Государственное устройство, форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь

Государственный строй и форма правления в Белоруссии

Государственное устройство, форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь

Государство — самый сложный из всех механизмов, созданных человечеством. Чтобы он исправно функционировал и не давал сбоев, необходимо наличие определённых рычагов управления. Одним из таковых является создание системы правления. Эта статья познакомит читателя с формой правления и государственным устройством Белоруссии.

Основной закон

Действующая Конституция республики была принята на референдуме в марте 1994 года, а законную силу приобрела через две недели — 30 марта.

Основой данного нормативно-правового акта послужил проект Конституции Российской Федерации от 1993 года.

Принятый документ функционировал без изменений два с лишним года. Но со временем некоторые положения вступили в противоречие с действующими реалиями. Речь идёт о том объёме полномочий, которыми изначально был наделён Верховный Совет Республики Беларусь.

Например, он мог изменять положения Конституции, назначать проведение выборов и референдума, определять военную доктрину, а также избирать высших должностных лиц республики: председателя Национального банка, председателя Контрольной палаты, генерального прокурора.

Президент и правительство в лице Кабинета министров были наделены весьма ограниченными полномочиями (об этом говорит даже отсутствие в документе отдельной главы о роли и полномочиях Кабинета министров).

В 1996 году страну настиг очередной политический кризис, причиной которого стали разногласия между Верховным Советом Республики и президентом А. Г. Лукашенко (избранным ещё в 1994 году).

Именно по его инициативе в конце ноября 1996 года был проведён референдум, по итогам которого форма правления Белоруссии из парламентской республики превратилась в парламентско-президентскую. Полномочия премьер-министра — главы правительства — были значительно расширены.

Например, теперь он мог назначать высших должностных лиц республики, речь о которых шла выше.

Очередное изменение положений Конституции произошло в результате референдума в 2004 году, также инициированного президентом республики. По его итогам А. Г. Лукашенко получил право участвовать в президентских выборах неограниченное количество раз.

С того момента и по настоящее время форма правления в Белоруссии не изменилась.

Фундаментальные положения, которые содержит документ высшей юридической силы, следующие: Конституция РБ определяет устройство и функционирование экономической, политической и социальной сфер жизни общества, закрепляет основные права и свободы граждан. Состоит из преамбулы и 146 статей, заключённых в 9 разделов.

Классическая теория государства и права выделяет несколько форм правления, но самыми распространёнными среди них являются две: монархия и республика. Вторые могут быть парламентскими, президентскими и смешанными. Все зависит от того, какому из государственных органов принадлежит большая полнота власти.

Как видно по названию самого государства, форма правления Белоруссии — республика.

Характеризуется она следующими моментами:

  • выборность главы государства и государственных органов, что полностью исключает передачу властных полномочий по наследству;
  • наличие у граждан широкого круга личных и политических прав.

Глава республики выступает гарантом Конституции, а также прав и свобод человека. В его лице реализуются основные положения внутренней и внешней политики.

Законодательная власть Республики Беларусь

Как и в большинстве стран мира, законодательная ветвь власти в республике представлена двухпалатным парламентом — Национальным Собранием:

  • Нижняя палата (или палата представителей), состав которой включает 110 членов. Депутатом может стать любой гражданин в возрасте от 21 года. Кандидат должен набрать большее количество в том округе, от которого он баллотируется (мажоритарная система). Эта палата парламента наделена достаточно широкими полномочиями, например, представители могут рассматривать и принимать проекты законов, а также имеют право выразить вотум недоверия правительству и выдвинуть обвинения против президента. Любопытно, что в состав первой палаты представителей вошли члены Верховного Совета, распущенного в 1996 году.
  • В составе верхней палаты парламента (Совета Республики) 64 члена, 56 из них выборные, а 8 членов назначаются президентом. Основной функцией Совета является отклонение или принятие проектов законов, выдвинутых нижней палатой. Таким образом, законом станут только действительно важные и проработанные акты. Верхняя палата также принимает решение об отстранении президента от занимаемой должности.

Поскольку форма правления Белоруссии – президентская республика, то участники Национального Собрания избираются всеобщим тайным анием сроком на 4 года.

Члены обеих палат обладают депутатской неприкосновенностью на весь срок их полномочий.

Президент, его полномочия

Первым президентом и практически бессменным лидером Республики Беларусь стал Александр Григорьевич Лукашенко, избранный на должность в начале июля 1994 года.

Как уже сказано выше, глава государства не всегда обладал таким широким кругом полномочий, как сейчас. До референдума 1996 года практически вся полнота власти принадлежала Верховному Совету Республики.

И только после достаточно ожесточённой политической борьбы форма правления Белоруссии из парламентской превратилась в президентскую, что свидетельствует о значимой роли главы государства в общественной жизни.

Наиболее важные полномочия президента (полный перечень закреплён в отдельной главе Конституции):

  1. Может назначать референдумы, выборы в палаты парламента и представительные органы на местах, а также распускать палаты.
  2. Назначает на пост премьер-министра и определяет структуру правительства.
  3. По согласию с верхней палатой парламента назначает председателей и судей Верховного, Конституционного и Высшего хозяйственного судов.
  4. Обращается с посланиями к народу и парламенту.
  5. Решает вопросы о приёме/прекращении гражданства, предоставляет убежище.
  6. Является главнокомандующим вооружёнными силами страны.

Президентом может стать гражданин республики по достижении возраста 35 лет, обязательно проживающий на территории государства не менее 10 лет перед выборами и обладающий избирательными правами.

Выбирается он на срок 5 лет путём всетерриториального, свободного и равного ания.

