Характерные черты традиционной политической культуры Китая

Особенности политической культуры Китая — PDF Скачать Бесплатно

Характерные черты традиционной политической культуры Китая

1 УДК ББК Особенности политической культуры Китая Ван Сюй Рассматриваются особенности современной политической культуры Китая в её тесной взаимосвязи с историческими традициями и национальным характером китайского народа. Анализируются основные теоретические подходы к анализу политической культуры.

Рассматриваются особенности отношения граждан современного Китая к различным аспектам развития современной политической культуры в китайском обществе. Анализируются вопросы влияния традиционной и современной политической культуры на поддержание политической стабильности и реализацию политических реформ в Китае.

Исследования политической культуры современного общества рассматриваются как перспективное направление политической социологии в Китае. Ключевые слова: буддизм, даосизм, конфуцианство, легизм, национальный характер, особенности политической культуры, политическая культура, политическая социология. Ван Сюй. Особенности политической культура Китая // Общество.

Среда. Развитие. 2016, 3. С Ван Сюй аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; 57 Усиление позиций Китая в современном мире обуславливает необходимость изучения особенностей развития политической культуры китайского общества. Как известно, термин «политическая культура» впервые появился в XVIII веке (И. Гердер).

Анализ политической культуры предусматривает изучение государственной политики сквозь призму применения и этого важного интеллектуального концепта. Степень разработанности этой темы в политико-социологических исследованиях сравнительно высока.

много западных, китайских и российских работ, посвященных исследованию проблематики формирования политической культуры [4, c. 166]. И, как отмечают в своих исследованиях современные представители политической социологии, на сегодняшний день, в рамках этого направления сложилось три основных подхода к изучению политической культуры.

Первый подход включает исследователей, рассматривающих политическую культуру в качестве духовного явления (например, Г. Алмонд, С. Верба и др.). Здесь политическая культура представляется в основном в качестве формы общественного сознания. Второй подход нормативный предполагает изучение определенных образцов поведения людей в политической жизни (например, С.

Вайт, Дж. Плейно и др.), их влияния на действия граждан в политической системе. Третий подход предполагает изучение политической культуры как определенного стиля (или, скорее, системы стилей) поведения в политической жизни, обусловленных убеждениями и идеалами людей (например, П. Шаран, И. Шапиро, В. Розенбаум и др.).

сомненно, интересной попыткой синтеза перечисленных подходов является точка зрения С. М.

Гаврова, по мысли которого политическая культура это «одна из важнейших характеристик политического режима, так как она выступает концентрированным историческим опытом и представляет собой совокупность устойчивых политических убеждений, моделей поведения и деятельности всех политических субъектов в обществе» [2, c. 735].

Интегрируя вышеназванные подходы, стоит заметить, что политическая культура может быть определена как совокупность структур духовной организации и типов поведения людей в сфере социально-политических коммуникаций.

Она проявляется в ценностях, смыслах и целях развития политической жизни и политической системы, включая нормы и традиции, которые определяют отношения между конкретным гражданином, обществом и государством. Поэтому политическая культура это ценностно-нормативная подсистема политической системы, которая существует в виде общих, воспринимаемых и разделяемых большинством граждан основных политических ценностей, норм, идеалов, политических знаний, убеждений и принципов, проявляющаяся в результатах политической деятельности людей. Она показывает, как люди освоили универсальные и признанные способы политического мышления и поведения. Поэтому политическая культура любого общества является оригинальной, обладает специфическими национальными особенностями, ее структуры характерны только Общество

2 58 Общество. Среда. Развитие ¹ для определенного народа. Её истоки уходят вглубь социальной истории, укоренены в национальном характере, традициях и менталитете. Изложенное позволяет перейти к рассмотрению политической культуры в Китае.

Она неразрывно связана как с ценностно-нормативными аспектами развития политической жизни, так и с множеством духовных аспектов, определяемых социокультурными традициями каждого конкретного общества, в данном случае китайского.

Поэтому, чтобы понять суть и особенности политической культуры китайского общества, необходимо не только анализировать социальные нормы, но и важно обратить внимание на систему традиционных ценностей, определяющих многие века отношение простых китайцев к политической деятельности.

Что касается Китая как яркого представителя восточной цивилизации, то здесь политическая культура играла и играет важную роль в деятельности институтов политической власти и социально-экономическом развитии общества в целом. На развитие политической культуры Китая оказало влияние много факторов.

В частности, исследователи отмечают, что ее формирование подверглось влиянию таких доктрин и религиозных верований, как конфуцианство, даосизм, легизм, буддизм и так далее.

менее важной особенностью китайской политической культуры является тот факт, что на протяжении тысяч лет страна вследствие географического положения развивалась до некоторой степени автономно, обособленно от других центров мировой цивилизации. Такая изоляция не могла ни повлиять и на отношение китайцев к политической роли и месту страны.

Китай стали рассматривать как политический и экономический центр мира срединное царство. Убежденность жителей Китая в таком положении своей страны подкреплялась постоянными заимствованиями другими народами китайских изобретений из многих сфер жизни материально-экономической, социокультурной и политической.

Шли века, но подобные представления сохранялись и разделялись различными слоями китайского общества, проявляясь во внутренней и во внешней политике страны [2, c.738]. смотря на некоторую изоляцию, китайская политическая культура успешно развивалась и продолжала прогрессировать, в определенном отношении, как считают некоторые ученые, даже опережая в чем-то западную.

Тем более, что имперский период истории Китая существенно повлиял на укрепление выше описанных представлений китайцев о центристском положении страны [3, c.144].

Это учение получило теоретическое обоснование в конфуцианстве и стало мощным инструментом идейно-политического влияния на общество в условиях длительного существования в Китае жестко централизованной императорской власти, выступавшей основой поддержания стабильности и порядка в государстве.

И даже на современном этапе развития большинство китайцев не вмешиваются в действия государственной власти. Они избегают этого, потому что не хотят нарушать сложившиеся в стране стабильность и гармонию в отношениях между властью и обществом.

Также характерной особенностью традиционной политической культуры Китая являлась преданность и верность государству (в лице центральной власти) и высокий уровень государственного (гражданского) сознания.

Анализ традиционной, веками формировавшейся политической культуры Китая с точки зрения политической социологии позволяет в обобщенном виде представить ее как особый способ существования политической системы общества. Ее дальнейшее развитие определяется всем опытом существования, функционирования и развития политической сферы и выступает результатом реального процесса, на который оказывает влияние обширная совокупность как объективных (социально-экономических), так и субъективных факторов, составляющих содержание политической системы китайского общества, связанных с элементами как традиционализма, так и модернизма. Можно, безусловно, согласиться с А.П. Мельниковым в том, что в современном Китае идет активный поиск современных духовных оснований для политической надстройки, которые в единстве с экономическими реформами позволили бы активизировать процесс системной модернизации всего общества. В данном случае можно говорить о трансформации политической системы, которая проявляется и в прогрессе политической культуры общества, обусловливающей национальные традиции поведения людей в политической жизни, обеспечивающей историческую преемственность всего политического процесса и наследования новыми поколениями стабильных и специфических элементов поведенческой культуры. В особенности это касается отличительных черт национального характера китайского

3 народа: верность историческим традициям и коллективизм, оказывавшим сильное влияние на политическую культуру китайского общества и обусловливающим её особенности многие века. Коллективизм издавна является традиционной чертой китайцев и формируется в семье, в школе, на работе и в обществе [5, с ].

