«эффективность и проблемы развития правовой информатизации в республике беларусь»

«эффективность и проблемы развития правовой информатизации в республике беларусь» (стр. 1 из 4)

«эффективность и проблемы развития правовой информатизации в республике беларусь»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по предмету
«Основы информационных технологий
»

Выполнил

магистрант кафедры конституционного права

Богданов Денис Александрович

Руководители:

кандидат юридических наук, доцент

Масловская Татьяна Станиславовна

старший преподаватель

Кожич Павел Павлович

Минск – 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ. 3

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ». 4

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ОБЗОР ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 6

1.1. Обзор использованной литературы.. 6

1.2. Описание использованного метода исследования. 7

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 8

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПС «КОНСУЛЬТАНТПЛЮС» КАК СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ.. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ.. 16

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ.. 18

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 19

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW… 21

Граф научных интересов.. 22

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ.. 23

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ. 25

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 26

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ

НЦПИ – Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

СПС – справочная правовая система

ГСПИ – государственная система правовой информации

ЭБДПИ – эталонный банк данных правовой информации

НРПА – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

КБДПЗ – компьютерный банк данных проектов законов

ЕПК – Единый правовой классификатор Республики Беларусь

АСПИ – автоматизированная система правовой информации

ИКТ – информационно-компьютерные технологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ВВЕДЕНИЕ

Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества. На любом этапе информатизации особое значение приобретают процессы правовой информированности граждан, что является одним из приоритетных факторов динамичного развития цивилизованного государства.

Статья 34 Конституции Республики Беларусь [3] гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Для того чтобы правовая информация была доступной для всех заинтересованных, государство и общество постоянно вырабатывают определенный механизм доведения ее до их сведения.

Конец ХХ века предоставил для этого возможности информатизации и, в частности – правовой информатизации.

Информационно-правовая политика государства должна быть последовательно направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией заинтересованных на самых разных уровнях – от государственных органов до каждого гражданина.

Решение задач, стоящих перед правовой информатизацией, тесно связано с закономерностями и особенностями информационных процессов в целом и информационных процессов в сфере юридической деятельности, их компьютеризацией (автоматизацией), принципами построения и использования информационных, управленческих, экспертных и консультационных систем на основе всеобъемлющих процессов глобальной информатизации.

Отличительной особенностью правовой информатизации от процессов внедрения современных информационно-компьютерных технологий в другие сферы жизнедеятельности общества является то, что формирование и использование правовой информации осуществляются на всех стадиях процесса правового регулирования и охватывают весь спектр общественных отношений.

В настоящем реферате исследуются эффективность и перспективы развития правовой информатизации в Республике Беларусь. В качестве собственного примера использования результатов правовой информатизации рассматривается одна из самых удобных и содержательных компьютерных справочных правовых систем – КонсультантПлюс.

Объектом исследования выступают теоретические и практические моменты правовой информатизации в Республике Беларусь.

Предметом исследования является эффективность проводимых мероприятий в сфере правовой информатизации и перспективы развития информационных технологий в правовой сфере.

Цели реферата предопределяются объектом и предметом проводимого исследования. К ним относятся выявление эффективности достигнутых результатов правовой информатизации, определение возможных путей совершенствования путей правовой информатизации.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Обзор использованной литературы

При написании настоящей работы использовались работы белорусских авторов в сфере правовой информатизации, а также общие работы по информационным технологиям и по отдельным направлениям информатики. Отдельную группу источников составляет законодательство Республики Беларусь.

К первой группе авторов, в частности, можно отнести В.В. Белокопытова.

В своих работах он рассказывает о роли правовой информатизации в формировании правосознания и правовой культуры общества, анализирует эффективность построения правового информационного государства, предлагает пути его дальнейшего совершенствования.

Также к первой группе авторов можно отнести Ю.И. Кашинского, дающего в своей работе оценку национальному правовому Интернет-порталу, как этапу в развитии правовой информатизации и построении информационного общества в Республике Беларусь. Проблематика правовой информатизации также исследуется в работах таких известных ученых, как М.Г. Гриневич, Л.Я. Ржеутский, Н.Н. Радиванович.

