Дознание в уголовном процессе

Дознание как форма предварительного расследования

Дознание в уголовном процессе

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв­ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея­тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за­дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

    • в общих условиях предварительного расследования,
    • в единых способах собирания и проверки доказательств,
    • в одинаковых требованиях по обес­печению прав и законных интересов участвующих лиц,
    • в иден­тичных средствах государственного принуждения и т.д.

И доз­наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль­ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон­троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу­ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Предварительное следствие считается основной формой расследования, так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га­рантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование боль­шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред­варительного следствия.

В свою очередь, дознание является уп­рощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь­шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

Виды дознания:

    1. производство неотложных следственных действий, осущест­вляемых органами дознания в определенных случаях при на­личии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно (ст.

      157 УПК РФ);

    2. собственно дознание («упрощенное» расследование — в некоторых учебниках) (ст. 223-225 УПК РФ);
    3. сокращенное дознание (ст. 226.1-226.9 УПК РФ) — введено в марте 2013 года.

Первый вид дознания рассчитан на случаи, когда следова­тель в силу объективных причин перегружен или следственно-оперативной группы нет на месте ввиду командировки, выполнения срочной работы по другому уголовному делу.

Вместе с тем в УПК РФ производство неотложных следственных действий четко не отнесено ни к дознанию, ни к предварительному следствию.

Второй вид представляет собой собственно дознание, т.е. «уско­ренное» (упрощенное) расследование преступлений в порядке и сро­ках, указанных в гл. 32 УПК РФ (ст. 223-225) по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание в сокращенной форме производится на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме и при наличии одновременно следующих условий:

    • уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в пункте 1 части третьей ст. 150 Кодекса;
    • подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
    • отсутствуют предусмотренные ст. 226.2 Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.

В соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про­водится по тем же правилам, что и предварительное следст­вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно­стей.

Отличие дознания от предварительного следствия:

    1. В методе уголовно-процессуального регулирования. Так, со­гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст­вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис­ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания.

      Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

    2. В субъектах. Так, дознание по уголовным делам осуществ­ляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, преду­смотренных п. 7, 8 ч. 3 ст.

      151 УПК, дознание может прово­диться следователем (в частности, по уголовным делам, связан­ным со специальным правовым статусом подозреваемого или потерпевшего дознание проводится следователями Следствен­ного комитета при прокуратуре РФ).

    3. В сроках.

      Так, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые к тому же имеют свои преде­лы, регламентированные ч. 4, 5 ст. 223 УПК. Поэтому если доз­наватель не может закончить расследование в установленный законом срок, то уголовное дело подлежит передаче для даль­нейшего производства следователю.

    4. В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию.

      Так, в ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет­ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта (до этого, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого).

      В связи с этим законодатель предусматривает особую, спе­цифическую» процедуру придания лицу статуса подозреваемого, характерную исключительно для дознания — направление уве­домления о подозрении в совершении преступления (ст. 223.

      1 УПК); в ходе предварительного следствия лицо в зависимости от характера совершенно­го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де­ла может получить статус обвиняемого на любом этапе.

    5. В способе формирования позиции стороны обвинения для по­следующего судебного разбирательства.

      Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини­тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

      Предварительное след­ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение.

    6. В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля.

      Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и ряда других положений закона дознаватель обязан согласовывать с проку­рором целый ряд процессуальных решений, а также направляе­мых в суд ходатайств.

      Помимо этого в ведении прокурора нахо­дятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и са­моотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направ­лении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д.

      В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с пра­вом их отмены или частичного изменения, утверждение обви­нительного акта и множество других процессуальных полномо­чий. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям.

      Ведомственный контроль за ходом предварительного следст­вия осуществляет руководитель следственного органа. Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осу­ществляется начальником органа дознания и руководителем под­разделения дознания, которые в соответствии со ст.

      401 и 41 УПК наделены некоторыми функциями по координации этой фор­мы расследования, а также по обеспечению законности и обос­нованностью решений дознавателя.

