Древнеперсидский календарь

месяцы и дни недели

Древнеперсидский календарь

Древнеегипетский календарь

(солнечный)Три сезона по 4 месяца каждый:

1. Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября

2. Время Восходов (перет) — с середины ноября до середины марта 3. Время Засухи — с середины марта до середины июляМесяцы обозначались номерами ( первый месяц половодья, второй месяц половодья и т.д.). Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Остальные 5 дней не входили в календарь и добавлялись в конце последнего месяца. Новый год должен был начинаться 19 июля — в день, когда на небе «восходил» (т.е. становился видимым) Сириус. Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года Новый год отставал на 1 день и только через 1460 лет опять приходился на день «восхода» звезды Сириус.

Названия египетских месяцев в греческих и арамейских документах:

1.Тот2.Паофи3.Хатир4.Хойак5.Тиби6.Мехир7.Фаменот8.Фармути9.Пахон10.Паини11.Эпифи12.Месоре

Шумерский календарь

(Ниппурский, конец III тысячелетия до н.э.) 1. Бараг-заг-гар-ра 2. Гуд-си-са 3. Сиг-га 4. Шу-нумун-а (месяц сена) 5. Изи-изи-гар-ра (месяц зажигания огней) 6. Кин-Инанна (месяц работы богини Инанны) 7. Дул-Куг 8. Апин-ду-а 9. Ган-ган-эд 10. Аб-ба-эд 11. Зиз-а (месяц двухзернянки или полбы) 12. Ше-гур-куд (месяц жатвы)
Вавилонский календарь(лунно-солнечный)1.Нисан (март-апрель)2.Айар3.Симан4.Дуз5.Аб6.Элул7.Ташрит8.Арахсами9.Кислим10.Тебет11.Шабат12.АддарКаждый третий год прибавлялся високосный месяц (второй Элул или второй Аддар) для уравнивания суммы 12 лунных месяцев с солнечным годом.

Ханаанейский земледельческий календарь

год делился на 8 неравных месяцев: 1. Месяц собирания плодов (сентябрь-октябрь) 2. Месяц сеяния (ноябрь-декабрь) 3. Месяц позднего сеяния (январь-февраль) 4. Месяц срезания льна (март) 5. Месяц жатвы ячменя (апрель) 6. Месяц жатвы всего остального — пшеницы и двухзернянки (май) 7.

Месяц обрезания виноградника (июнь-июль) 8. Месяц летних плодов (вероятно сезама и проса)
Древнееврейский календарь(лунно-солнечный, восходящий к вавилонскому, что видно из названий месяцев) 1.Нисан (март-апрель)2.Ийар3.Сиван4.Таммуз5.Аб6.Элул7.Тишри8.Мархешван9.Кислев10.Тебет11.Шабат12.

Адар

Древнеперсидский календарь

(лунно-солнечный) 1. Адуканиш (чистка оросительных каналов) 2. Туравахара (сильная весна) 3. Тайграчиш (сбор чеснока) 4. Гармапада (стояние жары) 5. Дрнабаджиш (сбор налога с урожая) 6. Харапашия (вязка колючек на топливо) 7. Багаядиш (поклонение богу Митре) 8. Вркаджан (маргаджан) (волчья охота) 9. Ассиядия (поклонение огню) 10. Анамака (безымянный) 11. Тваяхва (лютый) 12. Вияхана (копка) После вияханы мог вставляться високосный месяц, не имевший особого названия.

Эламско-персидский календарь

1.Хадуканнаиш4.Кармапатташ7.Багиятиш10.Ханнамаккаш2.Турамараш5.Тарнабазиш8.Маркашанаш11.Самиямаш3.Саакуризиш6.Карабашия9.Хаишшиятияш12.Мияканнаиш

Древнеиндийский календарь

Эры

Викрама 58 г до н.э.Шака 78 г н.э.Гупта 320 г н.э.Месяцы1.Чайтра (март-апрель)7.Ашвина (сентябрь-октябрь)2.Вайшакха (апрель-май)8.Карттика (октябрь-ноябрь)3.Джьяйштха (май-июнь)9.Маргаширша (ноябрь-декабрь)4.Ашадха (июнь-июль)10.Пауша (декабрь-январь)5.Шравана (июль-август)11.Магха (январь-февраль)6.

Бхадрапада (август-сентябрь)12.Пхальгуна (февраль-март)

Китайский календарь (лунно-солнечный) 1. Первый месяц Луны 2. Второй месяц Луны 3. …. и т.д. …. Для уравнивания лунного года с солнечным вставляются (как в вавилонском календаре) високосные месяцы (на основе 60-летнего цикла).

