Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени

Психологический роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». урок. Литература 9 Класс

Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени

Говорить мы будем о великом романе Лермонтова «Герой нашего времени». Кто такой герой в русской литературе? Это не положительный персонаж, а связанный со сложностью жизни. Русская классическая литература учит не правильным ответам на простые вопросы, а трудности бытия.

Лермонтов начал работать с прозаическими замыслами, связанными с «Героем нашего времени», в 1838 году. Он набрасывает незавершенный роман «Княгиня Лиговская», где уже появляется Григорий Александрович Печорин. К концу жизни писатель завершает произведение. В 1839 г. в журнале появляются две повести из этого романа «Бэла» и «Фаталист».

Бывают произведения, которые затягивают благодаря хорошо построенному сюжету. Множество событий и персонажей объединяются одной сюжетной линией. В романе Лермонтова все иначе. Нет единой сюжетной линии. Роман состоит из разрозненных повестей и соединяется образом главного героя Григория Печорина (см. рис. 1).

Рис. 1. М.А. Врубель. Портрет военного (Печорин на диване)

Вспомним два литературоведческих понятия: сюжет и фабула.

Фабула – хронологическая последовательность событий в литературном произведении.

Но практически не бывает рассказов с прямой, простой хронологией. Авторы перескакивают с событий настоящего времени на события из прошлого, заглядывают в будущее, потому что строят сюжет.

Сюжет – ряд событий, выстроенных в соответствии с замыслом автора.

Если бы события были выстроены в хронологическом порядке, читатель сначала узнал бы о Вере, потому что с ней герой познакомился давно, задолго до того, как он узнал всех остальных персонажей.

Фабульная последовательность эпизодов романа

  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»

Если бы так был построен роман Лермонтова он, возможно, был увлекательнее. В повести «Княжна Мери» происходит дуэль между Печориным и Грушницким (см. рис. 2).

Рис. 2. М.А. Врубель. «Дуэль Печорина с Грушницким»

Волнение читатель не испытывает, заведомо известно, что Печорин останется в живых. Сюжетное напряжение погашено. Погибнет герой на возвратном пути из Персии.

Значит, Лермонтову увлекательность не так важна.

Сюжетная последовательность эпизодов романа

  • Предисловие. Знакомимся с автором и персонажами.
  • «Бэла».
  • «Максим Максимыч».
  • Журнал Печорина. Записки, рассказывающие о событиях, происходивших до «Бэлы»: предисловие, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

Роман «Герой нашего времени» вышел двумя небольшими книгами, которые попали к Николаю I. Император Лермонтова не жаловал, но прочитал произведение внимательно. Первая книга ему понравилась, и он ее одобрил. Когда прочитал вторую, где изложены записки Печорина, Николай I разочаровался в произведении.

Он неправильно понял название, решив, что «Герой нашего времени» – это Максим Максимыч. Простой верноподданный, хороший русский офицер, верный присяге, не имеющий душевных противоречий, внутренние переживания Печорина объясняет тем, что «маменька его избаловала». Это обманный ход Лермонтова. Он построил произведение с другим замыслом.

Читатель погружается не вглубь событий, а проникает в душу самого героя. Этому сюжетному правилу подчинена композиция романа. Читатель движется кругами, знакомится с Максимом Максимычем и его глазами смотрит на Печорина в истории Бэлы. Затем предстает сам Печорин, холодный, презрительный человек, не похожий на романтического героя, каким его описывал Максим Максимыч.

Затем записки самого Печорина, читатель погружается в его внутренний мир и смотрит на происходящее уже его глазами. Это важная особенность романа.

«Герой нашего времени» – первый в русской литературе психологический роман. Важны не события, а история души. Это противоречивый портрет целого поколения. Автор не стремится помочь читателю.

Каким должен быть Печорин? Должны ли его любить или ненавидеть, быть равнодушными или принимать его образ? Автор показывает три любовных сюжета, связанных с героем. Во всех Печорин выглядит как чудовище. Но женщины в него влюбляются, потому что ощущают силу, которую утратили современники.

