Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

Ад — здесь? Всё о Данте и

Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте
Данте Алигьери

Интересен вот какой факт. Никто точно не знает, когда родился Данте. А ведь он был не абы кем — родился в богатейшем и знатнейшем семействе Флоренции.

Разгадка здесь очень простая, но нам в 21 веке мало понятная. Во времена Данте дата рождения не имела большого значения. Культура того времени оценивала человека исключительно по делам, совершенным при жизни.

Если ты чего-то добился, то и не стыдно указать твою дату смерти.

Данте — поэт-новатор, человек, вне всякого сомнения, своими учителями считавший великих Гомера и Вергилия. Его современники, пусть даже и такие талантливые, как Петрарка, не могли повлиять на творчество Данте.

В наше время мы говорим «Божественная комедия». Во времена Данте книга же называлась El Dante (книга Данте). И все понимали о чём речь. Еще при жизни Данте обрёл вечную славу.

Его портреты были на фресках храмов, украшали тетради начинающих мастеров слова, его имя не сходило с уст образованных соотечественников. «Божественная комедия» — так назвали книгу именно они.

Это была самая великая награда для поэта и человека Данте.

Он был аскетичен. Любил девушку по имени Беатриче, которая вышла за другого и рано умерла. Беатриче в «Божественной комедии» — проводник. Ровно, как и Вергилий, который «знает тут всех и каждого в Аду».

Данте и Беатриче

Разве можно всё это просто придумать? Столько мук и телесных наказаний? Данте долго болел, и в бреду ему открылись картины ада, которые он с такой пугающей естественностью описал.

А ведь для человека из Средневековья путешествие в ад — привычный сюжет. Тогда было совершенно другое восприятие мира и себя в этом мире.

Так насколько уже тогда должно было быть ошеломляющим его творение, чтобы занять умы современников поэта из Флоренции?

Ад по Данте

Вы когда-нибудь задавались мыслью почему самый страшный грех и 9 круг ада — это предательство доверившегося? Это объясняется тем, что самого Данте предали, навсегда изгнав из Флоренции.

Его «партия белых» проиграла в тяжёлой политической борьбе, и он, как и Петрарка, покинул город навсегда. Поэт-изгнанник это нечто большее, чем поэт.

Для внутреннего мира Данте это был удар, но для Данте-поэта — шаг вперёд.

Покинутая навсегда Флоренция

Данте очень ясно объясняет устройство ада через цвет и свет, через форму. Сейчас так уже не пишут. Современная литература опирается на сложный самоанализ, на мыслительные процессы «Он подумал, он захотел».

Вы все знаете выражение «на 7 небе от счастья». Оно от Данте. Его 7 небес — это устройство вселенной, подсмотренное у Птолемея. Данте удачным образом связал знание своего века с удивительным талантом поэта. И описал мир так, как мог.

Галилей и Коперник с их открытиями, тогда ещё даже не родились.

Стоит признать, что «Песни Рая» написаны хуже, чем «Песни ада». Исследователи связывают это с тем, что описывать «вечное блаженство» метафорично тяжело. Блаженство и блаженство. То ли дело пытки и наказания. К слову, многие писатели и поэты так или иначе вдохновляются «Божественной комедией».

Николай Васильевич Гоголь называл «Мёртвые души» прямым переосмыслением божественного творения Данте. Обратите внимание на название. «Мёртвые души». А начало романа? «Чичиков ездит кругами».

Когда критики резонно заметили, что все его герои сплошь и рядом отвратительны и достойны ада Данте, Гоголь ответил, что напишет еще две книги. Вторая будет об обретение героем себя (Чистилище), а третья — благодать и рай на Руси (Рай).

Мы знаем, чем всё закончилось.

Посмертная маска Данте Некоторые философы в 20 веке, пытались переосмыслить творение Данте. Порой они особенно лютовали и не жалели слов. Отличился всеми любимый Ницше. Он говорил о Данте так:
«Гиена, которая писала стихи на могильных плитах».

Виной тому тот факт, что великие люди античности должны прозябать на 1 круге ада лишь по той причине, что родились в дохристианскую эпоху, а посему не смогут предстать перед ликом Бога. Это и злило Фридриха Ницше.

Несмотря ни на что, «Божественная комедия» — одно из величайших произведений, которое создал род человеческий. Это основа итальянского литературного языка. Данте создал его. Как Пушкин создал русский литературный язык для нас с вами.

Ещё при жизни Данте было написано около 70 000 (!!!) работ связанных с «Божественной комедией», и никто из ныне живущих людей не в праве утверждать, что знает или, по крайней мере, понимает весь смысл, заложенный Данте Алигьери в своей работе.

Подписывайтесь на мой канал и делайте репосты в соц. сетиЗдесь вы узнаете еще много интересного и удивительного.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae9f3c177d0e6504bce8f7e/5b13e98abce67e49e0049f8a

Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте
Рубрика (тематическая категория)Сочинения по русской литературе
Текст сочинения.

ʼʼБожественная комедияʼʼ — величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.

В творчестве ни одного из художников Средневековья ӊᴇ отобразились особенности этих пор в истории человечества так полно и ярко, как в Данте. Именно ᴇᴦο жизнь стала символом жизни средневековой человека-мыслителя, человека-художника, который стремится справедливости.

Через политические страсти, которые пылали в роднои̌ поэту Флоренции, Данте стал изгнанником.

Понятие и виды, 2018.

Почти двадцать лет он стремился возвратиться на родину, где был обречен на смертную казнь. За несколько лет до смерти Данте правительство Флоренции объявило амнистию политическим изгнанникам, в случае если они отрекутся своих взглядов. Данте ӊᴇ согласился, и ᴇᴦο вторично обрекли насмерть, за жизнь поэта ϶тот приговор ӊᴇ отменили. Года изгнания были наиболее плодотворными в творчестве Данте, десять из них он отдал созданию ʼʼБожественнои̌ комедииʼʼ.Автор ʼʼБожественнои̌ комедииʼʼ, Данте Алигъери, прожил сложную жизнь, преисполненная больших страстей, страданий, гениальных творческих взлетов.Жанр ʼʼкомедииʼʼ был популярен в Средневековье, так называли произведение с печальным началом и счастливым концом, написанный народным языком.

Понятие и виды, 2018.

