Эколого-эстетическое воспитание школьников

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности

Эколого-эстетическое воспитание школьников

Гринева О. А., Доценко Л. И. Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников в рамках внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 220-222. — URL https://moluch.ru/archive/201/49265/ (дата обращения: 10.03.2020).



Данная статья посвящена эколого-эстетическому воспитанию младших школьников в рамках внеурочной деятельности. В статье представлены результаты исследования эколого-эстетической воспитанности обучающихся, а также предложена модель эколого-эстетического воспитания в рамках внеурочной деятельности.

Важной педагогической проблемой современной системы начального общего образования является эколого-эстетическое воспитание младшего школьника.

Термин «экология», встречается в стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) в числе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы по курсу «Окружающий мир» называется «освоение основ экологической грамотности» [4].

По сути, речь здесь идёт об экологическом обучении (грамотность есть продукт обучения).

Она отражена и в требованиях к личностным результатам («формирование основ экологической культуры»), и в требованиях к метапредметным результатам («формирование и развитие экологического мышления»), и многократно упоминается в требованиях к предметным результатам. Миронов А. В. считает, что экология является составной частью и обучения, и воспитания, и развития [2, с. 17].

Эколого-эстетическое воспитание, по мнению Голубева И. Р. есть одно из проявлений общей культуры. Эколого-эстетическое воспитание рассматривается как воспитание у младшего школьника единения с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы [1, с. 24].

Исследование окружающей природы школьниками в процессе внеурочной работы, дают возможность обсуждать социальные ситуации с точки зрения нормативного отношения младших школьников к окружающей природе, считает Савина Е. А. Это позволяет младшим школьникам овладевать научными знаниями, на основе которых изменяются поведенческие модели поведения и отношения к экологической ситуации в окружающей его среде [3, с. 43].

Для подтверждения теоретических аспектов проблемы было проведено исследование уровня эколого-эстетического воспитания младших школьников.

В ходе практической работы нами была поставлены следующие задачи: Подобрать методики исследования эколого-эстетического воспитания младших школьников; провести исследование уровня эколого-эстетического воспитания младших школьников; разработать модель эколого-эстетического воспитания младших школьников.

Педагогическое исследование проводилось в естественных для младших школьников условиях, общение велось непринужденно, с учетом возрастных особенностей, интереса и желания младших школьников выполнять задания.

В педагогическом исследовании приняли участие 20 младших школьников, обучающиеся 3 класса, МОУ «Ястребовская СОШ им. И. И. Золотухина» с. Ястребовка, Мантуровского района, Курской области.

Проведение педагогического исследования осуществлялось в несколько этапов. Констатирующий этап педагогического исследования готовности к работе по эколого-эстетическому воспитанию, к самостоятельному поиску информации, определения наиболее интересных для младших школьников направлений работы.

При опросе обучающихся, в ходе наблюдения за их деятельностью, бесед с родителями школьников, организации обсуждений экологических ситуаций на примере художественной литературы. Новая ступень развития младшего школьника связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счет наблюдения различных состояний окружающей среды

Проанализировав диагностические данные, мы пришли к выводу о том, большинство ответов обучающихся (65 %) соотносимы с показателями среднего уровня в знаниях к природоохранной экологической деятельности: они продемонстрировали определенные экологические убеждения при наличии небольшого арсенала практических природоохранных умений. Лишь 5 % соответствовали высокому уровню эколого-эстетического воспитания им свойственна высокая степень осознания важности экологических знаний, готовность к практическому применению природоохранных умений.

В ходе формирующего этапа педагогического исследования, направленной на эколого-эстетическое воспитание младших школьников во внеурочное время, нами была разработана модель эколого-эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Нами была разработана модель эколого-эстетического воспитания в рамках внеурочной деятельности, которая включала 4 блока.

В рамках I блока эколого-эстетического воспитания младших школьников проводилось ознакомления младших школьников с окружающей средой, нами использовались интерактивные методы, которые построены на взаимодействии субъектов, которые наиболее плодотворно реализовывались в экскурсиях, походах, путешествиях, проведении акции «экологическая тропа».

Экскурсии в лес, игровые, обучающие и проблемные ситуации, сюжетно-ролевые и дидактические игры. В игре младшие школьники не только уточняет и закрепляет знания, но и эмоционально переживает знакомые явления и ситуации.