Исполнительная и судебная ветви власти республики

Исполнительная власть в стране представлена правительством — Советом министров под началом премьер-министра. Благодаря закрепленной в Конституции форме правления в Республике Беларусь, все члены назначаются президентом. С 2014 года эту должность премьем-министра занимает А. В. Кобяков.

Правительство координирует работу и несёт ответственность за деятельность министерств, комитетов и ведомств, ему подчиненных.

Статья 107 Конституции РБ регламентирует деятельность Совета министров:

  1. Разработка доктрин внутренней и внешней политики, их реализация.
  2. Разработка бюджета страны, предоставление президенту отчета о его исполнении.
  3. Проведение единой финансовой, экономической, кредитной и государственной политики во всех сферах жизни.

Как и везде, судебная власть в РБ реализуется по принципам территориальности и специализации через суды.

Судебная система представлена следующими звеньями: суды первой инстанции (городские и районные), областные суды, суд города Минска, Верховный и Конституционный суды Республики, экономические суды.

Президентская форма правления в Республике Беларусь разрешает иметь партийную систему. Партий немного, они не принимают активного участия в политической жизни государства.

Отчасти это связано с выработанной государством политикой в отношении некоммерческих организаций: ещё в 2011 году в Уголовном кодексе страны появилась норма, предусматривающая ответственность за использование ими иностранной денежной помощи.

Если верить источникам, на сегодняшний день в Белоруссии функционирует больше десятка политических партий, часть которых поддерживает официальную политику государства:

  • Компартия Беларуси;
  • Белорусская аграрная партия;
  • Белорусская социально-спортивная партия;
  • Республиканская партия;
  • Белорусская партия труда и справедливости;
  • Белорусская патриотическая партия.

Часть из них не поддерживают политику действующего президента:

  • Партия «Справедливый мир»;
  • Партия «Зеленые»;
  • Консервативно-Христианская партия;
  • Объединенная гражданская партия;
  • Партия «Белорусский Народный Фронт»;
  • Партия «Грамада» (социал-демократическая).

Еще есть партии конструктивной оппозиции:

  • Социал-демократическая партия Народного Согласия;
  • Либерально-демократическая партия.

Местное самоуправление

Государственный строй Белоруссии предполагает организацию местного управления. В 2010 году был принят Закон РБ «О местном управлении и самоуправлении Республики Беларусь», который и заложил основные принципы организации власти на местах.

Основное звено местной власти – местные советы. Они поделены на три уровня:

  • Первичный, в состав которого входят поселковые, сельские и городские (районного подчинения) советы.
  • Базовый, включает городские (областного подчинения) и районные советы.
  • Областной, в его составе областные советы.

Существующие органы местного самоуправления ответственны за экономическую и социальную политику в подвластных им территориальных единицах, принимают бюджет и отчитываются о его исполнении.

Управление государственной безопасностью

Комитет государственной безопасности (КГБ) создан в 1991 году после реорганизации КГБ БССР, и основной его задачей является защита государственного и конституционного строя республики. КГБ состоит из нескольких отделов: разведка, контрразведка, по борьбе с организованной преступностью и др.

Его основными задачами являются:

  • защита территориальной целостности страны;
  • информирование главы государства о состоянии национальной безопасности;
  • помощь другим органам в развитии республики;
  • организация внешней разведки;
  • борьба с террористической и иными видами угроз;
  • организация мер по защите государственных секретов и другие.

В статье было рассмотрено, какая форма правления в Белоруссии и описано государственное устройство страны. Можно сказать, что республика сохранила множество элементов советского строя.

Такая форма управления (президентская республика) дает стране видимые преимущества. К ним относятся стабильность и эффективность правления, ведь именно президент определяет политическую направленность государства.

При этом управление происходит централизованно.

Источник: https://FB.ru/article/358733/gosudarstvennyiy-stroy-i-forma-pravleniya-v-belorussii

Государственное устройство, форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь

Государственное устройство, форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Исторический характер системы государственного управления проявляется в том, что каждая конкретная система формируется, развивается или деградирует вместе с государством, подсистемой которого она является. Как продукт развития общества государство выступает в качестве формы его организации, связанной системой общественных отношений.

К основным признакам государства относят наличие:

1) определенной государствообразующей социальной общности людей, включающей нацию или многонациональное объединение, совокупность классов, других социальных групп и слоев. В рамках государственной политической формы организации они образуют народ данной страны;

2) территории, имеющей границы, на которую распространяется его юрисдикция;

3) политической формы организации общества, объективно выражающей потребности и интересы общества;

4) институциональности — наличие особых органов и учреждений, реализующих властные функции;

5) нормативно-правовой основы регулирования — наличие права, закрепляющего систему санкционированных норм.

Основные признаки государства более полно раскрываются в понятии его суверенитета: в верховенстве единой государственной власти на своей территории и независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики.

Важной особенностью любого государства является наличие института права, который представляет собой систему норм, которые создаются для регулирования общественных отношений в целях развития общества и охраняются мерами государственного принуждения.

Правовые нормы регулируют поведение людей путем установления взаимных прав и обязанностей и характеризуются обязательностью исполнения. При этом право выступает как активный преобразователь отношений, возникающих между субъектами управления.

Активная творческая роль права характерна для демократического государства.

Конституционное право является ведущей отраслью права Республики Беларусь и содержит нормы основополагающего характера: общие принципы организации и деятельности для всех государственных органов, место их в системе государства и взаимоотношение между собой.

Административное право регулирует управленческие общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственного управления.

Административное право детализирует и конкретизирует нормы основополагающего характера применительно к государственным управленческим системам (устанавливает компетенцию различных звеньев управленческой системы, административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений), определяет механизм их реализации.

