Духовная культура Волжской Булгарии

Культура волжской булгарии

Духовная культура Волжской Булгарии

Волжская Булгария была государствомраннефеодального типа. Во главегосударства стоял эмир или эльтебер(предводитель, глава страны).

Широкое распространение в булгарскихгородах получила обработка меди и еесплавов. Ремесленники-медники производилив основном изделия бытового назначения- ритуальную и светскую посуду (кумганы,блюда, кубки и др.), также полированныемедные зеркала, украшения и декоративныедетали для конской сбруи.

Ювелирноеремесло, которое вобрало в себябронзолитейное искусство, чеканку помеди, а также изготовление украшений идорогой посуды из золота и серебра сдрагоценными и полудрагоценными камнями,занимало в булгарском обществе особенноважное место, ибо его изделия, преждевсего, пользовались высоким спросом всамой Булгарии, а также были известныза ее пределами в ближних и дальнихстранах.

Замечательным воплощением культурыВолжской Булгарии являются работы ееархитекторов, строителей и ремесленников.Общественные сооружения, мечети, домазнатных людей украшались изразцовымикирпичами и плитами, каменной резьбой.Произведениями архитектуры былибулгарские бани.

Большим художественным вкусом отмеченымногие изделия булгарских ремесленников.В западных и восточных странах былиизвестны работы ювелиров из Булгариипод названием «булгарская филигрань».

Филигрань — ювелирное изделие из тонкойпроволоки

В жизни города Булгара и на бывшейбулгарской земле происходят коренныеизменения: появляется совершенно новыйдля булгар обычай установления намогильныхкамней с надписями — подобного обычаяне было в домонгольской Булгарии, еепринесли из Центральной Азии тюрко-язычныетатары, которых было несравнимо больше,чем монголов в Золотой Орде; начинаетсяприменение огнестрельного оружия.

В результате социально-экономического,политического и культурного развитияв булгарском государстве возниклапотребность в научных знаниях. Крупнейшиминаучными центрами страны были городаБулгар, Сувар и нижнебулгарский городСаксин. Наиболее образованной частьюнаселения являлись богословы ипроповедники, судии и другие государственныечиновники.

В период расцвета Булгарииуже существовала широкая сеть начальныхшкол при мечетях с муэдзинами и имамами,которая сохранилась в деревнях вплотьдо Советской власти. В Булгарии появляютсявысшие и средние религиозные учебныезаведения — медресе.

Шакирты (студенты)из булгар получают образование не тольков своих медресе, но и в восточных странах- в Средней Азии и на Ближнем Востоке.

Достойное место в мусульманском мирезанимали булгарские богословы и философы.Естественно, в то время споры, диспутышли по вопросам толкования Корана.

Благосостояние государства обеспечиваетсяза счет ее выгодного географическогоположения на пересечении водных исухопутных торговых путей, а такжеблагодаря обилию плодородных черноземныхпочв.

Музыкальные традиции ислама адаптировалиськ местным условиям, спецификехудожественного мышления булгарскогонарода, порождая самобытные формымузыкальной культуры, которые входилив процесс воспитания и образования какпривилегированных, так и демократическихслоев булгарского общества. Основнойтемой творчества создателей эпоса,считавших своей главной задачейвоспитание любви и верности родине,была борьба народа за свою свободу инезависимость.

Многочисленная группа музыкантов-профессионаловобеспечивала эстетические потребностишироких слоев населения.

Носители этоговида творчества совмещали профессиипевца, поэта, музыканта-инструменталиста,шута и кукольника и имели собственную,весьма обширную аудиторию, выступая наплощадях, базарах и ярмарках многолюдныхгородов, народных праздниках. В запискахИбн Фадлана не однажды отмечаетсябытование у булгар тунбура, лютни, цитры,свирели.

Выросшие и обучавшиеся в Булгариипросвещенные люди были известны ввосточных странах под именем «ал-Булгари».Этим тахаллусом (псевдонимом), очевидно,они хотели выразить популярность,известность булгарских медресе и преподававших в них учителей.

Принятие ислама Волжской Булгариейимело еще одно важное значение. Был дансильный толчок развитию просвещения,литературы, науки.

Первоначально булгары пользовалисьрунической письменностью. С принятиемислама они переходят к письменности наоснове арабского алфавита.

Со временем арабская письменностьполучила широкое распространение. Наней делали надписи на многочисленныхпамятниках, ювелирных изделиях, бытовыхвещах. Многие образцы этих надписейявляются настоящими произведениямикаллиграфии.

Каллиграфия — искусство красивого ичеткого письма

Чаще всего писали на бересте и на досках,покрытых слоем воска. Орудием письмабыло костяное писало. Но в ход уже пошлаи бумага. Ее привозили из Самарканда.Писали на ней чернилами и перьями.

Арабской письменности, основам религиозныхзнаний обучали в мектебах. Это былиначальные школы при мечетях, которыестроились в булгарских городах и селах.