Республиканский календарь Французской революции

Вандемьер — виноградный — 22/23 сентября — 21/22 октябряБрюмер — туманный — 22/23 октября — 20/21 ноября Фример — морозный — 21/23 ноября — 20/21 декабря Нивоз — снежный — 21/23 декабря — 19/21 января Плювиоз — дождливый — 20/21 января — 18/19 февраля Вантоз — ветреный — 19/20 февраля — 20/21 марта Жерминаль — прорастающий — 21/22 марта — 19/20 апреля Флореаль — цветущий — 20/21 апреля — 19/20 мая Прериаль — луговой — 20/21 мая — 18/19 июня Мессидор — жатвенный — 19/20 июня — 18/19 июля Термидор — жаркий — 19/20 июля — 17/18 августа Фрюктидор — плодовый — 18/19 августа — 16/17 сентября Республиканский (революционный календарь) введён декретом от 5 октября 1793 г, отменившим христианское летосчисление. Первый день новой эры — день провозглашения Республики (по григорианскому календарю — 22 сентября 1792). Год делился на 12 месяцев по 30 суток в каждом, после 360 суток вводилось 5 (в високосном году 6) «дополнительных» суток. Республиканский календарь действовал до 1 января 1806 г.

названия днй недели

Происхождение семидневной недели

Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем возникла в Древнем Вавилоне. Отсюда она перешла к евреям, а затем к грекам и римлянам; от римлян она широко распространилась по всей Западной Европе. Семидневная неделя получила признание и у многих народов арабского Востока.

Вавилоняне приписывали числу «семь» магическое значение, считая его «священным». Такое почитание было связано с числом известных в то время планет (к которым относили также Солнце и Луну).

Вероятно, происхождение семидневной недели как единицы измерения времени связано и с другой причиной — с изменением лунных фаз, повторяющихся через каждые 29,5 суток. Если учесть, что во время новолуния Луна не видна около 1,5 суток, то продолжительность видимости ее составит 28 суток, или четыре недели.

И теперь период изменения вида Луны мы делим на четыре части, которые называем первой четвертью, полнолунием, последней четвертью и новолунием. Каждая четверть лунного месяца длится приблизительно семь дней.Названия дней недели. Названия дней недели имеют астрологическое происхождение.

Еще в Древнем Вавилоне сутки делились на 24 часа и каждый час находился под покровительством какойнибудь планеты. Так, первый час субботы посвящался самой далекой планете — Сатурну, второй час — Юпитеру, третий — Марсу, четвертый — Солнцу, пятый — Венере, шестой — Меркурию и седьмой — Луне.

По астрологическим правилам дни получали свои имена в зависимости от того, какой планете посвящался его первый час. Поэтому суббота и получила название дня Сатурна.Остальные часы субботы были также распределены между планетами. Так, 8-й, 15-й и 22-й часы опять посвящались Сатурну, 23-й час принадлежал Юпитеру, 24-й — Марсу.

Первый час следующего дня — воскресенья приходился на долю Солнца. Поэтому оно и было названо днем Солнца.Продолжая и дальше такой расчет, найдем, что первый час третьего дня попадал под покровительство Лупы, четвертого — Марса, пятого — Меркурия, шестого — Юпитера и седьмого — Венеры. Соответственно этому и получили свои имена дни недели

Понедельник

Dies Lunae — день Луны

Вторник

» Martis — » Марса

Среда

» Mercuru — » Меркурия

Четверг

» Jovis — » Юпитера

Пятница

» Veneris — » Венеры

Суббота

» Saturni — » Сатурна Воскресенье » Soils — » Солнца Народы Западной Европы переняли от римлян различные обычаи, а также многие слова и выражения. Поэтому в языках, европейских народов — итальянцев, фрапцузов, испанцев, немцев, англичан, шведов, норвежцев, датчан, голландцев — до наших дней сохранились многие названия дней недели, заимствованные у древних римлян. Так, во французском языке только воскресенье (dimanche) не связано с «планетными» названиями и происходит от латинских слов dies domenica, означающих «день господень». В итальянском и испанском языках у пяти дней недели остались названия планет. В английском языке прямо соответствуют планетам названия таких дней, как суббота (Saturday — день Сатурна), воскресенье (Sunday — день Солнца) и понедельник (Monday — день Луны); остальные дни также носят имена планет, но они названы по именам богов скандинавской мифологии Тиу, Вотана, Тора и Фрейи, соответствующих по своей роли римским Марсу, Меркурию, Юпитеру и Венере.В немецком языке и поныне Sonntag (день Солнца) — воскресенье и Montag (день Луны) — понедельник, да и пятница (Freitag) напоминает нам уже упомянутую богиню Фрейю.

