Эстетика романтизма

Эстетика романтизма

Эстетика романтизма

Романтизмв эстетике проявился в конце XVIII века в Германии. В кружок романтиков входят Новалис, Ф. Шлегель, Л. Тик и др. Эстетические идеи романтизма проявилась прежде всего в следующих идеях:

• свобода человеческой личности;

• самоценность искусства;

• синтез искусств;

• неограниченный субъективизм;

• снятие грани между искусством и жизнью («романтическая ирония»);

• смещение акцента от композитора-имровизатора на композитора -виртуоза;

• концертность в музыкальной эстетике;

• развитие лирического начала;

• психологизм;

• творчество начинает рассматриваться как процесс самовыражения, а не как средство достижения результата, проявленного в произведении искусства;

• прекрасное приобретает критерий — завершенность, целостность, самодостаточность;

• основной закон искусства — преобразование внешней целесообразности во внутреннюю, что и составляет суть воплощения прекрасного.

Новалис (Фридрих фон Гарденберг) (1772-1801)назначение художественного творчества вообще и поэзии в частности видит в способности человеческого сознания созидать мир из самого себя, отличный от мира реальностей. Этот самосоздаваемый мир художник способен подчи-

нять своей воле, в то время как мир реальный всегда остается для человека неподвластным. ;

Искусство как бегство от реального мира рассматривает Людвиг Иоганн Тик (1773-1853).В своих сказках писатель-философ раскрывает мир как сферу действия непонятных для человека, враждебных его сущности сил. Эти силы обрекают человека на гибель. Герои сказок Тика бессильны и пассивны.

Вильгельм Генрих Вакенродер (1773-1798)в своей работе «Об искусстве и художниках.

Размышления отшельника, любителя изящного» утверждал, что искусство рождается в глубине сердца, непорочного ипламенно преданного Богу- Искусство — это религиозный обряд, художник — смиренный раб Всевышнего, его творчество — акт причастия.

Искусство — это единственное убежище от противоречий реальности, мир, наполненный мечтой о красоте и гармонии. Поэтому истинный творец должен порвать с земной реальностью и стать отшельником. Общество и искусство — это противоречащие друг другу сущности.

Для человека, побывавшего в искусстве, возвращение в мир реальности — трагедия. Искусство доступно не всем, оно элитарно. Лучший способ для художника избежать непонимания — творчество только для самого себя.

Фридрих Шлегель (1772-1829)утверждал, что искусство есть активное средство воздействия на общественный процесс. Шлегель критикует поэтов-современников за преобладание в их произведениях субъективного и индивидуального начал. Истинный творец должен стремиться воплощать всеобщее, а не частное.

В качестве примера для подражания Шлегель называет творчество Гете. Для него поэзия Гете — это «утренняя заря подлинного искусства и чистой красоты». Правдивость поэта заключается в том, чтобы раскрыть свой чувственный мир как сопричастный эмпирической действительности.

Каждый человек, способный к игре воображения, в принципе является поэтом. Мечты человека наполнены поэзией. Поэзия — способ создания желаемого мира. Наиболее универсальным жанром литературы Шлегель считает роман. Универсальность романа заключается в его форме: он имеет много общего с поэзией.

Общность романа с поэзией обусловлена тем, что роман содержит в себе все грани духовной жизни человека.

Фридрих Даниель Эрнст Шлейермахер (1768-1834)сущностью действительности считает систему Форм или платонических Идей. Эта система начинает действовать при соприкосновении человека с окружающим миром. Искусство убеждает нас в том, что действительный и идеальный миры, вселенная и разум восходят к единому началу.

Определить, что такое искусство, значит указать его место в рамках человеческой деятельности вообще. Окружающий мир воздействует на человека, и он, в свою очередь, определенным образом реагирует на это

воздействие. Таким образом, происходит непрерывное колебание волн, исходящих от человеческого ума к миру, и наоборот.

Это взаимодействие направлено на постепенное преодоление противоречия и к достижению синтеза, в котором преобладает тождественность.

Цель достигается любым из двух способов: человек может воспринимать и ассимилировать мир — это познание; или методом «организующей деятельности», к которому относится искусство. Поэтому художественная деятельность — форма организации вообще.

Человек есть единство общечеловеческого и индивидуального. Искусство — это проявление индивидуального.

Такое положение искусства в рамках организующей деятельности, где преобладает самобытность личности, позволяет утверждать, что через искусство мы познаем себя, следовательно, искусство — это экспрессия.

