Древняя и средневековая Индия

История Индии в средние века: господство мусульманских государств

Древняя и средневековая Индия

К началу средних веков на территории Индии существовало несколько самостоятельных государств, самым большим из которых была держава, управляемая династией Гуптов и занимавшая более половины региона, в том числе всю северную часть.

Это было культурно и технически очень высоко развитое государство для того времени, и его воины неоднократно одерживали победы над соседями. Однако богатство, сила и роскошь развращают и расслабляют.

Наместники провинций государства Гуптов все меньше желали слушаться верховного правителя и делиться с ним податями и военной добычей. Они превращались в полунезависимых князей, единолично управлявших в своих уделах.

Как и в большинстве регионов мира, в Индии в те годы постепенно складывались феодальные отношения с типичной для них политической раздробленностью. Последним правителем, при котором держава еще сохраняла относительное единство, был Бханугупта, правивший в начале VI в.

Ко времени его правления держава уже вела ожесточенные войны со сложившейся в Центральной Азии грозной империи эфталитов – народа предположительно иранского происхождения, который китайские летописи относят к гуннам. После Бханугупты эфталиты завоевали северные области Индии.

Оставшаяся непокоренной часть державы Гуптов распалась на отдельные независимые княжества. В некоторых из них продолжали править потомки династии, в других утвердилась власть собственных наследственных правителей. Вскоре, однако, та же участь постигла и государство эфталитов. Очень долгое время после этого Индия состояла из многих независимых владений, во главе которых стояли наследственные князья – махараджи.

Территория государства Гуптов

Махараджи («великие князья») свои земли могли делить между династиями младших князей – раджей. Часть земель, причем значительная, передавалась в пользование индусским храмам и монастырям. На землях раджей и духовенства трудились земледельцы и скотоводы, которые отдавали владельцам часть продукции, выполняли различные повинности.

В частности, податное население храмовых земель должно было поставлять священникам все необходимое для службы: благовония, ритуальные гирлянды из живых цветов и др. При храмах жили танцовщицы, исполнявшие во время службы ритуальные танцы. Князья правили, опираясь на армию профессиональных воинов.

Сложившийся в древние времена кастовый строй в Индии запрещал человеку заниматься чем-то другим, нежели его родители. Деревенские труженики пахали землю и пасли скот из поколения в поколение. То же самое касалось городских ремесленников. И воинами становились дети воинов.

Эта социальная система консервировала уклад жизни индийцев, делала общественную жизнь вялотекущей, стабильной, мало подверженной изменениям. Однако это способствовало значительному прогрессу в материальной культуре и искусстве: мастера, из поколения в поколения делая одно дело, высоко его совершенствовали.

И по сей день индийские архитектура и живопись считаются одними из ценнейших в мире. А в те давние времена Индия лидировала на земном шаре по уровню развития медицины и техники, и поспорить с ее мастерами за право первенства на этом поприще мог разве что Китай.

Несколько столетий многочисленные индийские княжества существовали, подчиняясь лишь сложившимся издревле местным законам, защищенные от завоевателей безводными пустынями на западе, уходящими в небо хребтами Гималаев на севере, чащобами джунглей на востоке, а также водами Индийского океана, омывающими вдающийся далеко на юг обширный полуостров Индостан. С середины VII в.

в Индию стали время от времени вторгаться войска Арабского Халифата, стремившиеся на всей земле установить исламский закон. Состоявшие в основном из уроженцев пустынных регионов: арабов, иранцев, тюрков, войска Халифата без особых затруднений преодолевали пустыни в окрестностях реки Инд. Однако им трудно было сражаться с высокопрофессиональным воинством раджей, укомплектованном боевыми слонами.

Индийские воины были не только вооружены искусно сделанным оружием, но и отличались исключительным упорством в битве: будучи военными по рождению, они были убеждены, что от того, как они исполнят свой долг перед раджой, счастливой или несчастной станет их будущая жизнь. Веря в переселение душ, они не боялись смерти. Только к XI в.

, когда сам Арабский Халифат уже фактически распался, мусульмане научились эффективно противостоять боевой тактике индийцев. Государство Газневидов в Афганистане, Средней Азии и Восточном Иране, управляемое эмирами из тюркского племени кайы, в этот период захватило Пенджаб – область на северо-западе Индии, по которой протекают пять священных для индусов рек. В первой половине XI в.

эмир Махмуд Газневи совершил семнадцать военных походов на Индию, в одном из которых захватил 57 тыс. рабов и 350 боевых слонов. Раджи, за долгие столетия после распада государства Гуптов привыкшие ни на кого не оглядываться в своей политике, не могли собрать против могущественной Газневидской державы единой коалиции.

Многочисленные армии эмиров легко разбивали их скромные войска, захватывали их роскошные города и дворцы, увозили на северо-запад возы золота и серебра. В конце XI – начале XII вв. эмир Масуд перенес столицу государства в западно-индийский город Лахор. К концу XII в.

держава Газневидов сама впала в сильную феодальную раздробленность; разбогатевшие вассалы чувствовали силу и влияние и переставали повиноваться верховным эмирам. В 1186 г. умер последний ее правитель Хосров-Малик, и она окончательно распалась. Вскоре Лахор был захвачен быстро расширявшей свои пределы другой центрально-азиатской державы – Гуридского султаната, основанного в 1148 г.

таджиками (персоязычными оседлыми жителями Центральной Азии). В 1193 г. гуридский султан Мухаммад захватил Дели – крупный индийский город, а затем завоевал почти всю Северную Индию. В 1206 г. гуридский наместник Кутбу-д-Дин Айбек – туркмен из среднеазиатского племени халадж, провозгласил индийские мусульманские владения независимым государством. В 1214 г.

султан Шамсу-д-Дин Илтутмиш перенес столицу в Дели. Поэтому в историографию первое мусульманское государство, целиком располагавшееся на территории Индии, вошло под названием Делийского султаната. Первые правители новой державы отражали вторжения на ее территорию войск Монгольской империи с северо-запада и индусов-раджпутов с юга. Затем вплоть до середины XIV в.

влияние и могущество Делийского султаната все возрастало. Султаны отвоевывали у раджей новые территории. Султан Мухаммад-шах ибн Туглак с войском доходил до города Мадурай на самом юге полуострова Индостан. Там ему удалось установить мусульманское правление, но в связи с удаленностью от Дели местные правители фактически вышли из подчинения верховного и образовали самостоятельный Мадурайский султанат.

Хотя власть в государстве находилась в руках мусульман, которые назначались на все важные должности, большинство населения Делийского султаната составляли по-прежнему индусы, так как индийцы с их очень консервативным менталитетом остерегались переходить в другую веру.

Составляя религиозное меньшинство в стране, мусульмане были вынуждены, чтобы сохранить свое влияние, держаться единства. Поэтому султаны обладали очень большими властными полномочиями, наместникам приходилось слушаться их.

Индусское население платило джизью – особый годовой налог на покровительство мусульманского государства.

Обильные урожаи, снимаемые на индийских полях по причине всегда теплого климата при развитой системе орошения по нескольку раз в год, многочисленность платившего джизью населения способствовало обогащению султанов.

Однако с середины XIV в. Делийский султанат постепенно приходит в упадок. От него откололись земли в Центральной Индии, где местные шиитские правители образовали отдельный Бахманидский султанат (о суннитах и шиитах мы прежде рассказывали здесь: https://history-thema.com/omeyyadyi-i-stanovlenie-islamskoy-derzhavnosti/. В 1336 г.

индусские раджи оставшихся непокоренными мусульманами земель объединились для противостояния мусульманскому наступлению и образовали на юге региона Виджаянагарскую империю, которая поглотила не просуществовавший и полувека Мадурайский султанат. А в 1398 – 1399 гг.

страшный удар по Делийскому султанату нанесла вторгшаяся в Индию непобедимая армия среднеазиатского эмира Тимура (Тамерлана). По своему обыкновению конница «железного эмира» опустошила все земли, по которым прошла, безжалостно вырезая не успевшее скрыться население десятками тысяч. Войском Тимура была взята и столица султаната Дели.

Хотя созданная страшным эмиром империя оказалась очень непрочной и распалась вскоре после его смерти, после разорения среднеазиатской армией Делийский султанат больше никогда не достигал прежнего могущества.

Упадок мусульманских государств в Индии сыграл на руку Виджаянагарской империи, которая в правление великого махараджи Деварайи II (1422 – 1446) предпринимала завоевательные походы в соседнюю с Индией Бирму на востоке и остров Цейлон (Шри-Ланка) к югу от Индостана.

Пришедшей к власти в Делийском султанате во второй половине XV в. династии Лоди удалось навести относительный внутренний порядок в государстве. К югу от него располагался независимый Бахманидский султанат, который в 60 – 70-е гг. столетия посетил русский путешественник Афанасий Никитин.

Он был потрясен невиданной роскошью, в которой жили бахманидские правители: «…выехал султан на прогулку, а с ним двадцать везиров (министров) великих да триста слонов, наряженных в доспехи… с башнями, а башни окованы.

