Эгейское искусство

Эгейское искусство: минойская, кикладская культура

Эгейское искусство

Термин «Эгейское искусство» относится к группе различных культур, которые процветали в районе Эгейского моря в восточном Средиземноморье. Эта категория древнего искусства классической древности – предшественник греческого искусства (ок. 650-27 гг. до н.э.

) – обычно включает в себя три цивилизации: кикладскую , минойскую и микенскую , которая возникла около 2600 г. до н.э. и закончилась около 1100 г. до н.э. Хотя и позднее, чем шумерское искусство, эгейские культуры совпали с появлением более поздних форм месопотамского искусства и месопотамской скульптуры, таких как ассирийское искусство (ок.

1500-612 гг. до н.э.) и хеттское искусство (ок. 1600-1180 гг. до н.э.) – Эгейские художники разработали свои собственные стили.

Эгейская культура, как форма левантийского искусства бронзового века, сопровождалась несколькими столетиями застоя (греческого «темного века») по всей Древней Греции, хотя микенские традиции металлообработки были приняты кельтами, мигрировавшими на запад через Черноморский регион и стали частью кельтского искусства, во время культуры Гальштата.

Примечание: одну из лучших коллекций древностей из греческого, ближневосточного и месопотамского регионов смотрите в Британском музее в Лондоне.

Кикладская культура

Самый ранний пример эгейского искусства появился на Кикладах, группе островов, в которую входят Наксос, Парос, Милос, Санторини и другие. Археологические свидетельства показывают, что он возник между 2600 и 1100 годами до н.э., но все, что от него осталось – это несколько мраморных скульптур стоящих обнаженных женщин со сложенными руками.

Эти фигуры-фетишы, состоящие из клиновидных тел и овальных граней, лишенных каких-либо черт лица, за исключением очерченных глаз и носа, напоминают о плодородии фигур Венеры из палеолитической культуры (около 30 000–10 000 до н.э.).

В любом случае, они являются первыми примерами греческой скульптуры – формы искусства, которая позже будет влиять на западную культуру в течение двух тысячелетий.

Минойская культура

Минойское искусство, сосредоточенное на острове Крит, сохранялось с 3000 до 1400 г. до н.э., когда оно было разрушено землетрясением и войной. Наши знания о критской культуре появились только в 1899 году, когда британский археолог сэр Артур Эванс (1851-1941) начал открывать в Кноссе цивилизацию, которая до того времени была совершенно неизвестна.

Это он назвал минойской, в честь Миноса, легендарного короля Крита. Минойцы были народом ремесленников и торговцев, которые наслаждались танцами, боями быков, из которых происходит Минотавр (наполовину человек, наполовину бык). Они настоятельно поощряли интерес к очень декоративному искусству.

Их дворцы были построены как уютные загородные виллы с утонченным декором.

Минойский дворец архитектуры

Первый дворец в Кноссе был разрушен землетрясением примерно в 1700 году до нашей эры вместе с другими меньшими по размеру дворцами. (См. Также: Минойская архитектура.

) Грандиозное здание, которое заменило его, было построено вокруг большого центрального внутреннего двора, до которого вели извилистые проходы лабиринта, через который греческому герою Тесею пришлось проделать свой путь. К западу от внутреннего двора находились государственные залы, в том числе зал для зрителей и главные святыни.

Позади них – кладовые с огромными глиняными кувшинами для масла и кукурузы и углублениями в полу для сундуков с тканями и сокровищами. Форма письма, теперь известная как «Линейная A», была развита, вероятно для дворцовых отчетов (все еще не расшифрована полностью). На противоположной стороне двора были частные квартиры, на верхний этаж вела большая лестница.

Оштукатуренные потолки опирались на деревянные колонны, сужающиеся к низу и ярко окрашенные. Комнаты были расположены вокруг маленьких двориков для света и воздуха, их расположение создает впечатление постепенного роста, а не регулярного планирования. Был водопровод, канализация и туалеты.

Примечание: если бы дворец в Кноссе выжил в эпоху классической греческой архитектуры, вполне возможно, что Антипатром Сидонским и другими историками он был бы внесен в список как одно из семи чудес древнего мира.

Минойская живопись и скульптура

Стены критских дворцов были обильно украшены фресками. Многие из них демонстрируют минойскую любовь к природе, которая также вдохновляла их гончарное убранство с нежными растениями, птицами и прыгающими рыбами и дельфинами.

Этот натуралистический стиль живописи является первым поистине историческим европейским искусством и он также включает в себя сцены из дворцовой жизни, с процессиями, быками, прыгающими акробатами и другими человеческими фигурами. Человеческие фигуры обоих полов изображены как стройные и спортивные, хотя женщинам дают более светлые тона кожи.

Минойская скульптура была полностью натуралистической и включала статуэтки богинь-змей и женщин-служителей в воланых юбках и лифах, которые можно увидеть и на минойской росписи. Они найдены в резьбе из слоновой кости, ярко окрашенном фаянсе и литой бронзовой скульптуре, на которой были также изображены представители мужского пола и энергичные фигуры из бычьих видов спорта.

