Древнегреческое искусство

История искусств. Лекция 5.1: Искусство Древней Греции

Древнегреческое искусство

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. Оно было определено общественным и историческим развитием этой страны, глубоко отличным от развития стран Древнего Востока.

В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия.

В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиваться смелым и глубоким идеям, утверждающим красоту и значимость человека. 

При переходе к классовому обществу, в Древней Греции сформировался ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику.

Этапы развития искусства Древней Греции:

1. Гомеровская Греция (12-8 вв. до н.э.) — время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. Появление эпоса и первых, примитивных памятников изобразительного искусства.

2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7-6 вв. до н.э.) — время борьбы античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений. Сложение и развитие греческой архитектуры, скульптуры, ремесел, расцвет лирической поэзии.

3 Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5-4 вв. до н.э.

) — период высокого расцвета философии, естествонаучных открытий, развитие поэзии (особенно драмы), подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах.

В конце этого периода наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 века вызывает кризис искусства классики.

3. Эллинистический период (конец 4-1 вв. до н.э.) — период кратковременного выхода из кризиса путем образования больших империй. Однако, очень скоро наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения. Искусство теряет дух гражданственности и народности. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы. 

Полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединялись в случае нападения на Грецию общего врага (так было с Персией и Македонией). Каждый гражданин имел право участвовать в управлении государством. Естественно, что и среди свободных граждан были внутренние противоречия, часто выражавшегося в борьбе демоса (народа) против представителей аристократии. 

В Древней Греции особенно ценили физическую силу и красоту: были организованы общегреческие состязания в Олимпии (Пелопоннесский п-ов). По олимпиадам велся счет времени, а победителям воздвигали статуи.

Большое значение в развитии эстетического восприятия имели театральные представления, первоначально связанные с культовыми празденствами, в том числе в честь покровителей полисов (например, праздник Больших Панафиней для афинян).

Религиозные воззрения греков сохранили свою связь с народной мифологией, таким образом религия переплеталась с философией и историей. Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства — это ее антропоморфизм, то есть глубокое очеловечение мифологических образов. 

Памятники древнегреческого искусства большей частью не дошли до нас в подлинниках, многие античные статуи известны нам по мраморным древнеримским копиям. В эпоху расцвета Римской империи (1-2 вв. н.э.) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями прославленных греческих статуй и фресок.

Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были расплавлены в годы гибели античного общества, а мраморные — в большей части разрушены, то часто только по римским копиям, обычно еще и неточным, можно судить о ряде шедевров греческой культуры. Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась.

Большое значение  имеют фрески позднеэллинистическогохарактера, воспроизводящие иногда более ранние образцы. Некоторое представление о монументальной живописи дают изображения на греческих вазах.

 Также большое значение имеют пиьменные свидетельства, самые известные из них: «Описание Эллады» Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов, старшего и младшего, «Описание статуй» Каллистрата, «Десять книг об архитектуре» Витрувия.  

Искусство Гомеровской Греции

(12 — 8 вв. до н.э.)

Это время отразилось в эпических поэмах — «Илиаде» и «Одиссее», автором которых считают Гомера. В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами.

Рабство имело эпизодический и патриархальный характер, рабский труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве племенного вождя и военного предводителя — басилевса.  Басилевс являлся главой племени, и объединял в своем лице судейскую, военную и жреческую власть.

Он управлял общиной совместно с советом старейшин — буле. В наиболее важных случаях собиралось народное собрание — агора.

Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона — зала с сенями и портиком. Экспрессивный орнаментальный характер Эгейского мира был чужд художественному сознанию древних греков. 

Самыми ранними из дошедших до нас художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледно желтому фону глиняного сосуда. Наиболее полное представление об этом стиле дают дипилонские вазы.

Это очень большие сосуды, иногда в рост человека, имели погребальное или культовое назначение. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор чаще всего состоит из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранился на всем протяжении развития греческого искусства).

Также применялся схематизированный растительный и животный орнамент. 

Важной  особенностью более поздних дипилонских ваз является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны: обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т.п.

Скульптура этого периода дошла до нас только в виде мелкой пластики, большей частью культового характера. Это небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, из терракоты, слоновой кости или бронзы. 

«Конь» и «Геракл и кентавр», Олимпия

«Пахарь», Беотия

«Аполлон», Беотия

Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом такой скульптуры были были так называемые ксоаны — идолы, выполненные из дерева или камня.

К 8 веку до н.э. относятся остатки памятников ранней греческой архитектуры. 

Храм Артемиды Орфии в Спарте (реконструкция)

Сохранились руины храма в Термосе в Этолии и храма в Дреросе на Крите. В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону: очаг-жертвенник помещался внутри храма, на фасаде ставились 2 колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из сырцового кирпича и деревянного каркаса на каменном цоколе.

Искусство Греческой Архаики

(7-6 вв. до н.э.)

Власть главы племени — басилевса — еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии — эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатство, землю, рабов — а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе.  Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между родовой знатью и народом.

Эвпатриды стремились к закрепощению свободных общинников, что могло повести греческое общество по пути восточных рабовладельческих государств. Неслучайно, некоторые памятники этого времени напоминают древневосточное искусство.

Полная или частичная победа широкой массы свободных крестьян, ремесленников и купцов привели к учреждению античного варианта рабовладельческого общества.

В течение 7-6 вв. до н.э. расширились греческие поселения — колонии образовались по берегам Средиземного и  Черного моря. Особенно большое значение в дальнейшей истории древнегреческой культуры имели поселения в южной Италии и Сицилии — так называемая Великая Греция.

В период архаики складывается система архитектурных ордеров, которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека. Также важно сложение лирической поэзии, которое означает интерес к миру личных чувств человека. 

Эволюция греческой скульптуры

В целом искусство периода архаики условно и схематично. Античные мифы и сказания становятся предметом широкого отражения в изобразительных искусствах.

К концу периода архаики в искусство все чаще стали проникать темы, взятые из реальной действительности. К концу 6 века до н.э.

классические тенденции начинают приходить во все большее противоречие с методами и принципами архаического искусства.  

Еще в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший отражением идей народа — греческий храм.

Главным отличием от храмов Древнего Востока было в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан.

 Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств.  Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу. 

Типы греческих храмов 

Храм, поставленный богу, был всегда обращен главным фасадом на восток, а храмы, посвящавшиеся обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых. Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был храм «в антах».

Он состоял из одного небольшого помещения — наоса, открытого на восток. На его фасаде, между антами (т.е. выступами боковых стен) были помещены 2 колонны.

Для главного сооружения полиса он не подходил, поэтому чаще всего использовался как небольшое сооружение, например, сокровищница в Дельфах:

Более совершенным типом храма был простиль, на переднем фасаде которого были размещены 4 колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер, т.е.

храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех 4 сторон колоннадой. Основные элементы конструкции периптера просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами.

Отсюда идет двускатная крыша и балочные перекрытия, колонны восходят к деревянным столбам. Архитекторы Древней Греции стремились развить художественные возможности, скрытые в конструкции здания.

Так сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера, что означает порядок, строй. 

В эпоху архаики гречески ордер сложился в в двух вариантах — дорическом и ионическом. Это соответствовало двум основным местным школам в искусстве. Дорический ордер воплощал идею мужественности, а ионический — женственности. Иногда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами — статуями одетых женщин.

Греческая ордерная система не была трафаретом, механически повторяющимся в каждом решении. Ордер был общей системой правил, а решение всегда носило творческий индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами строительства, но и с окружающей природой, а в период классики — и с другими зданиями архитектурного ансамбля. 

Дорический храм-периптер был отделен от земли каменным основанием — стереобатом, который состоял из 3 ступеней.

Вход в наос (прямоугольное помещение храма) помещался за колоннадой со стороны главного фасада и был оформлен пронаосом, напоминающим по конструкции портик «храма в антах».

Иногда кроме наоса существовал еще опистодом — помещение позади наоса, с выходом в сторону заднего фасада. Наос был со всех сторон окружен колоннадой — «птерон» (крыло, периптер — со всех сторон окрыленный храм).