В башнях же по шесть человек … с пушками да с пищалями… коней выехал простых тысяча в сбруе золотой, да верблюдов сто с литаврами, да трубников триста, да плясунов триста, да дев из гарема триста… На султане кафтан весь унизан яхонтами, да на шапке большой алмаз… А брат султанов сидит на носилках золотых, и над ним балдахин бархатный, маковка золотая с яхонтами». В 1498 г. к берегам Южном Индии впервые прибыла организованная европейская экспедиция – португальцы во главе со знаменитым мореплавателем Васко да Гамой. Васко да Гама посетил государства Кожикоде и Гоа на западном побережье Индостана, пытался торговать с индийцами, но больше первый контакт индийцев с европейцами носил конфликтный характер.

Тем временем за счет потока переселенцев с северо-запада – из Афганистана и Средней Азии,  росло население Делийского султаната. В 1525 г.

вассалы и наместники султана Ибрахим-шаха II, недовольные его крутым нравом, в частности, казнями видных представителей знати, обратились за помощью против него к амбициозному правителю Кабула в Афганистане Захиру-д-Дину Мухаммаду по-прозвищу Бабур («лев, тигр, барс»).

Бабур, происходивший из жившего в Ферганской долине Средней Азии народа тюрков-чагатаев, был потомком Тимура и Чингисхана. Из родного города Андижана он, как и другие Тимуриды, был вынужден мигрировать в Афганистан после захвата Ферганской долины узбеками во главе с ханом Мухаммадом Шейбани.

В Кабуле он основал свое отдельное государство, из которого, после безуспешных попыток взять реванш в Средней Азии, стал обращать внимание на более южные земли. В 1526 г. войско Бабура нанесло сокрушительное поражение войску Ибрахим-шаха при Панипате. Сам султан погиб.

Бабур с войском прошел по всем землям султаната до самых восточных окраин. Теперь его владения простерлись от реки Амударьи в Средней Азии до индийского Ганга. В истории Индии наступил период, который позже британские авторы назовут эпохой Великих Моголов. «Моголами» индусы называли всех мусульман, так как те приходили в Индию с земель, входивших в давние времена в Монгольскую империю.

В 1530 г. Бабур умер, завещав свою державу сыну Хумаюну. Правление того прошло в тяжелых войнах с восставшими вассалами. Афганской династии Суридов удалось изгнать сторонников Хумаюна из Индии и на некоторое время восстановить Делийский султанат. Однако в 1555 г. Хумаюн перешел в контрнаступление и отвоевал часть утраченных территорий с городами Дели и Агра.

Делийский султанат на этот раз окончательно прекратил свое существование. Правда, сам Хумаюн через год погиб: он спускался по мраморной лестнице из библиотеки, неся в руках стопку тяжелых книг, и, услышав призыв к молитве, от благоговения попытался встать на колени, вследствие чего поскользнулся, получив смертельную травму черепа.

После смерти Хумаюна престол перешел к его сыну Абу-ль-Фатху Джалалу-д-Дину Мухаммаду Акбару, вошедшему в историю под именем Акбара I. Акбар I правил сорок девять лет, посвятив свое правление внутреннему умиротворению своего государства и фактически пытаясь подчеркнуть его самобытность.

Будучи исключительно талантливым полководцем, он расширил территорию державы Великих Моголов, подчинив своей власти отпавшие от бывшего Делийского султаната провинции и некоторые индусские феодальные владения. Многих мелких правителей он привлек на свою сторону выгодными предложениями покровительства и единения.

В том числе индусских раджей: им было провозглашено равенство всех подданных независимо от вероисповедания, и к большой радости индусов от отменил взимавшуюся с них прежде джизью.

От своего отца унаследовав любовь к литературе и искусству, Акбар очень много читал, в том числе индуистские книги, интересовался культурой и мировоззрением индусов, а также людей других немусульманских вероисповеданий (зороастрийцев, христиан). Уравнением населения в правах Акбар сумел достичь внутренней стабильности в своем государстве.

Однако впоследствии ему в ходе духовно-культурной унификации стало явно изменять чувство меры: в 1580 г. он объявил о создании новой религии «дин-и-иллахи», объединявшей в себе наиболее ему импонировавшие положения разных религий, а себя – ее пророком.

В глазах мусульман, составлявших главную военную опору Великих Моголов, это означало вероотступничество и, соответственно, потерю правителем влияния. Против Акбара восстали многие поддержанные мусульманскими богословами военачальники. Используя свой полководческий талант и поддержку индусов, которые составляли большинство населения державы, Акбар подавил восстание, однако до конца правления испытывал отчуждение со стороны представителей мусульманской знати, в том числе своего сына Селима.

В этот период на юге Индии тоже происходили значительные геополитические изменения. В 1527 г. Бахманийский султанат распался на пять независимых государств (так называемые Деканские султанаты – по названию плоскогорья Декан в Центральной Индии, гед они располагались).

Однако извечный противник султанатов – Виджаянагарская империя, не смогла этим воспользоваться. В 1565 г.

Деканские султанаты объединились в коалицию против нее и в битве при Таликоте нанесли ее войскам тяжелейшее поражение, от которого империя уже не смогла оправиться и стала приходить в необратимый упадок.

В 1605 г. умер правитель державы Великих Моголов Акбар I. После его смерти у введенной им новой религии почти не осталось последователей. Престол унаследовал его сын Селим, который принял титул Джахангир – «завоеватель мира». Прославился же он больше как знаток и поборник художественного искусства.

Как полководец он был не слишком удачлив: его попытка завоевать плоскогорье Декан успеха не принесла, зато постоянно ему приходилось сражаться с собственными сыновьями, которые восставали против него.

После его смерти его сын Джахан перебил угрожавших ему конкуренцией за престол родственников и утвердился на троне Великих Моголов. Он стал известен любовью к своей жене Арджуманд, которую называл Мумтаз-и-Махал – «избранница дворца». Когда в 1630 г.

она умерла, Джахан приказал воздвигнуть ей грандиозную усыпальницу – Тадж-Махал («венец дворца»), которая из-за архитектурных особенностей и отражающей солнечный свет облицовки кажется легкой, будто призрачной.

Тадж-Махал

К тому времени в ряде мест на побережье Южной Азии обосновались прибывавшие сюда по проложенному в конце XV в. Васко да Гамой морскому пути португальские торговцы. Одним из таких португальских опорных пунктов был город Хугли в Бенгалии (северо-восток региона). Туда Джахан в 1632 г. повел свою армию.

Город был взят после трех дней осады, уцелевшие португальцы попали Джахану в плен. Затем Джахан водил войска на северо-запад, где, воюя с Сефевидским Ираном, присоединил к своей державе афганский город Кандагар и таджикские Балх и Бадахшан. А затем на юг, где его войска завоевали большинство Деканских султанатов. В 1646 г.

распалась Виджаянагарская империя – бывший основной геополитический противник мусульман в регионе. Однако с конца 70-х гг. XVII в. Джахан все чаще терпит поражение от войск Сефевидов. В 1647 г. держава Великих Моголов потеряла Балх, а через два года – Кандагар.

тяжелый урон государству нанесла длительная засуха, в результате которой миллионы людей умерло от голода. В 1658 г. Джахан тяжело заболел, и его четыре сына, не дожидаясь, пока он умрет, начали междоусобную борьбу за власть.

Победу одержал третий сын Аурангзеб (Аламгир), принудивший тяжело больного отца отречься от престола и заточивший его в собственных покоях, где Джахан и умер в 1666 г. Его тело положили в Тадж-Махал, где уже покоилась его любимая супруга.

Аурангзеб, правивший до 1707 г., стал известен как ревностный поборник исламского строя, непримиримо воевавший с противоречившими Исламу культурными и политическими новшествами, появившимися при его предшественниках. Он вновь ввел джизью для немусульман, а также запретил занятия живописью, музыкой, танцами (это не позволяется исламской традицией).

Будучи правителем решительным и жестким, он сумел присоединить к державе новые территории, и в его правление она разраслась до наибольших размеров. Однако из-за недовольства уже привыкших к подданическому равноправию индусов сильно расшаталась ее внутренняя стабильность.

Особенно тяжелым испытанием для Аурангзеба и его армии стало восстание индусского народа маратхов во главе с вождем Шиваджи в начале XVIII в. Попытки подавить его оказались безуспешными, и маратхи образовали свое независимое государство на территории Декана. Вышли из повиновения Аурангзеба и раджпуты, которых поддержал его собственный сын.

После смерти Аурангзеба держава Великих Моголов погрузилась в тяжелые феодальные смуты и стала быстро распадаться. Эмиры отдельных провинций враждовали между собой, возводили на престол послушных себе марионеточных правителей. В 1739 г. в Индию вторглись войска иранского Надир-шаха, которые почти два месяца грабили Дели. Во второй половине XVIII в.

распадавшаяся держава потерпела сокрушительное поражение от государства маратхов, от которого уже не оправилась, хотя некоторое время правителями некоторых ее провинций считались номинально представители династии.

