Этические взгляды Аристотеля

Этические взгляды Аристотеля

Этические взгляды Аристотеля

В ІV ст. к н.э. была сделанная попытка создать обобщенную этическую теорию, которая бы вобрала у себя весь предыдущий, почти трехсотлетний теоретический и нравственно-практический опыт греческого общества. Эта задача была довольно успешно реализована выдающимся философом античностиАристотелем Стагиритом (382-322 гг. к н.э.).

В отличие от Аристиппа и киников, Аристотель обращался не к маргинальным группам древнегреческого общества, а к тем прослойкам, которые составляли социальная и культурная среда тогдашнего порядка. При этом он не восхищался, как Платон, грандиозными этическими программами, а стремился быть максимально близкой к реальной жизни его современников.

Эти обстоятельства в значительной мере и определили успех теоретических усилий Аристотеля.

К его заслугам можно отнести, прежде всего, выделения этики в особую сферу философии. Если Сократ обратил внимание своих сторонников на важность изучения моральной сферы общественной мысли, то Аристотель завершил оформление этики как специальной, самостоятельной науки. Нему належит первая специальная этическая работа «Никомахова этика».

Это произведение представляет собой практические советы относительно правильного поведения, которые были адресованы своему сыну. Таким образом, если ранние этические учения Давней Греции в значительной мере есть собранием афоризмов жизненной мудрости, если Платон высказывал свои мысли в форме диалога, то «Этика» Аристотеля – монолог.

По своей форме это – научная работа, не похожая на художественное произведение и повседневные раздумья. К этическому Корпусу Аристотеля относят также такие работы: «Эвдемова этика», «Большая этика», «Политика» и «Афинская полития».

В своих этических раздумьях он ставил разные вопросы, главными из которых были учения о благе, учении о добропорядочности, учении о воспитание, учении о свободе воли и т.п..

Наиболее важными этическими категориями, которыми оперирует Аристотель, есть понятия «благо» и «счастье». По мнению философа, благо в зависимости от обстоятельств набирает разных форм.

Так, относительно времени благо – это благоприятный случай; относительно количества благо – это верная мера и т.п..

Цель и поступки человека подчиненные высочайшему благу, по отношению к которого существует универсальное согласие, это есть счастье.

Аристотель подробно рассматривает моральные добродетели. По его мнению, они наделены внутренним моральным совершенством и оказываются, прежде всего, через умение верно выбирать между чрезмерностью и недостатком.

Итак, человек должен придерживаться золотой середины, какое благоразумие делает этической нормой жизнедеятельности. Особого внимания заслуживает справедливость – добродетель, которое в жизни общества сядет исключительное место.

Философ различает две формы справедливости:

— общая справедливость, которую устанавливает закон; это политическая добродетель;

— частная справедливость, которая выполняет распределительную и компенсируя функции, то есть обеспечивает справедливое распределение благ и почестей в обществе, а также компенсирует причиненный вред.

Важной добродетелью Аристотель считает дружбу, которая обеспечивает переход от индивидуальной жизни к общественного. Считал, что это отношения, лишенные расчета. Истинная дружба вмещает цель в самой себе.

Только умный и доброжелательный человек способен к высшему виду дружбы – дружбы, едиными устоями которой есть одномыслие и уважение. Благосклонность он определяет как политическую форму дружбы.

Счастливый человек должен иметь настоящих друзей Наиболее совершенной есть дружба между философами, но истина более дорогая за дружбу.

Аристотель глубже, чем другие античные мыслители, проник в социальную природу человеческих отношений. Он указывал, что добродетели и не могут проявляться в человеке, изолированном от общества.

Только в обществе человек ведет моральная жизнь и люди вырабатывают понятия добрая и злая в соответствии с жизнью, которое они ведут. Общественная жизнь, за Аристотелем, основывается на земных интересах людей.

Человек должен руководствоваться интересами государства, а цель государства — счастье граждан, но не как отдельных индивидов, а как членов общества вообще.

За Аристотелем, государство собственное и возникает ради обеспечения счастливой и гуманной жизни граждан.

Так вот он формулирует более глубокую, сбалансированную концепцию взаимосвязи лица и государства, в которой нет места ни платоновской гипертрофии общественных интересов, ни абсолютизации личной склонности к гедонизму. В Аристотелевой этике индивид и государство связанные общими моральными обязанностями.

Собственно добропорядочность Аристотель определял как умение избрать надлежащий поступок, определить, в чем именно кроется добро. Добропорядочность избирает среднее между чрезмерностью и недостатками, которых следует избегать. Скажем, мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусливостью, а щедрость — между скряжничеством и расточительством.

Аристотель не ограничивался констатацией с значимости добродетельного поведения, но стремился обнаружить условия усовершенствования добродетельных поступков.

Для этого, по его мнению, необходимо: во-первых, ясно сознавать свои действия; во-вторых, совершать так, чтобы твои действия были не средством решения проблем и, а моральным содержанием твоих действий; в-третьих, твердо и непременно придерживаться своих жизненных принципов. И все это может воплотиться в поступках.

Однако только размышляя нельзя стать высоконравственным человеком. Высочайшая цель моральной жизни – умственная деятельность. Добрые черты, которых не ощущают другие члены общества, не дают человеку счастья. Здесь, говорил Аристотель, все как на олимпийских играх: награда дается не тому, кто сильнейший и красивейший, а тому, кто победил в соревновании.