Потомки дали ей название ʼʼбожественнаяʼʼ, имея на внимании её художественное совершенство и красоту. Цель, которую ставил перед собой автор,- отвернуть человека от греха. Это и есть настоящий сюжет ʼʼКомедииʼʼ: открытие человеком всемирнои̌ гармонии через преодоление греховности, общественного и политического хаоса земного, материального мира. Этой цели подчиняется композиция произведения. Он состоит из трех частей: ʼʼАдʼʼ, ʼʼЧистилищеʼʼ, ʼʼРайʼʼ. Важно отметить, что каждая часть имеет 33 песни, и с первой вступительнои̌ вся поэма составляется с 100 песен. В композиции поэмы Данте использует христианскую символику чисел. Число 3 характернейшее в христианской символике, именно оно воплощает гармонию. Эту идею он раскрывает ӊᴇ только лишь в количестве частей, а и в строении стиха: ʼʼКомедияʼʼ написана тристихами (терцинами).Произведение имеет аллегорическое содержание: абстрактные понятия, мысли автор выражает через конкретные образы и события. Сам образ поэта имеет аллегорический характер, он символизирует душу человека, который ищет истины. Его странствования по аду и чистилищу надо понимать как путь к настоящей вере вопреки соблазнам и испытанию.Уже начало ʼʼКомедииʼʼ раскрывает неоднозначность содержания произведения. Блуждая в ʼʼтемном лесеʼʼ и потеряв надежду найти ʼʼпростую дорогуюʼʼ, Данте старается подняться на гору, которой ʼʼбыла на исходе та долинаʼʼ. Темный лес — ϶то и аллегория обстоятельств жизни самого Данте, и политическая ситуация в Италии того времени и т.п… Холм — царство гармонии и справедливости. Сначала Данте кажется, что подняться в гору будет очень легко, но ему встречаются разные препятствия: пантера, что является аллегорией предательства, лев — гордость и тирания, волчица — жадность и эгоизм. В ад поэта сопровождает Вергилий. Данный римский поэт-язычник есть аллегория ума. Когда Данте спускается в ад, запыхается от серного дыма, ӊᴇ в возможности вынести тех страданий, который увидел, ᴇᴦο поддерживает Вергилий (аллегория поняла: в тяжелых испытаниях и страданиях душу должен поддерживать ум). Образ Беатриче символизирует любовь, которой поднимает человека, раскрывает безграничную любовь Бог к людям.Гуманистический пафос поэмы состоит в том, что Данте впервые в средневековой литературе оценивает человека соответственно её земнои̌ жизни. 9 кругов ада, которые проходит поэт, отображают ᴇᴦο отношение к человеческим страстям. В первом круге он встречает некрещеных грудные детей и знаменитых язычников, они ӊᴇ страдают, а только лишь тоскуют, так как в христианском мире им нет места в рае. Во втором круге он видит Паоло и Франческу, влюбленных, которые и в аду ӊᴇ хотят разводиться. Поэт сочувствует им, и в данном тоже оказался гуманистический пафос: средневековая литература ӊᴇ знала сочувствия к грешникам. В последнем, девятом круге, поэт видит графа Уголино, ϶то политический деятель, который предал своих единомышленников, за ϶то, на мысль Данте, он имеет наказание аж на самом дне ада. Но даже такой грешник вызывает сочувствие поэта. За измену Уголино и ᴇᴦο детей заточили в Пизанскую башню, где они умерли страшнои̌ голоднои̌ смертью. Данте осуждает Уголино-предателя, но сочувствует Уголино-отцу.

Поэма ʼʼБожественная комедияʼʼ глубоко национальная, а Данте выступает как патриот Италии, но её значение ещё в Средневековье вышло за пределы национального, она отобразила моральные достижения в свое время и подготовила появление мировоззрения Возрождение.

Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте»2017-2018.

  • — Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

    «Божественная комедия» — величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери — вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового… [читать далее].

  • Источник: http://referatwork.ru/sochtop19/%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B5/view/4016_gumanisticheskie_idealy_bozhestvennoy_komedii_dante

    Анализ «Божественной комедии» (Данте) | Литерагуру

    Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

    Нередко из-за любви совершаются поступки, выходящие за рамки понимания. У поэтов же принято, испытав любовь, посвящать объекту чувств свои сочинения.

    Но если этот поэт — еще человек со сложной судьбой и при том не лишен гения, есть вероятность, что он способен написать одно из величайших произведений на свете. Таким был Данте Алигьери.

    Его «Божественная комедия» — шедевр мировой литературы — продолжает быть интересной миру спустя 700 лет с момента ее создания.

    История создания

    «Божественная комедия» создавалась во второй период жизни великого поэта — период изгнания (1302 — 1321).

    К моменту начала работы над «Комедией» он уже искал пристанища для души и тела среди городов и государств Италии, а любовь всей его жизни Беатриче уже несколько лет как почила в покое (1290), став жертвой чумной эпидемии.

    Сочинительство было для Данте своего рода утешением в его непростой жизни. Вряд ли тогда он рассчитывал на всемирную славу или память в веках. Но гениальность автора и ценность его поэмы не позволили ему оказаться забытым.

    Жанр и направление

    «Комедия» — особое произведение в истории мировой литературы. Если смотреть в широком плане — это поэма. В более узком смысле определить ее принадлежность к одной из разновидностей этого жанра нельзя. Проблема здесь в том, что содержательно таких произведений больше нет.

    Ему и название придумать, которое бы отражало смысл текста, нельзя. «Комедией» сочинение Данте решил назвать Джованни Боккаччо, следуя логике аристотелевского учения о драме, где комедия была произведением, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо.

    Эпитет «божественная» придумали в XVI веке.

    По направлению — это классическое сочинение итальянского Возрождения. Поэме Данте присуща особенная национальная изящность, богатейшая образность и точность. При всем этом поэт также не пренебрегает возвышенностью и свободой мысли. Все эти черты были свойственны именно возрожденческой поэзии Италии. Именно они образуют тот неповторимый стиль итальянской поэзии XIII — XVII веков.

    Композиция

    Если смотреть в целом, то основой поэмы является путешествие героя. Произведение представляет собой три части, состоящие из ста песен. Первая часть — «Ад». Она содержит 34 песни, в то время как «Чистилище» и «Рай» по 33 песни каждая. Выбор автора не случаен. «Ад» выделился как место, в котором не может быть гармонии, ну, и обитателей там больше.

    Описание ада

    «Ад» представляет собой девять кругов. Грешники там располагаются по степени тяжести их падения. За основу этой системы Данте взял «Этику» Аристотеля. Так, со второго по пятый круги наказывают за результаты человеческой невоздержанности:

    • во втором кругу — за похоть;
    • в третьем — за чревоугодие;
    • в четвертом — за скупость с расточительством;
    • в пятом — за гнев;

    В шестом и седьмом за последствия зверства:

    • в шестом за лжеучения
    • в седьмом за насилие, убийства и самоубийства

    В восьмом и девятом за ложь и все ее производные. Худшая участь у Данте ждет предателей. По логике современного, да и тогдашнего человека, наиболее тяжелым грехом является убийство.

