Фехтование

Содержание
  1. Виды фехтования
  2. Искусство наносить удары, но не получить их: история развития фехтования
  3. Как было развито в школах средневекового фехтования
  4. Германская
  5. Итальянская
  6. Испанская
  7. Как называется человек, который занимается этим видом спорта?
  8. Европейские
  9. Восточные
  10. Какие организации в России и в мире развивают бои в фехтовании?
  11. Международная федерация
  12. Российская федерация ФИЕ
  13. Русфенсинг на разных языках
  14. Существует ли женское?
  15. Когда девушкам разрешили им заниматься?
  16. Фехтование. Виды и правила. Снаряжение и особенности
  17. История становления дисциплины
  18. До начала боя проводится проверка снаряжения установленным требованиям:
  19. Бой на шпагах
  20. Правила ведения боя имею свою специфику:
  21. Фехтование на рапирах
  22. Отличительные черты поединка:
  23. Поединок на саблях
  24. Фехтование на саблях имеет ряд отличительных особенностей:
  25. Фехтовальная дорожка
  26. Дорожка размечается особым образом:
  27. Установленная форма одежды:
  28. На состязаниях подразумевается наличие бригады судей, состоящей из:
  29. Интересные факты
  30. Похожие темы:

Виды фехтования

Фехтование

Продолжаю рассказывать о фехтовании, в первую очередь на примере бесдоспешного поединка. В этой части я постараюсь рассказать о том, на каком оружии он мог вестись, какими свойствами оно обладало и почему это было именно так.

В первую очередь хочу заметить, что говоря «оружие», я подразумеваю все, что человек держит в руках, ведя бой. Щит — тоже оружие. Когда потребуется уточнить, я так и буду писать — оружие для атаки, оружие для защиты. Это может быть непривычно, но так реально проще.

Говоря об оружии — не важно даже, холодном или каким-либо другом, надо понимать что оно прежде всего инструмент. И, как любой другой инструмент, должно максимально хорошо выполнять поставленные задачи. Поэтому для того, чтобы понять требования к оружию, надо изучить ту тактическую ситуацию, в котором оно должно применяться.

Как я уже писал в первой части, в бесдоспешном поединке основная цель бойца — провести хотя бы одну результативную атаку, не будучи атакованным или защитившись от атаки противника. Отсюда довольно логичны требования, выдвигаемые к оружию:

1) Оружие должно быть как можно легче (для скорости)

2) Оружие для атаки должно быть как можно длиннее (чтобы атаковать раньше)

3) Оружие должно позволять как можно лучше (надежнее) брать защиту

Ну и 4-м пунктом можно написать что оружие должно позволить нанести урон с минимальным вложением сил, но это фактически сводится к правильной заточке.

Нетрудно заметить, что перечисленные три пункта противоречат друг другу. Приходится искать компромиссы. И сделать это можно по-разному. В первую очередь засчет разных «схем» вооружения.

У человека две руки. Значит, вооружиться можно следующими способами:

1) Взять в каждую руку по оружию

2) Взять одно оружие в две руки

3) Взять одно оружие в одну руку, а другую оставить невооруженной.

Начнем с последнего.

Одно одноручное оружие

Этот способ при прочих равных проигрывает остальным двум и распространен был обычно или когда или вторая рука зачем-то нужна (управлять лошадью, цепляться за снасти на корабле) или когда вероятность боя слишком мала, чтобы дополнительно обременяться. Ну или просто дань моды, если говорить о поздних дуэлях.

Так как оружие всего одно, и атаковать, и защищаться приходится им. Причем одновременно можно делать только что-то одно, и чтобы взять защиту после неудачной атаки приходится вернуться в стойку. А значит — крайне важно контролировать дистанцию и очень скурпулезно готовить атаку.

Из преимуществ можно отметить, пожалуй, только то, что можно производить действия невооруженной рукой — например, произвести захват оружия или руки противника. Это можно увидеть на представленной картине, изображающей бой французской и британской пехоты.