Но это проявляется легко и заметно в музыке, танце и театре. В живописи или архитектуре отношения между воспринимаемым и нашими чувствами менее видны. Объекты такого рода скорее воздействуют на наш интеллект.

Но искусство — это не только наше чувственное познание, оно еще и воображение, т. е.

не только реакция на познание мира, но и попытка моделирования новой реальности согласно имеющемуся идеальному представлению. Цель искусства — очищение страстей.

Подчиняя бурную силу эмоции умозрительному началу, художник заставляет свои произведения блистать совершенством, которым они обязаны привнесенному в них элементу меры.

Карл Филипп Морицвпервые сформулировал новый принцип искусства, который и лег в основу романтизма: у него подражает не произведение искусства, а сам художник, соблюдая только принцип созидания, но сам акт творения становится субъективным.

Это утверждение показывает, почему в эстетике романтизма упор делается не на отношении репрезентации между произведением и миром, а на отношении выражения, которое связывает произведение и его автора.

Сходство природного мира и произведения искусства усматривается теперь не в возникновении одинаковых форм, а в наличии одинаковой внутренней структуры. Именно целостность в системе Морица приобретает статус основания прекрасного.

К поздним романтикам относят так называемых гейдельбергских философов (Клеменса Брентано, Йозефа Герреса, братьев Гримм).Эти романтики активно изучают и используют в своем творчестве фольклор.

Их заслуга состоит именно в том, что они не только собирали и обрабатывали, сохраняли и изучали народное творчество, но и показали возможную связь авторского и народного искусства. Такой взгляд на творчество способствовал развитию национальных корней искусства.

Если ранние романтики трактовали поэзию как художественное творчество целиком зависимое от индивидуальности художника, наполненное субъективным началом, то поздние романтики в поэзии видели реализацию творческого

потенциала целой нации. Именно в позднем романтизме возникает такое понятие как «естественная поэзия».

Английский романтизмимел некоторое своеобразие:

• интерес к самоценной личности;

• выдвижение на первое место идеала красоты;

• главный критерий красоты — нравственность человека;

• возвышенное понимается как простое и обыденное, но наполненное глубоким содержанием;

• наличие рациональных моментов, которые не вытесняются мечтательностью и сказочностью общей настроенности произведения. Романтизм в английском искусстве нашел несколько вариантов прот

явления:

• «озерная школа»;

• революционные романтики;

• лондонские романтики.

Зрелый романтизм проявился в философско-романтическом романе. Среди поэтов этого периода можно назвать Уильяма Блейка (1757-1827).

Главной эстетической категорией Блейка становится воображение. Под воображением он понимает «духовное чувствование», способное проникать в самые глубинные тайны жизни.

Свою поэзию Блейк наполняет мечтой о тех временах, когда мир наполнится красотой и справедливостью.

Особое место среди романтиков занимает творчество таких поэтов и писателей Англии, как Байрон и Скотг. Первый создаст особый тип героя, который войдет в теорию художественной культуры романтизма как романтический герой. Второй раскроет возможности исторического романа не только со стороны описания прошедших событий, но и как попытку осмысления духовного мира человека вообще.

В целом романтизм проявил несостоятельность классической эстетики решать проблемы человека средствами искусства и художественной деятельности. В основе разлада действительности и искусства лежала неспособность теории воздействовать на практику.

Это объясняет тот факт, что теория в этот период существует в рамках фундаментальной философии, а искусство в это же время пытается решить свои проблемы в сфере творчества романтиков.

В таких условиях расхождения теории и практики рождается осознание модернизации основных направлений эстетической науки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_70941_estetika-romantizma.html

13.1. Эстетика романтизма

Эстетика романтизма

Романтизм — неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные местными историческими условиями и культурными традициями.

Например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения.

В России он проявился в смешанном виде несколько позже, органически вобрав в себя черты классицизма.

В некоторых странах влияние романтизма прекратилось уже к 1820-м гг., а к середине XIX в. он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом.

Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование.

В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов. Много общего у романтизма и с символистами конца XIX — начала XX в. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна.

Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus — римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически неправдоподобные чувства героев.

Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Существовало и другое толкование этого термина. В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном из новых языков романской группы. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры.

Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так, в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

К. Д. Фридрих. Путешественник над морем тумана. Ок. 1818 г. Кунстхалле, Гамбург

Рассматривая мировую художественную культуру в её историческом развитии, мы ограничимся узким, конкретным пониманием романтизма как художественного направления, сложившегося на рубеже XVIII—XIX вв. и охватившего почти все виды искусства. Именно в это время появились первые теоретические и философские программы романтиков.

Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом следует отметить, что при явном разнообразии идейных течений и творческих манер внутри романтизма он представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам.

Каковы главные эстетические принципы романтизма?

1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворённости действительностью, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира.

Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека.

        Что жизнь, когда в ней нет очарованья?Блаженство знать, к нему лететь душой,Но пропасть зреть меж ним и меж собой;Желать всяк час и трепетать желанья…

/В. А. Жуковский «Певец»/

Постоянно изменяющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств).

Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах.

Романтический герой «чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Он может посвятить всю жизнь поиску «голубого цветка» — своей мечты и идеала.

Д. Грекур. Джордж Гордон Байрон в Греции. 1850—1860-е гг.

В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром.

        Я не в себе живу: я лишь частица Того, что вкруг меня; меня вершины гор Волнуют, а столицая столица —Мне пытка…

/Перевод Г. Шенгели/

Так говорит Чайльд Гарольд — герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788—1824), ставший «новым Гамлетом» — романтическим символом эпохи. Но это вовсе не тяготит его, напротив, он любит свою исключительность и одиночество. Таким образом, в произведениях искусства индивидуализм становится своеобразной формой протеста и самозащиты героя.

Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грёз и иллюзий.

Э. Я. Штейнле. Дозорный. 1859 г. Галерея Шака, Мюнхен

В отличие от человека эпохи классицизма, творца и вершителя своей судьбы, теперь в центре внимания чаще оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям и душевным мукам отличает произведения романтизма.

«Первым прибежищем романтического сердца» (В. В. Аникст) становится любовь героя. Как правило, между влюблёнными нет согласия, они постоянно вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход.

3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы. В жизни Природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний.

Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика:

        …Здесь ничего не ранит взор Среди природы. Лишь один позор:Колечком быть в её цепи телесной,Одной из тварей, — а душа в простор Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»

/Перевод В. Левика/

У. Тёрнер. Кораблекрушение. 1805 г. Галерея Тейт, Лондон

Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб. Искусство романтизма даёт множество примеров подобных взаимоотношений Человека и Природы, а иногда, наоборот, представляет нам мирные, идиллические пейзажи, напоминающие нежные пасторали.

И. К. Айвазовский. Волна. 1889 г. Государ ственный Русский музей, Санкт-Петербург

4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времён» стали художественной метафорой романтического искусства. В далёком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существовавшие в их современном мире.

Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Идеализация прошлого отчётливо выражена в стихотворении М. Ю.

Лермонтова «Умирающий гладиатор» (1836), «преданья старины глубокой» волнуют воображение романтического героя:

        Стараясь заглушить последние страданья,Ты жадно слушаешь и песни старины,И рыцарских времён волшебные преданья — Насмешливых льстецов несбыточные сны.

Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти, составившей эмоциональную окраску романтизма. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма.

Т. Куол. Сон архитектора. 1840 г. Музей изобразительных искусств, Толедо (Огайо)

Оригинальной «реабилитации» подверглась и средневековая культура, отвергнутая классицизмом в эпоху Просвещения. Одних увлекала выдуманная идиллия Средневековья, другие искали в нём яркие характеры, сильные и пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости, примером самоотверженной борьбы за свободу.

Наиболее отчётливо средневековые реминисценции проявили себя в неоготической архитектуре романтизма, отличавшейся утончённостью архитектурных форм, искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей.

В неого-тическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения — здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл).

В величественных очертаниях этих сооружений обращают на себя внимание устремлённые в небо шпили башен, стрельчатые арки, пышное декоративное убранство фасадов.

Ч. Бэрри, О. Пьюджин. Здание парламента в Лондоне. 1839—1860 гг.

Для искусства романтизма характерен интерес к фольклору. Именно романтикам мы обязаны первыми сборниками народных сказок, народных песен.

Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, а также неприятие реальной жизни, определившие главные завоевания романтизма, приблизили реализм — другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре первой половины XIX в.

Источник: http://tepka.ru/mxk_11/52.html

Эстетика романтизма. — эстетика как философская дисциплина. зачет

Эстетика романтизма

Романтизм: вечность зла и вечность борьбы с ним; «мировая скорбь» — состояние мира, ставшее состоянием духа.