    Но Аристотель, вероятно, считал, что желание убить человек контролировать может не всегда из-за звериной натуры, в то время как ложь — дело исключительно сознательное.

    Данте, очевидно, придерживался той же концепции.

    В «Аду» все политические и личные враги Данте. Также там он разместил всех тех, кто был другой веры, казался поэту аморальным и попросту жил не по-христиански.

    Описание чистилища

    «Чистилище» содержит семь кругов, которые соответствуют семи грехам. Их Католическая Церковь позже назвала грехами смертными (теми, что можно «замолить»). У Данте они расположены от тяжелейшего к наиболее терпимому. Сделал он так, потому что его путь должен представлять собой путь восхождения к Раю.

    Описание рая

    «Рай» исполнен в девяти кругах, названных в честь основных планет солнечной системы.

    Здесь христианские мученики, святые и ученые, участники крестовых походов, монахи, отцы Церкви, и, конечно же, Беатриче, которая находится не где-нибудь, а в Эмпирее — девятом кругу, который представлен в виде светящейся розы, что может трактоваться как место, где находится Бог.

    При всей христианской правоверности поэмы, Данте дает кругам Рая названия планет, что по смыслу соответствуют именам богов римской мифологии. Например, третий круг (Венера) — обитель влюбленных, а шестой (Марс) — место для воителей за веру.

    О чем?

    Джованни Боккаччо, когда писал сонет от имени Данте, посвященный цели поэмы, сказал следующее: «Развлечь потомков и наставить в вере». Это и правда так: «Божественная комедия» может служить наставлением в вере, ведь она основана на христианском учении и наглядно показывает, что и кого ждет за непослушание.

    И развлечь, что называется, она может. Учитывая, например, то, что «Рай» — самая нечитаемая часть поэмы, так как вся зрелищность, что любит человек, описана в двух предыдущих главах, ну, или тот факт, что произведение посвящено любви Данте.

    Более того, та функция, что, как сказал Боккаччо, развлекает, может даже поспорить в своей значимости с функцией назидания. Ведь поэт, безусловно, был больше романтиком, нежели сатириком.

    Он писал о себе и для себя: все, кто ему мешал жить, — в аду, поэма — для его возлюбленной, а спутник и наставник Данте — Вергилий — любимый поэт великого флорентийца (известно, он знал его «Энеиду» наизусть).

    Образ Данте

    Данте является главным героем поэмы. Примечательно, что во всей книге его имя не указано нигде, кроме, разве что, обложки. Повествование идет от его лица, а все остальные персонажи называют его «ты». Рассказчик и автор имеют много общего.

    «Сумрачный лес», в котором оказался первый в самом начале, — это изгнание реального Данте из Флоренции, момент, когда он действительно был в смятении. А Вергилий из поэмы — это сочинения римского поэта, что существовали для изгнанника в действительности.

    Как его поэзия вела Данте сквозь трудности здесь, так и в загробном мире Вергилий является его «учителем и примером любимым». В системе персонажей древнеримский поэт также олицетворяет мудрость.

    Наиболее хорошо показывает себя герой в отношении к грешникам, которые обидели его при жизни лично. Некоторым из них он даже говорит в поэме, что они того заслужили.

    Темы

    • тема поэмы — любовь. Земную женщину поэты эпохи Возрождения стали возвышать до небес, нередко называя Мадонной. Любовь, по Данте, — причина и начала всего. Она — стимул для написания поэмы, причина его путешествия уже в контексте произведения, а главное, причина начала и существования Вселенной, как и принято считать в христианской теологии.
    • Назидание — следующая тема «Комедии». Данте, как и все в те времена, чувствовал большую ответственность за земную жизнь перед миром небесным. Для читателя он может выступать как учитель, который каждому дает по заслугам. Понятно, что в контексте поэмы обитатели загробного мира расположились так, как их описывает автор, волей Всевышнего.
    • Политика. Сочинение Данте можно смело называть политическим. Поэт всегда верил в преимущества власти императора и хотел такой власти для своей страны. Всего его идеологические враги, а также враги империи, вроде убийц Цезаря, испытывают самые страшные страдания в аду.
    • Сила духа. Данте нередко впадает в смятение, оказавшись в загробном мире, но Вергилий велит ему этого не делать, не останавливаясь ни перед какой опасностью. Однако даже при необычных обстоятельствах герой показывает себя достойно. Не бояться вообще он не может, так как является человеком, но даже для человека его страх незначителен, что есть пример образцовой воли. Эта воля не сломалась ни перед трудностями в реальной жизни поэта, ни в его книжном приключении.

    Проблематика

    • Борьба за идеал. Данте стремился к своим целям как в реальной жизни, так и в поэме. Будучи некогда политическим активистом, он продолжает отстаивать свои интересы, клеймя всех тех, кто с ним в оппозиции и поступает плохо. Автор, конечно, не может назвать себя святым, но тем не менее он берет на себя ответственность, распределяя грешников по их местам. Идеалом в этом вопросе для него является христианское учение и собственные взгляды.
    • Соотнесение мира земного и загробного. Многие из тех, кто жил, по мнению Данте, или по христианскому закону, неправедно, но, например, в свое удовольствие и с выгодой для себя, тот в аду оказывается в самых страшных местах. В тоже время в раю находятся мученики или те, кто при жизни прославился великими и полезными делами. Концепция наказания и награды, разработанная христианской теологией, существует в виде морального ориентира для большинства людей и сегодня.
    • Смерть. Когда скончалась его возлюбленная, поэт очень горевал. Его любви не суждено было сбыться и получить воплощение на земле. «Божественная комедия» — попытка хоть ненадолго воссоединиться с навсегда потерянной женщиной.

    Смысл

    «Божественная комедия» выполняет все те функции, которые заложил автор в это произведение. Она является нравственным и гуманистическим идеалом для каждого.

    Чтение «Комедии» вызывает множество эмоций, через которые человек узнает, что есть хорошо, а что плохо, и испытывает очищение, так называемый «катарсис», как окрестил это состояние духа Аристотель. Через страдание, испытанное в процессе чтения бытоописания ада, человек постигает божественную мудрость.

    В результате он относится к своим поступкам и мыслям более ответственно, ведь справедливость, заложенная свыше, покарает его грехи. В яркой и талантливой манере художник слова, будто иконописец, изобразил сцены расправы с пороками, которые просвещают простонародье, популяризируя и разжевывая содержание Священного писания.

    Аудитория Данте, конечно, более взыскательна, ведь грамотна, обеспечена и прозорлива, но, тем не менее, не чужда греховности.

