Эволюция представлений о культуре

Эволюция представлений о культуре

Эволюция представлений о культуре

Введение

Понятиями «культура» и «цивилизация» обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания.

Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда — стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования.

Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление.

Поэтому судьбы мира во многом связаны с философским постижением сущности культуры и цивилизации, их соотношения и взаимодействия.

Философия исследует сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциональные основания человеческой жизни, разрывы между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества. Поэтому необходимо подробнее рассмотреть взаимосвязь и особенности понятий культуры и цивилизации в истории философского анализа культуры.

В современном философском языке эти понятия одни из самых распространенных и многозначных. Использование их в наши дни выходит далеко за рамки первоначального значения.

Термин «культура» переводится как «возделывание, обработка, развитие, почитание» и подразумевает на ранних этапах его употребления целенаправленное воздействие человека на природу (обработка почвы и т.д.), а также воспитание и обучение самого человека.

Понятие «цивилизация» — гражданский, государственный, появилось во французском языке в рамках теории прогресса XVIII века и обозначало идеальное общество, основанное на разуме и справедливости.

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Целью данной работы является характеристика понятий «культура» и цивилизация» и выявление их соотношений.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ___ страница.


Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность

Для того чтобы понять содержательную сторону исторического процесса развития общества необходимо уяснить, что представляет собой культура. В философии истории в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием «цивилизация». Но здесь возможны различные подходы.

В первом случае цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин).

Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развитии, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс).

В третьем случае цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс). В четвертом случае цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок (О. Шпенглер).

В пятом случае цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений, а культура как Проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков).

Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.


Эволюция представлений о культуре

Интерес к культуре и попытки осмыслить этот сложный феномен восходят к глубокой древности. В античном сознании понятие культуры отождествляется с пайдейей, то есть воспитанностью, образованностью, которые отличали эллинов от «некультурных» варваров.

У софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению — изменчивому, произвольному.

Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.

В позднеримскую эпоху зародился, а в Средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации.

Философы Возрождения рассматривают культуру как средство формирования идеальной универсальной личности — всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим ценностям, содействующей развитию наук и искусств и укреплению государства.

Понятие культуры становится одним из центральных в философии Просвещения.

В сочинениях Вольтера, Тюрго, Кондорсе, Вико культура предстает как результат поступательного развития истории и степень воплощения разумного начала, реализованного в религии, философии, науке, праве, морали как объективациях разума.

Цель культуры, соответствующая высшему назначению «разума» — сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей «естественной» природы.

В немецкой классической философии культура рассматривается как область духовной свободы человека. И. Кант подходит к культуре как субъективному состоянию личности и проводит различие между культурой умения (как цивилизованностью) и культурой воспитания (как нравственностью). Г.Ф.

Гегель анализирует такие обнаружения культуры, как искусство, религия, философия, наука в качестве различных форм самопознания разума, духа народа, творящего историю и формирующего «лики» культуры.

Немецкая классическая философия характеризуется признанием множественности типов и форм культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

В XIX — начале XX века относительный универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре «преодолевается» появлением целого ряда философских течений и школ. «Философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.

) рассматривает дух как субстанцию культуры, которая может быть понята не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, «душевным настроением» жизни. Ф.

Ницше видит в любой культуре средство подавления и порабощения человека.

Марксистская философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, выражающую достигнутый человеческий уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, а также развитие творческих сил и способностей личности.

Культура понимается не только как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека, но и как проблема создания необходимых условий, в том числе и материальных, для всестороннего и целостного развития индивида.

Культура может быть понята не из самой себя, а только в связи с обществом, с трудом, она есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.

Названные школы и концепции можно отнести к классической модели культуры. В основе этой модели лежат принципы гуманизма, рациональности и историзма, а культура является результатом освобождения человека от жесткой зависимости от природного и божественного миров.

Человек — субъект культуры — выступает как разумное динамическое существо, развивающее свой дух и творящее культуру. Объектом познания является надиндивидуальная культурная реальность, из которой выводиться культура отдельного человека.

В философском отношении эта модель преимущественно идеалистична (за исключением марксисткой концепции), поскольку культура выступает чисто духовным образованием, детерминированным актом трансцендирующего из самого себя сознания.

Происходит замещение форм человеческой деятельности духовной предметностью.

В качестве универсалий, служащих основаниями осмысления культуры и одновременно нормами культуротворчества, в классической модели выступают:

1) знания, искусство, мораль, право, обычаи, культы (Э. Тейлор);

2) общезначимые ценности — нравственные, эстетические, религиозные, эротические, логические (В. Виндельбанд, Г. Риккерт);

3) универсальные структуры человеческого сознания (М. Шелер);

4) трансцендентально-логические основания, мышление, данное в форме науки (Г. Коген, П. Наторп); символополагающая деятельность практического разума как субстанциональная основа всех сфер культуры, рассматриваемых в качестве символических форм — языка, мифа, религии, искусства, науки, истории (Э. Кассирер);

5) общечеловеческие первообразы — архетипы, динамика которых лежит в основе творения культуры (К. Юнг);

6) идея «осевого времени», выявляющая изначальный и универсальный смысл истории и культуры, для поиска и понимания которого во всех их последующих обнаружениях необходимы новые «шифры» (К. Ясперс).

Теоретическая недостаточность классической модели культуры, несостоятельность претензий на строгую научную объективность в исследовании культуры, воплощение идеологии европоцентризма, сомнения в линейной направленности развития культуры — все это привело к возникновению других моделей культуры.

Модернистская (неклассическая) модель, сложившаяся в начале XX века носит подчеркнуто антитрадиционалистский характер.

Культура рассматривается как повседневная реальность, имеющая скрытый смысл, элементы ее взаимодействуют между собой и воспринимаются человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления.

Мир предстает в этой модели жестоким и абсурдным, не нуждающимся в упорядоченном проектировании, человек в нем — одиноким и обреченным, окружающие обстоятельства — «темными», враждебными, бессмысленными.

Постмодернистская модель культуры конституируется в конце 60-х-70-е годы XX века. Критическое отношение к установке на преобразование мира сопровождалось отказом от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы.

Антисистематичность — характерная черта постмодернистской модели, которая возникает как результат нарушения «чистоты» такого феномена как искусство: предполагается, что в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения отсутствует изначальное смыслопорождение в искусстве, восходящее к созидающему началу, оригинальному творческому деянию. Кроме того, современный творец культуры, художник, как правило, не имеет дела с «чистым» материалом — последний уже тем или иным образом освоен. Приметой выражаемой культурной ситуации становятся кавычки, расставляемые как указание на условность любых знаковых систем. В культурно-эстетическом аспекте постмодернизм привел к размыванию граней между искусством и не искусством, прекрасным и безобразным и т.п.

Исследователи насчитывают свыше 400 определений культуры. Такое многообразие трактовок объясняется тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия (онтологический аспект).

Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к бесконечности и универсальности человеческого развития. Способность мира «излучать» из себя человеческий смысл, характеризующая его как явление культуры — таково философское измерение культуры.

Источник: https://poisk-ru.ru/s3871t15.html

Эволюция представлений о культуре в истории европейской мысли

Эволюция представлений о культуре

Многозначность термина «культура» как отражение сложности феномена культуры.

Первоначальный смысл термина «культура» и подходы к пониманию культуры в эпоху Античности. Античный полис как культурно-исторический контекст самого понятия «культура».