Английское название

SundayMondayTuesdayWednesdayThursdayFridaySaturday

Датское (норвежское) название

søndagmandagtirsdagonsdagtorsdagfredaglørdag

Шведское название söndag

mandagtirsdagonsdagtorsdagfredaglördag

Финское название Sunnuntai

MaanantaiTiistaiKeskiviikkoTorstaiPerjantaiLauantai

Голландское название

ZondagMaandagDinsdagWoensdagDondersdagVrijdagZaterdag

Немецкое название Sonntag

MontagDienstagMittwochDonnerstagFreitagSonnabend

Французское названиеLundi

Mardi Mercredi Jeudi Vendredi Samedi Dimanche

Итальянское названиеLunedi

Martedi Morcoledi Giovedi Venerdi Sabato Donenica

Испанское названиеLunes

Martes Miercoles Jueves Viernes Sabado Donenigo Интересно, что у некоторых народов Азии дни недели носят названия тех же планет. В Индии дни недели именуются так (на языке хинди): Понедельник — Сомвар (день Луны) Вторник — Мангалвар (день Марса) Среда — Будхавар (день Меркурия) Четверг — Вирвар (день Юпитера) Пятница — Шукравар (день Венеры) Суббота — Шанивар (день Сатурна) Воскресенье — Равивар (день Солнца) В русском языке, как и в других славянских языках (украинском, белорусском, болгарском, чешском, сербскохорватском, польском), названия дней недели связаны с их порядковыми номерами и с некоторыми религиозными обычаями. Наши названия дней недели пришли в Древнюю Русь из Болгарии — южнославянской страны, культура которой была в то время на самом высоком уровне.

Украинские

Понедiлок Biвтopoк Середа Четвер Пятниця Субота Недiля

Польские

Poniedzialek Wtorek Sroda Czwartek Piatek Sobota Niedziela

Чешские

Pondeiek Uterek Streda Ctvrtek Patek Sobota Nedele

Болгарские

Понеделник Вторник Сряда Четвъртък Петък Събота Неделя Религиозные люди считают, что семидневная неделя была установлена самим богом, который шесть дней трудился, а на седьмой «почил от дел своих». Поэтому Библия строго запрещала нарушать святость субботы — дня, посвященного богу. Этот день был еженедельным праздником у христиан и евреев. Во II в. н. э.

римский император Адриан запретил христианам праздновать субботу. Тогда день отдыха был перенесен на следующий день недели — день Солнца. В 321 г. римский император Константин, принявший христианство, узаконил этот день как еженедельный государственный праздник.

На Руси еженедельный праздник долго назывался седмицей или «неделей» — днем, когда «не делают», не работают. Понедельник означает, что он следует после «педели» (т. е.

воскресенья), вторник — второй день после «недели», среда — средний день, четверг и пятница — четвертый и пятый; суббота же происходит от древнееврейского слова «саббат» (шабаш), что означает отдых, покой. После принятия Русью христианства воскресеньем назывался только один день года — день начала празднования пасхи.

В смысле дня недели слово «воскресенье» начали употребл*ть только в XVI в. в память о воскресении Христа, Слово же «неделя» сохранилось для всего семидневного периода вместо слова «седмица».

Мусульманские народы, приняв семидневную неделю, почитают седьмым, т. е. нерабочим днем пятницу, так как будто бы в этот день родился их пророк Мухаммед.

Источник: https://ucrazy.ru/interesting/1219490240-mesyacy_i_dni_nedeli.html

Разновидности Календарей

Древнеперсидский календарь
Лунные календари не учитывают времена года, а солнечные — фазы Луны. Лунно-солнечныеориентируются на Луну и корректируют по Солнцу. В календаре помимо его точности важна привязка к космическим событиям. Тем неменее, мы об этом не задумываемся, используя современный календарь и следуяпраздникам согласно нему.

Календарь должен как минимум учитывать взаимоположениеЗемли, Солнца и Луны, а также положение Зодиака (созвездий).Часто идут споры о датировке лет и прошедших столетиях, но не обращается внимание на корректнуюнумерацию дней в течение года, а это является даже более важным.

Кроме того,нужно осознавать смысл, оттенок того или иного дня или периода. День — один оборот Земли вокруг своей оси.Месяц — один оборот Луны вокруг Земли (27-29 дней).Год — один оборот Земли вокруг Солнца (365 дней). Существует мнение, что реформаторы календарей вскоре погибали. Во многих культурах начало года — весеннее равноденствие.

На Руси празднованиеНового года — до 14 века.

___________________________________________________________

Наследник юлианского календаря. Введен в 1582 г.В XVI в. время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным (ошибка составляла 10 дней). В 1582 г. папа Григорий XIII создал комиссию календарной системы, которая одобрила проект итальянского математика и врача Луиджи Лилио (Алоизий Лилий). Он предложил из каждых четырехсот лет по определенному закону изымать 3 дня. Было также решено изъять дополнительные дни, добавленные юлианским календарем с начала его использования. На следующий день после 4 октября 1582 г. наступило не 5, а 15 октября — вступил в силу григорианский календарь.

Григорианский календарь общепризнан в настоящее время.Ошибка в 1 день в набегает за 3300 лет.Это, в частности, приводит к тому, что сейчас солнце проходит через точку весеннего равноденствия почти на 3 часа раньше, чем 400 лет назад.Откалиброван таким образом, чтобы равноденствие всегда приходилось на 21.03.

Недостатки, вопросы: нелогична точка отсчета (1 января), системамесяцев не имеет привязки к чему-либо значимому.

