Гротеск в повести Гоголя Нос

Гротеск в повести Н.В. Гоголя

Гротеск в повести Гоголя Нос

Гротеск в повести Н.В. Гоголя «Нос»

Гротеск – художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. Эффект гротескных образов усиливается тем, что они обычно показываются наравне с обычными, реальными событиями.

Примеры можно привести из повести Н.В. Гоголя «Нос», в которой черты гротескного образа являются наиболее яркими и убедительными для школьников.

Гоголь недаром сделал местом действия Петербург. По его мнению, только здесь могли «произойти» обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека.

Достаточно сказать о мундире, шинели, усах, бакенбардах – или носе – чтобы дать исчерпывающее представление о том или ином человеке.

Человек в городе обезличивается, теряет индивидуальность, становится частью толпы, которая воспринимает окружающих «по-чиновничьи» — в соответствии с их должностью.

Фантастика в повести -тайна, которой нет нигде и которая везде. Это странная ирреальность петербургской жизни, в которой любое бредовое видение неотличимо от реальности. Фантастическое, ориентированное на быт, обновляет не бытие героя, а взгляд читателя на привычную, повседневную, примелькавшуюся и вдруг открывшуюся неожиданной стороной действительность.

Реально-бытовой материал эпохи использован Гоголем не для того, чтобы снизить функцию фантастического, но именно посредством фантастики вскрыть нелепость и нескладность самой действительности, покоящиеся на государственных законах и постановлениях, бюрократической иерархии, бюрократических правилах, раз и навсегда неизменном порядке, неестественно сковавшем своевольную, непредсказуемо развивающуюся жизнь. Фантастическое рождается не только на грани реального и абсурдного, логичного и алогичного, но в столкновении неподвижного, косного, пошло-привычного с требованием движения, изменения, обновления.

В повести рисуется чудовищная власть чиномании и чинопочитания. Углубляя показ нелепости человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо – бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение, Гоголь искусно использует гротеск, основные черты которого следующие:

1.Особое средство художественной выразительности, представляющее собой интеллектуальную словесную игру с именами, прозвищами.

Майор Ковалёв – герой повести Н.В. Гоголя «Нос».

Его имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намёк на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, говорят о том, что майор Ковалёв не помышляет ни об идеализме, ни о платонической любви. Он и именует себя майором необоснованно.

Следовательно, сущность его образа – амбиция, самолюбие, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого жизненного закона: «Он мог простить всё, что ни говорилось о нём самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию».

2.Двойничество, наделение самостоятельным бытием какого – либо свойства, предмета, абстракции, идеи.

Образ майора Ковалёва распадается надвое: он сам и его Нос.

Двойник Ковалёва (Нос) метонимически отделяется от своего носителя, и Ковалёв попадает в центр так называемой «миражной интриги», вступает в конфликт с собственным носом, от исхода этой борьбы зависят все блага жизни для Ковалёва.

Как жить без носа в Петербурге, где достоинство человека определяется именно внешним видом! Нос не подчиняется Ковалёву до тех пор, пока не выясняется, что он, этот самый нос, не имеет чина статского советника и живёт по чужому паспорту.

3. Сочетание абсурдной фантастической истории с исчезновениемноса и будничной реальности Петербурга.

Гротеск в повести заключается в неожиданности, можно сказать, несуразности. С первой же строчки произведения мы видим чёткое обозначение даты: «Марта 25 числа» — это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же — пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение её до полной нереальности.

Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа.

Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником в пироге (то есть имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалёв, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину. Последнее появление носа в повести – и он опять маленький.

Квартальный приносит его завёрнутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек.

Совсем неестественно, конечно, то, что нос отделился от лица Ковалёва и гуляет «в разных местах в виде статского советника». Но вполне правдоподобно то, что в столице человек, лишённый каких-то внешних качеств, не обладающий капиталом и чином, — ничто, не стоит медного гроша. В петербургском обществе ценится не человек, а именно чин. Неважно, есть ли у человека ум,честь, совесть, — важно, чтобы у него был чин, высокое звание.

4. Не скрываемая, а наоборот, открыто демонстрируемая, эпатирующая иррациональность, алогизм, сродни логическому парадоксу.

Нос ведёт себя так, как и подобает «значительному лицу» в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе «с выражением величайшей набожности», заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нём не только человека, но и важного чиновника.