    Таким людям было свойственно не доверять прямому морализаторству проповедников и теологических трудов, и тут на помощь добродетели приходит изысканно написанная «Божественная комедия», которая несла тот же просветительский и нравственный заряд, однако делала это по-светски утонченно. В этом оздоровительном влиянии на тех, кто обременен власть ю и деньгами, и выражается главная идея произведения.

    Идеалы любви, справедливости и силы человеческого духа во все времена являются основой нашего бытия, и в сочинении Данте они воспеты и показаны во всей своей значимостью. «Божественная комедия» учит человека стремиться к высокому предназначению, которым его удостоил Бог.

    Особенности

    «Божественная комедия» имеет важнейшее эстетическое значение из-за затронутой в ней темы человеческой любви, превратившейся в трагедию, и богатейшего художественного мира поэмы. Все вышесказанное, в сумме с особым поэтическим складом и небывалой функциональной разноплановостью, делают это произведение одним из наиболее выдающихся в мировой литературе.

    Илья Кузьмин

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-bozhestvennoj-komedii-dante/

    Гуманистические идеалы «Божественной комедии» Данте

    Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

    «Божественная комедия» – величайшее творение итальянского поэта Данте Алигъери – вошла в историю культуры как высочайшее достижение искусства Средневековья и вместе с тем произведение, которое отобразило кризис мировоззрения этих пор и неизбежность нового гуманистического мировосприятия Возрождения.

    В творчестве ни одного из художников Средневековья не отобразились особенности этих пор в истории человечества так полно и ярко, как в Данте. Именно его жизнь стала символом жизни средневековой человека-мыслителя, человека-художника, который стремится справедливости.

    Через политические страсти, которые пылали в родной поэту Флоренции, Данте стал изгнанником. Почти двадцать лет он стремился возвратиться на родину, где был обречен на смертную казнь.

    За несколько лет до смерти Данте правительство Флоренции объявило амнистию политическим изгнанникам, если они отрекутся своих взглядов. Данте не согласился, и его вторично обрекли насмерть, за жизнь поэта этот приговор не отменили.

    Года изгнания были наиболее плодотворными в творчестве Данте, десять из них он отдал созданию «Божественной комедии».

    Автор «Божественной комедии», Данте Алигъери, прожил сложную жизнь, преисполненная больших страстей, страданий, гениальных творческих взлетов.

    Жанр «комедии» был популярен в Средневековье, так называли произведение с печальным началом и счастливым концом, написанный народным языком. Потомки дали ей название «божественная», имея на внимании ее художественное совершенство и красоту. Цель, которую ставил перед собой автор,- отвернуть человека от греха.

    Это и есть настоящий сюжет «Комедии»: открытие человеком всемирной гармонии через преодоление греховности, общественного и политического хаоса земного, материального мира. Этой цели подчиняется композиция произведения. Он состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай».

    Каждая часть имеет 33 песни, и с первой вступительной вся поэма составляется с 100 песен. В композиции поэмы Данте использует христианскую символику чисел. Число 3 характернейшее в христианской символике, именно оно воплощает гармонию.

    Эту идею он раскрывает не только в количестве частей, а и в строении стиха: «Комедия» написана тристихами (терцинами).

    Произведение имеет аллегорическое содержание: абстрактные понятия, мысли автор выражает через конкретные образы и события. Сам образ поэта имеет аллегорический характер, он символизирует душу человека, который ищет истины. Его странствования по аду и чистилищу надо понимать как путь к настоящей вере вопреки соблазнам и испытанию.

    Уже начало «Комедии» раскрывает неоднозначность содержания произведения. Блуждая в «темном лесе» и потеряв надежду найти «простую дорогую», Данте старается подняться на гору, которой «была на исходе та долина». Темный лес – это и аллегория обстоятельств жизни самого Данте, и политическая ситуация в Италии того времени и т.п..

    Холм – царство гармонии и справедливости. Сначала Данте кажется, что подняться в гору будет очень легко, но ему встречаются разные препятствия: пантера, что является аллегорией предательства, лев – гордость и тирания, волчица – жадность и эгоизм. В ад поэта сопровождает Вергилий. Этот римский поэт-язычник есть аллегория ума.

    Когда Данте спускается в ад, запыхается от серного дыма, не в возможности вынести тех страданий, который увидел, его поддерживает Вергилий (аллегория поняла: в тяжелых испытаниях и страданиях душу должен поддерживать ум). Образ Беатриче символизирует любовь, которой поднимает человека, раскрывает безграничную любовь Бог к людям.

    Гуманистический пафос поэмы заключается в том, что Данте впервые в средневековой литературе оценивает человека соответственно ее земной жизни. 9 кругов ада, которые проходит поэт, отображают его отношение к человеческим страстям.

    В первом круге он встречает некрещеных грудные детей и знаменитых язычников, они не страдают, а только тоскуют, так как в христианском мире им нет места в рае. Во втором круге он видит Паоло и Франческу, влюбленных, которые и в аду не хотят разводиться.

    Поэт сочувствует им, и в этом тоже оказался гуманистический пафос: средневековая литература не знала сочувствия к грешникам. В последнем, девятом круге, поэт видит графа Уголино, это политический деятель, который предал своих единомышленников, за это, на мысль Данте, он имеет наказание аж на самом дне ада.

    Но даже такой грешник вызывает сочувствие поэта. За измену Уголино и его детей заточили в Пизанскую башню, где они умерли страшной голодной смертью. Данте осуждает Уголино-предателя, но сочувствует Уголино-отцу.

    Поэма «Божественная комедия» глубоко национальная, а Данте выступает как патриот Италии, но ее значение еще в Средневековье вышло за пределы национального, она отобразила моральные достижения в свое время и подготовила появление мировоззрения Возрождение.

    Источник: https://school-essay.ru/gumanisticheskie-idealy-bozhestvennoj-komedii-dante.html

    Данте Алигиери. Гуманистическая идеология

    Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

    Предыдущая страницаСледующая страница

    13. Гуманистическая идеология

    И оно же не давало ему постигнуть умом важнейших последствий «жадности» в области идеологии: поэт осуждал негативную сторону «жадности» и не видел, что она — спутник прогресса.

    Восприятие «жадности» как чего-то подлежащего осуждению мешало поэту видеть единство мира человеческих ощущений и человеческих действий. Так как «жадность» есть не что иное, как материальная основа жизни, то, естественно, она дает разные плоды.

    В Дантовом обществе растущая власть материальных интересов не только оживляла хищную тягу к накоплению, но, усложняя жизнь, рождала новые эмоции, новые потребности, новые вкусы. И не только рождала, но и вызывала стремление оправдать их в борьбе с темным прошлым.