Имущественные отношения являются главными в сфере административного и гражданского права. Но если для гражданско-правового регулирования характерно юридическое равенство сторон, то административно-правовой метод применяется при его отсутствии. В административно-правовых отношениях одна сторона, как правило, наделена государственно-властными полномочиями.

Отдельные стороны деятельности государственного управления регулируются нормами других отраслей права. К примеру, финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства.

В производственно-хозяйственной сфере право определяет соотношение между мерой труда и мерой вознаграждения за труд, закрепляет дисциплину в деятельности органов управления, регулирует отношения в других отраслях народного хозяйства.

Источниками права являются нормативные акты. Они представляют собой письменные документы, издаваемые органами государственного управления в пределах их компетенции. В то же время не каждый акт государственных органов, содержащий обязательное исполнение, является нормативным.

Таковым может быть распоряжение или указание, данное предприятию органом государственного управления по конкретному вопросу. Оно представляет собой акт индивидуального значения, например, задание министерства предприятию с государственной формой собственности на увеличение объема производства отдельного вида продукции.

Нормативными являются акты, которые содержат нормы права — правила, имеющие общее значение.

В свою очередь, источником конституционного права является не любой нормативный документ, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права, — это Конституция Республики Беларусь и законы, принимаемые парламентом.

По степени важности и характеру регулируемых отношений законы подразделяются на основной (Конституция), конституционные, органические, обычные.

Конституция обладает высшей юридической силой. Для изменения и дополнения Основного закона (Конституции) может быть принят конституционный закон (ст. 137 Конституции Республики Беларусь).

Органические законы определяют статус органов государства на основе бланкетных статей Конституции.

Обычные законы регулируют менее важные общественные отношения.

Основные юридические нормы, регулирующие определенную сферу общественных отношений, систематизированные и изложенные в логической последовательности, объединяются в кодексы (Кодекс законов о труде, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.).

Отметим также, что конституции, конституционные и органические законы являются источниками конституционного права в полном объеме, обычные же законы — либо в полном объеме, либо частично (в зависимости от наличия в них конституционно-правовых норм).

Законы дополняют декреты Президента Республики Беларусь. Они могут привести также к их изменению. В последнем случае декреты подлежат рассмотрению и утверждению Парламентом — Национальным собранием, после чего они приобретают силу закона.

Все другие нормативные акты, издаваемые в Республике Беларусь, являются подзаконными. Они именуются так потому, что должны соответствовать закону и не противоречить ему. К подзаконным относятся:

указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;

постановления палат Парламента Республики Беларусь;

постановления и распоряжения Совета Министров Республики Беларусь;

приказы и инструкции министерств, ведомств, нормативные акты функциональных органов;

регламенты палат Парламента Республики Беларусь;

заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

решения местных органов управления и самоуправления (Советов депутатов, исполнительных комитетов);

акты международного права (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. и др.);

нормативные акты, принятые в рамках СНГ;

законы и другие нормативные акты, принятые в рамках СССР (в части, не противоречащей Конституции и законам Республики Беларусь);

акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм.

Нормативный характер носят также приказы, положения и инструкции, издаваемые на предприятиях для регулирования отношений, складывающихся в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Поскольку такие нормативные акты действуют только в пределах соответствующего предприятия, содержащиеся в них правовые нормы называются локальными.

Важное место в механизме правового регулирования государственного управления занимают составные его элементы: законность, дисциплина, контроль и надзор.

Сущность законности состоит в единообразном понимании и соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. В то же время издание законов и других нормативных актов не ведет к автоматическому их исполнению.

Нужна соответствующая организация по обеспечению законности в государственном управлении путем закрепления экономических, политических, правовых и организационно-правовых гарантий, например, деятельность определенных органов по охране законности, создание механизма восстановления нарушенных правовых норм.

Государственный контроль осуществляется всеми государственными органами. Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту Республики Беларусь как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президентский контроль в сфере управления вытекает из его конституционных контрольных полномочий и осуществляется в форме непосредственного контроля (в области подбора и расстановки кадров на республиканском уровне и президентской вертикали) или через соответствующие президентские структуры.

Сущность государства, создаваемого для удовлетворения интересов и потребностей общества, раскрывается через реализацию его функций. В свое время К.

Маркс писал в «Капитале», что государство в классово-антагонистическом обществе выполняет задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого сообщества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами».

Это положение классика имеет важное значение для анализа современности. Однако с изменением социальной природы государства, превращением его в фактического представителя большинства населения определенной страны диапазон функций государства значительно расширился.

Современное демократическое государство осуществляет широкий круг деятельности, выходящий за пределы интересов отдельных классов. Достаточно сказать, что современные революции в области науки и техники, систем информации выдвинули на первый план проблему безопасности человека, сохранения для него новой жизненной среды.

К наиболее общим функциям государства относятся:

ѕ интегративная, заключающаяся в регулировании взаимоотношений социальных групп, коллективов и граждан с целью достижения общественных компромиссов, определенного единства всех социальных групп и слоев населения;

ѕ содействие воспроизводству человеческого фактора во всех его аспектах;

ѕ функция обеспечения единой государственной власти в обществе: государство есть институциональная (упорядоченная, закрепленная правовыми нормами) форма бытия общественной власти;

ѕ управленческая функция: государственные институты осуществляют политическое руководство и административное управление деятельностью социальных субъектов и отношений, связанных с общественными интересами.

По направлениям управленческой деятельности выделяются следующие функции государства:

1. Политическая — направлена на обеспечение целостности, сохранности государства, его суверенитета. Посредством политической функции обеспечиваются разрешение конфликтных ситуаций, преодоление противоречий в обществе, налаживание сосуществования в рамках и посредством законности.

