: Христианские мотивы в русских народных сказках

Реферат: : Христианские мотивы в русских народных сказках

: Христианские мотивы в русских народных сказках

Территориальный Красноармейский

отдел образования

Приход в честь Архангела Михаила

Районные Кирилло – Мефодиевские чтения

Реферат:

Христианские мотивы в русских народных сказках

Реферат подготовила:

ученица 6 класса

Арсентьевского филиала

ГБОУ СОШ с.Волчанка

м.р.Красноармейский

Самарской области

Шевяхова Алина Сергеевна

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

1 категории

Болесова Татьяна Викторовна

2012 год

Цель работы:

Раскрыть христианские мотивы в русских народных сказках на примере наиболее любимых мною произведений.

Задачи:

1) Изучить христианские традиции, законы, заповеди.

2) Прочитать русские народные сказки.

3) Проанализировать содержание сказок «Морозко», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Гуси-лебеди».

4) Отобрать и оформить материал на тему «Христианские мотивы в русских народных сказках».

Оглавление

1. Введение. Вековая мудрость русской сказки — 4 стр.

2. Христианские мотивы в русских народных сказках — 5 стр.

3. Мотивы смирения и незлобливости в сказке «Морозко» — 8 стр.

4. Христианский смысл сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» — 9 стр.

5. Христианский смысл сказки «Гуси – лебеди» — 9 стр.

6. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета – 10 стр.

7. Литература — 12 стр.

Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

тысячелетняя история народа.

Алексей Николаевич Толстой

1. Введение.

Вековая мудрость русской сказки

Абсолютно каждый человек, каждый из нас, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Их чаще всего рассказывают теперь (в последнее столетие) детям.

Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад) — это настолько давно, что теперь никто даже не может узнать, когда именно.

Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет и другие распространенные источники информации. Сказки — это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и даже, возможно, будущего.

Русские народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают о животных, бытовые и волшебные.

Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили «байка» или «басень» (от слова «баять» — рассказывать).

Сказка — весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер.

Сюжет отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определенных моментов и также традиционными зачинами и концовками. Зачин уводит слушателей в мир сказки из действительности, а концовка возвращает их обратно.

Она шутливо подчеркивает, что сказка — вымысел.

Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок — старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Важное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855 — 1965): в него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых необходимо отметить В.И. Даля.

2. Христианские мотивы в русских народных сказках

В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком.

Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты.

В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников — щуки, Сивки-Бурки, волшебных предметов…) и часто случайно уходило.

Образы русской сказки прозрачны и противоречивы. Всякие попытки использовать образ сказочного героя как образа человека приводят к мысли о существовании в народной сказке противоречия — победы героя-дурачка, «низкого героя».

Это противоречие преодолевается, если рассматривать простоту «дурачка», как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждение ею: жадность, хитрость, корысть. Простота героя помогает ему поверить в чудо, ведь только при этом условии чудеса возможны.

Представления о дураке в сказке развиваются по следующей схеме: «Жили-были три брата: два умные, а третий глупый. Хотя он был и глупый, а ему все удавалось лучше, чем умным».

Емеля сознает отсутствие «ума» (знания этикета, необходимого царскому зятю), просит волшебного помощника дать ему ум и красоту: «По щучьему веленью, а по моему прошенью, кабы я сделался такой молодец, чтоб мне не было подобного и чтоб был я чрезвычайно умен!» Мудрость героя-«дурака» проявляется в том, что он ждет своего часа, своего места.

Иван – древнееврейское имя (Yohanan — Бог милует), и пришло в русский именослов с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Имя Иоанн наряду с Мария является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они проникли ко всем без исключения народам, принявшим крещение.

Следовательно, имя Иван подчёркивает, что наш герой является православным христианином. А значит, сказки про Ивана лишь включают в себя некие более древние истории, которыми наделили дозволенного христианской церковью персонажа. Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других — как Иван-царевич.

В сказках позднего христианского времени Иван никогда не совершает поступков по злому умыслу. Все его чудачества – лишь от недоумия. Такими людьми в христианстве считались юродивые — умалишённые или увечные люди, вызывающие жалость.

Их недееспособность сближала с детьми, которые подобно бездвижным калекам и умалишённым («дураки»), безгрешны и не могут сознательно творить зло.

Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как с ним связан образ царевича? Царевич — сын царя. Царь – помазанник божий (христианская догма).

Сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не случайно в русском языке сильные и положительные поступки называются благородными, и совершающий их человек считается «благородным» (благородное происхождение – из помазанников божиих). Поэтому Иван-царевич — народный положительный герой.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках — соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник.