Одним из сокровищ критского искусства является знаменитый Палаикастро Курос (1480-1425 гг. до н.э.), одно из самых ранних сохранившихся произведений скульптуры хризелфатина позднего бронзового века.

Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновленных древнегреческим искусством вокруг Эгейского моря, см.: Классицизм в искусстве (800 и далее).

Минойские украшения и украшения

Минойцы преуспели в обработке золота и сложном ювелирном искусстве.

Кольца и подвески из золота были украшены рельефными узорами, филигранью и грануляцией (прикрепление мелких зерен золота), например как на подвеске из двух шершней от Эгины.

Это мастерство миниатюриста лучше всего видно на гравированных печатях, сделанных из полудрагоценных камней, где львы, олени, рыба или сцены из знаменитых прыжков с быком были тщательно адаптированы к круглой или овальной форме печати.

Минойская Керамика

Во многом изящество критской цивилизации можно увидеть в расписном убранстве и формах его древней керамики, известной разнообразием смелых дизайнов и широким распространением.

Во времена первых дворцов он был оформлен в красном, желтом и белом цветах на черном фоне с использованием в основном абстрактных орнаментов с изящно изогнутыми узорами. Тонкая глина дает гладкую блестящую поверхность.

Банки, чашки с ручками и кувшины с носиками, похожие на чайники, были сделаны на гончарном круге, привезенном из Малой Азии. Во времена более поздних дворцов предпочтение отдавалось гораздо более сложным украшениям в темных тонах на светлом фоне.

Это выполнялось в форме спиральных и других узорных рисунков, но наибольшее вдохновение пришло от морских существ – осьминогов, кальмаров и моллюсков – и изящно раскрашенных цветов и трав. Греческая керамика (7000 г. до н.э.). Для получения дополнительной информации о хронологии, см.: Керамика, Хронология.

ПРИМЕЧАНИЕ: Самые старые известные керамические горшки в мире, см.: Xianrendong Cave Pottery (ок. 18000 г. до н.э.).

Микенская культура

Третьей и последней эгейской культурой была микенская или ахейская цивилизация, процветавшая в древнем городе Микены на Пелепоннесе примерно с 1650 по 1200 гг. До н.э.

В отличие от миролюбивых минойцев, микенцы были пиратами, подобными тем, что описаны в «Илиаде» Гомера, эпической поэме о ссоре из-за добычи в ходе набега на материк.

Микенское искусство возникло при власти воинственной аристократии.

Микенская архитектура

Микенская архитектура, например, была спроектирована для обеспечения непроницаемости: города были защищены толстыми стенами из массивных каменных блоков, которые до сих пор впечатляюще сохранились в Тиринсе и Микенах. Город Микены фактически представлял собой отдаленную крепость на вершине холма, окруженную стеной толщиной до 6 метров.

Путешественники входили в город через Львиные ворота, состоящие из мегалитов весом в несколько тонн. Самые ранние останки в Микенах – шахтные могилы, окруженные кольцами вертикальных каменных плит. (См. Также: Мегалитическое искусство.) Они датируются примерно 1550 г. до н.э., когда микенская цивилизация еще только зарождалась.

Среди богатства оружия и сокровищ, которые они содержали, было много предметов, демонстрирующих критское художественное влияние. Королевская гробница, так называемая сокровищница Атрея , состояла из круглой каменной стены с сводчатой крышей высотой почти пятьдесят футов.

К ней вел проход, заканчивающийся дверным проемом с резными зелеными мраморными столбами и каменной перемычкой, весящей более ста тонн. У микенских городов также были свои дворцы, главной особенностью которых был мегарон , прямоугольный зал с входным крыльцом, опирающимся на колонны, в который входили со двора.

Четыре колонны, несущие крышу зала, стояли вокруг большого центрального очага, обыяно находящегося в центре внимания праздников героического общества, отмечаемого в стихах Гомера. Микенский алфавит (Линейный B) был идентифицирован как ранняя форма древнегреческого.

Микенская живопись и скульптура

Что-то от минойской свежести отсутствует в картинах, которые украшали дворцы микенских правителей, чьи различные интересы были проиллюстрированы в довольно жестких и формальных охотничьих походах и шествиях колесниц. Пластическое искусство было по существу ограничено рельефной скульптурой, а не статуями, и иллюстрируется, например, Львиными воротами (ок. 1250 г. до н.э., Микены).

Микенская металло-обработка

Позже большая часть способностей критского художника служила микенским покровителям: чашки Вафио, украшенные сценами, показывающими захват диких быков, были найдены в одной из шахтных могил в Микенах.

Такие предметы, как золотая так называемая «маска Агамемнона», также из шахтной могилы, демонстрируют более жесткий и сдержанный микенский вкус.

Другие чашки и бронзовые кинжалы были инкрустированы золотом, серебром и чернью и микенцы, похоже, открыли искусство эмалирования металла цветным стеклом. Существовала давняя традиция, пришедшая из Египта, вырезать чашки и миски из мрамора и других цветных камней.