Человек не рождается высоконравственной, а учится моральным нормам в процессе жизни. При этом она руководствуется умом, но, в соответствии с Аристотелем, для этого нужны и другие, материальные и культурные, предпосылки: наличие физического здоровья, высокой духовности общества и определенного уровня благосостояния в государстве.

Аристотель формулирует этический идеал, отталкиваясь не от моральных особенностей индивида, а от той деятельности, которой он посвящает свое время и силы. Наиболее совершенной и высоконравственной, по его мнению, есть деятельность, которая существует ради себя самой, не имеет практических, утилитарных целей.

Такой деятельностью Аристотель считал интеллектуальную работу, постижения моральной истины, без какой-либо выгоды. Аристотель настаивал на потому, что человек должен ставить перед собою сложные моральные задачи. Не следует думать про тлении вещи, так как мы самые смертные.

Наоборот, необходимо по возможности сильнее стремиться к бессмертию, делать все возможное для того, чтобы жить соответственно того божественного, что есть в человеке. Только такая жизнь и делает индивида достойным человеком.

Источник: https://studopedia.su/13_46575_eticheskie-vzglyadi-aristotelya.html

Этические взгляды Аристотеля (2)

Этические взгляды Аристотеля

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Этические взгляды Аристотеля

Введение 3

Этическиевзгляды Аристотеля 5

Заключение 11

Списокиспользуемой литературы 14

Введение

Философская мысль Древней Грециидостигла наибольшей высоты в творенияхАристотеля воззрения которого,энциклопедически вобравшие в себядостижения античной науки, являют собойграндиозную систему конкретно-научногои собственно философского знания в егоудивительной глубине, тонкости имасштабности. Образованное человечество училось, учится и будет учиться в векаху него философской культуре. Аристотельфактически подвел итог развитиюклассической древнегреческой философии.Он создал весьма дифференцирован­нуюсистему знаний, освоение которойпродолжается и поныне.

Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческийфилософ. Учился у Платона в Афинах; в335 основал Ликей, или перипатетическуюшколу. Воспитатель Александра Македонского.Сочинения Аристотеля охватывают всеотрасли тогдашнего знания. Основоположникформальной логики. создатель силлогистики.

«Первая философия» (позднее названаметафизикой) содержит учение об основныхпринципах бытия: возможности иосуществлении (см. Акт и потенция), формеи материи, действующей причине и цели(см. Энтелехия). Колебался междуматериализмом и идеализмом; идеи (формы,эйдосы) — внутренние движущие силывещей, неотделимые от них.

Источникдвижения и изменчивого бытия — вечныйи неподвижный «ум», нус (перводвигатель).Ступени природы: неорганический мир,растение, животное, человек. «Ум», разум,отличает человека от животного.Центральный принцип этики — разумноеповедение, умеренность (метриопатия).Человек — существо общественное.

Наилучшие формы государства — монархия,аристократия, «политика» (умереннаядемократия), наихудшие — тирания,олигархия, охлократия. Суть искусства— подражание (мимесис), цель трагедии— «очищение» духа (катарсис).

Основныесочинения: логический свод «Органон»(«Категории», «Об истолковании»,«Аналитики» 1-я и 2-я, «Топика»), «Метафизика»,«Физика», «О возникновении животных»,«О душе», «Этика», «Политика», «Риторика»,«Поэтика».

Этические взгляды Аристотеля

В своем учении об обществеАристотель бо­лее конкретен идальновиден, чем Платон. Вместе споследним он считает, что смысл жизнине в удовольствиях, а в осуществле­ниидобродетелей. Но вопреки Платону благодолжно быть дос­тижимым, а непотусторонним идеалом.

Цель человека– стать существом добродетельным, а непорочным. Добродетели – это приобретаемыекачества, среди них наиважнейшие -мудрость, рассудительность, мужество,щедрость, великодушие. Гармо­ничнымсочетанием всех добродетелей являетсясправедливость. Добродетелям можно инужно научиться.

Они выступают сере­диной,компромиссом благоразумного человека:»ничего слиш­ком…». Великодушиеесть середина между тщеславием имало­душием, мужество — середина междубезрассудной отвагой и трусостью,щедрость — середина между расточительствоми скупостью.

Этику в целом Аристотельопределяет как практи­ческую философию.

Этические свойства не даютсялюдям от природы, хотя они и не могутвозникнуть независимо от нее. Природадает возможность стать добродетельным,но эта возможность формируется иосуществляется лишь в деятельности:творя справедливое, человек становитсясправедливым; действуя умеренно — онстановится умеренным; поступая мужественно— мужественным.

Сущность добродетели состоитв сочетании щедрости и умеренности.

Общим принципом этическогоучения мыслителя является стремлениенайти среднюю линию поведения.

Исключительное место в этомучении занимает идея справедливости:справедливым можно быть лишь по отношениюк другому, а забота о другом в своюочередь есть проявление заботы обобществе.

При исследовании социально-политическойжизни Аристотель исходил из принципа:«Как и всюду, наилучший способтеоретического построения состоял быв рассмотрении первичного образованияпредметов». Таким «образованием» онсчитал естественное стремление людейк совместной жизни и к политическомуобщению.