Романтизм — этап художественного процесса, новое художественное направление, новое мироощущение, новая эстетика. Последняя утверждала, что литература и искусство — средства поведать людям об основах мироздания, дать всеобъемлющее знание, синтезирующее в себе достижения человечества.

Романтизм — искусство Нового времени, особый этап в развитии мировой культуры. Эпицентром романтизма стала Германия. А.В. Шлегель считал романтизм свойством новоевропейской христианской культуры, наиболее ярко проявляющимся в немецком искусстве.

Романтизм художественное направление, для которого инвариантом художественной концепции мира и личности стала система идей: зло неустранимо из жизни, оно вечно, как вечна борьба с ним, «мировая скорбь» состояние мира, ставшее состоянием духа, индивидуализм качество романтической личности. Романтизм новое художественное направление и новое мироощущение Романтизм искусство Нового времени, особый этап в развитии мировой культуры. Романтизм выдвинул концепцию: сопротивление злу хотя и не дает ему стать абсолютным властителем мира, но не может коренным образом изменить этот мир и устранить зло окончательно.

Историзм вторгается в романтическую литературу. Возникают исторические романы (еще один новый жанр, созданный романтиками!) Вальтера Скотта. Принцип историзма стал крупнейшим философско-эстетическим завоеванием романтиков.

С его утверждением в сознании романтиков в их эстетику и искусство входит идея бесконечного.

Романтики исторически понимали современность; им присуще историческое осмысление общественного развития (французская школа историографии Гизо, Тьери, Минье

Основным законом бытия романтики считали всеобщую изменчивость, и это открытие (впрочем, возвращающее культуру на новом витке исторической спирали к идеям Гераклита) повлияло на развитие эстетической и художественной мысли XIX и ХХ столетий.

Разрыв романтизма с классицистской культурой был решительным, но не абсолютным и включал в себя удержание многих принципов. Культура обычно наследует достижения не «отцов», а «дедов» и «прадедов». Наследование идет через одно-два поколения. Новая эстетическая и художественная система начинается с отрицания предшествующей («отцов»).

Романтики особенно охотно воспринимали традиции искусства Средневековья и христианские идеи, сосредоточивавшие внимание на внутреннем мире человека. Центральным объектом романтизма становится духовная жизнь личности.

Романтизм разрывает путы регламентации, которыми классицизм связывал свободу человеческой личности, возвращая нас вновь к человеку как к мере вещей — казалось бы, к принципам Возрождения.

Однако в романтизме не весь человек есть мера всего, а лишь его дух, его субъективность. Это одновременно и больше и меньше того, что было в эпоху Возрождения.

Больше — ибо даже мельчайшие нюансы духовного мира героя привлекают внимание художника, и меньше — ибо из поля его зрения уходит огромный внешний мир и конкретно-чувственная прелесть его вещей. .

Романтизм продолжил тенденцию классицизма и окончательно оторвался от конкретности. Для него конкретность уже даже не условность, а лишь дополнительное и несущественное средство раскрытия духовного мира, субъективности человека.

Классицистов и просветителей интересовало в искусстве вечное; в произведении они искали отражение всеобщих законов и норм. Романтики сосредоточены на современности и ориентируются не на античность и не на классицизм, а преимущественно на культуру Средневековья. Романтизм сохранял верность идеалам Просвещения и утверждал просветительскую идею бесконечного совершенствования.

Действительность для романтиков — таинственна, иррациональна, загадочна. Она противостоит разуму и личной свободе человека. Она — сфера социальных разочарований.

Отсюда «мировая скорбь» как глобальное концептуально-значимое мироощущение. Цель романтиков — абсолютное разрешение всех противоречий и создание идеально-совершенного социума.

Разлад мечты и обыденности порождает двоемирие в романтической культуре.

Романтизм выдвинул и впервые разработал понятие автора. Теория романтизма рекомендовала литератору создавать романтический образ писателя (важен образ не только героя, но и автора — из этой посылки и вырастает внимание к историко-биографическому аспекту искусства и критический метод Сент-Бева).

Проблема автора, образ которого выстраивается искусно и искусственно, органично перерастает в романтической эстетике в проблему гения, который, по мнению романтиков, творит в уединении, чтобы потом представить результаты своего труда людям. Гений без ограничений и регламентаций творит художественную реальность, которая для романтика выше действительности.

Гений не подчиняется нормам, а предписывает их миру.

Эстетика романтизм

Источник: https://students-library.com/library/read/31373-estetika-romantizma

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-65964.html

Refy-free
Добавить комментарий