___________________________________________________________

Основа — римский календарь.Юлий Цезарь пригласил в Рим группу египетских (?) астрономов во главе с Созигеном,и они решили, что лунный календарь надо заменить солнечным.Повлиял египетскй календарь.Начало года — январь (ранее март), т.к.избранные консулы вступали в должность с 01.01.Над егосозданием работала группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.Тропический год (время между двумя зимними солнцестояниями) считается равным365,25 дней, точность достигается за счет введения високосного года (366дней), следующего через каждые три обычные года (365 дней).Принят в 325 г. для всего христинаского мира. Дает ошибку в 1 день за 128 лет.В 1582 г. он был заменен на григорианский

Недостатки, вопросы: нелогична точка отсчета (1 января), системамесяцев не имеет привязки к чему-либо значимому.

___________________________________________________________

Использовался в гражданских целях.Сначала 10, потом 12 месяцев. Начало года — март.

___________________________________________________________

Луна в основе календаря используется с глубокой древности.Официальными изобретателями считаются древние шумеры.

___________________________________________________________

Конец III тысячелетия до н.э.Лунный год в календаре Междуречья состоял из 12 лунных месяцев длительностью в29.5 дня каждый, т.е. всего 354 дня. Так как он был значительно корочесолнечного (сейчас около 365 дней), то начало года все время сдвигалосьотносительно весенних разливов рек. Шумерам это не нравилось, и они периодическивводили дополнительный месяц для согласования с солнечным циклом.Имелось 2 полугодия без выделения сезонов. 1. Бараг-заг-гар-ра 2. Гуд-си-са 3. Сиг-га 4. Шу-нумун-а (месяц сена) 5. Изи-изи-гар-ра (месяц зажигания огней) 6. Кин-Инанна (месяц работы богини Инанны) 7. Дул-Куг 8. Апин-ду-а 9. Ган-ган-эд 10. Аб-ба-эд 11. Зиз-а (месяц двухзернянки или полбы) 12. Ше-гур-куд (месяц жатвы)

___________________________________________________________

Считается более точным, чем Григорианский.Система состоит из 3 календарей: длинный счет, цолькин и хааб. Для больших промежутков времени. 20-, 18-, 13-ричные системы счисления.Нумерация с 0. Названия периодов до наших дней не сохранились. Периоды (2 днях):20, 360, 7200, 144000, 2880000, 57600000, 1152000000, 23040000000. Текущий цикл (Эра Пятого Солнца) длинного счета закончится в декабре 2012 г.,что сейчас соотносят с концом Света.
Лунный. Ритуальный. Комбинация периодов по 20 и 13 дней.
Солнечный. Применялся в гражданской жизни. 365 дней: 19 месяцев по 20 дней и 5дней добавочных. Нумерация дней с 0.

___________________________________________________________

Солнечный. История европейского календаря начинается в Древнем Египте около 4000 лет дон.э. Египетские жрецы заметили, что ежегодный разлив великой реки начиналсясразу после летнего солнцестояния (ныне — 21-22 июня). И в это же время впредутреннем небе появлялась звезда Сириус после 70-дневного периода ееневидимости. Установив связь между этими явлениями, древние звездочеты наосновании вычислений восходов Сириуса научились предсказывать начало нильскихразливов, с которых начинался хозяйственный год. Египтяне определили год какпериод между двумя солнцестояниями и посчитали его равным 365 дням. Он состоялиз 12 месяцев по 30 дней (без связи с фазами Луны). Последние 5 дней года невходили ни в один месяц, добавлялись в конце последнего месяца. Новый годдолжен был начинаться 19 июля — в день, когда на небе «восходил» (т.е. становилсявидимым) Сириус. Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4года Новый год отставал на 1 день и только через 1460 лет опять приходился надень «восхода» звезды Сириус.
Названия египетских месяцев в греческих и арамейских документах:

1.Тот4.Хойак7.Фаменот10.Паини
2.Паофи5.Тиби8.Фармути11.Эпифи
3.Хатир6.Мехир9.Пахон12.Месоре

Подобный календарь использовался в Армении до принятия христианства.

___________________________________________________________

Традиционное китайское летоисчисление состоит из шестидесятиричного цикла, в котором дни обозначались комбинацией из десяти знаков, так называемых «стволов», в которые входили пять «земных стихий» — дерево, огонь, земля, металл, вода. Эти знаки еще классифицируются по признакам «ян» (мужской) и «инь» (женский), а также по 12 «ветвям», которые обозначались зодиакальными символами животных.В 2637 г. до н.э. по приказу основателя китайской цивилизации Хуанди эта системабыла приспособлена для счета лет, и базовым стал полный 60-летний цикл. Во времяСиньхайской революции в 1911 г. китайцы перешли на европейскую систему летоисчисления,но, несмотря на это, до сих пор используют привычный традиционный календарь.Например, 2002 г. — 19-й год 60-летнего цикла, год водяной Лошади, со знаком «ян». Применялся более чем за 200 лет до н.э. Год делился на 12 месяцев, в которыхпопеременно было по 29 и 30 дней, всего 354 дней. Вставлялся добавочный, 13-ймесяц — високосный год. По своей точности он не уступал юлианскому календарю
Принят в 104 г. до н. э. Средняя продолжительность лунного месяца была принятаравной 29 и 43/81 суток, или 29.530864 суток. Это всего на 0.000276 суток, илипа 24 секунды, отличается от современного значения. Продолжительность годаосталась без изменений, т.е. 365.25 суток.