Для героя любовные события заканчиваются разочарованием, для девушек катастрофой. Но все равно читатель находит в них особый смысл. Лермонтов учит сложностям жизни, а не расшифровке простых формул.

Последняя из повестей романа «Фаталист», в ней говорится об основной проблеме: несет ли ответственность за свою судьбу главный герой или все фатально и предустановлено, и ничего изменить нельзя. Окончательного ответа нет.

Серб Вулич, предчувствовавший смерть, играет с судьбой, и судьба оставляет его в живых: пистолет не стреляет. Чудом уцелев, Вулич погибает «от случайной шашки пьяного казака».

Печорин бросается на казака, и у героя больше шансов погибнуть, но фатум присутствует в нашей жизни и Печорин остается в живых.

О том, в какой мере фатум определяет судьбу человека, автор постоянно размышляет. Читатель входит в мир души не только героя, но и рассказчика. Это двойной психологический роман. Два образа в центре внимания: герой и рассказчик.

Отношения друг с другом такие же сложные, как и замысел романа. Печорин безысходен. Читатель встречается и прощается с ним в крепости. Герой не может выйти за пределы круга, очерченного вокруг его личности.

Из этого противоречия не находит выхода и  автор.

Текст романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Виктор Золотусский в передаче «М.Ю Лермонтов. Таинственная повесть» рассказывает о влиянии природы Кавказа на восприятие и творчество поэта; рассуждает о сходстве и различии образов Печорина и Демона.

О трагической судьбе Печорина рассуждают участники программы «Игра в бисер».

П. Вайль и А. Генис в книге «Родная речь» предлагают свою интерпретацию лермонтовского романа.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/9-klass/uroki-a-n-arhangelskogo-dlya-8-klass9/psihologicheskiy-roman-m-yu-lermontova-geroy-nashego-vremeni?block=content

Главные герои романа

Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени
страницаЛермонтов

«Герой нашего времени».Художник Д. Шмаринов

Роман «Герой нашего времени» Лермонтова — выдающееся произведение русской классической литературы XIX века.

В этой статье представлена таблица с описанием главных героей романа «Герой нашего времени»: краткая характеристика (список персонажей).