Видно, как французский офицер схватил протазан британца и готовится заколоть его. За качество извините, уж какое нашел (

Какие требования предъявляются к оружию? Во-первых, оно должно годиться как для атаки, так и для защиты. Значит, оно должно быть:

1) Легким — чтобы после защиты сразу переходить в атаку и наоборот

2) Достаточно прочным, чтобы не сломаться при взятии защиты

3) Иметь защиту кисти, как наиболее уязвимой при защитах части тела

Несложно заметить что этими свойствами обладает только клинковое оружие. Никаких топоров и прочего древкового тут быть не может.

Какое же оружие исторически обычно использовалось подобным образом? Ниже наиболее типичные представители, хотя, конечно, далеко не все.

Абордажная сабля

Короткое и относительно тяжелое оружие. С точки зрения фехтования это не слишком удобно. Зато такое оружие было проще в освоении, а в тесных и скоротечных абордажных боях все равно не было возможности проявить свое фехтовальное мастерство во всей красе.

Кавалерийские сабля и палаш

Разница между ними только в том, что палаш прямой, а сабля кривая. Не путать с шотландским палашом, что уже другое оружие!

Не берусь утверждать, с чем это связано, но в новое время кавалеристы в левой руке держали исключительно поводья. Поэтому фехтовали только правой. Кавалерийский бой, несомненно, отличается от пешего, но атаки и защиты в целом схожи. Впрочем, иногда этим оружием фехтовали и в пешем строю — в армии дуэли тоже случались. Отсюда берет начало современная спортивная сабля.

Шпага

Вообще, это целый класс оружия, претерпевший эволюцию из легкого меча с развитой гардой до красивого, но бесполезного аксессуара. В западной Европе подавляющее число дуэлей были именно на шпагах, поэтому это оружие смело можно назвать самым дуэльно-оптимизированным оружием.

Поначалу дуэли не отличались какой-либо галантностью и не особо регламентировались правилами. Фехтовали своим оружием и обычно использовали обе руки. Позже возникли дуэльные кодексы, требования предоставлять одинаковое оружие. Пошла мода, а потом и традиция фехтовать одним оружием. Сейчас мы наблюдаем отголоски этих традиций в современных дисциплинах шпаги и рапиры.

Мессер

В переводе с немецкого — нож. По сути, так и есть — нож-переросток. Размеры могли колебаться от полуметра до метра и больше. Существовали даже двуручные варианты — гросс-мессеры. Распространены были в германии среди простолюдинов, так как мечи носить разрешалось только аристократам.

Два оружия

Взяв оружие в обе руки, боец получает возможность… Нет, не наносить вдвое больше ударов. Само по себе это бессмысленно — ведь для победы достаточно нанести хотя бы один удар.

Боец получает в первую очередь возможность выделить одно оружие для защиты, высвободив второе для атаки.

То, что всегда можно защититься вторым оружием, позволяет активнее атаковать, а то, что при взятии защиты не используется основное атакующее оружие, позволяет быстрее отвечать.

Сразу оговорюсь, что разделение на оружие для атаки и оружие для защиты не ультимативное. В зависимости от школы и оружия более или менее активно использовались как атаки «защитным», так и защиты «атакующим». Но преимущественно оружие использовалось по назначению.

Атакующее оружие, так как от него не требовалось брать защиты, могло быть тяжелее, чем в прошлой категории, а так же может быть полностью лишено защитных приспособлений.

Может использоваться и неклинковое оружие, например тот же топор (но боевой, а не колун). Но может без проблем использоваться и любое оружие из предыдущей категории.

Поэтому думаю можно опустить перечисление видов атакующего оружия и перейти к защитным.

Щит

Наверное, это первое, что приходит в голову. Щитов исторически было огромное количество видов, они различались размером, формой, материалом, назначением… Думаю, про это можно написать отдельный пост.

Сейчас я только замечу что для поединков обычно использовались небольшие щиты. Ростовые «двери» — это или для строя, или против метательного оружия.