___________________________________________________________ 

Применялся наряду с вышеперечисленными.Годы объединены в «циклы», каждый из которых охватывал 60 лет. Каждый год внутриодного полного цикла получал свое иероглифическое обозначение.Весь цикл состоял из 5 двойных столбцов, соответствующих пяти «стихиям», или»небесным ветвям». Они обозначали следующие понятия: дерево (Му), огонь (Хо),земля (Ту), металл (Цзинь) и вода (Шуй).Каждая стихия была представлена в 2 состояниях: мужском (нечетные столбцы, т.е.1, 3, 5, 7 и 9) и женском (четные столбцы, т.е. 2, 4, 6, 8 и 10). Таким образом,получалось 10 вертикальных столбцов, или «небесных ветвей», каждый из которыхобозначался одним из следующих циклических знаков: Цзя, И, Бин, Дин, У, Цзи,Гэн, Синь, Жэнь и Гуй.Весь 60-летний цикл делился на 12 периодов, которые также имели свои знаки,представляющие собой «земные ветви».Около 2000 лет назад к знакам периодов, т. е. к «земным ветвям», были прибавленыеще названия животных.

___________________________________________________________

Лунно-солнечный календарь. 12 месяцев по 29 и 30 дней (354 дня) и вставкакорректирующего. Начало года в первое новолуние после летнего солнцестояния илипосле зимнего солнцестояния.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Лунно-солнечный. Возможно, наследник шумерского. Начало года привязанок весеннему равноденствию. 12 месяцев по 29/30 дней попеременно.

1.Нисан (март-апрель)4.Дуз7.Ташрит10.Тебет
2.Айар5.Аб8.Арахсами11.Шабат
3.Симан6.Элул9.Кислим12.Аддар

Каждый третий год прибавлялся високосный месяц (второй Элул или второй Аддар) для уравнивания суммы 12 лунных месяцев с солнечным годом Подобен и еврейский календарь.

___________________________________________________________

Лунно-солнечный, подобен вавилонскому.

1.Нисан (март-апрель)4.Таммуз7.Тишри10.Тебет
2.Ийар5.Аб8.Мархешван11.Шабат
3.Сиван6.Элул9.Кислев12.Адар

___________________________________________________________

Лунно-солнечный.Начало года в весеннее равноденствие.В месяце 29/30 дней, корректировка посредством високосного месяца. 1. Адуканиш (чистка оросительных каналов) 2. Туравахара (сильная весна) 3. Тайграчиш (сбор чеснока) 4. Гармапада (стояние жары) 5. Дрнабаджиш (сбор налога с урожая) 6. Харапашия (вязка колючек на топливо) 7. Багаядиш (поклонение богу Митре) 8. Вркаджан (маргаджан) (волчья охота) 9. Ассиядия (поклонение огню) 10. Анамака (безымянный) 11. Тваяхва (лютый) 12. Вияхана (копка) После вияханы мог вставляться високосный месяц, не имевший особого названия

___________________________________________________________

1.Хадуканнаиш4.Кармапатташ7.Багиятиш10.Ханнамаккаш
2.Турамараш5.Тарнабазиш8.Маркашанаш11.Самиямаш
3.Саакуризиш6.Карабашия9.Хаишшиятияш12.Мияканнаиш

___________________________________________________________

Эры

Викрама 58 г. до н.э.Шака 78 г. н.э.Гупта 320 г. н.э.

Месяцы

1.Чайтра (март-апрель)7.Ашвина (сентябрь-октябрь)
2.Вайшакха (апрель-май)8.Карттика (октябрь-ноябрь)
3.Джьяйштха (май-июнь)9.Маргаширша (ноябрь-декабрь)
4.Ашадха (июнь-июль)10.Пауша (декабрь-январь)
5.Шравана (июль-август)11.Магха (январь-февраль)
6.Бхадрапада (август-сентябрь)12.Пхальгуна (февраль-март)

___________________________________________________________

НазваниеНачало месяцаКонец месяца
Вандемьер — виноградный22/23 сентября21/22 октября
Брюмер — туманный22/23 октября20/21 ноября
Фример — морозный21/23 ноября20/21 декабря
Нивоз — снежный21/23 декабря19/21 января
Плювиоз — дождливый20/21 января18/19 февраля
Вантоз — ветреный19/20 февраля20/21 марта
Жерминаль — прорастающий21/22 марта19/20 апреля
Флореаль — цветущий20/21 апреля19/20 мая
Прериаль — луговой20/21 мая18/19 июня
Мессидор — жатвенный19/20 июня18/19 июля
Термидор — жаркий19/20 июля17/18 августа
Фрюктидор — плодовый18/19 августа16/17 сентября

Источник: http://www.worldisblackandwhite.com/2012/03/blog-post_9101.html

Забытые календари Древней Руси, или что у славян отняла церковь ?