Далее в рамках II блока производилась работа по расширению представлений об окружающем природном мире, основной задачей которого являлось знакомство с местом и ролью человека в природе, различными видами деятельности людей, влиянием промышленности, бытовой химии, транспорта на природное окружение, также формирования навыков поведения человека в природе и умения защищать и охранять её.

III блок эколого-эстетического воспитания заключался в формировании мотивационно-ценностного отношения к родному краю.

Данный блок — исследовательский, и поэтому детям было предложено провести изучение экологического состояния своего села. На наш взгляд, такой вид деятельности вызвал огромный интерес у младших школьников.

В практической части заданий младшие школьники проводили такие эксперименты, как: определение количества пыли на листовых пластинках, количество примесей в снегу на различных участках и т. д.

Нами был использован метод анализа конкретных ситуаций и эмоционального воздействия, который способствовал раскрытию ценности природы в форме обычного инструктирования, в ходе индивидуальных, групповых и фронтальных бесед; позволяет понять конкретную экологическую ситуацию, участником которой был младший школьник, и сформировать ценностное отношение к ней.

Мотивация данной деятельности происходила через размышления о том, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды — значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

В рамках внеурочной деятельности входили занятия по эколого-эстетическому воспитанию: «В гостях у леса», «В мире лекарственных растений», «Мир грибов», сбор лекарственных растений, выставки рисунков, поделок, разработка проектов, уборка территории, организация поездок, экскурсий, походов.

Младшие школьники активно участвовали эколого-эстетических десантах по оформлению территорий, прилегающих к школе, а также совместно организовывались выставки поделок, что позволило не только познакомиться с необыкновенными уголками природы, но и создать коллекцию фотографий растений из Красной книги; были подготовлены видеосъемки на природе в процессе исследовательской деятельности детей.

Чтобы модель эколого-эстетического воспитания работала успешно, в рамках IV блока необходимо было, обогащать знания педагогов в области природы, экологических проблем мира.

Таким образом, наше исследование эколого-эстетического восптинаия младших школьников не исчерпывает всех вопросов, связанных с освоением основ экологической грамотности младших школьников и имеет очевидные перспективы дальнейшего развития.

Литература:

  1. Голубев И. Р. Окружающая среда и ее охрана: Книга для обучающихся. / И. Р. Голубева, Ю. В. Новиков / — М.: Просвещение, — 2015. — 192 с.
  2. Миронов А. В. «Окружающий мир» в начальной школе: как реализовать ФГОС: пособие для учителя. / А. В. Миронов / — М.: Баласс, — 2012. — 96 с.
  3. Савина Е. А. Внеурочная познавательная деятельность как фактор развития воспитательной системы образовательного учреждения: Дис. канд. пед. наук / Е. А. Савина / — Ярославль, 2016.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 // Режим доступа http://минобрнауки.рф

Основные термины(генерируются автоматически): эколого-эстетическое воспитание, школьник, внеурочная деятельность, окружающая среда, младший школьник, экологическая ситуация, экологическая грамотность, освоение основ, начальное общее образование, III.

Источник: https://moluch.ru/archive/201/49265/

Эколого – эстетическое воспитание школьников

Эколого-эстетическое воспитание школьников

    1. Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания

Школьников………………………………………………………………………………5

    1. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического

воспитания……………………………………………………………………….7

    1. Деятельность школьников как фактор развития эстетического отношения

Заключение……………………………………………………………………………….23

Введение

Тема моей курсовой работы “эколого – эстетическое воспитание школьников”.

Актуальность темы.

В настоящее время еще не появилось значительных обобщающих работ, которые соединяли бы современные данные ряда научных дисциплин в рассмотрении сущности, содержания, форм и методов целенаправленного педагогического воздействия на воспитание нравственно – эстетического отношения к природе (то есть именно взаимосвязанного отношения к природе), однако имеется много конкретных публикаций, посвященных отдельным аспектам этой проблемы.

Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.

Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами.

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты (21).

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека.

 
Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его гуманистической позиции и культуры поведения.

Поэтому развитие навыков и потребности школьников в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно — содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. “Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя” (48, 43). 
При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.

Не стоит забывать о том, что формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности.

Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. 
В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

В данной курсовой работе можно выделить основную цель и задачи.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность экологического воспитания школьников: а) с учетом взаимосвязей экологического и эстетического воспитания; б) на основе рассмотрения возможностей эстетико – воспитательного воздействия в процессе обучения на уроках естественного и художественного циклов; в) с опорой на реализацию предлагаемого подхода в системе активной самостоятельной деятельности школьников, имеющей эстетическую и природоохранительную направленность.

Цель определяет постановку задач:

1. показать взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников.

2. Раскрыть эстетические свойства природы и учебно – воспитательный процесс в школе.

3. Рассказать об использовании разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе в школе.

задачи формирования экологической  культуры.  Человек  обязан  согласовывать

Источник: https://student.zoomru.ru/isk/jekologo--jesteticheskoe-vospitanie-shkolnikov/285011.3376798.s1.html

Эколого-эстетическое воспитание школьников (стр. 1 из 15)

Эколого-эстетическое воспитание школьников

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ

ВОСТОЧНО – СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

факультет культурного и природного достояния

кафедра музейного дела и охраны памятников

ЭКОЛОГО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ШКОЛЬНИКОВ

Дипломная работа

по специальности Музейное дело и охрана памятников

специализация: музеевед – эколог

Научный руководитель__________

______________________________

Допущен к защите:

Зав. Кафедрой__________________

“______” _________________2001г.

1. Введение_____________________________________________________ 2

2. Основная часть:

Глава I. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания школьников

1.1. Теоретические аспекты экологического и эстетического воспитания школьников.__________________________________________________ 10

1.2. Многообразие взаимосвязей экологического и эстетического воспитания. 16

1.3. Деятельн6ость школьников как фактор развития эстетического отношения к природе и ее охрана.___________________________________________ 20

3. Глава II. Эстетические свойства природы и учебно-воспитательный процесс в школе.

2.1. Раскрытие эстетических свойств в учебно-воспитательном процессе._ 27

2.2. Восприятие эстетических свойств природы в учебной и внеучебной деятельности школьников._______________________________________ 32

2.3. Искусство – важнейшее средство воспитания эстетического отношения к природе._____________________________________________________ 38

4. Глава III. Использование разных видов искусства в учебно – воспитательном процессе.

3.1. Развитие восприятия художественного пейзажа у подростков.______ 42

3.2. Природа на уроках литературы.______________________________ 48

3.3. Роль искусства музыки и хореографии и развитии нравственно — эстетического отношения школьников к природе________________________ 54

5. Заключение______________________________________________________ 59

6. Список литературы:___________________________________________ 62

7. Приложения (1и2)______________________________________________66, 82

“Через красивое – к человечному

— такова закономерность воспитания”

В. А. Сухомлинский.

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты (21).

Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека.

Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых ландшафтов, объектов живой и не живой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, ее созерцания, но и активным фактором формирования его действенно – гуманистической позиции и культуры поведения.

Поэтому развитие навыков и потребности школьников в эстетическом восприятии оценки природных явления в художественных впечатлениях, обогащающих духовно -–содержательные мотивы отношения к природе, стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. “Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя” (48, 43). При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.

Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности.

Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них. Особая роль здесь принадлежит искусству, которое в своих “природных” жанрах и образах отражает многообразие отношений наиболее тонкими и влиятельными средствами.

Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно -–содержательной позиции по отношению к природе как объекту социальной и эстетической ценности.

Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетическое, определяется общественными потребностями.

Известный ученых – психолог С. Л. Рубенштейн касается взаимообусловленности прекрасного и его отражения человеком: “… прекрасна природа, а не только переживания, восприятие человека.

Это не ее собственное объективное свойство, но это качество, которое характеризует природу в определенной системе связей и отношений, той, в которую включен человек” (39, 352).

При этом особенности взаимосвязи между отношением эстетическим и этическим предстают в следующем виде: эстетическое как утверждение существования объекта есть предпосылка этического как утверждения его значения для человека. И все же исходное – это “способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, чувствительность к нему” (39, 379).

Без развитой способности эстетически нравственного восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна его правильная оценка не только с позиций избирательно – вкусового отношений, но так же и решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.

Проводившееся изучение эмоционально окрашенного отношения к природе у школьников младших и средних классов дало возможность выявить основу для активизации этого отношения, а так же условия препятствующие угасанию чувственно – эстетического интереса и эстетического видения природных объектов и явлений.

