Фотография как искусство

Искусство фотографии: мир глазами фотографа

Фотография как искусство

Можно ли считать фотографию искусством? Определённо да. Хоть у фотографии пока и не такая глобальная истории, как у живописи, скульптуры или театра, но она есть, и она длиннее, чем у кинематографа.

За период своего существования фотография может похвастаться многими великими мастерами и действительно ценными, качественными, имеющими историческое значение фотографиями. К тому же они имеют признание в мире искусства.

Ну и для самых меркантильных ценителей будет важен тот факт, что фотографии тоже могут стоить миллионы долларов.

Выставки, галереи, аукционы, международные конкурсы, мировое признание, фильмы и книги о великих фотографах, разве это не признание фотографии, как искусства. Кажется, все признаки очевидны.

О творцах и шедеврах

Но вот каждый ли фотограф является творцом? Абсолютно нет. Мы видим гораздо больше людей с камерами, чем фотографов. Наличие инструмента, каким бы дорогим он не был, не делает человека творцом.

Он делает его обладателем этого самого инструмента – будь то фотоаппарат за тысячу долларов или за десять. Дорогие инструменты не влияют на цену и ценность работы. Создавать шедевры можно простыми инструментами, простой камерой.

Всё зависит от виденья мира, момента, от понимания происходящего, от того, насколько фотограф чувствует мир в целом и человека в частности, если это портретная съёмка.

Именно портретная съёмка привлекает больше всего внимания. Фотографии с людьми чаще остальных получают номинации в ежегодных награждениях, когда выбирают лучшие работы за год. Это связано не с тем, что люди лучше всего получаются на фото.

Фотографии с людьми вызывают более глубокие эмоции. Такие фотографии затрагивают часто острые социальные проблемы. Они привлекают внимание мира к тому или иному вопросу.

Или попросту передают сильные эмоции и настроение людей, которых фотографируют.

Алексей Зубенко, Instagram: zubalexey

Например, работы Питера Линдберга. Они наполнены определённой глубиной эмоции, переживаний. Герои фотографии полны переживаний, размышлений. Акцент на эмоциях, на впечатлениях. 90% работ Линдберга выполнены в чернобелом варианте, чтобы подчеркнуть то настроение, которое он хотел передать.

Эти фотографии словно стоп-кадры из восхитительного фильма. И ведь не даром Питер работал именно с голливудскими знаменитостями и звёздами мирового уровня. Такие фотографии достойны выставок и всевозможных галерей.

Если бы автор был заинтересован и преследовал бы другие цели, то его работы можно было бы продавать на аукционах тем ценителям искусства, что развешивают картины в своём доме или квартире.

Можно так сказать, что Питер Линдберг был приверженцем школы эмпатического портрета.

Это не совсем корректно относить его к определённому направлению, но учитывая те принципы, которых он придерживался в работе, это будет ближе всего. Питер сопереживал моделям. Многие из них были его друзьями.

Это тоже имело отражение в фотографиях Питера. На них не было скованности, психологических барьеров, замкнутости. Если только этого не требовал снимаемый образ.

Его герои часто были меланхоличны, задумчивы, погруженные в свои переживания. Но это было погружение на время съёмки, погружение, которого добивался Питер благодаря симпатии, которую к нему испытывали.

Его в шутку называли чемпионом по объятиям. Потому можно представить, какая приятная атмосфера царила на съёмочной площадке… Это тоже искусство. Искусство создавать такое настроение и творить подобные работы.

Конечно, не только фотографии с людьми завоёвывают призвание. Взять хотя бы фотографию, которую видел почти каждый, кто пользовался компьютером хотя бы 10 лет назад.

Помните же заставку на рабочем столе ОС Windows XP? Эта фотография стоила Microsoft многих миллионов. Мало кто знает автора этой работы, но что ее видели миллионы людей по всему миру – это факт. Ну а авторов многих картин тоже не знают люди.

Мунк, Климт, Босх – не все эти мастера узнаваемы, но нельзя же из-за этого считать их далекими от искусства.

Алексей Зубенко, Instagram: zubalexey

Да и в целом, не всё искусство в мире имеет признание, а многое из того, что признано – сложно назвать таким. Современное искусство вообще вещь запутанная.

И фотография тоже может быть концептуальной, авангардной, в которой изображены непонятные сюжеты с непонятными образами. Люди самовыражаются через фотографию, создавая картины.

Пусть они не пишутся маслом, пусть для их создания используется электроника в наши дни, но разве это не прекрасно? Разве подобные произведения нельзя считать искусством?

Путь фотографа

Все художники в искусство и приходят потому, что хотят самовыразиться. Через картины, пьесы, романы, музыку, скульптуру и фотографию. Фотографы может и могли бы писать картины, но в быстротечности мира выбирают оптимальный вариант, когда нарисовать можно нажатием одной кнопки.

При этом есть работа и до, и после. Следует подготовить сценарий съёмки, проработать образ, идею, подготовить модель или моделей, организовать их всех. А после заняться постпродакшном. Обработка фотографий, подготовка к печати. Сама съёмка занимает меньше времени, чем всё остальное.

Но от этого этот процесс не менее интересный и захватывающий.

Многие эти моменты подтолкнули и меня к тому, чтобы взять в руки камеру. Хотя, именно как человек с камерой я уже очень давно.

В детстве Polaroid, потом плёночные камеры, первая цифровая «мыльница», а после университета первый зеркальный фотоаппарат и желание фотографировать всё подряд. Только года два назад начал расценивать фотографию, как искусство.

Были первые пробы отснять людей, организовать фотосессию и комплекс страхов, множество « а что, если» и сотни сомнений по каждому профессиональному вопросу.

Со временем набирался опыта, прибавлял себе уверенности, учился работать со светом, строить световые схемы, организовывать съёмки, решать вопросы по локации или с чем ещё приходится разобраться в процессе. Вплоть до того, что связывался с компанией застройщиков и узнавал детали по локации.

Фотография ставила новые задачи, и мне приходилось их решать. И чем дальше, тем более интересные задачи. По ощущениям – никогда больше удовольствия не получал, чем на этом пути. Когда постоянно создаешь себе новые вызовы и поднимаешь планку в качестве работы, в качестве жизни, то это очень круто.

Алексей Зубенко, Instagram: zubalexey

С опытом приходит понимание, как реализовать ту или иную идею. А главное – эти самые идеи приходят в голову, и над ними приходится думать. Где найти подходящую локацию, какой образ подходит человеку, какая световая схема будет выигрышней, как вообще такое можно снять.

Потом ещё, правда, бывает, что смотришь на готовые фотографии, и понимаешь, что вот вообще они не нравятся. В такие моменты думал, что может это всё не то, что не тем занимаюсь.

Но перечитывал отзывы, объективно смотрел на свои работы в целом, просил конструктивную критику, и продолжал фотографировать, творить и вытворять.

Можно быть сколь угодно талантливым и даже гениальным, но только упорной работой можно достичь результатов. Искусство не исключение.

Сколько времени Ван Гог тратил на копирование картин, на отработку прорисовки людей… Только таким путем можно достичь тех значимых результатов, когда твое творчество начинают замечать и выставлять в галереях.

Или надо обладать настолько уникальным виденьем, что первые работы производят фурор, их замечают разные издания и популярные интернет-ресурсы, и тогда на следующее утро можно проснуться известным.

Фотография это однозначно искусство. Все зависит от подхода, в котором она реализуется.

Либо это банальные репортажные фотографии, да ещё и с глупой постановкой, либо же это что-то интересное и высокохудожественное, продуманное до мелочей в каждом фото, когда создается действительно картина, которую не стыдно повесить на стену у себя в квартире. И каждый раз надо стремиться к тому, чтобы превзойти себя в новой работе. Искусство тоже требует постоянного развития.

Источник: https://kolesogizni.com/tvorchestvo/iskusstvo-fotografii

Фотография как искусство

Фотография как искусство
22 августа 2016г.

Современный мир невозможно себе представить без самого, пожалуй, распространённого на сегодняшний день вида искусств – фотографии. Однако не стоит отождествлять истинное творчество в этом жанре с бесчисленным количеством личных снимков.