Понимание культуры в эпоху Средневековья: культура как преодоление ограниченности человека, духовное совершенствование личности на основе веры в Бога.

Эпоха Возрождения: модификация христианского понимания мира, человека, культуры. Осмысление культуры в Новое время: культура как всесторонняя творческая реализация человеческого разума и свободы (И. Кант, И.

Гердер); культура как развертывание сущности мирового духа – надиндивидуального всеобщего Разума (Гегель). Программа совершенствования человека на основе возврата к естественности природы (Ж.-Ж. Руссо), на основе морали (И.

Кант), искусства (Шиллер), на основе постепенного приобщения к ценностям европейской культуры и развития познания (Гегель).

Проблема истории культуры и цивилизации в общественной мысли эпохи Просвещения. Дж.Вико о проблемах развития культуры и цивилизации. Концепция культуры И.Г.Гердера как предтеча сравнительного метода в культурологическом исследовании.

Концепция культуры в немецкой «философии жизни» Ф.Ницше, В.Дильтея, Г.Зиммеля. Немецкая «философия жизни» о культуре как специфической и загадочной форме жизни. Вильгельм Дильтей о специфике герменевтической (понимающей) методологии «наук о культуре», роли интуиции в герменевтике.

Исследование истории культуры как реконструкция мировоззрений, которые являются ядром и основой целостности культурных систем; «подпочва» мировоззрений эпохи; основные типы мировоззрений в истории (религиозное, поэтическое, метафизическое). Г. Зиммель о субъект-объектной природе культуры; культура как «путь души к себе самой».

История культуры как процесс возрастания ценностного содержания жизни; «трагедия культуры», ее причины и следствия; понятие «перегруженная культура».

Игровая концепции культуры. Йохан Хёйзинга о культуре как целостности, в которой «игра» является формирующим элементом культуры. «Игра» как воплощение свободы человека, простор для его жизненных сил, с помощью которых человек создает свою «среду» задолго до практического изменения окружающего мира. Соотношение «игры» и «серьезности» – основание исторической типологии культуры.

Э.Тайлор — один из основоположников эволюционизма как общей теории культуры. Э. Тайлор о культурном единстве человечества и общих законах развития культур всех народов: развитие от простых форм к сложным, от низших к высшим.

Культура как сложное комплексное целое, включающее множество элементов. Эволюционные ряды культурных феноменов, исследованные Тайлором в его труде «Первобытная культура».

Идея о происхождении современной культуры как естественной эволюции элементов древней культуры.

К.Маркс и Ф.Энгельс о культуре как сфере практической деятельности человека и результатов его творчества. Марксистская концепция социально-классовой дифференциации культуры. Историзм в понимании культуры и цивилизации.

Идеолог панславизма Н.Я. Данилевский об аналогии между формами органической жизни и культурой, законах циклического развития «цивилизаций». Европа и Россия как два различных культурно-исторических типа. Н.Я.

Данилевский как основоположник теории пространственно-временной локализации культурных феноменов. Концепции «культурно-исторических типов» и «культурных потоков». Критика идей Данилевского о враждебном противостоянии культурно-исторических типов.

Отрицание единого мирового культурно-исторического процесса. История культуры как последовательно сменяющие друг друга «культурно-исторические типы».

О.Шпенглер как основоположник «исторической культурологи». Концепция культурно-исторического круговорота. Проблема перехода культуры в цивилизацию. Представление о кризисе культуры. Понимание культуры как внешнего выражения внутреннего мира человека. Морфология культуры в работе Шпенглера
«Закат Европы». Критика европоцентризма. История как многообразие форм культурной жизни.

Культуры как «живые организмы высшего ранга», этапы их эволюции. Ландшафт и «душа культуры», которая является системообразующим ядром культуры. Замкнутость культур и их судьба как саморазвертывание души. Равнозначность всех культур и причины предельной полноты самореализации только 8 культур. «Цивилизация» как стадия умирания культуры, ее признаки.

Замкнутость культур и проблема их «понимания».

ТЕМА 3

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_251565_evolyutsiya-predstavleniy-o-kulture-v-istorii-evropeyskoy-misli.html

Эволюция представлений о культуре (стр. 1 из 3)

Эволюция представлений о культуре

Белорусский государственный университет

Исторический факультет

Кафедра нового и новейшего времени

Реферат на тему: Эволюция представлений о культуре

Подготовил:

Студент 4 курса, 3 группы

Сидоренко В.

Минск, 2009

1. Античные представления о культуре.

2. Представления о культуре в эпоху средневековья.

3. Понимание культуры в новое время (И.Г. Гердер, школа эволюционистов, школа диффузионистов, неокантианцы).

4. Теория культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

5. Теория культуры Ф. Ницше.

6. “Архетипы культуры” К. Юнга.

7. Теория игры Й. Хейзинга.

8. Культура в понимании французской школы “Анналов”.

1. Античные представления о культуре

Уже в эпоху Древней Греции началось формирование понимания культуры.

По первоначальным представлениям греков культура – это влияние человека на природу, как совокупность навыков умений, как результат деятельности человека, который видоизменяет природу.

В процессе реконструкции историко-культурного контекста самого понятия «культура» эпохи Древней Греции следует отметить, что в него входит и воспитание, и возделывание (первичное значение) и культ (поклонение, почитание).

Сами греки воспитание, обучение, а в более широком смысле образование, образованность, просвещение, культуру – определяли термином «пайдейя» (процесс становления гражданина в античном полисе).

Основные ценности греческой «пайдейи» выходят за рамки педагогической сферы. В основании лежит аристократический тип культуры, который культивирует генеалогические традиции, с ним связанна красота и физическое совершенство, высокое понимание чести, стремление к славе. Добродетели по античным представлениям наследуются.

Таким образом, «пайдейя», так называемый образовательный процесс, не сводился к определенной сумме знаний, он был подготовкой к общественной жизни с достаточно широким набором норм и требований.

Необходимо также отметить, что греки уже различают эпохи по уровню развития материальной культуры: Гесиод в «Труды и дни» выделяет: каменный, бронзовый, железный века. Этой же точки зрения придерживается и римлянин Лукреций Кар, «О природе вещей».

Определенные изменения в понимании культуры были внесены римлянами. Именно ими слово “культура” начинает использоваться в терминологическом плане. Родоначальником этого становится Цицерон, который в своей работе “Тускуланские диспуты” (45 г. до н. э.

), используя термин “culturaanimae”, переносит понятие возделывания, обработки поля и на человеческую душу.

Следуя традиции, заложенной Сократом, Цицерон понимает философию как науку о жизни, и предполагает, что философия способна ответить на вопрос о том как правильно жить.

2. Представления о культуре в эпоху средневековья

В рассматриваемый период времени происходит координальное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо античной системы ценностей, для средневековой культуры характерны следующие черты:

– монотеизм;

– духовность;

– утверждение аскетического идеала;

– книжное знание (происходит переход от познания через наблюдение и опирающееся на логику в эпоху античности).

На смену античному мировоззрению приходит утверждение, что мир создан единым и вездесущим богом как сверхъестественной личностью, мир и человек имеют свои основания в боге.

Высшие культурные ценности перемещаются в сферу не подвластную человеческому разуму.

Нормы и законы античного мира с его рациональным поиском пути к достижению добродетели выступают уже неприемлемыми в эпоху средневековья.

