Государственный экологический контроль

��������������� ������������� ��������

Государственный экологический контроль

�� ����� �������������� �����

�� ����: ���������������� ������������� ���������

����������

��������

1. �������, ���� � ������ �������������� ��������

2. ��������������� ������������� ��������

3. ������������� � ���������������� � ������������ ������������� ��������

����������

������ �������������� ����������

��������

������������� �������� � ��������� �������� ���� ����������� ������������� ������������������ � ������ ���������� ����� �� ������� �����������, ������� ���������������� ���������� � �������� �������� ����� ���������� �����.

����������� �� ���� �������������� �������� � ��������� ������ ���������� �����, ��� ����� ��������� ��� ��������� �������� ����. ������ ����������� �������������� �������� � �������� �������������� ����������� ��������������� ��������� ����� ���������� ����� � ���������� ������������� ����������.

���� ����������� ��������������� �� ������������� �������������� ����������� ���� � �������� �������������� ��������, ���� � ������������ ���� ��������������� �������.

����� ��������������, ��� ������� �������������� �������� ����������� � ��� ������������� ���� �������� ��� ����������� ������������� ������������������ � ������ ���������� ����� � �������������� ������������, ������������� ����������, �������������� ��������������, ������������� ������������. �� � ������ ���� ���� ����������� ������������ ������������� ��������, �.�.

����������� ���������� �������-�������� ����������, �������������� ����������, �������, ������������� � ������� �� ��������� ����� ������������.

���������� ����� �� ����� ���, ��� � ���������� �������������� ��������, ������������ ����� ���������������� ������������ ���������� �������������� ��������������� �������, �������������� � ������ ������������� ��� �� ���������, �� ������ ����������� �������� ����.

1. �������, ���� � ������ �������������� ��������

���������� ���������������� ����� �������� ��� ���� ����������� ������������ � �������� � ������[1] . ��� ������������� ��������� ���������� ������������ �������������� ��������� �� �������� ���������� � ���������� ���������� �������������� ����������������. ���������������� ������ ������������ ����� ������������� ������������� ���������������� ��������.

���� ��� ������� � ���������� �� ����������� ����������� � ����� ���������� ��������������� ������. ������ ���������� � ��������� ������� �������������� ������, �����������, ������������ ������������ � �������. ��� ���� ��������� ��������������� ������ ������������ ������������ � ��������, � ������.

������������� �������� ��� �������� ���� ��������� ��� ������� � �����������������, �������������� � �����������.

���� ����������������� ������� ����������� � ���, ��� �������� �������������� ��������, ���� � ��������� �������� ���������� ��� �������� ������������� ����������, �������������� � ���������� ���������������� � �������������� ���������.

�������������� ������� ������� � ���, ��� � �������� �������� ��������������� ������ � ���� �������� ������������� ���������� � �������������������� ������������ �������������� � ������������ ��������.

����������� ������� ����������� � ���������� � ����������� �������� ������������� ���������� ��������������� ����������������� ������� �� ����������� ��������������� ��������.

� �������������������� �������� ������ ���������� ��������� ���� �������������� ��������: ���������������, �������������, ����������������, ������������. ���������� ����� ������������� �������� �������, �� ����� �������� ���������� ��������, � ����� �������� ��������.

2. ��������������� ������������� ��������

������� ���������������� �������������� �������� �������� ����������� ���������� �������� ���������� �� ������������� ������������� ��������� �������� � ������ ���������� ����� �� ����������� ����� ���������������� ��������, �������������, ������������� � ����������, ������� ����� ���������� ����������. ��������������� �������� �����, ����� �������, ���������������� ��������.

������������ ������������ ���������������� �������������� �������� �������� � ��, ��� �� ������� �� ����� �����������. �������������� � ������ ������������� ������� ����������� ��������������� �������� � ������ ����� � ������������ ���� ���������� ������������� ������ �������.

������������ ��������������� ������������� �������� ����� ������ ����� �������� ����� ������ �� ������� ���������� ������������� ����������, ��������� �� ��� ���������� ������������� ������������� ������� ����������� ����� ������������ �� ������ ����������� ���������� ��������������-��������� ���������, �� � ��������� � ��������� ������������������ ������� � ����������� � ����. ��������� ������ ����������������� ����������� ��� ���� �������� ���� ����������������� ���������� (��������������� ��� ����������� ������������ ������������ ������� ��������), ���������������� ��������������� (��������������, ����� � ��.), ���������������-�������������� ���� (���������� ������� � ����������� � ��������� ��� ���������������� ���������������, ���������� �������������� ����� ��� ���������� ��� ������������� �����������).

��������������� ������������� �������� ���������� � ����� ������������������ � ��������. ������� ������������������ �������� �������� ����������� �������������, �������������� � ���� ������������, ������� � ������� ����� ��������� ������� ����������� �� �������.

�������������� ����� �������� �� ������� ������������ ��� �������������� ���� ������������, ���������� �������, ����� �������� � ������������.

������� ��������������� ������������� �������� �������������� ���������� ��������������� �������� �� ������ ������������ ����������� � ���� ������������ �������� ��������, � �������� ������������������.

�������������� ������������� ������� ���������������� ���������� ������������������� � ������� ���������� ����� �� ������ ����� � ����������� ����������� ��������������� ������������� �������� ����� ������������ �� ����� � ����������� (����������������).

����� ������������� �������� �������������� �������� ����� �����������, ����������� � �������� ����������� �����������. ������������� ���������������� �������������� �������� �� ����� � ����������� �������������� ��������� ���� � �������� ��� ����������.

