Гуманизм лирики Пушкина

Гуманизм лирики Пушкина

Гуманизм лирики Пушкина

Гуманизм – это система представлений, основанная на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение критерия человечности как главного в оценке общественных отношений.

Во все времена в разных странах были люди, которые считали идеалы гуманизма основополагающими и делали все, чтобы они воплотились в жизнь. Можно сказать, что без признания главенствующей роли гуманистических ценностей человечество просто окажется обреченным. И в наше время эта идея стала общепризнанной во всем мире.

Но далеко не всегда в России такая позиция считалась приоритетной.

Потребовались усилия многих выдающихся русских мыслителей, философов, политиков, писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры, чтобы идеи гуманизма стали основой жизни общества. И заслуга Пушкина в этом деле огромна.

Поэзию Пушкина отличает глубокий гуманизм. Еще В. Г. Белинский говорил: “Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической – внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность”. Это особое качество лирики Пушкина проявляется во всех темах.

Пишет ли поэт о любви, о дружбе, о природе, размышляет ли он о поэзии и роли поэта в обществе, говорит ли о свободе или же выражает свою гражданскую позицию – везде он выступает как поэт-гуманист.

Политическая и гражданская позиция Пушкина связана с гуманистическими идеями просветительства. Еще в ранних стихах он говорит о необходимости освобождения от “гнета власти роковой” , об обязательности соблюдения закона для всех, выражает надежду на то, что антигуманная система крепостничества будет отменена “по манию царя” .

После поражения восстания декабристов поэт, стремясь поддержать своих друзей, находящихся в ссылке, посылает им стихотворение “Во глубине сибирских руд…” . В нем звучит надежда на милосердие царя, благодаря которому ссыльные друзья-декабристы вновь обретут свободу.

В поздней лирике Пушкина начинает все сильнее звучать тема христианского милосердия и гуманизма.

Идеалам гуманизма Пушкин остается верен и тогда, когда его постигает разочарование, усталость, появляются ноты пессимизма.

Так в конце 1820-х – начале 1830-х годов он не верит в близость политической свободы в условиях современной ему России, в милосердие царя, даже не надеется, что ему будет предоставлена возможность “по прихоти своей скитаться здесь и там”.

Но он продолжает развивать идеи гуманизма, всем своим творчеством утверждая, что без свободы человек не может остаться человеком.

Об этом он пишет, например, в стихотворении “Анчар” 1828 года. Создавая образ “древа смерти”, изолированного в природе, и рисуя владыку и раба, действия которых нарушают природную гармонию и приводят к распространению гибельного действия анчара, поэт утверждает вместе с тем мысль о порочности такого общественного устройства, где существует тирания и рабство.

Не случайно в этом стихотворении авторская идея выражается через описание природы. В лирике Пушкина пейзаж имеет очень большое значение и часто бывает насыщен гуманистическим пафосом. Пушкин считал, что человек не должен бояться величественных явлений природы, жить с ней в гармонии.

Он стремился сделать природу понятной и близкой человеку. В стихотворении “Зимний вечер” поэт описывает грозное явление природы – бурю. Но он делает это так, что буря не кажется нам страшной:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Именно в поэзии Пушкина впервые перед читателями предстала природа среднерусской полосы во всей ее красе, во всем разнообразии годовых времен. Так в стихотворении “Осень” поэт описывает смену времен года и говорит о своем отношении к ним. Он рассказывает, что больше всего любит осень, и старается научить людей видеть ее неброскую, но чарующую красоту:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Еще одно незабываемое описание осенней природы поэт дает в стихотворении “19 октября” :

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

Это стихотворение, как и многие другие, посвящено лицейской годовщине и лицейским друзьям. Дружбу Пушкин считал одним из самых светлых свойств человеческой натуры. Он умел дружить и сохранил верность друзьям детства и юности на всю жизнь.

Многие стихи, посвященные друзьям, выражают гуманистические чувства поэта, например, послание “В Сибирь”, “К Чаадаеву”, “И. И. Пущину”, “19 октября” и другие.

Но Пушкин был одарен не только умением дружить, но и счастьем любить. Он видел в любви одно из самых светлых, ярких и лучших свойств человеческой души.