Соборность — единство дела, мысли, чувства — противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической.

Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: «Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…».

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом определяет смысл жизненного цикла сущего живого. Жизненный смысл трудно выразить в словах, его можно ощущать в себе или нет, и тогда он очень прост.

Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла — глубока и неисчерпаема.

До христианства на Руси было язычество. С приходом христианства появляется новый этикет общения с Божеством, привычка призывать Божье благословение, по-иному обращаться за помощью. Так сказочный герой, отправляясь в путь, спрашивает благословения у родителей.

Так же, как и в жизни православных христиан, мы не найдем в сказке жестких правил на то, когда следует спрашивать благословение. Практически все старшие могут благословлять младших именем Божиим в случае особого вдохновения (особенно имеющие на это право: родители, крестные, духовники).

Волшебный помощник — добрая сила по отношению к герою, значит, и он должен благословить Даже Баба-Яга, выступая советчицей, может сказать: «Поезжай с Богом!..»

Согласно православному этикету, когда входишь в дом с иконами, следует перекреститься на иконы, а потом только здороваться. Не является невежливостью даже перед царем сперва помолиться, а не царю кланяться. Сказка говорит с обычным пафосом, что герой всем хорош: «Иван вошёл в царские покои, помолился на святые иконы, поклонился царю и вымолвил…».

Герой отправляется в путь и, если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей. Один герой сказки советует другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро вечера мудренее». Нетрудно понять, что речь идет о некоем вечернем молитвенном правиле героя – обыкновенном на все дни его жизни.

Герой сказки как бы говорит, «успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен молиться.

Самосознание народа как «православного», «крещеного» входит в речевую норму, становится синонимом к «русский», «человеческий»: «Здесь живет ведьма, летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства». Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали они задать пир на весь крещеный мир» — то есть пир для всех живущих.

Одна из наиболее ярких христианских традиций волшебной сказки – колокола и колокольный звон. Звучание колокола сопровождает все переживания жизни человека, и вполне естественно переносится на подземное царство: в подземных садах (медный, серебряный и золотой) звонят колокола, когда срывают яблоко.

Отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур, звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем ликовании.

Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того, колокола эти – в церквях.

Сказка охотно использует христианские «чудесные средства». К ним следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее образ живой/ мертвой воды: «сбрызнул раз тело святой водой – тело срослось, взбрызнул в другой – царевна ожила и сделалась краше прежней».

Важным христианским элементом является проявление героем жалости, сочувствия, сострадания к встреченным по пути персонажам.

Символично использование в сказках чисел: три, семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3- это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит. Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.

Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз. Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа 3-божественного совершенства и 4 –мирового порядка.

В русских поговорках и пословицах слово «семь» часто выступает в значении «много»: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д.

3. Мотивы смирения и незлобливости в сказке «Морозко»

Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться жить согласно евангельскому учению, быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым. И сказочные повествования ненавязчиво рассказывают о том, что добро и трудолюбие будет вознаграждено, а зло наказано.

В известной сказке «Морозко» говорится о девочке-сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала. Мне кажется, что мачеха – один из самых отвратительных персонажей русских народных сказок. Даже бабу-ягу иногда можно смягчить, и она сменит гнев на милость.

А злая женщина пылает ненавистью к несчастному ребенку, который не может защититься и пожаловаться отцу, часто такому же смиренному и жертвенному, как и его дитя. И вот по настоянию мачехи младшую дочь отвезли в лес, чтобы она там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки. «Осталась, бедненькая, трясется и тихонько молитву творит.

Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает:

– Девушка, девушка, я Мороз красный нос!

– Добро пожаловать, Мороз, знать Бог тебя принес, по мою душу грешную.

Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!»

Чем же тронула Мороза добрая девочка? Смирением и незлобливостью. Морозко даёт сиротке теплую шубу и богатые дары.

Хотя и зла мачеха, а посылает мужа в лес за замёрзшей девочкой, чтобы похоронить по-христиански. Отец привозит из леса дочку – живую и невредимую, да ещё с богатыми подарками. Но это чудо вызывает у мачехи только злость и зависть. Теперь мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена грубости и злобы. Дерзко отвечает Морозке и из-за этого погибает.

Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям. Недаром сложена в народе поговорка «Не в силе Бог, а в правде».

Мачехина дочка была избалована и ничего не делала, и от этого она стала грубиянкой и ленивицей. Возможно, чтобы она не согрешила ещё больше и не принесла много зла, и случилось это наказание. Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Такова мораль этой сказки.