��������������� ������������� �������� ���������� �� ������������ ���������. �������� �� ��� � ����������, �������������, ���������� ������������� � ����������� �������.

������� ���������� ����������� � ���, ��� ����� �������� ����� ��������� ���� �������������� ������ � �������� ����������� � ����������, ������������ ������������ ��������� ������. ������������� ������������ �� ����������� ������ � ������������ ��������������� �������.

������� ���������� ������������� � ����������� ������� ���������� ���� ��� ���������� �������������� ������� ���������������� �������������� ��������. �� ����� � �������� ������������� �������� � � ���������������� ����� �� ���������.

��� ���� ����������� � ���, ��� ������� ���������� ������������ ���������������� �������������� �������� �� ����� ����������� �� ������, ��������������� ��������� �������.

�������� ������ ����������� � ������������� ���������������� �������������� �������� ����������� ������������ ��, ��������, ������������� ������ ���������� ��, ������������� ������ � ������������ ��������� ��, ������������� �����������������, � ����� ����� ����������� ����������� �����.

��������������� ����� ������������� �������� ���������� ����������� ������, ����������� ��������� ��, ����������������� �������� ��������� ��, �������������� ��, ��������������� ��������� ��, �������������� ��������� �� � �������� �������� ��������������.

��������������� ����������� (����������������) ������������� �������� ���������� ��������������� �������� ���������������� �����������.

������ ��� �������� ���������������, ��-������, ���, ��� ��� ������ � �������� ����� ����������� ������������ ������������ ������� �������������� ������, �����������, � ����� ������� �� �������� ������������������ � ������ ���������� �����.

��-������, ����� ���������� � ��������� ����� �������� ����������� ��������������� �������������.

���� �������, �������������� �� ���������� ���������������� ����������������� �������������� ��������, �����. � ������� ����� ������� ������ ���������� �������������� ��������������� ������ � ������� ������ ���������� �����, ������������� � ������ ��������� ��������� ��������:

������������ ��������� �������� ��;

����������� ������ �� ������� � ����� ������������������;

����������� ��������� ������ ��������;

����������� ��������� ������� ���������;

����������� ��������� �� ����������������.

���������� �������������� ������ �������� ��������������� ������������� �������� � ����� ������������������ � ��������. ��� ���� ����������������� �������� �������������� ������������� � ��������� ����� ������������ �������� ������������ � ���������� ���������. ��������� �� ��� �������� ������������ � ��������������������� ��������, ���� ��� ���������� �� ������� �������.

���, � ������������ �� ��. 65 �� �� ����� ������������� ��������, �������� �� ��������� � ��������������� �����, ��������������� � ������� ��������������� ������ �������� �� � ��������������� ��������������� ������� ������������ ������ ���������� ������ ���������� � ������������ ����������� ��������������� ������������� ����������.

� ������������� �������� ������������� ������������������ �������������� �������� ��������� ����� ���������� ��������������� ���������� ������������� � ��������� ������������ �� ������������� � ������������� ������������� � ������ ��������, �������� �� ��������� ������ ��������, ��� ������������ ����� �������� �� ������������ �������� ������, ����������� �������� � ����������� ����������� ������������ �� �������������� � ������������� (��. 80 �� ��).

������� ��������������� ������������� �������� �������������� ���������� ��������������� �������� �� ������ ������������ ����������� � ���� ������������ �������� ��������, � �������� ������������������.

����������� ������ �� ������� � ����� ������������������ � �� ��������������� ������ �������� ������������ ��������������� �������� �� ������ �� ������� ���������� �����, �� � �� ������������ �������������� ��������� �������� � ������� ��������� ��������� ��������.

��������� �������� ������� �����, ����������� �� ������ ���������������� �������������� ��������, ������ ������� ������������ ������ ���������� ��������������� ����������� �� ������ �������. �������� ������ �� ���������� ������������� ����������� ������� ��� ������ ���������� ��������� ������.

������ ���������� �������������� ������� � ������� ������������������ � ������ ���������� �����, ������������ ��������� �� ������������� �������������� �������� � ������� �������� �������������� ������������ � ���������.

���, ��������, ������������ ��������� ��������� � �������������� �� (�������������� ������) ����� ���� ������������ �� ���������� ����������� ��������� � ����������� �������� ��������������� �������� �� �������������� � ������� ���������� �������� � �������� ����������� ���������; ������������ ������ �� ����������� ������ �����, ������ ������������� �� ����� ����� � ���������� (��������) �� ������ ���������� �������� � ��. �������������� ������ ������������ ����� ��������������� �������� �� ������� � �������������� ������ ������������� ��������; ������������: ������� ������������� ������������������ �������������, ������������ � ������������� ���������� �� ���� ������������� ���������� �� ��������������� �������; ������ �������������� � ������������ ����������; ���������� ������������ �� �������������������� �����������, ���������� � ������ ��������������� � ������� ������������� �����������, ������ � ��������������� ������ ������������� ��������.

