилопы, но появляются изображения хищников и первые фигуры быков. Быки в разных позах и ракурсах, то с длинными, то короткими рогами, с рогами, загнутыми назад или изогнутыми в виде лиры, становятся основным объектом изображения.Примерно в середине IV тысячелетия до н. э.

в Тассилин обосновываются скотоводческие племена, поэтому появляются большие наскальные панно, изображающие перегон скота, сцены войны, охоты, собирания злаков.

Древние художники высекали свои произведения в скалах или писали их минеральными красками с преобладанием желтых, коричневых, голубых и красноватых тонов. Яичный белок использовался в качестве вяжущего материала.

Краски наносились рукой, кистями и перьями.

Культура Нок

Область жизнедеятельности Нок

Древнейшая известная африканская культура была открыта в 1944 г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. Эту культуру назвали культурой Нок. С тех пор удалось найти множество предметов этой культуры.

Их датировали при помощи метода радиоактивного углерода. Цивилизация Нок возникла в Нигерии примерно за 900 лет до н. э. и загадочно исчезла в 200 году н. э. (конец неолита (каменного века) и начало Железного века). Считается, что цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.

Статуэтка Женщины. Высота 48 см. Возраст: от 900 до 1500 лет

Терракотовая скульптура НокЦивилизация Нок также известна распространением металлургии железа в Африке южнее Сахары. Их культуре принадлежат и бронзовые скульптуры. Их изготовляли с помощью «метода потерянного воска».

Грубую глиняную болванку обмазывали толстым слоем воска, из которого лепили модель. Затем её вновь покрывали глиной и заливали в специально оставленное отверстие расплавленный металл.

Когда воск вытекал, модель сушили, внешний слой глины разбивали и полученную бронзовую фигурку тщательно шлифовали. Этот метод был известен ещё в Древнем Египте, но убедительных доказательств связи древнего Египта и Нок нет.

Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. Возможно, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

Народ сао

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад. Эта археологическая культура существовала в X-XIX вв. н. э. в области нижних течений рек Шари и Логоне (территория современной Республики Чад).

По преданию, народ сао пришёл в район озера Чад из оазиса Бильма в Сахаре. Население занималось охотой, рыболовством и земледелием, знало металлургию железа, меди и бронзы; были развиты различные ремёсла. Раскопками, произведёнными в середине 20-х гг. XX в.

исследованы остатки многочисленных поселений. Открыты руины городских стен и глинобитных домов, множество изделий из глины (скульптура, погребальные урны, детские игрушки, украшения, большие сосуды для хранения зерна), металлов, кости, рога, перламутра.

Наиболее интересные произведения глиняной скульптуры (главным образом X в.) – головы и статуи, поражающие гротескной деформацией черт лица.

Скульптура саоСуществует легенда о народе сао – это были гиганты, одной рукой перегораживавшие реки, делавшие луки из стволов пальм и легко переносившие на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X-XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру.

Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека и животного.

Кроме скульптурных произведений до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей.

Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

Наскальная живопись (Южная Родезия)Памятники древнего искусства Африки были обнаружены и в Южной Африке. В 20-х гг. XIX в. в горах Матопо были найдены наскальные изображения мифологического содержания. Среди этих изображений встречаются сцены земледельческих обрядов, вызывания дождя, убиения царя, оплакивания, восхождения на небо.

Рельеф (Южная Родезия)

Деревянная скульптура

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы от Сахары до Южной Африки, кроме восточных районов, где был распространен ислам.

Хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150-200 лет, считают, что деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, но во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается.

Народная скульптура составляет две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой (изображения различных духов, предков), а маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т. д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры, но в ней много общих черт.

Её обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева мягких пород, раскрашивали тремя красками – белой, черной и красно-коричневой, иногда зелёной и синей.

Африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, а остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках часто соединялись черты человека и животного.

Богатые самобытные художественные традиции сохранились на территории процветавшего в XVI-XVIII вв. в глубине экваториальных лесов государства Бушонго (в верховьях реки Кассай, притока Конго).
Во многих районах Тропической Африки искусство деревянной скульптуры существует и сейчас.

Культура Ифе

И́фе – город на юго-западе Нигерии. Это один из важнейших очагов древней цивилизации в Западной Африке. В XII-XIX вв. Ифе был городом-государством народа йоруба.

В Ифе найдены терракотовые головы, монументальные бронзовые головы богов и властителей, выразительные, покрытые орнаментальными украшениями бронзовые полуфигуры (скорее всего, это были цари Ифе).

Бронзовая скульптура Ифе оказала большое влияние на развитие художественной культуры Бенина – государства, существовавшего до конца XIX в. на территории Нигерии. Йоруба до настоящего времени считают Ифе своей прародиной.

Когда в результате экспедиций 1910 и 1938 гг.

были найдены здесь бронзовые и терракотовые скульптуры, которые не уступали лучшим образцам античного искусства, то эти находки поразили Европу. Трудно установить время исполнения этих фигур, но ориентировочно это XII-XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе исполнены почти в натуральную величину. Они отличаются пропорциональностью и гармонией – воплощённый идеал человеческой красоты того времени. К тому же бронзовая отливка этих фигур была так же совершенна, как и формы.Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в.