Герои романа «Герой нашего времени»: краткая характеристика
Григорий ПечоринГригорий Печорин – молодой богатый дворянин, офицер. Он вырос в блестящем обществе Петербурга. Несмотря на свое богатство, красоту и ум, он глубоко несчастлив. Его ничего не интересует, ему скучно жить. Печорин не верит в дружбу и брак. Печорин – смелый и решительный мужчина. При этом он – эгоистичный, циничный, жестокий и хладнокровный человек.Подробнее о Печорине >>
Максим МаксимычМаксим Максимыч – старый офицер, штабс-капитан в возрасте около 50 лет. Он служит вместе с Печориным на Кавказе в крепости N. Максим Максимыч – старый холостяк, добрый и простой человек, опытный и надежный офицер. Максим Максимыч тепло относится к Печорину, хотя и не понимает его «странности».Подробнее о Максиме Максимыче >>
БэлаБэла – юная красавица-черкешенка, дочь богатого князя-горца. Бэла — «дикая», необразованная девушка, выросшая в горах. Печорин влюбляется в Бэлу, находясь на службе в крепости N. Он крадет ее из дома и долго добивается ее любви. Вскоре Печорин остывает к Бэле. Бедная девушка страдает от его холодности. Вскоре Бэла погибает от рук разбойника Казбича.Подробнее о Бэле >>
ГрушницкийЮнкер Грушницкий – приятель Печорина, с которым они знакомятся во время службы на Кавказе. Грушницкий – молодой небогатый дворянин в возрасте около 20 лет. Грушницкий – глупый, забавный юноша, гордый, страстный, самолюбивый и тщеславный человек. Грушницкий погибает на дуэли с Печориным.Подробнее о Грушницком >>
Княжна МериЮная княжна Мери (Мария Лиговская) знакомится с Печориным на Кавказе в Пятигорске. Княжна Мери – богатая невеста, красивая и образованная, гордая и кокетливая девушка. Она влюбляется в Печорина, но тот лишь играет ее чувствами и не собирается на ней жениться.  Подробнее о княжне Мери >>
Доктор ВернерДоктор Вернер – приятель Печорина. Доктор Вернер и Печорин много общаются, находясь в Пятигорске. Вернеру около 40 лет. Он некрасив, но при этом нравится женщинам. Вернер и Печорин очень похожи: оба умны, оба эгоисты, оба не хотят жениться и т.д. Вернер выступает секундантом Печорина в дуэли с Грушницким.  Подробнее о докторе Вернере >>
ВераВера – женщина, которую Печорин любил когда-то в Петербурге. Вера замужем второй раз, от первого мужа у нее есть сын. Она обманывает обоих мужей с Печориным. Вера любит Печорина и принимает все его недостатки. Вера является родственницей княжны Мери. В конце концов второй муж Веры разоблачает ее связь с Печориным.  Подробнее о Вере >>
КазбичКазбич – знакомый Максима Максимыча, разбойник, живущий в районе крепости N. Казбич – храбрый джигит, ловкий, злой и мстительный человек. Казбич безумно любит своего прекрасного коня Карагеза и относится к нему как к своему другу. Однажды Печорин крадет у Казбича его чудного коня. Казбич жестоко мстит ему за это: он убивает возлюбленную Печорина, Бэлу.Подробнее о Казбиче >>
АзаматАзамат – 15-летний мальчик, младший брат Бэлы. Азамат – гордый, упрямый мальчик, ужасно любящий деньги. Он мечтает заполучить чудесного коня Казбича. Азамат помогает Печорину украсть сестру Бэлу. В награду за это Печорин крадет у Казбича коня и отдает его Азамату. Получив заветного коня, Азамат навсегда сбегает из дома.  Подробнее об Азамате >>
ВуличВулич – офицер, знакомый Печорина. Печорин знакомится с ним во время командировки из крепости N в одну казачью станицу. Однажды Печорин предсказывает Вуличу скорую смерть. В ту же ночь Вулич трагически погибает.Подробнее о Вуличе >>

страница

Вера. Кадр из фильма «Княжна Мери» 1955 г. Актриса Т. Пилецкая

Вера — одна из второстепенных героинь романа «Герой нашего времени» Лермонтова.
Отношения Веры и Печорина являются одной из любовных линий романа. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Веры в романе «Герой нашего времени»: описание внешности и личности героини в цитатах.

Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»

Вера — женщина, которую Печорин когда-то любил:
«…женщину, которую любил в старину…»Вера является дальней родственницей княжны Мери и княгини Лиговской:
«…какая‑то дама из новоприезжих, родственница княгини по мужу…» «…Муж Веры, Семен Васильевич Г…в, – дальний родственник княгини Лиговской…»О внешности Веры известно следующее:
«…очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию…» «…Родинка! – пробормотал я сквозь зубы…» «…сидит женщина, в соломенной шляпке, окутанная черной шалью…» «…пока ее шляпка не скрылась за кустарниками и скалами…» «…Дверь отворилась; маленькая ручка схватила мою руку…»

Вера серьезно больна: 