5. Гротескные приключения Носа, как телесного показателя амбиции майора Ковалёва, иронически обыгрываются Гоголем в духе назидательногорассказа о справедливо наказанном тщеславии. Таинственные и мистические силы жизни бросают несложное бытовое существо, занятое исключительно пошлыми материальными проблемами, в вихрь жестоких испытаний, оканчивающихся ничем.

Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе всё определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически – нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно.

И таким образом формы искусства в конечном счёте отражают формы жизни.

6.Наличие конкретного, фиксированного объекта сатирического осмеяния со столь же обязательным эффектом узнавания.

Создавая гротескную ситуацию, писатель показывает обычное в необычном свете, то, к чему все привыкли и не замечают, — срывает маску с уродливых явлений действительности, призывает читателя заглянуть себе в душу и ответить, прежде всего, самому себе, соответствует ли его поведение, его душевный склад общепринятым нормам морали и нравственности.

Ковалёв не тот, за кого себя выдаёт: не настоящий майор, не соответствует вице-губернаторскому месту, неискренен со своими знакомыми. Он становится честным, готовым заплакать только тогда, когда с ним случается беда, когда он теряет нос. А когда нос вернулся, то вернулась его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства.

Понадобилось вмешательство нечистой силы, чтобы сорвать с него маску, открыть его истинное лицо. Маска у всех героев: у брадобрея, у частного пристава, у доктора, у квартального полицмейстера – у всей России. Под внешним приличием кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть.

Автор тоже надевает на себя Маску наивного и простодушного повествователя, удивляясь происшедшему, даже в финале повести укоряя себя за то, что такая нелепица стала предметом его повествования, но в истории, случившейся с майором Ковалёвым, «есть много неправдоподобного… А всё, однако же, как поразмыслишь, во всём этом есть что-то». И этот приём позволяет Н.В.

Гоголю сатирически обрисовать пороки современной ему России.

Источник: https://infourok.ru/grotesk-v-povesti-nv-gogolya-nos-3254442.html

21 Реалистический гротеск в повести Гоголя «Нос»

Гротеск в повести Гоголя Нос

«Гротеск –древнейшийхудожественный прием, основанный, каки гипербола, на преувеличении,заострении качеств и свойств людей,предметов, явлений природы и фактовобщественной жизни» Однако не всякоепреувеличение является гротеском. Здесьоно имеет особый характер: изображаемоеабсолютно фантастично, нереально,неправдоподобно и ни в каком случае невозможно в настоящей жизни.

Наряду с гиперболой,гротеск широко использовался в различныхмифах, легендах и сказках (например,можно вспомнить такого сказочногогероя, как Кощей Бессмертный).

Эффект гротескныхобразов усиливается тем, что они обычнопоказываются наравне с обычными,реальными событиями.

Если говорить оповести Н.В. Гоголя «Нос», то здесьтакже наблюдается сочетание абсурднойистории с исчезновением носа и будничнойреальности Петербурга.

Гоголевский образ Петербургакачественно отличается от тех, что былисозданы, например, Пушкиным илиДостоевским.

Так же как и для них, дляГоголя это не просто город – этообраз-символ; но гоголевский Петербург– это средоточие какой-то невероятнойсилы, здесь случаются загадочныепроисшествия; город полнится слухами,легендами, мифами.

Для изображенияПетербурга Гоголь использует такойприем, как синекдоха– перенесениепризнаков целого на его часть. Такимобразом, достаточно сказать о мундире,шинели, усах, бакенбардах – или носе –чтобы дать исчерпывающее представлениео том или ином человеке. Человек в городеобезличивается, теряет индивидуальность,становится частью толпы

Думается, Гогольнедаром сделал местом действия повести»Нос» Петербург. По его мнению,только здесь могли «произойти»обозначенные события, только в Петербургеза чином не видят самого человека.

Гогольдовел ситуацию до абсурда – нос оказалсячиновником пятого класса, и окружающие,несмотря на очевидность его «нечеловеческой»природы, ведут себя с ним как с нормальнымчеловеком, соответственно егостатусу.

Да и сам Ковалев – хозяин сбежавшегоноса – ведет себя точно так же.