Внутренняя часть была выдолблена трубчатым сверлом, с использованием песка и воды, а чистовая обработка – кропотливым шлифованием песком или наждачной бумагой. греческая металлоконструкция.

Микенская керамика

Подобно критской глиняной посуде, микенское керамическое искусство было также украшено морскими существами, а также нежными цветами и травами, хотя, как правило, без минойской живости и элегантности.

Микенцы также предпочитали изобразительные сцены наездников на колесницах и на охоте, а затем птиц и животных, нарисованных в общих чертах, тела, заполненные тонкими узорами, возможно, вдохновленными вышивкой или ткачеством.

Они появились на чашах, банках, питьевых бокалах и колбах с двойной ручкой сверху в виде стремени.

Морская природа Эгейской цивилизации

Эгейские культуры были в значительной степени мореходными, и эти мореходные народы имели иной взгляд, чем их наземные соседи. Человек как путешественник должен действовать как личность, а не как анонимный член высокоорганизованного жесткого общества.

Ему нужно другое чувство времени и масштаба, чем у культиватора и пастуха, привязанного к его земле.

Это чувство независимости и уверенности в себе должно было оказать глубокое влияние на проживающих на материке греков – наследников эгейской культуры, которые оккупировали Пелепоннес и другие острова.

Они также переняли взгляды моряков на человека и общество, которые оказали большое влияние на их отношение и, в свою очередь, привели к их достижениям в искусстве, науке и философии, которые оказали такое глубокое влияние на искусство эпохи Возрождения и последующие движения.

Больше ресурсов по искусству античности

Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
Египетская скульптура
Этрусское искусство (ок.700-90 до н.э.)
Скульптура Древней Греции
Искусство Древней Персии (3500 г. до н.э.)
Римское искусство (ок. 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)

  • Британский музей
  • «История людей» от Антонио Минготе

Источник: https://gallerix.ru/pedia/ancient-art--aegean-art/

Эгейское искусство

Эгейское искусство

« Мышцы головы | | Детали лица »

admin | 15 Окт 2014

Связующим звеном между Востоком и Древней Грецией являлась эгейская (крито-микенская) культура, которая сыграла огромную роль в формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземного моря.

Эгейская культура сложилась и развивалась в 2-3 тыс. до н.э. и была создана племенами, обитавшими на островах и побережье Эгейского моря, материковой Греции, на западном побережье Малой Азии. Открытие эгейской культуры археологами Г. Шлиманом и А.

Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии 19-20 вв.

Малая Азия. Одним из важнейших центров эгейской культуры был г. Троя.

Г. Троя. Развалины. Малая Азия

Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс.

Г. Троя. Реконструкция. Малая Азия

В замурованном в крепостной стене так называемом кладе Приама найдены многочисленные золотые и серебряные изделия декоративного и ювелирного искусства.

Золотая диадема из клада Приама. Г. Троя. Малая Азия

Греция. Города греческого о. Крит начали застраиваться в начале ІІ тыс. до н. э. Ученые предполагают, что около 1700 г. до н. э. они все погибли от какой-то катастрофы, скорее всего от землетрясения. Еще с 18 в. до н. э. главным среди городов Крита стал г.

 Кносс. В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется своими масштабами (16 тыс. кв. м) Кносский дворец. Он создавался несколько столетий и был построен из кирпича-сырца и камня с большим мастерством и учетом особенностей ландшафта.

Кносский дворец. Реконструкция. О. Крит. Греция

Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор (60*28 м). Вокруг двора свободно группируются около 200 помещений, соединенные лестницами и причудливыми переходами.

В разных своих частях дворец был разноэтажными.

Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища – гимнастическими залами, бассейнами, открытыми площадками для театральных представлений и религиозных церемоний.

Кносский дворец. Развалины. О. Крит. Греция

Неравномерное освещение Кносского дворца осуществляется с помощью световых колодцев. Особенностью строительной техники дворца являются деревянные колонны на каменной базе, ствол которых утолщался кверху и завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты, из-за чего эти колонны получили название иррациональных.

Иррациональные колонны. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Стены парадных залов Кносского дворца расписаны фресками в виде фризов и панелей. Изображения фресок – это запечатленная реальность: цветы, папирусы, листья пальм — пальметты, лилии, птицы, животные (кошки, обезьяны, дельфины). В тронном зале на красном фоне стены среди папирусов изображены сказочные существа – грифоны (львы с орлиными головами).

Фрески с грифонами. Тронный зал. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Часто встречается тема игры человека (акробатов, гимнастов) с быком, всегда несоразмерно большим по отношению к человеку. Игры с этим животным, видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл. Усложненная планировка дворца и фрески с изображением быка превратили Кносский дворец в воображении греков в легендарный Лабиринт с Минотавром.

Фреска с быком. Кносский дворец. О. Крит. Греция

На стенах Кносского дворца множество изображений человеческих фигур, то исполняющих какой-то религиозный обряд, то являющих собой данников с дарами, участников театральных представлений, пиров. В помещении царицы встречаются изображения нарядных женщин с пышными прическами (Парижанка).