В поединке такой щит будет помехой — весит много, обзор закрывает, а от всего все равно не закроешься — противник вполне может и шаг в сторону сделать чтобы ударить сбоку или даже сзади.

Баклер

По сути, тот же щит, только маленький. Сначала получил распространение как вспомогательное оружие тем, у кого заняты обе руки основным — луком или какой-нибудь алебардой. Затем — как дуэльное оружие. Хотя его основное конкурентное преимущество — в удобстве ношения, в умелых руках защищать он может не хуже обычного щита. Правда, только от оружия ближнего боя.

Дага

Хоть и кинжал, основная функция все же защитная. Тем не менее, из всего защитного оружия дага больше всего подходит для атаки. Использовалась в паре с длинной шпагой и отлично дополняла ее если противник оказался совсем близко.

Плащ

Не совсем оружие, однако вполне мог выполнять его функции. По крайней мере, это лучше, чем ничего, если ничего другого не оказалось. Помимо защиты можно было набросить на оружие противника, на какое-то время лишив его возможности атаковать.

Двуручное оружие

Две руки, расположенные на рукояти на некотором расстоянии, пусть и небольшом, образуют рычаг. Это позволяет управлять более тяжелым оружием без потери в скорости. Можно тяжелее — значит, можно длиннее. Отсюда и вытекает основное преимущество двуручного оружия перед одноручным — оно длиннее.

Однако есть и минусы. Двуручное оружие сложнее транспортировать. Зачастую есть единственный способ — нести в руках. А в сравнении с двумя оружиями оно идет примерно наравне.

Поэтому наибольшее распространение двуручное получило не в поединках, а в пехотном строю — а такое оружие я сейчас не рассматриваю, поскольку непосредственно к фехтованию оно имеет мало отношения.

Однако есть и исключения.

Длинный меч

Немцы парни брутальные, и в то время, как их итальянские, французские и английские коллеги убивали друг друга на дуэлях шпагами, они это делали двуручными мечами. Со временем все-таки пришлось перейти на рапиры, однако традиция осталась. Сейчас в HEMA используются тренировочно-турнирные варианты длинного меча под звучным названием «федершверт». На картинке именно он.

Копье (и вариации)

Когда-то давно, когда не было ни клинкового оружия, ни доспехов, это было основное оружие. Затем многое менялось, но копье, прыгая из одной тактической ниши в другую и претерпевая непринципиальные изменения, жило аж до начала 20-го века.

В «цивилизованный» период оно выступало в основном как оружие конного воина либо пехотного строя, но могло применяться и как «гражданское» оружие — например, в путешествиях.

Кроме того, протазанами — фактически, то же копье, только с более сложным наконечником — вооружались офицеры некоторых стран в новое время.

Нагината

Японский вариант европейской глефы или русской совни. Суть одна и та же — односторонний клинковый наконечник на длинном древке.

От коллег нагината отличалась несколько меньшими размерами и большей ориентированностью на индивидуальный бой — поэтому она сюда и попала.

Интересно, что в Японии нагината считалась традиционным женским оружием — для защиты дома и детей в отсутствии мужа. Впрочем, мужчины тоже вовсю ими пользовались.

Штык

Тоже не совсем по теме, но стоит упомянуть хотя бы потому, что это единственное «большое» холодное оружие, которое хоть и номинально, но состоит на вооружении до сих пор.

Ружье или винтовка со штыком — фактически, то же копье. Примечательно что изначально в некоторых армиях практиковали особую технику — бой ружьем со штыком в одной руке и шпагой в другой.

Но потом отказались и взяли ружье в две руки.

Традиционные клише и заблуждения

1) Два длинных оружия — например, два меча. Подобное встречалось, но гораздо реже, чем представлено в книгах и играх. На то есть несколько причин. Во-первых, у подавляющего большинства людей одна рука лучше работает, чем другая. Атака — более сложное действие, чем защита, поэтому разделение на атакующую и защитную вырисовывается само собой.