Колонна была важнейшей частью ордера. Колонна дорического ордера в архаический период была приземистой и мощной — высота равна 4-6 нижним диаметрам.

Ствол колонны был прорезан рядом продольных желобов — каннелюр.

Колонны дорического ордера не являются геометрически точными цилиндрами, кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение — энтазис.

Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, ее высота равна 8-10 нижним диаметрам. Она имела базу, из которой словно вырастала.

Каннелюры, в дорической колонне сходившиеся под углом, в ионической разделены плоскими срезами граней, — от этого количество вертикальных линий как бы удваивалось, а благодаря тому, что желобки в ионической колонне были врезаны глубже, игра света и тени на ней была богаче и живописнее. Капитель имела эхин, образующий 2 изящных завитка.

Система дорического ордера в своих основных чертах сложилась уже в 7 в. до н.э. (Пелопоннес и Великая Греция), ионический ордер сложился к концу 7в. до н.э. (малоазийская и островная Греция).

Позднее, в эпоху классики получил развитие третий ордер — коринфский, — близкий к ионическому и отличавшийся тем, что в нем колонны более вытянутые по пропорциям (до 12 нижних диаметров) были увенчаны пышной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента — стилизованных листьев аканфа — и завитков (волют).

Более ранние храмы нередко имели слишком грузные капители или слишком короткие стволы колонн, соотношение сторон храма часто было непропорциональным. Постепенно все недостатки исчезали.

Храм Геры (Герайон) в Олимпии, 7 в. до н.э.

Храм Аполлона в Коринфе (Пелопоннес), 2 пол. 6 в. до н.э.

В архаической архитектуре нашла свое место раскраска, основными были чаще всего сочетания красного и синего. Раскрашивались тимпаны фронтонов и фоны метоп, триглифы и другие части антаблемента, раскрашивалась и скульптура.

Храмы Ионии, т.е. городов побережья Малой Азии и островов, отличались особенно большими размерами и роскошью убранства. В этом сказалась связь с культурой Востока. Эти храмы оказались в стороне от основной линии развития греческой архитектуры.

Архитектура классики разработала все лучшие стороны ионического ордера, но осталась чуждой пышной роскоши, эта черта получила свое развитие только в эпоху эллинизма. Наиболее известный пример архаических храмов Ионии — храм Артемиды в Эфесе (2 пол. 6 в. до н.э.

) — диптер, более 100 м в длину 

Макет храма в Стамбуле в парке Миниатюрк

Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел, особенно керамика. Обычно вазы покрывались художественной росписью. В 7 и особенно в 6 в. до н.э. сложилась система постоянных форм ваз, имевших разное назначение.

Амфора предназначалась для масла и вина, кратер — для смешивания во время пира воды с вином, из килика пили вино, в лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших. Во времена ранней архаики (7в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал подражающий Востоку стиль, целый ряд орнаментов был заимствован с Востока.  В 6 в.

до н.э. пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком. 

Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Название одного из предместий Афин, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами, — Керамик — превратилось в название изделий из обожженной глины.

Кратер Клития, выполненный в мастерской Эрготима (560г. до н.э.) или Ваза Франсуа

Наиболее известный аттический вазописец — Эксекий.

Среди его лучших работ рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости и изображение Диониса в ладье (дно килика):

Вазопись другого не менее известного мастера Андокида известна своими реалистическими мотивами, вступающих порой в противоречие с  приемами плоскостной архаической вазописи: амфора с изображением Геракла и Цербера (ГМИИ им. Пушкина).

Росписи поздних чернофигурных ваз дали впервые в греческом искусстве образцы многофигурной композиции, в которой все действующие лица находились в реальной взаимосвязи. По мере нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности.

Это привело около 530г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи — к переходу к краснофигурной вазописи, со светлыми фигурами на черном фоне.

Прекрасные образцы были созданы в мастерской Андокида, но в полную меру все возможности были раскрыты уже в период классического искусства.

Противоречивым было развитие архаической скульптуры. Почти до самого конца архаического периода создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов. К такому типу статуй относится: 

Гера с острова Самоса и Артемида с острова Делоса 

Богиня с гранатом, Берлинский музей

Восточным духом отличались сидящие фигуры правителей (архонтов) расставленные вдоль дороги к древнему храму Аполлона (Дидимейону) близ Милета (в Ионии). Эти схематичные, геометрически упрощенные каменные статуи были сделаны очень поздно — в середине 6 в. до н.э. Образы правителей трактованы как торжественные культовые изображения.

Такие статуи нередко были колоссальных размеров, также подражая в этом смысле Древнему Востоку. Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов — куросы.

Появление образа куроса имело большое значение для развития греческой скульптуры, образ сильного, мужественного героя или воина был связан с развитием гражданского самосознания, новыми художественными идеалами. Общее развитие типа куросов шло в сторону все большей верности пропорций, ухода от условной декоративной орнаментальности.

Для этого понадобились радикальные сдвиги в человеческом сознании, которые произошли после реформ Клисфена и окончания греко-персидских войн.

Полимед из Аргоса, скульптурная группа, посвященная героям Клеобису и Битону

Курос, музей Метрополитен, Нью-Йорк 

В середине 6 в. до н.э. куросы начали становиться более живыми и человечными, мышцы тела стали лучше моделироваться, пропорции стали более правильными. Стремление придать выразительность лицу статуи привело к сложению часто повторяющейся схемы «архаической улыбки». Иногда она придавала несколько манерный облик, например — скульптура Аполлона Тенейского:

Аполлон Птойос (из Беотии) — пример поздней архаики:

В статуях куросов и других произведениях монументальной архаической скульптуры есть несомненная близость к искусство Древнего Египта, которое было известно в Греции и могло служить примером для художников. Сковывающие тенденции условного решения человеческого образа наглядно проявились в произведениях, где нужно было показать движение. 

Статуя богини Ники с острова Делоса (мастер Архерм)

Чаще, чем в круглой скульптуре, движение изобрадалось в рельефах. 

Рельеф на фронтоне храма Артемиды на острове Корфу

Похищение Европы, метопа храма С в Селинунте (Сицилия)

Персей, убивающий Медузу, метопа храма С в Селинунте (Сицилия)

Такой условный прием изображения движения держался очень долго. Еще в середине 6в. до н.э. он был применен в метопе одной из сокровищниц в Дельфах. 

Со второй половины 6 в. до н.э.в архаической скульптуре начали яснее проступать реалистические искания. Наиболее передовой из школ стала аттическая школа, на основе искусства Аттики складывается предпосылки перехода к искусству классики.

 Фрагменты фронтона первого храма Афины (Гекатомпедона) отличались необычной раскраской.

 Фрагменты фронтона второго храма Афины (Гекатомпедона), Афина повергает на землю гиганта Энкелада

Девушка (кора) в пеплосе

Кора с Акрополя

Мосхофор (человек, несущий теленка) с Афинского Акрополя

Стела Аристиона

Насколько развилось аттическое искусство конца 6 в. до н.э. показывает рельеф Гермес и хариты:

Под воздействием аттической школы возникли в городах северного Пелопоннеса опыты более живой трактовки традиционных статуй куросов: мастера стали сгибать одну гону и в локте руку, пытаясь придать спокойно стоящей фигуре оживление. 

Аполлон из Пьомбино

«,»author»:»ÐÐ²Ñ‚ор: Unknown»,»date_published»:»2020-03-09T05:55:00.000Z»,»lead_image_url»:»http://1.bp.blogspot.com/-_e-reUOgu8w/VbAcQWoDFkI/AAAAAAAABmM/4Hd8x14b7Ug/w1200-h630-p-k-no-nu/c0084-14929C3DCF06DDD3F72.jpg»,»dek»:null,»next_page_url»:null,»url»:»http://nova-deep.blogspot.com/2015/07/51.html»,»domain»:»nova-deep.blogspot.com»,»excerpt»:»Ð˜ÑÐºÑƒÑÑÑ‚во Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. Оно было определено общественным и и…»,»word_count»:2678,»direction»:»ltr»,»total_pages»:1,»rendered_pages»:1}

Источник: http://nova-deep.blogspot.com/2015/07/51.html

Искусство Древней Греции

Древнегреческое искусство

Я предлагаю вам краткую лекцию об искусстве Древней Греции и презентацию, которую вы можете посмотреть и скачать, пройдя по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1h4_CP_hYnsEgzzc8MqG20GsCixAxDyk3/view?usp=sharing. У искусства Древней Греции особая роль.