По Аристотелю человек —политическое существо, т.е. социальное,и он несет в себе инстинктивное стремлениек «совместному сожительству» (Аристотельеще не отделял идею общества от идеигосударства).

После разбора различных проектовгосударственного строя Аристотельпереходит к рассмотрению реальносуществовавших в его время и слывшиххорошими государственных устройств —лакедемонского, критского, карфагенского.

При этом его интересуют два вопроса:во-первых, в какой степени эти устройстваприближаются к наилучшему или отдаляютсяот него; во-вторых, нет ли в них каких-либоэлементов, противоречащих замыслуустановивших их законодателей.

В начале исследования видовгосударственных устройств Аристотельподвергает рассмотрению вопрос огосударстве вообще. В первую очередьон анализирует понятие гражданина,время от времени обращаясь к практикегреческих полисов.

Свое заключениеАристотель формулирует так: «существуетнесколько разновидностей гражданина…гражданином по преимуществу являетсятот, кто обладает совокупностьюгражданских прав» .

Этическая точказрения, играющая большую роль в построенияхАристотеля, побуждает его сразу жезаняться вопросом об отношении добродетелиподлинного гражданина к добродетелихорошего человека. Вывод Аристотелятаков: эти добродетели тождественны водном государстве, различны в другом.

И здесь, таким образом, дает себя знатьобщая установка философа: решатьтеоретические вопросы не однозначно,руководясь соображениями отвлеченногохарактера, а с оглядкой на сложность имногообразие действительности, вчастности политической реальности.

Совершенно явственно виднапрактическая направленностьсоциально-политического учения АристотеляКак известно, он насчитывает шесть видовгосударственного устройства; три изних рассматриваются им; как правильные,три — как неправильные, т. е. как извращенияпервых трех. При правильных формах достигается общая польза, а при неправильных — лишь польза для некоторых.

Правильные виды государственногоустройства, по Аристотелю,— царскаявласть, аристократия, полития; неправильные— тиранния, олигархия, демократия.

Царская власть — правлениеодного, имеющего в виду общее благо;тиранния — правление одного, руководящегосясобственной выгодой. Аристократия —правление немногих, лучших, осуществляемоев интересах всех граждан; олигархия —правление немногих состоятельныхграждан, думающих только о собственнойвыгоде.

Полития — правление большинства,отбираемого на основании определенногоценза и пекущегося об общем благе;демократия — правление большинства,неимущих, в интересах исключительноэтого большинства.

В соответствии сосвоими этическими взглядами Аристотельв правильных видах государственногоустройства усматривает проявлениенадлежащей добродетели, в неправильных— отсутствие добродетели.

Аристотель связывает определенноегосударственное уст­ройство спринципами. Принцип аристократии -добродетель, принцип олигархии -богатство, принцип демократии – свободаи нищета, в том числе духовная.

Аристотельрассуждает весьма фундаментально, вэтом сила его философских размыш­лений.

Что же касается его собственныхпредложений (он вы­сказывается впользу монархии и политии), то на нихлежит печать принадлежности Аристотеляк городу, государству, по­лису.

Интересно отметить, что современныеполитики в философ­ском отношенииподчас уступают Аристотелю. Быть может,все­го рельефнее это проявляется водносторонности выбираемых ориентиров,когда во что бы то ни стало стремятсядостигнуть чего-то одного-единственного,например, преобладания либо ча­стной,либо общественной собственности.Знаменитый древнегреческий тезис»ничего слишком» остается непонятым.

Согласно Аристотелю, государствотребует от гражданин определенныхдобродетелей, без которых человек неможет осуществлять свои гражданскиеправа и быть полезным обществу:добродетельно то, что служит интересамобщества, что укрепляет социальныйпорядок.

Аристотель разделял добродетелина:

. интеллектуальные

. волевые (добродетелихарактера).

Говоря о характере решающеезначение имеют интеллектуальныедобродетели: мудрость, разумнаядеятельность, благоразумие, в них человекпроявляет себя как одаренное разумомсущество. Такие добродетели приобретаютсяпутем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляютсяв разумной деятельности.

Счастье человека, по Аристотелю,- это энергия завершенной жизни сообразнозавершенной доблести. Нельзя считатьсчастливым человека с «рабским образоммышления».

Человека отличает способностьк интеллектуальной и нравственнойжизни. Только человек способен квосприятию таких понятий, как добро изло, справедливость и несправедливость.

Первым результатом социальнойжизни он считал образование семьи —муж и жена, родители и дети… Потребностьво взаимном обмене привела к общениюсемей и селений. Так возникло государство.Отождествив общество с государством,Аристотель был вынужден занятьсяпоисками элементов государства.

Онпонимал зависимость целей, интересови характера деятельности людей от ихимущественного положения и использовалэтот критерий при характеристикеразличных слоев общества.

По мыслиАристотеля, бедные и богатые «оказываютсяв государстве элементами, диаметральнопротивоположными друг другу, так что взависимости от перевеса того или иногоиз элементов устанавливается исоответствующая форма государственногостроя».

Аристотель выделил триглавных слоя граждан:

. очень зажиточных,

. крайне неимущих

. средних, стоящих (междутеми и другими).

Философ враждебно относился кпервым двум социальным группам. Онсчитает, что в основе жизни людей,обладающих чрезмерным богатством, лежитпротивоестественный род наживы имущества.

