Формы политического правления в современном мире

Формы правления государства в современном мире

Формы политического правления в современном мире

Политическая система общества состоит из элементов, одним из которых является форма государства, являющаяся выражением сущности и содержания государства. Исследовать государство с точки зрения его формы – значит, изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.

Под формой правления понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.

Вместе с тем характеристики форм власти настолько актуальны, что подчас одна и та же страна (например, Россия), поменявшая форму правления, выглядит как два разных государства – одно до смены правления, а другое — после. Определив государство как монархию или республику, мы узнаем о нем очень много. Является ли это условием того, что со сменой формы правления меняется сама сущность государства?

В связи с выбранной темой нами определена цель работы: рассмотреть и определить сущность понятия «форма правления государства», выделить ее виды, проанализировать и структурировать современные государства по формам их правления.

Задачами данной работы являются:

• рассмотреть и проанализировать литературу по данной проблеме;

• определить понятие «форма правления государства» и выявить ее виды;

• сопоставить и сравнить различные формы правления государства, определив их количественное и территориальное соотношение на современной политической карте мира.

В своей работе мы опирались на научные исследования Арановсого К. В. , Кочекткова А. П. , Краснова М. А. , Морозовой Л. А. и т. д.

При выполнении работы мы использовали ряд методов и приемов: исследовательский (продуктивный) метод (исследование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов, работа с историческими картами, статистическими данными), наглядный (демонстрация таблицы, исторической карты).

Форма государства зависит от многих факторов, среди которых определяющее значение имеют конкретно-исторические условия возникновения и развития данного государства, исторические традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др.

II. Формы правления государства

Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы.

Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности. Более коротко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти.

Еще со времен античности понятию формы государства придавалось важное значение, римские юристы говорили: «Форма дает бытие вещи» .

Наиболее полное представление о форме конкретного государства дают три ее составляющие: форма правления, государственное устройство и государственно-правовой (политический) режим.

В современном мире тесно переплетаются традиционные и современные формы государственности. Важной традиционной формой правления является монархия.

Термин «монархия» (греч. – monaches; от monos – один; archos — правитель) обозначает форму правления, при которой государственная власть принадлежит одному лицу и, как правило, передается по наследству.

Большой вклад в развитие концепции монархического правления внесли такие древнегреческие философы, как Сократ, Платон, Аристотель.

Заметный вклад в осмысление монархии как формы государственного устройства внесли отечественные философы, политические деятели, социологи (Прокопович, Татищев, Салтыков и др. ).

Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления, в буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления

Существуют следующие виды монархической формы правления: абсолютная (неограниченная) монархия и конституционная (ограниченная) монархия, которая, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентскую монархии.

Абсолютная (неограниченная) монархия характеризуется тем, что монарх является единственным высшим органом государства. Монарх является главой законодательной, исполнительной и судебной власти.

В абсолютных монархиях обычно отсутствуют и даже запрещаются политические партии. Кроме того, подданные в принципе не должны иметь политических прав, поскольку наличие таких прав дало бы лицам возможность претендовать на то, что не может принадлежать никому, кроме главы государства.

Современные абсолютные монархии, расположенные в регионе Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман), используя нефтяные ресурсы, смогли обеспечить экономическое процветание своих стран.

Ныне абсолютная монархия встречается редко и число этих государств сокращается. В большинстве случаев в современных государствах речь идет о конституционной монархии. Конституционная (ограниченная) монархия – это форма правления, при которой абсолютная власть монарха ограничена системой выборных представительных учреждений (парламента, меджлиса, дивана, кортесов и проч. ).

В парламентарной монархии глава государства номинально участвует в принятии политических решений, и его прерогативы имеют формальное, а не содержательное значение. О главе государства в этой форме правления говорят, что он «царствует, но не правит».

Монарх столь же формально участвует и во внешней политике. Все его решения, связанные с дипломатическим корпусом, определятся министерством иностранных дел и премьер-министром.

Парламентарная монархия существует в таких странах, как Англия, Дания, Испания, Япония и характеризуется следующими основными признаками:

1) правительство формируется из представителей определенной партии (партий) получивших большинство на выборах в парламент;

2) лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

3) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, является символической;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

5) правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Дуалистическая монархия – это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Эта форма правления характеризуется довольно развитым разделением властей, во всяком случае, законодательная власть отделена от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право – цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.