Фреска Парижанка. Помещение царицы. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Фигуры представляют собой цветовые пятна, не ограниченные контуром. Условность изображений лиц людей сказывается в том, что лицо изображено в профиль, а глаза в фас.

Черный, белый, желтый, красный, синий и зеленый цвета составляют праздничную гамму. В росписях декоративность сочетается со свежестью восприятия мира.

Общий характер критской живописи не выходит за рамки торжественности и зрелищности искусства Древнего Востока, сохраняя свойственную ему плоскостность и декоративность.

Фрески с дельфинами. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Монументальной скульптуры, культовых и погребальных сооружений на Крите не найдено. Видимо, критяне поклонялись богам на природе, в священных рощах или пещерах. Но известен большой раскрашенный рельеф царя-жреца.

Рельеф Царь-жрец. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Мелкая пластика Крита, как и живопись, носит декоративный динамичный характер. Маленькие фигурки (животные, изящные женщин-богинь из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках), резьба по камню, художественные изделия из бронзы, золота и серебра, расписная керамика встречаются здесь в большом количестве и все – высокого художественного качества.

Богиня со змеями. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Высоким уровнем и тонким вкусом отличается критская керамика, представленная вазами стиля Камарес (по названию пещеры, в которой они найдены). Вазы разнообразных правильных форм покрыты черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические, растительные и звериные орнаменты.

Ваза стиля Камарес. О. Крит. Греция

Более поздние вазы декорированы изображениями изгибающихся растений, мотивами морской фауны (моллюсками, морскими звездами, раковинами, осьминогами), и выдержаны в изысканных расцветках (например, белые изображения на лиловом фоне).

Ваза стиля Камарес. О. Крит. Греция

В середине ІІ тыс. до н. э. критским городам был нанесен удар ахейцами, вторгшимися с материка. Катастрофа (извержение вулкана и последовавшее за ним наводнение) ускорила разрушение критских городов. С 15-14 вв. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова в г.

 Микены и г. Тиринф. Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Наиболее ярко ее самобытность проявилась в монументальной архитектуре.

Жители этих мест – греки-ахейцы строили свои города-крепости на высоких холмах и укрепляли стенами. Отсюда появилось название «акрополь» — верхний город, где и возводились царские дворцы. Из огромных, грубо отесанных камней весом 5-6 тонн складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота – до 18-20 м.

Такую кладку называли циклопической (по имени мифологического гиганта Циклопа).

Микенская крепость. Греция

Особое внимание в архитектуре городов-крепостей уделялось укреплению ворот.

Центральные ворота обширной многоярусной Микенской крепости – «Львиные ворота» — представляют собой величественное сооружение, сложенное из вертикально поставленных плит, перекрытых монолитом.

Над пролетом ворот расположена треугольная известняковая плита, украшенная монументальным рельефом с изображением львиц, образующих декоративную симметричную геральдическую композицию. Это единственный памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве.

Львиные ворота. Г. Микены. Греция

Через ворота путь между параллельными стенами ведет на холм, в центре которого размещается дворец. Акрополи в Тиринфе и Микенах дают полное представление о планировке такого дворца. Эти дворцы-крепости более упорядочены, чем Кносский лабиринт. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами.

Микенский акрополь. Греция

Центр акрополя – дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет мегарон – большой прямоугольный зал с очагом посередине, служивший для торжественных собраний.

Четыре колонны вокруг очага поддерживают навес с отверстием в нем для дыма. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с дворцом. Жилые и подсобные помещения группируются вокруг мегарона.

Впоследствии мегарон явился основой для формирования архитектуры античного храма.

Мегарон. Г. Микены. Греция

Контрастом суровому облику дворца служило богатство интерьера. Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми изразцами. В сюжетах фресок отразилась воинственность ахейцев, где предпочтительнее сцены охот и битв. Композиция приобретает замкнутый статичный симметричный характер, рисунок – сухость и четкость, колорит – пестроту.

Фреска. Г. Тиринф. Греция

О зодчестве ахейцев можно судить по гробницам ахейских царей. Они были двух видов: шахтовые, т. е. прямоугольные в скале (16-15 вв. до н. э.), и купольные, так называемые толосы (15-14 вв. до н. э.).

Самая знаменитая гробница найдена Шлиманом у подножия Микенского акрополя и названа им сокровищницей Атрея.

К гробнице ведет коридор, вход перекрыт монолитной плитой, диаметр гробницы 14, 5 м, высота куполообразного входа – 13,2 м.

Толос (купольная гробница). Сокровищница Атрея. Разрез. Г. Микены. Греция

В микенских гробницах найдено большое количество предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, накладывавшиеся на лица умерших (Маска Агамемнона), бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости, кинжалы со сложнейшей инкрустацией.

Много драгоценностей было в женском уборе: золотые диадемы, браслеты, кольца. Особенно любили микенцы золотые сосуды в виде голов животных и птиц или рельефным изображением бурных сцен охоты.