����������� ���� ������� ���������������� �������������� ������������� ����� � ������������� �������[2] :

�������� �����������, ����������, �����������, ���������� �� ���� ������������� � ����������, ������� �������� �����, ����������� ������� � ������ ����������� ���, ������� ���������� ��� � ��������������� ������������, ����������� � �����������, ������������ ��������, ����� �����������, ������������ ��� ���������� �� ��������� ������������;

��������� ������ �������� ���������� � ������ ��������������� ���������, ������� �� ��������, ���������� ���������� �������� ���������� ��������� �����, ���������������� ����������������, ���������� ������ � ����������� �� ������ ���������� ��������� �����;

�������� ���������� �� ����� �������, ������, ���������� ������� �������;

������������� �� ������������ � �������� ���������-������������������� ������� ��������� ��������, ������� ������� ������� ������������� ����������� ����������� ���������� ��������� �����;

��������� ��������������� ������������� ����������, ������������ �������� �� ����������� �� ����������;

��������� ���������� ���������� �����������, ������ � �������� ��������������� ���� �������� ��� ���������� �� ����������, ��������������, �������������, �������������, ����� � ������������, ������������ ��������;

���������� � ������������� ������� �������� ��� � ���������������� ���������������, ���������� ��������� � ����������� �� � ��������������, ���������������� ��� ��������� ���������������, ����������� ���� � ��� ��� ����������� ��� � ���������� �����, ������������ ���������� ��������� ����� ��� �������� �������� ����������� ��������������������� ����������������;

��������� ������� �� �����������, ���������������, ����������� ������ �����������, ����������, ���� �������� � ����� ������������, ����������� ���� ���������� ��������� ����� � ������� ������������� ��������� ��� �������� ��������.

������� ��������� ������� ����������� ��� ����������. ��� ����� ���� ���������� � ��� ��� ����������� ���.

������ ����� ���������������� �������������� �������� �������� ������������� ����������.

������� ����������� � ���������� ���������������� �������������� ����������� ������������ ������������ �������� (������� ��� ������ ���������� ��������� ������, ������, ������, ��������� ���������, �������� � ������, � �������� ���� � �. �.

) � ������� ������ �������������� ����������������. ���������� ���������� �������������� ���������� ��������������� �������� ���������������� �������������� ���������� �� ��������� ����� ��������� ��������.

3. ������������� � ���������������� � ������������ ������������� ��������

���������������������� �������������� �������� ����������� � �������� � ����������� ������������ �������� �������������� ������ �� � ��������� �� ���������� �������� ���������� �� ������������� ������������������ � ������ ���������� ����� ����������������� ���������.

������ ��������� �������� ��������������� ����������, ����������� � �����������, ����������� � ���������� ����������� �������.

������� �������� �� ��, ��� ������������� �������� �������������� ���������������� ��������, �� �� �� �������� ������ �������������� ���� ���������������� �������������� ��������.

�������� ����� ����, � ������ �����, � ����� �������������: ������������� �������� �������������� ���������� ������, ��������������� �������� ����� ���������������� ��������. ������ ������������ ������� � ���, ��� ������� ����������������� �������� �� ��������� � ���������� �������������� �������.

������� �� ���������� �������������� �������� �����������������, ��� �������, ����������� � ����������� ��������������� �������. ������������� �������� ���������� ����� �������������� � �����������, ��������������� ���������� ������������������� � ������� ���������� �����.

���������� �������������� �������� ������������ ����� ��������: �) ���������� �������; �) ������������ ��������� ��������, �������� ����� �������� � ����� � ����������������� ��������� � �) ����������� ������� � ������������� ������������� � ���, �������������� ������������� ��������.

������ ����������������� �������������� �������������� ���������������-������������� ������������ ����������� � ���� ������������� ���������.

�������� ��� ���������� � ������� ������������� ����������� ���, ��� ����������� �������� �������� ���������� ��������������������.

��������������� �� ���������� �������� ����������, ���������� ����������� ������������� ������������������ � ������ ���������� ����� �� ������� �����������.

���������� ����������������� �������� ������� ������ ����� �� ��������� �����������. ������������� �������� �������� ������������ �����������, ������������ �������������� ����� (�������� ��������, ����������, ���������, �������� � ��.) � ���������������� �������������. ������������ �������� �������� ����� ���� ��������, �������������� �������������� ��������.

����������� ����� �� ������������ ������������ ���������� ������������� ����� ������� ���������� � ���������� ����������������� �������� �� ������������ ������������ ������������. �������� ��.

11 ������� ���������� ����������������� �������� ������������ ��� ������ ����������� � ������ ������������ � ������� ����������� �� ����� � ��������������� � �������� �������������� ������, ��������������� ��������������� ����������, ��������������� ������ � �������� � ������� ����������� ������������ ������������.

���� �� ���������� ���������� ��������� �������� ������������� ���������� � ������ �������������� � ����������������� �������� ����������� ��������������� ������������ ������. �� ������������ ���, ��� �������, � ������������.

� ������ ������� ������������ ��������� ������������� ��������� � �������������� ���������� ��������� ����������� ����� �������� ����������� ���, �������������� ���������������� �������� �� ������������ ������������ ������������, ������ ���������������� ���������� ����� � ����������� ������������� ��������� ��� ��������� ��������� ���������� ����, ������ � ������������� ����������, ������ ������������ ������������, ��������������� ����������, ������������ ���� � ������, ������ ������ �����, ����������������, �������������, ������������ ���������� � ������� ����������� ������������ ������������ � ��������������� ����������� �� ���������� ������������ ���������.

������������� �������������� � ����������������� �������������� �������� �� ������ ������� �� �������������� � �������� ���������������� �������������� ��������. ���� ����� �������������� �� �������.

����� ����, ������������ ����������� � ������������� ������ ������� ����� ������� ������ ��������� ����������� ����� �����, � ��� ����� ����������� �������� ������ ��������� �������������� ����������������, ������������� ��������������� ������� ������������� ��������, � ����� � ������� ��������������� ���������������.