Развернутое христианское представление о культуре принадлежит Августину Блаженному (354–430) По утверждению этого автора, ценность человеческой жизни заключается в том, чтобы жить по Богу. Необходимо отказаться от всех человеческих благ.

Добродетель тем выше, чем большим количеством благ пренебрегает человек. Блага делятся на те, которыми следует жить и любить и те, которыми нужно только пользоваться. Первое благо – Бог, вторая группа – материальные вещи, которые нельзя любить.

задача культуры – самосовершенствование индивида в диалоге с Богом.

3. Понимание культуры в новое время (И.Г. Гердер, школа эволюционистов, школа диффузионистов, неокантианцы)

Понятие «культура» вошло в обиход в современном значении в европейской мысли во второй половине XVIII в. в Германии. Оно имело два смысловых оттенка:

– господство над природой с помощью знаний и ремесла, так как культура выступала как материальное достояние общества;

– внутренние духовные богатства личности.

В эпоху Просвещения появляются и первые сочинения, посвященные теории культуры. В 1725–44 гг. выходит 3 издания книги итальянского философа Джамбаттиста Вико (1668–1744) «Основания новой науки об общей природе наций», где впервые дан анализ истории культуры.

Вико пришел к выводу, что история культуры определяется вечными объективными законами, развитие культуры идет поступательно и беспрерывно.

Каждая ступень развития человеческой культуры обладает самостоятельной ценностью, своеобразием и, исходя из этого, любая ступень человеческой культуры имеет значение.

Продолжателем идей Вико явился представитель немецкого просвещения Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803). В своем труде «Идеи к философии истории человечества» он предпринял попытку охарактеризовать путь, пройденный человечеством, обосновав идею прогресса.

В процессе реализации этой цели использовался конкретный материал истории культуры. Гердер как и Вико не поддерживал идеологов Просвещения, которые считали, что развитие общества совершается от хорошего к лучшему, что все, что совершается на земле, наполнено разумным смыслом.

Гердер считает, что развитие культуры противоречиво.

Определяющим звеном в процессе развития культуры, по мнению Гердера, является язык. Разум начинается с языка (общение). Благодаря языку человек не только разумное, но и деятельное существо. При ответе на третий вопрос Гердер считает, что смысл культуры в гуманизации человека и общества, в сферы культуры нельзя включать войны. Смысл культуры – добиваться пользы для человека

Гердер показал путь развития культуры от древнейших обществ до XVIII в. В отличие от сторонников европоцентризма считал, что человеческий род возник в Азии, так как отсюда пошли языки, письменность. Европа не является единственным и первым образцом культуры.

Развитие культуры Гердер пытается представить как естественный ход вещей и необходимостью удовлетворения насущных потребностей человека (а не божественным началом). В концепции Гердера понятие “культура” применима ко всему человечеству.

Становление культуры Гердер именовал вторым рождением человека.

Традицию Гердера в понимании культуры продолжили немецкие романтики – Шиллер, Шлегель, поздний Шеллинг, представители немецкой классической философии. Пытаясь найти выход из существующих противоречий своего времени, Кант обращается к сфере «духа», сфере морального, Шиллер – эстетического, Гегель – философии сознания.

Культура с их точки зрения предстает как область духовной свободы человека.

Они признавали существование множества своеобразных типов и форм развития культуры, расположенных в определенной исторической последовательности и образующих в совокупности единую линию духовной эволюции человечества, то есть эти представители отстаивали линейную эволюцию культуры.

Школа эволюционистов. Середина XIX в. отмечена появлением школы эволюционистов – швейц. историк Иоганн Бáхофен, амер. историк, этнограф Льюис Генри Морган, англ. этнограф Э. Тейлор. Данное направление сложилось под влиянием позитивизма Огюста Конта, Герберта Спенсера и теории Ч. Дарвина.

Согласно теории Конта, все народы в своем развити проходят тождественные стадии. Социокультурная эволюция является интеллектуальной. Интеллектуальные типы и являются типами культуры.

Первый из них по времени, соответствующий первобытному состоянию, строится на основе мифа и религии. Второй – средневековый – основан на метафизике.

Новейший или позитивный тип культуры основан на науке, которая отвергает религию, метафизику и объясняет мир путем установления естественных, эмпирически наблюдаемых взаимозависимостей.

Эволюционисты, обращаясь к культурному наследию различных народов, пытаются выявить общие, сходные черты в развитии культуры, представляемой ими как результат психического единства человечества. Отдельные элементы культуры рассматриваются как индикаторы общекультурного развития, которые позволяют отнести данное общество о определенному этапу эволюционного процесса.

Школа диффузионистов. В конце XIX – начале XX вв. эволюционные представления о культуре были подвергнуты критике баденской школой неокантианства и представителями культурно-исторической школы диффузионистов – немецкими исследователями Ф. Ратцелем и Л. Фробениусом.

Ф. Ратцел, понимая односторонность подходов эволюционисов, поднимает вопрос о культурных контактах, заимствованиях, подражании как проявлении содержания культурно-исторического процесса. Л. Фробениус выдвигает теорию “культурного круга”.

В соответствии с ней любой предмет рассматривается как творческий акт, который возникает лишь однажды в истории и, возникнув однажды, он распространяется по всему миру. Исследователь проводит аналогию кругами от брошенного в воду камня.

Развитие культуры объясняется в соответствии с данным подходом не закономерной линейной эволюцией от примитивного к более высокому уровню, а случайным сочетанием творчества и заимствования. То есть авторы придерживаются мнения, что творческий акт протекает как сочетание случайностей.

Эта школа опровергает эволюционный подход к понятию культуры, пытаясь представить ее не как систему, а как сочетание разрозненных моментов.

Источник: https://mirznanii.com/a/130411/evolyutsiya-predstavleniy-o-kulture

Культурология

Эволюция представлений о культуре

Лекция 2

Развитие представлений о культуре

Слово «культура» является многозначным и одним из самых часто употребительных в науке и обиходе.

Термин «культура» произошел от латинского глагола «colere», который имел множество значений: населять, обрабатывать, почитать и прочие, некоторые из них со временем превратились в самостоятельные слова.

Первоначально слово «культура» имело следующие значения:

·        выращивание чего-либо, обычно растений или животных;

·        возделывание, обработка земли;

·        почитание, поклонение, служение чему-нибудь.

Римский оратор и философ Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) в работе «Тускуланские беседы» (45 г. до н. э.) использовал слово «культура» в переносном смысле: обработка, улучшение, возделывание, упорядочение души и ума.

Постепенно латинское понятие «cultura», обозначавшее нечто искусственно созданное, стало противопоставляться понятию «natura», как чему-то естественному.

В современных европейских языках можно выделить четыре основных смысла (исключая сельскохозяйственное и естественнонаучное значения):

·        абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

·        обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.;

·        абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду;

·        абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и прежде всего художественной деятельности.

Понятие культуры прошло длительный путь становления.

В Древней Греции существовало понятие «пайдейя» (древнегр. – воспитание ребенка), которым обозначался процесс подготовки граждан в древнегреческом городе-государстве.

гражданского идеала в древнегреческой культуре неоднократно менялось, но неизменным осталось представление о том, что поведение воспитанного человека (прошедшего процесс пайдейи) соответствует определенным правилам и принципам. Именно «упорядоченность» отличает, по мнению древних греков, человека от животного, эллина от варвара, свободного от раба.