Настоящее искусство фотографирования – это нечто гораздо большее, чем пресловутые селфи.

Подлинное умение создать настоящее высокохудожественное произведение заключается не просто в фиксации кого-либо объекта, а в причудливой игре света и тени, в передаче (иногда в намеренно искажённом виде) некоей ауры, витающей над местом или субъектом съёмки.

Известно, что люди, всерьёз увлекающиеся фотографированием, смотрят на мир совершенно иначе, чем «простые смертные». Профессиональные фотографы рассматривают окружающий мир через чёрно-белый видоискатель, давая волю своей фантазии, мысленно раскрашивая будущую композицию. И нередко им удаётся создать произведение искусства, которое способно вызывать даже слуховые ассоциации – например, с шумом ветра или ударом грома.

Начинающим фотографам или далёким от этого искусства людям порой всё кажется достаточно простым – поймал в объектив, нажал кнопку… Но так ли это?

Во многом создание фотографий действительно упростилось – ещё пару десятков лет назад для изготовления шедевра нужно было чуть ли не купаться в химикатах, часами сидеть под красным фонарём в тёмной комнате, использовать громоздкие фотоувеличители, резаки и глянцеватели. Теперь это всё в прошлом: достаточно цифрового фотоаппарата и хорошего фотопринтера. Однако всё это – всего лишь инструменты. И искусство настоящего мастера состоит отнюдь не в механическом использовании современной техники. Посредством обычных физических и химических процессов фотограф, используя своё воображение, создаёт картину живого мира, который на некоторых работах кажется нереальным.

Некоторые основные аспекты технического процесса создания фотографий становятся понятными из перевода этого слова с греческого языка. Оно обозначает «светопись», то есть создание изображения с помощью света.

Собственно говоря, всё действо состоит из подбора нужной композиции, правильного и подходящего для художественного замысла освещения, и самого процесса фотографирования. Всё это определяется фотохудожником, исходя из его технических познаний, опыта и художественного замысла.

В наше время практически каждый человек периодически делает фотоснимки – неважно, камерой старенького телефона или профессиональной «зеркалкой». И каждый придаёт фотосъёмке свой смысл, свою необходимость. Для кого-то это просто фиксация людей и событий, а для кого-то – создание высокохудожественной картины.

Для многих фотография – способ самовыражения и общения, возможность высказаться и заявить о себе: социальные сети просто завалены миллионами самых разномастных работ. 

Искусство фотографии сегодня стало не просто созданием высококачественных (во всех смыслах) снимков, но и приобрело новое наполнение – самопознание, самовыражение и общение.

В современном мире выдающийся фотоснимок моментально становится достоянием огромного количества людей, вызывая дискуссии и широчайшее обсуждение.

Искусство фотографии имеет уникальное свойство (присущее ещё, пожалуй, разве что музыке) – вызывать ассоциации и воспоминания.

Даже совершенно незнакомая местность или личность на фотоснимке зачастую напоминает нам о каких-то моментах собственной истории, а иногда даже вызывает нечто вроде дежавю. 

Подтверждением того, что фотографирование давно уже стало самым настоящим видом искусства, может служить вполне сформировавшееся направление в искусствоведении – фотокритика. Конечно же, профессионал и сам способен оценить свою работу, подметить все её черты – как положительные, так и отрицательные.

Однако критика окружающих тоже важна, может быть, даже ещё важнее, чем самокритика. Взгляд со стороны позволяет сформировать минимальный стандарт профессионализма и высокой художественности.

Именно объективная критика, возводя фотографию в ранг тонкого искусства, позволяет ей очиститься от шелухи дилетантизма и мещанского критиканства.

Конечно, фотография, как и любое другое искусство, прежде всего является не предметом потребления, а концентрированной формой самовыражения мастера.

И как раз этим объясняется иной раз поразительное отличие простой фиксации окружающей действительности на фотографический носитель от создания по-настоящему шедевральных фотопортретов, пейзажей и стоп-кадров.

 

Фотография как процесс получения и сохранения личных снимков давно уже вышла за пределы наших домов и частных фотоальбомов. Как вид искусства она стала достоянием человечества, и шедевры признанных мастеров по праву занимают свои места в частных коллекциях и крупнейших галереях.

  • Игорь Головин

Источник: https://nrtv.ru/article/iskusstvo/Fotografija-kak-iskusstvo

Фотография — это искусство

Фотография как искусство

Фотография — уникальное. Образ близкого человека, красоты родного края, милая мордашка любимой собаки, первый весенний цветок — всё это можно сфотографировать, а снимок останется на очень долгую память. Это искусство загадочное, таящее в себе удивительное свойство останавливать мгновение.

Некогда посещение фотоателье было событием почти праздничным. Люди надевали лучшие костюмы и платья, делали причёски специально для того, чтобы сфотографироваться. Фотографию помещали в рамочку и вешали на стену. Многие наполняли изображениями  близких людей семейные альбомы.

Сегодня в каждой семье есть несколько фотоаппаратов в виде встроенных в мобильные телефоны камер. Кажется, нет ничего проще, чем нажать на кнопку, и снимок сделан. Но почему-то среди множества кадров не находится тех, что нравятся, приходятся по душе. Оказывается, дело не только в доступной возможности сделать снимок, нужно ещё что-то.

 Как в любой профессии, особенно в творческой, в работе фотографа есть свои секреты. Познав их, человек, увлечённый фотоискусством, должен определиться, что ему больше по душе. Это может быть фотосъёмка природы, людей, животных, спортивных состязаний.

Возможно, его интересует макросъёмка, когда в кадре появляется бабочка, пчела, распускающийся бутон цветка яблони.

Прежде чем определиться с темой, которая захватывает фотографа и заставляет его часами выискивать нужный кадр, опытные мастера советуют испробовать всё.

Для мастера фотографии нет тем лёгких и трудных.  Наверняка он считает самым непростым делом свой жанр. В то же время, наиболее трудоёмким для любого мастера является съёмка человека. Причём, и здесь есть свои направления. Один увлечён портретной съёмкой, другой любит фотографировать группы людей, третий — человека на улице.

Главное — освещение

Самое главное — освещение. Классический вариант при съёмке человека — солнце всегда должно находиться за спиной фотографа. Но бывает так, что лучи ослепляют человека.

При такой съёмке получаются излишне резкими черты лица, углубляются морщины. В этом случае модель нужно завести в тень, а при съёмке слегка осветить лицо вспышкой или специальным отражателем света.

Можно воспользоваться листом белой бумаги.

Лучшее время съёмки людей — это утро или вечер. Солнышко в это время светит мягко. Лицо модели получается более выразительным, чем при съёмке в середине дня. Мастера фотографии нередко снимают и против солнца.

Это делается специально, чтобы сделать снимок силуэтным, или подчеркнуть красивую причёску. В таких случаях зачастую освещают лицо вспышкой.

Объектив фотоаппарату при такой съёмке следует прикрыть козырьком, чтобы на него не попали лучи солнца.

Во время съёмки в помещении многие применяют вспышку. Снимки получаются невыразительными, как бы плоскими. Чтобы этого не случилось, нужно направлять свет на стены, потолок, ставить дополнительные осветительные приборы, чтобы освещение делали лицо модели объёмным.

Выбор фона

Самым простым вариантом для получения выразительного кадра является съёмка на фоне разноцветной осенней листвы в парке. Прекрасные кадры получаются у моря, реки или озера, то есть у воды. Замечательным фоном являются исторические места, например Храм Василия Блаженного в Москве или Ласточкино гнездо в Крыму.  Хорошо смотрятся в кадре зелёная трава, цветы.

Нужно обратить внимание, как выглядит модель. Если у девушки или юноши красивый загар, то фон должен быть темнее этого загара. В этом случае лицо получится наиболее привлекательным. Прекрасным получается портрет человека в чёрно-белом варианте или с минимальным допуском цвета.

Фотосъёмка портрета

Перед портретной  съёмкой нужно изучить лицо модели. Нельзя фотографировать в профиль человека со вздёрнутым или удлинённым носом или с выраженной горбинкой.