2. Социальная — позволяет обеспечивать на всей территории государства права и свободы каждого человека и гражданина. этой функции имеет и расширенное понимание, предусматривающее создание всего многообразия условий воспроизводства и развития человека: образование и воспитание человека, формирование социокультурного пространства, социальную защиту и справедливость и др.

3. Экономическая — состоит в создании организационно-правовых предпосылок для эффективной экономической деятельности общества.

4. Международная — находит свой отражение в поддержании свободы, суверенитета и исторического существования народа страны в рамках мирового сообщества. Не случайно политические и стратегические цели и национальная безопасность обладают своими собственными свойствами независимо от идеологии и собственности.

На современном этапе исторического развития практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления приобретает все большую значимость управление экономикой, или государственное регулирование экономики.

Вместе с этим происходит существенное изменение роли государства в общественном развитии: государство перестает быть политическим инструментом, выражающим отношения между классами. Оно превращается в институт и инструмент выполнения политических, экономических и социальных функций.

Сфера вмешательства государства в общественные дела ограничивается гражданским обществом, составляющим социальную базу бытия государства как политико-правового института.

В свою очередь, по сфере действия функции государства можно подразделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся функции:

ѕ обеспечения народовластия;

ѕ экономическая и социальная;

ѕ налогообложения;

ѕ экологическая;

ѕ охрана прав и свобод человека, гражданина;

ѕ обеспечение законности и правопорядка.

К внешним функциям государства относятся:

ѕ внешнеэкономическое партнерство;

ѕ государственная поддержка иностранных инвестиций;

ѕ поддержание мирового правопорядка и сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экономической, экологической, сырьевой, энергетической и др.).

В функциях государства находят отражение основные цели его социальных носителей и реализуются задачи, выражающие объективно-историческое предназначение определенного типа государства. В свою очередь, функции государства определяют направления управленческой деятельности и механизм государственного воздействия на общественные процессы.

Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства. По происхождению, источнику власти различают народовластие (власть осуществляется народом через выборные органы) и теократию (божественное происхождение власти).

По принадлежности верховной власти государство квалифицируется как монархия (если власть передана отдельному лицу) и демократическая республика (власть народа). Республика характеризуется принадлежностью высшей государственной власти представительному органу, выборностью главы государства.

По форме правления различают парламентскую и президентскую республики.

Конституция Республики Беларусь провозгласила страну демократическим государством с республиканской формой правления, где гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Провозглашение нашего государства социальным означает то, что оно проводит справедливую политику по отношению ко всем слоям населения.

Важное значение имеет разграничение государств по способу разделения территории государства на части и разделению власти по управлению ими. На основании этого признака различают федеративные, конфедеративные и унитарные государства.

Федерация — это единое государство с обширной государственной автономией его составных частей. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти, устанавливаются общее гражданство, денежная единица и т.д.

Например, Россия, согласно Конституции, является федеративным государством, включающим 89 субъектов федерации.

Конфедерация представляет собой союз государств, созданный для координации действий в определенных целях (высшие политические, военные и др.). При конфедерации образующие ее государства сохраняют независимость, имеют общие и свои органы государственной власти и управления (СНГ, Союз Беларуси и России).

Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы (АТЕ), управление которыми базируется на жестком административном подчинении по вертикали (Республика Беларусь, Франция, Украина). К АТЕ Республики Беларусь относятся территории:

а) в границах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы;

б) специального режима использования (заповедники, национальные парки, территории исторических памятников природы, территории оборонного значения).

Вся территория Республики Беларусь подразделена на несколько АТЕ:

Области.

Районы.

Сельские советы.

Города трех типов: г. Минск, города областного подчинения, города районного подчинения.

Поселки городского типа 3 видов: городские, курортные, рабочие.

АТЕ Республики Беларусь образуются по определенным принципам, в том числе — примерное равенство размеров территории и численности населения АТЕ. Деление территории государства на определенные части осуществляется в целях:

ѕ эффективной организации государственного управления и местного самоуправления;

ѕ обеспечения законности и правопорядка;

ѕ реализации прав, свобод и законных интересов;

ѕ взимания налогов;

ѕ учета населения;

ѕ учета природных ресурсов;

ѕ формирования избирательных участков и т.п.

Согласно Конституции Республики Беларусь, государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства является Президент Республики Беларусь, избираемый населением на 5 лет.

Все остальные положения, касающиеся основ конституционного строя, условно можно разделить на 4 группы:

1. Экономические основы являются базой любого государства, так как экономическая база общества означает наличие экономических возможностей удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Согласно ст.

13 Конституции Республики Беларусь, собственность в нашей республике может быть либо государственной, либо частной. Причем, как и прежде, недра, леса, воды составляют собственность государства. Вопрос о продаже земли был вынесен на референдум 1996 г.

Абсолютное большинство граждан Беларуси проало против.

2. Политические основы вытекают из необходимости организации деятельности власти по реализации основных функций государства.

К примеру, демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Деятельность партий, других общественных объединений регулируется Законами «О политических партиях» (1994 г.

), «Об общественных объединениях» (1994 г.). Все партии подлежат регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь.

3. Социальные основы включают принципы равенства перед законом всех слоев населения. Социальная система общества Республики Беларусь регулируется как международным правом (Устав ООН, Международный пакт о гражданских и политических правах — 1966 г.

, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 1992 г. и др.), так и рядом национальных законов («О правах ребенка» — 1993 г.; «О здравоохранении» — 1993 г.; «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» — 1992 г. и др.).

