Финансовое право в системе права РБ, состав доходов и расходов бюджета

Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь

Финансовое право в системе права РБ, состав доходов и расходов бюджета

Тема 6. Бюджетное право и бюджетное устройство Республики Беларусь.

Вопросы:

1. Понятие и источники бюджетного права.

2. Бюджетные правоотношения: понятие и особенности.

3. Субъекты бюджетного права и их полномочия.

4. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.

5. Доходы и расходы бюджета: понятие и виды.

6. Бюджетная классификация.

7. Бюджетное регулирование: понятие и методы.

8. Понятие и виды государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

1. Понятие и источники бюджетного права.

Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу образования, распределения и использования средств основного централизованного денежного фонда – бюджета.

Бюджет – это централизованный денежный фонд, совокупность денежных отношений, а также план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

В рамках бюджетного права выделяют следующие финансово-правовые нормы:

1) бюджетные материальные нормы (нормы, закрепляющие структуру бюджетной системы, перечень доходов и расходов, взаимоотношения между бюджетами разных уровней);

2) процессуальные бюджетные нормы (нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения и утверждения, а также исполнения бюджетов, порядок составления отчетов об исполнении бюджета).

К источникам бюджетного права относятся:

1. Конституция Республики Беларусь;

2. Программный закон (Закон Республики Беларусь «О бюджете на 2017 год»);

3. Кодексы (Бюджетный кодекс Республики Беларусь);

4. Законы (Закон Республики Беларусь «О бюджетной классификации»);

5. Декреты и указы Президента Республики Беларусь;

6. Постановления Совета Министров Республики Беларусь;

7. Акты судов и др.

Бюджетные правоотношения: понятие и особенности.

Бюджетные правоотношения – это особая группа финансовых отношений, урегулированных нормами бюджетного права по поводу формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства – бюджета.

Особенности бюджетных правоотношений:

1) это деятельность государства по формированию, распределению и использованию бюджета;

2) одной из сторон всегда является государство в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления;

3) они длятся в течение года и возобновляются после утверждения бюджета на новый финансовый год.

Субъекты бюджетного права и их полномочия.

К субъектам бюджетного права относятся:

1) Республика Беларусь (в лице уполномоченных государственных органов);

2) государственные органы (Парламент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполкомы и др.).

Полномочия Республики Беларусь в лице вышестоящих государственных органов в бюджетной деятельности:

1) определяет бюджетное устройство;

2) устанавливает бюджетные права Республики Беларусь и местных Советов депутатов;

3) регулирует бюджетный процесс;

4) устанавливает доходы;

5) разграничивает доходы и расходы между республиканским и местными бюджетами;

6) аккумулирует в республиканский бюджет отдельные виды налогов и неналоговых платежей;

7) разрабатывает, утверждает и исполняет республиканский бюджет и др.

Полномочия административно-территориальных единиц в лице Местных Советов депутатов в бюджетной деятельности:

1) утверждают местные бюджеты;

2) утверждают отчеты об исполнении местных бюджетов;

3) устанавливают местные налоги и сборы и др.

Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетную систему страны, взаимоотношения между ее элементами, правовые основы функционирования бюджета и др. Бюджетное устройство определяется государственным устройством страны, т. е. в унитарном государстве бюджетное устройство состоит их двух уровней:

· государственного бюджета (вышестоящий, республиканский бюджет);

· местных бюджетов (нижестоящие бюджеты), которые делятся на:

— бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

— бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

— бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, который используется только для расчетов и анализа. В Республике Беларусь – это свод республиканского, областных бюджетов и бюджета г. Минска.

Бюджетная система – это регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь.