Владение арабским языком открывалодоступ к сочинениям выдающихся ученых,поэтов Востока того времени. Этоспособствовало развитию в ВолжскойБулгарии разных наук и литературы.

Булгары достигли немалых успехов вматематике и астрономии, химии и медицине,географии и истории.

Источник: https://studfile.net/preview/1700071/

Культура населения Волжской Булгарии

Духовная культура Волжской Булгарии

На развитие культуры Волжской Булгарии большое влияние оказывали мусульманские страны Востока, прославленные великими именами астронома Аль-Бируни, врача Авиценны (Ибн Сины), философа Аль-Фараби, математика Аль-Хорезми и ряда знаменитых поэтов. Ислам в Булгарию проник именно из этих стран, что способствовало расцвету науки, образования и литературы.

Еще в начале X в. в булгарских городах и селах при мечетях были начальные школы. Там обучали основам религиозных знаний, арабской письменности, которая постепенно вытесняла более древнюю руническую.

Писали, как раньше, не только на костях, глиняных сосудах, бересте или вощеных досках, но и на бумаге, привезенной из Самарканда. Высшее образование булгарские шакирды могли получать в городах Средней Азии, где обучались у знаменитых ученых.

Там же преподавали и сами булгарские ученые.

В Булгарии была развита профессиональная культура. Известны достижения булгар в таких областях науки, как математика и астрономия, химия и медицина, география и история, риторика и этика.

В странах Востока был очень популярен труд Таджеддина ал-Булгари «Лучшие лекарства от отравления», славилось имя врачевателя Ходжи Булгари, могила которого в Газни (Афганистан) до сих пор почитается мусульманами.

Одним из первых представителей булгарских историков был Йакуб ибн-Нугман, на­писавший книгу «История Булгара». Ее отрывки дошли до нас в передаче испанского купца-путешественника Абу-Хамида ал-Гарнати.

Самыми распространенными были, конечно, сочинения по богословию: «Рисале» («Трактат») Бурханеддина ал-Булгари, «Джамиг» («Всеобъемлющий»), «Тарикат» («Метод») Хаджи Ахмеда ал-Булгари, труды Ибн Идриса ал-Булгари и другие.

Основоположником булгаро-татарской письменной литературы по праву считается Кул Гали, творчески использовавший для написания своей поэмы сочинение Фирдоуси «Йусуф и Зулейха» и другие произведения восточных поэтов той поры. Поэма Кул Гали «Кыйссаи Йусуф» (Сказание о Йусуфе») является жемчужиной булгарской литературы домонгольского времени.

Кул Гали родился в 1183 г. Свою поэму он написал, когда ему было сорок лет. Основу этой поэмы составляет библейский сюжет об Иосифе Прекрасном, уходящий своими корнями в мифологию народов Ближнего Востока. На Востоке и разворачивается ее действие.

Рассказывая о злоключениях своего героя выходца из низов общества, который после перенесенных испытаний становится властителем Египетской земли, Кул Гали рисует образ идеального правителя и идеального царства.

Нравственное совершенство государя, его мудрость, разумное правление, справедливость, равенство вот в чем видел поэт залог благополучия страны и ее жителей. Тем самым он отразил вековые мечты простых людей. Их воплощением в поэме является Йусуф:

И волею творца он высших благ достиг:

Был справедлив, умен, и властен, и велик,

Благочестив он был, учен и светлолик,

Любой был за него полечь теперь.

Великодушный Йусуф прощает своих братьев, продавших его в рабство, приглашает отца и всех родственников в Египет. На своих землях строит город счастья и свободы Эмин (спокойный, мирный).

Кул Гали призывал людей жить без войн, взаимной вражды, творить добро, быть милосердными. Семейные отношения, по мысли поэта, могут быть основаны только на любви, верности, олицетворением которой является Зулейха. Любовь возвышенное, обладающее огромной силой чувство: даже кнут, протянутый Йусуфом Зулейхе, вспыхнул огнем от жара этой любви.

Сказала Зулейха: «Ты все понять не смог?

Дивишься ли тому, что кнут тебя обжег?

Тебе единый миг был нестерпим ожог,

А я свой пыл терплю уж сорок лет теперь».

Волею Всевышнего она вернула себе прежнюю красоту и молодость. Йусуф и Зулейха создают счастливую семью.

Благодаря богатству содержания, гуманистической направленности, глубокому психологизму и живости изложения, поэма Кул Гали стала самым популярным произведением средневековой поэзии. Ее образы и идеи вдохновляли многих татарских поэтов последующих эпох.

Таким образом, Волжская Булгария была страной высокой духовной культуры эпохи средневековья. Об этом свидетельствуют ее прекрасные образцы, часть которых дошла до наших дней в виде памятников литературы и искусства.

Вопросы и задания

1. В чем заключалось влияние мусульманских стран Востока, ислама на развитие культуры Волжской Булгарии? 2. Что вы знаете о развитии просвещения в Волжской Булгарии? 3. В каких областях науки работали булгарскйе ученые? 4.