4. Христианский смысл сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Рассматривая сюжет русской народной сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», вспомним замечательные слова великого А. С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В ней мы наблюдаем христианские добродетели: ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание, соучастие, содействие.

Это богатырская сказка героического содержания на тему мирного труда и защиты родной земли. Братья отправляются на борьбу с чудом-юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Сказка учит чувству ответственности каждого за весь народ.

Главный герой сказки не царского роду, он младший сын в простой крестьянской семье. Эта сказка прославляет крестьянский труд. Старик и старуха были крестьянами. В сказке так и говорится: «Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали».

Братьям пришлось уехать из родной деревни, потому что они решили вступить в битву с «чудом-юдом поганым, которое собиралось на их землю напасть, всех людей истребить, города-сёла огнём спалить». Когда братья приехали в сожжённую деревню, они поняли, что ненапрасно покинули родную землю: нужно было спасти людей от беды.

Ивану бои давались тяжело, потому что его предали старшие братья. Иван-крестьянский сын проявляет решимость, храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя.

Образ Ивана – это воплощение лучших черт русского крестьянина-землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду на земле. Сказка учит: как бы тебе ни было плохо, умей слышать ближнего.

Способность участия в беде другого, когда и самому — то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий — и Господь наградит тебя по делам твоим, покайся в грехах своих, стань на путь исправления – и Господь простит грехи твои.

5. Христианский смысл сказки «Гуси – лебеди»

Сказка «Гуси – лебеди» рисует путь от страданий к радости. Не послушалась девочка отца с матерью, бросила братца одного – и наказал ее Господь: «Налетели гуси – лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях».

Обуяла душу девочки гордыня: «Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… У моего батюшки и садовые яблочки не едятся… У моего батюшки и сливочки не едятся…» — Господь послал ей испытания. Осталась она одна – одинешенька.

Долго она бегала по полям по лесам, по мхам, по болотам ходила, платье изорвала и только к вечеру нашла своего братца в дремучем лесу у злой Бабы – Яги.

Страдания и лишения, желание искупить грехи, любовь к братцу помогли девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Услышала девочка мольбу голодной мышки, накормила ее кашкой – мышка помогла ей в трудную минуту: попряла за нее кудель.

Протянула девочка руку помощи яблоньке, у которой гнулись ветки под тяжестью плодов, съела лесное яблочко – заслонила яблоня ее ветвями, прикрыла листами. Помогла девочка печке, съела ржаного пирожка – спрятала ее печь в самом устьице. Послушала девочка речку, поела ее простого киселька – речка укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси – лебеди не увидали, пролетели мимо. Так и спаслась девочка от злой Бабы – Яги и братца спасла. Ответственность, послушание, трудолюбие, сострадание помогли девочке в трудную минуту. А за терпение и учтивость наградил ее Господь спасением: «Гуси – лебеди полетали – полетали, покричали – покричали и ни с чем улетели к Бабе – Яге.

Девочка сказала печке спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли».

Грехопадение, очищение, путь от страданий к радости – такова логика развития сказочного сюжета. И именно в этом и состоит христианский смысл сказки.

6. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета

В сказках часто изображается много страданий и много смирения перед ними. И в сердце это вызывает чувство милосердия и сострадания. Сказка рисует путь от страданий к радости.

Логику развития сказочного сюжета помогают понять изложенные в Евангелии от Матфея «Заповеди блаженства», данные в Нагорной проповеди Христом Спасителем:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное»

Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. И пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.

Чем больше добрых дел, тем ближе к Богу.

Чем меньше зависти, упреков и обид,

Тем легче отыскать нам ту дорогу,

Где нас Господь спасет и сохранит.

Литература

1. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. – М.: «Художественная литература», 1982

2. Седов А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9.

3. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-399005.html

Христианские мотивы литературных сказок А.С. Пушкина

: Христианские мотивы в русских народных сказках

Русская народная сказка – часть народной жизни, в ней все чаяния, думы, мечты и стремления русского народа, в них многовековая история России, ее борьбы с иноземными захватчиками. Кто не вырос на наших добрых, умных сказках, кто не впитал из них весь кладезь народной мудрости. Недаром же Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

А если сказка передается великим мастером слова, это уже другой жанр – литературная сказка. Литературная сказка, конечно, переняла традиции устного народного творчества: трехкратные повторения, постоянные эпитеты, зачины и концовки. Но для художника есть другой полёт для фантазии, другие образы, другой сказочный материал.

С детства мы знакомы с литературными сказками Жуковского, Пушкина, Ершова.