  Художественные произведения, созданные древними греками, легли в основу европейской культуры.  Там жили философы, поэты, драматурги, к произведениям которых мы обращаемся и сегодня.

Ими созданы шедевры скульптуры, архитектуры, которые уже много веков являются эталоном прекрасного, на их примере учатся мастера всех стран.

И даже предметы быта: амфоры — кувшины, где они хранили вино и оливковое масло,  гидрии, с ними женщины ходили по воду, сегодня украшают лучшие музеи мира, потому что и в мелочах греки больше всего ценили красоту.

Греция не была единым государством — в горных долинах, на островах Эгейского моря располагались полисы, то есть города с прилегающими к ним территориями. Вот самые известные. В местности Лаконика самым большим был город Спарта, он славился своими мужественными воинами.

Кстати, слово «лаконизм» произошло от Лаконики. Спартанцы ценили немногословие. В Дельфахбыл храм Аполлона, куда приезжали отовсюду, чтоб узнать будущее у дельфийского оракула. Вообще греки — и люди, и боги — очень верили в судьбу и умели смиряться перед ней.

Хотя все же порой стремились ее перехитрить.

Афины в Аттике имели большое влияние в политике, с ними связаны биографии многих великих людей Древней Греции.

В Элиде находилась Олимпия, где еще в IX веке до н.э. стали проводиться Олимпийские игрыпосвященные Зевсу. Многие удивлялись, что сражаются  спортсмены всего лишь за оливковый венок.

Но победа означала, что этот человек — любимец Зевса, а это очень ценилось. Олимпионики — победители олимпиад, в своих городах почитались как местные боги, а в Олимпии в их честь устанавливались статуи.

Предполагают, что греческая скульптура выросла из этих изображений.

Детей Спарты  воспитывали как воинов. В 7 лет мальчиков забирали из дома. Их  подвергали испытаниям, учили терпеть боль, холод, голод.

Для родителей из Афин было важно, чтоб их сыновья умели не только писать, считать, но и красиво говорить, знать поэзию, играть на музыкальных инструментах — это облагораживает душу. Афиняне гордились, что все их воины были грамотными. А еще юношей учили бегать, метать копье, бороться, управлять колесницами.

В Афинах  считали, что в человеке должны сочетаться внутренняя и внешняя красота. Умение быть красноречивым в Афинах было необходимо, ведь там была демократия (власть народа), и каждый свободный афинянин принимал участие в обсуждении и решении государственных проблем.  В гражданах Афин воспитывали стремление побеждать.

  Наверное, поэтому Афины часто были лидерами среди других полисов.

Есть в Греции еще одно очень важное место: гора Олимп. Вернее, это не гора, а горный массив,  каждая из 4-х вершин которого поднимаются  почти на 3 тысячи метров над уровнем моря. Греки верили, что там живут боги.

В течение многих веков складывались греческие мифы, а когда римляне завоевали Грецию, среди прочего, они позаимствовали и рассказы о жизни греческих богов. Римские поэты стали сочинять о них поэмы, называя их по-своему. Так Зевс стал Юпитером, Афродита — Венерой, Посейдон — Нептуном.

Все планеты Солнечной системы — римские имена греческих богов. Марс — Арес — ужасный бог войны, Сатурн — греческий Кронос или Хронос, отец Зевса, который опасаясь, что сын свергнет его с трона, как он своего отца, съедал всех своих детей.

Греки его не любили, а у римлян он соответствовал древнему богу земледелия и очень почитался.

Греки очень уважали Афину, богиню мудрости, справедливой войны, покровительницу ремесел. Женщин она научила прясть. Мужчин — кузнечному, ювелирному искусству, умению строить храмы и корабли.

 Самая распространенная версия ее рождения гласит, что она вышла из головы Зевса, хотя у некоторых поэтов говорится, что Афина родилась из черной тучи после удара молнии. Одно из ее определений — «совоокая«.

Сова была ее тотемным животным, а в храме Афины жила огромная змея.

Художников и скульпторов больше всего вдохновляла Афродита-Венера, богиня любви. Пишут, что она родилась из пены морской и вышла на берег у острова Кипр, отчего ее зовут Киприда. Об этой богине много мифов, в частности, о яблоке раздора, где она победила в  самом древнем конкурсе красоты.

Аполлон — бог солнца, покровитель искусства. Сразу после своего рождения он убил дракона Пифона, закопал его в землю, и на этом месте был храм Аполлона, где греки узнавали свою судьбу. Его спутницы — музы, покровительницы искусств и наук.

Отношение к Аполлону было возвышенным,  считалось, что он олицетворяет разумное, светлое начало.

А вот поклонение его брату, тоже сыну Зевса Дионису, богу земледелия и виноделия было довольно буйным.

Его спутники — сатиры с козлиными ногами, менады, женщины, подпоясанные змеями, порой вызывали страх, потому что не помня себя, они могли просто затоптать тех, кто попался им на пути.

Праздники в честь Диониса были связаны с разными стадиями изготовления вина, именно в это время греки вели себя наиболее раскованно.

На дионисиях были представления, где пели сатиры, их называли «козлиная песнь», по-гречески, «трахедио», похожее на наше слово «трагедия». Так постепенно на праздниках в честь Диониса возник греческий театр.

В истории искусства Древней Греции выделяют 4 периода: гомеровский, архаический, классический и эллинистический.

    1. Гомеровский период
    2. Архаический период
    3. Классика
    4.  Эллинизм
    5. 7 чудес света.

Гомеровский период – 11 — 8 в. до н.э.

Он назван по имени легендарного греческого аэда Гомера, автора поэм  Первая — «Илиада»— об одном эпизоде Троянской войны.

Главный герой поэмы — Ахилл обиделся на то, что царь Агамемнон забрал его пленницу Брисеиду. В знак протеста Ахилл отказался участвовать в сражениях.

Но, став невольным виновником гибели своего друга Патрокла от руки троянского царевича Гектора, Ахилл вышел в бой и жестоко отомстил за друга.

Вторая поэма «Одиссея»о возвращении царя Одиссея с троянской войны на родной остров Итака.

Он с товарищами испытал много приключений: попал на остров циклопов, откуда спасся благодаря своей находчивости а еще, к волшебнице, которая превращала гостей в животных, оказался в царстве мертвых, услышал пение сирен, прошел между двумя чудищами: Сциллой и Харибдой, и лишь через 10 лет добрался до дома.

Несколько веков эти большие произведения передавались устно такими же странствующими поэтами, как их автор, и лишь в VI веке до н.э. фрагменты собрали и записали.  Искусство гомеровского периода почти не сохранилось.

Когда мы смотрим на терракотовые фигурки, вазы с геометрическим рисунком, трудно представить себе, что через несколько веков этот народ создаст великие статуи.

Архаический период (8-6 до н.э.)

Как раз в это время греческий мир начал стремительно развиваться. Отважные мореплаватели, греки осваивали море и сушу, их колонии появились в Малой Азии, Северной Африке. У таких же смелых моряков — финикийцев, греки позаимствовали алфавит, на основе которого создана и наша письменность.

Вместо небольших селений возникли города, где появились все основные виды государства, существующие и сегодня: тирания, демократия — в Афинах, военизированное государство в Спарте. Впрочем, в Спарте тоже было народное собрание, и власти следили, чтоб среди граждан было равноправие. Общаясь с разными народами, греки испытывают их влияние.

Скульптуры  эпохи архаики напоминают египетские с их застывшими позами. Таковы куросы — обнаженные мужские статуи и коры, задрапированные женские фигуры.  Для тех и других характерна загадочная «архаическая улыбка». Куросы ставились в храмах, использовались как могильные памятники.

Коры имели то же назначение. Эти статуи были обязательно раскрашены.

Говорят, поначалу в храмах рядом стоял священный камень или кусок дерева и статуя бога. Надо сказать, греческая мифология сложилась тоже в архаический период. Изображение Геры — жены Зевса и покровительницы семьи, лишь намечено в коре, называемой Гера Самосская.

