Государственное регулирование кризисных ситуаций в России

Государственное регулирование кризисных ситуаций в России (стр. 2 из 3)

Государственное регулирование кризисных ситуаций в России

Использование концепции риска предполагает предвидение воз­можных критических ситуаций, оценку вероятных потерь для насе­ления с выявлением их качественного и количественного характера в зависимости от масштабов и реальности их возмещения.

В разра­ботке и реализации такой концепции заинтересовано само государ­ство. В его распоряжении находятся огромные высоколиквидные материальные активы. Как собственник государство крайне заин­тересовано в расширенном воспроизводстве принадлежащего ему промышленного и финансового капитала.

Повышение доходности государственной собственности напрямую зависит от управления ею.

Свои управленческие функции государство реализует в несколь­ких сферах. Во-первых, это предприятия федерального подчинения. Организацию управления ими как имущественными комплексами осуществляет Министерство государственного имущества России.

Оперативное руководство (управление) производством осталось за отраслевыми министерствами и ведомствами. Такое разделение функ­ций повлекло за собой множество проблем, хотя задумывалось с целью более эффективного управления предприятиями.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации феде­ральная собственность передается предприятиям — на праве хозяйст­венного ведения, учреждениям — на праве оперативного управления. Что это означает? Прежде всего контроль за тем, как эта собствен­ность используется.

В отношении предприятий — эффективно или нет, учреждений — по назначению или нет.

При умелой постановке дела появляется возможность мониторинга за финансовым состо­янием и его перспективами на предприятии, путями реструктури­зации производства, его диверсификации, осуществлением страте­гического планирования.

Во-вторых, это предприятия с государственной долей участия в уставном капитале. На этих предприятиях государственная доля ак­ций не подлежит продаже и они также являются объектами воздейст­вия со стороны государства. Осуществляется оно путем включения в органы управления этих предприятий представителей государства.

Практика показала, что институт представителей государства в орга­нах управления предприятий не всегда оправданно формировать только из государственных служащих — специалистов министерств и ведомств.

Представитель государства в органе управления пред­приятием должен быть хорошим менеджером, владеть методами исследования систем управления, обладать чувством социальной ответственности.

В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать.

К сожалению, до последнего времени приоритетным направлением в этой области является продажа недвижимости для наполнения государственного бюджета.

Между тем более эффективным может быть путь регули­рования через систему национального имущества, предлагаемый учеными Центрального экономико-математического института Рос­сийской академии наук (ЦЭМИ РАН).

Суть его заключается в орга­низации использования этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой для превращения предпри­ятий в чисто имущественные объекты с утратой ими производствен­ных и хозяйственных функций и массовыми увольнениями их ра­ботников.

В-четвертых, с деятельностью государства тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не спо­собствуют эффективному развитию сельскохозяйственного произ­водства. За 1991-1996 гг.

продукция сельского хозяйства сократилась на 38%, посевные площади — на 15%, поголовье крупного рогатого скота — почти на 40%, в том числе коров на 24%. Валовый сбор зерна снизился на 40%, производство мяса — почти наполовину, молока — на 36%, яиц — на одну треть (Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 1997. С. 330, 358, 359).

А ведь с сельским хозяйством связана жизнь и деятельность почти 40 млн. сельских жителей.

Наконец, в поле государственного регулирования находятся отно­шения собственности в регионах. Формально перевести недвижимость из одной формы собственности в другую не является проблемой. Важно добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства.

На практике же превалирует передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государ­ства их бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие — имущество, имеющее определенную стоимость.

Упускается из виду, однако, главное, а именно: предприятие является основным струк­турообразующим элементом экономики.

В нем для производства продукции соединяются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, оно является источником удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах и местом приложения сил большинства трудоспособного населения страны.

1.2. Теории развития экономических систем и подходы к государственному регулированию экономических циклов.

Экономический цикл – период времени, в течении которого экономика страны проходит несколько этапов развития.

Особенность рыночной экономики, проявившаяся в склонности повторения экономических явлений, была замечена экономистами ещё в первой половине прошлого века.

В стремлении к беспредельному расширению своего производства. К завоеванию возможно большего рынка. Который в каждый данный момент имеет пределы. Владельцы капиталистических предприятий периодически сталкивались с перепроизводством товаров.

Сущность перепроизводства проявляется в перевесе предложения известного товара над спросом, когда цена товара понижается до того уровня, при котором, если не для всех, то по крайней мере, для значительной части производителей не остаётся даже нормальной, а не говоря уже об экономической прибыли.

Пытаясь выявить причины перепроизводства, экономисты обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение и понижение спроса, увеличение объемов производства или его застой. Выявилась и определенная последовательность в чередовании указанных явлений.

Проблема имела столь огромное значение для экономического развития, что её не обошел стороной практически ни один из ведущих экономистов Х1Х и ХХ вв.

Исследованию экономических циклов посвящены работы таких виднейших исследователей этого феномена, как Н. Шпитгоф, К. Маркс, Дж. М. Кейнс и многих других.

Особо следует подчеркнуть идею Й. Шумпетера о трехцикличной схеме, т.е. колебательных процессах в экономике, осуществляющихся как бы на трех уровнях, как и наиболее подходящей для описания многих явлений, происходящих в рыночной экономике. Он назвал эти циклы именами Н.Д. Кондратьева, К. Жугляра и Дж. Китчина.

Шумпетер считал, что в экономической системе проявляется взаимосвязь всех трех циклов.