В фас не очень красиво смотрится круглое лицо. Но и снимки в профиль больше походят на документальные „полицейские“.

Самое правильное в данном случае фотографировать модель с круглым лицом в три четверти фаса, чтобы в кадр попали оба глаза.

Выразительным получается портрет человека, взгляд которого направлен за кадр, например, в левую сторону вниз. Кадрировать снимок нужно так, чтобы с левой стороны модели было больше пространства, чем с правой.

Важно строить снимок так, чтобы взгляд модели был на уровне „золотого сечения“. Недопустимо обрезать изображение, например, часть головы или ног, или, скажем, кисть руки.

 В противном случае снимок получится не профессиональным.

Правило „золотого сечения“

Это правило относится к расположению снимаемого объекта. Главное заключается в том, что этот объект не должен находиться строго по центру. Нужно мысленно разделить кадр на три равных горизонтальных и вертикальных части.

При съёмке морского пейзажа нужно строить кадр так, чтобы горизонт находился на уровне одной трети кадра с верхней или с нижней части. Если по волнам скользит парусник, нужно снимать так, чтобы он был справа на линии, отделяющей одну треть кадра.

Это если парусник плывёт влево, чтобы между ним и границей кадра было пространство.

Существует более сложное описание этого правила, где учитываются различные геометрические фигуры. Но для начала нужно понять суть —  следует смещать центр снимаемого объекта вверх или вниз, а также в правую или левую стороны.

Выбор режима съёмки

Неопытные фотографы нередко сталкиваются с ситуацией, когда во время съёмки нескольких человек с расположенным сзади, но как бы между ними предметом, получается, что данный предмет резкий, а люди не резкие.

Фотоаппарат был установлен в режиме автоматической наводки на резкость. Он определил, что главное в кадре не люди, а предмет, стоящий в центре, хоть и далеко за ними.

В данном случае нужно установить ручную наводку на резкость и выставить максимальное значение диафрагмы, скажем „F 8“ или „ F 11“.

При съёмке портрета рекомендуется применять аппарат с длиннофокусным объективом. Лучше всего подходит объектив с фокусным расстоянием 80 мм. В этом случае нужно максимально открыть диафрагму, установив её значение на „F 4,5“, „F 3,5“.

Диафрагму открывают для того, чтобы фон был размыт. В данном случае глубина резко изображаемого пространства делается меньше. Это поможет сделать портрет более выразительным. Если нужно сделать резким и лицо модели, и фон, значение диафрагмы устанавливают на „F 8“, „F 11“ и более.

То же самое нужно делать при съёмке пейзажа.

При съёмке движущегося объекта, например, бегущего человека, лучше всего смотрится снимок, выполненный с „проводкой“. Нужно уменьшить выдержку, например до 1/30 или 1/60 и нажимать на кнопку аппарата, ведя его по направлению движения объекта. Это процесс сложный. Для его освоения нужна практика. Но результат обрадует. Снимки с „проводкой“ получаются динамичные, наполненные экспрессией.

Состояние модели

При съёмке людей фотографу нужно обладать некоторыми психологическими приёмами, чтобы суметь раскрепостить снимаемого человека.

Позирование перед камерой фотоаппарата — дело непростое даже для актёра, прошедшего специальную школу. Что же говорить о простом человеке.

Но он получится на снимке привлекательным лишь в том случае, если будет находиться в естественной форме, не напрягаясь и не стараясь быть лучше.

Поэтому фотограф должен расположить к себе модель, рассказать забавный случай из своей практики, рассмешить человека шуткой. С детьми полезно перед съёмкой поиграть, вовлечь в эту игру родителей. То есть, необходимо создать  обстановку, в которой фотомодель получит психическое равновесие.

Пейзаж

Кажется, нет ничего проще съёмки пейзажа. Для этого нужно поехать куда-нибудь в экзотическое место, сделать пару сотен снимков и наслаждаться шедеврами. Всё не так просто. И в то же время не так сложно.

Для получения замечательного пейзажа зачастую никуда ехать не нужно. Стоит выйти из дома, хорошо оглядеться вокруг и постараться разглядеть в обыденном что-то, что затронет душу красотой и необычностью.

Например, красивое расположение облаков, освещённых последними лучами заходящего солнца.

Для того чтобы увидеть красоту на обычной лесной поляне, нужно быть художником. Нет-нет, для этого не обязательно уметь хорошо рисовать, хотя настоящему фотохудожнику это совсем бы не помешало.

Главное, чтобы научиться видеть прекрасное в обычном. Для этого нужно регулярно посещать художественные выставки, музеи.

Если нет такой возможности, в каждом уголке страны есть библиотеки с альбомами репродукций картин лучших в мире живописцев, в конце концов, есть интернет.

Причём, нужно не просто смотреть на красочные репродукции, по постараться понять, что хотел своими картинами сказать художник. Неплохо почитать специальную литературу. Очень важно посмотреть, как фотографируют фотохудожники с мировыми именами. Все эти материалы сегодня можно отыскать в интернете.

Конечно, всё это должно быть неотрывно связано с фотографированием. Важно попробовать себя в различных видах пейзажа. Возможно, заинтересует съёмка городского пейзажа с изображением архитектурных особенностей зданий, расположенных рядом с домом. Наверняка многих заинтересует съёмка в ночное время.

Современные зеркальные фотоаппараты имеют и такой режим. А какой простор для творчества представляет море. Оно щедро на картины в любое время года и в различную погоду. Особенно впечатляющи картины во время шторма, когда волны бьются о прибрежные скалы, рассыпая брызги на десятки и сотни метров.

Не нужно ждать наступления весны или осени, тех времён года, когда буйство красок само требует взять в руки фотоаппарат. Любое время года прекрасно, если присмотреться.  При съёмке  пейзажа, особенно ночного, людей, натюрморта, макросъёмки необходимо иметь специальное оборудование.

Штатив в помощь

Опытный фотограф оснащён не только фотоаппаратом, но и специальным оборудованием. Обязательно нужен штатив.

Без него невозможно получить хороший портрет и уж тем более ночной пейзаж, или снимок людей в вечернее время. При макросъёмке не обойтись без широкоугольного объектива.

Он необходим для того, чтобы запечатлеть не просто гусеницу, ползущую по веточке дерева, но чтобы видны были лапки и волоски на туловище.

Длиннофокусный объектив необходим при съёмке животного мира, птиц, зверушек, которые близко к себе человека не подпустят. Важно иметь автономную фотовспышку.

Профессиональный фотограф с особым вниманием относится к осветительным приборам, которые использует при съёмке. Кроме вспышки сюда входят специальные осветительные лампы, стенды, отражающие экраны, зонтики.

Всё это можно приобрести в специальных магазинах, где продаются фотоаппараты и аксессуары.

Обязательно нужно следить за состоянием аппаратуры. Для этого продаются специальные салфетки, с помощью которых легко почистить оптику, есть специальные щёточки для смахивания пыли. Нужно постараться, чтобы на аппарат лишний раз не попадало солнце. Нужно помнить, что попадание влаги на современные аппараты может полностью вывести их из строя.

Мыльница

Нередко начинающий фотограф, купив дорогой зеркальные фотоаппараты, с предубеждением относятся к небольшой камере, так называемой мыльнице. Но без этих маленьких, компактных аппаратов не обойтись в путешествии по горным тропам, речным побережьям, морским прогулкам, скалистым поверхностях.

Словом, туда, где приходится ползти, пробираться через заросли, падать, ни в коем случае нельзя брать большой дорогой аппарат. При помощи мыльницы можно получить замечательные кадры в любой точке планеты. Причём, маленький фотоаппарат можно спрятать за отворот куртки  или положить в нагрудный карман.

И достать его можно быстро  и уберечь от удара легко.

Взяв в руки фотоаппарат, нужно почувствовать себя художником, перед которым открывается весь мир. Остаётся лишь присмотреться и замереть в ожидании чуда. И оно обязательно совершиться. Важно успеть в это время нажать на кнопку фотоаппарата.