4. Духовные основы. Духовно-идеологическая подсистема общества регулируется рядом законов: «О культуре в БССР» (1991 г.), «Об образовании в Республике Беларусь» от 29.10.1991 (с изменениями и дополнениями от 22 марта 1995 г.

), Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах. Основные направления в этой области излагаются в ежегодном послании Президента Республики Беларусь Национальному Собранию.

В настоящее время идет поиск объединяющей национальной идеи.

fЛИТЕРАТУРА

Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 2. — Мн.: АУприПРБ, 2007.

Парельяда Ф.С. Промышленная политика. Практ. пособие. Пер. с исп. / Под ред. В.В.Мишкевича. — Мн.: БГЭУ, 2005. — 94 с.

Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 399 с.

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/2c0a65625a2ad68a5d43b88521206c27_0.html

Государственное устройство, форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь (стр. 2 из 2)

Государственное устройство, форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь

К наиболее общим функциям государства относятся:

¾интегративная, заключающаяся в регулировании взаимоотношений социальных групп, коллективов и граждан с целью достижения общественных компромиссов, определенного единства всех социальных групп и слоев населения;

¾содействие воспроизводству человеческого фактора во всех его аспектах;

¾функция обеспечения единой государственной власти в обществе: государство есть институциональная (упорядоченная, закрепленная правовыми нормами) форма бытия общественной власти;

¾управленческая функция: государственные институты осуществляют политическое руководство и административное управление деятельностью социальных субъектов и отношений, связанных с общественными интересами.

По направлениям управленческой деятельности выделяются следующие функции государства:

1. Политическая — направлена на обеспечение целостности, сохранности государства, его суверенитета. Посредством политической функции обеспечиваются разрешение конфликтных ситуаций, преодоление противоречий в обществе, налаживание сосуществования в рамках и посредством законности.

2. Социальная — позволяет обеспечивать на всей территории государства права и свободы каждого человека и гражданина. этой функции имеет и расширенное понимание, предусматривающее создание всего многообразия условий воспроизводства и развития человека: образование и воспитание человека, формирование социокультурного пространства, социальную защиту и справедливость и др.

3. Экономическая — состоит в создании организационно-правовых предпосылок для эффективной экономической деятельности общества.

4. Международная — находит свой отражение в поддержании свободы, суверенитета и исторического существования народа страны в рамках мирового сообщества. Не случайно политические и стратегические цели и национальная безопасность обладают своими собственными свойствами независимо от идеологии и собственности.

На современном этапе исторического развития практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления приобретает все большую значимость управление экономикой, или государственное регулирование экономики.

Вместе с этим происходит существенное изменение роли государства в общественном развитии: государство перестает быть политическим инструментом, выражающим отношения между классами. Оно превращается в институт и инструмент выполнения политических, экономических и социальных функций.

Сфера вмешательства государства в общественные дела ограничивается гражданским обществом, составляющим социальную базу бытия государства как политико-правового института.

В свою очередь, по сфере действия функции государства можно подразделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся функции:

¾ обеспечения народовластия;

¾ экономическая и социальная;

¾ налогообложения;

¾ экологическая;

¾ охрана прав и свобод человека, гражданина;

¾ обеспечение законности и правопорядка.

К внешним функциям государства относятся:

¾ внешнеэкономическое партнерство;

¾ государственная поддержка иностранных инвестиций;

¾ поддержание мирового правопорядка и сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экономической, экологической, сырьевой, энергетической и др.).

В функциях государства находят отражение основные цели его социальных носителей и реализуются задачи, выражающие объективно-историческое предназначение определенного типа государства. В свою очередь, функции государства определяют направления управленческой деятельности и механизм государственного воздействия на общественные процессы.

Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства. По происхождению, источнику власти различают народовластие (власть осуществляется народом через выборные органы) и теократию (божественное происхождение власти).

По принадлежности верховной власти государство квалифицируется как монархия (если власть передана отдельному лицу) и демократическая республика (власть народа). Республика характеризуется принадлежностью высшей государственной власти представительному органу, выборностью главы государства.

По форме правления различают парламентскую и президентскую республики.

Конституция Республики Беларусь провозгласила страну демократическим государством с республиканской формой правления, где гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Провозглашение нашего государства социальным означает то, что оно проводит справедливую политику по отношению ко всем слоям населения.

Важное значение имеет разграничение государств по способу разделения территории государства на части и разделению власти по управлению ими. На основании этого признака различают федеративные, конфедеративные и унитарные государства.

Федерация — это единое государство с обширной государственной автономией его составных частей. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти, устанавливаются общее гражданство, денежная единица и т.д.

Например, Россия, согласно Конституции, является федеративным государством, включающим 89 субъектов федерации.

Конфедерация представляет собой союз государств, созданный для координации действий в определенных целях (высшие политические, военные и др.). При конфедерации образующие ее государства сохраняют независимость, имеют общие и свои органы государственной власти и управления (СНГ, Союз Беларуси и России).

Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы (АТЕ), управление которыми базируется на жестком административном подчинении по вертикали (Республика Беларусь, Франция, Украина). К АТЕ Республики Беларусь относятся территории:

а) в границах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы;

б) специального режима использования (заповедники, национальные парки, территории исторических памятников природы, территории оборонного значения).

Вся территория Республики Беларусь подразделена на несколько АТЕ:

1.Области.

2.Районы.

3.Сельские советы.

4.Города трех типов: г. Минск, города областного подчинения, города районного подчинения.

5.Поселки городского типа 3 видов: городские, курортные, рабочие.

АТЕ Республики Беларусь образуются по определенным принципам, в том числе — примерное равенство размеров территории и численности населения АТЕ. Деление территории государства на определенные части осуществляется в целях:

¾ эффективной организации государственного управления и местного самоуправления;

¾ обеспечения законности и правопорядка;

¾ реализации прав, свобод и законных интересов;

¾ взимания налогов;

¾ учета населения;

¾ учета природных ресурсов;

¾ формирования избирательных участков и т.п.