�������������� ������� ����������������, �������������� � ����������������� �������������� �������� � ������ ������ ��������� ������������� ��������������� ������������ �� ������ �������.

� ������ ����, ��� �������, ��� ����� � ������� �������� ������ ���������, � ����� ���������� ����� ������� �� ������������� ���������� �����, � ����� � ����� � ������ �������������� ���������� ������������ ������������� �������, � ���������� ����� ���������� ����� ����� ����� �������� ���������� � ������������� ����������� ��������� ������������� �������������� ��������.

� ����������� �������� ��������� �������������� �������� � ������� ������� ������������ ����� � ����������� ��� ��������������.

����� ��, ��� �������� � ������������ ������������� ����������� �������� ��������� ����������� ����������� � ������ ����� � ����������� ���������� ��� �������� �� ����������� ������������� ���������� � ������������������� � �������������� ������ �� ������� ���������� � �������� ������������� � �������������� ������������ �������� �������. ���� ���� � ������������ ���������� ��� ����������� ������� � ������ ���� ��������� ��������, � ������� ��� ������� ������� ��������������� � ����������������.

� ������������ � ��������� �������� �� ��������, ������������ �����������, ����������� � ������ ���������������� ������������� �������������� ����� ����� ����������� � ������������ ��������, ��������� � �������� � ��������������� ��������� �������� ��� ������������� ������������ ����������� � ���� ���������������������� ����, ������������� �������� ���������. ������������ ����������� ������� �� �������� ���������� ������������� ���������� ����������� ����� � ������ ������������ �������� �� ����������� ������ ����������� ����������� ������������ �� ���������� �����. ������ ������ ������������� ������������� �������������� �������� �� ������������� ����������� � ��������������� ������� �������� ������������ �� ��� ���������� � ��������������� ������������ � ��������� ���������� �����, ����� �� ������� ������������� ����� �������. �� ������ ���������� ���������� �������� � ������������ ������������ ������ ���������� �������, �������� � �����������, ���������� �� ������������� ����� � �������� ��������, � ����. � ����������� ������������� �������������� �������� ����� ���� ������� ����� ����������� � ���� ���������� ��������������� ������������� ����������, ���� ��� ������������ ����������� ����������������, ������������� ������ � ��������� ������� � ������������ ������������.

����������

������������� �������� � ������ ���������� � ����� ����������������, �����������������, �������������� � ������������� ��������.

��������������� ������������� �������� �������������� ������������ �������� �������������� ������ � �������� �������������� ������ ��������� ���������� ��������� � �������, ������������� �������������� ��.

�������, ����������� ������������ ������ ���������������� �������������� ��������, ����������� ��� ���������� ����� �������������� � �����������, �������������, ������������ ������ � ����������.

�� ��������� ���� ������� ��������������� ���������� ���������� ������ ���������� �������������� ����������� ������������ �� ������ ������� � �� ������� ������� ���������������� �������������� ��������.

������� ��������������� ������� �������������� �������� � ����������� ��� ����� ���� ���������� � ��� ��� ����������� ���.

���������������� ������������� �������� �������������� � ����� ����������� ���������� � �������� ������������� � ���� ������������ ����������� �� ������ ���������� �����, ������������� ������������� � �������������� ��������� ��������, � ����� � ����� ���������� ���������� � ������� ������ ���������� �����, ������������� ����������������� � ������� ������ ���������� �����.

������������ �������� � ������� ������ ���������� ����� �������������� ������������� � ����� ��������������� ������������� � ������������ � �� ��������, � ����� ���������� � ������������ � �����������������, � ����� ���������� ����� ������� �� ������������� ���������� ����� � �������������� ��������� ���������������� � ������� ������ ���������� �����.

������ �������������� ����������

1. ������� �.�. ������������� ����� (����� ���������� �����): ������� ��� ������ ����������� ������� ���������. �., 2004.

2. ��������� �.�. ������������� �����. ������� ��� �����. �., 2005.

3. �������� �.�. ������������� �����: ������� � ������. �., 1999.

4. ����� �.�. ������������� �����: ������� �������. �., 2004.

[1] ��������� �.�. ������������� �����. ������� ��� �����. �., 2005. �. 196.

[2] ������� �.�. ������������� ����� (����� ���������� �����): ������� ��� ������ ����������� ������� ���������. �., 2004. �. 108.

����������   ..  191  192  193   ..

Источник: https://zinref.ru/000_uchebniki/00800ecologia/000_lekcii_ecologia_02/192.htm

Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53

Государственный экологический контроль

Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53
«Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»

31 марта 2009 г., 5 июня 2013 г.

В целях реализации Федерального закона «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля).

2.

 Утратил силу.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г.

N 461 «Об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 21, ст. 2237).

4.

 Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с осуществлением государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период Федеральной службе по надзору в сфере природопользования на руководство и управление в сфере установленных функций.

Правилаосуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)

(утв. постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (далее — государственный экологический контроль) в Российской Федерации.

2.

 Государственный экологический контроль проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

3. Государственный экологический контроль состоит из:

а) государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

б) государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);

в) государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов;

г) государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

д) государственного земельного контроля;

е) государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;

ж) государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий;

з) государственного экологического контроля во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации;

и) государственного экологического контроля в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

к) государственного экологического контроля на континентальном шельфе Российской Федерации;

л) государственного лесного контроля и надзора;

м) государственного экологического контроля в области охраны озера Байкал.