    7. В форме окончания предварительного расследования. Дознание может оканчиваться прекращением уголовного де­ла (гл. 29 УПК) и его направлением в суд с обвинительным ак­том (ст. 225, 226 УПК). Кроме того, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства предварительного следствия. Для предварительного следствия характерны такие формы оконча­ния расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК). Помимо этого предварительное следствие может оканчиваться и еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/doznanie-kak-forma-predvaritelnogo-rassledovaniya

Дознание и дознаватель в уголовном процессе

Дознание в уголовном процессе

Определение 1

Дознание – форма предварительного расследования, которая применяется по уголовным делам, по которым проведение предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Специфика дознания как формы расследования проявляется в делах, подследственных органам дознания, – это уголовные дела о преступлениях небольшой или средней тяжести, прямо указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Однако прокурор наделен правом:

  • передать для проведения дознания дела о преступлениях небольшой или средней тяжести, по которым проводится следствие;
  • направить для проведения следствия дела, по которым предусмотрено проведение дознания.

В настоящее время форма дознания дифференцирована на дознание в общем порядке и дознание в сокращенной форме (гл. 32.1 УПК РФ введена Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ). Предварительное расследование при этом проводится по правилам глав 21, 22, 24–29 УПК РФ за рядом изъятий.

Специфика дознания в общей форме заключается в:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • сокращенном сроке (30 суток со дня возбуждения дела с возможностью продления еще на 30 суток, в исключительных случаях срок дознания может составлять и 6, и 12 месяцев (ч. 3, 4, 5 ст. 223 УПК РФ));
  • возможности возобновления приостановленного дознания на основании решения начальника подразделения дознания или прокурора;
  • отсутствии института предъявления обвинения (лицу, заподозренному в совершении преступления, может быть направлено уведомление о подозрении);
  • окончательном процессуальном решении – обвинительном акте, с составлением которого подозреваемый приобретает статус обвиняемого (ст. 225 УПК РФ).

Сокращенное дознание в целом осуществляется по правилам гл. 32 УПК РФ, когда имеются все перечисленные условия:

  • об этой форме дознания должен ходатайствовать сам подозреваемый (однако такое ходатайство может быть отозвано до момента, когда суд удалится в совещательную комнату для вынесения итогового решения по делу);
  • все вменяемые ему преступления расследуются в форме дознания;
  • подозреваемый признал вину и не оспаривает квалификацию деяния, данную в постановлении о возбуждении дела;
  • подозреваемый достиг 18 лет, владеет русским языком;
  • потерпевший не возражает против сокращенного дознания;
  • нет оснований для рассмотрения дела в порядке глав 51 и 52 УПК РФ.

Можно выделить следующие особенности сокращенного дознания (ст. 226.5 УПК РФ):

  • доказательства, не оспариваемые сторонами, могут не проверяться дознавателем;
  • лица, у которых были получены объяснения на этапе возбуждения дела, могут не допрашиваться;
  • судебная экспертиза по вопросам, на которые дал ответ специалист или предварительное экспертное исследование, может не назначаться;
  • следственные и процессуальные действия по вопросам, установленным в ходе возбуждения дела, могут не проводиться;
  • краткий срок – не более 15 суток со дня вынесения решения о сокращенном дознании (может быть продлен до 20 суток);
  • особое окончательное решение – обвинительное постановление (ст. 226.7 УПК РФ);
  • в ходе судебного разбирательства исследуются только доказательства, перечисленные в обвинительном постановлении (ст. 226.8 УПК РФ).

Органы, осуществляющие дознание

Подразделения дознания в настоящее время функционируют во многих органах исполнительной власти. Ст. 40 УПК РФ относит к органам дознания широкий круг правоохранительных органов, в том числе:

  • органы внутренних дел (в том числе отделения полиции);
  • оперативно-розыскные подразделения органов исполнительной власти (согласно ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ это органы ФСБ, ФСО, ФТС, СВР, Минобороны России);
  • ФССП России;
  • военная полиция, командиры воинских частей, начальники гарнизонов;
  • органы пожарного надзора.