В этот период, желая усилить свое влияние за счет поддержки вытеснивших португальцев с индийского рынка британцев, многие индийские феодалы способствуют возникновению в Индии британских опорных пунктов. Вмешиваясь в феодальные войны, британцы установили свой протекторат над одними владениями, а другие полностью подчинил собственной власти. В 1803 г.

британской армией было разгромлено государство маратхов. Постепенно вся Индия в той или иной степени переходит под британское владычество. В ее истории начинается долгий период британского господства.

Британцы, чья метрополия находилась очень далеко за морями и океанами, не ассимилировались среди населения земли, которой завладели, как это прежде бывало со многими захватывавшими Индию народами, и не стремились создавать на ее территории отдельного, независимого государства. Индия превратилась в источник сырья для бурно развивавшейся в те годы британской промышленности.

Источник: https://history-thema.com/istoriya-indii-v-srednie-veka-gospodstvo-musulmanskih-gosudarstv/

Реферат: Древняя и средневековая Индия

Древняя и средневековая Индия

Древняя и средневековая Индия

Еще в середине III тысячелетия до н. э. в долине Инда существовала развитая цивилизация, одним из центров которой был город, раскопанный вблизи холмов Мохенджо-Даро. Эта цивилизация, основанная первоначальным населением Индии, во II тысячелетии до н. э.

была разрушена арийскими племенами, пришедшими с Гималаев. Потомками первоначального населения Индии являются дравиды Южной Индии. Завоеватели создали рабовладельческие государства в I тысячелетии до н. э.

В этих государствах велась борьба за власть, главным образом между воинами — кшатриями и священниками — брахманами, нередко вспыхивали восстания угнетенных сословий и каст. В I тысячелетии до н. э. появляются священные книги брахманов «Веды» («Знания»). К VII—V вв.

до н. э. относятся первые индийские письменные математические памятники.

В V в. до н. э. в Индии возникает новая религия — буддизм, отражавшая недовольство угнетенных слоев. Не позже IX в. до н. э. была установлена связь Индии с Вавилоном.

В VI в. до н. э. часть Северной Индии была захвачена персидским царем Дарием. В 327—325 гг. до н.э. еще большая часть Северной Индии была завоевана Александром Македонским, а впоследствии вошла в состав царства Селевкидов.

Вождь восстания против греков Чандрагупта основал новую династию Маурья в Магадхе (ныне Бенгалия) со столицей в Паталипутре (ныне Патна). Внук Чандрагупты Ашока (273—232 гг. до н. э.

) объединил почти всю Северную Индию и значительную часть Южной Индии, при нем буддизм становится государственной религией индийцев. Часть Индии, входившая в царство Селевкидов, вместе с югом Средней Азии и Афганистаном в III в. до н. э.

вошла в состав Греко-Бактрийского царства, оставившего заметный след в развитии культуры Индии. В I в. до н. э. эти земли вошли в царство Великих Кушан, во главе которого стояли скифские завоеватели. Государство Кушан установило торговые отношения с Китаем и Римом.

В IV в. н. э. Северную и Центральную Индию объединила династия Гунта. В это время появляются астрономо-математические труды «сиддханты» («учения»). В царстве Гупт в V—VI вв. работают уроженец Паталипутры Ариабхата и уроженец Удджайна Варахамихира, в VII в.

в Удджайне работает Брахмагупта. В VII—VIII вв. «сиддханты» и труды Ариабхаты и Брахмагупты становятся известны в странах ислама и переводятся на арабский язык.

В это же время переводятся на персидский и арабский языки многие произведения индийской литературы, например «Калила и Димна».

В VIII в. многовековая борьба между буддизмом и древней индийской религией заканчивается победой последней. Буддисты изгоняются из Ин­дии и уходят в другие страны (ныне буддизм — основная религия в Бирме, Тибете и Монголии и широко распространенная религия в Японии и Китае).

В это же время Северная Индия подвергается нападениям мусульманских завоевателей. В XI в. Северную Индию захватывает Махмуд Газневи. Основанная им династия правит в Северной Индии и после его изгнания из Ирана.

После опустошительных войн в Северной Индии центр науки и культуры переносится в Южную Индию. Здесь работают математики и астрономы Магавира (IX в.), Шридхара (IX—X вв.), Бхаскара (XII в.), Нарайана (XIV в.), Нилаканта (XV—XVI вв.).

В начале XIII в. почти вся Индия объединяется Делийским султаном. В XVI в. значительная часть Индии была покорена Бабуром, потомком Тимура; основанная им империя по имени монгольских предков Тимура называется империей Великих Моголов.

Последним ярким событием научной жизни Индии перед ее завоеванием европейцами была деятельность правителя Раджпутаны (ныне Раджастан) Савай Джай Сингха (1686—1743), основавшего несколько астрономических обсерваторий в Северной и Центральной Индии и составившего астрономические таблицы.

Большинство научных трактатов индийцев написаны на санскрите — языке религиозных книг брахманов. Этот язык объединял многочисленные народы Индии, говорившие на различных языках. Только в XVII в.

индийцы стали писать научные трактаты на разговорных языках: анонимный южно-индийский трактат «Йукти бхаша» («Разъяснение математики») написан на языке малайялам, а астрономические таблицы Савай Джай Сингха — на распространенном в Северной Индии персидском языке.

Следует отметить, что наши сведения о математике древней и средневековой Индии весьма неполны и о некоторых этапах развития индийской математики мы можем судить только предположительно.

Некоторые сведения о математике древней Индии мы черпаем из комментариев к священным книгам брахманов «Веды». В одной из таких книг, относящейся к VII—V вв. до н. э.

, «Шулва сутра» («Правила веревки») излагаются способы построения алтарей и связанные с ними вычисления.

Первые «сиддханты», появившиеся в V в. н. э., имеют явно эллинистическое происхождение. «Пулиса-сиддханта» приписывается некоему Паулисе из Саинтры. По-видимому, ее автором был александрийский астроном Паулос, бежавший в Индию после разгрома научного центра в Александрии.

О греческом происхождении свидетельствует и название «Ромака-сид-дханты»: жителей Восточной Римской империи часто называли ромеями (впоследствии арабы называли их румами).

В сиддхантах применяются некоторые греческие термины: расстояние от центра называется «кендра» (от греческого — центр), минута — «липта». Важнейшая из сиддхант была написана Брахмагуптой около 628 г.

Она называлась «Брахма-спхута-сиддханта» («Усовершенствованное учение Брахмы») и состояла из 20 книг, большая часть которых была отведена астрономии, но XII книга была специально посвящена арифметике и геометрии, а XVIII книга — алгебре.

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-278829.html

Урок по МХК для 10 класса

Древняя и средневековая Индия

Класс: 10-А,Б

Дата:

Предмет: МХК

Учитель: Дикая Е.С.

https://www.youtube.com/watch?v=bK55_kuvjbY

Дата проведения:

Цель урока: завершение формирования у учащихся – средствами культуры, искусства, литературы – общей культуры и относительно целостной системы знаний, деятельностей и представлений о природе, обществе, человеке.

Задачи урока:

— обучающие: завершение формирования мировоззрения, целостного представления о мире, активного самоопределения личности на материале истории мировой культуры;

— развивающие: развитее образного восприятия и формирование навыков познания и самопознания через искусство, самореализацию в художественном творчестве;

— воспитательные: обеспечение условий духовно-нравственного развития учащихся, формирование ценностных ориентаций, освоение толерантности на основе диалога культур.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  Актуализация знаний учащихся

  1. Какую религию исповедует основное население Индии? (индуизм)

  2. Какая мировая религия возникла в Индии? (буддизм)

  3. Как называются священные книги индусов? (Веды)

  4. С завоеваниями моголов, какая религия распространилась в Индии? (ислам)

III. Изучение новой темы

(изучение темы сопровождается демонстрацией презентации с изображениями памятников культуры Индии)

План урока

  1. Художественная культура древнейшей Индии

  2. Брахманизм

  3. «Махабхарата» и «Рамаяна»

  4. Буддизм

  5. Ступы

  6. Государство Кушан 1-3 вв н.э.

  7. Династия Гуптов и пещерный храм Аджанте

  8. Музыкальное искусство

  9. Храмовое зодчество в раннем Средневековье 7-12 вв.

  10. Делийский султанат

  11. Эпоха Великих Моголов (16-17 вв.)

  1. Художественная культура древнейшей Индии

Рассказ учителя

Художественная  культура  Индии  имеет  давнюю  историю,    она ровесница   Древнего  Египта.  Археологи  установили,  что  в  III—II    тыс.  до н.  э.  в  долине  Инда  на  северо западе  полуострова  Индостан  существовала  цивилизация,  которую  назвали  хараппской.

  Во  время  раскопок  в   Хараппе в Мохенджо Даро (территория современного Пакистана) были  обнаружены  скульптурные  миниатюры  и  рельефы,  свидетельствующие  о  достаточно  развитом  художественном  мышлении.

Более полное представление о древнейшем этапе развития художественной  культуры  Древней  Индии  дает  период,  названный  «ведическим» (или  «ведийским»).  Это   название  восходит  к  памятнику  литературы  и  религиозной  мысли  конца  II   начала  I  тыс.  до  н.  э.