В этом, по Аристотелю, проявляется нестремление к «благой жизни», а лишьстремление к жизни вообще. Посколькужажда жизни неуемна, то неуемно истремление к средствам утоления этойжажды.

Государство так же создается неради того, чтобы жить вообще, нопреимущественно для того, чтобы житьсчастливо.

Совершенством же человекапредполагается совершенный гражданин,а совершенством гражданина в своюочередь — совершенность государства.При этом природа государства стоит«впереди» семьи и индивида.

Эта глубокаяидея характеризуется так: совершенствогражданина обусловливается качествомобщества, которому он принадлежит: ктожелает создать совершенных людей, долженсоздать совершенных граждан, а кто хочетсоздать совершенных граждан, долженсоздать совершенное государство.

Будучи сторонником рабовладельческойсистемы, Аристотель тесно связываетрабство с вопросом собственности: всамой сути вещей коренится порядок, всилу которого уже с момента рождениянекоторые существа предназначены кподчинению, другие же — к властвованию.Это общий закон природы — ему подчиненывсе одушевленные существа.

Если экономический индивидуализмберет верх и ставит под угрозу интересыцелого, государство должно вмешатьсяв эту область.

Аристотель, анализируя проблемыэкономики, показал роль денег в процессеобмена и вообще в коммерческойдеятельности, что является гениальнымвкладом в политическую экономию.

В основе всех общественныхпотрясений лежит имущественноенеравенство. По Аристотелю, олигархияи демократия основывают свое притязаниена власть в государстве на том, чтоимущественное благосостояние — уделнемногих, а свободой пользуются всеграждане. Олигархия защищает интересыимущих классов: общей же пользы ни однаиз этих форм не имеет.

Аристотель подчеркивал, чтоотношение между бедными и богатыми —отношение не просто различия, апротивоположности.

Наилучшее государство — этотакое общество, которое достигаетсячерез посредство среднего элемента(под средним элементом Аристотель имеетв виду «средний» между рабовладельцамии рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элементпредставлен в большем числе, где онимеет большее значение сравнительно собоими крайними элементами.

При всякого рода государственномстрое общим правилом должно служитьследующее: ни одному гражданину неследует давать возможности чрезмерноувеличивать свою политическую силусверх надлежащей меры. Аристотельсоветовал наблюдать за правящими лицами,чтобы они не превращали государственнуюдолжность в источник личного обогащения.

Заключение

Выводы:

  • Этику в целом Аристотель определяет как практи­ческую философию.
  • Цель человека – стать существом добродетельным, а не порочным. Добродетели – это приобретаемые качества, среди них наиважнейшие — мудрость, рассудительность, мужество, щедрость, великодушие. Гармо­ничным сочетанием всех добродетелей является справедливость.
  • Смысл жизни не в удовольствиях, а в осуществле­нии добродетелей.
  • Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.
  • Счастье человека, по Аристотелю, — это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести. Нельзя считать счастливым человека с «рабским образом мышления».
  • Этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности: творя справедливое, человек становится справедливым; действуя умеренно — он становится умеренным; поступая мужественно — мужественным.
  • Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности.
  • Общим принципом этического учения мыслителя является стремление найти среднюю линию поведения. Исключительное место в этом учении занимает идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе.
  • При исследовании социально-политической жизни Аристотель рассматривал «первичное образование предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.
  • По Аристотелю человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства).
  • Совершенством же человека предполагается совершенный гражданин, а совершенством гражданина в свою очередь — совершенность государства. При этом природа государства стоит «впереди» семьи и индивида. Эта глубокая идея характеризуется так: совершенство гражданина обусловливается качеством общества, которому он принадлежит: кто желает создать совершенных людей, должен создать совершенных граждан, а кто хочет создать совершенных граждан, должен создать совершенное государство.
  • Согласно Аристотелю, государство требует от гражданин определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок.
  • Аристотель разделял добродетели на:

. интеллектуальные добродетели:мудрость, разумная деятельность, благоразумие, в них человек проявляетсебя как одаренное разумом существо.

. волевые (добродетелихарактера).

  • Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Аристотель, отождествив общество с государством, был вынужден заняться поисками элементов государства. Он понимал зависимость целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения и использовал этот критерий при характеристике различных слоев общества. Аристотель выделил три главных слоя граждан:

. очень зажиточных,

. крайне неимущих

. средних, стоящих (между теми идругими).

Философ враждебно относился кпервым двум социальным группам. Онсчитает, что в основе жизни людей,обладающих чрезмерным богатством, лежитпротивоестественный род наживы имущества.

В этом, по Аристотелю, проявляется нестремление к «благой жизни», а лишьстремление к жизни вообще. Посколькужажда жизни неуемна, то неуемно истремление к средствам утоления этойжажды.

Государство так же создается неради того, чтобы жить вообще, апреимущественно для того, чтобы житьсчастливо.

  • Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента (под средним элементом Аристотель имеет в виду «средний» между рабовладельцами и рабами), и те государства имеют наилучший строй, где средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами.
  • При всякого рода государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможности чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
  • Правильные виды государственного устройства, по Аристотелю,— царская власть, аристократия, полития; неправильные — тиранния, олигархия, демократия. При правильных формах достигается общая польза, а при неправильных — лишь польза для некоторых.