:

Источник: https://mostinfo.su/6432-fotografiya-celoe-iskusstvo.html

Фотоискусство и художественная фотография. Обсуждение на LiveInternet — Российский Сервис Онлайн-Дневников

Фотография как искусство
Понедельник, 08 Февраля 2010 г. 01:19 + в цитатник

Первое закреплённое изображение было сделано в1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскурсы на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта.

Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров. На изобретение фотографии художники отреагировали по-разному.

Главным камнем преткновения в спорах о художественной природе фотографии и роли фотографа как художника, творца произведения искусства, стала необыкновенная точность в передаче деталей, точность, с которой не мог бы соперничать самый искусный живописец.

Одни восторженно приветствовали светопись, другие, напротив, видели в фотоаппарате предмет, бесстрастно фиксирующий действительность без всякого приложения рук человеческих. Но на заре своего существования фотография не претендовала на то, чтобы быть произведением искусства, и до конца 1840-х годов нельзя говорить о намеренном фототворчестве.

В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё.

Многочисленные фотографические общества, организованные в 1850-х крупными английскими и французскими фотографами, возглавили борьбу за фотоискусство. По инициативе фотографических обществ были устроены первые выставки, посвященные фотографии, начали издаваться первые фотографические журналы.

Неоценимый вклад в развитие художественной фотографии внесла Англия, где в 1853 году был учреждено Лондонское фотографическое общество и примерно в это же время возникло течение «За высокое искусство фотографии». Современниками этого течения были прерафаэлиты, восхищавшиеся светописью именно из-за ее высокой точности, которая в то время считалась недостатком в художественной фотографии.

Фотоискусство — искусство создания художественной фотографии. Художественная фотография отличается от прочих фотографий тем, что не стремится к объективному отражению действительности, а фиксирует сцены, специально избранные либо созданные для фотографирования с целью выражения определенного художественного замысла. Сейчас уже, наверное, мало кто скажет, что фотография не является искусством. Когда они только появились, художники практически все в один голос заявляли, что просто копирование окружающей действительности не может быть искусством. Теперь же появились фотовыставки, где фотографы выставляют свои работы, как художники, выставляющие свои картины. И появился специальный термин – фотоискусство.
Но давайте расставим некоторые точки. Фотоискусство можно применить не к каждой фотографии и фотографу. Если вы нащелкали обнаженной свою подружку — это еще не значит, что ваша работа может быть выставлена на выставку и регламентироваться как жанр фотоискусства, назывваемый «ню». Фотоискусство – это искусство создания художественной фотографии. Что же такое художественная фотография? Чем она отличается от всех других?
Художественная фотография отличается тем, что она стремится не просто скопировать материал, правильно отразить действительность, но, в первую очередь, высказать свое мнение по какой-либо тематике. Она может показать что-то, зафиксировав реальность, а может создать сцену специально. Наиболее распространенные и востребованные жанры художественных фотографий — это портретный и репортажный. О всех жанрах художественных фотографий вкратце: Это воспроизведение чертежей, рисунков, плакатов, картин, документов, фотоснимков и других плоских изображений, называемых в репродукционной технике оригиналами. Это съемка мелких чаще всего объемных деталей (насекомых, цветов, ювелирных изделий и прочее) в масштабе близком к 1:1. В хороших условиях камеру удобнее закреплять на штативе в вертикальном или горизонтальном положении. При этом нужно более точно наводить на резкость.

Съемку можно производить и с рук, например, во время экскурсий.

Однако эта съемка требует известного навыка, так как при небольших расстояниях между камерой и объектом съемки глубина резкости очень незначительна, следовательно, необходимо особенно внимательно следить через видоискатель за резкостью изображения снимаемого предмета и, по возможности, устойчивее держать камеру в руках при нажатии на спусковую кнопку затвора.

В зависимости от размера изображения в портретах различают головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост. В отношении позы представленной фигуры различают профильные, «с лица» (en face), в три четверти поворота направо или налево (en trois quarts) и так называемые en profil perdu, то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля.

Портрет считается одним из самых трудных жанров съёмки. Самое важное здесь — передать сходство. Иногда малейшие нюансы могут этому помешать (освещение, поза, взгляд).

Почему-то среди любителей (новичков) распространено мнение, что портрет — это очень просто. Но стоит им столкнуться с этим, как они понимают, что портретная съёмка — это большой труд. Труд и модели, и фотографа.
Это такой жанр фотографии, изображающих здания и их комплексы, мосты и т. п. Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.При архитектурной съёмке наибольшее значение имеет выбор точки съёмки по высоте, отдалённости и углу съёмки. Именно это определяет общую композицию кадра, перспективу, соотношение планов. В городских условиях, при отсутствии достаточного пространства, выбор ракурса значительно облегчается применением широкоугольного или сверхширокоугольного объектива. Особенностью таких фотографий является быстрота движений. Важно показать динамику движений. Спорт фотографируют только с короткими выдержками – не более, чем 1/100 сек, а зачастую и 1/500 – 1/1000 с. Для такой съемки необходимы фотоаппараты, снабженные быстродействующими затворами и светосильными объективами.
Есть небольшое сходство в фотографировании детей и спорта. Это стремительность. Дети не сидят на месте, поэтому самым легким способом является съемка занятых чем-то детей (просмотр спектакля, слушание сказки, игра). В эти моменты дети не акцентируют свое внимание на непонятной интересной «штуке» возле вашего лица, они поглощены. Это просто кладезь интересных выражений! 🙂
Это так называемый метод съемки события без вмешательства в его естественное течение. Фоторепортаж — это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто — искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент.
На мой взгляд, идеальная фотография такого жанра та, которая смогла бы проиллюстрировать какую-либо тему в новостях в рубрике «no comments». Снимок должен все говорить сам за себя. Людей, которые занимаются постановкой художественных фотографий называют фотохудожниками. Он, в отличии от просто фотографа, уделяет особое внимание специальным средствамЛюдей, которые занимаются постановкой художественных фотографий называют фотохудожниками.

Он, в отличии от просто фотографа, уделяет особое внимание специальным средствам производства, применяет те или иные технические приемы (выбор освещения, приёмы композиции, эффекторная оптика, послесъемочная обработка и т.д.).

Фотографы знают, что если источник света находится сзади него, то кадр получается плоским. Идеальное освещение, скажем, для пейзажей — свет сбоку (задне-боковой или передне-боковой).
Если затронуть время съёмок — то идеально, конечно, вечер и утро. В это время свет более мягкий и рассеянный. Когда солнце в зените цветовая температура заметно выше и в его спектре преобладают синие и голубые тона; в утреннем и вечернем свете, как уже было сказано выше — желтые и оранжевые, а в тенях — от голубого к синему. Выделяют три вида построения кадра: горизонтальный, вертикальный и квадратный. Построение кадра подчеркивает ту или иную особенность снимка. Например, на этой фотографии видна динамика поднимающихся людей вверх по склону, здесь оправдано горизонтальное построение кадра.
Если в кадре планируется горизонт, он будет интересней смотреться, если сместить его вверх (это создает некую утяжеленность низа (земли) и делает акцент на переднем плане кадра) или вниз (что создает некоторую философичность кадра, акцент на чем-то воздушном и неземном). Горизонт точно посередине кадра, который делит его ровно пополам иногда вполне оправдан, но — это скучновато, как уверяют эксперты.
Так же интереснее кажется кадр со смещением. Чтобы легче было понять какое построение кадра выбрать, нужно обратить внимание на направляющие линии задуманного кадра. Например здесь — колонны тянутся вверх сами, добавим сюда вертикальные линии колонн, а также свет, образующий восходящие линии — все здесь требует вертикального расположения кадра. Или кадр, выполненный снизу, что дает ощущение высокого, тяжелого здания. Конечно, чаще всего мы видим расположение кадров с уровня глаз. Это вполне понятно — именно так мы воспринимаем окружающий мир. Но иногда вполне оправданы кадры с измененной точкой съемки.
Например высокая точка дает ощущение полета в кадре. Или при фотографировании детей практически все фотографы присаживаются на корточки. Потому что вряд ли кадр с затылка будет интересным. Интересней выражение лица ребенка.
Хотя даже в этом случае можно найти решение и сделать новый, интересный ракурс фотографии ребенка. Художественная фотография — это сложный вопрос. Фотографы любят называть себя фотохудожниками, а работы выставлять за произведения искусства. Но для того, чтобы при взгляде на ваши снимки люди замирали — нужно попотеть. Нужно найти задумку, реализовать ее. И главное — сделать так, чтобы все было понятно без слов. С помощью композиции, ракурса, освещения. Но в этом вы теперь кое-что понимаете 🙂 http://moikompas.ru/compas/hudphoto фотоискусство художественная фотография  

Источник: https://www.liveinternet.ru/users/tomand/post120371487

Художественная фотография как вид искусства — Фотография.Инфо

Фотография как искусство

Современную фотографию легко можно отнести к одному из виду искусств. Фотограф сейчас способен вытворять самые разные вещи. А после обработки в «Фотошопе» снимок преображается ещё больше. Самые известные фотографы регулярно проводят выставки, где на их кадры любуются простые люди. Не это ли позволяет сравнивать фотографию с живописью?