Кроме того, монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, — может распускать парламент. Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но не перед парламентом.

Внешнеполитическую деятельность контролирует монарх. Дуалистическая монархия в настоящее время сохраняется в Иордании.

Таким образом, дуалистическая монархи представляет собой государство, где наряду с политически господствующим монархом действует парламент, обладающий немногочисленными, но существенными полномочиями.

Другой формой правления является республика — государство, юридическая конструкция которого предполагает, что единственным субъектом суверенитета является народ. Все высшие государственные органы прямо или косвенно получают свои полномочия от народа и формально ответственны перед ним. Глава государства в республике – выборное должностное лицо (президент) или коллегиальный орган.

Республика исключает существование какого-либо учреждения, обладающего собственной властью, формально не связанного ответственностью перед народом.

В республике законы принимаются сообществом граждан государства либо их полномочными представителями – депутатами. Это дает основания разделять республики на две категории: непосредственную республиканскую форму правления и представительную республику.

Под непосредственной республиканской формой правления подразумевается государство, где законы принимаются по решению большинства граждан республики.

Формы непосредственной демократии (самоуправления) используются и представительными республиками, иными государствами. Например, референдумы предусмотрены большинством ныне действующих основных законов.

В условиях непосредственной республиканской формы правления участие граждан в принятии законов является регулярным и представляет собой основную форму осуществления законодательной деятельности.

Современный политический процесс делает практически невозможной или слишком обременительной непосредственную республиканскую форму правления.

Вместе с тем эта форма правления еще находит свое подтверждение на территории некоторых кантонов и полукантонов Швейцарии, где народ реально законодательствует.

В представительных республиках граждане таким правом обычно не наделены или же это право существенно ограничено требованием подачи петиции, собравшей значительное количество подписей.

Таким образом, для республиканской формы правления характерны следующие черты:

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий высших представительных органов власти (парламент, президент);

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

Существует два вида республик: президентская и парламентская республика. Кроме того, существует смешанный вид республики, а также теократическая республика, в которой основной правящей силой является духовенство (например, Иран).

Президентская республика – это государство, где должность президента является политически самостоятельной, позволяет главе государства под свою ответственность принимать решения.

В президентской республике установлена система разделения властей между главой государства, возглавляемой им исполнительной властью и, с другой стороны, законодательным органом – парламентом.

Возможны и такие республики, где полномочия не просто разделены между парламентом и президентом, но формально и фактически признан приоритет главы государства.

Эти республики также являются президентскими, поскольку политическая самостоятельность главы государства несомненна. Иногда их называют суперпрезидентскими.

Более того, республиканскую форму имеют даже государства, где вообще отсутствует парламент и единственным республиканским институтом является выборный президент .

Политическая самостоятельность президента создается в результате его выборов. Глава государства, как правило, избирается не парламентом, а прямыми выборами, в которых участвуют граждане.

Правительство политически ответственно перед президентом, но не перед парламентом. Это предполагает, что парламент не вправе потребовать отставки правительства, хотя этот признак нельзя считать непременным для республик президентского типа.

Таким образом, для президентской республики характерны следующие черты:

1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;

3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

К президентским республикам относятся США, страны Латинской Америки и Африки и др.

После принятия Конституции Россия стала де-факто президентской республикой. Президент РФ является главой государства. Он назначает председателя Правительства РФ, имеет право быть председателем на заседании Правительства.

Он назначает выборы в Государственную Думу, вносит в нее проекты законов, может распустить ее и т. д. он руководит внешней политикой, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России.

Необходимость наделения Президента такими большими полномочиями объясняется сложностью переходного периода, пережившего страной .

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской республики – чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что может привести к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентарная республика существенно отличается от президентской. Облик этой формы правления определяет принцип политического верховенства парламента. Парламент считается высшим государственным органом, он обладает преимущественным правом представлять интересы народа. Именно депутатам народ-суверен доверяет политические полномочия.

особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. При такой системе отношений правительство, центральная административная власть в целом находятся в зависимости от парламента и несут перед ним, а не перед президентом политическую ответственность

К другим особенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит парламенту;

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.

Число парламентарных республик не так уж велико – это Германия, Италия, Венгрия, Индия, Чехия, Словакия, Эстония и др.