Само содержание эстетического видения помимо отражения основных чувственных характеристик явления предполагает любование его материальными свойствами, эмоционально – эстетическое переживание выразительности и целостного явления, и конкретных деталей.

В эстетическом видении в непосредственной форме выступают важнейшие особенности человеческой деятельности – предметная общезначимая характеристика явления; эстетическая, эмоционально – оценочное отношение к явлению как выражение человеческого способа мировосприятия.

Отсутствие способности эстетического видения природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания личности. Формирование эстетического отношения базируется на способности эстетически оценивать многообразные формы материальных явлений, их чувственно воспринимаемые свойства.

А. И. Буров обращал внимание на то, что в отношениях человека к миру “субъективная сторона имеет не меньшее значение, чем объективная – наличие элементов красоты в самой действительности.

Человек получил возможность освоить красоту действительности только тогда, когда он стал общественным существом” (5, 66 — 67). Эта субъективная сторона оказывается чрезвычайно важной в воспитании в школьном возрасте эстетического отношения к действительности, к природе.

Она формируется во взаимоотношениях с другими людьми, в общении с искусством, в осмыслении жизненного опыта, в эмоциональных переживаниях.

Методологическую базу формирования в педагогическом процессе чувства природы, являющегося основой экологического и эстетического сознания человека, представляет собой теория отражения, ставящая в единую связь и последовательность чувственное и абстрактно – логическое познание, обращенное в конечном счете снова к практике, то есть чувственной предметной деятельности человека.

Чрезвычайно важно сохранение этого принципа в единстве эстетического и экологического воспитания и образования школьников. Дисгармония чувственных и абстрактных, рационалистических информаций в процессе развития личности отрицательно сказывается на результатах развития, на поведении личности, ее взаимоотношениях с окружающим миром, людьми, на системе ценностных ориентаций.

Источник: https://mirznanii.com/a/327441/ekologo-esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov

Выступление

Эколого-эстетическое воспитание школьников

ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ РУСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

«Через красивое – к человеческому –

такова закономерность воспитания»

В.А. Сухомлинский

На основе разработки научных представлений и обобщения передового опыта сложилась характеристика эстетического воспитания в современной общеобразовательной школе, как целенаправленного процесса формирования творчески активной личности ребенка, способного с позиций доступного ему понимания идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, подготовленного к тому, чтобы жить, творить по законам красоты.Такое определение достаточно полно отвечает и задачам формирования развитого эстетического отношения к природе как необходимого элемента общей, эстетической и экологической культуры современного человека.Воспитываемое школой эстетическое отношение учеников к окружающему миру, людям, труду, к искусству должно проявляться и обогащаться и во взаимосвязях с природой, в поведении и действиях направляемых на ее сохранение. Формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с эстетическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно эстетическое воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.В совокупности оба плана осуществляются средствами, “природного содержания” учебного познания и искусства, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием эстетических свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.

Я работаю учителем русского языка и литературы в МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» пятый год.

У старшеклассников важно пробуждать способность оценить эстетические черты отдельного явления или его элементов; вкус к оценке эстетических свойств данной науки, самого процесса познания, учебно-трудовой и других видов деятельности, связанных с природной действительностью. Надо стремиться к развитию представления о целостной эстетической картине мира, к эстетическим оценкам собственной деятельности и отношения к природе.

Особое место в эстетическом воспитании занимает изучение литературы. Экологическое воспитание на уроках литературы – это составная часть нравственного, эстетического воспитания. Работа по этой теме может быть организована во всех параллелях.

Так, в средней школе на уроках, посвященных изучению темы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX и XX веков» мы не только знакомим ребят с замечательными русскими поэтами, но и показываем, что у каждого из поэтов свое видение окружающего мира и природы. Учим ребят способности восхищаться красотой природы, которую увидели и запечатлели в своих стихах поэты.

Проблема «диалога» с природой – проблема общечеловеческая, она постоянно рассматривалась русской литературой, начиная с XIX века. (Пушкин, Тургенев, Тютчев и др.)Безнравственное отношение к природе ведет разрушению человеческого в человеке. (И.