Гоголь построилсвой сюжет таким образом, что этоневероятное событие – внезапноеисчезновение с лица носа и дальнейшееего появление на улице в виде статскогосоветника – либо не удивляет персонажейвовсе, либо удивляет, но не тем, чемдолжно, по логике вещей. Например,почтенный седой чиновник из газетнойэкспедиции выслушивает просьбу Ковалеваабсолютно равнодушно Квартальный,который возвращал Ковалеву его нос,также не увидел в этой ситуации ничегостранного и даже по привычке просил утого денег.

А что же Ковалев? Его волнует отнюдь нето, что без носа, в принципе, он долженбыть лишен возможности дышать, и первымделом майор бежит не к врачу, а кобер-полицмейстеру. Он беспокоитсятолько о том, как же он теперь появитсяв обществе; на протяжении повести оченьчасто встречаются сцены, когда майорзаглядывается на симпатичных девушек.

Благодаря небольшой авторскойхарактеристике мы знаем, что он сейчасзанимается выбором себе невесты. К томуже у него есть «очень хорошие знакомые»– статская советница Чехтарева,штаб-офицерша Пелагея ГригорьевнаПодточина, очевидно, обеспечивающиеему полезные связи.

Несомненно, этопреувеличение, чтобы показать читателю,что же является реальной ценностьюдля петербургского чиновника.

Нос ведет себя так, как и подобает»значительному лицу»в чинестатского советника: делает визиты,молится в Казанском соборе,заезжает вдепартамент, собирается по чужомупаспорту уехать в Ригу.

Никого неинтересует, откуда он взялся. Все видятв нем не только человека, но и важногочиновника.

Интересно, что самКовалев, несмотря на свои старания егоразоблачить, со страхом подходит к немув Казанском соборе и вообще относитсяк нему как к человеку.

Гротеск в повестизаключаетсяеще ив неожиданности и, можно сказать,несуразности. С первой же строчкипроизведения мы видим четкое обозначениедаты: «Марта 25 числа» – это сразуне предполагает никакой фантастики. Итут же – пропавший нос. Произошлакакая-то резкая деформация обыденности,доведение ее до полной нереальности.

Несуразица же заключается в столь жерезком изменении размеров носа. Еслина первых страницах он обнаруживаетсяцирюльником Иваном Яковлевичем в пироге(т.е.

имеет размер, вполне соответствующийчеловеческому носу), то в тот момент,когда его впервые видит майор Ковалев,нос одет в мундир, замшевые панталоны,шляпу и даже имеет при себе шпагу – азначит, ростом он с обычного мужчину.Последнее появление носа в повести –и он опять маленький. Квартальныйприносит его завернутым в бумажку.

Гоголю неважно было, почему вдруг носвырос до человеческих размеров, неважнои почему он опять уменьшился.Центральныммоментом повести является как раз тотпериод, когда нос воспринимался какнормальный человек.

Сюжет повести условен, сама идея –нелепа, но именно в этом и состоитгротеск Гоголя и, несмотря на это,является довольно реалистичным. Гогольнеобычайно раздвинул границы условностии показал, что эта условность замечательнослужит познанию жизни.

Если в этомнелепом обществе все определяетсячином,то почему же нельзя этуфантастически-нелепую организациюжизни воспроизвести в фантастическомсюжете? Гоголь показывает, что не толькоможно, но и вполне целесообразно.

И такимобразомформы искусствавконечном счете отражаютформы жизни.

.Как в повести «Нос» проявляютсячерты «фантастического реализма»Гоголя? — Именно абсурдность ифантастичность сюжетавызвала такуюобильную критику в адрес писателя. Носледует понимать, что эта повестьобладает двойным смыслом, и замыселГоголя намного глубже и поучительнее,чем кажется на первый взгляд.

Именноблагодаря такому невероятному сюжетуГоголю удается привлечь внимание кважной на то время теме –положениичеловека в обществе, его статус изависимость личности от него.

Изповести становится ясно, что Ковалев,который для большей важности называлсебя майором, всю свою жизньпосвящаеткарьере и социальному статусу, у негонет никаких других надежд и приоритетов.

В русской литературе широко пользовалисьгротеском при создании ярких и необычныххудожественных образов Н. В. Гоголь(«Нос», «Записки сумасшедшего»),М. Е. Салтыков-Щедрин («История одногогорода», «Дикий помещик» и другиесказки) , Ф. М. Достоевский («Двойник.Приключения господина Голядкина»).