занесено из Ифе в город-государство Бенин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям – оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.

Город был уничтожен во время английской карательной экспедиции 1897 г.

, и многие произведения искусства погибли в огне.

Бронзовые рельефы ИфеКроме скульптурных произведений, до нас дошли также бронзовые рельефы с разнообразными сюжетами, украшавшие столбы и стены дворцовых галерей. Бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т. д.

В некоторых скульптурных головах культуры Ифе можно заметить черты передачи сходства.

Бронзовая фигура царя
К XV в. государство Бенин стало господствовать над народом йоруба. Оживлённую торговлю с Бенином вели португальцы (XVII-XVIII вв.), поэтому существует описание этого государства, его великолепных дворцов.

Французский путешественник Ландольф даже сравнивал Бенин с крупными французскими городами того времени.

О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Бенинская бронзаБольшие бронзовые головы изображают в основном царей Бенина. До сих пор в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу.

На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим.

По преданию, в середине XIII в.

(правление царя Огула) из города Ифе в Бенин прислали мастера-литейщика Игве-Ига, он выучил других мастеров, которые жили в особом квартале вблизи царского дворца. Искусство бронзового литья держали в секрете.

Бронзовые рельефы украшали залы дворцов и галерей. На них изображали различные сцены из жизни, а также царей, придворных и т.д.Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуры почти всех народов Гвинейского побережья.

Например, литейщики Ганы изготавливали миниатюрные бронзовые отливки гирек для взвешивания золота.

Очень распространено было литьё из золота у народов бауле. Их золотые масочки отличаются изяществом. Их носили на шее или у пояса. Возможно, они изображали головы убитых врагов.

Маски бауле разнообразны, но имеют и общие черты: овальное лицо, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, волосы в виде скрученных пучков и др.

Маска бауле
Искусство древних и средневековых государств Тропической Африки говорит о том, что народы Африки достигли высокого уровня и создали самобытную высокохудожественную культуру.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/569-iskusstvo-drevnej-i-srednevekovoj-tropicheskoj-afriki

I Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки

Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

Художественная культура первобытного мира и древних цивилизаций (не менее 18 часов)

Архитектурные и живописные памятники палеолита и неолита (Альтамира и Стоунхендж). Геометрический орнамент как символ перехода от хаоса к форме (круг, квадрат, треугольник, меандр).Традиционные культуры (культура аборигенов Австралии). Мифология — главный источник образов искусства Древнего мира.

Художественная культура Месопотамии. Отображение космогонических мифов и природной среды в храмовой архитектуре. Зиккураты Этемменигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Типы дворцовых сооружений.

Облицовка поверхностей глазурованным кирпичом -отличительная черта месопотамского стиля (ворота Иштар, Дорога процессий, тронный зал Южного дворца в Вавилоне). Рельеф — главный элемент декора шумеро-аккадских и ассиро-вавилонских дворцов. Шеду — уникальный образец соединения барельефа и горельефа (дворец Саргона II в Дур-Шаррукине).

Героический эпос “Сказание о Гильгамеше” — главный источник образов для наружного декора. Реалистические черты в рельефах и фресковых росписях интерьеров.

Художественная культура Древнего Египта. Идея Вечной жизни -основа древнеегипетской культуры. Легенда об Осирисе и Исиде.

Обряд мумификации и некрополь как материальное воплощение идеи Вечной жизни (пирамиды в Гизе, полускальный храм в Дейр-эль-Бахри, скальный храм в Абу-Симбел). Архитектура наземного храма — символ самовозрождения Ра (Карнакский храм, Рамессеум).

Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц — магическая формула вечного бытия. Сочетание фасных и профильных элементов в каноне как гарант Вечной жизни.

Крито-микенская культура.Архитектура дворца-лабиринта в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Единство окружающей среды и живописной декорации — специфика минойской культуры. “Циклопический” характер архитектуры и декора микенских владык (дворец царя Агамемнона в Микенах).

Проведение творческих работ по выявлению древней художественной символики и ритуала в современной культуре.

Художественная культура Востока (не менее 9 часов)

Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре народов Древнего Востока.

Художественная культура Индии. Индуизм как стержень художественной культуры Индии. Эпос “Махабхарата” и “Рамаяна”. Индуистский храм — архитектурный аналог мистического жертвоприношения и аскетического подвижничества (храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо).

Роль скульптуры (техника “набухающая форма”) во внешнем декоре индуистского храма. Буддийская ступа в Санчи — модель Вселенной Древней Индии. Каменный рельеф как летопись жизни и деяний Будды. Фресковые циклы пещерных храмов Аджанты — энциклопедия индийской жизни. Тадж-Махал- образец индо-мусульманской эстетики.

Индийская миниатюра — утонченный сплав индо-мусульманского стиля.

Художественая культура Китая. Космологизм — основа китайской культуры. Проявление вечной гармонии инь и ян в пейзажном жанре “горы-воды”.

Передача мажорного образа мира в декоративной манере гун-би (Ли Сысюнь “Путники в горах”); пейзаж настроения в технике сеи (Ван Вэй ”Просвет после снегопада в горах у реки”). Единство слова, знака и изображения — эталон китайской живописи.