Перечень полномочий органов дознания устанавливается законом и в настоящее время является открытым. Согласно ч. 2 ст. 40 УПК РФ, можно выделить две группы полномочий:

  • осуществление дознания по делам, по которым согласно ч. 1 ст. 150 УПК РФ не обязательно проведение расследования в форме следствия;
  • осуществление неотложных следственных действий по запросу следователя.

Правовой статус дознавателя

Согласно п. 7 ст. 5 УПК РФ дознавателем является сотрудник органа дознания, который правомочен в силу закона и получил от начальника органа дознания полномочия расследовать конкретное уголовное дело (в форме дознания) и осуществлять иные процессуальные действия.Ч. 3 ст. 41 УПК РФ наделяет дознавателя следующими полномочиями:

  • самостоятельно проводить следственные (процессуальные) действия и принимать решения;
  • взаимодействовать с органом дознания, в том числе путем дачи поручений о проведении следственных действий, задержании подозреваемого;
  • обжаловать решения прокурора и пр.

Замечание 1

При этом следует учитывать, что процессуальная самостоятельность дознавателя существенно ограничена: некоторые решения он может принять только с согласия начальника органа (подразделения) дознания или прокурора; эти лица могут давать дознавателю обязательные указания и отменять его решения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_i_znachenie_ugolovnogo_processa/doznanie_i_doznavatel_v_ugolovnom_processe/

Дознание: термин, сущность, производство

Дознание в уголовном процессе

Предварительное расследование уголовного дела – самостоятельная часть уголовного судопроизводства, осуществление которой возможно двумя способами, одним из которых является дознание (УПК РФ, часть 1, ст.150).

Определение 1

Дознание есть одна из разновидностей уголовно-процессуальной деятельности (форма предварительного расследования), направленная на установление обстоятельств, значимых для поиска истины в расследуемом уголовном деле, и применяемая уполномоченными лицами в случаях, когда производство предварительного следствия по рассматриваемому уголовному делу не является необходимостью.

Дознание в уголовном процессе можно назвать дополнительным инструментом предварительного расследования, который используется для расследования преступных деяний небольшой и средней тяжести. УПК подобные преступления определяет как те, мера пресечения по которым не превышает пяти лет.

Полномочием осуществлять дознание наделены:

  • следователи Следственного комитета РФ в установленных законом случаях;
  • ОВД РФ;
  • пограничные органы ФСБ;
  • органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ;
  • таможенные органы;
  • органы Государственного пожарного надзора;
  • органы Федеральной службы судебных приставов;
  • капитаны морских и речных судов в рамках расследования дел на подотчетной им территории;
  • лица, возглавляющие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ.

Замечание 1

На стадии разработки проекта Уголовно-Процессуального Кодекса дознание вводилось в уголовно-процессуальный процесс как упрощенная версия предварительного следствия. Вводимые далее в УПК изменения постепенно нивелировали значимую разницу между предварительным следствием и дознанием, что стало основой появления некой разновидности дознания – дознания в сокращенной форме.

Виды дознания

На сегодняшний день юридическая практика подразумевает возможность применения одного из следующих видов дознания:

  • дознание в полной форме общего порядка;
  • дознание в сокращенной форме.

Полная форма дознания общего порядка

Общий порядок дознания аналогичен порядку, установленному УПК РФ для предварительного следствия, но, в то же время, подразумевает  некоторые исключения.