Пушкин считал, что именно любовь открывает для человека весь мир – “и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь” . Пушкин считал, что настоящая любовь не должна быть эгоистичной.

Даже прощаясь навсегда с любимой женщиной, поэт желает ей только добра и счастья:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Чувства любви и дружбы соединяются для Пушкина в его отношении к жене Наталье Николаевне, которую он называет “мадонной”. О ней он говорит: “Чистейшей прелести чистейший образец”. К ней он обращается как к лучшему другу, которому доверяет самые заветные свои мысли и мечты:

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –

Летят за днями дни, и каждый день уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.

Эти глубокие философские размышления Пушкина о времени, судьбе, жизни и смерти не могли не затронуть и того главного дела, которому он посвятил себя, – поэзии, ее роли и значения, места в обществе. И вновь мы можем убедиться в том, что главным критерием оценки для Пушкина является гуманизм.

Свои размышления на тему поэта и поэзии он высказал в целом ряд стихотворений, написанных в конце 1820-х – 1830-х годах: “Поэт”, “Поэт и толпа”, “Поэту”, “Эхо” и многих других.

Еще в 1826 году в знаменитом стихотворении “Пророк” Пушкин утверждал, что истинная поэзия связана с божественным началом, а потому она всегда гуманна и цель ее определена Богом:

“Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей”.

Это значит, что поэт-пророк должен нести людям слово высшей истины, высшего гуманизма. И эту миссию Пушкин исполнил своей жизнью. В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, завершающим его творческий путь, он пишет о бессмертии своей поэзии и говорит, что память о нем сохранится благодаря тому, что все его творчество было направлено на утверждение идеалов гуманизма:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Источник: https://goldsoch.info/gumanizm-liriki-pushkina/

Гуманизм лирики а.С. Пушкина

Гуманизм лирики Пушкина

Чтобыприступить к раскрытию данной темы,необходимо вначале определить понятие«гуманизм».

В словаре современногорусского языка под редакцией Российскойакадемии наук это слово толкуется какотношение к людям, проникнутое любовьюи заботой об их благе. Какое воплощениеполучили человеколюбивые мотивы в лирике А.С.

Пушкина? – этот вопрос итребуется решить для раскрытияпредложенной темы. В поисках ответаобратимся к одному наиболее наглядномупримеру.

Знаменитоеи программное в пушкинском творчествестихотворение «Пророк» посвящено темепоэта и поэзии. Предназначение поэтаизображено здесь в аллегорическойформе. Пушкин творчески использовалбиблейскую легенду о пророке Исайе изначительно изменил её в соответствиисо своим художественным замыслом.

Влегенде Исайя в отчаянии, оттого что онзаражён язвами людских грехов.

АрхангелСерафим прижигает его «нечистые уста»,после чего Исайя сам просит у Господапослать его к людям, чтобы сообщить имо грозной каре.

Пушкин в своём стихотворениииспользует только общую фабулу (основныемоменты действия) библейской легендыи сосредотачивает внимание не набожественном гневе, а на том, как человекстановится пророком.

Стихотворениеначинается с описания сложного внутреннегосостояния его лирического героя:

Духовнойжаждою томим,

Впустыне мрачной я влачился…

Здесьнеобходимо упомянуть, что эти строкибыли созданы в 1826 году, когда свершиласьказнь над друзьями поэта декабристами,когда передовые люди России оказалисьв пустыне отчаяния, на перепутье верыв возможность демократических перемен.Подобную безвыходность положенияощущает и герой стихотворения «Пророк».

Духовноевозрождение человека начинается споявлением шестикрылого Серафима.Лирический герой наделяется сверхзоркостьюи сверхслухом, ему открывается весь мирв многообразии форм и звуков. Он обретаеткачества более древнего и величественногомира природы: зоркость орлицы и мудростьзмеи.

Болеетого, Серафим избавляет заблудившегосяв пустыне неведения путника от егогреховной сути:

Ивырвал грешный мой язык,

Ипразднословный, и лукавый…

Оченьважно, что освобождение от греховсопряжено с адскими муками, ибо толькострадание может привести человека кистинному очищению его души и к духовномувоскрешению.