Отображение этики конфуцианства, даосизма и буддизма в литературных произведениях (“Луньюй” — “Суждения и беседы”, “Даодэцзин”- “Книга Пути и Благодати”, “Цзинь, пин, мэй”- “Цветы сливы в золотой вазе”). Эстетика пустоты в изобразительном искусстве.

Архитектура дворцов и храмов — отражение пятичленной модели мира (Гугун, храм Неба). Парк Ихэюань в Пекине как идеальное воплощение небесной гармонии.

Художественая культура Японии. Эстетика синто в японской культуре. Культ природных форм и красоты обыденного в архитектуре (святилище Аматерасу в Исэ).

“Все в одном” (“цивилизация сосновой иглы”) — ключевая идея японской художественной культуры: чайная церемония тяною, философские сады камней хиранива (Рёандзи в Киото), гравюра на дереве укиё-э (Огата Корин, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай).

Эстетизация мига. Образы Древнего мира в современной культуре. Диалог Запада и Востока в культуре.

Художественная культура Месамерики (не менее 3 часов)

Жертвенный ритуал во имя жизни — стержень культуры индейцев Центральной и Южной Америки. Теотиуаканский тип сооружения как образец храмовой и светской архитектуры индейцев майя и ацтеков (Паленке, Чичен-Ица, Теночтитлан).

Сакральная функция скульптурного декора храмов. Сочетание символики и реализма в живописном декоре (Бонампак). Колониальный стиль в архитектуре Мексики. Миф и реальность в живописных циклах Д.

Риверы (Министерство образования, Национальный дворец в Мехико).

Проведение сравнительного анализа мифологем, художественного языка, символов, первообразов в различных культурах Древнего мира.

Источник: https://cyberpedia.su/8x572e.html

История искусств: искусство Африки

Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

И снова приветствую вас на нашем курсе истории искусств! Из Южной Америки мы с вами отправляемся дальше и исследуем загадочный мир африканского искусства. Давайте выясним, как сильно повлияла история на искусство того времени.

Бенинская маска из слоновой кости.

Искусство Тропической Африки

Африка — колыбель человечества. Задолго до появления первых письменных источников люди, культура и традиции процветали здесь под ослепительно палящим солнцем.

Почитая плоды, даруемые природой, африканцы сосредотачивали свои художественные стили вокруг различных изображений животного и растительного мира, а также природных мотивов.

Однако, все течет, все меняется, — и в африканское искусство пришли новые темы и новые материалы. И хотя художники вдохновлялись как правило человеческими формами, они также открывали для себя множество новых стилей за пределами норм традиционного африканского искусства, таких как современная живопись и прекрасные ткани ручной работы.

Так давайте знакомиться с разнообразными стилями этого таинственного континента, начиная с самых ранних скульптур цивилизации Нок и заканчивая превосходным бронзовым литьем Восточной Африки.

Бенинская бронза из Нигерии.

Скульптура и резьба

В раннем железном веке представители цивилизации Нок в северной Нигерии создавали потрясающие терракотовые скульптуры, зачастую изображавшие абстрактные фигуры древних людей и животных, как надгробия или магические амулеты.

Скульптура Нок.

И хотя о культуре Нок практически ничего не известно, в ходе раскопок археологами было найдено множество глиняных статуэток, созданных приблизительно 2 тыс. лет назад. Стилизованные головы, украшенные замысловатыми драгоценностями едва пережили долгие годы разрушительного воздействия воды и сейчас позволяют нам увидеть жизнь этой ранней цивилизации.

Скульптура «королевы-матери» из Бенина.

Даже сегодня скульптура — весьма распространенная форма искусства в Африке. Исторически, ее делали из дерева и других органических материалов, собираемых художниками.

Западные африканцы, однако, позже поспособствуют притоку бронзового литья в этот регион, так как оно использовалось для украшения дворцов правителей и многого другого.

Маски

Хоть африканские маски и относятся к форме скульптуры, их история заслуживает отдельного разговора.

Коммерческие африканские маски.

Сочетая в себе религиозные и духовные смыслы, эти маски использовались для ритуальных танцев и различных церемониальных действ. Маска как таковая по сути не имела ничего общего с реалистичным человеческим лицом. И хотя маски напоминали формой человеческую голову или морду животного, стиль исполнения их разнился, имея множество абстрактных толкований.

Мужская маска Mwaash aMbooy.

Африканские маски, напоминающие животных, считались духами этих самых животных. Буйволы, крокодилы и антилопы были одними из самых популярных объектов изображения, в частности, в культуре догонов и бамбара, где такие маски использовались во время церемоний инициации юношей.

Маска Wabele.

Кроме дерева использовались и многие другие материалы. Для ручного изготовления таких масок важнейшими материалами также являлись металл, светлый камень и даже ткани различного типа.

Текстиль

Яркие ткани также пришли к нам из обширных земель Африки. Догоны Западной Африки, к примеру, считали,что искусство прядения и ткачества имеет прямое отношение к человеческому размножению, а также к идее возрождения.

Ткань кенте.

Каждый цвет символизировал определенное качество или признак, характерный для их культуры. Черные и белые ткани кенте, к примеру, надевались, как правило, во время похорон народностями эве и ашанти.