К числу достоинств парламентарной республики относится то, что она считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках.

Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-ых правительство менялось почти ежегодно .

Внутри каждой разновидности республик существует немало вариаций, отклонений от президентского либо от парламентского принципа.

Существует особый тип представительной республики, которая не является ни президентской, ни парламентской. И называют ее смешанной республикой (например, Франция).

Смешанными, «полупрезидентскими», считают те республики, в которых наряду с «сильным» президентом есть премьер-министр.

Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, в частности, утверждая кандидатуры министров, представленные президентом.

При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом.

Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Смешанные республики устанавливаются главным образом в странах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др. ).

К примеру, в России президенту при формировании правительства предоставлено наибольшее политическое усмотрение. Действительно, правительство служит лишь инструментом президентской власти и всецело зависит от нее. Однако, это не означает фатального перевеса в сторону президентской власти.

По мнению М. А. Краснова, «если сохранять полупрезидентскую модель, придется более сбалансировано определять функции и полномочия институтов власти.

Однако даже такого рода конституционная реформа вряд ли будет иметь большой эффект, поскольку сама модель смешанной формы правления довольно сложна и предполагает наличие развитого гражданского общества.

Поэтому, более предпочтительной для России в нынешних условиях является модель президентской республики» .

Этой же точки зрения придерживается и А. П. Кочетков, который считает, что «исходя из существующего конституционного распределения властных функций в государстве, сегодня трудно сказать, существует ли в России президентская или полупрезидентская республика?».

В целом же в ряде стран со смешанной республиканской формой правления президент избирается гражданами, что характерно для президентской республики, и имеет ряд полномочий, дающих ему возможность активно вторгаться в политический процесс, однако на практике он ими не пользуется («спящие полномочия») и по выполняемым функциям он близок к президенту парламентарной республики.

Рассмотрев понятие «форма правления», основные ее виды мы перешли к количественному анализу форм правления, представленных в современном мире. Нами были исследованы 144 страны.

Данные мы заносили в таблицу, из которой стало ясно, что на сегодняшнее время в мире преобладает республиканская форма правления.

Сопоставив данные таблицы с политической картой мира, выяснилось, что страны с различными формами правления находятся не только на одном континенте, но и граничат друг с другом. Кроме этого, они активно сотрудничают и объединяются в экономические союзы.

III. Заключение

Таким образом, любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. При более близком рассмотрении форма правления оказывается довольно сложным элементом государственного строя.

Проанализировав современную политическую карту мира, стало ясно, что не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм государства.

В современном мире представлены две формы правления: республика и монархия.

Республики, в свою очередь, подразделяются на президентские (где должность президента является политически самостоятельной) и парламентские (где существует принцип политического верховенства парламента). Важной традиционной формой правления является монархия.

Выделяют абсолютную монархию (где монарх является главой законодательной, исполнительной и судебной власти) и парламентскую (где власть монарха ограничена деятельностью представительного органа — парламента).

Проанализировав 144 страны мира, мы выяснили, что 122 из них – республики. Это дает нам право говорить о том, что в настоящее время республиканская форма правления самая распространенная в мире.

Между тем, изучив политическую карту мира, мы выяснили, что страны с различными формами правления могут непросто находиться на одном континенте, но и граничить друг с другом.

При этом государства с разными формами правления объединяются в Союзы (например, Европейский Экономический Союз).

Поиски наилучшей формы правления велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует.

В настоящее время идет переосмысление понимания формы правления, поскольку появляются модели организации высших органов государственной власти, которые нельзя отнести ни к одной из описанных выше моделей. К примеру, в современном мире появляются выборные монархии (ОАЭ, Малайзия) и вместе с тем пожизненные президенты.

Источник: http://www.hintfox.com/article/formi-pravlenija-gosydarstva-v-sovremennom-mire.html

5.3. Формы государственного правления в современном мире

Формы политического правления в современном мире

Формаправления является одной из основныххарактеристик государства, определяеторганизацию верховной власти, механизмобразования высших органов государственнойвласти, порядок их взаимоотношениймежду собой и обществом.

Под формойгосударственного правленияпонимают правовое положение главыгосударства, полномочия и порядокформирования высших органов государственнойвласти.

Вистории известны две основные формыправления: монархияи республика.