Греческая архитектура архаического периода — это прежде всего храмы. Уже тогда возник ордерСамо слово «ордер» значит «порядок». Основная часть ордера — колонна, на которой лежат перекрытия.

Но греки были эстетами, поэтому столб, подпирающий крышу, был еще и произведением искусства. Да и сами балки крыши тоже были красивы, украшены барельефами. Греки определили, как все это должно выглядеть, и мы до сих пор используем это греческое ноу-хау в своих постройках.

   В архитектуре эпохи архаики сложилось два ордера — дорический и ионический.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции представлено в лучших музеях мира в основном керамической посудой. Греки, которые хотели везде видеть красоту, так искусно расписывали обычные сосуды для бытовых нужд, что сегодня за  кратерами, амфорами, гидриями охотятся лучшие музеи мира.

В амфорах хранили главные сельхозпродукты Греции: вино и оливковое масло. В кратерахсмешивали вино с водой, потому что обычно они не пили неразбавленное вино.

С гидриями греческие женщины ходили по воду, у нее три ручки: одна сзади, чтоб было удобно наливать воду, а за две боковые гречанки легко поднимали их на голову и шли — прямые и стройные.

Древнегреческая живопись до нас не дошла, но  глиняные сосуды так красиво расписаны, что мы можем предполагать, что она достигла высокого уровня. Мастера великолепно умели передавать не только красоту человеческого тела, но и пластику  движений спортсменов, танцоров. Вы уже заметили, что сосуды по-разному раскрашены.

  Поначалу мастера часть сосуда покрывали лаком, а остальное не закрашивали, и там рисовали черной краской изображения атлетов, мифических героев. Их называют чернофигурными. Позднее технология изменилась. Красными, цвета терракоты, оставляли сами изображения, а лаком покрывали фон. Соответственно, такие сосуды назывались краснофигурными.

Классический период (V—IVвв до н.э.).

Он продолжался неполных 2 века, но считается вершиной греческого искусства. Сначала были греко-персидские войны. Персы были самыми сильными воинами своего времени. Казалось, когда агрессоры вторглись в Грецию, местное население было обречено.

Но все полисы объединились и победили врага сначала при Марафоне (оттуда пошла марафонская дистанция: ровно 42 километра и 195 метров пробежал гонец, чтоб сообщить о победе). А потом греки разбили персидский флот в Саламинском проливе.

  После победы правитель Афин Перикл решил восстанавливать разрушенные храмы, строить новые. Над городом возвышался холм, на котором с давних времен были  самые важные постройки.  Он назывался Акрополь, что означает «верхний город«. Когда-то там был царский дворец.

Потом на его месте построили храм Афины, разрушенный  персами. После победы началось строительство самого большого здания на Акрополе — Парфенона, посвященного Афине-деве. Внутри стояла статуя Афины.

Она была сделана из дерева и покрыта тонкими пластинками из золота и слоновой кости (хрисоэлефантинная техника). Статуи Афины, часть барельефов фронтона, а также все руководство строительством Акрополя было поручено одному из величайших скульпторов Греции Фидию.

Он создавал огромные изваяния, но одновременно делал миниатюрных рыбок и пчел. Говорят, он участвовал в качестве рядового воина в греко-персидских войнах. Фидий создал и статую Зевса в Олимпии, одно из 7 чудес света.

Парфенон украшали великолепные барельефы с изображением богов, афинских девушек, несущих в дар богине покрывало, всадников и др. Барельефы упали во время взрыва в 1687 году. Шла война между турками и венецианцами.

При обстреле Акрополя в Парфенон попало ядро с венецианского корабля. Так как внутри турки хранили порох, произошел сильный взрыв. Позднее посол Англии в Константинополе вывез фрагменты барельефов в Лондон. Сейчас они находятся в Британском музее.

А Греция время от времени требует их вернуть.  Вот один из них.

Кроме Парфенона, на Акрополе есть храм Эрехтейон. Вместо ионических колонн там стоят женские фигуры — Кариатиды. Кстати, вместо дорических порой стояли мужские статуи — Атланты. Это  был очень важный храм. Говорят, он был построен над могилой афинского царя Эрехтея.

А еще именно на этом месте Афина и Посейдон состязались за право быть  самыми почитаемыми богами в Афинах. Посейдон предложил горожанам воду, к сожалению, соленую. Естественно, афиняне предпочли Афину, которая предложила им ветвь оливы.

Возле храма, как считается, и выросло оливковое дерево.

Среди великих скульпторов классической эпохи — афинянин Мирон, автор знаменитого Дискобола. Атлет находится в состоянии наивысшего напряжения. Сейчас ядро полетит. Тело его напряжено, а лицо спокойно. Лицо — зеркало души, а греки считали, что среди волнений и страстей человек должен сохранять великую и твердую душу. Обнаруживать страсти недостойно.

А еще говорят, греческие атлеты состязались под музыку. Звуки флейты помогали им координировать движения.

Противопоставление уравновешенности и страстности мы видим в другой скульптуре Мирона — Афина и Марсий. Селен Марсий увидел дудочку, которую бросила Афина.

Он не знает, что богиня прокляла того, кто ее поднимет и с жадностью хочет схватить ее. Увы, это история с грустным концом.

Поликлет был не только великим скульптором, он пытался найти математическое выражение красоты. Измеряя пропорции человеческого тела, он пришел к выводу, что голова должна составлять 1/7 часть роста человека, кисть руки и лицо — 1/10 часть, ступня — 1/6 часть.  Он создал немало скульптурных изображений атлетов.

Самый известный — Копьеносец. Известно, что вместе с другими великими скульпторами Поликлет участвовал в конкурсе на изображение амазонок для одного из 7 чудес света — храма Артемиды Эфесской, и его Амазонка была признана лучшей. А, надо сказать, в конкурсе принимал участие и великий Фидий.  В период поздней классики в искусстве появились страсти и страдания.

Особенно это проявилось в работах Скопаса.  В противоположность Мирону и Поликлету он работал не с бронзой, а с мрамором. Подлинных скульптур Скопаса почти нет, разве что фрагмент «Битвы амазонок» из Британского музея. Он украшал фриз Галикарнасского мавзолея, одного из семи чудес света. Известны копии его «Менады».

Менады (обезумевшие) — спутницы Диониса, которые бегут толпами за своим богом, сметая на своем пути все. Полуобнаженные, в оленьих шкурах, часто подпоясанные задушенными змеями, они славят Диониса, растерзывают в горах животных и пьют их кровь. Предполагают, на плечах Менада Скопаса держала козленка. Именно в его произведениях впервые появятся сильные чувства и страдания.

В эпоху ранней классики этого не было.

Скопас окажет влияние на искусство эллинизма. Последним представителем поздней классики был Лисипп, любимый скульптор Александра Македонского.

Говорят, он откладывал от платы за каждую работу по монете, после его смерти обнаружилось полторы тысячи таких  монет, но ни одной подлинной работы Лисиппа до нас не дошло.

Пишут, великий полководец везде возил с собой его статуэтку с изображением Геракла и смотрел на нее перед смертью. Только ему доверил создать свой скульптурный портрет.

Хотите проверить, знаете ли вы работы скульпторов классической эпохи? Вот игра, где вам надо поместить скульптуры в поле их автора. В конце кликните по галочке внизу. Вы увидите, правильно ли ответили. Если рамка красная —  ошибка.

Эпоха эллинизма (4-1 в до н.э)

Эпоха эллинизма связана с правлением Александра Македонского. В 338 году до н.э. армия Филиппа Македонского завоевала Грецию, а его сын Александр, который стал царем через 2 года, за 10 лет создал огромную империю, включавшую в себя значительную часть Азии, вплоть до Индии.

Ее столицей должна была стать Александрия, город на севере Египта, там была лучшая в мире библиотека, Мусейон — дом муз, в этом городе работали лучшие ученые того времени. Но Александр Македонский так и не увидел своей столицы, так как умер во время возвращения из дальнего похода.