Стандартный регламент отводит на производство дознания с момента возбуждения уголовного дела 30 суток. В этот срок не входит время ознакомления с актом обвинения и материалами по рассматриваемому делу обвиняемым, потерпевшим, защитником обвиняемого, представителем потерпевшего. Закон предусматривает возможность продления указанного срока:

  • на усмотрение прокурора – на 30 суток;
  • на усмотрение прокурора, военного прокурора и их заместителей – на срок до 6 месяцев (в ситуациях необходимости произвести судебную экспертизу);
  • на усмотрение районного судьи, военного судьи на основании ходатайства дознавателя и согласия прокурора или военного прокурора – на срок до 6 месяцев в ситуации невозможности завершить дознание в стандартный срок, при отсутствии причин изменить/отменить меру пресечения (заключение под стражу, домашний арест);

Замечание 2

Заключение суда, исключающее возможность отменить или изменить меру пресечения, не должно быть голословным: необходимо подкрепить его соответствующей информацией от дознавателя.

Эти сведения должны указывать на те обстоятельства рассматриваемого преступного деяния (включая личные характеристики обвиняемого), которые явно будут указывать на нецелесообразность изменения меры пресечения (например, обвиняемый, выпущенный на свободу, может скрыться от следственных органов, будет чинить препятствия в расследовании дела и пр.).

  • на усмотрение прокурора субъекта РФ или военного прокурора – на срок до 12 месяцев (в исключительных ситуациях, когда необходимо дополнительное время на исполнение запроса о правовой помощи);
  • продление указанного срока (и возобновление дознания в случае его приостановки) также может производиться на усмотрение руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, когда в его производстве находится рассматриваемое дело.

Лицо, осуществляющее дознание, составляет уведомление о подозрении в совершении преступления в ситуации, когда дело об уголовном преступлении возбуждается по факту его совершения, а процедура дознания стала источником достаточных и достоверных сведений, на основании которых возможно подозревать некое лицо в совершении рассматриваемого преступления.

Такое уведомление должно содержать: личные данные лица, подозреваемого в совершении рассматриваемого преступного деяния (полное имя, дата и место рождения); описание обстоятельств самого преступного деяния (место, время, способ и прочие характеристики); описание ущерба, нанесенного преступным деянием (характер и объем); положения Уголовного Кодекса, закрепляющие меру ответственности за рассматриваемое преступление (часть, статья, пункт).

В случае подозрения некого лица в совершении нескольких преступных деяний уведомление должно содержать отсылку на все положения Уголовного Кодекса (часть, статья, пункт), соответствующие каждому из этих преступлений.

Дознавателю необходимо изготовить копии составленного уведомления. Одну из копий он обязан передать подозреваемому и дать разъяснения касательно его прав (УПК, ст.46).

Передача уведомления подозреваемому должна сопровождаться отметкой о вручении в соответствующем протоколе. Еще одну копию дознаватель должен направить прокурору.

Уведомление вручается каждому из подозреваемых по расследуемому делу, если их установлено несколько.

Также закон устанавливает срок, в который дознаватель обязан осуществить допрос подозреваемого/подозреваемых по существу дела – 3 суток с момента, когда подозреваемому/подозреваемым передано уведомление о подозрении в совершении преступного деяния.

Общее правило гласит, что до составления обвинительного акта в завершение расследования лицо, подозреваемое в совершении преступного деяния, остается в этом статусе, не становясь обвиняемым. Таким образом, на протяжении всего периода, отведенного на процедуру дознания, фигура обвиняемого отсутствует.

Если подозреваемое лицо было заключено под стражу, с этого момента у должностного лица, согласно исключительному порядку УПК, есть 10 дней, чтобы:

  • завершить производство дознания составлением акта обвинения, или
  • вынести заключение об отмене примененной меры пресечения и прекращении уголовного судопроизводства в отношении подозреваемого, или
  • вынести постановление о привлечении ранее подозреваемого лица в качестве обвиняемого (порядок предъявления обвинения определен УПК, ст.171-172).

Результатом процедуры дознания является обвинительный акт, представляющий собой симбиоз постановления о привлечении ранее подозреваемого в качестве обвиняемого и заключения, содержащего окончательную формулировку обвинения, с которой рассматриваемое дело будет отправлено в следующие по регламенту инстанции.

Замечание 3

Для случаев, когда расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом данных, нормы УПК предусмотрели возможность осуществления дознания группой дознавателей.