Но хотелось бы поговорить об особенностях добрых сказок Александра Сергеевича Пушкина. В них дух нашей родины, Древней Руси православной, с золотыми куполами и маковками, с красным звонов куполов (так называли дивный звон московских звонарей: «красный» изначально означало «красивый»).

Неслыханно богат милый сердцу русский язык пушкинских сказок! Поэзия сказок на Руси распространялась от старых нянюшек, таких, как Арина Родионовна, которую Пушкин любил сыновней любовью и нежно воспел в стихах. Учащиеся в школе, конечно, знакомы со сказками А.С.Пушкина.

С ними их познакомили ещё родители, дети знают наизусть много строчек из сказок Пушкина

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! – восклицал Пушкин. Нянины сказки превращались под его гениальным пером в певучие поэтические строчки:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? –

Говорит она ему.

Или:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.

Конечно, сказки – это вымысел, но в них есть нечто такое, чего не существует на свете. Увлекательное для нашего воображения волшебство, фантастика удивительным образом переплетаются с самой настоящей правдой духовной жизни – сказочные герои чувствуют и мыслят как живые.

Все сказки, в том числе и литературные, учат вечным истинам жизни – любви и справедливости, смелости в противостоянии злу. Они раскрывают скрытое зло, которое, как и в жизни, предстает в красивой соблазнительной оболочке.

Хотелось бы на уроке внеклассного чтения остановится на пушкинской сказке, в которой особенно проявляется .пушкинский человеческий гений. Взять, к примеру, «Сказку о золотом петушке», в которой много загадочного и глубинного смысла.

Обратим внимание, как Пушкин описывает первое появление красавицы Шамаханской царицы: перед шатром «рать любимая лежит» и. два убитых сына самого царя.

Невольно ожидаешь появления Кащея Бессмертного или Змея Горыныча, Полог распахнулся, вдруг

…И девица, Шамаханская царица, Вся сияя, как заря, Тихо встретила царя. Как пред солнцем птица ночи, Царь умолк, ей глядя в очи, И забыл он перед ней Смерть обоих сыновей… …Покорясь ей безусловно, Околдован, восхищен,

Пировал у ней Додон.

А расплата – смерть. Всё как в жизни, если не будешь прислушиваться к своей совести, которая укажет тебе путь к праведной жизни.

Пушкин не сказал, кто убил сыновей царя Додона, но намекает – задумайся, заставил самому раскрыть глубокий смысл сказки, Додон устремился к Шамаханской царице, но дорога к ней прошла через трупы его сыновей. Сила страсти «несет» его, он раб её.

Сказка заставляет задуматься, заглянуть в себя, избавиться от греховных страстей, которые гнездятся в людях. .Невольно задаешь себе вопрос: может ли красота быть злой? Злая мачеха, отравившая царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», была красавица.

Шамаханская царица убила царя красотой. Заметим, что сама царица не совершает плохих поступков и уличить её не в чем: сыновей царя не она убивала. Её выдает то, что, когда царь убил звездочета, царица посмеивалась, но над кем?

Вся столица Содрогнулась, а девица – Хи — хи – хи да ха – ха – ха! Не боится, знать, греха! Царь, хоть был встревожен сильно,

Усмехнулся ей умильно.

То, что царица грешна, в сказке высказывает народ и автор. Пушкин заставляет подумать , в чем грех царицы: смех или скрытое убийство? Грех – это нечистота души, нарушение заповедей любви к Богу и людям. Человеку дана совесть, которая должна его мучить.

Пушкин правдиво раскрывает грех: злые силы обольщают человека, а потом насмехаются, торжествуя свою победу над погибающим. Ласковая обольстительность царицы коварна, за ней скрывается зло. В чем оно? А в обольщении царицы, и царь не смог противостоять этим соблазнам, совершает убийство, нарушив свое обещание. Возможно, царя кольнула совесть, если он все-таки встревожился.

Пушкин заканчивает сказку смертью царя Додона, чтобы «намекнуть» читателю, что грех – это смерть и в прямом смысле

Внешняя красота не всегда совпадает с внутренней. «Не всё то золото, что блестит», гласит народная мудрость. Красота — это сила, власть, более мощная, чем у царя. Но она может быть направлена во благо и во зло.

В сказке Пушкина она не ведет к миру, к устройству семьи, поэтому является сокрушительной роковой силой.

В русских сказках зло наказуемо, в сказке Пушкина тоже есть справедливое возмездие: исчезли, словно колдовство, золотой петушок и Шамаханская царица.