Боголан бамбара.

Ткать не запрещалось никому: и мужчины, и женщины учились этому с самых ранних лет. Художники окрашивали свои ткани красителями местного производства, которые позволяли получить очень красивые оттенки коричневого, желтого, красного и небесно-голубого цветов.

Африканский рынок тканей боголан.

И хоть вестернизация во многом способствовала упадку искусства создания тканей, оно все еще занимает значительное место в африканском обществе. Как полагают многие, оно олицетворяет историю континента, «написанную на ткани».

Заключение

Яркие цвета, абстрактные формы определяют стили искусства Африки. И хотя в ее истории еще много вопросов без ответа, огромнейшее разнообразие ее культур и влияний стало достойным наследием в мировом искусстве. Надеюсь, вы продолжите самостоятельное изучение этого интереснейшего периода времени.

Еще больше удивительных историй об искусстве Африки вы можете найти по ссылкам ниже. И присоединяйтесь ко мне в следующем месяце, мы обсудим неоклассическое искусство.

Также в статье использованы следующие ресурсы:

Источник: https://design.tutsplus.com/ru/articles/art-history-african-art--cms-28849

Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

Семинар № 4 «Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки»

12. Художественная культура Древнего Китая: архитектура, живопись, литература, музыка.

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э.

определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов:

II–I тыс. до н.э.– возникновение государства, период Шан (Инь);

XI-VIII вв. до н.э.– государство Чжоу (Западное Чжоу);

VIII-VI вв. до н.э.– период «многоцарствия» (Лего);

V-III вв. до н.э.– эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);

III в. до н.э–II в. н.э.– империи Цинь и Хань;

III–VI вв. н.э.– период «трехцарствия».

Архитектура. В Цинь-Ханьский период (III век до н. э. – III век н. э.) были заложены основы китайской архитектуры. Именно тогда сложились основные принципы строечно-балочной конструкции с системой «доу-гун» — многоярусных кронштейнов, поддерживающих широкие, далеко выступающие крыши.

Архитектура представлена зданиями, основу конструкции которых составляли не стены, а столбы. В то время полагали, что без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Стены сооружались из утрамбованной глины, крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски. Здание сооружалось на приподнятой платформе.

В период междоусобных войн и борьбы за взаимопоглощение правители княжеств, стремясь подчеркнуть свое величие, возводили роскошные дворцы. Обычно крыша дворца покрывалась желтой черепицей, карнизы красились сине-зеленой краской, стены, столбы и дворы – красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом.

Многоярусная башня-пагода, храм, дворец с ярусами нарядных крыш на много веков определили типичный силуэт китайской архитектуры.

Живопись. В некоторых письменных памятниках Древнего Китая сохранились упоминания о произведениях искусства этого периода.

В одном из них рассказывается о настенных фресках, изображавших небо, землю, горы, реки, божества; в другом упоминается о живописце, писавшем картины на бамбуковых дощечках, где можно было увидеть изображения драконов, змей, птиц, повозок, лошадей, людей.

К этому периоду принадлежит обнаруженная в одном из погребений картина на шелке, изображающая молодую женщину, над которой летают дракон и феникс, олицетворяющие стихийные силы жизни и смерти. Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись на свитке.

Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно-декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна – это символ долголетия, бамбук – стойкости и счастья, аист – одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей – вытянутый свиток – помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Литература. Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности.

Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо острым орудием на черепашьем панцире или лопаточной кости барана. Желая узнать, вапример, будет ли удачной охота, правитель приказывал нанести свой вопрос на панцирь и потом положить панцирь на огонь.

Специальный гадатель истолковывал «ответ божества» в соответствии с характером трещин, появившихся от огня. Впоследствии материалом для надписей стала служить бронза на огромных ритуальных сосудах по поручению древних царей делались дарственные или иные надписи). С начала I тыс. до н. э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки.

На каждой такой дощечке помещалось примерно по сорок иероглифов (слов). Планкп нанизывали на веревку и соединяли в связки. Наиболее древними дошедшими до нас памятниками являются фольклорные поэтические произведения, собранные в Шицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»).

Шицзин — это древнейшее в Китае собрание песен и гимнов, созданных с XII по V вв. до н.э. В конце I тыс. до н.э. в Китае развивается авторская поэзия, в основном в двух жанрах песни и поэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования.

Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ, Мэй Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн. Из прозаических сочинений необходимо особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской историографии» Сыма Цяня (II в.

до н.э.), повлиял на создание повествовательной прозы, зарождающейся, в I — II вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были так называемые «малые (пустячные) речения» — уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились.

Музыка. Наряду с остальными видами искусства музыкальное искусство возникло в очень отдаленное время. Вначале музыка сопровождала обрядовые и ритуальные пляски. В чжоуский период музыкальное искусство получает дальнейшее развитие, песни и пляски перестают быть только ритуальными.

Постепенно песни и пляски обособляются, совершенствуется техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Древнекитайские музыкальные инструменты составляли три основные группы: струнные, духовые, ударные. Существовали музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди, шэн… При дворе знати создается специальная музыкальная служба.

