Древние города Казахстана 2

Так повелось, что оранжевый Duster исправно возит нас по просторам Казахстана. И вот — новая точка на карте – Южный Казахстан и два древних города, Отырар и Сауран

Оба городища когда-то обнаружили недалеко от Шымкента, и первым по списку стоит Отырар. 830 километров от родного Алматы – и мы уже блуждаем по степи в поисках полуразрушенных стен Отырара.

Найти останки города с великой историей не так и легко. Навигация приводит нас в одноименное село, которое выросло рядом с древним городом гораздо позже. Связи почти нет, интернета – тоже. Ищем наугад.

И – находим.

Отырар

За небольшим поселением в степи виднеется крепостной ров. Чуть дальше – главный вход в город, который сейчас закрыт на ремонт. Отырар – один из крупнейших городов Средней Азии до монгольского нашествия, вошел в список культурного наследия ЮНЕСКО и сейчас его активно (но не очень качественно) восстанавливают.

По степным дорожкам объезжаем город в поисках иного входа. Вокруг – степь да величественные верблюды, которые лишь добавляют аутентичности этому месту, заставляя воображение искать в голове отрывки из истории Казахстана, которую когда-то изучали в школе.

Перед нами тот самый Отырар, который когда-то был здесь «центром мира», городом, в котором жили ученые, мудрецы, музыканты, предсказатели и искусные ювелиры.

Тот самый Отырар, в котором залили раскаленное серебро в глаза и уши послов Чингис-хана в ответ на предложение сдаться.

Тот самый Отырар, который выдержал осаду войсками разозленного отказом Джучи, грозного сына Чингис-хана, и сдался лишь через полгода (и то, «благодаря» предателю, открывшему городские ворота).

Тот самый Отырар, в котором в начале своего похода на Китай умер великий Тамерлан.

Тот самый Отырар, который подарил миру великих ученых — средневекового математика и философа Аль-Фараби, астронома и математика Аббаса Жаухари, лингвиста и географа Исхака Аль-Фараби.

Когда-то здесь бурлила жизнь – велась торговля, шли бесконечные караваны с шелком и фарфором из Китая и обратно, стоял большой монетный двор империи Караханидов, а с высоких минаретов многочисленных мечетей разливались молитвы муэдзинов…

Отырар был полностью разрушен монголами, но в XV веке сумел прийти в себя и вновь начал жить, вошел в состав Казахского ханства.

Но после очередного разрушения, на этот раз джунгарскими полчищами, так и не смог прийти в себя – окончательно город люди покинули в XIX веке, оставив лишь руины…
Но и сегодня Отырар поражает своим величием.

Сохранившиеся крепостные стены, раскопанные остатки жилищ и дворцов – гулять по городу можно долго.

Вот остатки от большого банного комплекса из жженого кирпича, возведенного во второй половине XIII века. 10 помещений – моечные, паровые и массажные комнаты. Пол – из глазурованного кирпича и плитки с мозаикой.

Уже тогда Отырыр отличался технологичностью – бани обогревались специальными жаропроводами, которые тянулись под полом.

Вода в них поступала по гончарным трубам, проложенным в подземном тоннеле, из Отырарского водохранилища неподалеку от города.

Раньше в город можно было войти в одни из трех ворот – юго-западные, северо-восточные и северо-западные, известные под названием «Дарваза-и Суфий».

Мы попали в Отырар через юго-западные, датируемые XIII-XIV веками.

Высокие, почти неприступные стены, ров с водой, бойницы… Ворота много раз перестаивались и укреплялись различными правителями, да так, что до самых первых теперь уже и не «докопаться».

Большинство раскопанных построек ученые относят уже к послемонгольскому периоду, потому что после сокрушительного нашествия мало что осталось целым. Но в Отыраре все же удалось найти несколько построек, относящихся к периоду расцвета города, к XI-XII векам. Это – обычные дома, по остаткам стен которых можно судить об устройстве жизни простых горожан.

Как я уже говорила выше, сейчас Отырар активно восстанавливается на средства ЮНЕСКО. Но делается это нашими силами, поэтому не всегда качественно.

Где-то уже разрушается плитка на дорожках, где-то отваливаются отреставрированные части крепостной стены… А очень хочется надеяться, что этот большой пласт истории средневекового Казахстана будет сохранен не только для туристов, но и для нас самих. И сохранен достойно.

Cауран

Вторым на нашем пути лежит большой древний город Сауран, неподступная когда-то крепость с водяным рвом, крепостным валом и высокими стенами, которая долго хранила караванный путь между хребтом Каратау и рекой Сырдарьей.

Чтобы доехать до него, нужно свернуть в степь с трассы Шымкент — Кызылорда (через 43 км после Туркестана) и пробраться под колоритным железнодорожным мостом. Вы точно не промахнетесь – остатки большой крепостной стены видны прямо с трассы, главное, обратить на нее внимание.

Сауран ведет свою историю с VI века, правда тогда город находился чуть дальше и почти не сохранился (но об этом чуть позже).

Те стены, что мы видим перед собой сейчас, выросли здесь в XIII веке и стояли долгие 5 веков.

Когда-то известный арабский географ и историк Макдис писал о Сауране: «Сауран (Савран, Сабран) — большой город, окруженный 7 стенами, соборная мечеть находится во внутреннем городе».

Часть этих сохранилась до сих пор, местами сильно разрушенная, местами – восстановленная. То здесь, то там валяются черенки битых глиняных кувшинов, видны ямы, выложенные камнями и служившие очагами, а порой, приглядевшись, можно распознать и планировку домов жителей города.

Сауран не отставал от Отырара в просвещении – город был любимым место обитания ученых, поэтов и писателей тех времен. Не даром именно Сауран стал первым местом в Казахстане, где археологи обнаружили кяризы – уникальную ирригационную систему колодцев с подземными каналами для орошения полей.

Однако войны и разрушение не пощадили город, когда-то бывший столицей Белой Орды хана Джучи – в 1720-х годах он был практически полностью разрушен джунгарами, а в XIX веке – окончательно оставлен людьми.

Побродив по останкам большого древнего города, постояв на крепостной стене, с которой видно всю степь до горизонта, мы решаем найти самый первый Сауран, не столь величественный, но не менее интересный.

И вот Duster радостно пылит по подсохшим степным дорожкам в поисках не облагороженных мест раскопок древнего Саурана. А вокруг пищит, щебечет и жужжит на все лады настоящий рай юного натуралиста.

Черепахи — их здесь сотни. Они везде — в колее, под кустом, под соседним кустом, вон там, вдалеке, и здесь, чуть ближе… Сбиться со счету очень просто. Рядом, на почтенном расстоянии кружат корабли пустыни, такие же древние, как и история, верблюды. Хранят останки древних городов.

И вот он. Первый Сауран. Неприметные ямы в земле, заглянув в которые можно увидеть остатки домов, утвари, посуды, глиняные осколки от которой буквально хрустят под ногами. Здесь все еще древнее и еще… угрюмее. Земля под ногами готова провалиться в любой момент и потянуть за собой в глубокие ямы, на дне которых – сама история.

Эти раскопки не закрыты, не облагорожены, здесь уже не ведутся работы (а может, лишь временно приостановлены), но они не менее интересны, чем основной город, обнесенный крепостной стеной. Полчаса на осмотр и «сувениры» в виде осколков кувшинов – и пора ехать обратно.

По пути к трассе решаем обогнуть Сауран с другой стороны, перемахиваем через глубокую канаву – остатки устрашающего крепостного рва, и останавливаемся на склоне у подножья высокой стены. Ранняя весна уже дает о себе знать – весь склон покрыт молодой зелено травой и маленькими белыми цветочками, которые россыпями растут именно у крепости.

«Симбельмине. Эти белые цветы всегда росли на могилах моих предков», — говорил король Рохана («Властелин Колец. Две крепости»). Кажется, и здесь эти белые звездочки цветов — словно память давно ушедшим временам, воинам и войнам.

P.S.Интересная штука — привычка. Низко расположенный экран мультимедийки Duster'а, ставший уже притчей во языцах, раздражал меня лишь первое время. Да, не на своем месте. Да, долго реагирует на прикосновения. Однако Duster взял другим.