4.

 Государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на осуществление государственного экологического контроля (далее — уполномоченные органы), в соответствии с установленной компетенцией:

в отношении государственного экологического контроля, предусмотренного подпунктами «а», «в» — «е» и «л» пункта 3 настоящих Правил, — в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации о соответствующих видах контроля с учетом настоящих Правил;

в отношении государственного экологического контроля, предусмотренного подпунктами «б», «ж» — «к» и «м» пункта 3 настоящих Правил, — в порядке, установленном настоящими Правилами.

5.

 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285.

6. Уполномоченные органы осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

7.

 В случае если при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический контроль осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

8. Государственный экологический контроль осуществляют должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов по перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г.

N 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)», и должностные лица уполномоченных органов, перечни которых определяются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Указанные должностные лица являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

9. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

а) посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

б) проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

в) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

г) проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

д) предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

е) привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

ж) осуществлять иные определенные законодательством в области охраны окружающей среды полномочия.

10.

 Государственный экологический контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (на объектах, указанных в пункте 5 настоящих Правил) и уполномоченными органами (на объектах, указанных в пункте 6 настоящих Правил), а также в форме внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

11. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях:

а) проверка исполнения предписаний об устранении ранее выявленного нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды;

б) получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

12. Допуск должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль, на объекты Вооруженных Сил Российской Федерации производится в следующем порядке:

а) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы до начала года, предшествующего году проведения проверки, направляют командующему военным округом (флотом), на территории которого дислоцируются подлежащие государственному экологическому контролю объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, списки уполномоченных должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов по форме, утвержденной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации;

б) командование военного округа (флота) в установленном порядке направляет запрос в соответствующие органы военного управления, которым подчинены подлежащие проверке объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, и в 3-месячный срок сообщает в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и ее территориальный орган о результатах рассмотрения запроса;

в) должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, допускаются:

на режимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе расположенные в закрытых административно-территориальных образованиях, — по разрешению должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, имеющих на это право;

на особо важные и особорежимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированные в закрытых административно-территориальных образованиях, — по спискам, утверждаемым должностными лицами Министерства обороны Российской Федерации, имеющими право разрешать допуск на все режимные объекты Вооруженных Сил Российской Федерации;

г) начальник экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации представляет на утверждение соответствующим должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации списки должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, которым разрешено проведение государственного экологического контроля на особо важных и особорежимных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, и доводит их до сведения органов военного управления, в подчинении которых находятся подлежащие государственному экологическому контролю особо важные и особорежимные объекты, и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

13. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие в соответствии с установленным порядком государственный экологический контроль на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации, перед проведением проверки должны ознакомить командование воинской части с планом ее проведения.

14. При проведении проверки должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей среды.

15. Формы документов, составляемых по результатам проведения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственного экологического контроля на объектах, указанных в пункте 5 настоящих Правил, устанавливаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

16. Формы документов, составляемых по результатам проведения уполномоченными органами государственного экологического контроля на объектах, указанных в пункте 6 настоящих Правил, устанавливаются указанными органами.

17. Мероприятия по государственному экологическому контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

18.

 Юридические и физические лица, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющим государственный экологический контроль, и должностным лицам уполномоченных органов доступ на объекты, подлежащие такому контролю, и предоставить документацию, необходимую для проведения государственного экологического контроля.

19. Решения государственных инспекторов в области охраны окружающей среды могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

20.

 Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, и должностные лица уполномоченных органов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного экологического контроля.

Источник: https://base.garant.ru/12164923/

9.2. Государственный экологический контроль

Государственный экологический контроль

Государственный экологический контроль является основным и обязательным видом экологического контроля. Он распространяется на деятельность всех государственных органов и организаций независимо от их подчиненности, а также на граждан, иными словами носит надведомственный характер.

Потенциально государственный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он может использовать не только собственные полномочия государственно-властного характера, но и прибегать к поддержке правоохранительных органов: прокуратуры и суда.

Государственный экологический контроль осуществляется государственными органами как общей, так и специальной компетенции.

Президент РФ осуществляет контроль через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, решающих экологические проблемы. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, председателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб.

Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства РФ, что позволяет ему контролировать обоснованность принятия экологически значимых решений. Президентский контроль также реализуется через Контрольное управление Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ.

К

онтрольные полномочия Федерального Собрания РФ и представительных органов субъектов РФ сводятся в основном к проверке исполнения соответствующих бюджетов.

В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей среды» финансирование природоохранных мероприятий должно предусматриваться в государственной бюджете отдельной строкой.

Контроль за выполнением этого требования – задача представительных органов.

Государственный экологический контроль органов исполнительной власти общей компетенции – Правительства РФ, правительств (администраций) субъектов РФ – проводится путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Специально уполномоченные государственные органы осуществляют текущий экологический контроль.

Должностные лица этих органов при осуществлении государственного экологического контроля обязаны:

самостоятельно и с привлечением в установленном порядке специалистов по вопросам охраны окружающей природной среды систематически осуществлять проверки хозяйственной и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими экологических требований;

принимать меры по предотвращению и устранению экологических правонарушений и их негативных последствий, привлечению в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение экологических требований;

осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей природной среды, необходимой для организации и осуществления государственного экологического контроля, анализировать и проверять ее достоверность;

вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды и повышению эффективности государственного экологического контроля.