Васильев «Земля русская», Астафьев «Царь-рыба») По этой тематике я провожу уроки-семинары, уроки-концерты, уроки-композиции, уроки-презентации, уроки-диспуты, уроки-суды и др.

Свое завершение эта тема может найти в творческих работах учащихся, в проектах. Возможны темы: «Перед ликом священной природы», «Диалог о природе и человеке».

Раскрытие эстетической картины мира на уроке предполагает, что интегрированная сумма представлений, оценок прекрасного, суждений о нём, выявит для учащегося не только эстетические свойства объектов природы и действительности, но также и особенности человеческого отношения к этим эстетическим элементам, творческое стремление человека к сохранению и к созиданию прекрасного в своей деятельности. В своей практике я использую художеств фрагменты на уроках литературы экскурсии «Уроки на природе». Чрезвычайно важно поддерживать инициативу учащихся в простейшем анализе эстетических и художественных отражений объектов, суждений великих людей о науке, искусстве. Красоте природных явлений и человеческих отношений к природе.

Как учитель я продолжаю работу в этом направлении и во внеурочное время. Мои дети принимают активное участие в творческих конкурсах эколого-эстетического направления. В районном конкурсе литературных работ «Искусство слова» мы принимаем участие уже не первый год. Уткина Ирина два года подряд занимала первое место в номинации «Проза».

Одна из работ, представленных на конкурс, — сказка «Помощь лесу». Пинясова Ирина заняла второе место в номинации «Поэзия», представив стихотворение «Зубова Поляна!».

В 2013/2014 учебном году учащиеся принимали участие в творческом конкурсе «Защитим лес» в номинациях «Проза» и «Поэзия», где представляли свои работы в виде статей о защите леса, стихотворений, сказок.

Традиционным в гимназии стало проведение научно-практической конференции исследовательских работ «Моя малая родина: природа, культура и этнос». Мы с детьми проводили исследовательские работы на темы «История возникновения нашего посёлка», «Улица имени героя» (улица имени Шельтяева).

Работая по теме «история возникновения нашего посёлка», мы использовали материалы А.А. Прохорова.

Нельзя не оценить тот вклад, который внёс Адольф Афанасьевич в литературное наследие не только связанное с историей возникновения посёлка, но и направленное на эколого-эстетическое воспитание школьников.

В 2015/2016 учебном году в рамках реализации ФГОС в 6 классе мне была предложена внеурочная деятельность по предмету. Я выбрала тему «За страницами школьного учебника». Имена людей, географические названия — часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.

Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих ее, есть свои замечательные личные имена. Эти и другие темы, связанные с именованием человека, освещает курс «За страницами школьного учебника», являющийся актуальным в настоящее время.

Курс ориентирован на то, чтобы, углубляясь в ономастику, топонимику дети больше узнали о лексической, языковедческой стороне родного языка, умели свободно получать необходимые знания, изучая специальную литературу.

Кроме этого, учащиеся по окончанию изучения курса должны овладеть навыками работы со справочной литературой и словарями разных типов, расширить кругозор, сформировать осознанное отношение к культурному наследию родного края, развить умения совместной и индивидуальной поисковой и творческой деятельности.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.
Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у подрастающего поколения при непосредственном участии его в охране природной среды, заботе о сохранении красоты родной земли. Большое внимание я уделяю эколого-эстетическому воспитанию обучающихся и как классный руководитель. В моём плане воспитательной работы большое место отводится эколого-эстетическому воспитанию Ежемесячно с учащимися мы проводим такие классные часы как «Экология», «Зелёная планета», «Край ты мой любимый», «Симфония жизни» и другие. Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе раскрывают перед ним красоту природы. Ежегодно осенью и весной мы планируем с детьми экскурсии на природу. Очень часто мы посещаем краеведческий музей. Весной прошлого года мы с детьми побывали на экскурсии в Нижнем Новгороде. Нами осуществляется работа с ветеранами педагогического труда.

Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие ее облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – все это, в конечном счете, определяет будущие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Исходя из вышесказанного мне бы хотелось отметить, я горжусь, что знакома с творческим наследием замечательного педагога – краеведа А.А. Прохорова и стараюсь быть его достойной ученицей.

Источник: https://infourok.ru/vistuplenie-ekologoesteticheskoe-vospitanie-shkolnikov-3252595.html

Refy-free
Добавить комментарий