Есть у него две прекрасные опции, которые я пользую в долгих поездках: штатная навигация (очень хорошо работает на просторах Казахстана) и круиз-контроль (просто чудесная опциях на трассах).

За полгода Duster стал буквально родным, и даже дисплей — почти удобным.

Кстати, в обновленном «Дастере» 19-го года исправили сенсор — теперь он почти не «тормозит», и добавили опций. Однако к жестким бликам, особенно, когда солнце бьет в спину, экран все так же критичен…

Текст и фото: Елена Никитенко
Снято на Huawei P30 Pro и Nikon 5100

Другие мои путешествия на Renault:
#DusterDakarChallenge: иная Грузия
Тишина, снег и… белухи
В небесах и скалах Каппадокии, или Оранжевого много не бывает
От туманных Понтийских гор к Черному морю: путями древних греков
Пропавшая земля: в поисках Аральского моря и кораблей
Путешествие в Узбекистан: закатное золото и колдовские чары Хивы
Путешествие в Узбекистан: призраки Аральского моря, или Кладбище погибших кораблей

И путешествия на иных автомобилях:
HotSummerTrip2017: путями древних караванов
Дурманящий коктейль Марракеша: это начало прекрасной дружбы…
«Кругосветка» по горным озерам Заилийского Алатау: Черный Дракон и Застывшее время
Кругосветка по озерам Заилийского Алатау: Темны воды Кхелед-Зарама
Мистический Мангышлак: часть 1. Этот путь проложен мертвыми и мёртвые хранят его
Мистический Мангышлак: часть 2. Месть каньонных джиннов и разговоры со святыми
Жигулевские горы: лабиринт отражений и магия осени
Словения: 48 часов на знакомство

Источник: https://www.drive2.ru/b/554289926036784318/

Древние города Казахстана

Древние города Казахстана 2

Я предлагаю вам иллюстрированную статью о древних городах Казахстана и фильм. Надеюсь, это поможет учащимся и учителям глубже узнать историю Казахстана.

Тараз, Отрар, Испиджаб, Яссы, Сауран, —  об этих средневековых городах, расположенных когда-то вдоль рек Талас, Сыр-Дарья, мы знаем по свидетельствам арабских путешественников, находкам археологов. Сегодня там стоят современные города Казахстана: Тараз, Шымкент, Туркестан.

Но интересно попробовать сквозь пыль веков увидеть ту далекую, так не похожую на нашу жизнь: эти города, утопающие в зелени садов, с базарами, мечетями, турецкими банями — хамам. Там были и водопроводы, и даже канализация.

  1. Тараз
  2. Испиджаб-Сайрам
  3. Туркестан-Яссы
  4. Сауран
  5. Отрар

 Тараз.

Арабский историк 10 века. Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый город, с множеством садов густо зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот города течёт большая река, часть города находится по ту сторону реки.

Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». Рабад — это предместья, где жили ремесленники. Тараз славился своими, мастерами ковки и чеканки.

Один из примеров их мастерства — казан в мавзолее Ходжи Ахмета Яссауи, — самый большой в исламском мире. Он весил более 2 тонн.

В окрестностях города была серебряная руда, поэтому ювелиры Тараза имели возможность делать прекрасные серебряные украшения, которые славились далеко за пределами города. Гончары Тараза делали посуду, покрытую цветной глазурью. Такие сосуды в большом количестве находят сегодня археологи.

А еще в рабаде находились караван-сараи, где останавливались многочисленные купцы, приехавшие на базар Тараза купить или продать свой товар. Это неудивительно, ведь Тараз был важным центром торговли в степи на Шелкового пути. Центром его, как любого средневекового города был базар.

И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира». Китайские шелка и фарфор, русские меха, византийская парча, индийские снадобья, фрукты, рис, сладости, — горы товаров.

Степные народы продавали скот, говорят, в Таразе за день продавалось 500 верблюдов, очень ценились азиатские скакуны, но самым ходовым товаром были овцы.  Там были великолепно выделанные овечьи кожи, похожие на атлас, а тюркский каракуль ценился особенно высоко.

Он был не только черным или серым — но серебристым и даже сиреневым. Его звали сур.  Считалось, что сур обладает волшебной силой, он снимает усталость и раздражение, впрочем, о богатстве таразского базара можно говорить долго. Европейские купцы и мечтать не могли о таком размахе торговли.

В Таразе производили свой шелк, говорят, вполне конкурентоспособный рядом с китайским. Наверное, там рос виноград, ведь археологи в этом районе находили винодельческие мастерские. Китайцы, знавшие только алкоголь, сделанный из риса, с большим интересом относились к виноградному вину.

Конечно там были прекрасные сады, ведь там было все для этого: южное солнце и вода. Ее в Таразе было достаточно. Археологи откопали 15 километров водопровода: глиняные трубы, соединенные глиняными же муфтами были «подключены прямо к реке, сильное течение Таласа забрасывало воду в трубы и гнало ее в город.

А еще в шахристане Тараза, нашли баню, судя по тому, что от нее осталось, она была роскошная: пол, выложенный узорной плиткой, росписи на стенах, в кучах мусора — остатки лепнины. Под полом были каналы, по которым подавалось тепло, так что теплый пол существовал много веков назад. Археологи считают, что улицы в Таразе были вымощены камнем, существовала и канализация.

Что до строительных технологий, то, судя по немногим строениям, оставшимся от 11-12 веков, зодчие они тоже были прекрасные. Мавзолей Айша-Биби, был построен 12 веке. Он не сохранился целиком, но его стены, сплошь покрытые узорными глиняными плитками, восхищают и сегодня. Говорят, там 60 разных узоров.

На одной из угловых башен мавзолея сохранились строки древнего двустишия: «Осень… тучи… Земля прекрасна».

Испижаб-Сайрам.

Через два дня пути, караваны, вышедшие на запад из Тараза попадали, по словам путешественника XIII века в один «из процветающих и приятнейших», с обилием зелени, проточных вод, прекрасных садов город. У него было несколько имен: Испиджаб, Сайрам. Сегодня это — пригород Шымкента. Место вполне современное.

 Но «многовековое прошлое Сайрама чувствуется при проезде через него уже в самом скелете кишлака, в его сложной, словно спутанной, но в действительности строго централизованной распланировке кварталов», — так пишут археологи. Сайрам упоминается с 7 века, а в 766 году сюда пришли первые исламские проповедники.

Сайрам — та точка откуда по степи начал распространяться ислам. Три века спустя именно здесь суждено родиться самому почитаемому святому казахской земли — Ходже Ахмету Яссауи. Он позднее скажет о родном городе: «В Яссах мудрецов несколько тысяч, а в Сайраме — бессчетно».  Там провели свой век и его родители.

В Сайраме стоит мавзолей его отца, шейха Ибрагима, матери, Карашаш.

Впрочем, значение Сайрама не сводится только к мусульманским святыням. Жители города своим мужеством поразили даже арабов. Все покоренные города Маверанахра завоеватели облагали тяжелой данью, а плата Испиджаба была чисто символическая — метла и горсть мелких монет.

Впрочем, освобождение Испиджаба от налогов объясняется еще и тем, что это была крупная пограничная крепость.  Было решено, чтоб жители тратили свои деньги на оружие. Здесь жили умелые воины. По берегам Арыси до сих пор видны сторожевые холмы.

С их вершины было видно за много километров, и стоило появиться неприятелю, как загорались сигнальные костры, извещая жителей городов и селений вокруг об опасности. Испиджаб — город на пересечении торговых путей.  Очевидцы пишут.

что там было четверо ворот, через которые шли караваны и в Туркестан, и в Отрар, и в сторону Кавказа, и в сторону Урала, и в Бухару. Город славился своими рынками, особенно, рынком полотна.

Туркестан-Яссы.

В 200 километрах от Сайрама находилась средневековая столица казахов- Туркестан, он же — Яссы. Населенный пункт на месте современного Туркестана, на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы в Северный Казахстан существовал еще в раннее средневековье.

Но выделился среди прочих городков он лишь после 12 века. В конце XIV века в «Зафар-наме» Шараф ад-Дина Йезди упоминается название Яссы, и отмечается, что «Яссы — маленькое селение, там есть гробница Шейха Ходжа Ахмеда Яссави».