    Все эти процессы совершались вокруг Данте во всей своей сложности, переплетались между собой, не переставая быть выражением одной и той же исторической тенденции. Данте улавливал отдельные ее проявления, но не видел их единства. Он принимал одно, отвергал другое с одинаковым пафосом.

    Общая тенденция его восприятия определилась достаточно ясно. Отвергал он материальную основу культурного процесса как универсальную «жадность», а принимал, не сознавая их связи с этой материальной основой, многие из ее порождений в области духовной жизни.

    Если бы Данте до конца своей жизни остался в стенах Флоренции и присутствовал при всех сдвигах культурной жизни своего родного города, быть может, для него в конце концов стала бы ясна связь между материальной и духовной сторонами этой культуры. Но изгнание оборвало его внутренний рост.

    Флоренция для него сделалась воспоминанием: Флоренция любимая и ненавистная, оплакиваемая и проклинаемая, вожделенная, недосягаемая.

    И все-таки то, что в его сознании было порывом вперед, преодолением аскетизма и церковного мрака, носило отпечатки флорентийской культуры, было связано с Флоренцией и с ее общественной лабораторией.

    Прежде всего любовь. Поэт знает не только платоническую куртуазную любовь «Новой жизни», не только аллегорическую, которая превращает в «благородную даму» философию, не только мистическую, которая «движет солнце и другие светила». Он знает, что есть любовь иная.

    Он и сам испытал ее и не скрывает этого от своих читателей. Это та любовь, о которой говорит Франческа да Римини: Amor che a nullo amato amor perdona — Любовь, любить велящая любимым, Меня к нему так властно привлекла, Что он со мной пребыл неразлучимым.

    («Ад», V)

    Данте посадил Франческу и Паоло в ад во имя верховного морального принципа. Но он пропел осанну свободной любви в произведении, написанном для осуждения греха, выносящем людям приговоры во имя высоких этических идеалов. Когда он слушает рассказ Франчески, ему больно до слез.

    Он падает без чувств, когда она оканчивает повествование под безмолвные рыдания своего друга. Пятая песнь «Ада» — первый голос в новой истории в защиту свободного чувства, страстный гимн, опрокидывающий все церковные догматы, пусть в противоречии с собственными религиозными взглядами поэта, но тем более действенный и убедительный.

    Три терцины, каждая из которых начинается словом «любовь», — три исступленных возгласа души, стремящейся вырваться из оков затхлой церковной идеологии. Их не заглушат уже никакие богословские протесты, никакие схоластические разглагольствования.

    Ценность Дантова славословия любви, его историческое значение именно в том, что оно прозвучало из тьмы средневековья и указало путь другим. После Данте защита свободного чувства, защита права любить уже не могла умолкнуть.

    И не только любовь. Слава — «главная болезнь» (major morbus) Петрарки — в душе Данте уже не пробуждает никаких аскетических размышлений. На поощрительные слова предка своего Каччагвиды он со всей страстью говорит о том, как будет дорога ему память о нем потомства: Если с правдой побоюсь дружить, То средь людей, которые бы звали Наш век старинным, вряд ли буду жить. («Рай», XVII)

    Пробираясь по адским теснинам, поэт выбился из сил и, задыхаясь, присел отдохнуть на камень.

    Но услышал тут же строгий укор Вергилия: «Теперь ты леность должен отмести, — Сказал учитель: — лежа под периной Да сидя в мягком, славы не найти.

    Кто без нее готов быть взят кончиной, Такой же в мире оставляет след, Как в ветре дым, и пена над пучиной. Встань! Победи томленье, нет побед, Запретных духу, если он не вянет, Как эта плоть, которой он одет…» («Ад», XXIV)

    Третий панегирик ощущениям, осуждаемым церковью и богословами, звучит в XXVI песне «Ада». В круге, где казнятся лукавые советники, поэт встречает Одиссея, и гомеровский герой рассказывает ему историю своей гибели.

    Все знают, что поэма, рассказывающая о странствованиях Одиссея, кончается тем, что герой возвращается в свою Итаку, истребляет женихов, докучавших его жене, и обретает покой и счастье в кругу семьи с отцом, женою и сыном. То, о чем повествует Дантов Одиссей, — целиком вымысел поэта. Гомера Данте никогда не читал.

    Фигура «хитроумного» царя Итаки ни одной чертой не похожа на образ из «Ада». Иное услышал Данте в гудении огненного снопа, в котором был заключен дух Одиссея.

    Пребывание дома было нестерпимо для него, отравленного радостями скитаний: Ни нежность к сыну, ни перед отцом Священный страх, ни долг любви спокойный Близ Пенелопы с радостным челом Не возмогли смирить мой голод знойный Изведать мира дальний кругозор И все, чем люди дурны и достойны.

    Вместе со старыми товарищами он снарядил корабль и двинулся в неизведанные морские просторы.

    Проплыли Средиземное море, прошли геркулесовы столпы, океан раскинулся перед ними, и, чтобы ободрить спутников, герой обратился к ним со словами: «О братья, — так сказал я, — на закат Пришедшие дорогой многотрудной! Тот малый срок, пока еще не спят Земные чувства, их остаток скудный Отдайте постиженью новизны, Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный! Подумайте о том, чьи вы сыны: Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и к знанью рождены».

    Корабль понесся дальше на юг. Люди увидели новые страны, но вскоре погибли в бурю. «Постиженье новизны», то есть стремленье познать новое в материальном мире и в мире духовном, безоговорочно осуждавшееся церковью, потребовало жертв. Данте считал эти жертвы оправданными.

    Двухвековая городская культура, смелые путешествия итальянских купцов, десятки раз проходивших Гибралтарский пролив, подготовили Данте к созданию этого бессмертного пророческого образа. Вся история открытий — в этой маленькой речи Одиссея.

    Так будут говорить со своими спутниками Колумб, Васко де Гама, Магеллан и все моряки, которым человечество обязано великими географическими открытиями.

    А стремление к «знанию и добродетели», двуединой Сократовой формуле, разве это не лозунг всего духовного развития нового времени? Все три эпизода бьют в одну цель. Поэт возвещает новое мировоззрение, ярко окрашенное мирскими тонами, непримиримо враждебное церковной догматике.

    Данте не видел вопиющих противоречий в своем понимании прошлого и настоящего.

    Он не видел, что нельзя, прославляя времена Беллинччоне Берти и Каччагвиды, Флоренцию, не знавшую обширных торговых операций и международных кредитных сделок, в то же время преклоняться перед чувствами Франчески и перед дерзкой, свободной мыслью Одиссея. Он не видел, что нельзя, осуждая «жадность» и считая ее универсальным грехом, в то же время восторженно приветствовать все ее духовные порождения.