«…на ее болезненном лице изображалась глубокая грусть…» «…Вера больна, очень больна, хотя в этом и не признается; я боюсь, чтобы не было у нее чахотки или той болезни, которую называют fievre lente* – болезнь не русская вовсе, и ей на нашем языке нет названия…» (* fievre lente – медленная, изнурительная лихорадка) «…я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день… и, несмотря на это, я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о тебе…» Вероятно, на Кавказе Вере становится лучше и она поправляется:
«…Живительный горный воздух возвратил ей цвет лица и силы…» Вера — замужняя женщина. Она замужем второй раз. Вероятно, ее первый муж умер (разводы в то время были большой редкостью):
«…Я замужем!.. – сказала она…» «…Может быть, ты любишь своего второго мужа?..»Второй муж Веры — богатый старик:
«…с ее мужем – тем хромым старичком, которого я видел мельком на бульваре: она вышла за него для сына. Он богат и страдает ревматизмами. Я не позволил себе над ним ни одной насмешки: она его уважает, как отца, – и будет обманывать, как мужа…»От первого брака у Веры есть сын. Ради него Вера и вышла замуж повторно, чтобы у мальчика был отец:
«…она вышла за него для сына…»Вера — особенная женщина в жизни Печорина:
«…я ее не обману: она единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть…» «…воспоминание о ней останется неприкосновенным в душе моей; я ей это повторял всегда…»Вера любит Печорина:
«…Теперь ты веришь ли, что я тебя люблю?..»«…Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки… а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его…»Вера принимает Печорина со всеми его недостатками:
«…что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями…»В отношениях с Печориным Вера жертвует собой:«…я пожертвовала собою, надеясь, что когда‑нибудь ты оценишь мою жертву, что когда‑нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий. Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей… и убедилась, что то была надежда напрасная…»

Вера встречается с Печориным сначала в тайне от первого мужа, а затем — за спиной у второго супруга:

«…Однако несколько лет тому назад эта причина также существовала, но между тем…» (о первом муже) «…она его уважает, как отца, – и будет обманывать, как мужа…» (о втором муже-старичке)

Смотрите: Отношения Печорина и Веры

Это был цитатный образ и характеристика Веры в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, описание внешности и личности героини.

Смотрите: Все материалы по «Герою нашего времени»

«,»author»:null,»date_published»:null,»lead_image_url»:»https://3.bp.blogspot.com/-yBKvsVq2juY/ViYpn3Z-y7I/AAAAAAAAIoA/63Bhz-MWIPIxay4vWLcy7sJPIk-dkbs8wCPcB/w1200-h630-p-k-no-nu/Illjustracija-Pechorin-Geroj-nashego-vremeni-Hudozhnik-D-Shmarinov.jpg»,»dek»:null,»next_page_url»:»http://www.literaturus.ru/2015/11/Vera-Geroj-nashego-vremeni-obraz-harakteristika.html»,»url»:»https://www.literaturus.ru/2016/10/glavnye-geroi-romana-geroj-nashego-vremeni-harakteristika-spisok.html»,»domain»:»www.literaturus.ru»,»excerpt»:»Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñ‹Ðµ герои герой нашего времени, герой нашего времени персонажи, Герой нашего времени список, Герой нашего времени характеристика»,»word_count»:1159,»direction»:»ltr»,»total_pages»:2,»pages_rendered»:2}

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/10/glavnye-geroi-romana-geroj-nashego-vremeni-harakteristika-spisok.html

Сочинение по роману Герой нашего времени Лермонтова 9 класс рассуждение

Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени

В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» описывается жизнь молодого офицера Печорина.

Образ Печорина олицетворяет собой особенности молодого поколения, жившего в 30-х годах 19 века.

Выходец из аристократического общества, Печорин стоит на ступень выше представителей своего класса того времени. Это умный и образованный молодой человек, но чересчур самовлюблённый и самоуверенный в себе.

Он очень точно и ярко даёт оценку окружающим его людям, но делает это со злой иронией и сарказмом, подчёркивая недостатки и слабые стороны человека. Ему ничего не стоит унизить и оскорбить, использовать в своих корыстных целях и даже убить.

Ко всем событиям, происходящим в его жизни, Печорин относится с чувством пресыщения и разочарования избалованного человека.

Своим мировоззрением и поведением Печорин противопоставляет себя всему обществу, которое его отрицает, он является «лишней» фигурой в этом мире.

У Печорина нет верных и преданных друзей, так жертвы как он не способен вникать в чувства и мысли другого человека.

Хотя он с долей критики относится к себе, беспристрастно оценивая свои нелицеприятные поступки, Печорин слишком горд и доволен собой.