Полномочием назначать проведение дознания указанным выше способом наделен начальник органа дознания. Пометка о применении такой формы дознания проставляется в постановлении о возбуждении уголовного дела либо в принципе составляется отдельное самостоятельное постановление.

И в том и в другом случае должен быть приведен перечень всех лиц (полные имена), уполномоченных на производство дознания по рассматриваемому делу, и указано, кому из группы поручается руководство группой.

В состав группы дознавателей могут входить также представители органов, функцией которых является оперативно-розыскная деятельность.

Регламент функционирования группы дознавателей закреплен в УПК (ст. 223.2). В частности, лицо, руководящее работой группы дознавателей, должно выполнять следующие функции: общая организация работы группы, руководство деятельности членов группы, формирование акта обвинения.

Обвинительный акт

Определение 2

Обвинительный акт представляет собой процессуальный документ, являющийся итогом произведенной процедуры дознания и содержащий обвинение, основанное на фактах, выявленных в ходе расследования.

Акт обвинения составляется дознавателем на основании его заключения о том, что все необходимые следственные действия по рассматриваемому делу произведены, а установленных фактов достаточно, чтобы сформулировать обвинение. Обвинительный акт является основанием для прокурора передать рассматриваемое уголовное дело в суд.

Помимо основной функции (изложение формулировки обвинения) акт обвинения призван решить следующие задачи:

  • подвести итог процедуры дознания;
  • собрать в единую систему, упорядочить все собранные факты и доказательства, что существенно облегчает дальнейшее судопроизводство в плане ознакомления с материалами по делу, оперирования ими;
  • привести логическое обоснование вывода о виновности подозреваемого, основанное на собранных доказательствах;
  • квалифицировать с юридической точки зрения действия подозреваемого;
  • сформулировать юридические выводы по рассматриваемому делу;
  • установить границы обвинения, в пределах которых суд может определить приговор.

В ситуации, когда подозреваемый находится под стражей, дознаватель должен сформировать акт обвинения в течение 10 суток с момента взятия подозреваемого под стражу. Если указанный срок не соблюден, дознаватель предъявляет обвинение, процедура дознания продолжается или мера пресечения относительно подозреваемого изменяется/отменяется.

Когда дознание не удается завершить в пределах 30 суток с момента задержания подозреваемого, при этом причины для изменения/отмены его меры пресечения отсутствуют, указанный срок может быть увеличен на срок до 6 месяцев на усмотрение судьи на основании ходатайства дознавателя и соответствующего согласования с прокурором.

Обвинительный акт содержит следующие данные:

  • сведения о факте его составления: место, дата;
  • сведения о лице, сформировавшем акт: фамилия, инициалы, должность;
  • сведения о подозреваемом;
  • описание обстоятельств преступного деяния: место, время, способ, цели и прочие характеристики, могущие иметь значение в рассмотрении конкретного дела;
  • собственно обвинительная формулировка с отсылкой к соответствующим положениям УК;
  • краткое, но емкое описание собранных в ходе дознания фактов и доказательств, являющихся основанием обвинения;
  • изложение доказательств, на которые опирается сторона защиты;
  • перечень обстоятельств как отягчающих наказание, так и тех, что его могут смягчить;
  • сведения о лице, которому был нанесен вред, а также о характере этого вреда и его объеме;
  • перечень лиц, которых необходимо вызвать для участия в судебном заседании.

Обязательным приложением к обвинительному акту является справка по делу, содержащая информацию о собственно процедуре произведенного дознания с отсылками к листам уголовного дела:

  • сроки процедуры;
  • принятые меры пресечения (заключение под стражу, домашний арест) с указанием соответствующих временных периодов;
  • характеристики вещественных доказательств;
  • сведения о гражданском иске и реализованных мерах по его обеспечению;
  • данные касательно конфискации имущества, если таковое имело место;
  • сведения о процессуальных издержках;
  • данные о принятых мерах относительно обеспечения прав иждивенцев, если таковые имеются у подозреваемого или потерпевшего.