В формах и характере изделий прикладного искусства можно увидеть как критское, так и восточное влияние.

Маска Агамемнона. Г. Микены. Греция

С середины 12 в. до н. э. ахейцев завоевали дорийские племена. Гибель городов Пелопонесского полуострова означала конец эгейской цивилизации. Однако крито-микенское наследие сыграло огромную роль в развитии искусства Древней Греции.

Читать далее Искусство Древней Греции

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Источник: http://nnosova.ru/istoriya-izobrazitelnogo-iskusstva/egeyskoe-iskusstvo

Эгейское искусство — это… Что такое Эгейское искусство?

Эгейское искусство
Эгейское искусство

        или крито-микенское искусство. Так называют художественную культуру Греции XXX-XII вв. до н. э., основными центрами которой были остров Крит, материковая Греция и острова Эгейского моря (архипелаг Киклады); временами к ней тяготело искусство Троады (западное побережье Малой Азии и близлежащие острова) и остров Кипр. Археологические открытия конца XIX-XX вв.

дали богатейший материал и показали, что художественная культура каждого из эгейских центров обладает своей спецификой. История эгейского искусства характеризуется переходом ведущей роли в его развитии от одной области Эллады к другой, сложением местных стилей, взаимосвязями с искусством Египта Древнего, Сирии, Финикии.

По сравнению с художественными культурами Древнего Востока эгейское искусство отличается более светским характером. Расцвет эгейского искусства был подготовлен длительным развитием художественной культуры эгейского мира в 7 — начале 3-го тысячелетия н. э. (неолит, халколит; раскопки поселений Димини в Фессалии, Неа-Никомедии в Южной Македонии, Лерны в Пелопоннесе и др.).

Своеобразная культура эпохи ранней бронзы открыта на островах Эгейского моря, особенно архипелага Киклады (2600-2400 до н. э.

; посёлки Кастри на острове Сирое, Кинфос на острове Делос, Даскалейон на острове Керос; посёлок близ Панорма на острове Наксос): укрепления каменной кладки насухо, дома каменной кладки на глиняном растворе, гробницы — ящичные и круглые в плане, типа фолосов, каменные сосуды строго геометрических или мягко округлых, иногда зооморфных форм, лепная керамика — с орнаментом из врезанных линий, заполненных белой пастой, расписные сосуды с резьбой по блестящей тёмной обмазке (в том числе «сковороды» со стилизованными изображениями корабля и рыбы). Специфический вид изобразительного искусства Киклад — так называемые кикладские идолы — мраморные статуэтки (преимущественно женские, иногда изображения музыкантов) геометризованных лаконичных монументальных форм с чётко выраженной архитектоникой. Для культуры Троады характерны поселения городского типа (Троя I-V, 3000-1800 до н. э.) с развитой монументальной фортификацией, застройкой кварталами тесно стоящих домов, как правило, типа мегарона (Полиохни на острове Лемнос), хорошим водоснабжением. Самые яркие памятники искусства Троады — золотые, редко серебряные украшения, выполненные с тонким декоративным чутьём, и архитектоничных форм и плавных силуэтов сосуды из кладов Трои II («клад Приама») и Полиохни. Во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. протогородская культура эпохи ранней бронзы («раннеэлладский период») развивалась в материковой Греции (Лерна III, Рафина в Аттике, Эвтресис в Беотии, Зигуриес в Арголиде). На Крите большинство открытых памятников — «раннеминойского периода» (около 3000/2800 — около 2200/2000 до н. э.): жилые многокомнатные дома (село Василики), скальные гробницы в виде прямоугольных камер (остров Мохлос) и фолосы, перекрытые ложными каменными сводами (долина Месара). Около XXIII в. до н. э. ведущим центром эгейского искусства стал Крит (расцвет в первой половине 2-го тысячелетия до н. э.). Искусство Крита оказало влияние на Киклады и материковую Грецию. Высочайшие достижения критских зодчих — дворцы (открыты в Кносе, Фесте, Малии, Като-Закро), в которых сочетание обширных открытых пространств (дворы) с окружающими их комплексами 2-3-этажных помещений, световых колодцев, пандусов, лестниц создаёт эффект живописного перетекания пространства, эмоционально богатый, насыщенный бесконечной изменчивостью впечатлений художественный образ. На Крите был создан тип колонны, расширяющейся кверху. В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII вв. до н. э.), достигший совершенства в вазописи «стиля камарес» (крупные розетки, стилизованные цветы и спирали жёлтого, красного и вишнёвого тонов на тёмном фоне), сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (фрески дворца в Кносе, вазы с изображением морских существ, произведения мелкой пластики, торевтики, глиптики); к концу XV в. до н. э. (предположительно в связи с завоеванием ахейцами) нарастают условность, стилизация (раскрашенный стуковый рельеф «царь-жрец» из дворца в Кносе; роспись саркофага из Агия-Триады; вазопись «дворцового стиля»). Культура, близкая критской, существовала на острове Фера (современное название — Тира, Санторин), где открыт город, погибший от извержения вулкана около середины 2-го тысячелетия до н. э.; сохранились дома, богато украшенные фресками, и расписная керамика. XVII-XIII вв. до н. э. — период высокого расцвета искусства ахейской Греции. Города-крепости (Микены, Тиринф) строились на холмах, с мощными стенами так называемые циклопические кладки (из каменных глыб весом до 12 тонн) и планировкой в двух уровнях — нижний город (место убежища окрестного населения) и акрополь с дворцом правителя. В архитектуре жилища (дворцы и дома, как и на Крите, строились на каменных цоколях из сырцового кирпича с деревянными связями) складывается тип прямоугольного с портиком здания — мегарона, прообраз древнегреческого «храма в антах». Лучше других сохранился дворец в Пилосе. Для XVII-XVI вв. до н. э. характерны «шахтовые гробницы», с XV в. до н. э. распространяется тип купольного фолоса с ложным сводом и коридором-дромосом («гробница Атрея» близ Микен, XIV или XIII вв. до н. э.). Изобразительное и декоративно- прикладное искусство ахейской Греции испытало сильное влияние искусства Крита, особенно в XVII-XVI вв. до н. э. (изделия из золота и серебра из «шахтовых гробниц» в Микенах). Местный стиль характеризуется обобщённостью и лаконичностью форм (рельефы на надгробных стелах «шахтовых гробниц», погребальные маски, некоторые сосуды («кубок Нестора») из погребений). Искусство XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое внимание уделяло человеку и природе (фрески дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе; вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым симметричным формам и обобщению (геральдическая композиция с двумя фигурами львов рельефа Львиных ворот в Микенах).
«Кифарист». Статуэтка с о-ва Керос (Киклады). Мрамор. Около 2000 до н.э. Национальный музей. Афины.