В пределах своей компетенции они имеют право:

беспрепятственно посещать предприятия, учреждения, организации и другие объекты независимо от форм собственности и подчинения (в том числе в установленном порядке – воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, предприятия закрытых административных территориальных образований), получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля;

проверять работу очистных сооружений, средств их контроля, соблюдение экологических нормативов;

проверять выполнение государственных и других программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

заслушивать отчеты руководителей предприятий, организаций и учреждений по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;

запрашивать и бесплатно получать от ведомств и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей природной среды, необходимую для осуществления государственного экологического контроля;

проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и сооружений;

вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;

п

роверять соблюдение экологических условий, установленных в лицензиях на пользование природными ресурсами, аннулировать или давать предписания об их аннулировании при невыполнении природопользователями установленных в лицензиях экологических условий;

давать обязательные для исполнения предписания юридическим и физическим лицам об устранении экологических правонарушений и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей природной среды;

выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (реконструкция) которых выполнено с нарушением экологических требований и заключений государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с экологическими правонарушениями и причиняющей вред окружающей природной среде;

направлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления предложения о прекращении этой деятельности;

рассматривать в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в экологических правонарушениях, к дисциплинарной и уголовной ответственности;

определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, и на основании этого предъявлять требования к виновным юридическим лицам и гражданам о добровольном возмещении этого вреда либо предъявлять иски в суд или арбитражный суд о его возмещении согласно статьям 70 (пункт 2) и 87 закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»;

вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования хозяйственной деятельности, ведущейся с нарушением экологических требований.

При обнаружении экологического правонарушения государственный инспектор по охране природы составляет протокол об экологическом правонарушении, на основании которого принимает решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения:

дает предписание об устранении экологического правонарушения;

выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение;

выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, а в случае отказа добровольно возместить вред предъявляет соответствующий иск в суд;

дает предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности;

дает предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности;

направляет руководству организации представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю;

направляет материалы в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экологическое преступление.

Источник: http://libraryno.ru/9-2-gosudarstvennyy-ekologicheskiy-kontrol-zakonodat_in_bjd/

Государственный экологический контроль (надзор). Его виды и задачи

Государственный экологический контроль
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Государственный экологический контроль (надзор) – это деятельность за соблюдением экологического законодательства, нормативов и правил, выполнением мероприятий по охране окружающей среды.

Предназначен для защиты от экологической опасности и состоит из надведомственных: контроля, экспертизы, мониторинга, нормирования, аудита и других методов регулирования природоохранной деятельности на уровне государства и юридических лиц.

Система государственного экологического контроля состоит из службы наблюдения за состоянием окружающей среды, производственного и общественного экологического контроля, проводимых органами представительной и исполнительной власти всех уровней.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль, является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Должностные лица и специалисты этой службы контролируют соблюдение норм и правил природоохранного законодательства.

При выявлении нарушений они ограничивают, приостанавливают или запрещают выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, запрещают освоение и использование объектов, дают предписания об аннулировании лицензий на пользование отдельными видами природных ресурсов, предъявляют штрафные санкции, иски о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды и пр.

Ведомственный экологический контроль осуществляются структурными экологическими подразделениями хозяйственных и силовых ведомств (управления, отделы, инспекции).

При этом внимание обращается на соблюдение экологических стандартов, нормативов и требований, внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий, снижение сбросов и выбросов загрязняющих веществ, осуществление мероприятий по предупреждению производственных аварий и катастроф, оказывающих вредное воздействие на природную среду.

Производственный экологический контроль проводится должностными лицами, отвечающими за соблюдение требований охраны окружающей природной среды и специальными природоохранными структурными подразделениями.

Задачи производственного экологического контроля:

  • охрана окружающей среды от загрязнения, рациональное использование природных ресурсов (сырья), рекультивация земель;
  • планирование соответствующих мероприятий;
  • анализ результатов природоохранной деятельности;
  • участие в рассмотрении проектов строительства, расширения и реконструкции производств в части решений по защите окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • контроль за внедрением технологических процессов, позволяющих минимизировать поступление загрязнений в окружающую среду;
  • контроль за сточными водами;
  • расследование причин и последствий залповых выбросов и сбросов вредных веществ, подготовка предложений о мерах по их недопущению;
  • ведение экологических паспортов предприятия.

Общественный экологический контроль в соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» проводится с целью независимой проверки исполнения требований природоохранного законодательства министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, должностными лицами. При этом граждане имеют право:

  • участвовать в собраниях, демонстрациях и референдумах по вопросам охраны окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, заявлениями, требовать их рассмотрения;
  • ставить вопрос о привлечении к ответственности за нарушение экологических требований, предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу;
  • требовать отмены решений о деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий.

Большая часть контрольных мероприятий государственного экологического контроля (около 72 % проверок) проводится по годовым планам территориальных природоохранных органов.

Они ориентированы в основном на деятельность крупных природопользователей и предприятий, оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду.

Практически все мероприятия государственного экологического контроля имеют комплексный характер, осуществляются одновременно по всем видам природопользования и формам воздействия на окружающую среду.

Приоритет государственного экологического контроля при обеспечении гражданской защиты — выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций, включая:

  • прогнозирование, выявление возможных экологических угроз, оценку факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработку и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций;
  • обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях;
  • разработку и совершенствование средств защиты населения и территории при возникновении чрезвычайных ситуаций.

С 2003 года государственный экологический контроль приобрел характер планомерной деятельности.