  Веды  (что значит  «знание»).  Носителям  ведичес-кого  мышления  были  арьи  племена,  спустившиеся  около  2000  г.  до  н.  э.  с  севера  на  юг  в  поискахновых  земель.  В  те  времена  народные  поэты   риши  слагали  ритуальные гимны, жертвенные формулы, былины и поуче-ния.

 Они осознавали  себя  пророками  и  ясновидцами,  которым  открыто   знание  тайн  мироздания.  Первая  часть  ведических  текстов,  которая  называется  Ригведа,  запечатлела  противоречивое  смешение  двух  религиозных  идей.

С одной стороны, в Ригведе упоминается достаточно большое количество  разнообразных  языческих  богов  (Варуна  небо,  Инда  — гроза,Агни —  огонь), а с другой многие стихи ее трогательно обращены кединому «надзирателю» неба, к  непостижимому Богу.

В  I  тысячелетии  до  н.  э.  в  Индии  складываются  новые  крупные  го  государства,   где  расцветают ремесла,  строятся  дворцы  и  храмы.  Греческие  посланники,  побывавшие  в  IV  в.  до  н.  э.

  в  столице  самого  мощного государства того времени  Магадхи, были поражены многими чудесами.  Неслучайно  город  называли   Паталипутра,   что  значит  «сын  цветка».

 Сказочно прекрасный город  Паталипутра не сохранился:  его дере  вянные   строения   оказались   недолговечными   в   условиях   влажного   и жаркого климата и многочисленных войн.

 именно  в  это  время  широкое  распространение  получил  брахманизм —  следующая  после  ведического  учения  ступенька  на  пути  духовного  познания  мира.

В  основе  брахманизма  лежал  закон  кармы  —  суммы  совершенныхпри  жизни  поступков,  обеспечивающих  перевоплощение  (новое  рождение) души человека. Наиболее подробно вероучение изложено в  текстах  Упанишад  (сокровенное  знание),  которые  позднее  вошли  в   Веды.

  Для  мудрецов,  сложивших  Упанишады,  а  по  преданию  это  были  гуру  — учителя  и  наставники,  не  было  ничего  прекраснее  Брахмы  —    бога  жи вотворящего  света,  универсального  идеала  совершенства  и   красоты.

 Брахманизм  еще  более  обнажил  изначальную  устремленность   индийской культуры к воплощению художественных образов, связанных с духовными  токами  жизни.  Творческая  мысль  мастеров  с  древности  быланаправлена  на  поиск  адекватного  выражения  внеземной,  надличностной сущности тримурти —  триединства богов Брахмы, Вишны и Шивы.

Брахму  обычно  изображали  с  четырьмя  головами,  обращенными  к  четырем  сторонам  света,  и  четырьмя  руками.  Вишну  —    хранителя  мира от злых сил, держателя космического порядка —  воплощали в виде прекрасного  юноши,  утонченного  и  доброго.

  Шива  —    царь  разрушительной  и  одновременно  созидательной  энергии  —    чаще  всего  предстает танцующим,  при  этом  его  руки  (числом  от  двух  до  десяти)  извиваютсяв  ритме  космического  круговорота  жизни.

  1. «Махабхарата» и «Рамаяна»

Высшим  достижением  культуры  Древней  Индии  I  тысячелетия  дон. э.  является рождение высокоразвитого индийского эпоса двух великих   поэм   «Махабхарата»  и  «Рамаяна».  «Махархарата»  (или  «Великая  война  потомков  Бхараты»)  состоитиз  100  тыс.  стихов.

  Основное  содержание  этого  огромного  сочинения  связано  с  рассказом  о  войне  потомков   некоего  царя  Куру  —  ландавов  и  кауравов. Все действующие лица поэмы так или иначе решают проблемы  выбора между  добром  и  злом,  честью  и  бесчестием,  корыстью  и  долгом.

  Ответы  на  нравственные вопросы связаны с религиозным пафосом  «Махабхараты»:

Если    проклятый  проклинает,  а  наказанный  учителем  наказывает,

Если  оскорбленный    всех  вокруг  оскорбляет,

Если  побитый  бьет,    тот,  кого  мучат,  отвечает  мучениями..

.  То  тогда  в  этом  мире,  где  царит  гнев,  откуда  быть  месту  жизни?

Древнеиндийская  эпическая  поэма  «Рамаяна»  («Колесница  Рамы»,«Сказа-ния  о  приключениях  царя  Рамы»)  рассказывает  о  походе  царя Рамы  на  остров  Ланку  (современный  Цейлон)  в  поисках  жены  Ситы, похищенной  владыкой  демонов  Раваной.  Насильственная  разлука   любящих —  центральная тема поэмы; она придает тексту глубокую лиричность  и  эмоциональную  выразительность:

Какие  ни  есть  божества  в  этом  лесу  огромном,

Скажите  супругу,  прошу  вас,  что  меня  похитили!

Какие  ни  есть  существа,  малые  или  большие,

Пернатые  или  звери,  прибегаю  к  вашей  защите!

Скажите  Раме,  которому  я  дороже  собственной  жизни,

Что  Равана,  царь  ракшасов,  насильно  похитил  Ситу!

Позднее  «Махабхарата»  и  «Рамаяна»  стали  источником  вдохновенья  многих  поколений  поэтов,  музыкантов,  живописцев,  скульпторов.  

Кульминация в развитии художественного творчества Древней Индии приходится на эпоху, когда индийское религиозное знание выросло  до  уровня  мировой   религии  —    буддизма. Его рождение связано с явлением отшельничества,  распространенного  в  Индии  испокон  веков.

  Отшельники,  покинувшие свои дома в поисках смысла жизни, были особо почитаемыми людьми:    в  них  видели  носителей  высшей  мудрости.  С  ухода  от  мира  началось духовное восхождение юноши знатного рода, сына богатогораджи  Сиддхартха  по  прозвищу  Гаутама  (623—544  гг.    до  н.  э.).

На  тридцатом  году  жизни  егоум внезапно озарился «полным знанием» —  явилось долгожданное «просветление». Гаутама увидел всеобщую связь явлений зримого и невидимо го мира.

 Он постиг истину: существует человеческая жизнь, полная страданий, и этому есть причины, поняв которые можно достичь освобождения. Отныне Гаутама стал Буддой (что значит «Просветленный»), проповедуя правила поведения, позволяющие человеку спасти самого себя.

 Он учил, что «никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью,но  отсутствием  ненависти  прекращается  она».  Непричинение  зла,  честный  и  чистый  образ  жизни,  самовоспитание  и  медитация  —    все  это  составило  содержание  новой  религии.

 Наградой за праведнуюжизнь  будет  нирвана  достижение  особого  состояния,  которое  нельзяопределить как жизнь или смерть. Это высшее блаженство при абсолютой  отрешенности  от  внешнего  мира,  это  состояние  покоя,  после  которого перерождений души уже не будет.

Долгое  время  в  Индии  избегали  портретных  изображений  БуддыГаутамы.

  Просветленного  представляли  в  виде  различных  условныхсимволов,  например,  колеса  или  свастики.

  Первыми  культовыми  па мятниками буддизма стали так называемые ступы —  мемориальные сооружения,  где  хранились  останки  Будды.

Своей формой ступа олицетворяла модель мира, находящегося под защитой Будды. Это  были куполообразные сооружения из камня и кирпича (символ небесного свода), увенчанные кубом из драгоценного металла  со  шпилем  (символ   священной  горы  Меру,  которая  считалась  центром  Вселенной).

  На  шпиле   крепились  три  каменных  зонта,  олицетворяющие небесные ярусы, расположенные друг над другом. Ступу пронизывал  стержень,  который  считался  осью  мироздания.  Самая  известная  и  большая  ступа  находится  в  Центральной  Индии,  в  Санчи(III-I  вв. до н. э.).

 Ее огромная полусфера высотой с четырехэтажный дом  сложена  из  крупного  кирпича.  Раньше  ступа  была  облицована  каменными  плитами  со  скульптурными  изображениями.  Перед  ней  в  I  в.  до н. э. были сооружены каменные ворота -два высоких столба с тремя  перекладинами,  покрытыми  рельефами.

  Здесь  изображены  сюжеты  «Махабхараты»  и  легенд,  рассказывающих  о  подвигах  Будды  в  его  предыдущих  рождениях,  а  также  сценки  из  жизни  народа.  

  1. Государство Кушан 1-3 вв н.э.

В  I III    вв.  н.  э.  жизнь  Индии  существенно изменилась. На северных ее террито-риях возникло  мощное  государство  Кушан,  основанное  пришельцами  из   Центральной  Азии.  В  Кушанскую  эпоху   художественное  творчество   обретает   новое   дыхание.

 Сложился  пластический  образ Будды  в  виде  идеально  сложенного  человека  с  красивым  лицом,  находящегося  в  состоянии  вечного  покоя.  Канонический  облик  Просветленного  включает  сложную  символику.