Что означает для героя повестиутрата носа?— Ковалев теряет свойнос – то, что, казалось бы, нельзя потерятьбез видимых на то причин, — и теперь неможет показаться в приличном месте, всветском обществе, на работе и в любомдругом официальном учреждении.

А с носомему договориться не удается, нос делаетвид, что не понимает, о чем говорит егохозяин и игнорирует его.

Этим фантастическимсюжетом Гоголь желает подчеркнутьизъяны тогдашнего общества, недостаткимышления и сознания того слоя общества,к которому принадлежал коллежскийасессор Ковалев.

Гротеск — это мир небывалый, особый,противостоящий не только повседневномубыту, но и реальному, действительному.Здесь гротеск граничит с фантастикой,нереализмом. Он показывает, как нелепосталкиваются страшное и смешное,абсурдное и достоверное.

Таков и мир гоголевскойповести «Нос». Разве в наше времявозможно необъяснимое исчезновениеноса майора Ковалева, бегство его отзаконного хозяина, а затем столь женеобъяснимое возвращение на свое место.

Только используя гротескно — сатирическийжанр, Гоголь смог показать этот злополучныйнос, существующий одновременно, какчасть лица, и в виде статского советника,служащего по ученой части. Что удивительнонам, никак не удивляет остальныхперсонажей комедии.

Необыкновенныепроисшествия приводят нас в негодование,а все смотрят на это, как на запланированноедейство. В конце концов, мы понимаем,что гротеск может существовать и безфантастики.

Если задуматься, тодействительно некоторые чиновникиходят, задрав нос, и иногда думаешь, чтонос ими управляет. В какой-то мере Гогольописал наше общество, он совместилреальное с нелепым, смешное со страшным.

Источник: https://studfile.net/preview/5775045/page:21/

Гротеск в произведениях Н.В. Гоголя (на примере рассказов

Гротеск в повести Гоголя Нос
 

    Выразительные средства – главный прием, с помощью которого автор литературного произведения имеет возможность донести до аудитории волнующую его идею. Обретая словесное выражение, героев, идея также нуждается и в особом способе подачи материала, чтобы быть максимально доступной для читателей.

    Одним из наиболее эффективных выразительных средств является гротеск. Он позволяет в своеобразной форме выразить авторский замысел, указать читателю на те или иные события, явления, особенности человеческих отношений; кроме того, гротеск позволяет автору не говорить прямо, а читателю позволяет задуматься, самостоятельно придти к тем выводам, какие задумывал для него автор.

    Одним из выдающихся писателей, использовавших гротеск, был Николай Васильевич Гоголь. В данной работе мы рассмотрим гротеск в двух его произведениях – «Нос» и «Шинель».

    Задачи данной работы:

    -дать определение гротеску,

    -выявить роль гротеска в произведениях Н.В. Гоголя «Нос» и «Шинель».

    При написании данной работы в качестве теоретической базы были использованы критические материалы произведений Н.В. Гоголя, справочная литература по литературоведению. В качестве эмпирической базы были использованы тексты рассказов «Нос» и «Шинель».

1.Понятие гротеска в литературе

 

    Гротеск (фр. grotesque, буквально – причудливый; комичный; итал. grottesco – причудливый, итал.

grotta – грот, пещера) – вид художественной образности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма1.

Гротест издревле присущ художественному мышлению, он был в произведениях Аристофана, Лукиана, а далее – Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В произведении Салтыкова-Щедрина «История одного города», Гоголя «Нос» гротест – «доминанта стиля»2.

    Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями.

    Слово гротеск пришло в русский язык из французского.

Первичное значение французского grotesgue – буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte – грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta – скрытый, подземный, подземелье.

Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры», на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э.

    В литературе гротеск (итал.

grottesco от grotto – грот) – в литературе один из разновидностей комического приёма, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности.

Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.

    Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения.

    Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск – всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.

2.Значение гротеска в произведениях Н.В. Гоголя «Нос» и «Шинель»

 

    Рассмотрим роль гротеска в рассказал Н.В. Гоголя «Нос» и «Шинель».

    В рассказе «Нос» мы видим Петербург, точнее – его «изнанку».Гоголь показывает нам убогость мышления жителей внешне блестящего, ухоженного города, прискорбную погоню за высоким чином, поскольку только обладая чином выше восьмого можно расчитывать, что обладателя этого чина будут считать за человека.