Впрочем, именно там он был похоронен. Воспитанный на греческой культуре (его учителем с 13 лет был великий греческий философ Аристотель), Александр Македонский на новых землях приказывал строить греческие храмы. Так греческое искусство смешивалось с искусством покоренных народов.

Среди известных произведений той эпохи — Пергамский алтарь Зевса. Пергам столица государства в Малой Азии. Он славился своими ремесленниками и прекрасной библиотекой.  Чтоб Пергамская библиотека не могла соперничать с Александрийской, египтяне запретили ввоз в Пергам папируса.

Тогда жители города изобрели пергамент, который делался из телячьей кожи. Вплоть до изобретения бумаги, люди писали именно на этом материале. В Пергаме, как в Афинах был свой Акрополь, на нем стоял алтарь Конечно, до наших дней алтарь не достоял.

Первым христианам эта жестокая битва не на жизнь, а на смерть представилась «престолом сатаны».

В 19 веке немцы строили дорогу в Турции. Во время проведения земельных  работ попадались фрагменты мраморных статуй. Руководил работами инженер Карл Гуман, он приложил все усилия, чтобы их вывезти в Берлин.

Там из кусков мрамора была воссоздана часть алтаря, выставленная теперь в музее Пергама. На фризе алтаря изображена битва богов с гигантами.

 Мифы рассказывают, что гиганты, сыновья богини земли Геи взобрались на Олимп, чтобы скинуть Зевса и богов. По предсказанию, боги победят, если на их стороне будет выступать смертный человек. Им стал Геракл.

Особенно хорошо сохранилась группа с изображением Афины и гиганта Алкионея. Богиня схватила гиганта за волосы, чтоб оторвать его от земли, которая дает ему силы, ведь он — сын богини земли Геи.

Еще более трагическое произведение эпохи эллинизма — группа Лаокоон с сыновьями.

 Жрец Трои Лаокоон был единственным, кто не поверил хитрости греков и сказал ставшую потом крылатой фразу: «Что бы там ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих».

Он убеждал земляков не вносить коня в город, но его не слушали: всем хотелось радоваться победе над греками после 10 лет жизни в осаде. А боги (то ли Афина, то ли Аполлон) наслали на него и его сыновей змей.

Впрочем, к эпохе эллинизма относят одно из самых гармоничных произведений скульптуры — Венеру Милосскую. 8 апреля 1820 года крестьянин Йоргас вместе с сыном распахивали поле. Вдруг заступ наткнулся на камень или плиту.

Камень ценился, поэтому крестьянин стал расширять яму, в конце концов, он раскопал каменный грот, а в нем статую. Крестьянин обратился в французскому консулу, предложив ему купить статую.

Пока французы решали, стоит ли скульптура их внимания, явился правитель этих мест, и распорядился погрузить ее на корабль. К тому времени, как французы прислали корабль за статуей, турки уже погрузили ее на свое судно. Говорят, завязалась битва за Венеру.

В результате французы увезли ее во Францию и в 1821 году подарили ее королю Людовику XVIII. С тех пор она оказалась в Лувре и считается одним из самых совершенных женских изображений.

Статуя состояла из 16 кусков Отдельно были созданы руки, ступни, есть соединение на уровне бедер, где начинается драпировка. Говорят, вместе с Афродитой в гроте были найдены обломки мрамора. Один художник зарисовал их, не зная смысла надписи. Специалисты прочли: «Агессандр (или Александр) из Антиохии сделал это».

Но когда работники музея решили рассмотреть сам постамент, он исчез. Был ли он вообще и относился ли к этой статуе? Мы знаем, что у Венеры нет рук, но говорят, что рядом со статуей были найдены руки, одна из них держала яблоко. Это подтверждал и сын французского консула: у статуи была левая рука.

Кто-то предполагает, что рука потерялась во время драки за статую.

В Лувре находится еще одна знаменитая статуя античности — Ника Самофракийская. Эта мраморная статуя высотой в 2,5 метра была когда-то установлена на острове Самофраке в честь победы греческого флота над египтянами на постаменте в виде носа корабля. Это один торс, но он так выразителен, что забываешь об отсутствии рук и головы.

С Александрией и двором Птолемеев связано еще одно замечательное произведение эпохи эллинизма — знаменитая камея Гонзага.

Искусство камей — каменных миниатюрных барельефов достигло своего расцвета в эпоху эллинизма.

Они не имели определенного практического смысла, а были лишь предметом искусства и становились украшением коллекций богачей. Часто их вырезали из многослойного агата, сардоникса, оникса.

В Эрмитаже есть богатая коллекция камей. Ими увлекалась Екатерина II. В 1814 году после победы над Наполеоном из рук его жены Жозефины Богарне русский император Александр I получил Камею Гонзага.

Она вырезана на трехслойном сардониксе и изображает египетского царя Птолемея и его жену Арсиною. Нижний серый слой послужил фоном, средний — голубой, для лиц и частично одежды. На переднем плане — мужественный Птолемей.

Камея была собственностью мантуанских герцогов Гонзаго, перешла к королеве Швеции, потом — Жозефине. А уж потом — к российскому императору.

Древний историк Геродот писал о 7 чудесах древнего мира. Кроме пирамид и висячих садов Вавилона, это все — создания греческой культуры.

Вы можете посмотреть презентацию о 7 чудесах света.

А вот вопросы по Древней Греции для моих учеников:

Источник: http://natalya-telezhinskaya.ru/2019/01/04/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%B9-%D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8/

Искусство Древней Греции. Античность

Древнегреческое искусство

Древнегреческая рельефная скульптура.

Самое большое влияние на культуру последующих поколений оказала античность — искусство Древней Греции и Древнего Рима с 9 — 10 веков до н. э. и по 4 век новой эры. Колыбелью античной культуры была Древняя Греция — клочок земли в Средиземноморье.

Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» — гигантская духовная культара, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был ее непосредственным преемником.

Римская культура стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культуры. Спокойная и величественная красота античного искусства служила образцом и для более поздних времен в истории искусства. В истории древнегреческого искусства было три периода: а р х а и к а ( VII — VI век до н.э.

); к л а с с и к а ( V -IV век до н. э. ); э л л и н и з м — ( III _ I век до н. э. ).

Парфенон

Красивыми древнегреческими сооружениями были храмы. Древнейшие развалины храмов относят к эпохе архаики, когда стали использовать желтоватый известняк и белый мрамор. Обычно храм стоял на ступенчатом основании. Он состоял из помещения без окон, где находилась статуя божества, здание окружали одно — два ряда колонн.

Дворец с дорическими колоннами

Развалины дворца с дорическими колоннами

Украшеные капители коринфских колонн

Неотъемлимой частью сооружений в Древней Греции были колонны. В эпоху архаики колонны были мощные, тяжеловесные, чуть расширенные к низу — такой стиль колонн назывался дорическим. В эпоху классики сложился стиль колонн ионический — колонны более нарядные, стройные, вверху украшены завитками — в о л ю т а м и. В эпоху эллинизма архитектура стала стремиться к пышности. Сложился коринфский стиль колонн — они стали изящными, стройными, нарядными, богато украшенными растительным орнаментом. Система колонн и перекрытий в Древней Греции была названа ордером. Каждому стилю соответствует свой ордер, имеющий свои особенности и названный, как и стиль — дорический, ионический и коринфский в искусстве Древней Греции.

Акрополь

Расцвет греческой архитектуры пришелся на классическую эпоху (v век до н. э. ), время правления Перикла. Им были начаты грандиозные строительные работы в Афинах. Д о нас сохранились развалины самого главного сооружения Древней Греции — Акрополь. Даже по этим развалинам можно себе представить, как прекрасен был в свое время Акрополь.Вверх на холм вела широкая мраморная лестница.

Храм Эрехтейон

Акрополь был окружен многочисленными храмами, центральный из них — Парфенон, окруженный 46 колоннами. Колонны выполнены из красного и синего мрамора. Цвет колонн, легкая позолота придавали храму праздничность. Чувство пропорций, точность в расчетах, красота отделки — все это делает Парфенон безупречным произведением искусства. Даже сегодня, спустя тысячелетия, разрушенный, Парфенон производит неизгладимое впечатление. Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, который назвали храм Эрехтейон.

Амфитрита — владычица морей, супруга Посейдона.