  Например,  круглое  пятно  на  лбу  (урна) олицетворяет глаз мудрости, длинные мочки ушей и миндалевидные  глаза  свидетельствуют  об  избранности  происхождения.

  1. Династия Гуптов и пещерный храм Аджанте

Период  правления  династии  Гуптов (IV—V    вв.)  —    последний  взлетв  развитии  художественной  культуры  Древней  Индии,  ее  «золотойвек».

  Искусство  этого  времени  обрело  свободу  в  выборе  тем  и   сюжетов,  стало  более  поэтичным  и  выразительным.  Росписи  храмов   Аджанты  -зримое  свидетельство  зрелости  художественного  мышления   индийских   мастеров.

   В   этих   монументальных   изображениях  сплелись  образы  древнейших  богов,  буддийские  мотивы,  люди,  звери, птицы, цветы…

 Словом, весь многокрасочный мир навечно запечатлели стены пещер, вырубленных в тол-ще скал (строительство пещер   было   начато   в   III   в.   до   н.   э.   и   с   перерывами   продолжалось до  VII  в.  н.  э.).  

Музыкальное   искусство   играло   огромную роль  в  общественной  и  религиозной  жизни Древней   Индии.  Индийская  мифология  насыщена  сказаниями  о  божественном  происхождении   музыки   и   ее   основных   попевок  под   названием  «рага».

 Показатель но,  что  понятие  «сангит»  («музыка»)  означает   единство   пения,   инструментального   сопровождения и танца.  Символика такого действа  была  достаточно  сложной.

  Так,  в  одном из  древних  трактатов  встречается  указаниена необходимость различать в танце 24 поворота  головы,  означающие  удивление,  сострадание, страх, ледяную холодность, пламеннуюстрасть,  готовность  к  бою  и  многое   другое.

Одним  из  наиболее  древних  считается  стиль  «Катакхали»  —    свое   образная  музыкальная  пантомима.

  В  ее  исполнении  участвуют  12   танцоров, 2 певца рассказчика и небольшой оркестр, который задает ритмиче-скую  пульсацию  ударными  инструментами  (барабаны,  гонг).

  Танцоры  «Катакхали»  пользуются  «мудрой»  —  особым  «словарем»  ручных жестов,  передающих  мельчайшие  подробности   действия.  

К  VI  в.  государство  Гуптов  пало  под  ударами  кочевых  племен  гуннов.

 С этого времени Индия вступила в новую полосу своего исторического развития —  начался  этап  Средневековья  с  его  феодальнымираспрями,   иноземными   завоеваниями,   сменой   религиозных   воззрений.

 Страна распалась на  множество мелких княжеств, правители  которых  более  всего  были  озабо-чены  сохранением  древних  духовных  традиций,  что  привело  к   возрождению  брахманизма,  правда, в измененном  виде.

  Обновленная  рели-гия  получила  название индуизма.  В нем объединились старинные мифо-логические верования  (например,  почитание  священных  животных)  с  представлениями  о  законе  воздаяния  (карма)  и  перерождении  душ  (сансара).

Важную  роль  в  индуизме  играли  правила  кастовых  бытовых  обрядов. 

  1. Храмовое зодчество в раннем Средневековье 7-12 вв.

В эпоху раннего Средневековья сложились иные, нежели в древности, представления о храмовом зодчестве. Буддийская идея отшельничества   отошла   в   прошлое.   Глобальные   представления   о   мироздании,   свойственные индуизму, воплотились в монументальных пещерных сооружениях  и  наземных  храмовых  комплексах.

Грандиозность   художественного   мышления  нашла  выражение  в  мощном  бюсте  Шивы  из  пещерного  храма  на  острове  Элефант.У  бога  три  лика  высотою  в  6  м.  Глаза  его  закрыты  —    символ  дремлющей  космическойэнергии  разрушения,  созидания  и   покоя.

 В  ранних  надземных  храмовых  комплексах  еще  чувствуется  влияние  древнего  скального   зодчества.   Таковы,   например,   пятьхрамов Махабалипурама (близ Мадраса), по священные  культу  Шивы  или  героям  «Махабхараты»  (построены  в  VII  в.).  Но  уже  в  VIII  в.

  в  архитектуре  наметились  черты  нового  стиля,  воплощающего  в  художественнообобщенной         форме   индуистское   веро  учение. Один за другим вырастают в разных областях  Индии  грандиозные,  не  похожие друг   на   друга   сооружения,   символизирующие  религиозную  концепцию  мироздания.

 Кажется,  что  из   единой,  словно  живой,  массы  храма  рождаются  многообразные  существа:      люди,   боги,   животные,   растения,   предметы.  Все  они  слиты  в  едином  ритме  космического  танца,  олицетворением  которого   является   Шива   (неслучайно   многие  храмы  возведены  в  его  честь).

 Достигается этот   эффект   с   помощью   синтеза   архитектурной   формы   со   скульптурными   декоративными    украшениями,    покрывающими  стены  святынь.

 Вечное   движение   Вселенной   —      такможно   охарактеризовать   впечатление   охраме   Кандарья   Махадева,   входящего   вбольшой  комплекс  религиозных  сооружений  Кхаджурахо  (X—XI  вв.).

  В  храме  тричасти  —    святилище,  зал  для  молящихся  и  вестибюль,  —  объединенные  общим  цоколем.  Каждая  из  частей  завершается  башней, напоминающей   горную   вершину.   Устремленность   в   поднебесье  усилена  скульптурными  украшениями  —    целостной  композицией,  где  переплелись  образы  Шивы,  Вишны,  разнообразных  небожителей.  Их  тела  полны  выразительной  динамики.  От   фриза  к  фризу  на  разной  высоте  повторяются  отдельные  пластические  детали,  рождая  впечатление  постепенного  подъема  и  ощущение  вечно-го  круговорота  жизни.  

Еще в XIII в. север  Индии  был  порабощен  мусульманами,  и  на  ее  территории  образовалось  исламское  государство  —    Делийский  султанат.

  С  этого  времени  памятники  художественной  культуры  создавались  в  русле  иноземной религиозной традиции. В соответствии с исламом многие виды  искусства,  изображащие  живых  существ,  были  запрещены  (например,  театр  и  скульптура).

  В  архитектуре  же  начинает  складываться   индо исламский   стиль,   изменивший   облик   мусульманских   святынь.

  Зримым  свидетельством  этого  преображения  является  огромный  минарет  КутбМинар         (высота  73  м),  сооруженный  в  новой  столице  Дели  (1230).  В  нем  соединились  традиционная  для  минарета строгая  форма  с  пластикой  ребристых  полуколонн,  по индийски  богатых  и  нарядных.  

  1. Эпоха Великих Моголов (16-17 вв.)

В  эпоху  Великих  Моголов  (XVI—  XVII    вв.)  мусульманское  искусствоиспытало еще более сильное влияние древней индийской культуры.

 Тяга к  монументальности,  красочности  и  роскоши  характерна  для  зодчества  городов Агры и Фатхпур Сикри.

 Легендарным памятником эпохи является  мавзолей    Тадж Махал    (1632—1650),    созданный    в  память    о    любимойжене правителя Шах Джехана.

 Индийцы говорят, что, когда светит солнце,  купол  мавзолея  похож  на  облачко,  отдыхающее  на  воздушном  троне. При свете луны здание озаряется чуть зеленоватым сиянием. В  XVIII  в.  окончилось  развитие  средневековой  художественной культуры  Индии.  Колонизация  страны  англичанами  открыла  новый  этап  в  общественной  и  политической  жизни  страны,  завершившийся уже  в  ХХ  в.  

  1. Закрепление изученного материала

Беседа по вопросам

  1. Расскажите об эволюции религиозных учений в Индии.

  2. Какой период в развитии художественной культуры Древней Индии называется ведическим? Почему?

  3. О чем рассказывает эпическая поэма «Махабхарада? Какие этические ценности лежат в основе этого сочинения?

  4. Когда и для чего начали возводить ступы?

  5. Расскажите о пещерных храмах и монастырях?

  6. Расскажите о «золотом веке» художественной культуры Индии?

  7. В чем самобытность музыкального искусства Индии?

  8. Как соотносятся танец и музыка, в чем состоит особенность танцевальных движений?

  9. Чем примечательно средневековое искусство Индии доисламского и исламского периода?

  1. Домашнее задание конспект; подготовить презентацию на тему: «Конфуцианство», «Китайский мудрец Лао Цзы», «Погребальные сооружения Ханьской империи», «Музыкальные инструменты Древнего Китая», «Раннее Средневековое искусство Китая», «Каллиграфия», «Музыкальный театр Китая в 12-13 вв»

Источник: https://infourok.ru/urok-po-mhk-dlya-klassa-hudozhestvennaya-kultura-drevney-i-srednevekovoy-indii-vernost-tradicii-433271.html

Древняя и средневековая Индия (стр. 1 из 5)

Древняя и средневековая Индия

Древняя и средневековая Индия

Еще в середине III тысячелетия до н. э. в долине Инда существовала развитая цивилизация, одним из центров которой был город, раскопанный вблизи холмов Мохенджо-Даро. Эта цивилизация, основанная первоначальным населением Индии, во II тысячелетии до н. э.