Монархия(от греч. monarhia– власть одного, единовластие) – формагосударственного правления, при которойвсе виды верховной власти (законодательная,исполнительная и судебная) полностьюили частично осуществляются одним лицом(королем, царем, императором) и передаютсяв установленном порядке престолонаследия.

Монархиясчитается самой древней формойгосударственного правления. Первыемонархии возникли в Египте и Месопотамиив IIIтысячелетии до н. э., хотя первыегосударственные образования датируютсявторой половиной IVтысячелетия до н.э. В начале XXIв. в мире было 28 государств с монархическойформой правления, которая была представленарядом разновидностей (рис. 4).

Рис.4. Типы и виды монархии в современноммире

Кнастоящему времени известны следующиеосновныетипымонархий: абсолютная(неограниченная) иконституционная (ограниченная).

Дляабсолютноймонархиихарактерно сосредоточение всей полнотывласти в руках монарха, отсутствиеограничивающих его полномочия законови выборных органов. Традиционно властьмонарха передается по наследству.

Встранах Западной Европы абсолютнаямонархия доминировала в периодСредневековья. К настоящему времениэта форма правления сохраняется вСаудовской Аравии, Катаре, Омане,Объединенных Арабских Эмиратах, Брунее.

Встранах, где переход от феодального кбуржуазному обществу осуществлялсямирным путем и закончился компромиссоммежду буржуазией и феодалами, абсолютнаямонархия эволюционировала в конституционную(ограниченную).Полномочия монарха как главы государствав конституционной монархии ограничиваютсяконституцией либо иными законодательнымиактами.

Различаюттри вида конституционной монархии:дуалистическую,парламентскую и выборную.

Вдуалистическоймонархии(от лат. duo– два) наблюдается дуализм (двойственность,раздвоение) власти, которая делитсямежду двумя центрами: монархом ипарламентом. Монарх формирует правительствопо своему усмотрению без вмешательствапарламента.

Законы принимает парламент,монарх утверждает их, имеет правополностью отклонить или отправить надоработку. Монарх также обладает правомраспускать парламент и издавать указы,имеющие силу закона.

Дуалистическиемонархии к настоящему времени существуютв Иордании, Кувейте, Марокко.

Самойраспространенной является парламентскаямонархия. Внаши дни она существует в ряде наиболееразвитых стран мира: Бельгии, Великобритании,Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии,Швеции, Японии и др.

При этой формеправления законы принимаются толькопарламентом, и чисто формально,символически они подлежат утверждениюмонархом. Исполнительную властьосуществляет правительство, формируемоепарламентом и ответственное перед ним.Глава правительства – премьер-министр– высшее должностное лицо страны.

Полномочия монарха в государственномуправлении формальны и сведены в основномк представительским и церемониальнымфункциям (прием глав зарубежныхгосударств, открытие заседаний сессийпарламента, поздравление подданных собщегосударственными праздниками и т.д.).

Все свои властные функции монархвыполняет по рекомендации правительства.При этом требуется контрассигнация(подпись) главы правительства илисоответствующего министра, после чегоони вступают в силу.

Страныс парламентской монархией фактическиявляются республиками, а институтмонархии сохраняется там как даньтрадиции, как духовная гарантиястабильности нации. В силу традицийанглийский монарх является главой нетолько своей страны и церкви, но такжеи ряда доминионов(от англ.

dominion– владение) – государств, бывших ранееколониальными владениями Великобритании:Австралии, Канады, Новой Зеландии, Ямайкии др. Доминионы состоят в отношенияхличной унии с Соединенным КоролевствомВеликобритании и Северной Ирландии,собственных монархов не имеют.

Английскиймонарх осуществляет символическоеуправление доминионами через назначаемыханглийской короной генерал-губернаторовпо представлению правительства доминионаиз числа его жителей.

Примерамивыборноймонархииявляются Малайзия, Бутан, Непал, Ватикани др. Так, верховный правитель Малайзииизбирается сроком на 5 лет из составанебольшой коллегии – Совета правителей,включающей глав 11 монархических штатовфедерации.

Верховный правитель долженбыть совершеннолетним, он может бытьотстранен от своей должности Советомправителей, уйти в отставку сам, подавписьменное заявление.