«Богиня со змеями». Статуэтка из святилища дворца в Кносе (Крит). Фаянс. Начало 16 в. до н.э. Музей. Ираклион.

«Маска Агамемнона». Погребальная маска из гробницы V могильного круга А в Микенах. Золото. 16 в. до н.э. Национальный музей. Афины.
Литература: ИСиНМ, т. 5, М., 1981; ВИА, т. 1, 2 изд., М., 1970; В. М. Полевой, Искусство Греции, кн. 1 — Древний мир, М., 1970; Н. А. Сидорова, Искусство Эгейского мира, М., 1972; Б. Р. Виппер, Искусство Древней Греции, М., 1972; (Г. Соколов), Эгейское искусство. Альбом, (М., 1972); Б. Рутковский, Крит. (Альбом), перевод с польского, Варшава, 1978; Matz F., The art of (Crete and Early Greece. The prelude to Greek art, N. Y., 1962; Orlandini P., L'arte preellenica, Mil., 1973; Demargno P., Naissance de l'art grec, P., 1974; Hood S., The arts in prehistoric Greece, Harmondsworth, 1978; Mer Egйe. Grиce des оles. Exposition. Catalogue. Paris. Musйe du Louvre…, P., 1979.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

эге́йское иску́сство

то же, что крито-микенское искусство.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/3772/%D0%AD%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5

ЭГЕ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО

Эгейское искусство

Авторы: Т. П. Кишбали

ЭГЕ́ЙСКОЕ ИСКУ́ССТВО, ис­кус­ст­во эгей­ской куль­ту­ры.

В ран­нем брон­зо­вом ве­ке (ок. 3000–2000 до н. э.) су­ще­ст­во­ва­ли свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой, но раз­ви­ваю­щие­ся са­мо­стоя­тель­но куль­ту­ры. Ар­хит. ти­пы ме­га­ро­на и ап­си­даль­ных до­мов встре­ча­ют­ся в позд­не­не­о­ли­ти­че­ских Сеск­ло и Ди­ми­ни (Фес­са­лия), в сло­ях ран­не­го брон­зо­во­го ве­ка Лер­ны III (Ар­го­ли­да), Трое II, Ка­ра­та­ше (Ана­то­лия).

Ста­ту­эт­ки ла­ко­нич­ных форм про­дол­жа­ют тра­ди­ции не­о­ли­та и энео­ли­та (напр., пло­ские коль­це­вид­ные и двой­ные идо­лы в Зап. Ана­то­лии). Ста­ту­эт­ки из кам­ня куль­тур Кик­лад­ских о-вов, из­вест­ные как «кик­лад­ские идо­лы», от­ли­ча­ют уп­ро­щён­ная фор­ма и глад­кая по­верх­ность (эти ка­че­ст­ва в 20 в. н. э. при­влек­ли вни­ма­ние П. Пи­кас­со, К. Брын­ку­ши, Г.