То есть начало славе города положила святая могила духовного учителя, который кончил здесь, в подземной мечети свой жизненный путь.

Впрочем, истинным духовным центром Средней Азии Яссы станут в 14 веке при Тимуре Тамерлане.

Город входил в состав его империи, и правитель проявил дальновидность, приказав построить вместо скромного мазара над могилой почитаемого святого мавзолей который превосходил шедевры архитектуры Самарканда.

Его купол был самым большим в Средней Азии. Было объявлено, что три паломнических посещения могилы Яссауи приравнены к хаджу в Мекку.

Духовая столица степи растет и постепенно становится столицей политической. Первым из казахских ханов, кто разместил свою ставку в Туркестане, был Есим хан (в самом конце 16 века). Именно здесь Тауке хан принимал послов из России.

Близость святой могилы придавала особый вес казахским курултаям которые проводились здесь особенно часто, и ханов на белой кошме поднимали здесь, помолившись предварительно у могилы Ходжи Ахмета.

А потом и хоронили наиболее почитаемых ханов и герое возле мавзолея Ходжи Ахмета Яссави. Аблай, Богембай и другие великие казахи лежат в некрополе — так называемом, Малом дворце.

Сауран

Примерно в одном дневном переходе от Туркестана находился город Сауран. И ему доводилось быть столицей — в 14 веке, времени его наибольшего расцвета он был столицей Ак-Орды.

Если, говоря о древних городах Казахстана, надо напрячь воображение, чтоб попытаться представить их улицы и городские сооружения, то крепостные стены Саурана возвышаются и сейчас посреди степи, образуя какой-то фантастический пейзаж.

Глядя на эти высокие стены, легко поверить, что это был один из самых неприступных городов южной степи.  Говорили, его окружали 7 стен, одна за другой.  Есть и другое свидетельство, опять же арабского путешественника. «Необычайно приятный город, он построен в открытой степи. Сауран- город веселый, светлый, с мягким бодрящим воздухом, который придает разуму силу и радость». 

Без воды ничего не растет, и сегодня эти величественные стены окружает безжизненная земля. Но в Сауране вода была — это делало горожан неуязвимыми во время войны и счастливыми в мирное время. Их секрет назывался — кяризы.

Вода была в 6-7 километрах от города. Чтоб доставлять ее в город, соорудили подземную галерею — кяризы. Это было сложное сооружение с насосами, качающими воду, с водохранилищем и многокилометровым с подземными галереями.

Говорят, строили кяризы индусы. Работать там было тяжело и опасно- обвалы, нехватка воздуха.  и тем не менее, случайных людей там не было.

Смотрители кяризов составляли специфическую касту работников-профессионалов, известно, что строительство одного пролета кяриза   длиной примерно 6 км оценивалось в слиток золота величиной с овечью голову.

Конечно, не в Сауране придумали кяризы, но именно они освоили это восточное ноу-хау. Больше в Казахстане кяризов нет.

А еще позаимствовали они в Средней Азии качающиеся минареты. О них, как о чуде писали все путешественники. Сауранский до наших дней не дошел, а вот качающийся минарет в Исфахане, он до сих пор привлекает толпы зрителей.

В определенные часы служитель раскачивает минареты, чтоб это было заметнее, звенит колокольчик. Чудо, башни действительно качаются, а мечеть стоит себе и не рушится. Современные строители пытаются понять- почему- пока не могут.

Отрар.

Отрар — один из самых известных городов на территории Древнего Казахстана. Правда, больше он известен трагедией 1219 года, когда после 7 месяцев осады город был взят и разрушен войсками Чингисхана.

  С удивлением узнаешь, что после разгрома Отрар возродился, и в 14-15 веках был богатым и могучим.

Тамерлан, который покорил присырдарьинские земли, бывал здесь не раз, по его приказу близ Отрара был построен мавзолей Арыстан-баба, наставника ходжи Ахмета Яссави.

Известно также, что умер Тамерлан в отрарском дворце, кажется, простудившись после бани.

Отрар и не мог исчезнуть — уж очень удачным было его расположение.  Здесь сливаются две больших реки: Сыр-Дарья и Арысь, что давало огромные возможности для земледелия. В Отрарском оазисе, протянувшемся на десятки километров, найдены остатки полутора сотен больших и маленьких городов и поселков. Первые поселения принадлежат потомкам саков —  кангюйцам.

Воины и земледельцы — они выращивали пшеницу, рис, бахчевые культуры. Земля родила хорошо, не только сами ели досыта, но меняли излишки на товары, которые приносили в город кочевники, жившие в степи до предгорий Картау. Так что если Тараз был центром международной торговли, то Отрар всегда был важным местом торговли для местных кочевников и земледельцев.

  В 8 веке эти места покорили арабы. Власть чужаков- мало хорошего.  Но ведь арабы принесли вместе с религией свои книги, мощную культуру Арабского Халифата. Здесь появились не только мечети, но и школы- медресе, — остатки этих сооружений находят археологи. Там изучали географию, астрономию, философию.

Уже много веков говорят об  Отрарской библиотеке, исчезнувшей во время разгрома города Чингисханом. Энтузиасты до сих пор мечтают найти это собрание книг.

Но самой большой гордостью этих мест является то, что это родина Аль-Фараби — одного из самых замечательных ученых арабского Востока. Его называли учителем и вторым Аристотелем многие великие ученые Востока.

И хотя взрослая жизнь его будет связана с Багдадом, Каиром, Дамаском, но исток его мудрости здесь.  Археологи ведут раскопки в этих местах с начала 20 века.

  Так что довольно точно можно рассказать и о том, как выглядели улицы города, как были устроены дома.

Четко прослеживаются магистральные улицы, но основа городской жизни — кварталы. На улицы выходили глухие стены. А выходы — на внутреннюю площадь или улочку. Соседки забегали друг к другу поболтать, а мужчины степенно встречались на площади и обменивались новостями.

Интересно, что не было отдельно богатых и бедных кварталов. Рядом находят остатки больших домов с обширными кладовыми, амбарами, куда ссыпалось зерно не только для питания семьи, но и на продажу и небольших домов, где вся провизия хранилась в той же комнате, где жили.

Посчитали, что примерно каждый третий дом был небедным, но даже в бедных домах, похоже, было достаточно пропитания для всей семьи. Во всех домах были центральные комнаты, где большие — метров до 45, а где совсем небольшие — 10-15 м, везде обязательно была печь — тандыр.

Тандыр был вмурован в широкую глиняную лежанку — суфу. Она была теплая, потому что дымоход шёл внутри нее.

Суфы застилались сплетенными из камыша или чия циновками, сверху которых расстилалась кошма, ватные одеяла.

Рядом с тандыром на суфе было место для посуды, а уж посуды разной в Отраре было много, ведь целый квартал гончаров изготавливал и блюда, и чашки. Находили здесь и стеклянную посуду.

Перед тандыром — площадка, выложенная кирпичом. В домах обычно устраивались простейшие канализационные устройства — ташнау.

Они состояли из колодца, в верхнюю часть которого обычно вставлялся большой сосуд без дна или специально изготовленная глиняная труба.

Так что в то время, когда в Европе содержимое горшков еще выливалось на улицу, в Отраре и других городах южной степи были свои туалеты, вполне цивилизованные.

Водопроводы из глиняных труб были, похоже, во всех крупных среднеазиатских городах, в Отраре тоже найден большой фрагмент водопровода. внутри него сохранились два ряда гончарных труб, бравших начало из водохранилища у южной стены города. В середине XIII в.

начинает интенсивно, работать монетный двор Отрара, где чеканятся вначале золотые динары, затем посеребренные дирхемы, а также медные фельсы.

Причем, эти монеты были не только для внутреннего употребления, но и для внешней торговли, — так сказать, это была, конвертируемая валюта. Заметим, лет за 30 до того Отрар был совершенно разрушен татарами. Вот какая у него была жизненная сила.

А потом — в 18 веке, без видимых причин начал хиреть, земли вокруг приходили в запустение. В 18 веке там жило две сотни жителей, а потом и тех не стало.