Древними китайцами так определялась социальная функция музыки: «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать».

Источник: http://refy.ru/49/184194-hudozhestvennaya-kultura-drevnego-vostoka-evrazii-afriki-ameriki.html

Реферат: Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

Семинар № 4 «Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки»

12. Художественная культура Древнего Китая: архитектура, живопись, литература, музыка.

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э.

определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов:

II–I тыс. до н.э.– возникновение государства, период Шан (Инь);

XI-VIII вв. до н.э.– государство Чжоу (Западное Чжоу);

VIII-VI вв. до н.э.– период «многоцарствия» (Лего);

V-III вв. до н.э.– эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);

III в. до н.э–II в. н.э.– империи Цинь и Хань;

III–VI вв. н.э.– период «трехцарствия».

Архитектура. В Цинь-Ханьский период (III век до н. э. – III век н. э.) были заложены основы китайской архитектуры. Именно тогда сложились основные принципы строечно-балочной конструкции с системой «доу-гун» — многоярусных кронштейнов, поддерживающих широкие, далеко выступающие крыши.

Архитектура представлена зданиями, основу конструкции которых составляли не стены, а столбы. В то время полагали, что без столбов и соединяющих их балок здания вообще быть не может. Стены сооружались из утрамбованной глины, крыша покрывалась черепицей, а по фасаду закреплялись концевые декоративные черепичные диски. Здание сооружалось на приподнятой платформе.

В период междоусобных войн и борьбы за взаимопоглощение правители княжеств, стремясь подчеркнуть свое величие, возводили роскошные дворцы. Обычно крыша дворца покрывалась желтой черепицей, карнизы красились сине-зеленой краской, стены, столбы и дворы – красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом.

Многоярусная башня-пагода, храм, дворец с ярусами нарядных крыш на много веков определили типичный силуэт китайской архитектуры.

Живопись. В некоторых письменных памятниках Древнего Китая сохранились упоминания о произведениях искусства этого периода.

В одном из них рассказывается о настенных фресках, изображавших небо, землю, горы, реки, божества; в другом упоминается о живописце, писавшем картины на бамбуковых дощечках, где можно было увидеть изображения драконов, змей, птиц, повозок, лошадей, людей.

К этому периоду принадлежит обнаруженная в одном из погребений картина на шелке, изображающая молодую женщину, над которой летают дракон и феникс, олицетворяющие стихийные силы жизни и смерти. Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись на свитке.

Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно-декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».

В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна – это символ долголетия, бамбук – стойкости и счастья, аист – одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей – вытянутый свиток – помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Литература. Литература в Китае, как и в других странах древнего мира, родилась отнюдь не как чисто эстетическое явление, а как непременная составная часть практической деятельности.

Самыми ранними письменными текстами на китайском языке были гадательные надписи, выцарапанные каким-либо острым орудием на черепашьем панцире или лопаточной кости барана. Желая узнать, вапример, будет ли удачной охота, правитель приказывал нанести свой вопрос на панцирь и потом положить панцирь на огонь.

Специальный гадатель истолковывал «ответ божества» в соответствии с характером трещин, появившихся от огня. Впоследствии материалом для надписей стала служить бронза на огромных ритуальных сосудах по поручению древних царей делались дарственные или иные надписи). С начала I тыс. до н. э. китайцы стали использовать для письма бамбуковые планки.

На каждой такой дощечке помещалось примерно по сорок иероглифов (слов). Планкп нанизывали на веревку и соединяли в связки. Наиболее древними дошедшими до нас памятниками являются фольклорные поэтические произведения, собранные в Шицзин (одну из книг конфуцианского «пятикнижия»).

Шицзин — это древнейшее в Китае собрание песен и гимнов, созданных с XII по V вв. до н.э. В конце I тыс. до н.э. в Китае развивается авторская поэзия, в основном в двух жанрах песни и поэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования.

Наиболее известными поэтами древности (по словам Бань Гу) являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ, Мэй Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн. Из прозаических сочинений необходимо особо отметить исторические труды. Они интересны не только сами по себе, но и потому, что жанр жизнеописаний, присутствующий уже у «отца китайской историографии» Сыма Цяня (II в.

до н.э.), повлиял на создание повествовательной прозы, зарождающейся, в I — II вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были так называемые «малые (пустячные) речения» — уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились.

Музыка. Наряду с остальными видами искусства музыкальное искусство возникло в очень отдаленное время. Вначале музыка сопровождала обрядовые и ритуальные пляски. В чжоуский период музыкальное искусство получает дальнейшее развитие, песни и пляски перестают быть только ритуальными.

Постепенно песни и пляски обособляются, совершенствуется техника музыкальной игры и музыкальные инструменты. Древнекитайские музыкальные инструменты составляли три основные группы: струнные, духовые, ударные. Существовали музыкальные инструменты: цисяньцинь, пипа, хуцинь или эрху, ди, шэн… При дворе знати создается специальная музыкальная служба.

Древними китайцами так определялась социальная функция музыки: «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать».