Особенностью обвинительного акта, отличающей его от обвинительного заключения, является то, что после составления с актом обвинения согласно процессуальным нормам необходимо ознакомить всех лиц, имеющих заинтересованность в рассматриваемом деле.

Замечание 4

Ознакомление с обвинительным актом обязательно для обвиняемого и его защитника, а потерпевший или лицо, представляющее его интересы, могут ознакомиться с актом обвинения и материалами по делу только на основании ходатайства. Также на основании ходатайства могут ознакомиться с материалами дела гражданский истец, гражданский ответчик и их представители (статьи 44,45,54,55 УПК).

Составленный обвинительный акт заверяется подписью начальника органа дознания, после чего совокупно с материалами уголовного дела акт передается прокурору. Прокурор, в свою очередь, изучая поступившие документы, осуществляет проверку:

  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта материалам дела;
  • соответствуют ли описательный и резолютивный разделы обвинительного акта уголовно-процессуальным требованиям;
  • в полной ли мере произведено расследование;
  • соблюдены ли права субъектов уголовного процесса;
  • приняты ли при необходимости меры по нивелированию обстоятельств, повлекших за собой преступное деяние.

Время рассмотрения прокурором уголовного дела и поступивших по нему документов – 2 суток, после чего им должно быть принято одно из возможных решений:

  • утвердить поступивший обвинительный акт и передать рассматриваемое дело в судебную инстанцию;
  • вернуть уголовное дело с целью осуществления дополнительных мер дознания (на срок до 10 суток) или внесению в обвинительный акт корректив (если он не отвечает соответствующим требованиям ст. 225 УПК, на срок до 3 суток);
  • прекратить уголовное судопроизводство;
  • передать уголовное дело для осуществления предварительного следствия.

Замечание 5

В процессе рассмотрения поступившего уголовного дела прокурор уполномочен на свое усмотрение изъять из обвинительного акта некоторые пункты обвинения или изменить квалификацию преступного деяния.

В пределах отведенного срока меры пресечения судья должен принять решение о характере применения этой меры далее.

Достаточность срока меры пресечения для выполнения указанного действия обязан определить прокурор.

При необходимости не позднее, чем за 7 дней до истечения срока меры пресечения, прокурор должен направить ходатайство о продлении. По общему правилу срок меры пресечения может быть увеличен до 30 суток.

Также прокурор несет ответственность за ознакомление с обвинительным актом и материалами дела заинтересованных лиц. Как уже было сказано выше, ознакомление с документами по делу обвиняемого и его защитника является обязательным.

Если обвиняемый отказался принять копию акта обвинения, не явился по вызову прокурора, прокурор передает рассматриваемое дело в судебную инстанцию с соответствующей пометкой о причинах, по которым не произошла передача обвиняемому копии обвинительного акта.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/doznanie/

Дознание в уголовном процессе (стр. 1 из 4)

Дознание в уголовном процессе

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

С принятием УПК РФ процеду­ра расследования в форме дозна­ния была существенно изменена.

Органы дознания получили воз­можность расследовать преступле­ния, отнесенные к своей компетен­ции, в режиме процессуальной экономии, без ущемления конституци­онных прав граждан, с составлени­ем обвинительного акта.

Заверше­ние дознания имеет теперь специ­фическую форму и осуществляет­ся в упрощенном режиме. Законо­датель в отдельных нормах сфор­мулировал правовой статус дознавателя и органа дознания, опреде­лил их компетенцию. Все эти новел­лы безусловно следует считать про­грессивными.

Дознание — одна из форм предварительного расследования. По­этому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

В комментарии в ст. 98 УПК РСФСР 1923 г. было написано: «Роль органа дознания ничем существенно не отличается по закону от роли следователя, и этим органам пред­ставлены широкие права в стадии производства дознания»[1]

Отсутствие этого разграничения сохранилось и в УПК РСФСР 1960 г., причем пони­мание и применение Закона осложнилось в связи с упоминанием в нем об оперативно-розыскных мерах, проводимых органами дознания, и введением протокольной формы.