 Му­ра и др.). На­блю­да­ют­ся ус­той­чи­вые ти­пы («фи­гу­ры со скре­щен­ны­ми ру­ка­ми», в фор­ме скрип­ки и др.), встре­ча­ют­ся так­же изо­бра­же­ния му­зы­кан­тов, си­дя­щих фи­гур. Ста­ту­эт­ки не­ко­то­рых цен­тров (напр., о. Си­ро­са, куль­ту­ра Ке­рос-Си­рос) рас­про­стра­ня­ют­ся по все­му ре­гио­ну. 3-е тыс. до н. э.

 – расц­вет юве­лир­но­го ре­мес­ла, при­ме­ня­ют­ся слож­ные тех­но­ло­гии (тис­не­ние, пай­ка, фи­ли­грань). Уни­каль­ный ком­плекс на­хо­док ран­ней брон­зы – «клад При­ама» из Трои II (ГМИИ): зо­ло­тые «диа­де­мы» (или на­груд­ные ук­ра­ше­ния) из це­по­чек и «че­шу­ек» име­ют под­вес­ки в фор­ме ус­лов­ных ан­тро­по­морф­ных идо­лов, рас­про­стра­н­ё­нных в Зап.

Ана­то­лии; для этих из­де­лий ха­рак­те­рен спи­раль­ный ор­на­мен­таль­ный мо­тив, при­су­щий все­му Э. и., – брас­ле­ты и бу­лав­ки ук­ра­ше­ны «оч­ко­вид­ным» узо­ром, коль­ца за­кру­че­ны спи­ра­лью. Со­пос­та­ви­мые юве­лир­ные из­де­лия най­де­ны в По­ли­ох­ни (о. Лем­нос). Для ран­не­эл­лад­ской ке­ра­ми­ки ха­рак­тер­на фор­ма со­ус­ни­ков с вы­со­ким но­си­ком.

В ран­не­ми­ной­ское вре­мя на о. Мох­лос раз­ви­то про­из-во со­су­дов из цвет­но­го кам­ня. Ке­ра­мич. ран­не­ми­ной­ские со­су­ды с тём­ной по­ли­ро­ван­ной по­верх­но­стью ук­ра­ше­ны гео­мет­рич.

ком­по­зи­ция­ми с ин­кру­ста­ци­ей бе­лой пас­той; ха­рак­тер­ная ке­ра­ми­ка ти­па «Ва­си­ли­ки» по­кры­та сво­бод­ной пят­ни­стой рос­пи­сью, ва­зы ти­па «Ди­ми­ни» – спи­ра­ле­вид­ны­ми и лен­точ­ны­ми ком­по­зи­ция­ми, вы­пол­нен­ны­ми бе­лой крас­кой по тём­но­му фо­ну.

К сред­не­му брон­зо­во­му ве­ку (ок. 2000–1625 до н. э.) на Кри­те от­но­сит­ся рас­цвет ми­ной­ской куль­ту­ры. «Двор­цы» со­стоя­ли из мно­же­ст­ва по­ме­ще­ний, сгруп­пи­ро­ван­ных во­круг боль­шо­го пря­мо­уголь­но­го дво­ра (Кносс, Фест, Мал­лия и др.). Про­ис­хо­дит сло­же­ние еди­ной ви­зу­аль­ной куль­ту­ры.

В де­ко­ри­ров. ке­ра­ми­ке вы­де­ля­ют тип «Ка­ма­рес» (20–18 вв. до н. э.): рос­пись свет­лым и оран­же­вым по тём­но­му ма­то­во­му фо­ну, с изо­би­ли­ем фан­та­стич. рас­тит. мо­ти­вов (со­су­ды из Кнос­са и Фес­та, Ар­хео­ло­гич. му­зей, Ирак­ли­он). С 16 в. до н. э.

 – «двор­цо­вый стиль» (ате­кто­нич­ная рос­пись тём­ным по свет­ло­му фо­ну): мор. мо­ти­вы (со­суд с ось­ми­но­гом из Па­ле­ка­ст­ро, там же) и слож­ные рас­тит. узо­ры, по­кры­ваю­щие всю по­верх­ность из­де­лия.

Ми­ной­ские юве­ли­ры вир­ту­оз­но вла­де­ли тех­ни­кой зер­ни и фи­ли­гра­ни – зо­ло­тая под­вес­ка с изо­бра­же­ни­ем па­ры пчёл или ос из Мал­лии (Ар­хео­ло­гич. му­зей, Ирак­ли­он).

Раз­ви­ва­ет­ся мо­ну­мен­таль­ная жи­во­пись, в пе­ри­од ран­них двор­цов сте­ны и по­лы име­ют мо­но­хром­ное по­кры­тие или про­стые узо­ры, в пе­ри­од но­вых двор­цов ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны фи­гу­ра­тив­ные изо­бра­же­ния. Наи­луч­шую со­хран­ность име­ют фре­ски Кнос­са (сце­на ри­ту­аль­ных игр с бы­ком, «Па­ри­жан­ка», сбор цве­тов, «царь-жрец» и др.

) и рос­пи­си Фе­ры (ланд­шафт с лас­точ­ка­ми, мор. пей­заж с го­ро­да­ми и ко­раб­ля­ми и др.). Мно­го­фи­гур­ные сце­ны есть и на рель­еф­ных со­су­дах: на ри­то­не из Агия-Триа­ды (Ар­хео­ло­гич.