Список используемой литературы:

1. СпиркинА.Г. Философия: Учебник . –2-еизд.-М.:Гардарики,2006.-736с.

2.Квасов Г.Г., Гордиенко Л.Н. Философия.Учебное пособие для студентов заочногоотделения. М.:ЗАО «Финстатинформ»,1998.-64с.

3. Краткая история философии. Подред. В.Г.Голобокова. М., 1996.

Источник: https://works.doklad.ru/view/Iry-SBTsb1g.html

Социальные и этические взгляды Аристотеля

Этические взгляды Аристотеля

Соц.взгляды Арист.: управление гос-вом нельзя отдавать философам, их надо доверить сред.классу (людям со сред. достатком) – не слишком богатым, не слишком бедным — заинтересованность в развитии общ-ва. Душа государства — военных и членов законно-совещательного органа, то есть людей с практическим умом.

Человек по Аристотелю-« Политическое животное»-соц-ное.существо, а целью государства является общее благо. Гос-во – самая совершенная совершенная форма общения между людьми, оно объединяет всех членов общ-ва, в отличие от дружбы и хоз-ной деят-ти.Аристотель называл след. формы правления (эти формы правления считал наилучшими):- монархия;-аристократия(гл.

цель- общее благо);( непреемлемые):-тирания;-олигархия;-демократия(гл.цель — материальные блага).Этические взгляды Аристотеля.Этику- Аристотель называл наукой о добродетели . Добродетель человека – соответствие чел-кой жизни, разумной природе его души.Виды добродетели:-Добродетели ума- мудрость( теоретический разум) и рассудительность( практический разум).

-Добродетели характера- этические добродетели; принцип «Золотой середины» между двумя крайностями. К ним относятся: мужество, умеренность, щедрость, благородство, достоинство, скромность, правдивость, любезность — 10 Аристотелевских добродетелей. Добродетели возникают тогда, когда разум начинает управлять страстями.

Социально-политические взгляды Аристотеля тесно переплетаются с его взглядами на мораль. По его мнению, государство, которое он не отделял от общества, должно требовать от члена общества добродетельного поведения, без чего невозможна жизнь последнего.

Добродетели у Аристотеля разделяются на этические, основанные на привычке и обычае, и дианоэтические — разумные, основанные на рассуждении. Этические добродетели деятельны, дианоэтические — созерцательны, хотя и связаны с поведением. Поэтому этику Аристотель называл практической философией.

Добродетельный член общества стремится избегать чрезмерности во всех отношениях, так как нравственность состоит в соблюдении определенной меры. Среди добродетелей Аристотель особо выделяет справедливость. Для него справедливость бывает двух видов — уравнительная и распределительная.

Первый вид справедливости относится к благам отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и направлен на разделение благ в соответствии с достоинствами граждан. Этику Аристотель характеризует как проповедь активной деятельности человека.

Он отвергает стремления к власти и наслаждениям. Такая жизнь — паразитическая и животная, и он называет ее . Заслуживающей внимания Аристотель считает жизнь, которая характеризуется как практическая (политическая) или теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по его мнению, не только знать, что такое добродетель, но и действовать согласно с нею.

Аристотелю принадлежит значительный вклад в античную эстетику. Для него искусство имело познавательное значение, и в этом он резко расходился с Платоном, который разделял и противопоставлял искусство и познание. Искусство, как считает Аристотель, воспроизводит действительность, используя при этом все возможности творчества.

Высшим видом искусства для Аристотеля выступала трагедия, которая путем катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства. Творчество Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре — с ее начала вплоть до IV века до н.э. Ему принадлежит заслуга в систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.

32. Философские школы эпохи эллинизма.

Эпоха эленизма(сер.4-1вв до н.э).Эпоха соц-го кризиса, кризис культуры.Новые ценности: власть, воинские заслуги,богатства-все что было опровергнуто классической эпохой. Гл. Фил-е проблемы-этические и нравственные. Философию эпохи эллинизма (3 в. до н.э. – 6 в. н.э.) можно подразделить на два периода:

1. Ранний эллинизм (3 – 1 вв. до н.э.). В период раннего эллинизма определяющим является греческое влияние. В это время зарождаются существовавшие до крушения античности философские школы: стоицизм, скептицизм, эпикуреизм; продолжают привлекать к себе последователей школы киников, функционируют Академия и Ликей.

2. Поздний эллинизм (римский период) (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.). В целом философия в этот период продолжает тенденции, заложенные в эпоху раннего эллинизма. Существуют те же философские школы, значительных изменений не претерпевает и проблематика, над которой размышляли философы.

Однако значительную роль в философствовании начинают играть пишущие на латинском языке философы-римляне. Из философских направлений наиболее влиятельным к концу существования античной философии становится неоплатонизм. Философия эпохи эллинизма характеризуется рядом особенностей, отличающих её от философии античной классики.

Античная философия началась с преобладания физической проблематики, в классический период физика и этика были в системах Платона и Аристотеля уравновешены между собой. В эллинистический период изучение природы окончательно отодвигается на второй план и подчиняется этике как способу достижения благой жизни.

Даже занятия естествознанием, как стало представляться, были предназначены для того, чтобы дать душе покой, избавить её от страхов.[1]

В эллинистический период происходит размежевание философии и частных наук: появляются учёные, занимающиеся частнонаучными вопросами и не интересующиеся философией (Архимед, Эвклид и др.). Центром развития наук становится Александрия с её Мусейоном и знаменитой библиотекой.