Во-вторых, защищаться «универсальным» оружием сложнее, чем специальным. Наконец, работая двумя клинками, надо следить за обоими, внимание распыляется. В итоге получается, что данная техника применима для небольшого количества людей (амбидекстрия, если верить гуглу, встречается у 1% людей), она сложнее, а осваивать ее придется скорее всего самостоятельно.

Поэтому «обоеруких» бойцов было очень мало.

2) Двуручное — значит большое. Нет, не так — БОЛЬШОЕ. Им непременно надо замахиваться из-за спины, бить наискосок через весь силуэт так, чтобы оружие опять ушло за спину. В реальности же в таком оружии толку было бы мало.

Противнику ничего не мешает, пока идет замах, выйти из-под удара или наоборот, приблизиться, сведя на нет все преимущества двуручного оружия.

Это кажется странным, но двуручные длинные мечи могли весить полтора-два килограмма, причем вес одноручной шпаги с массивной защитой кисти мог быть в этих же пределах.

3) Боец с щитом — «танк», которого сложно убить, но и сам он может сделать мало что. Это заблуждение идет из игр, где для разнообразия тактики искусственно вводили «классы». В реальности же агрессивность зависит не от оружия, а от тактической ситуации.

Которая, конечно, зависит в том числе и от того, какое оружие у вас и у противника, но более сложным образом.

Кстати, в бою щит-меч против двуручного скорее всего все будет наоборот — щитоносец будет агрессивно атаковать, стремясь подойти как можно ближе, а «двуручник» будет бегать кругами, держа дистанцию и атакуя только когда представится возможность.

4) Редкие, но супер-эффективные экземпляры оружия. Тут все просто — эффективное оружие не может не быть распространено. Когда от этого зависит жизнь, удачные решения очень быстро перенимаются.

Даже если оно супер-дорогое, найдется десяток-другой людей, готовых заплатить.

Если вы видите какой-нибудь трехсторонний выкидной меч с встроенным арбалетом, существовавший в единичном экземпляре — скорее всего это или фейк, или разовый заказ богатому коллекционеру, не побывавший в бою ни разу.

Вот, в общем-то и все. Получилось галопом по Европам, и все равно много. Как всегда, конструктивная критика приветствуется. Заодно расскажите, нормально ли читать такие посты, надо ли больше/меньше подробностей, мб вообще лучше разбивать на несколько постов и т.п.

Источник: https://pikabu.ru/story/vidyi_fekhtovaniya_6731698

Искусство наносить удары, но не получить их: история развития фехтования

Фехтование

Впервые этим боевым искусством занялись ещё в древней Индии. У народов Индии в те годы большой популярностью пользовалась книга, в которой описывались упражнения с оружием в виде палки.

В Китае и Японии фехтованию обучали на бамбуковых палках. В Египте воины тренировались при помощи палок со специальной рукояткой.

Судя по барельефу в храме Медине Абу (Верхний Египет), построенном Рамзесом III в 1190 году до нашей эры, соревнования по фехтованию начали проводиться примерно за IV столетия до первых Олимпийских игр. У одного из бойцов на барельефе лицо защищает маска.

Огромное развитие такой вид боевого искусства получил в античной Греции и Риме. Греки создали специальную школу, в которой проходили обучение все желающие. Римляне приглашали специально обученных мастеров, чтобы те обучили будущих воинов искусству сражения на шпагах.

Справка! Впервые о фехтовании как о виде спорта заговорили в начале XIX века. Активнее всего состязание развивалось в Англии, Германии и Франции.

Как было развито в школах средневекового фехтования

В Средневековье фехтованием занимались в основном представители высших сословий общества. Простые горожане и люд довольствовались фехтованием на палках.

Германская

Это система боевого искусства, бытовавшая в Священной Римской империи высокого средневековья и ренессанса (с XIV по XVII вв.).

За этот период было создано множество книг – пособий, на основе которых затем создавались правила современного фехтования.