Фотография зародилась в середине XIX века. Но те снимки язык не поворачивается назвать художественными. Первыми фотографами запечатлевались портреты, так как именно их съемка приносила основной доход. Пейзажи толком не фотографировались хотя бы из-за низкой детализации конечного снимка.

Для съемки портретов требовалась длительная экспозиция. Ни о каких украшениях снимка не было и речи. Фотографию тех времен невозможно назвать ни художественной, ни документальной. К первому типу её нельзя отнести из-за своей простоты.

Второй же тип включает в себя кадры, запечатлевающие тот или иной процесс: выступление политика, военные действия или строительство важного архитектурного объекта. Заниматься съемкой всего этого в XIX веке не позволяла техника.

Для фотосъемки в те далекие времена использовалась камера-обскура. На неё накладывали тот или иной материал с нанесенным на него светочувствительным слоем. До открытия специальной эмульсии данному материалу требовались минуты и даже часы экспозиции.

Именно поэтому документалистикой заниматься было невозможно. Этому мешали и крупные габариты камеры-обскуры, не позволявшие брать её с собой куда угодно.

Первые виды художественной фотографии

К концу XIX века техника стала более совершенной. Размеры фотоаппарата пока ещё не уменьшились, но время экспозиции существенно сократилось. Теперь для получения четкого снимка требовались десятки секунд или несколько минут. В этот момент стала широко практиковаться съемка городских пейзажей. А это уже смело можно называть художественной фотографией.

Все мы хоть раз держали в руках открытки с красивыми видами своего города. Первые такие открытки появились как раз в 1890-ых годах. Фотографы для получения снимков ездили по разным точкам города на лошади с телегой, где лежала камера-обскура или уже более совершенный фотоаппарат. Что у них получалось в итоге — все мы прекрасно знаем.

Это черно-белые фотографии, которые затем массово тиражировались в виде открыток. В типографии на такие снимки наносился текст, в котором указывалось название достопримечательности.Нередко фотографы работали на выезде, в других городах. Ведь в то время любой фотоаппарат был диковинкой. Им обладало избранное число людей. Далеко не в каждом городе таких людей можно было найти.

На выезде фотографы могли заработать и дополнительные деньги. Кроме искусства художественной фотографии эти работники познавали и рядовую съемку. Их регулярно нанимали другие люди для создания портретов, чтобы затем добавить их в семейный альбом. Такая практика исчезла лишь спустя десятки лет, когда даже в небольших городах стали появляться фотоателье.

К первым художественным фотографиям можно отнести и групповые снимки. Например, широко известен кадр, на котором Антон Павлович Чехов читает артистам театра пьесу «Чайка». Эта фотография сделана в далеком 1898 году.До сих пор идут споры, какую фотографию можно считать художественной. На рубеже XIX и XX веков художественными были те снимки, которые отличались от обычных.

Это всяческие пейзажи и городские панорамы. Уже упомянутые нами групповые фото. Даже некоторые портреты можно считать художественными, если человек изображен в нарядной одежде на красивом фоне.Особенности художественной фотографии конца XX века

Ещё больше внимания художественной культуре фото уделялось во второй половине XX века. Фотографов становилось всё больше.

Какой-нибудь «Зенит» мог себе позволить и обычный человек. Оставалось только разобраться с настройками аппарата и способом проявки фотографий. Покупатели таких фотокамер чаще всего снимали свою семью. Но некоторые шли дальше, добиваясь от своих снимков художественной ценности. Они, как никто другой, понимали, что художественная фотография — она как вид искусства.

Так даже у рядовых людей стали появляться в альбомах снимки с цветами, насекомыми, птицами, городскими и природными пейзажами.

Художественная обработка фото

Толчок к развитию особенностей художественной фотографии придало появление рекламы. Объясняется всё очень просто. Рекламодателю необходимо подать свой товар или услугу максимально ярко и красиво. От фотографов требовались все их умения. Регулярно стали использоваться цветные светофильтры (это сейчас окрасить снимок можно при помощи «Фотошопа»).

Реклама творит настоящие чудеса. Достаточно быстро художественная фотография стала радовать глаз примерно так же, как и изобразительное искусство.

Постепенно фотографы стали применять свои знания и при создании портретов. В тех же фотоателье за дополнительную плату стало возможно нанесение на снимок различных спецэффектов.

От стандартной золотистой надписи с указанием города и года до звездочек на фоне.

Художественная фотография сильнее всего развивалась посредством студийной съемки. В помещении фотографы могли экспериментировать со светом и фоном, тогда как дома и на улице с этим возникали проблемы.

Активнее всего студийные виды художественной фотографии развивали разные американские и европейские журналы. Playboy экспериментировал с обнаженной натурой.

Остальные же приглашали на фотосессию звезд кино и музыки, снимая их в необычных ракурсах и в не самом стандартном наряде.

Современная художественная фотография

Современная художественная фотография продолжает развиваться. Теперь фотографы стали умнее, они знают множество правил съемки. Пейзажи почти никогда не запечатлеваются днём, так как красивее всего они выглядят на восходе и закате солнца. Только в таких условиях снимок получается красивым, после чего его смело можно назвать художественным.

По поводу съемки портретов тоже существует множество правил. Они в первую очередь касаются выбора объектива для того или иного портрета. Чаще всего художественные фотографии получаются в студиях, так как на улице снять запоминающийся портрет гораздо сложнее. Но случаются и исключения. Всё зависит от места съемки и погодных условий.

Все из нас знакомы со свадебной фотосъемкой. Данный процесс тоже позволяет получить художественные снимки. Этому способствуют разнообразные сверхширокоугольные объективы и оптика с длинным фокусным расстоянием.

В наше время художественную фотографию может получить даже обычный человек.

Вы сделали рядовой снимок того, как проезжую часть переходит кот? В сюжете нет ничего особого, да и сама фотография не играет красками. Но всё может исправить графический редактор. Это может быть Adobe Photoshop, PaintShop Pro или даже бесплатный GIMP — совершенно не важно. Заняться художественной обработкой фото можно даже в мобильном приложении.

Вы можете наложить на снимок несколько фильтров, придав ему ощущение старины. Или выкрутить на максимум насыщенность цветов, а также увеличив резкость. Разными средствами можно добиться тех или иных эффектов, которые заставят зрителя разглядывать вашу фотографию несколько минут. А если он это делает — значит, ваш снимок уже художественный.

Не в такой степени, как у именитых фотографов, но всё же…

Художественная культура фото

Сейчас существует множество жанров художественной фотографии. Их развитию поспособствовало появление цифровых камер и мощных графических редакторов. Панорамы городов теперь создаются в автоматическом режиме. Новые системные и зеркальные камеры получили возможность снимать в HDR-режиме, что тоже открыло собою новый жанр.

Появление смартфонов поспособствовало развитию жанра мобилографии. Взгляните в тот же Instagram, в нём можно обнаружить множество интересных снимков. А ещё внезапно вернулись те жанры, которые раньше были известны по живописи. В первую очередь речь идет о натюрмортах. И всё это – только начало.