Однакои этих мук ещё не достаточно. Чтобы статьпророком, чтобы познать истину, нужноещё отрешиться от сердечного трепетаи страха. Недаром у будущего пророкаСерафим «сердце трепетное вынул».

Спомощью Архангела человек получает всенеобходимые качества пророка, но оностаётся в бездействии, «как труп». Нехватает ещё главного – цели, которуюзнает только Бог.

Здесьуместно напомнить тему стихотворения«Пророк»: поэт и поэзия.

Воплощениеэтой темы связано с решением проблемы:в чём заключается высшее предназначениепоэта и поэзии? Расшифровав поэтическуюаллегорию, можно прийти к выводу, чтоистинный поэт – это человек, наделённыйвозможностью проникать в загадочныеглубины окружающего мира, глазам егооткрыты тайны бытия, внутренний слухего необычайно чуток, язык его лишёнлжи, а цель его определена самим Богом:

Глаголомжги сердца людей.

Настоящийпоэт призван своим вещим, пророческимсловом будить сердца людей к высокимустремлениям и благородным порывам –таково гуманистическое призвание поэтаи такова идея стихотворения «Пророк».

Пушкинмастерски выразил эту идею в лаконичных,насыщенных глубокими мыслями и яркимиобразами строках.

Стихотворение написано ямбом, что придаёт ему чеканноеи мужественное звучание. Большую рольиграет употребление старославянизмов:«перстами», «зеницы», «уста», «виждь ивнемли». Архаичная лексика придаётстихотворению особую торжественностьи силу.

Не случайны частые повторы(половина строчек стихотворенияначинается с союза «и»). Повторениенагнетает напряжение, связанное с мукамиперерождения человека в пророка.

И,наконец, особую яркость происходящемупридают необычные эпитеты: «жало мудрыязмеи», «уста замершие», «грудь отверстая».

Единствосвоеобразной идеи с оригинальнымиязыковыми средствами, выражающими этуидею, создаёт то потрясающее впечатление,которое производит стихотворение«Пророк».

Завершаяанализ одного из шедевров пушкинскойлирики, можно прийти к выводу, что лиразнаменитого поэта была призванапробуждать в человеке «чувства добрые»и утверждать вечные идеалы Добра иЛюбви. Гуманистические мотивы стихотворения«Пророк», как и мотивы всего творчествапоэта, и по сей день дарят людям неугасимыйсвет великого гения А.С. Пушкина.

Источник: https://studfile.net/preview/7174452/page:2/

Гуманность творчества Пушкина

Гуманизм лирики Пушкина
“ Лелеющая душу гуманность…” в поэзии Александра Сергеевича Пушкина.

Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве касался множества тем, которые стали традиционными для многих русских поэтов. Основными темами в его творчестве являются следующие: свободолюбие , любовь, дружба и , конечно, родина. Во всех этих темах отчетливо видна гуманность автора , его безграничная любовь к свободе и красоте.

Вольнолюбивый дух присущ многим его произведениям. Так, в оде “Вольность” Пушкин утверждает свободу как нравственный, политический идеал. Достижение свободы возможно с помощью мудрых законов , обязательных для всех от народа, до царя. Но самодержавие в России не гуманно и не признает справедливых законов, и душит свободу.

Но Пушкин с его огромным человеколюбием и любовью к жизни верит, что будущее за теми, кто “свободою горит “ и у кого “сердца для чести живы”. В стихотворении “ Деревня “ объектом критики Пушкина становится крепостное право, которое как позорное ярмо лежит на России.

Основным объектом нападок Пушкина в этом стихотворении является “барство дикое” , которое присваивает себе “и труд и собственность , и время земледельца”.

После подавления восстания декабристов вольнолюбивые стихи объединяет тема верности поэта его идеалам . Гуманизм Пушкина проявился в том, что автор не хотел , чтобы его друзья -декабристы погибли даром . Пушкин в своих произведениях неизменно напоминал о проблемах , существовавших в России, чьи лучшие сыны гибли по злой воле тирана . Примером тому служит стихотворение “Анчар”.

Дружба являлась одним из нравственных идеалов жизни поэта. Эта тема находит отражение в стихотворениях “19 октября 1827 года”, “Воспоминания в Царском селе”, “К Чаадаеву”, и в множестве других посланий друзьям.