    Мы понимаем эти противоречия, потому что знаем общественный фон жизни поэта, изгибы его судьбы, этапы его умственного роста, его духовные муки. Все это неизбежно порождалось историческим развитием не только Флоренции, но и Италии и Европы.

    Данте пришел в мир в эпоху, чреватую кризисами, потрясавшими такие учреждения универсального охвата, как церковь, империя и, конечно, итальянские коммуны, защищавшие свою самостоятельность. «Комедия» отразила все эти кризисы.

    Предыдущая страницаСледующая страница

    Источник: http://svr-lit.ru/svr-lit/dzhivelegov/dante-aligieri/gumanisticheskaya-ideologiya.htm

    Философия гуманизма Данте — Философия

    Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

    Структурамироздания

    Созданный Дантев его «священной поэме» синтез поэзии, философии, теологии и науки являетсяодновременно итогом развития средневековой культуры и подступом к новойкультуре эпохи Возрождения. Предстающая перед читателем картина мира по своейструктуре еще вполне средневековая.

    Дело здесь не только в унаследованной отантичности геоцентрической космологии; физическая «система мира» Аристотеля -Птолемея с землей в центре, с семью сферами светил, восьмой сферой«неподвижных» (фиксированных) звезд и помещенным за ее пределами «девятымнебом» — небом неподвижного двигателя, придающего движение зримому миру, -оказывается включенной в качественно иную структуру мироздания христианскойрелигии. «За пределами всех этих небес, — пишет Данте в «Пире», — католикипомещают еще одно небо — Эмпирей, иначе говоря, небо пламенеющее илисветоносное, и полагают, что оно неподвижно, имея в себе, в каждой своей части,то, что необходимо его составу»[5].Поднявшись сквозь небеса светил, пройдя за пределы восьмого и девятого неба,ведомый Беатриче поэт возносится в область небесной иерархии, девяти ее чинов ивыше — к лицезрению триединого бога христианства. Здесь теология[VIII] не только подчиняет себе космологию[IX],но и поглощает ее. В пределах Дантовой структуры мироздания расположено особоепространство, где абсолютному низу соответствуют мрачные провалы Ада сЛюцифером, средоточием мирового зла, и абсолютному верху — бог. Где земля — нетолько физический центр обращения небесных тел, а место развертываниякосмической драмы сотворения, грехопадения и искупления человека. Гдепространство вытянуто по вертикали согласно ценностной иерархии, где падение ивозвышение соответствуют шкале нравственных ценностей. В этом иерархическипостроенном пространстве тленному миру земли противостоит вечный и нетленныймир небес. В этом мире разновременные исторические события сосуществуют водновременности или вневременности, предстоя перед судом вечности.

    Но мирпоэтических образов «Комедии» обнаруживает несоответствие той строгоуравновешенной схоластической иерархии, которая была обоснована в теологическихсводах св. Фомы.

    Принимая вкачестве непостижимой и непреложной истины догматы христианства, Данте идетсвоим путем в толковании соотношения природного и божественного начал — и вмире, и в человеке. Мысль о постепенном переходе от божественного первоначала кстихиям «нижнего» мира составляет важнейшую часть его представлений омироустройстве.

    Не отвергая акта творения, он использует представление опостепенном нисхождении божественного света; при этом Эмпирей, приобретаетфункции и черты «мировой души» античных неоплатоников. В результате божественныйсвет, венчающий иерархически построенный мир, пронизывает его и ведет если не кобожествлению, то к оправданию природного начала.

    Природу Данте именует«искусством бога», «деянием божественного разума»[6].

    Предназначениечеловека

    Учение Данте очеловеке нашло свое выражение как в теоретических формулировках его философскихтрактатов, так и во всей образной системе «Божественной комедии», где земноевторгается в запредельное, а личные и общественные страсти бушуют и в провалахАда, и на ступенях Чистилища, и в райских высях, благодаря чему образуются «какбы горизонтальные, полные временем ответвления от вневременной вертикалиДантова мира»[7] знаменитыедраматические эпизоды поэмы.

    Звучащие вполнев традиционно-аскетическом духе строки:

    О христиане,гордые сердцами,

    Несчастные, чьитусклые умы

    Уводят васпопятными путями!

    Вам невдомек,что только черви мы —

    завершаютсянапоминанием о двоякой — смертной и бессмертной — природе человека:

    …В которыхтлеет мотылек нетленный,

    На божий судвзлетающий из тьмы[8].

    Соединениеприродного и божественного начал Данте видел в самом процессе возникновениячеловеческой души, рассматриваемой как завершение естественного развития актомтворения: исходящая от тела «зиждительная сила», обладающая «творческойвластью», становится растительной, а затем животной душой, готовой к восприятиюбожественного творения. Бог «созерцает» «прекрасный труд природы» — не отвергаяего, но завершая.

    Из того, чточеловек есть некое среднее звено между тленным и нетленным, Данте делает выводо его причастности «обеим природам». Двоякая — смертная н бессмертная — природачеловека обусловливает и его двоякое предназначение к двум конечным целям.

    Этидве цели человеческого существования — два вида блаженства, одно из которыхдостижимо в здешней, земной, жизни и заключается «в проявлении собственнойдобродетели», другое же, «блаженство вечной жизни, заключающееся в созерцаниибожественного лика», достижимо лишь посмертно и «при содействии божественнойволи»[9].

    В этом учении о двояком предназначении человека проявился разрыв Данте сосредневековой традицией, сразу же замеченный и осужденный томистами. Высшее,внеземное, блаженство как цель человеческого существования, по Данте, нетребует отказа от осуществимого на земле человеческого блаженства.

    Двум видамблаженства отвечают два пути: путь «философских наставлений», жизни «сообразнодобродетелям моральным и интеллектуальным», и «путь наставлений духовных,превосходящих разум человеческий». Один путь открыт благодаря человеческомуразуму, другой — «благодаря Духу святому».

    Достижение двух видов блаженстватребует и двоякого руководства — земное предназначение человека осуществляетсяв гражданском сообществе, по предписаниям философии, под водительствомсветского государя — императора; к жизни вечной ведет, основываясь наоткровении, церковь, возглавляемая верховным первосвященником.

    Мысль осамостоятельности земного предназначения человека лежит в основе политическойидеи Данте — программы единой всемирной монархии, светской, независимой отцеркви.

    Четкое разделение земного и загробного блаженства ведет у него ктребованию исправления церкви, отказа ее от притязаний на светскую власть, наземные богатства; этому идеалу обновленной, очищенной церкви подчинена и резкаякритика современного Данте папства и всей церковной иерархии.

    Обязательнымусловием не только посмертного воздаяния, но и нравственной оценки является дляДанте свобода человеческого деяния, лежащая в основе принципа моральнойответственности.