была разрушена арийскими племенами, пришедшими с Гималаев. Потомками первоначального населения Индии являются дравиды Южной Индии. Завоеватели создали рабовладельческие государства в I тысячелетии до н. э.

В этих государствах велась борьба за власть, главным образом между воинами — кшатриями и священниками — брахманами, нередко вспыхивали восстания угнетенных сословий и каст. В I тысячелетии до н. э. появляются священные книги брахманов «Веды» («Знания»). К VII—V вв.

до н. э. относятся первые индийские письменные математические памятники.

В V в. до н. э. в Индии возникает новая религия — буддизм, отражавшая недовольство угнетенных слоев. Не позже IX в. до н. э. была установлена связь Индии с Вавилоном.

В VI в. до н. э. часть Северной Индии была захвачена персидским царем Дарием. В 327—325 гг. до н.э. еще большая часть Северной Индии была завоевана Александром Македонским, а впоследствии вошла в состав царства Селевкидов.

Вождь восстания против греков Чандрагупта основал новую династию Маурья в Магадхе (ныне Бенгалия) со столицей в Паталипутре (ныне Патна). Внук Чандрагупты Ашока (273—232 гг. до н. э.

) объединил почти всю Северную Индию и значительную часть Южной Индии, при нем буддизм становится государственной религией индийцев. Часть Индии, входившая в царство Селевкидов, вместе с югом Средней Азии и Афганистаном в III в. до н. э.

вошла в состав Греко-Бактрийского царства, оставившего заметный след в развитии культуры Индии. В I в. до н. э. эти земли вошли в царство Великих Кушан, во главе которого стояли скифские завоеватели. Государство Кушан установило торговые отношения с Китаем и Римом.

В IV в. н. э. Северную и Центральную Индию объединила династия Гунта. В это время появляются астрономо-математические труды «сиддханты» («учения»). В царстве Гупт в V—VI вв. работают уроженец Паталипутры Ариабхата и уроженец Удджайна Варахамихира, в VII в.

в Удджайне работает Брахмагупта. В VII—VIII вв. «сиддханты» и труды Ариабхаты и Брахмагупты становятся известны в странах ислама и переводятся на арабский язык.

В это же время переводятся на персидский и арабский языки многие произведения индийской литературы, например «Калила и Димна».

В VIII в. многовековая борьба между буддизмом и древней индийской религией заканчивается победой последней. Буддисты изгоняются из Ин­дии и уходят в другие страны (ныне буддизм — основная религия в Бирме, Тибете и Монголии и широко распространенная религия в Японии и Китае).

В это же время Северная Индия подвергается нападениям мусульманских завоевателей. В XI в. Северную Индию захватывает Махмуд Газневи. Основанная им династия правит в Северной Индии и после его изгнания из Ирана.

После опустошительных войн в Северной Индии центр науки и культуры переносится в Южную Индию. Здесь работают математики и астрономы Магавира (IX в.), Шридхара (IX—X вв.), Бхаскара (XII в.), Нарайана (XIV в.), Нилаканта (XV—XVI вв.).

В начале XIII в. почти вся Индия объединяется Делийским султаном. В XVI в. значительная часть Индии была покорена Бабуром, потомком Тимура; основанная им империя по имени монгольских предков Тимура называется империей Великих Моголов.

Последним ярким событием научной жизни Индии перед ее завоеванием европейцами была деятельность правителя Раджпутаны (ныне Раджастан) Савай Джай Сингха (1686—1743), основавшего несколько астрономических обсерваторий в Северной и Центральной Индии и составившего астрономические таблицы.

Большинство научных трактатов индийцев написаны на санскрите — языке религиозных книг брахманов. Этот язык объединял многочисленные народы Индии, говорившие на различных языках. Только в XVII в.

индийцы стали писать научные трактаты на разговорных языках: анонимный южно-индийский трактат «Йукти бхаша» («Разъяснение математики») написан на языке малайялам, а астрономические таблицы Савай Джай Сингха — на распространенном в Северной Индии персидском языке.

Следует отметить, что наши сведения о математике древней и средневековой Индии весьма неполны и о некоторых этапах развития индийской математики мы можем судить только предположительно.

Некоторые сведения о математике древней Индии мы черпаем из комментариев к священным книгам брахманов «Веды». В одной из таких книг, относящейся к VII—V вв. до н. э.

, «Шулва сутра» («Правила веревки») излагаются способы построения алтарей и связанные с ними вычисления.

Первые «сиддханты», появившиеся в V в. н. э., имеют явно эллинистическое происхождение. «Пулиса-сиддханта» приписывается некоему Паулисе из Саинтры. По-видимому, ее автором был александрийский астроном Паулос, бежавший в Индию после разгрома научного центра в Александрии.

О греческом происхождении свидетельствует и название «Ромака-сид-дханты»: жителей Восточной Римской империи часто называли ромеями (впоследствии арабы называли их румами).

В сиддхантах применяются некоторые греческие термины: расстояние от центра называется «кендра» (от греческого — центр), минута — «липта». Важнейшая из сиддхант была написана Брахмагуптой около 628 г.

Она называлась «Брахма-спхута-сиддханта» («Усовершенствованное учение Брахмы») и состояла из 20 книг, большая часть которых была отведена астрономии, но XII книга была специально посвящена арифметике и геометрии, а XVIII книга — алгебре.

Источник: https://mirznanii.com/a/345936/drevnyaya-i-srednevekovaya-indiya

Древняя Индия

Древняя и средневековая Индия

 Древнеиндийская цивилизация является одной из наиболее древних и самобытных цивилизаций Востока. История этой страны исчисляется тысячелетиями.

 Исторические данные сообщают, что Индия была заселена в глубокой древности в долине реки Инд. Древний народ, положивший начало великой цивилизации, назывался индцы.

С раннего времени в Индии развивались науки и культура, возникла письменность. Древние индцы достигли высокого уровня сельского хозяйства, что обусловило быстрое развитие общества.

Они выращивали сахарный тростник, ткали тончайшие ткани, занимались торговлей.

 Верования индцев были такими же многообразными, как и их культура. Они почитали различных богов и Веды, обожествляли животных и поклонялись брахманам – хранителям сакральных знаний, которых приравнивали к живым божествам.

 Благодаря своим многочисленным достижениям Индия имела огромное историческое значение даже в древности.

Географическое расположение и природа

 Индия расположена на юге Азии. В древности она занимала огромную территорию, граничащую на севере с Гималаями – высочайшей горами в мире. Индия разделена на южную и северную части, сильно отличающиеся своим развитием. Такое разделение обусловлено природными условиями этих районов, отделенных горной цепью.

 Южная Индия занимает плодородные земли полуострова, богата равнинными ландшафтами и реками. Центральная территория полуострова характеризуется засушливым климатом, так как горы сдерживают влажные ветра с океанических просторов.

 Северная Индия расположена на материке и включает в себя пустыни и полупустынные земли. На западе Северной Индии протекает река Инд и впадающие в нее крупные реки. Это позволило развить здесь земледелие и с помощью каналов орошать засушливые территории.

 На востоке протекает река Ганг и множество ее притоков. Климат этой местности влажный. Благодаря большому количеству осадков на этих территориях удобно было выращивать рис и тростник. В древности эти места представляли собой густые леса, заселенные дикими животными, что создавало много трудностей для первых земледельцев.

 Географические условия Индии совершенно разные – заснеженные горы и зеленые равнины, непроходимые влажные джунгли и жаркие пустыни.

Животный и растительный миры тоже очень разнообразны и насчитывают множество уникальных видов.

Именно эти особенности климата и территориального расположения существенно повлияли на дальнейшее развитие Древней Индии в одних районах, и практически полное замедление прогресса в других, труднодоступных областях.

Возникновение государства

 Ученым мало что известно о существовании и устройстве древнего государства индцев, так как письменные источники того периода так и не были расшифрованы.

Точно установлено лишь местоположение центров древней цивилизации – крупных городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Это могли быть столицы первых древнейших государственных образований.

Археологами найдены скульптуры, остатки строений и культовые сооружения, что дает представление о высоком уровне развития общества того времени.

 В середине II тысячелетия до н. э. на территорию Древней Индии пришли племена ариев. Индийская цивилизация начала исчезать под натиском вторгшихся завоевателей. Была утеряна письменность, а сформированный общественный строй распался.

 Арии распространили на индийцев свое общественное деление и применили сословный строй – варны. Наивысшее положение занимали брахманы или жрецы.

Сословие кшатрии составляли знатные воины, а вайшьи – крестьяне и торговцы. Шудры занимали достаточно низкое положение. Название этой варны означало «слуга» – сюда входили все не арии.

Самая трудная работа доставалась тем, кто не входил ни в одно из сословий.

 Уже позже начало формироваться деление на касты в зависимости от рода деятельности. Кастовая принадлежность определялась при рождении и обусловливала нормы поведения каждого члена общества.

 В I тысячелетии до н. э. на территории Индии возникают правители – цари или раджи. Формируются первые сильные державы, что позитивно повлияло на развитие экономики, торговых связей, развитию государственности и культуры. Уже к концу IV в. до н. э.

