Экологическое сознание

Экологическое сознание

Экологическое сознание

Министерство образования и науки Российской Федерации

Волгоградский Государственный Университет

Факультет Управления и Региональной Экономики

Кафедра экономики природопользования

Реферат

По дисциплине: Социальная экология

на тему: Экологическое сознание

Волгоград 2008

СОЗНАНИЕ

Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров напрямую связано с проблемой изменения сознания, как широких масс населения, так и лиц, принимающих ответственные решения — политиков, менеджеров крупных корпораций, ученых, руководителей общественных организаций, идеологов и представителей СМИ. Это предполагает особое внимание к проблеме формирования экологического сознания в широком смыслеслова.

Сознание — высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Сознание возникает в процессе трудовой общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию.

Способ его отношения к действительности определен приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой.

Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, с осознанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь — нет и сознания.

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, поскольку они являются частью сознания, постольку обладают определенным значением и смыслом.

Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом (общественное сознание).

Нельзя отождествлять сознание только со знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует.

Мышление — не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью.

Языковое мышление — оперирование «идеализированными предметами», т. е. значениями и смыслами слов, знаков, символов и т. п. — есть только одна из форм действительного мышления человека.

С другой стороны, нельзя отождествлять понятия «психика» и «сознание», т. е. считать, что все психические процессы у человека в каждый данный момент включаются в сознание.

Ряд психических переживаний может находиться определенное время как бы «за порогом» сознания (подсознательное).

Сознание, вобрав исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Становление экологического сознания идет по четырем направлениям: научному (проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности); экономическому (через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу); культурному (выражается в желании сохранить природу как элемент культурной среды); политическому (проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека). То есть цель экологического сознания — переориентация человеческого мировоззрения.

Таким образом, экологическое сознание — это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно — реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество — природа».

Объектами отражения экологического сознания являются экологическая ситуация, социально-экологические отношения, социально-экологическая деятельность.

Предмет экологического сознания составляют отношения людей к природе и друг к другу по поводу природы.

экологического сознания раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятельность».

Оно включает в себя как закономерности взаимодействия общества и природы, так и различного рода эмпирические знания, взгляды, традиции той или иной культуры, имеющие важное экологическое значение, а также ценностный момент в отношении к природе, систему регулятивных принципов нравственного характера.

Основной компонент содержания экосознания — осознание ценности жизни и опасности ее деградации, потребность ее сохранения, а также осознание ограниченности ресурсов природы, интегральной частью, которой является человек; необходимости отказа от доминирования человека над природой и установления динамического равновесия между природными системами и человеческой системой; экологического кризиса, как общественного кризиса; глобального характера экологического кризиса; необходимости решения экологического кризиса; к необходимости разработки глобальной стратегии развития, как предпосылки существования жизни, и т. д.

В структуре экологического сознания различаются три относительно самостоятельных компонента: рациональный, чувственно-эмоциональный, поведенческо-волевой, которым соответствуют экологические знания, оценка экологической ситуации и экологическое поведение.

Для формирования благоприятного профессионального экологического сознания необходимы: соответствующие законы, делающие экологически чистые предприятия более выгодными (например, через налоговые льготы); общественное мнение (усиление обыденного экологического сознания путем его активного формирования лидерами «зеленых» движений и пр.); экологическое воспитание и образование с детских лет.

Экологическое сознание как основа экологической политики может быть консервативным и прогрессивным.

Рассмотрение экологического сознания как самостоятельного феномена массового сознания позволяет предложить классификацию по следующим основаниям: гносеологическое (чувственное, рациональное и иррациональное); аксиологическое (высокая, низкая, средняя степени озабоченности экологической ситуацией); практическое (активное и пассивное).

Регулятивная функция экологического сознания включает в свой арсенал механизмы регулирования человеческой деятельности от нормативно-стимулирующих (нормы, запреты, традиции, обряды, обычаи) до ценностно-ориентационных (цели, ценности, идеалы).

Таким образом, регуляция соответствующего поведения является главной функцией экологического сознания.

В массовом сознании стихийно сложились ряд типов объяснения экологической ситуации, в рамках которых осуществляется: индивидуально-этический, правовой, организационно-производственный, технологический, эстетический подходы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деларю В.В., Социальная экология и массовое сознание, Волгоград: ВолГАСА, 2000.

2. Платонов Г.В. Оптимизация отношения общества к природе и некоторые вопросы формирования экологического сознания, Вест. Моск. ун-та. Сер.7 «Философия», 1986.

3. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Издательский центр «Академия», 2000.

4. Соломкина М.А. Экологическое сознание: Понятие, типология, интерпретация // Экология человека, 2000.

Источник: https://mirznanii.com/a/328823/ekologicheskoe-soznanie

История развития экологического сознания человечества

Замечание 1

Термин «экология» был введен в науку известным немецким биологом Э. Геккелем в $1866$ году. Современная экология представляет собой целый комплекс наук о строении, функционировании и взаимосвязях многокомпонентных и многоуровневых систем «природа – общество» и о средствах регулировки взаимного влияния человека и биосферы. Ведь ее конечной целью является сохранение жизни на Земле.

Экология прошла длительный и сложный путь развития. Но она не возникла на пустом месте. Еще древние люди, занимавшиеся охотой и собирательством, учились жить в гармонии с природой. Ведь если они убьют сегодня больше животных или соберут больше растений, чем им необходимо для еды, то завтра пищи будет меньше. На этой стадии человек воспринимал себя частью природы.

В период становления и развития аграрной культуры уменьшилась зависимость человека от природных факторов.

Но выжигание лесов, распахивание земель, выпас скота привели к существенным изменениям видового разнообразия планеты, нарушили процессы влагообмена, круговорота веществ и потоков энергии в биогеоценозах.

Численность населения человечества была в то время относительно невелика. Поэтому эти изменения имели относительно местный характер и на жизнь человечества существенно не влияли.

С развитием индустриального общества человеческая деятельность приобрела глобальный характер. Поэтому изменения в природе и их последствия стали значительно влиять на человека, на его быт и здоровье.

Эти изменения стали настолько заметными и носить настолько отрицательный характер. Что человечество было вынуждено пересмотреть свои принципы природопользования. Ведь если при товарном производстве главным критерием является максимальная прибыль, то в экологическом аспекте акцент ставится на проблему выживания человечества на нашей планете.

Экологическое сознание должно закладываться в каждом человеке в первых дней его жизни. Важную роль в этом должна играть семья. Затем в развитии этой формы сознания принимают участие общественные структуры – школа, коллективы, неформальные объединения. Формируются общественное мнение и общественное сознание.

Экология и современность

Сегодня мы живем в эпоху постиндустриального общества. Она характеризуется чрезмерными масштабами потребления ресурсов Земли. Эти ресурсы не успевают воспроизводиться. Следовательно, наступает истощение ресурсной базы планеты.

Стремительный рост населения Земли привел к дефициту пространственных ресурсов. А это стимулирует порождение чувства несвободы, увеличение количества стрессовых ситуаций. Загрязнение и деградация ландшафтов ухудшили качество среды обитания человека.

Замечание 2

Сегодня экологическое сознание должно быть направлено не только на уменьшение отрицательного влияния общества на природу, но на улучшение состояния природной среды.

Источник: https://spravochnick.ru/biologiya/bioticheskie_elementy_sredy_i_vzaimootnoshenie_organizmov/ekologicheskoe_soznanie/

Refy-free
Добавить комментарий