Умные сказки Пушкина учат понимать жизнь во всей её сложности, раскрывают невидимые глазу чувства и мысли, помогают становиться мудрее, если, конечно, будешь стремиться вникнуть и постичь всем сердцем и умом каждое слово. В поэзии мысль и чувство словно сжаты: в каждом поэтическом слове много смысла, «добрым молодцам намёк».

В пятом классе мы изучаем «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», но сейчас она воспринимается несколько иначе. «Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь».

А что может сравниться с рождественским подарком Всевышнего для любящих родителей? Наверно, святость и нравственная чистота царевны связана с рождественским праздником, но с ним связана и та чаша страданий, которую ей суждено испить. Царевна, «нраву кроткого такого», заимела смертельного врага – злую мачеху. И причина есть – зависть.

В Библии сказано, что «завистью дьявола вошла в мир смерть». Часто приходится слышать такие выражения: «умерла от зависти», «лопнул от зависти». От такой болезни нет лекарства, душевные болезни таблетками не вылечить.

В «Сказке о мертвой царевне» раскрывает эту истину жизни — смерть от греха злой зависти и воскресение силой настоящей любви («Тут ее тоска взяла, и царица умерла»). А истинная любовь спасительна, именно такую любовь воспевал Пушкин в своем творчестве. Православная Русь издревле жила в Боге и учила свой народ соблюдать Божьи заповеди – их и запечатлели мудрые сказки Пушкина…

В каждой литературной сказке незаметно раскрывается внутренний мир автора, независимо от её содержания. В авторской сказке не используются традиционные выразительно-изобразительные средства, а есть индивидуальный стиль, «творческий почерк» писателя.

Они могут быть и поэтическими, как у Пушкина, и прозаическими, но тоже бывают волшебными, условно-бытовыми (новеллистические), волшебно-бытовыми (А.Погорельский. «Черная курица»). Именно авторское воображение, его представления о добре и зле создали особый мир литературной сказки.

И пушкинская сказка – лучшее тому подтверждение.

Читая сказки А.С.Пушкина, ребенок начинает постигать христианские заповеди, учится понимать жизнь во всем её многообразии. Учитель учит детей стремиться не к быстрому чтению, а к глубине понимания прочитанного.

Как уже было сказано выше, учиться доброте пятиклассник начинает, вчитываясь в строки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Поэт приоткрывает истину жизни: она в любви, искренней силой которой можно воскресить:

…Ах!… и зарыдали оба: В руки он её берет

И на свет из тьмы несёт

Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина делает чудеса, в то время как зависть и злоба отравляет ядом злую мачеху. Учитель вовлекает учеников в беседу о том, как они понимают такие черты характера царевны, как»кроткий нрав». Истинная любовь спасительна она «не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…» (слова апостола Павла,

-Подумайте, — говорит учитель, — обижали ли вы когда-нибудь своих близких, природу? Как можно обезвредить зло? Поэтому торопитесь делать добро.

-Мне очень хочется вам прочитать стихи поэта Светланы Кузнецовой, — говорит учитель. – Послушайте их!

Надо быть добрей. Как это трудно Научиться доброте минутной Мелкой вспышке воли не давать, Горе зла скорее забывать, Думать, что и ты не ангел тоже, Не к другим, к себе всегда быть строже, Лёгкой не завидовать судьбе. Надо научиться помнить старость, Понимать, ценить её усталость И не думать, что забот досталось

Ближнему чуть меньше, чем тебе.

Так что, ребята, торопитесь делать добро!

Учитель предлагает вспомнить пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке»:

— Какое выражение в ней стало крылатым?

— За что была наказана старуха, оставшаяся с разбитым корытом?

Учитель: Жадность старухи от её горделивого характера. Гордыня – это первородный грех, он порождает все остальные

-Так о каких добродетелях говорит Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Хотелось бы, чтобы вы их записали.

— А что вы знаете о других человеческих грехах?

Учитель: Любой грех проникает в ум, душу и тело человека. Ещё в древние времена таких людей назвали «бесноватыми».

-Попытайтесь в других сказках Пушкина раскрыть их глубокий нравственный смысл.

В итоге дети убеждаются, что все сказки Пушкина пронизаны христианскими мотивами.

17.01.2012

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607556/

Духовный смысл русской сказки | Православный Саров

: Христианские мотивы в русских народных сказках

14 апреля 2017 года

«Р–или-были дед РґР° баба, Рё была Сѓ РЅРёС… курочка СЂСЏР±Р°…

» Рћ чем вообще эта сказка? Зачем дед СЃ бабой пытаются разбить яйцо, Р° потом плачут, РєРѕРіРґР° это удалось сделать мышке? Р� почему эта странная сказка передается РёР· поколение РІ поколение?