П. Самуэльсон в своей известной книге « Экономика » определяет экономический цикл как общую черту почти для всех областей экономической жизни и для всех стран с рыночной экономикой.

Признавая объективный характер экономического цикла, большинство современных экономистов предлагают изучать это явление через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.

К внешним факторам могут быть отнесены объективные и субъективные обстоятельства, вызывающие периодическую повторяемость экономических явлений и лежащие вне экономической системы.

Среди прочих внешних факторов можно отметить:

войны, революции и другие политические потрясения;

открытия крупных месторождений золота, урана, нефти и др. ценных ресурсов;

освоение новых территорий и связанная с этим миграция населения, колебания численности населения земного шара;

— мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом менять структуру общественного производства.

Теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, принято называть экстернальными теориями, в отличии от интернальных теорий, рассматривающих экономический цикл как порождение внутренних, присущих самой экономической системе факторов. Эти Факторы могут вызывать как подъем, так и спад активности экономики через определенные промежутки времени.

Среди внутренних факторов выделяют:

— личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объемах производства и занятости;

— инвестирование, то есть вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;

— экономическую политику государства, выражающуюся в прямом и косвенном воздействии на производство, спрос и потребление.

Масштабные изменения экономической системы не могут вызываться только внешними и только внутренними факторами.

Циклический характер развития присущ экономическим, социальным и политическим отношениям и даже сфере культуры и искусства.

Можно выделить несколько положений, которые характерны для любых видов цикла, для всех отраслей знаний.

1. Цикличность означает развитие по спирали, а не по замкнутому кругу. Этот механизм прогрессивного движения в самых разных его формах..

2. Структура каждого цикла выражается последовательной сменой фаз:

а) зарождение нового цикла в недрах старого;

б) освоение, когда признаки нового уже очевидны, но его проявление ещё слабое по сравнению с признаками старого;

в) стремительное распространение нового цикла, отрицающее отжившие элементы старого, уходящего цикла;

г) фаза зрелости, когда бывший прежде революционный цикл окончательно утверждается, становится господствующим, преобладающим и накапливающим элементы консерватизма;

Источник: https://mirznanii.com/a/42517-2/gosudarstvennoe-regulirovanie-krizisnykh-situatsiy-v-rossii-2

Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ

Государственное регулирование кризисных ситуаций в России

Российская Академия предпринимательства

Челябинский филиал

Кафедра «Экономика и менеджмент»

Реферат

По Антикризисному управлению

«Государственное регулирование кризисных ситуаций в РФ».

                                                                                        Выполнил студент

                                                                                        группы М-401/08

                                                                                        Арсланова Г. А.

                                                                                        Проверил: Закиров Р.Ш.        

к.э.н., доцент

Челябинск 2012

Введение

  1. Роль и функции государства в антикризисном управлении.
  2. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций.
  3. Система и меры антикризисного управления.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

   Раньше в стране господствовала официальная установка пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, следовательно, не было нужды в антикризисном управлении.

 Однако сейчас антикризисное управление стало одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни России и, следовательно, государство играет очень важную роль в этом процессе. Государственное регулирование является очень сложным и ответственным делом.

Иногда некорректное решение, принятое государством в отношении предприятия, способно не только ухудшить его положение и показатели финансовой и хозяйственной деятельности, но и вывести эти показатели за пределы допустимых значений, что может не помочь предприятию выйти из кризиса, а привести его к банкротству.

На современном этапе воздействие государства на предприятия стало одним из важнейших и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран. Характеризуя актуальность данной темы для российской экономики нужно отметить, что  государственное регулирование особенно усиливается в кризисных ситуациях.

В настоящее время очень интересным и важным является   изучение государственного регулирования кризисных ситуаций, средств и механизмов управления, а также рассмотрение роли государства в антикризисном управлении.

Часто возникают вопросы: Что представляет собой механизм антикризисного управления? Каковы функции и роль государства в антикризисном управлении? Какими путями можно оздоровить несостоятельное предприятие на государственном уровне? Каким образом в ходе антикризисного регулирования выявляются проблемные предприятия? На эти вопросы мы и постарались ответить в данной работе.

1.  Роль и функции государства в антикризисном управлении. 

   Антикризисное управление — это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства.

  
   Для антикризисного управления необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние  отдельных предприятий и экономики.

В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов: 
— правовое — создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства:

— методическое — методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;  — информационное  — учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;  — экономическое и административное – применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации; 

— организационное — создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

— социальное — социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

— кадровое — поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;

— экологическое — защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.1 
   С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий:

А) экономические — налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;

Б) административные — принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

   Государственное регулирование предполагает проведение экономической политики по различным направлениям.

1. Фискальная (бюджетная) политика представляет собой регулирование с помощью государственного бюджета и налогообложения, т.е. предусматривается установление на определенном уровне степени зависимости предприятия от бюджета.

Такая политика проявляется в следующем: •    в период спада производства – в увеличении государственных программ по оказанию поддержки важным для экономики предприятиям; 

•    в период подъема — в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;

•    в любой период — в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства;  2.

     Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий.  В этой области намечены следующие направления:  усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики.

Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности. 

3.

  Финансово-кредитная политика представляет собой целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами, которые, в свою очередь, воздействуют на потребительский и инвестиционный спрос. Она выражается в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям 

4. Научно-техническая политика состоит в обеспечении комплексного развития науки и техники, что предполагает следующие меры: выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники; государственная поддержка их развития путем финансирования; совершенствование системы оплаты труда научных работников; и др.