Приведите самые яркие факты, показывающие высокий уровень раз­вития культуры у волжских булгар. 5. Почему Кул Гали считается основоположником булгаро-татарской литературы? 6.

Какие идеи поэмы «Кыйссаи Йусуф» («Сказание о Йусуфе») пред­ставляются вам современными? Что означает, с вашей точки зрения, совершенное общество?

Глава IV. ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ И МОНГОЛЬСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ. УЛУС ДЖУЧИ (ЗОЛОТАЯ ОРДА)

В первой половине XIII столетия народам Евразии пришлось столкнуться с нашествием монголов. Это нашествие, которое прокатилось горящей головней по огромной территории, повлекло за собой глубокие изменения в жизни многих обществ периода классического средневековья.

В 1240-1260-х гг. монгольские завоеватели создают государство Улус Джучи (Золотая Орда) с центром в Поволжье. В пределах этого государства на протяжении двух столетий продолжалась жизнь волжских булгар, других народов края.

В период господства Золотой Орды произошли заметные изменения в этническом составе населения Булгарского улуса.

Булгары смешались с другими тюр-коязычными народами Дешти-Кыпчака, создали вместе с ними единую материальную и духовную культуру.

Как и все население Улуса Джучи, народы бывшей Волжской Булгарии стали называться татарами, хотя булгары долгое время сохраняли свой первоначальный этноним.

Предыдущая45678910111213141516171819Следующая

Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1083; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-87654.html

Культура Волжской Булгарии в период расцвета X XII вв

Духовная культура Волжской Булгарии

ТерриторииПоволжья, где была основана ВолжскаяБулгария была заселена тюркоязычнымиплеменами не позднее VIII — IX вв. Тогда наземли Поволжья и Прикамья пришли тюркскиеплемена болгар.

Появлениегородов и городской культуры в ВолжскойБулгарии тесно связано с принятием тамислама, что произошло в 922 г.

Тогда, попросьбе правителя булгар Алмаса, изБагдада пришло посольство халифа,главной миссией которого являлосьраспространение исламской религии вэтом северном мусульманском государстве.

Булгария входит в довольно широкийконтакт с мусульманским миром, о нейпоявляется географическая и историческаялитература арабо-персидского Средневековья.

Изучениедуховной культуры Волжской Булгариипредставляет значительную важностьпотому, что это государство сыгралосущественную роль в судьбах народностейПоволжья и Приуралья, в той или инойстепени унаследовавших культурныедостижения волжских булгар. Следовательно,без знания духовной культуры ВолжскойБулгарии нельзя в полной мере осмыслитьи оценить культурные завоеваниясовременных народов Поволжско-Приуральскогорегиона.

Вполнесправедливы указания ряда крупных нашихученых на огромное значение культурыдля понимания истории. Действительноистория народов выражалась не тольков развитии экономики и в политическихсобытиях, но и во всем богатстве духовнойи художественной деятельности людей.В этом проявляется единствоисторико-культурного процесса.

Актуальностьтемы обуславливается тем, что развитаяэкономика и политический строй булгар,наличие единой территории, государственности,сложение народности предполагаетразвитую духовную культуру ВолжскойБулгарии в период расцвета.

Цельданнойработы раскрыть особенности культуры ВолжскойБулгарии в период расцвета (X– XIIвв.).

Задачи:

1.Изучить историю Волжской Булгарии впериод расцвета (X– XIIвв.).;

2.Проанализировать особенности культурныхценностей;

3.Сформировать соответствующие выводыи заключение по данной теме;

ПРЕДПОСЛКИВОЗНИКНОВЕНИЯ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

ИсторияВолжско-Камской Булгарии, насчитываетмногие столетия, это история народовСреднего Поволжья, и, прежде всегоповолжских татар, получивших своеэтническое признание в составе этогогосударства. Булгария занимала один изнаиболее благоприятных в географическомотношении районов Восточной Европы -район слияния Камы с Волгой, где находилсястык торговых путей Азии и Европы.

В617 г. аварский каган — или Байан, или сын Байана — умер и, согласно распространенным впоследствии традициям международного права, аваро-византийский договор требовал новой ратификации.

Наследовавший престол каган использовал случай, чтобынанести Византии удар. В его планы входило захватить императора Ираклияво время переговоров.

Поэтому каган предложил провести переговоры в городе Гераклея (современный Эрегли) на берегу

Мраморногоморя и настоял на том, чтобы император приехал собственной персоной. Ираклий, ничего сначала не подозревавший, с готовностью согласился и направилсяв назначенное место.

Едва он достиг Гераклеи, как был предупрежден своими шпионами о вероломном заговоре и немедленно поскакал назад в Константинополь.

Взбешенный каган приказал своей ордеатаковать столицу, но гвардейские полки Ираклия вместе с регулярнымгарнизоном сумели отбить натиск аваров. Орда разграбила предместьяКонстантинополя и ушла на север, уводятысячи пленников.