Маленькие дети не давали мне как следует подумать об этом. Они просили рассказать сказку еще и еще раз.

� стоило заменить или переставить в ней хотя бы одно слово, как тут же с возмущением поправляли, не давая отступить от канона.

Удивительное дело! Дети знали сказку наизусть, но желали ее слушать по многу раз подряд! В чем же секрет живучести сказки и силы ее притяжения?

По словам писателя Михаила Пришвина, в каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере может понять лишь взрослый. Ребенок может ее не увидеть, воспринимая сказку лишь на уровне сюжета.

А взрослому хорошо бы научиться читать сказку между строк, как и любое другое художественное произведение.

Как это сделать, блестяще показал Александр Николаевич Ужанков РІРѕ время встречи СЃ саровчанами 9 апреля РІ Доме Ученых. Лекция называлась: «Р•РІР°РЅРіРµР»СЊСЃРєР°СЏ РѕСЃРЅРѕРІР° СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ народной сказки».

Ученый разобрал наиболее известные сказки — РѕС‚ простых Рє сложным, используя РґРІР° ключа для расшифровки смысла: Священное Писание Рё культуру Древней Р СѓСЃРё.

Жили-были Адам и Ева

Р�так, вернемся Рє сказке «РљСѓСЂРѕС‡РєР° СЂСЏР±Р°». РџРѕ версии Рђ. Рќ.

Ужанкова, дед РґР° баба — это прародители Адам Рё Ева, золотое (нетленное) яйцо — образ мироздания РґРѕ грехопадения, С‚. Рµ. Рай.

Рљ этому Божьему дару герои сказки отнеслись СЃ небрежением, Р·Р° что Рё поплатились. Мышка — представитель инфернальных СЃРёР».

Плач деда СЃ бабой означает, что РѕРЅРё уже РЅРµ те, что раньше. Р�Рј дается простое яичко — РјРёСЂ, РІ котором РјС‹ живем. Р’ этой сказке отражена первая РєРЅРёРіР° Библии — «Р‘ытие».

Участники встречи были ошеломлены неожиданной интерпретацией. Может быть, объяснение «РїСЂРёС‚януто Р·Р° уши»? РќРѕ лектор продолжал РїСЂРё помощи этого метода раскрывать смысл РґСЂСѓРіРёС… сказок…

РџРѕ воле Божьей выросла репка большая-пребольшая (РІ сказке РЅРµ говорится, что дед Р·Р° ней ухаживал, РѕРЅ ее только посадил). Репа — кормилица, РѕРґРёРЅ РёР· основных продуктов питания РІ допетровской Р СѓСЃРё.

РћРЅР° предназначена для всех, Рё всем нужно потрудиться, чтобы ее добыть. «Р•СЃР»Рё кто РЅРµ хочет работать, тот пусть Рё РЅРµ ест» (2 Фес. 3.10).

Чтобы поучаствовать РІ общем деле, кошка оказывает доверие собаке, Р° мышка — своему РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРјСѓ врагу кошке. Причем, усилие слабой мышки оказывается решающим. Рђ. Рќ.

Ужанков подытожил: «РћР±С‰РµРµ созидательное дело можно делать только РІ согласии. Рђ РіРґРµ согласие, там Рё любовь, потому что без любви РЅРµ будет доверия.

Р� Евангелие показывает, что взаимоотношения между Спасителем Рё людьми строятся РЅР° любви…» Эта сказка проверена СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ историей, РєРѕРіРґР° перед лицом общего неприятеля народ объединялся, забывая вражду Рё разногласия.

Следующая сказка «РљРѕР»РѕР±РѕРє». Колобок — это маленький хлебец. Р�нтересный момент.

Рассматривая отношения РІ этой Рё РґСЂСѓРіРёС… сказках между супругами, Александр Николаевич познакомил слушателей СЃ РєРЅРёРіРѕР№ «Р”омострой», РІ которой описано идеально-образцовое устроение семейной жизни. Р� тут люди узнали РјРЅРѕРіРѕ неожиданного. Для РјРЅРѕРіРёС… стало откровением, что слова «Р¶РµРЅР° РґР° убоится мужа» надо понимать как «СѓР±РѕРёС‚СЃСЏ потерять любовь мужа». РќРѕ вернемся Рє колобку.