5.

 Промышленная политика направлена на преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий, формирование системы информационной поддержки промышленности. 
6.  Амортизационная политика — это оптимизация формирования затрат по использованию основных фондов путем выбора наилучшего варианта исчисления амортизации.

7.  Инвестиционная политика нацелена на регулирование темпов роста производства, ускорение НТП, изменение отраслевой структуры экономики. 
8.  Прогнозирование и планирование занимают не последнее место в системе государственного регулирования.

Индикативное планирование, основанное на анализе развития экономики предприятий, осуществляется в соответствии с имеющимися ресурсами.

Результатом являются основные показатели в плановом периоде: темпы роста дохода, уровень инфляции, безработицы, МРОТ, процентные ставки и др.

9.  Ценовая политика состоит в регулировании цен на важнейшие (первой необходимости) товары и услуга и на продукцию монополистов с помощью определения предельных или фиксированных цен.

10. Внешнеэкономическая политика предполагает обеспечение условий для притока иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок с помощью таможенных тарифов, протекционизма, принятия соответствующих законов.

11. Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования. Так, в 2000 г. на финансирование социально-экономического развития регионов России, включая

антикризисное управление, отдельной строкой в бюджете выделено 2 млрд.

руб.2

Однако нельзя забывать и о таких проблемах антикризисного управления, как неприятие руководителей предприятии давления со стороны местной администрации, нежелание раскрыть финансовую и производственную информацию о своем бизнесе, убежденность в том, что в условиях экономической нестабильности составлять программы финансового оздоровления предприятий бесперспективно, отсутствие опыта у руководителей в подготовке конкретных финансовых предложений.    Антикризисное управление — многогранная функция менеджмента, состоящая в использовании правительством всех уровней имеющихся в его распоряжении полномочий по всему фронту экономики с целью ее стабилизации. 

2.  Виды государственного регулирования кризисных ситуаций. 
    

   Любое вмешательство государства в экономику связано вопросом: как оно это делает? Ответ на этот вопрос обычно связывают с нормативно-законодательной деятельностью, финансовым регулированием, деятельностью в сфере производства и перераспределением доходов. 
   Нормативно-законодательная деятельность. «Экономической

конструкцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это образное выражение очень точно и емко характеризует особо важное значение ГК в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст.

76 Конституции Российской Федерации имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».3 
   Застой, или стагнация, производства связан с неустойчивым финансовым положением предприятия.

Причинами могут быть отсутствие или недостаток оборотных средств, рост просроченной и дебиторской задолженности, другие обстоятельства, ведущие к прекращению платежей по своим обязательствам, т. е. к банкротству.

   Защита интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (ныне Мингосимущество России).

   К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти», постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисном положении в российской науке», постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г. и др. 
   В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Это вмешательство государства вытекает из объективной необходимости поддержания в экстремальных ситуациях эффективности и справедливости рынка, в получении потребителями необходимой и достоверной информации. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Поэтому государство ужесточает режим контроля за соблюдением законов и нормативных актов, связанных с производством и реализацией алкогольных напитков, продуктов питания, медикаментов, сложной электробытовой техники.

   Исключительно велика роль государства в регулировании таких сторон социальной жизни, как занятость, трудовые отношения, развитие домохозяйств.

Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.    Финансовое регулирование.

Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями. 

   Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом. Из этого следует, что она не может восприниматься как типичный случай, свойственный развитой рыночной экономике. 

   Глубина и продолжительность кризисов на предприятии во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших  
преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и,

в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики.  
   В ходе исполнения бюджета самому значительному сокращению подвергаются программы, которые государство обязано финансировать.

Следствием этого является снижение уровня заработной платы и задержки ее выплаты, упадок здравоохранения и образования, других жизненно важных отраслей.4    Механизм корректировки денежных процессов сложен. Главный акцент в современных программах управления деньгами делается на изменении их предложения, т. е.

на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер. 

   В России сейчас наблюдается дефицит не денег, а финансового капитала. Он выражается в дефиците пассивов банковских и небанковских финансовых институтов относительно спроса на денежные средства.

Основной причиной этого является отсутствие достаточных вложений населения (домашних хозяйств) и предпринимателей.  Вместе с тем из кризисной ситуации есть несколько способов выхода.

Источник: https://student.zoomru.ru/antikrizis/gosudarstvennoe-regulirovanie-krizisnyh-situacij-v/224394.1778186.s1.html

Центральная научная библиотека :: государственное регулирование кризисных ситуаций

Государственное регулирование кризисных ситуаций в России

Государственное регулирование кризисных ситуаций

f1. Антикризисное управление

Понятие «антикризисное управление» связано с непосредственным влиянием субъекта управления на объект управления.

В кризисных ситуациях свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах:

1. Организация управления предприятиями федерального подчинения. При этом Министерство государственного имущества России осуществляет управление имуществом (имущественными комплексами), а оперативное руководство (управление) производством — отраслевые министерства и ведомства.

2. Участие в управлении предприятиями с государственной долей собственности. Осуществляется оно путём включения (выборов или назначения) в органы управления этих предприятий представителей государства.

3. Государство обладает недвижимым имуществом (золотой фонд государственной собственности). Правильное использование и управление этим имуществом способствует предотвращению или ликвидации последствий кризисных ситуаций.

4. В собственности государства находится преобладающая часть земельных угодий, в том числе сельхозугодья, лесной фонд. Здесь государство имеет право непосредственного воздействия и влияния на процессы, протекающие с участием земельных ресурсов.