И хотя коллективизм подчас связывает инициативу и индивидуальные устремления людей, но его не стоит рассматривать как отрицательную черту национального характера, подавляющую стремление к демократии. Впрочем, есть и другая точка зрения, как отмечает В.

Анохина, «отсутствие индивидуалистических настроений в традиционной китайской культуре, абсолютный примат целого над частью, государства над личностью, а также другая система ценностей в китайской традиции не способствует формированию в национальном менталитете уважения к личности, ее правам и свободам» [1, c. 43].

Важными отличительными особенностями национального характера китайского народа являются трудолюбие, дисциплинированность, вежливость, честность, терпение, смирение, честность, непритязательность и бережливость. И это вовсе не стереотипы, а духовная основа стремления китайцев к социальной гармонии и сотрудничеству [7, c. 76].

Истоки перечисленных особенностей следует искать в китайских религиозных и философских учениях, среди которых приоритетными являются даосизм, буддизм, легизм и конфуцианство. В этом ряду центральное место, несомненно, занимает конфуцианство. Как известно, Конфуций разработал патерналистскую концепцию государства, согласно которой подданные интерпретируются как большая семья.

Власть императора уподобляется власти отца в большой семье, а отношения правителей и подданных аналогичны семейным отношениям молодых и пожилых людей. В такой социально-политической иерархии, подчеркивает А.П. Мельников, «простолюдины», «низшие классы», «младшие» должны подчиняться «людям благородного сословия», «лучшим» и «старшим».

А историческое предназначение императора, как лидера нации, состояло в том, чтобы максимально обеспечить народу, всем социальным группам стабильную и благополучную жизнь. В созданной Конфуцием политической картине мира в центре находится человек и ценности человеческой личности, а не некие трансцендентные сущности.

И хотя классическая китайская цивилизация в её первоначальном виде уже давно исчерпала себя, конфуцианские ценности в морально-политической сфере остаются неизменными и системообразующими элементами. Поэтому социальная гармония в китайском обществе и личное благополучие каждого человека достигается благодаря соблюдению принципов конфуцианского общественного порядка.

Целостность государства и моральный авторитет власти базируется на признании рядовыми гражданами этих ценностей в качестве фундаментальных устоев стабильности общества. Конфуцианская этика создает прочный фундамент для всей политической организации общества, в которой выполнение социально-политических обязанностей каждым приобретает высший смысл.

Все это, конечно, отразилось на содержании процесса становления политической культуры китайского общества и продолжает отражаться в настоящее время [5, c ]. Что же касается политической культуры современного Китая, справедливо утверждает А. И.

Мельников, то, согласно исследованиям социологов, большинство китайцев до сих пор разделяет традиционные конфуцианские ценности и выстраивают свое социальное поведение в соответствии с ними, а глобализация даже усилила социальную и культурную самобытность и другие особенности национального характера китайского народа.

Более того, в условиях глобализации такие черты традиционной китайской культуры как прагматизм, энергичное и активное отношение к жизни, чувство долга, социальная ответственность, трудолюбие, не только не препятствуют обновлению современного Китая, но и активно способствуют его модернизации и демократизации [5, c. 79].

В этом отношении стоит заметить, что политическая культура современного Китая не застыла на месте, а постоянно развивается. В ней наряду с новыми паттернами остается много моральных и этических ценностей от конфуцианства, включая веру в силу социального действия «благородного человека» в качестве важного фактора прогресса общества и власти [6, c. 157]. Идея нравственного совершенства, культ предков и традиций, гармония человека и мира и другие ценности объединяют Китай с другими странами в бассейне Тихого океана, создают ему более привлекательный образ в современном мире, содействуют их общему развитию. Политика реформ и открытости в течение последних двух десятилетий изменила господствующую политическую культуру. В ней дух 59 Общество

4 60 Общество. Среда. Развитие ¹ компромисса и политической терпимости стали нормой жизни, что привело к снижению вероятности крупномасштабного «политического взрыва» и дало правительству больше возможностей для маневра в проведении политической и экономической реформы [5, c. 80]. Политическая культура как феномен многоуровневый и полиструктурный имеет различные измерения.

Социологический анализ политической культуры современного Китая позволяет раскрыть её природу как специфической социокультурной структуры, в которой наряду с вышеназванными особенностями присутствуют также противоречия и проблемы.

Так, по данным опросов общественного мнения в китайском обществе происходит дифференциация политической культуры, обусловленная формированием качественно новых социально-экономических коммуникаций и новых отношений между государством и обществом, а также социально-стратификационными и внешнеполитическими изменениями.

Поэтому среди ученых при общей поддержке основной идеи «построения социализма с китайской спецификой» нет единства в признании конкретных параметров политической культуры и существующих в китайском обществе социально-политических противоречий [8, c. 75].

Современные исследования взаимосвязи политической культуры и политической системы китайского общества позволяют сделать вывод о том, что политическая культура в Китае выступает определенном способом бытия его политической системы.

Разработанные китайскими учеными концепции политической культуры выступают в качестве объясняющей схемы по отношению к политической системе и требуют дальнейшего изучения национальной модели политической культуры Китая в качестве инструмента для интерпретации текущего политического процесса и прогнозирования развития в мировом масштабе [8, c. 76].

В пользу этого вывода говорит и усиление позиций Китая в современном мире, что также обусловливает необходимость дальнейшего изучения её особенностей. Результаты исследования китайской политической культуры формируют основу для дальнейшего анализа социально-политических процессов в современном китайском обществе с целью прогнозирования влияния Китая в межцивилизационном взаимодействии.

Чтобы яснее и отчетливее определить характер нынешней политической культуры китайского общества автором был проведен социологический опрос, в рамках которого было в общей сложности опрошено 728 человек. Среди респондентов оказалось 72 юриста, 68 медиков, 65 преподавателей, 75 бизнесменов, 85 журналистов, 60 водителей, 65 инженеров, 57 художников, 56 писателей и 125 студентов.

Опрос был проведен в нескольких провинциях Китая с октября 2015 г. по май 2016 г. В представленных ниже таблицах отражены в процентах конкретные результаты опроса, в основном подтверждающие приведенные выше аналитические рассуждения и выводы.