    Главный герой рассказа – коллежский ассесор Ковалев. Коллежский ассесор – это тот самый заветный восьмой чин в табели о рангах, который открывает двери в лучшую жизнь, полную признани и уважения. Поэтому неудивительно, что Ковалев так горд.

И еще неудивительно, что Гоголь избрал местом действия в рассказе Петербург, ведь где еще могут так не замечать человека, а замечать только его чин, как не в столице? Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его «нечеловеческой» природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу. Да и сам Ковалев – хозяин сбежавшего носа – ведет себя точно так же. «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он, нос, считался в ранге статского советника» 3, и Ковалева именно это удивляет больше всего.

    Для изображения Петербурга Гоголь использует такой прием, как синекдоха, который предполагает перенесение признаков целого на его часть.

Таким образом, достаточно сказать о мундире, шинели, усах, бакенбардах – или носе – чтобы дать исчерпывающее представление о том или ином человеке.

Человек в городе обезличивается, теряет индивидуальность, становится частью толпы, которая воспринимает окружающих «по-чиновничьи» – в соответствии с их должностью.

    Гоголь построил свой сюжет таким образом, что это невероятное событие – внезапное исчезновение с лица носа и дальнейшее его появление на улице в виде статского советника – либо не удивляет персонажей вовсе, либо удивляет, но не тем, чем должно удивлять, по логике вещей.

Например, почтенный седой чиновник из газетной экспедиции выслушивает просьбу Ковалева абсолютно равнодушно, так же как он принимает объявления о продаже дачи или дворовой девки. Единственное, что вызывает его любопытство (даже не интерес!), это то, как выглядит теперь место прежнего расположения носа – «совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин».

Квартальный, который возвращал Ковалеву его нос, также не увидел в этой ситуации ничего странного и даже по привычке просил у того денег.

    Ковалев же, в свою очередь, волнуется вовсе не о том, что без носа он, по большому счета, лишен возможности дышать, и первым делом майор бежит не к врачу, а к обер-полицмейстеру.

Он беспокоится только о том, как же он теперь появится в обществе; на протяжении повести очень часто встречаются сцены, когда майор заглядывается на симпатичных девушек. Благодаря небольшой авторской характеристике мы знаем, что Ковалев занят поисками невесты для себя.

К тому же у него есть «очень хорошие знакомые» – статская советница Чехтарева, штаб-офицерша Пелагея Григорьевна Подточина, очевидно, обеспечивающие ему полезные связи.

При попытке объясниться с носом в Казанском соборе Ковалев дает понять, почему данная ситуация недопустима для него: «Какой-нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду получить…притом будучи во многих домах знаком с дамами…»4. Несомненно, это преувеличение, чтобы показать читателю, что же является реальной ценностью для петербургского чиновника.

    Нос же ведет себя так, как и подобает «значительному лицу» в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе «с выражением величайшей набожности», заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся.

Все видят в нем важного чиновника, этого достаточно. Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку.

Так, например, нос молится, спрятав «лицо свое в большой стоячий воротник».

Очень показательна также ситуация, когда Ковалев решает, куда же ему жаловаться: «…искать… удовлетворения по начальству того места, при котором нос объявил себя служащим, было бы безрассудно,…для этого человека ничего не было священного и он мог также солгать и в этом случае…»5.

    Гротеск в повести заключается также и в неожиданности повествования, в некой несуразности. С первой же строки произведения мы видим четкое обозначение даты: «Марта 25 числа» – это не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности.

Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т.е.

имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину. Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный приносит его завернутым в бумажку.

Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек. 

    В рассказе «Шинель» Гоголь поднимает ту же проблему – восприятие чинов, а не людей. Здесь мы видим уже чиновника несколько иного рода. Перед нами – скромный человек, порядочный, оказавшийся в определенных обстоятельствах.

Гоголь говорит, что такая судьба была у Акакия Акакиевича – быть чиновником невысокого ранга: «Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уже если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Таким образом и произошел Акакий Акакиевич.

Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник»6.

    Акакий Акакиевич в чем-то даже симпатичен читателю. Он ответственный человек, с искренней любовью относящийся к своей работе. Ему действительно нравится переписывать буквы, ибо буквы – его единственные друзья.