Итальянская

В основу итальянского фехтования лёг трактат Франческо Алифиери — мастера венецианской школы фехтования «L’arte di ben maneggiare la spada», «Искусство превосходного владения мечом». Именно в Италии впервые были определены принципы фехтования, возникла чёткая классификация приёмов и действий.

Испанская

В Испании фехтование в давние времена зародилось в качестве искусства владения шпагой.

Первыми книгами по истории фехтования считаются произведения испанских преподавателей.

Они вышли в 1474 году.

Как называется человек, который занимается этим видом спорта?

На современном этапе развития этого вида спорта и боевого искусства человек, который занимается фехтованием, называется фехтовальщик.

Успех спортсмена во многом зависит от того, какой вид оружия он избрал.

В современном спортивном фехтовании есть три вида оружия:

Шпага — колющее спортивное оружие. Поражать с помощью шпаги можно всего противника без ограничений – туловище, голову, конечности. Все, кроме затылка.

В шпаге нет тактического приоритета: тебя укололи, засчитывается очко сопернику — 0:1. Ты уколол, а соперник нет — 1:0.

Укололи одновременно: присуждаются очки обоим спортсменам — 1:1.

Фото 1. Поединок по фехтованию между двумя участниками с применением колющего оружия — рапиры.

Рапира — колющее спортивное оружие. Поражать с её помощью можно только туловище и шею. В соревнованиях с рапирой учитывается «тактическая правота».

Иными словами, чтобы укол был засчитан в твою пользу, необходимо уколоть соперника с приоритетом.

Пример: если первый спортсмен уколол соперника при выпаде, при этом второй спортсмен уколол его в тот же момент, находясь при этом на своей площадке, то укол засчитывается тому, кто был в атаке.

Важно! Если уколы были нанесены в обоюдной атаке и одновременно, то очко никому не засчитывается.

Сабля — холодное оружие с длинным изогнутым клинком. Поражать ею можно туловище до линии пояса, голову и руки.

Вам также будет интересно:

Существуют стили европейские и восточные.

Европейские

Стили, распространённые в Европе, принято называть школами. Самые распространённые из них:

  • Английская. Основные виды оружия: палаш, лёгкий меч и щит-баклер. Английская школа использовала как уколы, так и удары.

Стойка в бое, распространённом в Англии, следующая: прямая спина и чуть согнутые ноги, оружие располагается на уровне пояса.

  • Французская. Самое распространённое оружие — шпага. Принципы французской школы взяты из итальянской. Французы любили различные «обводящие» удары: батманы, захваты, отводы. Отличительная черта — умение фехтовать как левой, так и правой рукой, причём одновременно. Стойка также необычная: голова откинута назад, рука со шпагой поднята вверх, а само острие шпаги направлено вниз.
  • Германская. Основная техника — применение длинного меча. Стойка, немецкого фехтовальщика следующая: согнутые ноги, шпага в чуть согнутой руке. Немецкая школа отличалась тяжёлыми рубящими ударами, похожими на удары средневековым мечом.
  • Итальянская. Самая известная школа фехтования в Европе. В итальянской стойке рука с оружием была выпрямлена вперёд, но оба колена согнуты, и вес тела распределяется на обе ноги. Второе оружие часто заменялось плащом, намотанным на руку.

Существовали также Болонская, Венецианская и Неаполитанская школы фехтования.

  • Болонская школа фехтования включала в себя метода рукопашного боя помимо владения мечом. Больше всего внимания в школе уделено именно защите, а не нападению. А также нередко использовалось дополнительное оружие: кинжал или клинок.

Фото 2. Фехтование в Болонской школе, в руках одного участника меч, у другого — щит.

  • Венецианская школа. В венецианском фехтовании впервые подробно были представлены свойства разных частей клинка, которые применялись в обороне и наступлении.

Внимание! Именно в Венецианской школе был впервые чётко обозначен вопрос дистанции между противниками.