В древних городах, которые находятся на территории современного Казахстана жили трудолюбивые, веселые, люди, которые любили свои города, утопающие в садах, любили свои дома, стараясь сделать их красивыми и уютными. Вы можете пройти по ссылке и ответить на вопросы викторины о древних городах Казахстана. Викторина Древние города Казахстана

Источник: http://natalya-telezhinskaya.ru/2017/04/08/%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0/

Старинные города Казахстана

Древние города Казахстана 2

Территория современного Казахстана была заселена с доисторических времен. Археологические находки свидетельствуют о присутствии здесь предков людей еще 1,8 миллиона лет назад.

Около пяти тысяч лет назад возникают разрозненные племена, занимавшиеся земледелием, скотоводством, имевшие каменные орудия труда и освоившие производство керамики.

К этому периоду относится более 500 найденных стоянок, однако сохранившиеся до наших дней города возникли гораздо позже: лишь в первом тысячелетии до наступления новой эры.

Около 6 века до нашей эры начинают появляться древнейшие города, преимущественно в области Семиречья и бассейне реки Сырдарьи. В первоначальном виде до нас не дошел ни один из них, однако древние городища некоторых археологам удалось обнаружить на землях современных городов.

Древние города Казахстана

Поскольку основную часть населения, обитавшего в древности на этих территориях, составляли кочевники-скотоводы, развитие городов нельзя назвать активным. Кочевые племена наведывались туда нечасто и по двум поводам: торговля или разграбление. Поскольку последняя причина появления чужаков выступала многовековой нормой жизни, большая часть старинных поселений до сегодняшних дней не дошла.

Древнейшим городом Казахстана выступает Тараз, на территории которого ученым удалось обнаружить городище 6-5 веков прошлой эры. Кроме того, сохранился ряд населенных пунктов, основанных до 10 столетия: городской статус в современном мире сохранили лишь Туркестан и Шымкент.

Следующий значимый этап развития земель приходится на 17-18 века: эпоху освоения русскими. Большинство основанных ими «русских городов» существует и в современном Казахстане, хотя часть из них имеет статус поселков. В следующем столетии тенденция продолжилась: порядка 20 из действующих сегодня городов появилось в 19 веке.

Не меньше населенных пунктов образовалось и в прошлом столетии. Большая часть из них, 27, имеет статус моногородов, то есть существующих благодаря градообразующему предприятию.

Ситуация объясняется просто: активная геологическая разведывательная деятельность привела к обнаружению крупных и разрозненных месторождений полезных ископаемых.

Для их разработки создавались предприятия, вокруг которых и возникали поселки.

В список самых старых городов Казахстана входят:

  1. Тараз — 6-5 вв. до н.э.
  2. Туркестан — 5 век.
  3. Шымкент (Сайрам-Испиджаб) — предположительно 5-6 века.
  4. Уральск — 1584.
  5. Атырау — 1640.
  6. Семей — 1718.
  7. Павлодар — 1720.
  8. Усть-Каменогорск — 1720.
  9. Петропавловск — 1752.
  10. Шемонаиха — 1766.

Тараз — самый древний город Казахстана

Одним из древнейших городов Казахстана является Тараз. Точная дата основания неизвестна, однако существуют сведения об образовании одноименного городища еще в 6-5 вв. до н.э. индоиранскими полукочевыми племенами усуней и саков.

Недавно его следы удалось обнаружить в самом центре города, на месте Зеленого рынка. В первом столетии прошлой эры поселение сделало своим правителем одного из представителей хуннской династии Чжи-чжи.

Позже в основанной им крепости произошла Таласская битва, в результате которой правителя убили.

Следующие упоминания, считающиеся первыми из достоверных источников, приходятся на 400 год новой эпохи. Тараз, именуемый Толосом, упоминается в качестве важного пункта на маршруте Великого шелкового пути. Затем поселение не раз меняло хозяев, среди которых числятся Карлукское ханство, Караханидское государство, Монгольская империя.

В 1856 он получает название Аулие-Ата в честь одного из представителей караханидской династии.

Десятилетие спустя поселение переходит под российское командование, в 20 веке еще не раз сменив название: Мирзоян, Джамбул и Жамбыл, пока в 1997 ему не вернули историческое имя.

Сегодня это шестой по численности населения город, важный экономический центр, где действует более 150 крупных промышленных предприятий.

Со стороны можно понаблюдать за ходом археологических раскопок на месте древнего городища.

Одним из старейших сохранившихся памятников выступает кладбище зороастрийцев 6-11 веков, рядом с которым располагается мавзолей Тектурмас, возведенный в 14-15 столетиях неизвестным зодчим.

Более ранним является мавзолей Карахана 11 века, построенный на месте средневекового городища. Интересно посетить Жамбылский историко-краеведческий музей, где собрано порядка 35 000 экспонатов, рассказывающих об истории Тараза с древнейших эпох.

Туркестан — старинный и исторически интересный

Туркестан располагается на территории бассейна Сырдарьи, в зоне появления множества древнейших населенных пунктов. В отличие от соседнего Узбекистана, казахские земли находились в удалении от маршрутов шелкового пути, однако часть древних поселений все же была включена в него.

Основание Туркестана связано с его удачным географическим расположением. Тут пересекались важнейшие караванные пути по таким направлениям, как:

Точная дата образования городка неизвестна, но приходится приблизительно на пятое столетие. Известно, что в 10-12 веках он не раз менял названия: значился Шавгаром и Яссы, получив современное название лишь три сотни лет спустя.

Позже Туркестан становится столицей могущественного Казахского ханства, в результате военных действий которого лишается ряда достопримечательностей.
Сегодня наиболее значимой и интересной из уцелевших выступает мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, построенный по приказу Тамерлана в честь исламского поэта.

Внимания заслуживают мавзолей святого Арыстан-Баба того же периода, мечеть Хильвет 12 века, мавзолей Рабии Султан-Бегим, возведенный три столетия спустя.

Шымкент — старый, но не потерявший значения

Третьим в списке древнейших казахстанских городов идет Шымкент, основанный в 12 столетии.

Первые упоминания связывают с эпохой Тимура, однако найденные в окрестностях древние захоронения позволяют предполагать о возникновении тут поселения еще в 5 веке до нашей эры.

Так или иначе, но даже известная история, начинающаяся с эпохи Средневековья, была бурной. Шымкентом владели войска Чингисхана, Казахское и Кокандское ханства, джунгарские завоеватели.

В современном мире Шымкент — город федерального значения, третий по числу жителей, образующий вторую по величине городскую агломерацию. Осмотр его стоит начать с исторической части города, где можно увидеть базарную площадь Ордабасы и мечеть середины 19 столетия Кошкар Ата. Интересной улицей является Казыбек би, где располагается множество старинных зданий и церковь Сергия Радонежского.

Источник: https://travelask.ru/articles/starinnye-goroda-kazahstana

Древние города Казахстана: список, информация

Древние города Казахстана 2

Многие не любили историю ни в школе, ни в институте. Кто-то засыпал при виде сотни дат и тысячи имен. Тем не менее приходилось учить все это, чтобы писать контрольные и сдавать экзамены.

И все же история сама по себе очень интересная дисциплина. Мы узнаем о прошлом наших предков, о становлении крупных городов и развитии стран. В этом деле главное — интересно преподнести факты и исторические события. И тогда древние города Казахстана привлекут внимание не только жителей этой страны, но и людей со всего мира.

Тематическая направленность

Тема статьи довольно обширная. Рассказать о каждом поселении практически невозможно. На эту тему можно написать книгу. Тогда пары томов хватит для того, чтобы не забыть о каждом древнем городе Казахстана.

Что же нужно рассмотреть, чтобы составить общую картину? Под древними городами этой страны подразумеваются ее же поселения, существовавшие в период древнего и средневекового времени. Но прежде чем мы перейдем к краткой истории, рассмотрим современное положение государства.

Казахстан

Разместилась эта держава в центре Евразии. Большая часть ее относится к Азии. Площадь Казахстана составляет почти 3 миллиона квадратных километров. Размеры ее сравнимы с размерами Аргентины. Благодаря такой площади страна занимает 9-е место по территориальной определяющей по всему миру.

Население более 18 миллионов человек. Столицей стала Астана, хотя есть более крупный город — Алма-Ата. Жители государства говорят на казахском. Хотя также можно услышать и русский язык, являющийся здесь официальным.