Другимне менее важным результатом кампании 626 г. стало окончательное освобождение кутригурской орды от аварского контроля. Мы знаем, что кутригурский хан Курт был обращен в христианство во время визита в Константинополь в619 г. Вслед за тем он не заявлял о себе на протяжении нескольких лет и непредлагал своей помощи Византии в

626 г. Однако во время отступления аваров от Константинополя Курт провозгласил свою независимость. Возможно даже, чтоон в то время принял титул кагана. Кэтому времени прежняя вражда междудвумя основными булгарскими племенами — кутригурами и утигурами — прекратилась,и между ними установились отношениясотрудничества.

Его основание можно легко понять. Кутригуры угнеталисьаварами, а утигуры — тюрками. Каждое изплемен было слишком слабым, чтобывоевать с их поработителями в одиночку. Объединившись, они стализначительно сильнее.

Следует такжеотметить, что утигуры могли рассчитыватьна поддержку оногуров, угрского(мадьярского) племени, находившихся с ними в дружественных отношениях сшестого века.

Таковым было основание объединения булгарских и угрских племен в причерноморскихи азовских степях.

СТАНОВЛЕНИЕ,РАЗВИТЕИЕ И РАСПАД ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

Булгарсчитают одной из самых ранних тюркоязычныхгрупп, передвинувшихся к западу отВолги, но не проявлявших себя до конца V века. В западных источниках их имявпервые зафиксировано в Анонимном хронографе 354 года. Затем оно всплываетвновь лишь после падения державы Аттилы.

В последней четверти V — началеVI века булгары появляются в Западном Причерноморье и Подунавье, но действуюттам не как консолидированный массив, а отдельными группами. Основная массабулгар обитала в степях Северо-ЗападногоПредкавказья. В период распада державы Аттилы и появления на Северном Кавказе савиров группировка раскололась.

Часть их ушла в Армению, другие переправились через Танаис и проникливо Фракию, третьи остались в Приазовье, где были подчинены оногурами и принялиих имя.

Нарубеже V-VI веков главенствующее положениев союзе болгарских племен заняли утигурыи кутригуры. Первые обитали в степях Приазовья, вторые кочевали в Северном Причерноморье. Границей между ними был Танаис. Кутригуры своими набегами постоянно тревожили балканские провинции Византии. Поэтому империя натравила на них утигуров, разжигая жадность последних подкупом и различнымипосулами.

ПолитикаВизантии вызывала ожесточенноепротивоборство племен в середине V века.Историк VI века Агафий писал, что после этой междоусобной борьбы оставшиесяв живых рассеялись среди других племени приняли их имена. В первой трети VIIвека, вслед за распадом Тюркютского каганата, в степях Приазовья болгарскими племенами было образовано самостоятельноеобъединение — Великая Булгария.

ВеликаяБулгария — государственное образование, созданное булгарами, издавна занимавшимиПриазовские степи и Таманский полуостров. Их вождь Кубрат в 635 г.,после освобождения из-под власти тюрок и победоносного восстания против игаавар, возглавил самостоятельноеобъединение — Великую Булгарию.

Онпринадлежал к роду Дуло, боровшемусяеще в Тюркютском каганате с правящимродом Ашина. Кубрат вырос при царском дворе в Константинополе, где в юностибыл крещен. С византийским императором его связывала тесная дружба. Заключивс ним союз, Кубрат получил от ромеевбогатые дары и титул патрикия.

Впервой трети VII века, вслед за распадом Тюркютского каганата, в степях Приазовья болгарскими племенами было образовано самостоятельное объединение- Великая Булгария.

ВеликаяБулгария — государственное образование, созданное булгарами, издавна занимавшимиПриазовские степи и Таманский полуостров. Их вождь Кубрат в 635 г.,после освобождения из-под власти тюрок и победоносного восстания против игаавар, возглавил самостоятельноеобъединение — Великую Булгарию.

Онпринадлежал к роду Дуло, боровшемусяеще в Тюркютском каганате с правящимродом Ашина. Кубрат вырос при царском дворе в Константинополе, где в юностибыл крещен. С византийским императором его связывала тесная дружба. Заключивс ним союз, Кубрат получил от ромеевбогатые дары и титул патрикия.

В40-х годах VII в. после смерти Кубрата созданное им объединение распалось.Старший сын Кубрата Баян остался на родине. Второй сын Котраг переправился через Танаис и «поселился напротив» Баяна.

Трое сыновей Кубрата ушли назапад. Один из них — Аспарух — осел на Дунае и основал Дунайскую Болгарию.Двое других оказались в Паннонии и Италии.

Еще одна группа болгар откочевалана Волгу, положив начало ВолжскойБулгарии.

Государствоволжско-камских булгар (тюркоязычные племена, кочевавшие в Приазовье в VIIв., затем переселились в Ср. Поволжье.Их потомки — чуваши, казанские татарыи др.), финно-угорских народов и другихв Среднем Поволжье и Прикамье в X — нач.XV веков.

КУЛЬТУРАВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

ВолжскаяБулгария была государством раннефеодальноготипа. Во главе государства стоял эмирили эльтебер (предводитель, главастраны).

Широкоераспространение в булгарских городахполучила обработка меди и ее сплавов.Ремесленники-медники производили восновном изделия бытового назначения- ритуальную и светскую посуду (кумганы,блюда, кубки и др.), также полированныемедные зеркала, украшения и декоративныедетали для конской сбруи.

Ювелирноеремесло, которое вобрало в себябронзолитейное искусство, чеканку помеди, а также изготовление украшений идорогой посуды из золота и серебра сдрагоценными и полудрагоценными камнями,занимало в булгарском обществе особенноважное место, ибо его изделия, преждевсего, пользовались высоким спросом всамой Булгарии, а также были известныза ее пределами в ближних и дальнихстранах.

Вжизни города Булгара и на бывшейбулгарской земле происходят коренныеизменения: появляется совершенно новыйдля булгар обычай установления намогильныхкамней с надписями — подобного обычаяне было в домонгольской Булгарии, еепринесли из Центральной Азии тюрко-язычныетатары, которых было несравнимо больше,чем монголов в Золотой Орде; начинаетсяприменение огнестрельного оружия.

В результатесоциально-экономического, политическогои культурного развития в булгарскомгосударстве возникла потребность внаучных знаниях. Крупнейшими научнымицентрами страны были города Булгар,Сувар и нижнебулгарский город Саксин.Наиболее образованной частью населенияявлялись богословы и проповедники,судии и другие государственные чиновники.

В период расцвета Булгарии уже существовалаширокая сеть начальных школ при мечетяхс муэдзинами и имамами, которая сохраниласьв деревнях вплоть до Советской власти.В Булгарии появляются высшие и средниерелигиозные учебные заведения — медресе.

Шакирты (студенты) из булгар получаютобразование не только в своих медресе,но и в восточных странах — в Средней Азиии на Ближнем Востоке.

Достойноеместо в мусульманском мире занималибулгарские богословы и философы.Естественно, в то время споры, диспутышли по вопросам толкования Корана.

Благосостояниегосударства обеспечивается за счет еевыгодного географического положенияна пересечении водных и сухопутныхторговых путей, а также благодаря обилиюплодородных черноземных почв.

Музыкальнуюкультуру Волжской Булгарии изучали Ф.Ш. Салитова, В.Юнусова, А.Мухаметшин идругие ученые. Они отмечают, что важныммоментом в развитии музыкальной культурыбулгар стало принятие ислама.

В запискахученого и путешественника Ибн Фадланао путешествии на Волгу содержатсянекоторые сведения о музыкальномтворчестве булгар.

Например, он описалритуальный похоронный плач, которыйносил коллективный характер и исполнялсявозле дома умершего всеми жителямиселения.

Музыкальныетрадиции ислама адаптировались к местнымусловиям, специфике художественногомышления булгарского народа, порождаясамобытные формы музыкальной культуры,которые входили в процесс воспитанияи образования как привилегированных,так и демократических слоев булгарскогообщества. Основной темой творчествасоздателей эпоса, считавших своейглавной задачей воспитание любви иверности родине, была борьба народа засвою свободу и независимость.

Многочисленнаягруппа музыкантов-профессионаловобеспечивала эстетические потребностишироких слоев населения.

Носители этоговида творчества совмещали профессиипевца, поэта, музыканта-инструменталиста,шута и кукольника и имели собственную,весьма обширную аудиторию, выступая наплощадях, базарах и ярмарках многолюдныхгородов, народных праздниках. В запискахИбн Фадлана не однажды отмечаетсябытование у булгар тунбура, лютни, цитры,свирели.

Выросшие иобучавшиеся в Булгарии просвещенныелюди были известны в восточных странахпод именем «ал-Булгари». Этим тахаллусом(псевдонимом), очевидно, они хотеливыразить популярность, известностьбулгарских медресе и препо дававших вних учителей.

РЕЛИГИЯ

Любознательностьбулгар распространялась и на их прошлое.Этому предшествовало образованиегосударства. Формирования булгарскойнародности.

В периодцентрализации Булгарии, складываниябулгарской народности формируется ираспространяется представления опроисхождении булгар.

При описаниидавно минувших событий булгарскиеисторики использовали, как источник,народные предания. Тем самым в булгарскуюисторическую литературу прошла инародная оценка минувших событий.

Официальная историческая литературастала, прежде всего, выражать идеологиюэксплуатирующего класса, идеологиюмусульманства.

Очевидно,самыми распространенными в ВолжскойБулгарии были сочинения по богословию:объяснения и комментарии к корану,хадисы и т.д.

Ислампервоначально внедрялся в Булгарию какбы стихийно, посредством экономических,торговых связей с мусульманскимицентрами, а также в результате активнойдеятельности миссионерской деятельности.