    Свобода воли в понимании Данте не позволяет избежать личнойответственности за происходящее в мире, свалив ее на бога или на безличнуюсовокупность причин[10] . Пользуясь данной ему свободой, человек способен к свершению своего земногоподвига, к исполнению своего земного предназначения.

    В трактате «Пир» Дантеобосновал антифеодальное по социальной направленности учение о личномблагородстве, не зависящем ни от знатности предков, ни от богатства.

    Благородствочеловека — в его деянии, в котором он может уподобиться своему творцу. «Еслибывают подлейшие и скотоподобные люди, — писал Данте в «Пире», — то точно также бывают люди благороднейшие и едва ли не богоравные».

    Более того,человеческое благородство, «приносящее столь многочисленные и замечательныеплоды», даже «превосходит благородство ангела», а в «Монархии» Данте называетдело, свойственное человеческому роду «почти божественным».

    Природа человекастоль высока, что, если бы причины (природные н божественные, определяющиехарактер души) соединились в согласии, «то получился бы как бы второйвоплощенный бог». Отстаивая идеал земного совершенства, не приносимого в жертвузагробному блаженству (но и не противопоставляя одно другому), Дантеобосновывает возможность возвышения природного (человеческого) добожественного.

    От требования следовать природному началу идет и призыв кгероическому деянию, лежащему в основе представления о человеческомблагородстве. Воплощением высоких представлений о человеке явился в«Божественной комедии» образ Улисса (Одиссея) — образ смелого первооткрывателя,в ком стремление к знаниям и славе преодолели страх нарушить запрет богов:

    О братья! — таксказал я, — на закат

    Пришедшиедорогой многотрудной!

    Тот малый срок,пока еще не спят

    Земные чувства,- их остаток скудный

    Отдайтепостиженью новизны,

    Чтоб, солнцувслед, увидеть мир безлюдный!

    Подумайте отом, чьи вы сыны!

    Вы созданы недля животной доли,

    Но к доблести изнанью рождены [11]

    Не аскетическоеподвижничество во имя отречения от мира и ухода от мирских забот, а достижениевысшего предела земного совершенства — так понимает Данте предназначениечеловека.

    Так вера вземное предназначение человека, в его способность собственными силами совершитьсвой земной подвиг позволила Данте создать в «Божественной комедии» первый гимндостоинству человека.

    Данте открываетпуть к новой гуманистической антропологии.

    Источник: https://www.sites.google.com/site/filosofia12and/epoha-vozrozdenia/pervyj-etap/filosofia-gumanizma-dante

    Универсально-философский характер

    Гуманистические идеалы Божественной комедии Данте

    Тема: Вн.чт. Универсально – философский характер «Божественная комедия» Данте Алигьери .

    Цель урока: осмысление универсально-философского характера «Божественной комедии» Данте Алигьери.

    Задачи:

    Обучающие:

    — продолжить формирование навыка анализа драматического произведения.

    Развивающие:

    — создать мотивацию для восприятия и дальнейшего изучения творчества Данте Алигьери, Н.В.Гоголя;

    — развивать связную устную и письменную речь учащихся.

    Воспитательные:

    — продолжить воспитание культуры учащихся посредством приобщение к памятникам искусства;

    — развитие интереса к изучению драматического произведения.

    Оборудование: мультимедийная презентация, фрагменты текста «Божественной комедии» Данте Алигьери.

    Тип урока: урок – лекция с применением ИКТ.

    Ход урока:

    1. Начало урока, создание атмосферы: Звучит приятная музыка. Слайд 1.

    Добрый день, уважаемые гости, учащиеся. Рада приветствовать вас в стенах школы. Я надеюсь, что каждый из вас на моем уроке подчерпнет для себя что-то новое, и получит удовольствие от не зря проведенного времени.

    Учитель наизусть читает строки Н.Гумилева.

    …Вот грозно стала Синьория,
    И перед нею два костра.

    Один, как шкура леопарда,Разнообразен, вечно нов.Там гибнет «Леда» Леонардо

    Средь благовоний и шелков.

    Другой, зловещий и тяжёлый,Как подобравшийся дракон,Шипит: «Вотще Савонароллой

    Мой дом державный потрясен».

    Они ликуют, эти звери,А между них, потупя взгляд,Изгнанник бедный, Алигьери,

    Стопой неспешной сходит в Ад.

    Уважаемые ученики 9 класса, на прошлом уроке вам был вручен конверт с небольшим заданием. Продемонстрируйте содержанием конверта нашим гостям. Слайд 2.

    Что объединяет эти фотографии ? (Италия, перед нами великие итальянцы, жившие в разные времена).

    Слайд 3. Италия, её любят туристы, люди, следящие за модой, ценители итальянского искусства. Но сегодня на уроке речь пойдет о другой Италии: мы перенесёмся с вами к рубежу 13-14 веков.

    Слайд 4. (видеоролик о Флоренции).

    В 13-14 веках главным культурным центром Италии была Флоренция. Именно здесь родился, учился, мужал великий Дант, как называл его А.С.Пушкин.

    «Последний поэт средневековья и в то же время первый поэт нового времени» — Данте Алигьери. Его «Божественная комедия», как никакое другое произведение того времени, впитала всю идеологию средних веков.

    Но в то же время, в поэзии Данте уже чувствуются новые, гуманистические, глубоко реалистические мотивы.

    1. Формулировка цели и учебных задач:

    Слайд 5. Обратите внимание на тему урока. Все ли слова вам понятны?

    Универсальный –

    Философский –

    Комедия –

    Аллегория, аллегорический —

    Слайд 6. Попробуйте сформулировать цель урока, пользуясь опорными словами: Выявление универсально-философского характера произведения.

    Что нам необходимо для достижения этой цели? (формулировка учебных задач).

    1. Познакомиться с сюжетом и композицией «Божественная комедия»

    2. Уловить отражение научной картины мира, характерной для эпохи Данте.

    3. Выявить философский смысл произведения.

    4. Обозначить значение “Божественной комедии” в развитии русской литературы.

    Слайд 7. Учитель рассказывает о композиции и сюжете поэмы (лекция с ИКТ):

    Первоначальное название сочинения было дано самим поэтом – «Комедия», оно связано с тем, что написано в среднем стиле, имеет благополучный конец и не лишено развлекательности.

    Эпитет «божественная» дал другой итальянский писатель Джованни Боккаччо, который выразил своё восхищение красотой творения Данте.

    Данный эпитет оправдан и тем, что в поэме возникает картина загробного мира – Божественного творения.

    Слайд 8. Композиция. Она состоит из трех частей («Ад», «Чистилище», «Рай») и имеет 3 главных героя (Данте, Вергилий, Беатриче), в основе каждой части лежит мистическая цифра 9.