Также необходимо отметить, что особый интерес в качестве источника исследования представляя периодическое издание Национального центра правовой информации Республики Беларусь «Проблемы правовой информатизации», в рамках которого осуществляется актуальное обсуждение насущных проблем применения информационных технологий в правовой системе Республики Беларусь. Данный журнал позволяет своевременно отслеживать последние нововведения в системе государственной правовой информации.

К авторам, исследующим отдельные сферы информационных технологий (в частности Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Windows) можно отнести Борланда Р., Гончарова А., Горева А., Джулию Келли, Дьяконова В.П., Евсеева Г.А., Зайдека М., Муртазина Э.В., Манзона Б. М.

К третьей группе источников относятся нормативные правовые акты Республики Беларусь. Это указы, кодексы, законы, постановления соответствующих государственных органов, содержащие нормы о правовой информатизации в Республике Беларусь.

1.2. Описание использованного метода исследования

В качестве основных методов исследования, которые использовались при подготовке данной работы, можно назвать такие общенаучные методы исследования как эксперимент (проверка эффективности правовой информатизации), сравнительный анализ (определение положительных сторон и преимуществ правовой информатизации в Республике Беларусь по сравнению с другими государствами), индукция (исследование конкретного примера использования справочной правовой системы).

В ходе исследования применялась следующая аппаратура: персональный компьютер, программа СПС КонсультантПлюс.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Впервые в Республике Беларусь научно-практическая проблема «Правовая информатизация» была обозначена в Концепции судебно-правовой реформы в 1992 году [5].

Однако новый и существенный импульс развитию процессов правовой информатизации придало создание Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г.

№ 338 Национального центра правовой информации Республики Беларусь [7], на который были возложены функции координации процессов правовой информатизации, создание государственной системы правовой информации, а также системы межгосударственного обмена правовой информацией.

В настоящее время многие приоритетные направления в области правовой информатизации, изначально предусмотренные Концепцией и получившие правовое обеспечение в ряде декретов и указов Президента Республики Беларусь, нашли свою практическую реализацию.

Так, НЦПИ создана и развивается государственная система правовой информации, предназначенная прежде всего для информационно-правового обеспечения принятия решений на основе процессов сбора, учета, систематизации и распространения правовой информации.

ГСПИ основывается на ЭБДПИ, являющемся ресурсом, имеющим государственное значение, Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, представляющем собой электронную систему учета законодательства и единственное официальное полное издание, КБДПЗ, Едином правовом классификаторе Республики Беларусь.

Созданная НЦПИ системно-комплексная парадигма формирования информационно-правовых ресурсов и соответствующих технологий позволяет в настоящее время оперативно обеспечивать все государственные органы Республики Беларусь актуальной и официальной правовой информацией. [8; с.28]

Источник: https://mirznanii.com/a/283617/effektivnost-i-problemy-razvitiya-pravovoy-informatizatsii-v-respublike-belarus

Дисциплина: Информационные технологии

«эффективность и проблемы развития правовой информатизации в республике беларусь»

Общеизвестно, бля, что любое фундаментальное техническое или технологическое новшество, бля, предоставляя возможности для решения одних социальных проблем и открывая широкие перспективы их развития, бля, всегда вызывает обострение других или порождает новые, бля, ранее неизвестные проблемы, бля, становится для общества источником новых потенциальных опасностей. Если в должной мере не позаботиться о нейтрализации сопутствующих прогрессу негативных факторов, бля, то эффект от внедрения новейших достижений науки и техники может оказаться в целом отрицательным. Иными словами, бля, без должного внимания к вопросам обеспечения безопасности последствия перехода общества к новым технологиям могут быть катастрофическими для него и его граждан. Именно так обстоит дело в области атомных, бля, химических и других экологически опасных технологий, бля, в сфере транспорта. Аналогично обстоит дело и с информатизацией общества.