Похожие представления отразились в латинском понятии «humanitas» (человечность), обозначавшем качества, свойственные только человеку, которые, в представлении древних римлян, достигаются напряженным трудом, доблестью, образованием и воспитанием.

В средневековом понимании культура – внеисторичное, овеществленное, наличное божественное откровение. Под культурой осознается данная Богом возможность преодоления человеческой ограниченности путем постоянного внутреннего совершенствования.

В эпоху Возрождения формируется новое представление о культуре как о продукте свободной созидательной активности человека, фиксируемой в общественных явлениях и в фактах духовного и материального мира.

В эпоху Нового времени понятие культуры связывалось с качеством человеческой деятельности, основанной на принципах рациональности. Оно может быть достигнуто только в процессе самовоспитания личности.

Как самостоятельное явление общественной жизни культура стала рассматриваться в эпоху Просвещения. Культурные феномены (мораль, искусство, обычаи и т. п.) как необходимые элементы общества возникают, по мнению просветителей, благодаря человеческой воле.

Итальянскому мыслителю Д. Вико (1668-1744) и немецкому просветителю И. Г. Гердеру (1744-1803) принадлежит заслуга в разработке принципа историзма, в соответствии с которым любое культурное явление необходимо рассматривать в контексте исторического развития.

В понимании И. Г. Гердера культура – способ жизнедеятельности человека, который формирует в нем сверхприродные качества. И. Г. Гердер сыграл значительную роль в становлении культурологического знания. Именно он использовал термин «культура» во множественном числе, признав существование множества уникальных, самобытных культурно-исторических образований.

Родоначальник немецкой философии И. Кант (1724-1804) противопоставил «миру природы» «мир свободы» (культуру), который конструируется самим человеком. Таким образом, И. Кант определил культуру как «приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще» и реализацию всех имеющихся задатков.

В трудах немецкого философа Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831) культура рассматривается как явление, развивающееся в соответствии с рациональными принципами.

Немецкий философ К. Маркс (1818-1883) впервые в социогуманитарной науке в качестве глубинного основания культурной эволюции назвал материальное производство, считая что состояние культуры зависит от уровня развития экономики.

В XVIII-XIX вв. культура нередко рассматривалась как организм, где социальные институты сравнивались с органами и частями тела, а социокультурные процессы – с физиологическими процессами. Такого взгляда придерживался, например, английский социолог Г. Спенсер (1820-1903).

Особая роль в становлении культурологии принадлежит исследованиям культуры в рамках культурной антропологии. Выделяют три основных этапа в развитии культурной антропологии:

1800-1860 гг. – этнографический. На этом этапе был накоплен значительный научный материал, описывающий различные типы культур.

1860-1895 гг. – эволюционистский. На этом этапе в науке возникли первые теории культуры, в которых осуществлялось обобщение накопленного фактического материала: эволюционизм, диффузионизм, функционализм.

1895-1925 гг. – исторический. На этом этапе сформировались культурологические теории, критикующие идеи линейной эволюции культуры.

В ходе интенсивных этнографических исследований XIX в. был сделан вывод о том, что культура включает в себя не высшие достижения общества, а смыслы и значения, которые определяют повседневный образ жизни людей.

Основоположником эволюционизма считается английский антрополог Э. Б. Тайлор (1832-1917).

Эта культурологическая школа уподобляет культуру живому организму и считает, что культурные живые организмы в своем развитии совершенствуется от простых форм к более сложным.

Эволюционных взглядов на культуру придерживались американский этнограф Л. Г. Морган (1818-1881), английский этнолог Д. Д. Фрейзер (1854-1941) и др.

Л. Уайт является представителем современного неоэволюционизма. Он определяет культуру как способ овладения миром, преобразования и регулирования естественных процессов при помощи символов. Все аспекты культуры выступают как отражение ее материально-технического состояния, а ведущая роль в культурной эволюции принадлежит усовершенствованию орудий труда, развитию науки.

Диффузионизм – направление культурной антропологии, согласно которому различные социокультурные феномены или культуры вообще могут иметь общий источник, мигрировать, распространяться путем диффузии, а также накладываться друг на друга. Особое внимание диффузионизм уделял проблеме аккультурации – процессу взаимовлияния культур. Немецкий этнолог Ф.

Гребнер разработал «теорию культурных кругов», в соответствии с которой все элементы культуры принадлежат определенным «культурным центрам» («кругам»), взаимодействуют между собой в географическом пространстве, распространяются путем миграции или смещения. Представителем диффузионизма можно считать немецкого этнографа Л. Фробениуса (1873-1938).

Основоположник функционального направления в культурологии английский ученый Б.

Малиновский (1884-1942) утверждал, что культура есть единая, гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную функцию.

Функция понималась им как удовлетворение потребности действия, в процессе которой люди объединяются. Б. Малиновский уделил немало внимания анализу возникновения и значения различных социальных институтов.

Английский антрополог Р. Редклифф-Браун (1881-1955), другой основоположник функциональной школы, полагал, что необходимо рассматривать любое социокультурное образование как структуру – совокупность взаимосвязанных элементов. Исследование культуры обязательно должно включать в себя анализ функций составляющих ее частей в отношении друг к другу и к целому.

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) разработал понятие функции – соответствие того или иного социокультурного явления определенной потребности общества.

Значительное место в современной социогуманитарной науке принадлежит американскому социологу Т. Парсонсу (1902-1979), который создал теорию человеческого действия. По мнению Т.

Парсонса, все поступки человека определяются одновременно тремя факторами: общепринятыми нормами, субъективными переживаниями, символическими механизмами регуляции поведения людей (культурными смыслами в виде языка, мифологии и т. п.).

Таким образом, функционализм рассматривает культуру в качестве живого организма, т. е. целого, в котором различные связанные друг с другом органы выполняют определенные функции.

Американский этнограф Ф. Боас (1858-1942) отрицал возможность теоретических обобщений в области исследования культур из-за уникальности каждого культурно-исторического явления и предложил свой исторический метод изучения культуры, заложив тем самым основы исторического направления в культурной антропологии.

В рамках исторического направления сформировались теории циклических культур, автором которых стал в России  Н. Я. Данилевский (1822-1885), в Германии – О. Шпенглер (1880-1936), в Англии – А. Тойнби (1889-1975), в США – П.

Сорокин (1889-1968).

Авторы теорий циклических культур считают, что единая мировая культура распадается на множество самобытных культурно-исторических образований, которые проходят один и тот же естественный цикл развития: рождение, расцвет, увядание, смерть.

Достижением современной культурной антропологии можно считать концепцию структурализма, основоположником которой считается французский этнолог К. Леви-Стросс (р. 1908).

Структуралистическая теория представляет культуру как результат способности и стремления человека особым образом обозначать среду своего обитания, поэтому феномены культуры истолковываются как элементы коммуникативного процесса в обществе.

В целом открытия культурной антропологии способствовали переходу от эмпирического изучения культуры к ее философскому осмыслению.

Необходимо отметить, что классические теории, в отличие от современных культурологических концепций, стремились к рациональному пониманию культуры.

Таким образом, мы увидели, что наука о культуре как целостном общественном явлении имеет весьма длительную историю.

Ученые, писатели, философы в своих трудах стремились понять сущность культуры и тенденции ее развития, найти главные и второстепенные факторы, способствующие духовному росту человека.