На одном из трех портиков храма Эрехтейон вместо колонн перекрытие здания поддерживают женские фигуры — кариатиды. Вообще множество скульптур и скульптурных композиций украшали Акрополь. В эпоху эллинизма стали меньше уделять внимания храмам, а строили открытые площади для прогулок, амфитеатры под открытым небом, дворцы и спортивные сооружения. Жилые дома стали 2 -х и 3 -х -этажными, с большими садами, фонтанами. Роскошь стала целью.

Афина — богиня мудрости и справедливой войны. Ск. Фидий.438 г. до н.э.

Греческие скульпторы дали миру произведения, которые до сих пор вызывают восхищение людей. В эпоху архаики скульптуры были несколько скованы, они изображали обнаженных юношей и одетых в ниспадающие складками одежды.

В классическую эпоху главным делом скульпторов было создавать статуи богов и героев и украшать храмы рельефами. Богов изображали как обычных людей, но сильными, физически развитыми, красивыми. Часто изображали обнаженными, чтобы показать красоту тела.

В Древней Греции огромное внимание уделялось физическому развитию, спорту и неотъемлимой частью этой культуры была красота человеческого тела. В эпоху классики жили такие замечательные скульпторы, как М и р о н , Ф и д и й и П о л и к л е т.

Работы этих скульпторов отличались более сложными позами, выразительными жестами и движениями. Первым мастером сложной бронзовой скульптуры стал Мирон — создатель скульптуры » Д и с к о б о л «.

Однако, следует отметить, что скульптуры этой эпохи выглядят немного холодными, лица равнодушные, похожие друг на друга. Скульпторы не старались выразить какие — то чувства, эмоции. Их целью было показать лишь совершенную красоту тела. Но вот в IV веке до н. э.

скульптурные образы стали более мягкими и нежными. Скульпторы П р а к с и т е л ь и Л и с и п п в своих изваяниях богов придавали тепло и трепет гладкой мраморной поверхности. А скульптор С к о п а с передавал в скульптурах сильные чувства и переживания.

Позже, в эпоху эллинизма скульптура становится более пышной, с преувеличенными страстями.

Афина — одно из верховных олимпийских божеств. Она разумна и рассудительна. Она богиня неба, повелительница туч и молний, богиня плодородия.

Она — воплощение государственной мудрости, величия и неисчерпаемой силы. Это статуя Афины-девы, самая прославленная работа Фидия.

Афина стоит в полный рост (высота статуи около 12м), на голове богини золотой с высоким гребнем воинский шлем, плечи и грудь прикрывает золотая эгида (мифический щит, наводящий ужас на врагов) с головой Медузы. Левая рука опирается на щит, в правой Афина держит фигуру богини Нике.

Строгие драпировки длинной одежды подчеркивают величавость и спокойствие фигуры.
Наша страна не погибнет вовеки, ибо хранитель такой, как благая Афина Паллада, гордая грозным отцом, длани простерла над ней. ( Элегия Солона)

Зевс — глава древнегреческого Пантеона

Зевс разделил господство над миром с братьями: Посейдону отведено небо, Аиду — царство мертвых, а себе Зевс оставил небо. Зевс управлял всеми небесными явлениями и прежде всего громом и молнией.

Зевс Олимпийский. Ск. Фидий. Реконструкция. 5-й век до н.э.

К сожалению, это реконструкция погибшей скульптуры Зевса. Статуя занимала почти все внутреннее пространство храма. Зевс сидит на троне, почти касаясь головой потолка, его высота была около 17 метров. Один из греческих поэтов, восхищенный обликом Фидиева Зевса, написал двустишие. известное по всей Элладе: «Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ Или на небо ты сам бога узреть восходил?» Статуя Зевса впечатляла не только величием, которое придал божеству Фидий, но и ощущением покоя, величавой мудрости и бесконечной доброты. «Царь богов и людей» сидел на великолепном, богато украшенном троне. Верхняя часть его торса была обнажена, нижняя — задрапирована в роскошный плащ. В одной руке бог держал статую Нике-победы, в другой — жезл, увенчанный изображением орла — священной птицы Зевса. На голове был венок из масличных ветвей. Статуя была выполнена в сложнейшей технике. Основа вырезалась из дерева, на те части тела. которые оставались обнаженными, накладывались тонкие пластинки полированной слоновой кости, плащ был покрыт тонким слоем чеканного золота, словно затканного изображениями лилий, звезд, животных.

Геракл

Олимпия была одним из главных святилищ Греции, по преданию именно здесь Зевс одержал победу под Кроносом, в память великой победы Зевса и были учреждены Олимпийские игры, причем, согласно одной из легенд, сделал это в честь своего отца герой Геракл.

Геракл со львом. Лисипп. 4-й век до н.э.

Геракл -сын Зевса, один из самых известных греческих богов. Знамениты его 12 подвигов, о которых рассказывают многие легенды и которые часто изображали в своих произведениях художники и скульпторы. Лисипп в данной скульптурной группе изображает решающий момент схватки: Геракл могучей рукой сжимает шею льва, предельно напряжены все мышцы героя, а зверь, задыхаясь, впивается в его тело. Но, хотя противники и достойны друг друга, лев, чья голова зажата зажата под мышкой у Геракла, выглядит почти смешно. Легенда утверждает, что Геракл был любимым персонажем Лисиппа, а Лисипп был придворным мастером Александра Македонского.

Посейдон

Посейдон с трезубцем

Посейдон — главный бог моря и мореплавания. Он живет в чертогах в морской глубине, не подчиняется никому, даже всесильному брату Зевсу. Он вызывает землетрясения, подымает и успокаивает бури, Он помогает мореходам, посылая быстрые течения и сдвигая трезубцем корабли со скал и с мели. Под властью Посейдона были все острова, побережье, гавани, где ему возводились храмы, алтари, статуи.

Персей с головой медузы Горгоны.

Персей, сын Зевса и Данаи, находит на берегу океана страшных чудовищ -Горгон. Вместо волос у них клубились змеи, вместо зубов торчали клыки, как у вепря, руки были из бронзы, а крылья из золота. Одна из горгон Медуза одним своим взглядом любого превращала в камень. Наученный богами, Персей сражался с Медузой, глядя на ее отражение в медном щите. Он отрубил ей голову. Традиционно скульптор передает красоту обнаженного тела, горделивое выражение лица Персея, победившего чудовище, отчаяние на лице горогоны.

Отдыхающий Гермес. Ск. Лисипп. 4-й век до н.э.

Гермес — вестник богов, покровитель плутовства, гимнастики, путешественников и дорог, сын Зевса и Майи. Позднее он стал покровителем скотоводов и пастухов. Своим волшебным жезлом мог погружать любого в сон или пробуждать их. Со временем Гермес — вестник олимпийских богов, глашатай Зевса, покровитель послов, бог торговли и прибыли. На Олимпе Гермес пользовался всеобщей любовью, хотя очень любил придумывать богам различные проказы: похитил меч у Ареса, спрятал трезубец Посейдона, во время утреннего туалета Афродита не мргла найти свой пояс, а на голову сияющего Аполлона опрокинулся горшок пресного теста.Но эти проказы искупались тем полезным, чем служил богам и людям Гермес.

Афродита Мелосская. Ск.Агесандр. 2-й век до н.э.

Среди самых известных произведений античности эпохи эллинизма была найденная в начале 20-го века на острове Мелос великолепная статуя богини Афродиты (ее обычно называют Венерой Милосской).

Эта статуя античной богини любви и красоты значительно выше человеческого роста, ее высота — 207 см. Ее нашли без рук, среди обломков была найдена лишь ладонь, державшая яблоко.

Красота Венеры до сих пор завораживает, привлекает также, как и неувядаемая прелесть Джоконды. Она наполовину обнажена, завязанный вокруг бедер покров, спускаясь на ноги мощными складками, делает ее еще более изящной, грациозной. Свою наготу женщина несет с такой изысканной простотой, с какой смертная женщина носит нарядное платье. Ее лицо величаво спокойно, безмятежно.

Ученые выяснили, что статуя была создана на рубеже 2-го — 1-го веков до н.э. Величие, запечатленное в этой мраморной статуе, отражает жажду людей неспокойной эпохи в гармонии и любви.