  • Неаполитанская школа. Отличается от других школ фехтования тем, что в процессе состязания удары более короткие. Способ ведения боя напоминает поведение животных, смешанное с танцевальными движениями. Приверженцы неаполитанской школы мгновенно анализировали поведение врага, старались чаще идти в нападение, не уклоняться от ударов противника и не отступать.

Восточные

Среди восточных школ фехтования более всего выделяется японская школа.

Искусство владения деревянным мечом называется кэндо. В современном кэндо выделяют два вида атак — рубящую и колющую.

Разрешено наносить рубящие удары по макушке противника, по левой и правой части головы. Колющие удары можно наносить только в область горла.

Основные отличия восточных стилей фехтования от европейских — духовная наполненность. Кэндо стремится к воспитанию энергичного духа через правильное обучение и тренировку. Цель — взрастить воина, который любит свою страну и готов сделать вклад в развитие культуры.

Какие организации в России и в мире развивают бои в фехтовании?

Современное фехтование, как вид спорта, развивается по всему миру. Как Олимпийский вид спорта, возникло в 1896 году.

Личные соревнования на шпагах в программе Олимпиад были проведены в 1900 г., а командные состоялись на Олимпийских играх в Лондоне в 1908 г.

Личные женские соревнования в первый раз проводились в 1924г. на Олимпийских играх во Франции.

Международная федерация

Была основана в Париже в 1913 году. Сейчас её главный офис расположился в Лозанне (Швейцария).

Под эгидой федерации выступает 145 международных национальных федераций этого вида спорта.

А также при поддержке Международной федерации фехтования проводится Кубок мира и Чемпионат мира.

Российская федерация ФИЕ

Самостоятельная история фехтования в РФ начинается в 1992 году. Накануне Олимпийских игр в Барселоне была создана Федерация фехтования в России ФИЕ. Сейчас Федерация расположена в Москве.

Русфенсинг на разных языках

На английском слово звучит как fencing. На немецком — fechten. На мелодичном французском — escrime. На русском — Русфенсинг.

Существует ли женское?

Современным фехтованием могут заниматься как мужчины, так и женщины. Но так было не всегда.

Когда девушкам разрешили им заниматься?

Впервые скрестить шпаги на международных соревнованиях женщины смогли только в 1996 году на Олимпийских соревнованиях в Атланте.

Это были личные и командные соревнования.

Ранее участвовать в состязаниях девушки могли лишь на рапирах начиная с 1924 года.

В видео можно посмотреть, как проходит поединок между женщинами, узнать некоторые правила боя.

Если в современном европейском мире это лишь тип спортивного состязания, то на Востоке как ранее, так и сейчас, фехтование — вид боевого искусства. В него вкладывается духовный смысл, который можно сравнить с путём воспитания воина, его боевых качеств и навыков.

Фехтование – это спорт и искусство, которое имеет свою глубокую историю, начинающуюся ещё с древнейших времён. Оно требует физической подготовки, ловкости и скорости реакции, а также интеллектуального развития. Только путём анализа психологии и поведения противника можно добиться победы. Не зря фехтование называют «шахматами в движении».

Источник: https://sportyfi.ru/fehtovanie/

Фехтование. Виды и правила. Снаряжение и особенности

Фехтование

Фехтование – это олимпийский вид спорта, предполагающий сражение между противниками с помощью колющего спортивного оружия (шпаги, рапиры или сабли). Для победы в турнире спортсмену нужно уколоть своего оппонента и не допустить ему уколоть себя. Эта спортивная дисциплина представлена на соревнованиях как мужскими, так и женскими командами.

История становления дисциплины

Она берет свои истоки в античном мире. Известно, что первые турниры проводил еще правитель Египта Рамзес III. Этот факт запечатлен на фресках, датируемых 3 000 лет до н.э.

, где изображено оружие, используемое в наши дни, а также маски, закрывающие лица противников.

Бои с применением холодного оружия были распространены не только в Египте, но и в Древней Греции, Индии, Риме, Китае и Японии.