В действующем УПК РФ, функция осуществления дознания напрямую связанна с выполнением как неотложных следственных, так иных и процессуальных действий, протокольная же форма в настоящее время не существует.

В данной курсовой работе мы попытаемся рассмотреть особенности производства дознания по уголовным делам на примере уголовно-процессуального законодательства России и Франции.

Целью данной работы является раскрытие содержания производства дознание в уголовном процессе.

Задачи, которые решаются в данной курсовой работе:

1. исследуется вопрос понятия и значения дознания в уголовном процессе;

2. анализируется процессуальный порядок производства дознания, изучаются функции лиц, наделенных правом производства дознания в уголовном процессе.

3. делаются выводы по итогам проведенного исследования.

Основные положения данной работы осно­вываются на требованиях Конституции РФ, нормах уголовно-процессуаль­ного законодательства, актах Конституционного Суда РФ, а также на теоре­тических достижениях в области науки уголовного процесса.

1. Понятие и сущность дознания в уголовном процессе

Дознание — одна из форм предварительного расследования. По­этому дознанием можно считать только уголовно-процессуальную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

Дознание в уголовном процессе, являясь одной из форм рассле­дования преступлений, призвано способствовать осуществлению пра­восудия по уголовным делам. Как форма расследования оно носит процессуальный характер. Это означает, что все принимаемые в хо­де дознания решения и производимые действия должны строго соот­ветствовать уголовно-процессуальному законодательству[2].

Дознание – это самостоятельная форма предва­рительного расследования, призванная играть значительную роль в досудебном производстве по уголовным де­лам. Она во многом сходна с формой пред­варительного расследования — предварительным следствием.

Ее основные задачи и цели практически трудно отличить от задач и целей предварительного следствия. В значительной степени оди­наков и установленный законом порядок принятия решений и производства большинства следственных действий по собиранию, проверке и оценке доказательств.

Одинаково также юридическое зна­чение большинства решений и действий как следователя, так дознавателя, принимаемых ими в ходе предварительного расследования[3].

Однако дознание рядом своих свойств отличается от предварительного следствия. К наиболее существенным свойствам такого рода можно было бы отнести следующие.

Во-первых, осуществление расследования в форме дознания возлагается, как правило, на специально уполномоченные органы и должностных лиц — дознавателей.

Лишь в специально оговоренных в законе случаях его могут осуществлять следова­тели (например, следователи прокуратуры — по делам о преступ­лениях, совершенных некоторыми должностными лицами или про­тив них (см. пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК[4]);

Во-вторых, к дознанию как одной из форм предварительного расследования можно прибегать для раскрытия сравнительно ог­раниченного круга преступлений. К ним относятся, как правило, лишь те, что включены в перечень преступлений, содержащийся и ч. 3 ст.

150 УПК и насчитывающий более 100 составов, предусмот­ренных статьями Особенной части УК[5], В большинстве своем это не отличающиеся существенной сложностью преступления неболь­шой и средней тяжести. В отношении преступлений небольшой и средней тяжести, не упомянутых в этом перечне, дознание до­пустимо лишь по письменному указанию прокурора.

По делам же о тяжких и особо тяжких преступлениях оно недопустимо даже по такому указанию.

Действующий УПК РФ, как и ранее действовавший УПК РСФСР, предусматривает два вида дознания:

1) дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно;

2) дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия в объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Его сущность — раскрытие уголовно наказуемого деяния, т.е.

принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны.

В УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР (ст. 117-124), дознанию придается одно значение — расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно[6].

Поскольку дознание осуществляется по общим правилам, установленным для предварительного следствия в гл. гл.

21, 22, 24 — 29, дознаватель обязан при соблюдении общих условий предварительного следствия произвести все необходимые следственные действия, собрать, проверить и оценить доказательства для всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, принять меры к устранению и возмещению причиненного вреда, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (ст. ст. 73, 158 УПК).