Бурное развитие средств вычислительной техники открыло перед человечеством небывалые возможности по автоматизации умственного труда и привело к созданию большого числа разного рода автоматизированных информационных и управляющих систем, бля, к возникновению принципиально новых, бля, так называемых, бля, информационных технологий.

Неправомерное искажение или фальсификация, бля, уничтожение или разглашение определенной части информации, бля, равно как и дезорганизация процессов ее обработки и передачи в информационно-управляющих системах наносят серьезный материальный и моральный урон многим субъектам (государству, бля, юридическим и физическим лицам), бля, участвующим в процессах автоматизированного информационного взаимодействия.

Жизненно важные интересы этих субьектов, бля, как правило, бля, заключаются в том, бля, чтобы определенная часть информации, бля, касающаяся их безопасности, бля, экономических, бля, политических и других сторон деятельности, бля, конфиденциальная коммерческая и персональная информация, бля, была бы постоянно легко доступна и в то же время надежно защищена от неправомерного ее использования: нежелательного разглашения, бля, фальсификации, бля, незаконного тиражирования или уничтожения.

Острота проблемы обеспечения безопасности субъектов информационных отношений, бля, защиты их законных интересов при использовании информационных и управляюших систем, бля, хранящейся и обрабатываемой в них информации все более возрастает. Этому есть целый ряд объективных причин.

Прежде всего — это расширение сферы применения средств вычислительной техники и возросший уровень доверия к автоматизированным системам управления и обработки информации.

Компьютерным системам доверяют самую ответственную работу, бля, от качества выполнения которой зависит жизнь и благосостояние многих людей. ЭВМ управляют технологическими процессами на предприятиях и атомных электростанциях, бля, управляют движением самолетов и поездов, бля, выполняют финансовые операции, бля, обрабатывают секретную и конфиденциальную информацию.

Изменился подход и к самому понятию «информация».

Этот термин все чаще используется для обозначения особого товара, бля, стоимость которого зачастую превосходит стоимость вычислительной системы, бля, в рамках которой он существует.

Осрцествляется переход к рыночным отношениям в области создания и предоставления информационных услуг, бля, с присущей зтим отношениям конкуренцией и промышленным шпионажем.

Проблема защиты вычислительных систем становится еще более серьезной и в связи с развитием и распространением вычислительных сетей, бля, территориально распределенных систем и систем с удаленным доступом к совместно используемым ресурсам.

Доступность средств вычислительной техники и прежде всего персональных ЭВМ привела к распространению компьютерной грамотности в широких слоях населения, бля, что закономерно привело к увеличению числа попыток неправомерного вмешательства в работу государственных и коммерческих автоматизироюнных систем как со злым умыслом, бля, так и чисто «из спортивного интереса».

К сожалению, бля, многие из этих попыток имеют успех и наносят значительный урон всем заинтересованным субъектам информационных отношений.

Положение усугубляется тем, бля, что практически отсутствует законодательное (правовое) обеспечение защиты интересов субъектов информационных отношений.

Отставание в области создания стройной и непротиворечивой системы законодательно-правового регулирования отношений в сфере накопления и использования информации создает условия для возникновения и распространения «компьютерного хулиганства» и «компьютерной преступности».

Еще одним весомым аргументом в пользу усиления внимания к вопросам безопасности вычислительных систем являются бурное развитие и распространение так называемых компьютерных вирусов, бля, способных скрытно существовать в системе и совершать потенциально любые несанкционированные действия.

Особую опасность для компьютерных систем представляют злоумышленники, бля, специалисты — профессионалы в области вычислительной техники и программирования, бля, досконально знающие все достоинства и слабые места вычислительных систем и располагающие подробнейшей документацией и самыми совершенными инструментальными и технологическими средствами для анализа и взлома механизмов защиты.

При выработке подходов к решению проблемы компьютерной, бля, информационной безопасности следует всегда исходить из того, бля, что защита информации и вычислительной системы не является самоцелью.