Венера вызывала у многих поэтов восхищение и заставляла посвящать ей восторженные стихи.

Как много неги горделивой, в небесном лике разлилось! Так, вся дыша пафосской страстью, вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью, ты смотришь в вечность пред собой.


(А.А. Фет )

Аполлон Бельведерский. Ск. Леохар. 4-й век до н.э.

Скульптура была найдена в конце 15-го века в садах Бельведера. Это мраморная копия оригинала. Ее высота — 2, 24 м. С тех пор, как эта статуя стала известна, и до наших дней она не перестает вызывать восторги и восхищение художников и ценителей искусства. Аполлон — бог гармонии и искусств, он убил дракона Пифона, таким его и изобразил скульптор. Рост статуи выше человеческого роста, а вся поза выражает преисполняющее его величие. Вечная весна облекает его обаятельную мужественность, соединенную с красотой юности. Небесная одухотворенность наполняет все очертания фигуры. Он преследовал Пифона, впервые употребил против него свой лук, своей могучей поступью настиг его и поразил. Его взор устремлен как бы в бесконечность, на губах презрение к врагу. Статую считают высшим идеалом искусства между всеми произведениями, сохранившимися с древности. Аполлон считался образцом классической красоты, его на протяжении столетий копировали скульпторы, воспевали поэты.

Дорифор (Копьеносец). Ск. Поликлет. Ок. 440 г. до н.э.

Мраморная копия с утраченного бронзового оригинала. Высота — 1, 47 м. Поликлет создавал, в основном, атлетов-победителей. Дорифор не только атлет, но мужественный, способный носить тяжелое вооружение гражданин эллинского полиса. С удивительной тонкостью передана пластика здорового, мускулистого тела. Он стоит спокойно, опираясь на одну ногу, торс в легком изгибе. В статуе, полной жизни и красоты, нет сухости или геометрических форм; это творение мастера, владеющего законами логики и чувством пластической формы.

Ника Самофракийская. 3-й — 2-й век до н.э.

На острове Самофракия в честь победы родосского флота над врагами была поставлена одна из прекраснейших монументальных статуй эпохи эллинизма — Ника Самофракийская.Когда-то эта крылатая богиня Победы стояла, трубя в рог, на утесе, на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены; пьедесталом служил нос боевого корабля. Теперь она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы. Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь царит над окружающим пространством. Складки одежды трепещут, развеваются, а спереди ветер прижал влажную ткань к телу богини, облекая и обрисовывая ее стан, устремленный вперед.Реет музыка в складках одежды легчайшей. Недоступен для птицы полет твой великий,О, богиня триумфа, — сквозь время все дальше ты уносишься, Самофракийская Нике!Хлещешь крыльями воздух и в вихре полета лавры славы несешь. Не хочу их нимало. Лишь тому я завидую, ради кого ты напрочь голову в дальних веках потеряла! (Леопольд Стафф)

Дискобол. Ск. Мирон. Мрамор. Ок.406 г. до н.э.

Это мраморная копия с бронзового оригинала. Высота статуи — 1,8 м. Мирон первым начал передавать в скульптуре момент движения. Как и все его современники, он был верен идеалу красоты той эпохи: прекрасный телом и духом человек, исполненный властной энергии и в то же время спокойный. Однако холодная красота профиля головы, строгий рисунок прядей волос кажутся несогласованными с напряженным движением фигуры. Лицо, как и принято в эпоху классики, не выражает никаких чувств.

Скульптурная группа «Лаокоон». 1-й век до н.э. Ск-ры Агесандр, Атенодор, Полидор.

Скульптурная группа «Лаокоон» — прославленное произведение, которое создали родосские мастера. Ее сюжет взят из мифов о Троянской войне. Троянский жрец Лаокоон был страшно наказан богами, предрешившими гибель Трои, за то, что убеждал своих граждан не доверять грекам и не впускать в город деревянного коня. За это боги наслали на него и его сыновей громадных змей, которые их задушили. Физические страдания, отчаяние и страх перед неотвратимостью гибели переданы автором с безжалостным правдоподобием.

Краснофигурная роспись. Ваза — кратер.

В произведениях античных писателей можно прочесть о том, что в их времена процветала также живопись, но от росписей храмов и жилых домов почти ничего не сохранилось. Особое место в греческой живописи принадлежит росписям на вазах. Самый распространенный тип ваз — амфора и кратер.В древнейших вазах на обожженную красную поверхность глины наносили черным лаком силуэты людей и животных. На них процарапывали иглой очертания деталей — они проступали в виде тонкой красной линии. Такие вазы называли чернофигурными.Но этот прием был неудобен и позднее стали оставлять фигуры красными, а промежуток между ними закрашивали черным. Так было удобнее прорисовывать детали — их делали на красном фоне черными линиями. Такие вазы назывались краснофигурными. Сюжеты для ваз черпали из многочисленных мифов о богах и героях, изображали на вазах празднества и спортивные состязания. Благодаря этим росписям, мы узнаем о жизни древних греков, о их внешности, предметах быта, обычаях.

Чернофигурная роспись. Ваза — амфора.

Источник: http://cvetamira.ru/category/iskusstvo-drevney-grecii

Древнегреческое искусство

Древнегреческое искусство
Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов 17.12.2015 17:15 5722

Древняя Греция представляла собой группу цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии. 

В настоящее время термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения не только на той территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и для других регионов, заселенных греческим народом: Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии (Великая Греция), а также греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей. Это всё – Древняя Греция.

Карта Древней Греции

Но сами греки свою страну называют Элладой, а себя – эллинами. А Грецией страну начали называть древние римляне.
Греция – родина западной цивилизации, мировой демократии, западной философии, архитектуры, скульптуры, Олимпийских игр и т.д. 

Скульптура

Самым любимым видом искусства у древних греков (эллинов) была скульптура. Статуями поощрялись любые достижения: победы спортсменов на Олимпийских играх, удачные пьесы драматургов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях.

Древнегреческая скульптура известна многочисленными шедеврами, которые до сих пор вызывают восхищение.Мастера скульптуры – Фидий, Мирон, Поликлет Старший.

Фидий (ок. 490 до н. э.-ок. 430 до н. э.) – древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики.

Большинство его работ не сохранились, они известны только по описаниям античных авторов и копиям. Но слава его была огромной.

Фидий. Статуя Зевса в Олимпии
Эта статуя – третье чудо света древнего мира. Она была воздвигнута в V в. до н. э. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 х 64 м поддерживали колонны из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса.

Фидий «Афина Парфенос»Знаменитая древнегреческая скульптура (447-438 г. до н. э.). Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.Богиня Афин, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме – Парфеноне.Высота статуи 13 м.

Выполнена из золота и слоновой кости.

Поликлет Старший – древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в Аргосе во второй половине V в. до н. э. Поликлет часто изображал атлетов в состоянии покоя, спортсменов, олимпийских победителей.

Поликлет «Дорифор»
Самое знаменитое произведение Поликлета – «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.).

Считалось, что фигура создана на основе «канона Поликлета»: в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены; левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Поликлет «Диадумен» («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)». КопияЭта знаменитая статуя Поликлета создана около 430 г. до н. э.

Пракси́тель – древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Достиг совершенства в передаче грации тела и тонкой гармонии духа.

Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.

Пракситель «Афродита Книдская» (350-330 гг. до н.э.). КопияСчитается, что Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.

Эпоха Александра Македонского и последующая за ней принесли в искусство новые настроения и темы.

Художников (Апеллеса, Протогена и др.) стали интересовать душевные проблемы людей, их сомнения и поиск истины, а также состояние в трагические моменты (скульптурная группа Лаокоон). Скульптурные портреты уже передают индивидуальные черты.

Ярким было творчество Скопаса (сохранился скульптурный портрет Александра Македонского).

Мирон «Дискобол» (V в. до н. э.). Музей Терм (Рим)

Вазовая живопись

Живописные произведения (фрески, картины) Древней Греции не сохранились, но вазовая живопись дает представление об их уровне.