Дед Рё баба сотворили колобка, Рё Сѓ него есть предназначение — быть съеденным. РќРѕ колобку СЃРѕ СЃРєСѓРєРё пришло РЅР° СѓРј жить так, как ему хочется.

� он покатился (по наклонной) в сторону леса (символ человеческих страстей). Там встретил зайца (страх), волка (агрессию) и медведя (силу и власть).

Всем РёРј РѕРЅ поет песенку, РІ которой эгоцентрично «СЏРєР°РµС‚», хвалясь тем, что ушел РѕС‚ деда Рё бабки.

Так же и человек идет в мир, забывая о своем Творце и надеясь только на себя. Колобку сопутствовала удача, пока он не встретил прелестницу-лису.

Рђ главный прелестник это — противник Бога, диавол. Р�стория колобка — это путь человека, который РЅРµ захотел послужить Творцу Рё достался диаволу.

Преображение героя

Р’ сказке «Р“СѓСЃРё-лебеди» тоже есть евангельский подтекст. Родители обещают девочке гостинцы Р·Р° сохранение братика. Сестрица Рё брат это — душа Рё плоть.

Человек приходит в мир, и ему дается наставление беречь душу и тело для их общего спасения. В сказке сестра забыла о брате (душа о теле), и его похитили гуси-лебеди (гуси, рядящиеся в лебедей).

Сестра идет его выручать. По ходу сказки она смиряется из состояния гордыни и с помощью речки, яблони и печки успевает попасть домой к сроку.

Человеку тоже отмерен СЃСЂРѕРє — его жизненный путь, есть наказ беречь душу Рё тело, Р° РІ конце РѕРЅ получит РѕС‚ Бога награду или наказание.

Р’ сказках «РџРѕ щучьему велению» Рё «Р¦Р°СЂРµРІРЅР°-лягушка» РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ преображение главного героя РёР· «РІРµС‚С…РѕРіРѕ» материалиста РІ РґСѓС…РѕРІРЅРѕ обновленного человека. РџРѕ убеждению Рђ. Рќ.

Ужанкова, все лучшие произведения русской литературы показывают путь человека либо к Богу, либо от Бога. � сказки не стали исключением.

Конечно, бывают просто бытовые сказки — Рѕ человеческой хитрости Рё смекалке, РЅРѕ это уже другая тема.

Александра Николаевича засыпали вопросами. Он замечательно отвечал на них. Слушатели узнали, что означают образы Бабы-Яги, Кощея, Серого волка, и чем отличается русская сказка от западноевропейской.

Сказками сеем семена

РќР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, следует ли объяснять детям христианские мотивы сказок, Александр Николаевич ответил: можно, если ребенок способен это понять, РЅРѕ главное — чтобы это понимали сами родители.

Сказками РѕРЅРё сеют семена, которые РІ СЃРІРѕРµ время РІР·РѕР№РґСѓС‚ Рё дадут духовные ростки. «РЎРєР°Р·РєРё нас учат РїСЂСЏРјРѕ или косвенно.

Косвенно — РєРѕРіРґР° РјС‹ принимаем то сокровенное знание, которое находится РІ сказках, РЅРµ отдавая себе РІ этом отчета.

До времени РѕРЅРѕ лежит РїРѕРґ СЃРїСѓРґРѕРј Рё потом пробуждается, РєРѕРіРґР° появляется некий толчок, Р° РѕРЅ возникает РІ случае нашего РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ роста», — отметил Рђ. Рќ. Ужанков.

РќРѕ дети часто понимают гораздо больше, чем нам кажется. Однажды РјС‹ прочитали СЃ семилетним сыном сказку Эдуарда Успенского «Р’РЅРёР· РїРѕ волшебной реке» — приключения мальчика, который попал РІ РјРёСЂ СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ сказки.

— Это русская народная сказка? — спросила СЏ Сѓ ребенка, чтобы узнать, что РѕРЅ РїРѕРЅСЏР».

— Нет, ее придумал писатель Успенский.

— Чем же РѕРЅР° отличается РѕС‚ народной сказки? Ведь тут Рё Баба-РЇРіР°, Рё РґСЂСѓРіРёРµ сказочные персонажи?

— Р’ народной сказке есть смысл, — РЅРµ раздумывая, ответил малолетний носитель культуры своего народа.

Действительно, если герой РІ авторской сказке никак РЅРµ меняется, РЅРµ становится лучше, то РІСЃРµ его приключения — бессмыслица…

Р’ конце беседы Рђ. Рќ. Ужанков пригласил саровчан РЅР° СЃРІРѕСЋ страничку «Р’Контакте» (https://.

com/aleksandr_uzhankov), РіРґРµ выложены его лекции, фильмы, интервью Рё аудиозаписи. Александр Николаевич — современный просветитель.

