Два типа любви в романе И. Гончарова Обломов

Две любви Обломова в романе

Два типа любви в романе И. Гончарова Обломов

Обломов, познакомившись с Ольгой, прежде всего обратил внимание на ее красоту: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом».

Когда же Обломов услышал ее пение, в его сердце пробудилась любовь: «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…» Жажда жизни и любви, звучавшая в голосе Ольги, отозвалась в душе Ильи Ильича.

За гармоничной внешностью он ощутил прекрасную душу, способную на глубокие чувства.

Размышляя о своей будущей жизни, Обломов мечтал о высокой стройной женщине, с тихим гордым взглядом. Увидев Ольгу, он понял, что его идеал и она – одно лицо.

Для Обломова высшая гармония – это покой, и Ольга была бы статуей гармонии, «если бы ее обратить в статую».

Но она не могла стать статуей, и, представляя ее в своем «земном рае», Обломов начинал понимать, что у него не получится идиллии.

Любовь героев с самого начала была обречена. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская смысл жизни, любовь, семейное счастье понимали по-разному. Если для Обломова любовь – это болезнь, страсть, то для Ольги – долг.

Илья Ильич полюбил Ольгу глубоко и искренне, боготворил ее, отдавал ей все свое «я»: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки.

На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем».

В чувствах Ольги же был виден последовательный расчет. Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. Несмотря на молодость, она сумела разглядеть в нем открытое сердце, добрую душу, «голубиную нежность».

Одновременно с этим, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возродит к жизни такого человека, как Обломов. «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь.

И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!»

Ольга старалась изменить Илью Ильича, ему же требовались чувства, сближающие его с родной Обломовкой, благословенным уголком земли, где он вырос, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах: забота и теплота, ничего не требующие взамен. Все это он нашел в Агафье Матвеевне Пшеницыной, и потому привязался к ней как к осуществленной мечте о возвращении.

Понимая, насколько различны их взгляды на жизнь, Обломов решает написать Ольге письмо, которое становится настоящим поэтическим произведением. В этом письме читается глубокое чувство и желание счастья любимой девушке.

Зная себя, неопытность Ольги, в письме он раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…» Но Ольга иначе поняла поступок Обломова – как страх перед несчастьем.

Она понимает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека, но говорит о том, что не может пойти за человеком, если в этом есть риск. И именно Ольга решает разорвать их отношения. В последнем разговоре она говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова.

Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него».

Написав письмо, Обломов отказался от счастья во имя любимой. Ольга и Илья расстались, но их отношения оказали глубокое влияние на их будущую жизнь. Обломов нашел счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.

Любовь Ольги и Обломова обогатила духовный мир обоих. Но самой большой заслугой является то, что Илья Ильич способствовал формированию духовного мира Ольги.

Спустя несколько лет после расставания с Ильей, она признается Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…» И в этом проявляется вся глубина ее натуры.

В отличие от Штольца, жизненные цели которого имеют границы, такие люди как Обломов и Ольга всю жизнь не перестают думать о назначении человека и задавать себе вопрос: «А что дальше?»

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_77662_dve-lyubvi-oblomova-v-romane.html

Урок литературы в 10 классе на тему :

Два типа любви в романе И. Гончарова Обломов

Открытый урок литературы на тему «Два типа любви в жизни Обломова» ( по роману И.А.Гончарова)

Цели урока.

Образовательные.

    1. Исследовать тему любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”.

    2. Углубить понятие “художественный прием” (музыка, ветка сирени) в тексте.

    3. Дать представление о женских образах в романе И. А.Гончарова «Обломов».

Развивающие.

    1. Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.

    2. Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

    3. Развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.

    4. Развивать умение высказывать свое отношение к проблеме, высказывать свою точку зрения.

    5. Развивать навыки сопоставительного анализа.

Воспитательные.

    1. Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к «вечным» темам.

  1. Воспитывать бережное отношение к чувствам людей, стремление жить интересно, насыщенно, дорожить дружбой, ставить перед собой высокие, благородные цели.

Форма урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическое пространство урока:

— роман И.А. Гончарова «Обломов».

— мультимедиапроектор, презентация

— музыкальное сопровождение: Ария “Casta diva” из оперы “Норма”

Оборудование:  мультимедийный проектор, карточки с заданием, тексты произведения, сердце, ветка сирени, цветы сирени.

Ход урока

I. Мотивационный компонент. (1 мин.)

Звучит музыка: “Casta diva” . Входит учитель с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

“Счастливый, сияющий, точно “с месяцем во лбу”, пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: “Ольга”.

II. Постановка темы, проблемного вопроса и цели урока. (5 мин.)

1. Беседа с учащимися.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О любви)

— Почему? (Ветка сирени – художественная деталь, символизирующая чувства героев.)

— Докажите это.

Ветку сиренисорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (часть вторая, глава 6). Как намёк на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни. Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руке (часть вторая, глава 7).

Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад» (часть вторая, глава 8). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала ему».

– Что она значит? – Цвет жизни Жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, «во весь рост, с веткой сирени в руках» (часть вторая, главы 8, 9). Для героев романа любовь звучала в Castadiva,

Эту арию пела Ольги Ильинская при встрече с Ильей Обломовым. , ( музыка)

Любовь «носилась в запахе сиреневой ветки» (часть вторая, глава 10). Так герои сами определяют символический смысл ветки сирени. Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (часть четвёртая, глава 2).

О ветках сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…» (часть четвёртая, глава 10).
Т.о.

, Гончаров показал в романе глубокую связь вещей с психологией героев.

— Как вы думаете, что такое любовь?

— Какое место в романе занимает любовь? (Центральное), почему? (3 части романа посвящены любви).

2. Работа с презентацией (слайд 1). ( 1мин)

— Что Гончаров писал о любви? (Цитату читает ученик).

— Выделите слова, которые определяют “любовь”

3. Беседа с учащимися. ( 5 мин)

— Как вы думаете, зачем автор уделяет столь большое внимание любви? (Варианты учащихся)

— А какие задачи стояли перед вами при выполнении домашнего задания. (Домашнее задание дано по группам.)

I группа. Отобрать в романе материалы, связанные с раскрытием внутреннего мира Ольги Ильинской.

II группа. Отобрать в романе материалы, связанные с раскрытием внутреннего мира Агафьи Матвеевны Пшеницыной

— Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся) один из вариантов: Два типа любви в жизни Обломова).

Проблемный вопрос: Какая любовь была нужнее Обломову

— Запишем тему нашего урока в тетрадь и проблемный вопрос.

— Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Задачи урока:

  1. Отношения Обломов – Ольга Ильинская.

  2. Отношения Обломов – Агафья Матвеевна Пшеницына.

5. Групповая работа(7 мин.)

Задание для 1 группы

Дать характеристику образа Ольги Ильинской.

Найдите описание внешности Ольги.

2

Каковы характер и идеалы Ольги?

3

Почему Ольга полюбила Обломова?

4

Расскажите историю любви Ольги и Обломова.

Задание для 2 группы

Дать характеристику вдовы Пшеницыной.

Найдите описание внешности Агафьи Пшеницыной.

2

Чем отличается любовь Агафьи Матвеевны от любви Ольги?

3

Счастлив ли Обломов в своей семье на Выборгской стороне?

4

Разрушительна ли любовь Пшеницыной?

Вывод.

 Почему не состоялась любовь Ольга – Обломов и состоялась Агафья Матвеевна – Обломов? (Пшеницына по своим качествам напоминала Обломову мать, ничего не требовала взамен, готова на жертвенную любовь ради Ильи Обломова. Ольга же любила не настоящего Обломова, а “будущего”).

Итог этапа: любовь есть смысл жизни Обломова и – шире – для каждого человека и всего человечества.

6. Релаксация “Подари сердце”. (2 мин)

— Давайте и мы подарим частичку своей любви друг другу, сказав при этом добрые слова.

( музыка)

(По очереди учащиеся “передают” сердца друг другу.)

— Мне очень приятно, что сегодня у нас на уроке такие отзывчивые и любящие сердца, а мы вернемся к нашим героям. (под музыку)

7. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова. (2.33 мин.)

— Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

— А теперь посмотрите еще один фрагмент и подумайте, почему в конце фильма Ольга плачет? Просмотр

8. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова ( 1.45 мин)

Варианты ребят, один из вариантов: плачет о погибшей любви , ведь в браке со Штольцем она несчастна).

— А был ли счастлив Обломов? ( 6 мин)

9. Оценивание. Рефлексия. (2 мин.)

Беседа с учащимися.

— Какая любовь была нужнее Обломову : любовь –долг или любовь-обожание? Даже критики не пришли к единому мнению…

— А какой тип любви выбрали бы вы на месте Обломова?

10. Домашнее задание. (2 мин.)

I.Прочитайте критические статьи и сравните

1 группа: А. В. Дружинин статья «Обломов. Роман И. А. Гончарова»;

2 Группа: Д. И. Писарев статья «Обломов: роман И. А. Гончарова».

II. Творческое ( для всех уч-ся): Напишите письмо Илье Обломову от имени Ольги Ильинской или Агафьи Пшеницыной.

— А сейчас вам предстоит еще один выбор: оцените свою работу на уроке, выбрав сиреневый цвет, если вы считаете, что работали хорошо, и белый цвет – если работали на отлично. НАПИШИТЕ НА ВЫБРАННОМ ЦВЕТКЕ СВОЮ ФАМИЛИЮ И ПЕРЕДАЙТЕ МНЕ.

(МУЗЫКА)

— Мне тоже понравилась ваша работа на уроке, всем большое спасибо.

Список литературы:

1. А.А. Ивин “Философия любви”, “Политиздат”, М. 1990 г.

2. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. Литература, 10 класс, учебник под редакцией В.И. Коровина, — М.: Просвещение, 2007 г.

4. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки. Первая половина XIX века, — М.: Вако, 2005 г.

Источник: https://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-na-temu-dva-tipa-lyubvi-po-romanu-ia-goncharova-oblomov-3055246.html

Обломов — два типа любви в романе

Два типа любви в романе И. Гончарова Обломов

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Обломов» — социальный роман, как и во всех произведениях подобного жанра в нём есть место любви. Любовь Обломова имеет ключевое значение в жизни героя. Это лучшее из чувств, которое когда-либо охватывало И.И. Обломова. Лишь любовь помогает мечтателю полностью раскрыться, воплотить все свои фантазии в жизнь. Проще говоря, не будь этих чувств, перед нами предстал бы совсем другой Обломов.

Главный герой романа всю свою жизнь плывёт по течению, полное отсутствие красок и эмоций практически перестаёт его беспокоить. Даже любовь его охватывала всего несколько раз. Но эти несколько раз были совершенно разными. Единственное, что их связывало — это случайность и порыв, парализующий Обломова.

Благодаря Штольцу, мечтатель Обломов знакомится с Ольгой Ильинской. С первых секунд знакомства Обломов заворожён ею, это явно подчёркивает автор: «… Но в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка.

… Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Обломов наперекор всему и себя заметно начинает меняться, но внутри он этому весьма не рад, вскоре ему надоедает преодолевать трудности. Наш мечтатель, наконец, влюбился, влюбился, как мальчишка и эта самая влюблённость не даёт ему право стоять на месте.

Чудный голос Ольги будоражил и окрылял Обломова, он помогал найти силы, чтобы жить и любить. Казалось бы, всё хорошо, но нет же, внутренняя трусость и слабость Обломова не даёт покоя ни ему, ни его возлюбленной. Противостояние рассудка и чувств вечным грузом лежат на плечах мечтателя. В своём письме он впервые раскрывается, пытается скинуть с плеч этот «вечный груз».

Обломов пишет, что эти отношения были ошибкой, они слишком разные. А ведь Ольга по-настоящему полюбила Обломова, она желала изменить, расшевелить его всеми силами, довести его до собственного идеала. Эгоизм Ольги сыграл решающую роль в их отношения.

Через некоторое время они были вынуждены расстаться, Ольга напоследок сказала такую фазу: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтобы было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы сами. Я любила будущего Обломова!» Вот так и угасло пламя между Обломовым и Ольгой Ильинской.

С самого детства за маленького Обломова всё решили: какой должна быть жизнь, чем заниматься, на кого равняться; ложные представления проявлялись в течение всей жизни. Всё это сказалось и по отношению к любви, к женским идеалам. Всю свою не яркую жизнь Обломов надеялся найти спутницу, которая была бы похожа на его мать.

Именно свою мать он считал эталоном красоты, равновесия, спокойствия и всего того, чего ему так не хватало. Черты своей матери он искал в Ольге Ильинской, но так и не смог их разглядеть. Но в жизни Обломова появляется Агафья Матвеевна — именно она соответствует идеалу Обломова. Их отношения начинаются как бы невзначай.

Они мало эмоциональны, вероятно, особых чувств и вовсе не было, а лишь дружеская привязанность. Но зато была неповторимая зависимость, особо остро она выражалась у Агафьи. Агафья была рабом настроения Обломова, когда он молчалив и мрачен, она становилась задумчивой и грустной. Она как мать вечно заботилась о нём, будь он болен или здоров.

Агафья Матвеевна не была начитана, не знала языков, ей этого не нужно, хватало лишь Обломова и семьи, которая впоследствии образовалась.

Этим самым она и зацепила И.И. Обломова, женившись, он совершенно не изменил своё отношение к ней, осталась всё та же дружеская привязанность, зависимость, но зато теперь он поистине нашёл тот материнский эталон, то спокойствие и умиротворённость — счастье, каким бы оно не было.

Правильный ли выбор сделал Обломов? Быть может, счастье он обрёл бы с молоденькой Ольгой, которая упорно желала изменить его? Судить мы не в силах, это его выбор, мечта, которая зародилась ещё в детстве. Несмотря на свою внутреннюю слабость и бездействие, Обломов смог материализовать свою самую главную фантазию — жениться, обрести семью, впасть в тишину и в вечный сон.

роман обломов чувство

Размещено на Allbest.ru

  • Образ Ольги Ильинской в романе. Ольга до и после признания Обломова, её жизненные цели. Образ Агафьи Пшеницыной: принципы, любовь, отношения с окружающими. Сравнение образов Ольги и Агафьи, общее и различия. Взаимоотношения Обломова с главными героинями.презентация [1,6 M], добавлен 08.02.2012

Источник: https://revolution.allbest.ru/literature/00525605_0.html

Refy-free
Добавить комментарий