С живыми людьми Акакий Акакиевич общается лишь по мере необходимости, ибо эти люди – пустые для него. Акакий Акакиевич не гонится за чином, уваженим вышестоящих господ и пр.

, он просто делает свое дело, живет в собственном мире и рад тому, что имеет.

    Прохудившаяся шинель – досадное происшествие в его жизни. Живя в своем собственном мире, он бы и не заметил изношенности шинели, если бы не стал замерзать. С тех пор у него появилась Цель – новая шинель.

    В сущности, история, рассказанная Гоголем в «Шинели», очень глубока. В ней описана не только несправедливость, но и наказание за нее. Мы видим «очень значительное лицо», которое, «был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку.

Получивши генеральский чин, он как-то спутался, бился с пути и совершенно не знал, как ему быть.

Если ему случалось быть с ровными себе, он был еще человек как следует, человек очень порядочный, во многих отношениях даже не глупый человек; но как только случалось ему быть в обществе, где были люди хоть одним чином пониже его, там он был просто хоть из рук вон: молчал, и положение его возбуждало жалость, тем более что он сам даже чувствовал, что мог бы провести время несравненно лучше. В глазах его иногда видно было сильное желание присоединиться к какому-нибудь интересному разговору и кружку, но останавливала его мысль: не будет ли это уж очень много с его стороны, не будет ли фамилиярно, и не уронит ли он чрез то своего значения?»7

    Гоголь показал, как в общем-то неплохие люди под давлением обстоятельств и против собственной воли ведут себя так, как они себя ведут. Для этого гротеск – незаменимое выразительное средство.

Башмачкин проявил силу характера, дошел до самого «значительного лица», однако испытал сильнейший стресс от незаслуженного нагоняя, что и стало причиной его гибели.

Возможно, если бы «значительное лицо» не настолько повышал голос на Акакия Акакиевича, обошлось бы без его гибели.

Однако в Петербурге это был совершенно немыслимый вариант развития событий: «значительное лицо» использует все свои ресурсы «значительности» против жалкого, с его точки зрения, человека, Акакий Акакиевич не выдерживает этого. На его месте мог оказаться кто угодно рангом ниже восьмого, и наиболее вероятно, что с тем же исходом.

Заключение

 

    С помощью гротеска Гоголь показал нам довольно типичное положение вещей в столичном обществе его времени.

В рассказах «Нос» и «Шинель» мы видим две стороны ситуации: в первой автор как будто проводит эксперимент над населением Петерьурга, лишая чиновника невысокого ранга его носа и помещая этот нос в форму статского советника, во второй – рассказывает историю одного чиновника, который смертельно не выдержал несправедливости.

Гоголь изобразил преувеличенные, доведенные до абсурда сцены, и сделал это с единственной целью: проиллюстрировать презираемую им особенность человеческой природы, когда люди перестают быть людьми, высшей ступенью эволюции, а становятся ее тупиковой ветвью, враз теряя всё лучшее перед ими же созданными идолами в виде высоких чинов.

Гоголь с помощью гротеска показал всю убогость и плохой исход этого пути. Отметим, что иные выразительные средства не смогли бы с такой остротой передать всю боль автора от увиденного им положения вещей в обществе. Он напомнил читателям, что даже в столице, где люди – всего лишь винтики огромной чиновничьей функцинональной машины, они должны остваться людьми.  

Список литературы

 

  1. Виноградов  В.В. Поэтика русской литературы. М., 1976.
  2. Добин Е.С. Жизненный материал и художественный сюжет. Л., 1958.
  3. Книгин И. Словарь литературроведческихх терминов. М., 2006.
  4. Гоголь Н.В. Нос // Гоголь Н.В. Избранное. М., 1989

Источник: https://www.freepapers.ru/9/grotesk-v-proizvedeniyah-nv-gogolya/192332.1154375.list1.html

Гротеск в повести Гоголя “Нос”

Гротеск в повести Гоголя Нос

“Гротеск – древнейший художественный прием, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов, явлений природы и фактов общественной жизни” – так объясняет понятие гротеска большая школьная энциклопедия литературы. Однако не всякое преувеличение является гротеском. Здесь оно имеет особый характер: изображаемое абсолютно фантастично, нереально, неправдоподобно и ни в каком случае не возможно в настоящей жизни.