Вопрос 1: Скажите, пожалуйста, вы понимаете, что такое политическая культура в современном Китае (%)? йтрально юристы 61,6 36,8 12,1 10,5 медики 41,5 21,7 24,6 12,2 63,2 15,3 14,6 6,9 бизнесмены 36,4 32,5 13,2 17,9 журналисты 56,3 33,5 9,2 1,0 водители 17,3 26,5 39,6 16,6 инженеры 32,8 13,7 25,1 28,4 художники 15,1 25,2 23,6 36,1 писатели 33,7 21,2 24,5 20,6 студенты 35,5 22,6 17,1 24,8 Вопрос 2: Скажите, пожалуйста, можно ли говорить о высоком уровене политической культуры в современном Китае (%)? йтрально юристы 36,2 27,4 18,1 18,3 медики 29,2 18,5 26,4 25,9 52,1 21,2 13,2 13,5 бизнесмены 25,2 23,3 18,3 33,2 журналисты 25,3 13,9 16,4 44,4 водители 22,4 23,2 16,7 37,7 инженеры 32,9 28,7 16,9 21,5 художники 21,9 22,3 16,3 39,5 писатели 23,8 16,2 25,3 34,7 студенты 27,2 19,3 31,4 22,1

5 Вопрос 3: Скажите, пожалуйста, политическая культура Китая оказывает определенное влияние на вашу личную жизнь (%)? йтрально юристы 33,2 22,1 23,6 21,1 медики 19,6 26,3 26,9 27,2 35,3 21,7 18,4 24,6 бизнесмены 26,5 21,3 25,2 27,0 журналисты 24,8 26,9 33,2 15,1 водители 22,8 23,2 24,6 29,4 инженеры 33,1 21,7 25,8 19,4 художники 24,3 25,8 16,9 33,0 писатели 27,1 26,3 23,2 23,4 студенты 16,2 19,8 27,3 36,7 Вопрос 4: Скажите, пожалуйста, политическая культура Китая оказывает влияние на экономическое развитие Китая (%)? йтрально юристы 31,5 36,2 16,2 16,1 медики 26,2 28,4 25,2 20,2 32,6 27,6 22,5 17,3 бизнесмены 31,3 26,5 28,5 13,7 журналисты 31,5 29,8 26,2 12,5 водители 19,3 21,6 28,5 30,6 инженеры 23,6 22,1 29,6 24,7 художники 22,6 27,3 29,5 20,6 писатели 26,1 25,4 23,7 24,8 студенты 22,2 23,6 38,3 15,9 Вопрос 5: Скажите, пожалуйста, политическая культура Китая оказывает влияние на современную политическую реформу Китая (%)? йтрально юристы 32,1 33,6 21,3 13,0 медики 34,6 25,4 16,7 23,3 23,6 21,3 28,9 26,2 бизнесмены 35,8 27,6 23,1 13,5 журналисты 36,8 22,3 25,7 15,2 водители 33,2 27,6 28,2 11,0 инженеры 32,7 29,2 24,5 13,6 художники 32,3 21,9 23,5 22,3 писатели 28,9 26,7 32,6 11,8 студенты 23,8 28,2 19,9 28,1 Вопрос 6: Скажите, пожалуйста, традиционные китайские философские и религиозные идеи (конфуцианство, даосизм и др.) оказывали влияние на формирование политической культуры Китая и её современное развитие (%)? йтрально юристы 36,2 21,3 28,6 13,9 медики 27,5 24,6 29,3 18,6 29,6 22,5 28,3 19,6 бизнесмены 28,5 24,8 32,1 14,6 журналисты 25,4 26,1 26,9 21,6 водители 19,2 26,3 26,5 28,0 инженеры 33,7 24,4 25,3 16,6 художники 19,8 12,5 27,2 40,5 писатели 17,6 21,9 28,3 32,2 студенты 26,2 23,2 15,6 35,0 Вопрос 7: Скажите, пожалуйста, политическая культура Китая является решающим фактором дальнейшего развития китайского общества (%)? йтрально юристы 32,1 27,1 25,3 15,5 медики 29,3 24,2 23,1 23,4 26,2 26,5 27,5 19,8 бизнесмены 23,1 24,7 39,6 12,6 журналисты 26,4 22,3 29,6 21,7 водители 19,8 23,1 26,3 30,8 инженеры 25,2 23,7 25,6 25,5 художники 21,7 23,5 24,1 30,7 писатели 19,2 21,3 23,6 35,9 студенты 23,5 21,2 26,3 29,0 В заключение уместно резюмировать, что проведенный анализ позволил осветить характеристики и специфику китайской политической культуры, которая во многом определяется историческими традициями в политическом поведении людей. Китай на протяжении многих веков развивался не столько на основе правовых законов, сколько посредством идеологического воспитания и активной роли государственной власти и всей политической системы. Поэтому идеологические и политико-культурные ценности занимали и продолжают занимать ключевое место в системе политической власти. Эти ценно- 61 Общество

6 62 Вопрос 8: Скажите, пожалуйста, развитие политической культуры Китая будет оказывать влияние на политическую стабильность страны (%)? йтрально юристы 23,5 37,6 23,6 15,3 медики 26,4 33,7 21,5 18,4 29,3 25,1 21,2 24,4 бизнесмены 28,6 33,5 23,5 14,4 журналисты 22,9 26,4 23,9 26,8 водители 23,4 22,1 26,4 28,1 инженеры 27,9 26,3 29,9 15,9 художники 24,5 26,2 24,2 25,1 писатели 19,6 18,2 26,3 35,9 студенты 22,9 25,3 27,3 24,5 сти формировались на протяжении многих веков и повлияли на различные течения политической и философской мысли, идеологии и традиций народа. В китайской политической модели политическая культура играет ключевую роль, особенно Вопрос 9: Скажите, пожалуйста, развитие политической культуры Китая будет оказывать влияние на внешнюю политику страны (%)? йтрально юристы 38,6 26,3 23,2 11,9 медики 34,8 23,5 21,5 20,2 29,5 27,5 29,6 13,4 бизнесмены 29,1 28,6 31,2 11,1 журналисты 23,6 19,2 26,3 30,9 водители 26,5 24,3 24,2 25,0 инженеры 23,7 22,8 37,5 16,0 художники 15,2 21,5 35,1 28,2 писатели 19,3 15,8 21,3 43,6 студенты 21,6 16,3 25,9 36,2 в снижении социально-политической напряженности, неизбежно возникающей в ходе существенных экономических преобразований. Именно поэтому власти КНР уделяют большое внимание ее изучению и развитию. Список литературы: [1] Анохина В.В. Культурные традиции и парадоксы модернизации современного Китая // Веснік БДУ. Сер , 1. С [2] Гавров С. Н. Политическая культура // Социокультурная антропология: история, теория, методология. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, Константа, С [3] Глущенко В.В. Политология: системно-управленческий подход. М.: ИП Глущенко В.В., с. [4] Гуляихин В. Н. Архетипы политической культуры российских граждан // Социодинамика. 2013, 1. С [5] Мельников А.П. Политическая культура Китая // Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 1, Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. 2012, 1. С [6] Переломов Л.С. Раннее конфуцианство и легизм в политической культуре современного Китая // Китайская философия и современная цивилизация: сб. статей. М.: Восточная литература, с. [7] Пожидаева А. Разные лица китайцев // Гермес. 2009, 6. С [8] Чжао Мэн. Политическая наука и реформа политической системы КНР // Проблемы Дальнего Востока. 2010, 3. С Общество. Среда. Развитие ¹

Источник: https://docplayer.ru/45644943-Osobennosti-politicheskoy-kultury-kitaya.html

Характерные черты традиционной политической культуры Китая (стр. 3 из 5)

Характерные черты традиционной политической культуры Китая

Очень важное место в данном учении занимает концепции о способах руководства народом, методах воздействия на массы в нужном для правителя направлении. Легисты считали, что правителю будет очень удобен ограниченный, преданный, интересующийся только сельским хозяйством и войной (поскольку это поможет укрепить власть правителя) народ.