5. Государство имеет право контроля отношений собственности в регионах, в том числе перевода собственности из региональной в федеральную.

По этим направлением в соответствии с Конституцией РФ государство имеет право непосредственно управлять кризисными ситуациями или, другими словами, осуществлять антикризисное управление.

f2. Антикризисное регулирование

Антикризисное регулирование экономики — это косвенное воздействие государства на товаропроизводителей. Государственное регулирование призвано:

а) стимулировать позитивные социально-экономические процессы;

б) ограничивать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования кризисных ситуаций по следующим направлениям:

— нормативно-законодательная деятельность;

— финансы;

— производство;

— перераспределение доходов.

1. Нормативно-законодательная деятельность. В гражданском законодательстве «экономической конструкцией» по праву следует считать Гражданский кодекс Р Ф.

Это образное выражение очень точно и ёмко характеризует особо важное значение Гражданского кодекса в регулировании экономики страны. Его нормы в соответствии с п. 1 ст.

76 Конституции РФ имеют «прямое действие на всей территории Российской Федерации».

Основы банкротства предприятий заложены в следующих статьях Гражданского кодекса:

— ст. 61 (ликвидация юридического лица);

— ст. 62 (обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица);

— ст. 63 (порядок ликвидации юридического лица);

— ст. 64 (удовлетворение требований кредиторов);

— ст. 65 (несостоятельность (банкротство) юридического лица).

Очень важное значение в антикризисном законодательстве имеет Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)», а также другие законодательные акты и постановления Правительства РФ.

В нашей стране законодательство о банкротстве предприятий только формируется. Так, первая редакция закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» действовала с 1 марта 1993 г. до 1 января 1998 г.

, вторая редакция — с 1 января 1998 г. по 2 декабря 2002 г. Со 2 декабря действует новый закон РФ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ.

Новый закон в большей степени отражает экономические и социальные реалии современной ситуации в России.

2. Финансы. Финансовое регулирование — это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

Бюджетная политика определяется рядом специфических факторов и прежде всего экономическим и финансовым кризисом.

Глубина и продолжительность кризиса в нашей стране во многом объясняются тем, что выбранный путь «финансовой стабилизации» не привёл к улучшению ситуации, а породил новые, весьма опасные тенденции.

К примеру, финансовая политика в годы перехода к рынку привела не только к вытеснению долгосрочных кредитов краткосрочными, но и к сокращению объемов кредитования.

Была завышена доходность по операциям с валютой, ценными бумагами. По этой причине значительная часть денежных средств банков, предприятий и населения стала уходить не на кредитование производства, а на финансирование бюджетного дефицита.

Проводимая Правительством финансовая политика достигла критической ситуации в 1998 г., когда чистая выручка от реализации ГКО стала отрицательной. В этот период бюджет, по сути, стал работать исключительно на ГКО, что закономерно обернулось крушением пирамиды государственного долга.

Таким образом, в 1998 г. потерпела крах долговая модель российской экономики, что явилось основной причиной банкротства многих предприятий и банков.

3. Производство. Преодоление кризисного состояния в значительной мере определяется внедрением достижений научно-технического прогресса в производство, изменением направленности экспорта.

Обеспечить решение этой задачи может только государство. Однако у федерального Правительства на данном этапе возможности ограничены. Поэтому в решении этого вопроса велика роль местных органов власти.

Так, в ряде регионов страны принимаются меры по финансовой поддержке промышленных предприятий. В некоторых из них созданы советы по антикризисным программам, которые:

— разрабатывают программы финансового оздоровления предприятий;

— анализируют их выполнение;

— содействуют осуществлению намеченных мер;

— заслушивают сообщения территориальных органов по делам о несостоятельности (банкротстве), о применении процедур финансового оздоровления предприятий, имеющих неудовлетворительную структуру баланса.

На смягчение последствий кризиса и оживление экономики направлены региональные программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства.

4. Перераспределение доходов. Главным в этой деятельности является предотвращение массовой безработицы, абсолютной бедности, поддержание уровня жизни бедных слоёв населения не ниже прожиточного минимума. Всё это крайне необходимо, чтобы вывести экономику страны из кризиса.

Таким образом, в условиях кризиса возрастает необходимость сочетания рыночных механизмов с государственным регулированием социально-экономических процессов на всех уровнях — от федерального до муниципального.

3. Компетенция федеральных органов исполнительной власти в сфере финансового оздоровления и банкротства предприятий

Государственную политику в сфере финансового оздоровления осуществляет Правительство РФ. В этих целях оно:

— возлагает на один из федеральных органов исполнительной власти обязанности представлять в деле о банкротстве требования РФ по денежным обязательствам и требования по уплате обязательных платежей, то есть определяет уполномоченный орган Правительства РФ в делах о банкротстве предприятий и организаций;

— определяет порядок подачи заявлений уполномоченным органом;

— осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;

— определяет порядок проведения учёта и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций;

— утверждает правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации.

В соответствии с новым законом «О несостоятельности (банкротстве)» контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляет федеральный орган исполнительной власти — регулирующий орган. Он действует в соответствии с поручением Правительства РФ.

Регулирующий орган:

— осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемых организаций;

— проводит проверки деятельности саморегулируемых организаций;

— обращается в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра или о дисквалификации арбитражного управляющего;

— оказывает поддержку саморегулируемым организациям и арбитражным управляющим в ходе процедур банкротства;

— участвует в организации подготовки арбитражных управляющих и принятии теоретического экзамена;

— утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих;

— ведёт единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих.