Печорин – рассудительный человек, все его поступки подвластны разуму, но не велению сердца.

Он разочарован жизнью, у него нет никаких целей, он сам себя сравнивает с «нравственным калекой», человеком, в котором атрофирована лучшая часть души.

Отношение Печорина к женщинам – это ещё один способ удовлетворить своё честолюбие. Ему доставляет огромное удовольствие подчинить человека своей воле, внушить ему чувство страха и преклонения, влюбить в себя, а добившись этого – унизить и наслаждаться страданиями своей жертвы с чувством собственного превосходства.

В своём стремлении «любить весь мир», Печорин всем приносит только боль и страдания.

В натуре Печорина борются противоречивые чувства: стремясь к великому, он совершает низкие подлые поступки, и винит в этом общество, в котором он живёт.

Вся трагическая сущность Печорина в том, что он не смог найти своего предназначения в жизни, не сумел использовать свои благородные порывы души на благо окружающего общества.

Вариант 2

В произведении  “Герой нашего времени” писатель раскрывает множество тем и идей, связанных непосредственно с людской жизнью и бытом. В произведение также есть тема взаимонепонимания в отношениях и проблема не взаимной любви.

Из повествования мы знакомимся с Максим Максимычем, человеком, пережившим немало. Он рассказывает офицеру, приехавшему на Кавказ историю про Печорина и его покойную возлюбленную Бэлу. Живя на Кавказе, Печорин очень скучал, ведь делать там было практически нечего.

Но в один день он влюбляется в девушку по имени Бэла и вот уже через некоторое время он увозит её жить к  себе в дом. Но спустя время его любовь ослабевает, что очень обижает Бэлу, ведь она всем сердцем любит Печорина.

И вот спустя некое время происходит переломный момент, Бэлу похищает бандит Казбич, ранит её, и бросает её по дороге, а спустя два дня Бэла умирает. Это очень ранит Печорина, несмотря на его холодность к ней и он уезжает жить в Грузию.

 Рассказав эту печальную историю, Печорин прощается с рассказчиком, молодым офицером.

В этой главе ключевой проблемой автор старался выделить проблему людского эгоизма. Как бы показывая нам, насколько Печорин эгоистичен по отношению к своей бывшей возлюбленной Бэле. Открывшись ему, она начинает ему быстро наскучивать, из-за отсутствия трудностей ему попросту перестаёт быть интересно. В этом и раскрывается эгоизм Печорина.

Скоро по прибытию в город Владикавказ герой снова встречается со старым другом, Максим Максимычем, прогуливаясь по улицам они встречают того же Печорина, но он быстро отрекается от своего старого друга и уезжает в Персию. Оскорблённый и обиженный данным фактом Максим Максимыч принимает решение отдать дневники Печорина, которые находятся у него дома, и отдаёт их рассказчику.

Вскоре рассказчик узнает, что Печорин умирает по пути из Персии в Россию, вследствие чего рассказчик публикует его дневники как литературное произведение, назвав его “Дневники Печорина”. “Дневники” состоят из трёх глав, в которых описываются события, происходившие с Печориным до встречи с Бэлой.

В них описывается и удивительная поездка Печорина в Тамань, где его чуть не убивают, его знакомство с княжной Мери, также его поединок со старым другом из которого он выходит победителем, после чего его и отправляют в наказание на Кавказ в крепость N, где он знакомится с Бэлой.

Я считаю, что главной проблемой обсуждаемой в произведении, является самые гнусные стороны человеческой личности, такие как эгоизм, безосновательная злость, зависть и т.д. Автор старательно и детально описывает эти проблемы через характеры персонажей данного произведения, чтобы лучше донести его смысл и посыл.

Сочинение рассуждение Герой нашего времени Лермонтова

Что тут рассуждать? Я думаю, что этот самый герой времени так «неглубоко» чувствует, так быстро «остывает и переключается», что сам страдает. А как страдают окружающие люди?