Согласно Конституции Республики Беларусь, государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства является Президент Республики Беларусь, избираемый населением на 5 лет.

Все остальные положения, касающиеся основ конституционного строя, условно можно разделить на 4 группы:

1. Экономические основы являются базой любого государства, так как экономическая база общества означает наличие экономических возможностей удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Согласно ст.

13 Конституции Республики Беларусь, собственность в нашей республике может быть либо государственной, либо частной. Причем, как и прежде, недра, леса, воды составляют собственность государства. Вопрос о продаже земли был вынесен на референдум 1996 г.

Абсолютное большинство граждан Беларуси проало против.

2. Политические основы вытекают из необходимости организации деятельности власти по реализации основных функций государства.

К примеру, демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Деятельность партий, других общественных объединений регулируется Законами «О политических партиях» (1994 г.

), «Об общественных объединениях» (1994 г.). Все партии подлежат регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь.

3. Социальные основы включают принципы равенства перед законом всех слоев населения. Социальная система общества Республики Беларусь регулируется как международным правом (Устав ООН, Международный пакт о гражданских и политических правах — 1966 г.

, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 1992 г. и др.), так и рядом национальных законов («О правах ребенка» — 1993 г.; «О здравоохранении» — 1993 г.; «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» — 1992 г. и др.).

4. Духовные основы. Духовно-идеологическая подсистема общества регулируется рядом законов: «О культуре в БССР» (1991 г.), «Об образовании в Республике Беларусь» от 29.10.1991 (с изменениями и дополнениями от 22 марта 1995 г.

), Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах. Основные направления в этой области излагаются в ежегодном послании Президента Республики Беларусь Национальному Собранию.

В настоящее время идет поиск объединяющей национальной идеи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 2. – Мн.: АУприПРБ, 2007.

2. Парельяда Ф.С. Промышленная политика. Практ. пособие. Пер. с исп. / Под ред. В.В.Мишкевича. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 94 с.

3. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399 с.

Источник: https://mirznanii.com/a/26303-2/gosudarstvennoe-ustroystvo-forma-pravleniya-i-obshchestvennyy-funktsii-gosudarstva-respubliki-belarus-2

Реферат: Государственное устройство, форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь

Государственное устройство, форма правления и общественный функции государства Республики Беларусь

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

на тему:

«государственное устройство, форма правления

И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

МИНСК, 2008

Государство — основной институт политической системы общества, осуществляющий руководство обществом, всеми его сферами, это основное орудие политической власти в обществе.

Исторический характер системы государственного управления проявляется в том, что каждая конкретная система формируется, развивается или деградирует вместе с государством, подсистемой которого она является. Как продукт развития общества государство выступает в качестве формы его организации, связанной системой общественных отношений.

К основным признакам государства относят наличие:

1) определенной государствообразующей социальной общности людей, включающей нацию или многонациональное объединение, совокупность классов, других социальных групп и слоев. В рамках государственной политической формы организации они образуют народ данной страны;

2) территории, имеющей границы, на которую распространяется его юрисдикция;

3) политической формы организации общества, объективно выражающей потребности и интересы общества;

4) институциональности — наличие особых органов и учреждений, реализующих властные функции;

5) нормативно-правовой основы регулирования — наличие права, закрепляющего систему санкционированных норм.

Основные признаки государства более полно раскрываются в понятии его суверенитета: в верховенстве единой государственной власти на своей территории и независимости от других государств в осуществлении внутренней и внешней политики.

Важной особенностью любого государства является наличие института права, который представляет собой систему норм, которые создаются для регулирования общественных отношений в целях развития общества и охраняются мерами государственного принуждения.

Правовые нормы регулируют поведение людей путем установления взаимных прав и обязанностей и характеризуются обязательностью исполнения. При этом право выступает как активный преобразователь отношений, возникающих между субъектами управления.

Активная творческая роль права характерна для демократического государства.

Конституционное право является ведущей отраслью права Республики Беларусь и содержит нормы основополагающего характера: общие принципы организации и деятельности для всех государственных органов, место их в системе государства и взаимоотношение между собой.

Административное право регулирует управленческие общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственного управления.

Административное право детализирует и конкретизирует нормы основополагающего характера применительно к государственным управленческим системам (устанавливает компетенцию различных звеньев управленческой системы, административно-правовой статус конкретных участников управленческих общественных отношений), определяет механизм их реализации.

Имущественные отношения являются главными в сфере административного и гражданского права. Но если для гражданско-правового регулирования характерно юридическое равенство сторон, то административно-правовой метод применяется при его отсутствии. В административно-правовых отношениях одна сторона, как правило, наделена государственно-властными полномочиями.

Отдельные стороны деятельности государственного управления регулируются нормами других отраслей права. К примеру, финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства.

В производственно-хозяйственной сфере право определяет соотношение между мерой труда и мерой вознаграждения за труд, закрепляет дисциплину в деятельности органов управления, регулирует отношения в других отраслях народного хозяйства.

Источниками права являются нормативные акты. Они представляют собой письменные документы, издаваемые органами государственного управления в пределах их компетенции. В то же время не каждый акт государственных органов, содержащий обязательное исполнение, является нормативным.

Таковым может быть распоряжение или указание, данное предприятию органом государственного управления по конкретному вопросу. Оно представляет собой акт индивидуального значения, например, задание министерства предприятию с государственной формой собственности на увеличение объема производства отдельного вида продукции.