Глава Римскойкатолической церкви и одновременногосударства Ватикан – Папа – избираетсяколлегией кардиналов на пожизненныйсрок.

Значительнаяроль религиозных факторов вобщественно-политической жизни рядастран позволяет выделить такой подвидмонархии, кактеократическая.

В этой монархии законодательствоформируется на основе традиционногорелигиозного права (для исламских стран– это сводзаконов Шариат, регламентирующий всестороны жизни мусульманина).

Абсолютнымитеократическими монархиями являютсяСаудовская Аравия, Оман, выборными –Объединенные Арабские Эмираты, Бутан,Ватикан.

Подавляющеебольшинство современных государствявляются республиками.

Республика(от лат. res– дело, власть и publicus– общественный) – форма правления, прикоторой глава государства и высшиеорганы государственной власти являютсявыборными и сменяемыми.

Республиканскаяформа правления существовала в эпохиантичности и Средневековья, но наибольшеераспространение она получила в условияхбуржуазного общества.

В практикегосударственного строительства известнынесколько видов республиканских формправления: президентская,парламентская, парламентско-президентская(смешанная) и теократическая.

Рис. 5. Виды республикив современном мире

Президентскаяреспублика– это форма государственного правления,при которой президент являетсяодновременно главой государства иисполнительной власти (правительства)в стране.

Для президентскойреспублики характерны следующие черты:

  • существует жесткое разделение полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей;
  • правительство формируется президентом и ответственно перед ним, парламент не имеет права выразить вотум недоверия правительству и отправить его в отставку;
  • президент представляет страну на международной арене, заключает международные договоры, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов;
  • выборы парламента и президента проводятся независимо друг от друга, президент избирается либо непосредственно народом, либо выборщиками, избранными народом.
  • президент утверждает, отправляет на доработку либо отклоняет законы, принятые парламентом;
  • президент имеет право законодательной инициативы (выносит для обсуждения и принятия парламентом законопроекты);
  • истечение срока полномочий президента означает фактическую отставку правительства;
  • парламент имеет право сместить президента за совершение преступления, нарушение конституции.

Некоторыепрезидентские республики, где президентизбирается непосредственно народом,называются суперпрезидентскими.

В таких республиках президент имеетправо вмешиваться в деятельность всехветвей власти, в том числе законодательнуюи судебную.

Суперпрезидентские республикиимеются в ряде латиноамериканскихстран, некоторые черты суперпрезидентскойреспублики характерны и для РеспубликиБеларусь.

Первой президентскойреспубликой стали США на основеКонституции 1787 г. Североамериканскаяформа правления уже во второй половинеминувшего века послужила образцом длямногих стран Латинской Америки: Аргентины,Боливии, Бразилии, Гватемалы, Гондураса,Мексики и др.

Парламентскаяреспублика– это форма государственного правления,характеризующаяся верховенствомзаконодательной власти (парламента),перед которой исполнительная власть(правительство) несет ответственностьза свою деятельность.

Парламентскойреспублике присущи следующие черты:

  • высокий статус и широкие полномочия главы правительства (премьер-министра), который фактически является высшим должностным лицом в государстве;
  • правительство назначается и отправляется в отставку парламентом и ответственно перед ним;
  • правительство в парламентской республике всегда носит партийный характер, то есть формируется из состава партии (партий), победивших на выборах;
  • в парламентских республиках, где имеется пост президента, он, как глава государства, имеет незначительные полномочия, выполняет представительские функции, избирается либо парламентом, либо формируемой из его состава коллегией выборщиков;
  • истечение срока полномочий парламента означает автоматическую отставку правительства.

Парламентскиереспублики существуют в Западной Европе(Австрия, Италия, Ирландия, ФРГ и другие),а также в ряде азиатских стран (Израиль,Индия, Турция).

Президентско-парламентская(смешанная,полупрезидентская)республика этоформа государственного правления, вкоторой глава исполнительной власти(президент) и законодательная власть(парламент) занимают примерно одинаковыевластные позиции в системе управлениягосударством.

Президентско-парламентскаяреспублика обладает признаками какчисто президентской, так и парламентскойреспублики. Для нее характерна двойнаяответственность правительства – иперед парламентом, и перед президентом.Правительство (либо отдельные его члены)может быть отправлено в отставкупрезидентом, а парламент может объявитьвотум недоверия правительству.