Древнеперсидский календарь

Для современного человека календарь — в основном всего лишь схема упорядочивающая жизнь, деление на события и ожидания :день рождения, зарплата, аванс, Новый год, День победы, отпуск… Но раньше календарь являлся не просто численником, а частью жизни народов, он задавал ритм жизни, имел сакральное значение, являлся частью мудрости.

Христианство колоссальным образом повлияло на жизнь многих народов, в том числе и на народы Руси. Церковь принесла иную культуру, счет времени и летосчисления. В итоге «все смешалось в доме Облонских», а точнее в жизни русского народа.

Долгое время кроме чуждого христианского календаря на просторах Руси использовались старые календари, языческие, отражающие быт и мировоззрение славян.

Кстати, календарная путаница прошлых веков создает много головной боли исследователям прошлого.

О древних календарях славян есть немало литературы, но не так много артефактов. Существуют разные теории о культуре бытия и летосчисления предков.

Известно точно, что славяне пользовались разными календарями, не похожими на церковные, которые несли свою тайную информацию.

Важной составляющей любого календаря является точка отсчета, а с этим всегда были проблемы, но каждый изворачивался, как мог:

Сотворение мира

Сотворение мира ( фреска XII века в итальянском соборе)

Христианский календарь, конечно, был основан на летосчислении от сотворения мира. Причем это сотворение бралось не с потолка, а из текстов.

И сотворил Бог человека по образу Своему И был вечер, и было утро: день шестой» , «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день»

И путем не сложных счислений ( хотя вариантов было около 200), и странной связи Адама и Иисуса решили, что спаситель пришел около 5500 года от начала мира.

А вот у славян отношение к сотворению мира было иным. Часто сотворением мира называли очередную большую победу ( начало мира после войны), от которой шло исчисления до следующего значимого события.

Сварог ( тот кто все сварганил) рис. И.Ожиганов

В греческих хрониках упоминается славянское летосчисление от царствования богов Сварога и Даждьбога.

Совсем радикальные исследователи говорят о летосчислении от Великого Мирного договора между древними славянами и китайцами , результатом которого стал архетипический образ Белого война разящего дракона ( китайского ).

Стоит отметить, что образ змея был и в славянской мифологии связан с летосчислением и сотворением мира. И всюду тоже мелькает цифра 5508 лет. ( влияние христиан не проходило даром).

Георгий Победоносец

Счет времени

Славяне имели разные календари, но в основном использовали два : Солнечный и Лунный. Причем слово «месяц» хорошо отражает то, что «лунный счет» был особенно важен (месяц- луна). Был счет днями ( по солнцу) и месяцами ( по луне). Календари были упорядоченны с годичными астрономическими циклами и природными явлениями.

Неделя обычно делилась либо на пять( у восточных), шесть дней, либо на девять дней. Воскресение так и называли —неделя. Понедельник ( после недели), Еврейская суббота именовалась — шесток. В девятидневной недели была так же : седмица и осьмица.

Вот осьмица уж прошла и неделя подошла (Конёк-Горбунок)

У славян изначально было только три времени года : Осень, Зима и Весна. Год состоял из 9 месяцев, по три месяца не сезон. Длительность месяцев -40,41 день.

календари на древнеславянской керамике

Подобное деление создавало определенный, особенный ритм жизни, который органично вписывался в природные циклы и помогал славянам все успевать.

Позже у всех индоевропейских народов появился и четвертый сезон.

Славянское название лета является инновацией, сохраняя наряду с этим древнее значение «год»

Благодаря письменным памятникам мы знаем что наши предки даже ход дня делили более сложным образом , нежели чем современный мир:

заутреня, заря, ранняя заря, начало света, восход солнца, утро, середина утра, обедня, обед, полдень, уденье, полуденье, паобед, вечер, ночь, полночь.На просторах сети можно найти уйму странных ( древнеславянских календарей) и летосчислений, которые взяты не понятно откуда. Вот в этом вообще намешали все: и мандалу и руны, китайские знаки и-дзин и календарь животных…

Календарная традиция русских на самом деле теряется в глубине веков, переплетаясь с христианскими догмами, народными верованиями, природными циклами, языческим прошлым, обрядами и фольклором.

Даже знакомое многим деление на месяцы и их названия, считаются навязанными христианами и адаптированным под полуязыческое мышление славян.

Увы, конкретная стройная система летосчисления, не считая следования лунным и природным циклам, теряется в путанных версиях различных исследователей, в том числе «экспертов от сохи», которые берут информацию вообще с потолка.

В чем трагедия?

Да вроде бы с чего нам рассуждать о том как и по какому календарю жили наши предки? Но дело в том, что Грегорианский и Юлианский календари искусственные, они много чего упускают, да и ведут отсчет так же взятый с «потолка».

Считается что раньше, люди были в гармонии с природой и образ жизни и следование природным циклам делала человеческую жизнь более органичной и упорядоченной, что благотворно сказывалось на духе и психике.

Тем более что человеческий организм во многом зависим от фаз луны, а не от Солнца, да и когда был день Рождение Христа точно тоже не известно, так что вероятно мы живет отнюдь не в 2019 году.