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-251663.html

Культура средневековых цивилизаций азии, африки, америки

Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

Развитие цивилизаций в Средневековье происходило неравномерно. Одни из цивилизаций вырывались вперед, затем останавливались в своем развитии, их обгоняли другие, в том числе новые. Наиболее отчетливо процесс развития цивилизаций можно наблюдать в сфере культуры. Достаточно сопоставить несколько примеров, взятых из истории цивилизаций.

Так, в Китае разборный шрифт для книгопечатания был изобретен в XI в., в Западной Европе — лишь в середине XV в., арабы использовали огнестрельное оружие примерно на два века раньше европейцев. Уже в начале XV в.

китайцы снаряжают морские экспедиции из десятков судов и тысяч людей в далекие страны и достигают восточного побережья Африки, однако эти экспедиции вскоре прекращаются, и те географические открытия, которые мы называем великими (ибо они положили начало слиянию судеб народов разных континентов), некоторое время спустя совершают западноевропейцы, хотя их флотилии насчитывали нередко всего три — пять судов. Каждая из цивилизаций Средневековья внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры. Благодаря этому мы можем восхищаться тонким лиризмом японских стихов танка, фресками буддийских храмов Аджанты, китайской пагодой Красоты дракона или арабской мечетью Омара в Иерусалиме, задумываться над смыслом жизни, читая произведения великих Ли Бо, Омара Хайяма, Ибн Сины удивляться циклопическим сооружениям ацтеков майя, поражаться изображениям людей и богов paботы африканских скульпторов.

Наука, изобретения, открытия. Одним из важнейших изобретений человечества в средние века было книгопечатание. Первенство в этом открытии принадлежало китайской цивилизации. Уже в VIII в. при дворе императора стала выходить газета, которую печатали, накладывая листы бумаги на деревянные доски с вырезанным на них текстом. Так печатали и книги.

Подобный способ книгопечатания в Европе появился лишь в конце XIV в. В XI в. в Китае был изобретен разборный шрифт, что сделало книгопечатание более продуктивным. В соседней Корее печатать с наборного металлического шрифта начали не позже первой половины XIII в. Такой способ книгопечатания был известен в средневековой Японии.

Печатались книги и в других азиатских странах. Даже в государстве кочевников — чжурчжэней, существовавшем на севере Китая в начале XII — начале XIII в., действовали государственные, университетские и множество частных типографий, где издавались книги на чжурчжэньском и китайском языках.Успехи книгоиздательского дела в этих странах были тесно связаны с ростом производства бумаги, секрет изготовления которой был известен китайцам еще в древности.

Намного раньше европейцев китайцы изобрели порох и компас. Некоторые ученые считают, что эти открытия были сделаны еще в древности, во всяком случае порох и компас были широко известны в средневековом Китае. Огнестрельное же оружие изобрели арабы в XII в.

Это была модфа — металлический ствол, прикреплявшийся к деревянной палке, которую упирали в землю. Под ствол ставили сошку, засыпали в него порох и закладывали круглый каменный или металлический снаряд, затем через отверстие в стволе поджигали порох и модфа стреляла.

В Европе арабам приписали и изобретение цифр, которые там назвали «арабскими». На самом же деле это было изобретение индийцев, сделанное еще в раннем Средневековье, арабы же выступили лишь в качестве посредников между Индией и Европой.

Намного раньше Коперника великий среднеазиатский астроном Бируни в XI в. доказывал, что Земля вращается вокруг Солнца.

Огромный вклад в развитие географии, картографии внесли арабские, китайские мореплаватели и ученые. Около 1420 г. арабский мореход, имя которого неизвестно, обогнул южную оконечность Африки — мыс Доброй Надежды (арабы назвали его «На две воды смотрящий»). Плыли арабы из Индийского океана в Атлантический.

Первым из европейцев обогнул этот мыс португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш в 1488 г.

Выдающимся арабским мореходом и ученым был Ибн Маджид. В двух своих трактатах он описал побережье Индийского океана, его острова, морские пути. Именно Ибн Маджид в 1498 г. привел в качестве лоцмана три корабля португальца Васко да Гамы от одного из портов Северной Африки в индийский гоРод Каликут.
До первой трети XV в. у восточного побережья Фрики появились китайские флотилии. Высокого уровня для того времени достигла в ряде внеевропейских цивилизаций математика. Хотя арабы не изобрели «арабских» цифр, но они положили начало алгебре. Выдающимся математиком был иранский поэт и философ Омар Хайям. Первым произведением, которое принесло ему славу, был юношеский труд по алгебре. Индейцы майя на другом континенте создали свою систему счета — двадцатиричную, а не десятичную, которая была изобретена индийцами.

В раннем Средневековье не было равных индийским медикам, умевшим делать сложные операции даже на черепе. Тогда же в Индии была составлена энциклопедия лекарственных трав.

Китайские даосы в своих безуспешных попытках найти пути человека к бессмертию изобрели способы лечения многих болезней. Труд уроженца Бухары Ибн Сины «Канон», написанный в начале XI в.

, еще многие столетия был непревзойденной медицинской энциклопедией, им руководствовались врачи во многих странах, в том числе в Европе.

Литература. Еще в период Средневековья поэты и писатели цивилизаций Азии создали немало произведений, которые и ныне не могут не вызывать восхищения и справедливо считаются шедеврами литературы. Уже VIII в. мы вправе назвать «золотым веком» китайской поэзии.