Президенти парламент избираются независимо другот друга, причем президент обладаетправом вето на принимаемые парламентомзаконы и может распускать парламент.Парламент может сместить президентаза совершение преступления или нарушениеконституции.

Смешанная республиканаиболее типична во Франции и Португалии,некоторые черты этой формы правленияхарактерны для России, Беларуси, Украины,Финляндии.

Особойразновидностью республиканской формыправления является теократическаяреспублика.Она характерна для некоторых мусульманскихстран, где сильны позиции духовенства(например, Иран и Пакистан).

По КонституцииИсламской Республики Иран 1979 г.

президентомстраны может быть только представительвысшего слоя духовенства (аятолла), аполитико-правовая система и повседневнаяжизнь в значительной степени основанына положениях Корана и Шариата.

Своегорода уникальной формой правленияявляется существующая в современнойЛивии так называемая Джамахирия, или«государство масс».

В соответствии сее принципами, важнейшие политическиеи экономические решения, в том числе ипо распределению доходов от продажинефти, принимаются на основанииколлективной воли выдвинутых общинамии племенами наиболее уважаемыхпредставителей.

Глава страны, или лидерливийской революции М. Каддафи, являетсялишь организатором выполнения решенийнарода.

Источник: https://studfile.net/preview/2493018/page:20/

Читать

Формы политического правления в современном мире
sh: 1: —format=html: not found

Политическая наука № 1 / 2014 Формы правления в современном мире

Представляю номер

Очередной номер нашего журнала неслучайно посвящен исследованию форм правления в современном мире. В последние годы как в отечественной, так и в зарубежной политологии наблюдается значительный всплеск интереса к формированию институтов государственной власти и характеру взаимоотношений между ними. Активность на «фронте» изучения форм правления связана с несколькими обстоятельствами.

Во‐первых, сегодня в мире кроме классической президентской и парламентской систем существуют иные формы организации власти, требующие своего осмысления. В частности, растет привлекательность полупрезидентской республики, появляются смешанные системы как продукты конституционного творчества государств.

Во‐вторых, крах СССР и падение целого ряда авторитарных режимов в мире актуализировали поиск подходящих форм правления для молодых государств. Научное сообщество не могло оставаться в стороне от публичных дискуссий об организации власти.

В‐третьих, жизнь продемонстрировала сложность и неоднозначность практики функционирования президентской, парламентской, полупрезидентской систем, особенно в странах постсоветского пространства.

В‐четвертых, традиционный взгляд на форму правления как конструкцию преимущественно юридическую не позволяет понять политические процессы в рамках треугольника «глава государства – правительство – парламент». Кроме того, формы правления подвержены постоянной динамике: меняются не только конституционно-правовые основы, но и характер отношений между основными игроками.

В связи с этим академическое сообщество оказалось в ситуации необходимости пересмотра устойчивых постулатов и осмысления новых тенденций. Теория форм правления выглядит весьма фрагментарно: одни ее положения остаются незыблемыми, другие являются объектом острых дискуссий, третьи недостаточно разработаны. Кроме того, налицо «белые пятна».

В этих условиях появление номера журнала, посвященного формам правления в современном мире, своевременно. Конечно, он не претендует на охват всей проблематики форм правления и анализ всего многообразия этих форм. В нем представлены лишь отдельные, но важные, с точки зрения авторов, вопросы.

Журнал состоит из нескольких рубрик. Рубрика «Состояние дисциплины» посвящена современным исследованиям форм правления. В статье О.И. Зазнаева дан критический обзор дискуссий, которые идут в зарубежной политической науке в последние годы.

Автор обращает внимание на спор о лучшей форме правления, оживление которого вполне закономерно в условиях последних волн демократизации, и приходит к выводу о тупике, в который зашла дискуссия. В настоящий момент не доказан и не опровергнут тезис Х.

 Линца о том, что лучшей с точки зрения демократии является парламентская система.

Не менее дискуссионны и другие вопросы: природа, характер и последствия полупрезидентской системы, выявленный рядом исследователей новый феномен так называемой президенциализации, а также использование измерительных инструментов для исследования президентской власти.

Две другие статьи рубрики развивают сюжет о полупрезидентской системе. А.А.