Чтобы узнать, какие древние города существовали на территории Казахстана, стоит рассмотреть географию современной страны.

Расположилась она в окружении интересных географических объектов: Каспийского моря, Нижнего Поволжья, Урала, Сибири, Китая и Средней Азии. Соседкой государства стала Россия. Протяженность их общей границы составляет 7,5 тысячи километров. Восточная сторона занята Китаем с границей 1,7 тысячи километров, южная — Киргизией, Узбекистаном и Туркменией.

История

История этого государства делится на некоторые периоды. Древний Казахстан описывает развитие территории со времен палеолита и до момента появления письменности в 8-м веке.

В восточной части государства были найдены раннепалеолитические находки. Их обнаружили на берегу реки Колгутты. Также имеются сведения о палеолитических местонахождениях.

В XII-V тысячелетиях до нашей эры по территории современного Казахстана распространяются стоянки. В это время уже пропадают крупные животные. Тут изобретают лук, стрелы, лодки, ловушки и многое другое.

В неолите начинается активное развитие каменного орудия и появляется керамика. Первобытные люди занимаются земледелием и скотоводством.

В медном веке появились сотни поселений, а также основывается ботайская культура. Тип людей — протоевропеоидный. Античный период затрагивает кочевой образ жизни и появление скифов (саков).

Первые сведения

О древних городах на территории Казахстана стало известно еще задолго до рождения самой страны. На месте современного государства появились первые поселения еще во II-I веках до н. э. Авторы тех времен рассказывали о существовании городов, на месте которых сейчас располагается озеро Иссык-Куль, Илийская долина и река Сырдарья.

Поскольку территория государства внушительная, то в разные времена на ней появлялись те или иные историко-культурные регионы. Их особенностью была оседлая форма жизни. Отсюда стало возможным проследить за их развитием и становлением. Здесь начали формироваться города.

Первыми известными подобными регионами стали Южный Казахстан и Жетысу. Археологи занимались исследованием этой группы, выделяя в определенных устаревших селениях дворцовые жилища. Отсюда же стал известен используемый материал для строительства — сырцовый кирпич.

Считается, что большое число древних городов на территории Казахстана размещалось в долине реки Арысь, в Отырарском оазисе. Тут были обнаружены находки, свидетельствующие об обработке земли, подводе воды, разведении скота, мелком ручном производстве и торговле.

Развитие

Активное развитие древних поселений началось в XII веке. В то время на современной территории Казахстана стали быстро строиться тюркские государства.

Список древних городов Казахстана может быть очень длинным. Справедливо поделить его на несколько групп. К примеру, на территории Южного Казахстана были найдены остатки 25 поселений, датируемых VI-IX веками. По ним стало понятно, что город имел цитадель, внутреннее поселение и место, служившее пригородом. К ним относятся:

  • Исфиджаб.
  • Шараб.
  • Будукхет.
  • Отырар.
  • Шавгар.

А вот на торговых направлениях строились другие города. Тут были собраны сведения о существовании резиденций правителей. Эти места относились к важным международным объектам, о них знали соседние державы. К таким городам относят:

  • Тараз.
  • Отырар.
  • Исфиджаб.
  • Шавгар.
  • Баласагун.
  • Алмалык.
  • Суяб.

Этот список древних городов Казахстана можно продолжать еще добрым десятком поселений. Центральная часть современной территории была расселена в IX-XIII веках. Города находились в долинах рек и предгорьях.

Также был заселен Восточный Казахстан вдоль реки Иртыш. Есть доказательство того, что города на этой территории относят к тюркскому кочевому народу — кимакам. Самым крупным из них было последние Имакия. Его условно называют столицей.

Была заселена и западная часть Казахстана. Тут хозяйствовали тюрки-огузы, занявшие долину Урала.

Описание

Прежде чем мы перейдем к информации о древних городах Казахстана, важно дать их общую характеристику. Как и любые средневековые города Востока, эти были многоязычными. Территория имела разнообразный этнос. Была населена усунями, тюргешами, карлуками, кыпчаками и пр.

В древних городах Казахстана активно развивалось ремесло, стеклоделие, обработка металла, ювелирное дело. Наиболее важным для каждого поселения была торговля. Она распространялась и на местных покупателей, и на международное сотрудничество. В итоге часть городов обзавелась крупными рынками, часть — чеканила гроши.

Почти каждый город имел одинаковую структуру. Размещались тесные скопления построек, которые объединяли в отдельные части. Между ними имелись узкие улицы с торговыми палатками.

Уже в 8-м веке началось распространение религии. Горожане стали изучать буддизм и христианство. Некоторые жители стали шаманами. А вот через столетие на этой территории появляется ислам, который вскоре занял главное место среди остальных религий.

В этот же период начинают воздвигать храмы и кладбища. Уже с 10-го века главным сооружением города стала мечеть. Помимо этого, примечательными в поселениях стали бани. Они были распространены по древним городам государства. Сведения об их существовании были найдены в 10-м веке.

Самый древний город Казахстана

Конечно, определить такое поселение непросто. В 2013 году директор института археологии Бауржан Байтанаев назвал Шымкент самым древним городом. Причем если ранее считалось, что он существует около 700 лет, то по мнению историка, его возраст более 2 200 лет.

Такое заявление он сделал на основе раскопок, которые длились несколько сезонов. Археологи нашли керамический комплекс, который относят к одному из древнейших городов мира Афрасиаба. Появление последнего датируется 8-м веком до нашей эры.

Ученый предположил, что сведения о городе Нуджикете напрямую связаны с Шымкентом.

Но пока что и эту информацию сложно считать правдивой, как и ту, что Чимкент и Шымкент — это один и тот же город. Поэтому достоверная информация о поселении появляется только в 14-м веке. Пока что официально считается, что рождение города датируется 1365-1366 годами.

Это поселение долгое время переходило из рук в руки. В 13-м веке сюда пришло войско Чингисхана. В 16-м веке город перешел во владение Казахского ханства. Последующие два века сюда «заходили» джунгарские завоеватели. До первой половины 19-го века два крупных ханства вели борьбу за господство на этой территории.

Во времена Великой Отечественной войны сюда перенесли большое количество промышленных предприятий СССР. В послевоенное время территорию настиг бурный рост экономики.

К октябрю 2017 года в Шымкенте проживает 950 тысяч человек. С момента своей независимости город развивался. В 2011 году произошел прирост населения на 44 % относительно 2000 года. Также незначительно расширилась территория города.

Нет на карте

Считается, что таким является Сайрам, который ранее именовался как Испиджаб (Исфиджаб). К сожалению, сейчас точно не известно, находился ли этот древний город на территории современного Сайрама. Мнение историков разделилось.

Сам же Испиджаб был популярным торговым городом. Его главной особенностью было важное торговое значение. Располагался он на Великом шелковом пути. Впервые о нем упомянули в 629 году. По другим сведениям, его основали в 9-10-м веке в качестве военного укрепления. Благодаря красоте его стали называть Белым городом.

Есть информация, что после основания государства Саманидов, древний город Казахстана Испиджаб стал его частью. Уже спустя столетие он перешел к династии Караханидов и был с ними два века.

Считается, что Сайрамом город стал в 13-м столетии. Это если брать теорию о связи между двумя поселениями. Уже в качестве Сайрама он был присоединен к империи Чингисхана, а через пару лет к Чагайскому улусу.

Некоторое время был частью узбекских владений. Сейчас Сайрам — это казахское село на юге страны, в котором живет 48 тысяч человек.

Крупное поселение

Отырар — древний город Казахстана на казахском. На русском его называют Отрар. Также это поселение имело разные имена: Тарбанд, Турарбанд, Турар или Фараб.

Пока эту территорию не настигло монгольское нашествие, она была крупнейшей в Средней Азии. Сейчас Отрар — городище в Отрарском районе на юге государства.

Ранее существовал Отрарский оазис. Сейчас это исторический и культурный заповедник. Здесь почти 50 лет проводят исследования и раскопки. Именно благодаря работе на этой территории стало известно об Отраре.

Отрарский оазис развивался в 1-13-м веках нашей эры. В древнем городе Казахстана Отраре располагался монетный двор Караханидов. В 13-м веке территория стала частью Хорезма.