В это время творили такие выдающиеся поэты, как Ван Вэй, Ли Бо, Ду Фу. Судьба каждого из них была непростой.

Если Ван Вэй, занимаясь своим творчеством, одновременно служил в качестве чиновника и все же не избежал опалы, то Ли Бо и Ду Фу предпочитали жить вдали от общества, странствовать, хотя и тот и другой не избежали тюремного заключения. Ван Вэй был одарен многогранным талантом. Он был не только гениальным поэтом, но и художником.

Главный мотив его творчества — природа Китая, которую он удивительно тонко изображал как в стихах, так и в своих 9n ненных одноцветной тушью пейзажах. Ли Бо, Ду фУ кроме красоты родной природы в своем творчеств воспевали и труд простых людей, осуждали те беды» которые приносили людям войны.

В Японии в VIII в. был составлен сборник поэзии Мириады лепестков», содержавший более четырех половиной тысяч стихов и песен, написанных по-С и 500 авторами, жившими в IVVIII вв. Почти чТ стихи написаны в форме танка (пятистишия, со-Втоящего из 31 слога). Авторы этих стихов заботи-Сцсь не о рифме, а о передаче своих ощущений (особенно при описании того или иного уголка природы), с тем чтобы и читатель мог воспринять их настроение, чувства.Много великих поэтов и писателей в средние века дали Иран и Средняя Азия — Рудаки, Фирдоуси, Омар Хайям, Саади. Рудаки написал огромное количество стихотворений. Он воспевал любовь, разум человека, осуждал несправедливость, неравенство людей. Фирдоуси в своей поэме «Шахнаме» («Книга царей») осветил историю Ирана доисламского периода. Работа над этим эпическим произведением потребовала от поэта изучения большого количества исторических сочинений, мифов, легенд и преданий иранцев. Несмотря на название поэмы, ее большая часть посвящена не царям, а героям иранских преданий.«Ученейший муж века», «царь философов Востока и Запада» — так называли еще при жизни великого поэта, философа, математика и астронома Омара Хайяма. Его стихи воспевали радости человеческой жизни, свободу человека от предписаний шариата, от прихотей властителей.

«Если ты не печалишься о страданиях других, ты не достоин называться человеком», — говорил Саа-ди, иранский поэт, живший в XIII в. Он очень высоко ценил разум и знания. Многие его мудрые изречения стали крылатыми.

Архитектура и изобразительное искусство. Во всех средневековых цивилизациях наиболее впечатляющи ми и красивыми были здания храмов, а также дворце правителей и знати. В архитектурном облике храмовых построек нашло свое отражение влияние той или иной религии, традиции местного зодчества.

В странах исламского мира наиболее красивыми были мечети. Сверху они украшались круглыми куполами. Внутри мечети расположены зал со множеством ажурных колонн, специальная ниша, лицом к которой молятся верующие (эта ниша указывает, в какой стороне находится Мекка).

В мечети нет каких-либо скульптурных или живописных изображений, единственное украшение на стенах — орнамент из переплетенных линий на темы растительного мира (арабески). Возле мечетей строили минареты — высокие башни, откуда служители призывали мусульман совершить обязательную молитву.

Некоторые минареты представляли собой подлинные шедевры архитектуры, как, например, 70-метровый Кутб-Ми-нар в Дели.

В отличие от мусульманских буддийские и индуистские храмы щедро украшались скульптурами и фресками с изображениями богов, людей, животных. До сих пор поражают своей красотой и точностью художественной передачи человеческого тела фрески индийских храмов в Аджанте.

Помещения этих храмов были вырублены в скале, что потребовало колоссального труда индийских мастеров на протяжении столетий.

Буддийские скульпторы создали огромное количество изображений Будды. Иногда эти скульптуры превышали 20 м в высоту. Одна из знаменитых статуй Будды была установлена в Золотом храме в Японии.

Множество индуистских храмов Индии богато украшены скульптурами не только внутри, но и на наружных стенах, где нередко были представлены различные сцены из жизни богов. Основной формой буддийского храма вначале была «ступа» — огромное полушарие, символизировавшее Вселенную, затем храмы стали похожи на огромные башни.

Индуистские храмы строились по образцам буддийски » причем это были часто поистине циклопические с оружения, где перекрытиями служили многотонн каменные плиты.

Настоящие шедевры живописи оставили нам китайские и японские средневековые художники. Особенно поражают их пейзажи, где точно и объемно переданы вид того или иного уголка природы, дуновения ветра, движения птиц, животных. Часто пейзажи изображались на шелке. С X в. в Китае существовала столичная Академия живописи. Известные художники кроме картин создавали и трактаты, своего рода учебники по живописи.Грандиозные постройки создали индейцы цивилизаций Америки. Храмы своим богам они строили обычно на вершинах гигантских пирамид. Высокого уровня достигло ювелирное искусство.

Западноевропейцы, открывшие в XV в.

Тропическую Африку, не могли вначале поверить, что прекрасные статуэтки людей из обожженной глины или бронзы, маски, здания, построенные из тяжелых каменных плит, создали сами африканцы.