Вот, например, Бэла. Почти случайно оказавшись у местного князя в гостях на балу, точней, на пиру, Печорин увидел её – красавицу. Женщины света ему наскучили, а тут такая яркая, юная… И он хочет её заполучить в «собственность». Обманом, воровством он добивается цели.

Тут уж, если ему чего-то захотелось, ничто не важно – ни мораль, ни правила… И он её украл. Пока ему интересно, Печорин пытается пленницу «приручить». А она ведь горянка, плюс – княжна! Она гордая, понимает свой позор, плачет… Но он потихоньку, полегоньку очаровывает её. И когда она влюбилась, то ему стало скучно. Он начал пропадать на охоте и ещё где-то.

Ему самому вроде бы стыдно! Сам ей жизнь сломал, сам столько вложил сил в их отношениях, но вот – надоело. И он опять идёт на поводу у своих изменчивых чувств, настроений, не пытается узнать её получше, понять… Тут, наверное, дело в том, что его чувства слишком легко меняются. Но это ещё не беда, он очень уж идёт за ними.

Например, когда есть курс, ловим ветер, а чуть ветер подул в другую сторону, так мы и курс меняем! Нет бы подождать чуть… А сесть на вёсла, попробовать изменить ситуацию. Вообще, поведение этого «героя» кажется мне каким-то женским – в плохом смысле слова, «стрекозиным».

Кажется, люблю одну, а вот, кажется, другую… Так и с домашним животным не делают! Завёл кота, а после подумал, что вот тот с черными ушками был бы лучше… И что отнёс того обратно? А если он тебе в тапки нагадит?!

В общем, явно не читал Печорин «Маленького принца». Или читал, поэтому ему стыдно, но не принял.

Да, меня больше всего поразила эта первая история о Бэле. Как она умирала, бедняжка… Даже Максим Максимович, насмотревшийся войн, плакал, а этот «герой», мало того, что не плакал, он ещё и не хотел на умирающую смотреть… А она жила лишь им. И он понимает, что в его сердце ни любви, ни жалости.

А дальше – что? То же самое. И княжна, та самая, Мери, и контрабандисты… Всюду он оставался таким же эгоистичным. Единственное, что в нём оставалась – совесть. Она не влияла на его поступки! Он лишь писал дневник, пытаясь себя понять. Но в то же время он боится всмотреться в себя, осознать, сколько натворил.

Вот на курорте ему, видите ли, скучно. И от нечего делать он заводит роман с девушкой, в которую влюблён его приятель. (Немного похоже на «Онегина».) И опять губит всех… Ради шутки, от которой и ему самому не смешно. Он так носится со своими чувствами, а на чувства других ему плевать. Отбирают у человека разум, как говорится, чтобы наказать, но и чувства тоже отбирают ради этого. 

Думаю, что этот герой создан Лермонтовым, чтобы показать, как ужасно быть таким «героем».

Образец 4

Михаил Юрьевич Лермонтов написал за свою короткую жизнь много произведений, каждое из которых имеет свою уникальную историю создания и потаенные смыслы.

Роман, который состоит из нескольких повестей, каждая из которых является индивидуальной главой, носит название «Герой нашего времени». Это прекрасное произведение я прочитал недавно в школе и в голове возникло не мало интересных вопросов, поднялись глобальные темы.

Что есть любовь? Каков смысл жизни и предназначение человека? Какого человека можно назвать эгоистичным и самовлюбленным?

Главным героем роман является молодой военный по фамилии Печорин. Он приехал служить на Кавказ, где с ним произошло не мало забавных историй. Каждая из них имеет свой смысл и посыл.

Некоторые поступки Георгия не поддаются моральному объяснению и тогда ставится вопрос: все ли можно объяснить с точки зрения морали? Действия главного героя – не всегда.

Первой главой по списку стоит глава «Бэла». Здесь главный герой поступает очень плохо, украв девушку из родного дома. Мало того, можно сказать, что он даже безнравственный. Как можно было предложить сделку: украсть коня – украсть Бэлу.