История культурологической мысли является методологическим и теоретическим основанием исторической культурологии.

Приступая к изучению культурологии, необходимо знать имена и труды всемирно известных авторов. Без этого нельзя «двигаться дальше». Эволюция идей о культуре шла не в одном, а во многих направлениях, это многообразие частично отражено в лекции. В ходе исторического развития концепции и теории не отменяли друг друга, но увеличивали объем познания сложного явления культуры.

В этих теориях не все было достоверно и обосновано, в них нередко отражались субъективные предпочтения авторов. Но такова сама реальность культуры. Она всегда тесно переплетена с субъективным восприятием и отношением к жизни.

Источник: http://www.hrono.ru/metodika/kultur/kulturlg02.php

2. Эволюция мировоззренческих представлений о культуре

Эволюция представлений о культуре

  1. Человек как главная составляющая культуры. «Проблема человека». Антропоцентристское начало в представлениях о культуре.

а)культура носит субъективный характер.Человек переживает то воздействие,которое культура оказывает на него.

б)культура может быть противопоставленаличности (ценностями, нормами, традициями,обычаями).

Вдр. Китае считалось, что чел. между небоми землёй дороже всего.

Человекявляется вместителем 5 начал: земли,воды, неба, огня, дерева, металла.

Человек– мера всех вещей. Истина воплощенаименно в человеке.

Аристотель:человек – существо общественное,выполняет соц. функции => создаетвокруг себя социальное и культурноепространство.

Христианство:человек – существо греховное, но человекна протяжении всей жизни должен искупитьгрех. Возникла впервые идея о духовнойстороне жизни человека.

Эпохавозрождения: человек, как существосвободное, рациональное.

Начинаяс 17 века, в отношении проблемы человекаоткрываются новые смысловые горизонты.Спиноза в 17 веке видит свободу человекав познании им законов мира и самогосебя.

В19 веке появляются представления о личномчеловеке, который отделяется от социальнойжизни, в этом трагедия человека.

В18 веке главным стимулом развития культуры– поиск идеального человека.

Фрейд: культура угрожает человеку тем, чтоона сдерживает чел. чувства, потребностии т.д.

Философы19в.: В центре культурного развития стоиттворческая личность. Творчестводлительное время являлось одним изважнейших критериев культуры.

Вывод:мыслители древности обратили вниманиена двойную сущность человека:

Античность– тело и дух должны находиться в гармонии.

Христианство– дух должен преобладать над телом.

17В. Человек существует в борьбе разумаи чувства. Природная естественностьпротивопоставлена обществу.

Культуране существует вне человека. Она изначальносвязана с человеком и порождена тем,что он постоянно стремится искать смыслсвоей жизни и деятельности, совершенствоватьсебя и мир, в котором он живет.

Человекне рождается социальным, а лишь в процесседеятельности становиться таковым.Образование, воспитание — это не чтоиное, как овладение культурой, процесспередачи ее от одного поколения кдругому. Следовательно, культура означаетприобщение человека к социуму, обществу.

Любойчеловек, взрослея, прежде всего, овладеваеттой культурой, которая уже была созданадо него, осваивает социальный опыт,накопленный его предшественниками.Овладение культурой может осуществлятьсяв форме межличностных отношений исамообразования. Огромна роль средствмассовой информации-радио, телевидения,печати.

Осваиваянакопленный ранее опыт, человека можетвнести свой собственный вклад в культурныйслой.

Процесссоциализации — это непрерывный процессовладения культурой и вместе с теминдивидуализации личности, ибо ценностикультуры ложатся на конкретнуюиндивидуальность человека, его характер,психический склад, темперамент-менталитет.

Висторииотечественной философии человекрассматривается как единственныйсубъект культуры, создающий жизненнуюсреду для себя и формирующийся под еевоздействием. Это значит, что становлениемира культуры является результатомдлительного процесса взаимовлияниябиологической и социальной эволюции.Здесь можно выделить следующиепринципиальные моменты:

1)способность общественного человекапродуцировать культуру является итогомвзаимодействия биологической и социальнойэволюции, включающей в себя эволюциюорудия труда, вследствие чего человекне только творец культуры, но и самформируется на основе труда и культуры;

2)переход от дочеловеческой стадии кчеловеческой происходил постепенно, ипрогрессирующим образом, в течениедлительного времени.

Миркультуры тесно связан с процессомгомунизации, с процессом перехода отживотного к человеку. Можно сказать,что у животного мир восприятия и мирдействия (поведения) сопряжены. У человекаже эти два мира опосредованы миромсоциальной истории и в связи с этимтолько человек может попасть в ситуацию,когда он действительно не знает, чтодолжен делать.

Такимобразом, у человека возникла потребностьв принятии надежного решения и определениямеры этой надежности. Именно этапотребность и лежит в основе генезисакультуры с ее разнообразным арсеналомфизических и духовных техник. Толькокультура дает возможность человекустроить свое поведение на основепредсказания будущих, еще не существующихсобытий при помощи различных стратегий.

.Главным и единственным всеобъемлющимначалом рассуждений о культуре всегдаи везде становится человек – его особоеположение в окружающем мире, егодеятельность, продукты этой деятельности.

Такимобразом, тольков культуре и только через культуручеловек становится и продолжает бытьчеловеком. Именно это делает необходимымизучение, понимание культуры какглобального феномена человеческогообраза жизни.

Приблизительнос 5 века до н.э.появляютсяпервые учения, в которых делается попыткапредставить, понять или объяснитьсущность человека. Видимо, это времяследует считать и началом первыхкультурфилософских открытий, которыезатем, много позже, будут положены воснову новой науки, названнойкультурологией.

ВДревнем Китае, например,считалось, что «межнебом и землей человек драгоценнеевсего». Такое высокое отношение кчеловеку объяснялось тем, что человектаит в себе природу пяти движущих начал– воды, земли, огня, дерева и металла.

Толькоэпоха Возрожденияосмыслила человекакак существо свободное, всестороннеразвитое. Развитие наук и расширениезнаний о мире сформировали представлениео человеке, главнаяспособность которого– РАЗУМ.

Рене Декартсчитал, что разумосвободит человека от страстей, сделаетего разумным. Только тогда человексможет достичь счастья.

Декарт писал,что человеку следует «иметь твердое ипостоянное решение исполнять все,советуемое рассудком, не поддаваясьстрастям и влечениям»

В ХХвекефеноменчеловека все глубже анализируется сточки зрения его биологическогосостояния. В то же время вопрос осоциальной сущности человека такжеостается актуальным. Зигмунд Фрейдсчитал, что социальныенормы, запреты, принятые в цивилизованномобществе, загоняют человека в тупик, изкоторого нет выхода.

Врусской философской мысли творчестворассматривалось как пространство бытиячеловека. Религиозные философы ВладимирСоловьев, Николай Бердяев, Семен Франквидели сущность человека в его творческомначале, в том, что он является частьюБога – творца и поэтому всегда выступаеткак создатель.

1.Уже с самых древних времен появляетсявзгляд на человека как на особое существов мире, концентрирующее в себе всюспецифику мира в целом: “Человек подобеннебу и земле…”, “Человек есть меравсех вещей…”, человека видели богоподобными богоравным. В более поздние временаего считали вершиной эволюции и — вполную противоположность этому —ошибкой природы.

2.