По их мнению, именно такими гражданами будет легче всего управлять, не боясь попытки свержения правителя или выступлений против него. Именно поэтому легизм считал конфуцианство своим главным врагом, поскольку последнее учение пыталось сформировать иные моральные ценности, пыталось сделать народ образованным.

И законники понимали, что именно конфуцианские теории мешают заставить граждан помышлять только о войне и земледелии.

Главным же методом управления народом, легизм называет введение единой системы наказаний, награждения и воспитания.

Особое внимание уделяется тут наказаниям, поскольку школа легизма предлагает ввести жестокую меру наказаний даже за малейшее нарушение законов и приказов правителя. Как известно, данная концепция сохранилась в Китае до сих пор.

В Китае и сейчас сохранилась смертная казнь, а также большие сроки отбывания в тюрьме, даже за не значительное правонарушение.

Подводя итог учению легизма о государстве, хотелось бы отметить, что на самом деле положение о том, что народ должен думать только о войне и сельском хозяйстве является утопичным.

Поскольку, даже имея большую власть в руках, правителям так и не удалось привести данную концепцию в жизнь, поскольку народ все равно сохранял свои органы самоуправления и духовную жизнь.

Но, тем не менее, некоторые положения применялись и применяются на практике до сих пор, что говорит о значимости легизма в политической культуре Китая; можно утверждать, что последняя представляет собой своеобразную смесь двух учений, выборку самого лучшего и наиболее пригодного для Китайской культуры.

Современные черты традиционной политической культуры Китая

Современные принципы политической культуры Китая

Сначала хотелось бы отметить, что традиции в политическом поведении какой-либо социальной общности определяют конкретную политическую культуру. Можно сказать, что конкретно традиции дают возможность осуществить непрерывность политического процесса, а также позволяют передать новому поколению характерные и наиболее устойчивые элементы политической культуры.

В этом аспекте срединное государство может являться примером подражания для многих государств мира, поскольку традиции играют большую роль в поднебесной.

Также можно добавить, что «главной причиной, лежащей в основе долголетия китайской государственности, является неповторимость культуры вообще и политической культуры в частности, присущей китайской нации, которая имеет свой неповторимый габитус, облик»[6].

Теперь же конкретно рассмотрим современные принципы политической культуры Китая.

Но сначала отметим, что важными положениями политической культуры поднебесной на сегодняшний день является сохранение порядка и стабильности в социуме, нужда в гармоническом единстве противоположностей, учет традиций и опыта прошлого, вертикальная иерархическая зависимость и горизонтальная взаимосвязь социальных структур.

Но все же главное – это поддержание порядка и стабильности в обществе. Чтобы решить данную задачу, правительство КНР делает ставку на распространение одобренных канонов поведения и морали, на четкое выполнение функций и обязанностей, а также на «уяснение положений» в соответствии с изменившейся обстановкой.

Итак, первый и скорее всего один из главных принципов политической культуры поднебесной, который помогает сохранять стабильность и порядок в обществе Китая является конфуцианское положение о почитании родителей (сяо) и преданность (чжун).

Тут же отметим, что первое положение определяет отношения человека к его семье, а второе – отношения в плоскостях, которые находятся над родственно-семейными связями. Два этих положения находятся в гармоническом сочетании, дополняют друг друга. Данные положения на данный момент не утратили своего значения и играют в жизни общества и политики весьма заметную роль.

Надо сказать, что преданность власти для современного общества Китая играет особую роль, поскольку жители срединного государства понимают, что сейчас необходимо поддержать стабильность и порядок в государстве, и в этой связи граждане Китая не одобряют одну из основных ценностей западной демократии, проявляющейся в возможности открыто выступать против направлений правительственной политики.

Отсюда можно сделать вывод, что преданность политическому режиму соответствует сегодня сознанию большей части населения поднебесной, поскольку в ином случае их ждет хаос и анархия.

Второй принцип, который также занимает важное место в политической культуре Китая, является принцип соблюдения каждым членом общества ролевых функций и должностных обязанностей, которые определяются системой иерархических отношений.

И тут снова на сцену выходит конфуцианская мораль, которая говорит о том, что каждый должен соответствовать тому месту, которое он занимает в обществе. В свою очередь воспитание основывается на внушении того, что недопустимо «потерять лицо», поводом для чего может стать невыполнение ролевых функций в семье и обществе.

Следовательно, можно сделать вывод, что степень ролевой стабильности помогает упрочнить социальные порядки и устойчивость политической системы в целом. Данный принцип в политической культуре срединного государства является сильнейшим рычагом управления общества.

Также в контроле над обществом помогает такое понятие как «Дао» («путь»). Оно помогает наполнить жизнь человека смыслом и обеспечивает некий заведомый успех в его деятельности.

Следующим важным принципом политической культуры Китая является принцип «уяснения» («чжэнмин»). Он помогает поддерживать жизнь и деятельность в соответствии с требованиями морали, его применяют к конкретным историческим условиям, ролевых функций, ориентаций, и установок «стиля работы и поведения».

То есть можно сказать, что «Чжэнмин» является значительным фактором, который оказывает огромное влияние на реальную политическую жизнь, поскольку дает возможность, использовав хорошо усвоенные населением понятия и ориентации, обеспечивать действенную социализацию масс в духе официальным идеологических установок.

Принцип «чжэнмин» является очень эффективным и полезным в политической культуре Китая, так как через него можно подготовить общество к предстоящим изменениям и корректировке в политическом курсе, принять законы, организовать кадровые перестановки.

Также «чжэнмин» позволяет вовремя снимать напряжение между официальной властью и ожиданиями народа, что, по сути, является урегулированием различных противоречий.

Стоит добавить, что принцип «уяснения» помогает гражданам спокойно и своевременно реагировать на новые лозунги и задачи, что обеспечивает высокую мобильность населения на разных этапах развития китайского общества. В итоге, хотелось бы сказать, что «чжэнмин» дает возможность в любой момент вносить основополагающие коррективы в проводимый внешний и внутренний курс страны.

Также отметим, что наградная система в Китае играет не малую роль в реализации политики и идеологии. Основную роль играют в ней награды, учрежденные ведомствами, общественно-политическими и профсоюзными организациями и региональными властями.

Это дает возможность сделать объектом их воздействия самые широкие массы населения и обеспечить тесную связь с народом организаций, от имени которых они учреждены.

В итоге наградная система в Китае помогает поставить перед народом новые приоритеты и ориентиры, что является очень важным в становлении Китайской Народной Республики.

Итак, можно сказать, что выше сказанные принципы политической культуры Китая являются специфичными для данной страны и в первую очередь направлены на обеспечения стабильности и порядка в стране, а также на создание благоприятных условий для дальнейшей «модернизации» Китая и превращения его в один из мировых центров силы.