му­зей, Ирак­ли­он) – ку­лач­ный бой и иг­ры с бы­ком в по­ме­ще­нии; на зо­ло­тых ми­ной­ских куб­ках из ми­кен­ско­го за­хо­ро­не­ния в Ваф­фио – ланд­шафт с бы­ка­ми и людь­ми (Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Афи­ны).

Фраг­мен­ты фре­сок в «ми­ной­ском сти­ле» най­де­ны за пре­дела­ми Эгеи­ды, в двор­цах в Ава­ри­се (Еги­пет), Тель-Каб­ри (Из­ра­иль) и Ала­ла­хе (Тур­ция). Для тер­ри­то­рии ма­те­ри­ко­вой Гре­ции в пе­ри­од сред­не­го брон­зо­во­го ве­ка ха­рак­тер­на ми­ний­ская ке­ра­ми­ка с про­стым зо­наль­ным гео­мет­рич. де­ко­ром.

В позд­нем брон­зо­вом ве­ке (ок. 1625–1125 до н. э.) про­ис­хо­дит уси­ле­ние отд. го­ро­дов и сло­же­ние ми­кен­ской куль­ту­ры. В ук­ре­п­лён­ных го­ро­дах (Ми­ке­ны, Ти­ринф, Пи­лос и др.) центр. по­строй­кой в ци­та­де­лях ста­но­вит­ся ме­гарон. О ху­дож. вку­сах эли­ты ахей­цев да­ёт пред­став­ле­ние ин­вен­тарь «шахт­ных гроб­ниц» Ми­кен (Нац.

ар­хео­ло­гич. му­зей, Афи­ны): в за­хо­ро­не­ни­ях кру­га «Б» (17 – нач. 16 вв. до н. э.) най­де­ны ке­ра­мич. и ме­тал­лич. со­су­ды, зо­ло­тые и се­реб­ря­ные ук­ра­ше­ния [ча­ша в фор­ме ут­ки из гор­но­го хру­ста­ля (гроб­ни­ца «Оме­га») и по­гре­баль­ная мас­ка из элек­тру­ма (гроб­ни­ца «Гам­ма»)]. В гроб­ни­цах IV и V кру­га «А» (16 в. до н. э.

) об­на­ру­же­но 5 зо­ло­тых по­гре­баль­ных ма­сок с порт­рет­ны­ми чер­та­ми (в т. ч. «мас­ка Ага­мем­но­на») и брон­зо­вые кин­жа­лы (сме­шан­ная тех­ни­ка: чернь и ин­кру­ста­ция зо­ло­том и се­реб­ром) со сце­на­ми охо­ты и при­род­ны­ми мо­ти­ва­ми: они сви­де­тель­ст­ву­ют о ху­дож. кон­так­тах с ми­ной­ским Кри­том и др. ре­гио­на­ми древ­не­го ми­ра (напр.

, се­реб­ря­ный ри­тон из центр. Ана­то­лии в фор­ме оле­ня, гроб­ни­ца IV). На Кри­те двор­цы час­тич­но по­лу­ча­ют но­вое оформ­ле­ние («Трон­ный зал» в Кнос­се). Но­вая фре­ско­вая про­грам­ма двор­ца в Пи­ло­се вклю­ча­ет сце­ны охо­ты и вой­ны. Рас­ши­ря­ют­ся ахей­ские го­ро­да и их ук­ре­п­ле­ния (напр., т. н. Льви­ные во­ро­та в Ми­ке­нах, 13 в. до н. э.

, см. илл. к ст. Гре­ция Древ­няя). Вме­сто шахт­ных гроб­ниц рас­про­стра­ня­ет­ся тип гроб­ни­цы-то­ло­са (са­мый из­вест­ный при­мер – «Со­кро­вищ­ни­ца Ат­рея» в Ми­ке­нах, 13 в. до н. э.). Па­мят­ни­ком кри­то-ми­кен­ско­го кру­га яв­ля­ет­ся и сар­ко­фаг из Агия-Триа­ды (14 в. до н. э., Ар­хео­ло­гич. му­зей, Ирак­ли­он). В де­ко­ри­ров.

ке­ра­ми­ке по­ми­мо про­дол­же­ния ми­ной­ско­го («мор­ско­го») и ми­кен­ско­го (гео­мет­ри­че­ско­го) сти­лей по­яв­ля­ют­ся фи­гу­ра­тив­ные сце­ны (напр., кра­тер с изо­бра­же­ния­ми вои­нов, 13 в. до н. э., Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Афи­ны). Ми­кен­ское куль­тур­ное влия­ние ощу­ща­ет­ся в Зап. Ана­то­лии (на­ход­ки из Ми­ле­та и Ли­ман­те­пе) и по Вост.

Сре­ди­зем­но­мо­рью (осо­бен­но на Ки­пре).

Источник: https://bigenc.ru/text/4939453

Refy-free
Добавить комментарий