Они даже уверяли, что это дел рук неких пришельцев с других континентов, однако это были лишь плоды фантазии и лжи тех европейцев, которые видели в чернокожих жителях Африки лишь потенциальных рабов.

Культура каждой из цивилизаций Азии, Африки, Америки отличалась своеобразием. Вместе с европейской культурой они составили то разнообразие художественных достижений и ценностей, которое мы называем мировой культурой.

Источник: https://www.istmira.com/vsemirnaya-istoriya-s-drevnejshix-vremen-do-konca/1286-kultura-srednevekovyx-civilizacij-azii-afriki.html

Художественная культура Азии, Африки, Латинской Америки

Художественная культура Древнего Востока, Евразии, Африки, Америки

Наряду с египетской культурой, наиболее древней была культура передней Азии.В Двуречье, долинах Тигра и Евфрата, Средиземноморье и горных областях центральной части Малой Азии зародилась цивилизация, появились зачатки древнейшей культуры.

На протяжении $3х$ тысячелетий на этой территории возникали, развивались, разрушались и вновь зарождались крупные государства:

  • Шумера,
  • Аккад,
  • Вавилон,
  • Сиро-Финикия,
  • Ассирия,
  • государство хеттов.

Все эти государства внесли свою лепту не только в культуре Востока, но и в мировом искусстве вообще.

Передняя Азия являлась «колыбелью мировой цивилизации», поскольку большое количество различных народов из-за своего географического расположения, соприкасалось с этим миром и поэтому значительные художественные достижения древности стали достояниями многих народов.

Не являясь однородной, разноплеменная культура Передней Азии получала новые веяния, но в своем развитии так или иначе опиралась на фундамент прошлого. Так, искусство Передней Азии развивалось в тех же видах художественного искусства, что и Египет. Ведущее место отводилось монументальной архитектуре, которая была тесно связана с другими видами искусства.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Ключевую роль в государствах Азии играли круглые скульптуры, рельеф, мелкая пластика, ювелирное искусство, настенные росписи были так же распространены. Но есть и те черты, которые значительно отличали искусство Передней Азии от Египта. Природные условия определили особенности художественной культуры: строение храмов на возвышенностях, использование менее долговечных материалов.

Глиптика – различные цилиндрические печати и амулеты, которые покрывались тонкой резьбой, изображавшей животных, людей, были распространены в художественной культуре Передней Азии.

Шумер и Аккад заложили прочный фундамент культуры Двуречья.

В этих древних государствах зародилась письменность, возникли и сформировались основные образы и типы зодчества, рельеф, круглая пластика и художественное ремесло.

Африка

Наиболее ярким и самобытным искусством было искусство народов Тропической Африки, которое преимущественно развивалось в западной части – западном Судане, в Конго, на Гвинейском побережье.

Замечание 2

Вся Африка к Югу от Сахары населена народами, по антропологическим характеристикам относящиеся к негроидной расе, поэтому иногда это искусство называют «негритянским искусством», но в этом могут возникнуть основания для ложного понимания искусства и его взаимоотношения с расой.

Ученые выделяют разные стили африканского искусства, каждым из которых присущи свои особенные характеристики.Художественная культура народов Африки имеет ещё мало изученную историю, на сегодняшний день народы Африки ведут успешную работу за свою независимость, идёт процесс по формированию своей национальности, самосознания, передовой национальной художественной культуры.

Благодаря европейским художественным и научным кругам, была «открыта» эстетическая ценность изобразительного искусства Африки, прежде всего скульптуры.

Художественная проблематика искусства была порождена родо-племенной и раннеклассовой стадией общественного развития, что позволило ему сблизиться с формалистическим экспериментаторством кубизма.

К главным центрам развития художественной культуры Африки относятся:

  • Верхняя Гвинея,
  • бассейн реки Нигер,
  • Конго,
  • Ангола.

В этих местах расцветало художественное творчество народов Африки: скульптура, живопись и архитектура.

В северной полосе Судана и в Восточной Африке из-за влияния ислама отсутствует скульптура и живопись, по причине запрета мусульманством изображения человеческой фигуры.

Латинская Америка

Замечание 3

Латинская Америка – это значительно молодое историческое явление. Она зародилась в $1492$ году, с момента высадки европейских первооткрывателей на этой территории. Это привело к началу формирования новых этнических групп.

Коренными предками латиноамериканцев считаются индейцы. С момента своего возникновения Латинская Америка завязала многие связи, в том числе и культурные.

Культура обогащала и добавляла новые элементы в латиноамериканскую культуру. Но при этом культура Латинской Америки сохранила свою собственную уникальность и неповторимость.

Культура стран Латинской Америки весьма многогранна, ведь это настоящий мультикультурный конгломерат.

Отличительной чертой культуры стран Латинской Америки является то, что коренным населением было воспринято христианство, поэтому культуру этих стран необходимо анализировать через призму повышенной религиозности.

В тех странах, где сохранились группы коренного населения, имеющие стойкие традиции, но и распространились новые, можно назвать дуалистическими, с дуализмом культур.

Источник: https://spravochnick.ru/iskusstvo/hudozhestvennaya_kultura_azii_afriki_latinskoy_ameriki/

Refy-free
Добавить комментарий