Мыслители древности, выделив особыйхарактер существования человека в мире,обратили внимание и на его двойственность:тело и дух человека должны были находитьсяв гармонии (античность); дух должен былпреобладать над телом (христианство);человек должен был быть земным во всембогатстве своих проявлений и одновременноявляться демиургом (Возрождение); онсуществовал в постоянной борьбе разумаи чувства (XVII век); в противопоставленииего природной естественности иобщественных требований к нему (XVIIIвек); он раб и властелин, мятежный исмиренный и т. д.

3.Многие теории рассматривают человека,исходя из смысла его жизни, при этомодни считают существование человекаесли не бессмысленным вообще, то вовсяком случае трагическим по объективнымпричинам, другие же предполагают, чточеловек свободен как в выборе своейсудьбы, так и в придании ей смысла.

4. Вовсех теоретических построениях всехвремен и народов человек рассматриваетсякак единственный создатель и носителькультуры.

Понятиекультура возникло во 2 веке од н.э.появилось в трактате земледельца МаркаКампелна о земледелии. Под культуройпонималось возделывание почвы. Культура– возделывание души человека. Культурапредполагала деятельность человека,направленную на изменения в природе, исостояла в преобразующим воздействиина мир.

Всовременной культурологии подтверждаетсямысль о том, что культура определилавид деятельности человека.

Цицеронполагал, что при помощи философии можновозделывать человека и развивать в нёмдуховные качества. У разных народовмира складывались свои представлениягармонизации культуры и социума.

Вантичности появляется понимание:воспитанность образов: воспитанность– гармония души и тела, образов –накопление опыта. В Китае понятия:человеколюбие, В др.

Индии – высшийморальный закон, познание которогопредполагает самосовершенствованиечеловека и его связь с космосом.

Вовремена ср. веков представления окультуре были подчинены схоластики(определённым церковным учениям, которыераспространены во всех сферахжизнедеятельности человека).

Культурасводилась к самозабвенному служениюбогу (церкви).

Вэпоху Возрождения представления окультуре выстроились вокруг идейгуманизма, идеальный человек – этокультурное совершенство человека. Руссополагал, что культура создаётся человекомдля того, чтобы сделать человекасчастливым. В 18 веке складываютсянаправления – культура развиваетсятак же, как развивается человек, т.е.культура переживает те же этапы, что ичеловек.

Вывод:Эволюция мировоззренческих представленийо культуре складывалась вокруг философскихучений различных направлений.

Вдревнем мире Латинское слово культураозначало возделывание земли, Позднеев трудах Цицеронавстречаетсяполный расклад термина Культура. Культура- совершенствование души. Со временемв Романском и других языках словокультура начинает употребляться какблизкое к значением образование, умение,почитание.

Всовременных словарях Культура означает

а)Совокупность достижений и творчестватого или иного народа.

б)Характерные особенности жизни идеятельности определенных человеческихобщностей.

в)Степень совершенствования человеческихдостижений в той или иной степени(культураречи, культура труда, и т.д.)

г)Тот или иной вид сельскохозяйственныхрастений.

Сначалапопытки осознавать, что такое Культурапытались сделать Французские Философы,однако до 1века слово культура лишьупотреблялось как синоним к близкимпонятиям. По Шиллеру культура состоитв гармонии и примирении физическойприроде человека.

У Гегеля сущностькультуры определяется не преодолениембиологических начал в человеке, адуховным приобщением индивидуума кмировому целому, включая себя какприроду, так и историю. Немецкий эстетикГумбольдт применил Гегелевские понятиядуха к культуре.

Язык по Гумбольдту -это деятельность духа.

Входе длительной эволюции от Цицерона(“культура ума есть философия”) донемецкого идеолога XVIIв. И. Гердера, относившего к культуреязык, семейные отношения, искусство,науку, ремесла, государственноеуправление, религию, произошло изменениеего содержания.

Вуниверсальной культурно-философскойконцепции Гердера понятие “культура”характеризуется как применимое к родучеловеческому, всему человечеству.Идеи, исторически сформулированные впериод от Цицерона до Гердера, образовалитеоретическое ядро того гуманистическогопонимания культуры, которое послужилопредпосылкой и исходным пунктом дляформирования современного пониманиякультуры.

  1. Многообразие представлений о культуре, их систематизация. Понятие культуры, её системные характеристики.

Предметомкультурологии выступает понятиекультуры. Объектом культурологииявляются живые люди, творцы и носителикультуры, а также культурные явления,процессы и учреждения. Культура тесносвязана с обществом. Если под обществомпонимается совокупность людей, то подкультурой — совокупность результатових деятельности.

Кнастоящему времени ученые насчитываютболее 500 определений культуры. Ониразбили их на несколько групп. В первуювошли описательные определения. Например,культура — это сумма всех видовдеятельности, обычаев, верований.

Вовторую — те определения, которыесвязывают культуру с традициями илисоциальным наследием общества. Культура— социально унаследованный комплекспрактики и верований, определяющийосновы нашей жизни.

В третьей группеподчеркивалось значение для культурыправил, организующих человеческоеповедение. В других случаях ученыепонимали культуру как средствоприспособления общества к природнойсреде либо подчеркивали, что она —продукт деятельности людей.

Иногда оней говорят как о совокупности формприобретенного поведения, характерныхдля некоторой группы или обществ ипередающихся из поколения в поколение.

Таковапалитра разногласий в определениикультуры и понимании ее природы. Можновидеть, что в культуру включают все, чтосоздано человеческим разумом и руками,—одежду и книги, сигареты и прокатныестаны, симфонии и обычаи, оружие ипроездные билеты,— а также все, чтоделает человек как существо разумное:манеру одеваться, передвигаться,питаться, трудиться, отдыхать, общатьсяи т. д.

Вповседневной жизни понятие культурыупотребляется как минимум в трехзначениях.

Во-первых,под культурой подразумевают определеннуюсферу жизни общества, получившуюинституциональное закрепление(министерства культуры с разветвленнымаппаратом чиновников, средние специальныеи высшие учебные заведения, готовящиеспециалистов по культуре, журналы,общества, клубы, театры, музеи и т. д.

,занимающиеся производством ираспространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимаетсясовокупность духовных ценностей и норм,присущих большой социальной группе,общности, народу или нации (элитарнаякультура, русская культура, русскаязарубежная культура, культура молодежи,культура рабочего класса и др.).

В-третьих,культура выражает высокий уровенькачественного развития духовныхдостижений («культурный человек» взначении воспитанный, «культура рабочегоместа» в значении «опрятно прибранное,чистое функциональное пространство»).«Уровневый» смысл мы вносим в понятие«культура», когда культуру противопоставляембескультурью — отсутствию культуры.Нет общества, народа, группы или человека,лишенных культуры.

ВДревнем Риме, откуда пришло это слово,под культурой (cultura) понимали преждевсего возделывание земли. Окультуриваниепочвы, сельскохозяйственные культуры— понятия, связанные с трудом крестьянина.

Только в XVIII—XIX веках для европейцевкультура приобрела духовный оттенок.Она стала обозначать совершенствованиечеловеческих качеств.

Культурнымназывали человека начитанного иутонченного в манерах поведения.