Есть сведения о том, что Отрар являлся частью Фараба. Они были получены из исследования медных дирхем.

Есть сведения, что в этом поселении проживало большое количество ученых, мудрецов, искусных музыкантов, предсказателей и ювелиров. Раскопки помогли определить ключевые места города. Так, известно о медресе, рынке, мастерской-кузнеце, гурт-хане, банях, мечети, лавках и магазинах.

После правления Чингисхана тут произошли трагические события при участии монгольских войск. Сыновья великого полководца вели осаду полгода.

В Отыраре начался голод, а также противостояния между жителями и представителями власти. Простые отрарцы хотели договорится с нападающими. В итоге один из жителей открыл ворота монголам.

Это привело к сожжению города и полному его уничтожению. Жители были порабощены и убиты.

В 15-м веке поселение заново отстроили. До середины 18-го века город принадлежал Казахскому ханству. После его снова разрушили джунгары. В 19-м веке он был окончательно заброшен.

Древний город Казахстана, основанный саками и усуньями

Тараз — это известное поселение государства. Является административным центром Жамбылской области. Расположился город на юге Казахстана, рядом с Киргизией. Население его составляет 364 тысячи человек.

Тараз — древний город Казахстана, на казахском языке это слово созвучно «весам». Некоторые считают, что именно это дает право считать город участником Великого шелкового пути (в торговле использовали весы). На самом же деле происхождение название доселе неизвестно. В период СССР его называли Джамбул.

История города начинается с реки Талас, у которой расположились племена саков и усуней. Считается, что они основали поселение в 5-м веке до нашей эры. Пока не доказано время основания Шымкента, можно сказать, что Тараз является самым древним городом Казахстана.

В первом веке до нашей эры случился раскол государства хуннов. Один из братьев этой династии решил уйти из Китая в Среднюю Азию. Он попадает в Таласскую Долину к своим вассалам Уйсуням.

После этого начинают появляться и письменные доказательства существования древнего города Казахстана — Тараза. В 400 году есть упоминания о Талосе. Это поселение являлось частью Великого шелкового пути. Спустя 350 лет была зафиксирована битва на Таласе, в которой участвовали арабы. Именно с их подачи город стал называться Тараз.

В 900 году поселение добровольно принимает ислам. Христианские храмы перестраивают в мечети. Тараз становится частью государства Саманидов. До 10-го века входил в Карлукское ханство.

Несмотря на то что это древний город Казахстана, основанный саками, к 1000 году от этого племени ничего и не осталось на этой территории. Край завоевали Караханиды. Благодаря этой династии территория стала центром развития, поскольку была столицей.

Интересно, что это один из немногих городов, который не сохранил письменных упоминаний о монгольском нашествии. Возможно, Тараз смог выстоять перед воинами. Хотя информация о том, что в 1220 году он был сожжен, говорит об обратном. В этот момент монголы решают переименовать город в Яны.

До 15-го века поселение относилось к Чагатайскому улусу. До 1718 года — к Казахскому ханству. Также попало под разрушения джунгаров. После этого племени Тараз стал частью Кокандского ханства. А в 1856 году его переименовали в Аулие-Ата. Перед началом Великой Отечественной войны Тараз — древний город Казахстана — на казахском стал называться Мирзоян. Через два года — Джамбул.

Каждый раз город переименовывали в честь выдающихся персон. Аулие-Ата (каз. «Святой дед») был назван в честь основателя Караханидов. Левон Мирзоян был первым секретарем ЦК КП(б). Джамбул Джабаев — это казахский поэт и акын.

Уже в 1993 году город снова переименовали из-за транскрипции в Жамбыл. Но очевидно, что местных не устроили подобные изменения и городу вернули его старое название — Тараз.

Другие города

К сожалению, описать каждый древний город непросто. Во многом это связано с тем, что некоторые поселения доселе не изучены хорошо.

Например, уже ранее упоминавшийся Имакия — древний город Казахстана, на казахском языке — Кимакия. Ранее являлся средневековым азиатским поселением кимаков. Оно находилось на территории современного Казахстана и сейчас считается исчезнувшим.

В 9-13-м веках был резиденцией правителя одноименного каганата. Находился город на реке Иртыш в районе современного Павлодара.

Известно было поселение Кулан. Сейчас сложно понять, какая территория имелась в виду, поскольку в Казахстане есть два одноименных села. Первое находится в Южно-Казахстанской области, второе — в Жамбылской. Причем в последнем случае перед нами аул, в котором к 2009 году проживало около 15 тысяч человек.

Еще одним древним городом Казахстана стал Аспара. Расположен в Жамбылской области. Сейчас представляет собой остатки средневекового городища. Его исследовали перед Великой Отечественной войной. Обнаружили, что длина разрушенных стен всего 100-300 метров.

Считается, что основная часть поселения существовала до 12-го века. Некоторые источники упоминают Аспару как пункт Великого шелкового пути. Есть также вероятность, что в свое время тут была стоянка войск эмира Тимура.

И последний древний город, который существует по сей день — Туркестан. Он находится на юге страны. Недалеко от него протекает река Сырдарья. Считается городом областного подчинения.

Первые поселения на этой территории были зафиксированы в 500 году нашей эры. Возможно, Туркестан в 10-м веке получил имя Шавгар, а в 12-м — Ясы. В средневековые времена поселение стало городом-крепостью.

Часто эту территорию сравнивают с жизнью и смертью поэта и философа Ахмеда Ясави. Позже Тамерлан построил мавзолей в честь поэта, который ныне считается культурным центром.

О городе с именем Туркестан заговорили в 15-м веке. Это место стало частью Казахского ханства, а после было разрушено джунгарами.

Заключение

Древних городов Казахстана огромное количество. Интересно, что некоторые становятся своеобразным синтезом, поскольку окончательно определить территориальные и временные границы того или иного поселения непросто, учитывая количество прошедших веков.

Так рождаются споры о существовании того или иного города. Сейчас однозначно известно о крупных древних городах Казахстана, среди которых можно выделить: Шымкент, Исфиджаб, Отырар и Тараз. Это те территории, которые сохранили много вещественных доказательств и письменных сведений.

Многие поселения стали частью соседних государств Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Китая.

Источник: https://FB.ru/article/367971/drevnie-goroda-kazahstana-spisok-informatsiya

Древние города Казахстана (стр. 1 из 2)

Древние города Казахстана 2

Города и поселения в VI — первой половине IX века

На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье.

Южный Казахстан, или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степя­ми Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.

Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобре­тает популярность её первоначальное название Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-Восточное Семиречье.

В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи. В науке существует так называе­мое евроцентристское направление, в котором кочевники пред­ставлены как варвары в противовес цивилизованным земледель­цам.

В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают та­кие их качества, как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие.

Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и разви­вались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства.

Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи.

Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах, нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких по своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков.

История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. В целом же историческая законо­мерность развития, оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными эконо­мическими связями.

Их взаимоотношения были явлением, стиму­лирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры.

Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.

Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы.

Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя…

Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»

Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колони­зации.

Существует и противоположная, автохтонная модель проис­хождения городской культуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и эконо­мических судьбах народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позиций этногенетических, необходим и культурологический анализ.

В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйст­ва.

Показательно сложение городского быта, который в археологи­ческих материалах представлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения.

Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного пере­селения сюда согдийцев. С другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.

Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семи­речье, на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в археологичес­ких материалах такими массовыми находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.

Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенети­ческих процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культу­ра, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культуре города».

Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафик­сировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний го­род) и рабад (пригород).

В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.

В отличие от южноказахстанских городищ топография семиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной.

Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойствен­ным ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией, религией.

Городское жилище здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квад­ратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы.

В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.

Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая.

В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая планировка».

В цитаделях городов располагались дворцы правителей, ин­терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.

Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме между­народной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную торгов­лю.

В его среде получили распространение различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена прини­мали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии.

Их культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского региона.

Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.

Города и поселения во второй половине IX — начале XIIIвв.

Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались

на городской культуре области. Связанная тесными экономически­ми и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие мусульманской культуры, которая распрос­транилась в первую очередь в среде городского населения.

Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время.

В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовь­ях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольших поселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались в городские центры.

В юго-западном Семиречье число новых городов также увели­чилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.