Источник: https://fotografiya.info/?p=524

Искусство фотографии

Фотография как искусство

Historicus.ru / История культуры

Фотография – сравнительно молодой вид изобразительного искусства. Несмотря на то, что история фотографии насчитывает всего каких-нибудь 170 лет, техника и технология ее развивается стремительно и напрямую зависит от научно-технического прогресса.

Можно сказать, что общая проблема культуры XXI  века, которая обозначена как ее все большая технизация, благотворно сказывается на искусстве фотографии, позволяет полнее проявляться индивидуальному началу и всесторонне реализовывать эстетическую функцию.

В статье изучается фотография как вид визуального искусства, рассмотривается история его становления, проявление художественного в фотографии, реализация ее эстетических функций и художественных образов.

https://www.youtube.com/watch?v=8K7MPvQirbo

Фотография относится к группе изобразительных искусств, то есть таких, которые человек воспринимает визуально, к этой же группе искусств относится живопись, скульптура, кино.

По-другому, такие искусства называются пластическими или изящными, их можно посмотреть и потрогать, то есть они существуют в материальном выражении (в пространстве и времени).

Этой группе искусств присущи сходные средства художественной выразительности, о которых пойдет речь в настоящей работе.

Началом эры фотографии можно считать 7 января 1839 года, когда французская Академия наук объявила об изобретении совершенно нового вида искусства, а вернее техники производства изображений, которую окрестили дагеротипией.

С этого момента можно говорить о зарождении фотографии как вида искусства, хотя правильнее было бы говорить не об истории фотографии, а о технической эволюции производства фотографических изображений, которые в самом начале и искусством, в общем-то, не считались.

Оборудование и процесс дагеротипии Схема из книги Э. де Валикура «Фотография на металле .. . »

В момент зарождения фотография считалась документальным свидетельством или документом, но никак не предметом искусства. Соответственно, история фотографии – это история технологии фотографирования.

У. Г. Фокс Тальбот. Крыши аббатства Лакок. Бумажный негатив. Июнь 1840. Музей Фокса Тальбота, Лакок, Великобритания

Фотография стала возможна благодаря счастливой встрече оптики (камера-обскура) и химии (светочувствительные вещества, которые дают проявляется изображению). В первых фотоаппаратах в качестве светочувствительного вещества применялось серебро и его соединения.

Фотографию изобрел не какой-то один человек, появление ее – результат работы многих ученых, энтузиастов, изобретателей и инженеров-самоучек. Среди них: Н. Ньепс, Л. Дагер, У. Тальбот, И. Байар.

Н. Ньепс. Вид из окна в Ле Гра. 1826-1827. Техасский университет. Остин. (современная контрастная репродукция с оригинала)

Итак, первым видом фотографии была дагеротипия. Процесс дагеротипии выглядел так. Полированную серебряную пластинку подвергали в темноте действию йода. На ней появлялся налет йодистого серебра. Пластинку помещали в камеру-обскуру и открывали объектив.

Под действием солнечных лучей, отражаемых фотографируемыми предметами, в слое йодистого серебра получалось едва заметное глазом изображение. Пластинку вынимали из камеры и обрабатывали тоже в темноте парами ртути. В местах, подвергнутых действию света, получалась амальгама серебра.

В тех же местах, на которые свет не влиял, галогениды серебра удаляли раствором поваренной соли, позже – гипосульфитом. Таким образом изображение закреплялось.

Места, на которые действовали лучи той или иной интенсивности, заметно отличались по тону от мест пластинки, на которые свет вовсе не действовал.

Л.-Ж.-М. Дагер. Вид на Лувр с левого берега Сены. Дагеротип. 1839. Национальный музей техники, Париж

Английский ученый Ф. Тальбот разработал собственную технологию фотографирования и дал ей название «калотипия», что по-гречески означает красоту.

Тальбот также использовал камеру-обскуру, только вместо серебряной пластинки Дагера помещал туда обычный лист бумаги, покрытый светочувствительным веществом.

После бумажную фотографию покрывали проявителем, а затем закрепителем, получался негатив, с которого можно было напечатать фотографию в том виде, в котором она была известна нам до появления цифровых фотоаппаратов.

У. Г. Фокс Тальбот. Руан. 16 мая 1843 г. Национальный музей фотографии, кино и телевидения, Брэдфорд, Великобритания

Самым сложным для первых дагеротипистов было портретирование. Сложность заключалась в большой выдержке, которую требовали изображения. Пионером в освоение портретной фотографии считается русский фотограф А. Ф. Греков.

Открытый им в 1840 г. художественный кабинет предлагал всем желающим дагеротипы с их портретом. Успех был оглушительным, Греков усовершенствовал метод Дагера и добился получения качественных дагеротипов с портретами.

Неизвестный автор. Групповой портрет с г-жой Бертен. Дагеротип. Ок. 1845- 1850 гг. Национальная библиотека, Париж

Как уже отмечалось ранее, история фотографии – это по сути смена этапов в технике получения изображений.

Дагеротипия не прижилась в обществе, ему больше по нраву пришлась калотипия Тальбота, которая впоследствии претерпела множество технических совершенствований, в частности приверженцы этого метода стали использовать альбумированную бумагу (альбумин — это разведенный яичный белок).

Пластина на которой появлялось само изображение стала делаться из стекла, а для проявки начали использовать коллодий. Отпечаток, собственно фотография, получаемый с прозрачной пластины обладает матовой фактурой и выдержан в темно-красных и красно-коричневых тонах (так называемая сепия).

Ш. Негр. Венсеннскиu приют. Столовая. 1859 г. Национальная библиотека, Париж

С усовершенствованием техники производства негатива фотография становится коммерчески успешным предприятием, в Европе открываются многочисленный фотоателье, куда приходят делать портреты богачи и аристократы.

Постепенно объектив фотоаппарата стал восприниматься как глаз человека, отсюда возникла идея стереоскопии, когда фотографирование производится двумя объективами, а сам оттиск рассматривается в два окуляра и приобретает таким образом глубину и объемность.

Стереоскопические фотоаппараты были намного легче и проще в обращении, а также обладали значительной дешевизной. Теперь фотоаппарат можно было брать с собой и фотографировать окружающие предметы, домашних животных, родственников и детей.

Фотография идет в массы и становится доступной всем желающим.

Неизвестный автор. Здания, разрушенные в Отёе во время Парижской коммуны. Стереоскопическая пара. Май 1871 г. Частное собрание

Большим прорывом в истории фотографии стала возможность тиражировать и печатать снимки с помощью печатного станка.

Так появилась гелиогравюра механическая технология, позволяющая перенести изображение на покрытую краской металлическую пластину, с которой затем печатается тираж бумажных отпечатков.

Гелиогравюра применялась для тиражирования фотоизображений вплоть до 1950-х годов, пока ее не вытеснили более быстрые печатные технологии, позволяющие печатать не только матовые, но и глянцевые фотографии.

Э.-А. Бальдюс. Гелиогравюра из альбома «Лувр и дворец Тюильри». 1875 г.

Революцию в фотографии произвел метод броможелатинового серебра, который позволял делать снимки с очень малой выдержкой. Появляются фотографии движущихся объектов и даже моментальные снимки каких-либо событий.

Совершенствуются и объективы, теперь их делают из двух линз — конвергентной и дивергентной, что обеспечивает коррекцию искажений, ровное освещение, значительную светосилу и абсолютную четкость изображений.

Благодаря визирам (приспособлениям из двояковогнутой линзы) фотограф мог видеть прямое, а не перевернутое изображение сцены, которую он снимал.

Стеклянную пластинку, на которой получается негатив, в 1886 г. сменяет фотографическая пленка – бумажная лента, покрытая броможелатиновой эмульсией. Пленка выпускается в рулонах, что очень удобно для закладки в портативную фотокамеру.

К началу восьмидесятых годов XIX в. фотография становится в полной мере видом искусства. Теперь фотохудожники уже не должны мириться с продолжительной выдержкой или изобретать приспособления для удерживания объекта фотографирования неподвижным, теперь они могут делать моментальные изображения, однако, этот процесс требует от художника собранности и согласованности всех действий.