Департаменты государственного контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды федеральных округов координируют работу и осуществляют контрольные мероприятия по наиболее крупным объектам природопользования.

Государственный экологический контроль за использованием и охраной водных объектов ведут отделы государственного контроля бассейновых водных управлений.

Специализированные морские инспекции осуществляют государственный экологический контроль на море и континентальном шельфе.

В соответствии с законодательством РФ, государственный контроль за использованием и охраной лесного и земельного фонда вменяется в обязанности должностных лиц федеральных органов.

Аналитическое обеспечение государственного экологического контроля представлено лабораториями и специализированными инспекциями аналитического контроля (СИАК).

Источники: Экологическая доктрина РФ // Собрание законодательства РФ. 2002. №36. Cт. 3510. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2003 году». —М.

, 2004; Теоретические и методические основы технологии регионального контроля природной среды по данным экологического мониторинга. Левич А.П., Булгаков Н.Г., Максимов В.Н. —М., 2004; Государственное и муниципальное управление в сфере охраны окружающей среды.

Под общей редакцией Никитина А.Т. и Степанова С.А. —М., 2001.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/gos-eko-kontrol/

Государственный экологический контроль

Государственный экологический контроль

Законом установлен круг полномочий должностных лиц и органов государственного экологического контроля.

К ним относиться право :
— посещать предприятия, учреждения и организации не зависимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей; — проверять работу очистных сооружений и установок, а так же установленных природоохранных требований и нормативов; — устанавливать нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ; — назначать государственную экологическую экспертизу; — требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы л привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;

— принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических требований.

Для решения круга задач, установленных действующим законодательством в рамках экологического контроля, потребовалось объединение условий ряда государственных органов на разных уровнях представительной и исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого характера.

Обще – экологический контрольотноситься к компетенции высших звеньев государственной системы управления, которые наряду с другими функциями, осуществляют функции государственного управления и контроля в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

На федеральном уровне – это контрольное управление в администрации Президент РФ и Правительство РФ, на региональном уровне – соответствующие органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ.

Действующим законодательством федеральным органом власти предоставлено право не только, осуществлять государственный контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, но и устанавливать порядок его проведения.

К компетенции субъектов РФ отнесено осуществление государственного экологического контроля. Такие правовые положения предусмотрены Основами Лесного законодательства РФ, Законом РФ « О недрах » и др.

В водном кодексе РФ эти положения более детализированы, хотя основополагающие принципы распределения функций остались без изменения. Полномочия федеральных органов представительной власти ограничены установлением порядка организаций и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, а федеральным органом исполнительной власти поручено его осуществление.

Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов Российской Федерации.

По всем видам природных ресурсов в целом организация и осуществление государственного контроля возложена Правительством РФ на Госкомэкологии России. По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Госэпиднадзор является отраслевым контролирующим органом.

К числу функциональных органов государственного экологического контроля относятся МВД России и др. Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что в сфере их компетенции относиться один вид природных ресурсов.

Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и т.д.. В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов.

Так, Роскомрыболовство имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводство и продуктивности рыбных запасов. Роскомнедра , помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, осуществлял контроль за выполнением экологических требований в отношении подземных вод.

Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан.В соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, в первую очередь составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующим шагом является предписание об устранении экологического правонарушения, которая подготавливается на основании ст. 70 Закона РСФСР « Об охране окружающей природной среды » и является обязательным для исполнения в установленные сроки. Та же статья, а так же ст. 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях служит основанием для вынесения постановления о наложении штрафа.

К мерам государственного экологического контроля относиться и постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении ( приостановлении ) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут уголовную ответственность. Представление о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.

32. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

Важнейшим условием решения задач, возложенных на органы государственного экологического контроля, служит наличие достаточного объема правомочий государственных инспекторов по охране природы и использованию природных ресурсов. При осуществлении государственного экологического контроля инспекторы в пределах своей компетенции имеют право:

— посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

— проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

— проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

— проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

— предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

— привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

— осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Некоторые существенные полномочия государственных инспекторов по охране природы законодательством установлены применительно к иным сферам.

Так, согласно Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха» они вправе аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не соблюдаются; давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об ограничении, о приостановлении или о прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

Приведенный перечень прав убеждает в том, что государственные инспекторы по охране природы и использованию природных ресурсов обладают необходимым объемом правомочий для эффективного выполнения возложенных на них задач и обязанностей.


33. Производственный экологический контроль. Производственный экологический контроль
осуществляется субъектами хозяйственной деятельности самостоятельно. Основная цель производственного экологического контроля — это предупреждение и предотвращение экологических правонарушений.

Как правило, в структуре организации выделяется либо структурное подразделение, либо должностное лицо, отвечающее за выполнение природоохранных требований. Деятельность данных лиц регулируется локальными нормативными актами: положение о структурном подразделении, трудовой договор, должностная инструкция.

Сферой производственного экологического контроля служит производственно-хозяйственная деятельность предприятий и иных хозяйствующих субъектов.

Важность его проведения и высокой эффективности обусловлена тем, что предприятия являются основной категорией природопользователей.

Преимущественно им адресованы правовые требования, касающиеся обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий.

производственного контроля зависит прежде всего от специфики предприятия. Экологический контроль проводит руководитель предприятия, руководители функциональных служб (главного инженера, энергетика, технолога, механика и др.) и производственных подразделений.