Один из основных мотивов, который проходит через всю дружескую лирику Пушкина ,- это мотив верности в дружбе. Перед окончанием Лицея Пушкин клянется в вечной верности друзьям.

Эта клятва не оказалась поэтическим преувеличением .Пушкин через всю жизнь свято пронес верность дружбе и “вольности святой”.

Этот мотив звучит в послании “К Чаадаеву”, человеку безукоризненной честности и огромного свободолюбия:

Мой друг отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Друзья были той отдушиной, к которой Пушкин бежал в трудную минуту. В более поздних произведениях видны ностальгические мотивы в его строках. Светлой датой был для поэта день основания Лицея. К каждой годовщине Пушкин писал по стихотворению, вспоминая тех, кто покинул его.

Другими нравственными и эстетическими идеалами поэта были любовь и женская красота. О сколько чудных стихотворений Пушкин посвятил дамам! Прекрасные дамы обожествляются поэтом и являются источником вдохновения.

Примером тому служит послание к Анне Петровне Керн, написанном в 1825 году.

В этом послании любовь у Пушкина соединена с жизнью.

Несколько нежных и трогательных стихотворений Пушкин посвятил графине Воронцовой , о которой он помнил всю жизнь . (“Сожженное письмо”, “Талисман” , ”Прощание”). Эти стихи отличаются чувством большого уважения к любимой женщине.

Любви у Пушкина присущи и ревность, и разлука, и смерть любимой. Особенно ярко это видно в послании, посвященном Амалии Ризнич:

Простишь ли мне ревнивые мечты, Моей любви безумное волненье.

Очень часто тема любви у Пушкина сливается с лирическим пейзажем, который гармонирует с чувством , владеющим поэтом. Примером тому служит стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла”, посвященное Наталье Гончаровой.

Вершиной любовной лирики Пушкина можно считать стихотворение “ Я вас любил”. В этом стихотворении раскрывается вся красота души поэта. Человек в любви должен быть выше эгоизма. Он должен уважать право любимой на свободу выбора.(“Так дай вам бог любимой быть другим”).

При написании своих стихов Пушкин руководствовался гуманистическими идеями, которые “питают здравый ум и вместе учат нас”. Недаром В.Г. Белинский написал о нем: “Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Человека, который будет уважать права и свободы других, а также право любимой на выбор. Разве не в этом заключается гуманизм?! Гуманизм Пушкина!

… “К Чаадаеву”, “Деревня”.

Ода “Вольность”, написанная в декабре 1817 года, обозначила собой важный этап творчества Пушкина, связанный с окончательным подчинением его музы революционно-освободительному движению.

Родившаяся в атмосфере дружеских бесед поэта с Н.И. Тургеневым и другими передовыми людьми, эта ода выразила основные социально-политические принципы организационно подготовляемого тогда “ …

… и наукой /историей/, поскольку там и тут безусловное преимущество было на стороне строгих выводов исторической науки.

В исторических работах Пушкина занимали проблемы, вне которых он не представлял себе дальнейшей эволюции ведущих жанров новейшей литературы. Проблемы истории были для него проблемами литературы.

Первый шаг от романтизма к реализму выразился в отказе от произвольного истолкования …

… палладиум Петербурга пришла поэту, говорят, под влиянием рассказа графа М.Ю. Вьельгорского о видении, сообщенном Александру I в 1812 году князем А.Н. Голицыным . По достоверному преданию (см. кн. П.П.

Вяземского «Пушкин по документам Остафьевского архива», Санкт-Петербург, 1880, стр. 71), в первоначальном тексте был очень сильный монолог Евгения против петровской реформы, ныне исчезнувший. «Медный …

… персонажам повестей свойственны определенные черты языка. Это обусловливает сложность языковой композиции «Повестей Белкина». Ее объединяющим началом выступает образ автора.

Он не дает повестям «рассыпаться» на разнородные по языку куски. Особенности языка рассказчиков и персонажей обозначены, но не господствуют в повествовании.

Основное пространство текста принадлежит «авторскому» языку. На фоне …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/83374

Refy-free
Добавить комментарий