В средневековье фехтование получило большую популярность. Но позволить себе сражаться на мечах могли только аристократы. Простые люди дрались на палках или алебардах.

В 15 в. в Европе сражение на шпагах и рапирах стало искусством. Начало этому положила Испания, а вскоре в Германии и в Англии были сформированы первые корпорации.

В 16 в. итальянцы разработали принципы и приемы фехтования. Здесь же стали проводиться специальные обучающие курсы. В качестве оружия долгое время использовался меч. Но ношение доспехов воинами обусловило необходимость создания острого клинка, способного проникать в щели лат. Так появилась шпага. Классическая рапира считается изобретением испанцев.

Фехтование выделилось в спортивную дисциплину к 1913 г., когда появилась Международная ассоциация. А в 1914 г. были утверждены унифицированные правила. В 1921 г. в Париже прошли состязания фехтовальщиков на шпагах.

По сути это был первый мировой турнир. Состязания на саблях проводятся с 1922 г., а на рапирах — с 1926 г. Первый Чемпионат Европы состоялся в 1981 г. Его организовала уже действующая на тот момент Европейская конфедерация фехтования. С 1972 г.

проходят состязания на Кубок мира.

До начала боя проводится проверка снаряжения установленным требованиям:

  • У оружия оценивается жесткость, длина, целостность.
  • У формы и маски — прочность и электропроводность.

Выигрывает сражение сторона, нанесшая определенное число уколов противнику за установленное время.

Факт укола регистрируется автоматическим устройством, издающим звуковой и световой сигнал. Укол, произведенный с ошибкой, может быть не засчитан. Спортсменам назначаются и штрафные уколы за определенные виды нарушений, например, при заступе за заднюю границу дорожки, за столкновение дерущихся и др.

При заступе за боковые границы судья останавливает бой и аннулирует все уколы.

Бой на шпагах

Этот вид оружия наиболее востребован, а сражение на нем признается самым сложным, схожим с опасным боевым.

Шпага имеет на своем окончании электронный наконечник, позволяющий регистрировать уколы. Масса оружия — более 700 г, длина — 110 см. Гарда для защиты конечностей имеет в диаметре 13,5 см.

Правила ведения боя имею свою специфику:

  • Уколы разрешается наносить в любую часть тела: туловище, голову и конечности, а также в экипировку спортсмена. В таком поединке получить укол очень легко.
  • Если фехтовальщики укололи друг друга в одно и то же время, очки присуждаются обоим.
  • Поединок на шпагах сопряжен с выжидающей стратегией его участников, поэтому может продолжаться довольно долго.

Бытует мнение, что победу в сражении на шпагах легче одержать фехтовальщику с высоким ростом и длинными конечностями. Но это не так.

На состязаниях побеждают спортсмены с разными физическими данными.

Фехтование на рапирах

Рапира считается наиболее безопасным оружием. На рапирах сражаются женщины и дети 10-12 лет. Ее вес — 0,5 кг, а длина — 110 см. Для защиты рук имеется гарда диаметром 12 см.

Отличительные черты поединка:

  • Результативными признаются уколы, наносимые только в туловище и шею.
  • Действует правило приоритета — перед нанесением удара необходимо отразить атаку. Это дает право на удар.
  • Уколы при одновременной атаке не засчитываются.

Поединок на саблях

Сабля весит столько же, сколько и рапира, а по длине на 5 см короче.

Фехтование на саблях имеет ряд отличительных особенностей:

  • Очки присуждаются и за уколы, и за удары. Удар разрешается производить всей поверхностью или обухом клинка в голову, руки и туловище оппонента.
  • Чтобы балл был засчитан, перед нанесением удара (укола) требуется отразить атаку.

Сражение на саблях наиболее зрелищное из всех видов. Все приемы осуществляются с большой скоростью. Время боя не фиксируется.