Хотяслово «культура» впервые зафиксированов «Карманном словаре иностранных слов»Н. Кириллова (1845), но широкого распространенияв России в середине XIX века оно неполучило. Вместо него употреблялисьблизкие по смыслу выражения «образованность»,«просвещение», «разум», «воспитанность».К примеру, не пользовались им А.С. Пушкин,Н.Г.

Чернышевский, Н.А. Добролюбов, ДИ.Писарев, а И.В. Киреевский в понятие«просвещение» включал все то, что сегоднямы подразумеваем под словом «культура»:вопросы религии, науки, языка,государственности, образования. Тольков 60-е годы XIX века новый термин входит врусские словари, а в 80-е утверждается внаучной и художественной литературе.

Интересно,что в европейских языках — немецком,английском и французском — слово«культура» поначалу служилосельскохозяйственным термином (обработка,культивирование земли), а в философской,научной и художественной литературеупотреблялось скорее как метафора.Многие десятилетия потребовались длятого, чтобы из метафоры сделать строгоенаучное понятие и философскую категорию.И в России, куда оно проникло вместе спереводными книгами, поначалу относилоськ сельскому хозяйству.

ВЕвропу слово «культура» пришло чуть лине на столетие раньше, чем в Россию. Вфилософский, а затем научный и повседневныйобиход первым его запустил немецкийпросветитель И.К. Аделунга, выпустившийв 1782 г. книгу «Опыт истории культурычеловеческого рода». А спустя два годавышел в свет первый том книги еговыдающегося соотечественника И.Г.

Гердера (1744—1803) «Идеи к философии иистории человечества», где слово«Kulture» уже перестает служить метафорой,но наполняется теоретическим и философскимсодержанием. Гердер проповедовалнациональную самобытность искусства,утверждал историческое своеобразие иравноценность различных эпох культурыи поэзии.

Он первым предложил употреблятьтермин «культура» во множественномчисле, подчеркивая тем самым уникальностьразличных национальных культур.

Вевропейский научный оборот понятиекультуры входило очень медленно. В концеXVIII века оно имело два оттенка: первый— господство над природой с помощьюзнания и ремесел, второй — духовноебогатство личности.

О том, что новыйтермин еще не успел прижиться,свидетельствует хотя бы тот факт, чтодва великих немецких философа, Кант(1724—1804) и Гегель (1770—1831), почти неупотребляли слово «культура».

Гегельзаменял его термином «Bildung» (образование),а Кант, хотя изредка и пользовался им,сводил культуру к дисциплине ума. ПоКанту, суть культуры заключается вгосподстве морального долга надпроявлениями чувств.

ВXX веке антропологи, изучающие примитивныенароды, придали этому слову новоезначение. У австралийских аборигеновили африканских бушменов, живущих попервобытным законам, нет ни оперноготеатра, ни картинной галереи.

Но у нихесть то, что объединяет их с самымицивилизованными народами мира,— системанорм и ценностей, выраженная черезсоответствующий язык, песни, танцы,обычаи, традиции и манеры поведения, спомощью которых упорядочиваетсяжизненный опыт, регулируется взаимодействиелюдей. В своей совокупности онихарактеризуют образ жизни либо всегообщества, либо какой-то его части.

Аматериальные памятники, окружающиелюдей в повседневной жизни, составляютпрошлую культуру, или культурноенаследие. И обычаи, и памятники святооберегаются, передаются из поколенияв поколение.

«Всовременном языке термин «культура»употребляется очень часто преимущественнов двух значениях — «широком» и»узком».

В широком смысле к культуреотносят все общепринятые, утвердившиесяв обществе формы жизни — обычаи, нормы,институты, включая государство иэкономику.

В «узком смысле» границыкультуры совпадают с границами сферыдуховного творчества, с искусством,нравственностью, интеллектуальнойдеятельностью».

Приверженцыболее узкого подхода к пониманию культурысчитают неправильным распространятьее на всю совокупность общественныхявлений.

В обществе много безобразного,отвратительного, которое никак неназовешь культурой.

Наркомания,преступность, фашизм, проституция,войны, алкоголизм — все это искусственносоздано человеком и принадлежит к сфереобщественных явлений. Но вправе ли мыотносить это к сфере культуры?

Еслинечто направлено на уничтожениесоздаваемых человеком позитивныхценностей, то это нечто необходимоназывать не культурой, а антикультурой.Критерием здесь выступает человек, мераего развития. И тогда культура — толькото, что содействует развитию, а недеградации человека.

Думается,что оба значения, широкое и узкое, имеютравные права, а употреблять их следуетв зависимости от ситуации и контекста.Разница между ними состоит вот в чем. Впервом случае культура включает в себясоциальные проблемы, в частности,социальные институты (религию, науку,семью, экономику, право).

Вовтором — она ограничивается историейи теорией художественной культуры,искусства. В первом случае большийакцент поставлен на социологических,антропологических, этнографическихметодах и данных, во втором — наискусствоведческих, философских илитературоведческих.

Второй,узкий подход предполагает, что культура— это а) сфера общества, б) аспект обществаили видов общественной деятельности.Это разные вещи. При «сферной» трактовкевсе общество разделяют на несколькосфер — социальную, экономическую,политическую и культурную. Культурнаясфера представляет один из сегментовобщества.

При «аспектном» подходеобщество также разделяют на сферы.Например, нижегородские культурологивыделяют восемь сфер: экономическая,экологическая, педагогическая,управленческая, научная, художественная,медицинская, физкультурная. Но могутбыть те же четыре главных сферы, указанныевыше.

Их количество здесь не так важно,как качество: «В обществе существуетстолько культур, сколько существуетсфер общественной жизни»1.

Классическимсчитается определение культуры, котороев 1871 году предложил Эдуард Тэйлор (1832—1917) — выдающийся английский этнограф,один из основателей антропологии; хотяс тех пор в исходное определениедобавляются все новые и новые черты,суть культуры остается неизменной. Ееможно сформулировать так:

Культура— комплекс, включающий знания, верования,искусство, мораль, законы, обычаи, атакже иные способности и навыки, усвоенныечеловеком как членом общества.

Вэтом определении органично соединилисьоба значения культуры — широкое и узкое.

Культура— совокупность символов, верований,ценностей, норм и артефактов. В нейвыражены характерные черты данногообщества, нации, группы. Благодаря этомуобщества, нации и группы различаютсяименно своей культурой. Культура народа— это его образ жизни, его одежда, жилище,кухня, фольклор, духовные представления,верования, язык и многое другое.

Вкультуру входят также социально-бытовыеустановки, принятые в обществе жестывежливости и приветствия, походка,этикет, гигиенические привычки.

Домашняяутварь, одежда, орнамент, фольклор —все это имеет этническую тональностьи передается из поколения в поколение,образуя этнический стиль.

Надписи вподъезде и на заборах, далеко не всегдасоответствующие нормам литературногоязыка, также выражают определеннуюкультуру, а точнее сказать, молодежнуюсубкультуру.

Источник: https://studfile.net/preview/3836360/

Реферат: Эволюция представлений о культуре 2

Эволюция представлений о культуре

1. Культурология — относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания. Происхождение термина «культурология» восходит к работам американского антрополога Л. Уайта (1900-1975). Он выделил культурологию как самостоятельную науку в комплексе общественных наук.

Формирование современного культурологического знания в России имеет особенность, Возникла в 60-ых годах. Это наука о культуре, имеет синтетический хар-ер ( use знания частных наук: антропологии, археологии, этнографии и т. п.)