Г. Г. Беннет. Моментальная фотография. Висконсин 1885 г. Собрание Студии Г. Г. Беннета

Категория художественного образа и авторского видения этого образа ставит фотографию на одну ступень с другими видами изобразительного искусства – живописью, графикой и скульптурой. После моментальной появляется и движущаяся фотография, получившая название кинематографа.

Особым этапов в развитии фотографии стало появление цифровой фотографии. Попытки получить цифровые изображения предпринимались уже с начала XX века. Технология цифрового фотографирования предполагает использование светочувствительной матрицы взамен светочувствительных веществ. Таким образом отпадает необходимость создания негатива.

Светочувствительная матрица – это пластина, сделанная из материалов, проводящих ток.

На ней находится много элементов, чувствительных к свету, которые сгруппированы вертикально или горизонтально в виде столбцов и строк.

Объектив в цифровых фотоаппаратах остался таким же как и в нецифровых, но теперь в фотокамере нет затвора и фотографирование производится простым нажатием кнопки или прикосновением к чувствительному экрану.

Когда фотография только появилась, она была в большей степени технологией, соответственно, рассмотрение ее как вида искусства и творческой деятельности произошло не сразу.

Первый фотографы упражнялись в увеличении и уменьшении времени выдержки и нахождении наиболее подходящих светочувствительных веществ.

В 1839-1840-х годах фотография рассматривалась как документ, как отпечаток эпохи или какого-то культурного объекта, но не времени, ведь запечатлеть движущиеся фигуры пока еще было невозможно.

Л.-Ж.-М. Дагер Вид бульвара дю Тампль в Париже. Дагеротип. 1839 г. Музей земли Бавария, Мюнхен

Однако, практически сразу же, фотография стала восприниматься не только в качестве инструмента документирования, но и для создания портретов. Именно с этого момента можно говорить о том, что она как бы примеряет на себя функции и характеристики искусства.

Портретная фотография очень схода с портретной живописью. Качество и похожесть фотопортрета во многом зависят от мастерства фотохудожника, так же как от таланта живописца зависит красота написанного им портрета.

Как существовали живописцы талантливые и не очень, так и среди фотохудожников были истинные мастера, а бывали и подмастерья.

Получается, что для создания истинных произведений фотоискусства художник должен обладать художественным дарованием, навыком построения композиции, умением улавливать игру светотени, способностью создавать фон для портрета.

Льюис Кэрролл. Портрет Алисы Лиддел. Ок. 1860 г. Собрание Пэрриш. Библиотека Принстонскоro университета

Портреты в основном пишутся с натуры.

Если взглянуть на картины великих художников, то можно увидеть, что эффект объемности и живости фигур и лиц достигается с помощью правильного наложения светлых и темных оттенков, использования светотени.

Фотографии подобную объемность придает освещение. Главной задачей любого портретиста, будь то фотограф или художник, является овладение навыком работы со светом.

Эллиот и Фрай. Полковник Коди по nрозвищу Буффало Билл. 1892. Королевский архив, Виндзор

Свет хорошо располагается на ткани, вот почему на многих ранних фотографиях фигуры или фон задрапированы бархатом или шелком. Драпировка на фотографиях перекликается с искусством скульптуры. Скульптору важно передать изгибы тела, его мышцы и сухожилия, драпировка помогает придать скульптуре динамичность, чуть сгладить статичность фигуры. То же касается и фотоискусства.

И. Байа. Автопортрет. Ок. 1847 г. Французское общество фотографии. Париж

Искусство фотографии заключается еще и попытках преодоления несовершенства технологии. Фотохудожники ставили эксперименты со светом (съемка в дневное или вечернее время, при искусственном или естественном освещении).

Некоторые старались усовершенствовать материал с которым имели дело, например ретушировали сами негативы, делая лица людей белее и без изъянов, что очень нравилось заказчикам.

Сегодня ретушь негатива с успехом заменил Фотошоп.

Д. Уилсон. Темза близ Виндзора. Ок. 1880 г. Частное собрание

Фотосъемка людей производилась не только в ателье, известны и постановочные сцены: за работой, в кругу семьи, на отдыхе, в национальных костюмах или жанровых сценках. Творческому гению фотохудожника открывался большой простор для фантазии.

Д. Томсон. Странствующий фотограф Клэфэм Коммон. Ок. 1876 г. Королевское общество фотографии, Бат

Для того, чтобы какое-то явление или феномен можно было назвать искусством, оно должно отвечать одному очень важному принципу, а именно: отражать творческое видение деятеля искусства (художника, композитора, поэта).

Фотография в полной мере соответствует этому принципу, поскольку всякая фотография, даже и любительская отражает творческий замысел ее автора, даже если автор намеревался сделать обычный автопортрет (или, как говорят сегодня, «селфи»).

Творческим выражением в данном случае является выбор позы, места съемки, композиционного решения.

Каждый вид искусства обладает собственным хужожественным языком. Язык фотографии – это визуальные образы, созданные с помощью света, то есть сам свет – это и есть тот язык, на котором с нами разговаривает фотохудожник.

Особенность фотографии как вида искусства заключается еще и в том, что в ней как бы соединяется и объективная реальность, и видение этой реальности фотохудожником, по сути на видимую реальность накладывается его творческий отпечаток.

На одной и той же фотографии разные люди могут увидеть разные вещи, художник может что-то утаить, а что-то наоборот гиперболизировать, выдвинуть на первый план.

Настоящие художники всегда оставляют для зрителя некую загадку и недосказанность, это незавершенность и производит наиболее сильное впечатление, заставляют возвращаться мысленно к образам на фотографии, объяснять их присутствие в кадре.

Поскольку фотография относится к изобразительным искусствам она многое взяла у живописи и скульптуры. История фотографии насчитывает всего каких-то 170 лет, поэтому можно сказать, что как вид искусства она находится в стадии становления.

Искусство фотографии – очень доступный вид искусства, любой, имеющий цифровую фотокамеру (а сейчас все мобильные телефоны оснащены ею) может за минуту стать фотохудожником. И это замечательно, поскольку приобщение к искусству – прекрасная возможность творческого развития личности, овладения навыками креативного подхода к жизненным ситуациям.

Искусством помимо собственно фотографирования выступают еще и композиционные решения фотохудожников и фотомонтаж.

На заре фотографии для фотомонтажа два или более изображений на негативах соединяли вместе при проявке на позитив, или же на одну пластину производили две или более фотографий.

Получается, что фотомонтаж – в чистом виде искусство, поскольку художник здесь создает совершенно новую реальность. Подобное трюкачество роднит фотографию с искусством кинематографа и телевидения.

А.-Э. Диздери. Ножки Гранд-опера. Фотокарточка. Ок. 1864 г. Частное со6рание

Искусство монтажа требовало от художника строгости в использовании метода, трюки должны были проводится только с использованием света – художественного языка фотографии,– но, конечно, как это часто и бывает, в рамках этого метода многим стало тесно. Так появилось раскрашивание черно-белых фотографий с помощью акварели, карандаша или масляных красок.

Неизвестный авто. Без названия. Раскрашенный дагеротип. 1850-е гг. Собрание Уве Шейда

Сегодня фотография является и техникой, и искусством. Журналисты делают фотографии-документы, на которых запечатлены события, люди, стихийные явления. Такая фотография называется документальной. Но и художественной фотографии нашлось место в бурном потоке современной жизни. Художественную фотографию по-другому называют «пикторализмом» (от английского picture – картина).

Этот термин подчеркивает связь фотографии с живописью и скульптурой, ее подражательный характер (а мы знаем, что любое искусство – это подражание действительности), но и творческое начало художника, заключающееся в выборе выразительных средств, композиционном решении и игрой со светом и тенью.

В случае пикторализма фотоискусство перенимает и соединяется с традициями пластических искусств и встает с ними в один ряд.

Основными правилами для фотографа, которыми он должен руководствоваться, являются классические правила построения композиции и принцип золотого сечения.