В центрахмусульманского мира шли ожесточенныеспоры о верном понимании, толкованииКорана. Возникли различные течения,ереси, о которых булгары, несомненно,были осведомлены и сами испытывалинемалые затруднения. Этим, очевидно, иобъясняется то, что одной из задачбагдадского посольства 922 г. к булгарамбыло разъяснение основ мусульманскойрелигии.

Важностьточных знаний предписаний шариатапроистекала и из того обстоятельства,что Волжская Булгария была наиболеесеверной страной мусульманского мираи являлась распространителем исламасреди языческих народов региона. Подвлиянием булгарских миссионеров ислампроник к башкирам, к некоторой частифинно-угорских народов.

Следствиемактивной пропаганды ислама явилось ито, что к XIIIв. Булгария стала одной из самыхмусульманизированных стран.

Булгарскоебогословие развивалось по следующимнаправлениям: сочинения теологическогои религиозно-дидактического характера;трактаты, направленные против язычества,ереси; богословие, служившее религиознойпросвещенности, обучению в начальныхшколах и миссионерству.

СXв. усиливается сбор и изучение хадисов– преданий о словах и делах пророкаМухаммада.

Многиесочинения булгарских богословов получилиширокую известность на мусульманскомВостоке. Неправомерно было бы все этисочинения считать чисто религиозными.В них отражалась борьба каноническогои обыденного ислама, разных течений внем. Немало было в них стремленияфилософского осмысления мира.Религиозно-дидактические произведениязатрагивали морально-нравственныеустои общества.

Профессиональныезнания, науки достигли в ВолжскойБулгарии передового для своего времениуровня. Их развитие было связано, впервую очередь, с внутренними потребностямибулгарского общества.

Булгарские ученыеписали свои научные трактаты на арабскомязыке, на языке науки мусульманскогомира. И они были предназначены как длявнутреннего ученого употребления, таки для всего мусульманского мира.

Этоспособствовало распространениюбулгарских научных трактатов и развитиюсамой булгарской науки.

Наука в целомв Волжской Булгарии стала не толькоопределенной областью знания, но идостигла заметных успехов. Об этомсвидетельствует известность булгарскихнаучных трудов в странах мусульманскогоВостока. Само развитие науки былосвоеобразным откликом Волжской Булгариина Восточное Возрождение.

ЕСТЕССТВЕННЫЕНАУКИ

Математика.Математические знания в булгарскомобществе вначале были тесно связаны сэкономической жизнью, но далее, постепенноначинают играть важную роль вадминистративном и государственномстроительстве.

Усложнение налоговойсистемы, множество новшеств вденежно-весовой системе привели ксерьезным изменениям и в областиматематических расчетов.

Развиваетсяархитектурная математика, основаннаяна различных измерениях и геометрическихформах

Более сложныематематические расчеты требовалаархитектура. Останки показывают, чтоздания и сооружения имеют сложнуюконструкцию, четкие пропорции, продуманнуюсоразмерность и строгую логикуархитектурного замысла, немыслимые безсложных математических расчетов, включаягеометрические и тригонометрические.

Математическиезнания были необходимы также при изученииастрономии, географии, химии, фармакологиии т.д. Наличие этих наук само по себеговорит о довольно высоком уровнематематических знаний у булгар.

Астрономия– самая популярная в мусульманскоммире наука — развивается и в болгарском,и в золотоордынском обществах. Ееразвитие опять же было связано с исламом,его обрядами и требованиями.

Если напервых порах использовали приборы типагномона, то позже начали применять болеесложные астрономические и геодезическиеприборы, такие как астролябия, секстант.Геодезические знания успешно использовалисьпри крупных строительствах.

ВолжскаяБулгария становятся неотъемлемымичастями мусульманскогомира.

В развитииастрономических знаний была заинтересованаи мусульманская религия, многие обрядыкоторой требовали точного соблюдениясторон света и времени года, определениядат. Наблюдения за движением солнца,луны, звезд и планет привели к созданиюастрономических календарей.

На развитиеастрономической науки немалое влияниеоказала среднеазиатская астрономия –наиболее развитая из естественных наукв странах Ближнего и Среднего Востока.

Химия.С необходимостью познания в областихимии булгары, прежде всего, столкнулисьв ремесленном производстве и фармакологии.Небыли чужды и идеи алхимии, где одним изосновных материалов считалась ртуть.

Археологическиематериалы свидетельствуют, что они былихорошо знакомы с металлами и металлоидами(железо, медь, золото, ртуть и т.д.),некоторые, из которых они добывали иобрабатывали.

Высокого совершенствованиядостигли золотых и серебряных делмастера.

Определенныезнания требовали также стеклоделие,гончарное производство, особенноизготовление поливы.

Спектральныйанализ билярской поливы показывает,что в качестве поливы использовалисьпростейшие по химическому составустекла, относящиеся к классу свинец-кремний.

На штукатурке из Биляра встречаютсятакже росписи, выполненные различнымипо химическому составу красителями.Булгары умели готовить и добыватьразличные яды. Ими, в частности, смазывалисьнаконечники стрел.