РћРЅ помогает вернуть людям интерес Рє СЂРѕРґРЅРѕР№ культуре — истории, литературе Рё вере.

Справка. Рђ. Рќ. Ужанков — доктор филологических наук, кандидат культурологии, теоретик Рё историк литературы Рё культуры Древней Р СѓСЃРё. Проректор РїРѕ научной работе Литературного института РёРј. Рђ. Рњ.

Горького, профессор Московского государственного лингвистического университета, Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, �нститута истории культур, Сретенской Духовной семинарии, Высших богословских курсов.

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Текст, фото М. Курякиной

  • Required fields are marked with *.

Источник: http://pravsarov.su/content/publication/752/5734/5915.html

Вестник Педагога |

: Христианские мотивы в русских народных сказках

Чернова Марина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №11
Населённый пункт: г.Азов, Ростовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Христианские мотивы в русских народных сказках»
28.06.2017
Раздел: начальное образование

ХРИСТИАНСКИЕ

МОТИВЫ

В РУССКИХ

НАРОДНЫХ

СКАЗКАХ

Живите, государи мои

люди русские, в ладу со

своею старою сказкою!

Н.С.Лесков.

«Соборяне»

Мотивы

смирения

в сказке

«Морозко»

Чему может научить

мудрость народных сказок?

Самое главное – это

стараться жить согласно

евангельскому учению, быть

добрым, смелым и

милосердным, честным и

трудолюбивым.

И сказочные

повествования

ненавязчиво

рассказывают о том,

что добро и трудолюбие

будет вознаграждено, а

зло наказано.

В известной сказке

«Морозко» говорится

о девочке-сиротке,

которую невзлюбила

злая мачеха.

Свою родную

дочку баловала

и лелеяла, а

старикову

дочку работой

тяжёлой

изводила и при

этом сильно

обижала.

по настоянию

мачехи

младшую дочь

отвезли в лес,

чтобы она

там замерзла в

сильный

мороз.

Чем же

тронула

Мороза добрая

девочка?

Смирением и

незлобивостью.

Морозко даёт

сиротке

теплую шубу и

богатые дары.

Отец привозит из леса дочку –

живую и невредимую, да ещё с

богатыми подарками. Но это чудо

вызывает у мачехи только злость

и зависть. Теперь мать посылает

в лес родную дочь, но она

преисполнена грубости и злобы.

Дерзко отвечает Морозке и из-за

этого погибает.

Мачехина дочка была избалована и

ничего не делала, и от этого она

стала грубиянкой и ленивицей.

Возможно, чтобы она не

согрешила ещё больше и не

принесла много зла, и случилось

это наказание. Только трудолюбие

и честность могут сделать

человека благородным. Такова

мораль этой сказки.

Тема добра в сказке

«Несмеяна-

царевна»

«В царских палатах, в княжьих

чертогах, в высоком терему

красовалась Несмеяна-царевна.

Какое ей было житьё, какое

приволье, какое роскошье. Всего

много, всё есть, чего душа хочет;

а никогда она не улыбалась,

никогда не смеялась, словно

сердце её ничему не радовалось».

«Несмеяна-

царевна»

Значит, царевне чего-то

не хватает, иная пища

нужна для души.

Несмеяне противопоставлен

бедный, но счастливый

«честный работник».

Самое ценное для этого человека не

деньги, а добрые дела. Три года он

работал на хозяина и за это время

заработал три копейки. Другой бы

этими деньгами дорожил, а

работник, не колеблясь, отдал их

мышке, сому и жуку. Благодарные

животные обеспечили этому

человеку победу: помогли

рассмешить Несмеяну-царевну.

Вот, оказывается, что

необходимо человеческой душе –

радости, не связанной с

материальными благами

.

Народ понимал, что

материальная сторона – далеко

не всё, что нужна жизнь духа.

Недаром были сложены такие

пословицы: «Злой плачет от

зависти, добрый от радости»,

«От радости кудри вьются, от

печали секутся», «Делай не

ложью – всё выйдет по Божию».

Какой глубокий смысл в народных

сказках:

Добро в них побеждает зло,

И жизнь тогда становится прекрасной,

И на душе становится светло.

Чем больше добрых дел, тем ближе к

Богу.

Чем меньше зависти, упрёков и обид,

Тем легче отыскать нам ту дорогу,

Где нас Господь спасёт и сохранит.

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=12083

Refy-free
Добавить комментарий