Для получения правильной фотографии элементы композиции необходимо размещать вдоль воображаемых линий, которые проходят по вертикали и горизонтали кадра. Это так называемый принцип «трéтей». На фотографии ниже главный элемент композиции (песчаная дюна) расположен строго по центру. Это противоречит принципу «трéтей».

Чтобы фотография была верной с точки зрения принципов композиции, песчаная дюна должна быть расположена как на следующем фото:

Еще одним важным правилом фотографирования является перспектива или создание многомерности изображения. Это правило заключается в необходимости попадания в кадр переднего и заднего плана, фона и фигуры.

Например, на фото ниже можно было бы сфотографировать обручальные кольца просто сверху, тогда бы снимок получился плоским и необъемным. Фотограф же выбрал правильный ракурс, и клавиши рояля стали фоном для колец и линией перспективы.

Таким образом, кольца получили объем на плоскости.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется заметить, что эволюция фотографии как вида искусства все еще не завершена. Постоянно появляются новые технологии и приемы фотографирования, развивается система знаний о фотографии.

Фотография еще и наиболее популярный и доступный вид искусства, люди любят фотографировать, и не важно, что они снимают себя, своих домашних животных или места, в которых они побывали, важно, что они делают это с радостью.

Когда фотографии начнут получаться все красивее и интереснее, человеку захочется больше узнать о том, почему снимки получаются лучше в том, а не ином ракурсе, при том, а не ином освещении и тому подобное.

Задавая себе эти вопросы, находя информацию об истории и технологии фотографии, человек сможет совершенствовать свои знания и навыки и овладевать прекрасным видом искусства, которым является фотография.

Следует еще раз подчеркнуть, что фотография относится к изобразительным искусствам, к которым также относятся живопись, графика и скульптура, а значит она вобрала в себя их приемы и традиции.

Изучая историю фотографии, можно оценить то огромное влияние, которое она оказала на развитие всей нашей культуры, а также науки и техники.

Д. Джонсон. Шахтеры близ Сакраменто. Дагеротип. Ок. 1852 г. Собрание М. Айзенбурга

Художественная фотография, если она создана мастером, говорит со зрителем на языке света, она выразительна, поэтична и передает в объеме изображенные на ней предметы и людей. Искусство фотографии вызывает эмоциональный отклик, позволяют увидеть существующую действительности с точки зрения художника, проникнуть в его творческую лабораторию.

Санникова Ю.

Обсудить на форуме

Источник: http://www.historicus.ru/iskusstvo-fotografii

Становление фотографии как искусства

Фотография как искусство

Проснувшись утром, что вы обычно делаете? Скорее всего, многие тянутся к смартфону и начинают пролистывать свою новостную ленту , или , но одной из самых популярных социальных сетей за последние несколько лет стал Instagram. Некоторые люди уже не могут представить своей жизни без него. Выставление своих фотографий стало целым ритуалом. Благодаря ним, стало легче всего передавать эмоции и сам момент действия.

Изобретение фотографии относится к началу XIX века. Над её созданием работало почти одновременно несколько человек: Томас Уэджвуд с Уильямом Генри Фоксом в Англии и Жозеф Ньепс с Луи Дагером во Франции.

Однако попытка закрепить какое-либо изображение, была проделана намного раньше. Это доказывает камера-обскура («темная комната»), используемая со Средних веков. В данный момент идет речь о ящике с маленьким отверстием куда позднее стала вставляться линза.

Первый фотоаппарат был довольно тяжёл в использовании, так как на противоположной стенке камеры, попадающий внутрь через отверстие свет давал перевернутое изображение[1].

Фотография была настоящей сенсацией для XIX века. Во-первых, она в скором времени стала носить коммерческий характер, во-вторых, это дало прямой толчок для технологического прогресса, поэтому усовершенствование снимков шло семимильными шагами. Чуть ниже представлены две фотографии, которые были сделаны с разницей в 13 лет. Их создателем является Жозеф Ньепс.

Камера-обскура

Снимок был сделан в 1826 году, первая фотография с натуры

Эта фотография была сделана в 1839 году

На самом деле, на изображении выше должен был получиться экипаж, но он ехал слишком быстро, поэтому камера не успела его запечатлеть, данный снимок сделан с «выдержкой» 8 часов. Именно в этот год на самом деле появилась фотография.

К 1860-ым удалось сократить выдержку с 8 часов до 30 секунд, что вызвало небывалую популярность у фотографии[2].

Развитие фотоснимоков неумолимо двигалось вперед. Постепенно они становились настоящими произведениями искусства, именно через них люди могли видеть мир, каким он был, и представлять новые горизонты в более реалистичном формате.

Становление фотографии как независимого искусства стало проявляться в конце XIX – начале XX века[3]. Технологии дошли до того, что каждый кадр, который делал фотограф, ловил мельчайшие особенности модели или пейзажа.

В этот момент произошёл синтез двух направлений в искусстве, которые до этого имели лишь художественный смысл: так модернизм и импрессионизм стали единым целым.

Такое сочетание показывает Фред Холланд Дэй, выставивший в 1898 году в Филадельфийском Салоне цикл «Семь последних слов». Снимки отображают последние мгновения жизни Христа[4].

«Семь последних слов», Фред Холланд Дэй. На фотографиях изображен сам автор.

Но если Фред Дэй придерживался классической подачи фотографии, то всё изменил авангардистский подход Альфреда Стиглица, который сделал фотографию тем, чем она является для нас в современном мире.

Его особый подход произвёл настоящую революцию в индустрии. Он начал запечатлевать натюрморты и привнёс новые веяния в фотопортреты.

Стиглицу принадлежало несколько арт-галерей в Нью-Йорке, где были представлены не только его работы, но и произведения художников из Европы[5].

Именно его работы являются классическим примером фотографии в XX веке.

Через несколько лет он вместе с Фредом Дэйем основал «Фото-Сецессию», которая стала первым фотохудожественным движением[6].

Также Стиглиц продвигал свои фотографии через такие созданные им журналы как «СameraNotes» и «Camerawork», где новое слово в искусстве было дано каждому человеку, купившему журнал.

Фотограф много путешествовал, поэтому в его коллекции были снимки не только американского городского пейзажа, но также и из Европы. На протяжении своего пути Стиглицу приходилось сталкиваться с пренебрежением со стороны художественной элиты, которая считала, что фотография не заслуживает такого же почетного места, что и картина.

Как было сказано выше, Альфред Стиглиц смог сломать данные стереотипы и привлечь внимание общественности к своим работам. Стоит отметить, что Стиглиц никогда не гнался за коммерческой целью в фотографии, он был, вопреки общему мнению, настоящим художником, ведь каждый снимок требовал усилий – будь то фотография снежного Нью-Йорка или попытка правильного выставления света для модели.

Список фотографов, которые появились после Альфреда Стиглица, многочисленны. Одни ему подражали, а другие концентрировали свою деятельность в коммерческой индустрии, которая в Америке бурно развивалась весь XX век.

Можно прийти к выводу, что за своё недолгое существование фотография смогла несколько раз изменить к себе отношение со стороны общественности. С коммерческого дела она перешла в высокое искусство, а затем опять превратилась в индустрию, но шедевры, которые нам подарили фотографы начала XX века, останутся навсегда.

Они существуют как напоминание о том, что раньше люди могли ценить фотографию немного больше, чем мы сейчас.

Екатерина Одинцова

Источник главного фото: http://artphotographya.ru

[1] Ричард Дайджест. Как это было на самом деле? 2003.

[2] Там же.

[3] История фотографии. Начало № 1// http://photo-monster.ru/books/read/istoriya-fotografii-chast-1-nachalo.html.

[4] История фототехнологий. Фотография эстетическая адаптация // http://kinoart.ru/archive/2009/02/n2-article17.

[5] Классика фотоискусства. Альфред Стиглиц // http://club.foto.ru/classics/series/115/.

[6] Классика фотоискусства. Альфред Стиглиц // http://club.foto.ru/classics/series/115/.

Источник: https://thewallmagazine.ru/photographia-kak-iskusstvo/

Refy-free
Добавить комментарий