Нормативными являются акты, которые содержат нормы права — правила, имеющие общее значение.

В свою очередь, источником конституционного права является не любой нормативный документ, а лишь тот, в котором содержатся нормы конституционного права, — это Конституция Республики Беларусь и законы, принимаемые парламентом.

По степени важности и характеру регулируемых отношений законы подразделяются на основной (Конституция), конституционные, органические, обычные.

Конституция обладает высшей юридической силой. Для изменения и дополнения Основного закона (Конституции) может быть принят конституционный закон (ст. 137 Конституции Республики Беларусь).

Органические законы определяют статус органов государства на основе бланкетных статей Конституции.

Обычные законы регулируют менее важные общественные отношения.

Основные юридические нормы, регулирующие определенную сферу общественных отношений, систематизированные и изложенные в логической последовательности, объединяются в кодексы (Кодекс законов о труде, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс и др.).

Отметим также, что конституции, конституционные и органические законы являются источниками конституционного права в полном объеме, обычные же законы — либо в полном объеме, либо частично (в зависимости от наличия в них конституционно-правовых норм).

Законы дополняют декреты Президента Республики Беларусь. Они могут привести также к их изменению. В последнем случае декреты подлежат рассмотрению и утверждению Парламентом — Национальным собранием, после чего они приобретают силу закона.

Все другие нормативные акты, издаваемые в Республике Беларусь, являются подзаконными. Они именуются так потому, что должны соответствовать закону и не противоречить ему. К подзаконным относятся:

указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;

постановления палат Парламента Республики Беларусь;

постановления и распоряжения Совета Министров Республики Беларусь;

приказы и инструкции министерств, ведомств, нормативные акты функциональных органов;

регламенты палат Парламента Республики Беларусь;

заключения Конституционного Суда Республики Беларусь;

решения местных органов управления и самоуправления (Советов депутатов, исполнительных комитетов);

акты международного права (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. и др.);

нормативные акты, принятые в рамках СНГ;

законы и другие нормативные акты, принятые в рамках СССР (в части, не противоречащей Конституции и законам Республики Беларусь);

акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм.

Нормативный характер носят также приказы, положения и инструкции, издаваемые на предприятиях для регулирования отношений, складывающихся в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Поскольку такие нормативные акты действуют только в пределах соответствующего предприятия, содержащиеся в них правовые нормы называются локальными.

Важное место в механизме правового регулирования государственного управления занимают составные его элементы: законность, дисциплина, контроль и надзор.

Сущность законности состоит в единообразном понимании и соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. В то же время издание законов и других нормативных актов не ведет к автоматическому их исполнению.

Нужна соответствующая организация по обеспечению законности в государственном управлении путем закрепления экономических, политических, правовых и организационно-правовых гарантий, например, деятельность определенных органов по охране законности, создание механизма восстановления нарушенных правовых норм.

Государственный контроль осуществляется всеми государственными органами. Особая роль в обеспечении законности и дисциплины принадлежит Президенту Республики Беларусь как гаранту Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президентский контроль в сфере управления вытекает из его конституционных контрольных полномочий и осуществляется в форме непосредственного контроля (в области подбора и расстановки кадров на республиканском уровне и президентской вертикали) или через соответствующие президентские структуры.

Сущность государства, создаваемого для удовлетворения интересов и потребностей общества, раскрывается через реализацию его функций. В свое время К.

Маркс писал в «Капитале», что государство в классово-антагонистическом обществе выполняет задачи двоякого рода: «выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого сообщества, и специфические функции, вытекающие из противоположности между правительствами и народными массами».

Это положение классика имеет важное значение для анализа современности. Однако с изменением социальной природы государства, превращением его в фактического представителя большинства населения определенной страны диапазон функций государства значительно расширился.

Современное демократическое государство осуществляет широкий круг деятельности, выходящий за пределы интересов отдельных классов. Достаточно сказать, что современные революции в области науки и техники, систем информации выдвинули на первый план проблему безопасности человека, сохранения для него новой жизненной среды.

К наиболее общим функциям государства относятся:

¾интегративная, заключающаяся в регулировании взаимоотношений социальных групп, коллективов и граждан с целью достижения общественных компромиссов, определенного единства всех социальных групп и слоев населения;

¾содействие воспроизводству человеческого фактора во всех его аспектах;

¾функция обеспечения единой государственной власти в обществе: государство есть институциональная (упорядоченная, закрепленная правовыми нормами) форма бытия общественной власти;

¾управленческая функция: государственные институты осуществляют политическое руководство и административное управление деятельностью социальных субъектов и отношений, связанных с общественными интересами.

По направлениям управленческой деятельности выделяются следующие функции государства:

1. Политическая — направлена на обеспечение целостности, сохранности государства, его суверенитета. Посредством политической функции обеспечиваются разрешение конфликтных ситуаций, преодоление противоречий в обществе, налаживание сосуществования в рамках и посредством законности.

2. Социальная — позволяет обеспечивать на всей территории государства права и свободы каждого человека и гражданина. этой функции имеет и расширенное понимание, предусматривающее создание всего многообразия условий воспроизводства и развития человека: образование и воспитание человека, формирование социокультурного пространства, социальную защиту и справедливость и др.

3. Экономическая — состоит в создании организационно-правовых предпосылок для эффективной экономической деятельности общества.

4. Международная — находит свой отражение в поддержании свободы, суверенитета и исторического существования народа страны в рамках мирового сообщества. Не случайно политические и стратегические цели и национальная безопасность обладают своими собственными свойствами независимо от идеологии и собственности.

На современном этапе исторического развития практически во всех странах мирового сообщества в системе государственного управления приобретает все большую значимость управление экономикой, или государственное регулирование экономики.