Федеральный регулирующий орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению образует территориальные органы, полномочия которых устанавливаются в пределах компетенции федерального регулирующего органа.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» установлено, что:

— уполномоченным органом, представляющим в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, является Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству;

— регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Министерство юстиции Российской Федерации.

f4. Государственное антикризисное управление в странах с развитой рыночной экономикой

В странах с развитой рыночной экономикой накоплен богатый опыт по предотвращению и преодолению кризисных ситуаций на макро- и микроуровнях.

Конечно, исторические и социально-экономические условия возникновения и развития различных типов кризисов в России и других странах по многим позициям не совпадают.

Но это обстоятельство не умаляет необходимости изучения этого опыта и творческого подхода к его применению в процессе управления хозяйственными организациями разного уровня.

Система банкротства предприятий в этих странах включает ряд организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти, в частности:

— цели и принципы, которые должны быть достигнуты в результате функционирования механизмов системы;

— организационную структуру;

— диагностику состояния предприятия;

— юридическое и нормативное обеспечение;

— методическое обеспечение;

— применяемые процедуры;

— социальную защиту работников;

— подготовку кадров.

Как правило, в законодательных актах этих стран отмечаются общие признаки банкротства: неплатежеспособность, увеличение кредиторской задолженности; нерентабельность сделок или использования имущества. Ходатайство о возбуждении дела о банкротстве может быть подано от самого должника, одного или нескольких кредиторов.

Большое внимание в законодательствах стран Запада уделено преступлениям в сфере банкротства предприятий. В частности, законодательство предусматривает не только простое, но и злостное банкротство, когда предприятие-должник, действуя из «своекорыстия», скрывает имущество, сознательно ставит других лиц под угрозу разорения, фальсифицирует отчётность.

Достаточная универсальность системы банкротства этих стран делает её приемлемой (с учётом особенностей национальной экономической политики) для разработки нормативной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий и в нашей стране.

Особый интерес для нашей страны представляют антикризисные меры стран с развитой рыночной экономикой на макроуровне.

Антикризисное государственное управление экономикой в различных странах выражается в разных формах. Это может проявляться: в совершенствовании законодательства в области занятости; увеличении рабочих мест, особенно для молодёжи; разработке региональных структурных программ и др.

Например, в США в периоды кризисных ситуаций правительство в соответствии с законодательством обязано:

— разрабатывать программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников;

— уделять должное внимание увеличению доли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения;

— предусматривать ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах;

— принимать программы обеспечения молодёжи рабочими местами и программы развития, нацеленные на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населённых пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом;

— разрабатывать практические меры по профессиональному обучению работающей молодёжи;

— стимулировать частное предпринимательство.

Важным направлением совершенствования антикризисного государственного управления в США является также всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики.

Антикризисное государственное управление усиливается в периоды экстремального развития.

В ряде стран осуществляются программы приватизации. При этом они рассматриваются как превентивные (предупреждающие) антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики.

Эти меры обусловлены тем, что для большинства государственных предприятий во всех странах характерна низкая эффективность. В западных странах государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

Приватизация позволяет оздоровить экономику предприятий за счёт частных инвестиций, в том числе иностранного капитала.

Источник: http://www.0ck.ru/menedzhment_i_trudovye_otnosheniya/gosudarstvennoe_regulirovanie_krizisnyx.html

Лекция. Государственное регулирование кризисных ситуаций

Государственное регулирование кризисных ситуаций в России

Антикризисное регулирование – это воздействие на должника на макроуровне. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются:

— совершенствование нормативно-законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

— финансовое регулирование – управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении у государства. бюджетная политика.

регулирование производства – внедрение достижений научно-технического прогресса в производство, изменение направленности экспорта.

— осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий; — принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей;

— приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников

— создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

Хронология развития института банкротства в нормативных документах Правительства РФ

Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации осуществляется целым рядом законодательных и нормативных актов. Законодательство о несостоятельности (банкротстве) в настоящее время переживает процесс своего воссоздания.

Первые упоминания о несостоятельности встречались уже в памятниках русского права 13-15 веков. А первый полноценный законодательный акт о банкротстве был принят в России в 1740 году.

До революции законодательство неоднократно подвергалось реформированию, постоянно совершенствовалась и практика судов, рассматривавших дела о банкротстве.

Результаты исследований правового регулирования несостоятельности (банкротстве) до 1917 года свидетельствуют о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности как одного из основных институтов рыночной экономики.

После долгих лет забвения начался процесс возрождения в России правового регулирования имущественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) должника.

Гражданское право в советский период своего развития утратило практически все дореволюционные традиции правового регулирования банкротства.

Экономических реформ, проводимых в нашей стране с конца 80-х годов, привела к необходимости восстановления института банкротства, который является обязательным атрибутом рыночных отношений.

Первый после длительной паузы законодательный акт о банкротстве был принят Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 года и введен в действие с 1 марта 1993 г.

Однако, уже первые попытки практического применения данного законодательного акта выявили его несовершенство, многочисленные пробелы в регулировании, ориентацию, в основном, на западные аналоги, не учитывая российскую специфику.

Как следствие, механизм банкротства, при проведении экономических реформ, был неэффективен.

Одной из основных причин неэффективного действия механизма банкротства можно считать отсутствие четкой законодательной базы применения процедур банкротства.