Конечной целью создания системы компьютерной безопасности является защита всех категорий субъектов, бля, прямо или косвенно участвующих в процессах информационного взаимодействия, бля, от нанесения им ощутимого материального, бля, морального или иного ущерба в результате случайных или преднамеренных воздействий на информацию и системы ее обработки и передачи.

В качестве возможных нежелательных воздействий на компьютерные системы должны рассматриваться: преднамеренные действия злоумышленников, бля, ошибочные действия обслуживаюшего персонала и пользователей системы, бля, проявления ошибок в ее программном обеспечении, бля, сбои и отказы оборудования, бля, аварии и стихийные бедствия.

В качестве защищаемых объектов должны рассматриваться информация и все ее носители (отдельные компоненты и автоматизированная система обработки информации в целом).

Обеспечение безопасности вычислительной сисгемы предполагает создание препятствий для любого несанкционированного вмешательства в процесс ее функционирования, бля, а также для попыток хищения, бля, модификации, бля, выведения из строя или разрушения ее компонентов, бля, то есть защиту всех компонентов системы:

оборудования, бля, программного обеспечения, бля, данных (информации) и ее персонала.

В этом смысле защита информации от несанкционированного доступа (НСД) является только частью общей проблемы обеспечения безопасности компьютерных систем и защиты законных интересов субъектов информационных отношений, бля, а сам термин НСД было бы правильнее трактовать не как «несанкционированный доступ» (к информации), бля, а шире, бля, — как «несанкционированные (неправомерные) действия», бля, наносящие ушерб субъектам информационных отношений.

Важность и сложность проблемы защиты информации в автоматизированных системах обработки информации (АС) требует принятия кардинальных мер, бля, выработки рациональных решений, бля, для чего необходимо сконцентрировать усилия на вопросах разработки общей концепции защиты интересов всех субъектов информационных отношений с учетом особенностей тех прикладных областей, бля, в которых функпионируют различные АС.

Исследования проблемы обеспечения безопасности компьютерных систем ведутся как в направлении раскрытия природы явления, бля, заключающегося в нарушении целостности и конфиденииальности информации, бля, дезорганизации работы компьютерной системы, бля, так и в направлении разработки конкретных практических методов и средств их защиты.

Серьезно изучается статистика нарушений, бля, вызывающие их причины, бля, личности нарушителей, бля, суть применяемых нарушителями приемов и средств, бля, используемые при этом недостатки систем и средств их защиты, бля, обстоятельства, бля, при которых было выявлено нарушение, бля, и другие вопросы.

Необходимость проведения настояний работы вызвана отсутствием необходимых научно-технических и методических основ обеспечения защиты информации в современных условиях, бля, и частности, бля, в компьютеpных банковских системах.

Имеются веские основания полагать, бля, что применяемые в настоящее время в отечественных системах обработки банковской информации организационные меры и особенно аппаратно-пpограммные сpедства защиты не могут обеспечить достаточную степень безопасности субъектов, бля, участвующих в процессе информационного взаимодействия, бля, и не способны в необходимой степени противостоять разного рода воздействиям с целью доступа к финансовой информации и дезорганизации работы автоматизированных информационных систем.

Источник: http://magazin-diplom.ru/mod/shop/diplomnaia_rabota_informacionnye_tehnologii_rabota_nad_sistemoj_bezopasnosti_i_audita_2012_119_134133_704078.html/page/51/

Реферат: «эффективность и проблемы развития правовой информатизации в республике беларусь»

«эффективность и проблемы развития правовой информатизации в республике беларусь»

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Выпускная работа по предмету
«Основы информационных технологий
»

Выполнил

магистрант кафедры конституционного права

Богданов Денис Александрович

Руководители:

кандидат юридических наук, доцент

Масловская Татьяна Станиславовна

старший преподаватель

Кожич Павел Павлович

Минск – 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ. 3

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ». 4

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ОБЗОР ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 6

1.1. Обзор использованной литературы.. 6

1.2. Описание использованного метода исследования. 7

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 8

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПС «КОНСУЛЬТАНТПЛЮС» КАК СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ.. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ.. 16