2. Виды субъектов, наделенных правом осуществления дознания и их полномочия

Действующим уголовно-процессуальным законодательством регламентируются субъекты, которые на законных основаниях наделены правом осуществления дознания в уголовном процессе.

Так, к органам дознания можно отнести следующие:

1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, — в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, — в порядке, установленном ст.157 УПК РФ.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном ст.146 УПК, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

· капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

· руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Перечень органов дознания является исчерпывающим. Никакие другие органы не вправе осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в стадии возбуждения уголовного дела и предвари­тельного расследования.

Необходимо также сказать, что дознание может осуществляться дознавателями. Так по общему правилу дознание осуществляется:

· дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации;

· дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;

Источник: https://mirznanii.com/a/40053/doznanie-v-ugolovnom-protsesse

Дознание по УПК РФ

Дознание в уголовном процессе

Дознание является формой предварительного расследования преступлений, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК).

Дознание в России осуществляется в трёх формах:

· Сбор и проверка материалов по факту совершенного преступления с последующим возбуждением уголовного дела и проведения предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием);

· Проведение неотложных следственных действий после возбуждения уголовного дела органом дознания до передачи уголовного дела следователю;

· Сбор материалов по делам, предварительное расследование по которым не обязательно.

Порядок дознания определяется нормами, содержащимися в главах:

22.»Предварительное следствие» (ст.162-170 УПК РФ);

24. «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент» (ст.176-181 УПК РФ);

25. «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления» (ст.182-186 УПК РФ);

26. «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний» (ст.187-194 УПК РФ);

27. «Производство экспертизы» (ст.195-207 УПК РФ);

28. «Приостановление и возобновление предварительного следствия» (ст.208-211 УПК РФ);

29. «Прекращение уголовного дела» (ст.212-214 РФ).

Дознание функционирует только как одна из форм предварительного расследования по уголовным делам, перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст.15 УК РФ).

В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл.32 УПК РФ).

При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.

Дознание по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном ч.2 УПК, с изъятиями, предусмотренными гл.50 УПК.

В ст. 40 УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания:

1) Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

На основании ст. 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144 такими полномочиями обладают оперативные подразделения:

· органов внутренних дел Российской Федерации;

· органов федеральной службы безопасности;

· федеральных органов государственной охраны;

· таможенных органов Российской Федерации;

· Службы внешней разведки Российской Федерации;

· Федеральной службы исполнения наказаний;

· органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

На органы дознания возлагается:

· производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, — в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

· выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, — в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.

В соответствии с ч.3 ст.40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на:

· капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

· руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ[15], — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Таким образом, закон возлагает на органы дознания следующие процессуальные полномочия:

· принятие, рассмотрение и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях (ст.140-145 УПК);

· производство неотложных следственных действий по делам о преступлениях, по которым обязательно проведение предварительного следствия (ст.157 УПК) [16];

· производство в полном объеме дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно (ст.223-226 УПК);

· производство отдельных следственных и процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий по письменному поручению следователя;

· оказание содействия следователям в проведении ими отдельных следственных и процессуальных действий (ст.38 и 157 УПК).

Особенности

1. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

может быть продлен до 6 месяцев,до 12 месяцев.

6. Производство предварительного расследования в форме дознания оканчивается в порядке, установленном гл.32 УПК, составлением дознавателем обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания.

9. Обвинительный акт составляется дознавателем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к этому процессуальному документу.

Обвинительный акт — это упрощенный по форме, но важный процессуальный документ, завершающий производство предварительного расследования в форме дознания. В нем дознаватель формулирует обвинение и приводит доказательства, изобличающие лицо или лиц в совершении преступления, которые должны быть исследованы судом в условиях гласности и состязательности сторон.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_79907_doznanie-po-upk-rf.html

Refy-free
Добавить комментарий