В этих условиях на предприятиях началась «самоликвидация», когда снижение объемов производства, в связи с сокращением посевных площадей и поголовья скота, сопровождалось потерей численности работающих, параллельной организацией внутри предприятия частных мелких фирм. Кризисные ситуации на российских предприятиях в первые годы реформ, со стороны государства, были нерегулируемы и, соответственно, неуправляемы.

В этот период российское законодательство сделало значительный шаг в сторону «прокредиторской» юрисдикции.

Гражданским кодексом Российской Федерации была предусмотрена субсидиарная ответственность за доведение должника до банкротства, между учредителями (участниками), собственниками имущества юридического лица или других лиц, которые имели право давать обязательства для этого юридического лица или имели возможность определить его действия.

Отмеченные обстоятельства послужили основанием для принятия нового закона. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ в целом вступил в законную силу с 1 марта 1998 года и имел более широкое предназначение.

Он распространился не только на должников и кредиторов, которые непосредственно участвуют в судебном процессе, но и ввел принципиально новый для России институт арбитражных управляющих, что положило начало новому виду предпринимательской деятельности.

Особое место в процессе банкротства уделено независимой экспертизе, кроме этого введена совершенно новая процедура банкротства – наблюдение.

Данный закон нельзя отнести в полном смысле ни к «прокредиторским», ни к «продолжниковским». Он был «золотой» серединой. Данное обстоятельство делало российскую систему несостоятельности (банкротства) гибкой, позволяющей в полной мере учитывать условия несостоятельности должника.

Законодательные подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом предусматриваются либо принцип его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника). Ранее действовавший закон от 1992 г. в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел в ущерб интересам кредиторов, а главное – лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности (в том числе и внешнее управление для восстановления платежеспособности должника) к неплатежеспособным должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности.

Согласно Закона о банкротстве 1998 г. должник мог быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, свидетельствовало о реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, служило основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления.

В ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., в отличие от предыдущего законодательства о несостоятельности, были заложены особенности банкротства отдельных категорий должников, в т.ч. банкротство сельскохозяйственных организаций.

Тем не менее, в ходе практического применения Закона о банкротстве 1998 года выявился ряд упущений, которые привели к возможности использования процедур банкротства в целях передела собственности, устранению должника от участия в процедурах банкротства и защиты своих интересов и другим негативным последствиям.

В связи с этим началась работа по разработке нового варианта основного закона о банкротстве.

В результате 26 октября 2002 года принят Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ. Новый закон в целом вступил в законную силу с 3 декабря 2002 года.

Общая логика основного законодательного акта, регулирующего вопросы несостоятельности, установленная законом 1998 года, сохранена и в новом законе.

Действующий закон содержит общие положения, особенности рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде, положения по применению каждой процедуры банкротства, а также особенности банкротства отдельных категорий должников.

Однако закон ввел множество новшеств, а в некоторых случаях принципиально изменил подходы к реализации процедур банкротства.

Новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» расширил возможности антикризисного управления. Неизменным остался подход к определению критериев и внешних признаков несостоятельности. В то же время, значительной детализации подвергнуты процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Концептуальные изменения правового регулирования института банкротства коснулись следующих положений законодательства: расширение круга юридических лиц, в отношении которых могут быть применены процедуры банкротства; об основаниях возбуждения дел о банкротстве; новый поход к определению признаков банкротства путем установления твердой суммы размера задолженности должника; наделение государства правом участия в ании при принятии решений на собраниях кредиторов; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; появление нового участника процесса банкротства – регулирующего органа, на который возложены функции подготовки арбитражных управляющих, а также контроля деятельности саморегулируемых организаций и арбитражных управляющих; о новой, реабилитационной процедуре финансового оздоровления должника; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве и внешнем управлении; об особенностях продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций; наделение должника, участников (учредителей), собственников имущества должника правами по участию в процессе по делу о банкротстве должника; изменение порядка очередности удовлетворения требований кредиторов; введение особенностей банкротства стратегических организаций; об изменении статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего, и другие.

Кроме Закона о банкротстве принят целый ряд нормативных актов, регламентирующих деятельность института банкротства.

Помимо нормативных актов существуют нормы иных кодифицированных законодательных актов, применяемых при реализации процедур банкротства. Например, согласно Трудовому кодексу РФ, введение процедур банкротства само по себе не является основанием для прекращения трудовых отношений.

В этот период внешний или конкурсный управляющий, выполняя функции руководителя должника, решают все вопросы, касающиеся регулирования трудовых отношений, начиная с режима работы, выплаты заработной платы, обеспечения охраны труда работников, заканчивая увольнением работников, выплатой выходных пособий.

В связи с этим при реализации процедур банкротства должны использоваться нормы ТК РФ.

При этом необходимо иметь в виду, что при решении вопросов, связанных с трудовыми правоотношениями приоритет имеют нормы Трудового кодекса РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает следующее: так как ни Закон о банкротстве, ни Налоговый кодекс РФ не предусматривают изменения порядка начисления и уплаты налогов и взносов в период проведения процедур банкротства, то начисление, уплата налогов, предоставление отчетности, изменение сроков уплаты налогов (отсрочка, рассрочка) и другие действия осуществляются в период процедур банкротства по общим правилам. Исключение составляет порядок взыскания не уплаченных налоговых платежей и взносов, на который распространяются последствия введения процедур банкротства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_124952_lektsiya-gosudarstvennoe-regulirovanie-krizisnih-situatsiy.html

Научный журнал Успехи современного естествознания ISSN 1681-7494

Государственное регулирование кризисных ситуаций в России
1

Ни одну страну не обходят стороной кризисные ситуации, которые возникают в силу различных причин. В конечном итоге государство разрабатывает стратегии не только для выхода из кризисов, но и для их предотвращения, а также для защиты предпринимателей и граждан от последствий спадов в экономическом развитии.