Сам термин “гротеск” появился еще в XV в. для обозначения необычного типа художественной образности. Наряду с гиперболой, гротеск широко использовался в различных мифах, легендах и сказках.

Эффект гротескных образов усиливается тем, что они обычно показываются наравне с обычными, реальными событиями.

Если говорить о повести Н. В. Гоголя “Нос”, то здесь также наблюдается сочетание абсурдной фантасмагоричной истории с исчезновением носа и будничной реальности Петербурга.

Гоголевский образ Петербурга качественно отличается от тех, что были созданы, например, Пушкиным или Достоевским.

Так же как и для них, для Гоголя это не просто город – это образ-символ; но гоголевский Петербург – это средоточие какой-то невероятной силы, здесь случаются загадочные происшествия; город полнится слухами, легендами, мифами.

Для изображения Петербурга Гоголь использует такой прием, как синекдоха – перенесение признаков целого на его часть.

Таким образом, достаточно сказать о мундире, шинели, усах, бакенбардах – или носе – чтобы дать исчерпывающее представление о том или ином человеке.

Человек в городе обезличивается, теряет индивидуальность, становится частью толпы, которая воспринимает окружающих “починовничьи” – в соответствии с их должностью.

Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести “Нос” Петербург. По его мнению, только здесь могли “произойти” обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека.

Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его “нечеловеческой” природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу.

Да и сам Ковалев – хозяин сбежавшего носа – ведет себя точно так же. “По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника”, и Ковалева именно это удивляет больше всего.

Гоголь построил свой сюжет таким образом, что это невероятное событие – внезапное исчезновение с лица носа и дальнейшее его появление на улице в виде статского советника – либо не удивляет персонажей вовсе, либо удивляет, но не тем, чем должно, по логике вещей.

Например, почтенный седой чиновник из газетной экспедиции выслушивает просьбу Ковалева абсолютно равнодушно, так же как он принимает объявления о продаже дачи или дворовой девки.

Единственное, что вызывает его любопытство, это то, как выглядит теперь место прежнего расположения носа – “совершенно гладкое, как будто бы только что выпеченный блин”.

Квартальный, который возвращал Ковалеву его нос, также не увидел в этой ситуации ничего странного и даже по привычке просил у того денег.

А что же Ковалев? Его волнует отнюдь не то, что без носа, в принципе, он должен быть лишен возможности дышать, и первым делом майор бежит не к врачу, а к обер-полицмейстеру. Он беспокоится только о том, как же он теперь появится в обществе; на протяжении повести очень часто встречаются сцены, когда майор заглядывается на симпатичных девушек.

Благодаря небольшой авторской характеристике мы знаем, что он сейчас занимается выбором себе невесты. К тому же у него есть “очень хорошие знакомые” – статская советница Чехтарева, штаб-офицерша Пелагея Григорьевна Подточина, очевидно, обеспечивающие ему полезные связи.

При попытке объясниться с носом в Казанском соборе Ковалев дает понять, почему данная ситуация недопустима для него: “Какой-нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа; но, имея в виду получить…притом будучи во многих домах знаком с дамами…”.

Несомненно, это преувеличение, чтобы показать читателю, что же является реальной ценностью для петербургского чиновника.

Нос ведет себя так, как и подобает “значительному лицу” в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе “с выражением величайшей набожности”, заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу.

Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нем не только человека, но и важного чиновника.

Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку.

Так, например, нос молится, спрятав “лицо свое в большой стоячий воротник”. Очень показательна также ситуация, когда Ковалев решает, куда же ему жаловаться: “…искать… удовлетворения по начальству того места, при котором нос объявил себя служащим, было бы безрассудно,…для этого человека ничего не было священного и он мог также солгать и в этом случае…”.

Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. С первой же строчки произведения мы видим четкое обозначение даты: “Марта 25 числа” – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности.

Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге, то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину. Последнее появление носа в повести – и он опять маленький.

Квартальный приносит его завернутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек.

Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом и состоит гротеск Гоголя и, несмотря на это, является довольно реалистичным. Чернышевский говорил, что подлинный реализм возможен лишь при изображении жизни в “формах самой жизни”. Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни.

Если в этом нелепом обществе все определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически-нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. И таким образом формы искусства в конечном счете отражают формы жизни.

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/grotesk-v-povesti-gogolya-nos/

Refy-free
Добавить комментарий