Одновременно всё чаще встречались философы, занимающиеся лишь сугубо философскими (как правило, этическими) вопросами и не принадлежащие собственно сфере науки (Эпиктет, Цицерон, Марк Аврелий). Для раннего и классического этапа античной философии такое разделение философии и наук нехарактерно.

(Невозможно точно разделить в наследии Фалеса, Демокрита или Аристотеля, где у них пролегает граница между научной и философской деятельностью.)

4фил-е школы: киников, Эпикура, скептиков и стоиков. 1) киники (Антисфен, Диоген). Упрощение жизни, принцип апатии, самодостаточности; аскетичности (отказ от желания и потребности) –образ жизни. Идеал жизни- жизнь животных. Призыв к духомному самосовершенствованию чел. Смысл жизни- внутренняя духовная свобода след-но счастье.2) Школа Эпикура. Гл.

Ценность –удовольствие (отсутствие страдания). Основа этики- учение Демокрита об атомах но они свободно движутся след-но чел. тоже свободен. Принцип сенсуализма- приоритет чувственного знания над рацион-м. Страдание: физ-е и душевные. Они возникают из-за чрезмерного стремления чел. к удовольствию. Принцип: довольствуйся малым, живи незаметно.

3) Школа скептиков (Пиррон). Цель в жизни- достичь свободу и счастья. Вопросы: 1)Из чего состоит мир?- неизвестно что яв-ся сущ-ю мира.2) Что есть знание о мире?-отказ от необоснованных суждениях, о вещах.3)Что последует из знаний о мире?- отказ от необоснованных суждений сделающих чел. счастливым. Скептики-релетивисты-отриц-щие сущ-е объективной истины.

4) Школа стоиков(Зинон). Строение мира:сущность мира-огонь- универсальный закон бытия. Этот божественный логос- носитель единой причинной связи всех процессов. Стоики-фаталисты- верели в судьбу, рок. Счастливая жизнь – согласована с божественным логосом. Важный принцип- любовь к себе, сохран-е в себе разумного божеств-го начала.

Добродейтели (в сотруднечестве с логосом) : рассудительност

умеренность, мужество, справедливость.

Стоики—подчинение судьбе, безразличие к горестям и напастям, чувству долга, мужеству. Древняя Стоя (3-4 вв. до н. эры): Зенон из Китиона (разорившийся торговец), Клианф (бывший кулачный боец), Хрисин (бегун). Средняя (н.э.): Понеций, Посейдоний. Новая (по 1 в. н.э.): Луций Сенека (воспитатель Нерона), Марк Аврелий (император), Эвдип (вольноотпущенный раб).

Идеи: скорлупа—логика, белок—этика, желток—физика. Физика пантеистического направления— стремление Физика пантеистического направления— стремление отождествить Бога со всей природой. Они отрицают традиционных богов. Бог разлит по всей природе—Нусс. Мироздание полностью заполнено четырьмя субстанциями. Пустоты нет (выступают против атомистов).

Активные начала: огонь, воздух; пассивные: земля, вода. Мир—замкнутая Вселенная. Бог разлит повсюду— одушевленное начало. Пневма—некая огневоздушная смесь, которая одухотворяет (анимирует) любую частицу мироздания. Логика. Только мудрецы могут открывать знания. Два доказательства существования Бога: онтологический аргумент и этический.

Онтологический: Бог по определению есть совершенное существо. Если не обладает модусом существования, то оно не столь совершенно, и, можно подумать, что существует нечто более могущественное, но это и есть Бог. Противоречие, следовательно, Бог существует.

Этический: из ничего ничто не происходит, и ничто в ничего не превращается, следовательно, наше духовное начало должно происходить из некоторого духовного начала. У стоиков главное—их этическая система. В этике главная проблематика— научить человечество счастливо жить. Метод—(принцип «пассивного героизма»)—принцип безразличия к превратностям судьбы.

Добродетель сама по себе. За это вознаграждения быть не должно. Это и только это зависит от человека, а все остальное предопределено. Вера в фатум, рок, судьбу, логос.Это то, что правит миром. Поэтому человек должен воспринимать все отстраненно. Атарксия—самодостаточность человека и независимость от внешних обстоятельств. Человек изначально рожден свободным.

А как же раб? Есть два пути. Первое: рабов не должно быть. Только обстоятельства могут сложиться так, что человек станет рабом. Худшее из рабств—по собственному желанию (когда ты преклоняешься перед человеком из-за боязни). Второе: ты раб, но внутренне ты свободен. Фактически у человека нет никакой родины—он человек мира.

Киники (Диоген, презрение к наслаждениям) и стоики (безразличие)— линия одна. Космополитизм. Смерти не надо бояься—она абсолютно предопределена. Духовный потегциал, который человек берет во время жизни, возвращается в пневму. Школа Эпикура. Прежде всего Эпикур ввел возможные отклонения атомов—онтологически (причина—вероятность). Отсутствие детерминизма.

Последователь—Лукреций Кар (римский поэт; отсюда узнали об Эпикуре). Поэма: «О природе вещей». Постулируется, что душа человека состоит из атомов. Нет никакого духовного существа. Эпикур отмежевывается от понятия Бога, участвующего в делах человека. В отличие от стоиков он не растворяет Бога в природе.