Антикризисное регулирование — это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны.

Это политика, в рамках которой выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Также антикризисное регулирование должно опираться на предыдущий опыт не только своей страны, но и на мировой.

Разрабатывать политику антикризисных мер следует на основе знаний, полученных в прошлом: какие происходили кризисы, какова деловая цикличность, какие именно были вызваны последствия (как негативные, так и положительные).

Ведь нередко кризис — это начало нового вектора, смена устаревших технологий на современные. Именно поэтому необходима полная диагностика всех возможных аспектов.

Выделяют две основные формы государственного регулирования:

I. Прямые, подразумевающие под собой непосредственное воздействие государства на совокупные спрос и предложение.

II. Косвенные, предполагающие опосредованное воздействие государства. Примерами прямого воздействия можно назвать создание государственного сектора, перераспределение доходов и программирование экономики; примерами косвенного воздейст- вия — соответствующая деятельность кредитно-финансовой и налоговой систем.

Правительство страны несет ответственность за происходящие события, поэтому именно от государственной политики зависит общая ситуация в государстве.

Для стабилизации экономической ситуации и укрепления позиций на международной арене государственные органы осуществляют меры защиты по следующим направлениям: правовое (создание правовой основы антикризисного управления, создание специальных органов для контроля и экспертиз предприятий в кризисных ситуациях), методическое (мониторинг и анализ банкротств предприятий), информационное (анализ и учет платежеспособности предприятий), экономическое и административное (методы регулирования экономической деятельности для стабилизации), организационное (создание условий для мирного, цивилизованного разрешения конфликтных ситуаций), социальное (защита работников в случае банкротства предприятия), кадровое (подготовка специалистов в области антикризисного управления), экологическое (защита окружающей среды). Так как политическая и экономическая ситуация в мире в целом и той или иной стране нестабильна, необходимы постоянные изменения в установленной политике: коррекция налоговых ставок, внесение изменений в существующие законы, ужесточение мер по контролю за деятельностью предприятий.

Очень важно понять: на что направлена государственная политика в области антикризисного регулирования? Первое направление — это бюджетно-налоговое регулирование, которое подразумевает под собой установление уровня зависимости предприятия от государства, например: в периоды спада производства государство оказывает финансовую поддержку предприятиям, разрабатывает различные программы для поддержки важнейших секторов экономики; в периоды роста производства государство может уменьшить налоговые ставки для граждан и предприятий, что, в конечном итоге, приведет к оживлению экономики за счет повышения платежеспособного спроса. Второе направление — это денежно-кредитная политика, которая подразумевает государственное регулирование в области банковского кредитования. В рамках этой политики также осуществляется поддержка на безвозмездной основе. Третье направление — научно-техническая политика, направленная на развитие приоритетных направлений в области науки и техники, в инновационной деятельности, в международном сотрудничестве. Четвертное направле- ние — промышленная политика, которая подразумевает поддержку национальной экономики: поддержку отечественных производителей и повышение спроса на данный вид товаров среди населения. Пятое направление — ценовая политика, благодаря которой происходит контроль над уровнем цен на товары первой необходимости. Также, на взгляд авторов статьи, нельзя обойти стороной и различные аспекты внешнеэкономической политики, благодаря которой создаются условия для притока иностранных инвестиций и условия для выхода отечественных производителей на мировой рынок.

При составлении Программ антикризисных мер не стоит обходить вниманием прогнозирование и планирование. Здесь следует отметить ряд сложностей, а именно: эти технологические формы антикризисного управления нередко путают, считая их значение равнозначным.

Заметим, прогнозирование — это процесс обоснованного формирования развития, который осуществляется до принятия управленческих решений; а планирование — это координация деятельности с учетом достижения конкретных целей при определенных обстоятельствах и возможностях, и планы разрабатываются после принятия решений о необходимости введения тех или иных антикризисных мероприятий.

Конечно, меры по антикризисному регулированию требуют значительных материальных вложений, но государство может прочувствовать выгоду от эффективной политики, в частности: сохранение предприятий, повышение экспорта, сбережение природных ресурсов, повышение качества жизни, погашение задолженностей, что приведет к увеличению доходов страны, международному сотрудничеству, повышению доверия со стороны населения по отношению к деятельности Правительства.

Во время проведения антикризисной политики государство может столкнуться с рядом проблем. Основной проблемой в РФ остается отсутствие «кризисного» опыта у руководителей, а, как известно, человеческий фактор является основной движущей силой кризисных ситуаций на различных уровнях.

На формирование современной политики экономического развития РФ оказали влияние такие события, как: развал Советского Союза, смена вектора власти с авторитарного на демократический, дефолт 1998 г., глобальный кризис 2007-2010 гг. Нельзя обойти вниманием и такие факторы, как: размер территории нашей страны, специфика мировой интеграции, где РФ отведена роль сырьевого поставщика.

При формировании стратегии выхода из кризиса не стоит забывать о феноменальном свойстве кризисных ситуаций — это не только разрушение старого, устоявшегося, но и начало нового; и каким будет это новое, зависит от антикризисного регулирования, потому что благодаря соответствующим антикризисным мерам будут внедряться инновации, современные методики управления, образования, ведения бизнеса.