сформировалась сильная империя, которая стала привлекать не только торговцев, но и армии завоевателей во главе с Александром Македонским.

Македонскому не удалось захватить индийские земли, но длительное соприкосновение разных культур благоприятно повлияло ход их развития.

 Индия становится одним из крупнейших и могущественных государств Востока, а сформировавшаяся в то время культура, претерпев некоторые видоизменения, дошла до нашего времени.

Хозяйственная жизнь и занятия индийцев

 Поселившись на плодородных землях близ реки Инд, древние индцы сразу же освоили земледелие и выращивали множество хозяйственных культур зерновых, занимались садоводством. Индийцы научились приручать животных, в том числе котов и собак, занимались разведением кур, овец, коз и коров.

 Были широко распространены различные ремесла. Древние мастера занимались ткачеством, ювелирной работой, резьбой по слоновой кости и камням. Железо еще не было открыто индийцами, но как материал для орудий труда они использовали бронзу и медь.

 Крупные города были оживленными торговыми центрами, причем торговля велась как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Археологические находки позволяют утверждать, что уже в древности были налажены морские пути, а на территории Индии существовали порты для связей с Месопотамией и другими восточными странами.

 С приходом ариев, которые были кочевниками и отставали в развитии от индской цивилизации, начинается период упадка. Лишь в II–I тысячелетий до н. э. Индия постепенно начала возрождаться, вернувшись к земледельческой деятельности.

 В долине рек индийцы начинают развивать рисоводство, выращивают бобовые и злаковые культуры.

Важную роль в развитии хозяйства сыграло появление лошадей, которые до прихода ариев не были известны местным жителям. В обработке и расчистке земель под посадку стали применять слонов.

Это сильно облегчило задачу борьбы с непролазными джунглями, которые на то время занимали практически все пригодные для земледелия.

 Начинают возрождаться забытые ремесла – ткачество и гончарство. Научившись добывать железо, большой толчок получила металлургическая отрасль хозяйства. Однако торговля все еще не достигла нужного уровня и ограничивалась обменом с близлежащими населенными пунктами.

Древняя письменность

 Индская цивилизация была настолько развита, что имела свой особый язык. Возраст найденных табличек с образцами письменности исчисляется тысячелетиями, но до сих пор ученые не сумели расшифровать эти древние знаки.

 Языковая система древнего индского народа очень сложная и многообразная. Она насчитывает около 400 иероглифов и знаков – прямоугольных фигур, волн, квадратов. Первые образцы письменности дошли до наших дней в виде глиняных табличек.

Также археологами обнаружены надписи на камнях, сделанные с помощью острых каменных предметов.

Но содержание этих древних записей, за которыми стоит существовавший в древности язык, не удается расшифровать даже с применением компьютерной техники.

 Язык древних индийцев, наоборот, хорошо изучен специалистами в данной области. Они использовали санскрит, который дал основу для развития многих индийских языков. Хранителями языка на земле считались брахманы. Привилегия изучения санскрита распространялась лишь на ариев. Те, кто входил в низшие сословия общества, не имел права учиться письму.

Литературное наследие

 Древние индцы оставили после себя лишь немногие разрозненные образцы письменности, не поддающиеся анализу и расшифровке. Индийцы, наоборот, создали бессмертные письменные шедевры.

Наиболее весомыми литературными произведениями считаются Веды, поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также дошедшие до нашего времени мифологические сказания и легенды.

Многие тексты, написанные на санскрите, значительно повлияли на формирование идей и форм более поздних произведений.

 Веды считаются древнейшим литературным источником и религиозной книгой. В ней изложены основные знания и мудрость древних индийцев, воспевание и прославление богов, описание ритуалов и обрядовые песни. Влияние Вед на духовную жизнь и культуру было настолько сильным, что целый тысячелетний период в истории получил название Ведийской культуры.

 Наряду с Ведами развивается и философская литература, задачей которой было объяснение явлений природы, появление Вселенной и человека с мистической точки зрения. Такие произведения назывались упанишады.

Под видом загадок или диалогов описывались важнейшие идеи духовной жизни людей. Также существовали тексты, носившие обучающий характер. Они были посвящены грамматике, астрологическим знаниям и этимологии.

 Позже возникают произведения литературы эпического характера. Поэма «Махабхарата» написана на санскрите и повествует о борьбе за царский трон правителя, а также описывается жизнь индийцев, их традиции, путешествия и войны того времени. Произведение «Рамаяна» считается более поздним эпосом и описывает жизненный путь царевича Рамы.

Эта книга иллюстрирует многие моменты жизни, верования и представления древнего индийского народа. Оба этих произведения представляют большой литературный интерес. Под общим сюжетом повествования поэмы объединили в себе множество мифов, басен, волшебных сказаний и гимнов.

Они оказали существенное влияние на формирование религиозных представлений древних индийцев, а также имели большое значение в зарождении индуизма.

Религиозные верования индийцев

 Ученые располагают немногими данными о религиозных представлениях древних индцев. Они почитали богиню-мать, считали священным животным быка и поклонялись богу скотоводства. Индцы верили в потусторонние миры, переселение душ и обожествляли силы природы. На раскопках древних городов найдены остатки бассейнов, что дает возможность предположить о поклонении воде.

 Верования древних индийцев сформировались в эпоху ведической культуры в две величественные религии – индуизм и буддизм. Веды считались священными и оставались кладезем сакральных знаний. Наравне с Ведами чтили брахманов, которые были воплощением богов на земле.

 Индуизм вышел из ведийских верований и со временем подвергся существенным изменениям. На первый план выходит поклонение трем главнейшим богам – Вишну, Брахме и Шиве. Эти божества считались создателями всех земных законов.

Сформировавшиеся верования вобрали в себя и доарийские представления о богах. Описания шестирукого бога Шивы включали в себя верования древних индцев в бога-скотовода, который изображался трехликим.

Такая ассимиляция верований характерна для иудаизма.

Три божества — Брахма, Вишну и Шива

 Уже в начале нашей эры в индуизме появился важнейший литературный источник, считавшийся священным – «Бхагавад-Гита», что в переводе означает «Божественная песня». Опираясь на кастовое деление общества, религия стала национальной для Индии. Она не только описывает божественные законы, но и призвана сформировать образ жизни и этические ценности своих последователей.

 Значительно позднее возник и сформировался как отдельная религия буддизм. Название происходит от имени ее основателя и значит «просветленный». Нет достоверных данных о жизнеописании Будды, но историчность его личности как основателя религии не оспаривается.

 Буддизм не предполагает поклонение пантеону богов или единому богу, не признает божеств как создателей мира. Единственным святым считается Будда, то есть тот, кто достиг просветления и «освободился». Поначалу буддисты не строили храмы и не придавали большого значения обрядностям.

 Последователи верили, что достичь вечного блаженства можно лишь живя правильной жизнью.

Буддизм предполагал равенство всех людей по рождению независимо от каст, а нравственные основы поведения во многом определяли жизненный путь последователей.

Литературные источники буддизма писались на санскрите. Они объясняли законы философской системы своего учения, значение человека и пути его развития.

 Зародившись на просторах Индии, очень скоро буддизм был вытеснен иудаизмом, но смог распространиться и прочно укорениться в соседних странах Востока.

Источник: https://taboo.su/istoriya/tajny-drevnikh-tsivilizatsij/253-drevnyi-kitay

Древняя и средневековая Индия

Древняя и средневековая Индия

В Индии возникла одна из древнейших цивилизаций планеты, что является предметом гордости современной политической и культурной элиты страны. Религиозные и социально-политические традиции страны уходят корнями в древность, что в значительной степени определяет специфику политической культуры.

В 3-м тысячелетии до нашей эры возникла культура Мохенджо-Даро и Хараппа. Дискуссионной остаётся оценка уровня развития доарийских, протодравидийских культур, которые повлияли и на культуру ариев, пришедших на Индостан в середине 2-го тысячелетия до нашей эры.

В 1-м тысячелетии до нашей эры сформировались священные тексты (Веды, араньяки, упанишады и др.) и эпосы (Махабхарата и Рамаяна), составившие фундамент индуизма и индийской культуры. Возникли и первые нормативно-государственные тексты (законы Ману, Артхашастра).

Государственность арийских народов формировалась в Северной Индии в виде множества княжеств-вождеств. В 1-м тысячелетии до нашей эры оформилось деление населения на 4 варны: духовное сословие брахманов, сословие воинов — кшатриев, сословие крестьян — вайшьев и низшее сословие шудров.

Появились и «неприкасаемые», кем становились лица, выполнявшие наиболее «нечистые», с точки зрения индуизма, работы и представители автохтонных отсталых племён. Крестьянство было объединено в общины. Существовал рабовладельческий уклад.

В VI–IV веках до нашей эры в Индии получил распространение буддизм, который даже стал господствующей религией в государстве Ашоки (273–236), но затем был вытеснен индуизмом. Развивался также джайнизм.