Чернофигурная амфора. Геракл и Герион. Около 540 г. до н. э. Государственное античное собрание (Мюнхен)
Чернофигурный стиль изображения (тёмные фигуры на светлом фоне) в классическую эпоху сменился краснофигурным: изображения стали более реалистичными.

Фиала (плоская жертвенная чаша без ручек) с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480 г. до н. э. Лувр (Париж)

Архитектура Древней Греции

Строительство храмов, главная архитектурная задача у греков, породило художественные формы, которые использовались потом при строительстве других объектов. Храмы Древней Греции сохраняли один и тот же основной тип, усвоенный позже и древними римлянами.
Греческие храмы не отличались размерами или другими особенностями. Они были похожи на жилища простых людей, но были более изящными.

Основные элементы греческого зодчестваВажную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль.Греческая архитектура делится на несколько периодов.

Вещественных памятников архаического периода ((VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.) не сохранилось.

Ранне-классический период (590 до н. э. — 470 до н. э.) – в основном дорический стиль, сначала тяжёлый и неизящный, потом делающийся более лёгким, смелым и красивым. К этой эпохе относится храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Вид на руины храма Артемиды в Эфесе
Классический период (470 до н. э. — 338 до н. э.) – самая блестящая пора греческого искусства. Продолжает господствовать дорический стиль, входит в употребление ионический стиль и коринфский.

Храм Ники АптеросК этому периоду относятся Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь, роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии), храм Зевса в Олимпии, знаменитый по своим скульптурным украшениям, в особенности по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Период эллинизма (338 до н. э. — 180 до н. э.) отмечен влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу. забота – о пышности и эффектности сооружений; господствует пристрастие к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера — театры, дворцы и пр.

Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее.

Башня Ветров – древнейший метеорологический памятник в Афинах, высотой 12 м и диаметром около 8 м, построенный в это время.

Башня Ветров (Афины)

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-drevnikh-narodov/532-drevnegrecheskoe-iskusstvo

Искусство Древней Греции: периоды, виды, орнаменты, цвета

Древнегреческое искусство

Искусство Древней Греции было и остается одним из самых ярких в европейской культуре, им до сих пор вдохновляются люди всех творческих профессий. Рассматриваемый период идет примерно с 1050 года до н. э. и до эпохи Римской империи.

Периоды Древнегреческого искусства:

    • Геометрический (Геометрика, Гомеровский). Назван так по виду вазописи, которая развита лучше все из искусств, в отличие от архитектуры, которая начинает развиваться почти с нуля.

      Характерные особенности — геометрический орнамент, для создания которого используются линейка и циркуль. Также начинают появляться узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки.

      Юкатан — собственная работа, CC BY-SA 3.

      0, Ссылка

  • Архаический. В этот период сформировалась скульптура (статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора)) и вазопись (чернофигурная керамика, подражание египетскому стилю — поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», «волосы-шлем»). Для скульптуры используются такие материалы как мрамор, известняк, бронза, терракота, дерево и металлы.

    неизвестен — Marsyas, 07.04.2007, CC BY-SA 2.5, Ссылка

  • Классический. Главным является дорический стиль, который становится все легче и изящнее. Но также постепенно входят в силу ионический и коринфский стили. Храмы становятся все более гармоничными и изящными благодаря использованию мрамора, который поддается очень тонкой обработке.

    Кариатиды

  • Эллинизм. Характерен многими художественными направлениями от утверждения внутреннего покоя до «суровой любви к року».

    Лаокоон с сыновьями

Виды Древнегреческого искусства:

  • Архитектура. Древнегреческая архитектура — это основа всей европейской и множества других стилей во всем мире. Основные стили: дорический, ионический, коринфский.
  • Скульптура.

    Древнегреческая скульптура — еще больше, чем архитектура повлияла на поздние периоды всего мирового искусства. Уже из классического периода до нас дошли великие имена.

  • Живопись. Древнегреческая живопись почти не сохранилась, косвенно мы можем судить о ней по вазописи.

    See page for author [Public domain], via Wikimedia Commons

  • Декоративно-прикладное искусство (вазопись, костюм). Древнегреческая вазопись — это декоративная роспись сосудов специальными красками с последующим обжигом.

    Греческая керамика — наиболее частая находка археологов как на территории Греции, так и в Этрурии, на Ближнем Востоке, в Египте и Северной Африке.
    Древнегреческий костюм характеризует симметрия и следование линиям тела.

    Она никогда не кроилась и не шилась, главное — драпировка, в чем греки достигли небывалого мастерства.

    Из книги «Иллюстрированная история стиля и моды с древнейших времен» Готтенрот Ф.

  • Литература. Древнегреческая литература, по дошедшим до нас сведениям, была огромна, но до нас дошло совсем немного, очень часто — лишь имена. Она сложилась благодаря тому, что грекам были присущи живость восприятия окружающего мира, глубокое проникновение в суть явлений, легкость и точность мыслей. Все это, несомненно, результат благоприятного политического строя, поощрявшего умственные усилия и широту взглядов.
  • Театр. Древнегреческий театр изначально служил видом поклонения Дионису, позднее он стал одним из факторов общественного развития, помогая распространению в народе религиозных и социально-этических понятий. Основным видом театральных произведений были драмы, которые показали влияние на драму римскую и новоевропейскую, а некоторые из них появляются на сценах до сих пор (в переводах).
  • Музыка. Древнегреческая музыка, также как и прочие виды искусств, оказала влияние на развитие европейской профессиональной музыкальной культуры и музыкальной науки. Само слово «музыка» произошло из греческого (от слова «муза») — μουσική. Она была одной из основных предметов античного образования, наряду с грамматикой, гимнастикой и рисованием.

Орнаменты Древней Греции

Орнаментальное искусство Древней Греции развивалось по большей части в вазописи и архитектурном декоре. Началось все с элементарных геометрических мотивов — волн, кругов. Затем появляется разделение на ярусы, символизирующие небо вверху, воду внизу и задуманный сюжет посередине.

Один из главных орнаментальных мотивов — меандр, усложненная форма зигзага, позаимствованный из египетской культуры, но использовавшийся чисто по-гречески — линейно, поясами охватывавший вазу.

Позже на первый план выйдет пальметта (элемент в виде пальмового листа), которая греками дополнится волютой (завитком, спиралью).

Также в орнаментике используются стилизованные изображения растений — аканта, листьев алоэ, водяных растений, винограда, плюща, цветов жимолости, лавра и оливкового дерева.

Общественное достояние, Ссылка

Цвета в декоративно–прикладном искусстве Древней Греции

Цвета имели огромное значение, особенно в одежде. Абстрактные значения цветов внедрялись очень медленно, и сильно отличались от наших представлений. Например, красный был чистым цветом и стоял отдельно. Белые и яркие цвета — героические, темные же цвета обозначали повседневное.

Вначале преобладали четыре цвета: белый, желтый, красный, черный. Иногда использовались зеленый, синий и серый. Источником белой краски служил известняк и мел, черной — сажа, желтой — глина, окрашенная лимонитом, красной — глинозем, зеленой — малахит. Позже появился пурпурный цвет (полученный из пурпуровых улиток).

Как рисовать в стиле искусства Древней Греции?

Чтобы создать рисунок, орнамент, паттерн в заданном стиле, нужен хотя бы вот такой краткий обзор, из которого мы узнаем о видах и периодах искусства Древней Греции, об основах орнаментики и цветовых предпочтениях.

Теперь нам нужно совместить хотя бы 2 категории (можно больше), чтобы создать свое видение. Такими парами могут быть: музыкальный инструмент + цвета, ваза + орнамент, одежда (драпировка) + орнамент, орнамент + цвет. Продолжите сами.

Удачи!

Источники: Википедия, Орнамент клуб.
Больше идей в альбоме на Питерест.
А на Блоге художника вы найдете интересный цикл статей об обучении рисунку в Древней Греции.

Книга по теме:

Статья снова создана в помощь коллегам из группы для подготовки к очередной теме январского челленджа от Spoonflower — Greek Art.

Источник: http://juliafaranchuk.ru/2018/01/iskusstvo-drevnej-gretsii-periody-vidy-ornamenty-tsveta/

Refy-free
Добавить комментарий