Фехтовальная дорожка

Значение этого атрибута и ее параметры зафиксированы в правилах. Длина дорожки — 14 м., а ширина — 1,5-2 м. Выполнена она из материала с высокой электропроводностью и заизолирована от оборудования, фиксирующего уколы.

Дорожка размечается особым образом:

  • Центральная линия.
  • Линии исходной позиции (на удалении 2 м. от центральной).
  • Боковые границы.
  • Задние границы.

Еще имеются предупредительные двухметровые отрезки по обеим сторонам, указывающие на то, что фехтовальщик приближается к задней границе.

Установленная форма одежды:

  • Защитный костюм: куртка и брюки до колен на подтяжках. Материал изготовления — кевлар.
  • Удлиненные гетры белого цвета.
  • Обувь без каблуков.
  • Специальная маска, оснащенная сеткой и воротом.
  • Перчатки.
  • Защитные набочники, надеваемые под костюм.

Маска для боя на шпагах внутри и снаружи отделана специальным материалом, устойчивым к ударам. Участники боя надевают маски с электрическим воротником.

Сетка и воротник маски саблистов обладают высокой электропроводностью.

Перчатки оснащены электропроводящими манжетами.

Сражающиеся на рапирах сверху куртки носят жилет, проводящий электричество. А дерущиеся на саблях должны надевать куртки с отражательной поверхностью.

На состязаниях подразумевается наличие бригады судей, состоящей из:

  1. Главного судьи. Обязательное условие — наличие у него удостоверения национального или международного арбитра. Он вызывает спортсменов на дорожку, проверяет экипировку и оружие, следит за работой регистрирующих устройств, руководит другими судьями, объявляет штрафные санкции.
  2. Двух ассистентов. Они контролируют владение сражающимися невооруженной рукой, производимые уколы, заступы за границы дорожки и иные возможные ошибки. Ассистенты находятся на концах фехтовальной дорожки напротив друг друга.

    Если бои разделены на периоды, то ассистенты переходят на другую сторону после каждого из них.

Интересные факты

  • Известно, что в международных спортивных состязаниях ведущую роль играет английский язык. Фехтование — единственная дисциплина, где по традиции судейство ведется на французском.
  • Фехтование признается одним из самых интеллектуальных видов спорта, где помимо физической формы и воли к победе необходимы навыки стратегического мышления.

  • Фехтовальщики — обладатели самых натренированных ног. Их нижние конечности принимают на себя 70 % общей нагрузки.
  • Развитие кинематографа положило начало так называемому артистическому фехтованию. Оно далеко от спортивного боя, но более зрелищно, поскольку удары в нем наносятся намного чаще и сопровождаются громкими звуками. Именно так дерутся все киношные мушкетеры.

    Многим актерам до съемок фильма пришлось обучиться арт-фехтованию. В отличие от спортивного, этот вид сложно освоить всего за несколько месяцев.

  • Клинок фехтовального оружия признается самым быстрым после стрелковой пули.
  • В начале своей истории это был не вид спорта, а военное искусство.

    Поэтому оно было единственным видом физической активности, находившемся под королевским покровительством.

  • Фехтование — единственное спортивное направление, где отсутствует разделение по весовым категориям.
  • Немногим известно, что именно из фехтования взята большая часть движений в балете. Начало этой тенденции положил Французский двор 17 в.

    Считалось, что мужчине легче овладеть танцевальными па, схожими с теми движениями, которые он выполняет в поединке.

  • Белый цвет одежды фехтовальщиков обусловлен тем, что до изобретения электронных фиксирующих устройств на кончик оружия надевалась частица материи, пропитанной чернилами. И именно по отпечатку чернил на одежде регистрировался факт укола.

  • Сила давления, необходимая для повреждения кожи, — 750 гр. Эта цифра была специально установлена много лет назад, во времена дуэлей, проводимых «до первой крови».

Похожие темы:

Источник: https://dlia-sporta.ru/glavnaia/vidy-sporta/fekhtovanie/

Refy-free
Добавить комментарий