В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культу­ры в северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, Лабан, Ики-огуз, Каялык.

В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.

Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города при­надлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.

Источник: https://mirznanii.com/a/332969/drevnie-goroda-kazakhstana

Какой город в Казахстане самый древний?

Древние города Казахстана 2

Как определить древность конкретного населенного пункта? Начинать ли отсчет его истории с момента, когда он превратился в крупный город или еще был кочевым аулом, а то и вовсе стоянкой первобытных людей?

Говоря откровенно, ученые так и не смогли установить критерии определения старины. Большинство исследователей полагают, что древнейшими городами могут считаться только те, которые постоянно были населены людьми.

А вот варианты, что тысячу лет назад городище существовало, потом было надолго покинуто, а затем на его месте воздвигли новый город, не считаются. А возраст города надо отсчитывать с даты первого письменного упоминания о нем.

Во всяком случае именно так определяют возраст Москвы, Лондона, Парижа, Еревана и многих других городов.

Но некоторые историки, причем к ним относятся большинство казахстанских, уверены, что летоисчисление должно напрямую зависеть от древности первой археологической находки на месте поселения. Нашли в Алматы керамический кувшин тысячелетней давности – значит, городу тысяча лет! Так что это вопрос сложный. Сколько ученых, столько и мнений.

Несмотря на уверения разного рода историков и археологов, древних городов на территории Казахстана немного. Страну издревле населяли кочевники, а у них отношение к городам было двоякое.

С одной стороны, это крупные центры торговли, где можно что-то продать и что-то купить, с другой – объект наживы. Большинство населенных пунктов существовали лет 50–100, в лучшем случае 200, а потом все они гибли под стрелами и мечами воинственных племен.

Следует учитывать и тот факт, что древние города Казахстана были расположены на Великом Шелковом пути. Вследствие развития морских путей он захирел, заросли бурьяном караванные тропы, затихла жизнь в городах, величественные здания занесло песком и пылью.

Так что с постоянным городским населением дела у нас обстоят плоховато. По этой причине к самым древним городам Казахстана можно отнести Туркестан, Шымкент и Тараз.

Туркестан

В 2000 году в Туркестане отметили 1 500 лет со дня основания города. Поселение на пересечении караванных путей, ведших из Средней Азии на север, появилось в 500 году нашей эры. Называлось оно Шивгар или в других источниках Шавгар. С XII века город назывался Ясы.

Именно здесь родился и жил поэт и философ Ходжа Ахмед Ясави, то есть святой Ахмед из Ясы. Здесь он и умер, а мавзолей, в котором он похоронен, стал местом поклонения. Железный Тимур, в состав империи которого входил и Ясы, велел построить рядом мечеть и мавзолей учителя Ясави – Арыстана баба.

После этого Ясы приобрел известность в мусульманском мире как религиозный центр – Азрет султан или Хазрет султан.

Свое нынешнее название Туркестан приобрел в XV веке, а в XVI–XVIII веках он даже был столицей Казахского ханства.

1 500 лет – солидный возраст, но кому-то и этого мало. Историк Ербулат Смагулов уверяет, что Туркестану аж 2 000 лет, а то и больше: «В последние три-четыре года в ходе раскопок мы обнаружили слои, которые можно датировать II–I веками до нашей эры. Найдена древняя цитадель с удивительным замком крестовидной формы и крепостные стены с бойницами и внутристенными помещениями».

Шымкент

Поселение на месте современного Шымкента существовало в IX–X веках нашей эры. Впервые о нем как о городе упомянул в письменных источниках среднеазиатский историк Шараф ад-Дин Али Йазди в 1425 году в книге «Зафар-наме» («Книга побед») при описании военных походов Тимура. Есть и другая гипотеза, активно поддерживаемая учеными Бауыржаном Байтанаевым и Карлом Байпаковым.

Они утверждают, что это самый древний город Казахстана и ему ни много ни мало 2 200 лет. В качестве доказательства исследователи приводят найденный при археологических раскопках керамический комплекс, а также несколько монет, бронзовых сосудов и мечей-акинаков. По словам ученых, город Нуджикет, описанный китайцем Сюань Цзянем в 629 году, это и есть древний Шымкент.

 Для того чтобы мир признал их правоту, необходимо провести ряд процедур и предоставить необходимые доказательства в ЮНЕСКО. А вот подтвердить эту теорию сложновато – не тянут обломки керамики, бронзовый акинак и могильные курганы на шымкентской улице Аль-Фараби на полноценные доказательства.

Следует помнить, что курганы и даже мазары кочевники возводили зачастую в голой степи.

Алматы

В последнее время в список древнейших городов Казахстана упорно пробивается и южная столица. Раньше было принято считать, что история Алматы начинается с русского военного форта Верный. Хотя отдельные упоминания о том, что на этом месте было древнее городище, встречаются у Чокана Валиханова и Василия Бартольда.

В 70-х годах заговорили о том, что городу около тысячи лет.

В качестве доказательств все тот же Карл Байпаков приводит три аргумента – найденные при раскопках монеты XIII века с надписью «Балад Алмату», раскопки городища Алмаарасан в предгорьях, где обнаружен компактно расположенный жилой массив, и письменные источники, в которых Алматы упоминается как город. Подобные сведения встречаются в трудах Бабура и Мухамада Хайдара Дулати. 

Хотя ЮНЕСКО признало 1 000-летие Алматы, многие историки и ученые с этим не согласны. Городище, а может быть, и город когда-то существовали, с этим не поспоришь.

Но затем населенный пункт исчез – то ли был заброшен, то ли взят врагами штурмом и уничтожен. Во всяком случае, когда в 1853 году майор Перемышльский с солдатами прибыл к урочищу Алматы, никакого города здесь не было.

Так что споры о возрасте южной столицы не утихают.

Тараз

Несмотря на все усилия шымкентцев, туркестанцев и алматинцев, официально самым древним городом Казахстана является Тараз. В его пользу свидетельствует упоминание византийского посла Земарха от 568 года нашей эры.

В 630 году о городе писал китайский путешественник Сюань Цзянь, назвавший Тараз важным торговым центром, стоящим на Великом Шелковом пути. В VIII веке Тараз был известен как Аргу-Талас, или Алтын-Аргу-Талас-улуш.

Городище Тараз основали за несколько веков до нашей эры объединившиеся племена усуней и саков. В начале нашей эры племена гуннов, ушедших из Китая к усуням, сделали Тараз своей столицей.

После ухода гуннов в Европу «Город купцов», как издавна называли Тараз, стал столицей тюргешей, а затем карлуков и караханидов.

Эта земля сохранила следы цитаделей, караван-сараев, глинобитных мазанок простолюдинов, дувалы, глухие внутренние дворики и ремесленные мастерские.

Кроме того, Тараз был и крупным металлургическим центром. Местные мастера славились искусством ковки и литья. Примером уровня здешнего литейного искусства может служить ритуальный казан из мавзолея Ахмеда Ясави в Туркестане.

А еще Тараз славился своими женщинами. Не было в подлунном мире девушек прекраснее, чем жительницы Тараза. Во всяком случае так считал великий поэт и жизнелюб Омар Хайям. А уж он разбирался в женской красоте и любил проводить время «с молодой уроженкой Тараза вдвоем»:

Кудри милой от мускуса ночи темней,
А рубин ее губ всех дороже камней…
Я однажды сравнил ее стан с кипарисом,
Возгордился теперь кипарис до корней!

Источник: https://express-k.kz/news/ekskursiya/kakoy_gorod_v_kazakhstane_samyy_drevniy-131489

Древние города Казахстана: «Тараз. Сквозь вехи тысячилетий»

Древние города Казахстана 2

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историкам под именем Тараз.

Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу VI в. Именно в это время одна из крупных империй поры средневековья Византия пытается заключить договор с тюрками, государство которых простиралось от Тихого океана на востоке до Черного моря на западе.

Император Юстиниан II отправляет посольство во главе с Земархом, который был военачальником восточной части империи, в ставку тюркского кагана Дизабула.

Во время своей поездки Земарх, по описанию византийского историка Менандра, побывал в городе Таласе и где-то недалеко от него был принят в ставке тюркского кагана, повелителя огромной державы. 