Принципы бюджетной системы:

1) единство (означает единство законодательной базы, форм бюджетной документации, бюджетной классификации для всех видов бюджета и др.);

2) полнота (все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджете в полном объеме и в обязательном порядке);

3) сбалансированность бюджетов (объем расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

4) гласность (открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете);

5) самостоятельность бюджетов (обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, самостоятельно определять направления расходов);

6) эффективность использования бюджетных средств (при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса исходят из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств);

7) общее (совокупное) покрытие расходов бюджета (все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);

8) достоверность бюджетов (бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц);

9) адресность и целевое назначение бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей);

10) ответственность участников бюджетного процесса (каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_22461_byudzhetnoe-ustroystvo-i-byudzhetnaya-sistema-respubliki-belarus.html

Финансовое право в системе права РБ, состав доходов и расходов бюджета (стр. 1 из 4)

Финансовое право в системе права РБ, состав доходов и расходов бюджета

1. Финансовое право в системе права РБ

2. Состав доходов и расходов бюджета

3. Задача

Список использованных источников

1. Финансовое право в системе права РБ

Финансовое право входит в систему права Республики Беларусь и выделяется в самостоятельную отрасль права в силу наличия своего предмета и метода правового регулирования.

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, урегулированные нормами этой отрасли права. По предмету правового регулирования отрасли права отличаются одна от другой.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, то есть в процессе мобилизации (собирания) денежных средств в централизованные фонды государства и их распределения (использования) из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства.

Финансовые отношения возникают и развиваются в сфере государственных финансов. Они направлены на планомерное образование необходимых государству фондов денежных средств.

Обязательным участником финансовых отношений является государство в лице специальных органов (Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам и др.

), наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам — организациям и гражданам.

Иногда общественные отношения, составляющие предмет одной отрасли права, могут соприкасаться с отношениями, составляющими предмет регулирования другой отрасли права. Это можно увидеть на примере взаимодействия финансового и гражданского права. Предметом регулирования названных отраслей права являются имущественные (денежные) отношения.

Так, например, отношения по государственному займу, при которых заемщиком выступает государство, а кредиторами юридические или физические лица, регулируются нормами одного из институтов особенной части финансового права — государственного кредита. Условия этих отношений устанавливаются государством в лице Правительства Республики Беларусь.

Денежные средства, поступившие по государственному займу, являются источником финансирования дефицита республиканского бюджета и составляют государственный долг Республики Беларусь. Одновременно отношения по передаче денежных средств взаймы могут быть и гражданско-правовыми. При договоре займа, регулируемого нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь (ст.

760), стороны находятся в равном положении и условия данного договора определяются ими самостоятельно.

Таким образом, по предмету правового регулирования рассмотренные заемные отношения совпадают. В обоих случаях — это имущественные (денежные) отношения. Однако эти отношения отличаются по методу правового регулирования. Поэтому, если нельзя провести разграничение по предмету правового регулирования, то это можно сделать по дополнительному критерию — методу правового регулирования.

Метод финансового права — это совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Методом правового регулирования финансового права является метод властных предписаний. Он характеризуется следующими особенностями.

Властные предписания исходят от уполномоченных государственных органов или органов местного управления и самоуправления.

Субъект, которому адресуется предписание, обязан выполнить его, поскольку оно является односторонне властным.

Метод властных предписаний характеризуется императивностью, которая означает, что субъекты финансового права не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, изменять или определять их содержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных нормативными правовыми актами.

При этом их права вторичны, производны от обязанностей. Необходимо также отметить, что государственный орган, уполномоченный давать властные предписания, сам обязан руководствоваться императивными требованиями чаконой и подзаконных актов.

Например, налоговый орган при осуществлении финансового контроля дает властные предписания, но его полномочия в этой сфере определены в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь и в Указе Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (в ред. Указа от 6 декабря 2001 г.

№ 722) «О порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций».

Характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Властные предписания основываются на отношениях подчинения. Одна сторона обладает юридически властными полномочиями в отношении другой стороны, а последняя — нет.

Следует заметить, что в рамках финансового права возможно существование некоторых договорных отношений, что является новым подходом в регулировании финансовых правоотношений на современном этапе развития финансового права Республики Беларусь.