Объект познания культурологии — культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии — изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

− исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

− исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

− исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

− исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

− исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологии:

1) Диахронический — изложение явлений, фактов, событий мировой отечественной культуры в хронологической последовательности.

2) Синхронистический — исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

3) Сравнительный — область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением нескольких культур в процессе взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства.

4) Археологический — совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок.

5) Типологический — метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

6) Биографический — в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя.

-7) Семиотический — метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

8) Психологический — подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы.

Основная задача культурологии: методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания — анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

2 Эволюция представлений о культуре. Понятие К возникло в эпоху античности, в произведениях Марка Катона. Переводится как «возделывать». Потом термин «культура» употребил Цицерон, он считал это «возделыванием духовности».

В средние века К. ушла на задний план, но появ. ново понятие – культ, т. е. максимальное развитие духовного потенциала посредством любви к Богу.

В эпоху Возрождения и Нового времени формируется новый историко-просветительский подход к понятию К. Представители этого подхода – фр. и нем. просветители18 века Жан Жак Руссо и Вольтер, Гете, Шиллер, Гегель, Кант, Ницше. Суть их подхода: К – максимальное развитие разума, образованность, просвещенность общества и человека.

В сер. 19 века появ. новый социально-деятельностный подход к пониманию К. Карл Маркс и Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Суть этого подхода: К – продукт общественной трудовой деятельности человека; человек и его мир к-ры есть результат изготовления орудий труда.

В 20 веке появилось много подходов в понимании культуры. Психоаналитическая теория(Фрейд), символическая (Касейрер), игровая (Хейзинг)

7. У софистов и киников просматривается противопоставление природы как явления относительно постоянного человеческому закону, или установлению — изменчивому, произвольному. Культура в этой системе ценностей трактуется как феномен менее значимый, нежели природа.

В позднеримскую эпоху зародился, а в Средние века получил распространение иной комплекс значений: усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства, как устранение греха и приближение к божественному замыслу. В то же время возникает позитивное отношение к ценностям городской социальной жизни, что знаменовало собой движение в направлении к возникшему позднее понятию цивилизации.

Философы Возрождения рассматривают культуру как средство формирования идеальной универсальной личности — всесторонне образованной, воспитанной, соответствующей гуманистическим ценностям, содействующей развитию наук и искусств и укреплению государства.

В немецкой классической философии культура рассматривается как область духовной свободы человека.

Иммануил Кант подходит к культуре как субъективному состоянию личности и проводит различие между культурой умения (как цивилизованностью) и культурой воспитания (как нравственностью).

Гегель анализирует такие обнаружения культуры, как искусство, религия, философия, наука в качестве различных форм самопознания разума, духа народа, творящего историю и формирующего “лики” культуры.

В XIX — начале XX века относительный универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре “преодолевается” появлением целого ряда философских течений и школ. “Философия жизни” (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, А. Бергсон и др.

) рассматривает дух как субстанцию культуры, которая может быть понята не рационально, а посредством внутреннего переживания, интуиции. Культура трактуется как самобытная и локальная реальность, обладающая своеобразием, особым менталитетом, “душевным настроением” жизни. Ф.

Ницше видит в любой культуре средство подавления и порабощения человека.

Марксистская философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, выражающую достигнутый человеческий уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, а также развитие творческих сил и способностей личности.

Культура понимается не только как чисто духовная проблема воспитания и просвещения человека, но и как проблема создания необходимых условий, в том числе и материальных, для всестороннего и целостного развития индивида.

Культура может быть понята не из самой себя, а только в связи с обществом, с трудом, она есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс человеческой деятельности.

Интересна модернистская (неклассическая) модель, сложившаяся в начале XX века (имеет истоком и основой идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона, Э. Гуссерля, К. Юнга, М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, А. Камю и др.), носит подчеркнуто антитрадиционалистский характер.

Культура рассматривается как повседневная реальность, имеющая скрытый смысл, элементы ее взаимодействуют между собой и воспринимаются человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления.

Мир предстает в этой модели чаще всего жестоким и абсурдным, не нуждающимся в упорядоченном проектировании, человек в нем — одиноким и обреченным, окружающие обстоятельства — “темными”, враждебными, бессмысленными.

Искусство модернизма, стремясь преодолеть канонизированные формы и стили, открывает и разрабатывает новые — “поток сознания”, коллаж, ассоциативный монтаж и другие.

Постмодернистская модель культуры строится в конце 60-х–70-е годы XX века в трудах Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, Ж. Дерриды, Р. Рорти и других исследователей.

Критическое отношение к установке на преобразование мира сопровождалось отказом от попыток его систематизации: мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы.

Антисистематичность — характерная черта постмодернистской модели, которая возникает как результат нарушения “чистоты” такого феномена как искусство: предполагается, что в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения отсутствует изначальное смыслопорождение в искусстве, восходящее к созидающему началу, оригинальному творческому деянию. Кроме того, современный творец культуры, художник, как правило, не имеет дела с “чистым” материалом — последний уже тем или иным образом освоен. Активность художника смещается от “творчества” к компиляции и “цитированию”.

Из сказанного следует, что общее, всеми принимаемое определение культуры невозможно в принципе. Исследователи насчитывают свыше 400 определений культуры Такое многообразие трактовок объясняется тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия (онтологический аспект). В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура.

Более того, сущность культуры понимается по-разному в зависимости от подходов к ее осмыслению — философско-исторического, антропологического, аксиологического, социологического, семиотического, структуралистского, деятельностного, гуманитарного и т.д. (гносеологический аспект), которые дополняют друг друга и способствуют выработке более полного и глубокого представления о ней.

С точки зрения наиболее распространенного и выражающего сущность самого человека деятельностного подхода культура рассматривается как:

– специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе;

– качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох, формаций, этнических и национальных общностей (античная, феодальная, латиноамериканская, русская культура и т.д.);

– особенность сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, быта; художественная, экологическая, политическая культура).

Культура выступает как механизм передачи социального опыта. Охватывая все стороны человеческого бытия, она предстает как процесс воспроизводства человека во всем богатстве его свойств, потребностей, универсальности. В этом смысле культура есть процесс созидания человеком своей родовой сущности, мера человеческого в самом человеке.

3..В структуре культурологии выделяют 2 раздела:

1) ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ, которая рассматривает различные аспекты культурологии, ее структуру, взаимоотношения культуры и натуры, культуры. и цивилизации, функции К. Это анализ языков, кул-ых кодов, коммуникация.

2) ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ , которая исследует основные культурные традиции, культурно-исторические типы, а именно: восточную культуру ( начиная с др. Египта, Индии, Китая, Месопотамии), западно-европейскую культуру (от античной до современной) и отечественную культуру.

Тоо структурируют по по сферам человеческой деятельности (экон., полит., правов., экологич. культуры, культуры поведения, мышления, языка. По субъекту (носителю к. ценностей): им может быть общество, соц. группы, индивид. человек.

По объекту культурных ценностей : материальная (вся мат. деятельность человечества: орудия труда, техника, средства связи, одежда, предметы) и духовная культура (дух. деятельность чела и ее продукты: мифология, религия, искусство, наука, политика, мораль, право, философия) Дух. К.

воздействует на мат., они взаимосвязаны. Ех: произведение искусства

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-290218.html

Refy-free
Добавить комментарий