Впоследствии о Таразе (Таласе) писали почти все средневековые географы, историки, путешественники, и это не удивительно, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути.

Поэтому не случайно, что при описании Тараза авторы отмечают, в первую очередь, его торговое значение. Вот что, например, пишет китайский путешественник Сюань-Цзянь: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли.

Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих стран». 

То же самое, но спустя три с лишним столетия сообщает Ибн Хаукаль: «Тараз — место торговли мусульман с тюрками» А ал-Макдиси пишет так: «Тараз — большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». 

Однако ни один из древних авторов не называет точного месторасположения Тараза, и поэтому довольно долго его искали в разных местах. Тараз отождествлялся то с развалинами городища Тоймакент на правом берегу Таласа, то с местечком Тала на р.

Карабура, то с известным средневековым городищем Садыр-Курган. В.В. Бартольд более всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте Аулие-Ата, так до середины XIX в. назывался Тараз.

При этом он ссылался на ал-Макдиси, который при описании Тараза указывал на большую реку, протекающую через город. Такой рекой мог быть только полноводный Талас. 

Поразительная интуиция крупнейшего востоковеда впоследствии была полностью подтверждена исследованиями археологов М.Е. Массона, А.Н. Бернштама и Г.И. Пацевича. Псоле раскопок на городище, расположенном в центре современного Тараза, найдены настолько яркие и богатые находки, что сомневаться в тождестве этого городища и древнего Тараза уже не приходится. 

Центром Тараза, его самой старой частью являлась цитадель, по-персидски «арк» или «кухендиз». В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция властвующего класса общества. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном.

Это укрепленная центральная часть города, где размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители. Здесь находились жилища знати, богатых купцов, ремесленников, здесь же были торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья — рабады.

В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда. 

Древний Тараз в то же время был центром большого оазиса. Кроме Тараза сюда входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. К настоящему времени от них остались лишь оплывшие развалины — холмы. В жаркое летнее время трава на них выгорает и, если подняться куда-нибудь на возвышенность, то отчетливо видны желтые вкрапления в зелень массивов полей. 

Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района. Границы его, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов. Оазис защищали крепости с постоянными военными гарнизонами.

Обойти их было невозможно, а взять приступом такую сильно укрепленную крепость было нелегко, тем более что исключалась внезапность нападения, обычно обеспечивающая половину успеха.

Пока запертые в стенах гарнизоны мужественно отбивались от врага, крупные военные отряды Тараза уже нацеливали свой удар и заставляли непрошенных пришельцев спешно убраться восвояси. По крайней мере, как сообщает источник, когда в конце IX в.

Основатель могущественной среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошел войной на Тараз, то перенес много трудностей, и лишь после долгого и упорного сопротивления эмир Тараза вынужден был сдаться и с многочисленными дехканами принял Ислам. 

Присоединение Тараза к Средней Азии и усиление торгово-экономических связей с крупнейшими центрами — Бухарой и Самаркандом, — несомненно, сыграли и свою положительную роль. 

Для этого времени характерно широкое распространение поливной керамики. Полива белая, зеленая, жёлтая.

Помимо резного подглазурного, так называемого гравированного орнамента, теперь появляется подглазурная роспись разноцветными красками: темно-коричневой, красной и черной по белому фону.

Сюжет орнамента растительный, приобретающий все более и более геометрические формы. Существенное значение в украшении занимают стилизованные надписи, представляющие собой изречения религиозного характера. 

К этому же периоду относится одна из интереснейших находок — керамический светильник, сделанный в виде юрты. Это фактически уменьшенная во много раз модель настоящей юрты кочевника.

Она имеет все необходимые атрибуты войлочной юрты: полги, имитирующие деревянный остов- кереге, стягивающие кошму веревки и даже отверстие в крыше — тундык, служившее дымоходом.

Находка модели юрты в городе, центре ремесла, торговли и земледелия, позволяет археологам сделать крайне интересный вывод о проживании в Таразе населения, для которого кочевой быт, составляющий еще недавно основу жизни, стали лишь воспоминанием, отразившимся в прикладном искусстве. 

В XI-XII вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений.

Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских владетелей. А значение и мощь города выразились в том, что в начале XI в. Таразскому владетелю Туганхану подчинялись правители Самарканда и Кашгара.

Естественно, что эта политическая сила была следствием экономического могущества города. 

Слои городища этого времени при археологических раскопках дали множество находок, ярко характеризующих культурно-экономический подъем Тараза. 

Древний водопровод

В восточной части Тараза археологи открыли участок водопровода длиной около 15 м. Глиняные трубы размером 0,7 м и диаметром 0,25 м соединялись глиняными муфтами. Лежали они на своеобразной глиняной подушке.

Водопровод был подключен к р. Талас, под напором его стремительного течения вода подавалась во все концы города.

Несомненно, постройка водопровода требовала определенных технических знаний, она характеризует сравнительно высокую степень инженерной мысли. 

К этому же времени относится еще один раскопанный объект — баня (в плане представляющая собой прямоугольник размером 13,6×12,4м). 

Находки бани хамам с водопроводом

Хорошо известно, какой популярностью пользовались бани на востоке, поэтому внимание строителей к их оформлению не должно нас удивлять. И тем не менее, пышная отделка таразской бани невольно поражает, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сидения, ванн, ниш. 

Пол ее вымощен плитками обожженного кирпича. Вход в баню сделан в северной стене. Он вел в небольшую комнатку с полками для сидения. Стены украшены богатой фресковой росписью.

Это комната соединялась с помещениями, в которых находились ванны. В стенах помещений с ваннами были устроены ниши, также заполненные фресковой росписью.

Она наносилась на поверхность штукатурки, слегка лощенной и сравнительно устойчивой к воздействию воды. 

В XII и в начале XIII в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города в это смутное время были разграблены и разрушены.

По сообщению Якута, хорезмшах Мухаммад, будучи не в силах защитить окраины своих владений, «разрушил своими руками пограничные крепости и отдал их на разграбление своим войскам. Жители выселились оттуда и покинули их с сожалением.

И остались эти сады опустевшими на своих опорах, заставляя плакать глаза и скорбеть сердце. Он остался с разрушенными замками и пустыми жилищами и дворами. Заблудился проводник этих каналов, и они стали течь, блуждая во все стороны без воли». 

Разгром довершили кочевники каракитаи, а затем монголы. «Они погубили всех тех, кто оставался там, включив в их число тех, которых они погубили помимо их. И не осталось от тех прекрасных садов и высоких замков ничего, кроме разрушенных стен и следов исчезнувших народов». Какой яркий пример бессмысленности войн скрывается за этими сухими строчками древней хроники. 

Развалины древней сторожевой башни, охранявшей подступы Тараза. IX-XII вв.

После разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась. 

Город известен позднее под именем Янги. Однако ученые до сих пор не могут с уверенностью сказать, относилось ли это название к древнему Таразу, или имелся ввиду какой-то новый город, отстроенный неподалеку.

На городище самого Тараза отмечаются лишь отдельные участки, где продолжало ютиться население и в XV-XVIII вв. Однако традиции оседлости не прерывались, земледелие здесь развивалось.

Вдоль берегов Таласа по-прежнему стояли поселения хлеборобов и ремесленников, жизнь продолжалась… 

В XIX в. На развалинах Тараза возник Аулие-Ата, который стал одним из цветущих, красивейших городов нашей республики — Джамбулом, а затем в 1998 г. городу было возвращено его древнее имя Тараз. 

В 2002 году Казахстан отметил юбилей Тараза, которому исполнилось 2000 лет. Именно на рубеже эр, в конце I в. до н.э. и начале I в. н.э.

Тараз сформировался как город — центр политической и экономической жизни обширного региона, и с этого времени он стал быстро развиваться.

Юбилей Тараза — это веха на пути развития суверенного Казахстана, имеющего богатую историю, наполненную героическими событиями, подвигами полководцев и воинов, деяниями ученых, творениями поэтов и художников. 

Тараз — это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром науки и культуры, ремесла и торговли огромного материка.

Материал подготовлен на основе энциклопедии К. Байпакова «Древние города Казахстана»

Источник: https://e-history.kz/ru/publications/view/1371

Refy-free
Добавить комментарий