Потенциально наиболее полезным может быть контроль, осуществляемый экологическими службами. Правда, в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления экологические службы на предприятиях часто отсутствуют.

С учетом важности производственного экологического контроля и в целях повышения его эффективности Федеральным законом «Об охране окружающей среды» установлена обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности предоставить сведения об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль (ст. 67).

Главной задачей производственного экологического контроля является проверка: а) выполнения планов и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды; б) соблюдению нормативов предельно допустимых воздействий на природу, установленных предприятию; в) выполнения иных требований законодательства об окружающей среде и др.

Меры по пресечению выявляемых нарушений правовых экологических требований в рамках ведомственного и производственного контроля принимаются уполномоченными должностными лицами. На предприятии это, как правило, руководитель.

Эффективность ведомственного и производственного экологического контроля во многом зависит от взаимодействия с органами государственного экологического контроля. Пока такое взаимодействие не развито.

Более того, руководители предприятий и экологические службы считают своей задачей защиту интересов предприятия любым путем, в том числе посредством сокрытия фактов нарушения экологического законодательства, представления государственным органам недостоверных сведений, а порой и прямого попустительства правонарушениям.

Сотрудничество органов государственного, ведомственного и производственного экологического контроля — важный резерв повышения эффективности природоохранной деятельности на разных уровнях. Инициатива такого сотрудничества может исходить от любого субъекта.

Многое в развитии сотрудничества и обеспечении эффективного взаимодействия в данной сфере в силу правового статуса зависит от позиции органов государственного экологического контроля.

Важно при этом реализовать не только административные методы, но и методы убеждения, воспитания.


34. Понятие и виды ответственности за экологические правонарушения.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается отношение между государством в лице специально уполномоченных органов в области охраны окружающей среды, правоохранительных органов, иными уполномоченными субъектами и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим) по применению к нарушителю соответствующего взыскания. Сущность юридической ответственности заключается в неблагоприятных последствиях, наступающих для нарушителя экологических требований.

Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению экологических требований.

При этом важно иметь в виду, что юридическая ответственность не является единственным инструментом принуждения к исполнению экологических требований в механизме экологического права.

С учетом специфики функций этого механизма такую роль играют также государственная экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический контроль, в определенной мере — экономические меры (

Санкция — это элемент правовой нормы, в котором определяются меры государственного и иного взыскания, применяемые к нарушителю предусмотренного диспозицией правила.

Таким образом, санкция является мерой юридической ответственности за экологическое правонарушение. При отсутствии санкции фактически отсутствует правовая норма.

Отсутствие санкций обрекает экологическое требование на бездействие.

Ответственность за экологические правонарушения выполняет ряд основных функций:

— стимулирующую к соблюдению норм экологического права;

— превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений;

— компенсационную, направленную на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;

— карательную, заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении экологического правонарушения.

Основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями.

За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалась также материальная ответственность за экологические правонарушения.

Однако новым Федеральным законом «Об охране окружающей среды» она была обоснованно исключена.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права.

Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной — должностные лица и граждане, административной — юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста.

В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную — с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии.

Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность.

Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, то есть не в установленном для этого месте).

Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их.

Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

35. Административная ответственность за экологические правонарушения.Административная ответственность за экологические правонарушения

В настоящее время составы экологических административных проступков указываются в главе 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Все их можно условно разделить на 8 групп

1) нарушение экологических требований, санитарно-эпидемиологических норм и правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.1-8.3 КоАП РФ);

2) нарушение требований законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4 КоАП РФ);

3) сокрытие и искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ);

4) нарушение требований по охране и использованию земель (ст. 8.6 – 8.8 КоАП РФ);

5) нарушение требований по охране и использованию водных ресурсов (ст. 8.13 – 8.20 КоАП РФ);

6) нарушение требований по охране атмосферного воздуха (ст. 8.21 – 8.23 КоАП РФ);

7) нарушение требований по охране и использованию лесов (ст. 8.24 – 8.28, 8.30 – 8.32 КоАП РФ);

8) нарушение требований по охране животного мира и биоресурсов (ст. 8.29, 8.33 – 8.38 КоАП РФ).

нарушение права государственной собственности на природные объекты (ст. 46, 47.48. 48-1 КоАП);

Большинство административных экологических проступков могут совершаться как умышленно, так и неосторожно.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Которые могут быть привлечены к ответственности на основании и в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях РФ.

За совершение административных правонарушений могут применяться такие взыскания как предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение специального права (охоты. рыболовства, управления транспортными средствами), возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения.

Применяется административная ответственность компетентными органами исполнительной власти (их должностными лицами) или судом. Подведомственность таких дел определяется в гл. 23 КоАП РФ.
36. Административная ответственность за правонарушения в области охраны окружающей среды.

Административная ответственность в области охраны окружающей среды

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектов РФ об административных правонарушениях устанавливают административную ответственность.

Перечень административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования предусмотрен гл. 8 КоАП РФ, их можно разделить на следующие группы:

1) в сфере экологической информации (ст. 8.1, 8.4, 8.5, 8.40);

2) в области охраны земель (ст. 8.6, 8.7, 8.8);

3) в области охраны недр (ст. 8.9, 8.10, 8.11);

4) в области охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21.);

5) в области охраны водных ресурсов (ст. 8.12–8.20.);

6) в области охраны лесов (ст. 8.24– 8.32.);

Источник: https://studopedia.ru/19_399460_gosudarstvenniy-ekologicheskiy-kontrol.html

Refy-free
Добавить комментарий