Вместе с этим происходит существенное изменение роли государства в общественном развитии: государство перестает быть политическим инструментом, выражающим отношения между классами. Оно превращается в институт и инструмент выполнения политических, экономических и социальных функций.

Сфера вмешательства государства в общественные дела ограничивается гражданским обществом, составляющим социальную базу бытия государства как политико-правового института.

В свою очередь, по сфере действия функции государства можно подразделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся функции:

¾ обеспечения народовластия;

¾ экономическая и социальная;

¾ налогообложения;

¾ экологическая;

¾ охрана прав и свобод человека, гражданина;

¾ обеспечение законности и правопорядка.

К внешним функциям государства относятся:

¾ внешнеэкономическое партнерство;

¾ государственная поддержка иностранных инвестиций;

¾ поддержание мирового правопорядка и сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экономической, экологической, сырьевой, энергетической и др.).

В функциях государства находят отражение основные цели его социальных носителей и реализуются задачи, выражающие объективно-историческое предназначение определенного типа государства. В свою очередь, функции государства определяют направления управленческой деятельности и механизм государственного воздействия на общественные процессы.

Система государственного управления формируется с учетом принятой в стране формы государственного устройства. По происхождению, источнику власти различают народовластие (власть осуществляется народом через выборные органы) и теократию (божественное происхождение власти).

По принадлежности верховной власти государство квалифицируется как монархия (если власть передана отдельному лицу) и демократическая республика (власть народа). Республика характеризуется принадлежностью высшей государственной власти представительному органу, выборностью главы государства.

По форме правления различают парламентскую и президентскую республики.

Конституция Республики Беларусь провозгласила страну демократическим государством с республиканской формой правления, где гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Провозглашение нашего государства социальным означает то, что оно проводит справедливую политику по отношению ко всем слоям населения.

Важное значение имеет разграничение государств по способу разделения территории государства на части и разделению власти по управлению ими. На основании этого признака различают федеративные, конфедеративные и унитарные государства.

Федерация — это единое государство с обширной государственной автономией его составных частей. Члены федерации могут иметь собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Наряду с этим образуются единые федеральные органы государственной власти, устанавливаются общее гражданство, денежная единица и т.д.

Например, Россия, согласно Конституции, является федеративным государством, включающим 89 субъектов федерации.

Конфедерация представляет собой союз государств, созданный для координации действий в определенных целях (высшие политические, военные и др.). При конфедерации образующие ее государства сохраняют независимость, имеют общие и свои органы государственной власти и управления (СНГ, Союз Беларуси и России).

Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы (АТЕ), управление которыми базируется на жестком административном подчинении по вертикали (Республика Беларусь, Франция, Украина). К АТЕ Республики Беларусь относятся территории:

а) в границах которых создаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы;

б) специального режима использования (заповедники, национальные парки, территории исторических памятников природы, территории оборонного значения).

Вся территория Республики Беларусь подразделена на несколько АТЕ:

1.Области.

2.Районы.

3.Сельские советы.

4.Города трех типов: г. Минск, города областного подчинения, города районного подчинения.

5.Поселки городского типа 3 видов: городские, курортные, рабочие.

АТЕ Республики Беларусь образуются по определенным принципам, в том числе — примерное равенство размеров территории и численности населения АТЕ. Деление территории государства на определенные части осуществляется в целях:

¾ эффективной организации государственного управления и местного самоуправления;

¾ обеспечения законности и правопорядка;

¾ реализации прав, свобод и законных интересов;

¾ взимания налогов;

¾ учета населения;

¾ учета природных ресурсов;

¾ формирования избирательных участков и т.п.

Согласно Конституции Республики Беларусь, государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Главой государства является Президент Республики Беларусь, избираемый населением на 5 лет.

Все остальные положения, касающиеся основ конституционного строя, условно можно разделить на 4 группы:

1. Экономические основы являются базой любого государства, так как экономическая база общества означает наличие экономических возможностей удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Согласно ст.

13 Конституции Республики Беларусь, собственность в нашей республике может быть либо государственной, либо частной. Причем, как и прежде, недра, леса, воды составляют собственность государства. Вопрос о продаже земли был вынесен на референдум 1996 г.

Абсолютное большинство граждан Беларуси проало против.

2. Политические основы вытекают из необходимости организации деятельности власти по реализации основных функций государства.

К примеру, демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Деятельность партий, других общественных объединений регулируется Законами «О политических партиях» (1994 г.

), «Об общественных объединениях» (1994 г.). Все партии подлежат регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь.

3. Социальные основы включают принципы равенства перед законом всех слоев населения. Социальная система общества Республики Беларусь регулируется как международным правом (Устав ООН, Международный пакт о гражданских и политических правах — 1966 г.

, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках СНГ от 1992 г. и др.), так и рядом национальных законов («О правах ребенка» — 1993 г.; «О здравоохранении» — 1993 г.; «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» — 1992 г. и др.).

4. Духовные основы. Духовно-идеологическая подсистема общества регулируется рядом законов: «О культуре в БССР» (1991 г.), «Об образовании в Республике Беларусь» от 29.10.1991 (с изменениями и дополнениями от 22 марта 1995 г.

), Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах. Основные направления в этой области излагаются в ежегодном послании Президента Республики Беларусь Национальному Собранию.

В настоящее время идет поиск объединяющей национальной идеи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 2. – Мн.: АУприПРБ, 2007.

2. Парельяда Ф.С. Промышленная политика. Практ. пособие. Пер. с исп. / Под ред. В.В.Мишкевича. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 94 с.

3. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 399 с.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-151483.html

Refy-free
Добавить комментарий