 Маркаров отвечает на вопрос о том, что представляет собой эта форма правления, приводит имеющиеся в литературе определения этого понятия, предлагает характеристики полупрезидентской системы.

Не обходит вниманием автор вопрос о типах этой системы, а также ее преимуществах и недостатках. А.А. Маркаров приходит к небесспорному выводу о том, что полупрезиденциализм – достаточно жизнеспособная и эффективная система, обладающая эластичностью.

В задачи автора другой статьи, А.Н. Медушевского, входило определение эффекта воздействия смешанной (полупрезидентской) формы правления и ее различных интерпретаций на текущие изменения конституционного строя Франции и России.

В статье дается сравнительный анализ двух форм правления, выделяются общее и особенное этих систем, предлагается объяснение различий по ряду параметров – политическая ответственность правительства, полномочия главы государства и др.

Конституционные реформы во Франции и России 2008 г., отмечает автор, привели к наиболее радикальным изменениям за всю историю существования двух конституций. Читателю будет интересен раздел статьи А.Н.

 Медушевского, в котором предлагается ответ на вопрос о том, в какой мере французская модель смешанной формы правления в ее нынешней интерпретации важна для России.

Хорошо известно, что на посткоммунистическом пространстве имеют место разные формы правления. Понять многообразие форм организации власти после падения коммунистических режимов стремятся авторы рубрики «Идеи и практика». Так, О.Г. Харитонова ставит задачу определить, что имеет большее значение в постсоветском контексте – институты (т.

е. форма правления) или акторы, действующие в их рамках.

Автор утверждает, что основную угрозу для демократии в постсоветских президентских системах представляют не классические проблемы этой формы правления, а слабость и отсутствие автономии парламентов, гиперинституционализация партийных систем и увеличение сроков президентских полномочий.

Основной вывод, полученный путем сравнительного анализа, сводится к тому, что постсоветское институциональное развитие опередило трансформации в других сферах, и любые институциональные изменения «сверху» представляют собой эксперименты с формой без изменения содержания, а изменения «снизу» приводят к разрушению прежних институтов.

В статье И.Н. Тарасова основной упор сделан на объяснение выбора формы правления в странах Центрально-Восточной Европы с позиции теории рационального выбора.

Он подтверждает гипотезу об ограниченности этого выбора при посткоммунизме, используя, в частности, разные приемы измерения президентской власти в ЦВЕ. И.Н.

 Тарасов доказывает, что выбор формы правления в странах этого региона осуществлялся между парламентским и полупрезидентским правлением, а все другие варианты a priori были отсечены как повышающие трансакционные издержки политических акторов.

Причины выбора формы правления также анализируются в статье А.В. Сидорчука, посвященной одному случаю – Украине. Автор идет дальше этой задачи, выделяя этапы развития украинской системы организации власти и исследуя характер взаимоотношений между ключевыми игроками.

По мнению А.В. Сидорчука, Украина проделала эволюцию от полупрезидентской (президентско-парламентской) к суперпрезидентской республике.

В статье предлагается свое видение решения проблемы влияния формы правления на демократическую консолидацию – проблемы, которая ставится в целом ряде статей сборника.

На материале Украины автор настаивает на том, что рассматривать политические институты только как причину или только как следствие поведения политических акторов непродуктивно, и они могут быть и тем и другим – в зависимости от обстоятельств.

Формы правления стран Закавказья и Центральной Азии и их функционирование в специфических условиях обстоятельно исследуются в статьях авторов рубрики «Контекст».

Любая форма правления характеризуется не только взаимоотношениями между органами власти, но и порядком формирования высшего должностного лица государства. В связи с этим проблема «смены лидера», которая решается в статье П.В. Панова и К.А.

 Сулимова, представляется релевантной теме журнала. Авторы отмечают, что в персоналистских политических режимах Закавказья и Центральной Азии возникает вероятность передачи власти преемнику.

В статье выявлены пределы персонализма, который оказывается необходимым, но недостаточным условием для реализации варианта «преемник», ключевым препятствием которого, как утверждают авторы статьи, оказывается публично-политическая сегментация элит.

Сравнительный анализ двух кейсов – Узбекистана и Кыргызстана – содержится в статье Н.А. Борисова. В ней большое место уделяется характеристике конституционных изменений, касающихся взаимоотношений президента, правительства и парламента.