И успехи у срединного государства довольно впечатляющие. Ведь «ВВП Китая с 1978 г. по 2005 г. увеличился более чем в 12 раз, внешнеторговый оборот вырос в 70 раз, составив в 2005 г. 1 трлн 422 млрд долл»[7].

То есть можно сказать, что поднебесная постепенно обретает статус не только великой региональной, но и глобальной экономической державы.

Отражение принципов политической культуры во внешней политике Китая

Итак, можно сказать, что зная основные принципы политической культуры Китая, мы сможем спрогнозировать внешнеполитическую стратегию поднебесной.

Начнем с того, что внешнеполитический курс срединного государства направлен на обеспечение национальных интересов страны, ее стабильности и целостности. Наиболее важной задачей является обеспечение постепенного развития Китая, продолжения политики реформ и открытости, а также улучшение жизни населения на основе инновационного развития.

Следует отметить, что поднебесная осуществляет, и будет далее проводить самостоятельную внешнюю политику.

Это означает, что Китай занимает и намерен занимать самостоятельную позицию, не будет вступать в союз, коалицию или в тесные отношения с каким-либо центром мировой силы, а также не станет примыкать ни к какому государству.

И также отношения между срединным государством и другими государствами, с точки зрения правительства страны, никак не должны ограничивать свободу действий Китая на мировой арене. Тут проявляется принцип китаяцентризма и построения сильного и гармоничного государства.

Можно сказать, что придерживаясь этих принципов Китай медленно, но уверенно идет к своей цели, то есть стать мировым центром силы, одновременно ведя внешнюю политику сдержанно и осторожно (уступчивость и вежливость, именно такими чертами должен обладать человек, находясь в политике, так говорил Конфуций). Также КНР не позволит кому-либо вмешиваться в ее внутренние дела.

Источник: https://mirznanii.com/a/343542-3/kharakternye-cherty-traditsionnoy-politicheskoy-kultury-kitaya-3

Традиционная культура Китая – от древности до наших дней

Характерные черты традиционной политической культуры Китая

Китай тысячи лет не допускал к своей территории иностранных гостей, что позволило создать здесь особую атмосферу, жизнь и идеологию, которая была характерна исключительно для китайцев.

Общая характеристика культуры Китая

В меру возможности современных технологий и развития культуры, многие европейцы и американцы считают, что культурное развитие китайцев отстает от современного мира. Все из-за того, что Китай долго оставался закрытым для других народов и изолированным государством.

Но, наверное, именно изоляция от мира и общего развития помогла сохранить здесь своеобразную культуру и поддерживать давние традиции в том виде, в котором они зарождались.

Чужестранцев не пускали сюда до 1949 года (кроме случаев, связанных с торговой сферой). После того, как допуск в страну получили другие страны, в Китае были запрещены некоторые традиции, решили вводить прогрессивные европейские виденья. Это внесло свой отпечаток на духовную культуру китайцев.

Только в 1980 гг.

власти Китая начали осознавать, что такие действия далеко не положительно отражаются на развитии китайцев, внедренный прогресс мог вовсе погубить все культурное наследие и традиции, которые копились тысячами лет.

С этого времени старые культурные традиции и идеологию начали опять пробуждать. Сегодня китайская культура – уникальное явление, в котором соединяются современный модерн и старые традиции.

Особенности китайской культуры

Если не говорить о каждой из сфер культуры, а характеризировать в общем, то получиться выделить такие особенности:

  • Для нее характерна неповторимость и самобытность. Она нацелена на реалистичное существование на Земле. Важным этапом их жизни является участие в традиционных ритуалах и обычаях.
  • Природа неразрывно связана с китайской религией. Практически все силы природы обожествляют. Природа также является «музой» для архитекторов, лириков, художников.
  • Китайцы, как в жизни, так и в науке не любят сложных конструкций, привыкли довольствоваться тем, что у них есть, проявлять эмоции по минимуму.
  • Они бережливы и предприимчивы в своих действиях.

Наибольшее влияние на формирование их своеобразного менталитета, письменности и культуры сыграла замкнутая политика.

Характерные черты и ценности культуры Китая

Китайская культура имеет свои ценности. Она формировалась под влиянием определенных религиозных, мифологических и философских знаний.

Самыми выраженными характерными чертами китайской культуры являются:

  • Представления о расположении Китая в космосе и на Земле являют собой понятие о том, что государство является центром мира, уникальной Поднебесной.
  • Особое внимание уделяется числовым символикам. Они используются практически во всех сферах культуры и традициях.
  • Четко прослеживается иерархия. Императора почитают и уважают как «Сына Неба» и главного правителя. Он, по мнению китайцев, является своеобразным посланником между божественными существами и простыми людьми. Почитание императора проявляется в политической идеологии, археологии и даже живописи.
  • Доминирует и культ солнца в местной культуре.
  • Любые явления природы и все, что с ней связано, должно уважаться, ведь только от природы зависит мировая гармония.

Культура Древнего Китая

Древний Китай был страной, которая поразила своими изобретениями и их количеством. Уже тогда в Китае были одни из лучших астрономов в мире. Они умели определять дату солнечного и месячного затемнения. Они могли распознавать пятна на солнце и появление комет. Именно в Древнем мире китайцы стали изобретателями бумаги, компаса.

Еще в 3 тыс. до н.э. китайцы закладывают основы письменности и начинают пользоваться иероглифами. Особое внимание уделяется философским учениям. Одним из главных философов и ученых того времени стал Конфуций, который ввел конфуцианство – учение, главным заданием которого было достижение человеком совершенства и гармонии.

Особое внимание уделялось и образованию. Образованный человек до совершеннолетия должен постигнуть 6 главных наук: арифметику, музыку, вождение колесницы, письмо, стрельбу из лука, этикет. Дети должны в обязательном порядке знать и свою историю.

Уже в то время в Китае изготовляли одни из лучших шелковых тканей, начинали заниматься живописью, архитектурой, резьбой по дереву и камню.

Современная культура в Китае

Современная китайская культура и её особенности:

  • Архитектура. Для сооружений характерна симметрия с двух сторон – это признак гармонии, баланса и равновесия. Большие помещения обязательно имеют внутренние дворики и большую протяженность в ширину. Отделка стен и крыш у китайцев также особенная, что вносит свою изюминку и узнаваемость в архитектуре. По фен шую строения должны находиться задней частью к возвышенной местности и передней к водным объектам.
  • Картины китайских художников. Особое внимание уделяется живописи. И сегодня выполняются работы на шелковой ткани, бамбуковых пластинах. Практически каждая картина дополняется авторской надписью. В основном изображается природа или портреты. Для живописных рисунков также популярна тематика повседневной жизни китайцев, улицы городов и маленьких селений. И сегодня китайцы изображают мифических существ – демонов и драконов.
  • Настоящим искусством здесь считается и каллиграфия. Чтобы им овладеть, мало только изучить иероглифы и знать правильность их написания. Важно знать и скорость нанесения каждой линии, и силу надавливания кисти. Каллиграфия – не только искусство, это как способ медитации. В момент нанесения символов человек должен находиться в хорошем настроении, избавившись от плохих мыслей и суеты.
  • Фен-шуй – особая наука, познание которой помогает жить в уравновешенном и систематизированном мире. Чтобы изучить её, нужно познать правильное расположение предметов в своем доме, офисе. Дома строятся не только с учетом правил фен шуя, но и учитывая технику безопасности (например, здесь не редкость землетрясения).
  • Музыка китайцев может показаться не обычной. Вся причина в том, что у них не 7 обычных нот, а 5 или 13. Больше всего местные музыканты играют на струнных и смычково-струнных инструментах. Самый популярный – баньху, музыка которого сравнивается со скрипкой.
  • Виды китайской литературы в современном мире не особенно изменились. Из поэзии популярными так и остались любовная лирика, поэзия на религиозную и философскую тематику, стихи-притчи и пейзажная лирика. Менее популярной является литература о конфуцианстве и панегирики (слова поэзии, которые славят правителя и государство).
  • Особая часть китайской культуры – кулинария. Развиваться она начала в период неолита. Со временем блюда начали разделять в зависимости от того, кто их будет есть: простое население, император или приближенные к нему люди. Кухня здесь своеобразная, а для некоторых туристов покажется и странной, ведь они употребляют в пищу жуков, животных (в том числе собак и кошек). Всего на территории современного Китая 8 видов современной кухни, но есть еще и кухни китайских диаспор. Продукты, которые чаще всего используют для приготовления китайских блюд: рис, лапша, соя и блюда или специи из нее, овощи (пекинская капуста, бобовые, сельдерей, салат). Они очень любят экспериментировать со специями и соусами. Из мяса употребляют уток, куриц, свинину, говядину, морепродукты.

Источник: https://mykitai.ru/strana/istoriya/traditsionnaya-kultura-kitaya-ot-drevnosti-do-nashih-dnej.html

Характерные черты традиционной политической культуры Китая

Характерные черты традиционной политической культуры Китая

Сохрани ссылку в одной из сетей:

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедрамеждународных отношений

Курсоваяработа

Поучебному курсу “Социально-политическиепроцессы в странах Востока”

натему: “Характерные черты традиционной политической культуры Китая”

Исполнитель:

студентгр. МО-72 Филимонов Петр

Научныйруководитель работы:

к.с.н ИвонинМ.Ю.

Новосибирск2009 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I.Понятие политической культуры. Основныесоставляющие традиционной политическойкультуры Китая…………………………………..8

1.1 Понятиеполитической культуры……………………………………8

1.2Компоненты политической культурыКитая………………………11

Глава II.Современные черты традиционнойполитической культуры Китая.16

2.1Современные принципы политическойкультуры Китая…………16

2.2Отражение принципов политическойкультуры во внешней политикеКитая…………………………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….23

Библиографическийсписок……………………………………………………..26

Введение

Можносказать, что политическая культура -это одна из важных характеристикполитического режима, так как,сконцентрировав в себе историческийопыт, она представляет собой совокупностьустойчивых политических убеждений,образцов поведения и деятельности всехучастников политического процесса вобществе.

Применительнок восточной цивилизации политическаякультура играет важную роль в работеинститута власти, политическом иэкономическом развитии и жизни обществав целом.

Наразвитие традиционной политическойкультуры Китая оказывали влияние многиефакторы. Она поддавалась воздействиюсо стороны различных учений и религий,таких как конфуцианство, легизм, даосизм,а также буддизм и так далее.

Специфическойчертой китайской культуры является то,что на протяжении многих тысячелетийстрана в силу своего географическогоположения развивалась в полной изоляцииот существующих очагов мировойцивилизации. И поэтому Китай рассматривалсебя как срединное государство, котороеявляется центром всего мира.

Такоесамоопределение подтверждалась фактомзаимствования другими странамииероглифики, китайских изобретений(порох, компас, фарфор и т.д.) и основкультуры не только материальной, но идуховной и политической. По мнениюкитайцев, этот факт означал их национальноепревосходство над другими.

На современномэтапе эта тенденция также просматриваетсяво внешнеполитическом курсе страны.

Несмотряна долговременную изолированность,китайская культура успешно развивалась,опережая западную, прежде всего благодарясуществованию уже на раннем этаперазвития моральных императивов иубеждений. Китай – срединное государствоподнебесной – Джун Го.

Исходя из этого,если Китай – центр, то весь мир – окраина– Джун Вай. Это деление в наше времяпроисходит во всех сферах жизни. Например,совместные фирмы с другими государствамиимеют одно написание независимо отназвания страны, которое в переводеозначает – китайско–иностранная.

Вкорни многих представлений традиционнойполитической культуры легли представленияо китае-центризме, а также учение о том,что император является сыном неба.Получив теоретическое обоснование вовзглядах конфуцианства, это учениестало сильным средством политическоговоздействия.

В качестве божества наземле китайские императоры считалисебя – безраздельными властителяминад народами.

Такжечертой политической культуры Китаяявляется преданность старине илиритуализации. Высокий уровень историческогосамосознания обеспечивал политическимдеятелям Китая отличную платформу длякампаний.

Так Мао Цзэдун, используялюбовь народа к старшим, зачитывалцитаты из древних рукописей навыступлениях. Со временем политики неизменили своей тактики, и все такжепродолжают обращаться к основнымценностям политической культуры.

Например, в апреле 2006 года в своемвыступлении в Йельском университетеХу Цзиньтао впервые предпринял попыткусвязать воедино «гармоничные»ценности китайской традиции, современныецели КНР и внешнюю политику страны1.

Ни для кого не секрет, что основойтрадиционной политической культурыявляется создание гармонии. И в настоящеевремя председатель КНР успешно обращаетсяк этому понятию, объясняя тем самым целисвоей внешней политики.

Ещеодна характерная черта традиционнойполитической культуры – преданностьвласти. Именно благодаря этой черте вКитае так долго существовало правлениеимператора. Данный принцип являетсяосновой поддержания стабильности ипорядка в государстве.

И даже насовременном этапе развития в условияхдемократизации всего мира большинствокитайских граждан не поддерживают однуиз основных ценностей Западной демократии:возможность открыто конфликтовать сполитическими властями. При том условии,что исторически сложилось так, чтокитайцы всегда были в праве сменитьправителя.

Они избегали этого, посколькуне хотели внести смуты и смены династий,которая в свою очередь могла нарушитьравновесие и гармонию.

Актуальностьданной темы заключается в том, что встранах, ориентированных на традицию,то есть в Китае, политическая культураоказывает значительное влияние навнешнюю и внутреннюю политику государства,следовательно, на характер политическихи экономических отношений междугосударствами на международной арене.И поскольку Китай является важнымпартнером России в Азии, нам необходимочетко представлять возможные направлениявнешней политики срединного государства.

Объектомданной работы можно считать традиционнуюполитическую культуру Китая, а предметом– ее характерные черты.

Цельюкурсовой работы является то, что намнеобходимо выявить характерные чертытрадиционной политической культурыКитая.

Степеньразработанности данной темы достаточновысокая. Существует большое количествоисточников, литературы, а такжеИнтернет-ресурсов. В данной курсовойработе были использованы следующиематериалы.

ВасильевЛ. С. История Востока Т.1, 2. Данные материалыдают представление об истории странВостока, в данном случае Китая.