Он помещакет богов в междумирье (может существовать много миров и они обязательно соприкасаются). Богам нет никакого дела до людей. Смысл жизни в самой жизни да и только. Жизнь нужна только сейчас, потом атомы. Смысл жизни—удовольствия. Принцип эпикуризма: «проживи незаметно». Лучше быть не связанным с семьей. (В обществе тебе кто-то что-то обязательно испортит).

Как решать проблему со смертью? Религия нагнетает страх перед смертью—с ней надо бороться—богов в междумирье. Пока человек живет—смерти нет, а затем ему уже все равно.

Из неких метафизических конструкций следуют определенные этические выводы: классический грек: «Я знаю и поступаю соответствующим образом» (активная позиция), стоики: «Я знаю и подчиняюсь», эпикурейцы: «Я знаю и уклоняюсь» (хорошо проживет тот человек, кто хорошо спрячется).

Скептики (пирронисты). Я не знаю и живу как придется. Основатели: Пиррон, Секст Импирик, Агриппа.

Их позиция близка к софистам. (Софисты релятивизировали процессс познания. Протагор: истин столько, сколько и людей. Горгий: иситн не существует.) Скептики: истины н существует, а это и является истиной—парадокс лжеца. Надо воздерживаться от утверждений. В лучшем случае можно только предполагать. Скептицизм парализует процесс познания.

Все, что дается посредством органов чувств, не может быть точным. Существуют принципиальные отличия между человеческими органами чувств и органами чувств животных. Различия между самими людьми. Различного рода обстоятельства места, времени и состояния (трезвый—пьяный, смотрит с горы или из окопа). Взаимосвязь с другими предметами. (Что-то потрогали, но это находится в связи со всем. Герменевтический круг. Целое и часть.) Принцип различия между различными группами людей (что русскому хорошо, то немцу смерть). Скептицизм имеет догматизм, парализует познание.



Источник: https://infopedia.su/13xd249.html

Этические взгляды Аристотеля (стр. 1 из 4)

Этические взгляды Аристотеля

Вводные замечания.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика выясняет место морали в системе других общественных отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем для обозначения «практической философии», поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства.

Хотя центральной частью этики у Аристотеля оказалось учение о добродетелях как нравственных качествах личности, в его системе уже нашли выражение многие т. н.

«вечные вопросы» этики: о природе и источнике морали и добродетели, о свободе воли и основах нравственного поступка, смысле жизни и высшем благе, справедливости и т. п.

Этика Аристотеля телеологична – она исходит из принципа, что в человеке, как и во всякой вещи, заложено внутреннее стремление к благой цели и высшему благу как конечной цели. Поэтому основной вопрос этики – вопрос о смысле и цели жизни – Аристотель решает евдемонистически, т. е. в том смысле, что счастье как цель стремлений человека является для него высшим благом.

Место этики среди работ Аристотеля.

Из всего многообразия сохранившихся сочинений великого древнегреческого мыслителя Аристотеля проблеме этики посвящены три: «Никомахова этика», «Евдемова этика» и «Большая этика», которые во многом пересекаются друг с другом, последняя же представляет собой своего рода краткое изложение двух первых. Помимо этого, некоторые этические аспекты рассматриваются Аристотелем в «Политике», «Метафизике» и в трактате «О душе».

В «Метафизике» Аристотель выдвигает концепцию, согласно которой взаимоотношение души и тела аналогично отношению формы и материи; душа является энтелехией («осуществлением» цели) тела, т. е. органического существа, предназначенного для жизни; душа же придает смысл и цель жизни.

Таким образом, психология Аристотеля служит основой его этики, изучающей индивидуальное поведение человека, а в значительной степени и его политики, являющейся по преимуществу социально-политической этикой, то есть областью знания, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, в особенности вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

В «Никомаховой этике» Стагирит пишет: «Итак, поскольку нынешние наши занятия не ставят себе, как другие, цель только созерцания (мы ведь проводим исследование не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку), постольку необходимо внимательно рассмотреть то, что относится к поступкам, а именно как следует поступать».

В «Политике» же Аристотель проводит следующую мысль: «Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага… больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение называется государством или общением политическим».

Таким образом, этика Аристотеля занимает среднее положение между его психологией и политикой.

Критика этического учения Сократа и Платона.

Не будь диалогов Платона, мы бы не получили (возможно) практически ни одного сочинения Аристотеля, поскольку работы учителя в данном случае – это очень значимый и весьма действенный стимул для развития собственной концепции ученика, разработанного, правда, на основе идей Платона, в некоторых случаях дополняющие их, но в большинстве своем носящие критический характер. Этические произведения Аристотеля здесь также не являются исключением.

Какие именно представления и утверждения Платона критикует Аристотель? Отделив идеальное от материального, Платон создал теорию самостоятельного существования мира идеи «блага самого по себе», служащей источником других благ, таких как почет, богатство и т. п.

Между тем, по Аристотелю, за исключением области чистого мышления и самого божества, идеальное не существует и не может существовать помимо материального. Стало быть, блага самого по себе нет, т. е. невозможно объективное существование идеи блага как такового, поскольку оно определяется в категориях сути, качества и отношения, а между тем существующее само по себе, т. е.