Автор прибегает к количественному анализу президентской власти, сопоставляя индексы президентской власти за последние 20 лет.

Эмпирическим путем доказано, что расширение полномочий президентов было непременным условием консолидации политических режимов, что привело к формированию стабильного авторитарного режима в Узбекистане, к политической нестабильности и государственным переворотам – в Кыргызстане.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=627980&p=1

Формы государственного правления в современном мире

Формы политического правления в современном мире

Формой государственного правленияпонимают правовое положение главы государства, полномочия и порядок формирования высших органов государственной власти.

Сущ две формы правления: монархия и республика.

Монархия – форма государственного правления, при которой все виды верховной власти (законодательная, исполнительная и судебная) полностью или частично осуществляются одним лицом (королем, царем, императором) и передаются в установленном порядке престолонаследия.

Основные типы монархий: абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей полноты власти в руках монарха, отсутствие ограничивающих его полномочия законов и выборных органов. Традиционно власть монарха передается по наследству. Эта форма правления сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Брунее.

Конституционная (ограниченная) монархия. Полномочия монарха как главы государства в конституционной монархии ограничиваются конституцией либо иными законодательными актами.

Вида конституционной монархии:

1 дуалистическая монархия наблюдается раздвоение власти, которая делится между двумя центрами: монархом и парламентом. Монарх формирует правительство по своему усмотрению без вмешательства парламента.

Законы принимает парламент, монарх утверждает их, имеет право полностью отклонить или отправить на доработку. Монарх также обладает правом распускать парламент и издавать указы, имеющие силу закона.

Иордании, Кувейте, Марокко.

2. парламентская монархия. Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Нидерландах, Норвегии, Швеции, Японии и др.

Законы принимаются только парламентом, и чисто формально, символически они подлежат утверждению монархом.

Исполнительную власть осуществляет правительство, формируемое парламентом и ответственное перед ним. Глава правительства – премьер-министр – высшее должностное лицо страны.

Страны с парламентской монархией фактически являются республиками, а институт монархии сохраняется там как дань традиции, как духовная гарантия стабильности нации.

В силу традиций английский монарх является главой не только своей страны и церкви, но также и ряда доминионов (от англ.

dominion – владение) – государств, бывших ранее колониальными владениями Великобритании: Австралии, Канады, Новой Зеландии, Ямайки и др.

3. Выборная монархия. Малайзия, Бутан, Непал, Ватикан и др. верховный правитель Малайзии избирается сроком на 5 лет из состава небольшой коллегии (Совета правителей). Глава Римской католической церкви и одновременно государства Ватикан – Папа – избирается коллегией кардиналов на пожизненный срок.

Большинство государств являются республиками.

Республика – форма правления, при которой глава государства и высшие органы государственной власти являются выборными и сменяемыми.

Республиканские формы правления: президентская, парламентская, парламентско-президентская (смешанная) и теократическая.

Президентская республика –это форма государственного правления, при которой президент является одновременно главой государства и исполнительной власти (правительства) в стране.

Некоторые президентские республики, где президент избирается непосредственно народом, называются суперпрезидентскими. страны Латинской Америки: Аргентины, Боливии, Бразилии, Гватемалы, Гондураса, Мексики и др.

Парламентская республика –это форма государственного правления, характеризующаяся верховенством законодательной власти (парламента), перед которой исполнительная власть (правительство) несет ответственность за свою деятельность. Западной Европе (Австрия, Италия, Ирландия, ФРГ и др.), и в азиатских стран (Израиль, Индия, Турция)

Президентско-парламентская (смешанная, полупрезидентская) республикаэто форма государственного правления, в которой глава исполнительной власти (президент) и законодательная власть (парламент) занимают примерно одинаковые властные позиции в системе управления государством. Типична для Франции и Португалии, некоторые черты этой формы правления характерны для России, Беларуси, Украины, Финляндии.

Теократическая республика. Она характерна для некоторых мусульманских стран, где сильны позиции духовенства (например, Иран и Пакистан). Президентом страны может быть только представитель высшего слоя духовенства (аятолла), а политико-правовая система и повседневная жизнь в значительной степени основаны на положениях Корана и Шариата.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/13_10281_formi-gosudarstvennogo-pravleniya-v-sovremennom-mire.html

Refy-free
Добавить комментарий