Все этотребовало значительного уровня химическихзнаний, а также их умелого практическогоприменения.

Медицинскиезнанияв Волжской Булгарии основывались напрогрессивных традициях народноймедицины (придавалось значение целебнымсвойствам меда, березового веника,бобровой струи, мяса различных животныхи птиц, белемнитов и т.д.). На Востокепопулярна была мазь «чарме-и булгхар»(«булгарская кожа») против кожныхзаболеваний. Среди археологическихматериалов встречаются хирургическиеинструменты (ланцеты, пинцеты).

Наразвитие медицинских знаний, бесспорно,оказали воздействие труды восточныхмедиков, достигших в то время большихуспехов. Среди них следует особо отметитькрупнейшего ученного X– нач. XIвв.

Абу-Али Ибн Сину, сочинения которогобыли написаны языком, доступным широкиммассам. Для нас представляют большойинтерес дошедшие до нас сообщения обулгарских ученых-медиках, труды которыхбыли популярны на Востоке.

Это братьяТадж-ад-дин и Хасан ибн Йунс ал-Булгари.Ими было написано сочинение, посвященноепротивоядным лекарствам.

Такимобразом, булгарская медицина в этотпериод истории была известна и в восточныхстранах. Судя по дошедшим до насисточникам, булгарские медики писалитрактаты, как по фармакологии, так и помедицине.

География.Булгары достигли определенных успехови в области географии. Развитиюгеографических представленийспособствовало само расположениегосударства на стыке торговых магистралейАзии и Европы. Здесь встречались купцыиз разных стран мира. В свою очередь,торговые колонии булгар функционировалии за пределами страны.

История.В XI – XII вв. в Булгарии появляются своиисторики. Одним из них был Йакуб ибнНугман, написавший «Историю Булгара».Он был единомышленником знаменитогонишапурского богослова Абу-л-МасалиАбу ал-Малика ибн Абу Мухаммад ал-Джувейни(1028–1086 гг.

), автора многочисленных книгпо толкованию Корана, хадисов илитературоведческих сочинений. Поисторическим книгам, распространеннымв мусульманском мире, тюрко-татары былизнакомы и с историей других народов истран. Особой популярностью пользовалисьрассказы о греческом полководцеАлександре Македонском Строителе.

Строительство крупных городов, сооружений,отдельные исторические событиясвязывались с именем АлександраМакедонского.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Духовнаякультура волжских булгар домонгольскойпоры прошла сложный путь развития идостигла значительных успехов. Она всамых общих чертах повторила путьразвития средневековой культуры многихнародов, в частности некоторых народовСредней Азии и Восточной Европы.

ВолжскаяБулгария оставила яркий след в историинародов России.

Развитиекультуры и науки были передовыми длясвоего времени. Научные знания нередкобыли далеки от повседневной жизни, апрофессиональные знания, наоборот,исходили в первую очередь из потребностейобщества. Булгарские ученые писали наарабском языке. Поэтому их труды получилиобщемусульманское звучание.

Принятие ираспространение ислама, т. е. идеологии,соответствующей уже новой, феодальнойобщественно-экономической формации,имело далеко идущие последствия длядальнейших судеб страны.

Исламспособствовал укреплению международногоавторитета Булгарского государства,оживлению торгово-экономических икультурных контактов со странамиВостока, консолидации булгарскойнародности, сложению яркой и самобытнойдуховной культуры предков татарскогонарода.

ВпоследствииБулгария была экономическим ядромЗолотой Орды, в XV в. на ее месте былоосновано одно из самых крупных татарскихханств — Казанское. Современное татарскоенаселение Поволжья и Прикамья связанос булгарами своим происхождением.

КультураВолжской Булгарии имеет достаточновыраженных классовый характер. Идеологияэксплуатирующего класса была, как везде,господствующей идеологией. Ислам,явившейся стержнем этой идеологии,оказывал влияние буквально на всеобласти духовной культуры.

Несмотря насущественное влияние извне, в частностисо стороны мусульманского Востока,булгарская духовная культура сохраниласвою самобытность, развивала традициигуманизма, патриотизма. Культурныедостижения, проникающие извне,перерабатывались и усваивались с учетомособенностей местной экономики,хозяйства, географической среды итрадиций булгар.

Весьмасвоеобразная и самобытная духовнаякультура булгар, отличавшаяся на первыхпорывах многослойностью и сложностьюистоков, в дальнейшем своем развитиивылилась в одно из замечательных явленийсредневековой культуры ВосточнойЕвропы. Она оказывала значительноевлияние на формирование и развитиедуховной культуры ряда народов СреднегоПоволжья и Приуралья, в особенноститатарского народа.

Списокиспользованной литературы

1. Имамов В. Запрятанная история Татар:Казань.: ТаРИХ, 1994. -356с.

2. Нурутдинов Ф. Г. Родиноведение: Книга.Казань.: ТаРИХ, 1995. — 122с.