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К РЕФЕРАТУ.. 18

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 19

ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЛИЧНЫЙ САЙТ В WWW… 21

Граф научных интересов.. 22

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ.. 23

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ.. 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ. 25

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 26

СПИСОК ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ

НЦПИ – Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

СПС – справочная правовая система

ГСПИ – государственная система правовой информации

ЭБДПИ – эталонный банк данных правовой информации

НРПА – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

КБДПЗ – компьютерный банк данных проектов законов

ЕПК – Единый правовой классификатор Республики Беларусь

АСПИ – автоматизированная система правовой информации

ИКТ – информационно-компьютерные технологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

ВВЕДЕНИЕ

Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества. На любом этапе информатизации особое значение приобретают процессы правовой информированности граждан, что является одним из приоритетных факторов динамичного развития цивилизованного государства.

Статья 34 Конституции Республики Беларусь [3] гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Для того чтобы правовая информация была доступной для всех заинтересованных, государство и общество постоянно вырабатывают определенный механизм доведения ее до их сведения.

Конец ХХ века предоставил для этого возможности информатизации и, в частности – правовой информатизации.

Информационно-правовая политика государства должна быть последовательно направлена на создание условий для эффективного и качественного обеспечения правовой информацией заинтересованных на самых разных уровнях – от государственных органов до каждого гражданина.

Решение задач, стоящих перед правовой информатизацией, тесно связано с закономерностями и особенностями информационных процессов в целом и информационных процессов в сфере юридической деятельности, их компьютеризацией (автоматизацией), принципами построения и использования информационных, управленческих, экспертных и консультационных систем на основе всеобъемлющих процессов глобальной информатизации.

Отличительной особенностью правовой информатизации от процессов внедрения современных информационно-компьютерных технологий в другие сферы жизнедеятельности общества является то, что формирование и использование правовой информации осуществляются на всех стадиях процесса правового регулирования и охватывают весь спектр общественных отношений.

В настоящем реферате исследуются эффективность и перспективы развития правовой информатизации в Республике Беларусь. В качестве собственного примера использования результатов правовой информатизации рассматривается одна из самых удобных и содержательных компьютерных справочных правовых систем – КонсультантПлюс.

Объектом исследования выступают теоретические и практические моменты правовой информатизации в Республике Беларусь.

Предметом исследования является эффективность проводимых мероприятий в сфере правовой информатизации и перспективы развития информационных технологий в правовой сфере.

Цели реферата предопределяются объектом и предметом проводимого исследования. К ним относятся выявление эффективности достигнутых результатов правовой информатизации, определение возможных путей совершенствования путей правовой информатизации.

ГЛАВА 1. ОБЗОР ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Обзор использованной литературы

При написании настоящей работы использовались работы белорусских авторов в сфере правовой информатизации, а также общие работы по информационным технологиям и по отдельным направлениям информатики. Отдельную группу источников составляет законодательство Республики Беларусь.

К первой группе авторов, в частности, можно отнести В.В. Белокопытова.

В своих работах он рассказывает о роли правовой информатизации в формировании правосознания и правовой культуры общества, анализирует эффективность построения правового информационного государства, предлагает пути его дальнейшего совершенствования.

Также к первой группе авторов можно отнести Ю.И. Кашинского, дающего в своей работе оценку национальному правовому Интернет-порталу, как этапу в развитии правовой информатизации и построении информационного общества в Республике Беларусь. Проблематика правовой информатизации также исследуется в работах таких известных ученых, как М.Г. Гриневич, Л.Я. Ржеутский, Н.Н. Радиванович.

Также необходимо отметить, что особый интерес в качестве источника исследования представляя периодическое издание Национального центра правовой информации Республики Беларусь «Проблемы правовой информатизации», в рамках которого осуществляется актуальное обсуждение насущных проблем применения информационных технологий в правовой системе Республики Беларусь. Данный журнал позволяет своевременно отслеживать последние нововведения в системе государственной правовой информации.