Субъект финансового права может по своей инициативе вступить в финансовые правоотношения, но на условиях, диктуемых ему соответствующим государственным органом. Например, субъект хозяйствования может проявить инициативу в финансовых правоотношениях по предоставлению ему налогового кредита.

Эта инициатива будет заключаться в том, что налогоплательщик по своей воле подает заявление в соответствующий государственный орган с просьбой предоставить налоговый кредит. Вместе с тем порядок и условия предоставления такого кредита определены в Положении о порядке предоставления налогового кредита, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2002 г.

№ 493, поменять которые сторона, желающая получить налоговый кредит, не имеет права. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае проявляется императивный характер воздействия со стороны государства на регулируемые им отношения по предоставлению налогового кредита.

Исходя из особенностей предмета и метода правового регулирования, можно дать следующее определение финансового права Республики Беларусь.

Финансовое право Республики Беларусь является отраслью права в системе права Республики Беларусь, относится к публичному праву и представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на мобилизацию денежных средств в централизованные фонды государства и их распределение в соответствии с основными задачами и функциями государства.

Финансовое право тесно соприкасается с конституционным правом.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его положения выступают основополагающими для всех отраслей права, в том числе и финансового права.

Так, нормы конституционного права устанавливают обязанность Правительства разрабатывать и представлять Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении (ст. 107 Конституции). Согласно ст.

97 и 98 Конституции Национальное собрание утверждает бюджет Республики Беларусь и отчет о его исполнении; устанавливает республиканские налоги и сборы. На основе этих конституционных положений в финансовом законодательстве подробно регламентируется порядок прохождения бюджета Республики Беларусь в Правительстве и Парламенте. Норма ст.

56 Конституции устанавливает обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей, которая является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщиков в нормах финансового права.

Четко прослеживается связь финансового права с административным правом. Эта связь проявляется, прежде всего, в соприкосновении предмета правового регулирования. Предметом административного права являются управленческие отношения, складывающиеся в процессе государственного управления.

Административное право — это управленческое право, представляющее собой совокупность норм о государственном управлении .

Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, которые в большинстве случаев также реализуются в ходе государственного управления, то есть деятельности органов исполнительной власти.

Так, Правительство разрабатывает республиканский бюджет и исполняет его, Министерство финансов составляет проект республиканского бюджета, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет взимают налоги и сборы, а также осуществляют финансовый контроль.

В финансовом праве, как и в административном праве, используется метод властных предписаний, при котором один из субъектов (например, налоговый орган) наделен властными функциями по отношению к другому (к гражданину, обязанному уплатить налог в бюджет).

Поэтому по методу правового регулирования финансовое и административное право отграничить нельзя. Это разграничение следует проводить по предмету правового регулирования.

Если в административном праве предметом регулирования являются общественные отношения управленческого характера, то в финансовом — это отношения, направленные на плановое собирание, распределение и использование денежных ресурсов государства.

У финансового и гражданского права весьма часто совпадает предмет регулирования, которым являются имущественные (денежные) отношения. Однако гражданское право не регулирует отношения по образованию и использованию необходимых государству фондов денежных средств.

Для отграничения этих отраслей права следует использовать второй критерий — метод правового регулирования. В гражданском праве субъекты выступают в качестве юридически равных сторон, а в финансовом праве субъекты находятся в отношении «власть» и «подчинение».

Следует отметить, что в финансовом праве присутствуют общественные отношения, которые носят комплексный характер и регулируются одновременно как нормами финансового, так и нормами гражданского права.

К ним, в частности, относятся кредитные, расчетные, страховые и некоторые другие отношения.

Под системой финансового права понимается совокупность норм права, составляющих общую и особенную часть финансового права.

Источник: https://mirznanii.com/a/33667/finansovoe-pravo-v-sisteme-prava-rb-sostav-dokhodov-i-raskhodov-byudzheta

Refy-free
Добавить комментарий