Другие статьи на моем канале:

Какие исторические мифы о России и русских самые опасные ?

«Русские были разгромлены», или что говорили французы про войну 1812 года?

Кого СССР кормил больше всех на самом деле?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bb0bf9d50c57d00a930d547/5d03dc1d20f7430dda239afe

Древнеперсидская и “Зороастрийская” календарные системы

Древнеперсидский календарь

ДРЕВНЕПЕРСИДСКАЯ И “ЗОРОАСТРИЙСКАЯ”

КАЛЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ

Древнеперсидский календарь

Официальный гражданский календарь Древнего Ирана; в качестве религиозного не употреблялся.

Год по древнеперсидскому календарю формально начинался с “вхождения Солнца в созвездие Овна” (22 марта, день весеннего равноденствия) и состоял из 12 месяцев. Названия восьми месяцев впервые засвпдетельтвованы в “Бехистунской” надписи Дария I, остальные четыре (5-й, 6-й, 8-й и 11-й) восстановлены по эламским источникам:

1. Адуканиш — “чистка оросительных каналов” (март—апрель);

2. Туравахара — “сильная весна” (апрель—май);

3. Тайграчиш — “сбор чеснока” (май—июнь);

4. Гармапада — “стояние жары” (июнь июль);

5. Дрнабазиш — “сбор налога с урожая” (июль—август);

6. Харапашийа — “вязка колючек [на топливо]” (август—сентябрь);

7. Багаядиш — “поклонение богу [Митре]”; по другим толкованиям — “уход за садами”, “праздничные подношения” (сентябрь—октябрь);

8. Варказана — “волчья охота” (октябрь—ноябрь);

9. Ашийадйа — “поклонение огню” (ноябрь—декабрь);

10. Анамака — “безымянный”; возможно, посвящённый верховному божеству, не называемому ввиду запрета произносить его имя (декабрь-январь);

11. Тваяхва — “лютый” (январь—февраль);

12. Вияхна — “копка” (февраль—март).

Месяцы соответствовали двенадцати сменам всех фаз Луны в течение 355 суток; начало каждого месяца совпадало с “рождением новой Луны”. Чётные месяцы состояли из 29, нечётные — из 30 дней. Дни названий не имели и обозначались числительными.

Для приведения годового цикла календаря в соответствие с продолжительностью “солнечного” года (365 1/4 суток) трижды в течение 8 лет после двенадцатого месяца вводился дополнительный “високосный” месяц (не имевший специального названия). Таким образом, день весеннего равноденствия реально совпадал с началом календарного года раз в восемь лет.

Первый год правления нового царя официально начинался в первый день календарного года, следующего за годом смерти царя-предшественника; остаток дней предыдущего года считался “годом вступления на престол” нового царя.

После 459 г. до н. э. данных об употреблении древнеперсидского календаря нет.

“Зороастрийский”, или “младоавестийский” религиозный календарь

Общее условное название для различных вариантов религиозных календарей, употреблявшихся в Древнем и раннесредневековом Иране в разные исторические периоды и в разных регионах. Известны древнеиранский (“ахеменидский”), парфянский, хорезмийский, согдийский и среднеперсидский (“сасанидский”) варианты.

Время и место создания “зороастрийской” календарной системы неизвестны, предположительно — начало I тыс. до н. э., северо-восточный Иран (совр. Афганистан и Таджикистан). В западном Иране самый ранний, древнеиранский вариант календаря появился не позднее периода царствования Дария I (522—486 гг. до н. э.

) и использовался только в культовых целях; при Артаксерксе I (465—424 гг. до н. э.) он был официально введён и для гражданского летоисчисления. Парфянский вариант календаря существовал с III в. до н. э. по III в. н. э., хорезмийский — со II в. н. э. по VIII в. н. э., согдийский — с IV в. н. э. по IX в. н. э.

, среднеперсидский — с III в. н. э., существовал ещё в арабскую эпоху.

Как и в древнеперсидском календаре, во всех вариантах “зороастрийского” календаря начало года соответствовало “вхождению Солнца в созвездие Овна” (22 марта, день весеннего равноденствия). Год состоял из двенадцати месяцев, названных по именам авестийских божеств и посвящённых им (в согдийском варианте календаря названия месяцев не отражали пантеон “Авесты”).

Ниже приведены названия месяцев соответственно в древнеиранском, парфянском (транслитерации с парфянского языка I в. до н. э.) и среднеперсидском вариантах календаря. Названия месяцев грамматически совпадают с родительным падежом русского языка: месяц (почитания) такого-то божества.

Вопросительный знак означает, что в сохранившихся текстах название месяца не засвидетельствовано.

Древнеперсидский

Парфянский

Среднеперсидский

1

Фравашей

Фравардин

Фравардин

март—апрель

2

Аша Вахишты

Арта Вахишты

Артавахишты

апрель—май

3

Харватат

Ауртат

Аурват

май—июнь

4

Тиштрии

?

Тира

июнь—июль

5

Амертат

?