К авторам, исследующим отдельные сферы информационных технологий (в частности Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Windows) можно отнести Борланда Р., Гончарова А., Горева А., Джулию Келли, Дьяконова В.П., Евсеева Г.А., Зайдека М., Муртазина Э.В., Манзона Б. М.

К третьей группе источников относятся нормативные правовые акты Республики Беларусь. Это указы, кодексы, законы, постановления соответствующих государственных органов, содержащие нормы о правовой информатизации в Республике Беларусь.

1.2. Описание использованного метода исследования

В качестве основных методов исследования, которые использовались при подготовке данной работы, можно назвать такие общенаучные методы исследования как эксперимент (проверка эффективности правовой информатизации), сравнительный анализ (определение положительных сторон и преимуществ правовой информатизации в Республике Беларусь по сравнению с другими государствами), индукция (исследование конкретного примера использования справочной правовой системы).

В ходе исследования применялась следующая аппаратура: персональный компьютер, программа СПС КонсультантПлюс.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Впервые в Республике Беларусь научно-практическая проблема «Правовая информатизация» была обозначена в Концепции судебно-правовой реформы в 1992 году [5].

Однако новый и существенный импульс развитию процессов правовой информатизации придало создание Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г.

№ 338 Национального центра правовой информации Республики Беларусь [7], на который были возложены функции координации процессов правовой информатизации, создание государственной системы правовой информации, а также системы межгосударственного обмена правовой информацией.

В настоящее время многие приоритетные направления в области правовой информатизации, изначально предусмотренные Концепцией и получившие правовое обеспечение в ряде декретов и указов Президента Республики Беларусь, нашли свою практическую реализацию.

Так, НЦПИ создана и развивается государственная система правовой информации, предназначенная прежде всего для информационно-правового обеспечения принятия решений на основе процессов сбора, учета, систематизации и распространения правовой информации.

ГСПИ основывается на ЭБДПИ, являющемся ресурсом, имеющим государственное значение, Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь, представляющем собой электронную систему учета законодательства и единственное официальное полное издание, КБДПЗ, Едином правовом классификаторе Республики Беларусь.

Созданная НЦПИ системно-комплексная парадигма формирования информационно-правовых ресурсов и соответствующих технологий позволяет в настоящее время оперативно обеспечивать все государственные органы Республики Беларусь актуальной и официальной правовой информацией. [8; с.28]

В сфере нормотворческой деятельности государственных органов НЦПИ в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 «О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь» [6] разработал и внедрил в деятельность нормотворческих государственных органов КБДПЗ.

Указанный банк данных создан с целью информирования субъектов права законодательной инициативы (и иных заинтересованных) о законотворческой деятельности и совершенствования процесса законотворческой деятельности.

КБДПЗ представляет собой автоматизированную систему централизованного учета, накопления и доведения до сведения субъектов права законодательной инициативы и иных заинтересованных информации о законотворческой деятельности в Республике Беларусь.

Кроме этого, на основе результатов научных исследований, проведенных НЦПИ в области информатизации нормотворческой деятельности и подготовки проектов нормативных правовых актов, Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь разработана и распространяется среди государственных органов компьютерная программа «Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь».

В рамках информатизации правоприменительной деятельности судебных органов НЦПИ создана, внедрена и функционирует автоматизированная информационно-телекоммуникационная система правовой информации для обеспечения ею Конституционного Суда, общих и хозяйственных судов (далее – АСПИ «Суд»). Данная разработка предназначена для максимально полного удовлетворения запросов судебной системы по обеспечению правовой информацией. [1; с.36]

С целью развития данной автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы в 2003 году НЦПИ создан и внедрен в деятельность Конституционного Суда, Министерства юстиции, систем общих и хозяйственных судов интегрированный банк данных правовой информации «Судебная практика», призванный обеспечить указанные органы актуальной и достоверной информацией о правоприменительной практике органов судебной власти в Республике Беларусь.