Печорина можно назвать человеком холодным, пассивно жестоким, но никак не глупым. Это тот человек, которого искалечило непосредственно время. Это основная мысль и сама цель написания рома Михаила Юрьевича Лермонтова.

Страшная идея заключена в том, что от нечего делать гибнет и вянет большая часть молодежи. Лермонтов поднял эту тему не зря. Он желал всем сердцем донести мысль, что молодые, энергичные, славные умы из-за общественных запретов превращаются в унылых, жестоких людей.

Все потому, что им некуда девать энергию. Прав ли Михаил Юрьевич Лермонтов? Определенно. Надо расходовать куда-то запас, эмоций, чувств, сил, иначе это превратится в пустоту.

Но каков смысл жизни для главного героя данного лермонтовского произведения? Весьма не легко дать точный и верный ответ на этот вопрос. Жизнь однозначно искалечила этого человека, потому он и стал таким жестоким, черствым. Мне кажется, что автор хочет донести основную мысль такую, что отсутствие любви искалечит любого.

Замечательное произведение Лермонтова заставляет задуматься о многих вещах, порассуждать и найти для себя лично ответы на волнующие сердечко вопросы.

← Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича← Тема свободы в лирике Лермонтова↑ ЛермонтовОбраз и характеристика Мцыри →Мцыри свободолюбивая личность →

  • Сочинение Мои лучшие каникулыКаждый ребенок с нетерпением ждет летних каникул. Ждала их и я. И нужно заметить, они у меня в этом году получились просто замечательными! А все благодаря маме и папе!
  • Анализ сказки Лиса и журавльСказки о животных отличаются аллегоричностью. В них животные разговаривают, их поступки либо вскрывают пороки людей, либо, наоборот, высвечивают все лучшее, что накоплено в человеческих взаимоотношениях.
  • Образ и характеристика Хоря в рассказе Хорь и Калиныч Тургенева сочинениеХорь – человек полностью противоположный по характеру и мировоззрению Калинычу. Хорь привык полагаться на догматы ума и рассудительности
  • Образ и характеристика Елизаветы Мерцаловой в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинениеРассказ А. Куприна «Чудесный доктор» — потрясающее по своему надрыву произведение. Рассказ, после которого действительно хочется верить в то, что чудеса существуют, в то, что они приходят тогда, когда их уже не ждут.
  • Князь Ипполит Курагин в романе Война и мир Толстого сочинениеИпполит Курагин – средний сын князя Василия Курагина, уважаемого царедворца, занимающего высокое положение в обществе.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/po-romanu-geroj-nashego-vremeni-lermontova-9-klass-rassuzhdenie

Главные герои

Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени

   Уже при первом знакомстве с романом Лермонтова «Герой нашего времени» характеристика героев, анализ их образов становятся необходимыми для понимания произведения.

Печорин — центральный образ романа

   Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.

Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.

Каждая часть романа — отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?

Максим Максимыч

   Максим Максимыч, «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью.

Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым».

Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.

Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается.

Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара».

У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.

Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Грушницкий и Вернер

   Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».

Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление.

Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение». Это двойник-антипод главного героя.

Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, — в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени.

Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.

Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так.

Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.

Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.

Характер героев этих — как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.

Женские образы романа

   На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.

Бэла

   Черкешенка Бэла, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях.

Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности.

Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, — я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу.

Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».

Мери

   Образ Мери Лиговской, княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая.

Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном.

И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок.

Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.

Вера

    О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями».

«Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина.

Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.

Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, — в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.

Заключение

   В разных повестях романа «Герой нашего времени» персонажи не только помогают понять нам самые разные черты Печорина и в результате позволяют проникнуть в замысел автора, проследить за «историей души человеческой», увидеть «портрет героя времени». Главные действующие лица произведения Лермонтова представляют разные типы человеческих характеров и потому рисуют облик времени, создавшего Григория Печорина.

Источник: https://www.sites.google.com/site/mulermontovgerojnasegovremeni/glavnye-geroi-geroa-nasego-vremeni

Refy-free
Добавить комментарий