сущность, по природе первичнее отношения – последнее походит на отросток, на вторичное свойство сущего, а значит, общая идея для всего этого невозможна.

Аристотель, как и Платон, усматривает высшее благо не в чувственных удовольствиях и материальных благах, а в духовном удовлетворении, т. е. в том душевном состоянии, которое возникает от чувства исполненного долга, сознания и осуществления человеком своего назначения.

Аристотель и Платон сходятся в том, что назначение человека заключается в самосовершенствовании, самоутверждении своей личности как духовного существа, наивысшей формой жизнедеятельности которого является познание, философствование, словом, созерцательная жизнь.

Однако в других случаях взгляды Платона и Аристотеля во многом расходятся.

Исходя из представления о единстве тела и души, Аристотель считал чувственные влечения и страсти свойствами души, ее неразумной части.

В соответствии с этим в господстве разума над чувственными влечениями он видел в отличие от Платона не средство избавления от мира, а необходимое условие для правильного выбора человеком своего назначения, а также целесообразного образа жизни и поступков.

Совершенствование человека, достижение им высшего блага и свободы, происходит, по Стагириту, через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями.

В вопросе о свободе воли Аристотель следует традиционному представлению о том, что несвободным является лишь то существо, которое находится во власти насилия и неведения. Для Стагирита всякое действие человека является свободным, причем и в случае, когда он, человек, действовал под влиянием страсти.

С этих позиций Аристотель подвергал критике известный тезис Сократа «Никто не делает зла по своей воле». По словам Аристотеля, если следовать этому тезису, то человек не властен над собой и потому не несет ответственности за свои поступки.

Из рассуждений Аристотеля вытекает, что человек способен обладать положительными нравственными представлениями и потому ответственен за совершенные им действия. Однако Аристотель при этом делает многозначительную оговорку: если каждый человек в каком-то смысле виновник собственного характера, то в каком-то отношении он сам виновник и того, что ему кажется.

Следовательно, человек не всецело властен в своих нравственных представлениях, поскольку многое здесь зависит от обучения, сложившихся привычек, а также от природы людей и врожденных задатков.

Аристотель подвергает критике Сократа за стремление рационализировать нравственность, за недооценку воли и влияния особенностей характера на поведение личности. По убеждению Стагирита, познание природы нравственности, установление того, что есть добро и что зло, не обязательно сопровождается желанием поступать хорошо.

Для обретения добродетели требуется еще моральная устойчивость, нравственная принципиальность, так сказать, эмоционально-волевая убежденность. Следовательно, кто живет по страсти, не станет слушать рассуждения, которые отвращают его от страсти, а если и станет, не сообразит, что к чему.

Таким образом, необходимо, чтобы заранее в наличии был нрав, как бы подходящий для добродетели, любящий прекрасное и отвергающий постыдное.

Далее Аристотель приходит к выводу о практической бесполезности платоновской идеи блага самого по себе, поскольку она нереальна и недоступна человеку, между тем как реальное благо – это благо, достижимое человеком, т. е. осуществленное в его действиях и поступках.

Необходимо отметить, что различие между этическими и др. учениями Аристотеля и Платона состоит не в том, что их взгляды противоречат друг другу, но в том, что их представления находятся в разных плоскостях или даже измерениях: в отличие от «религиозно-мечтательного» Платона Аристотель обладал сугубо научным складом ума.

Применительно к нашей теме данное различие можно описать посредством следующего примера: там, где Платон рассуждает о благе, добродетели и т. п. «человека вообще», Аристотель размышляет о тех же этических категориях, но касающихся конкретного, т. е. каждого отдельно взятого человека.

Но этих двух крупнейших представителей античной мысли разделяет и другое, а именно – применяемые методы исследования, которые у Платона носят диалоговый (диалектический) характер с использованием майевтики Сократа.

Систематизация категорий этики у Аристотеля, в отличие от указанного метода Сократа, с одной стороны, поражает своей методичностью, но, с другой стороны, порой утомляет своим чрезмерным педантизмом.

Добродетель и виды добродетелей. Аристотель признает абсолютное нравственное начало, но лишь как имманентное жизни (т. е.

существующее посредством относительных добродетелей), а не трансцендентное ей.

Подчеркивая специфику нравственности, Аристотель приходит к выводу, что поступок внешне (и по объективным последствиям) добродетельный не является таковым, если он не сопровождается соответствующим намерением.

Аристотель связывает добродетель главным образом с желанием, хотением, волей, считая, что нравственность зависит от знаний, но коренится в доброй воле: ведь одно дело знать, что хорошо и что плохо, а другое – хотеть следовать хорошему.

Поэтому Аристотель различает дианоэтические (мыслительные) добродетели, связанные с деятельностью разума, и этические, представляющие собой добродетели душевного склада, характера. К мыслительным добродетелям относятся две – мудрость и рассудительность, приобретаемые путем обучения.

К этическим относятся мужество, умеренность, щедрость, правдивость и т. п., вырабатываемые путем воспитания привычек. И те, и другие добродетели даны нам от природы, нам дается лишь возможность приобрести их.

Добродетель склада души, согласно Аристотелю, означает нахождение надлежащей середины в поведении и чувствах, выбор середины между их избытком и недостатком.

Источник: https://mirznanii.com/a/231583/eticheskie-vzglyady-aristotelya

Refy-free
Добавить комментарий