    «Ад» насчитывает 9 кругов («девять кругов ада»), в «Чистилище» — 2 предчистилища и 7 ступеней горы, «рай» — 9 небесных сфер.

    В каждой части, называемой кантикой, содержится 33 песни, в 3 кантиках – 99 песен, один пролог, в итоге, всего 100 песен.

    Поэма написана терцинами – трехстишиями, в которых рифмы имеют следующий порядок: аба, бвб, вгв, гдг и т.д.

    Обратите внимание на используемые автором цифры: можно ли сделать какой-нибудь вывод? «Божественная комедия» композиционно построена на магии чисел 3, 9, 100. В каких произведениях также встречается магия числа 3? (русский фольклор).

    Слайд 9. Сюжет. Главными героями «Божественной комедии» являются Данте, поэт Вергилий, Беатриче. Каждый из этих образов рассматривается с нескольких сторон – прежде всего в конкретном, прямом смысле и в аллегорическом.

    Прослушивание отрывка текста.

    Что мы узнаем о Данте из прочитанных строк? (Мы видим обычного человека, которому снится сон, сон-видение).

    Сколько лет герою? (средина жизненного пути – 30 лет).

    Куда в своем сне – видении попал герой? (в темный лес, сумрачный лес – аллегория земного бытия, потеря истинных идеалов).

    Данте испытывает страх и смятение, пытается выбраться из леса и подняться на холм, который символизирует царство справедливости, социальной гармонии. Однако на пути Данте встречаются три звери: лев, волк, пантера. Попробуем понять, что могут эти звери символизировать (выполнение карточки ):

    Волк — эгоизм и жадность

    Лев — жестокость, гордыня, тирания

    Пантера — ложь, обман, сладострастие

    Слайд 10: проверка задания.

    Попробуйте взглянуть на образ Данте в аллегорическом смысле? (человечество, сбившееся с верного пути, ищущее его).

    Вывешиваю на доску лист Данте (человечество).

    Слайд 11. В прологе появляется другой из главных героев – Вергилий, поэт, учитель и наставник, надежный спутник Данте, символизирующий собой земной разум.

    Вергилий может объяснить все печальные и трагические события, происходящие на пути героев, но объяснить величие Божества не может, так как Вергилий – язычник, а значит грешник, и ему недоступна небесная радость.

    Он покидает Данте при входе в рай, где его встречает Беатриче.

    Вывешиваю на доску лист Вергилий (земной разум).

    Слайд 12. Беатриче не только земная платоническая любовь Данте, но и проводник его в раю. Она символизирует собой небесную мудрость, любовь, как одно из начал бытия в философском и универсальном значениях, красоту как другое творческое начало бытия, способное спасти мир.

    Вывешиваю на доску лист Беатричи (небесная радость).

    Слайд 13.

    В соответствии с замыслом, Данте зашифровывает каждую часть своей комедии: «Ад» — область страшного и безобразного, неисправимых пороков и неутолимой печали, «Чистилище» — место исправление пороков и исчезновение грусти и тоски, «Рай» — сфера Красоты и Радости. Данте представил мировой порядок, созданный Творцом, но на самом деле создал его он сам. Исходя из тогдашних представлений о вине и заслуге человека, дополнив их собственными размышлениями, Данте создал свой мир.

    — Попробуйте предположить основную мысль этого произведения, опираясь на схему? (Человек должен познать мир, прежде чем взойти к высотам своего духа). Слайд 14. (после формулировки)

    Данте (человечество) + Верглий (земной разум) = Беатриче (небесная мудрость).

    Слайд 15. Отражение научной картины мира, характерной для эпохи Данте.

    Особенностью «Божественной комедии» является то, что рядом с реальными и вымышленными героями помещены исторические, реально существовавшие в древности или в недалеком от Данте времени лица (Катон Утический, Цезарь, Брут, папа римский Никколо 3 и др.). Описывая грешников на каждом круге ада, Данте показывает нам современный ему мир, со всеми его ужасами (9 круг ада, выразительное чтение ученицейМезенцева Н.)

    В 9 круге ада пребывают предатели, здесь Данте рассказывает о самой трагической истории: граф Уголино был заключен со своими сыновьями в башню, которые были ни в чем не повинны. Дети умерли, а отец остался один со своей трагедией и неутолимой тоской. Данте рассказал об истории так, что жестокость адской кары ощущается слабее жестокости кары земной.

    В части «Чистилище» мы можем услышать рассуждения Данте об Италии, раздираемой междоусобными войнами.

    Слайд 16. Выявить философский смысл поэмы. В чем философский смысл поэмы?

    «Божественной комедии» заключает в себе множество смыслов: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свет, от страдания к радости), моральный (идея воздания в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение Божественной идеи через восприятие красоты поэзии как Божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта).

    Слайд 17. Значение “Божественной комедии” в развитии русской литературы

    Божественная комедия стала известна в России в середине 18 века. Но особо популярна она стала благодаря А.С.Пушкину, который восхищался творением итальянца, изумлялся итальянскому языку, ставя его в противовес набиравшему популярность французскому.

    Многие дантонвские нотки можно увидеть в творчестве поэта. Интерес русских писателей к «Божественной комедии» не случаен.

    Как вы думаете, возможно ли создание подобного художественного мира, воссозданного Данте, на примере русской действительности? Известны ли вам такие попытки? (Н.В.Гоголь «Мертвые души»).

    Попробуйте разгадать кроссворд, опираясь на полученные сегодня сведения о Божественной комедии, и вы узнаете фамилию автора произведения, написанного по подобию дантовской комедии.

    Кроссворд

    1

    2

    в

    е

    р

    г

    и

    л

    и

    й

    3

    ф

    л

    о

    р

    е

    н

    ц

    и

    я

    4

    у

    г

    о

    л

    и

    н

    о

    5

    б

    о

    к

    к

    а

    ч

    о

    6

    ч

    е

    л

    о

    в

    е

    ч

    е

    с

    т

    в

    о

    ь

    Слайд 18. Современники Н.В.Гоголя свидетельствуют, что писатель задумал создать произведению по подобию дантовской комедии. Назвал он это произведение «Мертвые души». Домашнее задание: подготовить рассказ об истории создания поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

    Слайд 19. Звучит негромко музыка. Рефлексия.

      1. Все ли поставленные вами задачи решены?

      2. Достигнута ли цель урока?

      3. Что вам особенно понравилось, какая информация была самая интересная?

      4. Что было труднее всего? Хотели бы вы вернуться к данному вопросу ещё раз?

    Источник: https://infourok.ru/universalnofilosofskiy-harakter-bozhestvennoy-komedii-dante-aligeri-889525.html

    Refy-free
    Добавить комментарий