В IV веке до нашей эры долина Ганга была завоёвана Магадхой (династия Нандов), а Инда (находившегося в V–IV веке. под контролем Ирана) — Александром Македонским. В 327–325 годах его войска перешли Инд, но не смогли преодолеть сопротивление североиндийских княжеств.

После смерти Александра к западу от Индии образовались греческие государства, и тем самым контакты Индии с Западом стали более устойчивыми (северное направление). Во времена Римской империи они не прерывались, хотя дополнились южным направлением (через Африку и Средний Восток).

В 317 году территория Магадхи оказалась под властью основанной Чандрагуптой династии Маурьев, которая продолжила экспансию Нандов. После поражения Селевка I, которое он понёс от Чандрагупты, границы владений Маурьев продвинулись на территорию современного Пакистана, а при Ашоке — и на часть Афганистана (под его власть не попала лишь южная часть Индостана).

Со II веке до нашей эры Индия погружается в состоянии раздробленности, и между различными княжествами начинаются бесконечные войны. В северную Индию происходила экспансия греко-бактрийцев, парфян, кушан и эфталитов. В начале IV веке нашей эры вокруг Магадхи была создана новая мощнейшая империя — Гуптов.

До её падения в VI веке это было одно из самых богатых и сильных государств в мире. В среде индусов формируется система каст — узких сословных групп, в которых социальные функции и профессия передаются по наследству и которые объединены районом проживания, эндогамией и верой в мифического общего пращура.

Индус не должен был заниматься деятельностью, не присущей его касте.

С VIII века начинаются набеги мусульманских государств в Индии. В 1206 году возник мусульманский Делийский султанат, к началу XIV века контролировавший почти весь Индостан. Удачный поход в 1398–1399 годах Тимура, разграбившего Дели, подорвал силы султаната и привёл к его постепенному распаду к середине XV века.

До конца XV века связь Европы и Индии поддерживалась, главным образом, через посредников (купцов, редких путешественников) и не имела прямого жизненного для обеих цивилизаций политико-культурного и экономического значения: пряности и прочие экзотические товары были дороги, приносили большие прибыли, но не оказывали определяющего влияния на характер экономики и культуры обоих регионов, хотя и вынуждали европейцев искать удобный путь к богатствам Индии, и этот поиск привёл к Великим географическим открытиям и расширению европейского ареала влияния.

В XVI веках произошла новая территориальная консолидация Индии. В 1526 году правитель Кабула Бабур, который считал себя потомком и Тимура и Чингисхана, захватил Дели и основал государство Великих Моголов.

Падишахи этой династии проводили политику относительной веротерпимости, что способствовало их успехам в объединении Индостана, почти целиком перешедшего под власть империи в первой половине XVII века. Однако после смерти падишаха Аурангзеба в 1707 году империя стала распадаться.

Дели захватывался правителем Ирана Надир-шахом в 1739 году, а афганский правитель Ахмад-шах Дуррани контролировал Пенджаб и претендовал на господство над всей Северной Индией. Большая часть территории Индии принадлежала независимому государству маратхов, стремившемуся к верховенству над всей Индией.

Однако во время вторжения в Пенджаб маратхи потерпели сокрушительное поражение от афганцев в 1761 году и не смогли консолидировать Индию. На севере усилилось движение сикхов, ещё в XVI веке выдвинувших синкретическое религиозное учение, в котором к положениям индуизма добавлялись идеи бхакти и суфизма.

Распад империи Моголов и политическая раздробленность XVIII–XIX веках содействовали европейской колониальной экспансии.

←   Назад  |   Древняя и средневековая Индия   |   Вперёд   →

Азия — самая большая часть света, образует вместе с Европой материк Евразию. Площадь (вместе с островами) — около 43,4 миллиона км². Население — 4,2 миллиарда человека на 2012 год (60,5% населения Земли). Азия является ныне крупнейшим развивающимся регионом в мире.

Материковая Азия располагается в основном в восточном (исключением является Чукотский полуостров) и северном полушариях. С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки её отделяет узкий Берингов пролив.

Азия омывается Северным Ледовитым, Индийским и Тихим океанами, а также — на западе — внутриматериковыми морями Атлантического океана (Азовским, Чёрным, Мраморным, Эгейским, Средиземным). При этом имеются обширные области внутреннего стока — бассейны Каспийского и Аральского морей, озера Балхаш и др.

Озеро Байкал по объёму содержащейся пресной воды превосходит все озёра мира; в Байкале сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды (без учёта ледников). Мёртвое море является глубочайшей в мире тектонической впадиной (-405 метров ниже уровня моря).

Побережье Азии в целом расчленено относительно слабо, выделяются крупные полуострова — Малая Азия, Аравийский, Индостан, Корейский, Камчатка, Чукотка, Таймыр и др.

Близ берегов Азии — крупные острова (Большие Зондские, Новосибирские, Сахалин, Северная Земля, Тайвань, Филиппинские, Хайнань, Шри-Ланка, Японские и др.), занимающие в совокупности площадь более 2 миллионов км².

В основании Азии лежат четыре огромных платформы — Аравийская, Индийская, Китайская и Сибирская. До ¾ территории части света занимают горы и плоскогорья, наиболее высокие из которых сосредоточены в Центральной и Средней Азии.

В целом, Азия — контрастный регион по абсолютным отметкам высот.

С одной стороны, здесь расположена высочайшая вершина мира — гора Джомолунгма (8 848 м), с другой стороны, глубочайшие впадины — озеро Байкал с глубиной до 1 620 м и Мёртвое море, уровень которого ниже уровня моря на 392 м. Восточная Азия — район активного вулканизма.

Азия богата разнообразными полезными ископаемыми (в особенности же — топливно-энергетическим сырьём).

На территории Азии представлены почти все типы климата — от арктического на крайнем севере до экваториального на юго-востоке.

В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии климат муссонный (в пределах Азии находится самое влажное место Земли — местечко Черапунджи в Гималаях), в то время как в Западной Сибири — континентальный, в Восточной Сибири и на Сарыарке — резко континентальный, а на равнинах Центральной, Средней и Западной Азии — полупустынный и пустынный климат умеренного и субтропического поясов. Юго-Запад Азии — тропический пустынный, самый жаркий в пределах Азии.

Список государств Азии

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 3

Америка — часть света, объединяющая два материка, Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова (включая Гренландию). Эту часть света также называют Новым Светом.

Обычно в этой части мира выделяют Северную Америку (США, Канаду, Мексику и острова к востоку от них), Латинскую Америку (материковые испаноязычные, португалоязычные и франкоязычные страны), Южную Америку (страны материка Южная Америка), Центральную Америку (страны североамериканского континента на юг от Мексики) и Карибский бассейн (государства и колонии на островах Карибского моря, когда этот регион называли Вест-Индия).

Список государств Америки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 4

Африка — второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным — с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 29,2 миллиона км², с островами — около 30,3 миллиона км², покрывая, таким образом, 6% общей площади поверхности Земли и 20,4% поверхности суши.

На территории Африки расположено 55 государств.

Население Африки составляет около миллиарда человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков.

Африканский континент пересекает экватор и несколько климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного субтропического климатического пояса до южного субтропического. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения — равно как ледников или водоносного горизонта горных систем — естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Список государств Африки

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 5

Европа — часть света в северном полушарии Земли, омывается морями Северного Ледовитого и Атлантического океанов, имеет площадь около 10 миллионов км² и население около 740 миллионов (порядка 10% населения Земли). Вместе с Азией образует материк Евразия.

Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тысячи км². На полуострова приходится около 1/4 территории Европы (Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский и др.).

На большей части территории климат умеренный (на западе — океанический, на востоке — континентальный, со снежной и морозной зимой), на северных островах — субарктический и арктический, в Южной Европе — средиземноморский, в Прикаспийской низменности — полупустынный. На островах Арктики, в Исландии, Скандинавских горах, Альпах — оледенение (площадь свыше 116 тысяч км²).

Список государств Европы

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Page 6

Океания — часть света; географический, часто геополитический регион мира, состоящий преимущественно из сотен небольших островов и атоллов в центральной и юго-западной частях Тихого океана.

Океания представляет собой крупнейшее в мире скопление островов, расположенных в юго-западной и центральной частях Тихого океана, между субтропическими широтами Северного и умеренными Южного полушарий. При разделении всей суши на части света Океания обычно объединяется с Австралией в единую часть света Австралия и Океания, хотя иногда выделяется в самостоятельную часть света.

Общая площадь островов составляет 1,26 миллиона км² (вместе с Австралией 8,52 миллиона км²), население — около 10,7 миллиона человек (вместе с Австралией 32,6 миллиона человек). Географически Океания подразделяется на Меланезию, Микронезию и Полинезию; иногда выделяют Новую Зеландию.

Острова Океании омываются многочисленными морями Тихого (Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи, море Коро, Соломоново море, Новогвинейское море, Филиппинское море) и Индийского океанов (Арафурское море).

Список государств Океании

  Азия     Америка     Африка     Европа     Океания  

Источник: http://www.hyno.ru/tom2/316.html

Refy-free
Добавить комментарий