ГомеровИ. Н. Политическая культура. Здесь можнопочерпнуть теоретический материал ополитической культуре в целом, то естьвыявить понятия, основных элементы итипологии.

ЛукьяновА. Е. Лао-Цзы и Конфуций: Философия Дао.В монографии исследуется учение о Даодвух первых философов древнего Китая:Лао-Цзы и Конфуция. Можно проследитьформирование культуры Дао, рождениеконфуцианской философии.

КузыкБ.Н., Титаренко М.Л. Китай-Россия 2050:стратегия развития. В данной работеанализируется государственный иобщественный строй Китая, формированиевнутренней и внешней политики, а такжедаются прогнозы по развитиюРоссийско-Китайских отношений.

УиткомбВ.Л. Современный Китай. В данной работев доступной форме представляется картинаистории Китая и нынешнее состояниесрединного государства.

ДэнСяопин основные вопросы современногоКитая. В сборник вошли речи и беседы ДэнСяопина относящиеся к периоду с сен1982г. по июнь 1987г.

Рядстатей О.Розанова, К.Кокарева, В.Портякова,С. Тихвинского и т.д. из журналов «ПроблемыДальнего Востока», «Азия и Африкасегодня», «Общественные науки исовременность», «Общество и государствов Китае». Данные статьи дают возможностьсформировать представление о даннойтеме.

Входе работы были поставлены следующиезадачи:

  1. Исследовать понятие «политическая культура» и выявить особенность его значения через призму восточных традиций;

  2. Выявить главные компоненты традиционной политической культуры, то есть конфуцианство и легизм и дать представление об основных концепциях и принципах данных учений;

  3. Описать современные принципы традиционной политической культуры Китая;

  4. Рассмотреть отражение принципов политической культуры во внешней политике Китая и дать прогноз на динамику отношений между Россией и Китаем.

Решениеданных задач позволит сформироватьполноценную картину существующей вКитае традиционной политическойкультуры. Ее основных черт и характерих влияния в современном политическомразвитии страны.

Понятиеполитической культуры. Основныесоставляющие традиционной культурыКитая.

Понятиеполитической культуры

Будетправильным считать то, что для того,чтобы разобраться в данной теме, намнужно дать понятие «политическаякультура» и сформировать представлениео данном понятии.

Сначалахотелось бы сказать, что современныеисследования политики на Востоке и наЗападе не обходятся без использованияпонятия политическая культура. И приэтом определение данного термина неприводится, так как многие исследователисчитают, что его содержание известновсем и что оно совершенно бесспорно.

Надо сказать, что обсуждение политическойкультуры зачастую используют, чтобыобъяснить различия между политическимисистемами, а также еще для того, чтобыспрогнозировать внутренний ивнешнеполитический курс страны.

Такжеполитическую культуры вспоминают тогда,когда необходимо интерпретироватьразличные политические действия иреакции, которые кажутся на первыйвзгляд иррациональными, нелогичными илишенных закономерности.

Итак,перейдем непосредственно к определениюпонятия политическая культура.

«Политическая культура – это системазнаний, оценок и норм политики, включенныхв политический процесс, деятельностьи взаимоотношения его субъектов, вкультуру того или иного общества вкачестве их специфических элементов,фиксируемых, хранимых и транслируемыхс помощью знаков и знаковых систем. Это– система знаний, оценок и норм,моделирующих и регулирующих политику(политическую систему), политическуюдеятельность и политические отношениялюдей»2.

Тутстоит сказать, что впервые в оборотпонятие политическая культура ввелнемецкий мыслитель И.-Г. Гердер.

Хотелосьбы отметить, что за понятием политическойкультуры стоит также некая реальность– истинные мысли, чувства и оценкилюдей, относящиеся к политике. Но в тожевремя политическая культура не являетсяподлинной реальностью как таковой. Этоабстракция, которая помогает при изученииполитики.

Под политической культуройпонимается отношение к процедурампринятия решений и правилам поведенияв политике. Оно характерно для людей,имеющих видение смысла «политическойигры», в которую они вовлечены. Но в тожевремя, настоящая политическая культуратребует честной игры.

Уклонение отобщепринятых правил или их нарушениеведут к разрушению самой политическойкультуры и всей политической системы.

Итак,рассмотрев понятие политическойкультуры, будет логичным перейти ккраткому описанию типологии политическихкультур. Рассмотрим классическуютипологию политических культур,разработанную Г. Алмондом и С. Вербатом.

Итак, они выделяют три идеальных прототипаполитической культуры: патриархальнаяполитическая культура, подданническаяполитическая культура и активистскаяполитическая культура.

Можно сказать,что основой данной классификацииявляется тип ориентации политическогосубъекта на «специализированныеполитические объекты»3.Опишем вкратце каждый тип политическойкультуры.

Патриархальнаяполитическая культура главенствует вобществе, в котором еще не сформироваласьполитическая система. Основная частьнаселения не интересуется политикой,ограничивается приверженностью родномурегиону. Она характерна для слаборазвитыхстран.

Основнойчертой подданнической политическойкультуры является пассивное отношениек политической системе. Тут личностьосознает особый авторитет правительства.Государственная власть является дляобщества главным источником норм,которым нужно подчиняться из-за угрозынаказания или ожидания благ.

Инаконец, активистская политическаякультура характеризуется яснойориентацией индивидов на активную рольв политической системе. Люди считают,что источником принимаемых решенийявляется не только государственнаявласть, но и активность лиц и группобщества.

Итак,рассмотрев понятие политической культурыи ее типологию, мы теперь имеемпредставление, о чем будет идти речьдалее. Теперь перейдем непосредственнок традиционной политической культуреКитая.

Источник: https://works.doklad.ru/view/kdT8AEYTu5c.html

Традиционные основы и черты китайской политической культуры

Характерные черты традиционной политической культуры Китая

Считается, что на становление политической культуры Китая важное влияние оказали два фактора:

1) патриархально-клановая структура общества, в которой роль и ценность личности определялись соображениями ее социальной (клановой) полезности, местом ее в иерархии семейно-родственных связей, а государство представлялось в качестве суперпатримонимии;

2) особенности хозяйственной деятельности, основу которой сос-тавляла необходимость массовых общественных работ по строительству и содержанию аграрной и транспортной инфраструктуры.

Эти два фактора породили такие черты политической культуры, как

1) обязательное подчинение младшего (по возрасту или социаль-ному статусу) старшему;

2) полное превалирование интересов коллектива (общества, семьи, клана, государства) над интересами личности;

3) рутинную социально-политическую пассивность;

4) возможность социального возвышения индивидуума на основе защиты интересов своего социума и при условии его поддержки.

Так, наличие в старом Китае строгой иерархичной лестницы государственных чинов, с присущими каждой из ступени своего набора привилегий и обязанностей, привело к тому, что в сознании китайцев традиционным важным было определить, кто над кем стоит. В результате в политической культуре китайцев отношения между равными вызывают даже больший дискомфорт, чем отношения между выше и нижестоящими. Эта проблема имеет место и сегодня.