Чтобы снизить негативные последствия кризисов и укрепить положительную динамику, создаются программы антикризисных мер, которые должны включать в себя не только стратегические, но и средне- и краткосрочные цели.

С учетом огромной территории РФ непременно следует увязать общестрановую программу с региональными антикризисными программами и далее — до создания антикризисных планов деятельности крупных, градообразующих и тому подобных предприятий.

Такие антикризисные планы — это своеобразные схемы вывода хозяйствующих субъектов из кризисных ситуаций.

Первый шаг в антикризисном регулировании был сделан Правительством РФ под влиянием мирового экономического кризиса, начавшегося в 2007-2008 гг., когда в стране произошло резкое падение производства. Была принята «Антикризисная программа Правительства РФ на 2009 год», которая была направлена на оздоровление финансового и экономического состояния страны.

Данная Программа включала в себя ряд приоритетных направлений:

  1. Выполнение социальных обязательств перед населением, что подразумевало оказание поддержки граждан, наиболее пострадавшим от кризиса: создание временных рабочих мест; выделение средств на переквалификацию и развитие малого бизнеса.
  2. Укрепление национальной экономики: активизация внутреннего спроса на отечественные товары; поддержка предприятий, внедряющих инновации.
  3. Поддержка инновационных проектов; поддержка энергосберегающих технологий и развитие высокотехнологических отраслей, в том числе авиа- и судостроение, космическая промышленность, атомная энергетика.
  4. Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования; сокращение перечня товаров, которые подлежат обязательной сертификации; антикоррупционные мероприятия; поддержка малого и среднего бизнеса за счет снижения налогов и расширения доступа к госзакупкам.
  5. Повышение эффективности банковской системы за счет расширения ресурсной базы и повышения ликвидности финансовой системы; за счет повышения доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора обеспечения санации банков.
  6. Проведение макроэкономической политики Правительства РФ и Банка России, направленной на сохранение устойчивых позиций курса рубля и снижение инфляции, а также на проведение денежной политики.

Итогами антикризисных мероприятий Правительства РФ за 2009 год стали: прирост ВВП; резкое замедление инфляции; снижение уровня безработицы по стране. Также замедлился спад в промышленном производстве, выросли доходы граждан.

«В 2009 году мы не только решали неотложные проблемы, но и не теряли времени для системных преобразований.

Всё это позволяет нам, не снижая темпов, перейти от антикризисного управления к устойчивому инновационному развитию» — так выразил итог антикризисных мер за 2009 г. В.В. Путин.

Несмотря на положительные результаты, нельзя говорить, что ситуация в стране нормализовалась окончательно. Это связано с тем, что наметившиеся положительные тенденции носили непостоянный и неустойчивый характер, в итоге экономические показатели не поднялись до докризисного уровня.

Поэтому было принято решение о продолжении антикризисной политики в 2010 г. с целью сохранения и укрепления положительных тенденций и ликвидации «остаточных» негативных последствий.

Среди приоритетных направлений упор был сделан на обеспечение социальной стабильности, поддержку оживления экономики и реализацию мер по решению проблем российской экономики, в том числе совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, формирование необходимых экономических условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению модернизационных задач.

Таким образом, в 2010 г. было запланировано улучшение общей ситуации в стране за счет повышения качества жизни, снижения уровня безработицы, модернизации предприятий, создания новых рабочих мест и нормализации деятельности банковской системы.

Критика обеих Программ, конечно, имеет место. Наиболее интересна, по мнению авторов статьи, конструктивная и своевременная критика. Так, известный российский экономист и политик, акад. Глазьев С.

высказал мнение о том, что борьбу с кризисом начали «не с той стороны, и государственное регулирование кризисных ситуаций сегодня направлено в большей мере на поддержку банков, что может подорвать другие сектора экономики».

Он выдвинул свою антикризисную программу, которая предполагает в первую очередь поддержку реального сектора, от которого и зависит вся экономика в целом.

Цензурный характер оценки базируется на следующих предпосылках: российский народ погряз в депрессии из-за череды кризисов, на чем и строили злобную критику государственного регулирования отдельные политики и экономисты якобы от лица населения; риторический вопрос «почему Россия до сих пор не переняла западный опыт разработки стратегий в условиях кризиса»; обсуждение бездейственности отдельных мер (подчас обоснованное) в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, которым помощь не нужна вовсе.

Конечно, можно много спорить о том, насколько действенна или эффективна та или иная программа антикризисных мер. Но уже огромным достижением является то, что правительства многих стран стали задумываться о необходимости планирования в антикризисном режиме. Для РФ также стали уже традиционными планы повышения общего уровня в стране с учетом опыта прошлых периодов.

Никакое новшество не может работать без ошибок первых шагов, страна перенимает опыт развитых стран, строит векторы совершенствования, и далее многое зависит от способов реализации.

Не стоит забывать и о российской специфике. И заявления о том, что в США, либо в Германии, либо во Франции жить намного лучше и проще, чем в России, глупы априори, ибо «везде хорошо, где нас нет». Поэтому стоит сделать так, чтобы жить хорошо стало там, где мы есть.

Библиографическая ссылка

Успенская Л., Шибанова Государственное регулирование кризисных ситуаций: ключевые подходы, проблемы, аспекты совершенствования // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 125-127;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29923 (дата обращения: 10.03.2020).

Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=29923

Refy-free
Добавить комментарий