Таким образом, основной целью дальнейшего поступательного развития правовой информатизации является создание единой системы информационно-правовых ресурсов государственных органов, научных учреждений, иных субъектов правоотношений, основанной на единой технологии создания, предоставления, обработки, организации и доступа к открытой правовой информации на всех стадиях процесса правового регулирования общественных отношений.

Государственная система правовой информации Республики Беларусь создана в соответствии с решениями Главы белорусского государства на основе внедрения современных информационных технологий в правовую сферу. [2; с.

56] Названная система обеспечивает прежде всего адекватные условия для реализации права человека на получение полной, достоверной, официальной правовой информации и тем самым содействует формированию информационного общества.

ГСПИ выступает в качестве одного из базовых механизмов, обеспечивающих функционирование государственных органов и общества, всей правовой системы государства на основе передовых информационных технологий. [9; с.189]

Действующая на сегодняшний день в стране модель ГСПИ основана на комплексном использовании современных ИКТ в области сбора, накопления, систематизации и распространения правовой информации, а также официального опубликования правовых актов, и представляет собой общегосударственную организационно-техническую систему обеспечения полной, достоверной и актуальной нормативной правовой информацией субъектов правоотношений на основе Национального реестра и ЭБДПИ.

В результате работы, проводимой Национальным центром правовой информации Республики Беларусь, в Республике Беларусь создана, действует и развивается эффективная модель ГСПИ, которая в настоящее время состоит из следующих основных составляющих:

1. Национального центра правовой информации Республики Беларусь — центрального государственного научно-практического учреждения в области компьютерного накопления, хранения, систематизации и предоставления в пользование эталонной правовой информации, создания межгосударственной системы обмена правовой информацией.

2. Автоматизированной системы формирования государственного информационного нормативно-правового ресурса, создаваемого НЦПИ, которая включает:

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь как единую универсальную систему учета, регистрации, обработки и официального опубликования правовых актов;

эталонный банк данных правовой информации, который, по сути, является сводом законодательства Республики Беларусь в электронном виде и иные банки данных правовой информации;

Единый правовой классификатор Республики Беларусь.

3. Комплексной системы распространения правовой информации, состоящей из:

Национального центра правовой информации Республики Беларусь;

Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь;

единой автоматизированной информационно-телекоммуникационной системы правовой информации судебных органов;

региональных центров правовой информации (филиалы НЦПИ);

публичных центров правовой информации;

иных организаций, распространяющих правовую информацию в электронной форме.

Система распространения правовой информации включает в себя распространение правовой информации на электронных и бумажных носителях с использованием различных организационных и информационно-технологических форм распространения и гарантирует предоставление всем государственным органам, включая суды, органы прокуратуры, местные органы власти, все юридические и физические лица, официальной, полной и актуальной правовой информации как с помощью печатных изданий, так и в электронном виде, в том числе через Интернет.

4. Системы межгосударственного обмена правовой информацией, включающей обмен правовой информацией в рамках двусторонних договоров, межправительственных договоров и создание межгосударственной автоматизированной системы обмена правовой информацией.

На данный момент создана государственная межведомственная автоматизированная система управления правовым ресурсом, которая реально внедрена на всех уровнях управления республикой и которая позволила сформировать и постоянно поддерживать в актуальном состоянии единый в стране официальный государственный нормативно-правовой информационный ресурс.

Однако, это только начало на пути построения правового информационного государства. В перспективе необходимо формирование единого национального информационного ресурса и создание инфраструктуры, обеспечивающей автоматизированное информационное взаимодействие систем разных уровней с выходом в глобальные международные информационные сети. [10; с.

61]

Конечной целью данного направления является создание единого информационного пространства как базы для социально-экономического, политического и культурного развития страны и обеспечения ее безопасности.

В связи с чем представляется необходимым разработка комплексного проекта создания общегосударственной автоматизированной информационной системы, обеспечивающей информационную поддержку принятия решений на всех уровнях государственного управления и организацию правовой информатизации во всех областях социальной сферы.

ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПС «КОНСУЛЬТАНТПЛЮС» КАК СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-403779.html

Refy-free
Добавить комментарий