Исторически бюрократическая номенклатура в Китае традиционно формировала свой особый элитарный круг, доступ куда, правда, не был ограничен клановыми рамками. Но при этом каждый входивший в него должен был придерживаться строго определенных правил и регуляций, независимо от социального положения.

Специфика конфуцианской модели политической культуры состоит в том, что авторитет руководителя (верховного правителя или местного начальника) обусловливается наличием у него высоких добродетелей, а подтверждать это он обязан каждодневной деятельностью на благо других и соблюдением соответствующих должностных ритуалов.

Специалистами признано, что такая модель политической организации породила и закрепила следующие элементы политической культуры:

1) приоритет морально-этических норм управления над формаль-ными и юридическими;

2) довольно высокую степень социальной мобильности при консервации основ сложившейся политической системы;

3) строгое соблюдение служебной субординации;

4) представление о правителе как о высшем воплощении доброде-тели, которая вообще-то и легитимирует его позицию руководителя, и, реализуя которую, он управляет.

Традиционной культурой, фундированной на сущностных компонентах конфуцианства, таким образом, подчеркивается, что главное – это коллектив (общество, государство), а не отдельный индивид, который в конечном итоге рассматривался не как таковой, а как член общества.

Поскольку, в отличие от западной, в китайской традиционной культуре упор делался не на независимое свободное существование индивидуальной личности, а на подчиненность человека обществу и его долга перед общественной группой, то в результате в области политики эта концепция стала теоретической основой автократического правления.

Но не только конфуцианство формировало традиционную политическую культуру. Важное воздействие на нее оказал легизм и его основные доктрины. Среди них:

1) систематическое обновление государственного аппарата путем выдвижения чиновников;

2) концепция равных возможностей, четкая градация внутри самого правящего класса;

3) унификация мышления чиновничества;

4) цензорский надзор, круговая порука и личная ответственность чиновника.

В традиционной политической культуре обнаруживается и влияние даосизма, из которого была заимствована концепция «управление недеянием». Она подразумевала, что правитель должен одним примером собственных достоинств управлять народом, а не навязывать ему свою волю. Тогда и государство будет хорошо управляться собственным порядком.

В литературе политическую культуру Китая нередко называют как «компромиссную». Причиной такого обозначения являются стереотипы социального поведения китайца. Оно (поведение) определяется соотношением двух основных функций:

1) демонстрационной, обусловленной требованиями официаль-ной конфуцианской культуры;

2) латентной, исходящей из стремления к достижению поставлен-ной цели любой ценой.

В относительно стабильной ситуации доминирует демонстратив-ная функция, когда основная часть общества придерживается общепринятой модели поведения. В обстановке кризиса на первый план выступает латентная функция, превращаясь нередко в сильный дестабилизирующий фактор.

Устойчивость традиций способствует сохранению в политической культуре Китая ряда представлений о нормах и формах политической жизни. Одним из таких наиболее устойчивых явлений является институт связей (гуаньси), существование которого связано прежде всего с патриархально-клановым характером китайского общества.

Структура межличностных отношений в традиционном обществе формировалась за счет разделения на своих и чужих в представлении отдельно взятого человека. Граница здесь проходила, в первую очередь, по линии кровного родства. Земляческие связи, в свою очередь, также являлись проекцией кровно-родственных отношений.

В подобных условиях порядок поддерживался главным образом за счет устоявшихся морально-этических норм и обычаев. Поэтому основным способом разрешения противоречий были не юридические и судебные нормы (как на Западе), а моральное воздействие на конфликтующие стороны с целью поиска справедливого решения.

Отчасти этим объясняется, что в Китае в области юриспруденции существовало такое явление, как особое внимание к уголовным делам и пренебрежение гражданскими.

В условиях всеобщего правового индифферентизма институт гуаньси, возможность апелляции к старшему по должности или статусу члену своего социума служила важным средством защиты интересов индивида, социальной или административной единицы.

Гуаньси в Китае до сих пор является существенным каналом социальной коммуникации и не только по горизонтали, но и по вертикали: между высшими и низшими стратами общества, центром и местами, а также инструментом подбора кадров и административного управления.

Система гуаньси буквально пронизывает все сферы китайского общества, начиная с бытовой до политической.

Принадлежность к той или иной системе связей определяет и характер воззрений индивида, в том числе и в политической области: любая политическая инициатива китайца сопровождается поиском соответствующей опоры за счет налаживания связей среди людей своего круга. Причем степень личного знакомства практически не важна: первейшую роль играет именно принадлежность к данному социуму.

Издавна частные взаимоотношения с учетом их значимости определяются следующим порядком взаимоотношения: 1) отца и сына; 2) братьев; 3) учителя и ученика; 4) покровителя и покровительствуемого; 5) членов клана и родственников в широком смысле; 6) родственников по брачным связям; 7) названных братьев; 8) начальника и непосредственных подчиненных; 9) уроженцев одного уезда и области; 10) сослуживцев; 11) уроженцев одной провинции; 12) товарищей по школе.

Правда, в последнее время система гуньси вызывает недовольство, как среди рядовых китайцев, так и среди чиновничества. Так, считается, что среди причин массовых выступлений 1989 г. было и возмущение укоренившейся практикой «блата».

Китайское руководство выражает готовность бороться с этим «феодальным» пережитком, но гуаньси, как и некоторые другие проявления традиционной политической культуры, невозможно искоренить в одночасье, оно еще долго будет оказывать влияние на политическую жизнь в Китае.

В этом же русле следует рассматривать и упоминавшейся уже институт советников или «старцев», как его называют в самом Китае.

Известно, что вышедшие в отставку ветераны КПК из числа крупных руководителей нередко обладают гораздо большим влиянием, чем формальные руководители, более молодые по возрасту.

Эта ситуация наблюдается как в провинциальном звене партуправления, так и в высшем эшелоне партийно-политической власти. Причиной тому являются устойчивые личные связи, сформировавшиеся за годы работы в руководстве КПК.

С началом периода открытости в ХIХ в. Китай познакомился и с западными идеями, включая либерализм и социализм в лице марксизма. Последний оказался легко воспринимаемым китайским традиционным обществом.

Причина этого – в схожести некоторых марксистских постулатов с элементами традиционной политической культуры китайцев: коллективизм, эгалитаризм, социальный утопизм, легитим-ность свержения «плохой» власти и др.

Таким образом, к числу наиболее устойчивых черт традиционной политической культуры Китая, которые в наибольшей степени воспроизводятся в современном обществе, можно отнести следующие:

1) приоритет государства над обществом;

2) патерналистическое восприятие государства и его верховного правителя;

3) критическое отношение к индивидуалистической ориентации, приоритет коллектива перед индивидом, коллективное существование человека;

4) приоритет морально-этических норм управления над юридичес-кими и формальными;

5) представление о верховном правителе как о воплощении добро-детели;

6) социально-политическая пассивность, готовность участвовать в инициированном сверху движении;

7) безусловное подчинение младшего старшему, строгая иерархия государственных чиновников, большое значение кровно-родственных отношений;

8) компромиссность политического мышления;

9) восприятие себя китайцами как объектами, а не субъектами власти.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s32605t4.html

Refy-free
Добавить комментарий