Амертат

июль—август

6

Xшатра Вайрьи

Хшахревара

Шахревара

август—сентябрь

7

Митры

?

Михра

сентябрь—октябрь

8

Апама

?

Абана

октябрь—ноябрь

9

Атара

Атара

Адура

ноябрь—декабрь

10

Датуша

?

Дайя

декабрь—январь

11

Boxy Маны

?

Вохумана

январь—февраль

12

Спента Армайти

?

Спандармат

февраль—март

Каждый месяц состоял из 30 дней, также посвящённых авестийским божествам; главным праздником месяца был день, посвящённый тому же божеству, что и весь месяц. Ниже приведены названия дней соответственно в древнеиранском, парфянском (транслитерации с парфянского языка I в.

до н. э.) и среднеперсидском вариантах календаря. Названия дней, как и месяцев, грамматически совпадают с родительным падежом русского языка: день (почитания) такого-то божества. Вопросительный знак означает, что в сохранившихся текстах название дня не засвидетельствовано.

Древнеперсидский

Парфянский

Среднеперсидский

1

Ахура Мазды

?

Ормазда

2

Boxy Маны

?

Вохумана

3

Аша Вахишты

?

Артавахишты

4

Хшатра Вайрьи

?

Шахревара

5

Спента Армайти

?

Спандармат

6

Харватат

Ауртат

Аурват

7

Амертат

Амертат

Амердад

8

Датуша

Датуша

Дайя

9

Атара

Атара

Адура

10

Апама

Апхуни

Абана

11

Хварны

Хварны

Фарра

12

Маха

Маха

Маха

13

Тиштрии

Тира

Тира

14

Геуш

Гош

Гош

15

Датуша

Датуша

Дайя

16

Митры

Михра

Михра

17

Сраоши

Сруша

Сроша

18

Рашну

?

Рашна

19

Фравашей

?

Фравардин

20

Вертрагны

?

Варахрана, Бахрама

21

Рамана

Рама

Рама

22

Вайю

?

Вада

23

Датуша

Датуша

Дайя при дне Дэн

24

Даэны

?

Дэн

25

Аши Boxy*

?

Ард

26

Аши (Арты)

?

Арты, Аштад

27

Асмана

?

Асмана

28

Зам

?

Замйад

29

Мантра Спента

?

Мараспанд

30

Анагранам Раучама

?

Анагран

* “Аши благой”.

Пять “дополнительных” дней — “ангардах” (в согдийском варианте календаря они считались особым месяцем) были посвящены фраваши.

В разных вариантах календаря эти дни назывались по-разному (в среднеперсидском — “Благая Пятёрка”) и прибавлялись к разным месяцам: в древнеиранском и согдийском вариантах — к концу года; в среднеперсидском одно время — к восьмому месяцу, затем — к концу года; в хорезмийском отсутствовали, относительно парфянского сведений нет.

Ввиду разницы между продолжительностью календарного годового цикла (365 суток) и реального астрономического (365 1/4 суток), начало “зороастрийского” года сдвигалось каждые 4 года на 1 день; за 120 лет, следовательно, на месяц, — поэтому, для приведения календарного и астрономического годовых циклов в соответствие, в среднеперсидском варианте календаря 1 раз в 120 лет вводился дополнительный “високосный” месяц. Бируни (973—ок. 1050 г. н. э.) сообщает: “Итак, совокупность дней года достигала у персов трёхсот шестидесяти пяти. А четвертью дня они пренебрегали, пока из этих четвертей не накапливалось дней на целый месяц — это происходило один раз в сто двадцать лет — и тогда прибавляли лишний месяц к месяцам данного года, так что в году оказывалось тринадцать месяцев. Такой год называли високосным, а дни добавочного месяца именовали так же, как дни прочих месяцев. Что же касается причины, мешавшей персам вставлять четверти дня каждые четыре года в виде одного целого дня, который они прибавляли к какому-нибудь месяцу или к андаргаху, то персы говорили, что дополнение падает на месяцы, но не на дни, ибо им не нравилось увеличивать число дней, и это было невозможно из-за замзамы [молитвы], так как по религии персов предписывалось называть ангела того дня, когда произносишь замзаму, чтобы замзама была действительной, и замзама не была бы действительной, если бы число дней [в месяце] увеличилось бы на один день”*. Сейчас, однако, установлено, что в некоторых областях Ирана одно время вводили дополнительный день 1 раз в 4 года.

* Перевод с арабского М. Салье.

Таким образом, вследствие неодинаковости способов введения “високосного” месяца и учёта апдаргах — пяти дней, “дополнительных” к 360, зороастрийские религиозные празднества, совпадая по дням месяца во всех календарных вариантах, в действительности приходились на разные даты.

Более того, даже один и тот же вариант календаря мог быть не полностью идентичным в разных областях империи и в разные периоды.

Поэтому датировки исторических событий, основанные на упоминаниях в древнеиранских источниках дат этих событий по “зороастрийскому” календарю, во многих случаях не являются абсолютно надёжными.

Источник: https://pandia.ru/text/79/115/3455.php

Refy-free
Добавить комментарий