3. Прокофьев А.М. История Татарстана:Учебное пособие. -Казань.: ТаРИХ, 2001.-55с.

4. Фахрутдинов Р. Т. Золотая Орда и Татары: Казань.: ТаРИХ, 1994. -229с.

5.ИсторияТатарстана: Учеб. пособ. для основнойшколы. Казань.: ТаРИХ, 2001.- 544 с.

Источник: https://works.doklad.ru/view/KyfTe91LOmI.html

Культура Волжской Булгарии

Духовная культура Волжской Булгарии

Племя Булгар относится к древним племенам Сибири и Алтая, во время Великого переселения народов, переместившегося на берега приазовских степей. Государство Булгар существовало на берегах средней Волги на протяжении нескольких веков и отличалось достаточно высокоразвитой культурой для своего времени.

Образовавшись на рубеже тысячелетий Волжская Булгария являлась осколком кочевого племени болгар, предков нынешних болгар, проживающих в Восточной Европе.

Эта страна являлась непосредственным соседом Киевской Руси и в различные периоды истории два государства воевали между собой, но на протяжении большего времени мирно соседствовали и торговали.

Булгары не были единым народом, а состояли из различного множества кочевых племен и принадлежали к тюркоязычной языковой группе, что оправдывало их появление несколькими веками ранее на берегах Волги.

Исторической родиной этих племен считаются глубины Сибири, а исконный образ жизни – кочевым, данное обстоятельство впоследствии сильно повлияет на развитие культуры и общественного уклада в государстве.

В 8 веке булгарские племена вынуждены были разделиться на несколько больших частей, произошло это вследствие давления Хазарского каганата. Часть племен ушла в Восточную Европу, и основало там свое государство, а остальные переместились к берегам Волги.

Доподлинно неизвестно, что послужило причиной перехода от кочевого образа жизни к оседлому, однако, данное обстоятельство сыграло положительную роль на культуре этих племен. Среди соседей Булгар только Хазары имели схожую культуру и язык, Древняя Русь являлась объединением славянских племен с иной культурой и вероисповеданием.

Культура Волжской Булгарии отличалась невероятным симбиозом кочевого образа жизни, мусульманской веры, проживанием в достаточно суровых климатических условиях и влиянием соседей с иной культурой. Свое появление Волжская Булгария начинает с конца 9 века, путем объединения множества кочевых племен в единое централизованное государство.

Одной из важнейших причин образования сильного централизованного государства послужил переход к монотеистическому вероисповедания – принятию ислама. В Булгарии ислам выступал, прежде всего, как идеологическая скрепа государства. Переход к новой вере не был преимущественно насильственным как в иных государствах и проходил на протяжении длительного периода.

Принятие новой веры дало сильный толчок в развитии государственности и культуры. Вместо тюркской рунической письменности, стала использоваться арабская, что позволило булгарам получить множество знаний высокоразвитой на тот момент арабской цивилизации и применить их в развитии собственного молодого государства.

Уже к 10 веку в Волжской Булгарии существовало множество школ, где ученики обучались таким предметам? как: химия, математика, астрология, медицина. Знания в данных областях черпались именно из арабской культуры и помогали в развитии государства.

Познания булгар в химии, математике и астрономии находились на высоком мировом уровне и намного опережали знания европейских ученых того периода, многие богословы и ученые Волжской Булгарии были известны за пределами страны в государствах Европы и Ближнего Востока.

Благодаря удобному географическому расположению налаживались тесные торговые связи со всем мусульманским миром, посредством торговли по Волге и сухопутным путям на юг, что дало толчок в развитии культуры и инфраструктуры. Волжская Булгария стала северным форпостом магометанской веры и одним из самых высокоразвитых государств в период раннего Средневековья на территории Восточной Европы.

Параллельно с процессом принятия новой веры и развитием торговли идет интенсивное строительство множества городов на территории государства. Впоследствии Волжскую Булгарию даже стали именовать страной городов из-за их многочисленности и большого населения.

Творения булгарских архитекторов и ремесленников были известны далеко за пределами страны и не уступали лучшим образцам мирового зодчества. Широкую известность получила булгарская поэзия. Развитие культуры шло в русле восприятия культуры древнего востока и взаимоотношений с соседями, поэтому культура Волжской Булгарии является неотъемлемой частью Восточной культуры раннего Средневековья.

В то же самое время сходные процессы принятия новой веры и интенсивной урбанизации проходили и в Киевской Руси, с которой у Булгарии были тесные торговые связи. Хотя Булгары были тюркоязычным народом, с нашими предками у них сложились достаточно миролюбивые отношения, без конфликтов не обходилось, но они носили непостоянный характер. Хотя данное государство просуществовало на протяжении небольшого исторического периода, вклад, внесенный, в Европейскую культуру и развитие соседних государств является достаточно весомым и ярким культурным наследием.

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/12322-kultura-volzhskoy-bulgarii.html

Refy-free
Добавить комментарий